Условия для правильного развития ребенка. Как создать необходимые условия для развития и обучения ребенка в домашних условиях Создание благоприятных условий для развития общения детей

Ребёнок + Интернет =. Предметно-развивающая среда. Особый ребёнок. Предметно-развивающая среда в группе. Развивающая предметно- пространственная среда. Развивающая предметно – пространственная среда. Агрессивный ребёнок. Развивающая предметно-пространственная среда. Развивающая среда по ФГОС. Предметно развивающая среда группы.

«Знаете ли Вы своего ребёнка. Предметно-развивающая среда в младшей группе. Кризис 3 лет у ребёнка. Предметно-пространственная развивающая среда группы. Застенчивый ребёнок. Предметно - развивающая среда в средней группе. Организация предметно-пространственной развивающей среды. Предметная неделя в начальной школе».

Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому. Музыкальная предметно-развивающая среда. Создание предметно-развивающей среды группы. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста. Ребёнок в кризисной ситуации. Презентация Предметно-развивающей среды. Развивающая среда в группе раннего возраста. Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду.

Гиперактивный ребёнок в школе. Организация предметно – развивающей среды в младшей группе. Художественно - эстетическое развитие детей раннего возраста. Влияние музыки на развитие ребёнка. Дидактическая игра как средство познавательного развития ребёнка. Принципы организации предметно-развивающей среды. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Дети и родители или как правильно воспитать ребёнка. Развивающая предметно –пространственная среда в группе раннего возраста. Ребёнок в пространстве будущего. Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. Как защитить ребёнка от аллергии.

Тема родительского собрания: «Какие необходимо создать условия
для наибольшего развития творческих способностей ребёнка?»

Описание: конспект родительского собрания, который будет интересен и полезен воспитателям детского сада и учителям начальных классов. Предоставленная в нём информация помогает педагогам формировать потребность родителей в создании условий для максимального развития детского творчества.
Цель: способствовать формированию потребности родителей в создании условий для максимального развития детского творчества.
Задачи:
мотивирование родителей на развитие творческих способностей ребёнка,
расширение знаний о детском творчестве,
создание алгоритма условий для развития творческих способностей.
Оборудование: обработанные анкеты родителей, 3 ватмана, маркеры, столы для работы в группах, интерактивная доска, компьютер.

Подготовительная работа к собранию

1.Изучение научных работ известных американских психологов Джона Смита и Джона Гауэна.
2.Консультация учителя у школьного педагога-психолога по теме «Методика проведения «Мозгового штурма».
3.Анкетирование родителей для выявления информированности о знаниях и заинтересованности по вопросам детского творчества.

I.Вступительное слово учителя.

Наша жизнь многогранна и быстротечна. Сейчас в России новая экономическая и социально-общественная ситуация, которая требует развития человека, как активной личности, способной творчески решать многие вопросы, умеющей самостоятельно находить неординарные решения и преобразовывать существующую действительность. Нашему обществу нужна личность, проявляющая свою индивидуальность и самобытность, постоянно находящаяся в процессе саморазвития и творческой реализации.
Одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Мы знаем, что творческая личность более восприимчива к любой внешней информации, она находит неординарный выход из трудной ситуации, решает проблемы своими способами и приёмами, следуя процессами творческого мышления.
Потребность нашего общества усиливает внимание к проблемам развития творческих способностей учащихся. Одна из проблем – это создание условий для развития творческих способностей детей.
Наша современная школа создаёт условия для развития детского творчества. На занятиях внеурочной деятельности ребята вовлекаются в процесс саморазвития, индивидуально подходят к реализации задуманных идей.
Очень важно эту творческую обстановку воссоздать дома, дать возможность ребёнку в моменты вдохновения проявить свой талант.
Сегодня на собрании мы попытаемся дать ответ на вопрос: «Какие необходимо создать условия для наибольшего развития творческих способностей ребёнка?»
Эта тема для нас очень значима и актуальна, потому что все дети талантливы, нужно только вовремя это заметить и помочь ребёнку раскрыть и реализовать себя в социуме.

