Русская школа как основа национального воспитания. Особенности национального воспитания

Интернационализация и национализация воспитания. Теории национального воспитания: теория многокультурного образования, культурологический и аксиологический подходы. Роль традиций в национальном воспитании.

Одной из основных тенденций развития образования в современном мире является интеграция стран в разработке его различных проблем, в том числе и проблем, связанных с определением целей, содержания воспитания. Можно выделить два направления в решении обозначенных вопросов: интернационализация и национализация воспитания. Открытость границ, установление тесных межгосударственных связей во всех областях жизни приводят к межнациональному обмену традициями, достижениями культуры и т.д. В то же время активно разрабатываются концепции национального воспитания, вызванные стремлением больших и малых народов сохранить национальную систему воспитания в качестве передачи уникального этнокультурного наследия от поколения к поколению.

На необходимость учета национального фактора при организации воспитания обращали общественные деятели и педагоги прошлого. По мнению Ф. Дистервега, нельзя решать вопросы воспитания вне конкретной обстановки. При воспитании, отмечал он, следует принимать во внимание условия, место и время, всю современную культуру, в особенности страны, являющейся родиной ученика. В России данный аспект воспитания в ХIХ веке К. Д. Ушинский предлагал решать на основе принципа народности. В народности он видел то начало, на которое должно непременно опираться разумно организованное воспитание. Каждый народ, утверждал К. Д. Ушинский, отличается от других народов своеобразием исторически сложившихся черт своего характера, языка и др. Поэтому всякую попытку представить систему воспитания одинаково для всех стран и народов он отвергал как несостоятельную и вредную. В советский период интенсивно разрабатывались такие направления воспитательной работы, как патриотическое и интернациональное воспитание. Акцент при этом делался не на своеобразные национальные характеристики, которые зачастую игнорировались, а на принципиальное единство всех народов, населявших нашу страну.

В настоящее время в педагогической науке существует несколько концепций учета национального фактора в процессе воспитания: теория многокультурного образования (Г. Д. Дмитриев), культурологический подход (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская), аксиологический подход (А. В. Петровский, Е. Н. Шиянов).

Так, например, в рамках теории многокультурного образования рассматриваются проблемы организации взаимодействия в учебно-воспитательных коллективах, где есть представители разных этнических групп, педагогически целесообразного разрешения конфликтов, возникающих в таких коллективах на национальной почве, использования культуры отдельных учащихся для взаимного культурного обогащения, учета этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания; подготовки педагога, умеющего создать в классе атмосферу терпимости и доброжелательности, организовать воспитательную работу с представителями разных этнических групп. Данная теория направлена на формирование толерантности , т.е. терпимого отношения к представителям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы.

Основными понятиями культурологического подхода являются культуросообразная среда, диалог культур. Главным средством воспитания становится создание особой среды, наиболее благоприятной для самореализации человека как представителя определенной национальной культуры. Ее создание исключает замкнутость в рамках конкретной культуры, а предполагает широкое взаимодействие с другими культурами и их представителями. Формы, методы и приемы воспитания должны отвечать народным традициям, особенностям национальной культуры.

Центральным понятием аксиологического подхода является ценности. При организации воспитательной работы с учетом национальной специфики предлагается следующая иерархия ценностей: общечеловеческие ценности – общенациональные ценности – местные ценности – традиционные ценности воспитательного учреждения – личные ценности.

Все концепции связаны между собой и направлены на формирование человека, обладающего мировой и национальной культурой.

Этнопсихологические и этнокультурные особенности воспитания определяют своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание; продолжительность воспитательных воздействий; соотношение коллективной, групповой и индивидуальной работы; характер предъявления педагогических требований и др.

Особенно велика роль в организации воспитания национальных традиций. Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности и представления. В различных формах проявления национальной культуры представителей многочисленных народов нашей страны присутствуют элементы возрождающихся сейчас религиозных отношений, традиционных для этих народов. При организации воспитательных мероприятий широко применяются религиозная символика и культовые атрибуты, используются методы и приемы религиозного воспитания. Такой подход к организации воспитания имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Вопросы и задания:

    Дайте определение понятиям «культура межнационального общения», «интернациональное воспитание», «патриотическое воспитание», «толерантность».

    В чем заключается смысл принципа народности в воспитании?

    Почему проблема учета национального фактора в процессе воспитания в настоящее время стоит особенно остро в нашей стране, конкретном регионе?

    В чем сущность наиболее распространенных подходов к анализу и решению данной проблемы?

    Охарактеризуйте особенности организации воспитания на примере одного из этносов.

США: Права с пеленок!

Даже самые занятые и поглощенные работой американские родители считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям. Есть даже такое понятие, как family day, − это, как правило, один из выходных, полностью посвященный семье. Детей начиная с грудного возраста родители берут с собой всюду − в Америке все для этого приспособлено.

Американская семья − живое воплощение демократии. Американский ребенок является полноправным членом семьи, имеет в ней такое же право голоса, как и остальные, по всем вопросам. Поэтому, в отличие от своих зарубежных сверстников, маленькие американцы чуть ли не с пеленок привыкают самостоятельно решать, что есть, во что одеваться и чем скрасить свой досуг.

Бабушкам-дедушкам детей в Америке оставлять не принято. Считается, что дети − это проблема родителей, и, раз уж семья решилась иметь малышей, пусть и занимается ими полностью. Родители чаще всего нанимают бебиситтера. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США − иммигранты без специального образования, согласные работать за очень небольшое по американским стандартам вознаграждение.

В большинстве случаев в качестве наказания для непослушных малышей в США практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий. Однако 69% американцев сегодня признаются, что по-прежнему время от времени «шлепают своих детей по попе или дают им подзатыльники», если те плохо себя ведут. И это несмотря на то, что жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы могут привести к серьезному разбирательству.

