Что делать, если ребенок кусается? Как отучить ребенка кусаться − почему родителям стоит задуматься над своим поведением

Большинство семей с детьми до трех лет сталкиваются с подобной проблемой - малыш вдруг начинает кусаться. Чаще всего «достается» близким людям и приятного в этом, конечно, мало. Даже маленькие зубки могут причинить существенную боль и посадить на кожу некрасивый синяк - многие мамы обзаводятся подобным «украшением». И вроде бы злиться на роднулю нельзя (родители уверены, что ребенок поступает так не со зла), но и терпеть укусы с каждым разом становится сложнее.

Проблема выходит на новый уровень, когда кусачий малыш обижает товарищей на игровой площадке или в детском саду. И, хотя укусы редко становятся причиной серьезных повреждений, они вполне могут послужить катализатором конфликта между взрослыми людьми. Ребенок, который часто кусает других, может нуждаться в специальном уходе - родителей могут попросить забрать ребенка из детского сада.

Норма ли это, что ребенок кусается , почему кусаются дети и как справиться с проблемой - рассказывает сайт.

До трехлетнего возраста кусание представляет собой одну из особенностей возрастного развития малыша. Кусание становится проблемой, если часто повторяется, продолжается после 3 лет, либо же сам укус сопровождается агрессивным поведением . В таком случае, ребенка следует показать специалисту, который поможет решить детские проблемы с самовыражением или с самоконтролем.

Ниже рассмотрим подробнее, почему дети кусаются.

Ребенок кусается: причины детских укусов

В зависимости от возраста, причины детских укусов могут сильно различаться.

5-7 месяцев.

Малыши этого возраста проходят через непростой этап прорезывания зубов . В этот период ребенок кусает в ответ на болезненные ощущения во рту или для того, чтоб снизить нагрузку на десны. Обижаться на кроху нет смысла - он испытывает дискомфорт гораздо больший, чем вы от его укуса. Как правило, детки до года отучаются кусаться, когда видят и слышат реакцию укушенного.

8-14 месяцев.

Детишки старше года кусают в момент сильного возбуждения: в этом возрасте укус не является запланированным действием и носит спонтанный характер. Малышам просто не хватает языковых навыков, чтоб выразить переполняющие их эмоции: страх, раздражение или даже радость. Чтобы кусание не переросло в привычку, мама с папой не должны реагировать на покусывания улыбкой или смехом, которые ребенок может принять за поощрения. Воспринимайте ситуацию всерьез - важно не упустить момент и срочно отучать малыша кусаться. Как, расскажем ниже.

15-36 месяцев.

В этом возрасте ребенок чаще кусает посторонних, чем родителей. Такое поведение считается проявлением агрессии и продиктовано желанием контролировать действия другого человека. Жертвами укусов, как правило, становятся другие дети. Дети в таком возрасте прекращают кусаться, как только понимают, что подобное поведение строго порицается взрослыми.



Не во всех случаях можно предотвратить детский укус. Но родителям вполне по силам снизить частоту кусания.

5-7 месяцев.

Давайте маленькому кусаке специальные резиновые кольца и игрушки-прорезыватели для зубов (особенно с охлаждающим гелем или водой внутри). Они удовлетворяют стремление малыша почесать десенки. Тот же «инстинкт чесания» ребенок может удовлетворить, если вы дадите ему морковку или кусочек яблочка. Если малыш сносно себя чувствует и при этом укусил вас, строго скажите ему «Нет, мы не кусаемся!», или что-то вроде этого.

8-14 месяцев.

Ребенку в этом возрасте нужно дать понять, что укус причиняет сильное расстройство маме (или папе). При этом, не лишним будет «включить актера», преувеличенно выражая свою боль. Скажите малышу: «Мы никогда не кусаем людей. Мы кусаем только еду». Ваш голос при этом должен быть твердым, а выражение лица - строгим. Не сомневайтесь, даже в таком раннем возрасте детки отлично понимают эмоциональную окраску голоса и язык тела.

15-36 месяцев.

Задача родителей - научить малыша должным образом выражать эмоции. Чтобы помочь ребенку описать его чувства словами, задавайте ему вопросы такого характера: «Ты злишься за то, что у тебя забрали игрушку?», «Скажи, что тебе не нравится, но не кусайся». Не пытайтесь приводить сложные аргументы, задействуйте простые и конкретные предложения в своем разговоре про кусание. Большинство укусов можно предотвратить, внимательно наблюдая за кусающимся ребенком. Очень скоро вам станет ясно, что чадо кусается строго в определенных ситуациях: например, при тесной скученности детей или конфликтной ситуации со сверстниками, когда ребенок вынужден отстаивать свои интересы.



