Чему старшее поколение может научиться у младшего. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети? Они готовы потратить годы на поиски себя

/ / / Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?

Отцы и дети часто оказываются по разные стороны баррикад из-за разногласий по тому или иному поводу. К сожалению, они нечасто задумываются о том, что могут многому научиться друг у друга. Да-да, и «безнадежно отставшие» отцы, и неисправимые максималисты-дети могут стать примером или советчиком.

Так чему же разные поколения могут научить друг друга? На стороне отцов опыт и житейская мудрость. Они редко рубят с плеча, ведь уже научились жить по закону: «семь раз отмерь, один раз отрежь». Этого часто не хватает детям. Молодые люди, как правило, совершают поступки, а уже потом думают о последствиях. Иногда те самые последствия застают их врасплох, ставят в тупиковое положение. Если бы молодежь научилась трезво оценивать действительность, то избежала бы многих проблем. Также у отцов следует поучиться жить спокойно, ценить каждый момент, ведь жизнь у нас одна.

Старшему поколению стоит поучиться у младших решительности. Рассудительным отцам ее иногда не хватает. Также молодежь может научить быть более гибким во мнениях традициях, подстраивать их под те или иные условия. Я считаю, что в наше время это очень важно. Молодежь более открыта переменам, старшим этого зачастую не хватает. Также отцам нужно бы взять от молодого поколения немного непосредственности.

Сказанное можно дополнить аргументами из литературы. Николаю Болконскому из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» стоило бы поучиться у своих детей быть мягче. Если бы он повнимательнее присмотрелся к княжне Марье, может быть, начал бы уступать другим, когда это действительно нужно. В то же время Марья могла бы научиться у отца отстаивать свое мнение. Андрей Болконский после Аустерлица мог бы многим открыть глаза на истинный смысл жизни, поучиться у него стоило бы даже старшим.

Герои произведения Л.Н. Толстого доказывают, что отцы и дети могли бы многого научиться друг у друга, если бы умели признавать свои недостатки и замечать достоинства других.

Вика Люберецкая из романа Б. Васильева «Завтра будет война» была очень похожа на отца характером. Как и он, девочка не отказывалась от своих взглядов даже под давлением Валендры. Героиня была хорошим другом, хоть пускала в свою душу далеко не всех. В конце романа проявляется еще одно положительное качество героини – она не умеет предавать близких. То что, она совершила самоубийство, одобрить, конечно, трудно, но такой верности стоило бы поучиться многим взрослым.

Этот пример, как и предыдущий, показывает, что отцы и дети должны отмечать для себя лучшие качества друг друга и воспитывать их в себе.

Раздумья над поставленным вопросом можно завершить следующим выводом: если дети будут наблюдать за отцами, а отцы за детьми, они смогут воспитать в себе лучшие качества и избежать множества проблем.

Об этом “НГ” спросила у своих респондентов накануне Дня пожилых людей, который отмечается сегодня

Светлана БОРТКЕВИЧ, главный врач 11-й городской клинической стоматологической поликлиники:
- Меня удивляет и восхищает трудолюбие старшего поколения. Когда старики выходят на пенсию, они все равно продолжают трудиться. Помогают детям воспитывать внуков, вести домашнее хозяйство, выращивают на даче овощи и фрукты, что только приумножает их жизненные силы. Наши бабушки и дедушки всегда при деле, чего, увы, не скажешь о многих молодых людях. Нередко дети готовы платить большие деньги только за то, чтобы не ухаживать за своими стариками. Не поэтому ли пожилые люди при живых обеспеченных родственниках довольно часто оказываются в домах престарелых? Прекрасно, что о них заботится государство. Но почему нашим бабушкам и дедушкам в голову даже не приходило отправить своих немощных родителей в социальный приют, а мы это считаем едва ли не нормой? Что с нами происходит, люди?

