Бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей. Физическое наказание: за и против

Недавно в одном суперпопулярном родительском интернет-сообществе всерьез обсуждался вопрос, стоит ли наказывать детей, шлепая их по попе. Как ни странно, за то, чтобы как следует врезать, высказалось большинство. Почему эта средневековая мера наказания так популярна? Рассказывает детский аналитик Анна Скавитина.

«Как правило, родители, которые шлепают детей, не понимают, что они совершают насилие. Или для них этот факт не является аргументом. Мало того, многие взрослые вполне одобряют такую воспитательную меру. По моей субъективной оценке, примерно половина российских родителей, а может, и чуть больше, считают, что шлепать детей необходимо и даже полезно. Главное доказательство: «Нас били, мы выросли и ничего. Если бы не били, может, ничего из нас и не получилось бы». (В этом месте мне всегда хочется возразить, что никто не знает, что было бы, если бы их не били…). Но есть и еще один аргумент: «Ребенок по-другому не понимает». Тот факт, что во многих странах Европы шлепать детей запрещено законодательно, оставляет российских родителей равнодушными или вызывает защитную реакцию: «Мы же не Европа, у нас менталитет другой». А в США шлепанье не запрещено. Может быть, они знают что-то важное про физические наказания?

На протяжении многих лет американские психологи проводили исследования, посвященные оценке вреда телесных наказаний. По результатам исследований Комитет детского развития выступил резко против них*. Обнаружилось, что шлепанье порождает больше поведенческих нарушений, чем другие способы наказания. Кроме того, оно делает детей агрессивными, подавленными и депрессивными, замедляет их интеллектуальное развитие. Исследование Школы общественного здравоохранения Университета Тулейна, возглавляемое Катрин Тейлор (Catherine Taylor)**, в 2010 году показало, что трехлетки, которых шлепали более двух раз в месяц, к пяти годам на 50% чаще «небитых» детей проявляли излишнюю агрессию. При этом учитывались и материнская агрессия, и злоупотребление алкоголем (или наркотиками) родителей, а также изначальный уровень агрессии ребенка. А еще известно, что дети, которых бьют, испытывают больше трудностей в обучении в сравнении с теми, кого родители наказывают по-другому. Причина очевидна – шлепанье влияет на развитие ребенка совершенно определенным образом: его мозг из режима развития переходит в режим выживания.

Так почему же, даже узнав (или зная) все это, родители продолжают шлепать детей? Все просто: любые другие методы воспитания требуют усилий. А чтобы «дать по попе» – не требуется ничего вообще. Это акт мгновенного реагирования. Мгновенного избавления от собственного бессилия – и попытка показать себе, что что-то происходит, что-то делается, кто-то как-то воспитывается».

www.psychologies.ru

Наказание детей - аргументы «За» и «Против»

Все члены семьи, психологи и педагоги ведут постоянные дискуссии на тему наказания детей. О том, нужно или не нужно наказывать ребёнка за совершённые им ошибки, стоит ли применять физические наказания в процессе воспитания, или же лучше обойтись чтением моралей. Итак, прежде чем перейти к мнениям «Стоит наказывать» или же «Не стоит» нужно отметить один интересный опрос, который был проведён на просторах сети интернет.

Темой опроса являлось воспитание, а именно «Наказание детей». Людей разделили на две большие группы. Собственно, участники первой группы были будущие родители детей до года, а участники второй группы были родители детей после года. Так вот первая половина опрошенных заявила о том, что дети не должны быть ограничены в их действиях, а вторая половина заявила о необходимости наказания детей.

Наказание детей - аргументы «За»

Некоторые границы, запреты или же наказания являются полезными и «удобными» не столько для взрослых, сколько для детей. Данные методики воспитания ребёнка создают чувство предсказуемости (т.е. зная, что за совершённый поступок ребёнок может получить наказание, он уже будет стараться не совершать данное действие). А ребёнок, с чувством вседозволенности впоследствии становится эгоистичным, и безответственным.

Существуем несколько видов наказания ребёнка, к которым зачастую прибегают родители. А именно:

  1. Физические наказания. Данный вид воспитания является приемлемым только в том случае, если ребёнок наносит вред самому себе, или же сознательно наносит вред окружающим; когда использованы все другие методы, но ребёнок продолжает совершать подобные действия.
  2. Словесные наказания. Этот тип наказания с виду кажется самым безобидным, он заключается в виде негативных высказываний в адрес ребёнка. Но на самом деле высказывания из жанра «Какой ты проблематичный ребёнок» и т.п. могут серьёзно отразиться на психическом состоянии ребёнка.
  3. Изоляционное наказание. Этот тип наказания лишает ребёнка любого внимания на короткий промежуток времени со стороны взрослых. Но прибегаю к данному методу стоит учитывать возраст ребёнка
  4. Наказание трудом. Данный тип наказания включает в себя принуждения ребёнка к выполнению какой-либо обязанности. Например: помощь по уборке дома или занятие уроками.
  5. Лишение удовольствия. Этот тип наказания является самым безопасным для ребёнка, считают психологи. Он заключает в себе лишений какой-либо радости для ребёнка (такой как вечерняя сказка, или же какое-либо ежедневное угощение).

Многие родители пытаясь создать ребёнку максимально комфортную среду для его счастливого детства отказываются от каких-либо дисциплинарных мер, и дают ребёнку полную свободу действий. Такие родители твёрдо убеждены, что когда их ребёнок повзрослеет, то он сам адаптируется в социуме. Зачастую родители начинают понимать свою ошибку только после того, как их чадо вырастает и начинает посещать заведения типа детского сада. Но иногда родители не отправляют своего ребёнка в детский сад, а оставляют его дома, продолжая окутывать любовью. И первым заведением, где ребёнок должен активно контактировать с обществом становится школа, где он не может полноценно общаться, из-за постоянного опекунства со стороны родителей.

Наказание детей - аргументы «Против»

Большинство экспертов считают, что наказание детей приводит к психологическим расстройствам, которые впоследствии играют негативную роль в жизни ребёнка. Они считают, что главным инструментом в воспитании ребёнка должны быть любовь и общение. К тому же, они утверждают, что излишняя воспитательная деятельность относительно старшего поколения влияет на то, что с течением времени ребёнок становится агрессивным и недоверчивым к окружающим его людям.

Чрезвычайно негативную роль в воспитании ребёнка играют наказания, в которых ребёнок практически не виноват (т.е. в силу своего возраста он знал, что поступает неправильно). Пагубно влияют и запреты по типу «Сейчас я тебе разрешаю сделать это, а завтра уже нет». Такие наказания подрывают авторитет в лице взрослого, а восстановление авторитета – очень длительный и трудоёмкий процесс.

Зачастую родители позволяют ребёнку делать всё, что его душе угодно. Они оберегают его всеми возможными способами, создавая для ребёнка райские условия. Но в большинстве случаев, такие дети в будущем становятся неуправляемыми и эгоистичными.

Вывод. Наказывать ребёнка или нет?

Истина, как часто это бывает, находится посередине. Ведь воспитание ребёнка – это очень тонкий процесс. Разумеется, для благоприятного развития ребёнка необходимы как запреты, так и своеобразные бонусы. А вот стоит больше поощрять, или же наказывать зависит от его внутренних особенностей. Ведь для кого-то хватит поучительной беседы, а кто-то может всё понять по сердитому взгляду родителя. Ведь невозможно дать точные рекомендации по воспитанию ребёнка сразу для всех. Главное – это найти золотую середину, учитывая все особенности ребёнка

Наказания детей за и против

Можно ли наказывать детей физически?

Оказывается, в этом житейском вопросе даже у специалистов мнения разделяются. Одни психологи и педагоги считают, что этого делать нельзя ни в коем случае, это травмирует психику ребенка. Другие эксперты с не меньшей убежденностью заверяют, что без физических наказаний обойтись невозможно, и если проводить их разумно, то они пойдут только на пользу. Кто из них прав?

«На что он руку поднимал!»

Мы принадлежим к миру живой природы, и хотя далеко от нее ушли, многие инстинкты у нас остались. Бьют ли животные своих детенышей? Они делают это только в том случае, если что-то угрожает безопасности их чада, или детеныш слишком уж довел уставшую мать, не дает ей отдохнуть. Да и то не бьют, а лишь слегка шлепают лапой: отстань, мол, а то рассержусь. При этом могут оскалиться, показать зубы. Этого бывает достаточно. Но они не избивают своих чад, не лупят их в приступе злости и раздражения. На это, к сожалению, способны только люди.

