Полноценное домашнее развитие ребенка. Взаимодействие доу и родителей как одно из условий полноценного развития личности ребенка

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 8 «Сказка» г. Минеральные Воды
Шестакова Светлана Александровна
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Важнейшим элементом среды, определяющим характер развития человека, выступает свобода . До недавнего времени это сложное явление в педагогике, в психологии никак не рассматривалось. Потребность в свободе специалисты называют одной из исходных человеческих потребностей. Свобода , на обыденном языке, предполагает ослабление управления, ослабление контроля и давления и предоставление человеку ответственности за свой выбор, возможности реализовать свой творческий потенциал. Иными словами свобода подразумевает, что кто – то сам контролирует свои выбор, решения, действия. Ощущение, что внешние факторы играют незначительную роль в поведении человека. Обстоятельства, которые создают для ребенка ощущения бессилия, пустоты и беспомощности, способствуют развитию у него жестокости и садизма. К таким обстоятельствам Фромм относит все, что вызывает страх. Напомним, страх – это эмоциональное состояние, возникающее в присутствии или предвосхищении опасного или вредного стимула. Это может быть "авторитарное" наказание, оно "не имеет строгой формы" и не связано с тем или иным проступком, а произвольно определяется по усмотрению "власть имущего". В зависимости от индивидуальных особенностей страх перед наказанием может стать доминирующим мотивом в жизни ребенка, что приводит к утрате им чувства собственного достоинства.

Другое важное обстоятельство, приводящее к утрате жизненных сил, может быть связано с ситуацией душевного обнищания – ребенок живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты. Отсутствие эмоционального тепла, участия, любви вызывает чувство отчаяния и полного бессилия, которое может стать причиной его жестокости.

Немаловажным фактором, вызывающим нарушения личностного развития, являются характер, ценности, нормы, ориентиры, смыслы той социальной группы (семья, школа), частью которого является ребенок.

Карен Хорни (известная американская психоаналитик) в своих аспектах полагает, что в развитии личности человека доминирует влияние социального окружения. Главное понятие К. Хорни – "основная тревога", которая понимается, как "чувство изоляции и беспомощности ребенка в потенциально враждебном мире". Это чувство небезопасности может быть порождением многих вредных факторов: безразличия, недостатка уважения к индивидуальным потребностям ребенка, недостатка теплоты, понимания, слишком большого восхищения или его полного отсутствия, понуждения принимать чью-то сторону в родительских ссорах, слишком большой или наоборот слишком малой ответственности, изоляция от других людей (детей), несправедливости, невыполнения обещаний и многое другое.

Эти факторы становятся основой развития тревоги ребенка. Чтобы преодолеть это состояние, может прибегнуть к разным стратегиям. Он может становится враждебным и хотеть расплатится с теми, кто отвергал его или плохо относился к нему. А может быть наоборот послушным, смирным, чтобы вернуть к себе расположение и вернуть потерянную любовь. Чтобы компенсировать чувство неполноценности у ребенка может развиваться неадекватный, нереалистический образ самого себя. Он может подкупить других или пользоваться угрозами, чтобы получить уважение и любовь. Он может "застрять" на жалости к себе, чтобы вызывать сочувствие. Ребенок может искать власти над другими. Любая из этих стратегий характеризуется наличием конфликта, который при нормальном развитии решается естественным, или неестественным, иррациональным способом, при нарушении развитии (агрессия, замкнутость, недисциплинарность).

Проблемам развития ребенка, эмоциональным нарушениям, нарушениям поведения посвящается множество работ отечественных и зарубежных ученых (А.И. Захаров, М. Раттер, А.Е. Личко и др.). Собранный фактический материал позволяет понять механизмы и причины нарушений.

Нарушения в развитии ребенка связаны с неблагоприятными событиями в детстве ребенка.Это семейные конфликты, недостаток эмоционального тепла, любви, отзывчивости. Отношения в семье значимы не только в детстве, но и в более поздние периоды жизни, дефицит общении, деформация значимых отношений личности, образующих целостную систему, обусловливают развитие личности по невротическому типу (В. Н, Мясищев).

Потребность в эмоциональном общении с окружающими, с родителями особенно актуально в детстве. К 4 – 5 г. эмоциональное развитие ребенка достигает своего максимума. Нарушение эмоционального контакта с родителями и прежде всего с матерью, вызывают значительные психологические проблемы в развитии ребенка. Так, основой невроза является недостаток искренних, доверительных - теплых и непосредственно – эмоциональных отношений родителей с детьми. Отсутствие эмоциональной поддержки, любви признания в семье вызывает у ребенка страх одиночества, ощущение изолированности, забитости и ненужности. Острая потребность в признании – это одновременно и потребность в самоутверждении. Ребенок нуждается в раскрытии своего Я, поддержке и любящем отношении. Недостаточность любви может компенсироваться страхами, капризами. Отсюда формируется замкнутость, недоверие к окружающим.

Американский психотерапевт К. Роджерс на основании значительного клинического опыта пришел к убеждению, что в соц. Окружении содержатся условия для формирования "полноценно функционирующего человека". Психически здоровый человек, который способен слышать себя, переживая то, что в нем происходит. Он способен осознавать свои чувства и жить ими не прибегая к защитным реакциям. Самое главное – создание таких человеческих взаимоотношений, которые конкретный человек мог бы использовать для своего личностного развития .

Роджерсом выделяется 2 потребности:

· В позитивном отношении

· Самоотношении

Первая возникает вследствие любви и заботы о ребенке, вторая формируется при положительном отношении окружения.

