Закаливание новорожденных. Домашнее закаливание новорожденного ребенка

Уровень здоровья новорожденного малыша зависит от различных факторов, одним из которых, является закаливание. В этой статье портал https://сайт/ расскажет о всех возможностях, отвечающих на вопрос, как закалять новорожденного.

Ребенок после рождения начинает адаптироваться к окружающей среде, ведь его поджидают тысячи инфекций, защититься от которых малыш самостоятельно не сможет. Поэтому педиатры рекомендуют проводить закаливание крохи с самого раннего возраста.

Важно! Комната новорожденного ребенка должна проветриваться в холодную пору не менее трех раз в день, в теплую - рекомендуется открывать комнату на весь день.

Чтобы поднять крохе иммунитет, мамочки считают, что нужно дольше практиковать грудное вскармливание. К сожалению, этого недостаточно, чтобы полностью укрепить иммунную систему новорожденного. Родители определенно сталкиваются с вопросом, как закалять новорожденного в 2 месяца? Мы с уверенностью ответим, что в этот момент начинать закаливание можно, но лучше это делать с первых дней жизни. Для новорожденных существует всего три процедуры для закалки организма, предлагаем их рассмотреть:

Внимание! Уважаемые родители, не допускайте пребывания ребенка под открытым солнцем, - есть риск получить ожоги.

Преимущества способов закаливания новорожденных

Здоровье крохи, которого только что доставили из родильного дома, зависит обстановки в доме и применяемых процедур. Евгений Комаровский рассказал читательницам о преимуществах закаливания ребенка в младенческом возрасте:


Детский юмор: Однажды мы с Лялей гуляли по взморью, и она впервые в жизни увидела
вдали пароход.
— Мама, мама, паровоз купается! — пылко закричала она.

Об этих преимуществах говорит Е. Комаровский и отвечает на вопрос, стоит ли закалять кроху до года. Рекомендуем посмотреть видео, в котором рассказывается о правилах методики закалки новорожденных.

План закаливания ребенка от рождения до года

В этом разделе предлагаем ознакомиться с методикой и важными принципами, как закаливать новорожденного по месяцам.

1-3 месяц. В этот период придерживайтесь температуры воздуха в помещении, где живет ребенок исключительно 22°С. Регулярно выводите малыша на прогулку. В это время ему важен здоровый сон на свежем воздухе в любое время.

Важно! Мамочки, дождливая погода - не повод лишать младенца прогулок.

В это время лучшей температурой для закаливания новорожденных считается 20°С. Полезно умывать малыша водичкой комнатной температуры 5 раз в день. В этом возрасте уже купают ребенка в воде с температурой до 34°С, при этом целесообразно обливать прохладной водой.

Говорят дети: Дедушка признался, что не умеет пеленать новорожденных.
— А как же ты пеленал бабушку, когда она была маленькая?

6-12 месяцев. Чтобы укрепить организм, целесообразно укладывать ребенка спать днем на свежем воздухе. Постепенно увеличивайте время пребывания на улице. Снижайте температуру воды при купании на один градус. Минимальная температура комнаты составляет 18°С.

Когда лучше воздержаться от закаливания младенцев?

Педиатры не советуют выполнять закаливание новорожденных с различными заболеваниями с целью не усугублять ситуацию. Поводом для противопоказаний закаливания младенцев являются:


Важно! Если ребенка что-то беспокоит при процедуре закаливания, лучше от нее воздержаться и проконсультироваться с лечащим врачом.

Причины простудных заболеваний лучше искать в раннем возрасте ребенка, а именно в Если родителями соблюдены условия для адаптации крохи к внешнему миру, следовательно, медики полагают, что он не нуждается в закаливании.

Естественные составляющие, которые дают ребенку скорее привыкнуть к окружающей среде заключаются в традиционных способностях, например, двигательной активности, одежде и питании.

