Театрализованная деятельность как средство формирования активного читателя. Театрализованная деятельность –как средство речевого развития

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар "Центр развития ребёнка - детский сад № 110 "Теремок" КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Театрализованная деятельность как средство развития речевой активности дошкольников» СОСТАВИЛ: воспитатель ХАЛАИМОВА Т.Н 1 ВВЕДЕНИЕ В настоящее время в связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом перед системой народного образования, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника, особая роль принадлежит театру и театрализованной деятельности. Анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует, что знакомство с различными видами театра, а так же театральные постановки для детей и с их участием, играли важную роль в их развитии, приобщали детей к театральному искусству. Они не только приносили радость понимания искусства театра, но и воспитывали художественный вкус, развивали речь, учили ребенка лучше понимать окружающий его мир. Дети- дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прейти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки, обогащая свой внутренний мир. Ознакомление с различными видами театра и театрализованная деятельность, позволяет решать многие задачи программы детского сада: одной из самых важных для дошкольников является развитие речи, и повышение речевой активности. Разнообразие различных видов тетра, тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, повышает речевую активность, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. Таким образом можно сделать ВЫВОД: что все вышесказанное дает основание утверждать, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективнокоммуникативного воздействия. 2 1. Знакомясь с различными видами театра, а так же участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а, умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения; 2. С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. 3. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. 4. Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогу оказывать позитивное влияние на детей. Цель: Ознакомление с различными видами театра, для повышение речевой активности. Задачи и методы: последовательное знакомство с видами театра; поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков; работа над речью и интонацией; коллективные взаимодействия; умение сочувствовать, сопереживать. Принципы: Следует выделить некоторые принципы. 1. Принцип стимуляции познавательной, исследовательской деятельности, активности ребенка. Имеет место ситуация выбора, незавершенный образ, его неожиданность и проблемность, постановка дальней цели. 3 2. Принцип творческой, гуманной направленности характеризующийся развитием воображения, фантазии. педагогического процесса, 3. Принцип свободы и самостоятельности, позволяющий подражать, комбинировать, самостоятельно выбирать мотивы и способы действия. создавать, 4. Принцип интегративности, характеризующийся связью: - театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, музыкальной и др.), с различными видами искусств (драматическим, изобразительным); детского и взрослого искусств; - театральной игры и совместной созидательной деятельности педагога и ребенка.     импровизационность; гуманность; систематизация занятий; учет индивидуальных особенностей детей. Реализация цели и задач: 1. Знакомство детей с театральной куклой - бибабо, и театрализованными играми, начиная с младшей группы. Дети смотрят драматизации, инсценировки в исполнении воспитателя и детей старших групп. 2. Со второй младшей группы детей последовательно знакомят с видами театров, основами актерского мастерства. В качестве основы - этюдный тренаж, помогающий развить внимание, прививающий навыки отображения различных эмоций. 3. В средней группе кукольный спектакль объединяется с игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр - там есть ширма и за нее можно спрятаться. 4. В старшей группе дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. 5. Подготовительная группа - театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев.  совершенствуется всестороннее развитие артистических способностей детей средствами театрализованного искусства;  развивается творческая самостоятельность: игровая, песенная, танцевальная импровизация, а так же импровизация на детских инструментах;  углубляются знания о предметах, куклах, декорациях;  расширяется, активизируется словарь детей; воспитывается культура речевого общения;  закрепляются навыки импровизации знакомых сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты;  ищутся выразительные средства для создания образа,  используя позу, мимику, жест, речевую интонацию; 4    воспитывается отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости, формировать чувства сотрудничества и взаимопомощи; совершенствуется песенное мастерство; развивается творческая самостоятельность, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, создавая яркий образ героя 2. Различные виды театра в жизни дошкольников Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев. Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Существуют разнообразные виды детского театра. Самый распространенный - это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр пяти пальчиков, или театр петрушек, создает обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью. Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши экспансивно сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными. Подготовить декорации и кукол для театра пяти пальчиков - дело хлопотливое, но возможное в любом детском саду. Зато как близка кукла детям! Надев куклу на руку, 5 воспитатель может подойти с ней к малышам, и этот поросенок или мишка могут поговорить с детьми, немножко пошалить, приласкаться, ободрить и утешить ребенка, попросить чтолибо сделать. Как изготовить куклы, создать декорации и подготовить спектакль, подробно рассказывается в книгах Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» (М., 1960) и Г. В. Генова «Театр для малышей» (М., 1968). Вызывает интерес у детей и теневой театр. Теневой театр - распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, - это во многом определяет и выбор репертуара. Без особых затруднений можно осуществить в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др. Если трудные для показа части литературного произведения имеют важное значение для понимания содержания спектакля, их можно прочитать и без силуэтного сопровождения. Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Чтобы подчеркнуть, что действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта выделяются характерные черты (нос, шарф, волосы и т. д.). Показ спектакля теневого театра требует на первых порах участия трех воспитателей: один должен сидеть перед экраном и читать текст, двое других за экраном управлять силуэтами. Возможны различные варианты показа спектакля: можно читать все произведение, а можно ограничиться лишь чтением авторского текста, реплики персонажей будут произносить воспитатели, находящиеся за экраном, и т. д. Когда воспитатели приобретут опыт в управлении силуэтами, они могут показывать спектакль даже поодиночке, привлекая в качестве ассистентов детей. Воспитателю придется читать текст за нескольких действующих лиц, поэтому надо научиться за каждого говорить так, чтобы дети могли по голосу различать персонажей. Дикторское прочтение слов автора требует, чтобы текст читался выразительно, внятно, достаточно громко. Одним из вариантов теневого театра является такой, когда силуэты получаются от фигур людей. Так же как и в теневом театре с плоскими фигурами, свет должен быть за экраном, а зрители садятся перед экраном. Свет должен быть ярким: на воздухе - солнце, а в комнате - очень яркая лампа, которая вешается в полутора-двух метрах от экрана, на уровне плеч детей. Прежде чем приглашать зрителей на просмотр спектакля, воспитатель приводит за экран 6-8 детей и объясняет им их обязанности. Он сам проходит близко от экрана и просит, чтобы дети сказали, когда тень будет ярче и отчетливее. Сначала дети будут разыгрывать сценки-импровизации, шутить и веселиться. Для создания комического эффекта можно дать им смешные головные уборы, приделать длинные носы, пышные бороды и т. д. Затем можно готовить небольшие жанровые сценки. 6 Интересный литературный материал для театра теней дан в книге Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду». Большой популярностью у малышей пользуется настольный картонный театр на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки - делаются из картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок. Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах, и, конечно, с радостью встречают они картинки двигающиеся. Издательство «Малыш» выпустило оригинальные книжкиигрушки «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», представляющие собой своеобразные миниатюрные театры картинок. Изобретательно выполненные сценки могут служить образцом для театра картинок. Самодельные театры картинок создают эффект действия: при показе спектакля воспитатели стараются перемещать фигурки. Как правило, их делают на подставках, за которые тянут небольшими крючками, прикрепленными к палочкам. В последнее время передвижение фигурок в театре картинок производится магнитами, при этом можно добиться даже того, что фигурки будут забавно танцевать. Элементарная форма представления в картиночном театре - передвижение картинок на столе без создания эффекта внезапности появления. Просто сначала, например, ставят большую репку, затем выдвигают последовательно бабку и всех других персонажей спектакля. При таком показе руки воспитателя привлекают к себе слишком много внимания. Чтобы закрыть от детей руки, из картона делается красивый барьерчик (40-50 см длины и 8 см ширины). Для создания обстановки театрального представления воспитатели делают занавес, кулисы. В таком театре на сцене могут находиться различные фигурки, передвигаться в разных направлениях. О том, как сделать фигурки, декорации, рассказывают Т. Н. и Ю. Г. Караманенко в книге «Кукольный театр - дошкольникам» (М., 1973). Репертуар театра картинок на фланелеграфе очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения. Развитие эстетического вкуса дошкольников будет проходить тем успешнее, чем продуманнее будет организована работа по изучению доступных детям художественных произведений. Уже в группе раннего возраста при рассказывании потешек и маленьких стишков для усиления эмоционального воздействия художественного слова следует практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Практически большинство художественных произведений, составляющих обязательный литературный минимум или включенных для дополнительного изучения, могут быть инсценированы одним из указанных способов.       7 Театр бибабо. Театр марионеток Живая кукла. Варежковый театр. Театр ложек Верховой театр.  Плоскостной театр.  Театр миниатюр. Формирование речевых и коммуникативных проявлений детей. Формирование речевых и коммуникативных проявлений детей раннего и младшего школьного возраста затрагивает некоторые исследования (А. М. Леушиной, Е. И. Кавериной, Г. М. Ляминой, Н. М. Аксариной) в области решения задач речевого развития. Разносторонний анализ трудов этих авторов широко представлен в отечественной литературе, поэтому изложим лишь основные положения по проблеме изменения речевой активности детей. 