Психологическое насилие в семье над ребенком. Психологическое насилие над детьми Физическое насилие над детьми

Здравствуйте, дорогие читатели нашего блога! Сегодня мы будем разговаривать на тему: «Психологическое насилие в семье над ребенком». Расскажем, почему такое насилие по отрицательному воздействию равносильно физическому насилию над ребенком. Как распознать психологическое насилие. Последствия такого отношения к ребенку. Как его предупредить. Подробности в статье.

Когда речь заходит о насилии, то в представлении возникает, какое –либо физическое действие или жестокое обращение. Но все чаще в семьях встречается именно психологический террор. Насилие всегда несет для ребенка стрессовую ситуацию и как следствие психотравму.

Для родителей же — это всего привычное воспитания. Эмоциональное давление наносит не меньшую травму, чем сексуальное принуждение. Зачастую справиться с этой проблемой без помощи психолога или психотерапевта не удается, при условии прохождения лечения и тренингов вместе с родителями.

К психологическому насилию относят вполне привычное для многих поведение — крики, оскорбления, угрозы, запугивание или тотальный контроль. Этот вид самый спорный в области диагностики.

Зачастую сами родители наносят травму ребенку по причине неблагоприятной обстановке в семье. У родителей может быть сформирован образ « желаемого» ребенка, отсюда завышенные требования – это тоже относится к психологическому насилию. В дальнейшем – это перерастает в заниженную самооценку и постоянное чувство вины.

По статистике чаще — это происходит в неполных или неблагополучных семьях. В будущем такие дети редко достигают успеха, вследствие комплексов, замкнутости и неспособности к рациональному мышлению. Возникают проблемы и при построении отношений — отсутствие доверия к окружающим и сдержанность в эмоциях.

Признаки психологического насилия над ребенком

К формам этой проблемы психологи относят:
  • Унижение (грубые слова, прилюдное высмеивание) ;
  • Изолирование (ребенок наказан и не должен выходить определенное время из комнаты или запрет на общение с друзьями) ;
  • Игнорирование (мама, таким образом, наказала сына и не разговаривает с ним);
  • Терроризирование (угрозы, запугивания);
  • Отталкивание (родители явно демонстрируют, что он им неприятен, прогоняют, «эмоциональная холодность»).

Последствия психологического насилия

Для жертвы эмоционального насилия характерно постоянное уединение или избегание людей. Выражена тревожность или наоборот склонность к агрессии и депрессиям. У ребенка резко падает успеваемость в школе, сон становится тревожным, возможны даже попытки суицида и злоупотребление запрещенными веществами.

Возникают проблемы со здоровьем, вплоть до онкологических заболеваний. Для подростков типичны плохие компании, только там они находят понимание и «родственные души». Иногда ребенок самостоятельно находит выход и переключается на увлекательное хобби, либо заменяет материнскую любовь бабушкиной лаской и заботой.

Большинство родителей, даже не догадываются, какой эмоциональный дисбаланс рождают в ребенке. При частых конфликтах в семье, возможен интеллектуальный спад или торможение в развитие. Любите их просто за то, что они есть, выслушайте, если возникает желание поговорить.

Родительское тепло и уважение стимулирует уверенность в себе. Здоровый климат в семье, залог для гармоничного развития маленькой личности. Дом- это защита и безопасность для каждого человека.

Мы рассказали про психологическое насилие в семье над ребенком. Рекомендуем обязательно прочитать статью « ». Растет непослушный ребенок, что делать? Чем он прогневил папу и маму? Как научить ребенка слушаться? Чтобы дети вели себя «так, как положено» взрослым доводится прилагать много усилий, вовремя контролировать их поведение, делать замечания и даже применять наказания. Воспитывая детей, родителям не хочется чересчур напрягаться и расходовать много сил на успокоение постоянно проказничающих малышей. Подробности в статье.

Тема насилия всегда неприятна и пугает, особенно если речь идет о детях. Но говорить об этом важно и нужно для того, чтобы каждый человек мог помочь, при необходимости распознать насилие и сообщить в соответствующие службы. Дети составляют особую группу риска, так как во всем зависимы от взрослых (родители, воспитатели, учителя), находятся в их власти.

– первый социальный институт для ребенка. Это место, в котором он всегда должен чувствовать себя в безопасности, но иногда случается наоборот: семья оказывается самым опасным местом для ребенка.

Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей). Но насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребенка. Вдвойне опасно, если насилие и семья представляют собой одно и то же.

Зарождение этого явления принято относить к XIX веку, когда началась индустриализация общества, а детей стали эксплуатировать, отправлять на работу, лишать учебы и перспектив. Тогда же начали появляться первые общественные организации по защите детей от насилия и эксплуатации.

В XX веке появились новые подходы к изучению проблемы насилия и жестокого обращения с детьми. Были составлены первые классификации. Тогда насилие подразделяли на педиатрическое, психиатрическое и правовое.

