Школьная форма - о том, что мне интересно. Какая бывает школьная форма: цвета и материалы

В преддверии школьного сезона родители начинают задаваться классическим вопросом – какую же форму выбрать ребенку. Выбор действительно с каждым годом становится всё шире, а все потому, что теперь бренды обеспокоены еще и желанием улучшить качество, используя только самые современные материалы, и сделать школьную форму по-настоящему стильной одеждой.

Покупка по требованию

Первое, на что стоит обратить внимание при выборе формы – это, конечно же, требования, предъявляемые конкретным учебным заведением. Везде они разные: школа может высказать пожелания по длине и форме детских юбок или фасону сарафана, естественно, что и цвет формы учеников уже будет заранее определен.

Современные производители шьют форму с умом – в новых моделях можно найти крой с припуском: в этом случае вещь можно распороть, если она узка в талии, или же отпустить длину штанин при быстром скачке роста ребенка в середине учебного сезона. Это невероятно удобно по нескольким причинам. Во-первых, в некоторых школах требования к форме могут поменяться через год, а это значит, что купленный зимой комплект может прослужить всего полгода. И во-вторых, это невероятно дорого, ведь детские пиджаки, брюки и сарафаны по ценам сравнимы с полноценными взрослыми вещами.

Отхождение от правил

Несмотря на то, что в большинстве учебных заведений существуют жесткие правила, которые конкретизируют все части школьного комплекта – все равно родителям предоставляется огромное поле для экспериментов по созданию невероятно стильных луков. Более того, строгая форма большинству детей очень идет, а сами школьники, благодаря выдержанному стилю, начинают чувствовать себя взрослее и ответственнее.

Клеточная история

Некоторые школы с удовольствием переняли идею западной формы учеников, где главным акцентом становится яркая красная или серая клетка-шотландка. Юбки с широкой складкой, а также трапециевидные фасоны с запахом и рядом пуговиц уже сами по себе создают прекрасный английский стиль, который, несмотря на яркость, остается лаконичным, достаточно сдержанным и при этом ультрамодным.

Не стоит думать, что клетка – это исключительно женский принт, для мальчиков многие марки отшивают потрясающие пиджаки, галстуки и бабочки. Кстати, сейчас вполне приемлемым школьным украшением для учениц также стала бабочка, но вполне можно обойтись и бантом в клетку, завязанным вокруг шеи или тканевой брошью в таком же стиле.

Принцип замещения

Школьная форма необязательно должна включать в себя только один комплект вещей, которые будут носиться на протяжении года. Вполне вероятно, что в учебном заведение нет совсем уж строгого черно-белого тандема. Когда ребенок начнет уставать от классических рубашек, на помощь придут футболки и кофты с воротниками-поло: смотрятся они так же сдержанно, но зато в них намного комфортнее – в особенности на переменах. Стоит прикупить к началу учебного сезона и хлопковые бадлоны с высокой горловиной спокойных тонов – они идеальны для холодного времени года.

Сами рубашки тоже могут быть абсолютно разные, и речь здесь не сколько о цветовой палитре, сколь о разнообразии современных тканей. Школьный хит с учетом главных критериев – удобства и практичности – это мягкие рубашки из немнущихся тканей: флисовые экземпляры, структурированные ткани, смешанный лён и подобные.

Много стиля не бывает

Известный бренд Dolche&Gabbana в этом сезоне с легкостью доказал, что даже неброский серый цвет школьной формы может быть нескучным – достаточно только взглянуть на предложенные модели костюмов из новой коллекции осень 2016. Вешалки наполнились платьями-коконами и оверсайзами, сарафанами с усложненными драпировками, двубортными пиджаками и сюртуками с уклоном в военный стиль, а также линейка пополнилась необычными аксессуарами – белыми круглыми воротничками, словно взятыми у 80-ых, огромными тканевыми бантами, ободками для волос и брошами в виде помпонов, которые будут невероятно популярны в этом году.

