Специальная оценка условий труда досрочная пенсия. Компенсации за работу во вредных условиях труда. Проведение периодических медицинских осмотров

КОМПЕНСАЦИИ ЗА РАБОТУ ВО ВРЕДНЫХ УСЛОВИЯХ ТРУДА

(Компенсации работающим во вредных и (или) опасных условиях труда

по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ))

Переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда (далее — СОУТ), осуществляется на основании ФЗ от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон №426-ФЗ), а также на основании ФЗ от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон № 421-ФЗ), в связи с принятием Закона №426-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ), Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и другие законодательные акты.

Что означает окончательный отказ от старой административно — распределительной «списочной» модели установления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, бесплатное питание, сокращенная продолжительность рабочего дня, допвыплаты, досрочный выход на пенсию) и внедрение рыночного механизма защиты здоровья работников на основании оценки реальных профессиональных рисков и определения класса условий труда на конкретных рабочих местах, а так же назначения компенсации за работу во вредных условиях труда.

Итак: установление компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда означает, — отход от «списочной» системы и переход к рыночным механизмам защиты здоровья работников.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССОВ УСЛОВИЙ ТРУДА

Таблица 1. Условия предоставления компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда

Норма ТК РФ Новая редакция Основание для коррек­тировки компенсаций Возможность корректировки компенсаций
Статья 92 Продолжительность рабочего времени по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда (класс 3.3 и выше), – не более 36ч в неделю. Отраслевые (межотраслевые) соглашения и коллективные догово­ры, а также письменное согласие работника. Продолжительность рабочего
времени может быть увеличена
до 40 ч в неделю с выплатой денежной компенсации
Статья 94 Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

– при 36-часовой рабочей неделе – 8 ч;

– при 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 ч.

Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена:

– при 36-часовой рабочей неделе – до 12 ч;

– при 30-часовой рабочей неделе и менее – до 8 ч.

Статья 117 Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска по результатам СОУТ, подтвердившей наличие на рабочем месте вредных условий труда (класс 3.2 и выше), – не менее 7 календарных дней. Часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающая семь дней, может быть заменена денежной компенсацией
Статья 147 Размер повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда (класс 3.1) – не менее 4%.

По оценкам экспертов, при увеличении рабочей смены с 36 до 40 ч работник в течение одного года получает компенсацию за работу во вредных условиях труда, превышающую месячный оклад. С учетом монетизации части дополнительного отпуска ее годовой размер увеличивается до двух дополнительных месячных окладов. Представляется, что многие работники предпочтут монетизацию компенсаций.

РАБОТОДАТЕЛЮ ВЫГОДНО УЛУЧШАТЬ УСЛОВИЯ ТРУДА

Согласно ст. 7. Закона № 426-ФЗ результаты СОУТ имеют широкую сферу применения. Выделим наиболее важные направления:

— установление работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда, предусмотренных ТК РФ;

— установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

— расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

— оценка уровней профессиональных рисков;

— решение вопроса о связи возникших заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— обеспечение работников СИЗ, оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;

— осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

— организация обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;

— обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в т.ч. за счет средств ФСС России.

В таблице 2 показаны основные статьи расходов, которые придется нести работодателю по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ). При этом объем затрат по некоторым позициям он будет определять сам на основе требований государственных нормативных актов. Размер обязательных страховых взносов в ФСС России и ПФР в соответствии с федеральными законами от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) будет устанавливаться представителями указанных государственных структур.

Таблица 2. Расходы работодателя по результатам проведения СОУТ

Результаты специальной оценки условий труда

Расходы внутри организации

Выплаты в государственные внебюджетные фонды

Дополнительный отпуск (ст. 117 ТК РФ) Доплаты (ст. 147 ТК РФ) Надбавки и скидки к страховым взносам в ФСС России (ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
Сокращенная рабочая неделя (ст. 92 ТК РФ) Молоко и лечебно-профилактическое питание
(ст. 222 ТК РФ)
Медосмотры (ст. 213 ТК РФ) Обеспечение СИЗ (ст. 221 ТК РФ) Дополнительные страховые взносы в ПФР, дифференцированные тарифы в зависимости от класса условий труда (ч.2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ)

Как известно, необходимость разработки Закона № 426-ФЗ возникла после дополнения в декабре 2012 г. Закона № 212-ФЗ новой ст. 58.3, предусматривающей обязанность работодателя уплачивать в ПФР страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу физических лиц, занятых на работах с тяжелыми и (или) вредными условиями труда и имеющих на этом основании право на досрочную трудовую пенсию по старости. Также декларировалось право работодателя на освобождение от уплаты таких дополнительных взносов по результатам СОУТ, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

С 1 января 2014 г. вступила в силу новая ст. 2.1 Закона № 212-ФЗ, в которой дополнительные страховые тарифы дифференцированы в зависимости от класса условий труда, определяемого по результатам СОУТ (таблица 3).

Таблица 3. Дополнительные страховые взносы (солидарная часть), уплачиваемые работодателем в ПФР в зависимости от класса условий труда на рабочих местах

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасные 4 8%
Вредные 3.4 7%
3.3 6%
3.2 4%
3.1 2%
Допустимые 2 0%
Оптимальные 1 0%

Дополнительный тариф взносов в пенсионный фонд России (ПФР) рассчитывается для каждого рабочего места, на котором установлены компенсации за работу во вредных условиях труда. Чем больше в организации таких рабочих мест – тем выше сумма дополнительных отчислений.

По оценкам экспертов, прямые затраты и выплаты работодателя по результатам СОУТ (компенсации работникам, обязательные страховые взносы в ФСС России и ПФР) составят в среднем около 10-15% от фонда оплаты труда. Это очень серьезные деньги для предприятий. Таким образом, государство включает экономические механизмы, побуждающие работодателей улучшать условия труда, снижать риски и уровень воздействия вредных факторов.