Малыш, который с рождения не ограничен в движениях: у него нет нарушений в суставах и мышечных тканях, скорее адаптируется к условиям. Это первый естественный способ закаливания новорожденного.

Одежда у ребенка состоит из приятной на ощупь ткани и не наносит раздражений коже, к тому же важно, чтобы она не мешала крохе двигаться в полную силу. Питание - очередной фактор, который влияет на закалку организма младенца. Мнение Евгения Комаровского заключается в том, что, если ребенок полноценно использует эти три фактора, наверняка можно обойтись без рассмотренных видов закаливания.

Закаливание – повышение сопротивляемости организма к воздействию внешних факторов окружающей среды (холоду и жаре, изменениям влажности, ветру).
К сожалению, большинство родителей решают прибегнуть к закаливанию детей, после того, как понимают, что их любимое чадо начало часто болеть, и болезни все чаще затягиваются надолго. И возникает вопрос: как правильно закалять ребенка.

Ребенок рождается с уникальной способностью к адаптации к условиям окружающей среды. Он уже закаленный, и родителям нужно лишь укрепить его навыки. Но большинство из нас сразу же начинают оберегать младенца: открытые форточки закрыть, чтобы не замерз; укутать теплее; на улицу только когда тепло и так далее.

А если правильно организовать режим дня и окружающие условия, то и к закаливанию прибегать не придется.

Методы правильного закаливания ребенка

  1. Воздушные ванны . Лучше сочетать их проведение с массажем (у детей раннего возраста), гимнастикой, активными играми. Старшие дети могут принимать воздушные ванны в трусах, майках и легкой обуви. В последующем можно снять и майку.Для закаливания рекомендуется также ходьба босиком. Что так же благотворно влияет на формирование и укрепление свода стопы. Очень полезно ходить босиком по песку, траве, гравию.
  2. Солнечные ванны . Начинают закаливание с пребывания в тени деревьев, затем ребенку оголяют ноги и руки (местные солнечные ванны). В последующем чередуют игры в светотени с пребыванием под прямыми солнечными лучами в течение 5 минут. После того как появился загар, ребенка можно раздеть до трусов. Время пребывания под лучами увеличивают до 10 минут (общее время пребывания на солнце составляет 50 минут). При пребывании детей под лучами солнца, прямыми или рассеянными, на голове обязательно должен быть головной убор. Для предупреждения перегревания ребенка необходимо предлагать кипяченую воду во время прогулки. Проводить солнечные ванны лучше от 10 до 11 часов утра, когда активность солнце не выражена.Симптомы перегревания – потливость, покраснение лица. При их появлении ребенка нужно немедленно увести в тень, напоить водой, умыть.
  3. Водные процедуры (умывание, общая ванна, обтирание, обливание). Являются самым эффективным методом закаливания.Обтирание проводят с 2-х месяцев. Начинают с сухих обтираний (махровой варежкой растирают кожу да красноты) – 7 дней, после чего переходят к влажным обтираниям (температура воды 35 о С с последующим снижением ее на 1 о каждые 5 дней).Обливание проводят сначала при температуре воды 36 о С, затем постепенно снижают ее до 28 о С. При проведении процедуры большая часть поверхности тела окатывается водой одномоментно. Средний расход воды около 2-х литров.При обливании ног используют воду контрастных температур: теплая – холодная – теплая. Температуру горячей воды постепенно доводят до 40 о С, а холодной — до 18 о С.

Наиболее сильным методом закаливания среди водных процедур является купание в открытых водоемах, так как при этом происходит воздействие на организм и воды, и воздуха, и солнца. Перед купанием ребенка нужно разогреть подвижной игрой. Купание начинают при температуре воды не ниже 23 о С в течение 5-10 минут. В воде ребенок должен двигаться, старшие дети могут плавать. После купания ребенка необходимо вытереть досуха. Пребывание на солнце после этого недопустимо.