К основным причинам насилия относится:

  • подобный опыт в жизни супругов (модель, стереотип поведения);
  • личный опыт в виде подавления в детстве, авторитетного со стороны матери (в будущем отражается насилием над женщинами, как попытками разорвать связь с матерью);
  • влияние социально-экономической неблагоприятной обстановки, безработица, низкое социальное положение;
  • неудовлетворенность собой и жизнью;
  • психопатологии;
  • и аддикции;
  • неадекватное самоутверждение и достижение власти, вызванные низкой самооценкой и низким самоуважением;
  • нежеланный ребенок в семье.

Причина насилия, естественно, кроется в психике родителя. Необходимость найти это и проработать – одна из задач психотерапевта при работе с семьей (работа ведется не только с ребенком). У любой , насилия всегда есть субъективный мотив. Другой вопрос, что он не всегда осознается самим агрессором.

Иногда насилие – попытки стабилизировать состояние семьи как системы, например, при борьбе за порядок или власть. Тогда нужно работать именно с семьей как системой и устранять причины ее дисфункции. В противном случае насилие станет либо хроническим, либо эпизодическим.

Насилие над детьми как обладает рядом особенностей:

  • не всегда дети осознают суть происходящего;
  • если осознают суть, то не всегда осознают истинные последствия для их физического и психического здоровья;
  • события могут забыться (детский мозг устроен так, чтобы быстро вытесняет негатив), но дать о себе знать во взрослой жизни;
  • о насилии дети чаще рассказывают сверстникам, а не другому члену семьи (если вообще рассказывают).

Виды насилия

Насилие бывает прямым и косвенным, единичным или систематическим, актуальным или прошедшим. Но важнее других выглядит классификация по содержанию насилия:

  1. Физическое насилие. Это любые физические насильственные действия в отношении ребенка до 18 лет, в том числе варианты наказания (шлепки, толкание, хватание и другое).
  2. Пренебрежение обязанностями. Под этим подразумевается несоблюдение родительских обязанностей, игнорирование потребностей ребенка, ненадлежащий уход за ребенком.
  3. Сексуальное насилие. Использование ребенка до 18 лет с целью получения сексуального удовольствия. Любой эротический контакт с ребенком или его эксплуатация (порнография).
  4. Психологическое насилие. Унижения, оскорбления, высмеивание и другие унижающие личностное достоинство модели поведения.

Сексуальное насилие включает в себя несколько форм:

  • Развратные действия. Любые действия со стороны взрослого человека, способные вызвать возбуждение у ребенка до 14 лет и сформировать неадекватное отношение к сексуальным отношениям. Действия могут носить физический (телесный) характер или интеллектуальный (демонстрация материалов).
  • Педофилия. Сексуальное преследование ребенка до 14 лет.
  • Порнография. Любые формы демонстрации сексуальных отношений (книги, фильмы, журналы).
  • Принуждения к сексуальным действиям. Не физическое, а психическое воздействие на ребенка, постепенно вынуждающее его вступить в какие-либо сексуальные отношения. Давить можно статусом взрослого, шантажом.

Жестокое обращение с детьми – обобщенное название любого насилия. Это фактическое причинение вреда ребенку:

  • через оскорбления и некорректные наказания;
  • неадекватные требования и жесткий контроль;
  • запреты.

Жестоким обращением можно назвать физические действия (побои), убийство, вред из-за неоказания помощи, пренебрежение ребенком и его потребностями, вред психике, дефицит защиты и заботы.

Признаки насилия

Насилие со стороны заподозрить непросто, что обусловлено:

  • закрытостью семьи как системы;
  • взаимозависимыми отношениями агрессора и жертвы;
  • недостатком информации;
  • запуганностью и недоверием со стороны жертвы.

В основном все сводится к тому, что семья, где царит насилие – закрытая система. Но кое-что может намекнуть о насилии над ребенком:

  • крики, хлопки, шлепки, ругань, явно слышимая за стеной (многие квартиры разделены тонкими стенами, а насилие далеко не всегда протекает бесшумно);
  • следы побоев на ребенке;
  • неопрятный внешний вид ребенка, одежда не по погоде.

К признакам физического насилия относится:

  • повреждения органов тела и нарушения органов чувств;
  • малоподвижность, вялость, задержка физического и психического развития;
  • тревожность и агрессивность в отношении других людей или животных;
  • стеснительность, пассивность, страх перед взрослыми;
  • избегание дома, боязнь тактильных контактов;
  • общение с детьми младшего возраста.

К признакам психологического насилия относится:

  • психотравма и (или) ;
  • у детей до среднего школьного возраста – задержка в физическом и речевом развитии;
  • у подростков – потеря смысла и цели жизни, дезориентация, мысли о суициде;
  • импульсивность, злость, манипулятивные расстройства (сосание пальца, вырывание волос);
  • покорность и податливость;
  • страхи и проблемы со сном;
  • депрессия и заторможенность;
  • девиации;
  • болезни.

Признаки сексуального насилия над ребенком:

  • несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях;
  • сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым;
  • жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов;
  • тревога при плаче других детей;
  • нервный тик, покачивание, сосание пальца.