Да, мы нередко переносим на детей свои проблемы и стрессы. Ведь если на душе у отца или матери все хорошо, они спокойны и счастливы, то и не поднимут на ребенка руку, а объяснят ему, в чем он неправ, или используют другие воспитательные методы.

Но если родитель переживает стрессы (неприятности на работе, нехватку денег, проблемы в личной жизни), то ребенок оказывается козлом отпущения. Он рядом, под рукой, на нем можно легко сорвать злость. Достаточно какого-то его каприза или непослушания, чтобы родитель потерял контроль над собой.

Как дети воспринимают шлепки и удары? «Когда-то это просто боль, к которой ребенок относится так же, как к удару во время падения, - говорит психолог и писатель Николай Козлов. - В другой ситуации это воспринимается как унижение, особенно если это происходит на виду у значимых для ребенка людей. В некоторых случаях физическое наказание - типовая борьба за власть между родителями и ребенком, а когда-то — мелкая месть родителей за собственные личные неприятности».

Расписаться в собственном бессилии

Родителю проще дать отпрыску пинка, чем что-то объяснить, проявить терпение, найти иные пути решения проблемы. Ведь на это нужно время, а его у родителей частенько нет. На их плечах лежит множество других забот, а современная жизнь несет в себе сплошные стрессы.

Раньше, в патриархальном обществе уклад был другим. В семье было много детей, и все они общались в детском коллективе. Там была иерархия старшинства: воспитательную роль брали на себя старшие братья и сестры, они учили младших всему, что нужно.

А сейчас во многих семьях всего один ребенок (реже два или больше). Чадо требует неустанного внимания. Проверить уроки и спросить об оценках - этого мало. С ним надо поиграть, почитать, ответить на многочисленные вопросы. Да и повседневные обязанности тоже никто не отменял. Естественно, родители устают. Вот и раздражаются, срываются. Собственно, они злятся не на детей, а на собственную жизнь. А дети оказываются теми слабыми и беззащитными, кто не может дать сдачи…

Дети все помнят и не прощают

Психологи считают, что, доводя родителей до белого каления, ребенок таким образом определяет границы дозволенного, проверяет, могут ли родители проявить власть, постоять за себя. Поступая так, дети определяют свое место в общей иерархии, утверждают свою личность. Вступая в борьбу за власть, ребенок развивается, получает знания о жизни и своем месте в ней. Если же он будет постоянно и беспрекословно слушаться, то вырастет человеком с подавленной личностью, станет пассивным, ведомым и не сумеет ничего добиться в жизни. Или, наоборот, станет лживым, неискренним человеком, который внешне носит маску покорности, а внутри может скрывать все что угодно.

Но одно дело - слегка шлепнуть ребенка по попе, послать ему легкий, «предупреждающий» знак, чтобы он понял, что не должен так себя вести, и совсем другое - бить ребенка, оставляя травмы, синяки, ссадины.

«Если взрослый человек может воспротивиться и дать сдачи при несправедливом наказании, то у детей эта возможность отсутствует, - подчеркивает психиатр, психотерапевт Светлана Минская. - Неприемлемо физическое наказание детей, приносящее вред их здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий), а также причинение ребенку таких душевных страданий, которые он не может вынести без ущерба для своей психики. Например, запирание ребенка, боящегося темноты, в темной ванной».

Дети, которых в детстве часто и сильно били, не прощают этого. Они вырастают с психологической травмой в душе, которая сказывается на всей их дальнейшей жизни. Чаще всего они перенимают этот способ насилия и потом переносят его в свои семьи, по отношению к своим детям. Так продолжается цепочка зла.

«Физические наказания в отношении детей недопустимы, - убеждена православный психолог Марина Барышева. - Почему у взрослых есть суд, который выносит решение, кто и как должен быть наказан, а дети подвергаются карательным действиям только благодаря импульсу родителей? Да, ударить ребенка проще, чем поговорить, но родители не понимают, что причиной поведения ребенка являются они сами. Агрессивных детей не бывает, дети рождаются чистыми и невинными созданиями. Для возникновения агрессии необходим спусковой механизм. Затаив обиду, ребенок в какой-то момент будет вынужден выплеснуть ее на другого человека. Часто родители наказывают детей за такие поступки, которые этого не требуют. Например, ко мне приходит мама и рассказывает, что отпустила сына покататься на велосипеде в новой футболке, которую он порвал, и за это она его наказала. Но зачем было надевать новую футболку? Ребенок не способен думать о таких вещах, как сохранность вещей. Это задача родителей».

Однако бывает, что родители прибегают к физическому наказанию как к крайней мере, чтобы отвадить чадо от дурных наклонностей, которые могут иметь тяжелые последствия (например, отучить от курения, воровства, употребления наркотиков и пр.). Они делают это, чтобы спасти своего ребенка, уберечь его от непоправимого. «Дети не обижаются, когда их справедливо наказывают, - считает арт-терапевт, автор книг по воспитанию детей Татьяна Шишова. - Вырастая, люди многие вещи переосмысливают, воспринимают по-другому и, став уже взрослыми, благодарят родителей за то, что их физически наказывали».

Эту мысль поддерживает и автор книг по христианской психологии, многодетный отец Александр Бочаров. «Полный отказ от физических наказаний может привести к утрате нравственных ориентиров, распущенности, развитию своеволия, - считает он. - Я не ратую за физические наказания как за неизменный атрибут воспитания. И те, кто утверждает, что наказывая детей, мы приучаем их к насилию, в некотором смысле правы. Но давайте будем честны: любое воспитание - это своего рода насилие. Дайте малышу волю, и он объестся конфетами, испортит себе желудок чипсами, а то и расшибется обо что-нибудь. Дайте людям возможность делать все что угодно, и они превратят жизнь в подобие ада. Законы, власть, наказания помогают удерживать хоть какой-то порядок».

Опасность переходного возраста

Многие психологи считают, что особенно опасно физически наказывать ребенка в переходном возрасте, когда формируется его личность. В этот период он обостренно реагирует на критику и порицания. Он чувствует себя неуверенно, потому что пока еще не имеет прочного положения в обществе. Физические наказания в этом возрасте наносят огромную травму и могут привести к непредсказуемым последствиям (уходу в плохую компанию и даже к суициду). Родителям требуется большое терпение, только тогда они смогут благополучно пройти этот сложный период.

Обычно матери мягкосердечны, всегда готовы защищать своего ребенка и выступают против физического наказания; отцы - строже, и считают его применение необходимым. Кстати, именно поэтому так важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие и мать, и отец. А если его воспитывает одна мать, то человек формируется однобоко, и велик риск вырастить эгоиста.

Однако не все эксперты согласны с тем, что физическое наказание подростков недопустимо. Есть и противоположные мнения.

«Да, наказывать детей можно, если на то есть крайняя необходимость, когда слова уже не действуют, - убеждена Татьяна Шишова. - Тот, кто имеет власть, тот имеет право наказывать. Государство делегирует власть родителям, на этом строится их авторитет. Если у нас будут запрещены физические наказания, то родители выведутся из категории родителей, дети будут к ним испытывать исключительно потребительское отношение, а это подорвет устои общества. Также введение запрета физических наказаний приведет к усилению вмешательства органов опеки. Физические наказания подростков могут быть особенно уместны, потому что в этом возрасте они становятся распущенными, наглыми, и применение физической силы родителями становится эффективной борьбой с хулиганством, пьянством, в противном случае у подростка возникнет ощущение безнаказанности”.

«Кто будет проводить физические наказания не так важно, главное, чтобы родители были солидарны друг с другом, — продолжает она. — Хотя, если речь идет о крайних формах плохого поведения, то здесь воспитательную работу должен проводить отец. Если же папы нет дома, бывает достаточно угрозы, что тот его потом накажет».

Что говорит законодательство

Всем родителям полезно знать, что говорит об этом наше законодательство.

Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и жестокое обращение с детьми предусматривает уголовную ответственность: ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью); ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью); ст. 113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта); ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью); ст. 116 (побои); ст. 117 (истязание); ст. 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности).

