Подвижные игры на прогулке зимой. "подвижные игры на прогулке"

Юлия Школьная

Очень часто мы слышим выражение "Движение - это Жизнь!"

Пребывание на свежем воздухе, а именно на прогулке , имеет большое значение для физического развития ребенка. Прогулка это первый и доступный метод закаливания организма. Ежедневная прогулка способствует повышению выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям особенно в осенне-зимний период.

На прогулку необходимо выходить в любую погоду (кроме сильного ветра; проливного дождя; и температуре воздуха не ниже – 15 С).

Любая прогулка в детском саду должна включать в себя : наблюдение,труд,индивидуальную и свободную деятельность детей,малоподвижную и подвижную игру , в которой преобладают упражнения циклического характера (оздоровительный бег, прыжки, игры с мячом ) .

А так же народные групповые; хороводные игры которые способствуют поддержанию активного двигательного режима. Незначительная усталость, в подвижной игре полезна , а систематически повторяясь, способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности.

Роль любых игр в развитии ребенка очень высока. Ведь с помощью игровой деятельности ребенок познает окружающий мир. Игры влияют на развитие , ловкости, смекалки, выносливости, укрепляют физическое и умственное здоровье детей. Всем детям нравится прыгать, бегать, скакать.

Встает закономерный Вопрос : как же выбрать игру в зависимости от времени года, погоды, t воздуха? В холодные дни лучше начинать прогулку с игр большей подвижности , связанных с бегом и прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В дождь (весной, осенью) следует организовать малоподвижные игры ,они не требуют большого пространства,и их можно организовать в беседке. Игры с бегом , прыжками, упражнениями в равновесии рекомендуется проводить в теплые весенние дни, летом и ранней осенью.

Игры с высоким уровнем интенсивности не нужно проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, потому как, дети становятся перевозбужденными,а это отрицательно сказывается на характере дневного сна : увеличивается длительность засыпания,и может стать причиной снижения аппетита).

За полчаса до окончания прогулки воспитатель должен организовать спокойные игры . После окончания подвижных игр можно малоподвижной деятельностью ,ходьбой для того чтобы постепенно снизить физическую нагрузку.

Время проведения подвижных игр , физических упражнений.

На утренней прогулке :

младшая группа : 6 - 10 мин.

средняя группа : 10-15 мин.

старшая, подготовительная группа : 20-25 мин.

На вечерней прогулке :

младшая, средняя группа : 10-15 мин.

старшая, подготовительная :12 -15 мин.

В младшем возрасте проводятся игры с текстом и подражанием действиям.

В средней группе воспитатель помогает распределять роли среди детей (роль водящего - ребенок, который может справиться с этой задачей) .

В старшей и подготовительной группе игры-эстафеты , спортивные и игры с элементами соревнования.

Несколько распространенных подвижных игр на свежем воздухе :

«Горячая картошка»

Горячей картофелиной является -мячик который перебрасывается друг другу по ходу круга. Игра останавливается если "картофелина " укатилась.

«Съедобное-несъедобное»

Дети становятся в круг, ведущий внутри круга. Ведущий по очередности кидает мячик игрокам произнося слово, если оно съедобное – ребенок ловит мяч, если несъедобное – отбрасывает.

«Летает - не летает»

Игроки свободно передвигаются по площадке : бегом, кружась. Ведущий называет любые слова (кошка, самолёт, дом) . Если то, что летает,то дети имитируют полёт; если может плавать – имитируют плавание; если не плавает, не летает – игроки останавливаются. Самый внимательный тот, кто ни разу не ошибся.

"Мыши водят хоровод"

Сначала выбрать водящего - «кота» . Кот садится на стульчик закрывает глаза (спит) . Все участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами :

Мыши водят хоровод,

На печи дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот -

Разобьет наш хоровод!»

Кот ловит мышей, бегая за детьми.

На основании многих игр мы придумали новую игру : "Огород" которая детям очень нравится.

По считалке выбирается ребенок- "овощ", который садится на корточки в середине круга. Загадывает себе название овоща. Игроки ходят вокруг, приговаривая :

Огород,огород мы садили круглый год.

В огороде что растет? (называется загаданный овощ) .пр : ПОМИДОР

Игроки продолжают :

"Помидор, помидор" тоненькие ножки,

красные сапожки.

мы тебя поили,

мы тебя растили,

на ноги поставили,танцевать заставили.

танцуй сколько хочешь,выбирай кого захочешь.

Игроки меняются местами. И т. д


Публикации по теме:

Физические упражнения и подвижные игры на прогулке в старшей группе. Физические упражнения и подвижные игры на прогулке в старшей группе. В детстве ребёнку свойственно неутомимое желание играть. Подвижная.

Подвижные игры – одно из лучших средств научить ребенка общаться с взрослыми и другими детьми. Проведение подвижных игр прогулке повышает.

Конспект занятия «Подвижные игры на прогулке» МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Открытое занятие «Подвижные игры на прогулке» Воспитатель: Исаева.

Мастер-класс: Подвижные игры в детском саду «Мы на ярмарку пойдем - игры русские народные в кузовок свой соберем!» Цель: 1. Закрепление навыков игры в русские народные игры: "Горелки", "Мешочек", "У медведя во бору", "Гуси - лебеди","Карусель". 2. Развитие.

Подвижные игры для детей 3-7 лет с подробным описанием правил игры. Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно.

Игры летом с детьми на прогулке

Все мы знаем,что дети большие непоседы. Им все нужно знать, все потрогать, залезть в самые неподходящие места. Не зная, чем себя занять, волей неволей дети находят кучу опасных для здоровья увлечений. Хочу предложить вам небольшую подборку игр на свежем воздухе, некоторые хорошо вписываются и в деятельность в помещении. Наиболее интересны для детишек игры, в которые играют все поколения детей, это прятки, догонялки. Эти игры развивают детей физически, улучшают ловкость и реакцию.

«Шишки, желуди, орехи»
Дети делятся на тройки и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый в тройке имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Он произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего....

«Выше ноги от земли»
В игре выбирается ведущий. Оговаривается площадка-границы за которые нельзя выходить. Ведущий называет место, куда должны перебраться игроки. Например: «железо»- дети должны встать ногами на предметы из железа(заборчик, лазилка..), «трава»-бегут туда, где трава, там останавливаются, «дерево» - ищут деревянные сооружения…Ведущий сам смотрит, что окружает его и на что можно залезть. Детям очень нравится бегать из одного места в другое.

Игра с камешками
Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Закрепить понятия (один- много, большой-маленький) Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями....