Естественно, что никто не призывает родителей покупать исключительно люксовые вещи, чтобы нерадивое чадо выглядело максимально элегантно и модно. Но у дизайнерских кутюрье несомненно есть чему поучиться – отдельно взятые элементы стиля, такие, как форма юбки или определённое украшение, легко можно найти в современных масс-маркетах.

Двойки и тройки – это не оценки

Это варианты костюма для мальчишек! Тройки в этом году обещают быть невероятно популярными, причем будет модно носить под пиджаком именно тонкий трикотажный жилет, который может отличаться по цвету. Брюки и пиджак не обязательно должны быть родом из одного комплекта, если только этого не требуют в школе. Черный или серый пиджаки отлично будут сочетаться с темными коричневыми или синими брюками.

Еще один тренд, который пока не очень хорошо приживается в России из-за погодных условий, – это французский стиль, где вместо брюк мальчишки носят удлиненные бермуды. Хотя для того, чтобы школьный образ с шортами был действительно ультрамодным, необходимо добавить к луку жилет и помнить, что такая форма позволительна только для мальчиков младшей школы.

Возвращение школьной формы в школах, дисциплинирует, воспитывает в детях коллективизм и ограничивает между учениками конкуренцию — этим школьная форма доказала свою нужность и актуальность в учебных заведениях по всему миру. По мнению педагогов и психологов школьная форма должна соответствовать определенным санитарно-гигиеническим требованиям. Задавая себе вопрос: — «Как выбрать школьную форму?», стоит руководствоваться такими критериями выбора:

  • качество: натуральный состав волокна в ткани школьной формы, впитывающая, дышащая ткань, которая не мнется, легко гладится, не линяет при стирке; Именно яркие школьные формы, могут принести вред вашему ребенку при ежедневной носки своими красителями и не качественными материалами в составе, а так же сильно линять при попадании влаги. Такие формы могут принести ущерб не только ребенку но и остальным вещам оставив на них пятна.
    • Качество материала: синтетические волокна рекомендуется применять только в комбинации с натуральными и искусственными волокнами при пошиве детской школьной формы, которое не должно превышать 67%; К качеству также должна относится и подкладка, из натуральных волокон, не жесткая.
    • Качество покроя: важно обратить внимание не только на размер формы, но и на то как она сидит на вашем ребенке, нет ли лишних складок на спине, длину и форму рукавов, плеч, вырез, воротник.
    • Качество швов: обязательно проверьте швы,как обработаны срезы ткани в изделии, застежки, как пришиты и отделаны карманы, пуговицы и молнии;
    • Качество отделки: типы карманов, подкладка, пуговицы, пуговицы на рукавах.
  • состав: Школьной формы для ребенка надлежит быть комфортной и безопасной. Для здоровья детей важно, чтобы количество синтетических волокон, не превышал допустимой процентной нормы, потому что синтетика не дает возможности дышать телу, в результате ребенок потеет. Опасна ткань из синтетики тем, что сильная потливость приводит к переохлаждению, вызывает у детей с чувствительной кожей аллергические заболевания.Такая одежда может стать причиной неуспеваемости вашего ребенка, из-за статического электричества, которое накапливается в синтетических волокнах, приводя к дискомфорту, повышенной раздражительности и его утомляемости.
    • Допустимый состав материалов в школьной форме:
      • Шерсть 40-50%
      • Хлопок 30-70%
      • Вискоза 30-40%
      • полиэстер 30-50%
      • полиамид 5-30%
      • эластан 2-6%
      • какая школьная форма лучше, оптимальный состав волокон которой: шерсть — 35%, вискоза — 30%, полиэстер — 35%
  • цвет: бежевый, коричневый, светло-коричневый, серый, светло-серый, синий, темно-синий зеленый, темно-зеленый бордовый. Идеальным вариантом считаются такие цвета как темно-зеленый и темно-синий, так как, на них менее видны случайные пятна, от чернил, пасты, красок и еды.

