Музыкально-ритмические движения. Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка

Музыкально-ритмические движения (характеристика, задачи)

Ритмика - один из видов музыкаль­ной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.

Основа - музыка, а физические упражнения , сюжетно-образные движения - средства более глубокого ее понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании де­тей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел рит­мику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865- 1950).

Особая ценность и жизнеспособность его системы : Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей .

Музыкально-ритмическое воспитание детей в нашей стране было построено на основе ведущих положений сис­темы Э. Жак-Далькроза.

Отечественные специалисты по ритми­ке: Н.А. Метлов, Н.Г. Александрова, Е.В. Конорова, Н.А.Ветлугина, Е.А.Вилькорейская, А.И.Буренина и др. особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музы­кой они широко использовали народные песни и мелодии, произ­ведения современных композиторов, яркие и динамичные по сво­им образам.

Вопросы обучения детей муз-ритмическим движениям рассматривали физиологи: В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов; психологи : К.В.Тарасова, Б.М.Теплов и др.

Б.М. Теплов пишет , что цент­ром занятий по ритмике должна быть музыка : «Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпане­мента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкаль­ныйсмысл, этих занятий исчезает ».

Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению- второстепенная.

Программа освоения муз-ритм движений в д/ саду составлена на основе проведенных научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой, с учетом возрастных особенностей дошкольников .

Задачи ритмики:

- учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характе­ром музыки, наиболее яркими средствами выразительности;

- развивать основы музыкальной культуры;

- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзыв­чивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

- учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение);

- формировать красивую осанку, учить выразительным, пла­стичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

- развивать творческие способности: учить оценивать соб­ственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску.

Основное программное требование – соответствие характера движений содержанию и развитию музыкального образа . Программа по муз-ритмическому движению имеет 2 подраздела :

1. муз-ритмические навыки

2. навыки выразительного движения

Виды музыкально-ритмических движений

Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, отку­да они заимствованы.

Источниками движений для ритмики при­нято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

Из физических упражнений в ритмике применяются:

· основные движения (ходьба, бег, подпрыгивания-поскоки), которые преобладают в играх, хороводах.

· общеразвивающие гимнастические упражнения верхнего плечевого пояса, ног, корпуса . Это движения с включением различных предметов (мячи, обручи, флажки, ленты) и без них разучиваются с детьми среднего и старшего возраста.

· строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).

Элементы народных пля­сок , хороводов, бальных танцев. В ритмике используются несложные движения, которые составляют основу со­временных детских композиций.

Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, дей­ствий, характерных для каких-либо профессий, и т. д.

Дети, действуя как персонажи сказочные или реальные , передают музыкально-игровые образы. Ребята используют мимику, характерные жесты , действия, проявляя много выдумки, фантазии, творчества.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

1. музыкально-ритмические упражнения

2. музыкальная игра

3. пляски, танцы, хороводы

1 . музыкально-ритмические упражнения подготовительные и самостоятельные

* Подготовительные – дети предварительно разучивают отдельные виды движений: пружинку, поскоки с одной ноги на другую, подпрыгивать на двух ногах и т. д. В дальнейшем эти дви­жения включаются в игры, пляски и хороводы (зайчики, лошадки, петрушки и др.)

* Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений не­много. К ним относятся «Всадники» (музыка В. Витлина), «Упражнение с лента­ми» (музыка В. А. Моцарта), Этот тип упражнений имеет более законченную форму; вместе с тем в нем еще нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.

2. музыкальная игра – наиболее активная творческая деятельность. Осуществляется в образных движениях игра имеет определенный сюжет, правила, муз-учебные задания и, обличенное в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

3. пляски, танцы, хороводы (по Ветлугиной):

А) пляски с зафиксированными движениями – построение которых зависит от структуры музыкального произведения, 2-х ч пьесе соответствует 2-х ч пляска (на первую часть – одни движения, на вторую - другие) Например: «Стукалка» (укр. нар пляска) – 1 часть – бег, 2 часть - притопы /для средней группы/. Стр.128

Б) пляски комбинированные , имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. 2-х ч произведения с контрастным построением (пляска «Плетень» , построенная на 2-х контрастных исполнениях одной мелодии «Пойду ль я…» В первой части – ходьба шеренгой, во второй – каждый пляшет как хочет.

В) свободные пляски – дети, используя знакомые элементы танцев. Построений, упражнений комбинируют их по-новому, придумывают свою пляску.

Г) хороводы плясового характера. «Каравай» - народная песня и ее инсценировка с плясовыми движениями, детский бальный танец – (условное определение), включающий разнообразные польки, вальсообразные движения, галопы и т.д., характерный танец – «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков) для детей среднего и старшего возраста.

Характеристика плясок, танцев, хороводов (по О.П. Радыновой)

Танцы, пляски, хороводы обычно делят на 2 группы:

зафиксированные и свободные .

1. К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танца, хороводных построений. Например: «Пляска с платочками», «Парная пляска», «Аннушка», хоровод «Елочка» и т.д. Особое место в этой группе занимает характерный танец – плясовые элементы в нем соответствуют движениям различных персонажей, свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины).

2. К свободным танцам относятся все те пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. В начале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с ее характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Например: «Зеркало», «Мы веселые матрешки» и т.д.

Музыкальная игра как активная творческая деятельность дошкольников

Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях.

Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, обличенная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

Муз произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика разнообразна (природа, детские народные игры со сказочными персонажами, особенно из области животного мира).

В методике дошкольного музыкального воспитания определены 2 вида игр:

* Игры под инструментальную музыку.

* Игры под пение.

Игры под инструментальную музыку разделяются:

А) сюжетные – где выступают определенные персонажи и решается задача передачи музыкально-игрового образа персонажа.

Б) несюжетные (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача – двигаться в соответствие с содержанием, характером, и формой музыкального произведения.

Игры под пение :

- включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, колонны и т.д. Таким образом, муз игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

СПОСОБЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЗНАКОМСТВА С ИГРОЙ:

Сначала исполняется вся музыка, даётся краткое изложение игры и в заключение снова звучит музыка (для простых игр и плясок).

Сюжетные игры, имеющие развёрнутое действие, требуют своих приёмов.
Например: игра «Зайцы и медведь» начинается с небольшого рассказа о жизни зайцев в лесу. Исполняется песенка «Заинька». Затем рассказывается о медведе, который спал в берлоге, услышал шум, проснулся, вылез из берлоги посмотреть, кто его потревожил, исполняется пьеса «Медведь».

Показ игрового характерного движения: воспитатель двигается, а музыкальный руководитель исполняет музыку

Этапы и методика обучения музы­кально-ритмическим движениям

Традиционное обучение музы­кально-ритмическим движениям включает три этапа.

