Фольклорный праздник «Осенние посиделки. Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки» с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект сценария фольклорного праздника для старших дошкольников «Осенняя ярмарка».


Неманова Анастасия Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ № 124 города Пензы.
Описание работы: Представляю вашему вниманию конспект сценария фольклорного праздника для старших дошкольников "Осенняя ярмарка". Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений и может быть использован при подготовке к осенним праздникам.
Цель: знакомство детей с русскими народными традициями.
Задачи:
- познакомить детей с особенностями народных праздников на примере ярмарки, традиционными художественными промыслами;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыкальные и поэтические произведения фольклора юмористического содержания;
- доставить детям радость и удовольствие от общения со сверстниками.

Ход мероприятия

Под русскую народную мелодию (по выбору) дети входят парами в зал и встают полукругом.
Ведущая: К нам гости пришли,
Дорогие пришли!
Давайте поприветствуем их русским поклоном!
Дети (хором): Добро пожаловать, гости дорогие!
(Кланяются)
Ребенок: Мы гостей встречаем,
Песню запеваем!
Дети исполняют песню «К нам гости пришли» Ан. Александрова.
Ведущая: Приглашаю вас, ребята, позабавиться да потешиться, поплясать, поиграть, песни русские попеть! Хотите? (Дети отвечают.) Тогда я приглашаю вас на осеннюю ярмарку.
Звучит русская народная мелодия (по выбору). Входят дети – «продавцы».
Ведущая: Подходи, честной народ,
Кого скука не берет.
Народ, собирайся,
Ярмарка, открывайся!
Первый продавец: Тары-бары, растабары,
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад,
Разбирайте нарасхват!
Не скупись, покупай,
Подороже выбирай!
Второй продавец: Кому яблоки продам?
Кому дешево отдам?
Грушевые! Ананас!
Покапайте про запас!
Третий продавец: А вот шоколад!
Купишь плитку – будешь рад.
Кому надо мармелад?
Покупай мармелад!
Четвертый продавец: Покупай товар отменный,
Вот самовар медный,
Сам дымком дымит,
Сам чайком поит!
А вот чашки,
Для пшенной кашки,
А вот блюдца,
Никогда не бьются!
Пятый продавец: Кому пирожки,
Горячие пирожки?
С пылу, с жару –
Гривенник за пару!
Шестой продавец: А тут игрушки для ребят,
Сами на тебя глядят!
Седьмой продавец: Подходи, детишки,
Пряники, коврижки!
Вкусные, на меду,
Дай, в шапку накладу!
Из-за прилавка на середину зала выходит Кузнец.
Кузнец: А я – кузнец-молодец,
На все руки удалец!
Кую гвозди и подковы,
Раз-два – и готово!
Запевайте песню русскую, детвора,
Повеселить гостей пора!
Дети исполняют русскую народную песню «Во кузнице».
Под музыку на середину зала выходит Коробейник с коробом, в котором лежат музыкальные инструменты.

Коробейник: Раздайся, народ,
Коробейник идет!
С товарами разными,
С лентами красными,
Игрушками забавными,
Ложками деревянными!
- А ну-ка, честной народ, разбирай товар музыкальный!
Первый ребенок: Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси – в гусли,
Утки – в дудки,
Чечётки – в трещотки.
Второй ребенок: Чайки – в балалайки,
Скворцы – в бубенцы,
Две синицы-крошки
Заиграли в ложки.
Третий ребенок: Играют, играют,
Всех потешают.
Уж как станем мы играть –
Слушает вся улица,
И петух, и курица!
Оркестр исполняет русскую народную мелодию «Яблочко». Под музыку на середину зала выбегают два Скомороха.
Тюха: Здравствуйте, ребятишки,
Девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, гости дорогие!
Матюха: Мы – развеселые потешники,
Известные скоморохи и насмешники!
Он - скоморох Тюха!
А я – скоморох Матюха!
Скоморохи (вместе): Мы на ярмарку бежали,
Неужели опоздали?
Ведущая: Скоморохи, проходите,
Всех нас тут повеселите!
Матюха: За медный пятак
Мы вам покажем и эдак и так!
Довольны будете здорово,
Удовольствий с три короба!
(Обращается к Тюхе):
Здорово, Федул, чего губы надул?
Тюха: Кафтан прожег.
Матюха: А велика ли дыра?
Тюха: Один ворот остался!
Матюха: Собрались мы пошутить да позабавиться,
Поиграть, поплясать да посмеяться!
Тюха: Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра!
Проводиться игра «Плетень», музыкальное сопровождение – русская народная мелодия в обработке С. Бодренкова.
Ребенок: Наша ярмарка-плясунья
Приглашает в хоровод,
Чтобы праздник не кончался,
Веселись, честной народ!
Хоровод «На горе-то калина», музыкальное сопровождение – русская народная песня в обработке В. Агафонникова.
Матюха: Шутки разные бывают,
Хорошо шутить – не грех,
Мы частушки запеваем…
Повеселить хотим мы всех!
Дети исполняют частушки.
Мальчик: Балалайка заиграла,
И пустились ноги в пляс.
Мы веселые частушки
Пропоем сейчас для вас.
Девочка: У березки, у сосенки
Тоненькие веточки.
А мы – бойкие девчонки,
Все мы – как конфеточки!
Мальчик: Мы – отличные ребята,
Мы нигде не пропадем.
Если надо – мы станцуем,
Если надо – мы споем!
Девочка: Голубые, голубые,
Голубые небеса.
Почему не голубые
У Андрюшеньки глаза?
Мальчик: Потому что, потому что
Карие, игривые,
Потому что, потому что
Карие, красивые!
Девочка: Я сидела на диване,
Вышивала платок Ване.
Пересела на кровать,
Стала Васе вышивать.
Мальчик: Через речку есть мосток,
Скоро переломится,
Разрешите, барышня,
С вами познакомиться!
Дети хором: Хорошо частушки пели,
Хороши и окали,
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Пляска (музыка по выбору)
Под музыку на середину зала выходят две «бабушки».

