Как провести первое родительское собрание в школе. Как провести первое родительское собрание. О дивный новый мир

Родительское собрание - это всегда волнительное событие для учителя, так как нужно решить много организационных вопросов и суметь наладить контакт с родителями. Мы подскажем, как спланировать мероприятие так, чтобы оно оказалось продуктивным и интересным.

Идеи организации родительского собрания

Любую встречу с родителями можно провести в сугубо деловом тоне, с минимумом отступлений и творческих решений. Однако подобные собрания не способствуют сближению коллектива с учителем, школой и вызывают мало приятных чувств.

Если же приложить к работе больше креативности, то вам удастся провести родительское собрание интересно и с позитивом. В этом случае встреча должна будет включать:

  • Использование информативного, очень подробного и желательно красиво оформленного раздаточного материала, позволяющего родителям больше узнать друг о друге, о насущных проблемах, о школе, педагогах, нюансах учебного процесса и проч. Можно составить для каждого одну базовую подшивку с основной информацией, а далее на встречи готовить материал по текущей повестке дня;
  • Внедрение интерактивных технологий (видео- и аудиопроигрывателей, компьютеров) для демонстрации видео-, фотоотчетов с уже прошедших классных мероприятий;
  • Украшение класса стенгазетой, посвященной проведению родительского собрания;
  • Использование специальных приемов для создания во время собрания атмосферы дружеского общения. Например, расстановка столов по кругу, объединение родителей в микрогруппы с той или иной целью и проч.;
  • Использование различного рода анкет, опросников (в том числе анонимных).

Кроме того, неплохо предлагать родителям кофе-брейк с небольшим угощением.

О чем нужно сказать на собрании?

Если вы думаете о том, как правильно провести родительское собрание, то вам обязательно потребуется составить план мероприятия. Каждый раз он будет новый, но в целом же классное собрание должно включать:

  • Вступительное слово учителя, в котором он напоминает тему собрания и вкратце перечисляет те вопросы, которые будут рассматриваться;
  • Изучение мнения родителей по каждому из вопросов и принятие решений по ним;
  • Анализ проделанной с прошлого собрания работы, оценка результатов;
  • Определение общих краткосрочных и долгосрочных планов для класса, отдельных учеников;
  • Предварительную проработку конкретных задач и вопросов, которые нужно будет решить до следующей встречи или на ней.

Можно составлять протоколы собраний, поручив работу одному из членов родительского комитета.

Что касается того, как провести первое родительское собрание, то об этом стоит рассказать подробнее.

Пример сценария первого родительского собрания

Оформление

  • Негромкая музыка (пока родители собираются в классе).
  • Фотографии, рисунки, стенгазеты, плакаты.
  • Интерактивная презентация повестки дня (при помощи компьютера и проектора).
  • Составленные в круг столы.
  • Визитки с именами родителей и их детей (можно сразу расставить на столы).
  • Раздаточный материал для каждого родителя.

Поскольку подготовка к встрече займет много времени и сил, то стоит попросить других учителей и самих детей помочь провести интересное родительское собрание.

Первый этап: знакомство

  • Классный руководитель рассказывает о себе, своих педагогических принципах, планах на класс и пр. Родители задают интересующие их вопросы.
  • Представляются родители. Для этого можно вывести через проектор фотографию класса - учитель будет показывать на ученика, называя его имя и фамилию и предлагая родителю рассказать о себе.
  • Педагог рассказывает все самое важное и интересное о школе (традиции, правила, регламент работы), учебном процессе (расписание занятий, проведение контрольных и экзаменов), учительском коллективе, службе психологической помощи учащимся и проч.

Второй этап: планирование, решение вопросов

  • Родителям предлагается объединиться в мини-группы по 5-7 человек и обсудить, чего они ждут от школы, процесс обучения, какими они хотят видеть своих детей в старших классах, на выпускном. После этого представитель от каждой группы озвучивает список пожеланий. Учитель выписывает их на доску и предлагает к следующему родительскому собранию определиться с методами достижения поставленных целей - организация кружков, проведение экскурсий, углубленное изучение предметов и проч.
  • Обсуждается вопрос режима дальнейших встреч, связи родителей между собой и с классным руководителем. Участники встречи решают, когда провести следующее родительское собрание.
  • Обсуждаются и решаются насущные организационные вопросы (питание, школьная одежда, ведение дневников, финансовые вопросы и проч.).
  • Выбирается родительский комитет, определяется список вопросов, которыми будет заниматься каждый родитель.
  • Намечается список предстоящих задач и график их решения.

Другие полезные статьи вы найдете в разделе

Анна УМНОВА,
педагог-психолог

Как провести родительское собрание: советы психолога

По статистике, средний родитель за время обучения своего ребенка в школе посещает примерно 40 родительских собраний и проводит на них около 80 часов своей жизни. Для того чтобы родительское собрание прошло интересно и эффективно как для родителей, так и для классного руководителя, необходимо учитывать ряд психологических аспектов его подготовки, организации и проведения.
Родительское собрание является необходимым элементом школьной жизни и важным инструментом в работе школьного учителя. Учителя и родители оказывают влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие, формой которого является родительское собрание.

Главная задача родительских собраний - совместно с родителями найти решения возникающих проблем в воспитании и обучении детей. Помимо этого, родительские собрания могут использоваться для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, стимулировать их участие в жизни класса, ответственность за воспитание своих детей.

Прежде чем начать подготовку к родительскому собранию педагогу полезно вспомнить о том, зачем родители посещают родительские собрания. Как правило, они делают это по следующим причинам.

