Дидактические игры на тему елочка. Дидактическая игра «Логическая елка. Игра “Кто быстрее возьмёт платочек”

Татьяна Васильева

На протяжении многих лет работы с детьми ОНР я наблюдала как воздействует игра на умственное развитие ребенка, в игре ребенок усваивает не совсем доступный ему материал. Игра активизирует активные умственные способности, развивает речь, вызывает интерес и поднимает настроение ребенка. А главное дети охотно облегчают процесс усвоения знаний.

Предлагаю вашему вниманию игру “Загадочная елочка”

Цель дидактической игры :

Закрепление названий цифр, определение их в картинке. Развитие мышления.

Процесс игры :

Ребенку предлагается “елочка” . Он берет карточку с спрятанной цифрой, определяет ее и ищет соответствующую ветку елочки . Объясняет почему он это сделал. И так со всеми остальными ветками. По окончанию выкладывания карточек, ребенок переворачивает их обратной стороной. Если задание выполнено верно, то получается картинка мозаика.

Ребенок берет карточку с картинкой, определяет цифру. На ветках елочки ищет картинку соответсвующую картинкe на карточке.


После заполнения всех веток елки, ребенок начинает переворачивать картинки.


Если задание выполнено верно, то ребенок видит цельную картинку из элементов.

Итог игры. Радость у ребенка огромная,а польза бесценная.


Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Идактическая игра "Чудо-елочка" поможет познакомить детей с различными обобщающими понятиями. Основа выполнена из плотного фетра. Детали,елочные.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОДАРКИ ОТ БУРЕНКИ!» Настольно-печатная игра для детей 4-5 летнего возраста ВИД ИГРЫ Познавательной направленности.

Здравствуйте, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ. Приближается Новый Год. Но уже сейчас хочется почувствовать волшебство новогодней ночи. Поэтому представляю.

Цель: Развивать мелкую моторику посредством художественно-эстетической деятельности (лепка). Задачи: Продолжать знакомить детей с пластилином.

Конспект НОД по развитию речи. Дидактическая игра на произношение звуков [М]-[М’], [Б]-[Б’]. Дидактическая игра «Кто ушел?» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Задачи: 1. Формировать умение четко произносить звуки м-мь, б-бь в звукосочетаниях, различать.

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы «Загадочная гостья-вода» Тема: «Загадочная гостья - Вода»». Цель: Расширять запас представлений детей о воде, создание условий для детского экспериментирования,.

Золотая осень прекрасна своими красками, особым ароматом желтеющей листвы! И как я люблю наблюдать изменения расплывающихся по всюду разнообразных.

Игра «Что растет на огороде»

Дидактическая задача. Учить различать овощи по вкусу и по внешнему виду.

Игровая задача. Угадать, какие овощи ежик положил в суп.

Игровое правило. Доставать овощи и определять их по вкусу, рассмотрев их внешний вид и наощупь.

Ход игры

Воспитатель приносит в группу ежика и говорит: «Ежик вырастил на своем огороде урожай овощей. Ежик хороший повар. Он решил сварить суп. Порезал овощи, сложил в кастрюлю, а потом ему позвонили по телефону, и он отвлекся. Когда ежик вернулся, то не смог вспомнить, какие овощи он резал на дощечке. Помогите ежику узнать овощи для супа».

Воспитатель дает детям попробовать порезанные овощи: морковь капусту, репу. Овощи можно сложить в глубокую чашку, чтобы дети брали овощ, не видя его, наощупь и определяли на вкус.

Игра «На нашем участке»

Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться на участке детского сада, называть знакомые предметы, выполнять поручения.

Игровая задача. Познакомить ежика с участком детского сада.

Игровое правило. Не перепутать названия предметов; придумать поручение (по подсказке воспитателя).

Игра проводится на прогулке.

Воспитатель «замечает» возле веранды ежика (игрушка) и сообщает об этом детям. Ребята обступают ежика, рассматривают его.