На пер­вом этапе ставятся задачи :ознакомить детей с новым уп­ражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослуши­вает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движе­ние. (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.) Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при не­обходимости показывает каждый отдельно. Если элементы знакомы или несложны, то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение пол­ностью. Важна тактичная оцен­ка педагогом действий каждого ребенка , чтобы сохранить эмо­ционально-положительное отношение детей к занятиям.

На втором этапе задачи изменяются: это углублен­ное разучивание музыкально-ритмического движения, уточнение его элементов исоздание целостного образа, настроения музы­кального произведения.

На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осоз­нанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т. д. Эти приемы помога­ют детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последова­тельность движений, найти соответствующий образ.

На третьем этапе обучения ритмике задача заклю­чается в том, чтобы з акрепить представления о музыке и движе­нии, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные дви­жения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под грамзапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).

Методика нацелена на работу над его качеством . Вос­питатель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмо­ционального выполнения детьми музыкально-ритмических дви­жений.Желательно предлагать также творческие задания, напри­мер, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.

В качестве примера приведем разучивание «Круговой пляски» на русскую народную мелодию (в обр. С. Разоренова).

Программное содержание. Передавать задорный, энергичный, пля­совой характер музыки в движениях, используя элементы русского народного танца и меняя их в соответствии с музыкальными фразами мелодии и динамическими оттенками (громко - тихо, громко - не очень громко). Учиться ходить простым хороводным шагом и дроб­ным шагом по кругу и в кружении.

Занятие 1. Знакомство детей с мелодией русской народной пляски (по фразам), ее характером и формой. Педагог обращает внимание на смену характера музыки и ее динамических оттенков, рассказывает о композиции пляски, показывает ее.

Занятие 2. Разучивание пляски. Дети учатся менять простой шаг на дробный в движении по кругу в соответствии с характером музы­ки и ее построением (по фразам).

Занятие 3. Продолжение разучивания пляски. Дети выполняют дробный шаг в кружении (шаг на 1/16), сохраняя красивую, гордую осанку.

Занятие 4. Продолжение разучивания пляски. Педагог добивается целостности музыкального образа, плавного перехода одного дви­жения в другое, следит за равномерным сужением круга (на третью музыкальную фразу).

Занятие 5. Продолжение работы над самостоятельным и вырази­тельным исполнением пляски - ритмичность, пластичность, синх­ронность движения в соответствии с музыкой (равномерность шага, поворот в одну сторону частым дробным шагом).

Возможности развития танцевально-игрового творчества у дошкольников

Творческие проявления в ритмике являются важным показателем музыкального развития.

Ребенок начинает импровизировать , создавать свой музыкально-игровой образ, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств, если он владеет необходимыми двигательными навыками.

Когда дети слушают русс. нар. мелодию «Как у наших у ворот», у них должно возникнуть желание инсценировать ее, показать в разнообразных движениях персонажи: муху, комара, стрекозу и муравья, а в конце песни поплясать все вместе.

Если ребята не чувствуют шутливого, подвижного характера мелодии, свободно не владеют танцевальными движениями (притопы, хлопки, кружение), а так же образными (имитация игры на дудочке, балалайке), то инсценировка у них не получится выразительной, т.е. детей надо готовить к таким занятиям.

Этапы развития:

    создание муз-игровых образов в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, танцы лягушат, веселые слоники…)

    передача характера музыки отдельных персонажей в различных танцевальных жанрах – полька, вальс, галоп

    передать в игре взаимосвязь нескольких персонажей , найти элементы национальных танцев – русский, укр, белор, литовский

    сложные задания – самостоятельно продумать композицию игры или танца – «На мосточке», «Жили у бабуси»

Творческая активность детей во многом зависит от организации обучения муз-ритм движениям. На муз занятиях, в повседневной жизни д/сада, в семье нужно целенаправленно учить ребят воплощать характер, образы музыки в движениях.

Примерный план разучивания упражнения, игры, танца.

      Анализ произведения воспитателем:

1. Определить вид пляски, игры. (Пляски: свободные, зафиксированные,
комбинированные, характерные, детский бальный танец.
Игры: сюжетные, несюжетные, игры с пением, игры с музыкальным сопровождением).

2. Определить характер музыки.

3. Определить форму произведения.

4. Определить динамику музыки.

5. Отметить метроритм.

2. Выделить темповые изменения в музыке.

2. Программные задачи:

1. Учить детей определять характер музыки (прослушивание произведения)

2. Упражнять детей в лёгком беге, ходьбе, прыжках, пружинке, кружении, приседании, движениях рук, в образных движениях и т.д.

3. Начинать и заканчивать движение с музыкой.

4. Подводить к умению ориентироваться в пространстве.

5. Передавать в движении контрастный характер музыки.

6. Соблюдать правила игры, последовательность движений в танце, в упражнении, самостоятельно менять их.

7. Воспитывать выдержку, дружеские взаимоотношения.

3. Последовательность заданий на занятии:

1. занятие: знакомство с содержанием игры, танца, характером музыки, выделить наиболее сложные движения в игре, танце, упражнении, выполнять их по показу воспитателя.

2. занятие: учить реагировать на начало и окончание музыки в одно и двухчастной форме произведения. Слушать и отмечать в движении ускорение и замедление музыки.

3. занятие: Продолжать разучивать игру или танец, побуждать к самостоятельному исполнению, добиваться лёгкости, ритмичности, красоты движений.

4. занятие: Повторить игру, танец, предварительно отгадав название по мелодии или музыкальному сопровождению. Двигаться в соответствии с текстом и ритмом музыки.

4. Этапы разучивания музыкально-ритмических движений :

1 этап - создание целостного представления о музыкальном движении для передачи в
ритмических действиях эмоционально-образного содержания произведения.

2 этап - освоение, разучивание музыкально-ритмических движений; формирование и
автоматизация музыкально-двигательных навыков; выработка правильных двигательных
стереотипов;

3этап - закрепление, совершенствование музыкально двигательных навыков; самостоятельное исполнение движений; творческая интерпретация музыкально-двигательных образов, творческая активность самовыражения в движениях под музыку.

5. Методы обучения музыкально-ритмическим движениям:

Беседа о новых движениях, которые будут разучиваться детьми, показ иллюстраций,
картин, репродукций, фотографий с изображением танцующих;

Слушание музыки перед разучиванием новых движений;

Рассказ о характере музыки, музыкальных образах (с целью создания интереса,
пробуждения фантазии и воображения ребенка, побуждения его к двигательной
активности);

Показ движений педагогом;

Пояснения, указания, напоминания, уточнения по ходу разучивания движений;

Игровые методы, приемы, установки, ситуации;

Упражнения, соревновательные элементы, многократные повторения двигательных
элементов музыкального движения;

Метод контрастных сопоставлений и сравнений по танцевальным жанрам,
выразительным средствам музыки;

Демонстрация движений одним, двумя, тремя детьми и так далее;

Метод последовательного освоения движений пляски, хоровода, танцевальной
композиции;

Метод иллюстрации содержания музыки через образное движение;

Метод стимулирования самостоятельных, творческих, активных действий ребенка.