Кусающимся деткам противопоказаны активности, которые носят соревновательный характер, равно как и занятия, не соответствующие возрасту и навыкам ребенка. В коллективе лучше увлечь малыша каким-то более спокойным занятием, например, несложным пазлом или игрой с сыпучими материалами . Если вам кажется, что ребенок готов покуситься на чужую плоть, либо переключите его внимание на другой объект, либо остановите твердым голосом, сказав: «Нет, мы никогда не кусаем людей».

Старайтесь привить ребенку чувство сопереживания. Объясните, что укушенный товарищ испытывает боль, ему плохо. Напомните сорванцу, как ему было неприятно, когда он обжег пальчик или его оцарапала кошка Мурка, или приведите в пример любой другой реальный случай из жизни крохи. Идеально, если получится привлечь укусившего к помощи пострадавшему - утешить, погладить того по руке.

Не забывайте хвалить ребенка, который успешно преодолел стрессовую ситуацию.

36 месяцев (3 года) и старше.

Если после трех лет ребенок не перерос привычку кусаться, это может свидетельствовать о проблемах неврологического характера, которые требуют коррекционного вмешательства со стороны специалиста. Подобное поведение так же может быть следствием пережитой психо-эмоциональной травмы или неблагополучной внутрисемейной обстановки.


Чего нельзя делать, когда ребенок кусается:

  • Кусать ребенка в ответ.
  • Бить ребенка по губам.
  • Кричать или использовать любые методы морального наказания.
Родителям, которые чувствуют, что теряют контроль над своими действиями при попытке дисциплинировать чадо, требуется дополнительная помощь.

Не забывайте, ребенок копирует манеру поведения близких и даже выражение лица мамы и папы. Будьте доброжелательны не только с собственному малышу, но и ко всем другим детям. Не скупитесь на ласку и выражение чувств, но проявляйте строгость, когда это необходимо. А если проблемы с укусами вас все-таки коснулись, решайте их взвешенно.

В детском саду в каждой группе зачастую имеется ребёнок, который кусает своих сверстников. Такое поведение малыша неприятно всем: пострадавшему, родителям обеих сторон, воспитателю и самому «кусаке». Естественно, мама сразу задаётся вопросами: почему ребёнок кусает детей в садике? Что делать? Попробуем разобраться, почему возникают такие ситуации, как на них реагировать и можно ли их предотвратить.

Первые действия родителей после инцидента

После того как родители узнали, что их ребёнок укусил сверстника в детском саду, в первую очередь нужно сделать следующее:

Почему ребёнок кусается?

Если же ребёнок стал пускать в ход зубы после того, как начал посещать детский сад, то виной этому может стать просто заразительный пример. Даже малыш, которому не свойственно проявление агрессии, может попасть под влияние большинства и начать совершать такие действия, чтобы не выделяться. Уверенные в себе дети, которых хвалят родители, чаще всего в такой ситуации не будут поддаваться влиянию коллектива.

Ниже подробно описаны основные причины появления этой вредной привычки у ребёнка, и приведены способы решения возникших в связи с этим проблем.

Причина первая. Доказательство значимости

Зачастую ребёнок начинает кусаться лишь для того, чтобы доказать свою значимость и завоевать авторитет в коллективе. Таким способом он хочет добиться подчинения ему окружающих воспитанников группы и возможности контролировать их действия. Первая причина, почему ребёнок кусает детей в садике, обозначена. Как действовать в таком случае?

Главное - это научить ребёнка выражать свои желания не с помощью укусов, а словами. Доступно объяснить малышу, что укушенным быть обидно и больно, можно с помощью игр, где он должен участвовать в ситуации сначала в роли «кусаки», а после в качестве пострадавшего. Во время этого развлечения нужно показать, что простые фразы вроде «я не хочу», «я сержусь» или «мне это не нравится» действуют гораздо эффективнее укусов.

Причина вторая. Чувство тревоги

Ребёнок может кусаться в том случае, когда испытывает чувство тревоги или дискомфорта от нахождения в конкретном месте или окружении. Вероятно, ему страшно, или он чувствует себя беззащитным. Если ребёнок кусает детей в саду именно по этой причине, то для решения проблемы родителям нужно окружить его ещё большей любовью и заботой, а воспитателю постараться создать дружественную атмосферу вокруг малыша и, может быть, дать ему немного больше личного пространства. Работникам детского сада следует помочь своему подопечному найти уголок, где он будет чувствовать себя безопасно. Если кроха ходит в сад совсем недавно, нужно дать ему время для адаптации. Пусть возьмёт с собой в группу любимую игрушку или другую вещь из дома, которая даст ему чувство уверенности и спокойствия.

