В школе обижают одноклассники. Ребенка обижают в школе: советы психолога

Школа - первый институт в жизни каждого человека. От того, обижают ли ученика, и насколько комфортно и уверенно он себя чувствует, напрямую зависит его дальнейшее развитие, творческие способности, желание учиться и достигать новых высот.


Школа и последствия обид

Тяжело сосредоточиться на занятиях, если ты стал объектом насмешек для своих одноклассников. А если обиды имеют более серьёзный характер, последствия, вероятно, будут плачевными и выразятся в отсутствии силы воли, неспособности принимать решения, развитии комплексов, недоверия или, напротив, в озлоблении.


Как понять, что школьника обижают или дрязнят, если он молчит?

Признаками могут быть:

  • Ребенок отказывается идти учиться, ищет любой повод остаться дома, снижается успеваемость.
  • Малыш расстроен и подавлен в будни, но бывает в хорошем расположении духа в выходные дни.
  • Внешние признаки - побои, испорченные вещи или их отсутствие.
  • Жалобы на боль головы или живота (возможно, это признаки психологических проблем).


Как выбирают изгоя

Большинство людей считают, что причины травли - во внешних или социальных отличиях от большинства. На самом же деле объектом насмешек может стать любой человек. Один неверный шаг или секрет, разлетевшийся по классу, подрывает репутацию. Ни разный достаток, ни особенности внешности не обуславливают травлю. Гораздо большее значение имеют отношения в семье. Если ваш отпрыск спокоен и тверд, как правило, злые шутки быстро прекращаются.


Кто чаще подвергается нападкам:

  • "жертвы" - сомневающиеся, запутанные, апатичные. Не дают отпор на оскорбления.
  • "агрессоры" - часто сами нападают на окружающих, дают слишком бурную реакцию на провокации.
  • ребята из неблагополучных семей - неаккуратные, опаздывающие к уроку, плохо одетые.


Для того, что бы крохе было хорошо в любом социуме, воспитывайте в нем внутренний стержень, достоинство и уверенность в собственных силах.

Подробнее о детях, которых часто обижают, посмотрите в видео клинического психолога Вероники Степановой - получите ценные рекомендации родителям.

Ошибки родителей или как реагировать НЕ стоит

  1. Оставить одного, предоставив ему возможность самостоятельно справляться с проблемой. Ваш ребенок, пожалуй, не готов к этой ситуации, желательно его научить давать отпор правильно.
  2. Перевести его в другое учебное заведение или класс. Бывают случаи, когда быстро среагировать и спасти ребёнка необходимо. В этом случае перевод возможен, но нет никакой гарантии, что на новом месте все не повторится. Школьнику будет сложно адаптироваться в новом коллективе т.к. в предыдущем он уже потерпел поражение. А в старом один пострадавший сменится другим.
  3. Полностью брать решение конфликта в свои руки. Выяснять отношения с врагами, их родителями, преподавателями. Во-первых, можно ещё больше навредить и спровоцировать увеличение агрессии не только со стороны ребят, но и наставников. Во-вторых, не следует предпринимать какие-либо действия, не обсудив это со школьником.

Прислушайтесь к чувствам, доверяйте и уважайте его мнение.


Не следует оставлять проблему вашего ребенка для его самостоятельного решения

Как быть или неотложная помощь

Могут помочь:

1. Доверительный разговор по душам

Пусть он задаст вопрос "почему я?" - так вы выясните, что он сделал нападающей стороне, если ничего, то причина не в нем. Сын или дочь не виноваты в сложившейся ситуации.


2. Ребенок подвергается групповым преследованиям только в одном месте (учебное заведение, секция)