6. Условия, способствующие правильному обучению музыкально-ритмическим движениям:

Воспитание слухового внимания к музыке во время исполнения движения;

Развитие музыкальной, двигательной памяти;

Предоставление детям возможности выполнять самостоятельные действия под музыку,
начиная с первого этапа освоения движений;

7. Требования к репертуару:

Музыка должна усиливать эмоциональное воздействие на ребенка при исполнении им
движений;

Музыка должна вызывать у детей яркую двигательную реакцию и желание отразить ее в ритмических движениях;

Музыка и движения должны быть органически связаны;

На первоначальном этапе следует использовать музыкальные произведения
одночастной формы, затем вводятся двух-трехчастные формы.

Следует подбирать музыкальные произведения с четкой ритмической структурой
(часть, предложение, фраза, такт и т.д.), яркой мелодией;

На этапе разучивания движений важно использовать «живую» музыку, по мере
совершенствования танцевальных движений - вводить звукозаписи в оркестровом звучании.

Виды музыкально ритмических движений

Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие Безбородова Людмила Александровна

4. Музыкально-ритмические движения

Движение под музыку развивает у младших школьников чувство ритма, способность улавливать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление, динамику – усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения.

Идея использования музыкально-ритмического движения как средства развития музыкальности детей принадлежит швейцарскому ученому, основоположнику ритмики Э. Ж. Далькрозу (1865–1950). По его мнению, ритм музыки и пластика объединяются в движении с моторной, мышечной активностью человека. Ввиду данной особенности на занятиях по ритмике Далькроз стремился к тому, чтобы прежде всего создавать у своих воспитанников непреодолимое желание выражать себя. В качестве необходимых условий музыкально-ритмического воспитания считалось развитие эмоциональных способностей и творческого воображения детей. В дальнейшем идеи Далькроза были развиты его последователями Н. Г. Александровой, М. А. Румер, Н. А. Ветлугиной, Н. А. Метловым, Е. В. Коноровой, Е. Н. Соковниной, Г. С. Франио, И. В. Лифиц, М. Б. Пустовойтовой и др.

Основная цель ритмики – формирование у детей восприятия музыкальных образов в их развитии и способности выражать их в соответствующей музыке. Музыкально-ритмическая деятельность детей делится условно на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении. В этом виде музыкальной деятельности углубляется и дифференцируется восприятие музыки (выделяются средства музыкальной выразительности), ее образов и на этой основе формируются навыки выразительного движения.

Задачи ритмики:

– образовательные: формировать навыки владения ходьбой, бегом и другими видами движения как средствами выражения музыкальных образов; навыки ритмичного движения в соответствии со структурой, темпом, динамикой и регистровыми особенностями музыкального произведения; отмечать в движении метр, метрическую пульсацию, акценты, ритмический рисунок;

– воспитательные: воспитывать у детей культуру движений, культуру чувств, чувство ответственности в коллективно выполняемых упражнениях, играх, танцах;

– развивающие: развивать у детей эмоциональную отзывчивость, художественно-творческие способности (индивидуальное выражение музыкального образа, придумывание и комбинирование танцевальных движений); свободу движений посредством снятия мышечного торможения, чувство пространства.

Виды музыкально-ритмических движений. Источниками движения считают физические упражнения, танец, сюжетно-образные инсценировки. Физические упражнения в ритмике – ходьба, бег, подпрыгивания, поскоки, общеразвивающие упражнения (без предметов и с ними); строевые (построения, перестроения, передвижения). Назначение упражнений – развитие гимнастических, танцевальных движений, отработка их ритмичности и пластичности. Музыкально-ритмические упражнения можно разделить на подготовительные и самостоятельные. Само слово «упражнение» звучит для ребенка прозаично, поэтому с учетом поэтического восприятия мира детьми упражнения, как правило, имеют образные названия: «шагают кузнечики», «после дождя», «спать хочется» и т. д.

Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. В основе их лежит программная музыка, которая подсказывает ход действия сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. Различают сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения. Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку и игры под пение – хоровод. Хороводы проходят под народные песни, текст песен подсказывает последовательность движений. Игра с пением – начальная форма музыкальной игры, где текст определяет характер образа движения. Более сложным видом считается игра под инструментальную музыку.

Следующий вид музыкально-ритмического движения – детские пляски и танцы. Они основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально-ритмического движения можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные и импровизационные, а также комбинированные, то есть имеющие и зафиксированные движения, и свободную импровизацию. В этом случае используется авторская композиция движений, и те, которые придумывают сами дети.

Таким образом, все виды музыкально-ритмического движения выполняют общую задачу – добиться слитности характера движения и музыки, но у каждого вида есть свои функции.

Требование к музыкальному репертуару для всех видов музыкально-ритмического движения предполагает его художественность, динамичность, стройность и ясность выражения художественного образа. Особое значение имеет народная музыка, в частности русская народная песня.

Приемы обучения ритмике: наглядно-слуховой метод, который предполагает художественное исполнение педагогом музыки; словесный – образный рассказ о новой игре, танце, и метод упражнения – многократного повторения и закрепления движений, а также поэтапное разучивание репертуара танцев. В первой группе действий по восприятию музыки детьми происходит выделение ярких выразительных средств в музыке, акцентов, метрической пульсации, темповые изменения. Все это передается хлопками, шлепками, притопами, щелчками, отстукиванием ритма. Во второй группе действий происходит освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов и танцев.

В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Основным правилом обучения детей музыкально-ритмическому движению является внимательное отношение к музыке, что, соответственно, не допускает разговоров во время ее звучания, а также шумного исполнения движений. Самым простым заданием на первых порах для детей должно быть требование начинать и заканчивать движение вместе с музыкой. Если произведение начинается со вступления, следует научить детей слушать его, а движения начинать только после его завершения. Следующей ступенькой могут стать задания на смену вида движения в зависимости от характера звучания музыки.

Методика обучения ритмике содержит три этапа:

1. Знакомство детей с новым упражнением, пляской или игрой. Создается целостное впечатление о музыке и движениях. Это начало разучивания в общих чертах. При этом педагог прослушивает вместе с детьми музыку, раскрывает ее характер, образы и показывает музыкально-ритмические движения, стремится пробудить в детях желание разучить его. Затем он поясняет содержание музыкально-ритмического движения, элементы его, показывает каждый элемент в отдельности и вместе с детьми выполняет новое движение. В момент разучивания последовательности элементов всей композиции педагог тактично оценивает действия детей, чтобы сохранить их положительное отношение к делу.