Симптомы переохлаждения – «гусиная» кожа, дрожание, учащение пульса. Если они появились, значит, температура воды слишком низкая или время пребывания в воде слишком длительное.

Закаливание детей не проводится во время острых заболеваний. Воздушные ванны и водные процедуры показаны всем детям, особенно ослабленным или выздоравливающим. Следует только учитывать состояние ребенка при выборе интенсивности закаливающих процедур. Под влиянием закаливания улучшается не только общее состояние ребенка, но и его аппетит, настроение, сон.

Принципы закаливания.

  • Сила воздействия увеличивается постепенно. Особенно необходимо выполнять это правило у детей раннего возраста. Скорость увеличения силы воздействия зависит от физического и эмоционального состояния ребенка. Так, например, нельзя резко снижать температуру воды.
  • Закаливающие процедуры необходимо применять последовательно. После привыкания ребенка к воздушным ваннам, менее сильно влияющим на организм, переходят к водным процедурам и солнечным ваннам. Последовательность водных процедур следующая: обтирание – обливание – купание в открытых водоемах.
  • Закаливающие процедуры необходимо проводить систематически. Это помогает закрепить действие закаливания. Лучше всего если эти процедуры будут составляющими режима дня. При легких заболеваниях без значимого ухудшения общего состояния применяют процедуры слабого действия. В холодное время года общее обливание можно заменить обливанием ног, общие воздушные ванны – частичным обнажением тела.
  • Сочетание закаливания с другими оздоравливающими мероприятиями. С этой целью можно использовать подвижные игры.
  • Реакция ребенка на закаливание должна быть положительной. Настроение ребенка при проведении закаливающих мероприятий должны быть хорошим. Немаловажна реакция ребенка и его настроение при проведении первой процедуры. Если ребенок спокоен, то впоследствии закаливание будет у него ассоциироваться с хорошим настроением. Если ребенок чем-то расстроен, плачет, лучше перенести процедуру или отказаться от нее на некоторое время.

Закаливание детей раннего возраста — как начать

Начать закалять ребенка необходимо с рождения. Для этого необходимо выполнять следующие мероприятия:

  • Проветривание помещения и температурный режим в комнате .
  • Ежедневный сон на свежем воздухе . Если ребенок родился в теплое время года, то выходить с ним гулять можно сразу после выписки из роддома. В холодное время года новорожденного можно выносить на улицу с двух недель при температуре воздуха выше -5 о С, и при температуре выше -10 о С — с трех месяцев. Начинать прогулку можно с 15-20 минут, постепенно увеличивая ее длительность до 1.5-2 часов с частотой 2-3 раза в день. Таким образом спать ребенок на свежем воздухе может при температуре от -15 о С до +30 о С.
  • Рациональная одежда . Не старайтесь надеть на ребенка много одежды. Дети, особенно новорожденные, чувствительны к окружающей температуре. И, излишне укутав ребенка, вы можете спровоцировать подъем температуры его тела и расценить это как болезнь. Проверить комфортно ли малышу можно по состоянию его шеи: если она мокрая, то ребенку жарко; если там тепло и сухо, значит все хорошо. Холодные ручки и ножки не всегда говорят о том, что ребенок замерз. У новорожденных и детей раннего возраста еще несовершенная нервная регуляция, и ножки и ручки могут быть прохладными именно поэтому, а не от того, что холодно.
  • Ежедневный массаж и физические упражнения . С рождения малыша нужно обязательно выкладывать на живот, изменять его положение во время сна в кроватке, не туго пеленать (во время бодрствования лучше вообще не пеленать).

Массаж начинают с месячного возраста, постепенно увеличивая объем массирующих движений. Проводить массаж лучше через 40 минут после еды. Ребенок при этом должен быть спокоен. Начинают массаж с ног, затем – руки, живот, грудь, спина, задняя поверхность ног. С 6-ти месяцев массаж заменяется гимнастикой.

