Психолого педагогическое сопровождение ребенка в доу. Этапы индивидуального сопровождения ребенка в доу. Целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагога и воспитателей по предупреждению возможных социально-психологических и психолог

Общение - это очень важная составляющая жизни ребенка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будет зависеть его успешность в процессе взросления. Общение рассматривается в качестве одною из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности.

В группе «Подсолнушки», в которой я проходила практику, 26 детей, из них 11 девочек и 15 мальчиков. Из этих детей одна девочка посещает группу кратковременного пребывания. Она присутствует во время непосредственной образовательной деятельности и на утренней прогулке. Прием пищи для детей кратковременного пребывания не предусмотрен. В группе существует традиция отмечать дни рождения детей, делать для них подарки па праздники своими руками. Стиль отношения воспитателя с детьми можно охарактеризовать как авторитарно-демократический. С родителями воспитатель осуществляет тесное взаимодействие, и привлекает их к жизни группы детского сада. Список детей группы «Подсолнушки» в Приложении № 12.

Вся организационно-воспитательная деятельность воспитателя рег-ламентирована режимом дня на холодный период (на учебный год) и режимом дня на летний период для подготовительных групп. Организация режима работы в детском саду производится таким образом, чтобы у детей в зависимости от возраста было достаточно времени для активных игр, занятий и отдыха. Режим для ребенка в детском саду может быть различным, но каждое дошкольное учебное заведение придерживается единых общих правил и федеральных государственных требований.

При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка), в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Это отражено в сетке совместной деятельности педагогов с детьми.

В процессе наблюдения за детьми я изучила возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет, и результаты наблюдений занесла в таблицу. По результатам я пришла к выводу, что развитие всех детей группы идет в соответствии с психолого-педагогическими особенностями дошкольного возраста.

Воспитатель группы проводит 2 раза в год (в сентябре и в конце мая) педагогическую диагностику, с помощью которой анализируется учебный процесс, и определяются результаты деятельности, как ребенка, так и педагога. Полученные результаты определяются критериями высоким (в), средним (с) и низким (и) уровнем развития детей и записываются в карты. Диагностика представляет собой задания по каждой образовательной области (речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, музыкальное развитие и др.).

На основании вышеизложенных диагностик, а так же на основе собственного наблюдения, мною была составлена психолого-педагогическая характеристика на воспитанника группы «Подсолнушки» Сальникова Ивана (Приложение № 13).

Старшая медицинская сестра совместно с воспитателем группы проводит антропометрию. Антропометрия в детском саду заключаемся в измерении роста и веса ребенка. Антропометрия производится в МАДОУ ЦРР № 136 два раза год в сентябре и в мае. Антропометрия в детском саду нужна для того, чтобы определить, как развивается ребенок (в соответствии с возрастными особенностями) и какой мебелью он должен пользоваться при рассаживании за столами.

Во время практики я проводила практические мероприятия (пробную непосредственно образовательную деятельность для подготовительной группы):

  • · по экологическому воспитанию (Приложение №14);
  • · по развитию речи (Приложение № 15);
  • · по формированию элементарных математических представлений (Приложение № 16);
  • · по художественному творчеству (Приложение №17);
  • · по физическому воспитанию (Приложение №18);
  • · организация досуга (Приложение №19);

Во время практики в МАДОУ ЦРР д/с №136 я выполняла обязанности воспитателя. Осуществляя подготовку к проведению непосредственной образовательной деятельности (НОД) я согласовывала темы НОД с воспитателем группы. Совместно с воспитателем осуществляла планирование работы с детьми с учетом программных требований, принимала участие в изготовлении наглядного и дидактического материала к занятиям. Во время проведения НОД использовала методы и приемы обучения и воспитания детей, полученные раннее в колледже. Совместно с методистом и воспитателем анализировали проведенные мной мероприятия по образовательной деятельности, учитывала все их советы и рекомендации при проведении мероприятий.

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Особенностью развития системы сопровождения на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Соответственно сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков.

1) Методические рекомендации по организации и содержанию деятельности психологической службы в дошкольных образовательных учреждениях (письмо департамента образования Ярославской области N 1551/01-10 от 22.06.2007). Назначение психологической службы муниципального дошкольного образовательного учреждения (МДОУ)

В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение . Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.

Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка .

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

Психологическое обеспечение образовательных программ.

Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.

Психологическое сопровождение направлено на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.

Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность.