2. Углубление разучивания. На этом этапе происходит уточнение, создание целостного музыкального образа, настроения музыки.

3. Закрепление представлений о музыке и движении, поощрение детей на самостоятельное выполнение разученных движений. Творчество детей, придумывание новой композиции хоровода из разученных элементов танца.

В работе над игрой, танцем или пляской педагогу целесообразно неоднократно исполнить музыку, остановить внимание детей на моментах, недостаточно ярко переданных в движениях; недопустимо уточнение ритмичности движения в отрыве от музыки, а также громкий счет педагога в момент исполнения упражнения. При необходимости возможно использовать показ удачных движений одним или двумя успевающими учениками, так как в педагогической практике замечено, что школьники быстрее понимают движение, когда его выполняет сверстник.

Занятия ритмикой требуют площади для свободного движения детей. Отсутствие в некоторых школах специального помещения объясняет причину, по которой порой движениям на уроке отводится незначительное место. Но, понимая значимость движения, способного помочь ребенку «войти в образ», почувствовать музыку «всем телом», глубже проникнуться ее настроением, можно рекомендовать выполнять задания сидя или стоя около парт, но ни в коем случае не лишать ребенка возможности самовыражения посредством движения. Например, под веселую музыку можно предложить детям «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), под спокойную музыку делать плавные движения руками, под «таинственную» музыку изображать любопытство или испуг. Те произведения, которые связаны с движением, дети лучше запоминают и больше любят.

В качестве программных произведений Ю. Б. Алиев предлагает следующие упражнения, игры, пляски, танцы и инсценировки:

Упражнения:

1. В. Шаинский «Вместе весело шагать» (маршировка).

2. М. Глинка «Детская полька» (подскоки, кружение).

3. Д. Кабалевский «Рондо-марш» (ходьба под музыку разного характера) и т. д.

Игры:

1. Игра в куклы: П. Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла».

2. Игра в солдатики: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», В. Ребиков «Игра в солдатики».

3. Игра «Медведь и дети»: русская народная песня «Как пошли наши подружки», И. Стравинский «Медведь».

4. Игра «Дирижеры»: (дирижирование на 3/4, 2/4, 4/4), из них – на 2/4 – П. Чайковский «Камаринская» из «Детского альбома», Ф. Шуберт «Лендлеры». На 3/4 – Н. Римский-Корсаков «Песня Индийского гостя» из оперы «Садко». На 4/4 – М. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

Пляски и танцы:

1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я».

2. П. Чайковский «Полька» из «Детского альбома».

3. И. Шатров «На сопках Манчжурии».

4. П. Чайковский – «Вальс» из балета «Спящая красавица».

Инсценировки:

1. А. Александров – «Без музыки скучно».

2. М. Красев – «Летний вальс».

3. Г. Свиридов «Колдун».

4. Э. Соколова «Баба-Яга».

5. П. Перковский «Ссора».

6. П. Чайковский – «Подснежник» из цикла «Времена го да».

Рекомендуемые игровые движения и элементы плясок в начальной школе (подробнее можно прочитать в книге: Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С. 251–252).

1. Исходное положение: основное положение стоя – стоять не сутулясь, без излишнего напряжения в коленях и плечах, голова слегка поднята, пятки вместе, носки немного раздвинуты.

2. Виды шага. Бодрый шаг – обыкновенный бытовой шаг, но несколько более устремленный, благодаря чему тяжесть тела сразу переносится с пятки на переднюю часть ступни. Характер этого шага соответствует радостному, бодрому маршу. Высокий шаг – шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. Корпус прямой, голова поднята, энергичное движение руками. Соответствует энергичному характеру маршевой музыки. Тихая и «осторожная» ходьба – корпус наклонен слегка вперед, ноги мягко ступают на всю ступню. Движение рук сдержанное. Характер шага соответствует тихому звучанию музыки. Хороводный шаг – голова чуть приподнята, плечи немного отведены. В хороводах исполняется детьми, взявшимися за руки. При этом возможна смена положения рук, то есть рука, которая была впереди, идет назад, а та, что сзади – вперед. Таким образом, дети идут хороводным шагом, повернувшись в круг то лицом, то спиной. Шаг на носках исполняется, выпрямившись, как бы вытянувшись вверх. Мягкий пружинящий шаг соответствует спокойной танцевальной музыке. Нога, опускаясь на пол, мягко сгибается в колене и сразу пружинно выпрямляется и встает на носок (полупальцы).

3. Виды бега: легкий бег – бег непринужденного, беззаботного характера. В беге ноги активно отталкиваются от пола и мягко, бесшумно приземляются. Стремительный бег – энергичный бег (большими прыжками) с сильным взмахом рук. Корпус слегка наклоняется вперед.

4. Подскоки: легкие подскоки исполняются без лишнего напряжения. Нога слегка выносится вперед с согнутым коленом, руки свободно двигаются – одна вперед, другая назад. Сильные подскоки – движения рук и ног более энергичные. В отличие от легких подскоков сильные подскоки соответствуют более яркой в динамическом отношении музыке.

5. Прыжки: пружинное подпрыгивание исполняется при сильном отталкивании ступнями от пола. При приземлении колени слегка сгибаются. Сначала пола касаются пальцы, и лишь затем вся ступня, тяжесть тела на пятки не переходит. Положение корпуса – прямое, движение вверх – подчеркнуто вертикальное.

6. Элементы танцев: боковой галоп – правая нога делает шаг вправо, левая – продвигается к ней, пяткой как бы выталкивая ее снова вправо, для следующего шага. Движение полетное, без высокого подпрыгивания. Корпус в сторону движения не поворачивается. Шаг польки – на затакте делается легкий подскок на левой ноге. Одновременно правая нога выносится слегка вперед. На «раз-и-два» делается три небольших шажка – бега на носках, правой-левой-правой ногой, на «и» снова легкий подскок на правой ноге, левая выносится вперед и т. д. Выставление ноги вперед на пятку и на носок – ставя ногу на пятку, следует согнуть ногу в подъеме так, чтобы носок смотрел вверх; ставя ногу на носок, подъем надо выпрямить. Прыжки с «выбрасыванием» ног вперед – нога выносится вперед с прямым коленом и слегка вытянутым носком, почти касаясь им пола. Корпус чуть откинут назад.

7. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте – на «раз» – шаг левой ногой, ставя ее рядом с правой, на «два» – притоп правой ногой впереди левой (не перенося на нее тяжесть тела), затем на «раз» следующего такта – шаг на месте правой ногой, на «два» – притоп левой впереди правой и т. д. Дробный шаг исполняется с продвижением вперед и при кружении на месте. Выполняется ритмично, на всей ступне, при согнутых коленях и прямом положении корпуса. Тройной шаг – на «раз-и» делаются два коротких шага, на «два» – один долгий (равный четверти). Основной характер движения – плавный. Переменный шаг – на «раз» делается удлиненный шаг правой ногой, на «и» – небольшой шаг левой, на «два-и» – небольшой шаг правой ногой с носка. Затем движения повторяются с левой ноги. Полуприсядка – на «раз-и» делается пружинное полуприседание и выпрямление колен, на «два» – выставление правой ноги вперед на пятку, носок поднят вверх. На следующем такте выставляется вперед другая нога. «Ковырялочка» – на «раз-и» делается небольшой подскок на левой ноге, одновременно правая нога отводится в сторону, ставится на носок, колено повернуто внутрь. На «два-и» – подскок на левой ноге, правая ставится на пятку, колено повернуто наружу. На следующий такт делается перетоп обеими ногами поочередно – правой, левой, правой. Затем движения повторяются.

8. Положения рук в русской пляске: руки на поясе, кисти сжаты в кулаки, локти направлены в стороны, руки отведены в стороны и кисть открыта, руки убраны за спину, руки скрещены перед грудью. В хороводе можно использовать следующие движения: по кругу (по одному и парами), «лучами» (к центру круга и от центра), «змейкой», «ручейками», «стенкой на стенку» (два ряда детей, стоящих друг против друга, поочередно продвигаются вперед – назад либо одновременно – «расчесочкой»).

Из книги Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей автора Голубева Лидия Георгиевна

Музыкальные ритмические занятия Очень полезны для ребенка музыкальные ритмические упражнения, которые обязательно должны включаться в повседневную жизнь. Ритм способствует развитию координации движений, помогает быстрее освоить различные упражнения, устраняет

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Движения Невербальный язык тела информативен не менее самих вопросов и интонации. Вместе с нами говорят жесты, мимика, движения, осанка. Если учитель спрашивает: «Какой это уровень?» – с нахмуренными бровями, скрещенными на груди руками, напряженным телом и суровым

Из книги Теория и методика музыкального образования. Учебное пособие автора Безбородова Людмила Александровна

Глава 2 Из истории российской музыкально-образовательной практики Самобытный склад русской национальной культуры обусловил первичную форму музыкального искусства России – пение. В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная

Из книги Качая колыбель, или Профессия «родитель» автора Шереметева Галина Борисовна

Из книги Аутята. Родителям об аутизме автора Коган Виктор

Из книги Детские праздники дома. Сказочные сценарии и викторины автора Коган Марина Соломоновна

Движения и жесты Мы уже говорили о неловкости и неуклюжести аутичных детей. Стоит им начать что-то делать, как они выглядят маленькими медвежатами. Мелкая моторика рук, так необходимая для рисования и самообслуживания, очень несовершенна. Походка неловкая. «Ходит на

Из книги Хоровой класс. Отношение к обучению автора Стулов Игорь Харьевич

Ритмические упражнения «Теремок» Оборудование: магнитофон, кассета, домик-теремок, игрушки, маски-костюмы.Ход занятияХодьба на носках, пятках, спокойная ходьба по кругу с пятки на носок и так далее под русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде».Воспитатель. Сегодня

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Принцип постепенности усложнения музыкально-технических задач На каждом этапе работы с хором последовательно решаются задачи формирования вокально-хоровых навыков. В соответствии с ними постепенно усложняется и репертуар. На начальном этапе работы с женским хором

Из книги История профессионального музыкального образования в России (XIX – XX века) автора

Умные движения Вопрос: почему дети, которых родители много и часто носят, вырастают умнее? Ответ: их мозг растет лучше. Дети учатся очень многому, находясь на руках у занятых родителей. Дети, которых носят, меньше плачут. Что же они делают в это время? Они учатся. Дети,

Из книги Основы музыкальной психологии автора Федорович Елена Наримановна

Первые движения Понаблюдайте за своим крошечным свертком, свернувшимся в люльке. Такой безмятежный, такой спокойный. Трудно поверить, что это тот же самый ребенок, который вертелся и выкидывал коленца у вас в животе. Вот он проснулся – переверните его и посмотрите на него

Из книги автора

Движения в два месяца Расслабление рук и кистей. Стиснутые кулачки и прижатые к туловищу ручки, наблюдавшиеся на первом месяце, на втором несколько расслабляются, словно рефлексы, удерживавшие мышцы ребенка в сильном напряжении, оказываются пересиленными развивающимся

Из книги автора

Движения в три месяца Положите ребенка на животик на стол или на пол, подложив что-то мягкое. Опуститесь рядом с ним. Поймайте его взгляд и начинайте говорить. Ребенок может поднять голову на сорок пять градусов или больше и вести беседу лицом к лицу. Вместо того чтобы

Из книги автора

Движения месяца Ребенок начинает переворачиваться. Когда ваш ребенок начнет переворачиваться, больше зависит от темперамента ребенка, чем от двигательного развития. Очень активные дети, которые обожают выгибать спину дугой, склонны к тому, чтобы начать

Из книги автора

ГЛАВА 3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ХХ ВЕКА 3.1. Крупнейшие российские фортепианные школы ХХ векаВ российской фортепианной педагогике ХХ в. выделяются ветви, основанные родоначальником ленинградской фортепианной школы Л.В.

Из книги автора

2.4. Музыкально-ритмическое чувство «Библия музыканта начинается словами: “в начале был ритм”» – в такой образной форме великий музыкант-педагог Г. Г. Нейгауз выразил роль ритма в музыкальном искусстве и музыкальной деятельности . Музыка – искусство временное, и

Из книги автора

8.3. Развитие эмоциональности в музыкально-исполнительской деятельности Роль эмоций в музыкальной деятельности огромна: они пронизывают ее содержание и непосредственный процесс исполнения. Эмоции придают привлекательность занятиям музыкой, вызывают возникновение

Музыкально-ритмические движения - вид музыкальной деятельности детей (значение, задачи, виды ритмики, содержание программы). Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действи­тельности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобно­сти, уметь затормозить их, т. е. развивать активное торможение. Музыка - это раздражитель, который обусловливает реакцию, как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения. На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные -дисциплинированными.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества, ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатывают­ся такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыха­тельные процессы, развивают мускулатуру.

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:

Обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкаль­ные способности;

Развивают познавательные способности;

Воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

Способствуют физическому совершенствованию организма.

Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущ­ность, т. е. движение не должно быть только движением под акком­панемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:


Характеру музыки;

Средствам музыкальной выразительности;

Форме музыкального произведения.

Среди средств музыкальной выразительности особое значе­ние для музыкально-ритмического воспитания имеют темп, метро - ритм и динамика. Темп - это скорость движения музыкального произведения, метроритм- организация сильных и слабых долей, соотношение различных длительностей, динамика - сила (гром­кость) звучания.

Дети должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмичес­кий рисунок, овладеть разнообразными движениям.