II.Анализ проведённых анкет

Цель анкетирования: получить информацию о знаниях и заинтересованности родителей в вопросах развития творческих способностей детей.
1.Знаете ли Вы, что такое творчество? («Да»-25 человек, « Нет» – 0 человек)
2.Продолжите высказывание: «Творчество – это…..»(Справились-12 человек, не смогли объяснить -13 человек)
3.Хотели бы Вы, чтобы ваш ребёнок развивался как творческая личность? («Да»-25 человек, «Нет» - 0 человек)
4.Попробуйте перечислить все виды детского творчества. (Справились-9 человек, не справились-16 человек).
5.Знаете ли Вы, какие условия необходимо создать, чтобы максимально развивать творческие способности ребёнка? («Да» - 7 человек, «Нет»- 18 человек)
6.Попробуйте перечислить все необходимые условия для развития творчества детей. (Частично ответили -5 человек, не справились 20 человек)
7.Считаете ли Вы, что ребёнку для максимального развития творческих способностей, необходимо создать определённые условия? («Да»- 25 человек, «Нет»- 0 человек)
8.Интересна ли Вам эта тема? («Да»-25 человек, «Нет»- 0 человек)
Вывод: большинство родителей имеют представление о творчестве, но затрудняются в объяснении понятия «творчество», недостаточно осведомлены о видах детского творчества, родители не смогли назвать все условия для развития творческих способностей детей, но считают, что такие условия необходимы.

III.Выступление по теме «Какие необходимо создать условия для наибольшего развития творческих способностей ребёнка?»

1.Беседа учителя.
Уважаемые родители, прежде чем говорить по данной теме, давайте разберёмся в значении основных терминов и в видах детского творчества.
Как Вы понимаете смысл слова «условие»?
Условие - это обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь; это может быть определённое правило, установленное в какой-нибудь области жизни, деятельности. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка)
Что такое «детское творчество»?
Детское творчество - это деятельность ребёнка, в процессе которой он пробует, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Какие бывают виды детского творчества?
Существуют виды детского творчества: художественное (изобразительное и литературное творчество), техническое и музыкальное.
Как выражается детское изобразительное творчество?
Детское изобразительное творчество проявляется у детей в 4-5 лет, когда они начинают изображать узнаваемые предметы, образы. Далее в 9-10 лет рисунок представляет собой определённый сюжет.
Как развивается литературное детское творчество?
Ребёнок в первые годы жизни учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. Он играет, сочиняет новые слова, придумывает сюжеты. В момент взросления у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит удовлетворение от создания литературного произведения. В школьном возрасте литературное детское творчество приобретает яркий характер, когда дети пишут стихи, сочинения, эссе, очерки и рассказы.
Как Вы понимаете детское техническое творчество?
Детское техническое творчество - это процесс конструирования приборов, моделей, механизмов.
Что такое детское музыкальное творчество?
Детское музыкальное творчество - это совокупная деятельность(игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение).
2.«Мозговой штурм». Метод «Мозговой штурм» придумал Алекс Осборн (США) в 40-е годы 20-го века. Этот метод предназначен для того, чтобы решать задачи, обдумывать и выбирать наиболее подходящие решения.
Правила проведения:
1.Разбиться (25 человек) на 3 группы.
2.Быть активным участником и предлагать как можно больше идей.
3.Чётко формулировать свой ответ.
4.Не повторять уже высказанные предложения.
5.Нельзя критиковать идеи, высказываемые во время проведения. 6. Обязательная фиксация всех идей.
7.Выбор самых значимых идей.