Помимо уголовной, существует также гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может стать основанием для привлечения родителей (или лиц, их заменяющих) к ответственности, которая предусматривает: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса РФ); ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью (ст. 77 Семейного кодекса РФ).

Так что, прежде чем наказывать, думать надо.

Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»

Комментарий писателя и журналиста, директора ООО «АЖУР» Андрея Константинова:

— В отличие от европейских слюнтяев, которые считают, что и в угол нельзя ребенка ставить, я убежден, что наказывать детей можно и нужно. Но - только за дело. И шлепок должен быть безболезненным. При этом - мальчиков шлепком наказывать можно, девочек - почти всегда нельзя.

Меня несколько раз пороли в детстве. Как я сейчас помню - за дело. И - ничего. Не разлюбил я родителей, и никаких моральных травм, полученных в детстве, я до 49 лет не замечал за собой. И английских джентльменов пороли вплоть до ХХ века (особенно - в закрытых школах). И ничего страшного не произошло.

Я однажды сына сильно наказал. За дело. Он стащил у своей мамы кольцо и хотел подарить его девочке в школе. Любовь у него тогда была. Наказал не за кольцо, а за то, что врал. Как наказал? А вот теперь и наше законодательство ставит меня в ситуацию, что я не могу об этом говорить, дабы не пришли ко мне «люди Астахова». И если мы дальше пойдем по пути, на который нас «толерантная Европа» пихает, то сначала мы детям позволим делать все, что они хотят, потом … страшно даже подумать.

Наказание детей: за и против

Во-первых, сгоряча вы вряд ли сможете объективно оценить происходящее и разобраться в проступке ребенка детально, что просто необходимо для того, чтобы понять степень вины ребенка. И, во-вторых, сгоряча подняв на ребенка руку, вы можете обеспечить себе стойкое чувство вины и сожаления, от которых избавиться не так уж и просто. Помимо того, что вы сами будете чувствовать себя крайне некомфортно, ребенок также очень быстро заметит ваши колебания. А, как правило, практически все дети непременно начинают использовать сомнение родителей для склонения чаши весов, на которой лежат различные привилегии и преимущества, в свою сторону.

Поправка на возраст

Родители должны знать о следующих особенностях детской психики:

    Два – четыре года


Пять – шесть лет


Двенадцать – четырнадцать лет

  • Проступки, связанные с отсутствием опыта
  • Неловкость или неосторожность ребенка

Виды наказания

Наказание детей: за и против

Скорее всего, ни один нюанс в воспитательном процессе ребенка не вызывает столько вопросов, как наказание ребенка. Кто-то считает, что ребенка наказывать вовсе неприемлемо, а для кого-то и наказание детей ремнем является чем-то само собой разумеющимся и не заслуживающим особого внимания, и уж тем более беспокойства. Так кто же из них прав? Стоит ли наказывать ребенка, или все же воздержаться от карательных мер?

Совершенно точно одно – наказание ребенка является крайне щепетильным действием, требующим тщательного обдумывания и взвешивания. Необдуманное наказание не только не даст желаемого эффекта, но и может привести к самым непредсказуемым последствиям, вплоть до полного неповиновения ребенка и даже побегов из дому. А ведь это наверняка не тот эффект, которого ожидают родители.

Наказать ребенка несложно, а вот «расхлебывать» последствия подобного наказания можно очень и очень долго. Именно поэтому, прежде чем наказать ребенка, следует тщательно разобраться в проступке, и выбрать именно то наказание, которое заставит ребенка по-настоящему раскаяться в сделанном. И самое главное, никогда больше не повторять подобного поведения. Только в этом случае наказание можно считать эффективным и целесообразным. Во всех же остальных случаях наказание является ничем иным, как банальным проявлением родительской власти и подавлением ребенка.

Никогда не наказывайте ребенка, не разобравшись в каждой конкретной ситуации. Недопустимо наказывать ребенка «за плохое поведение» - он точно должен знать, за что получает наказание – за разбитое окно, хамство соседке или украденные деньги. Только в этом случае родители могут надеяться, что наказание достигнет своей цели.

Кроме того, ни в коем случае не стоит наказывать ребенка сгоряча, находясь на пике раздраженности и злобы. Как правило, именно в таком состоянии родители могут схватиться за ремень и пару раз перетянуть по попе ремнем. Однако гнев и злоба – далеко не лучшие помощники родителей.

Во-первых, сгоряча вы вряд ли сможете объективно оценить происходящее и разобраться в проступке ребенка детально, что просто необходимо для того, чтобы понять степень вины ребенка. И, во-вторых, сгоряча подняв на ребенка руку, вы можете обеспечить себе стойкое чувство вины и сожаления, от которых избавиться не так уж и просто. Помимо того, что вы сами будете чувствовать себя крайне не комфортно, ребенок также очень быстро заметит ваши колебания. А, как правило, практически все дети непременно начинают использовать сомнение родителей для склонения чаши весов, на которой лежат различные привилегии и преимущества, в свою сторону.

А для того, чтобы наказание было по-настоящему эффективным, родители должны быть сами абсолютно уверенны в том, что они делают. В противном случае ребенок почувствует сомнение своих родителей, и наказание для него станет лишь поводом для обиды на родителей, но никак не поводом для того, чтобы задуматься над своим поведением.

Помните еще одну непреложную истину – ни в коем случае недопустимо наказывать ребенка «на всякий случай», если у вас имеется хотя бы малейшее сомнение в виновности ребенка. Помните о том, что даже во взрослой жизни малейшее сомнение трактуется в пользу подозреваемого, а что уж говорить о детях? Гораздо меньше вреда будет в том случае, если вы не накажите действительно виноватого ребенка, чем наказание понесет невинный. В этом случае травма для психики может оказаться слишком сильной. В любом случае, не стоит проверять это на своем ребенке.

В том же случае, если ребенок полностью осознал и признал свою вину, и уж тем более в том случае, если он сам пришел к родителям и сознался, наказание также должно быть гораздо мягче. А вполне может быть так, что вы и вовсе откажетесь от наказания, что также может быть правильным решение – ведь ребенок и так понял свои ошибки и постарается впредь никогда их не повторять.

Однако в данной ситуации обязательно учитывайте фактор наличия так называемого рецидива. Простить и оставить без наказания тот или иной проступок ребенка можно только в том случае, если кроха совершил его первый раз. Если же вы объяснили ребенку недопустимость подобного поступка, а он повторяет его снова, наказание должно быть неизбежным.
Поправка на возраст

Разумеется, что принимая решение о необходимости и виде наказания, родители обязательно должны принимать во внимание особенности той возрастной категории, в которой находится их ребенок. Ведь, само собой разумеется, что наказание двухлетнего малыша и подростка не может быть одинаковым.

Родители должны знать о следующих особенностях детской психики:

Два – четыре года
В этот возрастной промежуток у ребенка наступает сильный кризис, который сравним с кризисом подросткового возраста. В этот период ребенок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и, соответственно, начинает отстаивать свои права и интересно. Разумеется, маленький ребенок еще в силу возраста не умеет передавать свои чувства словами.

И в результате он начинает капризничать, истерить, не слушаться родителей. Однако с наказаниями детей этого возраста родители должны быть особенно аккуратными – наказание ни в коем случае не должно ущемлять свободу и уж тем более достоинство маленького человечка. В противном случае родители могут столкнуться с серьезными проблемами, для решения которых придется прибегать к помощи профессиональных психологов.

Пять – шесть лет
В этом возрасте для детей очень типично обострение фантазии – ребенок начинает выдумывать и фантазировать. А родители зачастую воспринимают эти выдумки за банальную ложь. И в результате ребенка наказывают. Детские психологи также крайне не рекомендуют родителям делать этого. Ведь не фантазируя, ребенок никогда не научится образно мыслить. Да и рассказывая ту или иную историю, ребенок не ставит целью ввести вас в заблуждение – он по – настоящему искренне верит в то, что рассказывает.