Даниловна: Мы частушки услыхали
И к вам в гости прибежали.
Гавриловна: Где частушки поют,
Там и весело живут.
Правда, Даниловна?
Даниловна: Правда, Гавриловна!
Обе вместе: Здравствуйте, ребята!
Мы – потешницы-старушки,
Неразлучные подружки.
Даниловна: Я – бабушка Даниловна!
Гавриловна: Я – бабушка Гавриловна!
Обе вместе : Неразлучные подружки,
Мы живем в одной избушке.
Даниловна: В лесочке, в лесочке –
Избушка на кочке.
Блинами обита,
Оладьями крыта.
Гавриловна: Ограда кругом –
Пирожки с творогом.
Нынче мы расскажем в лицах
Веселые небылицы.
Даниловна: Как Марфута для Петра
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов,
Не нашла и едоков!
Гавриловна: Как петух в печи пироги печет
Кошка на окошке рубашку шьет.
Поросенок в ступе горох толчет,
Уточка в сапожках избу метет.
Даниловна: Ты, Гавриловна, загадки загадай,
А вы, ребята, загадочки отгадайте!
Дети хором выкрикивают отгадки.
Гавриловна: 1. Хлебу присошка –
Сытная… (Картошка)
2. За ботву, как за веревку,
Можно вытащить … (Морковку)
3. Не пугайтесь, если вдруг
Слезы лить заставит… (Лук)
4. На грядки растут молодцы –
Зеленые… (Огурцы)
5. Разве в огороде пусто,
Если там растет… (Капуста)
Даниловна: Молодцы, ребятки,
Отгадали все загадки!
Есть у меня лукошко,
Я сюда сложила
Овощей немножко.
- Кто овощи соберет скорей?
Игра-эстафета «Веселый огород»
Дети делятся на 2 команды, в каждой по 4 человека. Первые участники команд с рулём в руках топающим шагом обходят вокруг обруча и возвращаются к своей команде. Вторые с корзинами подбегают к обручу и выкладывают овощи в обруч («сажают»). Третьи с лейкой «поливают». Четвертые с корзинками собирают овощи в корзинку. Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Даниловна: Красны девицы
Да добры молодцы,
Становитесь в хоровод,
Пляска русская зовет!
Дети исполняют русскую хороводную пляску, русская народная мелодия по выбору.
На середину зала выходит девочка-солистка.

Девочка: Песни русскую пою,
Пусть я не Русланова,
Я сейчас для вас спою
Голосисто, заново!
Девочка исполняет русскую народную песню «Ой, вставала я ранёшенько».
Гавриловна: Собирайся, народ,
Карусель всех зовет!
Проводится игра «Карусель»

Играющие становятся в круг, ходят по кругe, держа в руках по ленточке со словами:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, а потом кругом,
А потом кругом-кругом,
Всё бегом-бегом-бегом.
Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.
Тише, тише, не спишите!
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут верёвку на землю и разбегаются по залу .
Ведущая (берет корзинку с яблоками): Богата ярмарка дарами,
Рада угостить вас я
Вкусными, сочными плодами,
Ешьте на здоровье, друзья!
(Угощает детей яблоками.)
Солнце село, стало тихо,
Смолкли птичьи голоса,
Наша ярмарка закрылась,
До свидания, друзья!
Под русскую народную мелодию дети уходят из зала.

Медведева Оксана Викторовна, учитель начальных классов
Курская область

Цель: воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа. Задачи: -формировать чувство причастности к истории родного края через знакомство с праздниками и традициями; -развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий народных промыслов(куклы-обереги); -развивать двигательную активность детей, умение сотрудничать друг с другом через знакомство со старинными играми; -формировать чувство гордости, знакомя детей с народными песнями, музыкой и хореографией.



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки»

воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа. Задачи: -формировать чувство причастности к истории родного края через знакомство с праздниками и традициями;

Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий народных промыслов(куклы-обереги);

Развивать двигательную активность детей, умение сотрудничать друг с другом через знакомство со старинными играми;

Формировать чувство гордости, знакомя детей с народными песнями, музыкой и хореографией.

Оформление: зал украшен элементами русской избы:

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Отведайте,гости дорогие наш Хлеб –соль.

От хлеба и соли царь не отказывался.

Без соли и хлеба – худая беседа.

Хлеб – соль кушай, да правду слушай.

Проходят гости, отламывают хлеб.

Песня «Хлеб-соль»

Ведущий 1: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае в Курской губернии – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки.

Ребёнок: На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посидели

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом,явно без конфет

Как и нынче мы общались.

Без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хорошие

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ведущий 2:.В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.

Ведущий 1:Вот такие были правила и традиции у русского народа. Это вам не нынешние дискотеки. Давайте же и мы начнем наши посиделки.

Ребёнок:Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Если вы в своей тарелке

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

Отдых- это не безделки,

Время игр, новостей.

Начинаем посиделки

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей.

Ведущий 2:В старину люди не расставались с песней – и в горе, и в радости;в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось. Самыми добрыми и ласковыми были песни, которые родители пели для своих детей. Например: колыбельные.

Изучая фольклор курского края, мы побывали в разных сёлах нашего района, познакомились с колыбельными.

Фонограмма плач ребенка(бабушка отходит от прялки и поёт)

КОЛЫБЕЛЬНАЯ –

Ведущий 1:Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.

А вот вам наши небылица!

НЕБЫЛИЦЫ Щигровского уезда.

1. Чепуха, чепуха, 2. Между небом и землей Это просто враки! Поросенок рылся Куры съели петуха, - И нечаянно хвостом Говорят собаки. К небу прицепился.

3. Сидит ежик на березе - 4. На горе стоит телега, Новая рубашечка, Слезы капают с дуги. На головке сапожок, Под горой стоит корова,На ноге фуражечка. Надевает сапоги.

Ведущий2:Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках.

Ребёнок: Да это что! Я ещё и скороговорки знаю! А ну кто смелый, выходи на состязания скороговорящих.

Ведущий1:Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки. Выходят дети.

Проходят состязания(участникам призы)

Ведущий2:В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника и любого дела были свои песни. С песней любая работа ладилась

Песня «Во кузнице»

Ведущий1:А ещё на посиделках взрослые вместе с ребятнёй делали куклы обереги для дома.