Уважаемые родители, подумайте и дайте ответ на вопрос: «Какие необходимо создать условия для наибольшего развития творческих способностей ребёнка?»
Родители работают в группах, высказывают свои предложения, на ватмане записываются краткие формулировки ответов, затем зачитывают свои идеи, идёт обсуждение и составление алгоритма. Этот алгоритм в процессе обсуждения набирается на компьютере.
3.Составление примерного алгоритма создания условий для наибольшего развития творческих способностей ребёнка.
В данном алгоритме использовались рекомендации известных американских психологов: Джона Смита и Джона Гауэна.
Материально-техническое обеспечение.
1. Необходимо создать дома детский уголок творчества.
Он должен быть оснащен разнообразными материалами, техникой, конструкторами, литературой, удобен и доступен для работы в любой момент вдохновения ребёнка.
Психологические условия.
2.Создание положительного эмоционального настроя.
В доме должна царить атмосфера творчества и доброжелательности, способствующая к самовыражению ребёнка. Ребёнок, находящийся в поиске творческих идей, не должен чувствовать негативные проявления со стороны взрослых.
3.Создание условий поощрения и поддержки.
Юный творец должен ощущать свободу действий, быть раскованным в своих творческих попытках. Взрослые должны поддерживать начинающего творца, даже если у него есть неудачи. Необходимо мотивировать стремление творить.
4.Создание условий уважения и принятия необычного творческого замысла ребёнка.
Имейте терпение выслушать ребёнка, уважайте его стремление необычно, по-новому решить творческие проекты и замыслы. Уважайте любознательность ребёнка и неординарность его решения.
5.Создание условий к самостоятельной деятельности.
Старайтесь меньше вмешиваться в процесс воплощения детских творческих идей, не нарушайте внутренний мир ребёнка. Наберитесь терпения и дайте возможность ему самому справиться с ситуацией.
6.Создание условий научиться находиться в постоянном интеллектуальном напряжении.
Акцентируйте внимание ребёнка на вопросы, которые приводят к долгому размышлению, дают неоднозначные ответы, способствуют развитию интеллектуального напряжения.
7.Создание условия «право на ошибку».
Помните, что каждый имеет право ошибаться. Дайте возможность ребёнку самому испытать наслаждение, которое он получит при обнаружении и исправлении своих ошибок. Не критикуйте ребёнка, а, вдохновите на удачу.
8.Создание условий принятия ценностей.
Ребенок должен учиться выстраивать свою систему ценностей, помогайте ему в этом. Очень важно, чтобы он мог с уважением относиться как к своим идеям, так и к идеям других людей.
9.Создание условий удовлетворения социальных потребностей.
Постарайтесь обеспечить детям удовлетворение основных социальных потребностей: ощущения безопасности, любви, уважения к себе, ведь скованный человек меньше склонен к самовыражению и творческим проявлениям.
10.Создание условий для развития интуиции.
Помогайте ребенку стать "разумным авантюристом", порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.
11.Создание условий потребности и удовлетворённости ребёнка в детском творчестве.
Помните, чем больше вы даете возможностей ребенку для созидательного творчества, чем больше вы гордитесь его творчеством, тем успешнее он будет в жизни.

IV.Итог собрания.

В конце наших обсуждений я хочу познакомить Вас с высказываниями известных людей, хочу дать Вам повод к размышлению, стоит ли Вам создавать условия для развития детского творчества.

Никто не знает своих сил, пока не попробует. (Гёте)

Вся радость жизни в творчестве, творить - значит убивать смерть. (Ромен Роллан)

Живет лишь тот, кто творит. (Ромен Роллан)

Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия. (Виссарион Григорьевич Белинский)

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (Василий Александрович Сухомлинский)










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский

Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Ведь только выпускник, обладающий такими навыками, сможет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире. Одаренные дети - будущее Казахстана. Они и только они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие республики, о котором в своем ежегодном послании к народу Казахстана говорил наш уважаемый президент Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Семья.(слайд №3 ) Общепризнанно, что семья является наиболее существенным фактором, влияющим как на творческое, так и на личностное развитие ребенка. При общении с одаренными детьми я заметила, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело здесь, как мне кажется, вовсе не в особых генах гениальности - их ведь природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.Но именно семья, которая изначально очень гармонична, а именно отношения между родителями выстроены на любви друг к другу и к своему еще не родившемуся ребенку. В семьях, воспитывающих одаренных детей, признается высокая ценность образования, у обоих родителей, как правило, не одно высшее образование, а два и более, родители сами являются высокообразованными людьми, которые не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные хобби.

Обычно в таких семьях воспитанием ребенка занимаются не только родители, но и бабушки и дедушки, которые имеют не только высшее образование, но и сами имеют высокий интеллект. (слайд №4 ). В их совместном общении с ребенком, начиная с раннего возраста, представлена познавательная совместная деятельность: общие игры, работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. В таких разновозрастных семьях присутствует чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку. Такие родители очень чутко реагируют на все увлечения и уделяют особое внимание обучению ребенка, выбирая для него книги, пособия, дополнительную литературу, развивающие игры и т. д., учитывая его возрастные особенности и наклонности. Большинство семей, у которых растут одаренные дети, воспитывают и развивают своих детей до пяти лет, а именно до школы, сами, предпочитая садику и миницентру семью. У ребенка должна быть свобода для экспериментирования. Важно постоянно помнить: чем больше этой свободы, чем шире диапазон поисков, тем больше возможностей для развития когнитивных и творческих способностей. Специальными экспериментами давно доказано, что ограничение свободы действия детей, выраженное в самых разных формах-ограничении двигательной активности или в постоянных “нельзя”, “не лезь туда”, “не тронь”, - способно серьезно помешать развитию детской любознательности, ведь это сдерживает порывы ребенка к исследованиям, а,следовательно, ограничивает возможность самостоятельного, творческого изучения и осмысления происходящего. Я была знакома с одним ребенком, которого воспитывали именно исследователем. Мальчик разбирал все, что двигалось, постоянно ломал игрушки, в доме у родителей ребенка было сломано все, что могло тикать, играть, говорить, и когда мама с мальчиком приезжали к родственникам в гости, то их встречали такими словами: - “Скорее прячьте все. Митя приехал!”В семь лет он уже мог работать с паяльником, а в восемь на токарном станке под присмотром дедушки. В данное время это уже юноша 28 лет, занимается наукой, имеет ряд патентов и научных трудов, печатается в научном журнале “Прикладная физика”, руководит научной лабораторией нанотехнологий и энергосбережения ресурсов, преподает в аэрокосмическом университете.