Основные функции:

Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.

Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.

Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.

Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.

Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.

Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.

Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

2) Современное состояние изучения идеологии и технологий психологического сопровождения Е.С. Зайцева

Формирование профессиональной культуры будущего специалиста. Материалы X студенческой научной конференции и V международных педагогических чтений. Архангельск,2003

Ю. Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека (5). Ряд авторов понимает сопровождение как поддержку психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности.

Многие исследователи отмечают, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности». Более того, успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна.

В отличие от коррекции оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (её) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для восстановления связей с миром людей.

Главными принципами психологического сопровождения являются гуманное отношение к личности и вера в ее силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития.

Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

1. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (по М.Р. Битяновой)

Сопровождение - это определенная идеология работы, это самый первый и самый важный ответ на вопрос, зачем нужен психолог. Однако, прежде чем подробно остановиться на содержании этого понятия, рассмотрим в целом ситуацию в отечественной психологической практике с точки зрения тех целей и той идеологии, которые заложены в различные существующие подходы.

Можно говорить, на наш взгляд, о трех основных идеях, лежащих в основании различных моделей психологической деятельности.

Идея первая: суть психологической деятельности - в научно-методическом руководстве образовательным процессом в ДОУ. Это «чужая» для психолога практика. Ее цель может задаваться разными словами, например, как научное психолого-педагогическое обеспечение образовательногопроцесса, однако в любом случае это цели «чужой» практики, другого профессионального восприятия мира (прежде всего - ребенка), которое часто плохо совместимо с психологическим миропониманием.

Идея вторая: смысл деятельности психолога в ДОУ - в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей. В рамках таких моделей достаточно четко разводятся функции педагога и психолога. Более того, их деятельность часто оказывается независимой друг от друга. За пределы помощи выпадают благополучные в психологическом отношении воспитанники, которые получают свою долю внимания психолога лишь только в том случае, если начинают демонстрировать какие-то нежелательные проявления в поведении, обучении или, скажем, самочувствии. Кроме того, психологам, работающим в русле таких моделей, часто присущ специфический взгляд на детей: их психологический мир становится интересен специалисту прежде всего только с точки зрения наличия нарушений, которые надо исправлять и корректировать.

Идея третья: суть психологической деятельности - в сопровождении ребенка в процессе всего обучения. Привлекательность идеи понятна: она действительно дает возможность организовать психологическую деятельность как «свою» практику, со своими внутренними целями и ценностями, но она же при этом позволяет органично вплести эту практику в ткань образовательной педагогической системы. Позволяет сделать ее самостоятельной, но не чужеродной частью этой системы. Становится возможным соединение целей психологической и педагогической практики и их фокусировка на главном - на личности ребенка.

Прежде всего, что значит «сопровождать»? В словаре русского языка мы читаем: сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, сопровождение ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем Дорогу мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг Дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком, оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным - это большая удача. Именно в таком сопровождении ребенка на всех этапах его обучения и видится основная цель психологической практики.

Задача психолога - создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога и Семьи (а иногда и в противовес им), помогать ему делать осознанные личные выборы в этом сложном мире, конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. То есть деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной Среды. Однако в этих рамках у него могут быть определены собственные цели и задачи.

Итак, сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

Объектом психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом - социально-психологические условия успешного обучения и развития.

2. Основные направления психологического сопровождения деятельности педагогов в условиях системных изменений.

2.1. Психодиагностика

Диагностическая работа - исторически первая форма психологической практики.

Можно выделить следующие принципы построения и организации психодиагностической деятельности психолога.

Первое - соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям психологической деятельности (целям и задачам эффективного сопровождения).

Второе - результаты обследования должны быть либо сразу сформулированы на «педагогическом» языке, либо легко поддаваться переводу на такой язык.

Третье - прогностичность используемых методов, то есть возможность прогнозировать на их основе определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах обучения, предупреждать потенциальные нарушения и трудности.

Четвертое - высокий развивающий потенциал метода, то есть возможность получения развивающего эффекта в процессе самого обследования и построения на его основе различных развивающих программ.

Пятое - экономичность процедуры.

2.2. Психокоррекционная и развивающая работа.

Развивающая деятельность психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития ребенка, а психокоррекционная - на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы определяется результатами психодиагностики.

2.3. Консультирование и просвещение

Консультирование и просвещение педагогов

Психолого-педагогическое консультирование - это универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных проблем и профессиональных задач самого педагога.