Общие признаки насилия:

  • неумение ребенка сосредоточиться;
  • нарушения памяти;
  • ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка;
  • пессимизм;
  • недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей;
  • приступы гнева или агрессии;
  • хроническое чувство страха, стыда, вины;
  • отстраненность от социума;
  • депрессия;
  • ангедония.

По закону Российской Федерации ребенок сам может обратиться в органы опеки за защитой, а с 14 лет – в суд, но редко какой ребенок решится на это. Насилие, как правило, сопровождается запугиванием, а также страхом и привыканием жертвы.

Каждый случай насилия (жестокость и интенсивность) оценивается в индивидуальном порядке. Учитывается индивидуальная чувствительность ребенка, возраст и характер отношений между ним и взрослым.

  • нехватка любви и внимания;
  • угрозы и насмешки;
  • неадекватные и чрезмерные требования;
  • любое поведение родителей, вызывающее страх у ребенка;
  • запреты;
  • психологическое давление;
  • гиперопека;
  • любые побуждения «из любви», наносящие вред здоровью ребенка.

Из-за этого отмечается заниженная самооценка, неуверенность в себе, утрачивается чувство собственного достоинства. При гиперопеке развивается чувство беспомощности и полной зависимости от родителей. Оторванность от семьи, социальное или физическое сиротство ребенка навсегда оставляет след в виде чувства эмоциональной незащищенности. Не факт, что последствия сразу проявят себя, это может возникнуть спустя годы.

Последствия насилия

Переживший насилие ребенок или подросток чувствует страх, замешательство, стыд, бессилие. Часто винит себя и воспринимает как соучастника и первопричину случившегося. Иногда причиной считает свое поведение или положение в семье. Среди других последствий значится снижение доверия и круга общения.

Многие реакции зависят от возраста ребенка:

  1. Дети до 3 лет. Среди популярных реакций: страх, смешанные чувства, агрессия, потеря аппетита.
  2. Дошкольники. Отмечается тревога, боязливость, чувство вины и стыда, смешанность чувств, отвращение, чувство беспомощности.
  3. Младшие школьники. Наблюдается неопределенность школьника в семейных ролях, двойственное отношение к взрослым людям, страх, стыд, отвращение, недоверие ко всему миру.
  4. Младшие подростки. К предыдущим последствиям добавляется депрессия, чувственная опустошенность (нет никаких ощущений и чувств).
  5. Старшие подростки. Характерно отвращение, стыд, чувство вины, двойственность чувств в отношении взрослых, девиантное поведение, ощущение ненужности.

Особенно опасно сексуальное насилие, которое во взрослой жизни проявляется:

  • непринятием своего тела;
  • зависимым поведением;
  • проблемами в сексуальных отношениях;
  • повторным насилием (мужчины, подвергшиеся насилию, сами его совершают; женщины, подвергшиеся насилию, снова оказываются в роли жертвы).

По мере взросления ребенка также может отмечаться ответное насилие, потеря самоуважения, психические расстройства и попытки суицида.

Любое насилие во взрослой жизни оставляет такие следы:

  • нарушение ;
  • чувство вины;
  • депрессия;
  • сексуальные дисфункции;
  • проблемы в межличностных отношениях.

Нарушение физических и психических границ в результате насилия влияет на всю дальнейшую жизнь и поведение человека. А пережитый опыт воспроизводится снова и снова.

Вообще в семье можно выделить 3 сферы насилия: родителей над детьми, взрослых над взрослыми, кого-либо из членов семьи над стариками. И каждая из этих форм опасна для ребенка. Если насилию подвергается не непосредственно он, а, например, мать, то возможны:

  • психоэмоциональные и психосоматические расстройства;
  • проблемы в социальной адаптации.

Семьи с насилием всегда относятся к группе риска, так как такая атмосфера не подходит для воспитания ребенка. Выросшие в насилии дети, как правило, позже сами становятся жертвой или агрессором (95 %).

Диагностика насилия

Выявить насилие сложно еще и потому, что сами родители не всегда воспринимают свои действия как насильственные. Они воспитывают своего ребенка, да, методом кнута без пряника, но это воспитание. Или методом кнута и пряника, тогда ребенок воспринимает избиения как должное за его провинности и потому еще меньше вероятность, что он кому-то расскажет.

Осложняет ситуацию и еще один момент. По сути любое насилие сопряжено с психическим. Потому работать приходится сразу с несколькими формами насилия.

Физическое насилие

Диагностические признаки насилия, которые можно отметить во время беседы с родителями:

  • нервное поведение;
  • фантастическое описание происхождения травм ребенка;
  • обвинение других людей или самого ребенка;
  • множественные противоречия в истории получения травм;
  • обвинение ребенка во лжи;
  • неадекватная оценка, ожидания и требования, не соответствующие возрасту или уровню развития ребенка.

Усилить подозрение должен факт частых нахождений ребенка в травмпункте, повторяющихся похожих травм, большого временного промежутка между травмами и обращением в больницу.