«Злые – добрые кошечки» (с малышами)
По команде «злые» превращаемся в злых, «добрые» в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.... Затем маленькие котята-злые, добрые.

«Жуки и бабочки»
Звучит музыка в низких тонах-это жуки (дети передвигаются медленно,громозко), музыка меняется на легкую, воздушную трель- это бабочки (дети начинают по рхать, как бабочки)Так чередуется музыка, дети меняют образ.

«Ругаемся» (овощами, фруктами и ягодами, цветами)
Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «ТЫ - капуста». В ответ: «А ТЫ - редиска» или «А ТЫ - слива» и т.д. Взрослый должен следить за тем, чтобы дети не начинали высказываться обидными словами. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «ТЫ – колокольчик», «А ТЫ - розочка». Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии....

"Замри"
В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.
Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

"Ожившие игрушки"
Рассказать детям байку о том, что происходит ночью в игрушечном магазине. Когда магазин закрыт, игрушки начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть ребенок постарается угадать, кто это. Так дети по очереди изображают игрушку, а другие отгадывают.

"Спрячь игрушки" игры с песком
Предлагается несколько небольших игрушек. Пусть ребенок попытается их спрятать, закопать в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом вместе их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.)

«Песочный телеграф»
Ведущий игры, «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру - прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, получив «сообщение», должен нарисовать фигуру палочкой на песке.

Игры для развития координации движений и фиксации положения тела в пространстве

Чайки

В небе чистом над рекой

Стая птиц кружится

(Дети свободно двигаются по площадке, изображая полет птиц.)

И под радугой-дугой

На воду ложится.

(Приседают, замирают.)

Вот взлетела стая в небо,

Так летать хотелось мне бы.

(Вновь бегут по площадке, изображая полет.)

Раз, два, три,

В полете замри!

Педагог выбирает самую красивую «ласточку».

Муравьи

Муравьишки строят дом,

(Дети двигаются по площадке друг за другом «змейкой».)

Тащат ветку всемером.

Дружно по лесу бредут,

(Медленно идут.)

То поскачут, то идут.

(Двигаются, совершая поскоки. Снова идут.)

То вприпрыжку, то бочком,

(Совершают поскоки. Двигаются боком.)

То с горы бегут бегом.

Раз, два, три,

Муравей, замри!

(На слово «замри» замирают в разных позах.)

Педагог выбирает самого похожего.

Молчанка

Топ-топ по дорожке,

(Дети идут по кругу с высоким подниманием колена.)

Топ-топ шагают ножки.

(В центре стоит ребенок в колпаке петрушки.)

Чок-чок каблучок.

Рот закрыли — и молчок.

(Встают лицом в круг. Делают упражнение «Носок—пятка» сначала левой, потом правой ногой. На слово «молчок» дети замолкают и замирают.)

Петрушка пытается рассмешить детей. Тот, кто отомрет первым и произнесет звук, становится новым Петрушкой.

Пушинки

Тополиный пух кружится,

(Дети свободно кружатся по площадке то в одну, то в другую сторону. Руки на поясе или в стороны.)

Тихо на асфальт ложится,

(Приседают.)

А потом взмывает ввысь.

Ты в пушинку превратись,

(Вновь встают и кружатся, подняв руки вверх.)

Оторвавшись от земли,

(Высоко подпрыгивают на носочках.)

В летнем воздухе замри.

(На слово «замри» замирают.)

Игры для развития быстроты реакции

Разноцветные домики

Мы сегодня не ребята —

Мы веселые зверята.

На лесной лужайке

Прыгаем, как зайки.

(Дети свободно двигаются по площадке, в центре которой лежат обручи — их на один меньше, чем детей.)

Только кончилась игра,

Нам домой бежать пора.

Раз, два, три, четыре, пять,

Быстро домики занять!

(На слово «занять» дети занимают обручи. Ребенок, которому не хватило обруча, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не будет выявлен победитель. Для этого на каждом новом этапе педагог убирает один обруч, чтобы обручей было на один меньше, чем детей.)

Зонтики

На полянке мы гуляем,

Землянику собираем.

Только туча набежала,

Вдруг темно и страшно стало.

(Дети свободно двигаются по площадке, в центре которой лежат зонтики — на один меньше, чем детей.)

Начал крупный дождик капать,

Над лесной полянкой плакать.

(Последние две строки произносит педагог.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Нужно быстро зонтик взять.

(На слово «взять» дети берут зонтики. Ребенок, которому не хватило зонтика, выбывает из игры.)

Игра продолжается до тех пор, пока не будет выявлен победитель. Для этого на каждом новом этапе педагог убирает один зонтик, чтобы зонтиков было на один меньше, чем детей.

Зайцы

На лесной опушке, на лесной лужайке

Скачут папы-зайцы, скачут мамы-зайки,

(Дети свободно двигаются по площадке, в центре которой стоят резиновые зайчики — их на одного меньше, чем детей.)

По зеленой травке, по зеленым кочкам

Скачут их сынишки и малышки-дочки.

Вдруг из леса вышел волк,

Он в зайчатах знает толк.

(Педагог надевает маску волка и произносит последние две строки.)

Быстро зайчиков спасайте

(На слово «хватайте» дети берут зайчиков.)

И за ушки их хватайте.

(Ребенок, которому не хватило зайчика, выбывает из игры.)

Игра продолжается до тех пор, пока не будет выявлен победитель. Для этого на каждом новом этапе педагог убирает одного зайчика, чтобы зайчиков было на одного меньше, чем детей.

(по мотивам русской народной игры «Прянишна»)

Закружилася юла

(Дети образуют круг и бегут по часовой стрелке, взявшись за руки.)

И пошла, пошла, пошла.

(Вне круга против часовой стрелки бежит водящий с платочком в руке.)

Только раз — и встала, Начинай сначала.

(На слово «сначала» водящий бросает платок на плечо одного из детей. Водящий продолжает движение против часовой стрелки. Ребенок с платком на плече бежит по часовой стрелке. Побеждает тот, кто займет освободившееся в круге место. Проигравший становится водящим и берет в руки платок.)

Жмурки

Жмурки с колокольчиком

Дружно встали дети в круг -

Слева друг и справа друг.

Колокольчик друг от друга

Принимаем мы по кругу.

(Дети произносят текст и передают колокольчик по кругу, звеня им.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинай его искать!

(На слово «искать» водящий должен показать, у кого из детей колокольчик. Это и будет новый водящий.)

Жмурки с погремушкой

Раз, два, три, четыре, пять!

В жмурки будем мы играть,

(Дети образуют круг. В центре круга стоит водящий с завязанными глазами.)

С погремушкою ходить.

(Дети произносят текст и передают погремушку по кругу, гремя ею.)