Выбор школьной формы для мальчиков

Если в школе нет определенных требований к школьной униформе, тогда с выбором школьного гардероба все намного проще. Чтобы купить одежду без примерки, стоит снять размеры вашего мальчика: рост(меряем от лини пола до макушки ребенка), обхват груди(Сантиметровая лента должна проходить под мышками по выступающим точкам груди и лопаток- не туго), обхват талии (обхватывают лентой или резинкой талию обязательно по горизонтали, ребенок не должен втягивать живот). Выбирая школьную одежду не стоит брать размер впритык или на два больше, такая форма сразу теряет не только свой вид, но и безопасность и комфорт для вашего ребенка.

  • рубашки: Накупать полный шкаф рубашек не стоит, вам вполне будет достаточно 3-4 рубашек на смену и торжественных выходов.
    • Белая рубашка — 1шт.
    • Рубашки пастельных тонов — 2шт. (сменные для белой)
    • Праздничные рубашки — 1-2шт. (белая, светло-голубая или светло-зеленая), выбирать стоит не яркие цвета и подбирать цветовую гамму под верхнюю одежду пиджак или жилетку.
  • брюки: Самым лучшим выбором станет не только качество и правильно подобранный цвет под верх, но и выбор брюк на сезон. За осенью следует зима и чтобы не укутывать вашего мальчика как медвежонка на северный полюс, а дать ему больше свободы в движениях стоит купить сразу 2-3 пары брюк.
    • Брюки демисезонные -1 пара.
    • брюки зимние — 2 пары.
    • Если зима очень холодная стоит купить еще и пару кальсон.

Самым лучшим выбором станет не только качество и правильно подобранный цвет под верх, но и выбор брюк на сезон

  • пиджак: Пиджак должен быть из натуральных или наполовину натуральных тканей, в нем должна быть не жесткая и натуральная подкладка, он должен удобно сидеть, что в плотную зависит от правильного пошива изделия и фигуры вашего ребенка. Обратить внимание надо еще и на то, что пиджак должен подходить брюками по цвету и фактуре, создавая единый костюм.
  • костюм: Какой школьный костюм лучше купить? Хорошие отзывы имеют комплекты из ткани натурального качества, состав материалов отвечающий требованиям по пошиву детской одежды, униформ для школ, а также лучшим вариантом станут такие цвета как: черный и синий, занимающие высокий рейтинг среди цветовой гаммы школьных форм.

Выбор школьной формы для девочек

От самых маленьких до девочек подростков, форма может быть еще одним вариантом моды. Для выбора униформы для девочек, не забывая главные критерии выбора качества материала, можем смело положится на модные тенденции, которые предлагают производители. Определение роста и размеров без примерки проходит в стандартных мерках сантиметровой лентой. Как для любительниц выглядеть всегда красиво, место в шкафу придется освободить под комплекты для школьной формы.

  • блузки 2-5 шт. Белые строгие по кройке блузы (1-2шт.), остальные на замену пастельных цветов, без ярко выраженных орнаментов и рисунков.
  • юбка 2-4 шт. С выбором юбок для девочки, тут надо обратить внимание на крой подходит ли вашей дочке юбка тюльпан либо юбка гармошкой, какая длина подчеркивает ее фигуру, длина до середины колен, ниже колен или строгая длинная юбка до щиколотки. Юбки строго фасона лучше брать черного или коричневого цвета, юбки свободного кроя светлые и бордо.
  • брюки 2 шт. Вариант брюк не большой. Есть строгий покрой со стрелкой впереди из плотных тканей, его еще называют классическим, разница моделей заключается в поясе приталенным или поясом на бедре. Свободный крой брюк, не имеет утюженых стрелок и шьется из более легких материалов.
  • жакет 2 шт. Жакет должен быть из натуральных или наполовину натуральных тканей, в нем может быть подкладка, которая позволит ему удобно и красиво сидеть на девочке, что в плотную зависит от правильного пошива изделия и фигуры. Обратить внимание надо еще и на то, что жакет это часть комплекта по-этому он должен подходить брюкам и юбкам по цвету и фактуре, создавая единый костюм. Обратите вынимание и на отделку жакета, V- образный вырез, круглый ворот, погоны.
  • жилет 1 шт. Жилет может быть классическим а также вязаным. Лучшим выбором будет купить оба варианта для смены образа.
  • Сарафан 1 шт. Самое главное, что моделей сарафанов очень много, и тут можно выбирать очень долго. Выделим две самые предлагаемые модели для школ — это открытый сарафан (на широких бретельках) и сарафан закрытый с плечиками. Цвета должны соответствовать требованиям школы.
  • Платье 1 шт. Выбор платья для школы не имеет столь большого выбора как выбор бального на выпускной бал, платье для школьной формы подразумевает собой строгий и деловой вид, что может понравится не всем девочкам. В первую очередь оно должно быть удобным и не стеснять в движениях. Как и в жакете уделяем внимание деталям кроя: V-образный вырез, круглый ворот, погоны, уделенные плечи, рукав три четверти, полу рукав, застежки, детали декора. Цвет обязательно в соответствии с требованиям к школьной униформе.