Во-первых, родители желают получить от педагогов и администрации информацию о своем ребенке, его учебных успехах и поведении. Психологически за этим часто кроется неосознанное желание родителей убедиться, что их ребенок не хуже других детей.
Во-вторых, на родительских собраниях родители могут получить конкретные рекомендации о том, на что следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности ребенка.

В-третьих, родителям важно узнать и сформировать свое собственное впечатление о тех людях, с которыми ребенок взаимодействует в учреждении.

В-четвертых, в ходе собраний проходит обсуждение с педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций.
Безусловно, родительское собрание является также формой продуктивного общения родителей между собой для знакомства, обмена информацией, решения общих проблем учащихся и т.д.

Понимание и учет этих факторов позволит педагогу успешно подготовиться и грамотно выстроить структуру родительского собрания.
Подготовка родительского собрания предполагает определение его темы и принятие решения о том, кого следует пригласить на собрание (представителей администрации, учителей, школьного психолога, гостей).

Выбор темы родительского собрания следует увязать с целями текущей деятельности класса, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, направлениями построения взаимоотношений школы и семьи.

Темы родительских собраний можно определить заранее на более длительный период (год и более), однако в этом случае учителю целесообразно согласовать их с родителями учащихся.

Следует помнить о том, что разговор на родительском собрании не может быть ограничен рассмотрением лишь учебных дел школьников, поэтому педагогу нужно учесть более широкий спектр вопросов, затрагивающих различные аспекты интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития детей.

Повестка очередного собрания в большинстве случаев определяется учителем совместно с родителями либо с учетом их мнений, иначе откровенного заинтересованного разговора со стороны родителей на самом собрании может не получиться.

Выбор темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании очень важен. С точки зрения психологии учителю лучше определить одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников класса, и на ее обсуждении построить разговор с родителями.

В качестве основных направлений, по которым можно определить конкретную тему, учителем могут быть избраны следующие:

Подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за полугодие или учебный год;

Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по определенным вопросам воспитания ребенка в семье и школе;

Демонстрация и анализ учебных достижений учащихся класса, определение их потенциальных возможностей;

Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей.

Накануне собрания классному руководителю целесообразно провести собеседование с другими учителями класса. Целью такой встречи может стать обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию в дальнейшем можно использовать для анализа и обобщения практики участия школьников в образовательном процессе.

Следует также определить организационную форму родительского собрания: традиционное собрание, круглый стол, конференция, активная дискуссия и др. Применение практических форм родительского собрания позволит педагогу разнообразить способы организации мыслительной и практической деятельности родителей, активнее вовлечь их в обсуждение поставленных вопросов.

Несмотря на то что повестка родительского собрания разрабатывается самостоятельно педагогом и носит творческий характер, необходимо, чтобы она включала в себя следующие составные части.

1. Вступительное слово классного руководителя

На данном этапе классный руководитель должен озвучить повестку собрания, определить его цели и задачи, познакомить с порядком совместной работы его участников, представить приглашенных на собрание, подчеркнуть актуальность обсуждаемых вопросов. Это сообщение должно быть непродолжительным, но одновременно содержать достаточную информацию для формирования у родителей представления о целях, задачах и организационных моментах проводимого собрания. Важно с первых минут собрания мобилизовать, заинтересовать и подготовить родителей к активному участию в нем.

2. Анализ учебных достижений учащихся

В этой части родительского собрания классный руководитель должен рассказать родителям об общих результатах учебной деятельности класса. В самом начале ему стоит предупредить родителей, что ответы на конкретные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат отдельно, в рамках персональной встречи. В ходе знакомства участников родительского собрания с мнением учителей следует помнить о повышенной тревожности родителей, поэтому, передавая те или иные суждения, нужно отказаться от субъективных оценок. Разговор нужно вести не столько об отметках, сколько о качестве знаний учащихся.

3. Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе

Классный руководитель на этом этапе анализирует поведение ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать значение школы как института общения, в котором ребенок получает ценный опыт взаимодействия с другими людьми. Эта цель не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Учителю следует быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.
4. Психолого-педагогическое просвещение

Этот компонент родительского собрания не нужно выделять в отдельный пункт повестки дня собрания, он должен быть естественным образом включен в структуру других его составляющих. Классному руководителю целесообразно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов имеет смысл приглашать на собрание педагога-психолога, социального педагога, других специалистов. В этом плане родительские собрания - прекрасная возможность рассказать о содержании работы этих специалистов и наладить их контакт с родителями.

5. Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, и т.д.)

Обсуждение состоит из отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах.

6. Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания учителя должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их не осуждают, а стремятся помочь. Собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи их детей в учебе. С точки зрения психолога, очень эффективна тактика присоединения, которая начинается словами: «Я вас понимаю!». Однако это не значит, что родители других детей должны быть обделены вниманием. Желательно, чтобы классный руководитель знал, что сказать каждому из них.

Для организации общения с родителями важно найти оптимальный вариант поведения, который создаст атмосферу взаимопонимания и уважения. В этом случае родительское собрание будет наиболее эффективным способом взаимодействия педагогов и родителей.

В ходе проведения родительского собрания педагог должен учитывать психологические особенности и стереотипы отдельных родителей, в силу которых они могут проявлять недоверие, напряженность и даже агрессию.