Другие компенсации работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (дополнительный отпуск, сокращенная рабочая смена, денежные доплаты), также дифференцированы по классам условий труда на конкретном рабочем месте. В итоге у работодателя появляется серьезная экономическая мотивация бороться за улучшение условий труда на каждом рабочем месте, по каждому вредному (опасному) фактору.

Порядок обоснования компенсаций медицинским работникам «за вредность» существенно изменился с момента вступления в силу с 1 января 2014г. Федерального закона № 426 «О специальной оценке условий труда» и Федерального закона № 421 «О внесении изменений в некоторые законодательный акты РФ в связи с вступлением в силу ФЗ-426 «О специальной оценке условий труда»» (данный закон внес изменения в Трудовой Кодекс РФ в части обоснования предоставления компенсаций). Данные изменения до сих пор вызывают изрядную путаницу в порядке применения нормативных документов и в порядке обоснования компенсаций, что наиболее наглядно проявилось в организациях здравоохранения.

Новые подходы применяются для медицинских организаций всех форм собственности, но наиболее актуальны для бюджетных организаций, потому что непосредственно связаны с подтверждением целевого расходования бюджетных средств на компенсации работникам.

Существующее до настоящего времени понятие «компенсации за вредность» не являются юридически корректными и не могут применяться в официальных документах организации, тем более в бухгалтерской документации.

Руководителям медицинских организаций, главным бухгалтерам, профсоюзам, самим работникам следует различать, что в настоящее время существуют разные системы компенсаций и стимулирования в отрасли, которые работодатель обязан предоставлять работникам. Это: компенсации за работу во вредных условиях труда («за вредность») и компенсации, не связанные с условиями труда (за принадлежность к медицине, за характер выполняемых работ, за «специфику», за принадлежность к некоторым отраслевым «спискам», стимулирующие). В отличие от аттестации рабочих мест по условиям труда, когда в картах АРМ могло указываться любое из перечисленных оснований для подтверждения прав работников на компенсации, в картах специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) теперь могут указываться только основания, связанные с фактически подтвержденными вредными условиями труда. В связи с распространенным вольным толкованием данного положения законодательства о специальной оценке условий труда, во 2-м квартале 2015г. планируется внесение соответствующих конкретизирующих изменений формулировок в ФЗ-426.

Компенсации «за вредность» являются в своем роде «дополнением» к другим компенсациям, которые предусмотрены медикам за сам факт работы в медицинских учреждениях, в медицинских должностях, выполняющими отдельные виды медицинских работ.

Так какие компенсации могут быть подтверждены в картах СОУТ на рабочих местах?

Трудовым Кодексом РФ предусмотрены следующие компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда:

  1. Доплаты к окладу в размере не менее 4% должностного оклада (статья 147).
  2. Дополнительный оплачиваемый отпуск не менее 7 календарных дней (статья 117).
  3. Сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (статья 92).

Данные компенсации устанавливаются только по результатам СОУТ или действующей (не более 5 лет с момента завершения) аттестации рабочих мест по условиям труда, которые подтверждают (не подтверждают) наличие на конкретном рабочем месте (независимо от наименования организации, подразделения, должности) вредных или опасных условий труда. Подтверждение вредных условий труда возможно только по результатам проведения инструментальных измерений факторов рабочей среды и трудового процесса. При этом следует учитывать, что:

Допустимыми (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда (с учетом времени воздействия) . Данные условия труда являются безвредными, даже если на рабочем месте присутствует вредный фактор. Компенсации за них не предоставляются.

Вредными (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда (с учетом времени воздействия) .

Поэтому основной принцип реформирования системы предоставления компенсаций заключается в следующем: работодатель обязан предоставлять работнику компенсации только при подтверждении на конкретном рабочем месте вредных условий труда (3-й класс) с учетом новой редакции указанных статей ТК РФ. Во всех других случаях (2-й класс) работодатель не обязан

предоставлять компенсации, но они могут устанавливаться как дополнительные (повышенные) по Колдоговору или по трудовому договору с конкретным работником:

1-й класс (оптимальные условия труда) - обязательные компенсации не установлены,

2-й класс (допустимые условия труда) - обязательные компенсации не установлены,

3-й класс (вредные условия труда):

3.1- обязательные компенсации: доплаты

3.2- обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск

3.3- обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск + сокращенная продолжительность рабочего времени

3.4- обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск + сокращенная продолжительность рабочего времени

4-й класс (опасные условия труда) - обязательные компенсации: доплаты + дополнительный отпуск + сокращенная продолжительность рабочего времени.

Конкретные размеры компенсаций работодатель устанавливает самостоятельно с учетом мнения выборного органа трудового коллектива после завершения СОУТ (приказ, изменения в Колдоговор, в трудовой договор). В картах СОУТ на рабочем месте не устанавливается фактическое предоставление (отмена, уменьшение) и размер компенсаций работникам, занятым на данном рабочем месте, а только подтверждается право работника на конкретные компенсации. Реализация данных прав - обязанность работодателя. Общий порядок предоставления (отмены, изменения) компенсаций регламентируется статьей 219 ТК РФ.

При этом согласно статьи 15 ФЗ-421 отменить или уменьшить размеры компенсаций можно только после проведения СОУТ, которая подтвердит, что условия труда улучшены и стали безвредными (2-й класс). До этого работодатель не имеет права отменять или уменьшать компенсации.

Положения Коллективного договора или трудового договора, предусматривающие предоставление компенсаций и их размеры, также являются обязательными к исполнению до тех пор, пока не будет подтверждено улучшение условий труда (2-й класс по результатам СОУТ) и не внесены соответствующие изменения в эти документы.

Доплаты.