Ведущий1:Мы предлагаем вам сделать такую куклу своими руками, как это делали наши прапрабабушки и прапрадедушки.

Мастер класс.

Выходит вокальная группа.

Мед.:Не только обереги изготавливали взрослые и дети вместе, также они совместно просили помощи у Бога исполняя песенные прибаутки и приговоры для того чтобы вырастить богатый урожай, собрать его и сохранить.

Прибаутки –приговорки.

Ведущий1: Но не только пели и плясали наши прадеды, они еще и играли в разные игры. Сейчас мы поиграем в игру Курской губернии, Щигровского уезда «Чёрный- вороной».

Ведущий2:Проходит время, меняются люди, но любовь к русской песни до сих пор хранится в наших сердцах и как и много лет тому назад звучит в наших домах гармонь и поёт под неё и стар и мал.

« У нас нынче субботея»

Ведущий2:Членов этой семьи сдружила любовь к русской песни. УВладимира Николаевича нет музыкального образования, в 8 лет он сам научился играть на гармошке, а сейчас в его доме часто звучат песни собственного сочинения.

Ведущий2:Но какие посиделки без задорной, веселой частушки?

Частушки.

Песня «Тимон».

Ведущий1:Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

Желаю вам, уважаемые гости, чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Дети: Мы делились новостями, Мы старались вас развлечь, Мы прощаемся с гостями. Говорим:

ВСЕ хором: До новых встреч!

Приложение.

Хлеб - соль

Хлеб да соль, хлеб да соль за тебя молюсь

Хлеб да соль, хлеб да соль мать святая Русь

Хлеб да соль, хлеб да соль мы подносим вам

Хлеб да соль и наш поклон Дорогим гостям

Частушки

1.Мы – щигровские ребята вам частушки пропоет.

То, что было у нас раньше, чем сегодня мы живем.

2.Без обрядов и былин жить не мог крестьянин,

Мы их бережно храним дорогой курянин.

3.Печка русская, родная, и согреет, хлеб спечет,

Без нее беды не зная выжил курский наш народ.

4.В дни печали и тревог песней тешился народ

Наших песен нет милей с нами курский соловей.

5.С верой крепкой и любовью все одолеваем

По законам Божьим славным жизнь и проживаем.

6. С хлебом солью всех встречаем, добрым словом провожаем,

Чтобы каждый из гостей становился веселей.

7. Не забудем никогда русскую гармошку

Полюбили навсегда курского Тимошку.

Он дружочек хоть куда, ножки так и пляшут

Становитесь- ка, друзья пусть про нас расскажут.

Прибаутка, приговор

Уж дождь, дождем поливай ковшом Дождик, дождик припусти,

Поливай весь день на наш ячмень, Я поеду меж кусты

На Ивану рожь, поливай как хошьБогу молиться, Христу поклониться

На девичью гречу, я ее посечу. Я убогий сирота, отворяю ворота

Дождик, дождик припустись! Ключиком, замочком, золотым платочком

Мы поедем за попом-

Богу молиться, Христу поклониться.

СКОРОГОВОРКИ.

1.Пётр Петру пёк пироги.2.Шесть мышат в камыше шуршат.3.Борона боронила неборонованное поле.4.Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша.5.На возу лоза, у воза коза. 6.Влас у нас, Афанас у вас.7.Оса боса и без пояса.8.Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.9.У Кондрата куртка коротковата.10.На рынке Кирилл крынку и кружку купил.11.Поля пошла полоть петрушку в поле.12.Баран буян залез в бурьян.13.У ежа и ёлки иголки колки.14.У четырёх черепашек по четыре черепашонка. 15.У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.16.Проворонила ворона воронёнка.17Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.18.Огурцы-молодцы зеленобелогубы.19.Веселей, Савелий, сено пошевеливай.20.Сух сук нёс барсук.

21.Наш Полкан попал в капкан.22.Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор.

23.У перепела и перепёлки пять перепелят.

24.тридцати трёх полосатых поросят Тридцать три хвостика висят.25.Зимой поле белое - Промёрзло заледенелое.

26.У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.27.Купили Валерику и Вареньке - варежки и валенки.28. Бежит лиса по шесточку: - Лизни, лиса, песочку!

29. Летели лебеди с лебедятами.30.Купила бабуся бусы Марусе.

ВО КУЗНИЦЕ

Во ку, во кузнице,

Во ку, во кузнице,

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют, приговаривают,

Молотками приколачивают.

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,

Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай,

По праздничкам надевай, надевай.

Есть у нас в деревне Тимоня,Недотрога парень-тихоня Он выступает так чинно, Улыбнётся - солнца не видно!

Только заиграет на гармони - Сердце моё тянется к Тимоне! Коник у него всегда подкован - Где ещё найдёте такого?

В нашем селе пересуды - У Тимони горы посуды! Надо ж такому случиться - Видно он задумал жениться!Колесит Тимоня по дороге, Словно самовар колченогий, Топором танцует по полену, И не попадёт по колену!Удалью Тимонигоржуся, Ваших наговоров не боюся, Так шутить над парнем негоже - Мой Тимоня самый хороший!Эх, поработали на славу, И теперь гуляем по праву! С музыкой, пляской и песней Жить на земле интересней!

Каргаполова Ирина Анатольевна

Воспитатель

МАОУ «Покровская СОШ имени В.П.Соколова

структурное подразделение детский сад

«Аленький цветочек»

Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Предварительная работа: Разучивание песен, хороводов, танцев, разучивание стихов, загадок, поговорок.

Оборудование: оформление в виде русской избы (печь, сундук, стол, самовар, прялка, коромысло, самотканая дорожка), деревянные ложки, дудочка, балалайка, коромысло с ведерками.

Ход праздника

Под музыку группы «Иван Купала» дети в русских народных костюмах заходят в зал и становятся в хоровод.

Ведущая: Здравствуйте люди добрые. Гости, дорогие!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окно глядеть,

Грустить да печалиться!

Рады вас видеть у себя в гостях.

В нашей горнице дома русского!

