Проект "Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре". Информация о нравственно патриотическом воспитании и приобщение детей к истокам руской культуры

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини-музеи.

Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 – 2011 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновления его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

Духовный, творческий патриотизм подобно любому другому чувству обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре включают в себя:

Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;

Взгляды на патриотизм в летописях;

Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли);

Роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее;

Героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;

Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживают века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д.). Каждый народ приносит культуре своё и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество являются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение народного духа. Гений творит от себя, но в то же время за весь свой народ.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.

Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в ΧΧΙ веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

И при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуален он знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек женщин-матерей.

В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

Профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;

Сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;

Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

Взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;

Единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

В практической деятельности способствует решению большинства воспитательных задач:

1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.

2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.

3. Совершенствованию коммуникабельности среди взрослых и сверстников.

4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей к национальной культуре мирового значения.

При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:

Разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;

Составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;

Разработка цикла практических занятий с детьми;

Формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);

Разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).

Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:

    Научить детей играть в русские народные игры.

    Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.

    Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.

    Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.

    Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

    Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.

    Уметь различать изделия различных народных промыслов.

    Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблему в условиях ДУ и семьи.

    Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.

Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:

Музыкальные занятия;

Комбинированные занятия;

Развлечения;

Экскурсии и наблюдения;

Народные подвижные игры;

Кукольный театр;

Драматизация;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;

Посещение музеев;

Работа с семьей.

Одновременно с этим создается развивающая среда по означенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта и воссоздается обстановка русской избы. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы. Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина. Работа музея предусматривает:

Выход на детей-дошкольников;

Выход на дошкольников близлежащих садов;

Выход на родителей (консультации, экскурсии, беседы);

Выход на ветеранов;

Сотрудничество со школами города.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Литература:

    Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М., 2004 г.

    Орлова А.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.

    Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.

    Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1999 г.

    Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г.

    Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.

    Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.

Много написано о том, как важно с юных лет приобщать подрастающее поколение к родной культуре, о том, что это воспитывает в детях чувство гордости за отечество и глубокое уважение к нему. Поэтому изучение культуры своих предков, истории своего народа детям необходимо. В дальнейшем это поможет им проявлять интерес и уважительно относиться к национальным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача дошкольных образовательных учреждений.

Сегодня можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой народ, и , стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.

Задачи нравственно-патриотического воспитания

  1. Формирование заинтересованности русскими промыслами и традициями
  2. Воспитание бережного отношения ко всему живому, к окружающему миру, к природе родного края – и природе в целом
  3. Воспитание любви к родному городу, улице, дому, к своей семье
  4. Расширение знаний ребенка о городах России
  5. Воспитание любви и уважительного отношения к труду
  6. Формирование у ребенка базовых представлений
  7. Знакомство с государственными символами России – гербом, флагом, гимном
  8. Воспитание в детях толерантного отношения к традициям других народов
  9. Развитие чувства гордости за достижения родины

Эти задачи в детском саду решаются в играх, на занятиях и в быту, не только воспитывая в ребятах патриотические чувства, но и формируя их взаимоотношения с друзьями и взрослыми. Нравственно-патриотическое воспитание является сложным педагогическим процессом.

Методы патриотического воспитания


Формы патриотического воспитания


Материалы для занятий по патриотическому воспитанию

  1. Репродукции картин
  2. Методическая литература
  3. Наглядные и дидактические пособия
  4. Иллюстрации различных видов войск, портреты героев
  5. Современные средства ТСО
  6. Аудиозаписи
  7. Карты, атлас, глобус
  8. Художественная литература
  9. Государственная символика

Как приобщить ребенка к патриотическому воспитанию?

Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека, именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в его сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем. Ключевыми моментами воспитания у ребенка любви к Родине считаются следующие: усвоение ребенком тех норм взаимоотношения и поведения, которые приняты в его стране, городе или поселке, накопление социального жизненного опыта, приобщение к отечественной культуре. Любовь к Родине начинается формироваться в раннем возрасте, с первых маминых песен, с картинок в азбуке, с того уголка города, где ребенок живет, с «маленького уголка далекого детства».


  1. Приобщение ребенка к традициям русского народа, устному народному творчеству, играм, культурному наследию, искусству, праздникам и фольклору.
  2. Составление родословной ребенка, его глубокое знание истории своей семьи, своих родственников, семейных традиций. Знакомство ребенка с традициями детского сада, города или села, где он живет, с историей города, его гербом, знаменитыми горожанами, с достопримечательностями города.
  3. Организация посильного , посадка овощей, цветов, кустарников, наблюдение за городом в разное время года.
  4. Продуктивная, творческая, игровая деятельность, в которой детям предоставляется возможность заботиться о людях, природе и животных в разные сезоны.

Воспитатели детского сада и родители должны тесно сотрудничать и быть подготовленными к проблемам патриотического воспитания, это повысит эффективность работы. Также в детском саду и в семье должна быть создана эвристическая среда. Эвристическая среда подразумевает продуктивное поле для инициативы и творчества ребенка, для его самостоятельной деятельности. Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает доверительные деловые контакты, обучение членов семьи способам общения с малышом, их активное вовлечение в педагогический процесс, а также организация предметно-развивающей среды на территории детского сада и в семье. Готовый к нравственно-патриотическому воспитанию педагог – это человек с должным уровнем профессионального мастерства и компетентности, способный самостоятельно решать поставленные перед ним задачи.