А тебе пора водить!

Жмурки со звучащим мячиком

Раз, два, три, четыре, пять!

В жмурки будем мы играть,

(Дети образуют круг. В центре круга стоит водящий с завязанными глазами.)

Мяч бросать, потом ловить.

(Дети произносят текст и бросают мяч друг другу по кругу.)

А тебе пора водить!

(На слово «водить» водящий должен показать, у кого из детей погремушка. Это и будет новый водящий.)

Жмурки с игрушкой-пищалкой

Раз, два, три, четыре, пять!

В жмурки будем мы играть,

(Дети образуют круг. В центре круга стоит водящий с завязанными глазами.)

Чебурашкою пищать,

(Дети произносят текст и передают игрушку по кругу, пища ею.)

Раз, два, три, четыре, пять!

(На слово «пять» водящий должен показать, у кого из детей игрушка. Это и будет новый водящий.)

Игры для развития навыков ориентировки в пространстве

На прогулке

Дети совершают описанные в упражнении действия. Педагог может изменить текст в соответствии с тем, как расположены указанные объекты на участке его группы.

По дорожке мы шагаем,

Раз, два. Раз, два.

Мы шагаем и гуляем,

Раз, два. Раз, два.

Мы направо повернули,

Раз, два. Раз, два.

И качели обогнули,

Раз, два. Раз, два.

Горку слева обойдем,

Раз, два. Раз, два.

Тропка влево нас ведет,

Раз, два. Раз, два.

Мы к песочнице пришли.

Раз, два. Раз, два.

Мы лопатки в ней нашли,

Раз, два. Раз, два.

Будем вместе строить дом,

Раз, два. Раз, два.

Будут жить игрушки в нем,

Раз, два. Раз, два.

Сороконожка

Вдоль забора по дорожке

Поползла сороконожка.

(Дети идут по прямой «паровозиком», положив руки друг другу на плечи, в быстром темпе с левой ноги.)

Быстро пары ног мелькают,

По прямой они шагают.

На углу у поворота

(Совершают поворот вправо, потом сразу же влево.)

Вдруг случилось с ними что-то:

(Шагают на месте.)

Перепутались, споткнулись,

Вправо, влево повернулись.

(Совершают поворот вправо, потом сразу влево.)

Очень трудная работа —

(Снова шагают на месте.)

Совершенье поворота.

Подвижные игры на прогулке

Игра - это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Подвижные игры - игры, основное содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. Простота правил, их вариативность, несложность и естественность физических упражнений, составляющих игровые действия, возможность проявлять инициативу, волю, воображение и многое другое издавна способствовали широкой популярности подвижных игр.

Цели:

  1. Формирование толерантности.

Педагогические задачи

в) (игры с упражнениями с предметами)

Форма игры - организация действий детей - индивидуальная, групповая, коллективная. Форма игры обуславливается ее содержанием.

Представленные ниже игры можно классифицировать как командные и некомандные. Некомандные подвижные игры - игры, в которых отсутствует коллективность действий в достижении цели и каждый играющий действует независимо от других. Некомандные игры могут быть подразделены на игры с водящим и без водящего. Командные подвижные игры - это игры, в которых соревнования проводятся между коллективами. Действия участников подчинены интересам всего коллектива и должны быть согласованными. Например: игра между командами и имеют простые правила игры. Командные игры

Эстафеты - это командные игры с поочередным участием игроков. По характеру перемещений эстафеты классифицируются на три группы: линейные, встречные, круговые.

Прятки

С мячом

Пустое место

Пятнашки

Палочка-выручалочка

Успей подобрать

Белки, орехи, шишки

Обезьяньи салки

12 палочек

Выбивалы

Летучий голландец

Ловля цепью

Перестрелка

Пустое место

Казаки-разбойники

Прятки наоборот

Борьба за мяч

Гуси-утки

Выше ноги от земли

Кошки-мышки

Белки на дереве

Гонка мячей по кругу

Считалки

Подмигиши

Штандер (Столбы)

Здравствуйте

Лишний на прогулке

Бездомный заяц

Ловля парами

Американский треугольник

Уйди от погони

На внимание

С закрытыми глазами

На внимание

С закрытыми глазами

Падающая палка

Математика в движении

Неслышно за мячом

Разведчики

Расстановка городков

Арам-шим-шим

Заколдованный замок

Прогулка

Разновидность игры

Название игры

Основная направленность

Палочка-выручалочка

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Математика в движении

Успей подобрать

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Улучшение координации движений

Пустое место

Бездомный заяц

Улучшение координации движений

На внимание

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Пятнашки

Обезьяньи салки

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Улучшение координации движений

12 палочек

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Просмотр содержимого документа
«Подвижные игры на прогулке»

Приложение Ежедневный план СРЦ «РОДНИК»

"Никогда не делай в помещении того, что можно сделать в данный момент на воздухе."

Подвижные игры на прогулке

Игра – это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Подвижные игры – игры, основное содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков, метаний и других движений. Простота правил, их вариативность, несложность и естественность физических упражнений, составляющих игровые действия, возможность проявлять инициативу, волю, воображение и многое другое издавна способствовали широкой популярности подвижных игр.

Цели:

    Охрана и укрепление физического и психического здоровья школьников.

    Обеспечение эмоционального благополучия.

    Формирование этических норм поведения.

    Формирование толерантности.

    Воспитание уважительного отношения друг к другу.

Педагогические задачи , решаемые с помощью подвижных игр:

    Формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью.

    Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

а) повышение уровня выносливости (игры с беговыми упражнениями),

б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах,

    Воспитание нравственно-волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, выдержки, смелости.

Благодаря большой популярности число подвижных игр многообразно. Но при этом, каждая игра базируется на следующих понятиях или имеет следующие особенности: игра наполнена определенным содержанием, имеет свою форму и особенности.

Форма игры – организация действий детей – индивидуальная, групповая, коллективная. Форма игры обуславливается ее содержанием.

Методические особенности зависят от ее формы, им свойственны: образность, самостоятельность действий, ограничиваемая правилами, творческая инициативность, изменчивость ситуаций, элементы соревнования, эмоциональный тонус.

Отличие подвижных игр от спортивных игр

    Отсутствие правил, утвержденных федерацией по виду спорта.

    Для судейства игры не требуются категории судейства.

    Отличие по рангам соревнований (чемпионата мира по пятнашкам не производится).

    Не требуется специальной техники и тактики игры.

    Не требуется уровня специальной физической подготовки (СФП).