Здесь для вас гостей дорогих

Будет праздник большой,

Праздник радостный.

По православному «Покров» называется.

Будем веселиться, да радоваться.

1 ребенок: Батюшка Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром!
2 ребенок: Батюшка Покров, накрой землю снежком, а меня молодку платком!
3 ребенок: Весело Покров проведешь, дружка верного найдешь.

Ведущая: Веселье – от всех бед спасенье. Не скучай народ – заводи хоровод.

Дети заводят хоровод и поют р.н.п. “Вдоль по улице молодчик идет”.

Ведущая: (садится на лавочку ) а теперь сядем рядком, да поговорим ладком. А поговорим про русский праздник Осеннего покрова.

Пришел к нам октябрь-батюшка

Принес с собой наш любимый праздник – Покров!

А знаете, ли вы, детушки, что это за праздник такой?

Дети: Расскажи, Хозяюшка!

Ведущая: (Под звук музыкального сопровождения идет рассказ)

Давным-давно это было.

Молились как-то люди в церкви. И вдруг, озарилась она светом. Подняли люди головы к небу и увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им, благословляя молящихся людей. Она как бы закрыла своим покровом от бед и несчастий.

И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю. И сделался тут переход от осени к зиме. С тех пор этот день стал почитаем на Руси, а в церкви так и называется – Покров.

Осенью молодежь на вечеринки да на посиделки собиралась. Играми тешились и шутками отличались, танцами и частушками забавлялись.

А у нас есть ложки хохломские, хохломские да росписные. И похлебку хлебать, да и песню сыграть! А ну-ка ложкари выходите, да гостей повеселите!

Танец с ложками



Ведущий : Сядем по лавкам, взглянем по девкам. Все девки беленькие, все то румяненькие. Одна кукомоя(неряха) . Маша-неумоя! Учучкалася, уварахталася. Машенька, умойся, умойся, утрися. А водица- то у нас есть? Надо по-воду сходить!
Песня «Пошла млада за водой»



Ведущий : А вот и водица, так пора умыться!

Потешка «Водичка-водичка, умой мое личико»

Ведущая: А теперь отгадайте мою загадку: Стоит Матрена, здорова, ядрена. Пасть открывает, что дают – глотает!

Дети: Печка.

Ведущая: Правильно, подброшу дрова в печку, чтобы стало тепло. В Покров-праздничек добрые хозяюшки начинают топить печи да приговаривать особые слова:

Батюшка-Покров, Натопи нашу хату без дров!

Есть на Руси – матушки такая примета: «Если на Покров затопить печь березовыми дровами, то в доме всю зиму тепло будет». Но вот, сразу все и согрелись. С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься рукодельем да ремеслами. Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»

3 ребенок: А еще говорили: «Без труда – нет добра»

4 ребенок: Маленькое дело лучше любого безделья

5 ребенок: Дело мастера боится.

6 ребенок: Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

7 ребенок : Гуляй, да время не теряй!
8 ребенок: Есть терпенье- будет и уменье!
9 ребенок: Умелые руки не знают скуки!
А я вам сейчас и другую пословицу напомню « Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». Про кого это сказано? Про Дрему, конечно!

«Дрема»- инсценированная игра



Ведущая
: Вот спасибо, чуть сами с Дремой не уснули! Что же делать, какую бы нам игру придумать, чтобы проснуться и расшевелиться.
Дети: Дождик!

Русская народная игра «Дождик»

Дождик, дождик, пуще

Дам тебе гущи, Хлеба краюшку

Щей черепушку, Дам тебе ложку

Кушай понемножку.

Кто под дождик попадет,

Тот у нас плясать пойдет!

Поднимают руки и встряхивают кистями рук. Ставят руки на пояс, отводят правую руку в сторону и ставят ее на пояс. Отводят левую руку в сторону и ставят ее на пояс. Соединяют руки «чашечкой». Поднимают одну руку вверх, сжав пальцы в кулак. Слегка наклоняются вперед, протягивая руки, развернув ладони вверх. Поднимают руки вверх и плавно опускают их вниз быстро шевеля пальцами. Ставят руки на пояс и поочередно выставляют ноги на пятку. Дети убегают от «дождика».Пойманные ребята произвольно танцуют, остальные дети хлопают.

Ведущая: Всем известно, в старину любили петь частушки. А не спеть ли нам братцы частушки по Покров Батюшку.
Частушки.

Настал батюшка-Покров,
Настала нам гуляночка.
Скоро – скоро нам сыграет
Звонкая тальяночка.

Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?

Девочки, вы девочки,
Где берете денежки?
Летом ягодки сдаем,
А зимою все прядем.

Гармонисту – за игру,
Ну, а мне – за пляску,
Гармонисту – калачей,
Мне – баранок связку!

Говорят, что я румянюсь,
Говорят, что я белюсь,
Я при всех в реке умоюсь –
А лицом не изменюсь

Вы судите, не судите,
А осуды не боюсь,
Что хотите говорите,
На сударушке женюсь

Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала
Надломила спинушку.


Ведущая : В старину то было стародавнюю, небылицы, небывльщины. А сейчас я вам загадаю еще загадку, а, вы, послушав, отгадывайте.

Меня бьют, колотят, режут, ворочают. А я все терплю и всем добром плачу.

(земля)
Конечно, же земля, спасибо тебе милая, спасибо тебе кормилица, низкий тебе поклон.

Русский народный хоровод «Земелюшка- чернозем»
Ведущая
: А теперь все помолчим, да как в стародавние времена сказки да стихи послушаем, об осени, об красной!
Стихи об осени

Осень, осень, осень,
Тебя в гости просим
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём
С перелётным журавлём.

Осень, осень,
Погости недель восемь:
С громами сильными,
С дождями, с ливнями,
С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!

Осень не браните,
Осень не журите,
Осень славную,
Листопадную.

Осень, осень, на порог!
Осенинщикам – пирог!
За наше терпенье -
Всем угощенье!
Мы пирог поели,
Еще захотели!

