Проект по духовно - нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры «Мир- прекрасное творение». Проект по духовно - нравственному воспитанию дошкольников

« Перед всеми нами общие цели – формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II






Цели проекта: 1.Сохранение духовно-нравственного здоровья обучающихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. 2. Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию. 3. Формирование толерантности, чувства милосердия и сострадания к ближнему.


Задачи проекта: * Воспитание уважения к нравственным нормам христианской морали, приобщение обучающихся к ценностям духовной культуры через сотрудничество с настоятелем православного Храма «Прихода церкви Новых Мучеников и Исповедников Российских», воскресной школой города Апатиты. * Воспитание у обучающихся уважительного отношения к социальному институту семьи. Формирование представлений о семейных ценностях (уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей). Формирование понимания сущности основных социальных ролей в семье. Ориентация семьи на духовно-нравственное воспитание.


Договор о сотрудничестве муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 15 и «Прихода церкви Новых Мучеников и Исповедников Российских г.Апатиты» Мурманской и Мончегорской епархии Русской Православной церкви г. Апатиты 5 декабря 2008 г. 1.Общие положения Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 г.Апатиты в лице директора МОУ СОШ 15 Кудюмовой Галины Ивановны и «Приход церкви Новых Мучеников и Исповедников Российских г.Апатиты» Мурманскойи Мончегорской епархии Русской Православной церкви в лице Настоятеля Данилец Василия Васильевича, именуемые далее "Стороны",основываясь на принципах: государственной политики в области образования, свободы совести и свободы вероисповеданий; признания особой роли православия в истории России, становлении и развитии ее духовности,культуры; уважения христианства, ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России; приверженности высоким духовным ценностям, всегда занимавшим приоритетное место в образовательно-культурной традиции российского общества; наиболее полного использования возможностей, предусмотренных Законами Российской Федерации "Об образовании", "О свободе совести и о религиозных объединениях"; солидарной ответственности за морально-психологическое состояние детей и молодежи Российской Федерации; почитания памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, заключили настоящий договор о сотрудничестве с целью обмена информацией, взаимодействия в учебно-методических вопросах, анализа и обобщения накопленного опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания. 2.Предмет договора. Предметом договора является осуществление сотрудничества по воспитанию детей и молодежи в духе высоких моральных ценностей, обмену информацией, взаимодействию в учебно-методических вопросах, анализу и обобщению опыта совместной работы в области духовно-нравственного воспитания.


3. Цели настоящего договора Стороны осуществляют сотрудничество в следующих направлениях: Содействие реализации программ, направленных на развитие духовности образования в России; Оказание поддержки развитию православного образования в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации, Закона «Об образовании» и Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"; Совершенствование содержания духовно-нравственного просвещения, образования и воспитания; Продолжение сотрудничества, начавшегося в 2008 году, в проведении совместных конференций, "круглых столов", семинаров по научным, педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения учащихся и студентов; Противодействие распространению в среде детей, подростков и молодежи пороков: табакокурения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности и насилия; Содействие организации преподавания основ православной культуры в составе вариативного компонента учебного плана; Содействие совершенствованию подготовки, переподготовки педагогических кадров в области духовного просвещения, преподавания религиоведения, истории христианства и православия, основ православной культуры; Своевременное информирование сторон о проектах, нормативно-правовых актов, регулирующих сферу духовно-нравственного воспитания, светского и религиозного образования; 3.2. Стороны обязаны незамедлительно информировать друг друга об обстоятельствах, препятствующих исполнению обязательств по настоящему договору.






При обучении по программе «Основы православной культуры» учитель определила основные задачи: научить слышать и слушать других; развивать творческие способности, расширять кругозор детей; формировать у обучающихся нравственные качества, умение высказывать свою нравственную позицию: милосердие, сострадание, любовь, отзывчивость, смирение, послушание.








Разнообразны формы работы по духовно- нравственному воспитанию: уроки: «Традиции народов России из глубины веков», «Светоч Земли русской – Сергий Радонежский» и др. конференции «Наука и религия» участие педагогов в Трифоновских чтениях экскурсии на природу, в монастыри участие в различных творческих конкурсах выступления с концертами перед ветеранами ВОВ, в хосписе












«Несмотря на то, что для нашей семьи это был совершенно новый опыт, мы с одобрением отнеслись к данному проекту. И теперь понимаем, что все это было не зря. Дети с радостью ходят в школу, у них хорошие отношения между собой вне зависимости от того, кто как учится» Ольга Евгеньевна, мама Маркина Владимира






«Если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией – и не будет России на свете» Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Традиции русского народа.

Срок реализации проекта – 1 год (сентябрь 2013 года – сентябрь 2014 года).

Вид проекта - практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.

Гипотеза проекта:

Использование педагогами и родителями ДОУ д/с № 44 средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

Цель проекта :

разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи реализации проекта:

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;

Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;

Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;

Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

Актуальность проекта

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности ДОУ д/с № 44 уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Насыщенность народного праздника иди игры творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Инновационная направленность проекта.

Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

для детей:

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

Формирование чувств национального достоинства;

Развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

Совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

Реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

Объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;

Создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;

Участники проекта

Воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- дети в возрасте от 3 до 7 лет;
- родители (законные представители);
- социальные партнеры (выставочный зал, библиотека, художественная школа).

Механизмы реализации проекта.

Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

Формирование партнерского сообщества сотрудников МДОУ д/с № 44, детей и родителей в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.

Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МДОУ д/с № 44 с образовательными и культурными структурами города.