Педагог просит детей познакомить ежика с участком и показать все самое интересное вокруг. Дети по очереди берут ежика и показывают ему все, что хотят, называя предмет: веранда, горка, песочница, лесенка, качели и т.д. Ежик дает детям поручения: перенести ведерко из песочницы на веранду, покачать на качелях куклу; потренировать мишку на перекладине, покопать лопаткой песок и сделать куличик. Он просит детей дать и ему поручения. В конце игры ежик дарит детям несколько яблок, которыми воспитатель угощает их на полдник.

Игра «Кто за ёлкой»

Дидактическая задача. Учить детей называть животных и выделять их характерные особенности.

Игровая задача. Угадать, какие звери пришли встречать Новый год.

Игровое правило. Звери не покажутся, если их назвали неверно.

Воспитатель показывает детям рисунок, на котором изображена елка, из-за которой высовываются хвосты зверей: лисы, зайца, волка Сообщает, что звери пришли к елке встречать Новый год и стали обсуждать, какие подарки приготовил для них Дед Мороз. Звери спрятались за елкой и спорят, какие у них будут подарки. Воспитатель просит детей отгадать, кто спрятался за елкой.

Дети вместе с воспитателем рассуждают и обнаруживают, что по хвостам можно узнать зверей. На предыдущих занятиях малыши уже познакомились с этими зверями и узнали их основные приметы: у кого короткий хвост, у кого длинный и пушистый и т.д. Дети отгадывают спрятавшихся зверей и называют их. Если зверя отгадали правильно, то он «выходит» из-за елки (воспитатель выставляет игрушку на стол) и здоровается с детьми.

Советы начинающему организатору новогодних праздников у ёлки для детей дошкольного и младшего школьного возраста от опытного организатора

Исаева Зоя Николаевна , методист, режиссёр Г(О)БОУ ДОД ЦРТДиЮ, г. Липецк, «Отличник народного просвещения РФ», стаж педагогической работы 40 лет

Если взяться и подсчитать количество организованных и проведённых новогодних праздников за всю мою жизнь, то наверняка это будет немалая цифра. Уверена, что она приближается к тысяче. И это понятно. Разве есть праздник с ещё более широкими возможностями, где может разгуляться любая творческая мысль режиссёра, где даже самая бредовая, на первый взгляд, идея может найти своё воплощение в празднике.

Ведь бесспорно, самый ожидаемый, самый желанный для всех детей праздник, который организуется в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования - это новогодний. Чудо, волшебство, сказку, перевоплощение, торжество добра - вот что хотят увидеть дети на празднике. И это делает новогодний праздник самым любимым.

О структуре
У новогодних утренников (массовок у ёлки) есть общий структурный ход и единые приёмы: общие герои - Дед Мороз и Снегурочка, хороводы, театрализация с участием сказочных персонажей, зажжение ёлки, вручение подарков, исполнение песни «В лесу родилась ёлочка». Всё очень просто.
Почему- то думают, что организовать и провести новогодний утренник может любой желающий. Но эта простота обманчива. Ведь часто дети уходят с утренников разочарованными. И это правда. Организаторам надо понять, что утренник - явление уникальное. В этом действе переплелись языческие хороводы, театрализованные спектакли, концертные выступления, маскарады и карнавалы, конкурсы и игры. Сюда добавились и новые формы: дискотека, стартинейджер, игра-квест и пр.