Возраст Температура в помещении Воздушные ванны Водные процедуры (температура воды) Солнечные ванны
1-3 мес. 22 о С 5-6 минут вовремя пеленания и массажа Умывание — 28 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут)
3-6 мес. 20-22 о С 6-8 минут вовремя пеленания и массажа Умывание – 25-26 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут), затем обливание водой с температурой 34-35 о С 5-6 минут под рассеянными лучами солнца летом 2-3 раза в день
6-12 мес. 20-22 о С 10-12 минут во время бодрствования, гимнастики Умывание – 20-24 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут), затем обливание водой с температурой 34-35 о С До 10 минут под рассеянными лучами солнца летом 2-3 раза в день
1-3 года 19-20 о С При смене белья, гимнастике, умывании Умывание – 20 о С с постепенным снижением до 16-18 о С, общая ванна – 36-37 о С (5-6 минут), затем обливание водой с температурой 34 о С дважды в неделю перед ночным сном 5-6 минут с постепенным увеличением времени до 10 минут под солнечными лучами летом 2-3 раза в день
Купать ребенка нужно сразу после выписки из роддома. До 6 месяцев купать ребенка необходимо каждый день, после 6 месяцев – через день. С года можно сократить частоту купания до 2 раз в неделю.

Таким образом, решение вопроса как закалять ребенка в каждом случае индивидуальное и зависит от возраста, физического и эмоционального состояния ребенка, времени года и энтузиазма родителей. В любом случае важно помнить, что в процессе закаливания ребенка нет места экстриму: все закаливающие процедуры нужно вводить постепенно и проводить постоянно.

Вам понадобится

  • - правильный температурный режим в комнате;
  • - воздушные ванны;
  • - водные процедуры;
  • - солнечные ванны.

Инструкция

Следите за воздуха в комнате, влажностью и проветриванием. Оптимальная температура составляет 18-20 градусов. Воздух должен быть в меру увлаженным. Регулярно проветривайте комнату, не забывая выносить на это время кроху. Если на теплая погода (больше +15 градусов), то держите форточку открытой. Кроватка малыша или его пеленальный столик не должны находиться около окна.

Не кутайте ни дома, ни на прогулке. Правильно подобранная одежда играет большую роль в вопросе закаливания. Учтите, что у несовершенная терморегуляция, и ребенок легко может перегреться. Чаще оставляйте малыша без носочков и в маечке с коротким рукавом, если в комнате тепло.

Начните закаливание малыша с воздушных процедур. Во время смены оставьте ребенку голеньким на 3 минуты. Постепенно увеличивайте время на 1-2 минуты. При этом следите, чтобы малыш не находился на сквозняке и у него были теплые ручки и ножки. Если ребенок начнет или проявлять беспокойство, оденьте его. Во время воздушных ванн полезно проводить легкий массаж. Погладьте малыша по спинке, животику, ручкам и ножкам. Ваши прикосновения доставят огромное удовольствие карапузу.

Водные процедуры важная составляющая закаливания ребенка. После заживания пупочка, перенесите купание малыша из детской ванночки в большую. Барахтаясь в воде, малыш тренирует легкие и мышцы. В первые дни купания вода должна быть около 36.6- 37 градусов. Затем каждые 5 дней снижайте температуру воды на один градус и доведите ее до 28 - 30 градусов. Если малыш плохо переносит прохладную воду, подберите для него комфортную температуру воды.

Утром умывайте личико малыша и его ручки прохладной водой.

Важно, чтобы ребенок получал положительные эмоции во время закаливающих процедур. Если малышу некомфортно или его что-то беспокоит, прервите процедуру. Соблюдайте последовательность и постепенность в закаливании и не забывайте консультироваться по этому поводу с педиатром.

