Духовно-нравственное воспитание. Духовное воспитание

Слободчиков В. И.

Введение в проблему

Тема нашего обсуждения чрезвычайно важная и объемная. Я хотел бы обозначить лишь самые общие вопросы, сделать лишь отдельные акценты, чтобы навести хотя бы относительный порядок в наших представлениях по данной теме. Это первый момент.

Второй момент – так как я психолог, то главный акцент, естественно, буду делать, прежде всего, на духовно-нравственном развитии, не столько на воспитании, сколько на развитии. Потому что воспитание в этом плане является прикладной, практико-ориентированной частью общих проблем развития человека, развития его личности. Здесь важно развести сферы ответственности, сферы действия.

То, что позволено, и то, что может сказать и сделать психолог - это одно, а то, что может сказать и сделать педагог - это другое. Ясно, конечно, что современный психо-лог образования должен быть педагогически грамотен, но и наоборот – современный педагог должен быть не менее психологически образованным, оставаясь при этом педагогом. Только в этом случае они могут оказаться в одном смысловом пространстве, а значит - могут стать подлинными со-работниками.

Первая позиция - духовная ситуация в современном мире и в России - в частности. Мы должны ее точно поименовать. В чем здесь проблема, почему мы с такой горячностью обсуждаем ее в последнее время?

Вторая позиция – понятие духовности, ее природы и источников. Потому что слово «духовность» сегодня у всех на языке, но что за этим словом стоит – это иногда даже страшно подумать. Здесь мы с вами должны опять сделать разметку или произнося это слово, мы должны отдавать себе отчет, что мы имеем в виду, когда произносим это слово.

Третья позиция - может быть в кавычках, как некая метафора - это само «жизненное пространство, пространство существования» духовно-нравственной ипостаси человека. А где все это живет? - это живет в наших мозгах или это живет в книгах, или есть какое-то другое более внятное пространство, и мы должны его обозначить.

Четвертая позиция – в психологии она заявлена, про это достаточно много написано и потихоньку она входит в профессиональный язык педагогов – это понятие детско-взрослой общности. Мы привыкли говорить «учитель – ученик», «воспитатель – воспитуемый», мы привыкли говорить «класс», «школа», вот такими глобальными оргформами мы оперируем, а существо дела зачастую пропадает за этой организованностью, пропадает сама живая реальность встречи поколений, встречи взрослого и ребенка.

Кто (не что?), а кто встречается, и как они встречаются, и какое содержание живет в этих встречах - это требует специально отдельного обсуждения. Здесь точно также необходимо сделать разметку, обозначить и расставить некоторые акценты. В противном случае мы с вами будем постоянно говорить об абстрактных, неодушевленных предметах типа - школа, образовательные учреждения, подростки, которые для нас не живые люди, а просто некая криминально-временная метка и не более того, а что это за человек, который обозначается таким словом как подросток, мы часто не обсуждаем. Или ребенок, школьник, ученик второго класса или старшеклассник и т.д. – они кто в своей человеческой определенности? Т.е. эти вопросы, все эти разметки нашего профессионального говорения должны обрести какое-то измерение, т.е. мы должны ощущать живого человека, ощутить живую жизнь, которая за этими метками существует.

И еще один момент (он не последний) - это вопросы, связанные с проблемой семьи, семья - как малая церковь, прежде всего в этом своем измерении, не только в со-циальном, а и в культурологическом смысле. Эта проблема, как я ее обозначаю - встреча поколений. По словам Владимира Петровича Зинченко, одно из определений образования – это дар одного поколения другому. И здесь возникает вопрос: а что же мы дарим, кто является дарителем, и какой дар мы предлагаем вот этому, другому поколению.

Отдельный вопрос – это обсуждение понятия братства, сестричества, потому что по остаткам нашего советского сознания мы постоянно любые человеческие объединения сводим к понятию коллектива, у нас всегда только коллектив - как некое жестко структурированное сообщество людей, и все главное в этом объединении – только структура. А вот что там внутри, сам дух общности - к сожалению, слабо улавливается. Я думаю, что все эти моменты мы должны сделать темой нашего обсуждения. Тогда многие загадки нашей жизни, в том числе и в развитии духовности, нравственной сферы у нас и у наших детей станут более прозрачными.

Это примерная разметка проблемного поля нашей с вами Встречи. Разметка не полная, оговорюсь сразу, она может быть расширена, более детализирована, и частично я попытаюсь сделать это в своем сообщении.

1. Духовная ситуация в мире и в России

Сегодня практически у всех на слуху такие слова, такие два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь, как глобализация и постмодернизм. Эти два принципа, эти две, если можно так сказать, головные боли современного мира уже фактически привели к цивилизационному кризису не только европейского, и планетарного масштаба.

Что происходит? Происходит унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его самоопределения и одновременно – призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни.

Сверхценностью объявлена демократия, ради которой можно идти на уничтожение не только государственного строя, но и целого народа. Это мы наблюдали в Югославии, это мы ощущаем у себя в России. Самый последний урок – это Ирак, в списке ожидания - целый ряд других стран, а сама эта тенденция набирает силу, например, сегодня на Украине.

В свое время, будучи в Штатах и разговаривая с американцами, я сталкивался с таким вопросом: «Ну почему у многих вызывает раздражение наше поведение, наши требования, когда мы появляемся в Европе, в вашей стране?» – Я отвечал: «По одной простой причине, вы хотите, чтобы на каждом квадратном метре планеты была Америка. Вот вы пришли на Северный полюс. Там живут белые медведи. Вы не хотите, чтобы там жили белые медведи по своим, медвежьим законам, вы хотите, чтоб там было по-американски, чтобы там был Макдональдс, чтобы были все удобства и т.д., т.е. везде, на каждом квадратном метре. А как это можно сделать? Только снести бульдозером нечто уже существующее, и на этом месте, как на пустом месте построить то, к чему есть навык и привычка. Поэтому идет тотальная цивилизаторская война - она не горячая и не холодная; это тотальное переустройство самого сознания того или иного народа, разрушительное переустройство его многовековой культуры. Как когда-то европейцы были цивилизаторами так называемых диких примитивных племен, они и поступали соответствующим образом. Сейчас эта тенденция достигла и самой Европы. Целый ряд европейских стран должен подвергнуться этой цивилизационной модернизации.

Сегодня уже фактически сложилась идеология постмодернизма (самая «современная современность»), который настаивает, что все, абсолютно все в мире относительно. Можно верить в это, а можно в другое, можно отстаивать такие ценности, а можно разделять иные. Все критерии и границы условны – как договоримся. Отсюда еще две идеологические приманки – толерантность и общечеловеческие ценности; заметьте - не любовь к ближнему, а лицемерная терпимость; терпение, так сказать, стиснув зубы, во имя ценностей какой-либо очередной сверхдержавы в качестве общечеловеческих.

Идеология постмодернизма и глобализации направлены на то, чтобы разрушить, смести, или, по крайней мере - нивелировать исторически сложившиеся защитные, иммунные системы того или иного народа – в виде устойчивых форм государственности, ценностей национальной культуры, традиционного образа жизни, вообще – хоть какого-нибудь осмысленного уклада. Только в этом случае можно будет превратить народ в этнографическую массу, в так называемое население.

Здесь необходимо учитывать две составляющие. Политико-экономическая составляющая, которая задает тип государственности и его границы, и духовно-культурная - глубинная составляющая, которая цементирует и сохраняет во времени такую реальность, как народ - с его исторической памятью и со своей системой ценностей.

Исторический опыт свидетельствует, что нация (народ) вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в нем появляется много людей с патологическим поведением (преступников), но когда в общественном сознании исчезает (падает) до некоторого критического уровня понятие «норма». Для того чтобы общество осознало грозящую ему опасность, необходима сила, обладающая «пророчески-обличительной» способностью. Этим качеством в плане сохранения общественного человеческого сознания в России обладает только православная Церковь!

Вы знаете, что даже у нашего организма есть специальный механизм, который отторгает некое чужеродное тело, попадающее в наш организм. Например, несовместимость тканей. Уже на генном уровне есть мощные механизмы защиты, которые придают уникальность, единичность, некую самостность любому организму.

Известно, что эволюция человека осуществляется по двум направлениям: совер-шенствование формы развития и обогащение сознания. При повреждении духовно-культурного генетического кода происходит потеря достижений, как в развитии формы, так и в становлении сознания. Геноослабленность в области сознания может происходить незаметно, поскольку форма человека при этом почти не ухудшается. Признаки снижения уровня сознания в виде усиления жестокости, равнодушия, потребительства могут также происходить неприметно, общество может их «не замечать», впадая в «апокалипсис мелкого греха», возводя грех в ранг нормы (добродетели). Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без цемента совести распадается на фрагменты (блоки). До времени эти блоки могут оставаться весьма крупными. Поэтому глубинное разрушение способностей к подлинному творчеству, связанных с духовно-нравственным состоянием, может происходить в скрытой (незаметной) форме.