Причина третья. Нерастраченная энергия

Порой случается, что в роли «кусаки» выступает гиперактивный ребёнок. И пускает в ход зубы он лишь потому, что в течение дня ему не удалось выплеснуть достаточное количество энергии.

Когда такой ребёнок кусает детей в детском саду, что делать воспитателю и родителям? Чётко соблюдать распорядок дня малыша. До обеда ему рекомендованы подвижные игры и физические нагрузки, к примеру, танцы, плавание, езда на велосипеде. А вот вторую половину дня лучше провести спокойно, рисуя, играя с конструктором, лепя из пластилина или читая книги.

Причина четвёртая. Чрезмерная эмоциональность

Если малыш с помощью укусов выражает положительные эмоции, то нужно предложить ему альтернативу, как показывать свои чувства другими способами - используя добрые слова, объятья и поцелуи.

Возможен другой вариант - когда ребёнок кусает детей из-за нахлынувшей на него агрессии. Как по-другому можно её выразить, кроха пока не знает. Вот и прибегает к использованию зубов.

Причина пятая. Недостаток внимания

Если малышу кажется, что мама с папой не уделяют ему должного внимания, он ищет способы исправить это. Чтобы хоть как-то зацепить родителей, ребёнок кусает детей в саду.

Что делать при этом взрослым? Нужно постараться проводить с крохой как можно больше времени. Обнимать его, целовать, вместе играть, читать книги и просто общаться. Вскоре между родителями и ребёнком установится невидимая связь, его психология станет более понятна, и появится возможность предугадать, когда и по какой причине малыш может укусить. Именно в этот момент нужно переместить его внимание на что-либо, отвлекающее ребёнка от возникшего желания пустить в ход зубы.

Что нужно делать после того, как ребёнок кусался, и чего предпринимать не стоит

Категорически запрещается отвечать «кусаке» агрессией. Нельзя кричать или пытаться шлёпнуть его, тем более не стоит пытаться тоже пустить в ход зубы с целью воспитания. Ответная агрессия не приведёт к решению проблемы, а может лишь запугать ребёнка и зародить в нём комплексы. Главное, что должен сделать взрослый - спокойно и уверенно объяснить крохе, как он сделал больно своему сверстнику.

Нужно дать понять ребёнку, что укусы лучше заменить словами «нет», «мне не нравится», «не хочу», «я сержусь». Что использование речи более эффективно, чем применение зубов. Проигрывание таких ситуаций с использованием кукол оказывает положительное влияние на малыша.

Бывает, ребёнок кусает детей для проверки окружающих. Ему любопытно, какая последует реакция, каков предел дозволенного, и что может сойти ему с рук. В таком случае взрослые должны чётко дать понять, что этого делать нельзя. Родителям нужно объяснить: когда кусаешь - причиняешь боль. Гораздо лучше обниматься и целоваться.

Если ребёнок раскаивается

Случается, что ребёнок кусает детей в садике не целенаправленно, а в порыве эмоций или в силу усталости. После этого он сам пугается своего поступка и искренне раскаивается.

В таком случае не нужно его отчитывать. Наоборот, следует предложить ребёнку попросить прощения у сверстника, подуть на место укуса, приклеить пластырь, подарить ему игрушку. Но такое поведение взрослых предполагается только в случае, когда для малыша эта ситуация действительно единична и не является нормой поведения.

Как отучить малыша кусаться?

Принципы избавления ребёнка от вредной привычки следующие:


Как малышу выплеснуть гнев?

Гнев - это природная эмоция, которая имеет такое же право на существование, как и прочие. Порой даже взрослые люди, которые умеют держать себя в руках, испытывают это чувство. Отличие малыша от мамы или папы состоит в том, что родители знают, как выплеснуть гнев, не причинив при этом вреда окружающим, а их отпрыск этим умением не владеет. Почему ребёнок кусает детей? Потому что разгневан. Нужно научить его избавляться от этой эмоции с помощью неодушевлённых предметов. Например, можно поколотить диванную подушку, порвать ненужную бумажку на мелкие кусочки, побросать мягкие мячи в стену, слепить из пластилина и расплющить кулаком его чувство гнева, громко покричать и порычать.