Видео по теме

Многие родители рано или поздно осознают необходимость закаливать своего ребенка. Закаливание представляет собой комплекс мероприятий и процедур, направленных на тренировку способностей организма противостоять неблагоприятным природным факторам, таким как пониженная температура, резкие перепады температур, холодная вода, сильный ветер. Эффективность закаливания зависит от ряда условий, выполнив которые, можно рассчитывать на положительный результат.

Закаливающие процедуры лучше всего начинать . Организм обладает высокой степенью адаптации, поэтому легко приспосабливается к образу жизни, который предлагают ребенку родители. Если вы пропустили период новорожденности, то менять образ жизни и режим ребенка нужно постепенно, предоставив время организму привыкнуть к новым условиям.

Воздушные ванны

Несколько раз в день (оптимально после кормления при температуре воздуха 20-22 градусов) полностью разденьте малыша и положите в кроватку. Начните с 2 минут.

Массаж и гимнастика

Речь идет не о профессиональном , который назначает невролог курсами по конкретном показаниям, а о ежедневных самостоятельных упражнениях, которые необходимы вашему малышу каждый день. Разучите простейший комплекс ЛФК и 1-2 раза в день выполняйте его. Можно использовать музыку, сказки, стихотворения, если это нравится ребенку. Или еще лучше привлечь папу, который будет развлекать малыша погремушками.

Водные процедуры

Ежедневное купание малыша – обязательное мероприятие закаливания. Лучше использовать большую ванну и начать с температуры 36 градусов, постепенно снижая ее. С 2,5-3 купать малыша в специальном круге, который фиксируется на шее.

Ходьба босиком

Когда ребенок начнет ходить, обязательно разрешайте ему бегать дома по прохладному полу без носков и ботиночек. Начните с непродолжительного времени (3-4 минуты) и постепенно увеличивайте период. Но не забудьте, что ходить по прохладному полу полезно, а сидеть на нем очень вредно, поскольку последнее может привести к воспалению почек и мочевого пузыря.

Прогулки на свежем воздухе

В идеале они должны быть ежедневными, продолжительностью не менее 4 часов. Только помните главное правило (для ребенка, который еле ходит) – минимум одежды, не кутать! И не надевайте шапочку, если температура выше 18 градусов.

Максимальная двигательная активность

Придумывайте и практикуйте подвижные развивающие игры, как на улице, так и дома.

Кормление по аппетиту

Нам, родителям, очень трудно поверить, что ребенок знает свою норму еды. Нужно приучить себя прислушиваться к детскому организму и кормить ребенка по аппетиту, не перекармливая его.

Закаляйте своих малышей и будьте здоровы!

Здоровье – это то, чего в первую очередь желает своему малышу любая мама. Мы хотим, чтобы малыш рос здоровым и крепким и знаем о том, что основой его устойчивости к болезням является иммунитет, который формируется закаливанием. Но пока младенец такой крохотный, родителям страшно начинать его закалять: вдруг заболеет. А когда малыш подрастает, они понимают, что время упущено и этим вопросом надо было заниматься гораздо раньше, с самого рождения крохи.

Но как правильно организовать закаливание такого крохотного и хрупкого грудного ребенка, чтобы получить максимум пользы и не причинить вреда?

Закаляя своего грудного ребенка, вы повысите сопротивляемость его организма болезням: промокшие ноги, забытая дома шапочка, неожиданное отключение отопления зимой и многое другое перестанет угрожать немедленными простудами и насморком.

Конечно, закаливание не поможет избежать инфекционных болезней, особенно если ребенок ходит в детский сад, где болезни распространяются очень и очень быстро, но справится с ними ваш кроха намного быстрее и легче.