Для медицинских работников в целях совершенствования оплаты труда применяются несколько видов увеличения оплаты труда:

  1. Компенсационные доплаты к окладу за:

- работу во вредных или опасных условиях труда (статья 147 ТК РФ),

Работу в местностях с особыми климатическими условиями,

За работы, выполняемые в условиях, отклоняющихся от нормальных (различной квалификации, совмещение, сверхурочные, «ночные» и т.д.),

За работу с государственной тайной,

Персонифицированная доплата.

3. Стимулирующие доплаты: за стаж, за качество, за интенсивность и т.п.

Только один из перечисленных видов выплат, а именно «Компенсационные доплаты за работу во вредных и опасных условиях труда», - устанавливается по результатам оценки условий труда (не ниже класса 3.1) и указывается (обосновывается право работников) в строке 040 карт СОУТ конкретного рабочего места.

Все другие виды выплат не зависят от условий труда и устанавливаются независимо от результатов оценки условий труда (приказ, Колдоговор, трудовой договор), поэтому в строке 040 карт СОУТ не указываются.

Дополнительный отпуск.

Дополнительный оплачиваемый отпуск медицинским работникам предоставляется на общих основаниях - согласно статьи 117 ТК РФ при установлении класса условий труда на конкретном рабочем месте по результатам СОУТ не ниже 3.2 (независимо от наименования организации, подразделения, должности).

Действовавший до этого отраслевой Список 298 (1974года), на основании которого все медицинские работники имели право на дополнительный отпуск (и получают его до сих пор) в размере 6, 12 рабочих дней (некоторые категории - 18, 30 и более рабочих дней), в настоящее время не применяется (является нелегитимным), так как не приведен в соответствие с новой редакцией ТК и противоречит ФЗ-421. В картах СОУТ дополнительный отпуск на основании данного Списка не подтверждается.

Существует еще один действующий нормативно-правовой акт, подтверждающий права некоторых категорий медицинский работников на дополнительный отпуск - это Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013г. № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников». Согласно этого документа дополнительный отпуск предоставляется медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, по перечню согласно приложения.

Данное право работников на компенсацию также не связано с результатами оценки условий труда (3-м классом), а зависит только от «специфики» деятельности включенных в перечень организаций и видов работ, поэтому в картах СОУТ дополнительный отпуск на основании этого документа также не подтверждается.

Постановление № 482 действующее, может применяться, но при этом следует учитывать, что медицинским работникам, которым установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по другим основаниям (СОУТ), отпуск предоставляется по одному из оснований. Это означает, что если работнику устанавливается дополнительный отпуск в зависимости от результатов СОУТ (за класс условий не ниже 3.2), то постановление № 482 не применяется. А если компенсация устанавливается согласно этого постановления, то результаты оценки условий труда (класс) не учитываются.

Так что, работодатель в данном случае имеет «право выбора».

Следует иметь в виду, что помимо перечисленных, существует несколько оснований для предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска, они предусмотрены статьей 116 ТК РФ, это: за особый характер работы (постановление № 482), за ненормированный рабочий день, «северный» и др. Все они устанавливаются работодателем самостоятельно в зависимости от финансовых возможностей (приказ, Колдоговор, трудовой договор) с учетом мнения выборного органа трудового коллектива, и не зависят от условий труда.

В строке 040 карт СОУТ конкретных рабочих мест подтверждается право на дополнительный оплачиваемый отпуск только по одному основанию - класс условий труда не ниже 3.2 по результатам СОУТ данного рабочего места (независимо от наименования организации, должности, выполняемых работ).

Сокращенная продолжительность рабочего времени.

Сокращенная продолжительность рабочего времени (менее 40 часов в неделю) медицинским работникам предоставляется также как и предыдущие рассмотренные компенсации - по 2-м основаниям.

В картах СОУТ подтверждается право работника, занятого на конкретном оцениваемом рабочем месте, если подтверждаются вредные условия труда (не ниже класса 3.3.).

Все другие основания не зависят от условий труда и «сокращенка» в этих случаях устанавливается на основании статьи 350 Трудового Кодекса «Некоторые особенности регулирования труда медицинских работников» приказом, Колдоговором, трудовым договором. Это:

Продолжительность рабочего времени не более 39 часов, если работник является именно «Медицинским работником» согласно Номенклатуре должностей,

Продолжительность рабочего времени менее 39 часов в неделю, если наименование организации, должности, вид работ предусмотрен в Перечнях, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».

Обоснование прав работников на сокращенную продолжительность рабочего времени по этим документам, а также за работу женщин «на селе», за «северные», подлежит обязательному применению, но не указывается в картах СОУТ.

Некоторые другие вопросы «льгот» для медиков.

Льготные пенсии медицинским работникам предоставляются по 2-м основаниям:

  1. Пенсия «за выслугу лет». Данная пенсия предусмотрена Федеральным законом № 400 «О страховой пенсии в РФ», статья 30, п.1, п/п 20. Права на данные пенсии, а также льготный пенсионный стаж в данном случае не зависят от занятости работника во вредных условиях труда и устанавливаются в зависимости от наличия наименования организации, должности в списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2002г. № 781. Пенсия по этому основанию не подтверждается в картах СОУТ рабочего места.
  2. Пенсия «за вредность». Именно такая льготная пенсия - за работу во вредных условиях труда - подтверждается в картах СОУТ и она зависит от выполнения 2-х основных условий:

Наличия наименования организации, должности, работ в пенсионных Списках № 1 и № 2 (рентгенологи, фтизиатры, психиатры и др.),

Подтверждения по результатам СОУТ класса условий труда не ниже 3.1 (независимо от какого именно вредного фактора).