Как уже было сказано выше, воспитывать патриотические чувства в детях нужно начинать с воспитания любви к родному дому, к улице, на которой вы живете, к детскому саду, который посещает ребенок.

  1. На прогулках обращайте внимание ребенка на достопримечательности города, на его красоту.
  2. Рассказывайте о том, что находится на вашей улице, на близлежащих улицах, аллеях, скверах и парках.
  3. Формируйте у малыша представление о работе общественных организаций, таких как библиотека, почта, магазин. Наблюдайте за работой сотрудников этих организаций, говорите с ребенком о ценности и о значении их труда.
  4. Вовлекайте ребенка в посильный труд по благоустройству двора, дачного участка.
  5. Учите давать правильную оценку своим поступкам и поступкам других людей.
  6. Читайте с ребенком книги о родной стране, ее традициях, героях и культуре.
  7. Поощряйте стремление ребенка к поддержанию порядка, за правильное поведение в общественных местах.
  8. Не пренебрегайте расширением собственного кругозора.

В заключение

Определенные субъективные и объективные причины стали следствием того, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников отошло на второстепенный план. В 80-е и 90-е годы XX века поддерживалась точка зрения, согласно которой дошкольные учреждения не должны были заниматься «политизацией» педагогического процесса в силу неоднозначности происходивших в стране политических событий. Результатом такого подхода стало отсутствие у подрастающего поколения любви к Родине, недостаток доброты и духовности. Сегодня вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников снова становятся актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура . Помимо этого, большое внимание обращается на правовое развитие и социализацию молодежи.

1. Информационная карта.

2. Целостное описание опыта.

3. Библиографический список.

4. Список приложений к опыту.

Информационная карта передового педагогического опыта.

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»

7. Уровень опыта по степени новизны:

В комбинации элементов известных методик; в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в разработке новых средств и правил их применения; в постановке и решении новых педагогических задач.

8. Цель педагогического опыта:

Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины.

Гипотеза:

Если можно

9. Краткое описание опыта (система работы отдельных приемов или методов).

Основное противоречие , решаемое в этом опыте, - это противоречие между необходимостью освоить определённые знания, умения и навыки в процессе дошкольной подгготовки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, усвоенных традиционным путём.

Выход из противоречия – приоритет живого компетентностного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.

Ведущая педагогическая идея опыта:

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Наш детский сад №10 особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций, поскольку живём мы в славной регионе, имеющем глубокие исторические корни и динамично развивающейся на современном этапе. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и кубанских обычаев.

В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной ******, ******** районе, ******* крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Определены следующие задачи:

Интегрированный подход в воспитании, образовании и развитии заключает вполне определённое практическое указание на исследование социально-культурного наследия малой родины, системную работу с воспитанниками и их родителями, нацеленную на обогащение социального опыта дошкольников.

В данном опыте представлена система разноаспектных занятий и мероприятий, нацеленных на совместное с воспитанниками их родителями исследование социокультурных условий малой родины и органичное приобщение к ним, минуты творчества, открывающие путь от маленького гражданина к большому патриоту. Такая работа позволяет не только формировать и развивать определённые умения и навыки, но и вовлекает в диалог с миром малой родины, в «процесс творчества и чудотворства».

В опыте проведено преобразование педагогического инструментария ; разработана авторская концепция патриотического воспитания дошкольников.

Наибольшей эффективности удается достичь при условии интеграции воспитания и развития дошкольников на разных уровнях (на уровне содержания – интеграция воспитания патриотизма, познания окружающего мира, истории и культуры малой родины, творческогоразвития; на уровне видов деятельности – познавательная, исследовательская, игровая, общение; на уровне взаимодействия – участие в работе детей, их родителей, общественности); создания атмосферы творчества и сопереживания; вариативности выбора мероприятий и методов воспитания.

В опыте отражены принципы деятельности воспитателя, его взаимодействия с воспитанниками и родителями и приемы диагностики результативности работы с я дошкольниками на разных этапах воспитания, обучения и развития.

Достигнутые результаты устойчивы и стабильно высоки.

Преимущества данного опыта : актуальность; создание особой атмосферы «сотворчества»; технологичность (воспроизводимость в иных условиях); широкие возможности для творческого применения; природосообразность (развитие познавательной активности и социальной адаптации ребенка) и его интереса к окружающему миру и самоопределению в нём с учётом традиций и социальной ситуации.

10. Эффективность опыта

Опыт эффективен, о чем свидетельствуют его результативность и востребованность родителями и общественностью.

11. Экспертное заключение

12. Последователи

Воспитатели ДОУ №***** и учителя начальных классов *******

13. Кто и когда изучал

Открытые занятия для коллег, родителей воспитанников и общественности.

Материалы данного опыта представлены в *****************

Опыт может быть использован в массовой практике.