Ведущая: Как Марфуша для Петра наварила, напекла девяносто два блина, два корыта киселя, пятьдесят пирогов, да нашла едоков.
А сейчас гости дорогие, девицы пригожие, приглашаю вас на чай душистый! А прежде чем отправиться на чаепитие, порадуйте хозяйку русским переплясом.

Русский народный танец под музыку песни Н.Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо» «Подари березка».


Ведущая : Гость доволен - хозяин рад! Милости просим за стол отведать пирогов.

Дети и все гости приглашаются за столы на чай с пирогами.

Репертуар:

  1. Русская народная песня “ Вдоль по улице молодчик идет”.
  2. Танец с ложками.
  3. Русская народная песня «Пошла млада за водой»
  4. Русская народная игра «Дрема»
  5. Частушки
  6. Русский народный хоровод «Земелюшка – чернозем»
  7. 7. Русский народный танец.
  8. 8. Игра «Дождик»

Литература:

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». - М., 2006.
  3. Жмулина Е.О. Фольклорный праздник "Посиделки на Покров" старшая группа

Серия А № 0000775 № кв. 62502655103377 дата отправки 10.11.2012

http://samarapedsovet.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/scenarii_igry_meroprijatija/posidelki_na_pokrov/109-1-0-79

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Учебно-методический материал

В помощь руководителю

фольклорного коллектива

Остапцова Татьяна Николаевна

преподаватель фольклорных дисциплин

МАУ ДО города Калининграда «ДМШ им. Р.М. Глиэра»

Понятие «традиция», исходит от латинского traditio, означающему «передавать». Первоначально traditio использовалось в прямом его значении, обозначающее материальное действие: так, в римской империи его применяли при вручении какого-либо предмета и даже, при выдаче дочери замуж. В наши времена, слово «традиция», также имеет связь с прошлым, с тем, что утратило новизну, но, неизменно, не смотря на все исторические катаклизмы, символизирует стабильность их восприятия и соблюдения. Праздников на Руси было великое множество. Сохранились праздники, которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая об их происхождении. А ведь существуют праздники, которые вновь применимы и в нашей современной жизни. Возрождаются древние славянские традиции с их неповторимым этническим багажом.

Осенние традиционные праздники

С приходом осени на Руси в селе подходила к концу уборочная пора, появлялалось больше свободного времени, больше возможности отдохнуть и повеселиться. Даже самый свадебный сезон приходится на осень – на Покрова (14 октября). Но не только на свадьбе народ веселился и справлял обряды.

Первое сентября на Руси называли бабьим летом . В некоторых местах бабье лето начиналось с восьмого сентября. В Саратовской и Пензенской губерниях этот день называли пасековым. Там в это время убирали ульи. В Ярославской и Вологодской губерниях – луковым. В Рязанской губернии – Аспосовым днем.

В селах с этого дня начинались осенние хороводы. В некоторых местах проводили интереснейший обряд с хороводом под именем варить пиво. Молодые женщины выходили с брагою к воротам и угощали прохожих. После этого девушки становились в хоровод – пиво варить. Составив круг, девушки ходили, изображая пьяного:

Ай на горе мы пиво варили,
Ладо мое, ладо, пиво варили!
Мы с этого пива все вокруг соберемся,
Ладо мое, ладо, все вокруг соберемся!
Мы с этого пива все разойдемся,
Ладо мое, ладо, все разойдемся!
Мы с этого пива все присядем,
Ладо мое, ладо, все присядем!
Мы с этого пива спать ляжем,
Ладо мое, ладо, спать ляжем!
Мы с этого пива опять встанем,
Ладо мое, ладо, опять встанем!
Мы с этого пива все в ладоши ударим,
Ладо мое, ладо, в ладоши ударим!
Мы с этого пива все перепьемся,
Ладо мое, ладо, все перепьемся!
Теперь с этого пива все передеремся,
Ладо мое, ладо, все передеремся!

По окончании хоровода, женщины приносили кувшины браги и угощали девушек.
В Туле и Серпухове существовал следующий обряд – похороны мух и тараканов.

На Руси в Семенов день (1 сентября ) бывали постриги и сажание на коня. Этот древний обряд совершали в одних семьях с каждым сыном, в других – только первенца.

Осенний обряд 30 сентября.
Вечером этого дня молодые женщины в селениях сжигали свои соломенные постели. Весь этот обряд совершали от «недоброго глаза». А старушки сжигали одни лапти. Детей купали на пороге из решета. Все это делалось во избежание будущих болезней.

Наиболее значимые православные народные праздники осеннего цикла

Рождество Богородицы (8/21 сентября)

Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.

Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин – первой встречи осени и наступления бабьего лета.

Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.

Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.

Параскева (20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.

Праздник «Кузьминки» по народному календарю - первый зимний праздник, встреча зимы. Назвали его в честь святых Космы и Дамиана, особо уважаемых среди людей, которые их по-свойски звали Кузьма и Демьян. Народ принимал их как покровителей ремесел, в первую очередь кузнецов да лекарей, и звались «бессребрениками», так как денег в руки не брали.

Еще было прозвище «кашники», потому что из еды употребляли только кашу. При жизни святые были «безмездными» врачами, лечили людей и скот «во славу Божию».

В этот день отмечали курьи именины. Этот старый обычай известен был в Москве. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё».

В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали. Яйца, которые несли эти куры, считались целебными.

В России день Кузьмы и Демьяна считался девичьим праздником и широко отмечался. На день снималась изба, где собирались справлять кузьминскую вечеринку; девушки ходили по домам - собирали продукты к ужину, а также сообща варили пиво. Если присутствовала девушка-невеста - она считалась за хозяйку в доме.

Краткая характеристика событийности праздников (языческий и православный смысл праздников)

Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским.

День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них.

Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.

В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.

В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.

В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.

По северорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в «малую птицу с большим шорохом», чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо («рябчиково наследство») поделила между всеми птицами и животными.

К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.

Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.

Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.

В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на «еврейскую землю» и о взятии в плен «царя Евреина», который отказался сказать, где находятся «кресты честны» и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя «живыми огнями». Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены «кресты честны», о которых говорили апостолы.

Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: «Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда»; «Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся»; «У кого на столе о Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает».

В летописях этот день именовался «Ставровым днем» (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: «С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет». Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.