Так, например, некоторые родители придерживаются мнения, что школа должна компенсировать недостаток внимания, воспитания и времени, которое им не удается уделять своим детям. А это, в свою очередь, может привести к неоправданно завышенным требованиям со стороны родителей по отношению к классному руководителю. Задача учителя в такой ситуации - преодолеть внутреннее сопротивление родителей и сформировать мотивацию к совместной деятельности.

При взаимодействии необходимо учитывать насущные задачи, которые имеют место в семье и проявляются в школе. Важно помнить, что участников собрания не нужно подвергать оценке, их нужно направлять, а не давить на них или, что еще хуже, осуждать.
Учитывая, что родительское собрание - одна из форм социально-психологического взаимодействия школы и родителей, можно дать несколько действенных советов классному руководителю по повышению его эффективности.

Перед встречей с родителями педагогу необходимо снять собственное напряжение, быть спокойным и собранным. Это поможет создать в ходе собрания добрые, доверительные отношения с родителями.

На проведение родительского собрания следует отвести не более полутора часов. Во-первых, это тот период, в течение которого родители способны адекватно воспринимать информацию, активно участвовать в обсуждении тех или иных вопросов. Во-вторых, следует беречь личное время людей, приглашенных на собрание. Поэтому для педагога уместным будет установить регламент и строго следить за его соблюдением. Перед началом родительского собрания педагогу следует объявить те вопросы, которые он планирует обсудить с родителями.

С точки зрения психологии начинать разговор следует с позитивного, затем говорить о негативном, а завершать разговор целесообразно предложениями на будущее. О плохом нужно говорить в общем, не называя фамилий. В плохих учениках учителю нужно найти хорошее и похвалить их за что-то при всех. О хорошем можно говорить при всех, о недостатках - индивидуально с каждым из родителей.

Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка. При обсуждении проблемных вопросов учитель может опираться на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей.

Общаться нужно на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии. С помощью речи, интонаций, жестов и других средств необходимо дать родителям почувствовать уважение и внимание педагога к ним.

Педагогу следует отказаться от поучений, нотаций, высокомерия. Беседу следует строить исходя из сотрудничества обеих сторон: попытаться понять родителей, правильно определить волнующие их вопросы. Нужно стремиться убедить родителей в том, что у школы и семьи одни и те же общие задачи.

Необходимо также соблюдать конфиденциальность информации (всё, что происходит на собрании, не должно выноситься за его пределы).

Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку классного руководителя и помощь других учителей школы.

Классному руководителю, организующему родительское собрание, не следует осуждать за неявку отсутствующих родителей, сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов, давать негативную оценку всему классу.

Педагог не должен забывать, что главными показателями эффективности родительского собрания являются активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Подведение итогов собрания проходит на самом собрании. Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию - для этого можно подготовить опросные листы для записи их оценок и пожеланий, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя. Действительно, для учителя важно не только собрание, но и его результаты, поскольку их анализ позволит скорректировать педагогическую работу с учащимися, выстроить дальнейшие отношения с родителями, улучшит понимание проблем обеих сторон.

С точки зрения психолога, формирование у родителей установки на дальнейшее тесное сотрудничество со школой происходит более успешно, если в конце собрания классный руководитель поблагодарит родителей за успехи в воспитании детей, отметит тех из них, кто принимал активное участие в подготовке собрания и делился на нем опытом семейного воспитания.

Очень важно, чтобы заключительная часть собрания стала прологом к дальнейшей совместной работе педагога и родителей по решению задач, выявленных в ходе обсуждения.

Родительские собрания являются весьма эффективной формой обратной связи с родителями, основанной на общности их интересов и переживаний, касающихся их детей. Поэтому грамотно организованное и проведенное родительское собрание дает возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и помогает учителю строить долгосрочное взаимодействие с родителями и быть уверенным в том, что наиболее важные задачи станут предметом коллективного рассмотрения и будут своевременно решены.

В последнее время в школьной жизни существенно изменился характер взаимоотношений и с учеником, и с его семьей. Сегодня учитель, общаясь с родителями, может рассчитывать только на ту информацию, которую ему готовы доверить родители, поскольку вмешательство в чужую жизнь, а тем более использование частной информации во вред семье и ребенку в условиях демократии совершенно недопустимы.

Существует не так уж много форм взаимодействия учителя с родителями: родительские собрания, индивидуальные беседы в школе, посещения на дому (кстати, только с разрешения родителей), совместная деятельность.

Обычно родительские собрания проводятся в назначаемый администрацией школы день.

К сожалению, они не всегда результативны и не достигают своей цели. На собраниях родителей, как правило, идет разговор, связанный с задачами или результатами образовательного процесса в школе и в конкретном классе. При этом активную роль играют учителя-предметники, а родители пассивно воспринимают информацию, более заинтересованно обсуждают вопросы, связанные со степенью успешности сына или дочери в освоении программного материала.

Что можно использовать в работе с родителями, чтобы они были активны на родительском собрании? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе и были хорошими помощниками учителя в воспитании учащихся?

С этой целью можно использовать разные формы: анкетирование, родительские сообщения и доклады, дни открытых дверей, совместные праздники для родителей и детей.

Как подготовить и провести родительское собрание в начальной школе?

Родителей лучше приглашать на родительское собрание открыткой с обращением по имени и отчеству, с указанием обсуждаемых тем.

Классное собрание лучше проводить в уютном зале.

Классный руководитель знакомит родителей с психолого-педагогическими особенностями подросткового возраста не вообще, а применительно к данному коллективу в связи с возникшими проблемами.

Приглашенные на собрание учителя согласовывают с классным руководителем тематику и направленность своих выступлений.