Целостное описание опыта.

Условия возникновения, становления опыта.

Работа по проблеме « Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» была начата в 2009 году на базе МДОУ д\с №**********

2010-2011 год: старшая группа «Программа ознакомления дошкольников с малой родиной «Я и моя станица *********». Направлена на формирование нравственно – патриотического отношения и чувства сопричастности к малой родине на основе национально - региональных и природных особенностей родного края. Методическое обеспечение отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно - информационной). Весь этот материал обогащает представление детей о малой Родине. Имеются карты, буклеты, схемы, изображение символов России, края, района.

Определённое значение для восприятия исторического прошлого имеет макет кубанского подворья: изгородь, колодец, скамейка, печь. В «хате казака» представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства. С учётом возрастных особенностей детей собран наиболее актуальный для определённого возрастного периода наглядно – демонстрационный материал. Представлены альбомы с фотографиями о ближайшем окружении ребёнка, имеется специальная серия дидактических игр. Предметно развивающая среда создаёт оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира.

Опыт создавался в условиях обычного дошкольного образовательного учреждения в казачьей станице, успешно зарекомендовал себя в работе со старшими дошкольниками.

Таким образом, условия формирования опыта (база; возможность апробации программ разного содержания) позволяют говорить о достоверности полученных результатов, а также о технологичности (воспроизводимости) содержания и методов обучения.

В опыте можно рассматривать репродуктивный уровень (опыт, основанный на успешном применении установленных наукой принципов и методов) и инновационный (поисковый, исследовательский) уровень.

Актуальность опыта

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,

заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого

зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,

так взрослый должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

(В.А. Сухомлинский.)

Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Еи, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Наш детский сад №******* особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций, поскольку живём мы в славной регионе, имеющем глубокие исторические корни и динамично развивающейся на современном этапе.. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и кубанских обычаев.

В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родной станице **********, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Главное направление патриотического воспитания, отражённого в данном опыте работы, может быть сформулирована следующим образом: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.

Я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности.

Работа намечена в системе и комплексно по трём направлениям:

Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью дошкольников.

Совместная деятельность взрослых и дошкольников – общение, труд и праздники.

Самостоятельная деятельность дошкольников – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.

Теоретическое обоснование опыта.

Методологической и теоретической основой работа являются положения философии, психологии и педагогики о влиянии социальной среды на развитие личности; о единстве общечеловеческого и национального в педагогике (Г.Н.Волков), общепсихологическая теория деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), о воспитании социальных, нравственных норм и правил поведения (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович и др.); работы по теории и методике педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.С.Безрукова, В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, М.Н.Скаткин).

Существенное влияние на логику проведенного исследования оказали положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрьшающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (В.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Элъконин и др.), работы в области этнопедагоги-ки (Б.Н.Бессонов, В.И.Баймурзина, Г.Н.Волков, Д.Ж.Валеев, Е.И.Корнеева, С.И.Руденко и др.).

На подготовительном этапе проведена следующая работа:

1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях ******* района посетила районный исторический музей в станице *****, получила контактную информацию для общения с музеями ********* поселения. Предложила совместный план патриотической работы детский сад-школа ответственной за работу школьного музея при ********

2. Подобрала и пополнила личную библиотеку материалами и книгами о станице *********. Изучила интернет-ресурсы и опыт работы коллег нашего детского сада и других детских садов края. Познакомилась с богатым опытом по патриотическому воспитанию учителей начальной школы ********

3. Изготовила дидактические пособия для игр по патриотическому воспитанию: «Поле чудес», «Где мы были – мы расскажем», «Праздники малой родины».

4. Оформила уголок по патриотическому воспитанию и наглядный материал краеведческого характера, помогающий развивать у детей логическое и творческое мышление, внимание, память, речевые навыки.

Составлены программа и тематическое планирование работы по данному направлению.

ПРОГРАММА воспитательной работы с воспитанниками ДОУ.

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины».

Календарно-тематическое планирование воспитательной работы на 2010-2011 год в старшей группе ДОУ.

Первое направление знакомит дошкольников с особенностями сезонных изменений и природных явлений в нашей местности, их взаимосвязью с трудовой, обрядовой деятельностью жителей Кубани, оно направлено на обучение наблюдению за родной природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой. На занятиях познавательного цикла дошкольники знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Изделия народных промыслов помогают воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика). А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения. Кубанский фольклор -особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, воспевающих мужество, смекалку, лучшие дела и чувства людей. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие. Кубанский фольклор несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по легендам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Местный фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии со станичным обиходом и природой. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности.

Второе направление определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с дошкольниками. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры родного края, на развитие творческой активности и художественного вкуса у дошкольников, предусматривается совместная трудовая и творческая деятельность, поскольку «нравственная норма народной жизни – это сезонный труд и развлечения». Подготовка и проведение праздников семьи, родной улицы, станицы, календарных и тематических совместных мероприятий – это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми.