Представленные ниже игры можно классифицировать как командные и некомандные. Некомандные подвижные игры – игры, в которых отсутствует коллективность действий в достижении цели и каждый играющий действует независимо от других. Некомандные игры могут быть подразделены на игры с водящим и без водящего. Командные подвижные игры – это игры, в которых соревнования проводятся между коллективами. Действия участников подчинены интересам всего коллектива и должны быть согласованными. Например: игра между командами и имеют простые правила игры. Командные игры распадаются на два основных вида:

    игры с одновременным участием всех играющих;

    игры с поочередным участием всех играющих (эстафеты).

Эстафеты – это командные игры с поочередным участием игроков. По характеру перемещений эстафеты классифицируются на три группы: линейные, встречные, круговые.

Игры подобраны с учетом состояния здоровья воспитанников. На каждый день предлагается 2 игры разной интенсивности и направленности. Вторая игра может быть использована как восстановительная после первой.

Прятки

С мячом

Пустое место

Пятнашки

Палочка-выручалочка

Успей подобрать

Белки, орехи, шишки

Обезьяньи салки

12 палочек

Выбивалы

Летучий голландец

Ловля цепью

Перестрелка

Пустое место

Казаки-разбойники

Прятки наоборот

Борьба за мяч

Гуси-утки

Выше ноги от земли

Кошки-мышки

Белки на дереве

Гонка мячей по кругу

Считалки

Подмигиши

Штандер (Столбы)

Здравствуйте

Лишний на прогулке

Бездомный заяц

Ловля парами

Американский треугольник

Уйди от погони

На внимание

С закрытыми глазами

На внимание

С закрытыми глазами

Падающая палка

Математика в движении

Неслышно за мячом

Разведчики

Расстановка городков

Арам-шим-шим

Заколдованный замок

Прогулка

Разновидность игры

Название игры

Основная направленность

Палочка-выручалочка

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Математика в движении

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Успей подобрать

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Улучшение координации движений

Пустое место

Бездомный заяц

Улучшение координации движений

На внимание

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей.

Пятнашки

Обезьяньи салки

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Улучшение координации движений

12 палочек

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Развитие умения распределять внимание.

Выбивалы

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Неслышно за мячом

Улучшение координации движений

Пустое место

Белки, орехи, шишки

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Разведчики

Пятнашки

Ловля цепью

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Расстановка городков

Улучшение координации движений

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Падающая палка

Перестрелка

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Арам-шим-шим

Пустое место

Летучий голландец

Улучшение координации движений, внимания и быстроты

На внимание

Разведчики

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание.

Пятнашки

Казаки-разбойники

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между детьми

Прятки наоборот

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Математика в движении

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание.

Борьба за мяч

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между детьми

Пустое место

Пустое место

Улучшение координации движений

На внимание

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание.

Пятнашки

Выше ноги от земли

Улучшение координации движений

С закрытыми глазами

Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между детьми

Палочка-выручалочка

Улучшение координации движений

На внимание

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание.

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Неслышно за мячом

Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между детьми

Пустое место

Гуси-утки

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание

На внимание

Разведчики

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание.

Пятнашки

Белки на дереве

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Расстановка городков

Улучшение координации движений

12 палочек

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Улучшение координации движений

Гонка мячей по кругу

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств

С закрытыми глазами

Заколдованный замок

Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между детьми

Пустое место

Кошки-мышки

Улучшение координации движений

На внимание

Разведчики

Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между детьми

Пятнашки

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между детьми

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Падающая палка

Улучшение координации движений

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между детьми

Пустое место

Считалки

Улучшение координации движений

На внимание

Улучшение координации движений

Пятнашки

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между детьми

Прятки наоборот

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Улучшение координации движений

Совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Неслышно за мячом

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание

Пустое место

Подмигиши

Улучшение координации движений

На внимание

Улучшение координации движений

Пятнашки

Лишний на прогулке

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание

Палочка-выручалочка

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Арам-шим-шим

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание

Пустое место

Здравствуйте

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Разведчики

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

Пятнашки

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Расстановка городков

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание

Прятки наоборот

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Математика в движении

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание.

Перестрелка

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между детьми

Пустое место

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание.

Пятнашки

Ловля парами

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между детьми

12 палочек

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание.

Выбивалы

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Неслышно за мячом

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание

Пустое место

Пустое место

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание.

Пятнашки

Американский треугольник

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

На внимание

Математика в движении

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание.

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Заколдованный замок

Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между детьми

Пустое место

Гуси-утки

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание

На внимание

Развитие коммуникативных навыков, активизация детей. Развитие умения распределять внимание.

Пятнашки

Уйди от погони

Отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование физических качеств.

С закрытыми глазами

Расстановка городков

Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между детьми

Описание используемых игр

Разновидность

Название

Правила

Прятки

Палочка-выручалочка

Дети выбирают водящего считалочкой:

Я куплю себе дуду

И на улицу пойду!

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку - выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50 - 60 см, диаметром 2 -3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве. Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит:

Палочка, пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет. После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: Палочка-выручалочка нашла... (имя игрока). Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами: Палочка-выручалочка, выручи меня - и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки - выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.

12 палочек

Для этой игры нужна дощечка и 12 палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. Все играющие собираются около этих качелей. На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся, Найденный игрок выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к качелям и вновь разбить палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.

Играющие распределяются на две команды, определяют очередность и территорию для игры. Одна команда прячется, обозначая свой путь стрелками, маскируя их, чтобы найти было непросто. Вторая команда через определенное время по этим стрелкам ищет спрятавшихся.

Выбирается один игрок, который идет прятаться, в то время, когда остальные закрывают глаза и считают до 30. Потом игроки по одному идут искать того, кто спрятался, он тоже остается в его убежище.

Цель этой игры: как можно скорее найти игрока, который спрятался. Тот игрок, который последний находит место, где прячутся все остальные, идет прятаться первым.

С мячом

Успей подобрать

В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей.

По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч. Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.

Перестрелка

Площадку для игры делят на 4 равные части. 2 средние - нейтральная зона, туда заходить нельзя. Команды располагаются в противоположных крайних частях. По свистку начинается перестрелка, Игрок, в которого попал мяч, выходит из игры. Побеждает та команда, которая быстрее выведет из строя всех соперников.

Все встают в широкий круг. Игра начинается с вольной переброски волейбольного мяча. Всякий, кому брошен мяч, должен отбить его ладонями другим. Лишь только мяч упадет на землю, неудачно отбитый или неловко принятый, все тотчас же разбегаются в стороны, а уронивший мяч становится водящим. Его задача - как можно скорее поднять мяч, крикнув при этом «стой!» Игроки останавливаются там, где их застал этот возглас. Водящий с места, где поднят мяч, бросает его в ближайшего игрока.