Двенадцать – четырнадцать лет
В этом возрасте ребенок переживает достаточно сложный период своей жизни – взросление. Помимо десятков внутренних конфликтов и противоречий ребенок сталкивается с гормональной перестройкой организма, которая также ни в коей мере не облегчает жизнь ребенку и его родителям. Как правило, в этот период даже у самых стойких и выдержанных родителей терпение может лопнуть, и наказание неизбежно. Однако и в этом случае наказание необходимо как следует обдумать.

Помимо возрастных особенностей родители должны помнить еще о нескольких небольших, но крайне важных нюансах. Так, например, очень важно учитывать физическое состояние ребенка - вполне возможно, что ребенок плохо себя чувствует, или хочет есть или спать. Да и эмоциональное состояние также крайне важно – если ребенок зол, либо обижен, ему намного сложнее держать себя в руках и контролировать свои эмоции, как, впрочем, и взрослому человеку. Так может быть, гораздо более разумно в данной ситуации успокоить ребенка, помочь ему придти в себя и справиться со своими эмоциями, прежде чем наказывать его?

Кроме того, не забывайте также и о том, что абсолютно любой человек – как взрослый, так и ребенок, - крайне нуждается в своем личном пространстве. Обязательно выделите такое место для ребенка, где он может чувствовать себя совершенно свободным – шалить, беситься, пачкаться, шуметь. Подобная мера просто необходима для того, чтобы ребенок мог дать выход своим эмоциям – как позитивным, так и негативным.

За что наказывать ребенка нельзя?

Существует несколько вещей, за которые наказывать ребенка категорически запрещается. В подобных случаях наказание только ухудшит ситуацию, а кроме того, отношения с ребенком могут в значительной мере ухудшиться. Итак, что же это за ситуации?

Познавательная активность
Маленькие дети чрезвычайно активны и очень любознательны. Они стремятся везде залезть, все попробовать на зубок, потрогать рукой. И если в процессе этого познания окружающего мира ребенок ненароком испортит какую – нибудь вещь или игрушку, не стоит его ругать – тем самым вы надолго отобьете у него желание познавать окружающий мир.

Кстати говоря, зачастую родители наказывают ребенка только за то, что тот трогает свои половые органы. Родители очень сильно пугаются, полагая, что ребенок может вырасти с теми или иными сексуальными расстройствами. Однако это вовсе не так – ребенок изучает свои половые органы точно также, как изучает щечки, носик, лобик. А наказывая ребенка, вы лишь заостряете на этом его внимание, наталкивая на мысль о том, что половые органы – это нечто грязное и постыдное.

Возрастные физиологические особенности ребенка
Не стоит также наказывать ребенка и за то, что он бывает невнимательным, плаксивым, не может сконцентрировать внимание на чем – либо, не может уснуть, или отказывается есть – как правило, в подобных случаях дети нуждаются в помощи, но никак не в порицании, а уж тем более не в наказании.

Проступки, связанные с отсутствием опыта
Не стоит также наказывать ребенка и в том случае, если он совершил какой – либо проступок не из злого умысла или вредности, а из-за того, что он не знает, как поступить в той или иной ситуации. В данном случае гораздо разумнее объяснить ребенку, почему так поступать не надо, а покажите, как нужно вести себя. Скорее всего, ребенок больше не повторит своих ошибок в будущем. А вот наказание может искренне обидеть кроху, которому совсем невдомек, за что же мама или папа злятся на него.

Детская ревность
Детская ревность, к огромному сожалению, является очень распространенным явлением. Чаще всего дети ревнуют маму либо к новому супругу, либо к младшему братику или сестричке. Зачастую подобная ревность может довести до белого каления даже самых терпеливых родителей. Однако в данной ситуации наказание – самое худшее, что могут сделать родители. Наказанием вам не удастся добиться ничего, кроме еще большего усложнения ситуации. Ребенок наказание и вашу злость воспримет как лишнее доказательство того факта, что теперь вы его любите гораздо меньше, чем раньше.

Неловкость или неосторожность ребенка
Также детские психологи крайне не рекомендуют родителям наказывать ребенка за неосторожность или оплошность – пролитое на кофту какао, разбитую тарелку или порванные босоножки. Ведь ребенок совершенно не собирался делать этого – все вышло абсолютно случайно. Согласитесь, что даже взрослый человек нередко совершает подобные оплошности. И вы же не наказываете себя за неосторожность?

Виды наказания

Итак, мы подошли к главному вопросу: поощрение и наказание детей в семье. Про поощрения мы поговорим в следующий раз, а вот наказания рассмотрим чуть ниже. Ведь, как уже говорилось, наказание должно быть строгим, но всегда справедливым. И оно ни в коем случае не должно унижать достоинство ребенка, каким бы маленьким он ни был.

Шлепок по мягкому месту зачастую кажется родителям наиболее простым и эффективным наказанием. Однако прежде чем поднять руку на ребенка, задумайтесь, какие последствия может повлечь за собой физическое воздействие на неокрепшую психику ребенка.

Для того чтобы глубже понять, что происходит с психикой ребенка во время наказания, попробуйте поставить себя на место ребенка. Представьте себе, что это на вас поднял руку кто-то, кто намного сильнее, чем вы. Как вы думаете, какие эмоции испытывали бы вы? Вряд ли среди них были бы любовь и уважение. Также и ваш ребенок - он испытывает точно такую же обиду, гнев, разочарование в родителях.

Более того, к огромному сожалению, очень часто ребенок растет с мыслью о том, что он очень скоро станет взрослым, и обязательно отомстит тому, кто его обижает. А ведь подобные психологические установки могут привести к серьезной деформации психики. Подумайте сами – хотите ли вы вырастить ребенка, единственной целью в жизни у которого будет месть вам, родителям?

Само собой разумеется, что далеко не изо всех подобных детишек, которых в детстве наказывали физически, вырастают маньяки и убийцы. По мере взросления ребенка остра обида и злость на родителей постепенно отходят на второй план. Однако полностью все эти негативные эмоции не уходят – просто отходят на дальний план. И в результате в подсознании ребенка практически все время присутствует потребность в проявлении накопившейся за детские годы агрессии. И в результате ребенок вырастет злым и озлобленным.

Очень часто многие родители возражают: меня в детстве родители били – и ничего страшного, я вырос нормальным и адекватным человеком. С одной стороны – это так, но с другой – ни в коем случае нельзя упускать из виду тот факт, что каждый ребенок сугубо индивидуален. И пластичность, и гибкость психики у всех детей также различная – один ребенок без особого ущерба для психики перенесет порку, и через 15 минут даже не вспомнит о ней. А другой малыш даже легкий шлепок по попе запомнит на всю жизнь. И всю жизнь будет таить обиду на родителей.

А, кроме того, из-за боязни наказания ребенок может начать врать родителям, скрывать от них всю правду. И рано или поздно, но такие черты, как лживость, озлобленность, трусость и агрессия, могут стать неотъемлемой частью характера вашего ребенка. А ведь, как известно, основные черты характера закладываются именно в детском возрасте.

Кроме того, не забывайте также и о том, что воспитывая ребенка путем физических наказаний, вы фактически расписываетесь в собственном бессилии. Ведь, как правило, человек прибегает к физическим методам воздействия только в том случае, если никаких других аргументов у него не осталось. И ребенок очень быстро почувствует это.

И всегда помните о том, что практически во всех случаях взрослые люди поднимают руку на ребенка в порыве злости, либо крайнего раздражения, что по своей сути является одним и тем же. Не верите? Понаблюдайте за собой во время наказания ребенка. Так стоит ли срывать на ребенке свои негативные эмоции?