Психологическое просвещение направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание. Прежде всего, речь идет о психологических знаниях и навыках, позволяющих педагогам:

Организовать эффективный образовательный процесс и с содержательной, и с методической точек зрения;

Построить взаимоотношения с воспитанниками и коллегами на взаимовыгодных началах;

Осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками взаимодействий.

Консультирование и просвещение родителей.

Общая цель различных форм деятельности психолога по отношению к родителям - и просвещения, и консультирования - видится в создании социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе развития.

В целом работа с родителями строится в двух направлениях: психологическое просвещение и социально-психологическое консультирование по проблемам обучения и личностного развития детей.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, проводимое по запросу родителей или инициативе психолога, может выполнять различные функции. Прежде всего, информирование родителей о проблемах развития ребенка. Родители не всегда имеют о них достаточно полное и объективное представление. Далее, это консультативно-методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения, если с таким запросом обратились сами родители или психолог считает, что именно в этой области кроются причины школьных проблем ребенка. Поводом для консультации может быть также необходимость получения дополнительной диагностической информации от родителей. Например, на этапе углубленной диагностики психолог может попросить родителей помочь ему выявить влияние семейной ситуации на психологическое благополучие ребенка в школе. Наконец, целью консультирования может быть психологическая поддержка родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у их ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.

2.4. Социально-диспетчерская деятельность

Социально-диспетчерская деятельность психолога ДОУ направлена на получение детьми, их родителями и педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции психолога. Очевидно, что эффективное выполнение этой функции возможно лишь в случае, когда психологическая деятельность в ДОУ является звеном разветвленной системы социально-психологической поддержки (или службы помощи) народного образования. В этом случае у психолога есть представление, куда, как и с какой сопроводительной документацией можно «переадресовать» запрос. Во всех прочих ситуациях у него нет уверенности, что клиенту будет оказана необходимая помощь, предложены эффективные формы сотрудничества. Для реализации диспетчерских функций в этом случае в распоряжении психолога должен быть по крайней мере банк достоверных данных о различных социально-психологических службах, оказывающих профессиональные услуги.

Когда психолог обращается к социально-диспетчерской деятельности? Во-первых, когда предполагаемая форма работы с ребенком, его родителями или педагогами выходит за рамки его функциональных обязанностей. Во-вторых, когда психолог не обладает достаточными знаниями и опытом, чтобы оказать необходимую помощь самому. В третьих, когда решение проблемы возможно только при вынесении ее за рамки школьного взаимодействия и участвующих в нем людей. Психолог же является одним из его участников.

Однако деятельность психолога и в описанных выше случаях не ограничивается «переадресовкой проблемы». Она предполагает последовательное решение следующих задач:

Определение характера стоящей проблемы и возможностей ее решения

Поиск специалиста, способного оказать помощь

Содействие в установлении контакта с клиентом

Подготовка необходимой сопроводительной документации

Отслеживание результатов взаимодействия клиента со специалистом

Осуществление психологической поддержки клиента в процессе работы со специалистом.

В обязанности психолога ДОУ по-прежнему входит сопровождение развития ребенка, меняются только формы и содержание этого процесса.

Литература

1. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В.Бабкина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 144 с.

2. Баркан, А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребёнка / А.И.Баркан. – М.: Дрофа-Плюс, 2003. – 352 с.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 298 с.

4. Волков, Б.С.Как подготовить ребёнка к школе. Ситуации. Упражнения. Диагностика: Учебное пособие./ Б.С.Волков, Н.В.Волкова – М.: Издательство «Ось – 89», 2004. – 192 с.

5. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет) / И.В.Ганичева. – М.: Книголюб, 2008. – 136 с.

6. Давыдова, М.А. Как правильно подготовить ребёнка к школе / М.А.Давыдова, А.И.Агапова.– М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 224 с.

7. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О.И.Давыдова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ».

8. Закрепина, А.В. Трудный ребёнок: Пути к сотрудничеству: методическое пособие / А.В. Закрепина. – М.: Дрофа, 2007. – 141 с.

9. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л.И.Катаева. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.

10. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ.пособие / Н.В. Кирюхина. – 2-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2006. – 112 с.

11. Коноваленко, С.В. Развитие мышления и памяти у детей с трёх лет / С.В.Коноваленко.– М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. – 240 с.

12. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. - М., 2005.

13. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / С.В.Крюкова, Н.П.Слободяник – М.: «Генезис», 2007. – 208 с.

14. Павлова, Т.Л. Диагностика готовности ребёнка в школе / Т.Л.Павлова.– М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

15. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод.пособие:с прил.альбом:а «Нагляд. материал для обследования детей». – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2004.

16. Саранская, О.Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» / О.Н.Саранская. – М.: Книголюб, 2008. – 64 с.

17. Севостьянова, Е.О. Программа адаптации детей к ДОУ / Е.О.Севостьянова – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.

18. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш.пед.учеб. заведений / Е.О.Смирнова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.

19. Соколова, О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста / О.А.Соколова.– СПб.: КАРО, 2003. – 288 с.

20. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А.Широкова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с.

Материал подготовлен Л.Ю. Колтыревой

ассистентом кафедры педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ, КАК ТЕХНОЛОГИЯ СБЕРЕЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

, педагог – психолог МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 47 «Радуга» в г. Серпухове

В современном обществе проблеме здоровья и его сохранения уделяется особое внимание. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Здоровье детей является предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества, является показателем социально-экономического развития страны. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Следует отметить, что термин «здоровье» - это понятие широкое, многогранное. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается – «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, здоровье включает не только физический компонент, которому чаще всего отдается приоритет, а также психический и социально - нравственный.

Дошкольные образовательные учреждения – это важное звено, где необходимо реализовывать здоровьесберегающие технологии, обеспечивая заботу не только о физическом здоровье, но и о психологическом благополучии своих воспитанников. Важным условием, способствующим сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников, является психологическая компетентность всех участников образовательного процесса, так как одной из основных ее составляющих является представление о способах гармонизации эмоционально – волевой сферы.

В МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №47 «Радуга» с приоритетным осуществлением деятельности по оздоровлению, физическому и интеллектуальному развитию детей, ведется направленная психолого - педагогическая работа по повышению психологической компетентности всех участников педагогического процесса, путем обеспечения специально организованного воздействия на дошкольников, создания соответствующих условий и психологического просвещения педагогов и родителей.

В целях повышения психологической компетентности были определены следующие направления работы:

Создание атмосферы психологического комфорта, условий переживания эмоционального благополучия для обеспечения возможностей удовлетворения социально – ориентированных потребностей участников образовательного процесса (чувство защищенности, безопасности, повышение самооценки, потребности в признании и т. д.);

Повышение психолого – педагогической культуры педагогов, детей, родителей, посредством тренинговых, групповых, индивидуальных занятий, бесед, консультаций, лекций в целях совершенствования работы по укреплению и сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса;

Преобразование предметно – пространственной среды, предусматривающее организацию и оснащение уголков психологической помощи в группах ДОУ в соответствии с целями безопасности, развития и психологического благополучия каждого ребенка;

Разработка научно – методического обеспечения воспитательно – образовательного процесса с использованием уголков психологической помощи в разнообразных видах деятельности .

В соответствии с данными направлениями и в рамках программы «Здоровые малыши», разработанной и реализуемой в ДОУ, была составлена программа психолого-педагогического сопровождения участников педагогического процесса, которая включает в себя:

1. Диагностика эмоционального благополучия, социальной компетентности и интеллектуального развития воспитанников ДОУ.

2. Коррекционно – развивающие занятия с детьми: составление индивидуальных, групповых коррекционно – развивающих программ и проведение занятий, включающих элементы психогимнастики, тренинга, ролевых и подвижных игр, техники выразительных движений, этюдов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, песочной терапии.

Игры: сюжетно – ролевые, дидактические, коммуникативные, игры - драматизации;

Организация физкультурно – оздоровительных мероприятий : подвижные игры, динамические паузы, спортивные игры;

Психогимнастика: мимические и пантомимические этюды;

Психомышечная тренировка;

Элементы арттерапии: рисование, музыкально – ритмические движения;

Элементы песочной терапии;

Посещение уголков психологической разгрузки.

В результате проведения цикла коррекционно – развивающих занятий, дошкольники, нуждающиеся в коррекции эмоционально – личностной сферы (гиперактивные, тревожные, агрессивные), приобретают умение осознавать свои эмоции, различать и объяснять эмоциональное состояние других людей; учатся приемам саморегуляции, адекватно проявлять в общении свои эмоции, правильно реагировать на различные жизненные ситуации.