Об ошибках
Много лет тому назад мне пришлось побывать на одном новогоднем утреннике, куда я привела своего младшего сына. Этот «праздник» запомнился мне надолго. Моё разочарование и недоумение начались с того, что негде было переодеть ребёнка в маскарадный костюм. На весь вестибюль стояли три скамейки. И всё… Кое-как, практически на полу, освободила сына от огромного количество зимней одежды и облачила его в костюм Зайчика. Поднялись в зал, осмотрелись: в центре стояла огромная пушистая ёлка, по сторонам зала стояли ряды стульев.
Поодаль, в углу зала были сложены старые афиши. Мы сели, и стали ждать начала. Ровно в назначенное время, без объявления зазвучала весёлая праздничная музыка, и появились сказочные персонажи в исполнении участников театрального коллектива. Громко крича в микрофоны герои начали новогодний спектакль.
Беда заключалась в том, что никто из «героев» не слушал реплик других, звуки накладывались друг на друга и в результате нам, зрителям, сидящим на стульях или прижавшимся к стенкам, ничего не было понятно.
Затем появлялись сказочные герои ещё и ещё. Сложно было нам уследить за театральным действом, а ещё сложнее - реагировать на него. И уже тут детям стало скучно. Мой четырёхлетний сынишка не отходил от меня и стал проситься домой. Мальчики постарше стали забираться на сложенные старые афиши, прыгать оттуда, чем-то бросаться, а некоторые просто бегали по залу.
Не поверите, но «спектакль» продолжался около пятнадцати минут. То появлялись новые персонажи, то кого-то ловили, громко крича, искали Деда Мороза. Но самое интересное, что артисты про детей вспоминали очень редко и сами наслаждались своей игрой и, видимо, получали от неё огромное удовольствие.
Когда практически у всех детей желание веселиться у ёлки полностью улетучилось, их пригласили взяться крепко за руки и приступить к празднованию встречи Нового года, и желательно с радостной улыбкой, ожидая чуда. Но почему-то в волшебство уже не верилось и чуда ждать никому не хотелось.
Но организаторы продолжали праздник. Хоровод оказался очень тесным, дети наступали друг другу на ноги. А когда на слова: «Как снежинки мы кружимся», - надо было покружиться вокруг себя, взмахивая при этом руками, началась настоящая толчея. Полёта снежинок, как и много другого, не получилось. А почему? Никто не подумал просчитать норму площади на маленького человека у ёлки. Хотя это сделать несложно. Измеряем длину линии круга, делим её на 50-60 см и получаем количество участников хоровода. Приглашали, видимо, столько, сколько придут. Или решали за счёт детей свои финансовые проблемы.
Ещё большая неразбериха началась тогда, когда начались эстафетные игры. Их, видимо, стали проводить для того, чтобы как-то изловчиться и вручить детям подарки из мешка. Ведь не будешь раздавать их просто тому, кто больше понравился. Пригласить участников и чётко объяснить условия игры у ведущего не получилось, он говорил долго, спохватываясь и перебивая самого себя, в результате чего практически никто ничего не понял: куда, когда бежать и что делать.
В результате всего мероприятия у меня, думаю и у остальных, возник вопрос, а можно ли было сделать всё по-другому?
Понятно, что те организаторы, которые подходят к подготовке и проведению детских праздников профессионально, серьёзно, у которых ни один ребёнок, ни на одну минуту не остаётся вне действа - делают настоящий праздник, который остаётся в памяти надолго.
Вот некоторые советы от опытного организатора новогодних представлений у ёлки:
1. Как «театр начинается с вешалки», так и новогодняя сказка для детей должна начинаться от самого порога. Приведу известный яркий пример. В фильме Э. Рязанова «Карнавальная ночь» все участники «въезжали» в праздник с горки. Здорово? Здорово. А вам слабо придумать? Вот мы во Дворце в Новороссийске, где я раньше работала, в нижнем вестибюле ставили крутящуюся избушку на курьих ножках, из окна которой выглядывала Баба Яга, сделанная умелыми руками педагога Т.Д. Емцевой из поролона. Баба Яга выглядела совсем как настоящая. Избушка крутилась, а Баба Яга загадывала детям загадки.
Так же придумывали много конкурсов, аттракционов, пройти которые было необходимо до начала основного действа. Введение в праздник, адаптация - так называли это мы, организаторы.
2. Количество детей на празднике должно быть тщательно продумано и просчитано. На каждого ребёнка должна быть предусмотрена его, личная территория, находясь на которой он смог бы танцевать, играть или хотя бы просто не наступать соседу на ногу.
3. Проводите мероприятия в красивом, специально оформленном зале, где нет (как в моём примере «старых афиш») лишних предметов, отвлекающих внимание детей.
4. Если ёлка стоит посередине зала, то предусмотрите во время репетиций одновременное действие героев с обеих сторон, а также переход действующих лиц с площадки на площадку.
Самый удобный вариант, на мой взгляд, это чтобы ёлка стояла сбоку зала.
5. Не переусердствуйте, превращая утренник в спектакль, где
дети - пассивные зрители. Ребёнок только тогда получает удовольствие от праздника, когда он сам играет, соревнуется, прогоняет отрицательных героев, борется со злом, когда он понимает, что именно от него зависит спасение Деда Мороза, Снегурочки, а иногда и самого Нового года. Вот почему привлечение детей к участию в разрешении различных ситуаций очень важно учитывать при организации представлений.
6. Не включайте в программу чтение стихов, особенно, когда нет
возможности прочитать их всем присутствующим детям, а только выборочно (из-за нехватки времени, большого количества детей и т. д.). Понять обиды детей и родителей можно. Ведь как готовился его ребёнок к встрече Деда Мороза! Как ждал! А рассказать не получилось, как им кажется, почему-то именно их сыну или их дочке. Попробуйте это сделать после представления, чтобы каждый ребёнок исполнил свою мечту - прочитать стихотворение Деду Морозу, и если надо обязательно раздать подарки из мешка.
7. О подарках. Подарки в мешке Деда Мороза не должны сильно отличаться по размеру, оформлению, красоте, цене. Ведь как можно сравнить, например, леденец на палочке и настоящую машинку, мечту любого мальчишки?
8. Не вводите в сценарий много действующих лиц. Так как одновременное участие в представлении большого количества героев только вносит неразбериху. Герои, сказав свои реплики, скучают у ёлки, мешая детям. Дети не успевают следить за сюжетом и реагировать.
9. О музыке. Многие организаторы сегодня используют все тексты героев в записи. Не уверена, что это оправдано. Не убеждена, что это здорово. Ведь сколько раз происходили курьёзные случаи: голос героя звучит, а он стоит с закрытым ртом. Конфуз? Мне нравится, когда ведущие работают в головной или радиомикрофон в контакте с детьми (интерактивно), если надо, импровизируя по ходу.