А уж если родители бьют своего ребенка в совершенно спокойном состоянии, в данном случае им самим нужна немедленная профессиональная помощь психологов. А ребенку – помощь и защита органов социальной защиты. И родители в подобных случаях очень сильно рискуют остаться без детей. Поэтому прежде чем применять физическое наказание детей, за и против необходимо взвесить очень тщательно!

rainbowschool.international

Популярное:

  • Основное содержание закона о наследстве Закон о наследстве регулирует особую процедуру, которая обусловливает переход прав и обязанностей, а также имущества умершего гражданина его родственникам или иным лицам, в том числе […]
  • Если не устраивает заведующая детским садом … Вопрос: Добрый день! Г. Калининград. Скажите, пожалуйста, если родителей полностью не устраивает заведующая детским садом, могут ли они требовать от начальника управления образования […]
  • Как составляется заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства Житель другого государства, прибывший в РФ, должен подать в миграционную службу заявление иностранного гражданина или […]
  • Суд по автокредиту – советы адвоката Если вы берете целевой кредит на покупку автомобиля, то купленная вами машина будет оформлена как залог. Грубо говоря, в случае невыплаты автокредита банк имеет право забрать у вас автомобиль […]
  • Президент РФ отменил обязательную установку счетчиков на газ Президент Владимир Путин подписал закон, который вносит поправку в закон № 261-ФЗ "Об энергосбережении. " и отменяет обязательную установку газовых счетчиков в […]
  • ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 27 декабря 2013 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат за январь 2014 года […]
  • Как унаследовать средства пенсионных накоплений наследодателя? Наследодатель при жизни вправе в любое время подать заявление в территориальный орган ПФР и определить конкретных лиц (правопреемников) и доли средств, которые […]
  • Понятие и основные признаки права собственности на природные объекты и ресурсы. ГК, Статья 209. Содержание права собственности. Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес­кого обладания природным объектом, […]

Физическое наказание детей в семье – очень серьезный вопрос, остро вставший в наши дни. Ребенка в семье конечно же стоит воспитывать различными методами, однако именно физическое наказание подвергается строгой критике. Дети беззащитны, и полностью зависят от своих родителей, которые порой довольно сильно преступают грань в воспитании, и при помощи физической силы наносят жестокие увечья свои детям. Последствия физический наказаний ребенка могут быть ужасающими настолько, что при осмотре ни один человек не скажет, что ребенок получил данные увечья от родного отца или матери. Семейные психологи, которые по роду своей деятельности рассматривают различные семейные скандалы, считают, что физическое наказание недопустимо, здесь не может быть никаких за и против.

Физическое наказание одного ребенка и нескольких детей в семье - это компенсация.

Родители часто причинят физическую боль своим детям, отыгрываясь на них тем самым за свое неблагополучное детство, за свою несостоятельность. Получается, что это месть родителей за свои детские обиды, которые невозможно выразить, нельзя прожить. Любой семейные психолог скажет вам, что если в семье присутствуют факты физического насилия и родители хотя бы стали осознавать, задумываться, что с этим необходимо что-то делать, то именно системная работа со специалистом в рамках сессий позволит вам осознать, что физическое наказание одного ребенка или всех детей в семье происходит из-за невозможности прожить тот тяжелый момент, когда в детстве самого родителя наказывали и он испытывал страдания и мучения. Эту ситуацию можно эффективно разрешить через проработку данной детской травмы.

Физическое наказание для детей в семье – это унижение и боль ребенка. Физическая расправа над ребенком становится причиной нарушения физического и умственного развития. Детки закрываются в себе, и, порой не могут самостоятельно справиться с психологическими проблемами.

Не будьте равнодушными, не приходите мимо, если видите, что ребенок подвержен физическому насилию. Не будьте безучастны! Поговорите с родителями, если это тщетно, обратитесь за помощью в специальные органы.

Нужно понимать, что физическое наказание, не подходящий метод ля воспитания детей. Ребенок не осознает вины за совершенный плохой поступок, он лишь только запоминает страх предстоящего наказания, и этот страх будет постоянно расти. Ребенок будет находиться в постоянном ожидании страха от наказания, что негативно будет сказываться на его эмоциональном и физическом развитии. Он будет понимать лишь, то, что родитель сильнее него, и поэтому может применить силу. Точно также, он станет поступать в отношении сверстников, а потом и в отношении своих детей. Само реализовываться за счет слабых. Постоянная физическая расправа для него станет нормой. А агрессия и злоба – средства для общения с людьми, которые будут восприниматься, как правильные.

Все же, если нельзя избежать наказания, нужно учитывать некоторое моменты, которые облегчат наказание, по мнению психологов:

Иногда мотив может быть положительным намерением, а сам поступок тяжким. К примеру, мальчик заступился за девочку, оказав физическое воздействие на обидчика;

Наказание неизбежно, в случае нарушения ребенка нравственных ценностей: а именно, осознанное причинение вреда членам семьи, плохое отношение и нарушение интересов членов семьи, не бережливость собственных вещей, неповиновение разумным просьбам родителей, грубость причиненная окружающим;

Физическое наказание детей в семье не должно производиться очень часто, ибо ребенок начинает к ним привыкать, таким образом для ребенка их смысл становится менее значимым, потому что он не оценивает тяжесть совершенных своих плохих поступков. Таким образом, последствия физический наказаний ребенка, которые часто инициируются родителями перестают иметь воспитательный смысл;

Наказание должно осуществляться лишь только при наличии существенной причины;

Физическое наказания детей в семье следует отложить, когда ребенок только проснулся и капризничает, по каким бы то ни было причинам, во время еды, игры, болезни ребенка;

После наказания следует прощение, и о содеянном поступке не стоит вспоминать и напоминать ребенку;

Ребенок не должен быть наказан, лишь за то, что у него что – то не поучается;

Стоит повременить с наказанием, когда вы пребываете в состоянии гнева и раздражительности, если вы больны;

Физическое наказание детей, не должно носить насильственный характер для ребенка в семье, и не должно причинять вред здоровью;

Наказание производится одномоментно, по совершении одного плохого поступка.

Они убеждены, что любое наказание - вред. Обычно подобные принципы появляются в результате гипертрофированной любви к своему ребенку, при упорном нежелании видеть его недостатки. Напротив, недостатки представляются достоинствами.

Расшалившийся ребенок разбил окно. Молодец! Он смог это сделать с одного удара! Если же приходится признавать, что ребенок сделал все же что-то нехорошее (например, затеял драку и жестоко избил своего товарища по играм), то виноват в этом кто-то другой (если бы ему дали ту игрушку, которую он требовал, то никакой драки бы не произошло; не играй больше с этим мальчиком, он жадный!).

Случается, что родители видят недостатки ребенка, но не в силах его наказывать - они испытывают перед малышом чувство вины . Особенно часто страдают подобным при разводах. Ребенка жалко - он не понимает, что происходит, скучает по папе или маме, и наказывать его представляется немыслимым.

Бывает и так, что кто-то из родителей пытается перетянуть малыша на свою сторону (мама хорошая, а папа плохой, или наоборот). Естественно, в этом случае "хороший" родитель не только сам не наказывает ребенка, но и препятствует малейшему наказанию со стороны "противника", представляя, что таким образом еще более подчеркивает свою "хорошесть".

Результаты такого воспитания в большинстве случаев весьма неутешительны. Дети, получающие все по первому требованию, перестают ценить получаемое. Более того, дети очень чувствительны и всегда знают, когда их чувства пытаются купить. И тогда начинается повышение ставок, прямые манипуляции (а папа обещал купить мне настоящий фотоаппарат; он говорил, что я уже большой, чтобы научиться им пользоваться!). Разбалованные таким образом дети представляют, что "хорошо" - это то, чего им хочется, а "плохо" - все, что идет вразрез с их желаниями.

А желания могут быть различны, в том числе и весьма небезобидны (например, алкоголь, наркотики). А потом родители удивляются, откуда же взялось столько плохого в их выросшем чаде, ведь у него было все! Почему взрослый сын отнимает у старушки-матери последние копейки? Да потому что их с пеленок учили, что земной шар вращается персонально для них. И никто и ничто, в том числе и родители, не должны мешать осуществлению желаний.

Так что система наказаний должна быть. Она помогает разделить плохое и хорошее (за хорошее хвалят, за плохое наказывают). Вот только выбирая наказание, стоит определиться, воспитываете ли вы человека разумного либо дрессируете дикое животное.

Определенная категория родителей считает, что наказание - это непременно физическое воздействие. Возможно, правда, и психологическое, но непременно сопровождающееся унижением. Например, ребенок должен принародно (чем больше людей будет присутствовать, тем лучше) сообщить о своем проступке и покаяться. Одного мальчика четырех лет заставили перед друзьями каяться в том, что он намочил штанишки - ребенок заигрался, все откладывал поход в туалет, вот и приключилось несчастье. Когда его заставляли "признать вину", он плакал и обещал, что больше никогда-никогда не будет так делать, лишь бы только никому об этом не рассказывали. Тогда мать продемонстрировала всем штанишки и во всех подробностях рассказала о "проступке". Дело закончилось для малыша тяжелым нервным расстройством.