1. Формирование речи в раннем детстве определяется развитием новых видов деятельности и новых форм общения с взрослыми по поводу этих видов деятельности. Д. Б. Эльконин подчеркивает, что возникновение новых видов деятельности ребенка и новых отношений его со сверстниками и с взрослыми приводит к дальнейшей дифференциации функций и форм его речи. Ведущей в этот период является предметно-орудийная деятельность, поэтому маркером изменений речевой активности детей выступает соотношение единиц в паре «глаголы - существительные». Исследованиями А. С. Выготского, А. М. Аркина, А. М. Гвоздева установлено, что изменение объема речевой приводит к изменениям соотношения между существительными и глаголами: в ясельной группе - 100/170, в группе детского сада - 100/120. Новые потребности деятельности и общения ведут к дальнейшему интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем. В результате этого речь ребенка становится все более связной и в итоге превращается в важнейшее средство передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых. Взрослый (воспитатель или родитель) задает систему расчленения действительности, которая необходима для формирования понятия, когда показывает и называет признаки предметов ребенку в процессе совместной предметной или предметно-игровой деятельности с ним; систему обобщения - когда учит пользоваться сенсорными эталонами, помогает накопить опыт обозначения каких-либо предметов их изображениями, символами или предметамизаместителями 2. Высшие психические функции внутренне связаны с развитием речевой активности и языковой способности. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребенка - его восприятие, мышление, память. Однако процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На начальных ступенях овладения речью значение, которое ребенок вкладывает в слышимые и произносимые им слова, существенно отличается от значения, которое эти же слова имеют для взрослого. На протяжении раннего детства происходит изменение значений слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка. Согласно взглядам Л. С. Выготского, «перекрест» в развитии речи и мышления, языковой и интеллектуальной способностей ребенка, осуществляется до 2-3 лет. Условием развития познавательной активности в данный период выступает общение ребенка со взрослым партнером, в процессе которого ребенок усваивает заинтересованное отношение к предметам и явлениям, способы исследовательских действий и управления своим поведением. Структурирование Образа мира и Образа себя, представлений о своих умениях и возможностях происходит благодаря Слову. 3. Социальная среда и роль взрослого в развитии речевой активности ребенка - важные факторы социального и общего развития ребенка в раннем детстве и младшем, поэтому особые требования предъявляются к речи воспитателя и его умению моделировать педагогические ситуации, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, 8 формирования речевых умений и навыков воспитанников. Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков, позволяющих ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами родного языка, исследователи называются языковой способностью. Решение задач стимуляции речевой активности и развития языковой способности детей предполагает: 1.Развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям. 2. Развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значений слов, различение грамматических форм. Эти задачи тесно связаны друг с другом. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи, ведет за собой ее развитие. Динамика соотношения пассивной речи с активной характеризует изменения потребности детей в общении со сверстниками и взрослым при переходе от уровня пассивной к активной адаптации. Дети все чаще включаются в речевые взаимодействия с воспитателями и сверстниками, учатся решать задачи речевой коммуникации. Первым этапом развития речи детей является использование воспитателем приема оречевления действий на протяжении всего воспитательного процесса: одевания, раздевания, умывания, кормления и т. д. При этом речь воспитателя не должна быть стереотипной. Так, фразу «Пошли мыть руки» можно заменять на «Вымоем руки», «Сейчас мы пойдем мыть руки», «Пойдемте мыть руки», «Пора помыть руки» и т. д. При этом обращается внимание на реализацию разных функций речи: назывной, комментирующей, обобщающей, планирующей, контролирующей - в процессе организации всех форм детской жизнедеятельности в саду. В этом случае речь становится средством активизации речевой деятельности детей и организации их собственного поведения. При этом речь воспитателя по своей форме и значению может как ограничивать действия детей («Нельзя»), так и побуждать к действиям, совмещаться с действиями и завершать их («Будем одеваться» - «Одеваемся» - «Оделись»). Адекватное выполнение действий детьми говорит о правильном восприятии и понимании обращенной речи. Таким образом воспитатель подводит детей к овладению более сложными функциями речи - регулирующей и планирующей. Речевое комментирование воспитателем организации жизнедеятельности детей способствует тому, что дети побуждаются к сотрудничеству со взрослым с целью получения от него новых сведений об окружающем мире и новых способов действий. При этом потребность в общении с взрослым рассматривается как сотрудничество и желание получать новые знания об окружающем. Поэтому на данном этапе следует поддерживать все возрастающий интерес к окружающим явлениям, предметам, игрушкам, картинам, самим взрослым. На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит совершенствование восприятия более сложных образцов речи, различных вариантов предложений, обогащение словаря, уточнение и усвоение лексических и грамматических значений слов. Это ведет к развитию потребности в общении со взрослым на познавательные темы и к активным познавательным действиям. Общение приобретает инициативный характер, ребенок чувствует потребность в активных самостоятельных действиях. К концу дети в детском саду, используя сформированные навыки речевого общения, должны уметь осознанно воспринимать речь взрослых, то есть уметь вслушиваться в речь окружающих, 9 правильно выполнять словесные инструкции, активно пользоваться звукоподражаниями, пользоваться в общении ситуативной речью, как по побуждению воспитателя, так и по собственной инициативе. Самым важным достижением является появление у детей активной речи, желания говорить, когда дети в общении начинают отвечать на вопросы воспитателя на занятиях, по своей инициативе вступают в общение с взрослым и сверстниками. Воспитанники к этому времени усваивают основные синтаксические единицы, которыми и пользуются в общении -слово - словосочетание - предложение. Специфическими приемами, на занятиях по развитию речи, являются 1.