Франция: Ранняя социализация

Французы прежде всего стараются воспитать из своих детей будущих примерных семьянинов и законопослушных граждан. Создать общественную единицу для них гораздо важнее, чем поощрять самовыражение. Тем не менее это не означает, что французские родители менее заботливые и любящие, просто они верят в то, что для ребенка важно быть воспитанным, что ему нужно внушать определенные представления, рассказывать о ценностях французского общества.

Французские родители не считают нужным прерывать какое-либо свое занятие, чтобы выслушивать ребенка или баловать его. Французские мамы и папы не стесняются делать своим детям замечания по поводу глупости, плохого вкуса, плохих манер, неуместного поведения и небрежности в одежде.

Маленькие французы учатся правильно выбирать время для беседы и быть изобретательными, чтобы привлечь к себе внимание

Домашнее воспитание во Франции популярностью не пользуется. Француженки предпочитают работать. Кроме того, большинство французских матерей уверены, что ранняя социализация пойдет малышу только на пользу. Ведь в яслях или детском саду малыш начинает за компанию с друзьями играть, читать, рисовать. Кроме того, он рано понимает, что такое дисциплина и как важно быть дисциплинированным и, что не менее важно, самостоятельным. Французские дети быстро учатся обращаться со столовыми приборами, самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом без помощи взрослых и т. д.

Бабушки и дедушки принимают мало участия в воспитании внуков − привлекать их к этому во Франции не принято. А вот что касается системы наказаний, то во Франции дать ребенку ремнем по «мягкому месту» не считается чем-то зазорным. Опрос, проведенный еще в 2007 году специалистами организации «Европейский союз семьи» (Europaische Familienunion, UFE), выявил, что 9 из 10 французских родителей прибегают к физическим наказаниям своих детей. 95% опрошенных признались в том, что им самим в детстве доставалось от родителей, а около 65% даже уверены, что физическое наказание было оправданным.

Великобритания: Чисто английское воспитание

Типичный англичанин обладает строгим характером. С раннего возраста ребенка приучают к самостоятельности, лишая его всяческой опеки. Английская семья меньше, чем любая другая европейская, и уж тем более русская, ограждает ребенка от внешнего мира. Ребенка воспитывают так, чтобы он чувствовал себя в компании своих сверстников и наставников в такой же степени дома, как в собственной семье.

Сегодня полный или частичный запрет на телесные наказания детей введен в Швеции, Австрии, Хорватии, Дании, Финляндии, Германии, Исландии, Латвии, Норвегии, Румынии, Украине и на Кипре. А вот в России, США, Франции такие запреты по-прежнему отсутствуют.

Даже детские слезы считаются у англичан неприемлемым воздействием на окружающих. Упал малыш с велосипеда − никто не будет его поднимать или тревожиться о разбитой коленке. Ребенок должен самостоятельно подняться на ноги и, главное, ехать дальше! А ведь ему всего 3 года!

Что касается системы наказаний, то в Великобритании с 1860 года действует «Билль о детях». Согласно поправкам к нему, привнесенным в ноябре 2004 года, за рукоприкладство, в результате которого «возникают синяки, царапины или покраснения на коже», родителям могут дать до пяти лет тюрьмы.

Германия: Границы дозволенного

В Германии нет авторитарного и подавляющего воспитания, но есть правила и традиции. С малых лет детей приучают к порядку, пунктуальности и обязательности. Их приучают все делать самим: упал − вставай, разлил чай − вытирай. В своей комнате дети могут делать все, что хотят, − это их территория, но в самой квартире нужно вести себя прилично, нельзя трогать вещи родителей без разрешения. Детям сразу дается понять, что у каждого человека есть свои интересы и желания.

Там, где родители работают, как правило, нанимают няню, а мамы могут делать карьеру и зарабатывать на оплату помощников по ведению хозяйства и воспитанию детей. Либо отдавать детей в детские учреждения, причем о месте надо позаботиться заранее − многие мамы встают на очередь сразу после выхода из роддома. В детском саду маленькие немцы обычно много играют в игры, которые учат их самостоятельно мыслить и принимать решения.

С 2000 года права детей в Германии защищены законом, любое насилие взрослых по отношению к ним преследуется юридически. В пункте 2 статьи 1631 Гражданского кодекса Германии так и записано: «Дети имеют право на воспитание без насилия. Телесные наказания, душевный вред и прочие действия, унижающие человеческое достоинство, запрещены».

Италия: Рай для детей

Италия − настоящий рай для детей! Маленькие итальянцы растут в атмосфере вседозволенности и бессистемности. Им разрешено все. Итальянцы везде берут с собой малышей, поэтому их всегда видно и слышно, за исключением времени с двух до пяти дня, когда они спят после обеда. Дело в том, что итальянские дети привыкли отдыхать перед вечерней прогулкой, когда (как только чуть спадет жара) их родители лениво выползают на опустевшие улицы − других посмотреть и себя показать. Итальянцы удивительно терпимы к детям, даже самым неугомонным.

Что бы ребенок ни вытворял, пусть он хоть на голове стоит, никто ему (а также его родителям) и слова не скажет, потому что все прекрасно понимают, что он ведет себя действительно как ребенок. А те, кому мешает его поведение, скорее сами отойдут чуть в сторону, лишь мило улыбнувшись его выходкам, чем потревожат кого-либо из родителей.

В Италии родители везде берут малышей с собой, поэтому их всегда видно и слышно. Согласно исследованию, проведенному группой туристических операторов Франции, США и Испании под руководством итальянского психолога Массимо Чиконья, итальянские дети – самые невоспитанные в Европе.