В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом «движение», с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: «На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится»; «Вздвиженье - хлеб с поля двинулся».

К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (Смоленск.). Отмечалось приближение зимы: «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает»; «На Воздвиженье зазимки - мужику не беда»; «На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу». К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: «Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет»; «Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу».

В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным.

К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработка льна («мяли куделю»). Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: «На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!»; «На Воздвиженье первая барыня – капуста»; «Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!». Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»; «На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца».

С Воздвижения начинался ряд осенних девичьих вечеринок, называемых «капустниками», «капустками», «капустницами», «капустенскими вечерами». Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, надев нарядные одежды, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест – «капустниц».

Покров Богородицы (Покров день) - народное название богородичного праздника православной церкви - Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 1(14) октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х в. в царствование византийского императора Льва VI Мудрого.

На Руси праздник был установлен при князе Андрее Боголюбском около 1164 года. Церковному богослужению присвоено в этот день особое «величание»: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный». В честь Покрова Божьей Матери существует акафист.

В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создает свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей - пророком, пославшим на них «громы-молнии», «огненные и каменные стрелы», «град величиною с человеческую голову», «ливень-дождь». Пожалевшая людей, Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными.

Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы - Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба.

Для крестьянина Покров день - один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы.

Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: «Какова погода на Покров - такова и зима»; «Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся соответственно морозы» (воронежск.); «Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме»; «Отлет журавлей на Покров - на раннюю холодную зиму»; «Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то осень (зима) будет хороша» (пермск.); «Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная»; характеризовался двойственный характер погоды в этот день: «Покров - первое зазимье»; «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»; «С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен - 6(19) и 9 (22) ноября зима встает на ноги, налетают морозы»; «Покров не лето - Сретенье (Благовещенье) не зима»; «Покров кроет землю, то листом, то снегом».

Около Покрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Но снег, выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: «Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же»; «Покров наголе, то и Екатерина (24 ноября / 7 декабря) наголе»; «От первого снега до санного пути шесть недель» (Пинежье).

Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. День Покрова Богородицы считался «покровителем свадеб» и девичьим праздником: «Придет Покров, девке голову покроет»; «Если на Покров ветрено - будет большой спрос на невест»; «Если на Покров выпадет снег, то это предвещает много свадеб»; «Если снег выпадет на Покров - счастье молодым»; «Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)»; «Прилетай товарец к Покрову (говорили про невест)».

Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники - положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба, при этом говорили: «Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися» (ярославск.). При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин. Чаще всего, девушки боялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен из овина, которые имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из «вороженного» льна, то понравившийся ей парень полюбит ее.

После праздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы - в избу («Покров - конец хороводам, начало посиделкам»), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: «Зазимье пришло - засидки привело»; «С Покрова пряхи по ночам засиживаются».

Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок - обычно рабочих нанимали на год - от Покрова до Покрова; в Покров производился расчет пастухов и срочных рабочих, нанимали новых на следующий год. Устанавливались различные сроки: «От Покрова до Евдокей»; «От Покрова до Крещенья»; «От Покрова до Егорья». После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, особенно, если владели каким-нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой.

К Покрову заканчивалась уборка хлеба - увозились последние снопы и складывались в риге или овине; завершалась уборка овощей с огородов: «Пречистая Мать (Успенье Богородицы) засевает, а Покров собирает»; «На Покров последний сбор плодов». Во многих местах начинались Покровские ярмарки: «Приспей товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке»; «Подожди до Покрова: весь долг выплачу».

Кузьминки (Кузьмодемьянки) - девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна - 1/14 ноября.

В этот день девушка-невеста становилась хозяйкой дома. Она готовила еду для семьи и угощала всех; основным блюдом, подаваемым на стол, была куриная лапша. Вечером (реже - в течение трех дней) девушки устраивали «кузьминскую вечеринку» («ссыпчину», братчину). Для чего заранее снимали избу, собирали по деревне продукты - картофель, масло, яйца, крупу, муку и т.д., готовили обрядовую еду, среди обязательных блюд была каша, варили козьмодемьянское пиво. Зачастую девушки продавали кашу парням за несколько копеек, накладывая ее в чашки, а полученные деньги делили между собой. Девушки-подростки варили кашу в нескольких горшках; после чего ели в определенном порядке: сначала съедали блюдо каши с постным маслом, затем со скоромным маслом, а в конце - блюдо каши со свиным салом. (новгородск.).

После угощения начинались игры молодежи, среди непременных, так называемые «поцелуйные». Так, играя в «Прялицу», играющие становились в круг, и во время исполнения песни: «Прялица, кокорица моя, с горы выброшу на улицу тебя…» - парень с девушкой кружились в разные стороны, целовались и уступали место другой паре (печорск.).

Кузьминская вечеринка могла продолжаться всю ночь. Когда заканчивалось угощение, парни отправлялись «на промысел» - воровали соседских кур для изготовления новых блюд (подобные кражи крестьянами не осуждались); после чего веселье возобновлялось.

Девичий праздник, отмечаемый в день Космы и Дамиана, логично вписывался в осенний свадебный период, когда происходят смотрины невест (говорили: «Подкузьмила девка парня!»), знакомства молодежи (в народной терминологии – «жениханье»), совместные игры и ухаживания, создавая прообраз свадебной игры (так, среди главного угощения кузьминок - свадебные обрядовые блюда: куриная лапша и каша), что укладывалось в созданный народом образ святых, как покровителей брака и «свадебных кузнецов».

Цель:

Задачи:

    Воспитание уважение к русской культуре, духовности, патриотизма, возрождение народных традиций.

Театрализованный фольклорный праздник в начальной школе

"Осенние посиделки»

Постигая мир русского фольклора, дети учатся глубже воспринимать окружающее и позитивно выражать свое отношение к нему.

Цель: активизация творческой деятельности обучающихся средствами русского фольклора; обеспечение общего культурного развития путем постижения русских народных традиций.

Задачи:

- помочь увидеть и понять истоки русских традиций, праздников;

- развивать у обучающихся эстетический вкус, путем вовлечения

в народно - поэтическое творчество;

Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Ход праздника

1-й чтец :

Добрый день, гости званные и желанные!
Люди красивые и молодые, маленькие и большие!