Классный руководитель предлагает родителям обсуждать и решать разнообразные педагогические ситуации.

Родительское собрание, как правило, завершается индивидуальным консультированием родителей.

Непедагогично на собрании коллективно обсуждать недостатки и ошибки детей.

Классное родительское собрание необходимо перенести, если учитель плохо знает детей, не готов к родительскому собранию. Речь не идет об информационно - организационных встречах.

Иногда родителям можно предложить написать сочинение на тему: «Что удалось и что не удалось в воспитании детей» или ответить на вопросы теста «Умеете ли вы воспитывать детей? ».

Тест «Умеете ли вы воспитывать детей?»

1. Есть ли у вашего ребенка детская комната?

б) Нет — 1.

2. Уделяете ли вы внимание ребенку каждый день?

б) Нет — 1.

3. Терпеливы ли вы, когда ваш ребенок капризничает, плохо ест?

а) Всегда — 5.

б) Иногда — 3.

в) Никогда — 1.

4. Вы применяете телесные наказания?

а) Часто — 1.

б) Иногда — 3.

в) Принципиально нет — 5.

5. Умеете ли вы прощать ребенку шалости?

а) Всегда — 5.

б) Иногда — 3.

в) Никогда — 1.

6. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок был с вами откровенен?

б) Иногда — 3.

в) Нет, не хочу — 1.

7. Ваш ребенок послушен?

б) Иногда — 3.

в) Нет — 1.

8. Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ли причину запрета?

а) Да, всегда — 5.

б) Иногда — 3.

в) Никогда — 1.

9. Требуете ли вы от ребенка выполнения всех обязанностей, которые он, по-вашему, должен выполнять?

а) Всегда — 5.

б) Иногда — 3.

в) Нет — 1.

10. Следите ли вы за новинками педагогической литературы?

б) Иногда — 3.

в) Нет — 1.

А теперь подсчитайте количество набранных баллов.

От 10 до 23 баллов. К сожалению, вы не очень внимательны к своему ребенку. Возможно, вы просто не знаете, что ему нужно, когда он капризничает или балуется. Не понимая причин, вы теряете терпение и реагируете неадекватно. Так нельзя относиться к своему ребенку. Будьте более внимательны и терпеливы в общении с ним.

От 24 до 37 баллов . Ваши взгляды на воспитание в принципе правильны. Хотя порой вас, что называется, заносит, и тогда ни в чем не повинное дитя рискует пострадать. Право, стоит проявить больше заботы о ребенке, и он, пусть не сразу, обязательно отплатит вам взаимностью. Старайтесь управлять своими эмоциями и настроением во взаимоотношениях с ребенком.

От 38 до 50 баллов. Жмем вашу руку! Более чуткого педагога трудно сыскать. Порой это даже внушает тревогу: а о себе-то вы успеваете думать? Все о ребенке, все о нем, любимом. Не забывайте и о себе, проявляйте чувство меры в общении с ребенком.

Тест-опросник «Каков ваш ребенок?»

Тест-опросник можно использовать родителям или педагогам для более глубокого изучения личностных взаимоотношений взрослых и детей, интересов своих детей или членов микроколлектива.

В перечне приведены некоторые направления деятельности и качества, уже составившие круг устойчивых интересов ребенка (подростка). Подсчитав сумму ответов, можно узнать степень сформированности круга интересов подростка, что позволит взрослому в дальнейшем корректировать свою воспитательную деятельность.

1. Любит животных.

2. Любит шутки.

3. Запоминает и выполняет просьбы.

5. Любит спорить.

6. Любит наводить в доме (в классе) чистоту.

7. Любит готовить вкусные блюда.

8. Любит смотреть телевизор.

9. Любит слушать рок-музыку.

10. Любит классическую музыку.

11. Любит эстрадную музыку.

12. Любит заниматься спортом.

13. Любит ходить в кино.

14. Любит помогать на даче (в классе, на пришкольном участке).

17. Любит сочинять стихи, сказки, рассказы, песни.

18. Любит освещать политические события.

19. Любит рыбалку.

20. Любит фантазировать.

21. Любит решать кроссворды.

22. Любит цветы.

23. Любит природу.

24. Любит слушать.

25. Любит путешествовать.

26. Любит точность.

27. Любит решать задачи.

28. Любит играть на сцене (в сценках в классе).

Если анкета заполнена честно, откровенно и объективно, то вы получите определенный круг интересов ребёнка:

первый уровень — 27-36 очков — достаточный,

второй уровень — 36-45 очков — многосторонний,

третий уровень — 45-56 очков — разносторонний.

Если же сумма очков ниже 25, то взрослым есть над чем призадуматься: ребенок не интересуется окружающим миром, следует срочно выявить причины этого, предшествующие и сопутствующие, составить программу коррекции развития интересов подростка.

«Методы семейного воспитания» (материал к родительскому собранию)

Начать разговор с родителями о методах и приемах воспитания можно с постановки и анализа типичных ситуаций в семейном воспитании: ребенок долго гулял на улице и не выучил уроки, не выполнил ваших поручений, садится за стол с грязными руками, читает в постели до поздней ночи, по утрам не хочет вставать, получил двойку. В этих типичных ситуациях родите ли используют различные приемы воспитательного воздействия. Их выбор в значительной степени определяется личными качествами родителей, стилем отношений в семье, общей духовной культурой. Так, метод убеждения в одних семьях проявляется в силе слова, логике примера, доверительности тона, в других семьях — в крике, угрозах, назиданиях.

Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства ребенка с целью формирования убеждений, волевых свойств личности, опыта нравственного поведения.

Методы воспитания многообразны, по своей сущности они едины в школьном и семейном воспитании. Однако в семье их применение носит более индивидуализированный характер, окрашивается особой эмоциональностью, родительской любовью.

Выбор методов воспитания определяется целями, которые ставят перед собой родители. Например, если хотят добиться послушания ребенка, то все воспитательные воздействия сводятся к одному: меньше рассуждай, а выполняй то, что требуют взрослые. Если в ребенке видят и формируют личность, то учат его видеть и поступать самостоятельно, проявлять инициативу, организованность и т.д.

Характеризуя методы воздействия на сознание, следует прежде всего выделить метод убеждения, разъяснения, требования, внушения.

Наиболее распространенным методом в семейном воспитании является требование. Оно может быть прямым («сделай», «сходи», «убери») и косвенным (совет, просьба, пожелание). Требования нужно варьировать. В подростковом возрасте иногда лучше применять совет, просьбу, пожелание с правом выбора («я бы поступил так, а ты сам решай»). Родителям нужно помнить, что требование- распоряжение срабатывает при учете ряда условий, а именно:

— в семье должен царить спокойный, уравновешенный тон;

— распоряжение должно быть коротким, не должно вызывать сомнений в его правильности и неизбежности;

-— к таким распоряжениям детей приучают с 1- 2 лет;

— распоряжение должно отдаваться доброжелательно;

— нельзя проявлять педантизм, особенно в подростковом и старшем школьном возрасте. Нужно считаться с просьбами и делами детей. Уступать, но не отменять: «Хорошо, не можешь сегодня — сделай завтра».

Убеждение — главный, но не универсальный метод. Поэтому младшим школьникам лучше разъяснять нормы морали, исходя из необходимости разъяснения того, почему одно хорошо, а другое плохо. Здесь велика роль наглядности.

Подростка нужно учить оценивать и анализировать свои и чужие поступки. Тон разговора должен быть доверительным. Если ребенок возбужден, лучше отсрочить обсуждение, дать ему возможность успокоиться, а затем высказаться до конца. Родители должны учитывать эмоциональное состояние детей. Очень важно верить ребенку, а свои доводы — аргументировать. Такие разговоры должны стать минутами духовного общения в семье. Взгляды, суждения детей могут быть ошибочны, переубеждать их нужно тактично, оперируя убедительными фактами, жизненными примерами, а не просто навязывая свое мнение.

Внушение оказывается действенным, если дети вообще легко внушаемы, а также если находятся в состоянии растерянности, психологической депрессии. Когда у ребенка неприятности — не нужно его ругать, лучше действовать внушением. При этом важное значение имеет авторитет родителей. Ребенок, учитывая их знания, опыт, благородство, честность, порядочность, доверяет им.

В семейном воспитании велика роль примера родителей во всех аспектах жизни детей, особенно в воспитании культуры чувств: сопереживание, сочувствие, сострадание.

Рассматривая методы формирования опыта нравственного поведения, нужно подчеркнуть, что главным показателем воспитанности являются поступки детей. Приобретение опыта нравственного поведения начинается с приучения к послушанию, порядку, организованности. Нужно добиваться, чтобы дети поступали в соответствии со своими взглядами, убеждениями. Этому способствуют выполняемые ими систематические поручения; наличие обязанностей, ответственность перед другими членами семьи, т.е. упражнения в хороших делах.

Применим метод естественных последствий: «Насорил — убери», «Поломал — почини».

Игра, режим дня также важнейшие методы воспитания в семье. Родителям младших классов следует подробней изложить сущность метода переключения внимания ребенка, позволяющего избегать ненужного нервирования детей, подавления их «я», обеспечивая при этом послушание и развитие самостоятельности.

Раскрывая методы стимулирования поведения, следует подчеркнуть, что большинство родителей подсознательно воспитывают своих детей по своему образу и подобию, нередко так, как их самих когда- то воспитывали. «Меня отец бил, и я благословляю его руку, потому что благодаря этому стал порядочным человеком», — говорят некоторые самодовольные родители. А ведь главным источником недостатков в личности ребенка являются унижения и побои.

«На чем основана "вера" в действенность физических наказаний? — пишет А. О. Пинт. — ...Родителям хочется видеть сразу результат воспитательного влияния, запугать, усмирить, сделать больно». Наказание выполняет роль возмездия.

Необходимо обратить внимание родителей на то, что подростки потом сами начинают унижать других, в них развиваются жестокость, агрессивность.

Желание родителей любой ценой сломить упрямство детей напоминает пружину, сжимаемую до предела, которая затем или разжимается и бьет, или ломается. У ребенка утрачиваются очень ценные качества — вера в себя, самостоятельность и многое другое.

Наказания должны соответствовать проступку и быть направлены на разрушение опыта отрицательного поведения, тормозить развитие отрицательных качеств.

Используя метод поощрения, важно не допускать захваливания, задаривания. Излишние материальные блага растят потребителя, иждивенца. Лучшее поощрение — похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда, удовлетворение от добрых дел.

Важнейшим условием семейного воспитания является правильный выбор и разнообразие методов. Так, для воспитания трудолюбия у детей недостаточно одного только примера родителей-тружеников. Личный пример достигает цели в сочетании с приучением, контролем, разъяснением.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания. Например, применительно к семье может быть использована классификация методов воспитания учащихся в школе, данная в «Педагогике» под редакцией Ю. К. Бабанского (М.: Просвещение, 1998):

1. Методы формирования сознания личности, взглядов, убеждений, идеалов. К ним относятся: убеждение, пример, рассказ, беседа, разъяснение.