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный метод:

Показ сказок (педагогом, детьми);

Рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

Наблюдение;

Чтение педагогом художественной литературы;

Воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
- экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод:

Чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

Загадывание и отгадывание загадок;

Рассматривание наглядного материала;

Рассказы детей о своих впечатлениях;

Беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;

Рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод:

Организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

Проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение экскурсий различной направленности;
- организация вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)

Основные мероприятия проекта .

Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа».

Деятельность по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в МДОУ д/ с № 44 построена с учетом следующих принципов :

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность:сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
  2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  4. Подборка подвижных, дидактических игр,
  5. Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.

Календарный план реализации проекта.

Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры»,

«Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».

4. Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей».

5. Развлечение для дошкольников «Семенов День – Мушиный праздник».

Октябрь

1.Обучающее занятие для старших дошкольников «В гости к бабушке на оладушки»;

2. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством на занятиях по изобразительной деятельности: «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец».

3. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб семьи».

4. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей).

Ноябрь

1.Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня»;
2. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников);

3.Праздник молока (открытое мероприятие для родителей и детей),

Декабрь

1.Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания дошкольника»;

2.Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»

3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».

4.Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год».
5.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».

6.Тематическое развлечение для старших дошкольников «Колядки».

Январь

1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)

2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
3. Развлечение «Праздник Рождества».

4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».
5. Выставка детских работ «Рождественская открытка».
Февраль

1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством: «Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»

  1. Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали на Руси, или Посиделки в горнице».
    3.Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.
    4.Оформление фотоальбома «Наши праздники».
    5.Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.
    6. Коровий праздник – Власьев день (развлечение).

Март

1.Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

2.Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры»;

3. Развлечение «Масленица». Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу»
4.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».
Апрель

1. «Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников).
2.Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».

3.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
4. НОД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».
5. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

6. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций).

7. Занятие по ИЗО «Украшаем пасхальное яйцо».

8. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством:

«Гжель»;«Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец».

1.Тематическое развлечение «Праздник народных игр».

  1. Ознакомление детей с народно – прикладным искусством:

«Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»;«Городец»

3. Проведение комплексно-тематического занятия «Пчелка – золотое брюшко».
4. Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки».
5. Беседа на тему: «Летние праздники».

Июнь

1.Проведение комплексно-тематического занятия «Какую одежду носили на Руси».
2. Развлечение «Троица – праздник русской березки».

3. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка».
Июль
1.Посиделки - чаепитие совместно с родителями «Наши именинники».

2. «Люблю берёзку русскую» - занятие по ознакомлению с окружающим миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства);

3. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»; «Целебное лукошко».

4. Организация выставки детских работ «Праздники».

5. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анкетирования.

6. Публикация на сайте МДОУ д/с № 44 «Формирование духовно – нравственных ценностей у детей через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Кадровое обеспечение проекта.

п/п

Ф.И.О.

сотрудника

образовательной

организации

Должность, образование, ученая степень (при наличии), ученое звание (при наличии) сотрудника образовательной организации

Функционал специалиста образовательной организации в проекте организации- заявителя

Борисова

Олеся Андреевна

Подбор дидактического материала; реализация проекта.

Елаева Елена Васильевна

Музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

Разработка проекта, мероприятий.

Татарина Людмила Николаевна

Планирование учебной деятельности; подбор дидактического материала;

мониторинг освоения воспитанниками учебного материала; реализация проекта.

Цыганкова Любовь Николаевна

Воспитатель,

Планирование учебной деятельности; подбор дидактического материала; мониторинг освоения воспитанниками учебного материала; реализация проекта.

Чурсина Валентина Петровна

Планирование учебной деятельности; подбор дидактического материала; мониторинг освоения воспитанниками учебного материала; реализация проекта.

Нормативное правовое обеспечение проекта.

Наименование нормативного правового акта

Основные положения

Приказ № 61 от 02.09.2013 г. «О разработке проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа».

Утвердить план – график разработки и реализации проекта; разработать и утвердить положение о творческой группе по разработке проекта.

Приказ № 62 от 02.09.2013 г. «О создании творческой группы по разработке проекта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Традиции русского народа».

Организовать и утвердить состав творческой группы

Положение о «Рабочей творческой группе»

Регламентировать деятельность творческой группы; порядок формирования творческой группы; функции, права и ответственность творческой группы.

ПодпрограммаI«Дошкольное образование»

Направлена на решение проблемы, связанной с обеспечением доступности и повышения качества услуг дошкольного образования.

Л.П.Гаврикова,

ПРОЕКТ

по духовно-нравственному воспитанию на тему:

«Русский народный костюм».

    Паспорт проекта «Русский народный костюм»………………………….

    Описание работы……………………………………………………………

3.1.Введение…………………………………………………………………..

3.2. Описание работы над проектом и её результаты……………………

Исследование…………………..………………………………………..

Ход исследования………………………………………………………...

Вывод…………………………………………………………………….

    Используемая литература……………………………………………….…

    Приложение

2. Паспорт проекта «Русский народный костюм»

1. Направление проекта : воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание). Воспитание уважительного отношения к традициям русского народа.

2. Тип проекта : творчески-исследовательский.

3. Информация заявителя: учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5«А» класса.

5. Участники проекта:

Классный руководитель;

5 «А» класс.

6. Партнеры: родители учеников.

7. Сроки реализации проекта : долгосрочный.

8. Основные направления реализации:

Исследовательская деятельность (поиск классом материала о костюмах);

Творческая деятельность (разработка русского народного костюма);

Внеклассные мероприятия (поход в музеи «Русский лён», «Центр народного творчества»);

Участие в выставке.