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДАННОЙ ТЕМЫ

    вы познакомитесь с различными точками зрения на сущность духовно-нравственного воспитания;

    рассмотрите научные подходы к его определению;

    сделаете свой профессиональный выбор относительно взглядов на сущность духовно-нравственного воспитания;

    изучите психологические механизмы духовно-нравственного воспитания.

В

Современные взгляды на сущность духовно-нравственного воспитания

последние годы появились диссертационные исследования по проблемам духовно-нравственного исследования (В.А. Беляевой, Т.П. Грибоедовой, Т.И. Петраковой, З.И. Саласкиной, А.Д. Солдатенкова и др.), работы, отражающие позиции современных православных педагогов (Л.В. Суровой, Е. Шестуна и др.). Ежегодно эти проблемыобсуждаются на Рождественских образовательных чтениях, в 2001 году проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции», появились его новые концепции (А.А. Корзинкина, Р.М. Салимовой и др.). Точки зрения, высказываемые разными авторами при несомненном наличии общих позиций, все же отличаются друг от друга.

А.Д. Солдатенков определяет духовно-нравственное воспитание как «педагогическую деятельность, целенаправленную на формирование духовного мира подрастающего человека, включающего все компоненты личности, в т.ч. ценности религиозной культуры» . Т.П. Грибоедова рассматривает духовно-нравственное воспитание как деятельность педагога, направленную на становление нравственности через устремление всей человеческой личности к Идеальной Духовной Сущности на основе осмысления собственных мотивов, ценностей и самоопределения личности в духовной сфере»

Т.И. Петракова видит в духовно-нравственном воспитании «процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержание образования и актуализированные определенной позицией педагога . Его показателями, по ее мнению, могут быть: сформированность духовно-нравственных ценностей, уровень развития самосознания учащихся, реакция на педагогическое воздействие, богатство духовных запросов.

З.И. Саласкина под духовно-нравственным воспитанием понимает «педагогический процесс, направленный на усвоение учащимися нравственных норм и правил, развитие духовных, эстетических и нравственных чувств, формирование высоко нравственного сознания и убеждения, чувство нравственного и умственного превосходства, чистоты, выработку навыков, привычек и умений нравственного поведения» . Его основной целью она считает переход личности на уровень нравственного саморазвития и самосовершенствования.

В православной педагогике воспитание рассматривается как помощь человеку в открытии духовного мира: «Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке» . Cамым важным условием считается восстановление человеческой природы, ее органической иерархичности под воздействием Божественной благодати в таинстве крещения. Воспитание, по мнению православных педагогов, должно быть направлено на сохранение Божественной благодати и преумножение его даров.

Д.А. Левчук и О.М. Потаповская под духовно-нравственным воспитанием понимают «процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

    нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);

    нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

    нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

    нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли» .

Существующие в педагогической литературе определения духовно-нравственного воспитания можно проанализировать с нескольких позиций:

    с позиции соответствия сущности духовности и нравственности;

    с позиций известных научных подходов;

    с позиции интеграции двух понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание».

Анализ вышеприведенных положений с позиции их соответствия сущности духовности и нравственности позволил сделать вывод: понятие «духовно-нравственное воспитание» не имеет точного толкования, так как существуют различные подходы к определению природы самой духовности. Ее рассматривают и как результат приобщения личности к общечеловеческим, религиозным, этническим ценностям, духовной культуре; и как психическое состояние человека в моменты интеллектуальных озарений, разрешения нравственно трудных конфликтов, опасных для жизни ситуаций; и как способность к саморазвитию, созданию собственного внутреннего мира; и как божественное откровение, и как попытку личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью, Богом.

Рассматривая содержание понятий «духовность», «мораль», «нравственность», мы уже сделали вывод о сложности и многоплановости этих явлений в нашей жизни. В связи с этим в определении сущности духовно-нравственного воспитания, на наш взгляд, должны найти отражение такие проявления духовности, как ориентированность личности на высшие духовные ценности (общечеловеческие, религиозные, этнические), способность к саморазвитию (правда, здесь необходимо уточнение: способность к какому саморазвитию, в каком направлении, как соотносятся понятия «саморазвитие» и «свобода»); состояние отрешенности от материальной природы человека. Принимая во внимание вторую составляющую термина «духовно-нравственное воспитание», в определении соответствующего понятия необходимо отразить готовность личности следовать принятым ценностям в своей повседневной жизни, в своем реальном поведении.

Рассмотрим определение сущности духовно-нравственного воспитания с позиций различных научных подходов. Понятие подхода имеет весьма широкое значение. В одних источниках он определяется как стратегический принцип или их совокупность, в других отождествляется с определенной мировоззренческой позицией, в третьих соотносится с применением определенного набора процедур и приемов, служащих формой и условием его реализации. Мы придерживаемся позиции Э.Г. Юдина и И.В. Блауберга, определяющих методологический подход как «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» . В существующих исследованиях понятие «духовно-нравственное воспитание» рассматривается с позиций антропологического, личностно-ориентированного, культурологического и других подходов. Каждый их них задает определенный способ видения, понимания и интерпретации исследуемого понятия.

Для определения сущности духовно-нравственного воспитания с позиций антропологического подхода для нас важны следующие положения:

    ориентация на человека как на цель, субъект, результат и главный критерий эффективности воспитательного процесса;

    исследование человека как целостности, в единстве его внутреннего мира (духовно-нравственного: ценностей, целей, мотивов, жизненных смыслов и др.) и внешнего мира (способов выражения духовно-нравственной составляющей);

    признание диалогической природы воспитания;

    взгляд на человека как на субъект своего развития.

Вышеназванные положения христианская антропология наполняет своим содержанием. Ее представителями (К.Д. Ушинским, В.В. Зеньковским и др.) также признается целостность человека, но вводится положение об иерархическом принципе его устроения, о сохранении приоритета духа, разума над плотью при развитии всех его телесных сил и сторон. С позиций христианской антропологии школа должна заботиться обо всех трех сферах реального бытия ребенка. В противном случае «не принятые во внимание и своевременно не удовлетворенные запросы духа компенсируются за счет других сфер. Это приводит к расстройству в иерархии психических сил, а в социальной жизни проявляется как осознанное или неосознанное стремление личности к жестокости, физическому или моральному саморазрушению, которое проявляется в различных аномалиях поведения (грубость, хулиганство, алкоголизм, наркомания и пр.)» . Подчеркивая особую роль духовной сферы бытия человека, представители христианской антропологии высказывают мысль о том, что духовная жизнь сама по себе не содержит критерия правильности направления ее развития, а включает в себя как светлые, так и темные стороны . Эта мысль, на наш взгляд, обогащает педагогическую антропологию, положительно оценивающую духовную жизнь человека, в то время как ее содержанием могут быть и ценности, чуждые, например, гуманизму.

Таким образом, педагогической и христианской антропологии присущи общие положения, но вторую в значительной мере отличают идея Богоподобия человека, принцип иерархичности строения личности (дух-душа-тело) и особая характеристика духовной жизни. Таким образом, с позиции антропологического подхода исследователям невозможно достичь единства в понимании сущности духовно-нравственного воспитания.

В определении его сущности с позиции культурологического подхода для исследователей особую важность представляют следующие положения:

    организация воспитания как процесса интериоризации (присвоения) и развития личностью достижений культуры (В.И. Андреев и др.);

    взгляд на воспитание как на целенаправленно организованную жизнь ребенка в контексте конкретной культуры (Н.Е. Щуркова и др.);

    исследование личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и творчества (Е.В. Бондаревская и др.),

Таким образом, каждый из названных выше научных подходов изучает сущность духовно-нравственного воспитания в различных аспектах, тем самым дополняя друг друга, обогащая наше знание. Вместе с тем мы видим необходимость обращения еще к одному научному подходу – интегративному. В философии под интеграцией понимается «сторона развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов» . Для нас важна мысль о том, что процессы интеграции могут иметь место не только при возникновении новой системы, но и в рамках уже сложившейся (каковой и является духовно-нравственное воспитание). При этом «в ходе интеграции в системе увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей, взаимодействий между элементами» [там же]. А за отдельными частями интегрированного целого признается различная степень автономии.