Тому разрешается увертываться от мяча, но ни в коем случае не отрывать ног от земли. Удалось водящему задеть мячом игрока - значит он отыгрался. Игра начинается снова. Если водящий бросил мяч мимо цели, то его за это объявляют «столбом», то есть он должен стоять на месте не двигаясь. Все играющие становятся снова в круг в 5-6 шагах от «столба», и игра возобновляется. Когда наступит момент разбега, «столб», лишенный этого права, остается на месте. Вероятно, в него и будет бросать мяч новый водящий, если остальные далеко разбегутся. При удачном броске он отыгрывается, а «столб» по-прежнему остается там, где стоял.

Игра продолжается. Если водящий промахнется, его самого ставят «столбом», а тот, в кого он бросал мяч, возвращается в круг играющих.

Борьба за мяч

Участников игры разделяют на 2 равные команды. Игроки каждой команды должны иметь майки цвета, отличного от другой команды, или отличительные нарукавные повязки. На земле чертят площадку. Игроки размещаются на ней в произвольном порядке. Судья подбрасывает мяч вверх. Игроки каждой команды стараются завладеть мячом, перебрасывая его от одного к другому. Цель игры в том, чтобы мяч опустить (но не бросить издалека!) за противоположной линией площадки. За это команде засчитывается очко. Игроки могут не только перебрасывать мяч друг другу, но и выходить на свободные места, делать обманные движения. Когда одна из команд получила очко, игру снова начинают с центра.

Играют две команды, одни беглецы, а другие ловцы. Члены первой команды отбивают лаптой (деревянная палка) или рукой маленький мяч, который подает один из игроков противоположной команды. У каждого игрока три попытки, исчерпав их, он должен добежать до противоположного конца поля и вернуться обратно (вернуться можно во время броска одного из членов твоей команды). Ловцы должны завладеть мячом, если они поймают его на лету, то автоматически становятся беглецами, а если мяч ударится о землю, они должны взять его и попробовать осалить игроков, перебегающих поле. На обеих границах салить нельзя.

Гонка мячей по кругу

Играющие образуют большой круг и рассчитываются на первый - второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Два рядом стоящих игрока - капитаны. У них в руках по мячу. После сигнала руководителя мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игрокам своей команды. Каждая команда стремится передавать мяч как можно быстрее, чтобы он быстрее вернулся к капитану. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

Совместными усилиями игроки пытаются удержать в воздухе огромный шар. Один человек не должен делать подряд 2 и более касаний.

Пустое место

Бездомный заяц

Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки - зайцы, чертят себе круг, и встают во внутрь. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он стает бездомным, и охотник будет за ним охотиться. Как только охотник поймает зайца, он сам стает зайцем, а бывший заяц - охотником

Белки, орехи, шишки

Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто - орехом, кто -шишкой. Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи. Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим, Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом. Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.

Летучий голландец

В эту игру лучше всего играть в лесу, особенно, если все замерзли. Согреются очень быстро.

Игроки (10-30 человек) становятся в круг и берутся за руки. Одна пара человек бегает за кругом. Внезапно кто-то из них ударяет по сцепленным рукам кого-нибудь из круга. Пара, которую ударили по рукам, должна выскочить из круга и оббежать его вокруг, то же самое делает пара, которая ударила, только бежит в противоположную сторону. Те двое, которые быстрее оббегут круг, занимают пустое место. Другие же остаются бегать за кругом. История повторяется

Пустое место

Все играющие распределились в два круга, не более, чем на пол шага один от другого - и заводят руки за спину. Ведущий - за кругом. Он бежит в круг линии, дотрагивается до кого либо из играющих и продолжает бежать, пытаясь занять освободившееся место. Игрок, которого коснулись бежит в обратном направлении, стараясь прибежать быстрее водящего. Побеждает тот, кто ни разу остался без места.

Гуси-утки

Все садятся в круг на корточки. Водящий ходит вокруг всех и дотрагиваясь до каждого говорит- утка. Как только водящий дотрагивается и говорит – гусь, то этот игрок должен догнать водящего, а водящий должен занять место игрока. И т. д.

Считалки

Все играющие стоят в кругу плечом к плечу и повернувшись лицом к центру. Каждый получает карточку с порядковым номером (если нет карточек с числами, то можно просто рассчитаться по порядку). Водящий стоит в центре круга, у него нет своего места. Он должен быстро называть два-три номера. Играющие, номера которых назвали, (и водящий) должны покинуть свое место и попытаться занять одно из свободных мест. Тот, кому места не хватило, становится водящим и отдает карточку с номером бывшему водящему.

Подмигиши

Все играющие стоят парами по кругу, один игрок за спиной у другого. Руки у всех опущены вниз. На линии круга стоит и водящий. У него за спиной нет партнера. Он должен посмотреть в глаза кому-нибудь из игроков первой линии и подмигнуть. Тот, кому подмигнули, бежит со своего места и встает за спиной водящего. Но у него это может не получиться, потому что игрок второй линии внимательно следит за водящим и если видит, что подмигнули его партнеру, может удержать его. Если он успел это сделать, водящий вынужден подмигивать еще раз, до тех пор, пока его подмигивание не окончится результативно. Если же игрок второй линии не среагировал вовремя и не успел схватить первого игрока, он становится водящим, т.е. встает в первую линию и сам начинает подмигивать. Игра может продолжаться долго, пока не наскучит.

Здравствуйте

Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте». Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим

Кошки-мышки

Для игры выбираются два человека: один - кошка, другой - мышка. В некоторых случаях количество кошек и мышек может быть больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки - ворота. Задача кошки догнать (дотронуться рукой) мышку. При этом мышка и кошка могут бегать внутри круга и снаружи. Играющие стоящие в кругу сочувствуют мышке и чем могут помогают ей. Например, пропустив через ворота мышку в круг, они могут закрыть их для кошки. Или если мышка выбегает из дома, то кошку можно там запереть, т.е. опустить, закрыть все ворота. Игра эта не проста, особенно для кошки. Пусть кошка проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда кошка поймает мышку, из числа играющих выбирается новая пара.

Пятнашки

Обезьяньи салки

Обезьяньи салки - разновидность пятнашек. Водящий догоняет убегающего, который меняет способы передвижения, водящий обязан менять свой способ передвижения вслед за убегающим.

Ловля цепью

Ловля цепью - разновидность пятнашек. Начало - как игре ловля парами, только водящие остаются одной цепью. Эта игра проходит интересно в лесу или среди столбов.