Только в таком случае право работника на льготную пенсию по Спискам может быть подтверждено. При этом в льготный пенсионный стаж включаются периоды занятости не менее 80% смены в данных - вредных- условиях труда. Учет такого времени должен вести работодатель, в картах СОУТ это не отражается, так как СОУТ проводится не реже 1 раза в 5 лет и не может вести детальный учет рабочего времени за такой период.

Именно за такие - «вредные» - рабочие места работодатель обязан платить в Пенсионный Фонд РФ дополнительные взносы для формирования льготных пенсий своих работников («вредников»).

Обеспечение работников молоком или другими равноценными пищевыми продуктами.

В картах СОУТ подтверждается право работника на данную компенсацию только при наличии 3-х обязательных условий:

  1. Наличие вредного фактора в Перечне, утвержденном приказом МЗСР РФ от 16.02.2009г. № 45н.
  2. Наличие превышения данного фактора над гигиеническими нормативами (ПДК) по результатам СОУТ, в том числе по патогенным микроорганизмам в воздухе рабочей зоны и по ионизирующему излучение (проведение измерений, подтверждающих превышение - обязательно).
  3. Работа в данных условиях не менее половины смены.

Таким образом, проблемы обоснования и реализации прав медицинских работников на компенсации за работу во вредных условиях труда в настоящее время напрямую связаны с двумя основополагающими моментами. Это, во-первых, - знание законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда, которое претерпело крупномасштабные изменения в связи с введением в действие специальной оценки условий труда. И второе - с вопросом подтверждения реально существующих (не по Спискам, не потому, что «так было раньше» или «так кажется») вредных условий труда на каждом отдельно взятом рабочем месте.

Навигация по статье

Работа в указанных производствах сопровождается наличием вредных условий труда , что связано с особой опасностью, повышенной тяжестью, наличием травматизма и других факторов (загазованность, радиационный фон, уровень шума, освещение и др.), которые могут привести к профессиональным заболеваниям, полной или частичной потере трудоспособности.

Список № 1 льготных профессий для досрочной пенсии

Списком № 1 (в повседневной жизни «первая сетка») определены производства и профессии для досрочного назначения пенсии по возрасту лицам, работавшим с вредными и опасными условиями труда - в горячих цехах, на подземных работах . В утвержденном перечне предусмотрены профессии по 24 видам производств:

  • металлообработка;
  • металлургическое производство;
  • химическое производство;
  • транспорт;
  • атомная энергетика и промышленность;
  • горные работы и т.д.

Полный перечень профессий, которые относятся к Списку 1, представлен в документе по .

Стаж работы по профессии, предусмотренной Списком 1, после 1 января 2013 г., засчитывается в спецстаж, если работодатель производит отчисление страховых взносов в ПФР .

Список № 2 производств, профессий и должностей

Списком № 2 (или «вторая сетка») определены профессии для досрочного назначения пенсии по возрасту лицам, работавшим с тяжелыми условиями труда . Такие профессии предусмотрены в 34 видах производств, например, в:

  • химическом;
  • электротехническом;
  • деревообрабатывающем;
  • полиграфическом и кинокопировальном;
  • стекольном и так далее.

С полным перечнем профессий и производств, которые относятся к Списку 2 для льготной пенсии, можно ознакомиться в документе по .

Стаж работы в профессии, предусмотренной Списком 2, после 1 января 2013 года, засчитывается в специальный (льготный), если работодатель отчисляет страховые взносы в ПФР .

Выход на пенсию по списку 1 и 2 (при полном и неполном льготном стаже)

Для назначения досрочной страховой пенсии по старости работникам по Спискам 1 и 2 законодательно определены три основных условия :

  • достижение установленного пенсионного возраста выхода на пенсию;
  • наличие полного страхового стажа;
  • продолжительность специального (льготного) стажа.

Условия досрочного выхода на пенсию по возрасту для мужчин и женщин в соответствии со Списками № 1 и № 2 приведены в таблице:

Условие назначения Мужчины Женщины
По Списку № 1
Пенсионный возраст 50 лет 45 лет
Общий страховой стаж не менее 20 лет не менее 15 лет
Специальный стаж* 10 лет 7,5 лет
По Списку № 2
Пенсионный возраст 55 лет 50 лет
Общий страховой стаж не менее 25 лет не менее 20 лет
Специальный стаж * 12,5 лет 10 лет
* Если указанные лица проработали на опасных и вредных (по Списку № 1) или на тяжелых работах (по Списку № 2) не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового (общего) стажа, досрочная пенсия им будет назначаться с уменьшением пенсионного возраста:
Снижение возраста по Списку № 1 на один год за каждый полный год льготной работы
Снижение возраста по Списку № 2 на один год за каждые 2,5 года льготной работы на один год за каждые 2 года льготной работы

Обязательным условием для досрочной пенсии является наличие не менее 30 (ИПК).

Мужчина имеет 4 года стажа по Списку № 1, 9 лет по Списку № 2 и 26 лет общего страхового стажа. Право для выхода на пенсию по старости по Списку № 1 у него отсутствует. При наличии «чистого» стажа по Списку № 2 (9 лет) право на пенсию возникает в 57 лет. При сложении с периодами работы по Списку № 2 периодов работы Списка № 1 получается льготный стаж, равный 13 годам. Это дает право выхода на пенсию в 55 лет.

Малый список льготных профессий для досрочной пенсии

Порядок проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) законодательно закреплен Законом № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» .

Оценка производится работодателем вместе с привлекаемой специализированной организацией. В созданной комиссии для проведения оценки должны быть непосредственно задействованы специалисты отдела или службы по охране труда.