2-й чтец:
Милости просим на осенние посиделки!
Всех приглашаем, душевно встречаем.

3-й чтец: Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!

1-й чтец: Слушайте, да глядите,

Да не говорите,

2-й чтец: Что слыхом не слыхивали,
Видом не видывали.

Вместе: Гостей округи данной
Зовём к вечёрке званой!

3-й чтец :

Рассаживайтесь поскорей
Кто на стул, кто на лавку,

2-й чтец: Да не делайте вы давку!

3-й чтец : Ну, что тут долго толковать,
Пора вечёрку начинать!

Учитель: Давным–давно на Руси появился народный календарь, который подсказывал всем, когда сеять, когда пахать, когда урожай собирать, а когда праздновать. Первый осенний месяц-Сентябрь

Я - Сентябрь,

Паутинка-серебринка.

Листья крашу в яркий цвет,

Лучше красок в мире нет.

Поспевать велю плодам,

Урожай хороший дам.

Сентябрь баловать не любит! Холода приходят, чаще небо хмурится, оттого и «хмурень».

В сентябре ветры ревут. Воют по ночам. Говорили раньше «Понеслись ветерки с полуночи». А ещё в сентябре в лесах можно услышать рёв оленей. Оттого сентябрь – ревун!

В сентябре огонь в поле и в избе. Хлеб молотили по ночам. Ни одному зерну пропасть не давали. Издалека светились огни в деревнях от вечерней до утренней зорьки. Оттого сентябрь – «зоревник».

Сентябрь:

Хотите узнать сентябрьские народные приметы? Слушайте.

* Гром в сентябре - тёплая и долгая осень и снежная зима.
* Появились опята – лето отошло.
* Низко улетают перелётные птицы – короткая осень.
* Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.
* Холодный сентябрь – в марте сойдёт снег.

Учитель:

Сентябрь: На святую Фёклу копай свёклу!

Учитель:

Сентябрь:

Да, грибы на окошке не растут.

Кто пораньше встаёт, тот грибов и наберёт.

А сопливый да ленивый идут после за … крапивой!

Отгадайте-ка, загадку!

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый... (Мухомор)

(Игра – соревнование « Кто лучше раскрасит».

Дети делятся на 3 группы и раскрашивают шаблоны. )

Учитель: Продолжаем наш народный календарь.

Посадили мы картошку

Ещё в мае-месяце.

Выросла она на диво -

И крупна, и так красива!

А картошка - хлеб второй,

Это знаем мы с тобой.

Собирай картошку смело,

Не жалей ты сил для дела!

Игра “Уборка картофеля ” (Участвуют 2-3 семьи.Семья проходит 3 этапа: на первом – папа чистит картошку и кладет ее в ложку. На ложке ребенок несет картошку маме. Мама должна максимально тонко порезать картофелину на кусочки. Выигрывает семья, которая первой пройдет все этапы.)

Дети: На Святого Луку – лук дёргают.

Дети: Про них говорили Пётр и Павел – рябинники!

В этот день начинали сбор урожая рябины.

Но не всю рябину срывали, часть ягод дроздам, да снегирям оставляли.

В этот день был обычай такой: кисти рябины вешали под крышу каждого дома. Девушки рябиновые венки плели, бусы рябиновые одевали, хороводы водили.

Исполняется хороводная игра «Дударь». (В центр хоровода встает «Дударь»- водящий)

Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)
Старый, старый старичище,
Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)
Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)
Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих строках.)
Станешь ты пригожим:
Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)
И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)
Дударь, дударь, что болит?
- Нога! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! После пары «врачеваний» водящий меняется.)

Дети: На Святого Никиту репу срезают.

Да, репа у всех в почёте была! Её ели свежую, варёную, пареную, вяленую. Пекли пироги с репой, варили кашу из репы, делали репный квас! Проще пареной репы ничего нет!

Так вот откуда это выражение вошло в нашу жизнь. Теперь все ребята будут знать.

Театр – экспромт . Сказка «Репка» на новый лад (Играют взрослые).

Кто загадку отгадает, роль он тут же получает

Репка- Оба-на, вот и я

Дед - Люблю я это дело!

Бабка – Ой, молоко убежало!

Внучка – (машет рукой) А клевый у меня прикид!!

Жучка – Всех покусаю!

Кошка – Люблю сметанку …

Мышка - Достали уже….

Учитель: Октябрь.Второй месяц осени. Грязник. Листобой. Листопад. Позимник.

Октябрь:

Я – Октябрь, знаю:

Листьям - время опадать,

Птицам - время улетать.

Много дел и у меня:

Шубу зайчиков проверю,

Приготовлю им кору

И листвою постараюсь

Потеплей укрыть нору.

Дети: С этого дня начинался отлёт журавлей в тёплые края.

Дети: Начиная с этого дня рубили капусту на зиму.

Дети: Встреча Осени с Зимой.

Октябрь : С Покрова начинались ярмарки. А на ярмарке веселье! Инсценировка «Глаша» (Девочку ставят на табурет, надевают на нее длинный сарафан, чтобы не было видно табурета. К сарафану подставляют под стул ставят какую – либо обувь. Получается «ГЛАШа». «Кавалер»- мальчик небольшого роста)

Ты обещал, а ко мне не приходишь.

Аль тропинку ко мне не находишь?

Приходил я, тебя дома нету.

Черти носят тебя, что ль, по свету?

Что ты, что ты меня не целуешь?

Что ты, что ты меня не милуешь?

Ноги, что ль, мне твои обнимать?

Чуни, что ль, мне твои целовать?

Обещал меня взять на вечерки.

Там гуляют парнишки, девчонки.

Не возьму тебя я на вечерки,

Мне ходули нужны аль подпорки.

И пошто я така уродилась?

Видно, маме дороженька снилась.

Кавалеру меня не достать,

И пошто я такая верста?

Не печалься, что высока ты, Глаша.

Стану есть по утрам только кашу.

Видно, каши-то мало я ем,

Раз росточком не вышел совсем.