Важную роль в этом процессе играет учебно-воспитательный процесс.

Специальные школы(слайд №5 ) со специальными классами и литературой, а также специальные учителя, обладающие дивергентным мышлением. Понятно, что для воспитания креативного подростка нужно самой быть творческой личностью, имеющей нестандартное мышление. Необходим свободный и творческий учитель (слайд №6 ). Потому как не все учителя готовы работать, а вернее понять и принять одаренного ребенка, у таких учащихся помимо их способностей в академических познаниях и необычности выстраивания логических связей имеется и достаточное количество проблем: и поведенческих и личностных (слайд 7 ). Все чаще по моим наблюдениям эти дети гиперактивные. Они способны “слушать затылком”, им тяжело сдерживать себя, когда как им кажется, что простейшую информацию не могут понять другие дети. Им тяжелее выстраивать контакты внутри класса, поскольку им не интересно общаться со сверстниками, а подчас и дети их не понимают, а потому отстраняются от них. Эта дистанция еще и может быть связана с постоянными критическими репликами в адрес ребенка по поводу поведения со стороны учителя, особенно в начальных классах, ведь он действительно мешает ведению урока. С возрастом этих проблем становится меньше лишь в том случае, если ребенок становится “как все”. В противном случае жизнь ребенка всегда наполнена стрессами. Поэтому к педагогу, работающему с одаренными детьми, предъявляют особые требования, связанные с необходимостью применять нестандартные подходы к обучению и воспитанию, а именно: ответственность, способности к обучению, система ценностей, интерес к работе с молодежью, психологическая зрелость, уровень творческого мышления, личностные качества. При нынешней системе образования возможности для творческой самореализации человека весьма ограничены, потому что, как правило, сейчас уделяется больше внимание трансляции готовых знаний ученику, тем самым школа воспитывает всезнайку-энциклопедиста, теряя при этом деятеля и творца. Все уроки в спецшколах должны быть связаны с жизнью, а для этого необходимо уделять большое внимание практике. Учить детей жить в реальном мире и использовать реально полученные знания, а не виртуальные картинки и теоретическую неразбериху. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Зачастую неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их измерение. Сегодняшняя классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. В моей практике был случай, когда родители отдали своего шестилетнего ребенка в первый класс отлично подготовленным: ребенок считал, знал таблицу умножения, читал, писал, хорошо сочинял, но уже в конце первого класса родители с ужасом заметили, что их сын стал плохо считать и писать. На вопрос, заданный учителю, что же случилось с их с ребенком, казалось бы, что его интеллект должен расти исключительно вверх, а не падать вниз, учитель ответила, что детей слабых в классе много и ей приходится больше внимания уделять им, а ваш ребенок справлялся самостоятельно. Благодаря такой тактике способному ребенку стало скучно учиться, он не желал ходить в школу и возненавидел учителя. Поэтому я считаю, что одаренные дети должны отбираться в спецшколы и учиться в группе сверстников, близких им по уровню способностей. Да и в специальной литературе пишут и многие психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам или травле. Но я не согласна с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками, это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Часто дети с художественными и артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем классе, школе и их всячески поддерживают учителя. Такие дети встречались мне довольно часто.

Институты, университеты (Слайд №8 ) В процессе обучения одаренных детей в вузе важную роль играет практическая деятельность, соединенная с научно-исследовательской работой. Как пишет М Голд: “Студент, который во время учебы в вузе лишь следует предложенному преподавателем списку литературы и выполняет его задания, вряд ли будет способен к дальнейшему личностному и профессиональному развитию”. В республике должно быть больше научных центров, которые могли бы сопровождать одаренных детей для дальнейшего обучения в престижные университеты страны бесплатно. Творческие работы студентов должны носить исследовательский характер и касаться вопросов, которые не изучаются в базовом курсе. Они позволяют приобрести студентам первоначальный опыт проведения исследовательских работ, самостоятельно научиться добывать знания, используя литературу, ИКТ ресурсы, рекомендации педагога.