2. Методы организации деятельности, общения, опыта общественного поведения (требование, приучение, подражание, создание воспитывающих ситуаций, игра, режим).

3. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения детей и подростков (поощрение, наказание). Антистимулы — физические меры воздействия: оскорбление, месть, унижение человеческого достоинства.

4. Методы контроля, самоконтроля, самоанализа деятельности, поведения.

Классные руководители опираются нередко на методы воспитания детей в школе, разработанные профессором И. П. Ивановым. При таком подходе, основанном на идеях методики коллективной творческой деятельности, внимание родителей обращается на следующие три группы методов:

1. Методы родительского побуждения В эту группу входят:

а) методы увлечения радостной перспективой доброго дела, творческого поиска, увлечение героическим, красивым и прекрасным, необычным, таинственным и веселым;

б) методы родительского поощрения: одобрение словом, мимикой, междометием, жестом, взглядом, рассуждениями;

в) методы родительского требования, контроля, напоминания, помощи, осуждения;

г) методы доверия к ребенку, родительского внушения, обращения к ребенку за помощью.

2. Методы родительского убеждения

В эту группу входят методы убеждения на собственном опыте, короткое разъяснение, беседа-размышление, обсуждение собственного опыта и опыта других с извлечением уроков на будущее, спор, основанный на взаимоуважении и взаимной требовательности.

3. Методы родительского приучения

В эту группу методов входят оптимальный режим и микроклимат семьи, поручение, семейные традиции.

Педагог-воспитатель, ведущий занятие, посвященное методам воспитания, после раскрытия перечисленных выше трех групп методов семейного воспитания, особо подчеркивает роль личного примера родителей. Этот метод является комплексным, он может быть отнесен к каждой из трех групп методов.

Учащиеся, как известно, отличаются друг от друга по возрасту, темпераменту, уровню знаний и жизненному опыту, степени воспитанности, по особенности восприятия окружающего мира, но и один и тот же ребенок постоянно изменяется. Замечая или не замечая этих перемен, родители нередко не затрудняют себя выбором нового комплекса приемов и методов семейного воспитания, тогда как требуется родительская мудрость, прозорливость, огромное терпение, умение в каждом конкретном случае, в каждой ситуации исходить из того, что именно в данный момент важно для ребенка, осознано им, а значит, приведет к положительным результатам в будущем.

КАК ЭФФЕКТИВНО ПРОВЕСТИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Родительское собрание является традиционной формой взаимодействия с

семьями воспитанников ДО. Возможно поэтому многие педагоги относятся к нему как к рядовому мероприятию. Между тем от уровня подготовки и проведения родительского собрания во многом зависит эффективность сотрудничества педагогов с

родителями в решении вопросов развития и воспитания детей в дальнейшем.

Поэтому эффективной формой взаимодействия педагогов ДО с семьями

воспитанников является родительское собрание. Именно на собрании у воспитателя есть возможность познакомить

родителей с содержанием работы конкретной группы и

дошкольной образовательной организации в целом, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность ДО, обсудить имеющиеся проблемы и планируемые мероприятия.

Но, как показывает практика, данная

форма взаимодействия связана с определенными трудностями. Воспитатели, имеющие небольшой опыт работы, боятся,

что им зададут вопрос, на который они не смогут ответить. Многие воспитатели не могут грамотно выстроить ход родительского собрания, подобрать эффективные

методы и приемы его ведения, определить необходимое содержание.

Между тем, организация родительского собрания требует творческого подхода, использования методов активизации родителей, которые будут способствовать формированию у них интереса к предлагаемой информации, смогут вызвать ассоциации с собственным опытом воспитания и, возможно помогут им переосмыслить свои

воспитательные позиции, потому, что новые знания позволяют но

Новому взглянуть на ту или иную проблему.

Таким образом, в ходе проведения необходимо стремиться к тому, чтобы родители были их активными участниками.

При организации родительского собрания и любой другой формы общения с

семьями воспитанников следует опираться на следующие принципы:

Отсутствие критики всех участников о

бразовательных отношений;

Создание условий для высказывания собственного мнения, позиций;

Удовлетворение познавательного интереса участников взаимодействия.

Так в начале учебного года в группах ДО проводятся традиционно родительские собрания, основными целями которых являются установление контакта педагогов с

родителями, моделирование перспектив взаимодействия, решение организационных

вопросов. Могут быть затронуты вопросы о правах и обязанностях родителей по воспитанию детей. Однако их освещение требует тщательной подготовки и предварительной работы. Педагоги сами должны хорошо разбираться в теме, которую предлагают, заранее подготовиться к мероприятию. Диалог должен строиться по принципу «глаза в глаза». Только тогда возникнет доверие и взаимопонимание между сторонами.

Для тех, чей ребенок только начал ходить в детский сад, это особенно важно: здесь можно получить ответы на волнующие их в данный момент вопросы, познакомиться с воспитателями и родителями других детей группы. Родителей воспитанников старших групп интересуют вопросы подготовки детей к школе, организуемой в ДО. Таким

образом, родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, то проблема посещения последующих мероприятий будет решена. Учитывая это, педагоги должны знать задачи проведения родительского собрания и ответственно подходить к его планированию, особенно в начале учебного года.