Татьяна СИНЬКЕВИЧ, заведующая отделением дневного пребывания инвалидов территориального центра социального обслуживания населения Ленинского района Бобруйска:
- Умению радоваться жизни. К нам в центр приходит много пожилых людей для участия в различных клубах: занимаются физкультурой, выезжают в туристические поездки, поют, танцуют. В последнее время я вижу у пожилых большую тягу к освоению компьютера. Он необходим им для общения с детьми и родственниками, которые живут далеко. Некоторым бабушкам и дедушкам за семьдесят, а они не теряют оптимизма. К примеру, председатель одного из наших клубов по интересам, воспитывающая дочь-инвалида, несмотря на тяжелые испытания, очень энергичная и элегантная женщина. Она всех заряжает своей энергией. Такому активному интересу к жизни и стремлению к общению, жизнерадостности и оптимизму можно и хочется учиться.

Дмитрий САЙКОВ, психотерапевт, шоумен, певец:
- Современной молодежи чуждо понятие традиций, “белорускости”, любви к родному - того, что свойственно старшему поколению. Мы можем научиться всему этому у старших. Главное - не бояться принимать советы со стороны и не пренебрегать ими. Сам не могу сказать, что молод. Оглядываюсь назад и понимаю, что прислушивался бы я к словам старшего поколения - избежал бы многих ошибок в жизни. Старшие люди обладают тем, чего у многих пока нет в силу возраста, - мудрости, того, что и складывается из жизненного опыта. Мы должны ценить это.

Евгений СВИДЕРСКИЙ, протоиерей:
- Если говорить о божественных заповедях, заповедь о любви к родителям должна пониматься вообще по отношению к старшим людям. Мы должны почитать старших и не пренебрегать их советом, понимать, что опыт жизни не купишь ни за какие деньги. Жизнь прожить - не поле перейти. Эта народная мудрость говорит о том, что тот, кто пренебрегает опытом старших, лишает себя возможности и понять жизнь, и уважать самого себя. Ни одно растение, дерево не может существовать без корня. Так же и человек. Он не может даровать сам себе жизнь. Уже одного этого достаточно для того, чтобы уважать старших, дарить им свою заботу и прислушиваться к их мудрым словам.

Екатерина ЧИГИРОВА, учитель начальных классов Докторовичской средней школы, Копыльский район:
- Мне кажется, отзывчивости и взаимопомощи. Это те моральные качества, которые, как ни странно, помогают находить баланс между материальным и духовным. Люди старшего поколения, например, моя свекровь, в любой ситуации приходят друг другу на помощь, не оставят в беде. У нынешнего молодого поколения между друзьями и соседями такие отношения практически угасли. Кроме того, пожилые люди умеют расставлять приоритеты, сдерживать свои желания, предвидеть будущее, грамотно распоряжаться доходами, а это также повышает материальное благосостояние. К примеру, мать моего супруга - пенсионерка, и у нее четверо детей. Получая пенсию, она умудряется материально помочь каждому своему ребенку. При этом счастье, как она говорит, не в деньгах, главное - уважать друг друга.

Анна-Роза ЛОЛИННИ, бывший учитель, ныне пенсионерка из Шклова:
- Мой папа - итальянец, а мама - белоруска. Такая “смесь”, естественно, сказалась на моем характере. Когда я была моложе, то отличалась горячим нравом и принципиальностью. Спорщицей была непревзойденной. И мама всегда говорила мне: “Научись прощать, будь доброй, и все к тебе вернется сторицей”. Но разве молодость слышала эти мудрые слова? У стариков следует учиться терпению, душевности, доброте, готовности прийти на помощь в любую минуту. На мой взгляд, когда человек стареет, на жизнь он смотрит совсем другими глазами. А главное - у него есть время пересмотреть многие жизненные ценности, отбросить всю шелуху и сконцентрироваться на главном, что не всегда могут сделать молодые люди.