Следовательно, в процессе музыкально-ритмических движений осуществляются как общие задач музыкального воспитания, так и следующие специальные задачи:

Развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмичес­кого чувства и в связи с этим ритмичности движений;

Обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музы­кальной выразительности, развитие пространственных и вре­менных ориентировок;

Обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навы­кам через игры, пляски и упражнения;

Развитие художественно-творческих способностей.

Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает y человека сокращения мускулатуры. Весь организм отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Профессор-музыковед Л. Медушевский писал: «Бесконечно богатая информация, заключённая в музыке, считывается не рассудком, a динамическим состоянием тела - со интонированием, пантомимическим движением». Известно, что движение оказывает влияние на характер восприятия образов музыки.
Б. М. Теплов также доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.).

Также исследованием проблемы музыкально-ритмического воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи. Среди них: Д. Б. Кабалевский, Б. М.Теплов, Е.А. Флерина, М. А. Румер, Т. С. Бабаджан, Н. А. Метлов, Ю. А. Двоскина, А. В. Кенеман, С. Д. Руднева, Н.А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. И. Бурёнина и многие другие.

Таким образом, восприятие музыки - активный слуха-двигательный процесс. Через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует смену её настроения, закрепляет знания o средствах музыкальной выразительности, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т.е. приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир.

Движения под музыку дошкольников формируют как общую музыкальную карьеру, так и культуру тела, что является необходимым условием их гармонического развития.

Музыкально-ритмическая деятельность предусматривает знакомство с элементами музыкальной грамоты, развитие ориентации в пространстве, формирование художественно-творческих способностей, формирует правильную осанку, воспитывает настойчивость, силу воли, коллективизм.

Музыкально-ритмическая деятельность является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психического напряжения, а следовательно, одним из условий их успешной подготовки к учебной и трудовой деятельности. Тренировка тончайших двигательных навыков, которая проводится в процессе обучения музыкально-ритмической деятельностью, связана с мобилизацией и активным развитием многих физических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела способствует воспитанию уверенности в себе, предотвращает появление различных психологических комплексов. Занятия музыкально-ритмической деятельностью, помогают развивать те стороны личностного потенциала детей, на которые содержание других предметов имеют ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с различных позиций.

Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движением других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению танцевальных движений.

Большую роль занимают специальные ритмические упражнения. Из существующего многообразия методических приемов наиболее простым и доступным считается ритмическая ходьба с акцентом на определенный счет, с хлопками, упражнения с движением рук и туловища, проговариванием стихов, пословиц, скороговорок (без музыкального сопровождения). Такие упражнения развивают не только чувство ритма, но и дыхание, дикцию. Можно использовать не только хождение по прямой, но и включать движения по заданному рисунку (диагональ, круг, змейка, середина зала и т.д.).

В процессе занятий важным является постановка спины или формирования правильной осанки. Осанкой принято называть способности человека держать свое тело в различных положениях. Осанка может быть правильной и неправильной. Правильной осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, обладающего способностью без лишних активных напряжений держать корпус и голову прямо. У ребенка с правильной осанки - легкая походка, плечи слегка опущены и отведены назад, грудь вперед, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных суставах.

Ребенок, не умеющий правильно держать свое тело, стоит и ходит на полусогнутых ногах, ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот.

Это не только некрасиво, но и вредно. При плохой осанки затрудняется деятельность внутренних органов. Нарушение осанки (сутулость, чрезмерное отклонение позвоночника вперед - лордоз или кифоз, плоская спина) и боковое искривление позвоночника - сколиоз встречаются весьма часто среди детей. Самые распространенные нарушения осанки сутулость (опущенная спина, плечи сведены впереди, грудь уплощена, спина круглая, лопатки круговидные). Характерные признаки правильной осанки: прямое положение головы и позвоночника; симметричные лопатки: практически горизонтальная линия ключиц; симметричное положение ягодиц; ровные линии крыльями таза; одинаковая длинна нижних конечностей и правильное положение стоп (внутренние их поверхности соприкасаются от пяток до кончиков пальцев). Правильно подобранные упражнения в процессе музыкально-ритмической деятельности позволяют, в какой-то степени исправить недостатки фигуры, помогут детям приобрести устойчивость. Привычка держать корпус подтянутым становится в дальнейшем исполнительским навыком, определяющим творческую дисциплину, как в танце, так и в жизни.

Присутствует на занятиях музыкально-ритмической деятельностью так же профилактика плоскостопия. Плоскостопие - это деформация стопы, характеризующая упрощением ее сводов. Различают поперечное и продольное плоскостопие, возможно сочетание обеих форм. Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса тела и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Основные симптомы продольного плоскостопия - боль и быстрое утомление стоп. При слабовыраженном плоскостопии после физических нагрузок появляется в ногах чувство усталости, при надавливании на стопу возникают болезненные ощущения. Походка становится менее пластичной, нередко к вечеру стопа отекает. Плоскостопие относится к тому заболеванию, которое, возникнув, достаточно быстро прогрессирует.

Для профилактики плоскостопия большое значение имеют специальные упражнения и приемы: ходьба босиком по неровной поверхности, ходьба на полупальцах, прыжки, подвижные игры.

Важнейшей считается функция рук - пластическое выражение эмоций, смысла исполняемого танца, и та гармоническая форма, которую придают руки всей фигуре. Широкий свободный и выразительный жест во многом зависит от правильного технического и художественного движения рук в позициях. Изучив позиции рук дети не "зажимаются", чувствуют себя свободно и гармонично, исполняя все движения и композиции. Им руки не мешают, а наоборот помогают в исполнении танцев и танцевальных композициях.

Использование на занятиях музыкально-ритмической деятельностью различных образов, копируя и подражая им, приближает детей к жизни (повадки животных, отличительные особенности мультяшных персонажей и сказочных героев).

Музыкально-ритмическая деятельность неразрывно связана с танцем, а танец в свою очередь, как и другие виды искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, приучает к культуре общения и к танцевальной культуре? в частности.

Когда смотришь на танцующего, то, кажется как легко и просто все исполняется, на за этой легкостью стоит большой и напряженный труд, как ребенка, так и педагога.

Развитию музыкальности, способствует проведение впервые годы обучения различных музыкально-танцевальных игр на занятиях. Зачастую игры сопровождаются пением или стихами. Это развивает в ребенке не только музыкальность, но и расширяет их кругозор, память, воображение.

Самым любимым для детей являются музыкально-ритмические и речевые игры. Они организуют детей, вырабатывают внимание, сообразительность, быстроту реакции, трудолюбие.

Если правильно подобраны игры, в которых детям даются творческие задания - подумай, сочини, с импровизируй, найди, составь, - то они развивают в детях поисковую деятельность, заставляют мыслить, творить и фантазировать. Поэтому на занятиях необходимо поддерживать в них игровое настроение, чтобы ребенок воспринимал занятия как интересную игру-задачу.