Показ и рассматривание предмета. То, что показывает и называет взрослый, приобретает для ребенка особый интерес, вызывает радостные эмоции, которые он переносит на взрослого, тем самым данный прием помогает наладить контакт с ребенком, построить положительные взаимоотношения. 2. Выполнение действий с предметом. Выполнив вместе с воспитателем ряд действий с предметом, ребенок переносит это в самостоятельную игровую деятельность, что способствует развитию игры детей и, как следствие, развитию взаимоотношений детей, так как в общение со сверстниками воспитанники вступают по поводу интересующей их совместной деятельности, а наиболее привлекательной деятельностью дошкольников на потяжении всего дошкольного периода является игра. 3. Просьбы, поручения. Этот прием помогает сформировать у детей ориентировку в окружающем, учит правильно обращаться с просьбой к сверстнику или взрослому. Это приводит к формированию умения самостоятельно выражать просьбу, что, прежде всего, необходимо в общении детей друг с другом в условиях игры и другой совместной деятельности. В среднем дошкольном возрасте у детей происходит интенсивное познание окружающего мира. Одной из ярких характеристик детей 4-5 летнего возраста является появление большого количества детских вопросов познавательного характера, появление повышенного интереса к словам и окружающим вещам, явлениям, предметам, что и дало название этому периоду «детских почемучек». Учёные (А.М. Богуш, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев и другие) сходятся во мнении, что под речевой активностью детей следует понимать следующие умения, которыми должен обладать ребёнок: - слушать и понимать обращённую к нему речь; - вступать в разговор и поддерживать его; - отвечать на вопросы и спрашивать самому; - уметь объяснять - пользоваться разнообразными языковыми средствами; 10 Основными показателями речевой активности детей среднего дошкольного возраста являются: - присутствие инициативы в речевой деятельности; - поддержание и подкрепление инициативы, при наличии значимого «подкрепления» (яркой наглядности, игровой мотивации и т.д.) - присутствие «умственного удивления» (любопытства, интереса и т.д.) - высокая трудоспособность в речевой деятельности Активизация речевой деятельности способствует умственному развитию ребёнка, обогащению словарного запаса, развитию речи, усвоению лексических единиц родного языка, способствует развитию воображения, мышления. Модель развития речевой активности дошкольников Таким образом можно сделать ВЫВОД: что все вышесказанное дает основание утверждать, что ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие дошкольников в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста за счет комплексного аффективнокоммуникативного воздействия. 11 Цель данной работы: последовательно знакомить детей с различными видами театра, повышать речевую активность, развивать инициативу, самостоятельность в играх с куклами, развивать желание выступать перед детьми, родителями, сотрудниками ДОУ. Продукт совместной деятельности: Практическая работа осуществляется на базе средней группы детского сада № 61 второй год по трём направлениям: 1 “Развивающая среда”, 2 “Дети”, 3 “Взрослые”. Первое направление - формирование развивающей среды. Это создание театрального уголка в группе, включающего в себя: Настольный театр Театр резиновой игрушки Театр мягкой игрушки Театр ложек Плоскостной театр Театр марионеток Пальчиковый театр Костюмы Декорации Театр конусной игрушки Куклы- бибабо Теневой театр Театр “Варежка” и др. Второе направление- это работа с детьми. 12 Она включает в себя творческую деятельность детей, как совместную с воспитателем (2 раза в неделю), так и самостоятельную. Это: Игровое творчество Песенное творчество Танцевальное творчество Импровизация на детских музыкальных инструментах. При работе с детьми используются следующие методы: сочинение сказок, модификация сказок, сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание играть на музыкальных инструментах, интерес и желание танцевать. Третье направление -- “Взрослые”. Это работа с родителями, специалистами ДОУ. Она включает в себя: Совместное посещение театров семьями и группой Выставка театров разного вида Создание мини музея игрушек сделанных своими руками Совместное выступление детей и их родителей Выступление кукольного театра Семейные мини-спектакли Изготовление фото альбомов и тд. Практические наработки. Театральные игры. Упражнения и этюды. Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю? Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами - предлагаемыми обстоятельствами). Тем самым в процессе работы повышается речевая активность ребенка. Темы для таких маленьких спектаклей (этюдов) близки и понятны детям (Ссора, Обида, Встреча). Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое 13 поведение (Знакомство, Просьба, Благодарность, Угощение, Разговор по телефону, Утешение, Поздравления и пожелания). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции (Радость, Гнев, Грусть, Удивление, Отвращение, Страх). Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными. Работа над этюдами развивает многие качества, в том числе умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнера. Речевые игры и упражнения Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, данные упражнения делятся на три вида: - дыхательные и артикуляционные; - дикционные и интонационные; - творческие (со словом). Работа над спектаклем Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им повышать речевую активность, преодолевать трудности в общении. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и эмоци ональную сферу ребенка. - лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка. При слушании и чтении сказок происходит интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при пересказе, драматизации - становление речевой культуры. Развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу); Кукольный театр 14 Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. 15 16