Какая школьная форма для первоклассника лучше?

Не хотелось бы снова говорить, о составах, материале и качестве тканей, это все уже описано в статье выше. Выбор школьной формы для ваших маленьких модников должен быть правильным, не забывая о праздничном первом дне в школе. Униформа должна быть натуральной и удобной в повседневной носке, такой одежде учитывая подвижность ребенка, придется проходить ежедневный тест на износ и прочность тканей в любых жизненных ситуаций на территории школы.

Униформа должна быть натуральной и удобной в повседневной носке

В мое школьное время как таковой формы в школах уже не было, где не где исчезали последние отголоски ее присутствия и упоминания как обязательной школьной одеждой. Альтернативой школьной униформы остался (dress code), не обязательно, а пожеланию родителей — это было в стиле “черный низ, белый верх”. И по сей день школьные дискуссии не утихают на тематику школьной формы.

Просмотрев не мало интересных статей, комментариев по-поводу стоит или нет покупать форму, какую покупать? Хочу отметить важный факт, того, что во многих других странах форма стала не просто необходимой и обязательной одеждой, а частью мира моды. В таких больших странах как Англия и Америка школьная униформа, является не просто одеждой, а символом школы и учащиеся этих школ с гордостью надевают ее ежедневно. Ни одна школьная форма не отнимет у вашего ребенка индивидуальности, уникальности личности и характера, наоборот — униформа строгостью своих форм и цветов, придаст больше уверенности ребенку в школьном сообществе.

Июль подходит к концу и уже скоро все родители озаботятся одной общей задачей - пора собирать ребенка в школу . Конечно, в процесс сборов входит покупка множества необходимых вещей, но одним из самых важных моментов является приобретение школьной формы .

Школьная форма, не только важная часть бюджетных затрат семьи, это еще и та одежда, в которой ребенок будет проводить минимум 6 часов времени, а иногда и гораздо больше, поэтому в ней должно быть удобно и комфортно.

На что же следует обратить внимание при выборе школьной формы. Хорошо, если ребенок идет уже не в первый класс, и родители знают, как выбрать нужный комплект. Тем же, у кого был неудачный опыт покупки школьной формы или таковой отсутствует в принципе, разобраться и купить то, что нужно, помогут наши советы.

Обращайте внимание на состав ткани

Школьная форма - обязательный элемент обучения, и хотя в некоторых школах к наличию форменного пиджака не всегда относятся достаточно строго, чаще всего администрация настоятельно рекомендует своим ученикам находиться в стенах учебного заведения именно в ней.

Какой же должна быть одежда, если ребенок проводит в ней минимум полдня? Ответ однозначен - максимально натуральной и качественной . Конечно, найти в магазинах полностью натуральную школьную форму только из шерсти и хлопка может стать достаточно проблематичной задачей, да и внешний вид она может потерять гораздо быстрее своих «искусственных» подруг по модельному ряду. Поэтому советуем приобретать ребенку пиджак, брюки или юбку из ткани, процент синтетики в которой не будет превышать 50-55%.