Многие итальянцы отдают трехлетних детишек в детские сады (scuola materna), где в течение трех лет их готовят к школе. Дети учатся в группах по 15−30 человек по методу знаменитого во всем мире педагога Марии Монтессори. Каждое утро ребенок сам выбирает себе занятие, которое в этот момент ему по душе. Например, сегодня малыш хочет поливать цветы, в другой день − подметать пол, в третий − рассматривать книги. Ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими. Постепенно у детей формируется чувство собственного достоинства, независимости и уверенности в себе, поскольку всеми этими простыми для взрослых умениями они овладевают совершенно самостоятельно.

В Италии, в отличие от многих других европейских стран, принято часто оставлять детей с родственниками, в особенности с бабушками и дедушками. В случае, когда ребенка нужно наказать (ведь, несмотря на вседозволенность, маленьким итальянцам тоже иногда попадает от родителей), 71% итальянских родителей в данном случае наиболее эффективным считают введение ограничений, 32% предпочитают отругать своих детей, а 21% заставляют их делать то, что им не нравится. Тем не менее в экстремальных ситуациях 53% родителей в Италии признаются, что прибегают к физическому наказанию, среди них до 63% − это родители маленьких детей и до 40% − родители подростков.

Китай: Дети Поднебесной

Китайские традиции, связанные с рождением и воспитанием детей, сильно отличаются от европейских.

После рождения в течение месяца мама и ребенок особо опекаются. Считается, что молодой маме не следует часто вставать с постели, нужно поменьше двигаться, не стричь волосы, не есть определенные продукты, не пить зеленый чай, поскольку все они имеют холодную природу. Весь уход за ребенком и работа по дому ложатся на плечи родственников женского пола.

Здесь, принято отдавать детей в ясли с раннего возраста (иногда даже с трех месяцев), где они живут по правилам коллектива в полном соответствии с принятыми нормами.

Жесткий режим дает и свои положительные плоды: малыши рано начинают ходить на горшок, спят и едят строго по расписанию, растут послушными, в жестких рамках раз и навсегда установленных правил.

С самого раннего возраста воспитатели и родители усердно занимаются развитием малышей, и в этом китайцы близки россиянам. Обучающие игры и специальные программы, помноженные на усидчивость и послушание китайцев, способны дать грандиозные результаты!

Япония: И Бог, и раб, и друг

Маленьким детям в Японии разрешают все, но в 5−6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации.

С раннего детства японские дети очень свободны в выборе своих желаний. Ребенок в Японии почти никогда не плачет. Конечно, ведь все его желания тут же удовлетворяются: до 2 лет мама носит его привязанным за спиной, спит он около нее, и грудь ему мать дает в любое время. Даже когда малыш начинает ходить, его почти не спускают с рук. Рядом с ним всегда мать, бабушка, сестры, и от них он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Эти три слова прочно оседают в его подсознании.

С нашей точки зрения, российский ребенок идеален, если он послушен и дисциплинирован, а в Японии, получается, детей неимоверно балуют, им не дают повода плакать! Им почти ничего не запрещают до школьного возраста! Японцы умудряются совершенно не реагировать на плохое поведение детей, словно бы не замечая его. Воспитание ребенка здесь похоже на угрозу отчуждения: «Если ты будешь себя вести неподобающим образом, все станут над тобой смеяться, все отвернутся от тебя». И такая боязнь быть отвергнутым, униженным, отлученным от семьи с ранних лет западает в душу малыша. А поскольку образ жизни и даже уклад японского дома таков, что человек почти все время живет на глазах у других, эта угроза действует серьезно.

Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком «как с королем», с 5 до 12 лет − «как с рабом», а после 12 − «как с равным».

Считается, что 12-летний ребенок является уже достаточно взрослым, для того чтобы четко осознавать свои обязанности и беспрекословно подчиняться правилам. В этом заключается парадокс японского воспитания: из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастает дисциплинированный и законопослушный гражданин.

Россия: А как у нас?

В современном российском воспитании трудно найти общую, внутренне непротиворечивую идею, во имя которой бы это воспитание осуществлялось.

Процесс воспитания детей разных стран дает разные результаты. В Нигерии среди двухлетних малышей 90% умеют умываться, 75% могут делать покупки, а 39% – мыть свою тарелку. В США считается, что к двум годам ребенок должен катать машинку на колесиках

«В Советском Союзе, например, такая идея была − воспитать нормативного члена коммунистического общества, привить ему чувство коллективизма и трудолюбие. Сейчас педагоги сомневаются в необходимости даже тех качеств, которые воспитывают как бы по инерции, и маленькие дети, а уж тем более подростки, эту внутреннюю противоречивость позиции педагогов чувствуют, − рассказывает клинический психолог Анастасия Чембарисова. − Так, например, воспитательница ругает нагло ведущего себя ребенка при других детях, а за чашечкой чая, в окружении своих коллег, выражает ему же свое поощрение: «Не будет по головам ходить − ничего в жизни не добьется».

И воспитательная позиция родителей часто тоже оказывается внутренне противоречивой, зажатой необходимостью вроде как взаимоисключающего и очень наболевшего выбора: развивать нравственность или умение обеспечить себя и адаптироваться уже в капиталистическом обществе.

Расстановка приоритетов

По данным опроса Института социологии РАН, большинство российских родителей самым важным на сегодняшний день в процессе воспитания считают обучение детей трудолюбию, упорству, физическому развитию. Ну а когда программа-максимум выполнена, нужно, по мнению мам и пап, воспитывать в ребенке самостоятельность и независимость, развивать его интеллект, воспитывать уважение к окружающим, вежливость и т. д. По мнению россиян, только мамы и папы в состоянии сделать так, чтобы ребенок вырос трудолюбивым (81% опрошенных), ответственным (72%), с хорошими манерами (63%) и терпимым по отношению к другим людям (60%). Чуть менее 50% считают, что родители должны научить детей бережливости, 39% полагают, что важнее настойчивость и решительность, а 34% участников опроса воспитывают в детях независимость. В конце списка качеств, взращенных дома, стоят послушание (28%), бескорыстие (17%), воображение (15%) и религиозность (14%).