9. Форма защиты проекта: презентация, литературно-музыкальная композиция.

10. Продукт проектной деятельности : альбом «Русский народный костюм», русский народный костюм.

3. Описание работы

3.1. Введение

«Чтобы понять русский народ, нужно одеть на себя однажды русский костюм. Тогда можно ощутить сложное, но доброе отношение русского человека к миру, его таинственную связь с природой, открытость и жизнелюбие, сострадание к ближнему. Думаю, что в русском костюме заключено одно из звеньев разгадки русской души…»

Юлия Николаевна Хижняк, кандидат педагогических наук.

Актуальность.

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди стали забыли о своих русских ценностях. В семье уже мало кто рассказывает детям русско-народные сказки. Ученики часто любят смотреть иностранные мультики и больше времени проводят за компьютерными играми.

Поэтому важно в жизнь детей и в педагогический процесс школы включать разнообразные виды народного творчества и рассказывать о русско-народных традициях школьникам.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности школьника.

Проблема : Забыты народные промыслы, многие дети почти не знают традиции и обычаи русского народа, своей семьи.

Цель: познакомить учащихся с русским народным костюмом, его особенностями и воспитание у школьников любви и интереса к русской национальной культуре и народному творчеству.

Задачи, поставленные для реализации проекта:

1)учебные:

Познакомить учащихся с видами национального русского костюма, его особенностями и историей создания; народными названиями одежды;

Познакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма);

2)развивающие:

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся;

Расширение кругозора;

Развитие умения использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности;

3) воспитывающие:

Нравственно-эстетическое воспитание;

Воспитание уважительного отношения к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

План работы

Первый этап . Сообщение темы, постановка целей, формулировка основополагающих вопросов. Деление учащихся на группы.

Второй этап . Обсуждение плана проекта, формулировка проблемных вопросов, гипотез и целей исследования.

Третий этап. Учащиеся проводят исследования. Поиск информации.

Четвертый этап . Оформление информации, подготовка презентации по данной темы. Разработка творческого задания.

Пятый этап. Экскурсия в музеи «Смоленский лен», «Центр народного творчества». Реализация проекта. Создание костюма.

Шестой этап. Оформление выставки. Создание презентации.

Заключительный этап. Подведение итогов работы над проектом. Защита проекта.

3.2. Описание работы над проектом и её результаты

Методы проекта:

- исследовательский метод (сбор большого количества информации о русском народном костюме, его истории и особенностей; экскурсия в музей «Смоленский лен»)

Научный метод (знакомство с техникой изготовления костюма)

Практический (освоение на практики техники при изготовлении русско-народного кокошника и сарафана)

Исследование

Объект исследования: традиционный русский народный костюм.

Предмет исследования: особенности русского народного костюма.

Ход исследования

Этапы проекта,

Формы работы

Участники

1 этап. Подготовительный

(1 неделя)

Анкетирование учащихся.

Подбор информации, литературы для осуществления проекта.

Составление плана мероприятий.

Обозначить проблему, сформулировать цели и задачи проекта.

Выявить знания учащихся о народном творчестве, традиций русского народа.

учащиеся

(2 неделя)

Деление класса на творческие группы.

Поиск учащимися информации (у каждой группы свое задание).

Подготовка презентаций.

Способствовать формированию

у детей интереса к культуре и

быту русского народа.

2 этап.

Основной

(3 неделя)

Выступления учащихся с докладами и подготовленными презентациями.

Создание мини-альбома «Виды русского народного костюма».

Расширение кругозора о русском народном творчестве, его традициях, особенностях русского народного костюма.

Закрепление знаний с помощью творческой работы.

Знакомство с картинами русский художников, выражающих народные представления о красоте.

учащиеся

(4 неделя)

Экскурсия в музей «Смоленский лён». Проведение мастер-класса «Кукла-обережка».

Знакомство с созданием с русскими традициями ткачества и переработкой льна.

– Знакомство с богатой коллекцией смоленского костюма с поясами и головными уборами - «андараки», «саяны», «сорококлины», вышивки, набойка, кружево, раскрывающие красочный мир народного искусства.

Практическое выполнение куклы-обережки.

Учитель, учащиеся,

сотрудник музея

(5 неделя)

Реализация практического задания «Русский народный кокошник».

Знакомство с основными видами и процессом создания русского народного кокошника.

Закрепление знаний о русском народном головном уборе.

Учитель, учащиеся, родители

(6 неделя)

Экскурсия в музей «Центр народного творчества».

Знакомство с выставкой «Костюмы народов мира».

Знакомство с особенностями национальных костюмов.

Учитель, учащиеся, сотрудник музея

(7 неделя)

Реализация практического задания «Русский народный сарафан»

Знакомство с основными видами и процессом создания сарафана.

Знакомство с различными видами вышивки, украшений сарафана.

Закрепление знаний о русском народном костюме.

учащиеся,

родители

3 этап.

Заключительный

(8 неделя)

Оформление выставки.

Создание презентации о проделанной работе.

Чаепитие.

Подведение итогов.

Закрепление знаний учащихся о русской народной культуре, её традициях.

учащиеся,

родители

(9 неделя)

Защита проекта. Выставка.

Предполагаемые результаты исследования:

- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

Формирование чувств национального достоинства;

Расширение представлений у детей о быте русского народа;

Приобщение к народным традициям;

Взаимодействие педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

Мероприятия

1. Классный час на тему: « Что мы знаем о русских народных традициях, быте». Анкетирование учащихся.