Заключение

Я использую метод проектов на уроках технологии вот уже 8 лет, и за этот период мои учащиеся добились очень хороших результатов. Проектная работа предусматривает творческую защиту. Выступая перед сверстниками, ребята учатся представлять свои работы аудитории, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Метод проектов является первым шагом в большую науку. Проекты учащихся, выполненные за последние годы и представленные на школьных и городских конкурсах и конференциях, получили широкое признание и оформлены в альбомах. Как видно из приведенного опыта, способы работы с одаренными детьми стали составной частью функционирования моей преподавательской работы

Будущее – гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться и искать ответы. Это будущее - дети. Сегодня все в их судьбе как будто еще зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по- своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей- архиважный вопрос. Талантливые люди - главное богатство общества. Все будущее страны связывают с интеллектуальным и физическим развитием подрастающего поколения. Не будет у Казахстана будущего, если нет настоящего у его подрастающего поколения.

Будущее одаренных детей в руках взрослых (слайд №9 ), и мы сегодня, строя для них счастливую жизнь, не должны забывать о том, что семья - это фундамент, школа и учитель - стены, а институты и университеты - крыша. Но на этом развитие каждого одаренного ребенка не заканчивается, ибо это развитие бесконечно, если есть слово “само” (слайд №10 ). Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и многих родителей. Забота об одаренных детях сегодня-это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Как говорил Беджамин Блум: “Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они стали знаменитыми”

Литература.

1. О.М. Дьяченко “Одаренный ребенок”. М. 1997.

3. Одаренный ребенок в развитии, общении, учении.Р.Гильмеева, И. Сибгатуллина;учебно-методическое пособие, 1998.

3. Б.П.Никитин, Ступени творчества или развивающие игры.М.,Просвещение, 1990.

4. И. Ю. Калугина.Возростная психология, М., издательство УРАН, 1998.

5. А. М.Матюшин. 2 Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала”.

6. Н. Г.Каримова. “Работа с одаренными детьми” доклад. 2012.

Создавая условия для правильного развития ребенка, не забывайте, что до определенного периода именно вы являетесь непререкаемым образцом подражания для вашего малыша. Дети неосознанно наблюдают за тем, как вы коммуницируете со всеми членами семьи, друзьями, коллегами, другими детьми и перенимают у вас стиль и манеру общения. Помните: организовать условия для личностного развития ребенка – это значит не только обеспечить его всем необходимым, но и стать для него примером во всем.

Не забывайте, что самодисциплина позволяет малышу самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение и одновременно уважать других людей.

Создавая условия для успешного развития ребенка, не забывайте о трех стадиях «послушания», описанных Марией Монтессори, которые ведут к формированию его самодисциплины.

Основные стадии развития личности ребенка

С рождения до совершеннолетия ребенок проходит в своем развитии три основные стадии, каждая из которых очень важна для его личностного становления. Их возрастные ориентиры в основном ограничены шестью годами (0-6-12-18 лет).

Но период с рождения до шести лет, по мнению Монтессори, является «ключевым», поэтому ребенок должен получить максимум заботы и внимания со стороны взрослых.

Во время I стадии развития личности ребенка (от рождения до полутора лет) послушание как таковое отсутствует - для него еще нет физиологической основы. Но наше отношение к требованиям малыша должно быть спокойным - это залог дальнейшего сотрудничества.

Послушание начинает появляться во время II стадии (ребенку - от полутора до четырех лет). Главная задача родителей - создать достаточно безопасную обстановку, чтобы малыш мог действовать без наших бесконечных «нет».

Для него чувство внутреннего удовлетворения при завершении задания - это уже награда и ведет к формированию самодисциплины. Давайте постараемся помочь ему и всегда иметь некоторый запас времени, чтобы бесконечно не торопить и не прерывать наше чадо. Это относится как к играм, так и к более серьезным занятиям, например мытью посуды.

Кстати, учимся все объяснять малышу максимально доступно и обязательно в спокойном тоне, который он лучше всего воспринимает. Ведь настоящая дисциплина не имеет ничего общего с принуждением ребенка под страхом наказания выполнять наши требования (пусть даже и справедливые).

Когда малыш достигает возраста четырех-шести лет, наступает III стадия психологического развития ребенка. Его понимание ситуации развивается очень быстро. К шести годам он должен уметь выполнять устные инструкции, понимая требования взрослых и желая подчиниться.

Какая среда и условия необходимы для познавательного развития ребенка

Очень важно создать стимулирующую среду и условия для развития ребенка, при этом нельзя забывать, что с помощью органов чувств.