При покупке блузок, сорочек и гольфов лучше обращать внимание на полностью натуральные модели , ведь именно они будут непосредственно соприкасаться с кожей ребенка. Натуральные ткани позволяют телу «дышать», школьнику не будет жарко из-за отсутствия воздухопроницаемости и не станет холодно, если он вспотеет. Одежда с высоким процентом синтетических волокон в составе может вызвать у ребенка кожные .

Изучайте ярлычки и швы

Перед покупкой внимательно изучите на одежде все ярлычки , на которых указываются данные о производителе, а также рекомендации по уходу. Производитель формы должен быть достаточно известным на рынке, а его товар - иметь соответствующие сертификаты качества и санитарно-гигиенической экспертизы.

Не стоит покупать форму, на ярлычке у которой указано, что ее нельзя стирать, а необходима только химчистка . Представьте, как может сказаться на здоровье школьника состав и количество вредных веществ, которые используются при химической обработке одежды.

Наилучший выбор - школьная форма, которую можно стирать и гладить в домашних условиях. В серьезных компаниях-производителях формы ткани перед запуском в производство тестируются на усадку и линьку, поэтому не стоит беспокоиться, что после стирки форма может сесть. С отглаживанием бортов пиджака могут возникнуть проблемы, только если ткань не очень хорошо держит форму или внутрь был проложен не совсем качественный материал.

При покупке школьной формы обратите внимание на внутренние и внешние швы : насколько ровно проложена строчка, красиво ли лежат борта, хорошо ли отстрочены карманы, не торчат ли нитки. В данном случае речь идет не только о красоте наряда, а еще и о качестве изготовления одежды. Не стоит покупать форму с кривыми строчками и прорехами в швах подкладки. Ребенок будет активно двигаться в этой одежде, и риск, что с таким качеством пошива она порвется на протяжении первых нескольких месяцев, достаточно высок. А деньги за покупку вам в таком случае уже не вернуть.

Примерка - обязательна

Школьная форма покупается ребенку, именно он будет носить ее каждый день, поэтому его участие в процессе примерки и покупки - обязательно . Почему?

Во-первых, одежда должна ему понравиться : фасон, цвет, комбинация материалов. Не стоит покупать что-то на ваш вкус, важно чтобы костюм одобрил ребенок, и ему понравилось свое отражение в зеркале. Школьный костюм - его визитная карточка, и каждый ребенок заслужил право быть красивым и счастливым.

Психолог Наталья Карабута рассказывает : «Не стоит недооценивать детский вкус, даже первоклашки замечают, как и в чем одеты одноклассники. Не говоря уже об учениках старших классов. У одного испанского бренда детской одежды есть слоган - наша одежда помогает вашему ребенку находить новых друзей. И в этом есть доля истины. Если ребенок знает, что он хорошо выглядит, красиво и со вкусом одет, он спокоен и уверен в себе. Ребенку с таким внутренним настроем проще первым подойти к кому-то из детей, заговорить, предложить игру. Поэтому прислушиваться к мнению ребенка, покупая ему школьную форму - необходимо».

Во-вторых, форму обязательно нужно примерить , чтобы понять, удобно ли в ней юному школьнику. Помните, что ребенок в форме будет большую часть времени сидеть за партой , а не стоять, как это происходит в примерочной, поэтому попросите его присесть, расставить руки, согнуть их в локтях, будто он пишет в тетради. Не покупайте слишком узкие приталенные вещи, либо же следите за тем, чтобы в составе ткани было достаточное количество эластана, а фасон не сковывал движений.

Также при покупке формы необходимо учитывать, что ребенок в течение года будет расти, поэтому не берите модели «впритык». Если же подобрать хороший вариант одежды с учетом взросления ребенка не получится, учитывайте тот факт, что если школьник значительно вырастет на протяжении учебного года, возможно, вам придется покупать еще один комплект школьной формы.