3. Активное взаимодействие с родителями воспитанников, психолого – педагогическое просвещение, вовлечение их в педагогический процесс: консультации, беседы, организация мастер – классов, тематических выставок – где родители могут выступать в роли помощников, консультантов, организаторов мероприятий. Такое совместное взаимодействие родителей и педагогов необходимо для создания единой воспитательной среды, способствующей раскрытию потенциальных возможностей каждого воспитанника ДОУ. Родители, принимая активное участие в жизни своих детей, начинают лучше понимать их, налаживают взаимоотношения . Педагоги больше узнают о своих воспитанниках, что позволяет подобрать наиболее эффективные средства и способы воспитания и обучения. Дошкольники ощущают себя более уверенно, спокойно, что положительно сказывается на всем воспитательно –образовательном процессе.

4. Психолого – педагогическое просвещение педагогического коллектива ДОУ: беседы, мини – лекции, консультации, тематические семинары, занятия с элементами тренинга с целью повышения теоретических знаний, приобретения практических навыков по предупреждению и разрешению детских конфликтов, взаимодействию с «особыми» детьми в ДОУ; активизации деятельности педагогов по оформлению и научно – методически обоснованному использованию игровых материалов уголков психологической помощи.

5. С целью преобразования предметно – развивающей среды, в группах ДОУ организованы уголки психологической помощи.

Работа по организации и оснащению таких уголков в группах ДОУ основывалась на следующих принципах:

Активности, самостоятельности, интереса, творчества: предоставление воспитанникам ДОУ возможности самим изменять окружающую их предметную среду, использовать сформированные ранее навыки и умения в самостоятельной деятельности, развитие познавательно – ориентационной активности, стимулирование потребности дошкольников самостоятельно решать возникшие проблемные, конфликтных ситуации;

Гибкости и управляемости среды: создание условий для проявления творческой, преобразующей активности дошкольников; предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать различные составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной;

Личностно – ориентированного, индивидуального подхода: учет индивидуально – личностных особенностей, выявление положительных личностных качеств, раскрытие потенциальных возможностей, формирование позитивной Я – концепции воспитанников ДОУ.

Оборудование психологических уголков осуществлялось с учетом принципа зонирования пространства, то есть было условно разделено на блоки в соответствии с целями развития и коррекции эмоционально-волевой сферы. Для оформления интерьера всех уголков использовались комнатные растения , подобранные в соответствии с возрастом детей, так как зеленый цвет благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка.

1. В зоне психологической разгрузки оборудованы уголки уединения, где каждый ребенок может успокоиться, побыть один, поиграть или отдохнуть. Для комфортного пребывания дошкольников в группе, уголки оснащены бескаркасной мягкой мебелью, подушками и ширмами. Оформлены фотоэтюды из семейных и групповых фотографий. Игры с любимыми игрушками успокаивают расшалившихся детей, а также способствуют комфортной организации режимных моментов в период адаптации. Дети чувствуют себя в этой зоне уютно, они учатся быть спокойными не за счет контроля, а за счет его отсутствия.

2. Сенсомоторная зона. Для обучения агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева, предусмотрено оснащение уголков боксерскими грушами, мягкими пуфами, «подушками для битья», ковриками «злости», с помощью которых можно справиться с отрицательными эмоциями, выплеснуть накопившуюся энергию. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогу - беспрепятственно провести занятие могут такие игровые материалы как “Мешочки для криков”, “Стаканчики для криков”.

Для снижения тревожности организованы уголки с «сонными игрушками», которые чаще всего используются в адаптационный период.

Повышению самооценки неуверенных в себе детей способствуют «медали для награждения» - таким образом ребенок получает положительную эмоциональную подпитку, возможность побыть в центре внимания.

В целях обучения дошкольников приемам саморегуляции, выработки умения владеть собой используется представленная в уголках аудиотека релаксационной направленности и набор текстов для релаксаций и визуализаций , клубки с разноцветными нитками, теннисные мячи, предметы для перевоплощений (волшебные палочки, шляпы, накидки и др.). Игры с «Мешочками настроений» помогают научить детей избавляться от плохого настроения в приемлемой форме, «Коробочки добрых дел» воспитывают доброжелательность, чуткость, побуждают детей совершать добрые поступки. Для формирования положительного отношения к сверстникам, используются театрализованные игры, настольный и плоскостной театр, театр перчаточных кукол.