«Бабушкино» воспитание

Согласно опросам социологов, 32% пожилых женщин в России оказывают регулярную помощь в воспитании внуков и еще около 40% время от времени принимают участие в этом процессе.

«Доверие собственных детей старшему поколению отчасти можно объяснить тем, что передача детей бабушкам сложилась исторически, − говорит Анастасия Чембарисова. − До XXI века очень многие семьи жили вместе, занимались хозяйством. Молодым родителям приходилось выполнять больший объем работ, и за детьми приглядывали либо старшие дети, либо бабушки. В советское время было социально неодобряемо отказать в помощи с внуками во имя каких-то личных интересов, которым по определению нужно было меркнуть перед общественными. Значимо и то, что срок декретного отпуска был невелик. Многие мамы просто не успевали в полной мере реализовать свой материнский инстинкт и затем наверстывали и продолжают наверстывать упущенное с внуками».

В то же время сегодняшние российские бабушки тоже довольно активны, порой еще много работают. Да и современные мамы редко надолго остаются в декрете. Поэтому европейский подход с садами и няньками становится все более актуальным и для нас.

Бить или не бить?

Почти половине российских родителей (45%) случалось наказывать своих детей. Людям среднего возраста (36−50 лет) чаще остальных приходилось наказывать своего ребенка (примерно 57%). Те, кто помоложе (18−35 лет), немного отличаются от поколения своих родителей: 43% людей этого возраста уже начали воспитывать детей, прибегая к различного рода наказаниям. Наиболее гуманными выглядят пожилые люди: лишь треть из них когда-то наказывали своих детей. Из всех ответивших чаще наказывают детей женщины (64%).

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ».

Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, аккумулирующую вековую мудрость, духовные и нравственные ценности. И очень важно, чтобы эти созданные и накопленные богатства не оставались в прошлом, а постоянно питали новые подрастающие поколения.

Иметь родную нацию есть поистине счастье, а утратить с нею связь, есть великое горе.

Национальное обезличение великая беда и опасность в жизни человека.… С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства.

При рассмотрении вопроса о национальном воспитании необходимо затронуть такие понятия как: терпимость и толерантность.

Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.

Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов:

– все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение;

– педагоги должны относиться к детям с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;

–похвала должна способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога;

– процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других.

Сколь важны условия, когда дети могут свободно выражать свои чувства, потребности, переживания, об этом знают все практики. Ведь постоянное подавление протеста, чувств, постоянное непротивление отрицательным воздействиям – агрессивному поведению сверстников, неуважительному отношению взрослых, терпеливое переживание физического дискомфорта снижают чувствительность и порой даже саморазрушают личность. Отсюда понятно, почему в современном общественном сознании получило широкое распространение понятие толерантности, т.е. терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Вопрос о национальном воспитании детей в детском саду имеет серьезнейшее значение. Надо сказать, что впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения.

Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также уважением к другим народам родной страны. В соответствии с этим можно наметить основные направления, по которым строиться работа по национальному воспитанию в детском саду. Прежде всего, это воспитание у дошкольников дружелюбного отношения к людям других национальностей. Выделение этого направления приобретает особую важность, потому что состав большинства детских садов многонационален. Национальное воспитание предлагает также обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народа той республики в которой он живет.

Т.о. патриотическое и интернациональное воспитание органически связаны между собой и являются одними из компонентов национального воспитания. При планировании педагогического процесса необходимо предусматривать оба эти направления и в соответствии с возрастом отбирать содержание и средства воспитания.

Существует несколько алгоритмов национального воспитания:

  1. Изучение родного языка и родной культуры
  2. Изучение других языков и культур
  3. Формирование толерантного сознания детей на основе диалога культур.
  1. Изучение детей с традициями семьи
  2. Изучение местности (деревня, село, город)
  3. Изучение с республикой
  4. изучение страны
  5. изучение мира (всей планеты)

Большая работа должна вестись с родителями детей, так как истоки национального воспитания закладываются с первых дней рождения ребенка.

«Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери», чтобы пробуждение его личности, формирование сознания и самосознания совершилось на родном языке».

«Ребенок, должен слышать песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон. Песня научит его первому одухотворению, песня даст ему ощущение душевного счастья. Песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение».

Было бы очень хорошо, если бы в семьях происходило чтение вслух «классиков разных народов, по очереди всеми членами семьи хотя бы понемногу…» Существенны и ненавязчивые «семейные беседы о преимуществах родного языка – о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т.д.» Разумеется, все это возможно при условии, что сами родители достаточно образованы и культурны, и их словарный запас отличается от словаря известного персонажа романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» людоедки Эллочки. К сожалению, зачастую и взрослые обладают убогим словарным багажом: за вычетом нецензурной лексики в их речи насчитывается всего несколько слов: «типа», «короче», «ну, этот…», «блин», «круто», «гламурный», с помощью которых они, естественно, выражают очень несложные мысли. А ведь они – родители. Чего же мы хотим от детей?!

Для родителей были подготовлены доклады и консультации на темы: «Роль семьи в воспитании детей», «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества», «Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи», «Красота и богатство великого и могучего языка».

Начиная с младшей группы, необходимо сплачивать детей в процессе их повседневного общения со сверстниками и взрослыми. На занятиях и особенно в повседневной жизни необходимо предусматривать планомерность всех направлений национального воспитания, начиная с воспитания и уважения к матери, близким людям с привития интереса к родному краю, родной культуре, желание участвовать в радостных событиях, торжествах семьи, детского сада, общественной жизни.