Наша мама- Faza рассказывает : «У меня двое школьников и я нашла такие модели формы, в которых брюки не подшиты вообще и длину их можно варьировать, а на девчачьих сарафанах регулируется длина бретелей, благодаря чему он удлиняется. Часто в феврале-марте я удлиняю сыну брюки на пару-тройку сантиментов, а дочь уже сама знает, когда ей нужно изменить длину сарафана. Удобно, мне нравится. Просто не люблю, когда у детей слишком короткие юбки и штаны-подстрелы. А на последнем звонке в этом году много таких вариантов видела. Я понимаю, что дети растут, но когда у ребенка уже из-под штанов видны щиколотки с носками, а у девочек юбки еле прикрывают попы - по-моему, это уже слишком…».

Цвет и фасон

Синий, зеленый, серый, черный и бордовый - основные цвета школьной формы в украинских школах. Чаще всего администрация учебных заведений или классный руководитель сообщает, какого именно цвета нужно приобрести форму на общешкольном или классном родительском собрании.

Фирмы-производители школьной формы предлагают комплекты всех этих цветов, иногда добавляя в модельную линейку различные сочетания и украшения, например, клетку или кружево.

Кроме цвета школьная форма различается по количеству элементов , которые входят в комплект. Для мальчиков можно купить варианты: пиджак и брюки или пиджак, брюки и жилет.

У девочек есть такие варианты: пиджак и юбка; пиджак, юбки и жилет; также при желании родители могут приобрести школьный сарафан или добавить к комплекту брюки.

Фасоны , по которым шьют школьные формы, также различны: некоторые компании-производители шьют модели для более худеньких школьников; а есть костюмы для тех, кого не нужно уговаривать скушать свою порцию до конца. Также есть вариации с шириной брючин, вариант регулировки пояса юбок и брюк по окружности талии, что позволяет не носить ремень.

Первая школьная форма появилась в российских гимназиях в 1834 году. Мальчики и юноши носили мундир, похожий на военный, а девочкам и барышням полагалось три комплекта форменных платьев: ежедневно они носили темно-коричневое платье в пол с длинными рукавами и небольшим черным фартуком. В праздники полагалось украсить платье белым фартуком и кружевным воротничком. В выходные дни гимназистка должна была носить платье похожего покроя, но определенного цвета: ученицы младших классов — темно-синее, девочки старше 12 лет — сине-зеленое, а выпускницы — коричневое.

В 1918 году школьная форма была отменена: в стране, пережившей революцию, просто не было средств на то, чтобы обеспечить всех детей формой, к тому же в советской стране, в отличие от советской империи, образование полагалось всем, а не только детям из зажиточных семей. Школьная форма была объявлена пережитком прошлого и символом несвободы, и от нее отказались.


Популярное

Сороковые — возвращение формы


Школьная форма вернулась только после Великой отечественной войны, в 1948 году. Тогда был издан указ, согласно которому все школьники обязаны были носить форменную одежду. Форма, по сути, ничем не отличалась от формы гимназистов: мальчики снова оделись в гимнастерки, а девочки — в платья с фартуками. Но платья стали короче, зато белый фартук можно было надевать чаще.


Шестидесятые


В шестидесятых годах школьная форма наконец перестала напоминать форму военного образца: мальчики сменили гимнастерки на костюм, а платья девочек стали еще короче. По сути, длина платьев старшеклассниц ничем не отличалась от модных в то время мини-юбок. Фартуки по‑прежнему были обязательными, а вот в прическах появилось разнообразие: если раньше школьницам полагалось носить только косы, то теперь позволялось делать модельные стрижки и даже носить украшения.

Восьмидесятые



На первый взгляд, все осталось по‑прежнему: мальчики в синих костюмах, девочки — в коричневых платьях с белыми или черными фартуками. Но это правило отныне было справедливо только для младшей школы. А для старшеклассниц появились темно-синие костюмы-тройки: юбка, жилет и жакет. Эту форму было трудно достать, но некоторым девушкам все же повезло сменить надоевшее укороченное платье гимназистки на взрослый и модный костюм.