Я предпочитаю проводить музыкальные игры под аккомпанемент хорошего музыканта, играющего на электробаяне или синтезаторе. Желаю вам удачи и надеюсь, что у вас получится замечательный новогодний праздник!

Предлагаю несколько игр, которые я часто использую на новогодних представлениях у ёлки, и которые нравятся детям.
Музыкальная игра «Зимние забавы».
Игра на развитие воображения, образного мышления, координацию движения.
Ведущий: Ребята, скажите, какие зимние забавы вы знаете? (Дети отвечают: катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки, взятие крепости и т.д. ). Здорово. Давайте все вместе поедем на лыжную прогулку. (Игра-имитация) . Повернитесь друг за другом вокруг ёлочки (или по кругу), наденьте лыжи, возьмите в руки палки и вперёд под весёлую музыку.
. Музыка для катания на лыжах «У леса на опушке»
Ведущий: Только лёгкий морозец щиплет нос и щёки. А нам всё нипочём. Вокруг серебрится пушистый снег. Здорово! (музыка остановилась). Теперь мы поиграем в снежки. Все присядем и будем лепить снежки все вместе. На слова «раз-два» (лепим снежок) бросили (бросаем в кого хотим), «три-четыре» (лепим снежок) бросили (бросаем). Ручки греем, ручки греем (трём руки), ножки греем, ножки греем (топаем ногами). К ёлочке, к ёлочке, топ-топ-топ (идём к ёлочке или в центр круга, притопывая ногами) и назад, и назад, хлоп-хлоп-хлоп (отходим от ёлочки или от центра круга и хлопаем в ладоши)».
.
«А теперь я вам предлагаю прокатиться на коньках вокруг ёлочки, но только в другую сторону. (Игра имитация) Наденьте, пожалуйста, коньки. Мальчики, положите руки за спину, а девочки возьмитесь за юбочки. И по гладкому льду заскользили наши коньки. Вперёд, под весёлую музыку!
. Музыка для катания на коньках. «У леса на опушке»
И опять играем в снежки.
. Музыка на игру в снежки. «Раз, два, бросили…»