Оценки со стороны окружающих, особенно в детстве могут искажать внутренние переживания человека. Ребенок на основе положительных или отрицательных оценок его поведения взрослыми старается быть тем, что он есть. Внешние оценки ведут к искажению самоотношений ребенка, что ведет к искажению "Я" (замкнутость, агрессия, конфликтность, тревожность, нарушение общения)

И чтобы этого избежать Роджерсом был разработан метод психотерапии – клиентцентрированной терапии . Основа – создание помогающих отношений, которые актуализируют у человека способность к самоизменению и саморазвитию. Этот метод применим ко всем отношениям с людьми. Создание терапевтических, помогающих отношений возможно при реализации 3 важных условий:

1. откровенность, искренность, правдивость отношений с человеком.

2. Безусловное принятие человека. Принятие предполагает не только уважение и теплые чувства, но и веру в положительные изменения в человеке, в его развитии. Ребенок нуждается в положительном отношении к себе. Взрослые же стремятся оценивать, одобрять или неодобрять чувства и поведение ребенка. Чтобы быть хорошим ребенок стремится подстраиваться к оценке взрослого, что приводит к искажению "Я – концепции", и к дальнейшей незрелости человека, который ориентируется только на внешние оценки. Безусловное принятие ребенка не означает отсутствие ограничений, дисциплины и отрицательных отношений к его поступку. Однако они должны высказываться не в виде отрицательной оценке личности человека, а в виде субъективных отношений к данному "здесь" и "теперь" событию.

Необходимо, безусловно, принимать не только других, но и себя. Это означает восприятие себя таким образом, что все твои качества нормальны и ни одно из них не является более стоящим, чем другое, т.е. если человек ценит только свои достоинства, оцененные или одобренные другими, появляется тревога, ухудшается психическое здоровье.

3. Эмпатическое понимание (эмпатия – это сопереживание, эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого). Оно включает в себя проникновение в чувства и мысли человека, умение видеть проблему с его позиций, встать на его место. Это понимание вместе с человеком, а не понимание о нем.

Модели поведения значимых людей (родители, учителя, кумиры) становятся основой поведения не только приобретения привычек, но и выработки способов разрешения конфликтов, жизненных проблем. Особенно важны модели родительских поведений (ребенок приобретает стиль реагирования аналогичный родительскому). То же характерно для межличностных отношений. Дети осваивают те же отношения, которые наблюдают в семье (родители учат правилам, а сами их не соблюдают). Вместе с тем дети не всегда принимают модели поведения и взгляды родителей. И это зависит от других людей и от отношений с родителями. Если отношения плохие или дети видят, что поведение родителей приводит лишь к новым трудностями неудачам, они могут отвергать родительские нормы.

Дисциплинарные требования , характер наказаний и поощрений не менее важны для "хорошего" или "плохого" поведения. Пагубно то положение, когда ребенок привыкает ориентироваться на внешний контроль – у него отсутствует собственная система ценностей, с помощью которой он может регулировать свое поведение вне зависимости от поощрений или наказаний со стороны других людей. Поэтому надо обсуждать с ребенком мотивы поступков и привлекать его к выработке внутрисемейных норм поведения.

Жестокие ограничения и гиперопека также негативно сказываются на ребенке. Основательная характеристика последствия этого фактора для становления характера дана известным рус. педагогом, психологом, врачом – П. Ф. Лесгафтом.

Разлука с родителями , жизнь в дали от семьи, потеря одного из родителей, ссоры в семье могут стать причиной нарушения поведения и эмоц. расстройств, детских неврозов (дет. психиатр А. И. Захаров)

Асоциальное, криминальное поведение родителей приводит к формированию нарушения поведений у детей (ссоры, драки, отчужденность создают атмосферу, в которой с большей вероятностью возникает нарушение поведения, особенно у мальчиков). Часто агрессивное поведение родителей становится моделью поведения для ребенка

Скудность, монотонность окружающей среды, ее ограниченность может приводить к глубоким задержкам психического развития ребенка, тормозить его интеллектуальное развитие и вызывать нарушение поведения.

Анна Сиркина
Презентация: «Значение игры для разностороннего и полноценного развития ребенка»

Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка . Игровая деятельность - естественная потребность ребенка , в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

Игры детей характеризуются следующими особенностями : 1. Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. 2. Отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. 3. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей. 4. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности . 5. Игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка . 6. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. 7. Разносторонне развивая детей , сама игра тоже изменяется и развивается .

Ролевые игры .

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения . Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том , что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащиеся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Пальчиковые игры .

Пальчиковые игры являются одними из самых важных в развитии ребенка . Благодаря им дети быстрее знакомятся с окружающим миром, учатся писать и рисовать, осваивают азы математики, обучаясь счету, осознают понятия «выше» , «ниже» , «сверху» , «снизу» , «справа» , «слева» . Такой вид игр незаменим для развития мелкой моторики , воображения, тренировки памяти и, конечно, речи. Благодаря пальчиковым играм пальцы и кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Подвижные игры .

У детей огромное количество энергии, им необходимо постоянно двигаться. Малыши развиваются , познавая мир, приобретая двигательные навыки и рефлексы. Для того чтобы выплеснуть накопившуюся энергию, детям дошкольного и младшего школьного возраста необходимы подвижные игры , которые, помимо прочего, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно- сосудистую систему, повышают активность головного мозга, снимают нервное напряжение, повышают способность к концентрации и т. д.

Дидактические игры .

Развивающие (дидактические) игры помогают детям с помощью взрослого или самостоятельно развивать свои интеллектуальные и творческие способности, а также уже имеющиеся коммуникативные навыки.

Игры- конкурсы .

Игры -конкурсы великолепно подходят для проведения детского досуга. Подобные игры дадут ребятам не только радость и смех, но и станут полезными для развития многих способностей , которые пригодятся во взрослой жизни.