Девяностые




В 1992 году школьная форма вновь была отменена и снова по тому же поводу: считалось, что она символизирует несвободу и рабское положение школьников. В некоторых школах в это время существовал негласный дресс-код, который регламентировал стиль, но в целом школьницам и школьникам по всей стране разрешалось носить джинсы и футболки. Запрещались, как правило, только слишком короткие юбки, глубокие декольте и прозрачные блузки. Во всем остальном школьники, особенно старшеклассницы, позволяли себе полную свободу. Включая туфли на шпильках.

Нулевые и наше время


Сегодня у каждой школы в России есть своя форма. Общей и обязательной является только рекомендация придерживаться делового стиля, поэтому мальчики из младших классов носят костюмы, а девочки — форменные сарафаны или юбки с жилетами, чаще всего — в клетку. Старшеклассники в большинстве своем форму не носят.

31 августа, 2013

История школьной формы в России берёт своё начало в 1834 году, именно тогда был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров империи. В эту систему вошли гимназический и студенческий мундиры.

В 1896 году введено „Положение о гимназической форме для девочек ”.
Девочкам, обучающимся в гимназии, предписывалось носить темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться.

Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости.


Все изменилось с пришествием власти большевиков: появилась единая школа, исчезли лицеи и реальные училища, а вместе с ними и форма учащихся.

В 1918 году Декрет «О единой школе …» отменил форму учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима.
Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.

Однако со временем, когда эпоха экспериментов уступила место иным реалиям, было решено возвратиться к былому образу — к коричневым строгим платьям, фартукам, ученическим курточкам и отложным воротничкам.


В 1949 году в СССР была введена единая школьная форма. Теперь уже «свободная форма одежды » стала ассоциироваться с буржуазной разнузданностью.

Мальчиков одели в серые гимнастерки полувоенного образца, а девочек - в темно-коричневые шерстяные платья с черным передником (по праздникам - белым). Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и фуражка с козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащейся молодежи стала символика: у пионеров - красный галстук, у комсомольцев и октябрят - значок на груди.

В 1962 году мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, форма девочек осталась старая.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.

«Потепление» режима не сразу сказалось на демократизации школьной формы, однако, это всё-таки произошло.

Покрой формы стал более схож с теми направлениями моды, которые имели место в 1960-х. Правда, повезло только мальчикам. У них с середины 1970-х серые шерстяные брюки и курточки были заменены на форму из полушерстяной ткани синего цвета. Покрой курток напоминал классические джинсовые куртки (в мире набирала обороты так называемая «джинсовая мода»).
На боковой части рукава была нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем.

1980-е : Перестройка в действии
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса ). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен.

У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве:

Очень часто эмблему срезали, так как она выглядела не слишком эстетично, особенно по прошествии некоторого времени — краска на пластике начинала стираться.

Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу.

В 1988 году для Ленинграда, районов Сибири и Крайнего Севера было разрешено ношение синих брюк в зимнее время. В некоторых союзных республиках фасон школьной формы немного отличался, также как и цвет. Так, на Украине школьная форма была коричневого цвета, хотя не запрещалась и синяя. Именно эта форма для девочек способствовала тому, что они начинали рано осознавать свою привлекательность.

Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».

В 1985-1987 годах старшеклассницы могли сменить платье и фартук на синюю юбку, рубашку, жилетку и пиджак. Но уже в 1988 году некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы.

В 1992 году школьную форму отменили в школах Российской Федерации в знак того, что в стране полностью победила демократия . Запрет снят, ходить можно в чем угодно, лишь бы одежда была чистой и опрятной.

Однако оказалось, что такой подход также имеет свои минусы. Подростки большую часть своего времени проводят в стенах школы, и им отнюдь не все равно, в чем предстать перед одноклассниками. У родителей появилась новая головная боль, возросли требования детей купить новый наряд, причем не любой, а в соответствии с веяниями моды.