Организованные в психологических уголках игры с песком и водой, пуговицами, разнофактурными материалами, сухие бассейны успокаивают, расслабляют, снижают уровень нервно – психического напряжения, способствуют сенсорному развитию воспитанников.

3. Зона эмоционально – развивающих игр формирует у детей умение доброжелательного, бесконфликтного взаимодействия с окружающими. Научить дошкольников разным способам примирения помогут такие игры как: «Коробочка примирения», «Коврик примирения». С помощью настольно – печатных игр можно переключить внимание возбужденных детей на более спокойную деятельность, развивать у них волевые усилия, повысить уверенность в себе и своих силах у замкнутых детей. Такие игры как: «Твистер», «Гусеница» воспитывают навыки сотрудничества, умение согласованно действовать в команде.

В уголках настроения дети могут показать свое эмоциональное состояние – каждый ребенок выставляет ту картинку, которая соответствует его настроению в данный момент. Педагоги имеют возможность не только определить эмоциональное состояние всех детей группы, но и оказать своевременную психологическую поддержку – успокоить, переключить внимание ребенка.

Таким образом, в МДОУ «ЦРР – детский сад № 47 «Радуга» осуществляется комплексная работа по сохранению и укреплению психологического здоровья своих воспитанников, которая выражается в непрерывности и тесном взаимодействии педагогов, детей и родителей. Итогом систематической психолого – педагогической работы является стабильность и благополучие общего эмоционального состояния всех участников воспитательно - образовательного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Веприцкая внимания и эмоционально – волевой сферы детей 4 – 6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы / сост. . – Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.

2. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / , . – 4-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2008. – 160 с. – (Библиотека психолога образования).

3. Крылова пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. . – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.: ил.

4. , Монина для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000

5. Соседенко предметно – развивающую среду. Дизайн – проект Психологический уголок // Справочник старшего воспитателя. – М.: , 2011, № 1, С.36 – 44.

6. Чистякова / Под ред. .-2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 19с: ил.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ

Решетникова Л.А.

Г. Балашов,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Зернышко»

Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования(приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 года № 655), в которой говорится, что задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье»,«Безопасность»,«Социализация»,«Труд»,«Познание»,«Коммуникация»,«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»), наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

ФГТ определяют не только структуру одного из основных документов ДОУ, но и те принципы, по которым педагогам необходимо выстраивать образовательную работу с дошкольниками(принципы развивающего образования, комплексно-тематический, интеграции и др.). Для реализации данных принципов требуется переосмысление своей деятельности всеми специалистами системы дошкольного образования, в том числе и психологом ДОУ, поскольку ему принадлежит большая роль в решении проблем развития, обучения и воспитания детей.

На современном этапе развития системы дошкольного образования актуальность деятельности педагога-психолога возрастает, так как достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы представляется весьма проблематичным.

Деятельность психолога в образовательном процессе в условиях внедрения ФГТ направлена на обеспечение контроля за развитием детей; оценивание комфортности образовательной среды, уровню ее безопасности для детей; участие в разработке образовательной программы образовательного учреждения; проведение психологического проектирования, экспертизы и мониторинга условий и результатов образовательной деятельности; прогнозирование социальных рисков образовательного процесса, проведение профилактической работы; оказание качественной психолого-педагогической и социальной помощи всем участникам образовательного процесса.

Виды работ и содержание деятельности по психологическому сопровождению воспитанников ДОУ: профилактика, диагностика, индивидуальная и групповая (скрининг), консультирование (индивидуальное и групповое), развивающая работа (индивидуальная и групповая), составление индивидуального образовательного маршрута, коррекционная работа (индивидуальная и групповая), психологическое просвещение и образование детей и взрослых

Однако, анализ деятельности практических психологов показывает, что большую часть времени занимает диагностическая и коррекционно-развивающая работа. Просвещение родителей и педагогов осуществляется, в основном, во время консультаций по общим вопросам развития детей дошкольного возраста и особенностям взаимодействия с конкретным ребенком. Психопрофилактическая работа часто ограничивается решением задач адаптации и подготовленности детей к школьному обучению. Несомненно, это серьезные проблемы. Но за пределами внимания психолога остаются другие, не менее важные задачи профилактической работы - содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе и своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта. Их решение весьма затруднительно в отрыве от той образовательной программы, которая реализуется в детском саду, без психологического обоснования ее содержания, положений и принципов, положенных в основу, без психологического сопровождения самого образовательного процесса.