А совместные прогулки по улицам родного края, экскурсии в природу, игры, чтение сказок разных народов – все это порождает у детей желание побольше узнать о быте, культуре других народов.

Для воспитания дружелюбного отношения к детям других национальностей необходимо предусмотреть организацию различных видов деятельности, использование методов чтения детской литературы и произведение устного народного творчества, рассматривание иллюстрации и бесед по ним, проведение национальных праздников, наблюдение за красотой родной природы, трудом взрослых с целью воспитания уважения их к труду. Интернациональное воспитание детей любого возраста не может быть совершенно одинаково подхода, успех во многом зависит от мастерства воспитателя, творческого его подхода, а также материальных возможностей детских учреждений.

Целесообразно при закреплении материала использовать серии настольно-печатных игр, акцентируя внимание детей на отдельные эпизоды, детали, поступки. Устное народное творчество, национальная кукла, народная игрушка выступают как эффективные средства интернационального воспитания и всестороннего развития младших дошкольников в том случае, если постоянно и систематически включаются в педагогический процесс, что служит важной ступенькою дальнейшего развития.

Дошкольники лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки.

Национальное воспитание неполно без национальной сказки. «Сказка будит и пленяет мечту ребенка. Она дает ему первое чувство героического; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать сложность мира, отличие «правды и лжи». В сказках выкристаллизовался многовековой опыт народной мудрости, требующий разгадки и расшифровки. Поэтому полноценная сказка (различных народов) не только учит думать, мыслить, делать выбор между добром и злом, поступать по совести. Она неприметно оказывает очень важное положительное действие на подсознание ребенка. Сказка выполняет очень важную воспитательную миссию. Поэтому она должна быть родной.

Не следует ставить перед детьми цель запоминания национальной принадлежности того или иного фольклорного материала.

Эффективным является использование в тесной связи двух таких важных средств как народная сказка и декоративно-прикладное искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстрации к сказкам. В рисунках видны особенности национальных черт: строение глаз, лица, одежды, элементов узора. Изготовленные сотрудниками куклы в национальных костюмах, помогают лучше рассмотреть особенности одежды того или иного народа. В играх используются расписная орнаментом посуда: тарелки, чашки, пиалы, кухонные доски.) Воспитателями проводились занятия на тему: «Эх,лапти мои, лапти, лапти липовые», «Традиции русских и татарских народов», «Одежда наших предков».

Одним из эффективных средств интернационального воспитания считается игра. Она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Игра, как никак другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. Ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли, чувства, симпатию к людям разных национальностей. («Тимербай», «Буш урын»…)

Таким образом формируются дружеские чувства к другим национальностям, появляется интерес к языку, культуре другой национальности через ознакомление с родным краем.

Все, о чем мы здесь говорили, возможно лишь при соединении усилий семьи, детских садов и школы. Но что не может или не умеет сделать современная семья, то должны возместить дошкольные учреждения и школа. Только общими силами можно вести правильное национальное воспитание наших детей.)


Каждый народ имеет свою систему воспитания, которая соответствует его характерным чертам. Воспитание, созданное самим народом, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа, - подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал, что «...воспитание берет человека всю, как она есть, со всеми его народными и единичными особенностями, - его тело, душу и разум...». В процессе воспитания у человека, в первую очередь, формируется мировоззрение и характер, а характер и есть именно тот почва, в которой коренится народность». Народность украинского воспитания определяют его язык, быт, этнос, традиции, этикет, юмор и тому подобное. Именно эти составляющие предопределяют специфические особенности системы воспитания каждого народа. «Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое влияет гораздо сильнее убеждения, воспринято только умом, или за привычку, укоренившуюся страхом наказаний... воспитания, когда оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

К. Д. Ушинский определяет два элементы характера человека: природный, коренится в телесном организме, - первая природа личности, и духовный, который вырабатывается в жизни под влиянием воспитания, - вторая природа личности (привычки, их приобретают в течение жизни).

Формирование второй природы личности начинается в семье, на лоне родной природы, когда ребенок находится преимущественно под влиянием родных, близких для нее людей и, конечно, ее формирование осуществляется средствами народного воспитания (сказка, игра, легенда, миф, первые элементы труда, которые чаще всего ребенок усваивает от бабушки, дедушки; убеждение произведенные на основе жизненных примеров, обычаев, традиций и тому подобное). На этом этапе развития личности ведущее место занимает народная, жизненная педагогика. Начинает осуществляться процесс передачи жизненного опыта старших поколений младшим, в чем и заключается основная суть воспитания. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Если старшие язык ведут, пусть младшим уши растут», «Знаниями меняются, счастьем делятся», «Родительские советы - дороги даль ясна, мудрого советы - озера глубина», «Старший среди молодых молодеет, младший среди старших умнеет», «Голова - для ума, мудрец - для народа».

По мнению В. А. Сухомлинского, национальное воспитание без патриотизма немыслимо. Именно преданность родной земле, любовь к Родине, родному народу, его истории, языка, культуры порождают национальный менталитет, психику и характер человека. «Мир ребенка - это, прежде всего природа, которая окружает ее в детстве, заботы матери и отца, сказка, песня. Воспоминания об этом мире накладываются на всю последующую жизнь, дающие эмоциональную окраску всем стремлениям, мыслям, порывам. Азбука патриотического воспитания заключается в том, чтобы утвердить в человеческой душе богатое, яркое, незабываемое детство, запечатлеть в нем образы родной природы, которые волновали бы всю жизнь. У каждого человека должен быть родной уголок, который стал бы незабываемым воспоминанием о самом дорогом, - без этого нет человека. Нет ее морально-эмоционального и эстетического корни, нет свежего ветерка, который питает непотухающее пламя любви к родине».