2. Классный час на тему: « Русский народный костюм». Выступления учащихся с докладами по темам: «Виды русского народного костюма», «История русского костюма», «Смоленский народный костюм».

3. Классный час. Просмотр презентации « Виды и особенности русского народного костюма».

4. Классный час на тему: «Знакомство с картинами русский художников, выражающих народные представления о красоте». Просмотр иллюстративного ряда (Билибина, Васнецова). Создание мини-альбома «Виды русского народного костюма».

5. Экскурсия в музей «Смоленский лён».

6. Классный час «Русские народные головные уборы». Создание подготовительного рисунка будущего кокошника. Подготовка материала.

7. Творческая деятельность. Создание русского народного кокошника.

8. Экскурсия в музей «Русское народное творчество».

9. Творческая деятельность. Создание русского народного сарафана. (Подготовка лекал, сбор материала).

10. Творческая деятельность. Создание русского народного сарафана. Совместная деятельность учеников, учителя и родителей.

11. Чаепитие «За круглым столом». Обсуждение проделанной работы, подведение итогов.

12. Защита проекта. Выставка «Русский народный костюм».

Назначение и применение проекта

Данный проект разработан для формирования представлений об эстетических идеалах и ценностях, а также для повышения интереса учащихся к русской народной культуре, традиций русского народа. Воспитание у детей уважительного отношения к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине. Проект создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся, раскрывает роль декоративно-прикладного искусства, развивает творческие способности учащихся.

Данный проект может быть использован при разработке уроков рисования и технологии в общеобразовательных школах и в художественных школах.

Вывод

Изучение истории народного костюма позволяет познать тесную связь времени и общества, приобщить наше новое поколение к исторической памяти народа, привить уважительное отношение к родной земле, к народным традициям, обычаям, искусству.

Ребята, работая над проектом достигли поставленных задач и цели проекта.

Список используемой литературы

1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.

2. Горяева Н.А. Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, учебник для 5 класса. Просвещение. – М,2001

3. Калнинш Л.М. Русские народные традиции в подготовке учителя технологии: Учебно-методическое пособие.- Благовещенск: Изд-во БГПУ,2003. – 83с.

4. Клиентов А.Е. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.

Проект направлен на нравственное воспитание старших дошкольников посредством совершения добрых поступков. Проект расчитан на один учебный год, участники проекта - дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

по нравственному воспитанию

Дошкольников старшего возраста

«Спешите делать добро»

Актуальность

На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, разрушает внутренний мир личности.

Решая задачи воспитания, необходимо опереться на разумное и нравственное в человеке, определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Задача воспитателя – формировать доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этих исключительно важных качеств (доброты и отзывчивости) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Именно поэтому актуальна разработка и реализация проекта по нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста «Спешите делать добро».

Цель проекта: нравственное воспитание старших дошкольников посредством совершения добрых поступков.

Задачи проекта:

1. Формировать этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости».

2. Продолжать формировать у детей представление о сопереживании и сочувствии к другим людям. Воспитывать чувство взаимопомощи.

3. Воспитывать гуманное эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающего мира в целом.

4. Повысить педагогическую компетентность родителей в нравственном воспитании детей.

Вид проекта:

По направленности – информационно-практико-ориентированный;

По составу участников – групповой;

По продолжительности – долгосрочный.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста;

Воспитатели группы;

Социальный педагог,

Музыкальный руководитель;

Родители.

База проектной деятельности:

МБДОУ «ДС №12 «Росинка»

Сроки реализации проекта: один учебный год.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Формы работы по проекту.

Работа с детьми:

1.Чтение и рассматривание художественной литературы, энциклопедий.

2.Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.

3.Инсценировки сказок для детей младшей группы.

4.Проведение НОД.

5. Участие в концертах, акциях.

6. Продуктивная деятельность.

7. Трудовые поручения в группе и на участке детского сада.

Работа с родителями:

2. Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ.

3. Проведение бесед, устных журналов.

4. Проведение викторины с детьми и родителями «Что такое доброта».

Предполагаемые результаты:

- дети имеют этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

- у дошкольников сформировано стремление помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;

Бережное отношение детей к миру природы и к окружающему миру в целом;

Повышение педагогической компетентности родителей в нравственном воспитании детей.

Продуктом проектной деятельности является:

Создание «Книги добрых дел»;

Праздник Доброты.

Этапы реализации проекта

1 этап – организационный - сентябрь

Задачи:

1.Изучить эмоциональное отношение дошкольников к нравственным нормам.

2.Создать мотивационную основу для активного участия детей и родителей в проекте.

Мероприятия

Цели и задачи

Совместная деятельность педагога с детьми:

Методика «Сюжетные картинки». Анализ полученных результатов. (Приложение1)

Изучить эмоциональное отношение дошкольников к нравственным нормам.

Работа с родителями:

Анкетирование родителей «Воспитание чувств» (Приложение 2)

Выявить проблемы родителей в нравственном воспитании детей.

2 этап – основной - октябрь – март

Задачи:

1.Реализовать в работе с детьми и родителями комплекс мероприятий, направленный на нравственное воспитание старших дошкольников.

План работы по реализации проекта по нравственному воспитанию дошкольников старшего возраста «Спешите делать добро»

Форма работы

Программное содержание

Сроки

реализации

Дидактические игры:

-«Что такое хорошо, что такое плохо?»,

- «Благородные поступки»,

- «Как я дома помогаю»,

- «Цветок добрых дел»,

- «Давайте говорить друг другу комплименты»,

- «Пожелания»,

- «Вежливый ручеек»,

- «Пирамида добрых дел»

Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей; научить детей быть внимательными друг к другу,

воспитывать в детях культуру поведения.