Игра «Чайничек с крышечкой»
Музыкальная игра на внимание, координацию движений, развитие образного мышления. Проводится несколько раз с постепенно ускоряющимся темпом.
Сначала детям предлагаем всем вместе заварить душистый крепкий чай, который очень поможет согреться в зимнюю стужу. Разучиваем слова и сразу же движения.
Ведущий: Чайничек (очерчивают обеими руками объёмный шар, «пузатый чайничек» ) с крышечкой (правой рукой проводят от себя в сторону горизонтальную линию ), крышечка (движение правой рукой повторяется) с шишечкой (пальчики правой руки собирают «в щепотку» и как бы ставят сверху на крышечку ).»
Шишечка (опять пальчики «щепоткой, движение то же ) с дырочкой (указательным пальцем правой руки сверху вниз показываем дырочку ). Из дырочки (движение «дырочки» повторяется) пар идёт (указательным пальцем правой руки вычерчивают завитушки пара, поднимающегося снизу вверх ).
Затем всё делается в обратном направлении: пар идёт из дырочки (показывают пар), дырочка в шишечке, шишечка в крышечке, крышечка в чайничке».
После чёткого объяснения игру проводят под музыку, повторяя
несколько раз с ускорением темпа.

Игра «За Морозом мы идём»
Игра - имитация на развитие координации движения, творческого воображения, образной памяти.
Эту игру можно использовать, когда необходимо кого-то разыскать, если этот «кто-то» никак не приходит на ёлку. В моём примере мы идём на поиск Деда Мороза. Сначала разучивает слова, которые будем произносить все вместе, одновременно шагая:
«За Морозом мы идём, мы идём, мы идём. К нам на ёлку приведём, приведём, приведём. Ой, что это? (спрашивает ведущий ):
а) А это речка Липовка, покрытая толстым слоем льда. И мы по речке все вместе вжик-вжик-вжик. Давайте все вместе, дружно скажем: «вжик, вжик, вжик», при этом делаем движение: скользим ладошкой по ладошке, как бы потирая руки.
б) А это Каменный лог, покрытый слоем пушистого снега. И мы по отвесным склонам скряб-скряб-кряб. Давайте все вместе дружно скажем: скряб, скряб, скряб, при этом делаем руками движения, как при подъёме на отвесную стену.
в) А это Быханов сад с огромными снежными сугробами. И мы по сугробам чап-чап-чап. Давайте все вместе дружно скажем чап-чап-чап и при этом будем шагать, высоко поднимая ноги.
Слышите весёлый марш, хорошо, что мы вышли Деду Морозу навстречу. Давайте громко ему крикнем: «Ау, мы здесь, дедушка!»
Музыкальная игра-танец «Мы сейчас пойдём направо» .
Я использую эту игру не только в новогодних представлениях, но и в других различных праздничных массовках для детей младшей возрастной категории:
- во-первых, потому, что условия игры просты и понятны;
- во-вторых, слова легко запоминаются и их можно просто повторять за ведущим;
- в-третьих, любой малыш умеет считать до трёх и это доставляет ему огромное удовольствие;
- в-четвёртых, запоминающаяся музыка и простые движения, исполняемые с постепенным ускорением темпа, доставляет ребёнку радость и создаёт ощущение праздничного веселья.

Надеюсь, что вы воспользуетесь моими советами. Думаю, что используете хотя бы одну игру, если они вам ещё не знакомы. Удачи вам! С наступающим Новым 2015 годом!

Ткаченко Лариса Петровна

Дидактическая игра «Логическая елка »

Цель : развивать у детей сенсорные способности, логическое мышление , наблюдательность. Упражнять умение выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме.

Оборудование : дидактическое пособие «Логическая елка » с разноцветными ветками и рамками для геометрических фигур, геометрические фигуры- вкладыши разного цвета.

Ход игры.

Воспитатель : Ребята, у нас в группе появилась елка . Как вы думаете почему?

Дети : Скоро новый год.

Воспитатель : Правильно, но наша елка необычная . (Показываю) Посмотрите, какая то она не веселая, чего- то здесь не хватает?

Дети : Игрушек.

Воспитатель : Конечно игрушек, а вот и коробка с игрушками, давайте их посмотрим. Это не Дети : просто елочные игрушки, а что же это?

Дети : Геометрические фигуры.