Игра развивает и радует ребёнка , делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение , фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

Режим-основа полноценного развития детей.

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного его формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста. Этот процесс в разные возрастные периоды протекает с различной интенсивностью, морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Это и объясняет особую чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.
Среди многочисленных условий, которые обеспечивают необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональный режим занимает одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.
Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразно чередование различных видов деятельности и отдыха:

1) определенную продолжительность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
2) регулярное питание;
3) полноценный сон;
4) достаточное пребывание на свежем воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.
Дети, привыкшие к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются хорошей дисциплиной, умеют трудиться, общительны, уравновешенны, активны, имеют хороший аппетит.
Режим, отвечающий биологическим и социальным потребностям ребенка, способствует регулированию самих потребностей. Так, правильно организованная трудовая и учебная деятельность в сочетании с отдыхом не только обеспечивают сохранение устойчивой работоспособности, высокую продуктивность занятий, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, усидчивость, стремление к знаниям, любознательность. Регулярность питания способствует хорошему аппетиту и усвоению всех ее компонентов. Дневной и ночной сон, организованный в одни и те же часы, формирует у ребенка привычку засыпать быстро, без каких-либо дополнительных воздействий, в процессе которого происходит восстановление сил и последующей активности ребенка. Общая суточная продолжительность сна и его частота в дневное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования увеличивается.
Важную рол играют прогулки. Они проводятся в определенное время, их общая продолжительность составляет 4-5 часов. Прогулка проводится в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий. При небольшом дожде ее можно организовать на веранде, под навесом, в любом другом, защищенном от резкого ветра и осадков месте. Иногда при плохой погоде длительность прогулки можно сократить, но полностью отменять ее не следует.
В дошкольном учреждении двигательный режим складывается из утренней гимнастики, занятий по физической культуре, подвижных спортивный игр, физических упражнений, самостоятельной деятельности. Однако для обеспечения оптимального уровня двигательной активности только формальное проведение всех упомянутых видов деятельности будет недостаточным. Важным является ее содержание, а также рациональная организация всей жизни детей, каждого из режимных процессов. Для того, чтобы обеспечить должный уровень объема движений детей в течение дня, помимо рациональной организации всего режима, в котором один вид двигательной деятельности должен дополнять и обогащать другой, важно правильно организовать занятия по физической культуре, обеспечить их достаточную моторную плотность, разнообразное содержание. Благоприятной моторной плотностью физкультурных занятий считают плотность 65-85%, а тренирующий и развивающий эффект достигается таким построением занятия и подбором упражнений, когда в конце его вводной части частота сердечных сокращений у детей увеличивается по отношению к исходному (до занятий) уровню примерно на 15-20%, в основной части занятий - на 50-60%, в подвижной игре - на 70-80%. Но и в этом случае необходимо учитывать индивидуальные возможности отдельных детей, состояние их здоровья, уровень развития навыков. Организуя двигательную деятельность детей, важно помнить о том, что в группе могут быть воспитанники, перенесшие заболевания, а также отстающие в развитии. Воспитатель должен внимательно относиться к таким детям, согласовывать педагогические приемы и методы с врачом детского сада.
Таким образом, рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воздействие на нервную систему ребенка.
Наблюдения показали, что, если режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими требованиями и все виды деятельности проводятся на высоком уровне, показатели работоспособности и развития детей высоки. Если отдельные режимные моменты, такие как прогулка, занятия, сон, проводить недостаточно качественно, то у воспитанников к концу дня возникают усталость, эмоциональный спад, что в итоге неблагоприятно влияет на их здоровье и развитие.
Утомление у детей проявляется неодинаково, чаще - это ослабленное внимание, повышение возбудимости, вялости, отрицательные реакции в поведении ребенка, нарушение сна и аппетита, так же снижается работоспособность, нет сосредоточенности и внимания, нет желания и интереса к занятиям.
Если не создать все необходимые условия деятельности, отдыха и объем нагрузок и превышать физиологические возможности, утомление переходит в хроническую форму и это крайне отрицательно сказывается на развитии здоровья ребенка, снижаются защитные функции организма.
Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно при обеспечении рационального питания, предусматривающего использование необходимого набора продуктов, содержащих все нужные пищевые компоненты, минеральные соли, витамины в соответствии с возросшими потребностями растущего организма.
Дети должны получать питание четыре раза в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 часов. Завтрак составляет 25% от суточной энергетической ценности рациона, обед - 35%, полдник - 15-20%, ужин - 25%.
Во время еды важно создать спокойную, доброжелательную обстановку и поддерживать хорошее настроение детей, так как состояние нервной системы сказывается на аппетите. Не следует проявлять нетерпение и постоянно делать замечания, если они едят медленно: это отвлекает, нервирует детей и снижает их аппетит.
Если ребенок отказывается от какой-либо пищи, следует постепенно приучать его е ней, давая небольшими порциями. Такого ребенка лучше посадить с детьми, которые едят с удовольствием, и не принуждать его съедать всю порцию, так как рекомендуемые средние нормы не рассчитаны на индивидуальные особенности и потребности организма. Если ребенок систематически съедает меньше нормы и у него плохо нарастает масса тела, его следует показать врачу. Возможно, ребенок нездоров и нуждается в изменении рациона или общего режима дня.
Часто дети не доедают свою порцию, так как устают действовать самостоятельно. Взрослый должен прийти им на помощь и покормить. Второе блюдо ребенку можно разрешить запивать компотом или киселем. Это необходимо прежде всего тем детям, у которых выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание пищи и приводит к длительной задержке ее во рту. Запивать пищу водой не следует: вода разбавляет консистенцию пищеварительных соков. Не надо приучать детей есть много хлеба с первым и тем более со вторым блюдом, особенно с кашами, макаронами. Наевшись хлеба, дети не могут доесть порцию, содержащую полезные продукты.
Взрослый обращает особое внимание на гигиенические навыки приема пищи: учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), пользоваться столовыми приборами, в том числе ножом (резать мясо, огурцы, помидоры). Младшим детям пищу размельчают взрослые. Во время еды дети не должны спешить, отвлекаться, играть столовыми приборами, набивать полный рот и разговаривать при этом и т.п. воспитатель учит их пользоваться салфеткой. Малышам перед приемом пищи надевают нагрудники, для старших на стол ставят стакан с бумажными салфетками.
Для правильного выполнения режима, четкого и последовательного выполнения всех его процессов важно своевременно формировать у детей навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. Если в ДОУ педагог приучает детей к самостоятельности при одевании, раздевании, приеме пищи, а дома за ребенка все делают родители, то у ребенка не вырабатывается устойчивая привычка, навыки и умения. Такие дети задерживают выполнение режима. Приученный ребенок все это будет выполнять с желанием и настроением, а это залог успеха. Постепенно у ребенка формируются полезные навыки и привычки к четкому распорядку дня.
Правильность выполнения режима, его оздоровительное и воспитательное влияние на детей во многом зависят от постоянно контакта педагогов с медработниками дошкольного учреждения и родителями. Контакт этот должен быть двусторонним: воспитателю необходимо знать результаты проводимых медицинских осмотров детей врачами, специалистами, иметь сведения о том, кому из воспитанников рекомендованы те или иные лечебные и профилактические мероприятия, щадящий режим, уменьшение на некоторый период объема нагрузок. С другой стороны, и воспитатель может первым заметить у ребенка начальные признаки заболевания, недомогание, капризы, плаксивость, отсутствие аппетита или другие виды расстройства, своевременно сообщить о них врачу или медсестре, а также родителям. Ежедневное общение воспитателя с детьми своей группы позволит ему заметить малейшие отклонения в состоянии ребенка. Нужно всегда быть внимательным к детям, знать, как они ведут себя тогда, когда здоровы. Все это необходимо знать для оказания ребенку своевременной помощи и предупреждения инфекционных заболеваний.
Воспитатель полностью отвечает за соблюдение всех режимных моментов, всех санитарно-гигиенических правил, содержание помещений. Воспитатель следит за тем, чтобы в них систематически и качественно осуществлялась влажная уборка, проветривание, а игрушки, книги, пособия содержались в порядке. Важно помнить, что свежий воздух и чистота в группе - залог эффективности всех оздоровительной работы. Если этого нет, то никакие специальные процедуры не будут оказывать благоприятного влияния на организм и их проведение окажется бесполезным.