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?»

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрализованная деятельность.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, ее грамматический строй.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик В. М. Теплов (1896-1965),- создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя не его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б. М. Теплов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Почему прежде всего «организация», а не «содержание»? По нашему мнению, только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизни детей и взрослых.

Дата публикации: 11.03.18

Подготовил воспитатель

МБДОУ №4 "Умка" г.Сургут:

Злодеева Н.В.

Сургут 2018

Театрализованная деятельность - как средство развития способностей детей.

Введение.

Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.

Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Цель и задачи
Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
обогащать и активизировать словарь;
развивать диалогическую и монологическую речь;
воспитывать гуманные чувства у детей.
Методы и приёмы организации театрализованной деятельности
Принципы проведения театрализованной деятельности:
- наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);

- проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Методы работы по организации игр – драматизаций:
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы

Метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием с детьми обсуждается, «проговаривается» каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Виды драматизации:
игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
ролевые диалоги на основе текста;
инсценировки произведений;
постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Методы работы:
метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой - драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Литература

1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.

2 Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003.

3 Антропова М. В. Психолого-педагогические и гигиенические подходы к организации развивающих занятий для детей дошкольного возраста. // Дошкольное образование № 24 (96), 2002.

4 Богачёва Н. И. , Тихонова О. Г. Организация досуга в семье. М., Академия, 2001, 208 с.

5 Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду. М., Просвещение, 1978, 207 с.

6 Девина И. А., Маштакова И. В. Управляем эмоциями. М.,Ось,89, 2002, 48с.

7 Иванцова Л. Коржова О. Мир кукольного театра. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003, 160 с.

8 Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. // Дошкольное образование № 12. 2002.

9 Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., Творческий центр Сфера, 2001.

10 Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра. М., Институт повышения квалификации работников образования, 1995.

11 Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. М., Просвещение, 1999.

12 Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1975.

13 Орлова Ф. М., Соковнина Е. Н. Нам весело. М., Просвещение, 1973, 207 с

Вводная часть

Креативность - сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные особенности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Развитие креативности посредством театрализации в свою очередь, обогащает воображение, расширяет знания, опыт и интересы ребенка.

Современные условия предусматривают развитие творческой и креативной личности. А в истоках развития личности в целом изначально лежит воспитание. Для полноценного развития и творческого становления личности необходимо создание условий для самоопределения и социализации. Только такая личность может быть успешной в современном социуме.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

Заинтересовавшись вышесказанным, я решила углублённо работать с детьми по теме: «Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности».

Цель деятельности: способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей; создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе, приобщить детей к театральному искусству, театрализованной деятельности;

Задачи:

Развивать творческие способности детей;

Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;

Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);

Способствовать формированию эстетического вкуса;

Расширять представления детей о театре, его видах, атрибутах, костюмах, декорациях.

Создать у родителей представление о театральной деятельности детей, как об одном из наиболее важных видов деятельности в дошкольном возрасте;

Найти пути сотрудничества с семьями воспитанников, направленные на обеспечение благоприятных условий для творческой личности.

II.Основная часть

Творческая деятельность - это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Следует отметить, что наряду с творческими способностями у детей в процессе театральной деятельности формируются нравственные ценности. И от того какие ценности будут сформированы сегодня, зависят личные особенности каждого из них и общества в целом.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Театрализованная деятельность в детском саду - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Так же театральная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица, какого либо персонажа это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Пример: робкому ребенку дают роль медведя и он, перевоплощаясь в роль, принимает образ сильного смелого персонажа чувствует себя по другому. Так же умеет выйти на публику и выступить в образе, преодолеть свою робость скованность. Ребенок начинает себя по-другому ощущать, двигаться, говорить.

В группе педагог должен создать условия для развития творческой активности детей. В театрализации поощрять творчество развивать способность свободно и раскрепощено держаться на выступлении. Побуждать к импровизации средствами мимики, выразительности движений и интонациями. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, с различными видами кукольных театров).

Среда - является одним из основных средств развития личности ребенка. Предметно - пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Для этого в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки. Где ребенок, одев маску или другие атрибуты может представить себя в той или иной роли перед зеркалом далее он начинает развивать замысел.

Театрализованная деятельность удел детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения, повысить культуру ребенка, познакомить правилами этикета, обрядами, традициями. Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжет имеет общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровые правила. Креативность проявляется в том, что ребенок художественно передает замысел, варьирует свое поведение. В игре ребенок побуждает к неформальному общению, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого используются этюды, тренинги, упражнения, которые способствуют развитию навыков театральной игровой деятельности.
Игра « Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

Волшебник задает рифмы по очереди:

Кочка — бочка, строчка, дочка, точка...

Картошка — матрешка, морошка, кошка...

Печь — меч, течь, лечь...

Лягушка — квакушка, подружка, кружка...

Зайчик — пальчик, мальчик...

Мышь — тишь, камыш, шуршишь...

Кошка — мошка, блошка, плошка...

Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок...

Снежинка — пушинка, пружинка...
Расскажи стихи руками

Цель: побуждать детей к импровизации.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Кот играет на баяне,

Киска — та на барабане,

Ну, а Зайка на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть. (Л.П.Савина.)

Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах. Возможно использование грамзаписи русской плясовой.
Проговаривание диалога с различными интонациями

Ребенок: Мед в лесу медведь нашел...

Медведь: Мало меду, много пчел!

Диалог проговаривается всеми детьми. Воспитатель помогает найти нуж-ную интонацию.

Для того чтобы все дети были вовлечены в работу, можно использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Наибольший эффект дают такие методы развития креативности, как: творческие задания; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень; этюды, упражнения.
Для раскрытия креативных способностей детей в театрализованной деятельности, также используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Широко применяются и игры-драматизации, главным объектом обыгрывания в которых становится сам ребенок. Все эти забавы не только способствуют развитию креативности детей, но и тренируют память, развивают эмоции и стремление к познанию мира.

Пантомимы.
Цель: Научить будущих артистов выразительности, оживлять фантазию и воображение.

У нас под крышей

Белый гвоздь висит (руки подняты вверх).

Солнце взойдет -

Гвоздь упадет (расслабленные руки падают вниз, присесть).
Игры на развитие выразительной мимики .

Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.

1. Соленый чай.

2. Ем лимон.

3. Сердитый дедушка.

4. Лампочка потухла, зажглась.

5. Грязная бумажка.

6. Тепло-холодно.

7. Рассердились на драчуна.

8. Встретили хорошего знакомого.

9. Обиделись.

10. Удивились.

11. Испугались забияку.

12. Умеем лукавить (подмигивание).

13. Показать, как кошка выпрашивает колбасу (со-бака).

14. Мне грустно.

15. Получить подарок.

16. Две обезьяны: одна гримасничает — другая ко-пирует первую.

17. Не сердись!

18. Верблюд решил, что он жираф,

И ходит, голову задрав.

У всех он вызывает смех,

А он, верблюд, плюет на всех.

19. Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.
А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

— В рот не суй что попадется!

20. Будь внимателен.

21. Радость.

22. Восторг.

23. Я чищу зубы.

Развитие креативности посредством театрализации - это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу, синтезу, эмоциональным переживанием, развитию творческой активности детей. Такая деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корректирует в разных сферах психической деятельности.

В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

Чтение и совместный анализ сказок.

Проигрывание отрывка из сказок.

Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.

Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

Словесные, настольные и подвижные игры.

Пантомимические этюды и упражнения.

Дыхательная гимнастика

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковые игры со словами.

Заключение.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей. Итогом являются: инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, которые входят в содержание праздников и развлечений. Театрализация позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие). Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Задачи, которые я ставила, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.

Основная идея опыта моей работы: помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра. И я считаю, что заинтересовать ребенка сможет только увлеченный человек, поэтому моя главная цель - заинтересовать каждого дошкольника миром прекрасного, всячески поддерживая его малейшие успехи.

Основные источники

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М., 2007.
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. Спб.: Издательство «Союз», 2002, 271 с.
  3. Баева И.А. И др. Психология безопасности как теоретическая основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / Под ред. И.А. Баевой. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. 289 с.
  4. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. - 2009. - № 9. - С. 118.
  5. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. - М. : Изд. Центр «Академия», 2010. - 368 с.
  6. .Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников.- М.:ВАКО, 2007
  7. Григорьев Д. В., Кулешова И. В., Степанов П. В. Воспитательная система школы: от А до Я. - М. : Просвещение, 2006.
  8. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М. : Просвещение, 2009. - 24с. - (Стандарты второго поколения).
  9. Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. - М., 2007.
  10. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. - М. : Дрофа, 2007.
  11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с.
  12. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
  13. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. - СПб.: Каро, 2009. - 367 с.
  14. Панютина Н.И., Рагинская В.Н.и др. Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми 2- е изд.,-Волгоград:Учитель, 2008.-204с.
  15. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография. М., 2003. - 432 с.
  16. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
  17. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.

В советской психологии стало общепринятым деление человеческой деятельности на три основных формы: игру, учение и труд. Наиболее последовательно это деление представлено в «Основах общей психологии» С. Л. Рубеншнейна. Эти виды деятельности рассматриваются им как этапы индивидуального развития человека, формирования и развития сознания. Эти виды деятельности стали рассматриваться всеми нами как фундаментальные формы психологического развития человека, формирования его сознания и личности от рождения до зрелости.

Многие специалисты в области детской психологии превратили игру в возрастную форму предметной деятельности, специфическую лишь для ребёнка с первого года жизни до начала систематического учения. Между тем игра как особая форма деятельности имеет свою историю развития, охватывающую все периоды человеческой жизни.

Основное различие между игровой театральной деятельностью и трудовой заключается не в каких-либо частных проявлениях, а в общем отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чём испытывает непосредственную потребность или непосредственный интерес; сплошь и рядом он делает то, что нужно или должно сделать, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают лежащие на нём обязанности, независимо от наличия непосредственного интереса или непосредственной потребности. Играющие в своей театрализованной деятельности непосредственно не зависят от того, что диктует практическая необходимость или общественная обязанность. В психологической и педагогической литературе получило распространение понятия театрализованной деятельности именно как деятельности ребёнка дошкольного или младшего школьного возраста. Но включение театрализованной деятельности в деятельность человека любого возраста будет сопровождаться теми же особенностями. Поэтому в данной работе мы будем рассматривать характеристики театрализованной деятельности, основанные, в первую очередь, на характеристиках театрализованной деятельности ребёнка.

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

· с художественным образованием и воспитанием;

· формированием эстетического вкуса;

· нравственным воспитанием;

· развитием коммуникативных качеств личности;

· воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии;

· созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус человека.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, помогает в становлении самооценки.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения. Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения.

В сфере познавательного развития:

· развитие разносторонних представлений о действительности

· наблюдение за явлениями природы, поведением животных

· обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития пространственных представлений, творчества, интеллектуальной инициативы

· развитие памяти, предвосхищающего воображения, обучение умению планировать свои действия для достижения результата;

В сфере социального развития:

· формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности

· воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе

· развитие эмоций;

В сфере эстетического развития:

· развитие таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа

· приобщение к совместной деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов

· создание выразительного художественного образа

· развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата

· организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций

· обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов;

В сфере развития движений:

· согласование действий и сопровождающей их речи

· развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа

· поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или фольклорная основа содержания и наличие зрителей (Л.В.Артемова, Л.В.Ворошина, Л.С.Фурмина и др.). Театрализованные игры представляют собой «рубежный» вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на ее результат. Это разновидность художественной деятельности, состоящей из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества (Н.А.Ветлугина).

Театрализованная деятельность есть ни что иное как наличие в концерте единого художественного сценического образа, для создания которого используются присущие театру, театральному действию, выразительные средства. А именно:

· Сценическое действие. Введение в номер сценического действия, когда жанр номера его не предполагает. (Например, выступление академического хора);

· Мизансцена. Введение в номер различных сочетаний поз, движений исполнителей, когда жанру номера присуще статичное расположение артистов на сцене. Введенные позы и движения внешне выражают сущность происходящих в данный момент на сцене событий и отношения между исполнителями.

· Сценическая атмосфера. Для создания которой используется: игровой свет, фоновая музыка, шумы и другие элементы, создающие определенную среду, в которой развивается действие концерта.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки. Это во многом зависит от опыта будущего актёра: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

Общим всех для театрализованных игр является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности. Художественная деятельность, в свою очередь, это деятельность, в процессе которой создаётся и воспринимается какое-либо произведение искусства. Она включает различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), которые входят в художественную деятельность благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту .

Театрализованная деятельность является сегментом художественной деятельности, одной из ветвей развития. Существуют две стороны театрализованной деятельности:

1. Сценарная театрализация: творческий способ превращения жизненного, документального материала в художественный сценарий.

2. Режиссёрская театрализация: творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств.

Исходя из основных характеристик театрализованной деятельности, мы можем выделить следующие её виды:

1). Театрализованная деятельность компилированного или комбинированного вида - тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.

2). Театрализованная деятельность оригинального вида - создание новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает современное публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность. Основные требования: злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в органичном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом. Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умение отбирать и монтировать готовый материал и поиска хода для готовых номеров, но и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал. Это самый сложный вид театрализации.

3). Театрализованная деятельность смешанного вида - использование 1 и 2 вида. Включает компиляцию готового и создание нового. Построена по принципу тематического отбора и сведение их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесение в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров и оригинальное создание готовых текстов и номеров.

Исходя из представленных видов театрализованной деятельности, мы можем заявить, что в работе со студентами университета возможно использование всех этих видов, в той или иной степени. Но, при этом, необходимо осознавать, что театрализованная деятельность предполагает определённые условия, как со стороны материальной базы, так и со стороны участников этой деятельности.