Воспитатель : Давайте наряжать нашу елку. Обратите внимание, что каждая веточка на елке имеет свой цвет, и цвет игрушки должен соответствовать цвету веточки. (Дети поочередно берут игрушку- геометрическую фигуру и вешают на елку.) Задаю вопросы :

Какой геометрической формы эта игрушка?

Какого цвета квадрат?

На ветку какого цвета повесишь этот круг?

Когда игрушки все на месте предлагаю полюбоваться нарядной елкой, как она ожила, какая она красивая, подводим итоги. Можно в свободной деятельности нарисовать такую же елку на бумаге (возможна импровизация, проявление творчества, фантазии.)

Воспитатель. Дети, попробуйте отгадать загадку об этом дереве.

Осенью, зимой и летом

Зеленый у нее наряд,

Как у ежика иголки,

Хвоинки на ветвях торчат.

О каком дереве идет речь в загадке? (Дети отвечают.) Правильно, это ель. Одна елочка – это просто дерево, а если много елочек растет рядом, то что это? (Лес.) А как называется лес, в котором растет много елочек? (Ельник.) Давайте поиграем в игру. Я буду называть дерево и бросать мячик игрокам. Тот, кто его поймает, скажет, как называется лес, в котором растут названные деревья.

Дидактическая игра «Назови лес».

Воспитатель по очереди называет, дети отвечают: дуб — дубрава, сосна – сосняк, ива – ивняк, осина – осинник, береза — березовая роща и т.д.

Воспитатель. В еловом лесу – ельнике водятся белки, они строят свои домики-гнезда, питаются семенами шишек. В феврале, в самую зимнюю стужу в ельниках выводят птенцов птицы-клесты.

Воспитатель. Очень красиво выглядит ель с шишками, которые висят на ней, как игрушки. А зимой, когда пушистый снег лежит на хвойных лапах, то дерево становится похожим на красавицу из сказки.

Сейчас весна, вспомните, мы недавно наблюдали за нашей елью, какие удивительные изменения вы заметили в ее облике? (Дети отвечают, что они заметили появление на концах еловых веточек розовых шишечек).

Воспитатель. А теперь посмотрите, есть ли у елочки сейчас шишки? (Дети говорят, что их нет.) Куда же они подевались? (Дети объясняют, что их место заняли молодые зеленые «лапки».) Правильно сейчас хорошо видно старые лапки – они темные, и молодые – светлые.

Дети вместе с педагогом рассматривают еловые лапы и определяют, где старые и где молодые.

Воспитатель. С каким животным можно сравнить елочку? (С ежом, дикобразом). А на какие деревья она похожа? (На сосну и кедр.)

А чем ель похожа на сосну и кедр? (У всех этих деревьев вместо листьев – хвоя, только у сосны и кедра хвоинки длинные, а у ели короткие). Еще в Уссурийской тайге растет дерево очень похожее на елочку – это пихта. Если на них посмотреть, то не сразу поймешь, где ель, а где пихта. Но если внимательно приглядеться, да потрогать деревца, то увидишь – ствол у пихты гладкий, сероватый, хвоя мягкая. А вот у ели хвоя колючая, ствол коричневый, шершавый, и на нем растут редкие хвоинки. Теперь еще раз посмотрите на нашу красавицу-елочку, запомните, как она выглядит сегодня.

Пихта

Воспитатель. Ребята, почему мы любим елочку? (Дети поясняют, что это полезное дерево – столовая для птиц и зверей. На ней растут шишки – еда для них. Ель принято наряжать в домах людей на Новый год.) До Нового года еще далеко, но я, несмотря на это, предлагаю вам спеть для нашей елочки новогоднюю песенку «Елочка, елка — лесной аромат» из мультфильма «Новогодняя сказка» (слова: И. Шаферана, музыка: О. Фельцмана).

Подвижная игра «Елочки и березки»

Играющие внимательно слушают ведущего и выполняют его команды. По сигналу воспитателя «елочки», дети опускают руки вниз, кисти разводят немного в стороны и кружатся на месте вокруг себя. По сигналу «березки» — объединяются в пары, берутся за руки, водят хоровод и поют «Мы вокруг березки хороводом встали, яркие платочки высоко подняли» или «Во поле береза стояла».