Сложность этого мира постоянно возрастает. Поэтому малышу необходима такая окружающая среда, которая соответствует именно его потребностям в познании в определенный период времени.

Если мы знаем, что сейчас надо нашему ребенку, - по какой лесенке он хочет и может карабкаться, какую книжку он прочитает, какую часть нашей работы по дому с удовольствием выполнит сам, - и предоставляем ему возможность полностью проявить себя, то взросление и обучение малыша проходят совершенно естественно, без особых усилий с нашей стороны. Такие условия необходимы для развития ребенка, ведь в них он может учиться самостоятельно при минимальном руководстве со стороны взрослых.

При малейшей возможности позволим ребенку пользоваться настоящими (не игрушечными) предметами!

Малыша быстро разочаруют игрушки, внешне весьма похожие на те предметы, которые они имитируют (например, игрушечные столовые приборы), но совершенно бесполезные в реальных обстоятельствах. Они зачастую просто сбивают его с толку и злят. У ребенка может возникнуть чувство собственной неполноценности, якобы это он «не может» научиться пользоваться «настоящими» вещами.

Создавая условия для развития ребенка, помните, что ваш малыш предпочитает использовать те же предметы, что и вы. Совок и щетка для подметания пола соответствующего «детского» размера, маленькие губка и тазик для воды, грабли и тряпка - это изумительные обучающие приспособления даже для полуторагодовалого малыша.

При организации условий для развития, не забывайте, что ребенок дошкольного возраста обычно предпочитает «настоящие» задания, где он может помочь взрослым. Малыш испытывает истинное чувство удовлетворения от выполненного дела, так как он одновременно и учится, и выполняет полезную работу.

Создание оптимальных условий для полноценного развития личности ребенка

Очень важно уважать личность ребенка, и учиться понимать его. Внимательно выслушивайте даже самого младшего члена семьи, если он хочет что-то сказать вам. В этот момент лучше всего нагнуться к нему или присесть, чтобы быть с ним на одном уровне и видеть его глаза.

Постараемся понять представления и чувства ребенка и будем учитывать их в нашей семейной жизни. Для создания условий развития личности ребенка при любой возможности постараемся включать ребенка в обсуждение семейных планов и принятие решений. Поможем ему почувствовать себя значимым членом нашей семьи.

Запомните: то, что кажется нам совершенно обыденным, может быть очень важным для малыша.

Важным педагогическим условием развития детей является создание благоприятных взаимоотношений с ребенком. Дети очень быстро растут и меняются. Ребенку необходимы соответствующие взаимоотношения с родителями. Семейные правила должны учитывать меняющиеся потребности малыша. Решения к осуществлению подобных перемен принимаются всеми взрослыми членами семьи. Затем их надо обсудить с ребенком и все четко объяснить ему.

Будем все вместе придерживаться определенных правил в кругу семьи и за ее пределами, но одновременно дадим ребенку возможность свободно изъявлять свою волю!

Малышу необходимо чувствовать, что твердые и разумные правила защищают и направляют его в жизни. При создании условий для развития детей, обучайте их нормам поведения, терпеливо поясняйте, почему надо поступать так, а не иначе. Если наши правила тщательно обдуманы и периодически повторяются в жизни ребенка, он обычно воспринимает их как должное.

Если какое-то правило очень не нравится малышу или он часто нарушает его, давайте еще раз обдумаем сложившуюся ситуацию и, может быть, изменим «семейный кодекс». Зачастую бывает весьма полезно обсудить все вместе с ребенком, чтобы справиться с возникающими трудностями.

Благоприятные условия для правильного развития ребенка

Создавая благоприятные условия для развития ребенка, принимайте во внимание замедленное ощущение времени малышом. Когда ребенок находится рядом с нами, постараемся, чтобы наши движения были обдуманными, последовательными и медленными, а малыш смог все увидеть.

Спланируем все заранее, чтобы потом нам не пришлось подгонять ребенка: например, расскажем ему заблаговременно о походе за покупками и дадим ему время подготовиться к этому. Важным психолого-педагогическим условием развития детей является планирование совместных занятия с малышом: это станет приятным отдыхом для вас обоих.

Выделим ребенку время для завершения любой работы, которую он начал. Если это чрезмерно сложное или утомительное занятие, мы можем ему помочь на финальном этапе, но не более. Запомним: выполняя задание за ребенка, мы готовим будущего «неумеху», а не самостоятельную личность.

Если ребенок может выполнить задание самостоятельно, предоставим ему эту возможность! Организуя условия для познавательного развития, поощряйте детей делать то, к чему они готовы, что в их силах.