В течение всего проекта

Уход за комнатными растениями, кормление зимующих птиц.

Воспитание экологической культуры, бережное отношение к окружающей природе, стремления беречь и любить растения и животных, ухаживать за ними. Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.

В течение всего проекта

Рассматривание демонстрационного материала: - «Уроки доброты»,

- «Я и мое поведение»,

- «Уроки вежливости»,

- «Я и другие»,

- «Чувства, эмоции».

Формировать представления детей о хороших и плохих поступках и их последствиях; развить речь детей, умение высказывать суждение.

Еженедельно

Беседы:

- «Доброе дело делай смело»,

- «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом»,

- «Мы – маленькие дети на большой планете!»,

- «Что значит быть добрым?»,

- «Труд человека кормит»,

- «Как и чем можно порадовать близких»,

- «Наши добрые слова»,

- «Как мы можем позаботиться о старших»,

- «Наши маленькие друзья»

Продолжать формировать у детей умение вести диалог на нравственно-этическую тему. Поощрять желание детей рассуждать о нравственных ценностях, анализируя поступки героев и свои собственные.

Еженедельно

Заучивание пословиц и поговорок о добре, дружбе.

Сформировать представления о назначении пословиц и поговорок, учить осмысливать значение пословиц и поговорок о добре и дружбе.

В течение всего проекта

Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев:

В.Осеева «Волшебное слово», - Е.Пермяк «Самое страшное», - В.Осеева «Просто старушка», - А. Барто «Вовка - добрая душа», «Уехали»,

Л.Н.Толстой «Старик сажал яблони»,

О.Дриз «Добрые слова»,

Л.Толстой «Два товарища»,

А.Барто «Друзья, вот вам на всякий случай стихи о мальчике одном»,

В.Кривошеев «Добрый день»,

В.Сухомлинский «Внучка и старый дед»,

А.Шибаев «Дед и внук»,

Н.Носов «Огурцы»,

С.Маршак «Сказка о неизвестном герое»,

В.Катаев «Цветик - семицветик»

Р.н. сказка «Как аукнется, так и откликнется», «Хаврошечка».

Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими; учить детей самостоятельно, передавать отношение к поступкам героев, делать выводы.

В течение всего проекта

Трудовая деятельность в группе и на участке детского сада

Совершенствовать трудовые навыки в процессе работы, навыки коллективного труда, воспитывать чувство ответственности за порученное дело, желание помогать товарищам, проявлять дружеские чувства.

В течение всего проекта

Трудовая деятельность на участке у малышей

Учить действовать по просьбе взрослых, понимать значение своего труда для других, развивать ответственное отношение к делу, воспитывать заботливое отношение к малышам.

Еженедельно

Участие в концерте, посвященном «Дню пожилого человека» в отделении временного проживания пожилых людей и инвалидов в КЦСОН «Гармония».

Дать знания о празднике День пожилого человека. Способствовать формированию заботливого отношения к пожилым людям.

Октябрь

НОД «Путешествие в страну Добра»

Уточнить у детей этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости». Закрепить знания о правилах культурного поведения и хороших манерах.

Октябрь

Путешествие по сказкам «Добрые поступки героев сказок и их последствия »

Уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствиях; закрепить знание сказок.

Октябрь

Обыгрывание и обсуждение ситуаций на нравственную тему

Сформировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими; воспитать культуру общения, ответные чувства на заботу окружающих; закрепить навыки культурного поведения.

В течение всего проекта

Сочинение сказки «Красная шапочка и добрый волк»

Учить видеть положительные и отрицательные качества героев.

октябрь

Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»

Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.

Октябрь

Театрализация сказки «Заюшкина избушка» для детей младшей группы

октябрь

Участие в акции «Дети - детям» - выступление в концерте для детей, проживающих в стационарном отделении БУ ХМАО – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Наш дом»

Воспитывать основы толерантности, доброжелательное отношение к сверстникам.

ноябрь

Участие в акции «Покормите птиц» - изготовление кормушек, плакатов

Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, вызвать желание заботиться о них.

ноябрь

Изготовление подарков для мам и бабушек. Выступление в праздничном концерте, посвященном Дню матери

Воспитывать любовь и заботливое отношение к близким людям, желание заботиться о них.

Ноябрь

Изготовление подарков для инвалидов. Выступление в концерте, посвященном Международному дню инвалидов в отделении временного проживания пожилых людей и инвалидов в КЦСОН «Гармония»

Закрепить понятие «доброта», «добрый», «милосердный». Развивать умение чувствовать внутренний мир другого человека, сформировать культуру общения.

декабрь

«День добрых дел» - постройка совместно родителями и детьми снежных фигур на участке группы

Привлечь родителей к совместной трудовой деятельности с детьми.

декабрь

Участие в акции «Елочка - зеленая иголочка» - изготовление плакатов «Не рубите ели!» и размещение их на информационных стендах поселка

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, стремление беречь растения.

декабрь

Театрализация сказки «Колобок» для детей младшей группы

Учить детей проявлять внимание и заботу о малышах.

декабрь

Тематический день «Спасибо»

Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов благодарности.

январь

Викторина с детьми и родителями «Если добрый ты»

Закрепить знание пословиц, сказок, стихотворений о доброте. Развивать взаимовыручку, дружеские взаимоотношения между детьми и взрослыми. Объединить детей и взрослых в совместной деятельности.