  • Узнайте, необходима ли ему помощь. Предложите свои варианты решения проблемы. Роль папы и мамы велика, от них требуется эмоциональная поддержка: вне агрессивно настроенного общества, он должен быть понят, принят, нужен.
  • Предложите устроить детский праздник с целью примерить, а, возможно, и подружить детей.
  • Запишите в секцию, лучше в спортивную. Он найдёт там себе единомышленников и почувствует себя тверже. Вообще все, что отвлечет школьника - хобби или кумир - даст ему возможность абстрагироваться, отвлечься и восстановиться морально.
  • Помогите разобраться в конфликте, проанализировать свое поведение и обидчиков. Возможно, он сам является провокатором. Не давите на него, объясните, как стоит себя вести.
  • Донесите, что внешность ни при чем, это защитит его от развития комплексов. Он должен знать, что любим таким, каков есть, в очках, полный или со шрамом на лице.
  • Причина чаще всего в нарушителях. Как правило, над слабыми издеваются желающие самоутвердиться и заглушить собственные комплексы. Объясните своему отпрыску, что те, кто это делают, чувствуют себя неполноценными и слабыми. Все, что стоит к ним испытывать, - жалость, т.к. они не нашли лучшего способа бороться со страхами. Эта установка может стать защитой: "Ты хочешь меня обидеть, потому что сам боишься". Обычно, когда задевают самое больное, желание нападать пропадает.
  • Иногда помогает игнорирование, если нет реакции, слез и истерик, обидчикам быстро надоедает жертва. Например, если забрали тетрадь, можно сказать: "Надоест с ней играть, вернёшь". В скором времени она будет брошена на соседнюю парту.
  • Не стоит показывать слёзы одноклассникам. Плакать полезно, чтобы снять стресс, но не демонстрировать слабость мучителям. Нет морального удовлетворения, если жертва не мучается.
  • Обратитесь в учебное заведение. Классному руководителю или завучу надлежит организовать классный час, темой которого станет "детская жестокость, групповое преследование". Для наглядности лучше показать фильм по теме (чучело) или мультфильм (гадкий утёнок). Главное - не указывать прямо на обидчиков. Иначе они закроются и примут позицию обороны (Причём тут я? Он начал первый и т.п.)


Необходимо научить ребенка правильно реагировать на происходящее

После демонстрации фильма ценно указать на базовые ценности, на комичность и уродливость преследователей.

Наставник объясняет, как мерзко и опасно то, что происходит. Часто дети не осознают размер ущерба, который наносят пострадавшей стороне.

Конечно, от профессионализма руководителя зависит качество проведения классного часа. Заранее обсудите с педагогом ход урока.

Если контакт с учителем найти не удаётся, следует обратиться к директору школы, а в случае физического насилия не тяните с обращением в правоохранительные органы.


3. Когда ребёнок - жертва в любом социуме (улица, лагерь)

Следует обратиться к семейному психологу, чтобы разобраться, почему он притягивает к себе агрессию. В том случае, когда в учебном заведении твёрдая позиция, чёткие правила о том, что нельзя оскорблять и нападать на других, и учителя не проявляют агрессию, не унижают учеников, тогда любые дети, даже с выраженными особенностями, будут приняты. В обществе будут развиваться лучшие качества - доброта, терпимость и сострадание.

Педагогу необходимо проводить мероприятия, выявлять скрытый буллинг (англ. агрессивное преследование одного из членов коллектива), не замалчивать проблему. Травля возникает не только из-за агрессивных детей, но и из-за нечутких, невнимательных взрослых. Нечувствительные к проблеме, они не вмешиваются, объясняя, что мальчик "сам виноват", " не может за себя постоять", "странный" и т.п. Необходимо информировать учителей, как бороться с насилием. Правильный способ - комплексный, влияние на всю группу. Работа с одним агрессором или только с потерпевшим результата может не дать.


В сложных ситуациях лучше обратиться с ребенком к пихологу

Обязанность классного руководителя - постоянно контролировать атмосферу в группе.Если после собраний дети согласны, что не хотят жить в коллективе, где кого-то травят - это начало выздоровления коллектива. Будет хорошо заинтересовать учеников совместной работой, научить показывать себя без применения силы.

Поможет бескорыстный обмен опытом, ранее неизвестными знаниями и достижениями, а также необычные игры). "Чему я научился за лето" - занятие, которое поможет каждому показать свои лучшие качества, продемонстрировать свои сильные стороны. Этим можно снизить доминирование одних детей над другими.


Школьная пора, счастливая пора… Далеко не для всех. Для некоторых детей каждый день в школе является настоящим испытанием. Потому что одноклассники снова будут «травить». Что такое травля и как с ней бороться?

Травля или более популярное сейчас слово «буллинг» — это распространенное явление, с которым так или иначе сталкивался каждый. Это когда тебя задирают, обижают, крадут вещи, толкают, игнорируют, смеются и многое-многое другое. Главная цель — принизить ребенка, причинить ему моральную или физическую боль. Вспомните фильм Быкова «Чучело». Мы говорим именно об этой проблеме. Так давайте разберемся, как распознать травят ли вашего ребенка, как помочь и как нужно себя вести, чтобы травля прекратилась.

Редакция Tlum.Ru собрала советы психологов и комментарии родителей.

Как распознать травлю?

Зачастую дети не говорят о своих проблемах, они боятся: если вмешаются взрослые — станет только хуже. Поэтому стоит внимательно следить за поведением своего ребенка, особенно если он поменял школу или класс, став «новеньким».