Мы часто стремимся учиться у вышестоящих, забывая о нижестоящих. И напрасно. Следующие за нами поколения несут в себе новую парадигму управления и взаимодействия с людьми. У них всегда есть чему поучиться.

Раскрепощенность и внутренняя свобода. У молодых лидеров практически отсутствует страх показать свои слабости. Одна из заметных ценностей новых поколений - стремление быть самим собой и быть открытым к обмену эмоциями. У многих их предшественников произошел отрыв от реальности, так как им привычнее было находиться в узких организационных рамках, когда формат «конечно, босс!» легко подменял диалог и освобождал от необходимости оппонировать.

Лидеры нового поколения готовы демонстрировать коллегам то, что все мы лишь живые люди - со слабостями, страхами, желаниями и увлечениями. Это же качество помогает им оставаться менее политизированными и иерархичными. Они уверенно общаются с людьми вне зависимости от их социального статуса, образования, опыта и возраста, открыто делятся подробностями своей жизни в социальных сетях, что создает гораздо более благоприятную среду для качественного межличностного диалога.

Прямота без оглядки. У новых лидеров практически отсутствует деструктивная и тормозящая политкорректность. Гораздо чаще, чем их старшие коллеги, они выражают свои мысли и несогласие открыто и честно. В долгосрочной перспективе такое поведение более созидательно, оно подкупает. Так что если хотите так же подкупить босса, попросите кого-то из ваших подчиненных дать вам небольшой мастер-класс в обмен на немедленное повышение по службе.

Близость к своим командам. Она проявляется в искреннем интересе к жизни коллег, уважении к их личному пространству, а также неравнодушном отношении к их профессиональному развитию. Сравнивая с недалеким прошлым, я наблюдаю любопытное явление - при повышающейся важности баланса между работой и личной жизнью формальная грань в общении на рабочем месте между современными молодыми людьми быстро истончается. Такой более теплый контакт и вытекающая из него настроенность на сотрудничество приносит в конечном итоге лучший результат для организации. Чудеса синергии.

Внимание к деталям, выходящим за рамки должностной инструкции. Успешные молодые лидеры - это те, кому до всего есть дело, они ориентируются во многих аспектах работы организации и технологиях, они часто выступают агентами изменений. Их внимание к деталям позволяет не только быстро находить, анализировать и устранять слабые места, но и просчитывать действия конкурентов на несколько шагов вперед. Если, конечно, вы готовы выслушать их мнение и последовать их советам.

Увлеченность своим делом. Для лидеров нового поколения работа - это не обязанность, а серьезная самореализация и даже хобби. Это идейные люди, которые смотрят на многие жизненные процессы интегрально. Они зарабатывают, чтобы получать удовольствие от своей насыщенной жизни. Много работают, но тратить успевают и не боятся. На путешествия, на спорт, на увлечения, на близких, на благотворительность.

Желание взаимодействовать друг с другом. У лидеров нового поколения выше готовность взаимодействовать, я бы даже сказал - потребность. Они непринужденнее образовывают группы и сообщества, обмениваются мнениями, практиками и ноу-хау. Работая же в проектных командах в рамках одной компании, они безо всякого опасения за результат могут находиться не просто за пределами офиса, но и на разных континентах. И даже не сетуют на разницу во времени.

Одно остается неизменным из поколения в поколение - важность объединять команду общей идеей, общей целью. Так что если вам удается увлекать таких лидеров за собой и разделять с ними некую общность, они даже простят вам отсутствие аккаунта в социальных сетях.

Алексей Штейнгардт


Часто ли ребенок, особенно в подростковом возрасте, прислушивается к мнению старшего поколения? Слова родителей о том, «что будет, если…» обычно молодежь пропускает мимо ушей, несмотря на то, что у матери и отца, как правило, есть какой-никакой жизненный опыт, тогда как у ребенка его нет. И поэтому человек, входящий во взрослую жизнь, так часто ошибается, и порой ошибки могут быть если и не фатальными, то очень неприятными.