январь

Праздник доброты

  • Способствовать формированию у дошкольников доброты и милосердия, расширить знания о их роли в жизни каждого человека.
  • Развивать навык сотрудничества, коммуникативные навыки; чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

Воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности; навыки культуры общения.

Апрель

Работа с родителями по реализации проекта по нравственному

воспитанию старших дошкольников «Спешите делать добро»

Консультации:

- «Воспитание заботливого отношения к окружающим»;

- «Воспитание в труде»;

- «Воспитание добротой»:

- «Ты» или «Вы»? О речевом этикете дошкольника».

- «Вежливость воспитывается вежливостью».

Советы для родителей:

- «Умение воспитывать в детях доброту».

Памятка «Воспитываем в ребенке доброту».

Папка-передвижка «Уроки доброты».

3 этап – заключительный - апрель

Задачи:

1.Анализ результата работы с детьми, обработка полученных данных, соотнесение с поставленной целью.

2.Познакомить родителей с результатами работы по проекту «Спешим делать добро».

3. Обобщить опыт.

Мероприятия

Цели и задачи

Совместная деятельность педагога с детьми

1.Диагностика. Анализ результатов.

Выявить уровень знаний детей о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»; представления о сопереживании и сочувствии к другим людям.

Работа с родителями

1.Презентация проекта

Показать родителям результаты работы по проекту

Поощрить активных участников проекта.

Привлечь родителей к активному сотрудничеству над проектом в следующем году.

Литература

1.Алябьева Е.А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.

2.Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160с.

3. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Воспитание нравственных качеств у детей: Конспекты занятий. – М.: Издательство «Книголюб», 2007. – 112с.

4. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80с.

5. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2002. – 80с.

6. Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб.: КАРО, 2003. – 288с.

7. Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 384с.

8. Черенкова Е.Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2006. – 188с.

Наглядные дидактические пособия

1.Чувства. Эмоции: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во «Ранок», 2007. – 20 отдельных листов в папке.

2.Уроки доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во «Ранок», 2007. – 20 отдельных листов в папке.

3.Я и мое поведение: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во «Ранок», 2008. – 20 отдельных листов в папке.

4.Я и другие: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во «Ранок», 2008. – 16 отдельных листов в папке.

5.Уроки вежливости: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во «Ранок», 2007. – 16 отдельных листов в папке.

Приложение 1

Методика «Сюжетные картинки»

Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.

Обработка результатов

0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.

Приложение 2

Анкета "Воспитание чувств"

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.

1. Считаете ли вы необходимым воспитание у ребенка таких качеств, как отзывчивость, доброта, сочувствие?

Да;

Нет;

Частично.

2. Удалось ли вам построить со своим ребенком доверительные отношения?

Да;

Нет;

Частично.

3. Что вас беспокоит в отношениях ребенка с окружающими?_________

4. Всегда ли отношения взрослых с ребенком в вашей семье носят доверительный, дружеский характер?

Да;

Нет;

Частично.

5. Привлекаете ли Вы ребенка к участию в будничных делах семьи?

Да;

Нет.

6. Может ли Ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание?

Да;

Нет;

Не знаю.

7. Часто ли Вы беседуете со своим ребенком на тему «Добрых дел и поступков»?

Часто;

Иногда;

Никогда.

8. Какие добрые дела вы совершаете совместно с ребенком? _________________________________________________________________

Картотека дидактических игр

"Что такое хорошо и что такое плохо".

Цели: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
Демонстрационный материал: Отрывки их художественных произведений, жизненные факты о хорошем и плохом поведении человека, детей, группы.

Ход игры: Дети мимикой и жестами выражают свое отношение к хорошему и плохому поведению (плохое поведение - делают сердитое лицо, грозят пальцем; хорошее - улыбаются, одобрительно кивают головами). Отвечают на вопросы воспитателя.

Примерные вопросы. Сегодня Сережа опять ел снег. Ребята, это хорошо или плохо? Дети мимикой и жестами показывают, что это плохо.
Что может случиться с Сережей? Дети отвечают.

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

Например , благородные поступки для мальчиков: называть девочку только по имени; при встрече с девочкой первым здороваться; уступать в транспорте место; никогда не обижать девочку; защищать девочку; помогать девочке переносить тяжелые вещи; когда девочка выходит из транспорта, нужно выйти первым и подать ей руку; мальчик должен помочь девочке одеться, подать пальто и т.д.

Благородные поступки для девочек: называть мальчика только по имени; при встрече с мальчиком здороваться; хвалить мальчика за проявление внимания; не обижать и не обзывать мальчика, особенно в присутствии других детей; благодарить мальчика за добрые дела и поступки; и т.д.

«Мешок плохих поступков»

Ход игры: Дети получают чёрные бумажные кляксы, воспитатель предлагает их сложить в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он сегодня совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть. И когда дети идут гулять, этот мешок выбрасывается.

«Цветок добрых дел»

Материал : цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку.

Ход игры: Можно проводить игру индивидуально с ребенком, можно с группой детей. Детям предлагается собрать «Цветок добрых дел», для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и говорить, какие - либо добрые дела. Дети перечисляют положительные поступки по очереди, а взрослый соединяет лепестки с серединкой. Когда цветок собран, дети аплодируют друг другу.

« Как я дома помогаю?»

Цели: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал: цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку

Ход игры: Дети по очереди отрывают лепестки от цветочка, называя обязанности, которые они выполняют в семье (поливают цветы, подметают пол, ухаживают за животными, «воспитывают» младших сестер и братьев, чинят игрушки и др.). Можно разнообразить игру. Пусть дети перечислять обязанности, которые выполняют в семье их мамы, а потом папы.