Это дрессировка в чистом виде. Нередко она приводит ко лжи - ребенок, стремясь избежать наказания, обманывает. Например, подчищает оценки в дневнике.

Но ведь возможны и другие наказания. Если между родителями и детьми присутствует любовь и взаимоуважение, то достаточно недовольного, строгого взгляда, и ребенок уже понимает, что совершил проступок. Он искренне раскается, признается в содеянном (хотя бы в той же исправленной оценке - этим, бывает, грешат и самые лучшие дети). И признание будет гораздо более ценным, если будет добровольным, а не под страхом битья.

Еще одним вариантом наказания является лишение каких-либо бонусов: конфет, чтения сказки, прогулки в парке, просмотра мультфильмов, катания на карусели, похода в гости и т.д. Подобные наказания тоже весьма действенны.

Наказывая ребенка, обязательно нужно объяснять ему, за что именно он наказан. Наказание не молния, которая бьет в любое место, оно должно быть четко привязано к совершенному проступку. При этом нужно внимательно смотреть: а был ли проступок? Например, наказание за плохую успеваемость в школе. Прежде, чем обрушивать на голову ребенка громы и молнии (даже если это всего лишь лишение воскресной прогулки), стоит разобраться, почему эта успеваемость плоха. Связано ли это с ленью, отсутствием заинтересованности в учебе, какими-либо проблемами в отношениях с одноклассниками, проблемами в семье (при разводах успеваемость детей часто ползет вниз), или просто речь идет о неспособности ребенка к какому-либо предмету (например, есть дети, с легкостью щелкающие кратные интегралы, но неспособные написать даже самое простое сочинение; есть такие, которые пишут отличные сочинения, но никак не могут выучить таблицу умножения и т.д.). Возможно, ребенок нуждается не в наказании, а в помощи.

Наказывая, следует помнить о том, что за один проступок дважды не наказывают. Да и напоминать лишний раз о содеянном не стоит, если, конечно, подобное больше не повторяется, а раскаяние ребенка было искренним. Ведь напоминание - это тоже род наказания. И ребенок видит, что он раскаялся, сделал все, чтобы загладить свою вину, а его так и не простили. Спрашивается, а стоило ли каяться? Стоило ли предпринимать хоть какие-либо шаги, если все равно прощения добиться невозможно?

Очень важна система поощрений, неразрывно связанная с системой наказаний. Довольно неприятно, если за плохое наказывают, а хорошего как бы и не замечают вовсе. При этом не самый лучший вариант - материальные поощрения. Система "конфета за пятерку" однозначно порочна. Результатом является очевидный вывод - если нет конфеты, то и пятерку получать не обязательно. Обычная похвала гораздо более действенна, чем тонна конфет.

Кроме того, поощряя ребенка за хорошую оценку, нужно обязательно объяснять ему, что в первую очередь хорошее он сделал для себя, а не для родителей. Да, родители очень довольны, гордятся его успехами, но учится он все же не для них, а для себя.

Весь воспитательный процесс - это непрерывная череда объяснений (что такое хорошо и что такое плохо, зачем, почему и для чего).

Объяснения - обращение к разуму ребенка. Отсутствие объяснений - обращение к животным инстинктам, дрессировка, даже если все это не связано с физическим воздействием. Наказывая или поощряя ребенка, подумайте, кем вы его считаете? Животным или человеком? Не торопитесь доставать конфету или ремень. Они - лишь дополнение. Конечно, если вы воспитываете человека.

Почему многие родители активно применяют физическое воздействие на собственных детей? Причины, кроющиеся за этим явлением, довольно глубоки. Но физическое наказание, как чрезвычайно пагубное, можно заменить намного более эффективными и гуманными альтернативами.

Некоторые утверждают, что «необходимо пороть ребенка, пока не подрос» . И это является данью традициям. Ведь на Руси неотъемлемым элементом воспитания были березовые розги. Но сегодня все изменилось, и физические наказания приравниваются к средневековым экзекуциям. Правда для многих данный вопрос важен и остается открытым.

Ключевые причины использования физического наказания в воспитательном процессе

Огромное число родителей применяют силу в воспитании детей и при этом не задумываются, какие это может спровоцировать последствия. Для них привычно исполнять свой родительский долг, щедро наделяя детей подзатыльниками. Мало того, для поддержания дисциплины часто на видном месте вешается объект устрашения – ремень и т.п.

Каковы же причины столь яростной средневековой жестокости у современных мам и пап? Есть несколько причин:

  • Наследственные причины. Чаще всего родители вымещают собственные детские обиды уже на своем чаде. Причем такой отец или мать обычно не отдают себе отчет, что существует воспитание без насилия. Их уверенность в том, что подзатыльник закрепляет сказанные воспитательные слова у ребенка, незыблема;
  • Отсутствие желания, а также времени на воспитание малыша, проведение продолжительных бесед, объяснение его неправоты. Ведь намного быстрее и легче ударить ребенка, нежели сесть с ним и поговорить о его проступках, помочь ему понять собственную неправоту;
  • Отсутствие даже элементарных знаний о процессе воспитания детей. Родители берут в руки ремень только от безысходности и от незнания, как совладать с «маленьким монстром»;
  • Вымещение обиды и злости за собственные неудачи., предыдущие и нынешние. Часто родители лупят собственное чадо лишь потому, что сорваться больше не на ком. Зарплата мизерная, начальник жесток, жена не слушается, а тут еще вредный ребенок, крутящийся под ногами. И родитель дает по попе за это. Причем чем громче плачет ребенок и чем сильнее боится отца, тем сильнее тот будет отрываться на ребенке за собственные же проблемы и неудачи. Ведь человеку необходимо хоть перед кем-нибудь ощущать собственное могущество и власть. И самое плохое, когда за ребенка некому заступиться;
  • Психические расстройства. Существуют и такие родители, которым просто необходимо накричать, отлупить чадо, устроить разборки без видимых причин. Далее родитель достигает требуемой кондиции, прижимает малыша к себе и плачет вместе с ним. Таким мамам и папам требуется помощь доктора.

Что является физическим наказанием?

К физическим наказаниям специалисты относят не только прямое использование грубой силы с целью повлиять на ребенка. Кроме ремней используются и полотенца, и тапочки, и подзатыльники, и наказание в углу, и дерганье за руки и рукава, и игнорирование, и насильное кормление либо не кормление и т.п. Но в любом случае преследуется одна цель – причинить боль, продемонстрировать власть над ребенком, указать ему его место.

Статистика: наиболее часто наказаниям в физической форме подвергаются дети до 4-летнего возраста, так как они еще не могут спрятаться, защититься либо возмутиться вопросом: «За что?»

Физические воздействия провоцируют новую волну непослушания ребенка, что, в свою очередь, приводит к новому всплеску агрессии родителя. Таким образом, появляется так называемый круговорот насилия в семье.

Последствия физических наказаний. Допустимо ли бить ребенка?

Имеются ли преимущества у физических наказаний? Конечно, нет. Неверны утверждения, что пряник не дает эффекта без кнута и что легкая трепка в некоторых ситуациях бывает полезной.


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Ведь любое физическое наказание оборачивается последствиями:

  • Страх перед родителем, от которого ребенок прямо зависит (и при этом любит). Этот страх с течением времени перерастает в невроз;
  • На фоне такого невроза малышу сложно адаптироваться в обществе, найти себе друзей, а позже – и вторую половину. Воздействует это и на карьеру;
  • У воспитываемых подобными методами детей чрезвычайно занижена самооценка. Ребенку на всю жизнь запоминается «право сильного». Причем этим правом он при первой же возможности воспользуется сам;
  • Регулярные порки влияют на психику, вызывая задержки в развитии;
  • Дети, которые постоянно концентрируются на ожидании наказания от родителей неспособны сосредоточиться на уроках либо играх с другими детьми;
  • В 90% случаев избиваемый родителями ребенок аналогично будет поступать с собственными детьми;
  • Свыше 90% злоумышленников подвергались в детстве насилию со стороны родителей. Наверное, никто не желает воспитать маньяка либо мазохиста;
  • Регулярно получаемый наказание ребенок теряет чувство реальности, прекращает решать насущные проблемы, учиться, испытывает постоянную злость и страх, а также желание мести;
  • С каждым ударом ребенок отдаляется от родителя. Нарушается естественная связь между родителями и детьми. В семье с насилием не будет взаимопонимания. Вырастая, ребенок доставит множество проблем родителям-тиранам. А в старости родителей ждет незавидная участь;
  • Наказанный и униженный ребенок чрезвычайно одинок. Он чувствует себя разбитым, забытым, выброшенным на обочину жизни и ненужным никому. В подобных состояниях дети способны совершать такие глупости, как уход в плохие компании, курение, наркотики или даже суицид;
  • Войдя в кураж, родители часто теряют над собой контроль. В итоге, попавший под горячую руку ребенок рискует получить травму, иногда несовместимую с жизнью, в том случае, если после тумака родителя упадет и ударится об острый предмет.