Проблема в том, что заметить невербальные и вербальные и изворотливости родителей можно только в условиях тесного наблюдения и общения. Доступна ли такая ситуация всем неравнодушным? Нет. Соседа и на порог дома не пустят. Добиться такой встречи с родителями могут только социальные работники. Задача свидетелей и очевидцев – поспособствовать этой встрече.

Диагностические реакции в процессе беседы с детьми:

  • тревожность;
  • нежелание и страх перед встречей с родителями;
  • убежденность ребенка в оправданности наказаний;
  • страх, что социальные работники (защитники) встанут на сторону родителей после беседы и выяснят, что наказания оправданы плохим поведением ребенка;
  • плач при любой неудаче;
  • склонность к дракам;
  • вздрагивание при малейшем движении руки рядом.

Иногда действительно бывает так, что ребенок придумывает рассказ о насилии, что может быть вызвано потребностью во внимании и сочувствии, конфликтами с друзьями или в семье, богатой фантазией. Но тогда эмоциональные и поведенческие реакции ребенка будут противоречить содержанию рассказа. Не отмечается в таких случаях страх перед родителями и иные признаки и последствия насилия, но заметно удовольствие ребенка от того, что его слушают, и увлеченность рассказом.

Нельзя расценивать описанные признаки отдельно от контекста и истории семьи, но существует ряд диагностических маркеров, которые ясно дают понять о физическом насилии:

  • синяки, укусы, ожоги, рубцы;
  • следы удушья;
  • любые повреждения, остающиеся без внятного и корректного объяснения со стороны родителей;
  • низкая самооценка ребенка;
  • нежелание и страх возвращаться домой;
  • мешковатая одежда, скрывающая побои;
  • самообвинение в провокациях в сторону насильника;
  • ребенок воспринимает побои как семейный порядок и норму;
  • волнение, плач, испуг при криках, скандалах.

Сексуальное насилие

Сложность диагностики сексуального насилия в том, что одни члены семьи могут покрывать других, даже если известно о преступлении.

Подростки реагируют серьезнее, так как понимают, что именно с ними случилось. Как правило, они меняют весь стиль жизни и одежды, окружение. Здоровые чувства типа сочувствия и симпатии превращаются в агрессию или слепую подчиненность (человеку, делу). У детей доподросткового возраста отмечаются классические признаки.

К диагностическим маркерам сексуального насилия над ребенком в семье относится:

  • не по возрасту хорошая осведомленность в вопросах сексуальных отношений;
  • синяки, зуд, кровь в области половых органов;
  • сексуальные поведенческие извращения;
  • резкие изменения в поведении ребенка;
  • смена походки, неудобство при ходьбе и сидении;
  • пищевые расстройства;
  • отвращение к себе;
  • ночные кошмары и нарушения сна;
  • суицидальные наклонности и депрессия;
  • потакательство, уступчивость в отношении взрослых;
  • девиантное поведение.

Пренебрежение нуждами ребенка

Самый часто встречающийся вариант насилия и наименее осознаваемый родителями. Даже в благополучных, казалось бы, семьях можно найти его элементы, например, недостаток любви и внимания из-за занятости на работе.

Поэтому этот вид самый неоднозначный в плане диагностики. Судить о пренебрежении принято при очевидных и злостных нарушениях: ребенок голодает, плохо одет, грязный, не получает медицинской помощи или образования, оказывается оставленным один и подвергнут опасности.

Лишенные дети отличаются неразборчивостью в построении отношений и попытками привлечь внимание. К другим диагностическим маркерам относится:

  • педагогическая запущенность (малый словарный запас, проблемы с речью);
  • отставание в физическом развитии;
  • неприятный запах, грязь и голод;
  • подавленность, пассивность и пугливость;
  • скупость эмоций и бедность реакций на доброту, похвалу;
  • чувство ненужности и убеждение «Я – не хороший, ничего не заслуживаю, и никогда не буду заслуживать».

Психологическое насилие

Решающая роль в диагностике отводится поведению взрослых. Психологическое насилие можно заподозрить, если родители:

  • не спешат утешить ребенка, пообщаться с ним, обнять;
  • сверхкритично относятся к ребенку;
  • ругают, оскорбляют, унижают;
  • негативно характеризуют ребенка;
  • вымещают на нем злобу на кого-то из родственников (ассоциируют ребенка с ним);
  • открыто признаются в нелюбви;
  • винят его в своих неудачах.

Со стороны ребенка о психологическом насилии намекнут:

  • неуверенность и низкая самооценка;
  • задержка речи и восприятия;
  • напряжение от ожидания наказания;
  • неразвитое логическое мышление;
  • неуважение и недоверие к взрослым;
  • наигранная зрелость или независимость как реакция защиты;
  • суицидальные наклонности.

Реабилитация

Устранение насилия всегда требует комплексной работы психолога с родителями и детьми. Наиболее эффективными методами являются:

  • психотерапия;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • тренинги.