Научите ребенка самостоятельно есть, одеваться, выполнять простейшую типа вытирания пыли, сбора листьев в саду, на дорожках, поливки растений.

Покажите ему медленно, шаг за шагом, как надо выполнять то или иное действие, но постараемся при этом как можно меньше говорить - малышу надо сосредоточиться на увиденном.

Создавая условия для правильного психологического развития ребенка, позволяйте ему пробовать сделать что-то самому, не исправляя ошибки. Это поможет нам разобраться, действительно ли он готов по своему развитию выполнять новое действие. Если ребенок еще не совсем готов к выполнению нашего задания, не форсируем события. Помним - всему свое время! Вернемся к этому занятию попозже, спустя несколько дней или недель.

Дадим малышу время научиться и попрактиковаться в выполнении того или иного вида деятельности. Пусть он помогает нам по дому во всем, что только возможно; будем предлагать ему, но не заставлять. Дети обожают домашнюю работу и всегда с удовольствием участвуют в ней. Даже если нас что-либо не удовлетворяет в конечном результате, не станем переделывать работу маленького помощника в его присутствии. Примем с благодарностью то, что он в состоянии сделать.

Условия для воспитания и нормального личностного развития ребенка

Важным условием для развития личности ребенка является предоставление малышу права выбора. Родители должны продемонстрировать уважение к индивидуальности ребенка, его стремлению к свободе, позволяя ему сделать выбор самому.

Например, вы можете поинтересоваться у ребенка, какой сорт мороженого или какие фрукты ему хочется съесть, хочет ли он поиграть с другом или пойти гулять в парк, хочет ваша малышка надеть красное или голубое платье и т. д. Умение сделать выбор является важной составной частью процесса взросления.

Для создания полноценных условий развития ребенка предоставьте ему как можно больше возможностей для достижения успеха!

Так как мы знаем своего собственного ребенка, мы обычно можем сказать, что он в состоянии сделать, а что - нет. Дадим ему такое задание, которое он мог бы выполнить без особых затруднений или ошибок. Объясним ему как можно проще, доступнее, в медленном темпе то, что надо делать. Затем позволим ему попробовать это сделать самому.

Похвалим ребенка, игнорируя любые неудачи, и уберем все, что, на наш взгляд, еще слишком сложно для него. Мы часто можем руководствоваться интересом, который наш ребенок проявляет к чему-либо. Помните, что ярко выраженная мотивация при создании условий нормального развития ребенка является мощной основой процесса обучения.

Если есть возможность, найдите для ребенка хороший детский сад или специальную подготовительную группу. Большинство ученых полностью согласны с важностью первых шести лет жизни в процессе формирования личности взрослого человека. Все они сходятся в том, что родители и уклад семьи в целом оказывают огромное влияние на развитие малыша.

В то же время хороший детский сад может сыграть важную роль в процессе развития и воспитания ребенка, ведь условия, в которых он находится под присмотром специально подготовленных преподавателей, отличны от домашних, воспитатели будут обучать нашего малыша недоступным ему дома видам деятельности. Они также могут уделять ребенку больше внимания и времени, чем родители.

В идеале родители и педагоги должны работать вместе в интересах ребенка. То, что дети учат в детском саду или в школе, надо закреплять дома. Согласованность действий педагогов и родителей помогает малышу чувствовать себя в безопасности, понимать окружающий мир и гармонично общаться с ним.

Создание благоприятных условий для развития общения детей

Оптимальные условия для развития ребенка предполагают возможность общения с другими детьми, ведь малыш с удовольствием играет как с одногодками, так и с детьми другого возраста.

До трехлетнего возраста дети редко прямо общаются друг с другом или же обращают внимание на других детей лишь как на отдельные и совершенно разные личности. Однако даже малыши в возрасте до трех лет, периодически играющие с посторонними детьми, способны понять, как надо общаться, чтобы получать от этого удовольствие. После достижения ребенком трех-четырех лет подобные контакты способствуют его интеллектуальному росту и необходимы для социального развития.

Создавая условия для развития общения ребенка, постарайтесь быть позитивными. Попытайтесь найти такой стиль разговора, чтобы избежать формулировок типа «нельзя», «ты не должен», «не трогай», «неправильно» и т. п. Лучше использовать конструктивную позицию: «Давай…»

Если, например, ребенок колотит кулаками по столу, спокойно объясним, что стол - для еды, а колотить кулаками он может по глине, и затем направим его к коробке с глиной или пластилином.