Чтобы рассмотреть сущность духовно-нравственного воспитания с позиций интегративного подхода, необходимо выполнить ряд условий. Среди них – возникновение системы связей или увеличение их объема, интенсивности. В этом смысле интеграция зачастую рассматривается как процесс развития системы и отражает ее динамику. Анализ философских аспектов взаимосвязи понятий «духовность» и «нравственность», педагогических аспектов понятий «духовное воспитание» и «нравственное воспитание показывает, что это условие выполнимо при определении сущности духовно-нравственного воспитания.

Необходимо начать с анализа основных характеристик составляющих его частей – духовного и нравственного воспитания, вычленяя поле интеграции, т.е. определяя общее для составляющих компонентов. В первую очередь эта операция касается целеполагания. Цель духовно-нравственного воспитания не является простым сочетанием целей составляющих компонентов, но есть то новое, что порождено их взаимодействием.

Духовное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке. «Духовную жизнь каждому в себе нужно открыть. Для того чтобы открыть в себе духовный мир и при этом научиться чувствовать и замечать, осмысливать свою внутреннюю жизнь, необходимо «внимать самому себе», нужно ослаблять власть внешних впечатлений, нужны уединение, молчание, крупные переломы в психических навыках и т.д.» .

Размышляя над целями духовного воспитания детей, Ш.А. Амонашвили пишет: «В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия…» . В качестве целей воспитания он называет «необходимость развивать, воспитывать, образовывать духовную жизнь Ребенка» (там же). Названные цели духовного воспитания объединяют позиции православной и светской педагогики. Однако существует различное понимание духовной жизни.

В Философском словаре духовная жизнь общества рассматривается как синоним общественного сознания . При этом она признается отражением общественного бытия. В структуре общественного сознания философы, как известно, выделяют такие его формы: мораль, религия, искусство, наука, философия. В педагогике одно из ее определений дал Ш.А.Амонашвили: «Духовная жизнь есть высший план бытия, она есть личная принадлежность каждого человека, она закрыта для других, … она есть та скрытая, нематериализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю, материализованную действительность. Без духовной жизни не было бы той человеческой культуры, которая создавалась веками» .

В.В. Зеньковский выделяет следующие формы духовной жизни ребенка: умственную, религиозную, моральную, эстетическую . Ее характерной чертой он считает раздвоенность, наличие в ней светлой и темной сторон: «Вместе с ростом добра и света растет само собой и злое, темное в душе – как одновременно с пшеницей растут на поле (в притче Господней) и плевелы. Взаимная сопряженность развития светлого и темного в душе загадочна именно тем, что искушения и соблазны сопровождают все ступени духовного развития, что по мере нашего духовного развития они становятся все тоньше и незаметнее, что возможность падения не оставляет людей даже на вершине добродетели. Оттого вся духовная жизнь, даже на ее высотах, есть некая «невидимая брань»; там, где стихает внутренняя борьба, там наступает, в сущности, духовное усыпление» . Думается, эти определения взаимообогащают вышеназванные отрасли педагогики и свидетельствуют об общих взглядах на цель духовного воспитания.

В качестве целей нравственного воспитания традиционно называются формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношения, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление нравственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением.

Анализируя вышеназванные цели, мы видим, что в поле интеграции целеполагания лежат положения о создании условий для развития духовной жизни личности и о формировании нравственного сознания. В процессе их взаимодействия и возникает цель духовно-нравственного воспитания – усвоение молодыми людьми значения духовных ценностей, создание условий для нахождения личностного смысла этих ценностей и регулирования нравственного поведения в соответствии с ними.

Аналогичному исследованию подвергнуты принципы духовного и нравственного воспитания. В качестве примера приведем два принципа: 1) обеспечение этической рефлексии учащихся (переживание детьми конструируемых педагогом ситуаций, коллизий, игровых приемов, психологических экспериментов, их нравственное осмысление, соотнесение со своим Я) в нравственном воспитании и 2) построение жизни по требованиям христианского совершенства (воспитание с детства способности к противлению злу, не только внешнему, но и внутреннему, гнездящемуся в нашем «я») – в духовном воспитании. В поле интеграции этих принципов лежит требование создания условий для нравственного саморазвития, самовоспитания личности в соответствии с принятыми духовными ценностями.

В результате исследования основных компонентов вышеназванных направлений воспитания мы пришли к следующему выводу. Духовно-нравственное воспитание – это воспитание, интегрирующее цели, принципы, содержание и методы духовного и нравственного воспитания. Оно направлено на приобщение молодых людей к одной из существующих в обществе системе духовных ценностей (гуманистической, религиозной, этнической), на создание условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов этих ценностей, на формирование стремления и готовности действовать в своей повседневной жизни в соответствии с этими ценностями.

Чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и мыслям человека.

Педагогический словарь. - М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .

Смотреть что такое "Воспитание духовное" в других словарях:

    Воспитание духовное - воспитание души, духовной культуры. По своей сущности оно отражает направленную деятельность всех институтов социума по воспитанию человека определенной культуры... Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ префекта ЮВАО г. Москвы от 27.12.2007 N 2764 ОБ ОКРУЖНОЙ… … Официальная терминология

    Воспитание духовное - формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека. В.д. это воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и др. качеств, способных придать высший смысл делам и… …

    Воспитание нравственное - формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. (Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь.… … Педагогический терминологический словарь

    воспитание - Аристократическое, благородное, благочестивое (устар.), бережное, всестороннее, гармоническое (устар.), гармоничное, демократическое, доброе (устар.), дурное, духовное, европейское, жесткое, жестокое, заботливое, зверское (разг.), идиллическое,… … Словарь эпитетов

    Духовное воспитание - это процесс формирования духовности как свойства личности, а также качественная характеристика воспитания, основанного на духовных началах. И в том, и в другом смысле воспитание в поиске смыслов жизни, нравственного поведения и в духе свободы.… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ - процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христ. жизни. Традиция В. х. представляет собой конкретное воплощение в нравственной жизни человека принципов христ. практической морали. В… … Православная энциклопедия

    Воспитание - Содержание 1 Общие механизмы научения и воспитания 1.1 Млекопитающие … Википедия

    Воспитание детей - В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Воспитание - – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Воспитание - процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Духовное воспитание детей , Читтапад. Духовное воспитание детей - книга, рассчитанная на самый широкий круг читателей. Каждый педагог, психолог и родитель, заботящийся о духовности детей, найдёт здесь новую, необычную информацию… Купить за 308 грн (только Украина)
  • Духовное воспитание в мусульманской семье. Бабочки в раю , Бахадори Наталья, Расул Камила бинт. С чего начинается духовное воспитание детей? Очень важно учиться быть родителями, находить вашим детям хороших учителей, формировать подходящий им круг общения и делать все, что мы описали в…