Выше ноги от земли

Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой не можно выбегать. Затем выбирают одного ловца. Он начинает ловить игроков, что убегают. При этом дети стараются оторвать ноги от земли (стать на скамейку или камень). В таком положении ловец не имеет права их осалить. Ловцу запрещается подстерегать игрока, а остальные не должны оставаться с поднятыми ногами более чем 20-30 секунд. Если ловец догонит игрока, то они меняются ролями.

Белки на дереве

Все играющие - белки, они должны стоять на дереве (на деревянных предметах) или держаться за дерево. Между деревьями бегает собака - водящий. Белки прыгают, перебегают с дерева на дерево, а собака должна поймать (осалить) бегающих белок. Если ей это удалось, собака и белка меняются ролями. В игре есть условие: собака не должна трогать белок, которые находятся на дереве. В эту игру лучше всего играть в роще, где много деревьев, но растут они не плотно.

Выбирается водящий. Задача водящего - осалить игрока в шляпе. Однако остальные игроки постоянно передают шляпу друг другу. Если игроку передали шляпу, он должен остановиться и надеть ее. Бегать, держа шляпу в руке, запрещается.

Если водящему удалось осалить игрока в шляпе, они меняются ролями. Меняются ролям водящий и игрок, уронивший шляпу на землю или забывший надеть ее на голову.

Чтобы сделать игру более динамичной и интересной, можно ввести в игру нескольких (двух - четырех) водящих и несколько шляп.

Лишний на прогулке

Дети парами, взявшись за руки, прогуливаются по кругу. Два ведущих: один убегает, другой - догоняет. Убегающий, спасется от преследования, берет за руку одного из пары. Тогда тот, кто остался, стает лишним - убегает. Когда догоняющий дотронется до убегающего, они меняются ролями.

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя невод. Их задача - поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб - не попасться в невод. Если рыбка не смогла увильнуть и оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.

Перед игрой дети выбирают территорию, за пределы которой не можно выбегать. Выбирается один ведущий - салка, остальные игроки вольно перемещаются по площадке. Салка начинает ловить игроков, которые убегают от него, при этом дети стремятся взяться за руки с самым близким игроком. Взявшись за руки, они останавливаются друг другу лицом. В этом случае салка не имеет право их осалить. Если салка догнал одиночного игрока, они меняются ролями.

Ловля парами

Ловля парами - разновидность пятнашек. Один водящий сначала пятнает одного. Затем, взявшись за руки, они пятнают вдвоем, затем втроем, когда число водящих станет - 4, то они разбиваются на 2 пары и т.д., пока все не станут водящими.

Американский треугольник

Разновидность пятнашек, начинается игра с того, что трое из четырех играющих встают в круг, держась за руки и раздвигают руки как можно шире. Один - оставшийся вне круга - водящий. Его задача - запятнать одного из трех в кругу, стоящего напротив (оббегая, подпрыгивая, подлезая). Задача тех кто в кругу - не допустить этого. Если водящий запятнал то происходить смена водящего или игрока напротив.

Уйди от погони

В начале игры только один игрок имеет на голове "Колпак Петрушки". Его не разрешается удерживать руками. Когда начинается погоня, играющие, догоняя партнера, пытаются снять эту шапку и надеть на себя. Каждый старается удержать колпак на голове подольше. Побеждает тот, кто будет более ловкий и продержит дольше колпак, а также большее количество раз овладеет им.

С закрытыми глазами

Арам-шим-шим

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все играющие бегут по кругу со словами; Арам-шим-шим, Арам-шим-шим, Арамия-Дульсия, Покажи-ка на меня. На последние слова круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого показал водящий, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором произносят: «Раз, два, три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают голову.

Если они повернули головы в одну сторону, то выполняют какое-то задание ребят - поют, танцуют, читают и т.д. После этого первый водящий уходит, а второй занимает его место. Если они повернули головы в разные стороны, то никакого задания им не дается, первый водящий уходит, а второй начинает игру с начала. Когда в эту игру играют более старшие ребята, они иногда вводят такое правило. Если в центре мальчик и девочка, и они повернули головы в одну сторону, то они должны поцеловаться. Если же в центре два мальчика или две девочки, то они пожимают друг другу руки.

Заколдованный замок

Играющие делятся на две команды. Первые должны расколдовать замок, а вторая команда - помешать им в этом. Замком может служить дерево или стена. Около замка находятся главные ворота - двое ребят из второй команды с завязанными глазами. Вообще у всех игроков этой команды глаза должны быть завязаны. Они произвольно, так, как им хочется, располагаются на игровой площадке. Игроки, которые должны расколдовать замок по команде ведущего начинают бесшумно двигаться к главным воротам. Их задача - незаметно дойти до ворот, пройти сквозь них и дотронуться до замка. При этом игра считается оконченной. Но задача второй команды с завязанными глазами осалить тех, кто движется к замку. Те, кого осалят, выбывают из игры. По окончанию игры ребята меняются ролями. Перед началом игры надо оговорить одно условие: будут ли ребята из второй команды стоять на месте или они могут передвигаться по площадке.

Расстановка городков

На площадке чертят 7 небольших кругов в 1,5 - 2м один от другого. Участник с завязанными глазами с линии, проведенной в 2м от крайнего круга, должен расставить в круги 5 городков. Побеждает тот, кто расставит больше городков.

Для игры лучше всего подходит такое место, где много сухих веток, листьев и прочих шуршащих и хрустящих предметов. Один из играющих - часовой. Его ставят около дерева (куста, камня) и завязывают глаза. Остальные расходятся в разные стороны примерно на 50 м. Ведущий находится около часового. По сигналу ведущего играющие начинают приближаться к часовому, делая это не спеша и бесшумно. Задача - коснуться часового или охраняемого им предмета (дерева, камня) рукой. Кому это удастся, тот будет назначен на место часового. Услышав шорох, часовой кричит: "Стой!" - и указывает рукой в направлении, где находится нарушитель. Если направление будет указана правильно (с небольшой ошибкой), ведущий дает указание нарушителю выйти и приблизиться к нему. Выбывший подходит и до окончания игры ведет себя тихо, чтобы не мешать часовому. До тех пор, пока выбывший не подойдет к ведущему, остальные игроки не имеют права передвигаться с места, на котором находится. Игра заканчивается по истечении установленного времени (20 мин). Часовой выигрывает, если сумеет всех нарушителей вывести из строя. Из подкрадывающихся победителем становится тот, кому удалось коснуться часового (или кто ближе всего незаметно подкрался к нему).

Один участник игры становится в круг и закрывает глаза. Дети идут по кругу, не держась за руки, и говорят: "Мы собрались в ровный круг, повернемся разом вдруг, и как скажем скок - скок - скок! - Угадай чей голосок?" Слова "Скок - скок - скок!" произносит один ребенок по указанию руководителя. Стоящий в центре должен узнать его. Тот, кого узнали, становится на место водящего.