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Цели:

Материал: Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).

Ход игры: Воспитатель приносит «Волшебный Цветок», который поможет ребятам выразить свои чувства. Детям предлагается передавать цветок любому ребенку и делать ему комплимент. Если, кто-то, окажется без внимания, воспитатель делает комплимент этим детям.

«Пожелания»

Цели: Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Материал: игрушка-сердечко (любая игрушка)

Ход игры: Дети встают в круг. Передавая друг другу игрушку, говорят свои пожелания: « Я желаю тебе….»

«Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.

Ход игры: Дети рассматривают сюжетные картинки и озвучивают их вежливыми словами.

Если ребенок затрудняется, задайте ему по картинке наводящие вопросы. Например, какое волшебное слово нужно произнести, чтобы друг дал тебе игрушку?

Как ты отблагодаришь человека за помощь?

Как нужно обращаться к взрослым людям? (называть по имени отчеству и на Вы)

Что нужно говорить при встрече с человеком?

Что нужно говорить всем, уходя домой?

Что нужно говорить просыпаясь утром, приходя утром в детский садик? Какие слова можно пожелать друг другу перед сном?

Что ты скажешь, если кого-нибудь нечаянно толкнешь или заденешь? и т.д.

Дети должны знать и использовать в жизни следующие слова: здравствуйте, до свидания, до скорой встречи, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, спасибо, извините, спокойной ночи, и др.

«Копилка добрых дел»
Ход игры: Дети получают бумажные сердечки, воспитатель предлагает их складывать в «коробочку добрых дел», но при этом ребёнок должен сказать, что хорошего он сегодня сделает или уже сделал.
- Очень хорошо, что так много хороших поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу.

Картотека ситуаций для обыгрывания

1 ситуация:

Девочка протирала влажной тряпочкой строительный материал и нечаянно пролила воду из тазика. Девочка растерялась, а к ней подходит мальчик… Что он будет делать?

2 ситуация:

Дети рисовали каждый на своем листочке, и вдруг девочка разлила краску на рисунок товарища. Что было дальше?

3 ситуация:

Девочка пришла в детский сад с красивыми новыми бантиками. Мальчик подошел к ней, дернул за косичку, и она расплелась. Мальчик засмеялся и убежал. Что было дальше?

4 ситуация:

«Что сказала бы мама» Вы разлили молоко, наступили кому-нибудь на ногу, разбили вазу, обидели друга и т.д. Что сказала бы мама? (дети обыгрывают ситуацию).

5 ситуация:

Оля делала подарок маме. Братик побежал и часть листочков упали на пол. Оля готова была заплакать, но братик сказал волшебное слово. Какое? Оля улыбнулась и сказала братику…

6 ситуация:

Бабушка сшила для Катюшиной куклы платьице, но оно оказалось малым. Катюша расстроилась, а бабушка попросила принести ей куклу и сшила другое платье. Внучка была рада. Она…

7 ситуация:

Ваня строил гараж для машины. Миша просил: «И я с тобой буду строить». Как бы вы попросили об этом друга?
Строить Миша не умел, и стройка его развалилась. Он сказал: «Я не специально сломал гараж…» Какое слово должен был сказать Миша?
И они дружно начали играть вместе.


«Нравственное воспитание. Добрые дела.»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8»

воспитатели: Горбань Е.Е.

Корчагина Г.А.


Актуальность .

В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.

Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.


Тип проекта:

социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный.

Длительность:

(ноябрь-апрель)

долгосрочный.


Участники проекта .

Дети старшей группы, родители, воспитатели.


« Ничего не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

Сервантес.


Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются дети!

Наш девиз: «Добрые дела объединяют, а злые разрушают!»


Цель проекта: формировать первоначальные представления о нравственных чувствах и эмоциях.


Задачи:

Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;

Воспитывать умение оценивать поступки окружающих; развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;

Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

Развивать представления детей о понятиях «добро», «зло» их важности в жизни людей;

Сохранение и укрепление здоровья детей.


Ожидаемые результаты:

Появление уважения к труду взрослых, благодарности за их труд, желание отблагодарить их хорошими поступками;

Повышение уровня нравственной культуры воспитанников и родителей;

Воспитание у детей гуманного отношения ко всему живому и предметному миру;

Освоение трудовых навыков в ходе совместной практической, игровой деятельности с воспитателем.


Реализация проекта:

I этап. Подготовительный.

1. Целеполагание

Подготовка необходимого материала для реализации проекта;

Подбор и изучение методической литературы и нормативных документов по данной теме (закон «Об образовании», ФГОС, «Концепция духовно-нравственного воспитания» и т. д.)

Опрос родителей «Доброта и современный мир – миф или реальность? ».

Проведение родительского собрания на тему «Воспитание добром», консультация «Воспитание дружеских отношений в игре»

Беседа с детьми «Что такое дружба, доброта? », «Какое доброе дело я сделал сегодня? »


Обновление зоны вежливости настольными играми

Подборка художественной литературу по теме.



II – этап практический.

Игровая деятельность .

Дидактические игры : «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций», «Исправь ошибку», «Закончи предложение», «Вежливые часики», «Комплименты».

Сюжетно-ролевые игры : «В магазине», «В автобусе», «В детском саду», «День рождения куклы Тани», «А у нас гости»

Игра-инсценировка :«Встречаем матрешек»

Словесные игры : «Как поступают вежливые дети», «Волшебный клубочек», «Ромашка».