Внутриутробное развитие – один из важнейших периодов жизни человека. Это своего рода фундамент – основа, на которой зиждется дальнейшее физическое и психологическое здоровье ребенка. Безусловно, внутриутробный период развития плода напрямую зависит от течения беременности и состояния здоровья будущей мамы. Не меньшее влияние на развитие малыша оказывает и образ жизни беременной – питание, физическая активность, культурный досуг и другие важные аспекты повседневного быта. Однако нередко будущие родители переоценивают свою способность влиять на здоровье, таланты и судьбу будущего ребенка; виной тому, как всегда, становятся мифы.

С плодом необходимо разговаривать

Согласно этому мифу, необыкновенно популярному в последнее время, будущие родители прямо-таки обязаны ежедневно беседовать с малышом вслух, поскольку это необходимо крохе для полноценного внутриутробного развития. Авторы этой идеи объясняют, что в процессе такого «внутриутробного» общения кроха учится узнавать маму и папу по голосу, чувствует свою значимость для родителей, а также заочно знакомится с устройством окружающего мира. Для достижения последней цели некоторые будущие мамы начинают комментировать вслух все свои действия, рассказывают «животу» о том, где они находятся и что видят в данный момент.

На самом деле в период внутриутробного развития плод не обладает лингвистическим восприятием, то есть еще не способен понимать смысл услышанных слов. Сама способность воспринимать звуки у малыша существенно отличается от слухового восприятия взрослого. Формирование слухового аппарата завершается к 24 неделе развития; до этого срока плод воспринимает звуки всей поверхностью тела, реагируя в основном на перепады частот. Поэтому в первую очередь он «ощущает» звуки голоса мамы: они проводятся в виде вибраций тканей ее организма и околоплодных вод. При этом слова, обращенные к плоду, мужу, коллегам или еще кому-то, будут ощущаться малышом абсолютно одинаково: законы физики незыблемы, и одинаковые звуки проводятся с равной скоростью, независимо от того, кому они адресованы.

Начиная с шестого месяца внутриутробной жизни кроха уже слышит в обычном для нас понимании этого слова; теперь он обладает способностью различать разницу в интонации – обертоны звука и таким образом может различать звуки маминого голоса и окружающие шумы. Поэтому, родившись, младенец действительно может более активно реагировать на «знакомые» по внутриутробному периоду жизни голоса, окружавшие будущую маму – например, на звуки голоса папы или бабушки. Однако при этом абсолютно не важно, разговаривал ли будущий папа с животом или его нежный голос был обращен к самой беременной или любимой теще – малыш «узнает» этот голос по интонации.

Справедливости ради стоит отметить, что никакого вреда эта идея не несет. Будущая мама и другие близкие люди могут сколько угодно «беседовать с животиком», если им самим этот процесс доставляет удовольствие. Многие женщины рассказывают, что общение с плодом вслух помогло им лучше осознать факт беременности и почувствовать себя матерью. Перинатальные психологи рекомендуют попробовать представить себе малыша и побеседовать с ним тем женщинам, которые в период беременности жалуются на отсутствие материнского инстинкта. Однако при отсутствии желания специально заставлять себя и своих близких разговаривать вслух с собственным животом не стоит – ничего, кроме раздражения и разочарования, это не принесет.