Нельзя полностью пытаться подавить негативные эмоции малыша, ведь впоследствии это может привести к посещениям детского психолога и невропатолога.

Профилактика вредной привычки

Почему ребёнок кусает детей? Потому что его не хвалят родители. Вовремя сказанное одобрительное слово предотвратит появление желания укусить. Нужно хвалить кроху, когда его поведение соответствует вашим просьбам, к примеру, если он угощает сверстников, делится игрушками, считается с желаниями других, проявляет терпение.

В нужный момент обняв ребёнка, можно помочь ему ассоциировать своё неагрессивное поведение с приятными ощущениями. Скоро кроха поймёт, что лучше получать позитивную реакцию на своё миролюбивое поведение, чем негативную - на искусанных сверстников.

В свою очередь, родители и работники детского сада должны своим примером показывать малышу, как следует справляться с гневом и раздражением.

Хорошим методом профилактики являются ролевые игры с ребёнком. Вот несколько тем для таких психологических тренингов:

  • У ребёнка отбирают игрушку.
  • Малыш рассердился.
  • Кроху ударили или обозвали.
  • Ребёнку страшно.

Целью таких занятий является возможность научить малыша выражать эмоции исключительно словами, без пускания в ход зубов.

Воспитатель сказал, что ваш ребёнок кусает детей. Что делать с этой проблемой? Нужно помочь малышу. В первую очередь следует попробовать разобраться с причиной, вследствие которой у малыша появилась эта вредная привычка. Дальше главной задачей родителей является устранение этого фактора, влияющего на поведение крохи. Взрослые должны запастись терпением и проявить свою мудрость в решении этой проблемы. Главными помощниками в этом станут внимание, объятия и поцелуи. Уверенный в себе ребёнок, которого часто и по делу хвалят, не станет решать вопросы, кусая других детей. И помните, что любовью избаловать нельзя. Благодаря этой статье у вас обязательно получится превратить злого "кусаку" в самого лучшего "целоваку".

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии — преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения — в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале — силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года — оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей — еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре — определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе — преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, — среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки — диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра — любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх — плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту — как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии — хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите — базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Некоторым родителям приходится решать проблему, когда их малыш вдруг начинает кусаться. Причин для такого поведения может быть много. Важно точно их определить и предпринять действия, чтобы отучить ребенка от этой привычки.

Почему ребенок кусается

Как правило, малыш начинает проявлять склонность к кусанию в то врем, когда у него прорезываются зубки. В этот период он еще не осознает своих действий. Задача родителей в этом случае – помочь крохе. Если же ребенок продолжает кусаться и в более старшем возрасте, то необходимо объяснять малышу, что он себя ведет плохо и некрасиво.

Такие ситуации очень часто случаются в детских садах и на игровых площадках. В этом случае кусание проявляется как первый способ защитить себя.

Причины, по которым малыш начинает кусаться:

  • Желание кусаться возникает у детей в состоянии , а также как результат отчаяния или беспомощности.
  • Некоторые дети стремятся таким образом выразить недовольство чем-то или хотят обратить внимание взрослых на себя.
  • Некоторые дети кусаются, потому что чувствуют боль в .
  • В маленьком возрасте ребенок познает мир через вкус. Поэтому кусание может быть проявлением узнать что-то новое.
  • Если ребенок чувствует себя слабее соперника или не знает как по-другому постоять за себя.
  • Малыш может мстить за обиду.
  • Кусание у некоторых детей – это способ завоевать лидирующее положение.

В любом случае родители должны незамедлительно предпринять эффективные меры, чтобы прекратить такое поведение ребенка и отучить его от этой привычки. Ответные действия должны быть совершены сразу же после совершения проступка. Но при этом важно не повышать на малыша голоса и не бить его. Замечание должно быть сделано строгим голосом, спокойно, чтобы ребенок понимал, за что его ругают.

Что делать, если ребенок кусается

Для начала понаблюдайте за своим малышом и выясните, в каких именно ситуациях он стремится укусить. По возможности вам следует предпринять меры, чтобы не допустить такого поведения малыша и разрешить конфликт другим способом.

Всякий раз когда вы видите, что ребенок собирается укусить, вы должны закрыть его рот ладонью, чтобы создать физическое препятствие и не допустить укуса. При этом скажите строгим и решительным голосом, что кусаться нельзя. Конечно, с первого раза малыш не поймет этого. Но на 10 раз или на 20-й ваш запрет будет понят. Важно, чтобы все взрослые, окружающие малыша, реагировали подобным образом, а не умилялись его действиям.