Взаимодействуя с ребенком, нужно сначала добиться расположения и доверия с его стороны. Для этого нельзя акцентировать внимание на ситуации, то есть говорить «Не бойся», «Не переживай». Главный метод работы с ребенком – консультационная беседа. Но проводить ее может только квалифицированный специалист.

Насилие – всегда стрессовая ситуация для ребенка, влекущая за собой психотравму. Соответственно, работа должна быть направлена на устранение психотравмы и посттравматического стрессового расстройства, если оно наблюдается. Лучший метод – психотерапия.

Профилактика насилия

Основные направления профилактики: просвещение и информирование. Они должны проводиться в отношении детей, родителей, работников детских учреждений и вообще всех граждан. Важно говорить:

  • о том, что такое насилие;
  • о его видах;
  • что делать, если вы стали свидетелем или жертвой насилия;
  • какова ответственность за насилие;
  • куда можно сообщить о насилии (организации, телефоны).

Не стоит говорить в контексте «как не стать жертвой насилия», так как это сразу дает установку на самообвинение. Как говорилось в статье, жертвы и так склонны искать причину в себе, но это не так.

разного возраста подвергаются физическому насилию. «Сноб» собрал наиболее резонансные случаи жестокого обращения с детьми за последние два месяца и поговорил о семейном насилии с психологами

Павел Ковалевский. «Порка». 1880 Фото: Public domain

В последнее время новости о насилии над детьми все чаще появляются в СМИ, потому что общество стало отдавать себе отчет в том, что проблема действительно существует. Происходит это в том числе благодаря тем женщинам, которые вслух заговорили о насилии по отношению к себе. Это, безусловно, позитивная тенденция, потому что информационный поток помогает привлечь внимание к проблемам наиболее незащищенных слоев населения. В результате само общество становится более осознанным. 15 лет назад не могло возникнуть даже разговора о введении в Уголовный кодекс пункта о телесных наказаниях детей. Формулировка «жестокое обращение с детьми» встречается в 156-й статье Уголовного кодекса, однако ее трактовка остается расплывчатой.

Детско-родительские конфликты в значительной степени связаны с тем, что взрослые должны выполнять множество рутинных задач, при этом совмещая множество других социальных ролей. Часто это сопровождается негативными эмоциями, отрицательно сказывается на внутреннем психологическом состоянии родителей и, в конечном итоге, приводит к тому, что этот негатив выплескивается на детей, а регулярные шлепки и подзатыльники становятся нормой.

Важно понимать, что, подвергаясь насилию, ребенок не только переживает стресс. У него формируется модель поведения, которую он, возможно, будет воспроизводить во взрослом возрасте. Если телесно наказывают мальчика, он становится агрессивным, понимает, что ему можно бить окружающих. А если бьют девочку, у нее закрепляется установка, что применять физическую силу по отношению к ней — норма.

В России ситуация с жестокостью по отношению к детям может быть связана с историческим опытом. Запрет на телесные наказания в отношении взрослых был введен только в начале ХХ века, до этого они были нормой. Сегодня более чем в 50 странах уже есть законы, предусматривающие уголовное наказание за насилие над детьми. Например, в Финляндии или Германии, увидев или услышав, что ребенка бьют, вы должны сообщить об этом в специальные органы.

Также открытым остается вопрос немого свидетельствования — ситуации, когда окружающие замечают случаи насилия над детьми, но не знают, что предпринять. Для того чтобы люди понимали, как правильно реагировать в тех случаях, когда они видят жестокость по отношению к детям, необходим закон, который бы четко определил алгоритм действий.

Как же тогда наказывать детей так, чтобы не травмировать их психику? Важно помнить, что преступление — это, прежде всего, нарушение принятых в обществе норм. Поэтому сначала нужно объяснить ребенку, какие нормы в принципе существуют. Цель наказания — научить следовать правилам социального поведения и создать условия для того, чтобы неправильные действия не повторялись, а не нанести ребенку физические или психологические увечья.

Евгения Забурдаева, практикующий психолог, психотерапевт:

Сегодня все чаще открыто говорят о проблеме родительского выгорания, которое становится причиной насилия над детьми. Как правило, это результат целого комплекса причин. Во-первых, родители-насильники зачастую сами бывшие жертвы насилия или свидетели насилия в семье, и они проецируют собственный внутренний конфликт на своих детей. Во-вторых, современное общество предъявляет к родителям как никогда высокие социальные ожидания: ребенок будто бы становится проектом своей семьи, а родителей судят по тому, насколько «успешно» они его реализуют. Такое давление зачастую приводит к тому, что родители не справляются с психологическим напряжением и срываются на ребенке.

Изменить ситуацию можно только с помощью популяризации этой проблемы: важно рассказывать о родительском выгорании, отсутствии эмоциональной и социальной поддержки родителей, особенно воспитывающих детей в одиночестве. Например, мать-одиночка из Кирова, которая оставила дочь на три дня одну дома, не была готова к материнству, воспитывала ребенка одна и была морально истощена. Это не оправдывает ее поступка, однако о факторах, спровоцировавших трагедию, тоже не следует забывать.

Более того, необходимо открыто говорить и о том, что агрессор одновременно выступает и в роли жертвы, и ему тоже нужны помощь и поддержка. Например, если вы видите, как родитель не справляется и выходит из себя, можно предложить ему помощь, посидеть с ребенком, дать родителю отдохнуть. Если есть возможность, можно попробовать разделить членов семьи на какое-то время, чтобы взрослый мог успокоиться и прийти в себя. Разумеется, если вы становитесь свидетелем физического насилия над ребенком и видите, что существует угроза его жизни, необходимо обратиться в органы опеки или правоохранительные органы. Однако делать это нужно только в том случае, когда ситуация действительно представляет опасность.

В случае домашнего насилия в помощи нуждаются как родители, так и дети. Часто ребенок не осознает себя жертвой насилия — он думает, что заслуживает такого отношения, потому что он плохой. У него формируется установка, что с ним, с его телом можно так поступать. Это приводит к тому, что впоследствии, во взрослой жизни, он снова становится жертвой насилия или же агрессором в собственной семье. Чтобы избежать этого, человеку прежде всего нужно понять, что он, будучи ребенком, не был виноват в произошедшем. Для этого необходимо проработать ситуацию у психолога и осознать, что причиной насилия были внутрисемейные нарушения, пережить сложные чувства по этому поводу. И только после такого анализа психологическое исцеление жертвы насилия становится возможным.

Главная трудность состоит в том, что общество до сих пор не осознает масштаба проблемы насилия над детьми: регулярные шлепки и подзатыльники до сих пор считаются в России социальной нормой. Люди из поколения в поколение передают модели поведения времен Второй мировой войны, когда все население страны страдало посттравматическим стрессовым расстройством. В те времена напряжение в обществе было слишком сильным, родителям некогда было разговаривать с ребенком, объяснять своим детям нормы поведения. Гораздо легче и быстрее было просто дать подзатыльник. К сожалению, этот цикл все еще не закончился, хотя мы больше не живем в условиях войны, но до сих пор родители бессознательно воспроизводят эту модель поведения. Гораздо правильнее проговорить с ребенком и донести до него определенные правила, обязанности и последствия их невыполнения. При этом необходимо предусмотреть соразмерное наказание. Например, ограничение просмотра телевизора или игры в компьютер, если ребенок не выполняет свои обязанности, — здоровый способ воспитания и социализации. Но если детей наказывать физически, то это препятствует формированию зрелой личности. В любом случае, если вы испытываете трудности в сдерживании своих чувств по отношению к детям или к другим близким, вы можете всегда обратиться к психологу или в службу бесплатной психологической помощи по телефону доверия.

Подготовили: Ксения Праведная, Диана Антипина

Негативные эмоции люди в отношении других лиц выражают по-разному. Кто-то просто нехорошо отзывается о каком-то человеке за его спиной, а кто-то выбирает более жесткий и неприятный метод воздействия - психологическое насилие. Статистика показывает, что жертва чаще всего - это не взрослый, а ребенок. Психологическому насилию несовершеннолетние подвергаются в школах, на улице, дома. Это очень серьезная проблема, так как из-за нее у детей нарушается эмоциональное поведение, развитие. У них появляются страхи.

Что такое психологическое насилие

Психологическое насилие еще называют эмоциональным. Этот термин обозначает периодическое или постоянное оскорбление ребенка какими-нибудь неприятными словами, унижение его человеческого достоинства, высказывание угроз. Нередко у родителей сформирован желаемый образ детей. Для его достижения мамы и папы предъявляют своим чадам такие требования, которые они выполнить не в состоянии из-за возрастных возможностей. Это тоже относится к психологическому насилию.

Негативное отношение к ребенку имеет очень серьезные последствия. Он перестает испытывать радость. Его начинают мучить собственные переживания. Ребенок замыкается в себе, теряет доверие к окружающим людям. В дальнейшем все это приводит к проблемам в построении отношений. Еще одно негативное последствие - это заниженная самооценка. Например, ребенка в школе сверстники могут называть страшным, глупым. С такими мыслями о себе он и растет в дальнейшем.

Классификация проблемы на формы

  1. Деградация. При этой форме дети или взрослые воздействуют на конкретного ребенка грубыми словами, ругательствами, обзывают, высмеивают его перед другими людьми.
  2. Игнорирование. Эта форма насилия чаще всего наблюдается со стороны взрослых людей - родителей. Они не обращают на своего ребенка внимания, не интересуются его успехами, достижениями. Он не чувствует ласки, заботы, любви. Естественно, подобное отношение угнетает ребенка.
  3. Отталкивание. Эта черта поведения проявляется тем, что родители отталкивают своего ребенка, постоянно прогоняют его, т. е. дают понять, что он им не нужен.
  4. Терроризирование. При этой форме насилия ребенка постоянно чем-нибудь запугивают. Ему угрожают, предъявляют требования, которые невыполнимы на данном возрастном этапе.

В различных книгах по воспитанию, статьях о психологическом насилии над детьми особое внимание обращается на изолирование. Это еще одна форма проблемы. Ее суть заключается в разных запретах (например, нельзя общаться со сверстниками, ходить с ними на прогулку). Иногда при изолировании родители прибегают дополнительно к физическому насилию - запирают ребенка одного в квартире, комнате, а иногда даже в шкафу, бьют его, если он нарушает запреты.

Когда ребенок становится жертвой психологического насилия, об этом можно догадаться по некоторым особенностям поведения. Наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляется тревожность, излишнее беспокойство;
  • нарушается аппетит;
  • состояние кажется подавленным;
  • самооценка снижается;
  • несовершеннолетний избегает сверстников, взрослых людей, стремится уединиться;
  • иногда из-за психологического насилия у ребенка появляется такая черта характера, как агрессивность;
  • из-за отрицательных эмоций нарушается сон;
  • ребенок начинает меньше внимания уделять учебе, получает плохие оценки в школе;
  • постоянные угрозы, оскорбления, издевательства со стороны сверстников или взрослых приводят к попыткам самоубийства.

Уже в детстве из-за психологического насилия возникают проблемы со здоровьем. Задерживается физическое и умственное развитие, возникает энурез, нервный тик, ожирение. Эмоциональное насилие влияет на мозг. Это в итоге вызывает предрасположенность к различным заболеваниям:

  • к ишемической болезни сердца;
  • синдрому хронической усталости;
  • онкологическим заболеваниям и др.

Психологическое насилие в семье над ребенком бывает по разным причинам. Во-первых, родители могут просто не любить свое чадо. Это ужасает. Такая причина просто не укладывается в голове. Как можно не любить собственного ребенка, ведь он - это будущее родителей. С мамами и папами, применяющими насилие, требуется проводить беседы. Необходима также помощь родственников. Если родители не одумаются, то ребенку лучше всего жить, например, с бабушкой.

Другая частая причина - это требования к ребенку. Важно помнить, что нельзя другого человека заставить что-то делать. Требования, которые невыполнимы или которые не нравятся ребенку, способны подавить волю, вызвать

Заповеди мудрых родителей

Существует 4 заповеди мудрых родителей. Они могут помочь избежать психологического насилия над ребенком, ведь не всегда мамы и папы осознают, что их воспитание является неправильным и приводит к негативным последствиям. Во-первых, никогда не пытайтесь сделать из своего ребенка самого лучшего. Не все люди являются одинаковыми. Каждый человек наделен определенными способностями и возможностями.

Во-вторых, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не упрекайте его в том, что он чего-то не достигает, как некоторые его одноклассники.

В-третьих, не угрожайте ребенку, не шантажируйте его. В противном случае вы вызовите у него только страх, стыд. Ваше чадо может подумать, что вы его просто не любите.

В-четвертых, не выясняйте отношения с ребенком при свидетелях, даже если он что-то натворил. Лучше обсудите проблему дома, выясните причину. При неправильном поведении пристыдите ребенка, но помните, что во всем должна быть мера.

Проблема в школе

Абсолютно любой ребенок может стать жертвой школьной травли. Вероятность подобного значительно повышается, если он является спокойным, не слишком активным и общительным. Его обидчиками могут быть лидеры класса, агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения жертву или стремящиеся всегда быть в центре внимания.

О психологическом насилии ребенок всегда расскажет, если он доверяет своим родителям. При скрытном характере, отсутствии доверия в семье наблюдается обратная ситуация. Ребенок ни с кем не делится своими переживаниями и проблемами. Догадаться о том, что он стал жертвой психологического насилия в школе, можно. На наличие этой проблемы указывают следующие нюансы:

  • ребенок не хочет ходить в школу;
  • он не рассказывает о своих одноклассниках;
  • его вещи иногда бывают порванными или испачканными;
  • домой после школы ребенок возвращается в подавленном состоянии.

Что делать, если ребенок подвергается насилию во время учебы

Психологическое насилие над детьми в школе - это проблема, которая должна решаться родителями совместно с классным руководителем. Учитель, как правило, в курсе всего происходящего в классе. Также можно побеседовать с мамами и папами обидчиков. Если несовершеннолетний в течение долгого времени был жертвой насилия, то самым лучшим выходом будет смена школы или временный перевод на режим домашнего обучения.

Если ребенок не хочет переходить в другую школу, то родители должны дать ему несколько советов по поводу того, как справляться с насмешками, оскорблениями:

  • в первую очередь нужно сказать, что проблемы существуют не у тех, кого дразнят, а у тех, кто подобным занимается;
  • эффективный способ справиться с обидчиками - показать им, что их неприятные слова абсолютно не задевают и не расстраивают;
  • в ответ на оскорбления обидчиков можно просто рассмеяться (если подобное поведение каждый раз демонстрировать, то через некоторое время сверстникам станет просто неинтересно «травить» свою жертву).

Ответственность за насилие

Психологическое насилие наказуемо. Например, в школе учитель или директор может поговорить с обидчиками, сделать им замечание, пристыдить их. Оказываться в такой ситуации крайне неприятно. Подобные действия часто пресекают дальнейшие оскорбления, издевательства.

Психологическое насилие в семье тоже наказывается. Ответственность установлена в Семейном кодексе, Уголовном кодексе. В Семейном кодексе России говорится о том, что способы воспитания должны исключать жестокое, пренебрежительное обращение, оскорбление и эксплуатацию. При нарушении этой нормы возможно изъятие ребенка из семьи органом опеки и попечительства при угрозе жизни и здоровью, лишение родительских прав. Но как доказать психологическое насилие над ребенком? Решается эта проблема наличием свидетелей, заключением психолога.

Очень страшна та ситуация, в которой эмоциональное воздействие приводит к побоям и убийству. Психологическое и физическое насилие над ребенком, повлекшее за собой смерть, - это преступление, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Воспитание - самое сложное дело на свете. Очень важно в этом процессе не прибегать к насилию, внимательно слушать ребенка, уважать его мнение, разделять интересы, помогать принимать решения, учить его прислушиваться к другим людям и искать компромиссы. Также важно ограждать свое чадо от негативного воздействия окружающих. Если соблюдать все это, то ребенок будет расти и развиваться в благоприятной обстановке.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:

  • внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.);
  • повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев.

Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка:

  • боязнь физического контакта со взрослыми;
  • стремление скрыть причину травмы;
  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
  • раздражительное поведение;
  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
  • суицидальные попытки.

Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:

  • повреждение областей половых органов;
  • заболевания, передающиеся половым путем;
  • беременность.

Сексуальное насилие позволяет распознать особенности состояния и повреждения ребенка:

  • ночные кошмары, страхи;
  • несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
  • стремление полностью закрыть свое тело;
  • депрессия, низкая самооценка;
  • отчужденность;
  • проституция, беспорядочные половые связи;
  • эротизированное поведение

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.

Психологическое насилие позволяет заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

  • задержка физического и умственного развития ребенка;
  • нервный тик, энурез;
  • проблемы с едой;
  • постоянно печальный вид;
  • различные соматические заболевания.

Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:

  • беспокойство, тревожность, нарушения сна;
  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению, неумение общаться;
  • излишняя уступчивость или осторожность;
  • плохая успеваемость.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:

  • утомленный, сонный вид;
  • санитарно-гигиеническая запущенность;
  • отставание в физическом развитии;
  • частая вялотекущая заболеваемость;
  • задержка речевого и моторного развития;
  • постоянный голод;
  • кража пищи;
  • низкая самооценка, низкая успеваемость;
  • агрессивность и импульсивность;
  • антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Информацию о случаях насилия надо получать, опираясь на такой метод, как наблюдение, возможно, даже интуицию. Очень часто в силу ряда причин (чувства собственного достоинства жертвы, страха, робости, зависимости от агрессора, кровного родства с ним и др.) возникают трудности при получении информации, подтверждающей наличие ситуации насилия (даже если факт насилия уже не является тайной), и расследование становится проблематичным. Для решения данной задачи и повышения эффективности деятельности можно использовать тактику ведения интервью-расследования, согласно которой возможно посещение семьи, при котором обязательно разъясняется цель визита; итервьюирование жертвы и обидчика проводится строго индивидуально; во время беседы создается спокойная и расслабляющая атмосфера.

Что делать если ребенок сообщает нам о насилии.

  1. Отнеситесь к ребенку серьезно.
  2. Попытайтесь оставаться спокойными.
  3. Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка.
  4. Успокойте и поддержите ребенка словами.
    • «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал».
    • «Я тебе верю».
    • «Ты в этом не виноват».
    • «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».
    • «Мне жаль, что с тобой это случилось».
    • «Мне надо поговорить о том, что случилось с …(юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  5. Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него.
  6. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  7. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.

Если ребенок говорит об этом в классе.

  1. Покажите, что вы приняли это к сведению (например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже») и смените тему.
  2. Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше.

Если в вашем классе есть ребёнок, подвергающийся домашнему насилию, то Вы можете ему помочь, обеспечивая следующее:

  1. Поддерживайте нормальный статус ребенка в классе.
  2. Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка.
  3. Используйте нормальное выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.
  4. Поддерживайте привычный образ жизни в классе. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком с кем бы то ни было. Переживания ребенка не предназначены для окружающих. Ищите подходящую поддержку для себя, чтобы воздержаться от обсуждений.
  5. Демонстрируйте работу ребенка с положительной ее стороны, вовлекайте его в дискуссии и т.д.
  6. Вначале ребенок может хотеть, чтобы ему говорили, что он должен делать и как реагировать, пока он не сможет мобилизовать собственные ресурсы.
  7. Деструктивное и антисоциальное поведение должно быть твердо и постоянно пресекаться.
  8. Обеспечить доступность полезного материала для чтения и художественное творчество – это возможности выразить для ребенка свои чувства.