Третье направление создает свободную деятельность дошкольников, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира. Дошкольники, получившие представления о народной культуре родного края на занятиях познавательного цикла и праздниках, используют знания в народных подвижных играх, в общеразвивающих упражнениях, в самостоятельной художественной и музыкальной деятельности, в саморазвитии по направлению «Я познаю мир малой родины»

Технология опыта

1. Гипотеза

Если во главу воспитательной системы в дошкольном учреждении поставить гармоничное развитие подрастающей личности с использованием социально-культурных условий малой родины, разработать систему интеграции воспитания, обучения и развития дошкольников на основе идеи патриотизма и гражданственности, можно качественно изменить приоритеты подготовки дошкольника, определив первостепенность раннего развития компетентностей, связанных с окружающей ребёнка социально-культурной средой, пробудить познавательную активность, повысить практическую значимость и воспитательное воздействие занятий в ДОУ.

2. Цель педагогической деятельности:

Сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины

3. Задачи педагогической деятельности:

Определены следующие задачи:

  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Кубани, её культуре и людям труда.
  • Воспитывать у дошкольников уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению.
  • Развивать познавательный интерес к народному творчеству Кубани, к родной природе, к окружающему миру.
  • Формировать у дошкольников интерес к образцам кубанского декоративно – прикладного искусства и местным художественным промыслам.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому (семье), улице, станице, краю;
  • Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому.
  • Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.
  • Воспитывать толерантное отношения к людям разных национальностей их традициям.
  • Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края.

Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников

Трудно спорить, когда говорят: воспитывает все, что окружает растущего человека. И все же в огромном многообразии воспитательных влияний, следует обратить внимание на семью. Семья играет решающую роль в дошкольный период, когда закладывается «моральная арматура» личности и позже у неё ведущая роль в воспитании общественно-политической сознательности, трудолюбия.

К сожалению, нередко установку на агрессию по отношению к сверстникам дают ребенку собственные родители. Полагая, что мир жесток, они убеждены, что ребенку с самого раннего возраста необходимо «научиться защищаться», «давать сдачи». Не всегда родители отдают себе отчет, что их собственные агрессивные действия воспитывают у детей агрессию, эгоизм, жестокость.

Для более глубокого анализа проблемы я провела анкетирование: «Какие мы родители».

К своему сожалению, узнала, что родители не считают главной задачей воспитывать патриота, т.к. считают, что эти чувства появляются сами по себе в старшем возрасте, многие надеются на детский сад, школу.

Я посчитала необходимым разъяснить родителям, насколько важно учить ребенка умению вести себя благородно с детских лет. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей черты, особенности, традиции, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, ездить вместе на отдых; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.

Поэтому в своей работе я большой внимание уделяю работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные праздники, «маленькие концерты», инсценируем сказки, рисуем на темы «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали».

Совместно с родителями и детьми мы оформляем в группе уголок по патриотическому воспитанию; собрали стихи, сказки, рассказы, совершили экскурсии в краеведческий музей, к памятникам боевой славы.

Увлекательно прошли вечера отдыха «Вместе с мамой», «Кафе «Осенний сюрприз»», «Маленький концерт», на которых дети вместе с родителями принимали участие в различных конкурсах. Эти мероприятия способствуют сближению родителей с детьми, создают радостную и бодрую атмосферу и подчёркивают первостепенность истины»: «На Кубани человек без родни не живёт»

Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств.

Вид из окна, панорама родной станицы, детский сад, парк, стадион, родная природа – все это Родина. Родная природа – один из самых сильных факторов воспитания любви к родине. Любование ее красотой, бережное отношение к миру природы – все это источники формирования любви к родному краю.

Чувство родины, ассоциируемое со знакомыми пейзажами, природными явлениями, требует повышенного внимания к ней, привязанности к родным местам, которое сливается воедино с чувством любви к Родине. Это чувство необходимо воспитывать у детей, руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему.

Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь, т.к. в ее образах воплощается Родина.

Дошкольники могут принимать посильное участие в защите природы. Важно чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю и ко всему живому. Главное, что должны понимать дети – миром движет любовь. Любить надо все, что создано на Земле и относится ко всему бережно.

Для воспитания нравственных чувств я использую этические игры-беседы под девизом: «От экологии природы – к экологии души».

Каждый раз я уточняла и закрепляла знания детей о профессиях, востребованных в нашем сельскохозяйственном регионе. Рассказывала, что каждая профессия очень важна и вызывает уважение.

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе я использовала не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов, применяла современные интерактивные средства: с помощью компьютера показывала ребятам презентации и проводила игровые красочные мультимедийные игры, позволяющие виртуально путешествовать по родному краю

В нашем детском саду есть мини-музей, где дети смогли познакомиться с историей и бытом малой родины. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, т.к. все экспонаты в нем интерактивны - их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними.

Совершили мы экскурсию в музей *******, где учителя и школьники-экскурсоводы показали, что изучение малой родины продолжается в школьные годы на новом уровне. После посещения музея дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями, от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в рисунках

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

Ребенок должен узнавать герб, флаг, гимны России, Кубани, ****** района. Детям должно быть доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают праздники и традиции малой родины.