Таким образом, процесс передачи опыта одних поколений другим обеспечивает народоведческий подход к воспитанию, основанному на всестороннем и глубоком изучении всего культурно-исторического развития и опыта родного и других народов. Реализовать процесс воспитания помогает народная педагогика. Какие же компоненты синтезируют социальный опыт народа?

Это прежде всего сумма человеческих знаний, история поколений, религия, народное творчество, искусство, культурные достижения, общепринятые нормы поведения и тому подобное.

… теперь уже не может быть вопроса о праве национального воспитания на определенное место в русской школе, ибо национальное чувство есть великая не искорененная и страшная по своей стихийности сила. Ее нужно воспитывать, нужно культивировать. В.Н. Сорока-Росинский

Стремление русского народа сохранить свою самобытность проявляется в возрастании национального самосознания и формировании уникальной системы ценностей, которая составит базовую основу воспитания в школе. Категория «русский народ» многие века была объединяющей для населения российского государства, простиравшегося на тысячах километрах евразийского континента. В терминологическом смысле понятие «народ» соизмеримо с категорией «этнос».

Испанский этнолог Г. Де Boca определил этнос как самоосознаваемую группу людей, которая имеет общие парадигмы и традиции, не разделяемые другими, с которыми они контактируют. Эти парадигмы обычно включают в себя религиозные верования и практику, язык, общее понимание течения истории, общих предков, общую историческую родину . По мнению Н.А. Бердяева наивысшей ступенью развития этноса является нация, когда степень его самосознания, социокультурная и институциональная зрелость могут привести к образованию государства. Национальность, зависящая от исторического и духовно-культурного процесса, определяет неповторимость образа человека: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин» .

Российская Федерация - многонациональное государство, на территории которого сегодня проживают представители более ста восьмидесяти народов. Титульной нацией является русский народ, составляющий подавляющее население России, и насчитывающий согласно переписи 2010 года 77,71 % от количества всех жителей (национальность указали 96,06 %). В последнее время количество русского этноса увеличилось за счет миграции, естественного прироста и образования двух новых субъектов Федерации: Республика Крым, Севастополь.

По итогам предварительной переписи населения в этих субъектах в октябре 2014 года Росстат констатировал, что на полуострове Крым проживает 65% русских, а в Севастополе - 81%. Увеличение русского этноса, с одной стороны, влечет за собой укрепление демографических позиций титульной нации, а, с другой, актуализирует проблему сохранения самобытности, культуры и этнических ценностей на фоне глобализации и возрастания напряженности в межнациональном взаимодействии на территории полеконфессионального государства. Обращаясь к термину «русский», следует учитывать, что одними он понимается как определение русского этноса, сложившегося не ранее XIV - XV вв., а другими как относящийся к Руси вообще, начиная с самого раннего периода. Идентификация «российского» и «русского» подразумевала равное существование и других этносов, поскольку русский народ как основной литературный герой конца
XIX начала XX века - это не только собственно русские, но и масса субэтносов, в него входящих.

К этому периоду на базе культуры и традиций русского народа сформировалась культура России, вобравшая в себя достижения и других этносов. Такое широкое основание русской культуры, ее полифоничность, создали фундамент всестороннего взаимодействия этнических культур, а советским этнологам (в частности, Ю.В. Бромлею) позволило говорить о россиянах - тогда «советском народе» - как о «мегаэтносе» или «суперэтносе». Более того, «Русским» за рубежом называли любого выходца из России, независимо от его национальности, отождествляя последнюю с гражданством (такое же понимание у представителей дальнего зарубежья сохраняется до сих пор в отношении жителей бывшего Советского Союза). Поскольку в дореволюционной историографии под термином «русские» понимались все жители страны, россияне, то в начале XX века, в связи с потребностью в национальной дифференциации народов, населяющих Россию, был введен термин «русские инородцы» . Именно поэтому понятия «российская» и «русская» школа были во многом синонимичны, что постепенно привело утрате данного историко-педагогического феномена.

В тоже время продолжали развиваться этнически специфические школы для народов, населявших Россию. Так, в журнале «Русская школа» появился раздел «Национальная школа», в материалах которого шла речь о школе нерусских народов, на которую большое влияние оказывала русская культура, православие, духовность. Говоря о духовности, необходимо осознавать всеобъемлющий характер этого понятия для русского человека, поскольку оно включает в себя целый комплекс качеств, отражающих национальную русскую идею: вера, государственность, патриотизм, народность, братство, свобода. Все эти качества воспитывались у всего населения России под влиянием духовной культуры русского народа, связанной с конкретным языком как средством выражения и носителем этой культуры. Также следует помнить, что термины «русский язык», «русская литература» и «русская школа» являются не чем-то собирательным для России, а вполне конкретным воплощением идей определенных писателей и педагогов, выраженных на определенном языке.

Русская школа начала свое становление на определенном этапе развития русской государственности 1000 лет назад, сразу же после принятия русскими христианства. Государство пришло к пониманию необходимости развития образования для существования и развития самого государства, а проблема национального воспитания и образования стала государственной проблемой. В современной России в рамках негосударственных образовательных организации существуют армянские, еврейские, татарские и др. национальные школы. На этом фоне отсутствие русской школы как школы этнической рассматривается как нонсенс. Здесь камнем преткновения выступает не только этичное применение термина «русская школа», но и проблема понимания ее сущности, подходов к проектированию образовательного процесса.