Большое внимание целенаправленному развитию чувства музыкального ритма через игру у детей уделял в своей работе немецкий педагог-музыкант Кар Орф, который является создателем системы темброво-ритмического воспитания на основе звучащих жестов: притопов, шлепков, хлопков, стуков, щелчков. Эти звучащие жесты автор рассматривал не просто в качестве носителей определенных тембров, но и как одно из средств освоения ритма в движении. Это позволило развитию координации движений, воспитанию быстрой реакции у детей.

Немецкий педагог широко использовал музыкальную игру в качестве одного из основных видов музыкально-ритмических движений. Кроме того, для достижения большего эффекта в развитии тембро-ритмического чувства у дошкольников. К. Орф рекомендовал наиболее частое включение речи в этот процесс (а именно, голоса детей (с целью создания различных тембров. В качестве основной формы этого вида занятий он предлагал использовать речевые игры с движением, в которых текст и характер движений воспроизводились в зависимости от ритмического содержания музыкального произведения, или музыкального отрывка.

Таким образом, все выше перечисленное еще раз доказывает необходимость развития музыкальных способностей в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сенситивным и если не руководить развитием ребенка, то эти спонтанные проявления останутся нереализованными.

Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально-эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаться к музыкальному искусству.

Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Музыкально-ритмическая деятельность для детей является дополнительным видом развития двигательного анализатора, формирует культуру тела, которая является необходимым условием их гармонического развития; помогает ребенку учится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движением других детей, а так же развивает чувство ритма.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития, формируется личность ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА « СКАЗКА»

Доклад на тему:

«Музыкально-ритмические движения,

как средство в развитии разнообразных умений

детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Кирилова Т.Г

Г.Покачи

Каждый человек – строитель храма, называемого его телом.

Г.Торо.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития, формируется личность ребенка.

В период от 3 до 7 лет ребенок интенсивно растет и развивается. Потребность в двигательной активности у них настолько велика, что врачи и физиологи называют этот период «возрастом двигательной расточительности». И именно занятия музыкально-ритмическими движениями помогают творчески реализовать эту потребность. Замечено, что дети, занимающиеся ритмикой, реже болеют, чем их сверстники. В настоящее время существуют множество ритмических направлений: аэробика, фитнес, степаэробика, шейпинг, колонетика и т.д. По моему мнению, в дошкольном возрасте доступнее и эффективнее является ритмопластика, так как она является первой ступенькой к хореографии, ибо основывается на простых общеразвивающих движениях. Эффективность ее в разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы ребенка.

Нельзя не сказать об эмоциональной сфере, которая достигается музыкальным сопровождением, выразительными движениями и чувством ритма. Музыкально ритмические композиции включают в себя упражнения, сюжетные танцы, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию действий человека, игрушек и животных.

Музыкально-ритмические движения создают необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, а соответственно ведут к хорошему результату в работе педагога.

Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому развитию, а это одна из главнейших задач обучения.

У дошкольника, посредством развития поддерживающих мышц спины формируется правильная осанка, исправляется сутулость, излишний изгиб в пояснице. Вырабатывается ровная и плавная походка. Ребенок становится стройным и изящным. Благодаря упражнениям стопы (прыжки, подскоки, выставления ноги на пятку с разворотом, притопы) формируется правильный свод, а это способствует профилактике плоскостопия.

Музыкально-ритмические движения способствуют развитию органов дыхания, слуха, кровообращения.

От одного возраста к другому у ребенка улучшается координация движений, ритмический слух и, следовательно, появляется больше возможностей для исполнения сложных композиций.

У дошкольника расширяется кругозор, ему доставляет удовольствие воспринимать классическую музыку, он начинает ее любить и понимать.

Задачи музыкально - ритмической деятельности:

  1. Укрепление здоровья :
  • развитие опорно-двигательного аппарата дошкольника;
  • формирование правильной осанки и походки;
  • содействие профилактики плоскостопия;
  • способствование развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма ребенка.
  1. Совершенствование психомоторных способностей дошкольника:
  • развитие мышечной силы, гибкости, выносливости и координационных способностей;
  • способствование развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания и умения согласовывать движения с музыкой;
  • формирований навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений.
  1. Развитие творческих способностей:
  • развитие мышления, воображения, активности на занятиях, расширение кругозора;
  • формирование навыков самостоятельного движения под музыку;
  • воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
  • воспринимать музыку, уметь ей сочувствовать, сопереживать;
  • уметь объяснить свои чувства словами и в движении;
  • формирование норм поведения, привитие правил этикета;
  • развитие лидерства, инициативы;
  • развивать чувство товарищества и трудолюбия, терпеливости к нагрузке и боли.

5.Совершенствование психологических знаний и умений:

  • учить видеть и различать творческие проявления у других детей и критически относиться к себе;
  • терпимо относиться к одаренным ребятам /без зависти/ и, наоборот, к неуспевающим детям.

Занимаясь, ребенок усваивает временные характеристики необходимые в танцевальном исполнительстве: начало и конец звучания, темп музыки и его изменения, ритм, паузы.

Исполняя различные композиции и танцы, ребенок обогащает свой слуховой опыт – узнает произведения на слух, и очень радуется, когда его мама и папа этому удивляются. В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций.
Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения различного транспорта, действий, характерных для каких-либо профессий.
На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики: 1) музыкально-ритмические движения; 2) танцы, пляски, хороводы, 3) музыкальные игры, 4) логоритмические упражнения, 5) пальчиковая гимнастика.

Успешность в освоении танцевальных движений лежат следующие педагогические принципы:

  • Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей каждого ребенка и в связи с этим - определение посильной для него заданий.
  • Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых задач и в постепенном увеличении объема и интенсивность нагрузок.
  • Принцип систематичности, он является одним из ведущих. Имеется в виду непрерывность и регулярность занятий. Ребенок должен знать, что каждое занятие обязательно. Привычка бросать дело на полпути свойственна детям, а это ведет к несобранности. Систематичность хореографических занятий дисциплинирует ребенка.
  • Принцип наглядности в хореографии понимается как взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью.

Необходимо выделить содержимое по каждой возрастной группе.

Для детей 3-4 лет, учитывая их непосредственность и эмоциональность, музыкально – ритмические движения подбираются с учетом возрастных особенностей, так как им свойственна недостаточно развитая мускулатура тела, слабое чувство равновесия, движения недостаточно сбалансированы и поэтому объем и разнообразие танцевальных упражнений носит более игровой характер. Например: «Гусеница» (ходьба в сцеплении за руки), «Цапля и лягушки», «Кура и лиса» и т.д. Малышам еще сложно выполнять движения ритмично, так как слабо развит ритмический слух и не все дети могут слышать сильную долю такта. Проще даются младшим дошкольникам нефиксированные движения: повороты, взмахи руками /«Птички»/, притопы /«русская пляска»/. Ближе и понятнее малышам имитационные движения, подобранные из различных образно-игровых упражнений «Петушок», «Мышки и кот», «Веселые мячики».