Перинатальное обучение

Существует миф о так называемом перинатальном обучении, который гласит, что период внутриутробного развития можно использовать для эффективного обучения плода различным премудростям – например, языкам, стихам или таблице умножения. Мол, раз в этот период происходит закладка жизненных систем малыша, можно заодно «заложить» и любые базовые знания, будь то лингвистические способности или основы математики. С этой целью будущим родителям рекомендуется читать плоду сказки на иностранных языках и с выражением цитировать примеры по арифметике. Предполагается, что кроха усвоит полученные сведения и в будущем сможет лучше и быстрее осваивать соответствующие науки. Некоторые мамы и папы даже искренне верят, что «чтение животу» сказок Шарля Перро в оригинале поможет их крохе в год сразу заговорить по-французски.

Идея перинатального обучения, несмотря на свою привлекательность и популярность, не имеет никакого научного подтверждения. Малыш воспринимает звуки, постепенно научаясь различать их по силе, частоте и обертонам; однако заставить его усвоить ту или иную информацию, передаваемую звуками, невозможно. В отличие от предыдущего мифа, идею перинатального воспитания нельзя считать совсем безобидной: декламируя плоду стихи или таблицу Менделеева, будущие родители рассчитывают на достижение высоких результатов и, не получив их впоследствии, разочаровываются в способностях своего ребенка. Кстати сказать, заговорить на иностранном языке малыш может и без всякой перинатальной педагогики – для этого нужно, чтобы в период освоения разговорной речи (с 6 месяцев до 1,5 лет) на этом языке общались члены семьи. Однако если затем взрослые вернутся к родному языку, кроха также быстро забудет полученные лингвистические «навыки» и будет копировать основной язык своего окружения.

Будущий талант

Таланты, или повышенные способности ребенка к определенному роду занятий, могут быть унаследованы от родителей и развиты в процессе воспитания. Неталантливых людей не существует: каждый человек имеет склонности к одному или даже нескольким видам деятельности. Просто иногда способности ребенка остаются незамеченными – по вине взрослых, невнимательных к его развитию либо навязывающих ему занятия, руководствуясь исключительно собственными предпочтениями. Поэтому задача родителей и педагогов – чутко прислушиваться к желаниям и интересам ребенка, занимать его разными видами творчества и смотреть, что ему лучше всего удается. Однако заранее «сформировать» талант малыша, специально ради этого занимаясь каким-то видом творчества в период беременности, невозможно. Ведь даже у известных родителей – художников и музыкантов дети далеко не всегда наследуют их таланты; примеров, когда дети великих вопреки надеждам родителей на продолжение династии выбирали себе совсем другой род занятий, в истории гораздо больше, чем случаев прямого повторения талантов из поколения в поколение.

Если уж профессиональная или творческая одаренность не всегда наследуется генетически, обольщаться возможностью перинатального «обучения» танцам или рисованию точно не стоит. А вот для самой будущей мамы освоение таких навыков очень полезно: они пригодятся для занятий с малышом и развития у него творческих наклонностей в процессе реального воспитания. К тому же, любые занятия «для души» доставляют много удовольствия и заметно повышают самооценку будущей мамы.

Только классика

Это распространенное заблуждение, природу которого понять сложно. Возможно, причина в подсознательном стремлении беременной выбирать лучшее – все?таки качество творений Моцарта, Баха и Вивальди очевидно превосходит многие современные произведения. Однако сторонники этого мифа подводят более серьезную базу для его обоснования: они утверждают, что классическая музыка оказывает благотворное влияние на умственное и духовное развитие будущего ребенка. Полностью развенчать этот миф не представляется возможным, поскольку музыка действительно может положительно влиять на развитие плода. С двумя оговорками: это вовсе не обязательно должна быть «классика», и влияет она не на интеллектуальное развитие, а на общее физиологическое состояние развивающегося малыша.

Людей, равнодушных к звукам музыки, практически не существует. Кто-то любит классику, кто-то – джаз, кто-то – кантри или просто популярные песенки, стиль не имеет значения. При звуках любимых мелодий у слушателей всегда поднимается настроение. В этот момент в организме повышается выработка эндорфинов – так называемых «гормонов счастья». Это важнейшие биологически активные вещества, регулирующие скорость обмена веществ.

От скорости обменных процессов, в свою очередь, зависит поставка плоду питательных веществ и кислорода, необходимых для его полноценного развития. Таким образом, получается, что прослушивание любимой музыки, а точнее – связанные с этим положительные эмоции действительно благотворно влияют на течение беременности и развитие малыша. А вот стиль музыки при этом совсем не важен – главное, чтобы он нравился будущей маме. Единственное, на что нужно обратить внимание перед «аудиотерапией», – это уровень громкости: высокие децибелы дискомфортны для плода.

Культурный досуг беременной

Согласно этому утверждению, можно повысить уровень интеллекта будущего ребенка, посещая в период беременности как можно больше культурных мероприятий – концертов, спектаклей, вернисажей. Тогда якобы происходит приобщение к прекрасному с эмбрионального периода.

Сама идея перинатального культурного образования абсурдна: если звуки музыки хотя бы проникают через ткани материнского организма и плодные воды, то картины на стене галереи, равно как и действие на сцене, точно находятся за гранью его зрительного восприятия. Орган зрения у малыша формируется к 26 неделе внутриутробного развития, то есть к концу 2 триместра. До этого момента плод реагирует только на резкую разницу освещения; например, если направить фонарик на живот будущей мамы, у плода на сроке 15–18 недель учащается сердцебиение, а малыш старше 18 недель поворачивает голову в сторону источника яркого света, хотя его глазки еще закрыты. Однако даже после завершения формирования зрительного анализатора кроха не приобретает способность видеть «сквозь стены»: стенка матки, мышцы брюшного пресса и спины, позвоночник, подкожная клетчатка и кожа будущей мамы по-прежнему отделяют его от искусства!