Я рассказывала детям, что у каждого народа есть свои праздники. Мы в ходе совместных с родителями праздников узнали, как отмечают масленицу (проводы зимы), когда пекутся блины, какие поются частушки, что танцуют, когда отмечают Рождество Христово, когда люди ходят колядовать, за что их угощают разными сладостями; как отмечают Пасху, когда пекутся пасхальные куличи, пасхи и красятся яйца. Такие мероприятия, с одной стороны, являются близкой и понятной для ребёнка игрой, а с другой стороны, приобщают к глубинам народной культуры.

Конспект занятия по ознакомлению детей старшей группы с малой родиной: «В гостях ******** казачка».

Пословицы о семье.

«Викторина «Моя семья».

Семейный досуг «Вечер дружной семьи».

Значение устного народного творчества в формировании патриотизма.

В возрасте 3,5-4 лет дети начинают усваивать эталоны представления о добре и зле и активно интересоваться волшебными сказками.

Проводимые мною дидактические игры на материале фольклора «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовем сказку» способствовали тому, что сказка оставалась в душе ребенка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое. Живой интерес вызвали у детей кубанские сказки, инсценировки на родной «балачке», которую используют в домашнем обиходе близкие многих детей. Живо прошли встречи с местным детским писателем ******.

Дети любят не только слушать, но и инсценировать сказки. Немало времени в своей работе я уделяю проведению праздников, развлечений, конкурсов. В младшей группе мною был проведен тематический вечер «Кубань – мой край родной». Вместе с музыкальным руководителем мы разучивали и исполняли кубанские песни, стихи, танцы. На формирование умственных, нравственных и этических качеств личности существенное влияние оказывают народные игры. Игра для ребенка – способ познания окружающего. Опыт работы с детьми показывает, что кубанские традиционные игры детей влияют не только на физическое развитие, но и воспитывают нравственно.

В работу с дошкольниками мною были включены сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Помощники», «Экскурсии по краю» с использованием иллюстрационного наглядного материала. Эти игры способствуют воспитанию патриотических чувств у детей, любви к родному краю.

Музыкальное искусство также «шаг за шагом» может способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны. Предлагаю ряд тем музыкально-художественных занятий патриотической направленности для ознакомления с ними дошкольников:

1. «Праздники в моей семье»

2.«На Кубани мы живем».

3. «Любимая Россия».

4. «Земля моих предков – Кущёвский район».

5. «Когда-то была война…».

6. «В семье единой».

7. «О чём поют на Кубани».

8. «Защитники Отечества».

9. «Красота и доброта детских песен».

10. «Родные просторы».

Сценарий детского фольклорного праздника «Станичные посиделки»

Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств

Большое значение в формировании нравственно-патриотических чувств у детей принадлежит знакомству с декоративно-прикладным искусством.

Закрепление и расширение нравственно-патриотических представлений у дошкольников продолжала, развивая различные виды изобразительной деятельности: «Портрет моей мамы», «Вот и осень к нам пришла», «любимая моя станица», выставки поделок к Рождеству и Пасхе с привлечением родителей. Всю работу в области декоративно-прикладного искусства разделила на следующие основные блоки:

«Наша дружная семья»

«Это я, это я, это все мои друзья»

«Наш любимый детский сад»;

«Природа моей малой родины» ;

«Памятные места Кущёвской земли»;

«Кубань навстречу играм в Сочи»;

«Лето моего детства. Места отдыха для детей на Кубани»;

«Труд моих земляков»;

«Защитники Отечества»;

«Календарные праздники и обряды».

Подгрупповое занятие «Моя родословная»

(конспект занятия с использованием прикладного творчества)

4. Изменения в содержании дошкольного образования

1. Определен комплекс теоретико-методологических подходов (личностно-

деятельностный, аксиологический, культурологический) при решении проблемы

становления личности ребенка дошкольного возраста.

2. Расширены возможности использования социально-культурных условий малой родины для становления разносторонне развитой личности ребенка дошкольного возраста.

3. Обоснована и экспериментально доказана эффективность комплекса

педагогических условий в становлении разносторонне развитой личности ребенка

дошкольного возраста, что способствует формированию «образа – Я» ребенка дошкольного возраста.

Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлена следующим образом:

Семья → родная улица → станица→ район→край → республика → страна: История, символика, обычаи, традиции, чем живёт сегодня, особенности(достопримечательности), перспективы развития.

Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого (семья, микрорайон), к более сложному(регион, страна) по единому плану, включающему единство прошлого, настоящего и будущего как отдельно взятой семьи, так и родины в целом.

Чувство любви к родному краю обретаются самостоятельно и переживаются индивидуально. Задача взрослых, как педагогов, так и родителей, пробудить в ребенке это чувство, именно пробудить, а не навязать. А для этого необходимо придерживаться следующих принципов при организации образовательного процесса:

Принцип историзма. Реализовывается путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно), настоящее (в наши дни) и будущее(планы, перспективы).

Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации . Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном крае с учётом возраста, пола ребёнка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип интегративности . Реализовывался в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, общественностью, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. (Организация педагогического процесса на основе тематического планирования).

Позитивный центризм . Реализовывался путём отбора знаний, наиболее актуальных для детей дошкольного возраста.

Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых, и дошкольника.

Принцип наглядности . Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результатов.

Принцип поэтапности . Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.

Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.

Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.

Принцип успешности . Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.

Принцип коммуникативности . У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья. глаза на дорогое и родное»

5. Преобразование педагогического инструментария.

Благодаря использованию различных форм и методов работы по патриотическому воспитанию в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, бытом и традициями малой родины, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Кубани. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, обогатилась система отношений детского и родительского коллективов.

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.

Необходимо нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, достойных граждан России. Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное»…

Направление работы по проблеме «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам малой родины» актуально в современных условиях, когда приоритетом является патриотическое воспитание подрастающего поколения с раннего возраста.

Работа нацелена на успешную социализацию ребёнка с первых шагов познания и освоения мира малой родины. В опыте акцент сделан на значимость кубанской народной культуры, ресурсов регионального плана как богатейшего материала не только для введения ребёнка в мир окружающей красоты, знакомства с делами и традициями кубанского народа, экологического, этического и эстетического воспитания, развития способности видеть и создавать красоту и гармонию, но и источника становления таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, коммуникативность, эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.

В работе подчёркивается значимость организационно-диагностического этапа, намечаются направления основной деятельности воспитателя, анализируются ключевые аспекты работы. Ведущая педагогическая идея опыта сочетает богатые традиции патриотического воспитания на Кубани и новаторский подход, представляющий возможным внести в реализацию проблемы патриотического воспитания современные интерактивные приёмы и методы. Диапазон опыта охватывает основные направления воспитательной работы в ДОУ в системе «воспитанник - детский сад – родители - мир малой родины».

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие у детей патриотических чувств, приобщению к миру

прекрасного, формированию художественного вкуса, эстетического восприятия, нахождению каждым ребёнком своего места в окружающем

6. Преобразования в сфере организации учебно-воспитательного процесса.

Проведение открытых внеурочных занятий и мероприятий по разрабатываемой проблеме с приглашением родителей и заинтересованных коллег

Сопровождение воспитанников, начавших исследование мира малой родины

Система мероприятий в рамках комплексной программы, нацеленных на взаимодействие воспитанников и родителей, совместные конкурсы и проекты, творческие встречи, собрания.

Комплекс занятий «Наша Родина – Россия» «Любовь к Родине через любовь к детям»

Конспект открытого мероприятия с приглашением духовного наставника на тему «Пасха, светлая Пасха»

Длительность работы над опытом 2 года

(2009-2010гг.) – с момента обнаружения противоречия и до момента выявления первой результативности опыта;

(2010-2011 (гг.) – с момента переноса опыта в другие условия (другая группа, учреждения, сопровождение заинтересованных коллег и родителей) и до момента выявления результативности в новых условиях, то есть технологичности опыта.

Диапазон опыта

Диапазон опыта – организация системы сопровождения воспитанников, родителей и заинтересованных коллег по проблеме, заявленной в опыте.

Таким образом, за 2 года диапазон опыта расширился от мероприятий до системы воспитательной деятельности

Результативность опыта

Выпускники ДОУ №****, занимавшиеся в системе « Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» отличаются от сверстников большими компетентностями в познании мира малой родины, успешнее ориентируются в окружающей действительности. Имеют определённые знания и навыки в кубановедении и районоведении, отличаются познавательной активностью и успешностью в освоении новых знаний. Об этом свидетельствуют мониторинги и отзывы учителей начальных классов, чьими воспитанниками они ныне являются.

Список литературы:

1) М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.

2) О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.

3) Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,

4) О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.

5) Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

6) Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

7) Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.


Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке его детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины». В программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, есть темы направленные на краеведение, как средство приобщения дошкольников к ценностям малой Родины, как средство нравственно-патриотического воспитания», я сочла необходимым для достижения цели использовать некоторые выкладки парциальных программ: «Я, ты, мы» авторы О. М. Князева, Р. Б. Стеркина, «Я – человек» автор С.А. Козлова, «Дружные ребята» авторский коллектив: Р.С.Буре, М.В.Воробьева, В.Н.Давидович и др., «Приобщение к истокам русской народной культуры»:О.Л.Князева, М.Д. Маханева, «Я люблю трудиться» Л.В.Куцакова и др.


Цель и задачи нравственно- патриотического воспитания Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи: формировать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине; расширять и углублять знания детей о своем крае, его истории; развивать нравственно-патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей; формировать бережное отношение к природе и всему живому; формировать художественно- эстетическое восприятие; вовлечь родителей в образовательный процесс по изучению малой Родины.


Родная семья. Мир ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах со мной дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. В результате у дошкольников формируется гуманное отношение к своим близким.


Детский сад призван помочь понять ребёнку что такое семья. По этому направлению в группе была проведена большая работа. Прошло открытое занятие: «Моя семья», дети выстроили родословные древа своей семьи, совместно с родителями были изготовлены семейные альбомы каждой семьи. В ходе данной работы дети поняли что такое семья, как взаимосвязаны члены семьи, историю своей семьи, связь времен, что вызвало чувство гордости за своих предков.