Не бейте ребенка и не кричите на него. Ребенок кусается от переполняющего его чувства злости и беспомощности. В этот момент он не осознает своих действий. Наказание будет еще больше провоцировать малыша на агрессию.

Вам надо помочь ребенку выразить свои эмоции словами. Например, расскажите ему о мальчике-кусаке, его поведении и к чему оно привело. Предложите малышу поучаствовать в этой сказке, пусть он предложит свои способы, как защититься от кусающего мальчика. Вы должны донести, что надо высказывать свои плохие чувства , а не кусаться.

Детям более старшего возраста полезно применять тайм-ауты. В случае недопустимого следует отлучить от игры и оставить на некоторое время в одиночестве, предложив подумать над своим поведением. Не обязательно для этого выводить малыша из игрового помещения. Достаточно просто отвести его в угол. При этом ребенок не должен ни на что отвлекаться, иначе весь воспитательный эффект сойдет на нет.

Малыш неожиданно начал кусаться. Что это: проявление дурного характера, недостаток воспитания или попытка выказать свои чувства и эмоции? Почему это происходит и как бороться? Что делать, если ребёнок кусает сам себя?

Нелёгкая доля родителей кусаки

Вот уж чего ни один родитель не хочет, так это чтобы ребёнок кусался. Кусачий ребёнок — настоящая проблема. И, прежде всего, для близких.

Но начинать борьбу с этой малоприятной привычкой нужно с осознания того, что ваш ребёнок не садист и не изверг. Более того, он даже не уникум, которого нужно изучать специалистам. Кусающиеся дети — довольно распространённое явление. Полегчало? Тогда попробуем понять, почему дети кусаются, и узнаем, как правильно поступать с кусаками.

Почему дети кусаются?

Для начала давайте разберёмся в причинах повышенной «кусачести». Для маленьких детей, ещё не умеющих говорить вовсе или делающих это пока не слишком хорошо, привычный и — главное! — доступный способ выразить свои чувства — кусание. Причём, так они могут выражать не только раздражение и злость, но и печаль, и даже любовь. Расстроенный, разгневанный или переполненный любовью, малыш действует, не задумываясь. Так, как ему проще и быстрее выказать свои эмоции. Вот и начинает кусаться.

Многие смогут вспомнить случаи, когда крохи кусали их во время грудного вскармливания, особенно, если давно не видели маму, или были сильно голодны, или мама прибежала не по первому зову. А разве мы, взрослые, не говорим иногда своим драгоценным чадам что-нибудь вроде «ты мой сладенький, так бы и съела тебя!», а ещё — разве не целуем, не прижимаем к себе сильно? Бывает ведь, и нередко. Вот и у детей также. Только мы уже умеем владеть собой, а малыши ещё нет.

Кроме того, крохам сложно понять и принять то обстоятельство, что папа с мамой и другие близкие люди существуют не только для того, чтобы всячески потакать их желаниям и молниеносно выполнять любые требования.

Дети постарше, от полутора лет, чаще кусаются в состоянии обиды или ярости. Причём обычно это происходит, когда ребёнок начинает посещать детский сад или остаётся на попечении няни. И это понятно. Малыш оказывается в непривычной обстановке, родители оставляют его среди чужих людей и уходят, а воспитательница занята не только им, а ещё и другими детьми. Ребёнок привык быть центром маленькой семейной Вселенной, а тут вдруг ему в этом праве отказывают. Или рядом вместо родной мамы оказывается совершенно посторонняя тётя. Как тут не разозлиться и не начать действовать самым очевидным образом?

Хотя склонность действовать зубами по поводу и без повода может шокировать и пугать окружающих, на самом деле это не патология, а нормальная реакция малышей, ещё не умеющих сдерживать себя и действующих импульсивно. Но с этим вполне можно бороться.

Что делать, если ребенок кусается?

Итак, ребёнок укусил кого-то. Нередко первый родительский порыв наказать. А уж если подобное происходит не впервые, то сдержаться еще более сложно. Но придётся. Действовать нужно по-другому:

1. Не ругайте и не наказывайте, демонстрируйте понимание

Вместо того, чтобы отругать или наказать, спокойно скажите: «Ты сейчас рассердился (в этом месте можно уточнить на что именно, так ребёнок убедится, что вы его действительно понимаете). Я знаю, что у тебя на это есть причины. Но кусаться нельзя!». Важно, чтобы малыш понял, что вы признаёте его право на обиду, раздражение и другие сильные эмоции.