Анализ научной литературы показал, что психолого-педагогическое сопровождение имеет большое разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т.д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т.д. Кроме того, проблема сопровождения в образовании рассматривается и как стратегия развития личности, и как тактика реализации ее индивидуального потенциала.

Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, которая охватывает всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.

Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.


Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ

Борзило Лилия Вениаминовна

Педагог-психолог

МДОУ - Детский сад

Комбинированного вида №58

«Красная шапочка» г. Нерюнгри,

Республика Саха (Якутия)

Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка с нарушениями эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. Основной смысл просвещения и сопровождения заключается в том, чтобы знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, популяризовать и разъяснять результаты исследований, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании ребёнка или в интересах развития собственной личности.

При взаимодействии с детьми происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди, животные. Жизнь ребенка не стоит на месте, он каждый день узнает, что - то новое. И для того чтобы ребенок развивался необходимо присутствие взрослого, который поможет раскрыть все тайны такого большого мира.

Основной целью работы с детьми является сопровождение ребенка, как система профессиональной деятельности «команды» специа­листов направленной на создание социально-психологических условий для спешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей.

Работа с детьми строится по следующим направлениям:

Ø Психодиагностика

Ø Психокоррекция

Ø Психопрофилактика

Ø Взаимодействие с педагогами и родителями

Психодиагностика - это изучение индивидуальных особенностей лич­ности ребенка:

1. Диагностика индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивиду­ального подхода и разработки оптимальной стратегии корригирующего воздействия;

2. Диагностика динамики изменений в психофизи­ческом, сенсорном и личностно-социальном развитии ре­бенка при реализации целостного коррекционно - разви­вающего процесса;

3. Выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении;

4. Определения сильных сторон личности, ее резервных воз­можностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы.

Психодиаг­ностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.

Структура и формы:

Система психодиагностической работы строит­ся следующим образом. В начале учебного года проводится экспресс-диагности­ка уровня психического развития детей от 2 до 6 лет. На основе углубленной диагностики стро­ится коррекционно-развивающая работа.

Диагностическое обследование детей подготови­тельной группы проводится два раза в год. Повторное диагностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность, отследить динамику в развитии, а так же оказать допол­нительную помощь дошкольникам с низким уров­нем готовности к обучению в школе.

Обязательно:
1. Обследование детей второй младшей группы (2-3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
2. Диагностика воспитанников средней группы с целью определения актуального уровня психического развития для организации и координации работы в старших группах.
3. Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

4. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

Ø По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям я провожу углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическое обследование ребенка в детском саду, так же проводится по просьбе воспитателя, родителя заинтересованного в понимании индивидуальных особенностей ребен­ка и получении советов по работе с ним. Перед обследованием проводится беседа с воспитателем, где выясняется, как воспи­татель оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в воспитании и обучении. Далее собираются первоначальные сведения о семье ребенка. Предварительное наблюдение за ребенком в группе его общение с другими детьми и воспитателем, поведение и выполнение зада­ний на занятиях, соблюдение режимных моментов помо­гает мне создать представление о ребенке, найти пути установления контакта с ним и наиболее продуктивно пост­роить психологическое обследование.

Диагностика осуществляется в форме плано­вой или диагностики по запросу родителей, воспи­тателей и администрации ДОУ и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консуль­тирования родителей и воспитателей, психокоррекции, организации работы психолого-педагогического кон­силиума.

Исследование ребенка, направлено на постепенное изучение целостной картины

раз­вития ребенка:

1) анализ информации, полученной в первичной беседе с роди­телями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц;

2) беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социаль­но-бытового плана;

3) сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);

Результатом анализа данных обследования должно стать представление не о количественном уровне развития той или иной функции, а об общем типе поведения ребенка. Только целостный психологический портрет дает возможность вы­работать рекомендации для родителей и воспитателей.

Психокоррекция

Целью данного направления является содействие полноценному психическому и личнос­тному развитию, а так же создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Психокоррекция это - это систематическая рабо­та с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфиче­скую помощь этим детям, а так же развивающие групповые и индивидуальные заня­тия по результатам обследования и просьбе воспитателя, родителя затрудняющегося самостоятель­но решить какую-либо обучающую проблему.

Структура и формы:

В развивающей работе я ориентируюсь на средневозрастные нормы развития детей, для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития, который может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Так же я осуществляю коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием всех специалистов ДОУ.