  • На рабочие места с не выявленными вредными или опасными факторами работодатель подает декларацию соответствия условий труда нормативным требованиям в трудовую инспекцию.
  • Рабочие места, на которых были выявлены опасные факторы, распределяются по соответствующим классам (подклассам) вредности :
    • оптимальные;
    • допустимые;
    • вредные;
    • опасные.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда в 2019 году

Периоды работы по спискам после 1 января 2013 года засчитываются в специальный стаж при соблюдении условий:

  • соответствия класса условий труда на рабочих местах, установленным нормативам по результатам
  • уплаты работодателем страховых взносов по ОПС по дополнительным тарифам, установленным статьей 33.2 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Тариф доп. взноса определяется в зависимости от класса вредности, установленного в результате спец. оценки. Если работодатель не проводил оценку условий труда, то он будет уплачивать по стандартным тарифам (в 2015 г. они были увеличены):

Расчет размера пенсии по вредности в 2019 году

Подать заявление о назначении пенсии можно через интернет , воспользовавшись «Личным кабинетом гражданина» на официальном сайте ПФР.

Заявление будет рассмотрено в течение 10 дней со дня его приема. Пенсия будет назначена со дня обращения, но не ранее даты возникновения права на нее . Ранее даты обращения назначат лишь в том случае, если обращение последовало в течение 30 дней с даты увольнения с работы - в таком случае выплаты назначат со дня, следующего после увольнения.

Какие документы нужны для оформления

При подаче заявления в ПФР гражданину необходимо предоставить следующие документы :

  1. Паспорт.
  2. Документы, подтверждающий право на досрочное страховое обеспечение. Кроме трудовой книжки используются справки , уточняющие особый характер работы, выданные работодателем в соответствии с действующим законодательством - это могут карточки учета фактически отработанного времени на льготных производствах и так далее.
  3. Дополнительные документы при необходимости (архивные справки, договора, свидетельства о рождении детей, документ об образовании, для мужчин военный билет и т.п.).

Вопросы начисления пенсионных выплат, особенно, если речь идет о досрочном выходе на пенсию, являются весьма актуальными. И особенно они вызывают тревогу у тех работодателей, предприятия которых отличаются опасными или вредными условиями труда. Для того, чтобы решить все вопросы и сложности, которые возникают в отношении досрочного назначения пенсий для отдельных категорий работников, необходимо чтобы была проведена специальная оценка условий труда. Именно данная процедура в будущем будет играть роль важнейшего фактора, на основании которого и будет проходить досрочный выход на пенсию.

Специальная оценка условий труда и досрочная пенсия

Главная сложность в понимании механизма и правил назначения досрочной пенсии связана с тем, что с 1 января 2014 г. отменена аттестация рабочих мест и введена специальная оценка условий труда. Мы расскажем, как столь серьезные изменения повлияли на установление льготной пенсии лицам, работающим в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Порядок исчисления стажа для определения льготной пенсии установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.

Пять шагов, которых не избежать кадровику,

Как следует из п. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ), периоды трудовой деятельности на определенных видах работ засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты работодателем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным действующим законодательством РФ.

С 1 января 2014 г. дополнительный тариф можно определить только по итогам проведения специальной оценки условий труда.

Специальная оценка труда и особенности ее первого проведения

Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация, ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. Проводить специальную оценку в этот период необязательно.

Регламент проведения спецоценки установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) и Методикой проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика), утв. приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н.

Методика более подробно расписывает порядок проведения спецоценки, детализируя процедуры идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, критериев классификации условий труда на рабочих местах, подлежащих специальной оценке, а также механизм снижения класса условий труда на рабочем месте в случае, предусмотренном п. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ.

Спецоценка проводится совместно работодателем и организацией (организациями), основным или одним из видов деятельности которой (которых) является проведение указанной процедуры на основании гражданско-правового договора.

При этом работодатель в основном осуществляет функции по организации специальной оценки: он создает комиссию, возглавляемую им самим или его представителем, утверждает ее состав и порядок деятельности, а также график проведения мероприятий по спецоценке.

В состав комиссии включаются, в частности, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии).

Участие кадровой службы в специальной оценке условий труда

Действующим законодательством прямо не предусмотрена обязанность работников кадровой службы принимать участие в комиссии по проведению спецоценки. Данный вопрос находится под полным контролем работодателя и его доверенных лиц.

Но поскольку работодатель формирует комиссию по своему усмотрению, он вправе привлечь к ее работе кадровика, ведь в процессе специальной оценки порой возникают вопросы, решить которые могут только эти специалисты.

НАПРИМЕР

При составлении перечня рабочих мест, предусмотренных Списками № 1 и 2, на которых будет проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест (список составляется до идентификации) или перечня подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов требуется знание законодательства по досрочному пенсионному обеспечению и умение применять его в отношении конкретных рабочих мест, подлежащих спецоценке.

Такими знаниями и опытом обладают именно работники кадровой службы. От правильно составленного перечня в конечном счете зависит право работника на досрочное пенсионное обеспечение.

Поскольку право на досрочную пенсию связано с работой во вредных и (или) опасных условиях, особое значение имеет процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которая проводится в соответствии с Методикой.

Отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест

Основные отличия специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест заключаются в следующем.

Отличие 1. Спецоценка должна проводиться даже в отношении тех рабочих мест, аттестация которых ранее была необязательна. Таким образом, спецоценке подлежат все рабочие места.

Исключения установлены лишь в отношении надомных и дистанционных сотрудников, а также работников, занятых у физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Отличие 2. Спецоценка включает мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников. По итогам ее проведения устанавливается соответствующий класс (подкласс) условий труда.

Отличие 3. Идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса осуществляется экспертом организации, проводящей спецоценку.

В случае если на рабочем месте не идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, условия труда на признаются допустимыми, исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.

В случае если на рабочем месте идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений выявленных факторов. Результаты идентификации утверждает комиссия, включающая представителей работодателя и выборного органа работников.