Детей бить нельзя. Есть действенные альтернативы


Необходимо помнить, что физические наказания – это слабость, а не сила родителей, проявление его несостоятельности. И отговорки вроде «он по-другому не понимает» остаются лишь отговорками. В любом случае имеется альтернатива физическому насилию. Для этого:

  1. Следует отвлечь ребенка, переключить внимание на что-нибудь интересное.
  2. Увлеките малыша занятием, при котором ему перехочется шалить и капризничать.
  3. Обнимите малыша и убедите его в своей любви. После можно провести с малышом хоть пару часов собственного «драгоценного» времени. Ведь ребенку не хватает именно внимания (Читаем также: ).
  4. Придумайте новые игры. К примеру, можно собирать раскиданные игрушки в два больших ящика, кто первый. Наградой может быть хорошая сказка на ночь от папы либо мамы. И это подействует лучше, нежели подзатыльник либо тумак.
  5. Применяйте лояльные способы наказания (лишение ноутбука, ТВ, похода на прогулку и пр.).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

  • 8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание —
  • 7 грубых ошибок родителей во время ссор с детьми —
  • Как нельзя наказывать ребенка —
  • Нужно ли наказывать ребенка в 3 года: мнение родителей и психолога —

Важно научиться ладить с ребенком без наказаний. Методов для того огромное количество. Было бы желание, а альтернативу отыскать можно всегда. Для любого родителя важно понять, что детей категорически нельзя бить ни при каких условиях!

Почему нельзя бить детей. Самоконтроль родителей и физические наказания

Мнения мамочек с форумов

Ольга: Моё мнение, что сильно строго нельзя. Т.к. мы начинаем вгонять в жесткие рамки, а когда нас рядом не будет дети начнут отрываться по полной. Вспомните по себе, всегда начинает ещё больше хотеться то чего нельзя или не имеем. И уснуть мы сами не всегда можем, даже если очень хочется. Бить или не бить?? Я против бить, хотя сама иногда шлёпаю. Потом себя ругаю. Думаю поднимая руку на ребёнка, это просто мы не справляемся со своими эмоциями. Можно просто придумать наказание. У нас это угол. Мелкий жутко не любит там стоять, ревёт.…Но у нас договор с ним если туда поставлен, пока не успокоиться, я не подойду разговаривать с ним. И стоит до тех пор пока не остынет. Самое тяжёлое наверное найти наказание, потому что на всех один метод не действует.

Zanon2: не бить а наказывать! договариваться. но бить нет!

Белослава: Я тоже иногда шлепаю,потом сама же думаю опять сорвалась,нельзя бить…стараюсь вообще сменить тему если психи напали, обычно это перед дневным сном бывает,но больше всего меня удручает,что ребенок, когда шкодит и я ругаюсь,говорит «бей»..фразами он еще не говорит.я объясняю,что я его люблю и бить не хочу и не буду.Стараюсь сдерживаться сейчас,вроде забывать стал…А еще папа наш считает,что надо бить…и никак его не переубедишь..его в детстве били…

Natalinka15: Да, сложная тема, я стараюсь не кричать, ну а бить ребенка вообще не приемлю, стараюсь договариваться. Если не получается спокойно договориться, то на какое то время оставляю дочку в покое и просто разворачиваюсь и ухожу. Бывает по разному она реагирует, иногда сразу успокаивается а бывает и нет. Но за когда я ухожу у нас у обоих есть время подумать и успокоиться. В принципе всегда получается, потов все решить миром и мы миримся.

Ладошки_к_Солнцу: вот я о чем подумала…почему мы, взрослые люди и родители, позволяем себя ударить своего ребенка, если тот выведет, выступает раздражителем, если с ним не удается договориться…а почему мы не шлепаем совершенно не родных нам взрослых?…..ведь те тоже могут раздражать, обижать… ведь мы сто раз подумает перед тем, как дать в морду оппоненту. так же? мы боимся выступить агрессором, хотим выглядеть цивилизованным, умным и терпимым, переводить конфликт на дипломатию. что с детьми тогда это не работает у некоторых?

Читаем также: Как воспитывать детей: кнутом или пряником? —

Видео-консультации специалистов

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Некоторые удивятся и сочтут этот вопрос весьма странным, ведь общеизвестно, что физическое наказание – не самая лучшая из дисциплинарных стратегий.

Тем не менее, некоторые родители до сих пор придерживаются мнения, что воспитание кнутом существенно эффективнее, нежели популярное ныне воспитание пряником. Следует разобраться, где находится та грань, которая разделяет разумное наказание и неоправданную жестокость.

Вопрос, бить или не бить ребёнка, как правило, появляется у родителей, когда их любимому малышу исполняется два или три годика.

В этот возрастной период происходит становление личности, также малыш поглощает разную информацию, вооружается новыми умениями и изучает пределы дозволенного.

Очевидно, что подобный процесс взросления должен сопровождаться различными неприятностями, поскольку ребёнок познаёт мир путём проб и ошибок. Он изучает и испытывает на прочность буквально всё, причём такое поведение нередко представляет опасность для детского здоровья.

Совершенно естественно, что каждый родитель пытается защитить малыша от различных травмоопасных ситуаций. Также понятно, что при возникновении подобных случаев мам и пап захлёстывают яркие и сильные эмоции.

Помимо этого, дети в трёхлетнем возрасте вступают в особый кризисный период, когда в их поведении появляются упрямство, деспотизм, негативизм, строптивость, своевольные «нотки». Некоторые малыши и вовсе становятся полностью неуправляемыми.

Не отличаются примерным поведением и подростки, подверженные эгоцентризму, максимализму и склонности к манипуляционным действиям.

Вот почему нечастые вспышки гнева и желание шлёпнуть своё ненаглядное чадо в сердцах посещают даже самых любящих и максимально либеральных родителей. И это вполне нормально, однако существуют ситуации, когда стремление наказать ребёнка физически можно считать чем-то аномальным.

Другие причины применения телесных наказаний

Статистические данные свидетельствуют, что подавляющее большинство отечественных родителей признавалось в том, что в детские годы родители применяли по отношению к ним физическое наказание.

Более того, 65 % всех опрошенных до сих пор находятся в полной уверенности, что применение их родителями столь строгих дисциплинарных мер пошло им только во благо, поэтому изредка применяют телесные наказания и к своим детям.

Каковы же источники таких неоднозначных родительских решений?

  1. Семейные традиции. Некоторые взрослые могут вымещать собственные детские обиды и комплексы на своём ребёнке. Причём мамы и папы даже не воспринимают прочие методы убеждения и воспитания, считая, что подзатыльником и хорошим словом можно добиться большего, нежели просто хорошим словом.
  2. Нежелание воспитывать или нехватка времени. Как уже было отмечено, воспитание – процесс сложный, поэтому некоторым родителям существенно проще ударить ребёнка, чем вести с ним продолжительные беседы, доказывая его неправоту.
  3. Родительская беспомощность. Взрослые хватаются за ремешок от безысходности и банального недостатка знаний о том, как справиться с непослушным или неуправляемым ребёнком.
  4. Собственная несостоятельность. Иногда родители бьют ребёнка по попе только потому, что им нужно на ком-либо вымещать злость за собственные неудачи. Любой детский проступок становится поводом сорваться и «оторваться» на малыше за свои проблемы на работе или в личной жизни.
  5. Психическая нестабильность. Некоторым мамам и папам жизненно необходимы сильные эмоции. Они их получают, когда кричат, лупят детей почём зря. Затем, подпитавшись сильными эмоциями, избивший ребёнка родитель плачет вместе с ним.