Приходи к нам домой гостевать.

Нет, пойду лучше кашу хлебать.

Дети: Настоящей зимы нужно ждать через месяц.

Давайте послушаем приметы этого месяца:

Ненастный октябрь - дождливая весна.

* Если на Парасковью большая грязь, то до зимы осталось 4 недели.
* Если в октябре лист с берёзы, дуба и клёна опадает нечисто – жди суровой зимы. *Покуда лист с вишни чисто не опадёт - сколько снег не падай, всё будет таять.

ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?» ( На полу по кругу раскладывают листья, их количество - на один меньше, чем игроков. Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить лист. Кто не успевает, выбывает из игры.)

Учитель: Ноябрь. Третий месяц осени. Грудень. Ледень. Ледовый кузнец. Листовей.

Ноябрь:

Я-Ноябрь, а со мной

Холодинки и снежинки.

Задремали лес, поляны,

На луга легли туманы.

Птиц не буду забывать,

Им придется зимовать.

Дети: Ноябрь месяц студёный, морозный, потому и ледень, ледовый кузнец.
Славяне называли этот месяц груднем - от груд замёрзшей земли со снегом.

Дети : Ждали первых заморозков.

Дети: Зиновий-синичник, синичкин праздник. Прилетают из-за моря снегири, сойки, чечетки, свиристели. "Немного синичка ест- пьёт, а весело живёт".

Кузьма-Демьян, два добрых брата,
Дружно все сейчас вдохнём,
Да закличку запоём,
Этой песенкой весёлой
Братьев в гости позовём!

Закликание Кузьмы-Демьяна.

Брат Кузьма и брат Демьян

Покажитесь вы нам,

Покажитесь вы нам,

Улыбнёмся мы вам!

(Появляются Кузьма и Демьян.)

Кузьма :

Если дух в здоровом теле -
Удаль просит воли.
Распотешь себя, народ,
Спой частушки что ли…(Исполняют частушки)

ОСЕННИЕ ЧАСТУШКИ

Мы осенние частушки

Пропоем сейчас для вас!

Громче хлопайте в ладоши,

Веселей встречайте нас!

Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора.

Как мы яблоки увидим,

Сразу все кричим: «Ура!»

Любим свёклу мы, морковку

И капусту тоже есть,

Потому что витамины

В овощах и фруктах есть!

Мы секрет румян достали

От прабабки Фёклы.

Лучше всех румян заморских

Сок от нашей свеклы.

Тыкву нашу поливали

Утром, вечером и днем!

Тыква выросла большая,

И теперь мы в ней живем!

Разудалый я силач -

Гну рукой подковку!

Потому, что я жую

Каждый день морковку.

Девочки и мальчики

Любят кушать «пальчики».

Но бояться вам не надо,

Это сорт ведь винограда!

Это что за поросенок,

Где дырявый пятачок,

Почему не слышно визга?

Это ж, братец, кабачок!

Оля бусы из рябины

Нанизала метров пять.

Чтобы их носить на шее,

Надо ей жирафом стать.

На дворе похолодало –

Можно в куртке пофорсить.

Летом мне ее купили,

Не давали поносить.

Еле осени дождалась –

Очень модничать люблю.

Ох, ребята, полюбуйтесь

Вы на шапочку мою.

Ребятишек нынче сто

Под нашим окошком.

Все желают получить

Пирожки с картошкой.

Мы частушки вам пропели.

Хорошо ли, плохо ли?

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Учитель: Скажи, Кузьма, скажи, Демьян,
В народе правду ль говорят,
С Кузьминок будто б начинали
Наукам обучать ребят?

Кузьма :

Мы – покровители ремёсел и ученья!
Чтоб было радостью оно, а не мученьем.

Демьян :

А коль талантов вам не занимать,
Попробуйте загадки разгадать.

Загадки Кузьмы и Демьяна:

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без неё – беда,

Она их главная еда. (Трава)

Без рук, без ног.

В дверь стучится, в избу просится. (Ветер)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает,

И бормочет, и поет, убаюкивает? (Дождь)

Сидит – зеленеет,

Падает – желтеет,

Лежит – чернеет.(Лист)

Лежит бычок – белый бочок,
Толстенький, гладкий,
Привязан к грядке. (Кабачок)

Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Головой велика, только шея тонка. (Тыква)

Одну ягоду мы ели…
Вчетвером за столик сели – еле-еле одолели:
Ели чуть не полчаса, расстегнули пояса;
Да ещё в отброс осталось – вот так ягодка досталась! (Арбуз)

Кузьма: - Ну и ну! Вот так ребята! Отгадали все загадки.
Демьян: Ну, кто хочет поиграть?
Свою ловкость показать?

Проводится игра « Попади шишкой в ведро»
(класс делится на 2 команды, каждой команде даётся по 5 шишек, каждый участник делает 5 бросков, броски суммируются, выигрывает та команда, у которой больше попаданий)

1. Кузьму и Демьяна почитали в народе русском Божьими кузнецами. Мастера кузнечного дела считали их своими покровителями, а день их имени, 14 ноября, - своим праздником.

2. К этому дню кузнецы изготавливали «обетные работы»: изделия, которые ими просто раздаривались в честь Кузьмы и Демьяна всем желающим.

Учитель:

Ещё один народный праздник связан с днём имени Кузьмы и Демьяна – Кочеты, или «Куриные именины» 13 ноября.

Дети: Почитали в этот день Кура и Курку. Особыми почестями величались перо и пух, откуда и пошло знакомое каждому русскому человеку выражение «ни пуха, ни пера» Инсценировка «Ни пуха, и пера»

Рано утром мама - квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дразнись!

Не дерись! Не петушись!

Поспеши, уже пора,

Ну, ни пуха, ни пера!».

Через час, едва живой,

Петушок идет домой.

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора.

А на нем и в самом деле –

Нет ни пуха, ни пера!

Дети: Начинается ледостав, иначе называемый "рекостав" - остановка рек.

Дети: Устанавливается зима.

1 чтец: На Руси посиделки длились с вечера и до утра
Но вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.

2чтец: Уносите в дом родимый радость нашего двора,
На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!