Отличие 4. При отсутствии вредных и (или) опасных производственных факторов декларируется соответствие рабочих мест государственным нормативам.

Размеры дополнительных тарифов страховых взносов

Порядок идентификации рабочих мест при специальной оценке условий труда в соответствии со Списками №1 и №2

Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных условий труда понимается сопоставление и установление их соответствия факторам производственной среды и трудового процесса, предусмотренным классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.

Процедуре идентификации подлежат рабочие места, на которых присутствуют потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, кроме указанных в п. 10 Методики.

НАПРИМЕР

Идентификация не проводится в отношении рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

К данной категории относятся не только застрахованные лица, чьи профессии и должности предусмотрены Списками № 1 и 2, но и работники, чьи профессии и должности указаны в других списках, с учетом которых назначается указанная пенсия:

  • железнодорожники (список утвержден постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 272);
  • женщины-текстильщицы (список утвержден постановлением Правительства РФ от 01.03.1992 № 130);
  • лесозаготовители (список утвержден постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 № 273) и др.

Особенности идентификации рабочих мест при специальной оценке условий труда

Следует отметить, что факт непроведения идентификации на указанных рабочих местах не является свидетельством оптимальных или допустимых условий труда на них. Наоборот, федеральными нормативными правовыми актами условия труда на рабочих местах сотрудников, предусмотренных в Списках № 1 и 2 и других списках, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, признаны вредными и (или) опасными.

Они подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям, но вначале необходимо установить наименование конкретного вредного или опасного производственного фактора.

Согласно п. 10 Методики перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных факторов определяется в соответствии с классификатором экспертом организации, осуществляющей специальную оценку (далее – эксперт).

Результаты идентификации заносятся в раздел «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее – отчет), форма которого предусмотрена приложением № 3 к Методике.

В случае если вредные и (или) опасные условия по результатам идентификации не выявлены или обнаруженные факторы не подпадают под это определение, эксперт фиксирует отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов.

Условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, и работодатель в установленном порядке подает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Экспертное мнение

Имеют ли право на досрочное назначение пенсии судовые сборщики-достройщики, выполняющие судоремонтные работы не внутри отсеков, а на поверхности судна?

Упомянутые Списки содержат много наименований профессий и должностей, работники которых приобретают право на указанную пенсию при определенных показателях (условиях). В частности, Списком № 2 предусмотрены судовые сборщики-достройщики – в случае постоянной занятости внутри отсеков судов при производстве судостроительных и судоремонтных работ. В рассматриваемой ситуации работники трудятся на поверхности судна, а значит, условия их труда отличаются от указанных в Списке № 2. При этом данных о присутствии на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов нет. Определить их наличие или отсутствие поможет процедура идентификации.

Установление итогового класса (подкласса) в специальной оценке условий труда

Основанием для уплаты работодателем дополнительного тарифа, а также включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, того или иного периода трудовой деятельности является класс (подкласс) условий труда.

Классы (подклассы) отражают степень вредности и (или) опасности условий труда, но далеко не всегда служат единственным основанием для определения дополнительного тарифа. Итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте согласно п. 94 Методики может быть снижен в соответствии с Законом № 426-ФЗ.

Основанием для снижения и установления итогового класса (подкласса) является зафиксированный факт применения на рабочем месте эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом (оформляется решением комиссии на основе заключения эксперта).

Согласно Методике снижение класса (подкласса) условий труда осуществляется в порядке, предусмотренным Законом № 426-ФЗ.

В то же время ч. 6 и 7 ст. 14 Закона № 426-ФЗ установлено, что решением комиссии класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень в соответствии с Методикой, а по согласованию с территориальным структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень.

В том и в другом случае снижение должно осуществляться в порядке, предусмотренном Методикой.

Специальная оценка условий труда и ее влияние на назначение досрочной пенсии по старости

Результаты специальной оценки условий труда применяются для определения дополнительного тарифа, уплачиваемого работодателем в Пенсионный фонд РФ. Как мы уже отметили, факт начисления и уплата дополнительного тарифа являются дополнительным условием для включения периодов работы, предусмотренных подп. 1–18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ, в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости. При этом основным условием является вредный и (или) опасный класс условий труда на конкретном рабочем месте, установленный по результатам специальной оценки.

Таким образом, указанные периоды работы включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при соблюдении всех трех условий:

  1. постоянной занятости в течение полного рабочего дня;
  2. уплаты страхового взноса на обязательное пенсионное страхование;
  3. начисления и уплаты дополнительного тарифа в ПФР.

Отсутствие хотя бы одного из трех этих элементов послужит основанием для отказа со стороны территориального органа ПФР во включении определенного периода в стаж работы, позволяющий претендовать на досрочное назначение трудовой пенсии.

Практический вопрос на тему проведения спецоценки

По результатам спецоценки, проведенной в 2014 г., на рабочем месте сортировщика алмазов установлен допустимый класс условий труда. Будут ли указанные работники иметь право на досрочную пенсию?

Указанная профессия предусмотрена в Списке № 2. Но если с 01.01.2014 работодатель прекратит начисление и уплату дополнительных страховых взносов в ПФР в связи с тем, что по результатам специальной оценки класс условий труда признан соответствующим допустимому, у территориальных органов ПФР не будет оснований для включения данного периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Чтобы оформить досрочный выход на пенсию по новому закону с 2019 года в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда (так называемую льготную пенсию по вредности), необходимо выполнение нескольких условий. Какие это условия, расскажем в этой статье.

Выход на льготную пенсию по вредности с 2019: требования к возрасту, специальному стажу по Списку 1 и 2

Для граждан России, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, на подземных работах или в горячих цехах (так называемые список № 1, список № 2 и «малые списки» вредных профессий РФ) законодательством предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию при наличии установленного количества специального стажа. Пенсионный возраст для этих категорий работников устанавливается по специальной сетке в зависимости от вида осуществляемой трудовой деятельности , а также от количества лет наработанного «вредного» стажа .