Таким образом, причин для использования жёстких дисциплинарных мер достаточно много. И неправы те, кто думает, что такими воспитательными методами увлекаются лишь родители-алкоголики или другие асоциальные личности. Осталось понять, почему подобные меры нежелательны.

Почему нельзя бить ребёнка?

К счастью, многие взрослые, применяющие физические наказания детей, умеют вовремя остановиться и не бьют их в полную силу.

Однако даже лёгкий тумак (особенно по голове) может навредить детскому организму. И чем младше ребёнок, тем серьёзнее последствия. Причём многие из них незаметны неспециалисту.

Если не принимать во внимание совсем уже тяжёлые случаи насилия над детьми в семье, то можно обнаружить огромное количество родителей, которые периодически позволяют себе прибегать к телесному наказанию.

Они убеждены, что бить ребёнка по рукам или мягкому месту можно, поскольку подобные меры не вредят здоровью, зато дают хороший воспитательный эффект.

Однако такие мамы и папы забывают, что наказание может сказаться не только на физическом, но и психологическом уровне.

  1. Нежелательный телесный контакт (шлепки, тычки, тряска, порка ремнём) нарушает личностные границы ребёнка. У него не формируется умение отстаивать пределы своего «Я». То есть чужие мнения, слова будут иметь для подросшего человека слишком большое значение.
  2. На основе взаимоотношений с матерью и отцом формируется базовое доверие к миру. Насилие со стороны наиболее близкого человека становится причиной недоверия к людям, что негативно влияет на социализацию.
  3. Постоянные шлепки заставляют ребёнка испытывать унижение, что чревато падением самооценки. А это уже может привести к потере таких важных качеств, как инициативность, упорство, самоуважение и настойчивость.
  4. Бьющий родитель подаёт пример агрессивного поведения. Ребёнок, который столкнулся с жёсткостью отца либо матери, считает, что конфликты необходимо решать с помощью силы, угрозы и прочих агрессивных актов.
  5. Если пороть детей, то они начинают разделять всех людей на «жертв» и «агрессоров», и подсознательно выбирать себе соответствующую роль. Женщины-жертвы выходят замуж за агрессивных представителей сильного пола, а мужчины-агрессоры будут подавлять жён и детей через угрозы или физическое насилие.

Телесное наказание не влияет на причину непослушания и отличается кратковременностью действия. Поначалу страх перед шлепком присутствует, но затем ребёнок адаптируется и продолжает играть на родительских нервах.

Мнение американских учёных

Истина, гласящая о том, что детские переживания влияют на дальнейшую жизнь, знакома каждому. Физическое насилие со стороны близких людей – распространённый фактор возникновения психоэмоциональных отклонений и неврологических болезней во взрослом возрасте.

Учёные из США, изучающие последствия применения физических наказаний с воспитательной целью, приводят несколько шокирующих данных. Так, люди, которым регулярно отвешивали оплеухи и подзатыльники, отличались пониженными интеллектуальными способностями.

В особо тяжёлых случаях речь шла даже об умственных и физических нарушениях, поскольку серьёзно повреждались центры, отвечающие за переработку и хранение информации, речевые и двигательные функции.

Кроме того, по данным всё тех же американских учёных, дети, подвергающиеся телесным наказаниям, более склонны при взрослении к сосудистым болезням, диабету, артриту и другим не менее серьёзным заболеваниям.

Также подростки, чьё детство было омрачено родительской агрессией, чаще становятся наркоманами, алкоголиками и преступниками. А ещё они перенимают жестокий стиль воспитания и переносят его на собственных ребятишек. То есть формируется своеобразный замкнутый круг, в котором агрессию порождает жестокость.

Следует всё же отметить, что эта работа была раскритикована другими специалистами. Некоторые учёные посчитали, что в представленных данных имеются определённые перегибы. К примеру, исследователи не потрудились разделить на группы родителей-садистов и тех мам и пап, которые изредка применяют лёгкие телесные наказания.

Именно поэтому судить, действительно ли шлепки и подзатыльники могут аукнуться умственной недостаточностью или проблемами с сердцем во взрослом возрасте, крайне сложно.

Отказ от использования физических «аргументов» в общении с ребёнком не означает, что стоит полностью отказаться от дисциплинарного воздействия как эффективной меры.

Если чадо совершило по-настоящему серьёзный проступок, взрослые должны предпринять определённые шаги. Иначе редкие случаи недостойного поведения могут стать массовым явлением, бороться с которым будет крайне сложно.

Как правильно наказывать?

Каков для ребёнка? Об этом, а также о том, чем заменить компьютер, рассказывает врач-педиатр

Ну а высший родительский «пилотаж» – умение предвосхищать конфликтные ситуации. Прежде всего, нужно понимать, что основным источником нехорошего поведения становится желание привлечь внимание взрослых. Если вы станете почаще общаться с ребёнком, количество капризов и проступков сразу уменьшится.

Альтернативные меры не работают: что делать?

Многие родители, читая подобные советы, начинают думать, что авторы живут в какой-то параллельной или идеальной реальности, в которой ребёнок всегда послушен, а мама всегда спокойна и уравновешенна.

Разумеется, бывают ситуации, когда просьбы, уговоры, разъяснения не способны помочь с успокоением и приведением в нормальное эмоциональное состояние заупрямившегося или вошедшего в раж ребёнка.

В такой ситуации, как уверены некоторые специалисты, лёгкий шлепок может переключить внимание и стать своеобразным ингибитором психоэмоционального всплеска. Естественно, силу шлепка необходимо контролировать (как и своё психическое состояние).

Кроме того, телесное наказание (речь в данном случае не идёт о порке) не исключено, если:

  • детское поведение несёт прямую угрозу жизни и здоровью маленького хулигана (сование пальчиков в розетки, игры с огнём, движение в сторону автомобильной дороги, приближение к краю обрыва и пр.);
  • ребёнок перешёл абсолютно все пределы дозволенного, явно пытаясь вывести вас из себя, причём он не реагирует на остальные дисциплинарные меры и может даже вести себя неадекватно (смотрим предыдущий пункт).

После лёгкого шлепка необходимо в обязательном порядке объяснить, за что последовало наказание, как необходимо правильно себя вести. Не забудьте также сказать, что не нравится вам именно поступок, а не сам ребёнок. Его вы по-прежнему любите.

Родителей в студию!

Любопытно, что думают по этому поводу сами мамы и папы? Как и обычно бывает в вопросах воспитания, мнения существенно разнятся. Одни родители убеждены, что порка и обычные шлепки по пятой точке – вполне эффективный метод дисциплинарного воздействия.

Мол, лупили же розгами за провинности наших предков, и ничего – выросли не хуже остальных.

Другие же взрослые выступают против любых силовых воздействий по отношению к ребёнку, считая, что лучшим способом воспитания являются беседы, объяснения, рассказы и наглядные примеры. Приведём конкретные высказывания родителей.

Анастасия, будущая мама: «А мне частенько по попе прилетало: и ремнём, и ладонью. И ничего – всё нормально. Сейчас сама думаю, что если разговор не помогает, можно и силу применить. Но не избить, конечно, а просто по мягкому месту легонько. Ребёнка необходимо изредка по попе бить, если он нормальных слов не понимает».

Кристина, мама двухлетнего Ярослава: «Меня в детские годы частенько ремнём лупили, до сих пор обижаюсь на мать. Она и сейчас думает, что если избила ребенка, то никаких проблем и нет. Я же твёрдо решила, что своих малышей шлёпать не буду. И все трудности с сыном стараюсь решать без ремня и шлепков. Пробую договариваться, хотя он ещё маленький. Вроде действуют спокойные разговоры».

Безусловно, только вам решать, какие методы воспитания применимы конкретно к вашему ребёнку. Однако следует понимать, что закладывание личности происходит с раннего детства, и именно от родителей зависит, что унесёт в будущую жизнь нынешний малыш.

Многие специалисты выступают против физического наказания, приводя достаточно аргументированные примеры того, почему нельзя бить своих детей. Возможно, их доводы помогут вам решить, что лучше – кнут или пряник.