Настольно- печатные игры: «В мире вежливости.», «В школе этикета», «Что такое хорошо и что такое плохо»,

Подвижные игры: «Догони – вежливое слово говори», «Море волнуется», «Пожалуйста», «Кто быстрее».


Играем в игру «Хорошо, плохо».

Играем в игру « В мире вежливости».


Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Дидактическая игра «Комплименты».


Познавательно – исследовательская деятельность.

Беседы по теме : «Как и чем можно порадовать близких», «Наши добрые дела», «Волшебные слова - почему они волшебные», «Правила поведения детей в спальне, групповой комнате, раздевалке, туалетной комнате», «Мы едем в транспорте», «Помощники речи – жесты, мимика, интонация»,«Будь всегда вежливым».

Рассматривание плаката :

«Хорошие манеры для малышей», «Будь вежливым».

Заучивание пословиц , отгадывание загадок.



Коммуникативная деятельность.

Составление рассказов «кто такой добрый человек? » «Мои друзья» «Моя семья».

Беседы «Что такое дружба? », «Нет друга – ищи, а найдешь – береги! », «Правила дружбы», «Хорошо ли быть добрым? », «Как мы можем порадовать близких? »

Психотренинги «Наше настроение», «Улыбнемся друг другу», «Добрые ладошки», «Волшебные слова».

Создание «Дерева дружбы"

Создание «Сундучка добрых слов».


Чтение художественной литературы .

Чтение различной художественной литературы по темам «Доброта», «Дружба»: (нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка»; В. Катаев «Цветик-семицветик») ; обсуждение и оценка поступков героев, решение проблемных ситуаций «Как поступить»;

Заучивание стихотворений и песен о доброте, чтение пословиц и поговорок о добре и дружбе, разъяснение их смысла детям.


Музыкально-эстетическая деятельность

Песни «Улыбка», «Если с другом вышел в путь», «Когда мои друзья со мной»,

Танец «Потанцуй со мной, дружок».

Театрализованная деятельность : сказка для малышей «Лиса и заяц», «Красная шапочка».


Двигательная деятельность.

Подвижная игра : «Если дружно нам живётся», «Мяч лови- слова прощанья говори»,

«Путешествие в страну волшебных слов», «Море волнуется», «Угадай что это».

Открытки для папы и мамы (аппликация с элементами рисования);

П/упражнение на координацию движений «Пронеси не расплескав воду в ложке».

Рисование на тему «Лучший друг»; создание выставки детских рисунков «В дружбе наша сила»;

Новогодняя стенгазета «Поздравим малышей»

Изготовление кормушек, работа в уголке природы, поможем взрослым;

Оформление фотовыставки «Если доброта как солнце светит, радуются взрослые и дети»;

Изготовление поделок из пластилина «Подарок другу».


Продуктивная

деятельность.


Наши добрые дела

Мы дежурные сегодня

Станем няне помогать

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

Трудовая

деятельность


Мы с игрушками играли.

Их на место убирали.

Кто любит трудиться –

Работы не боится.



Чтобы дом спасти от пыли Мы мели, трясли и мыли. Так трудились, так старались, Не гуляли - убирались . В результате все сверкает!



Помощь другу

Всё с друзьями пополам Поделить мы рады! Только ссориться друзьям Никогда не надо!



Дружба - это только счастье, Дружба - у людей одна. С дружбой не страшны ненастья, С дружбой - жизнь весной полна!


У меня теперь есть Друг, Преданный и верный. Без него я как без рук, Если откровенно. Мы гуляем во дворе, Весело играем, Скоро в школу в сентябре Вместе зашагаем!


Работа с родителями.

Консультации: «Как вести себя за столом», «Причины плохого настроения» , «Роль этикета в воспитании детей», изготовление книжки - передвижки по теме «Научите детей говорить друг с другом вежливо», Папка - раскладушка советы родителям «Как вырастить культурного ребенка», Конкурс плакатов «Как нельзя себя вести».


III – заключительный.

Презентация продуктов проекта .

1. Организация и оформление фотовыставки «Наши добрые дела дома и в саду»;

2. Разработка памятки для родителей «Учите детей бережливости»;

3. Изготовление «Дерева добрых дел»;

4. Праздник «Давай дружить»;

5. Презентация проекта;

6. Создание леп-бука: «Страна вежливости и добрых дел»;

7. Фотоотчет для родителей на тему: «Наши добрые дела».


Участие родителей в выставках

совместно с детьми


Семейный праздник

«В дружбе наша сила!»


Со спортом всегда по пути Ребят не страшат тренировки- Пусть сердце стучится в груди. Нам смелым, и сильным, и ловким Быть надо всегда впереди.


Здоровье, сила, ловкость- Вот спорта пламенный завет Покажем нашу дружбу, смелость Веселым стартам шлем привет!


Спорт ребятам очень нужен! Мы со спортом крепко дружим! Спорт - помощник, спорт - здоровье, Спорт - игра, физкульт-ура!


Рождественские колядки

Верь, храни, цени ты дружбу, Это высший идеал. Тебе она сослужит службу. Ведь дружба - это ценный дар!


Наш весёлый детский сад – Это сказка для ребят! Пляски, песенки и шутки, Сладкий сон, физкультминутки, Книжки, краски, куклы-дочки, Голосочки, как звоночки!


Наш уютный детский сад – Это счастье для ребят! По дорожке прямиком Побежим в любимый дом, Потому что детский сад Ждёт всегда своих ребят!