В идеале, начинать закалять ребенка можно уже с момента его рождения . Это только на первый взгляд младенец – беспомощное и слабое существо. Однако на самом деле груднички обладают огромным жизненным потенциалом и высокой приспособляемостью к условиям окружающей среды, в противном случае, у человечества не было бы шанса выжить. Но помещая новорожденного в безопасные условия с комфортной температурой воздуха, отсутствием сквозняков и холодной воды, мы способствует тому, что защитные механизмы, заложенные в ребенка природой, за ненадобностью атрофируются. В итоге, столкнувшись впервые с нормальными условиями окружающей среды (подул ветерок, промок под дождем, намочил ноги), ребенок начинает болеть.

Настя, 31 год: Я жалею, что со старшим сыном не занималась закаливанием совсем. Мне казалось, что раз он не болеет, то все нормально, а то, что я ему носочки надеваю при температуре в доме 25-26 градусов, так это нормально. А потом я оставила его в полтора года в деревне у бабушки. Была весна, не холодно, но сын простудился. Тогда я сильно обижалась на свекровь, думала, что она недосмотрела за ребенком. А сейчас понимаю, что он просто впервые попал в нормальные условия, где дует ветерок, бывают лужи и сквозняки, и чтобы заболеть, ему хватило самой малости. Сейчас ему 6 лет, он до сих пор не адаптировался к садику, постоянно болеет. Начинать закаливать боюсь – сразу же простужается. Вот такой замкнутый круг. Скоро мне рожать второго малыша, с ним я таких ошибок не допущу, закаливание станет задачей № 1.

Лучше всего это видно на примере тех детей, которые пошли в детский сад, и на протяжении уже 1-2 лет не могут к нему адаптироваться. Родители удивляются: как же так, ведь ребенок до трех лет ни разу не болел, а тут ничего поделать не можем, постоянно простужается. Однако ребенок не болел не потому, что был такой закаленный или здоровый, а потому, что его тщательно оберегали от факторов, способных эти самые простуды вызвать.

Главные принципы закаливания

Если вы твердо решили закалять своего ребенка, то знайте, что все ваши действия должны базироваться на трех основных требованиях:

  • постепенность: не стоит спешить и создавать для грудного ребенка экстремальные условия, начинайте с малого;
  • систематичность: однажды начав закаливающие мероприятия, постарайтесь продолжать их изо дня в день, не делая перерывов;
  • соразмерность: закаливающие процедуры нужно проводить с учетом возраста и состояния здоровья ребенка.

Имеет ли закаливание грудного малыша противопоказания? Да, к ним относятся:

  • наличие острых или обострение хронических заболеваний у ребенка;
  • ряд кожных заболеваний;
  • некоторые неврологические проблемы со здоровьем.

Главные закаляющие процедуры для грудничка

Никаких особенных мероприятий закаливание грудничка не требует, начать можно с малого: свежий воздух, прохладные помещения и минимум одежды.

Прогулки

Для полноценного развития ребенку необходим свежий воздух, поэтому начинать гулять на улице можно и нужно уже после выписки из роддома, и зима таким прогулкам – не препятствие.

Первые прогулки не должны быть длительными, 5-10 минут дважды в день будет достаточно. Затем их продолжительность нужно увеличивать, доведя ее до 1-2 часов.

Отдельно нужно упомянуть о том, как следует одевать кроху перед выходом на улицу в прохладное время года. Здесь вы сможете прийти к верному решению только опытным путем. Главное, на что вы должны ориентироваться – самочувствие ребенка. Если малыш вспотел и раскраснелся, то в следующий раз оденьте его полегче. И наоборот, холодные шея, ручки и ножки, бледная кожа свидетельствуют о том, что крохе было холодно и на следующую прогулку нужно добавить еще слой одежды и взять одеяло потеплее.

Условия в доме

Свежий воздух нужен ребенку не только на прогулке, но и дома. Поэтому чаще проветривайте помещение. Летом балконную дверь можно не закрывать вообще, а зимой чаще держать форточку открытой. При этом уносить ребенка из комнаты нет нужды. Наденьте на кроху дополнительную кофту и штанишки и не держите непосредственно под форточкой. Через пять минут проветривание можно закончить.