Посещение культурных мероприятий может быть полезно для самой женщины – конечно, при условии, что походы в музеи и на концерты доставляют ей удовольствие. В этом случае можно рассматривать культурный досуг как метод стимуляции выработки эндорфинов, отвечающих за скорость обмена веществ и поступления к плоду кислорода и питания. Беременной в принципе полезны положительнее эмоции; при этом не столь важно, чем они вызваны – посещением выставки концептуального искусства или просмотром незамысловатой комедии. Для малыша посещение выставок и музеев тоже полезно: культурно-познавательная прогулка будущей мамы по залам стимулирует плацентарный кровоток, обеспечивающий дыхание и питание плода.

Расширение области культурного досуга может носить и педагогический характер – опять-таки для самой будущей мамы. В период беременности у многих женщин появляется больше свободного времени, развивается творческий потенциал; перинатальные психологи утверждают, что это лучшее время для самообразования и восприятия искусства. Для плода педагогический аспект приобщения к прекрасному носит скорее отсроченный характер.

Расширяя свой собственный культурный кругозор во время беременности, будущая мама настраивается на приобщение ребенка к культуре и творчеству в процессе его воспитания. Важно только не переборщить с объемом культурной программы: переутомление не пойдет на пользу беременной – даже в том случае, когда причиной стало высокое искусство!

Спорт при беременности

Как ни странно, зачастую именно эта идея заставляет женщин заниматься гимнастикой или записаться в бассейн во время беременности. Соответственно, считать этот миф вредным никак нельзя: ведь при нормально протекающей беременности врачи настоятельно рекомендуют будущим мамам дозированные физические нагрузки. Существуют целые комплексы упражнений, разработанные специально для беременных. Они направлены на нормализацию кровообращения в области малого таза, профилактику варикозного расширения вен, разгрузку позвоночника, укрепление тазовых мышц, растяжку тазовых связок и тканей промежности. Приступать к упражнениям рекомендуется уже с первого триместра беременности и, по возможности, выполнять их каждый день.

Кроме специфической гимнастики для беременных существует целый перечень видов физической нагрузки, допустимой и даже рекомендованной для будущих мам. К наиболее популярным «беременным» видам физической нагрузки относятся плавание, аквааэробика, пилатес, йога, танец живота и пешие прогулки. Безусловно, существуют осложнения беременности и заболевания будущей мамы, при которых отдельные виды спорта могут быть противопоказаны; поэтому, выбирая для себя индивидуальный режим активности, нужно посоветоваться со своим врачом.

И все-таки, занимаясь спортом во время беременности, нельзя напрямую заложить спортивные наклонности у малыша – так же как, рисуя или танцуя, нельзя «запрограммировать» кроху на освоение именно этих занятий. Тем не менее, польза от занятий спортом все?таки присутствует. Во-первых, физическая активность будущей мамы способствует профилактике осложнений беременности; от ее благополучного течения, в свою очередь, зависит полноценное развитие плода и здоровье ребенка в будущем. Хорошие показатели физического здоровья – это прекрасная база для развития у малыша спортивных навыков. Во-вторых, поддерживая себя в хорошей физической форме, будущая мама закладывает фундамент собственного здоровья и активности. Дозированные спортивные нагрузки помогают быстрее и лучше восстановиться после родов, похудеть, хорошо выглядеть и быть спортивным примером для своего ребенка. То есть можно привить малышу любовь к спорту, но не путем перинатального воспитания, а личным примером!

Однако не стоит забывать, что беременность – особое состояние, связанное с повышенной нагрузкой на организм женщины. Поклонницам спорта придется скорректировать уровень допустимых физических нагрузок с учетом «интересного положения». Так, на любом сроке беременности следует полностью исключить упражнения и виды спорта с преимущественной нагрузкой на пресс, например тяжелую атлетику, греблю и занятия на силовых тренажерах. Безусловно, на время беременности придется отказаться от тех видов спорта и просто активного образа жизни, которые связаны с высоким риском получения травмы – падения или удара. К ним относятся все виды борьбы, катание на коньках, лыжах, сноуборде, скейтборде и велосипеде. Беременной нежелательно делать резкие, порывистые движения – они провоцируют повышение тонуса матки и преждевременную отслойку плаценты; соответственно, о теннисе, баскетболе и волейболе на время ожидания малыша придется забыть.

Беременная может влиять на размеры плода

Многие женщины считают, что размеры плода можно скорректировать с помощью правильного питания и физических нагрузок. Как известно, большой вес и размеры плода усложняют роды, повышают риск развития слабой родовой деятельности и разрывов, расширяют показания к кесареву сечению. Большинство женщин полагают, что размеры плода зависят от питания и уровня физических нагрузок – по аналогии с собственным весом. Однако это мнение ошибочно: между организмом мамы и малыша нет прямой пищеварительной трубки. Пища, потребляемая беременной, разлагается в пищеварительном тракте до белков, жиров и углеводов. То, что необходимо организму для энергетического обмена, через стенку кишечника всасывается в кровоток и доставляется по сосудам к малышу.

Излишки пищи извергаются из материнского организма через кишечник, часть откладывается в виде «запасов на черный день» в жировую ткань. Таким образом, излишки питания остаются в организме матери, но не попадают к малышу и не влияют напрямую на размер и вес новорожденного.