Детям нравится танцевать под популярную музыку, поэтому я считаю полезным также обучать их элементам современного танца. Основная задача при этом – не научить детей конкретным танцам, а развивать их творческую активность. Дети учатся действовать коллективно, начинать и заканчивать движения вместе с музыкой.

В возрасте 4-5 лет у детей появляется возможность выполнять более сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Одной из главных задач - является развитие ритмичности, легкости движений, так как мускулатура становится более развитой. Ребята уже могут самостоятельно исполнять движения без педагога. А благодаря этому я могу уже побуждать детей к простейшему творчеству.

У детей средней группы значительно более богатый музыкально-двигательный опыт. Вместе с тем растет их сознательное отношение к движениям, появляется желание делать их лучше, четче, осваивать новые. Все это позволяет мне более требовательно относиться к исполнению танцевальных или образных элементов.

Дети старшего возраста при систематической работе уже имеют хорошее двигательное развитие, значительный запас движений и более развитое музыкальное восприятие.

Требования, предъявляемые к детям 5-6 лет в отношении четкости и выразительности, предполагают серьезную и систематическую работу над каждым движением. Репертуар плясок для старшей группы обширен и разнообразен по содержанию образа и характеру музыки и движений. Приоритетные задачи в этой возрастной группе:

  • Развитие способностей к выразительному, одухотворенному исполнению движений.
  • Умение импровизировать под музыку.
  • Уметь адекватно оценивать исполнение свое и своих товарищей.
  • В старшей группе дети выполняют следующие движения:

Ходьба : бодрая, спокойная, на полупальцах, на пятках, дробный шаг, вперед и назад (спиной), высокий шаг, «гусиный» шаг, шаг с носка, с ускорением, приставкой.

Бег : легкий, ритмичный, высокий.

Прыжки : на одной, двух ногах на месте и с продвижением, вперед, назад (спиной).

Все виды галопа, поскок и др.

Плясовые движения : шаг польки, тройной притоп, с поворотом и без, хлопки справа и слева, полуприсядка с выставлением ноги, с движениями для рук.

Дети учатся ориентироваться в пространстве: находить свободное место в зале на приблизительно равном расстоянии от других ребят. Легко строятся в пары. Учатся строиться в тройки, а из них в колонны. Самостоятельно перестраиваются в круг.

У ребят развивается умение сочинять несложные пляски из 2-3 движений. В этом возрасте дети уже без напоминаний выполняют правила поведения и основы этикета.

Особенность содержания работы по музыкально-ритмическому воспитанию детей 6-7 лет является не только выразительность и непосредственность движений по музыку, но и умение точно координировать движения, способность к запоминанию и в самостоятельном исполнению танцев и композиций.

В этом возрасте ребенок – дошкольник достигает кульминации в развитии движений, которая выражается в особой грации и легкости.

Значительно расширяется объем упражнений, которые ребенок 6-7 лет способен выполнить.

Для каждого танца, упражнения или игры я использую следующие методы:

1. Метод показа. Разучивание нового движения или позы не возможно без четкого показа педагога.

2. Словесный метод необходим, так как разговорная речь тесно связана с движением и является соединительным звеном между движением и музыкой. Говорить о содержании музыкально- двигательного материала и особенностях движения надо всегда образно, активизируя воображение детей. Например, чтобы дети легко и непринужденно бежали, музыкальному руководителю необходимо показывать правильное положение туловища, головы, рук под музыку. Показ в работе над движениями играет огромную роль, т.к. необходим при правильном освоении технических навыков.

3 . Импровизационный метод. Не всегда дети должны четко выполнять команды педагога. Имеет смысл давать детям поимпровизировать на предложенную музыку. Это способствует раскрепощенности детей.

4. Игровой метод . Еще в конце Х1Х века ученый – педагог П.Ф. Лесгафт разработал теорию и методику подвижных игр, так как ребенок лучше все воспринимает через игру. Она повышает у ребят интерес к занятию.

5 . Концентрический метод. По мере усвоения детьми определенных танцевальных движений и композиций педагог возвращается к пройденному, но уже предлагает более сложные задачи.

Особенно осторожно и вдумчиво надо говорить о музыке, Нельзя упрощенно, формально определять ее особенности, например, характеризовать музыку, как «громкую» или «тихую», «быструю» или «медленную», не упоминая о ее эмоционально окраске: Громкая музыка может быть и веселой, и энергичной, и грозной, тихая – спокойной, задумчивой, грустной, нежной и т.д.

От природы каждый ребенок музыкален в той или иной степени, но отнюдь не каждый обладает чувством ритма. Есть, скажем, дети, у которых заметна заторможенность реакции на музыку. Обычно это мешает ребенку вовремя вступать на нужной доле такта. Распознать такую заторможенность помогает ходьба под музыку марша. Именно это упражнение позволяет наглядно убедиться в том, насколько ребенок воспринимает сильную долю такта. Параллельно я выясняю, насколько чутко малыш улавливает разницу между форте и пиано, аллегро и адажио / ходьба на всей ступне и на носках, спортивный шаг и шествие великанов/.

При составлении танцев и музыкальных композиций, я стараюсь подбирать разнохарактерную музыку,- от веселых и беззаботных /«Ки-ко-ко», «Стирка», «Кадриль»/, до нежных и лирических / «Лирический хоровод», «Танец с платочками» и т.д. Разноплановые музыкальные образы обогащают эмоциональный мир ребенка, развивают способность организовывать свои действия в соответствии с музыкой.

Успех в работе заключается не в механическом запоминании движений, а умении детей сопереживать содержанию танца, и отражать это в пластике движений. Очень важно обращать внимание ребят на выражение лица, ибо они зачастую сосредоточенно серьезные, либо взгляд устремлен под ноги.

Как ценно то, что наши дети, если не в семье, то хоть в дошкольном учреждении приобщаются к народной культуре.

Танец доступен и понятен каждому ребенку, близок каждому человеку независимо от убеждений и рода занятий. Танец приносит не только эстетическое наслаждение, но и способность объединить всех.

Благодаря занятиям музыка открывает для ребенка богатый мир добра, света, красоты, учит творческой преобразовательной деятельности. Какой бы танец малыш не исполнял, какой бы педагогический метод педагог не использовал в работе, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей, но впервые рассмотрел ритмику и обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей а также пластичности и выразительности движений. Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движении. Уже в 20-е годы прошлого века в нашей стране стали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов. В настоящее время я использую в работе с детьми методики и технологии таких современных авторов как Т.Суворова, А.И.Буренина, Сауко, Тютюнникова, а также Железновых.