2. Покажите другие способы выразить эмоции

Далее необходимо показать ребёнку, как нужно и можно действовать. Говорите как можно более просто и при этом образно и ярко. Например: «Кусаться нельзя. Ты человек. А кусаются только животные. Или ты у нас акула?»

После этого объясните, что когда малыш сердится, он может сказать об этом, обидеться, топнуть ногой или даже крикнуть, но вот кусаться нельзя категорически. Ведь он же не животное.

Обратите внимание! Сначала необходимо подобным образом поговорить с ребёнком сразу после «преступного деяния», а потом ещё раз обсудить, когда вы оба будете спокойны, в момент особой доверительности и близости друг другу.

Если ребёнок кусается, не умея выразить свою любовь, покажите ему, как нужно это делать. Обнимайте и целуйте его, поясняя: «Я тебя очень люблю, поэтому нежно обнимаю и ласково целую. А кусаться нельзя, люди так не делают, когда любят кого-то ».

3. Воздействуйте на воображение и играйте

  • Подберите книжки или мультфильмы, герои которых кусались или совершали другие неправильные действия (например, мультфильм «Птичка Тари» по книге Б. Заходера «Ма-Тари-Кари»). Вместе посмейтесь над персонажами, обсудите увиденное. Если ребёнок ещё совсем маленький, придумайте простые короткие истории про сердитого зубастого волка или кусачую змейку.
  • Отличный способ научить малыша выражать свои чувства безопасно для окружающих — проигрывание сценок, в которых персонажи кусаются. Пусть маленький кусака побудет в роли обиженного или возьмёт на себя обязанности родителя и попробует урезонить кусачего героя, научит его не пускать в ход зубы. Почаще используйте в сценках вербальные (словесные) способы выразить эмоции («я очень сержусь», «я чувствую обиду», «я не хочу играть в такую игру» и т. д.).
  • Поиграйте в игру «Рассердился». Например, «Акула (кенгуру, медведь, зайчик и т. д.) рассердились». По очереди показывайте, как по-разному сердятся герои, а потом попросите показать, как сердитесь вы, воспитательница в детском саду или друзья малыша. Так он сможет увидеть, что люди и животные ведут себя не одинаково. Обсудите, как можно сердиться, а как нельзя.
  • Поработайте с мимикой и жестами, чтобы ребёнок понял: выражать свои чувства можно по-разному. Перед зеркалом постройте рожицы, покажите разные эмоции: грусть, раздражение, гнев, обиду, радость, удивление, восхищение и т. д.
  • Научите ребёнка рисовать свои отрицательные эмоции, а потом рвать или комкать рисунки и выкидывать их.

Конечно, ждать моментального исправления кусаки не стоит. Но при ваших правильных и последовательных действиях вскоре ситуация улучшится и ребёнок перестанет кусаться.

Укушу сам себя

Другая довольно распространённая ситуация, когда ребёнок кусает сам себя. Причин для этого три:

  • Желание избежать наказания

Провинившийся ребёнок кусает себя, чтобы его не наказывали. Родители в такой ситуации обычно пугаются, теряются и забывают о проступке. А хитрец и доволен. Покажите, что вы раскусили его хитрость, и ребёнок прекратит кусать себя.

  • Признание вины

Так делают дети, которые считают себя уже достаточно взрослыми и готовы понести наказание. С такими детьми обычно хватает спокойного разговора, чтобы он перестал заниматься «самокусанием».

  • Неумение выразить гнев

Рассердившись на кого-то, кусают себя дети, которые не могут дать отпор обидчикам и выразить свои чувства, а обида так велика, что они видят только один выход — сделать больно себе. Объясните, что он имеет право на эмоции и их демонстрацию. Научите его выражать эмоции безопасно (см. Алгоритм действий).

Если укусили вашего ребёнка

  • Обычно дети страдают от кусак в детском саду. Поэтому предупредите воспитателей и попросите их понаблюдать за ситуацией.
  • Поговорите с родителями кусаки. Не обвиняйте их или ребёнка, продемонстрируйте, что вы понимаете сложность ситуации и сочувствуете им. Предложите им прочесть эту статью и применить советы на практике.
  • Объясните своему ребёнку, что, если его обижают, он может позвать на помощь, дать отпор и показать, что не будет бессловесной жертвой.