Выход на пенсию по вредности по новому закону

В связи с проведением пенсионной реформы в России с 2019 года никаких изменений в условия оформления досрочной пенсии по вредности вноситься не будет. По новому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г все требования к специальному стажу, общему страховому стажу, а также нормативы возраста выхода на пенсию по предусмотренным льготным спискам останутся прежними .

Таким образом, чтобы оформить досрочную пенсию по старости по новому закону с 2019 года в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда (так называемую льготную пенсию по вредности ), необходимо выполнение нескольких условий:

  1. Достичь пенсионного возраста, установленного для конкретной категории профессий.
  2. Отработать необходимое количество лет на вредном производстве - т.е. иметь необходимое количество:
    • специального стажа работы во вредных (тяжелых) условиях труда;
    • общего страхового стажа.
  3. Иметь необходимое количество сформированных пенсионных коэффициентов (ИПК).
Сколько лет нужно отработать на вредном производстве?

Для россиян, работающих в горячих цехах, в вредных, тяжелых условиях труда, на подземных работах, в том числе для граждан определенных профессий (так называемых «малых списков») пенсия по старости назначается досрочно - т.е. раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста. Такая возможность предусмотрена частью 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» . Однако чтобы стать пенсионером досрочно, необходимо иметь предусмотренную законом продолжительность вредного стажа - времени работы по спискам вредных профессий, установленным Постановлением Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 г.

Пенсионный возраст для работников вредных производств по Списку 1 и 2, а также необходимое для них количество лет специального стажа по профессии и общего страхового стажа для оформления досрочной пенсии представлено в таблице ниже:

Если указанный в таблице вредный стаж был выработан не в полном объеме, то можно будет рассчитывать на снижение общеустановленного пенсионного возраста пропорционально наработанному специальному стажу.

Также необходимо отметить, что с 1 января 2013 года период работы на вредном (тяжелом) производстве включается в специальный стаж только при условии уплаты работодателем дополнительных страховых взносов в ПФР по специальному тарифу. Его величина определяется в зависимости от результатов спецоценки условий труда , которую обязан проводить работодатель.

Пенсия по списку 1, 2 с неполным стажем по вредности

Если гражданин не смог наработать предусмотренное количество стажа на вредном или тяжелом производстве, то согласно п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ он имеет право на уменьшение общего пенсионного возраста - т.е. снижение относительно 55 и 60 лет для женщин и мужчин (несмотря на общее повышение пенсионного возраста с 2019 года, это условие для работников вредных производств изменяться не будет ).

Снижение пенсионного возраста при неполном вредном стаже возможно только при выполнении двух условий:

  • наличии не менее половины установленного специального стажа (см. таблицу выше);
  • наличии в полном объеме необходимого количества общего страхового стажа и ИПК .

Уменьшение возраста выхода на пенсию в этом случае осуществляется пропорционально по следующему правилу: норматив снижается на 1 год :

  • при работе по Списку 1 - за каждый 1 полный год трудовой деятельности для женщин и мужчин;
  • при работе по Списку 2 вредных профессий - за каждые:
    • 2,5 года вредной работы для мужчин;
    • 2 года специального стажа - для женщин.

С учетом этого, возраст выхода на пенсию с неполным стажем работы на вредном или тяжелом производстве можно представить в виде таблицы :

По Списку № 1 По Списку № 2
Женщины Мужчины Женщины Мужчины
СЛС ПВ СЛС ПВ СЛС ПВ СЛС ПВ
3,75 52 5 55 5 53 6,25 58
4 51 6 54 6 52 7,5 57
5 50 7 53
6 49 8 52 8 51 10 56
7 48 9 51
7,5 45 10 50 10 50 12,5 55

Примечание: СЛС - специальный льготный стаж в годах; ПВ - пенсионный возраст в годах.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

Начиная с 1 января 2013 года время работы на вредном, опасном или тяжелом производстве засчитывается в специальный стаж, позволяющий оформить пенсию досрочно, только в случае начисления и уплаты работодателем дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ . Тариф этих дополнительных взносов устанавливается ст. 428 Налогового кодекса РФ в зависимости от класса условий труда, которые определяются в результате специальной оценки условий труда на рабочих местах .

До 31 декабря 2018 г. тариф дополнительных страховых взносов может быть определен по результатам аттестации рабочих мест , если спецоценка условий труда еще не производилась (ч. 8 ст. 35 закона № 400-ФЗ). Начиная с 2019 года дифференцированный дополнительный тариф будет введен только по профессиям, прошедшим специальную оценку.

В зависимости от условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки устанавливаются следующие тарифы доп. взносов в ПФР:

Если спец. оценка условий труда не проводилась, то уплата страховых взносов происходит по следующим дополнительным тарифам:

  • 9% - для профессий Списка 1 (ч. 1 ст. 428 НК РФ);
  • 6% - для профессий Списка 2 и «малых списков» (ч. 2 ст. 428 НК РФ).

Список 1 льготных профессий для досрочной пенсии

К Списку 1 профессий, дающих право на досрочное оформление пенсии, относятся должности, связанные с подземными работами, горячими цехами, с вредными условиями труда . Для определения права на льготное оформление пенсии применяется перечень работ, должностей, утвержденный законодательными актами:

  • для периодов работ до 01.01.1992 г. применяется список, утвержденный Постановлением Совмина СССР № 1173 от 22.08.1956 г. ;
  • для работ после 01.01.1992 г. используется список, предусмотренный Постановлением № 10 от 26.01.1991 г.