Наш любимый детский сад В группе регулярно проводятся разнообразные занятия, направленные на всестороннее развитие ребенка: занятия по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи, литературе, основам математики и т.д. Присутствуют и занятия, направленные на физическое развитие ребенка: музыкальные и физкультурные занятия. Дети научились соблюдать дисциплину, слушаться взрослых, проявлять самостоятельность, общаться со сверстниками, дружить и делиться, а в случае необходимости и постоять за себя.


Активная, интересная и бурная жизнь протекает в нашей группе. Сколько интересных мероприятий совместно с родителями, детьми и педагогами у нас проходит. Это: «Чтоб здоровье сохранить-научись его ценить»(физкультурно- валеологическое мероприятие), «Мы за чаем не скучаем!» и другие. Эти мероприятия очень сближают, появилось больше понимания, сочувствия, доброты. Дети стали дружнее, культурнее, вежливее и веселее. В группе – атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. Дети на праздниках очень интересно показывают свою артистичность и развитие речи.


Общение со сверстниками Общение со сверстниками в повседневной жизни через игру, развивает у детей память, мышление и речь. Дети в группе научились прислушиваться и уважать мнение своего товарища, прийти к нему на помощь и даже оказать ее в случае необходимости.


Чувство Родины… Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.


Родной город. Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. Мы живем в Барнауле, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И моя задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за прошлое и настоящее города. В непосредственно-образовательной деятельности, экскурсиях, беседах даю детям краеведческие сведения о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях. В группе создан альбом о знаменитых земляках прославивших наш Алтайский край.Воспитываю гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Обращаю внимание детей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих улиц.


Барнаул – частица Родины. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подвожу к пониманию, что повсюду живут люди разных национальностей, - есть общие национальные и общественные праздники. В музее группы есть уголок, где стоят куклы разных национальностей. На занятиях и через игру формирую у всех детей начала доброжелательного и уважительного отношения к людям, представителям разных национальностей, т.е. закладываю основы толерантности.


Родная природа В ходе непрерывно непосредственной деятельности, режимных моментах знакомила детей с природными аспектами, на прогулках, экскурсиях старалась расширить знания детей о флоре и фауне Сибири, воспитывать бережное отношение к природе. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку, ромашковое поле и понимают, что это наше родное. Я прививаю детям любовь к родной природе через чтение книг о природе, знакомлю со стихами известных поэтов, просмотров презентаций и видеороликов. Ребята знают названия деревьев и растений произрастающих в нашей местности. У ребят сформировано чувство ответственности за сохранение природы родного края, они знают как правильно вести себя наедине с природой.


Природа родного уголка Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно, проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. В группе организовывались занятия, проводились наблюдения, формировались конкретные представления о предметах быта, их назначении, проходило знакомство с различными материалами -бумагой, деревом, тканью, резиной, стеклом, льдом. Наши дети приобретают поисковый, исследовательский характер в процессе открытия новых знаний, также учатся «научно» мыслить. В ходе работы ребята научились понимать взаимосвязь некоторых природных явлений,и конечно опираются на собственный опыт. Дети учатся хозяйствованию, правильному и экономному распределению материальных благ.


Любить свой город – значит и любить природу в нем. Во время наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. В беседах с детьми, при чтении книг, рассматривании открыток, фотографий, картин великих художников воспитываю интерес к красивому. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить свои знания и впечатления в своем рисунке. Дети научились держать кисть вертикально, и отпускать её на «кончик», насыщать кисточку краской. Умеют использовать тот или иной цвет в рисунке, обусловленным сюжетом выбранной композиции, временем года, характерным окрасом птиц или животных Сибири. У них хорошо развиты технические навыки, воображение.


Родная страна. Знакомя детей с родной страной, я стараюсь расширить их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Таким образом, у детей формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Дети с национ. куклами


Родная культура. Стараюсь приобщить детей и к культуре своего народа через русские народные праздники «Осенины», «День матери», «Масленица», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День смеха», «Коляда», «Рождество», «Иван Купала», «Пасха», «Новый год» поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает у детей уважение, гордость за землю, на которой живешь.


Я стремлюсь в своей работе широко использовать все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. Дети получают представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомясь с фольклором дети приобщаются к нравственным общечеловеческим ценностям: чувству любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа.


С помощью родителей в группе создан музей кукол, который посещают наши дети. С большим интересом они рассматривают экспозиции. В музее мы проводим экскурсии и беседы. Именно здесь для ребенка открывается возможность узнать историю своего народа, а именно историю кукол, которыми играли их бабушки. В процессе творчества, когда ребята изготавливают куклу, я приобщаю детей к традициям народной культуры, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, восхищение.


«Никто не забыт, ничто не забыто». Дети с танками. Дети любят слушать рассказы о войне с участием детей, беседовать о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. Сопереживая героям, дети учатся по- настоящему любить свою семью, ценить все то хорошее, что есть в их жизни.




Считаю, что театральная деятельность с использованием различных видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный - это богатый кладезь, из которого можно черпать богатство русского языка. Для этого я постоянно учу с детьми потешки, считалки, поговорки, скороговорки, чистоговорки, которые очень обогащают их словарный запас. Дети любят читать и показывать сказки, они побуждают их думать, ребята научились анализировать, делать выводы и обобщения, у детей развиты и сформированы эмоции.


Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Ребятки нашей группы тоже очень любят работать на территории детского сада. В ходе работы дети научились договариваться, согласовывать свои действия, сообща планировать работу. Оказывают помощь товарищу.


В группе создан патриотический уголок «Моя Родина Россия» для формирования гражданско- патриотической позиции у детей. В уголке много книг об Алтае, о Барнауле. Книга нашего земляка Валерия Золотухина «На исток речушку, к детству моему». Есть наборы открыток старого и нового Барнаула. Сборник стихов и песен о Барнауле, патриотические песни для детей. Игры: «Государственная символика», «Игры всей семьей», «Русские народные игры, праздники», различные картотеки и т.д.




Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к окружающей природе, к Родине «Нет земли краше, чем Родина наша!» Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к окружающей природе, к Родине

Людмила Карнаухова
Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни : территории, природу, особенности языка и быта, народно -прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст - наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции . Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.

Воспитание патриотических , духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины , родного края, той общественной среды, в которой они живут.

Актуальность темы.

Потенциал детей дошкольного возраста уникален , именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа , гордостью за свою страну.

Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций , равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье .

Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа , не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это необходимым. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры , понимание народных обычаев и традиций , воспитать осознанные патриотические чувства , необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.

Цель. Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу , вызвать интерес к ее истории и культуре .

Задачи :

1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества , с народно - прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов , русского фольклора .

2. Знакомить детей с предметами русского быта , жилищем, народным костюмом . Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа .

3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям , создающим её.

4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев» , фольклорных праздниках, изготовлению пособий.

Методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала :

Метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций; эвристический (частично поисковый) метод;

Метод моделирования,

Социо-игровые технологии,

Игровой метод,

Метод практических действий,

Наглядный.

Работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте . Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера , присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку» , «Узнай из какой сказки герой» , «Загадки и отгадки» , «Я начну, а ты продолжи» , «Чудесный мешочек» , «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини- музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви, фотографии из музея, фотосессии подготовленные родителями, который используем в работе с детьми в приобщении к русской народной культуре .

В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство с русскими народными традициями , такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни . Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом . Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также знакомим детей с русским праздниками : Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивали колядки, русские народные песни , заклички. Ежегодно проводится в ДОУ праздник Масленица, на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника и всей масленой недели.

В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле – самоделке) . Знакомим с народным промыслом : Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой, хохломской росписью, Гжель и т. д. Изготовляем игрушки своими руками : лепим из глины и расписываем их по известным нам народным промыслам . А затем, организуем выставки детского творчества : «Русская барыня » , «Лепка дымковского коня» .

На протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с русскими народными подвижными играми : «У медведя во бору» , «Лиса и зайцы» , «Зайка беленький сидит» и др. ; хороводными : «Вставай, вставай Иванушка» , «Баю-бай» , «Спи, моя радость, усни…»

В работе используем современные развивающие программы и технологии : «Детство» Т. И. Бабаевой; «Приобщение детей к истокам русской народной культуры » О. Л. Князева; «Система патриотического воспитания в ДОУ » Александрова Е. Ю. ; «Патриотическое воспитание дошкольников » Алешина Н. В.

Результатом работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской народной культурой »; серия занятий, способствующая приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста . Оформлены картотеки - русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни) ; Разработаны консультации для родителей : «Роль народного - прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств у детей » , «Народные праздники » , «Масленица» , «Что рассказал музей» , «Сказка как средство патриотического воспитания » . Рекомендации для родителей : «Выдумываем сказку» , «Воспитание патриотизма » , «Давайте попоем» , «Семейный музей» и др.

Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме «Воспитание патриотизма через приобщение к русской народной культуре ». Родители принимают участие в организации экскурсии в городской музей и «Ангарскую деревню» ; в организации «Минимузеев» . Изготовляют своими руками деревянные игрушки, костюмы, кокошники.

Для педагогов была предложена анкета «Готовность к работе по патриотическому воспитанию » , а также рекомендации «Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию » и консультация «Концепция патриотического воспитания » . Педагоги участвовали в организации выставок детских работ, ярмарок и мини музеев в ДОУ.

Контроль за эффективностью работы по приобщению детей к русской народной культуре осуществляется через диагностику , которая проводится в начале года (сентябрь, и в конце года (май) .

В результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории , о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа . Научились различать виды народно -прикладного искусства, жанра художественного и фольклорного творчества. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом .

Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.

Я – человек!

Я живу на этой Земле!

Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!

Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа !

Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли!

Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом!

Это все – моя Родина!

Литература

1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ// Волгоград : Учитель, 2007, 203 стр.

2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников// М .: ЦГЛ, 2005, 205 стр.

3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры// Программа СПб : АКЦИДЕНТ, 1997, 300 стр.

4. С чего начинается Родина : (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ ) под ред. Л. А. Кондрыкинская. М : Сфера, 2003, 192 стр.