Достаточно вспомнить Петра Гринева, героя повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», который, вырвавшись из-под родительской опеки, проиграл в карты офицеру Зурину достаточно крупную сумму.

Этого бы не произошло, если бы юноша послушался Савельича и подумал о том, как отец отнесся бы к этому поступку.

Однако позже Гринев следует точно по завету мудрого отца: «Береги честь смолоду». И благодаря родительскому напутствию герою удается не только не потерять себя, а стать сильнее и умнее. Об этом свидетельствуют его поступки: дуэль за честь Маши Мироновой, отказ перейти на сторону изменника Пугачева. Но так произошло только из-за того, что Гринев использовал перенятый опыт отца.

Что происходит, если же все-таки не прислушиваться к мнению старших, иллюстрирует судьба Евгения Базарова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Его жизнь служит ярким примером тому, что бывает, если не учитывать опыт прошлых поколений. Если Павел Петрович Кирсанов считает, что жизнь без духовных ценностей невозможна, то Базаров, в отличие от стареющего представителя аристократии, уверен в противоположном. Евгений не признает любви и брака, для него женщина лишь самка, а любовь – выдумка поэтов. Но случилось так, что холодный нигилист влюбился. Пережив душевный кризис, не видя больше цели в дальнейшем существовании, юноша – нечаянно или специально – ранит руку во время вскрытия погибшего от тифа, заражается и умирает. А если бы Базаров хотя бы прислушался к опыту Павла Петровича, верящего в существование нежных чувств и даже однажды их испытавшего, то, возможно, судьба главного героя сложилась иначе.

Поэтому, учитывая опыт отцов, можно избежать серьезных неприятностей в будущем. Но при этом полностью опираться на него нельзя, поскольку каждое поколение должно решать проблемные вопросы самостоятельно и принимать оригинальные решения.

Обновлено: 2018-09-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Заслуженный отдых (конечно, пожилой человек может продолжать трудовую деятельность, если он этого хочет и ему позволяет здоровье);

Возрастные особенности (болезни, склонность к забывчивости, определенные черты характера, изменения во внешности);

Особые нужды (пожилые люди нуждаются в особом уходе, внимании, понимании и уважении).

Что же касается проблем молодежи, то молодые люди говорили о следующем. В настоящее время из-за значительных сокращений материальной базы не каждый молодой человек имеет возможность проведения культурного досуга, получения образования, реализации в жизни. Поэтому многие получают "образование" на улице. Не имея возможности устроиться на работу, так как сейчас не только пенсионеры, но и молодые специалисты без опыта работы сталкиваются с проблемой трудоустройства, молодые люди вынуждены расширять поле самореализации и могут быть вовлечены в сомнительные предприятия, различные криминальные группировки. Многие сейчас вынуждены торговать на базаре, потому что не видят других перспектив.

На вопрос: чему старшее поколение может научиться у младшего? , пожилые люди ответили, что сейчас идет научно-технический прогресс, появляется множество нововведений, например, компьютер, поэтому освоению различного рода инноваций молодежь и должна учить пожилых людей.

Молодые же, в свою очередь, хотели бы научиться у старшего поколения хозяйственным делам, таким как рукоделие, кулинария и другим. Также они хотели бы научиться быть более чувствительными, так как люди сегодня стали довольно "черствыми", взаимоуважению. Молодые люди придерживались и такого мнения, что пожилые должны учить их строить отношения в семье, то есть культуре семьи, потому что сегодня сильно увеличилось число разводов, неполных семей, все меньше становится многопоколенных семей, бабушки и дедушки практически не принимают участия в воспитании внуков, а родители в силу своей занятости зарабатыванием денег мало уделяют времени своим детям. Поэтому все чаще встречаются беспризорные дети.

В целом, на данном мероприятии молодое поколение и старшее смогли достичь взаимопонимания и признали, что им было интересно общаться друг с другом, услышать мнение противоположного поколения о себе, и теперь им есть над чем задуматься, а также оба поколения пожелали, чтобы таких мероприятий проводилось больше.