В Список № 1 для периодов трудовой деятельности с 1 января 1992 г. включены 24 вида производств , в каждом из которых выделены профессии, работа по которым позволяет выйти на пенсию досрочно. Приведем в качестве примера некоторые из них в таблице ниже:

Вид производства Профессия, должность
Горные работы
  • все рабочие на подземных работах, занятые полный рабочий день;
  • геологи (участковые, главные);
  • главные инженеры, помощники по производству;
  • мастера горные;
  • электромеханики;
  • энергетики и другие.
Металлообработка
  • газорезчики;
  • заливщики металла;
  • литейщики металлов и сплавов;
  • огнеупорщики;
  • обжигальщики отходов металла;
  • плавильщики металла и сплавов;
  • кузнецы - штамповщики и другие.
Переработка нефти, газа, угля, сланца, газового конденсата.
  • аппаратчики;
  • машинисты технологических насосов;
  • слесари - ремонтники;
  • коксоочистители;
  • коксоразгрузчики и другие.
Химическое производство рабочие и руководители предприятий, занятые в производствах:
  • асбестовых технических изделий;
  • химии, удобрений, полимеров, пластмасс;
  • аммиака (включая газовое сырье);
  • минеральных удобрений и других.

Стаж на таких видах работы после 01.01.2013 г. засчитывается в льготный (специальный), если работодатель производит отчисление дополнительных страховых взносов в ПФР в соответствии с результатами спецоценки условий труда (согласно ч. 6 ст. 30 закона № 400-ФЗ).

С полным перечнем всех предусмотренных производств, должностей, работ, подпадающих под список № 1 вредных профессий, можно перечне , утвержденном Постановлением № 10 от 26.01.1991 г. Право на льготную пенсию предоставляется при условии, что запись в трудовой книжке соответствует наименованию должности в предусмотренном перечне.

Список 2 вредных профессий для досрочной пенсии

В Список 2 профессий, позволяющих оформить пенсию досрочно, входят работы с вредными и тяжелыми условиями труда . Перечень входящих в этот список профессий устанавливается теми же нормативными актами, что и для Списка № 1: для периодов работ до 01.01.1992 г. действует Постановление № 1173 от 22.08.1956 г. , с 01.01.1992 г. - Постановление № 10 от 26.01.1991 г.

В Список 2 входят 34 вида производств , в каждом из которых выделяются профессии, работа на которых позволяет выйти на пенсию досрочно.

Приведем некоторые примеры в таблице ниже:

Вид производства Профессия, должность
Производство строительных материалов
  • бункеровщики;
  • грузчики, занятые на погрузке цемента;
  • дробильщики слюды;
  • кольщики слюды;
  • дробильщики извести;
  • аппаратчики на пропиточных агрегатах и другие.
Легкая промышленность
  • красильщики;
  • аппаратчики водно-химической обработки;
  • аппаратчики дубления;
  • машинисты промывочных машин;
  • машинисты разводных машин и другие.
Пищевая промышленность
  • аппаратчики-экстракторщики;
  • катализаторщики;
  • купажисты по табакам;
  • раскладчики листового табака;
  • расфасовщики табака;
  • сортировщики табака;
  • рыбаки прибрежного лова;
  • бригадиры рыбаков прибрежного лова;
  • бойцы скота и другие.
Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство
  • машинисты газотурбинных установок;
  • машинисты котлов;
  • огнеупорщики;
  • печники;
  • старшие машинисты котельного оборудования;
  • старшие машинисты турбинных отделений и другие.

Период работы по Списку № 2 после 01.01.2013 г. засчитывается в специальный льготный стаж, если работодатель осуществляет уплату дополнительных страховых взносов в ПФР по тарифам, установленным в результате специальной оценки условий труда (ч. 6 ст. 30 закона № 400-ФЗ).

Полный перечень производств, профессий и видов работ по списку № 2 приводится в официальном перечне , утвержденном Правительством. Чтобы досрочно выйти на пенсию по второму списку вредности, необходимо иметь в трудовой книжке запись о работе в соответствующей должности, предусмотренной этим перечнем.

Малые списки льготных профессий

В пенсионном законодательстве предусмотрены условия по досрочному выходу на пенсию и для работников других профессий, которые не были закреплены в Списках 1 и 2, но тоже связаны с тяжелыми и вредными условиями труда. Перечень таких профессий называют «малыми списками» , а перечислены они в пунктах 3-18 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ.

Для каждого вида работ предусмотрены свои условия выхода на пенсию - определенные требования к возрасту, общему и специальному стажу .

В представленной ниже таблице приводятся некоторые льготные профессии, работа на которых позволяет выйти на пенсию досрочно, с учетом условий по стажу и возрасту:

Вид работ Пол Нормативы (лет)
ПВ ОСС СЛС
Трактористы-машинисты в сельском хозяйстве, машинисты строительной, дорожной техники, погрузочно-разгрузочных машин Ж 50 20 15
Водители трамваев, троллейбусов, автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах М 55 25 20
Ж 50 20 15
Водители груз. автомобилей на шахтах, карьерах, рудниках на вывозе угля, руды, сланца и т.д. М 55 25 12,5
Ж 50 20 10
Служащие учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, работающие с осужденными М 55 25 15
Ж 50 20 10
В текстильной промышленности, работающие с повышенными тяжестью и интенсивностью Ж 50 - 20
Рабочие локомотивных бригад; работники, осуществляющие организацию перевозок и безопасность на ж.д. транспорте, метрополитене М 55 25 12,5
Ж 50 20 10
Работа, связанная с управлением полетами воздушных судов гражданской авиации М 55 25 12,5
Ж 50 20 10

Примечание: ПВ - пенсионный возраст; ОСС - общий страховой стаж; СЛС - специальный льготный стаж; Ж и М - женщины и мужчины соответственно.

Использованы материалы из источника.