Рациональное, то есть своевременное и регулярное употребление здоровой пищи, действительно помогает будущей маме избежать патологической прибавки веса, а также снижает риск развития патологии беременности. А вот соблюдать диету в более популярном смысле этого слова, то есть ограничивать калорийность пищи, голодать, не есть после шести часов вечера, исключать из рациона белки, жиры или углеводы беременной женщине нельзя. Такая «коррекция размеров плода» не только совершенно не эффективна, но и опасна: самовольная диета может привести к самым серьезным последствиям в развитии плода и здоровье самой женщины. Ограничивать те или иные продукты, а также устраивать разгрузочные дни без вреда для течения беременности можно только по рекомендации лечащего врача.

То же самое касается и идеи о коррекции размеров плода с помощью физических нагрузок. Во-первых, изнуряющие ежедневные тренировки для беременной просто недопустимы: избыточная физическая нагрузка может спровоцировать угрозу прерывания беременности. Во-вторых, размер новорожденного совершенно не зависит от спортивных занятий будущей мамы: ведь она нагружает свои мышцы и сжигает свои калории. Конечно, дозированная физическая нагрузка, как и рациональное питание, полезна для беременной: здоровый образ жизни женщины положительно влияет на течение беременности и развитие плода. Однако, выбирая тот или иной вид спорта, следует проконсультироваться с врачом по поводу допустимых физических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей течения беременности.

Эмоции мамы и индивидуальные особенности ребенка

Общеизвестно, что будущую маму необходимо оберегать от негативных эмоций. Беременной нельзя нервничать, огорчаться и плакать, ее нельзя пугать. Однако истинную причину, по которой будущей маме «противопоказаны» отрицательные эмоции, понимают далеко не все. О влиянии эмоций мамы на плод сложено невероятное количество мифов. Например, издавна считается, что, если беременную напугать, ребенок родится заикой. Другое поверье гласит: «Если беременная много плачет, у младенца будут больные глазки». Есть и менее радикальные утверждения – например, о том, что если будущая мама грустит, ребенок будет меланхоликом, а позитивное настроение, напротив, способствует вынашиванию коммуникабельного оптимиста. Все эти утверждения, как старые, так и современные, несмотря на кажущиеся различия, объединяет одна общая идея: «Эмоции беременной напрямую влияют на малыша». Это распространенное и, пожалуй, самое устойчивое заблуждение о развитии плода.

Будущую маму нужно защищать от негатива, поскольку отрицательные эмоции, такие как страх, обида, тревога, раздражение и огорчение, приводят к повышению в крови адреналина. Это вещество, именуемое в популярной литературе «гормоном страха», опасно для беременной: избыток адреналина в крови приводит к тахикардии – учащению сердцебиения, повышению артериального давления и тонуса матки. Перечисленные изменения в самочувствии будущей мамы, возникающие на фоне отрицательных эмоций, нередко становятся причиной развития фетоплацентарной недостаточности – ухудшения питания и дыхания плода в связи со снижением плацентарного кровотока. Гипертонус матки, особенно часто возникающий на фоне раздражения или страха беременной, является основным фактором угрозы прерывания беременности и преждевременных родов. Так что ограждать женщину «в интересном положении» от всего, что может ее огорчить или напугать, действительно важно: от состояния нервной системы матери во многом зависит течение беременности, а следовательно, и здоровье плода. Однако напрямую эмоции беременной на характер или способности крохи влиять не могут; это касается как отрицательных, так и положительных переживаний.

Можно смело утверждать, что хорошее настроение полезно беременной – однако вовсе не потому, что гарантирует рождение жизнерадостного ребенка. Когда женщина смеется, испытывает радость или удовольствие, в ее крови преобладают «гормоны счастья» – эндорфины. Эти вещества контролируют скорость обмена веществ, насыщение крови кислородом, а также поставку плоду белков, жиров, углеводов и всего, что необходимо для его полноценного развития. Так что у будущей мамы, пребывающей в хорошем расположении духа, больше шансов на рождение здорового ребенка, чем у женщины, которая во время беременности много нервничает. Но переоценивать роль эмоций матери в развитии плода все?таки не стоит: напрямую на характер и здоровье малыша они не влияют! Для полноценного внутриутробного развития плода, а также для формирования у ребенка в будущем различных замечательных способностей и талантов совсем необязательно посещать высшие математические курсы, покупать девятимесячный абонемент в консерваторию или читать вслух Шекспира в подлиннике. Достаточно вести правильный образ жизни, любить малыша и не забывать доставлять себе маленькие радости!

Темпы интеллектуального развития дошкольников могут существенно отличаться в зависимости от физиологических особенностей детей. Ведь даже в одной и той же семье старший и младший ребенок вряд ли в одно и то же время будут демонстрировать одинаковые умения. Поэтому недопустимо сравнивать детей, корить их за недостаточные успехи. Умения ребенок может приобрести и позже, а вот неуверенность в себе может остаться у него навсегда.

Иногда родители рассматривают умения ребенка как показатель собственной успешности: "А мой уже читает", "А моя..." и т.п. За такими словами чаще всего стоит гордость родителей самими собой, причем не всегда осознанная. Не следует смотреть на ребенка через призму его интеллектуальных успехов. Напротив, нужно демонстрировать ему ценность его самого как уникальной личности, стремящейся к развитию.

Дошкольнику для полноценного развития нужны игрушки , причем, в отличие от более младших детей, для девочек и мальчиков теперь требуются разные игрушки: если мальчики продолжают предпочитать игры в кукол, а девочки в машины, стоит задуматься, почему это происходит.