Неслышно за мячом

Эту игру можно проводить только при полной тишине. Играющие располагаются по кругу. В центре водящий, вокруг него на полу несколько больших и малых мячей (булав, городков). Водящий закрывает глаза и по сигналу ведущего один, двое или трое играющих неслышно подходят к лежащим предметам, тихо берут какие-либо из них (по одному каждый) и возвращаются на свои места. Водящий старается услышать или угадать, когда играющий берет предмет. Если он более- менее уверен, что услышал, то говорит: "Стой!" - и показывает рукой в направлении играющего, и тот выходит из игры, когда водящий прав. Если водящий не угадал, посылают новых игроков брать предметы.

На внимание

Падающая палка

Встав в круг, несколько играющих рассчитываются по порядку номеров. Участник игры под номером 1 берет гимнастическую палку и выходит на середину круга. Поставив палку вертикально и накрыв ее ладонью сверху, он громко называет какой - либо номер, например 3, а сам отбегает на свое место. Тот, кто назван, выбегает вперед, стараясь подхватить падающую палку. Если он успевает это сделать, то участник игры под номером 1 снова берет палку и, поставив ее вертикально, называет какой - либо номер и т. д. Если же палка упала на землю, то водящим становится тот, кто не сумел ее подхватить. Игра длится 5 - 7 мин. Побеждает тот, кто меньше других был в роли ведущего.

Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы захлопываются, т.е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. В этой игре выявляется самый ловкий и быстрый из ребят - тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.

Математика в движении

Дети строятся в две колонны по одному. По первому сигналу все расходятся в рассыпную и выполняют по своему усмотрению различные упражнения на месте, в движении в парах; по второму сигналу - каждая из групп, в заранее обусловленном месте, быстро образовывает какую-либо математическую фигуру (треугольник, четырехугольник и другое). Выигрывает команда, которая точнее и быстрее выполнит задание. Предварительно попробовать выполнение фигур.

Среди играющих в красочки выбирается водящий - "монах" и ведущий - "продавец". Все остальные игроки загадывают втайне от "монаха" цвета, причем цвета не должны повторяться.

Игра начинается с того, что водящий приходит в "магазин" и говорит: "Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за красочкой". Продавец: "За какой?". Монах (называет любой цвет): "За голубой".

Если такой краски нет, то продавец говорит: "Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!" "Монах" начинает игру с начала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от "монаха", а тот его догоняет. Если догнал - "красочкой" становится водящий, если нет - игра начинается сначала.

«Дед Мороз»

Цель: прививать детям умение выполнять характерные движения, внимательно слушая текст.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед Мороз живет в лесу и приносит зимой детям подарки.

— Я — Мороз, Красный нос.

Бородою зарос.

Я ищу в лесу зверей.

Выходите поскорей!

Выходите, зайчики!

Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики.

Воспитатель продолжает:

Заморожу! Заморожу!

Воспитатель пытается поймать ребят. Дети разбегаются.

Игра повторяется.

Каждый раз «Дед Мороз» приглашает выходить из леса новых зверей (мишек, лисичек), лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают от «Деда Мороза».

«Снег кружится»

(по стихотворению А. Барто)

Цель: научить детей соотносить собственные действия с действиями участников игры.

Материал: ободки с эмблемами снежинок.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям, что снег легкий, он медленно падает на землю, кружится, когда подует ветерок.

Затем предлагает всем участникам игры ободки-снежинки.

Воспитатель предлагает детям покружиться, произнося: «Снег, снег кружится, белая вся улица!»

Затем жестом приглашая детей приблизиться, произносит: «Собрались мы все в кружок, завертелись, как снежок».

Дети выполняют действия произвольно и в конце медленно приседают. Воспитатель произносит: «Подул холодный ветер. Как? В-в-в-в! („В-в-в!" — произносят дети.) Разлетелись, разлетелись снежинки в разные стороны».

Дети разбегаются по площадке.

Игра по желанию детей повторяется 3—4 раза.

«Собачка и воробьи»

(по мотивам белорусской песенки)

Цель: закреплять знания детей о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.

Материал: эмблемы воробьев, мягкая игрушка — собачка.

Ход игры

Воспитатель объясняет детям: «Мы все будем воробьями (раздает эмблемы птиц). Как летают воробьи? Как скачут? Как клюют? А как поют? Молодцы! Хорошие воробьи, веселые. А кто будет собачкой? (Ребенок-собачка берет мягкую игрушку, садится в уголок.) Кто вспомнит, как домик собачки называется? Правильно, будка! Наша собачка сидит в будке. Начинаем играть».

Воспитатель читает стихотворение:

Скачет, скачет воробей:

Скок-поскок!

Скок-поскок! (Дети скачут кто как может.)

Кличет маленьких детей:

«Чив! Чив! Чив!

Чив! Чив! Чив!» (Дети повторяют: «Чив! Чив! Чив!»)

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою:

«Чик-чирик!

Чик-чирик!» (Дети повторяют: «Чик-чирик!»)

Воспитатель говорит: «Вдруг собачка прибежала, на воробьев залаяла громко-громко».

Ребенок-собачка выбегает и громко лает: «Ав-ав!» «Воробьи» разлетаются в разные стороны.

Игра повторяется по желанию детей 2—3 раза.

«На елку»

Цель : научить детей имитировать характерные движения зверей.

Ход игры

Воспитатель напоминает детям, что скоро наступит Новый год — праздник для всех. Везде будут стоять украшенные елки, вокруг них все будут водить хороводы, петь песни, плясать. Лесные зверушки тоже любят этот праздник, приходят к детям в гости полюбоваться их нарядами, наряженной елкой, повеселиться.

Воспитатель : «Ребята, слушайте и сразу же выполняйте то, что делают зверушки».

Ну-ка, елочка, светлей

Засверкай огнями!

Пригласили мы гостей

Веселиться с нами.

По дорожкам, по снегам,

По лесным лужайкам

Прискакал на праздник к нам

Длинноухий зайка. (Дети скачут, как зайчики; бегут, подпрыгивая.)

А за ним, смотрите все,

Рыжая лисица.

Захотелось и лисе

С нами веселиться. (Педагог: «Тихо-тихо бегите, как лисонька».)

Вперевалочку идет

Косолапый мишка.

Он несет в подарок мед

И большую шишку. (Педагог: «Медленно топает, вперевалочку».)

Ну-ка, елочка, светлей

Засверкай огнями,

Чтобы лапы у зверей

Заплясали сами! (Дети пляшут кто как хочет.)

Игра по желанию детей повторяется два раза.

«Ворона и собачка»

Цель : учить детей подражать движениям и голосам птиц; двигаться, не мешая друг другу.

Материал : большая игрушечная собачка, эмблемы с изображением ворон.

Ход игры

Воспитатель произносит:

Возле елочки зеленой

Скачут, каркают вороны: «Кар! Кар! Кар!»

Дети прыгают, изображая ворон, издают каркающие звуки.

Педагог подходит к «воронам», берет в руки игрушечную собачку и говорит:

Тут собачка прибежала

И ворон всех разогнала: «Ав! Ав! Ав!»

«Вороны» разбегаются в разные стороны.

«Коза рогатая»

Цель: учить детей выполнять действия в соответствии со словами стихотворения.

Материал : эмблемы с мордочкой козы.

Ход игры

Воспитатель предлагает: «Давайте играть. Все мы будем козами. Покажите, как коза идет-бредет, как ножками топает, глазками хлопает. А как голос подает? Покажите, какие у нее рожки. Ух, какие все рогатые! Как будете бодаться? Теперь давайте играть».

Воспитатель читает стихотворение:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ-топ.

Глазками хлоп-хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет?

Забодаю! Забодаю!

Дети выполняют соответствующие действия.

Воспитатель делает вид, что бодает детей. Дети разбегаются, начинают «бодаться» и кричать: «Ме-е-е!» Игра повторяется 2—3 раза.

«Заинька, выйди в сад»

Цель: учить детей действовать в соответствии со словами взрослого. Материал: эмблемки с мордочой зайчика.

Ход игры

Воспитатель медленно поет песню. Дети выполняют движения.

Заинька, выйди в сад.

Беленький, выйди в сад.

Вот так, вот так

Выйди в сад.

Выйди в сад.

Заинька, топни ножкой,

Беленький, топни ножкой.

Вот так, вот так

Топни ножкой.

Топни ножкой.

Заинька, покружись,

Беленький, покружись.

Вот так, вот так

Покружись.

Покружись.

Заинька, попляши.

Беленький, попляши.

Вот так, вот так

Твои ножки хороши!

Игра по желанию детей повторяется 2—3 раза.

«Зайки-шалунишки»

(сл. И. Грантовской, музыка народная)

Цель: учить действовать в соответствии со словами текста, поднять эмоциональный настрой малышей.

Ход игры

Воспитатель поет песенку. Дети повторяют за ним движения.

Вышли зайки погулять, (Взрослый идет по кругу, дети за ним.)

Погулять в лесочке.

Захотелось поплясать

Зайцам на снежочке.

Прыг-скок, прыг-скок! (Взрослый показывает руками, как торчат ушки зайцев, дети подражают и прыгают.)

Пляшут на опушке.

И торчат у зайчат

Ушки на макушке.

Стали лапки согревать (Взрослый показывает, как зайчата согревают лапки, дети подражают. Затем прыгают.)

Заиньки малышки,

А потом они опять

Все пошли вприпрыжку.

Прыг-скок, прыг-скок! (Дети прыгают и руками показывают ушки зайцев.)

Пляшут на опушке.

И торчат у зайчат

Ушки на макушке.

По желанию детей игра повторяется.

«Паровозик»

(по стихотворениям Т. Волгиной, Э. Мошковской)

Цель: учить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц; упражнять в произношении звуков.

Ход игры

Воспитатель рассказывает детям: «Всем надо встать друг за другом — мы будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди—паровоз».

Воспитатель выполняет роль паровоза: встает впереди детей лицом к ними, медленно передвигаясь, произносит:

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд

Во весь дух.

Дети передвигаются вслед за воспитателем и произносят: «Чух-чух!» Затем все вместе тянут протяжно: «У-у-у-у!»

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Сто вагонов я тащу.

Все вместе: «У-у-у-у!»

Воспитатель поворачивает то в одну, то в другую сторону. Продолжает: «Приехали». «Ш-ш-ш-ш!» —повторяют за ним дети.

Паровозик, паровоз,

Что в подарок нам привез?

— Мячики!

Дети начинают прыгать, как мячики. Воспитатель говорит: «У-у-у-у! Всех зовет паровоз!» Дети выстраиваются друг за другом.

Загудел паровоз

И вагончики повез:

Чух-чу! Чух-чу!

Далеко я укачу!

Уууу! Чух-чу!

Дети повторяют за воспитателем: «Чух-чу! У-у-у-у!» Игра продолжается. Паровозик привозит детям в подарок зайчат, лягушат, медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизношении, характерном для того или иного «подарка».

Примечание. «Подарки» в каждой игре можно разнообразить по усмотрению воспитателя.

«Ладушки-оладушки»

Цель : учить детей по-разному хлопать в ладоши: вести счет: «Раз, два».

Ход игры

В игре участвует подгруппа детей (3—4 человека). Все стоят, образуя круг. Воспитатель рассказывает: «Бабушка печет оладушки, поливает маслом, угощает всех детей». Воспитатель медленно произносит:

Ладушки, ладушки,

Пекла бабушка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Раз, два! —Даше,

Раз, два! —Тане.

Дети хлопают в ладоши.

Воспитатель хлопает каждого ребенка то по одной, то по другой ладошке. Вместе считают: «Раз, два!»

Всем по два!

Всем по два!

Воспитатель хлопает по обеим ладошкам каждого ребенка.

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

Если кто-то из детей захочет, он может быть ведущим. Игра повторяется.

«Мыши водят хоровод»

Цель : упражнять детей в выполнении движений.

Ход игры

Воспитатель рассказывает, что все дети будут мышками, а кто-то один — котом Васькой. Ребенка, согласившегося быть котом, взрослый уводит в укромный уголок площадки и спрашивает: «Как кот мяукает, знаешь?»

Далее воспитатель объясняет всем: «Мы —мышки, будем водить хоровод, бегать, играть, веселиться, но как только проснется Вась- ка-кот, сразу разбегайтесь, чтобы кот вас, мышек, не поймал. Покажите, как мышки бегают. Быстро-быстро и тихо-тихо, чтобы не будить кота. А как они пищат?»

«Мыши» водят хоровод: дети тихо передвигаются по площадке и подпевают взрослому.

Воспитатель поет:

На печурке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите.

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот —

Разобьет наш хоровод!

Мышки не слушаются, бегают, пищат.

Вот проснулся Васька-кот,

Разбежался хоровод!

«Кот» бегает за «мышками»: «Мяу-мяу-мяу!» «Мышки» разбегаются.

По желанию детей игра повторяется 2—3 раза.