Так, к основным задачам группового родительского собрания можно отнести:

Совместную работу родительской общественно

сти и ДО по реализации

государственной, областной, городской политики в области дошкольного образования;

Объединение усилий родителей детей и воспитателей групп для создания

оптимальных условий образования, и развития воспитанников;

Рассмотрение и обсужден

ие вопросов, касающихся жизнедеятельности детей в

группе, текущих и планируемых мероприятий;

Распространение положительного опыта всестороннего воспитания ребенка в семье.Не менее важным является соблюдение

Определенных требований при организации родительского собрания. Педагогам следует обращать внимание:

На соответствие содержания мероприятия заявленной тематике;

Отражение активности родителей (вопросы к воспитателю, пожелания,

дискуссии).

Учет их мнений и предложений при организации последующих мероприя

тий.

При планировании родительских собраний педагогам важно обращать внимание

на:

Разнообразие тематики собраний;

Отражение активности родителей (вопросы к воспитателю, пожелания,

дискуссии)

Учет мнений и предложений родителей при организации дальнейших

мероприятий.

Подготовке к собранию предшествует выяснение потребностей родителей в

знаниях.

В этом педагогам поможет «Почтовый ящик» или «Информационная

корзина», куда воспитатели помещают свои вопросы. Затем эти материалы изучают педагоги обобщают его. Обобщению можно представить потребности родителей в следующих знаниях: методы воспитания детей, капризы и упрямства, обучение чтению, проведение досуга и др.

Подготовка и проведение родительского собрания

Результативность взаимодействия семьи и детского сада

в воспитании детей в значительной мере зависит от самих родителей и от других взрослых членов семьи, за

уровень воспитанности которых детский сад не может нестиответственность. Однако знать «из кого состоит семья, кто окружает детей в семье, кто оказываетна них влияние,

каково это влияние (со знаком плюс или минус) и воспитатели, и детский сад должны. Только тогда педагогический коллектив может правильно строить свои отношения с ребенком в детском саду, с его родителями и одновременно проводить работу по нейтрализации отрицательного воздействия на ребенка.Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями

является родительское собрание.

Н/р: «Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в детский сад?». Так можно назвать первое собрание. На такое собрание родители, как правило приходят, так как тема названа конкретно, и она их интересует.

Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдываются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний, заинтересованные родители придут на очередное собрание.На первом же родительском собрании тематику последующих встреч желательно объявить на длительный период, желательно на год. Важным условием успеха родительских собраний является определение

четкого графика их проведения. Этот

график на первом собрании сообщается родителям для того, чтобы они заранее могли спланировать свое служебное и домашнее время, не занимать его никакими делами.

Родительские собрания проводятся один раз в квартал. Очень

важно убедить родителей, что семейное воспитание это не морали и

нотации, а весь образ жизни и образ мыслей родителей, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и

общения. Родительские собрания могут

быть: организационными, тематическими, итоговыми, общесадовскими и групповыми.

При подготовке и проведении родительского собранияпедагогу следует

придерживаться определенной последовательности действий:

Определение тематики встречи;

Определение формы встречи с родителями

Составление подробного сценария

Подготовка наглядного материала

Подбор методов активизации родителей

Согласование с родителями удобных для них дней

Обеспечение заблоговременного оповещения родителей о теме встречи

Выяснение мнения родителей о пользе проведенной встречи с помощью

анкетирования

Тематика родительских собраний должна быть созвучна интересам родителей и

соответствовать волнующим их вопросам воспитания. Темы рекомендуется выбирать с проблемной формулировкой, например: «Нужно ли воспитывать самостоятельность у

детей? «Можно ли обойтись без наказаний? «Как правильно подготовить ребенка к школе? Такая формулировка тем предстоящего собрания будет способствовать возникновению положительной мотивации у родителей, настроит их на доверительное

обсуждение проблем воспитания.

Этапы родительского собрания

1-этап -Организация родительского собрания

Этот этап, несомненно начинается с определения повестки дня собрания и

приглашения на него всех участников. При подготовке собрания следует продумать и

организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна. Важно

создать атмосферу ожидания родительского собрания. Можно за неделю до собрания

провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до

собрания

и их результаты используются в ходе его проведения. Заблоговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы,

видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду.

Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чь

и дети принимали

участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания. Здесь

необходимо: Подготовить мебель, на которой удобно было бы распологаться. Можно расставить столы и стулья по кругу, на них выставить карточки с именами и отчествами родителей,

подготовить ручки и листы бумаги, чтобы они могли записать интересующую их информацию, а также –

карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.

Продумать,кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.

2 этап:Подготовка сценария проведения собрания

Сценарий и проведение собрания –

предмет творчества педагога. Воспитатель

лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее,

любое

собрание должно, включать 5 обязательных комплиментов.

Анализ достижений детей группы

В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими

результатами деятельности детей, с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Ознакомление родителей с состоянием социально-

эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении детей в значимых для них ситуациях.

Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого

института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми, что очень важно. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «детских грехов».

Методы активизации родителей родителей в ходе

проведения родительского собрания

Высказавания великих людей на карточках;

Вопросы к родителям по теме;

Предложения для обсуждения двух различных точек зрения;

Слово эстафета

Решение педагогических ситуаций

Использование видеоматериалов, аудиозаписи детских

высказываний

Участие родителей в практической работе со специалистами детского сада (-Игровое моделирование)

Благодаря применению активных методов родители оказываются в

исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с

другими

комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную

связь и эмоциональную поддержку. Эти методы формируют родительскую позицию,

повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком: из «зрителей» и «наблюдателей» родители становятся активными

участниками встреч, погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком

и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.

Таким образом, в ходе проведения родительского собрания необходимо

стремиться к тому, чтобы родители были их активными участниками.

Ольга Широбокова
Мастер-класс «Игры, в которые играют люди, или Как интересно провести родительское собрание»

«Игры в которые играют люди или

как интересно провести родительское собрание »

Родительское собрание – это способ взаимодействия воспитателя и родителей по какой-либо актуальной проблеме, но на сегодняшний день смысл таких собраний сводится к решению организационных вопросов. Родители не ходят на собрания , потому что они скучны, затянуты, статичны и малоэффективны.

Задача воспитателя – серьёзно готовиться к таким мероприятиям. Чтобы обеспечить наиболее эффективное взаимодействие необходимо так, чтобы воспитатель из лектора превратился в партнёра родителей .

Любое родительское собрание должно быть необычно, нетрадиционно, оно должно проходить как праздник, как игра . В этом случае у родителей возникает большое желание присутствовать на нём. Сначала нужно сформировать актив родителей , на первое время это будет родительский комитет . Выстроив актив и доброжелательные отношения между родителями своей группы , можно добиться усиления воспитательного процесса, найти поддержку своим педагогическим начинаниям и творчеству, что в итоге положительно скажется на развитии детей.

Именно на собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить родителей с задачами , содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В наше время передовых технологий, многие родители предпочитают получить информацию из источников интеренета , литературы. Это намного проще, удобнее, не надо никуда ходить, терять время -так считают многие современные родители .

Наша задача на сегодня : сделать родительское собрание интересным , полезным для родителей . Показать приоритет живого общения.

Как это сделать? Предлагаю один из вариантов : провести родительское собрание в форме игры . Играть нравиться всем , в любом возрасте. А образование и игра очень похожи :

Есть определенное пространство;

Границы;

Есть некий реквизит;

Ведет к какой то цели.

Правила всех игр подчиняются нескольким простым и понятным законам :

Что не запрещено, то разрешено

Принимай выбор другого

Решай сам или договаривайся

Говори сам за себя

Сегодня мне хотелось бы рассказать о нескольких играх , взяв которые за шаблон , вы с легкостью можете перенести на любую тему собрания .

А сейчас перейдем непосредственно к практике и попробуем поиграть в игры .

(Все игры проигрываются с участниками «Рабочей мастерской » )

Начнем с игры «Свободный микрофон»

Цель : Обменяться важной информацией по теме.

Правила : В течении 5 минут участники высказывают все, что хочется по теме.

Реквизит : микрофон.

Следующая игра «3,12,2»

Цель : Активизировать мыслительную деятельность, настроить на дальнейшую работу.

Правила : В течении 3 минут каждый участник делает записи отображая в них аспекты проблемы. (Все что приходит в голову) .

Затем листы собираются и перемешиваются. Участники делятся на пары, каждая пара вытягивает листок и пишет свои идеи по теме. (12 минут)

Затем участники делятся на 3 группы, рассказывают друг другу свои идеи и выбирают одну самую лучшую. (2 мин) .

Реквизит :

Небольшие листы бумаги

Маркеры для доски или мел.

Игра «Слабое место»

Цель : Выявить информацию которая может помешать успеху.

Правила : Участникам задается тема. Каждый пишет на отдельном листочке (стикере) по данной теме что он : знает/не знает, не знает/знает, знает/знает и не знает/не знает.

На листе или доске чертиться плоскость, все участники приклеивают свои ответы.

В данной игре можно очень хорошо проследить, что интересует родителей , что они хотели бы узнать. Очень хорошо провести ее на первом родительском собрании .

Реквизит :

Набор стикеров

Лист ватмана разделенный на четыре плоскости.

Игра «Раскадровка»

Данный термин взят из киноиндустрии, ввел его Уолт Дисней.

Раскадровка - это последовательность рисунков, служащая вспомогательным средством при создании фильмов.

Она помогает визуально представить, каково видение режиссера, каким образом снимать фильм. Изображение скажет больше, чем тысяча слов, и это является очень полезным в качестве основы для коммуникации и возможности донести режиссерские идеи до съемочной группы и продюсеров.

Возьмем любую тему, например «Благоустройство детского прогулочного участка» . Участники делятся на пары, каждая пара рисует элемент участка, в итоге все элементы складываются и получается нечто целое. Можно на одном собрании взять 2-3 темы , каждая группа будет представлять свой проект.

Реквизит :

-фломастеры ,маркеры,карандаши.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что семья и детский сад связаны общими задачами в воспитании ребенка. Поэтому здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Публикации по теме:

«Компьютерные игры» Родительское собрание. Уважаемые родители. Наше родительское собрание на этом не заканчивается. Хочу с Вами разобрать горячую тему, которая касается каждого из.

Каждый ребенок любит и по-своему умеет рисовать. Дети рисуют карандашами и красками, мелками и углем. Оказывается, можно выполнить рисунок,.

Родительское собрание «Игры для детей и взрослых» Здравствуйте, дорогие родители! Мы рады видеть Вас у нас в гостях. Сегодня мы поговорим о важности развития мелкой моторики и координации.

Родительское собрание «Наши пальчики играют - речь нашу развивают» Родительское собрание «Наши пальчики играют – речь нашу развивают». Форма проведения: семинар-практикум. Цель: дать представление.

Родительское собрание «Роль игры в развитии ребенка» Родительское собрание «Детские игры - залог успешного развития ребенка»Цель: информирование родителей о важности игры в развитии ребенка.