Решение данной проблемы видится в изменении массового сознания народа, а также в плюралистическом подходе педагогической общественности, который мы наблюдаем в последнее десятилетие. В.Ю. Троицкий в книге «Пути русской школы», обосновывая необходимость разработки концепции русской национальной школы, поднимает вопрос о причастности представителей различных национальностей, проживавших в России, к строительству русской национальной самобытности. Он подчеркивает, что к этому «русскому национальному акту более или менее приобщились почти все народы России самых различных вер и исповеданий». В лоне этого «русского национального акта» получили свое высокое признание великие русские полководцы, ученые и художники. Грузин П.И. Багратион, армянин В.Г. Мадатов, шотландец М.Б. Барклай де Толли, немец К.М. Бэр, датчанин В.И. Даль, еврей И.И. Левитан, армянин И.К. Айвазовский и «другие родные нам по духу своего творчества, по смыслу и существу своей русской деятельности» . В данном сюжете вопрос о национальном воспитании представителей русского этноса далеко не праздный. Поскольку существует как минимум три позиции в ответе на этот вопрос: - размывание русских народных традиций и этнических особенностей в целях воспитания интернационального, общечеловеческого, глобального сознания;

создание «истинной» русской школы в «сарафано-лубочной форме», формирующей у русских «здоровый» национализм; - поиск модели русской школы, в которой история, культура и народные традиции русского этноса явятся базисной основой для образования, выступающего общечеловеческой ценностью. Очевидно, что первые две позиции, как противоборствующие, имеют меньше шансов на реализацию, поскольку исторический процесс свидетельствует о наибольшей эффективности интегративных моделей, в которых находят примирение антагонистичные убеждения и взгляды. Придерживаясь третьей точки зрения, Р.С. Бозиев создание русской школы напрямую связывает с объективной возможностью развития национальных школ у других народов России: «Русскую национальную школу необходимо возрождать, если этого не случится, если не будет иметь права на свою школу титульная нация страны, то другие об этом не смогут даже мечтать» .

Следовательно, русскую школу можно трактовать, прежде всего, как средство воспитания молодого поколения через русскую культуру, имеющую непреходящее значение для всех российских народов в деле приобщения к достижениям человечества. Размышляя об образе и смысле русской школы, Е.П. Белозерцев определяет два основных направления в развития российского образования: духовное возрождение России, цели и ценности национального бытия; возрождение развития русской культуры, воспитания и образования . В деле создания русской школы сегодня большое значение уделяется педагогике, обладающей целостностью и системностью методологических оснований в отличие от бытийного мышления.

По мнению А. Данилюка в рамках такого мышления русская школа нужна только для того, чтобы восстановить, воспроизвести в современном образовательном процессе утраченные в прошлом культурные традиции . Однако, такой подход ориентирует на дополнение содержания образования отдельными содержательными фрагментами прошлых культурных эпох. Это может привести к заучиванию славного, героического, но все-таки уже прошлого, без признания непреходящей ценности и творческого применения в современной жизни. Механическое воспроизводство пусть эффективных, но уже отживших педагогических моделей ограничивает научно-педагогическое творчество репродуктивной функцией.

Именно поэтому многие ретроинновации, охватившие в последнее время образовательную практику России, радостно воспринимаются представителями старшего поколения и отторгаются молодежью. К примеру, школьная форма, утренняя линейка, сочинение, нормы ГТО, военно-патриотическая подготовка - все это эффективные формы советской школы, которыми воспитывались нынешние учителя. Вместе с тем, современные школьники не в полной мере довольны этими ретровведениями, поскольку они не совпадают с «интернетным мышлением» молодежи. Очевидно, что указанные выше средства воспитания нуждаются в серьезной модернизации, также как и подходы к изучению русской истории, культуры, литературы, языка и т.д. В данном случае необходимо определиться с ответом на вопрос «зачем?». Е.В. Бондаревская обозначила главную цель педагогики - «воспитание личности, соответствующей не только мировой, но и национальной культурной традиции» .

Категория «воспитание» исходит еще от древнерусского възъпитание и обозначает возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное. Воспитание в Древнерусском государстве рассматривалось как процесс социализации личности, требующий внутренних ресурсов, которые, безусловно, питались из православия. Поэтому воспитание всегда было первично, было направлено на духовно-нравственное развитие человека и решало задачи образования, понимаемого, как создание духовного образа человека. Книжное знание, учение было вторично: «Человече, ежели ты хочешь спастись, а книг не умеешь читать, то не делай другому того, что тебе не любо и спасешься». На этот нравственный императив и опиралась российская педагогика тысячу лет. Определяя целевой аспект воспитания, необходимо обратить внимание на осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному этносу, нации, стране. Е.В. Бондаревская пишет о воспитании личности, которая осознает себя гражданином России, призванным и способным к сохранению и приумножению славы своего Отечества и ценностей отечественной культуры.

Для этого необходимо способствовать воспитанию черт русского национального характера и развитию способности каждой личности, сформировать умения, необходимые для воспроизводства различных элементов русской культуры в жизнедеятельности учащихся в школе, семье, окружающей жизни . О зависимости процесса воспитания в русской школе от черт русского национального характера писал еще у К.Д. Ушинский. Обсуждение философами и педагогами вопроса о характерных чертах русского человека имеет глубокий педагогический потенциал, потому что является содержательной основой для определения воспитательного идеала, цели национального воспитания. Национальная самоидентификация русского человека в социально-экономическом и идейно-политическом пространстве страны на протяжении тысячелетней истории позволила сформировать набор качеств, составивших воспитательный идеал России. Н.А. Бердяев, определяя характерные черты русского человека, выявил «соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной» .