Опять же, ходить всю неделю в школу в одном и том же наряде стало неприлично. Так что финансовые затраты на школу скорее возросли, чем уменьшились. Наряжаясь в школу, дети далеко не всегда руководствуются чувством меры, одеваются «кто во что горазд», что иногда, мягко говоря, выглядит не очень эстетично.

А с 1999 года утвердилась обратная тенденция: школьная форма вводится вновь, только сегодня под этим понятием подразумевается деловой стиль одежды для учащихся - элегантный, удобный, практичный. На сегодняшний день, вопрос по ношению школьной формы решается на уровне образовательных учреждений, руководителей и родителей.

1. Социальное значение школьной формы
Социальное значение является одним из важных значений в ношении школьной формы, так как именно она решает одну из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем школьников - социальное неравенство и распри в детской среде, которые молодые люди проявляют в демонстрации своих дорогих нарядов.

Форма, в данном случае, нивелирует разницу в материальном положении семей учащихся, таким образом, стирая грань между прослойками общества и, как следствие, помогает в усвоении учебного материала, так как у учащихся не возникает желания и возможности вызывать чувство неполноценности и комплекса у своих коллег по учебе путем дефилирования новомодных вещей и украшений.

2. Дисциплинирующее значение школьной формы
Сторонники возврата к школьной форме апеллируют к тому, что форма, как ничто лучше помогает обучающимся настраиваться на рабочий процесс, своей сутью она заставляет учеников различать работу и отдых. Форма передаёт идею статуса и при понимании её значения, она успешно превращает взбалмошного ученика в дисциплинированного обучающегося.

Школьная форма является символом надёжности, воспитывает дисциплинированность через особого рода, тренировку тела и ума: она, как нельзя лучше, способствует формированию ума и тела - это тренировка, школа управления своей индивидуальной силой. Школьная форма дополняет интеллектуальное и физическое воспитание дисциплинарными положениями, такими как лидерство, статус и определённые узы, способствует развитию бережного отношения к одежде, а также является важным инструментом социальной идентификации учащихся, она не только позволяет отличить школьника от не школьника, но и создает необходимую дистанцию между учащимися и учителями.

3.Эстетическое значение школьной формы
Эстетика одежды как ничто другое конструирует окружающий мир человека - указывает на то, что ему соответствует: его дисциплину, внимание к окружающим людям, умение видеть и создавать красоту, основной вид его деятельности, его культуру и ценностные ориентиры - она отражает наше сознание, являясь зеркалом содержания человека.

Эстетическое значение школьной формы представляет собой внешний вид ученика, который положительно воспринимается самим учащимся и окружающими его людьми. Строгий костюм на учащемся не только призывает его к соблюдению эстетических норм и правил, но и как следствие развивает в нем чувство меры и прививает вкус. Подросток в школьной форме зачастую всегда будет выглядеть красиво и опрятно.

4. Имиджевое значение школьной формы
Как известно, личность оценивается по разным параметрам, в том числе и по стилю одежды. Школьная форма в данном случае выступает не только как отражение действительности человека, но и как общая характеристика и эмблема учебного заведения, которое имеет свое уважительное отношение, высокий уровень образования, традиции и статус.

Ученик в форме такого образовательного заведения не только подчеркивает индивидуальность школы (ее достоинства и сильные стороны), которые обязательно будут способствовать ее процветанию и развитию, но и свидетельствует о его принадлежности к ней, тем самым, оказывая положительное эмоциональное воздействие на окружающих его людей, как в стенах образовательного учреждения, так и за ними, так как наличие формы в настоящее время - является показателем высокой корпоративной культуры.

Выдержка из федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступающего в силу с 01.09.2013 года

Статья 28 . Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации:

пункт 18: установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации

Сегодня каждый регион решает сам, какую школьную форму носить детям. Например, в Оренбурге выбрали такой вариант:

А в Брянске для депутатов устроили показ мод: