Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование совместной деятельности по ознакомлению дошкольников с правилами этикета старшая группа»
Перспективное планирование совместной деятельности
по ознакомлению дошкольников с правилами этикета старшая группа
Т.А. Шорыгина «Вежливые сказки»
Москва. Прометей. Книголюб. 2001.
Тема задачи | Формы работы |
|
сентябрь | Что такое этикет? Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей формировать свои взгляды, интересы. | Беседа «Что такое этикет?» Чтение рассказа С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы». Сочинение сказки об этикете. Проигрывание проблемных ситуаций: «Как принимать подарки»; «Я прошу разрешение пройти к выходу в автобусе» |
Зачем быть вежливым? Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты с собеседником. Вежливым нужно быть всегда. Вежливость должна быть искренней. | Беседа «Зачем быть вежливым» Д/игра «Пожалуйста» Д/игра «Вежливый ручеек» Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной «Уроки этикета» (глава «Кто придумал этикет») |
|
Волшебные слова. Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Учить решать некоторые этические задачи. Объяснить, что такое интересный разговор. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. Учить видеть хорошие качества своих близких. | Чтение рассказа В. Осеевой “Волшебное слово”. Нарисовать портрет “доброго, вежливого человека”. Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Добрые слова”. |
|
Давайте познакомимся. Учить детей правилам знакомства. Учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве. | Беседа «Для чего человеку имя» Д/и «Назови ласково» Чтение сказки Г. Остера «Будем знакомы» Беседа «Может ли знакомый стать другом» |
|
Урок вежливости в школе игрушек Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. | Беседа “Как понравиться людям”. Д/и «Как поступить, если…» Заучивание пословиц и поговорок о вежливости. |
|
В гости на день рождения Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка. Закрепить знания о сервировке стола, умение культурно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами | Беседа «Гости в дом – радость в нем» Д/и “Накрой стол для угощения” Чтение и рассматривание книги С/р игра «В гости на день рождения» С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Ура! Гости!” |
|
Телефон и мы Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров. Объяснить значение звуковых сигналов. | Игра “Глухой телефон” Игра “Кто больше назовет профессий, для которых нужен телефон” Ситуация «У меня зазвонил телефон…» Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Что такое “телефонный разговор” |
|
Путешествие в кинотеатр. Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета, внешнем виде и поведении в коллективе, транспорте, театральном этикете. Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией. Формировать навыки культурного поведения, этически грамотного поведения | “Театр” Развлечение «Путешествие в кинотеатр» |
|
Вежливая улица. Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице. | Экскурсия «Дорожные знаки наши друзья» Беседа “Знай и выполняй правила дорожного движения” Развлечение “Путешествие в страну дорожных знаков” Кукольный театр “Уважайте светофор” Коллективный труд: изготовление макета “Улица города” |
Ирина Чеботарева
Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе «Наши добрые дела. Уроки вежливости и этикета»
4 неделя (21.11-25.11) «Наши добрые дела . Уроки вежливости и этикета ».
Задачи : Развивать у детей начала социальной активности,желание на правах старших заботится о малышах, предлагать старшим свою помощь, вовлекать в беседы на темы морали, обсуждение ситуации и поступков, в которых проявляются нравственные качества людей, раскрывать их смысл с помощью конкретных примеров, используя дет. худ. лит-ру., воспитывать привычку культурного поведения и общения с людьми.
Итоговое мероприятие : Досуг "Урок вежливости " (стихи, песни, рисунки) .
День недели
группы )
групповая , подгрупповая
в режимных моментах
I половина дня
Утренняя гимнастика. Сит. общения"Что такое дружба?".Вопросы :" Что такое дружба? Что главное в дружбе? Зачем нужна дружба? и т. д.
Чтение стих. "Дружба- это дар" Ю. Белоусова.
Упр. "Скажи другу комплимент ". Труд. деят. "Дежурю вместе с другом" З :закреплять навыки аккуратной уборки посуды и мусора со стола. Этюд"Встреча с другом".
В-ль рассказывает историю о двух друзьях и предлагает детям показать как встретились друзья их движения (объятия, улыбки) Д/у " Нарисуй письмо другу".
Рисование на тему " Портрет моего друга"
Игротека "Играю вместе с другом":игры в шашки, лото, домино.
ООД Позн. раз. (озн. с окр) ." Службы специального назначения" З : Дать представление о людях героических профессий : милиционеры (постовой, уча-стковый, следователь, инспектор и др., сотрудники МЧС, пожарные, врачи «скорой помощи» .
Худ. твор. Рисование пастелью (пейзаж) «Разговорчивый родник» З : Ознакомление с изобразительными возможностями нового художественного материала - пастели. Освоение приёмов работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка
Реч. раз "Звук и буква «Ш» З : Закрепить артикуляцию и характеристику звука [ш]; развивать фонематический слух, внимание и память; упражнять в звуко-буквенном анализе и синтезе слов; познакомить с буквой «Ш» .
Прогулка
Наблюдение за погодой З : развивать умение сам-но выявлять признаки глубокой осени
Д/и «Кто больше вспомнит» З : обогащать словарь глаголами, обозначающими действия процесса (с. 104)
П/и «Ловишка, бери ленту» З : развивать ловкость. Обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия – Саша, Вика. Игры соревнования : «Кто быстрее до флажка?» , Чей мешочек дальше?», «Пройди и не задень» Труд : насыпание корма в кормушку для птиц.
(мячи, кегли, обручи)
П/и «Стадо» - русская народная игра З : развивать память, внимание.
II пол. дня
Чтение «Кот, петух и лиса» З : продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных
произведений; учить понимать главную мысль прочитанного. Беседа о прочитанном.
Д/и «Кому что нужно» З : закреплять умение соотносить предметы труда с названием профессий людей –Ксюша, Ира.
Дид\игра "Доскажи пословицу"
Нет друга- ищи. а нашел (береги) .
Не имей сто рублей,а имей сто (друзей) .
Дружба- как стекло : разобьешь (не сложишь) . Игра " Друг без друга нам нельзя"
Строительная игра" Построим дом для друга"
З : развивать конструкторские навыки,умение играть в коллективе.
Прогулка
Наблюдаем за погодой.
Обобщать представления детей о типичных осенних явлениях в неживой природе.
П/и «Лиса в курятнике» З : спрыгивать, бегать не задевая друг друга. Повторение стихотворений об осени с Дашей, Ксюшей З. Д/и «Бывает – не бывает» З : закреплять представления о осенних приметах и явлениях. Выносной материал : кегли, скакалки, обручи, мячи З : развивать умение самостоятельно организовывать двигательную деятельность, объединяясь для игры.
Взаимодействие с родителями : Папки - передвижки «День матерей России»
День недели
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом
интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы )
групповая , подгрупповая Индивидуальная образовательная деятельность
в режимных моментах
I половина дня
Утренняя гимнастика.
Обсуждение проблемной ситуации" К вам в группу пришла новая девочка. Как вы поступите?".
Чтение рассказа М. Пляцковского "Урок дружбы ".
Развивающая игра " Чудо- крестики- 2,3"Воскобовича (конструирование по схеме) с Витей, Машей. Знакомство с пословицами :"Скажи мне,кто твой друг, и я скажу, кто ты","Друга ищи, а нашел -береги".
Сит. общения" Как вы понимаете выражение "умение дружить?". Работа с календарем группы .
Закрепить понятия «год» , «месяц» , «дни недели» З : развивать желание наблюдать, фиксировать.
Центр «Книги» - рассматривание фото, иллюстраций о дружбе.
Игра-танец"Вальс друзей"З : Развивать ритм. слух, произвольное внимание, коммун. навыки.
ООД РЭМП "Измерение массы"З
Физическое развитие (по плану спец )
Музыка (по плану спец )
Прогулка
Наблюдение за изменениями температуры воздуха З : устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха
Приметы : «Багровые зори – к ветру»
П/и «Два Мороза» З : развивать ловкость, быстроту. Упражнять в прыжках на двух ногах до определенного места –Ксюшу, Максима. Опыт : «Вода и снег» З : опытным путем закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния. Вывод : рыхлый снег растает первым, лед растает последним. Игры с выносным материалом по интересам.
Побуждать к самостоятельной организации П/игр, активно использовать физкультурный инвентарь (мячи, кегли, обручи)
II пол. дня
Бодрящая гимнастика после сна.
Просмотр мультфильма " Тимка и Димка"
Слушание песни " Настоящий друг"М. Пляцковского.
"Когда мои друзья со мной"В. Шаинского. Работа в тетрадях с Сережей, Катей выполнить задание : продолжи узор. Дид \игра
" Как хорошо с тобой дружить " Дети по кругу говорят слова о достоинствах своих друзей. Центр с/р игра «У друга день рождения»
З : учить распределять роли, использовать предметы – заместители, продолжать расширять представление о том как встречать друзей на празднике; развивать диалогическую речь.
Прогулка
Наблюдение за изменениями в одежде З : установка зависимости между состоянием погоды и бытом людей.
П/и «Мяч передавай – слово называй» З : развивать фонематические представления, быстроту реакции (с. 226 прогулки) . Повторение прямого и обратного счета с Лерой. Минутки опрятности : во время игр следить за внешним видом, помогать друг другу, играть аккуратно. Самостоятельная игровая деятельность – развивать умение организовать коллективную деятельность, общаться и договариваться.
Минутка безопасности «Три сигнала светофора» З : почему нельзя перебегать дорогу на желтый сигнал.
Взаимодействие с родителями : Индивидуальные беседы.
День недели
Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учётом
интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы )
групповая , подгрупповая Индивидуальная образовательная деятельность
в режимных моментах
I пол. дня
Сит. общения " Наши добрые дела ".
Вопросы : Как вы понимаете слово доброта ? Что такое добро , доброта ?.Зачем нужно добро ? Что значит быть добрым ? и т. д.
Чтение стихотворения Е. Серова "Добрый великан ". Составление с детьми Ариной, Сашей рассказов на тему "как я помогал маме. "Мои добрые дела . " Дид\игра" Освободим принцессу". З : развивать логическое мышление; упр. в порядковом счете, в увеличении и уменьшении числа. Дежурство в уголке природы З : воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, отметить погоду в календаре.
Рисование поролоном на тему"Сказочный замок -терем для Осени" З : развивать конструктивное мышление, творческий потенциал.
ООД РЭМП "Измерение массы"З : Формировать представление о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.
Речевое развитие Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» З : Учить детей пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора; Обратить внимание детей на разнообразные грамматические формы, встречающиеся в литературном произведении, на то, как меняется смысл слова при употреблении разных суффиксов; Упражнять детей в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу.
Физ. раз. (по плану спец )
Прогулка
Наблюдение за приметами поздней осени. Понимать важность подготовки природы к зиме . Слушание стихотворений об осени.
П/и «Перелет птиц» З
Примета : во время дождя на воде образуются и долго не лопаются пузыри - дождь долгий. Трудовые поручения в оказании помощи взрослым при уборке участка под деревьями.
Речевая игра : «Кокой, Какая, Какое?» З : учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению.
Упражняться в беге на скорость, метании мешочка, прыжках на скакалке. Выносной материал : мешочки для метания, мячи, скакалки, машинки, пупсы.
Организация ролевых игр по интересам.
Поговорки, пословицы : «Туча летуча, а дождь - бегун»
II пол. дня
Чтение и обсуждение стихотворения В. Маяковского"Что такое хорошо и что такое плохо?"
Е. Благининой "Мама спит, она устала"З : способствовать развитию умения различать понятия "хорошо и плохо", сопереживания родным и близким людям. ЗКР [ ж, ш] –Дениса, Витю упражнять в проговаривании скороговорки. Обр. ситуация "Почему мы обижаем близких на людей?".З : побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям, формировать осознание моральной стороны поступков. Трудовая деятельность :протирание стульев в группе ; мытье игрушек; стирка салфеток.
Рисование на тему"Мамочка милая самая красивая"
Настольная игра "Кому что нужно?"
Прогулка
Наблюдение – вечер. Освещение вечернего города.
П/и «Третий лишний»
З : упражнять в ходьбе на равновесие. Упражняться «Попади в обруч» Денис Б, Полина. Безопасность вечерней прогулки – объяснить, где скрываются опасности. П/и «Перелет птиц» З : бег в одном направлении не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
Взаимодействие с родителями Беседа «Развивайте у детей чувство ответственности»
Д/игра «Склеим чайник». Цель: Учить составлять предмет из частей». См.кн. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» Л.А. Венгер,1973г., с. 68.
Д/и «Закончи предложение»
Ц.: развивать память, мышление.
Рабочая тетрадь (задание 6д)
Д/и «Найди лишнее»
Ц.: закреплять умение классифицировать предметы.
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Ц.: развитие мелкой моторики рук.
Д/и «Узнай предмет»
Ц.: развивать слуховое внимание.
Д/и «Четвертый лишний»
Ц.: развитие логического мышления.
Игры «Логоформочки», «Геоконт», «Игровизор»
Экскурсия на кухню: рассматривание кухонной посуды. Цель: уточнить представления детей о назначении кухонной посуды, обогащать сенсорный опыт детей.
Образовательная ситуация «Путешествие в прошлое вилки». Цель: Расширять представления детей о посуде: познакомить детей с процессом преобразования вилки. См.кн. Что было до … Игры путешествия в прошлое предметов для дошкольников. О.В. Дыбина, 2010г, с.21.
Игровая ситуация «Мишка моет посуду». Цель: Познакомить детей с трудовым процессом мытья посуды. См. кн. Дошкольник ирукотворный мир. М.В. Крулехт, 2003г,с. 73.
Игровое упражнение «Найди на полосках две одинаковые банки с вареньем». Цель: учить сравнивать предметы посуды по одному(двум) признакам. См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.
Игровое упражнение «Помоги расставить два перевернутых сервиза чайной посуды». Цель: упражнять в классификации предметов посуды по цвету. См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.
Дидактическое упражнение «Найди и назови всю металлическую (пластмассовую и др.) посуду». Цель: учить классификации посуды по материалу. из которого она изготовлена». См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.
Дидактическая игра «Что лишнее и почему?» Цель: закрепить умение различать виды посуды по назначению. См.кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 213.
Оформление коллажа «Посуда». Цель: Способствовать формированию представлений о разнообразии видов посуды.
Дидактическая игра « Назови предметы посуды». Цель: уметь описывать предмет по назначению.
Сравнение предметов посуды (чашки и чайника). Цель: учить детей целенаправленно рассматривать предметы, выделяя особенности их строения, связывая их качества и свойства с назначением.
Наблюдение за трудовыми действиями няни по мытью посуды. См. кн.«Взаимосвязь средств трудового воспитания в педагогическом процессе детского сада. В. М Крулехт,1995г.,с.28. Цель: познакомить детей с трудовым процессом мытья посуды, учить вычленять цель и значимость труда для детей.
Игровая ситуация «Научим Почемучку мыть посуду» Цель: учить выполнять трудовой процесс целостно. См. кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 239.
Ситуация «Поиграем в детский сад». Цель: обеспечить освоение рационального способа мытья чайной посуды». См. кн. «Дошкольник 4-5лет в детском саду», с. 242.
Наталья Кузьмина
Перспективное планирование в подготовительной группе по теме: «Формирование у детей этикетных навыков речевого общения».
Представленный материал для работы с детьми подготовительной группы по изучению речевого этикета рассчитан на год и включает восемь циклов.
1. Этикет. Что это?
2. Имена и их тайны.
3. С чего начинается утро или слово "Здравствуйте".
4. Давайте научимся знакомиться.
5. Добрые слова.
6. Как понравиться людям.
7. Телефон и мы.
8. Комплимент.
Сентябрь.
Тема: "Этикет. Что это?"
Цель: Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений.
Задачи: Формировать у детей представление об речевом этикете. Учить самостоятельно выбирать модель поведения в зависимости от ситуации. Учить выполнять правила поведения (не ставить человека в неудобное положение). Формировать у детей навыки вежливости.
Словарная работа: Этикет. Здравствуйте! Добрый день! Будьте любезны! Помогите, пожалуйста! Спасибо! До свидания!
Октябрь.
Тема: "Имена и их тайны".
Цель: Создать доброжелательные отношения при общении к друг другу.
Задачи: Продолжать учить детей выполнять важное правило этикета - обращаться друг к другу по имени. Объяснить детям, что каждое имя, данное человеку имеет своё значение.
Учить детей самостоятельно называть своё имя, отчество, фамилию. Объяснить, что у каждого народа свои имена. Дать понятие о том, что имена бываю полные и сокращённые.
Объяснить детям, что имена могут звучать ласково, строго, по деловому. Учить быть вежливыми при обращении друг к другу.
Словарная работа: Имя, отчество, сотрудники.
Ноябрь.
Тема: "С чего начинается утро или слово "Здравствуйте".
Цель: Ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.
Задачи: Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.
Познакомить со словосочетаниями, используемыми при обращении к кому-либо, при приветствии и прощании.
Воспитывать у детей уважение к взрослым. Учить использовать в речи формулы знакомства. Объяснить, что при приветствии желательно посмотреть человеку в глаза и улыбнуться.
Словарная работа: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Декабрь.
Тема: "Давайте научимся знакомиться".
Цель: Знакомство с правилами речевого поведения во время знакомства.
Задачи: Продолжать учить использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве.
Продолжать развивать у детей кругозор.
Учить правилам этикетного знакомства. Дать представление об этикетных выражениях. Расширить коммуникативные возможности детей.
Словарная работа: Друг, друзья, товарищ, приятель, знакомый.
Январь.
Тема: "Добрые слова".
Цель: Формировать у детей навыки устанавливать хорошие доброжелательные отношения с людьми.
Задачи:Продолжать учить детей использовать в речи "добрые" и "волшебные" слова. Дать понятие о том, что такое интересный собеседник. Воспитывать в детях внимательное, чуткое, доброжелательное отношение к окружающим. Учить детей видеть хорошие качества своих близких. Продолжать формировать у детей навыки общения друг с другом.
Словарная работа: Благодарность, вежливость, доброжелательные отношения, искренность.
Февраль.
Тема: "Как понравиться людям".
Цель: Научить детей видеть единство внешнего облика и внутреннего состояния человека.
Задачи: Продолжать формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Формировать вежливый и ровный тон в общении с людьми. Учить быть искренними в проявлении любви к людям. Учить быть внимательными и оказывать помощь другим. Объяснить детям, что любовь приобретается и подкрепляется каждым действием и поступком.
Словарная работа: Вежливость, доброта, искренность, любовь, умение слушать.
Март.
Тема: "Телефон и мы".
Цель: Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону.
Задачи: Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров: извинение, приглашение, сообщение какой-либо информации, просьба. Объяснить детям, что разговор между друзьями должен быть непринуждённым, но такие слова, как "ну", "ага", "чё", портят речь, затрудняют понимание.
Словарная работа: Как поживаешь? Всего хорошего! Будьте любезны! Позовите пожалуйста! Извините!
Апрель.
Тема: "Комплимент".
Цель: Дать детям знание о понятии "комплимент".
Задачи: Познакомить детей с понятием "комплимент". Воспитывать уважительное отношение к собеседнику в процессе общения. Формировать привычку пользоваться словами-комплиментами.
Словарная работа: Комплимент, искренность, искусство нравиться.
Май.
Тема: "Мастер общения".
Подведение итогов с помощью приближенных ситуаций общения.