При этом, как особо указывал Н.О. Лосский, надо принять во внимание, что отрицательные свойства русского народа представляют собою не первичную, основную природу его: они возникают, как оборотная сторона положительных качеств или даже, как извращение их. К тому же русские люди, заметив какойлибо свой недостаток и осудив его, начинают энергично бороться с ним и, благодаря силе своей воли, успешно преодолевают его . Ф.М. Достоевский в характере русского человека нашел качество, которое называл отзывчивой бесчеловечностью: «В русском характере замечается резкое отличие от европейского, резкая особенность, - в нем по преимуществу выступает способность высокосинтетическая, способность всепримиримости, всечеловечности. В русском человеке нет европейской угловатости, непроницаемости, неподатливости. Он со всеми уживается и во все вживается. Он сочувствует всему человеческому вне различия национальности, крови и почвы… У него инстинкт общечеловечности» . Многие отечественные философы и педагоги обращались к анализу характерных черт русского человека.

Именно в «просвещенном человеке» В.Г. Белинского, в «общечеловеческом воспитании» Н.И. Пирогова, в народности К.Д. Ушинского, в свободном воспитании Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля, в идеале Богочеловека В. Соловьева, в русской идее Н.А. Бердяева нашла свое отражение идея создания национального образовательного идеала. Таким образом, за тысячу лет в русском человеке сформировались качества, проверенные самим народом: патриотизм, терпимость, духовность, великодушие, взаимная любовь, высокая нравственность, совестливость, правота, честность, трудолюбие, стремление к добру, подвижничество, открытость, мудрость, умеренность, храбрость, решимость, мужество, устойчивость в несчастьях и опасностях и др. . Первыми попытками теоретического осмысления проблем национального воспитания можно считать рекомендации родителям, содержащиеся в памятниках отечественной педагогической культуры: «Ветхий завет», «Поучение детям» В. Мономаха, «Изборник Святослава», «Домострой», «Юности честное зерцало». Наиболее целостно идея о воспитании русского человека нашла отражение в теории послушания, в которой терпимость и любовь к отцу небесному достигались авторитарными методами, компенсируясь гуманистическими традициями народной педагогики. Русская семья всегда была сильна своими традициями, в качестве которых выступают прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений определенные общественные нормы поведения, ценности, обычаи, обряды. Решения о трудовой деятельности, помощи вдовам, старикам, немощным принимались «всем миром». Русская народная пословица «один за всех и все за одного» подтверждает, что менталитет россиянина общинный, соборный, несвойственный западной цивилизации, определяет семейные ценности и сегодня. Важными факторами семейного воспитания были православие и труд, сплачивавшие членов семьи в повседневной практической жизни. В «Завещании отеческом к сыну» И. Посошков дает рекомендации родителям: если даст тебе Бог ребенка, воспитывая его так, чтобы прежде, чем он назовет тебя тятею, а мать мамою, научи его, что на небе есть Бог, и, руку его, взяв, показывай ею на небо, когда об этом говоришь .

Русский народный фольклор несет в себе содержательную основу национального воспитания: уважение к старшим, как носителям мудрости народа, его традиций, нравственных идеалов; дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, учет их возрастных особенностей; трепетное отношение к памяти предков; отзывчивость на чужую беду. В произведениях народного творчества особое внимание уделялось воспитанию любви к малой Родине и России. Патриотизм в народной педагогике связан с храбростью, отвагой, доблестью, честью и достоинством, жертвенным отношением к долгу, готовностью верно служить делу процветания Отечества. Он прививался детям с раннего возраста на примере героев сказок, в которых богатыри побеждали в основном благодаря своей доброте и богатырской силе.

Герои русских сказок побеждают врагов в основном благодаря своей доброте, богатырской силе. К.Д. Ушинский народные сказки называл первыми и блестящими попытками создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе, наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что «воистину никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». В.Г. Белинский в русских народных сказках видел «ум и фантазию народа, его идеалы и нравственные понятия». Н.Г. Чернышевский писал, что памятники народного творчества выражают чувства, обычаи, традиции, думы и чаяния народа, причем выражают все это удивительно целомудренно, возвышенно, в силу чего народная мечта «чиста, проникнута всеми началами прекрасного». Н.А. Добролюбов отмечал, что изучение народного творчества важно и нужно для «характеристики народа, в силу своей прелести, тонкости, нежности, оригинальности народная мудрость неповторимо производит на человека сильное впечатление». Постоянное общение с природой, участие в обрядах и играх, связанных с восхвалением сил природы, развивали художественный вкус, обеспечивали связь нравственных идеалов с прекрасным. Через познание народной философии, народного календаря, народного искусства средствами народной педагогики происходило знакомство и приобщение детей к народной культуре, что способствовало духовному, нравственному, эстетическому и экологическому воспитанию, а значит и становлению национального самосознания. Итак, национальное воспитание будет более эффективным, если в образовательную практику современной России интегрируется русская школа, как этнокультурный феномен, объединяющий народы на основе русской культуры, русского языка, русской литературы, русской истории, национального воспитательного идеала, семейных ценностей, традиций народной педагогики, религии, природы и устного народного творчества.

Литература:

1. Белозерцев Е. П. Образ и смысл русской школы: Очерки прикладной философии образования. Волгоград, 2000.

2. Бердяев Н. А. Русская идея // Самопознание. М., 1998.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999.

4. Данилюк А. Проблема национальной школы: от мифа к логосу // Инновационная школа. 1997, № 1.

5. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1960. т. 18.

6. К проблеме исторической памяти // Педагогика. 2004. № 4.

7. Куликова С.В. Аксиологический подход к изучению феномена «национальное самосознание» в отечественной истории педагогики// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 6 (91). С. 29-32.

8. Лосский Н. О. Характер русского народа. Кн. вторая. М., 1957.

9. Миропиев М. А. О положении русских инородцев. Спб., 1901.

10. Посошков И. Завещание отеческое к сыну. М., 1873.

11. Троицкий В. Ю. Пути русской школы. М., 1994.

12.De Vos G. Role of Ethnicity in Social History // De Vos G., Romanucci-Ross L. (eds.). Ethnic Identity. Cultural Continuities and Change. Palo Alto, Calif 1973.