Пояснительная записка

В целях содействия в деле реализации государственной политики в области патриотического воспитания, направленного на укрепление духовно-нравственных основ российского общества, заинтересованным субъектам учебно-воспитательного процесса предлагается настоящая программа, включающая в себя патриотическое воспитания школьников как органическую часть воспитания духовности - универсального ресурса-самоцели, фундаментальной основы и всеобщего способа развития России, современное состояние которой характеризуется не только социально-экономической, но и духовной поляризацией жизни общества.
Граница духовной светотени проходит по сознанию, сердцу и воле людей. В виде однобокого, материально ориентированного сознания, аморального, антиэстетического чувства и эгоистически направленной воли человека, отклонившегося от эволюционного потока мировой жизни, бездуховность - основа людских бед и страданий.
Единственный выход из создавшегося положения? качественное изменение духа народа: путем формирования целостного мировоззрения, развития морально чистого и прекрасного чувства, воспитания свободной, нравственно-правовой воли, словом, второе рождение человека в духовности своего Отечества как полноте бытия.
Решить эту фундаментальную задачу призвана, прежде всего, система отечественного, а не транснационального образования. Однако господствующая ныне рационально ориентированная педагогика с ее нравственно редуцированными, духовно обескровленными образовательными технологиями осуществить это не в состоянии. Ее кардинальный недостаток с формальной стороны? нецелостность, с содержательной? бездуховность. Смысл жизни и назначение человека в современной школе не изучаются. Результат? теоретическое и практическое отвержение человеком своей сущности, частичная реализация педагогикой своего назначения, порождающая частичного человека, воспроизводящего социальную жизнь по своему образу и подобию.
Отсутствие целостности в педагогической деятельности сказывается главным образом в том, что сама творческая сущность человека? его дух в виде мышления, чувства и воли? не является самосознательным предметом (субъектом-объектом) учебно-воспитательного процесса. Без постижения работниками образования понятия духа? универсального предмета их профессиональной деятельности? истинное воспитание человека, являющегося по своему существу мыслящим, чувствующим и практически действующим духом, ? неосуществимо. Воспитание как сфера духовного производства может быть успешным только на основе научного знания природы, законов и форм существования человеческого духа, который является творческим субъектом, процессом, способом и результатом воспитания. Дух как субъект и объект, предмет и метод педагогической деятельности, не знающий самого себя, ? это духовно слепая, бессознательная, инстинктивная педагогика.
Не отвергая производные от духа «духовность» и «бездуховность», человек с грубо материалистическим, идеологически отравленным, испуганно-осторожным, а то и просто необразованным сознанием не принимает «дух» или отождествляет его только с религией. Логический парадокс как результат самоусеченного разума: «следствие» утверждается, «причина» отрицается. А между тем отвергаемый человеком дух есть он сам, его самоопределяющаяся, сознательно-волевая сущность, отсутствующая у животного. Отвергающие «дух» ? животворный корень, творческий источник «духовности» будьте логически последовательны: вместе с «существительным» отбросьте и «прилагательное». Но что же тогда останется от человека?
Существующие образовательные программы направлены преимущественно на развитие лишь мышления. Понятно, какого человека может произвести однобокая педагогика и какую жизнь породит человек, у которого три четверти духа неразвиты. Педагогическое развитие чувства и его высшей формы - духовного сердца, если и осуществляется, то на остаточном принципе факультативности. Что же касается воли, то в школе она специально и сознательно не развивается вовсе. А между тем к воле, являющейся основой мышления и чувства, полностью и без остатка сводится вся человеческая сущность, а значит, и социальная жизнь. Все человеческое горе не столько от необразованного сознания, сколько от слабой, эгоистической, бессердечной и безнравственной воли.
Современная система образования практически не занимается воспитанием учащихся. Считается, что воспитание входит в образование. С точки зрения научного понятия? входит, но в педагогическую практику автоматически воспитание не включается. Нарушению равновесия между образованием сознания и воспитанием воли человека способствует также и то обстоятельство, что в таких названиях, как: «система образования», «министерство образования» (сегодня - это скорее министерство экономики образования), «образовательные учреждения», «образовательные программы» и т.п. ? отсутствует слово «воспитание», которое по своему понятию предшествует «образованию» и содержит в себе последнее в снятом, превращенном и практически реализованном виде.
Недопустимо управление образованием «эффективными менеджерами», невежественными в вопросах духовной природы человека - истинного и единственного предмета учебно-воспитательного процесса, опосредуемого экономико-правовыми отношениями - финансово-организационной оболочкой смысла образования, ставшей в условиях тотального рынка, редуциющего духа России, не средством, а самоцелью.
Система отечественного образования станет целостной, а следовательно и эффективной, только тогда, когда она будет духовной, т.е. направленной на развитие всех универсальных способностей человеческого духа в соответствии с его природой и эволюционным назначением: образование сознания, воспитание чувства и воли человека, развитие его физической природы, а также превращение образовательно-воспитательной деятельности в нравственно-правовой образ жизни. В этих целях и разработана интегральная программа для учителей - онтологическая и методологическая основа патриотического воспитания, которая состоит из двух частей: теоретической и практической.
В первой части рассматривается предмет воспитания - человек как эволюционный процесс и становление его сущности - духовность в качестве самоопределяющейся основы человеческой жизни, развивающейся в социальную действительность. Научная часть программы отвечает на вопрос, что такое духовность.
Во второй части излагается метод воспитания духовности как практически действующее самосознание предмета, превращающееся в процессе педагогической деятельности в мировоззрение и образ жизни учащихся. Практическая часть программы отвечает на вопрос, как воспитать духовность в душе ребенка.
В заключение даются методологические рекомендации в помощь создателям авторских школьных программ воспитания духовности и его составляющей - патриотизма.

Теоретическая часть. Предмет воспитания

ЦЕЛОСТНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ — УНИВЕРСАЛЬНАЯ ОСНОВА ДУХОВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ВВЕДЕНИЕ. ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ
1.1. Жизнь и воспитание.
1.2. Понятие воспитания.
1.3. Духовное рождение человека - смысл воспитания.

Целостное мировоззрение - универсальная основа человеческой жизни и педагогики. Смысл и специфика отечественного образования. Научное знание предмета воспитания? необходимое условие осознанной педагогической деятельности. Жизнь как всеобщий предмет педагогики. Понятия «образование» и «воспитание» человека и их соотношение.
Воспитание как самосознательная функция человеческой жизни? расширенно воспроизводящееся питание человека национальной духовностью.
Второе, духовное рождение человека? универсальный смысл и предмет воспитания. Его дифференциация на соответствующие виды и направления образовательно-воспитательной деятельности: выработка системного мировоззрения, характера, соответствующего смыслу жизни и назначению человека, и т.д., а также физическое, трудовое, нравственно-правовое, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, экологическое воспитание, другие виды воспитательной работы, образующие в своем взаимообусловленном единстве внутренне целостное, духовное воспитание учащихся.

ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК — САМОСОЗНАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ЕДИНОЙ ЖИЗНИ

2.1. Понятие и архитектоника мировой жизни.
2.2. Человек как микрокосм макрокосма.
2.3. Дух? сущность человека.
2.4. Понятие и формы человеческого духа.
2.5. Особенность человеческого бытия.

Определение единой жизни, ее инволюция и эволюция, смысл, основные законы и архитектоника.
Универсальный принцип аналогии. Человек? самосознательная микрокопия Вселенной. Смысл жизни и эволюционное назначение человека. Его структура и способы взаимодействия с макрокосмом как пространственно-временным проявлением единой жизни.
Понятие духа как самоопределяющейся сущности человека. Мышление, чувство и воля? творческие формы духа, их понятие, специфическое отличие и диалектика взаимообусловленности.
Особенность человеческой жизни как сознательно-волевого обмена веществ и энергий, осуществляемого мыслящим, чувствующим и практически действующим духом.

ТЕМА 3. ДУХОВНОСТЬ КАК ПОДЛИННАЯ ОСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

3.1. Духовность? сущность духа.
3.2. Логика становления духовности человека.
3.3. Дух как тело. Здоровье? сущность тела? телесная форма духовности.
3.4. Дух как мышление. Формы мышления. Истина? сущность мышления? интеллектуальная форма духовности.
3.5. Дух как чувство. Формы чувства. Моральность, красота
и любовь? интеллектуально-чувственная форма духовности.
3.6. Дух как воля. Формы воли. Свобода (добро) ? сущность воли? интеллектуально-чувственно-волевая форма духовности.
3.7. Единство здоровья, истины, моральности, красоты, добра и любви - духовность духа народа, творческая субстанция человеческой жизни, патриотизма и смысл воспитания.
3.8. Характерные черты российской духовности.
3.9. Бездуховность и ее преодоление.

Понятие духовности как творческой основы человеческой жизни. Становление духовности как процесс выработки человеком сущности своей материальной и духовной природы в условиях национальной культуры.
Понятие духа как субъекта духовности и бездуховности. Рождение телесной формы духовности. Дух в качестве тела. Структура тела. Способы создания и воспроизводства его сущности? здоровья как психофизиологического выражения духовности.
Способ мышления? способ жизни. Значение истинного и ложного мышления в жизни человека и общества. Истина? духовно-интеллектуальная основа человеческого бытия. Логический процесс становления мысленной формы духовности. Понятие «Я». Определение мышления. Дух в форме сознания, самосознания и разума. Истина в качестве определений бытия, категорий сущности и понятия. Истина? сущность мышления. Логическая структура истины. Понятийный способ мышления и его отличие от рассудочного мышления. Истина как процесс, способ и результат логической культуры мышления - интеллектуальное выражение духовности.
Дух в форме чувства. Понятие чувства, его формы и виды. Взаимосвязь чувства с телом и душой человека. Цель чувствующего духа? выработать свою сущность: моральность, красоту и любовь к Родине. Их понятие. Морально чистое, прекрасное и любящее чувство человека? интеллектуально-чувственное выражение духовности.
Понятие воли как практически действующего мышления. Самопревращение природной воли, произвола в свободу.
Понятие свободы как сущности воли. Свобода воли? закономерный способ удовлетворения жизненных потребностей человека? волевая форма духовности.
Духовность как материальность (жизненная реальность), одухотворенная разумным сознанием, моральным и прекрасным чувством и свободной (доброй) волей.
Духовность как интеллектуально-чувственно-волевая закономерность человеческой жизни, выраженная в качестве истины, добра, красоты и любви, ? самоопределяющаяся субстанция общества, действительная основа патриотизма.
Понятие духа народа как животворного корня социальной жизни. Характерные черты российского народа и формы их проявления. Выдающиеся исторические события и сыны Отечества. Основы национальной культуры народов России.
Понятие бездуховности как сознательно-волевого нарушения законов жизни. Виды бездуховности. Бездуховность в форме невежества, безобразия и произвола? триединая причина человеческого горя, зло, разрушающее и уничтожающее жизнь. Разумно-нравственное образование и патриотическое воспитание человека как средство преодоления бездуховности общества.

ТЕМА 4. РАЗВИТИЕ ДУХОВНОСТИ В СОЦИАЛЬНУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

4.1. Духовность в качестве здоровья как гармонии духа, души и тела, созданной человеком.
4.2. Духовность в форме науки как логически развернутой истины.
4.3. Духовность в форме экономики как предметно-практического выражения разумно-нравственного общественного труда.
4.4. Духовность в форме права как внешнего выражения свободы воли.
4.5. Духовность в форме морали как внутреннего состояния свободы воли.
4.6. Духовность в форме нравственности как единства внешней (юридической) и внутренней (моральной) свободы человека.
4.7. Духовность в форме семьи, гражданского общества и государства как всеобщего нравственно-правового способа жизнедеятельности народа.
4.8. Духовность в форме искусства как художественного воплощения красоты.
4.9. Духовность в форме религии как любви к Высшему, отношения конечного (человеческого) и бесконечного (Божественного) духа.
4.10. Внутренние и внешние формы духовности как условие, средство и способ национально-патриотической полноты жизни народа.
4.11. Духовность как социальная действительность в качестве интеллектуально-чувственно-волевой закономерности единства предметно-практических и сознательно-волевых форм духа народа.

Понятие духовности как социальной действительности. Логика развития духовности в виде предметно-практической и сознательно-волевой деятельности в систему экономических и нравственно-правовых отношений, в общественную жизнь, организованную в соответствующие социальные институты, семью, гражданское общество и государство.
Здоровье человека как психофизиологическое выражение духовности? результат разумно-нравственного образа жизни, гармонический союз духа, души и тела, живущих в согласии с законами эволюции мировой жизни.
Наука? теоретическая форма духовности, систематически развивающееся знание жизни. Логическое понятие как единство самосознательной закономерности предмета познания и разумного способа мышления, познающего истину, ? существенное содержание предмета и мыслящего «Я». Интеллектуальная форма духовности как понятийный, логически целостный способ мышления. Истинное знание? духовная основа человеческой жизни.
Экономика? предметно-практическая форма выражения духовности как осуществляемой цели общественного производства в соответствии с эволюционным назначением и смыслом человеческой жизни, с законами производственных отношений и с космическим законом экономии мировой энергии.
Право? внешнее (объективное) выражение духовности в качестве свободы. Правовые отношения как сознательно-волевая форма действительного существования экономических и других общественных отношений, объективно нуждающихся во внешнеобязательном регулировании со стороны государства. Право и закон (нормативный акт). Понятие и виды юридических прав и обязанностей. Правонарушение и юридическая ответственность.
Мораль? внутреннее (субъективное) выражение духовности в качестве закономерного умонастроения и внутренне свободного волеопределения человека. Понятие феноменов моральной воли: умысел, вина, намерение, благо, добро, зло, совесть. Конечность и несамостоятельность правовой и моральной духовности и их переход в свое основание? нравственность.
Нравственность? высшая сознательно-волевая форма социальной духовности как внутренне-внешнее выражение свободы воли.
Нравственный дух народа? субстанция социальной жизни. Соотношение духовности народа с уровнем развития жизни общества.
Воля, адекватная нравственной субстанции, ? нравственная обязанность. Виды обязанности. Патриотизм как дух личности, проникнутый нравственной субстанцией и государственностью.
В качестве непосредственного или природного духа нравственность существует в форме семьи.
В качестве самостоятельных лиц, организованных в правовую всеобщность, она предстает в форме гражданского общества.
В качестве самосознательной субстанции, развитой в свободную целостность мира, созданного самим духом, она - государство - завершенная форма объективного духа.
Семья как природная форма духовности есть нравственное единение, основанное на любви, браке, семейной собственности и воспитании детей.
Любовь как чувственно-самосознательное единство с противоположным полом, в котором человек обретает себя и в нем обладает значимостью полноты своего бытия.
Брак как непосредственное нравственное отношение, основанное на природном взаимовлечении полов, любви и нравственном долге. Моногамия? истинная форма брака. Телесное соединение-следствие нравственного союза.
Духовная связь? существенное в браке. Нерушимость духовно-нравственного отношения. Чувство стыда. Целомудрие. Духовный смысл брака, его нравственная цель.
Естественное рождение детей и их воспитание? второе, духовное рождение человека в культуре и нравственности.
Гражданское общество как система потребностей и общественного труда, социально-экономических отношений и правоохранительных органов и т.д.
Государство как гражданское общество, обладающее в лице соответствующих органов и учреждений адекватным практически действующим самосознанием.
Государство как систематически развернутая свобода духа народа в форме экономико-правовых, морально-нравственных и организационных явлений жизни общества, государственный организм, содержащий в себе в снятом виде менее развитые формы духовности? семью и гражданское общество.
Политическое государство как триединство законодательной, исполнительной и объединяющей их власти главы государства.
Искусство как художественная форма духовности. Существенное содержание искусства? художественно-прекрасное. Формы прекрасного как чувственно созерцаемой духовности.
Религия как единство понятия Бога и форм его существования в сознании, сердце и поступках человека (вера и культ).
Мировые формы религии.

Практическая часть. Метод воспитания

ДУХОВНОСТЬ КАК ЦЕЛЬ, ПРОЦЕСС, СПОСОБ И РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ

ТЕМА 5. МЕТОД ВОСПИТАНИЯ

5.1. Особенность педагогической деятельности.
5.2. Единство предмета и метода воспитания.
5.3. Понятие метода.
5.4. Структура метода.
5.5. Единство логико-психологической и этико-эстетической деятельности участников педагогического процесса? универсальный метод воспитания духовности.

Духовность как педагогический процесс в целом.
Специфика педагогической деятельности. Ее содержание: мир в его бесконечных дифференциациях, собственный дух учителя и противостоящий ему дух ученика.
Единство предмета и метода воспитания. Метод как практически действующее самосознание предмета воспитания, его творческая сознательно-волевая форма.
Всеобщая структура метода интегральной педагогики как единство:
- логически целостного способа мышления;
- специфической логики специфического предмета;
- возрастной логики человеческого духа как субъекта-объекта учебно-воспитательной деятельности (закон онто- и филогенеза).
Единство логико-психологической, этико-эстетической и физической деятельности участников педагогического процесса как интегральный метод воспитания духовности, вытекающий из триединства человеческого духа: мышления, чувства и воли, их триединой сущности: истины, красоты и добра, синтезированных в любовь, ? и форм их теоретического отражения: логики, психологии, этики, эстетики, других наук теоретического и практического духа.

ТЕМА 6. ОСНОВЫ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ

6.1. Принципы воспитания, вытекающие из природы человека, национальных особенностей и конкретно-исторических условий его жизни.
6.2. Соответствие метода воспитательной деятельности понятию, эволюционному смыслу и назначению человеческой жизни.
6.3. Соответствие педагогической деятельности законам эволюции? высший критерий истинности воспитания.
6.4. Соответствие учителя, учебников и воспитательных программ понятию духовности.
6.5. Духовность как цель, процесс, способ и результат воспитания.
6.6. Закон онто- и филогенеза.
6.7. Уважение учителем свободной воли ученика.
6.8. Учет особенностей характера и сознательно-волевого состояния ученика.
6.9. Золотое правило педагогики.
6.10. Естественность и целесообразность воспитания.
6.11. Логическая последовательность: от простого к сложному.
6.12. Соответствие средств и способов воспитания природе, формам и свойствам человеческого духа.
6.13. Целостность и сбалансированность развития универсальных способностей человека.
6.14. Самоопределение воли ученика.
6.15. Преодоление внутренних и внешних препятствий? необходимое условие воспитания духовности
6.16. Испытание.
6.17. К истине, добру, красоте и любви через расширение сознания, устремление, напряжение и дисциплину духа.
6.18. Единство универсальных способностей психофизически здорового человека: мышления, чувства и воли; их существенного содержания: истины, красоты, добра и любви; форм их научного выражения: логики, психологии, этики, эстетики? подлинный предмет и метод духовного воспитания.

Порядок идей есть порядок вещей (Спиноза). Истинность принципов воспитания человека как педагогическое проявление истинности знания его космически-социальной природы, смысла и назначения жизни.
Адекватность воспитательной деятельности эволюционным законам мировой и человеческой жизни? критерий истинности воспитания.
Бездуховные программы. Псевдодуховность педагогики.
Духовность педагогического процесса в целом.
Соответствие содержания и форм (способов) воспитания физическому и духовному состоянию ученика.
Свобода воли ученика? фундаментальный принцип духовного воспитания.
Учет особенностей характера ученика? конкретный подход к воспитанию.
Педагогично всё то, что способствует развитию духовности человека.
Естественность и целесообразность педагогического процесса. Восхождение от простого к сложному как необходимое условие воспитания духовности.
Соответствие разнообразных методик и приемов воспитания его всеобщей цели, особенностям каждой универсальной способности ребенка, его возрасту и уникальным свойствам характера.
Принцип целостности, равномерности и сбалансированности развития универсальных способностей ученика.
Теоретическое и практическое самоопределение учащихся? универсальный принцип учебно-воспитательного процесса.
Необходимость и способы преодоления внутренних и внешних препятствий. Испытание учащихся как условие их разумно-нравственного роста.
Способы расширения сознания. Воспитание устремления, напряжения и дисциплины воли как средства восхождения духа к своей сущности? истине, добру, красоте и любви.
Человеческий дух как субъект и объект, процесс, средство, способ и результат педагогической деятельности. Его универсальные формы, их существенное содержание, формы научного выражения содержания? не только моменты предмета, но и метода интегрального, или духовного, воспитания.

ТЕМА 7. ВОСПИТАНИЕ КАК ПРОЦЕСС ВОЗНИКНОВЕНИЯ, РАЗВИТИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ

7Л. Понятие учителя и ученика.
7.2. Педагогическое отношение.
7.3. Педагогическое противоречие.
7.4. Педагогическое наказание.
7.5. Нежность любви и суровость долга.
7.6. Разрешение педагогического противоречия.
7.7. Педагогичность педагогики.

Диалектическое противоречие между учителем и учеником? творческий нерв педагогического процесса.
Что такое учитель и ученик с точки зрения интеллектуально-чувственно-волевого состояния их духа? Различие между ребенком и учеником. Кем является учитель для учеников младших и старших классов?
Педагогическое отношение как живая «клеточка» практической педагогики. Элементы педагогического отношения и логика его развития в учебно-воспитательный процесс.
Понятие педагогического противоречия и причины его возникновения.
Понятие педагогического наказания. Его виды и условия применения.
Любовь и требовательность к детям? две стороны интегральной педагогики. Их специфика и соотношение.
Способы и результат разрешения педагогического противоречия.
Всякая ли учебно-воспитательная деятельность педагогична по своему понятию?. В чем заключается критерий педагогичности педагогики и не является ли такое выражение тавтологией?

ТЕМА 8. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА

8.1. Самоопределение, самосозерцание, самоощущение.
8.2. Внимательность, устремленность, концентрированность.
8.3. Наблюдательность, чуткость, стремительность.
8.4. Воображение и другие динамические состояния духа.

Что такое психологические свойства человека? Чем они отличаются от его духовно-нравственных качеств и как соотносятся между собой? Общее и специфическое в методиках воспитания психологических и разумно-нравственных свойств человека.
Понятие указанных состояний духа. Их соотношение и роль в развитии духовности школьников.

ТЕМА 9. ВОСПИТАНИЕ КАК ДУХОВНОЕ РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПО ЗАКОНАМ ЗДОРОВЬЯ, ИСТИНЫ, КРАСОТЫ, ДОБРА И ЛЮБВИ

9.1. Практика воплощения в жизнь программы духовного поведения: образ —> действие —> привычка —> характер.
9.2. Воспитание здорового образа жизни. Питание солнцем и стихиями мира. Наука и практика духовного и физического здоровья.
9.3. Формирование разумно-целостного способа мышления. Питание истиной. Логика.
9.4. Развитие духовной саморегуляции. Практическая психология.
9.5. Воспитание прекрасного чувства. Питание красотой. Эстетика.
9.6. Воспитание свободной, нравственно-правовой воли. Питание добром. Этика.
9.7. Воспитание и самовоспитание высших качеств человечекого духа:
- любви, сострадания, милосердия;
- радости, торжественности, искренности;
- терпения, героизма, самоотверженности;
- трудолюбия, самопожертвования;
- целомудрия;
- чувствознания (интуиции);
- других высоконравственных качеств духа.
9.8. Воспитание труженика и патриота. Трудовое обучение и воспитание. Отечественная история и культура.
9.9. Воспитание гражданина мира. Мировая культура.
9.10. Воспитание духовно развитого микрокосма как гармонического единства духа, души и тела, творчески взаимодействующего с макрокосмом.
Воспитание как педагогический процесс развития духа ученика в соответствии с сущностью его универсальных способностей. Здоровье, истина, красота, добро и любовь как видовые определения духовности. Их понятие, специфическое отличие друг от друга и взаимообусловленность, а также особенность метода их воплощения в педагогическую практику.
Характеристика каждого элемента динамической системы воспитания духовности. Образ —> действие —> привычка —> характер.
Методика воспитания здорового образа жизни. Роль солнца и стихий мира в физическом питании человека. Всеначальная энергия как жизненная субстанция телесного человека. Значение правильного питания, сна, отдыха, умственного и физического труда в создании здоровья человека. Гигиена духа и тела. Взаимодействие духовного и физического здоровья. Нравственность и здоровье. Методика управления телом и жизненными функциями человека.
Логика как процесс саморождения истины и методология обучения истинному мышлению. Возрастная методика формирования культуры мышления. Логика в форме чувственно созерцаемого образа и логика развивающегося понятия. Интеллектуально-моральное качество мысли. Влияние мысли на жизнь человека и окружающий мир. Истина как полнота жизни четвертого измерения и духовная пища мыслителя.
Практическая саморегуляция? творческое условие воспитания духовности. Методика духовной саморегуляции как процесс: создание психологической тишины ума; эмоциональное равновесие; динамическая концентрация на соответствующей идее, ее визуализация и т.д.
Красота как интеллектуально-чувственное питание души. Соответствие метода эстетического воспитания специфической природе человеческого чувства.
Наивысшие произведения искусства как синтез истины, красоты, добра и любви. Реальное погружение школьников в живую стихию красоты. Творческая работа (жизнь) красоты в душе человека и сотворчество (проживание) души с красотой и в красоте. Индивидуальное художественное творчество. Эстетика как идеальная форма выражения прекрасного.
Добро как добровольно осуществляемая истина, красота и любовь. Орган добра? сердце. Добросердечность и добротолюбие как внутреннее состояние души, поступок и образ жизни. Методика воспитания добра как духовного питания ума и сердца. Способы превращения морально свободной цели поведения в практику повседневной жизни по принципу: «как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними». Воспитание добра и патриотизма на соответствующих примерах духовных личностей отечественной истории. Соотношение добра и силы духа. Понятие зла как антипода добра. Зло? синоним разрушения и смерти. Причины зла и способы его преображения в добро. Этика как теоретическая форма систематического выражения понятия добра, наука нравственно-правового образа жизни.
Высшие качества человеческого «Я» как конкретное содержание духовности. Их характеристика и взаимосвязь. Методика воспитания высшей духовности человека. Изучение жизни героев и подвижников отечественной истории и подражание им. Беседы о духовности и патриотизме. Повседневная реализация одного или нескольких высоконравственных качеств духа.
Воспитание целомудрия. Понятие пола. Значение половой энергии как аспекта мировой энергии в жизни человека. Способы преображения половой энергии в духовную энергию. Понятие любви. Любовь? универсальный закон мировой жизни. Виды любви. Понятие брака. Брак как единственное условие половых отношений. Целомудрие как мудрость целостности человека, высшее состояние его духовности. Понятие семьи и ее назначение в человеческой жизни.
Осознание вдохновенного труда как абсолютной субстанции мироздания. Труд? творческий источник жизни и эволюции человека. Методика трудового воспитания. Труд как участие всех универсальных способностей человека в выработке и реализации их духовного содержания. Творчество, серьезность, подлинность и коллективный характер труда как педагогическое условие трудового воспитания школьников.
Любовь к Родине? высшее содержание духовности человека. Воспитание патриотизма через изучение краеведения, отечественной истории и культуры, экскурсии и путешествия по России, а также приобщение к народной культуре путем практического участия в различных видах народного творчества, играх и т.п.
Человек как потенциальный гражданин мира. Соотношение отечественной и мировой культуры. Приобщение к культуре человечества через изучение мировой истории, материальной и духовной культуры планеты.
Гражданин мира? патриот своего Отечества.
Целостное воспитание духовности как всестороннее и сбалансированное развитие всех универсальных способностей учащихся. Гармония духа, души и тела человека? результат его всестороннего развития.
Духовность как творческая взаимосвязь человека с космосом? основа, средство и способ подлинно человеческого бытия.

ТЕМА 10. ДУХОВНОСТЬ, ЭТИКА И ЭТИКЕТ

10.1. Этика - наука о духовно-нравственном образе жизни.
10.2. Этикет - форма практической этики.
10.3. Этикет как предмет школьной программы и практическая духовность учащихся.

Духовность - существенное содержание этики? науки о нравственности. Этикет? практическая этика, способ действительного существования духовности в жизни человека. Правила этикета в разнообразных жизненных отношениях. Метод преподавания этикета в школе. Соблюдение правил этикета как духовно-нравственный способ жизни учащихся.

ТЕМА 11. ДУХОВНО И ФИЗИЧЕСКИ РАЗВИТАЯ ЛИЧНОСТЬ — ОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ СМЫСЛ ВОСПИТАНИЯ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РЕСУРС-САМОЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ

11.1. Понятие духовно развитой личности.
11.2. Духовная личность как историческая реальность и идеал.
11.3. Жизнь духовно и физически развитого человека в национальной культуре по законам истины, добра, красоты и любви как воплощенный смысл духовно-нравственного, патриотического воспитания.

Личность как органическое единство развитой духовности всех универсальных способностей человека, координация его духа, души и тела; жизнь в соответствии с ее смыслом и назначением.
Личность как эволюционный процесс. Конкретно-историческое понятие личности. Личность как бесконечный идеал.
Исторически возможная реализация понятия человеческого духа, его многообразная живая духовность? воплощенный смысл воспитания.

ТЕМА 12. УЧЕБНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ

12.1. УРОК.
12.1.1. Воспитание духовности на основе единства логико-психологической и этико-эстетической деятельности как всеобщей методологии образовательно-воспитательного процесса.
12.1.2. Воспитание через постижение духовного содержания соответствующих предметов школьной программы.
12.1.3. Воспитание духовности путем изучения предметов, являющихся теоретической формой отражения универсальных способностей человека (логика, психология, этика, эстетика), интегральных предметов, формирующих целостное мировоззрение и национальное самосознание учащихся, а также претворения в жизнь полученных знаний.
12.2. ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ
12.2.1. Клубные занятия, кружки, секции, объединения по интересам.
12.2.2. Научные общества учащихся.
12.2.3. Школьные музеи и кооперативы.
12.2.4. Хоровое пение, путешествия и др.
12.3. ВНЕШКОЛЬНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
12.3.1. Центры творчества детей и др.
12.4. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
12.4.1. Родительские школы.
12.4.2. Психолого-педагогические консультации для родителей.
12.4.3. Совместные формы духовно-ориентированного творчества и досуга.

Так как на любом уроке в той или иной степени задействованы нераздельные между собой мышление, чувство и воля ученика, то учебно-воспитательная работа должна сознательно осуществляться на основе единства логико-психологической и этико-эстетической деятельности как всеобщей методологии интегрального педагогического процесса.
Поскольку истина, красота и добро, синтезированные в любовь, являются триединой сущностью триединого духа, то развитие логической культуры мышления, морально-эстетическое и нравственное воспитание чувства и воли учащихся возможно и необходимо посредством соответствующего содержания школьных предметов.
Духовно-нравственное воспитание школьников путем изучения и претворения в жизнь предметов, являющихся теоретической формой отражения универсальных способностей человека.
Для реализации отечественного, а не абстрактно-мирового смысла образования необходимо преподавать духовно развивающие предметы наряду с другими предметами образовательных программ и осуществлять педагогическую деятельность таким образом, чтобы логика, этика, эстетика, краеведение, история культуры России, основы правосланой культуры и мировых религий явились бы духовными принципами методологии учебно-воспитательного процесса. В результате этого педагогика из вербально-абстрактной и рационально ориентированной, каковой она преимущественно является, превратится в духовно-направленную, интегральную педагогику.
Смысл отечественного образования? раскрытие сущности человеческого духа (истины, добра, красоты и любви), духовное рождение человека в культуре и национальном самосознании? животворном корне личности, семьи, гражданского общества и государства.
Духовность как основа содержания и формы различных видов внеурочной школьной и внешкольной воспитательной работы.
Родительская школа. Последствия супружеской неверности. Образ жизни перед рождением ребенка.
Влияние духовности и бездуховности родителей на судьбу их ребенка. Основы семейного воспитания.
Значение совместных форм воспитательной работы семьи и школы для духовного развития учащихся.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ АВТОРСКИХ ШКОЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРЕДМЕТА ПРОГРАММЫ

1. Духовность как творческая субстанция (зерно), саморазвивающаяся (произрастающее) в систему соответствующих определений (части растения), образующих в своем координированном и субординированном единстве образовательно-воспитательную программу (растение в целом). И наоборот, научные определения, составляющие программу (элементы растения), ? это многообразные формы проявления понятия духовности (жизни зерна), которое пронизывает и питает собой все свои части, органы и способы существования и удерживает их в живом, различенном единстве.
2. Духовность в форме триединства универсальных способностей человека: мышления, чувства и воли; их триединой сущности: истины, красоты и добра, синтезированных в любовь; формы их теоретического отражения? логика, психология, этика и эстетика. Все эти элементы, составляющие понятие духовности и научный способ его выражения, должны в соответствующей логической последовательности присутствовать в каждой образовательно-воспитательной программе и служить онтологической основой формирования целостного мировоззрения и воспитания духовно-нравственного образа жизни.
3. Духовность в ее национальной особенности. В качестве научного понятия духовность? абстракция. В живой действительности духовность существует в виде особенного (национального) содержания духа народа, выражающегося в форме всей совокупности общественных отношений: обычаев, традиций, народного творчества, политики, экономики, морали, права, нравственности, культуры, государственности, религии и патриотизма. Задача школы? воплотить в разум, сердце и волю учащихся дух России, воспитать детей в духе любви к своему Отечеству.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДА ПРОГРАММЫ

1. Духовность как цель, средство, процесс, способ и результат воспитательной деятельности.
2. Духовность в форме онто- и филогенеза? процесса духовного становления конкретного человека, повторяющего в сокращенном виде ступени развития человеческого духа от простого, природно-чувственного к сложному, понятийному, свободному и духовно-конкретному, ? творческая основа возрастной педагогики.
3. Духовность как единство логико-психологической и этико-эстетической деятельности субъектов педагогического отношения - фундаментальный принцип интегральной педагогики.

Магнетизм понятий "духовность", "дух" очень велик и будет увеличиваться с каждым днём. Причина не только в том, что стремительно разлагающиеся "материи" уходящего мира обнаруживают отсутствие во многих человеческих сознаниях прочных опор, которые стали бы в этом быстро меняющемся мире новой и более надёжной основою для развития более сознательной нравственности, более устойчивой в Добре воли, более ясного ума, более широкого мировоззрения. Духовность востребована как никогда прежде: и теистами и атеистами, и просвещёнными сознаниями, знающими о предстоящем, обусловленном Законом Эволюции, новом взлёте в развитии человечества, и теми, кто вопреки закону необратимости Времени, мечтает вернуть устойчивость этому миру путём возвращения к прежним формам жизни. Но процессы постоянно сменяющихся волн бытия необратимы, и ни патриархальность взаимоотношений поколений, ни закостеневшие в невежестве религии, ни тем более ограниченный узким прагматизмом интеллектуализм современного образования не могут решить задачу преодоления бездны бездуховности и бескультурья, разверзшейся перед человечеством. Только новый уровень Знания о Жизни, о Человеке станет опорами моста, по которому человечество пройдёт в Будущее, к раскрытию всех потенциальных возможностей своего духа и сознания. И главной причиною магнетизма всех понятий, производных от слова "дух", является именно наличие в человеке внутренней, глубокой природы, которая, будучи достаточно развитой, проявляет себя в том числе и как свет духовности. И первым сознательным проявлением духовности является так называемое искание Истины - стремление сделать достоянием сознания ощущаемое сердцем наличие имманентного единого Гармонического Потока Бытия, познать его Великие Закономерности, обрести единство с ними, став сознательной и творческой силой в этой прекрасной неразделимой Величественной и Безграничной Целостности - Мироздании. Эти искания Истины - то есть подлинной Реальности - присущи каждой человеческой душе, достигшей соответствующего "возраста" в своём духовном развитии, и потому могут проявляться как главные потребности духа уже в раннем детском возрасте. В каких бы формах эта достигшая уровня активности духовность ни проявлялась: как стремление к самым возвышенным формам красоты, к глубоким сущностным познаниям или деяниям добра для всех людей - это всегда проявления внутреннего человека в человеке, его бессмертной индивидуальности.

Современная наука узкоматериалистична, религия же не владеет знанием, поэтому все разговоры о духовном: о духовных потребностях, духовном воспитании, о духовности - лишены прочной опоры - точного знания, и эта опора должна быть обретена. Агни-Йога, Учение Е.П. Блаватской - это Учение о человеке и о законах духовного развития. Вне этих современных и прогрессивных знаний невозможно строить современное воспитание.

Не должно быть ничего отвлеченного в понятии духовность, так же как в понятиях дух, душа, сердце. Сущность явления "духовность" открывается в свете знаний о внутреннем строении человека.

Духовность есть накопление сознанием тончайших энергий. В основе человеческого сознания - бессмертное зерно духа, искра, единосущная с Единым Началом Бытия. На основе этого сокровенного зерна человеческой природы происходит накопление тончайших энергий: в результате проявлений воли и стремлений, в результате мышления и деятельности под воздействием магнетизма искры духа эти накопления нарастают, постепенно становясь проводником излучений зерна духа во внешний мир. Духовность подлинная - это свет искры духа (зерна духа) в человеке и следствие накоплений высших энергий.

«Духовность есть основа всякого Бытия вечного, или бессмертного. Духовность развивается на яром росте врожденного инстинкта» (Рерих Е.И. Письма Том IX (1951-1955 гг.). - М., 2009 - С.322).

Безусловная любовь и безусловная радость, героизм и сострадание - все высшие чувства и высшее мышление, стремление к познанию сущности и цели Бытия - это энергии проявляющейся духовности, которые в то же время обеспечивают ее накопление.

Только энергетический подход ко всем важнейшим понятиям психологии даст продвижение в понимании явлений внутренней природы человека, выведет из состояния абстракции все высшие понятия, в том числе понятие духовность. «Ярая сознательность есть развитие психической энергии, которая и является Божественным Даром, уявляя распознавание. Именно психическая энергия является основою совершенствования Космоса и утончения его всеначальной энергии. Всеначальная энергия является основою созидания Космоса, и ярая в страстном напряжении при сочетании с разнообразными элементами на протяжении эонов бесконечных слагает сложнейший психический аппарат, через который действует уже психическая энергия, явленная в каждом существе в различной степени… Интеллект, уравновешенный с высокой духовностью, - великая Мощь в Космосе. Высокая Духовность есть ярая Любовь ко всему Прекрасному» (Рерих Е.И. Письма Том IX (1951-1955 гг.). - М., 2009 - С.323).

Все высшие человеческие качества есть прежде всего энергии, или качества единой энергии, со всеми свойствами энергии: неуничтожимость, магнетизм, способность к взаимодействию.

Все высшие и тончайшие энергии, явленные человеческой личностью, образуют ее нетленные накопления. Неуничтожимость духовных накоплений есть один из главных законов развития человеческого сознания и духовности, без осознания которого невозможно правильно подойти к вопросам воспитания.

В свете этого закона каждый ребенок - не tabula rasa, но и не обязательно гений. Множество взаимоисключающих концепций воспитания обретут золотую середину истины, если будет осознано, что каждый вновь родившийся человек - носитель своих собственных накоплений, достижений труда и мышления в прежних существованиях. И, соответственно, обладатель разной степени духовности - единственного неотъемлемого и подлинного сокровища каждой человеческой личности (как и разной меры опыта мыслительной и творческой деятельности, меры развития различных качеств, наследуемых у себя же самого). Закон перевоплощения, благодаря которому и осуществляются накопления всех способностей, талантов, духовности и эволюция человека в целом, - важнейший закон развития человека в его беспредельном пути жизни.

Духовные потребности человека не имеют ничего общего с перечислениями потребностей личности, ошибочно называемых духовными: интеллектуальных, социальных, творческих, эстетических, потребностей в "самореализации", "самоактуализации" и т.д.

Искание Истины, или потребность в Знании основополагающем, потребность в Красоте абсолютной и стремление к деяниям Блага для всех людей - эта триада является единым основанием для определения "степени"духовности проявляемых потребностей. Духовные потребности - это выявление накопленной духовности в центростремительном движении этого синтеза тончайших энергий к своему Истоку - к Началу Бытия.

Воспитывая ребенка, каждый взрослый должен знать, что всякое проявление познавательной потребности ребенка должно быть освещено знанием Основ Бытия: о бессмертии человеческого сознания, о перевоплощении, о Высшем Мире, о Высших Руководителях человеческой эволюции, о Жизни и Мысли, разлитых во всем бесконечном Пространстве… Эти основные знания о Мире станут прочной основой детского оптимизма в любых условиях жизни и основой правильного развития интеллектуальных сил и потребностей, которые должны быть также объединены с чувством Красоты и желанием делать добро для всех людей. И сама потребность в Прекрасном, присущая каждой человеческой душе, должна быть направлена к утончению, а качество трудолюбия одушевлено сознанием полезности труда не корыстного, но приведенного в созвучие с эволюционной необходимостью. «…даже ребенка можно спросить: что считаешь наиболее важным сейчас?» («Озарение», §341).

Современная школа не может разрешить ряд мнимых противоречий: демократичность и необходимость безусловного авторитета учителя, свобода воли и необходимость дисциплины и др. Только просвещение и учителя, и учащихся об основных Законах: Закон свободной воли, Закон причин и следствий, утверждающий абсолютную ответственность каждого за все свои выявления, Закон Иерархии, говорящий человеку о существовании бесконечной восходящей Лестницы Сознаний и необходимости подчинения низшего Высшему… - даст равновесие и верный путь для развития взаимоотношений в образовательной сфере. Так, несоизмеримо в свете этих знаний говорить о каждом школьнике как об "Ученике", также безответственно по отношению к юным ставить под сомнение абсолютный авторитет учителя, ибо каждый делящийся хотя бы крохой полезных знаний и своей энергией, будет достоин высшего уважения (и высших условий жизни и труда). В древнеиндийской Нити-шастре говорится, что ученик даже всеми богатствами мира не мог бы оплатить деяние учителя, раскрывшего ему духовный смысл хотя бы одной буквы.

Воспитание духовности как процесс накопления энергий Мысли, Красоты, сердечного устремления и общения с Высшим Миром, не нуждается в обязательной причастности к церковным организациям, но лишь в основных знаниях о Бытии и человеке, укрепляющих духовный инстинкт. «Религии запугали человечество судом и лишили дерзаний. Человек, отдавшийся слепо государственной религии, подобен ослу, несущему неизвестный груз. Можно ли религию допускать как полицейское требование? Можно ли принимать на веру приговор неизвестных людей, получающих плату за общение с небом?» («Агни-Йога», §245).

За Просвещение молодёжи вполне несет ответственность старшее поколение, интеллигенция, также, как государство несет ответственность за то, чтобы каждый ребенок был обеспечен всеми необходимыми условиями для здоровой жизни и развития, получил доступ к знаниям и мог выбирать свой путь в соответствии со своими способностями, а не сиюминутными требованиями рынка или материальным положением родителей.

Утверждение закона социальной справедливости - тема неотделимая от темы "Духовные горизонты детства". Если в стране важнейший для человеческого развития труд стоит в шкале ценности на низшей ступени, все горизонты детского развития будут затемнены мышлением узкого прагматизма, а немногие герои по-прежнему будут пополнять ряды мучеников за благо и просвещение людей. «Можно настаивать, чтобы учителя пользовались наилучшими условиями, чтобы они могли всецело посвятить себя тончайшему воспитанию. Но таких государств еще не существует. Между тем, сложность жизни и научных открытий требует проникновения в напутствии детей» («Надземное», §425). «…нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны. …Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Может ли человек, униженный и утесненный, говорить о Надземном, указать красоту небосклона и расширить мысль маленьких слушателей?» («Надземное», §663).

Страны, которые игнорируют сущностные духовные потребности ребенка, потребности в высших формах Красоты, Познания, в бескорыстном деянии добра, вынуждая с ранних лет думать о выживании, и в выборе образования и профессии руководствоваться не призванием, а мотивом жизнеобеспечения, обрекают себя на регресс.

Чтобы открыть детям духовные горизонты их развития, красоту бесконечного и радостного пути жизни, необходимо:

1) создать достойные жизненные условия каждому ребенку;

2) обеспечить высшее положение в стране учителю - человеку, от которого зависит воспитание новых поколений;

3) утвердить широкое просвещение об Основах Бытия, о сущности и цели человеческой жизни.

И, наконец, Культура должна стать единым подходом ко всем вопросам жизни, образования детей, главным принципом и энергетическим критерием.

Понятие Культура для человечества на данном этапе истории является понятием спасительным, ибо объединяет в себе все важнейшие явления: и духовность, и высокое мышление, и Красоту, и мотив Общего Блага во всякой деятельности и творчестве. Именно поле Культуры в самом высшем значении этого понятия: Свет, истинность, соответствие жизни с Законами Бытия - явится той необходимой средой, в которой будет развиваться каждый ребенок, открывая новые горизонты своих сил и возможностей.

М.В. Гореликова (Беларусь, Полоцк)