В результате проведения данной программы молодые люди узнали многое о жизни пожилых людей и их возрастных особенностях, узнали о том, какая им необходима помощь и кто ее должен осуществлять, задумались о старении, о будущем. Также студенты попытались разобраться, почему мы воспринимаем пожилых людей через призму негативных стереотипов. Эта программа помогла понять, что старость не всегда связана с болезнью, бедностью и одиночеством, что важно не то, как ты выглядишь, а то, как ты себя чувствуешь. Значимым является то, что студенты считают необходимым укрепление семейных связей, тесное общение со старшим поколением, так как у него многому можно научиться, а также согласны с тем, что пожилым людям обязательна нужна помощь со стороны детей и внуков.

Важным выводом нашего исследования является то, что стереотипное восприятие пожилых людей и старости подвергается коррекции. Этому способствует любой способ подачи точной информации о разнообразном мире пожилых людей, об их особенностях, о возрастных этапах человеческой жизни, а также личный контакт с представителями старшего поколения.

Подведем итоги данного параграфа.

Развивающиеся в современном обществе межпоколенные практики предлагают механизм, с помощью которого люди различных поколений целеустремленно сотрудничают для того, чтобы поддерживать и оберегать друг друга. Межпоколенные практики позволяют удовлетворить потребности в контактах между поколениями, разрушая барьеры, которые современное общество установило между возрастными группами. Для успешного развития нашего общества необходимо объединить опыт, знания и мудрость пожилых людей с жизнерадостностью, активностью и оптимизмом молодых, необходимо взаимодействие, взаимопомощь поколений.

Использование ресурсов социальной политики, средств массовой информации и социального окружения необходимо для формирования позитивного отношения к пожилым людям. Устранение дискриминации по возрастному признаку, сокращение социальных дистанций между поколениями должно стать приоритетными направлениями социальной политики и социальной структуры российского государства.

Заключение.

Проблема поколений относится к числу вечных, и проблема эта не биологическая (на таком уровне она существует и у животных) и даже не демографическая, а социокультурная или культурно-историческая. В этом смысле сам термин поколение неопределен. Он передает прежде всего сопричастность людей к тем или иным общественным событиям (процессам), существенно влияющим на жизнь общества, и связанную с этим общность целей, социально-психологических установок, ценностных ориентаций, характеризующих специфику их менталитета. Речь идет об изменениях способов и типов преемственности, культурно-исторический смысл которых высвечивается отношением к традиции.

В условиях резких социальных переломов, разумеется четче обнаруживается конфликт поколений, поскольку возрастные особенности сказываются на способности адаптироваться к изменениям, так что социокультурные характеристики как бы переплетаются с демографическими. Но это не означает их отождествление.

Такое отождествление чревато нигилизмом, то есть подменой изменения типов и способов преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры (пример тому - возникновение "контркультуры" на базе молодежных движений 60-70-х годов), потому что культура может развиваться опираясь только на традиции.

Поколение - категория временная. Смена поколений - это тот поток, который идет в истории, обеспечивая передачу социальной информации, культуры, накопленного опыта от одного поколения к другому. Но конкретный характер взаимосвязи зависит от исторических условий. Поэтому исторический подход к проблеме чрезвычайно важен. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и определенные механизмы передачи культуры во времени.

В традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, проблема личности там не стоит как самостоятельная, способы взаимосвязи поколений, передачи опыта определены и неизменяемы. Иная картина в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новом поколением проблемы и задачи самоутверждения, выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Не остаются неизменными и сами механизмы трансляции опыта, соответственно формируется "образ" каждого поколения.

Поскольку поколение - категория временная, неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему. Для России это проблема особой остроты. Отказ от идеологии прошлого привел к распаду "связи времен", чувства сопричастности к истории своей страны, своей родины.