Если ребенок вытирает стол и просмотрел пятно, надо лишь сказать: «Уберем еще одно пятно - и стол будет великолепен!»

Слова с негативным значением вызывают отрицательное отношение ребенка к заданию, он начинает сомневаться в собственных силах. Позитивная формулировка поможет ему почувствовать себя самостоятельным, способным выполнить то или иное задание.

В разговоре с ребенком точно подбирайте слова! Вы можете помочь малышу научиться четко, выражать свои мысли, используя «аккуратную речь» при общении с ним и между собой.

При создании условий психологического развития детей, не забывайте, что ребенок постоянно учит новые слова. Так он расширяет свой словарный запас, находит новые возможности общения.

Поможем ему выучить названия окружающих предметов, постоянно используя их в своей речи. Вместо фразы типа: «Дай-ка мне ту вещь, она лежит вон там», постараемся сказать: «Пожалуйста, дай мне красную книгу, которая лежит на столе».

Гармоничные условия для успешного развития ребенка

Думаем о себе как об образце, которому ребенок будет подражать, и у которого будет учиться. При создании благоприятных условий для развития детей, помните, что он все свое время проводит рядом с вами, они учатся жить, наблюдая за вами и имитируя вас.

Если мы хотим, чтобы наш ребенок стал любящим, честным, нежным, организованным человеком и т. д., лучше всего постараться самим стать такими. Если малыша постоянно бранят и шлепают, он учится вести себя с другими точно так же (кстати, эти «другие» - возможно, ваши младшие дети или дети ваших друзей).

Родители должны четко представлять себе то огромное влияние, которое они оказывают на формирование жизни и личности своего ребенка.

Организованные вами условия гармоничного развития ребенка должны соответствовать его потребностям. Если родители знают возможности своего малыша на данный момент, они смогут обеспечить его разнообразными развивающими материалами и предложить увлекательные занятия.

Дадим ребенку маленький тазик с водой, несколько пластиковых бутылок разной величины, губку, ситечко и постараемся защитить его одежду с помощью непромокаемого фартучка на время исследования понятия «объем». В песочнице нам понадобятся ведерко, лопаточка и лейка, ракушки и галька для сортировки и подсчета - это лишь некоторые предложения.

У ребенка должна быть своя рабочая зона. При создании условий для полноценного развития детей поставьте здесь устойчивый столик, стульчик, постелите небольшой коврик для работы на полу. Познакомьте малыша с этими предметами. Покажите, как можно ими пользоваться, дайте ему время полностью освоиться. И только потом предложите ребенку первое задание.

Специальные книги, журналы и преподаватели-профессионалы могут помочь нам выбрать подходящие материалы для нашего малыша.

Статья прочитана 3 412 раз(a).

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА»

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ

ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ

Проект «Навстречу олимпиаде»


«Игра имеет важное значение в жизни ребёнка…

Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет

в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». (А.С. Макаренко)


Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка.

В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие.


Для полноценного развития малыша необходимы систематизированные и обобщенные знания.

Для того, чтобы эти знания способствовали развитию ребёнка, обучение должно проводиться с опорой на игру, так, как: в дошкольном возрасте

Игра - ведущий вид деятельности.

Через игру ребёнок осваивает окружающий мир…


Главная цель –

заинтересовать ребёнка деятельностью.

Даже если у малыша не с первого раза, получается, выполнить то или иное задание, ваш ребёнок каждый раз делает пусть маленький, но шаг навстречу знаниям, а это

и есть процесс развития.


  • Все дети разные, семьи разные, условия развития разные.
  • Само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития.
  • Важнее, как ребёнок умеет пользоваться, применяя их.
  • Для успешной подготовки к обучению в школе очень важны основные психические процессы:
  • внимание
  • память
  • восприятие
  • воображение
  • мышление
  • речь.


  • «Что изменилось?», «Четвертый лишний», «Чем отличаются две картинки?», «Что изменилось в комнате?»
  • раскрашивание по образцу (штриховка в определённом направлении)
  • рисование определённых элементарных узоров по образцу.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ и РЕЧИ.

Можно использовать для следующие игры: «Картинки», «Игра в слова», «Угадай, что я загадал?» , «Добавь словечко», «Расставь точки», «Нарисуй такой же предмет», «Отгадай на ощупь», «Чудесный мешочек».

Упражнения: заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок.

Их можно использовать для занятий дома, в свободное время, по дороге домой или в детский сад.


Любые игровые взаимоотношения сближают, помогают установить контакт .

Открывают родителям доступ к самым сокровенным тайнам детской души.