Обязательно:
1. Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных, средних групп с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных).

3. Занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;

4. Групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в эмоциональной и познавательной сферах);

5. Индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в эмоциональной и познавательной сферах);

Дополнительно:

Ø Проведение занятий с детьми других возрастных групп (по запросу родителей, педагогов).

Ø Проведение занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

Ожидаемые результаты:

При правильном подборе необходимого диагностического материала, игр и упражнений предполагается улучшения, устранения имеющихся нарушений у детей, а так же повышения уровня развития детей. При взаимодействии с детьми используется принцип от простого к сложному, содержание расширяется и углубляется. Поэтому любой ребенок может в своем индивидуальном темпе развивать свои познавательные способности, обучаться навыкам общения, умению сотрудничать, понимать свои и чужие эмоции.

Т.к. занятия строятся в доступной, игровой форме, интерес поддерживается на протяжении всего занятия. Во время занятий дети сидят, стоят в кругу, что создает ощущение целостности, психологический комфорт и облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Программы содержат ряд конкретных технологий, и четкое следование которым позволяет добиться положительных результатов.

Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Для улучшений самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Это не просто налаживание более тесной связи с семьей, а такие формы, как посещение родителями группы в любое время, при­сутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, празд­никах, днях рождениях.

Взаимодействие с родителями обычно начина­ется с ознакомительной беседы при принятии ребенка в дет­ский сад. В беседе вы­являются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, их пожелания к работе воспитателей, предпо­лагаемая степень участия в работе учреждения, устанавли­ваются партнерские, доброжелательные отношения родите­лей с педагогами и специалистами. Мы приглашаем родителей с детьми, посмотреть детский сад, будущую группу, показываем оснащение сада (учебный и игро­вой материал), площадку для прогулки и т. д. Такая демон­страция удовлетворит детское любопытство и поможет ро­дителям почувствовать себя более уверенно, ощутить свою причастность к происходящему в детском саду.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Обязательно:
1. Работа по адаптации детей к условиям новой социальной среды:
2. Анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

3. Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

4. Информирование педагогов и родителей о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

5. Осуществляется просвещение родителей и педагогов по вопросам обучения детей, решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обуче­нии и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей и педагогов индивидуализированные программы их занятий с ребен­ком в домашних условиях;

6. Проводится работа по просьбе родителей и педагогов - индивидуальная диагностика умственного развития ребенка, его индивидуальных особенностей;

7. Обеспечивается психологическая поддержка родителям, име­ющих детей с проблемами в развитии, и поведении;

Дополнительно:
1. Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.

2. Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

Структура и формы:

Основным средством профилак­тики отношений в развитии детей служит инфор­мированность родителей, педагогов, повышение их психоло­го- педагогической культуры.

В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям и педагогам, должны входить:

Возрастные особенности детей;

Условия, необходимые для полноценного психологического развития;

Готовность к школе и т. д.

Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуаль­ном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.

Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений.

В рамках реализации данного направления необходимо заботиться о создании психологичес­ки благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспита­тельного процесса: детей, педагогов и родителей.

Важной профилактической процедурой в рабо­те является сопровождение периода адап­тации поступающего в ДОУ ребенка. Решение этой проблемы, как и любой другой, требует комплексного подхода. Медицинский персонал занимается сбором полно­го анамнеза администрация и психолого- педагогическая служба информиру­ют родителей об особенностях адаптации дошколь­ников, отслеживают сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости. Важно, что­бы вновь поступающие дети приходили постепенно, тогда педагог сможет уделить им достаточно внимания, тем самым облегчить процесс привы­кания.

Наиболее удачной формой работы с семьей является родительский клуб, где в отличие от собраний общение основано по схеме назидательно-поучительной, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованно­сти. В клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями или педагогами.

Понимая степень занятости родителей, также используют­ся такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Почта доверия», выпуск бюллетеней, мини журналов. Для всех членов се­мьи предоставляется возможность с помощью короткой запис­ки высказать свои сомнения по поводу развития ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.

Благодаря налаживанию сотрудничества педагогов и родителей постепенно определяется ведущая проблема в семье, которую взрослые считают наиболее важной при­чиной, мешающей им заниматься с ребенком. Затем показыва­ются возможности ее решения. Как правило, именно эта причина вызывает ведущее нарушение в структуре педагогического процесса, которое выражается в виде выпадения или дисфунк­ции какого-либо компонента воспитания.