Для девочек дошкольного возраста основными игрушками становятся куклы, происхождение которых относят к глубокой древности. Куклы использовали не только для детских забав. У многих народов кукла включена в свадебную обрядность как символ последующего удачного материнства. Например, на Руси, было принято украшать комнату нарядно убранной, с алой лентой в кудельной косе тряпичной куклой, а в приданое девушке полагалась корзина с куклами, как бы символизирующими членов семьи, и если молодуха играла в них, строгий свекор запрещал кому-либо мешать ей.

Аналогичный пример можно привести из жизни чукчей. Чукотские куклы изображают людей, мужчин и женщин, но чаще детей, особенно грудных. Сшиты они довольно похожими на реальных людей и наполнены опилками. Куклы эти считаются не только игрушками, но отчасти и покровительницами женского плодородия. Выходя замуж, женщина уносит с собой свои куклы и прячет их в мешок в углу у изголовья кровати, для того чтобы носкорей родить ребенка. Эту куклу нельзя дарить, так как вместе с ней будет отдан залог плодородия семьи. Зато когда у матери родятся дочери, она отдает им для игры свои куклы, причем старается разделить их между всеми дочерьми. Если же кукла одна, то она отдается старшей дочери, а для остальных шьют новые куклы.

Как игрушка кукла получила большее распространение практически во всех культурах мира. Внимательные родители не стремятся полностью закупить их в магазине, а изготовляют то, что им по силам совместно с детьми. Это способствует развитию мелкой моторики девочек, их воображению и мышлению.

Оля, 5 лет

Оля очень любит, когда папа вырезает ей бумажных кукол. Она их раскрашивает. Л потом он вырезает сцену с занавесом, и вместе они разыгрывают на ней спектакли.

Мальчики-дошкольники будут осваивать мир техники через машины, самолеты, железную дорогу, кораблики и другие транспортные средства. Им в какой-то степени проще, чем девочкам, проявлять свою активность, потому что многие подобные игрушки изготовлены в виде конструкторов и ребенок, прежде чем поиграть с такой игрушкой, вынужден ее собрать.

Конечно, военная тематика привлекает любых детей, даже самых миролюбивых. Солдатики, пираты, пушки, оружие – все это есть в арсенале у каждого мальчика. Чтобы содержание детских игр было более развивающим, можно читать детям книги о сопутствующих игрушкам реальных событиях. Например, мальчикам, увлекающимся кораблями, предлагать книги о русских адмиралах, боях и победах русского флота. Хотя возможен и обратный вариант: узнав что-то из книг, ребенок попросит у родителей соответствующую игрушку, чтобы получить возможность проиграть новую информацию и закрепить ее.

Святослав, 5 лет

Святослав очень любит мультфильм о капитане Врунгеле. Может быть, от этого у него пошел интерес к морю и кораблям. Теперь он с удовольствием слушает книги про адмирала Нахимова и крейсер "Варяг". Понятно, что играет он сейчас в острова, моря, путешествия и бои между кораблями.

Родителям необходимо следить за тем, не слишком ли много у мальчиков заводных игрушек или игрушек на батарейках. Они не всегда полезны: могут ломаться, несмотря на желание ребенка в них играть, а это не способствует формированию у мальчиков ощущения собственной силы и значимости.

В противовес механическим игрушкам стоит обратить внимание мальчиков на изготовление игрушек своими руками. Дети могут мастерить вместе со взрослыми кораблики, луки, стрелы. Это способствует развитию глазомера, пространственных навыков, так необходимых впоследствии при обучении письму.

Помимо игрушек, которые представляют разный интерес для девочек и мальчиков, есть много таких, которые интересны и тем, и другим. Это игрушки для конструирования, которые особенно полезны для развития мышления и восприятия ребенка. Сюда включаются разного рода мозаики и паззлы, кубики и конструкторы – лего, магнитные, брикни (из глиняных кирпичиков). Сегодня дети имеют большой выбор.

Казалось бы, летающие (воздушные змеи) и круговые игрушки (волчки, колесики, вертушки) напрямую на мышление не влияют, однако это не совсем так. Летающие игрушки имеют древнее происхождение. Они были распространены во многих культурах. Например, в Японии делали воздушных змеев из бумаги и блесток в виде огромных животных с длинным бумажным хвостом. Змеи могли скалить зубы и распускать свои хвосты. В России змеев делали из бумаги на основе тонких деревянных планок и иногда привязывали к ним трещотку. Сегодня немногие дети знают, что такое воздушный змей, потому что их родители никогда не ловили ветер, не держали в руках ниточку змея, парящего в небе; они не понимают, что такая игрушка может дать ребенку ощущение могущества, способствует формированию у него уверенности в себе.

Почти забыты сегодня и вращательные игрушки, к которым относят вертушки, обручи. Из них наиболее интернациональным является обруч, известный многим древним народам. Игры с обручем хорошо развивают моторику, воображение и пространственные навыки ребенка. Обруч катят как можно дальше, причем определенным образом в зависимости от правил. Если играют двое, то обручи гоняют наперегонки.

Впрямую к игрушкам не относятся материалы для детского творчества – пластилин, глина, краски, детский грим, цветная бумага. Но, обсуждая условия гармоничного развития дошкольника, нельзя не сказать о них. Правда, детское творчество возможно не только с материалами, купленными в магазине. Большой простор для него представляют природные материалы: желуди, шишки, кора деревьев и просто веточки.

Дошкольный возраст особенно важен для познавательного развития ребенка. В этот период сохраняют значимость свободные действия с предметами, но добавляются и новые – конструирование, лепка, рисование. Огромное влияние на познавательное развитие имеет игра, а не только организованное обучение. Существенный сдвиг получает речевое развитие ребенка, а также восприятие окружающего мира. Мышление сохраняет в целом образный характер. Во второй половине дошкольного возраста начинает развиваться логическое мышление.