Температура воздуха в помещении, где постоянно находится ребенок, должна быть достаточно низкой для того, чтобы это позволяло вам закалять кроху. Идеально, если она не будет превышать 20 градусов. Известный педиатр Е.О. Комаровский рекомендует снизить ее еще больше, до 18 градусов. Но такая рекомендация не всегда с первого раза находит отклик в сердцах родителей, особенно тех, кто сам страдает от повышенной «мерзливости» и при температуре в 20-22 градуса утепляется свитерами и шерстяными носками.

Яна, 33 года: «Я своих двоих деток закаляла по рекомендациям Комаровского, у него там очень логично рассказывается об этом. Как-то сразу смогла их не кутать, на холодные ноги или носик внимания не обращать. Температура у нас дома – 19-20 градусов. Дети ходят босиком, в трусиках и майках. Комнатных тапочек у них, кстати, нет совсем. Наши гости этому очень удивляются. А на прогулке в межсезонье мы как белые вороны: все малыши закутаны почти как зимой, а мы гуляем налегке, без шапочек и шарфов. Кстати, старшая дочка в садик пошла без какой-то особой адаптации, болела 1-2 раза в год и все».

В отопительный сезон уделите особое внимание увлажнению воздуха, даже если температура воздуха в помещении не превышает 20 градусов. Сухой и теплый воздух не только иссушает слизистые оболочки и затрудняет дыхание, но и способствует размножению различных вирусов и бактерий. Для поддержания оптимального уровня влажности можно использовать бытовые увлажнители воздуха либо по старинке расставить по комнате емкости с водой.

Также не забывайте о влажной уборке в комнате крохи: регулярно протирайте все поверхности и постарайтесь вынести из комнаты мягкие игрушки и книги – они способны накапливать на себе огромное количество незаметной глазу пыли.

Воздушные ванны

При смене подгузника или после купания не нужно стараться одеть ребенка как можно скорее. Дайте ему 3-5 минут на то, чтобы полежать голышом, ведь воздушные ванны – это эффективный способ закаливания ребенка. Постепенно, с взрослением малыша, время приема воздушных ванн нужно увеличивать, доводя его до 20-30 минут.

Если у крохи, на ваш взгляд, холодные пяточки и ручки, не думайте, что это признак переохлаждения. Во-первых, замерзнуть в помещении с температурой 18-20 градусов просто физически невозможно. Во-вторых, холодные конечности свидетельствуют о нормальном течении процессов терморегуляции в организме.

Купание

Отличным способом укрепить организм ребенка является правильно организованное купание. Для первых ванн температура воды должна быть 36 градусов, затем ее можно понижать на полградуса каждый день, постепенно доведя ее до 33-34 градусов. Такая ванна повышает физический тонус, способствует ускорению обменных процессов и хорошему сну.

Завершать прием ванны следует обливаниями, вода для которых должна быть прохладнее на 1-2 градуса. Процедура предельно проста: после окончания гигиенического купания просто облейте тело ребенка водой из ковша, после чего вытрите кроху насухо и оденьте его, как обычно, не укутывая.

Если ваш малыш родился ослабленным, то вы можете заменить обливания на протирания прохладной водой с помощью тканевой варежки или губки.

Закаливание очень важно для грудного ребенка, оно обеспечивает ему гармоничное развитие и крепкое здоровье в будущем. При этом оно не требует ничего особенного: все, что для этого нужно, уже есть у нас — вода, воздух, улица и наш, родительский, здравый смысл.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, «хватит нянчиться, пора закаливать », искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудных заболеваний». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократноеповышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

    Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
    Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
    Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
    Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
    Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
    Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
    Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
    Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
    Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
    Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
    В подавляющем большинстве случаев, «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
    Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
    Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
    Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
    Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время - гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
    Перечень причин, мешающихзакаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».
    Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
    Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
    Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
    Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
    При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    • систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

      постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

      учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

      Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
      Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
      Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.