Признаками травли могут быть синяки и царапины, которые он не может и не хочет объяснять, ложь по поводу того, как именно они появились. Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда, если ваш ребенок по природе своей не «растеряша». Также ребенок может искать поводы не ходить в школу, прикидывается больным, теряет интерес к обучению, начинает хуже учиться.

Самыми серьезными признаками травли является деструктивное поведение: нанесение себе повреждений, побеги из дома, резкое падение самооценки. Если вы заметили один из этих признаков — возможно, причиной стала травля.

Что делать родителям?


Есть несколько вещей, которые помогут родителям и детям справиться с этой проблемой. Если вы выяснили, что ребенка травят, покажите, что вы выслушали его, поняли и не оставите это без внимания. Успокойте ребенка и окружите его заботой, дайте знать, что цените его откровенность.

Объясните, что он ни в чем не виноват. Никто не виноват, если его оскорбляют, унижают, бьют или игнорируют. Оправдывать травлю нельзя. Даже если ваш ребенок как-то задел других ребят, нормальной реакцией на это станет разовое решение конфликта, а не постоянные издевательства. Ваш ребенок ошибся и за ошибки не надо расплачиваться всю жизнь.

Подумайте о том, какой может быть выход вместе. Вовлеките ребенка в разговор, это поможет малышу вернуть контроль над ситуацией, обратить внимание на детали, понять логику других ребят. Также это покажет, что мама и папа не вздумают решить проблему без их ведома, чего дети очень боятся.

Когда вы уже разобрались в ситуации, стоит пойти и поговорить с учителем или классным руководителем. Спросите, что он намерен сделать, чтобы прекратить травлю? Сохраняйте спокойствие, не давите, а именно задайте вопрос. Если руководитель не намерен разбираться в ситуации — обратитесь к администрации или директору. Убедитесь, что вас действительно услышали, запускать эту ситуацию нельзя ни в коем случае.

Можно поговорить с родителями обидчика. Донесите до них мысль, что если это будет продолжаться, вопрос придется поднять на родительском собрании. Возможно, ваш сын или дочь не единственная жертва агрессора.

Если ребенок не уверен в своих силах — предложите ему записаться в спортивную секцию или кружок, там он сможет найти новых друзей и стать уверенней в себе. Обеспечьте ему комфортную обстановку дома и поддерживайте во всем.

Если ситуация зашла слишком далеко, спросите не хочет ли он поменять класс или школу. Но помните, что это крайняя мера, от которой в большинстве случаев можно отказаться.

Что не надо делать родителям?

Многие родители, стараясь сделать как лучше, делают «как всегда». Постарайтесь исключить из своей речи следующие фразы: «Ты сам виноват», «Ты так себя ведешь», «Ты их провоцируешь», «Тебя травят, потому что…». Обвиняя ребенка, вы оправдываете его обидчиков и тем самым усугубляете ситуацию.

Также избегайте фраз «не обращай внимания», «дай им сдачи», «не делайте так, ему же больно». Такими фразами вы можете навредить. Оставлять ситуацию без внимания, мол, само как-нибудь рассосется, нельзя. Так и совет «дать сдачи» может привести к усугублению конфликта, если ваш ребенок не сможет защититься. Неумелые попытки сопротивления только распалят агрессию.

А вмешиваясь в конфликт и показывая, что ваш ребенок страдает, вы указываете на то, что он слабый, а они сильные, тем самым уничтожая самооценку своего чада и повышая ее у обидчиков.

Не говорите сразу о переводе ребенка в другое учебное заведение. Сначала разберитесь, нельзя ли решить конфликт здесь. На новом месте может быть то же самое, ваш ребенок снова станет «новеньким», а к поведению жертвы он мог уже привыкнуть. Но если ни родители, ни учителя не реагируют на конфликт — смело забирайте документы.

Что делать ребенку?


Во-первых, посоветуйте не реагировать на провокации. На подколки надо отвечать не обидой и агрессией. Ответ должен быть спокоен и достоин. Если вашего ребенка обвиняют в том, чего он не совершал, пусть твердо отрицает свою вину и занимается своими делами, не давая затянуть себя в открытый конфликт.

Также иногда полезнее промолчать, чем начать оправдываться, тех, кто не реагирует задирать не интересно. Это касается и обидных реплик. Когда на прозвище ваш ребенок начинает дуться или плакать — это распаляет интерес. Но, если он спокойно ответит: «Да, ты верно заметил, я ношу очки», — это может сбить противника с толку. Почему он не бесится и не обзывается в ответ? Странный какой-то, может лучше с ним и не связываться.

Еще один способ отделаться от обидчиков — это завоевать авторитет в классе. Это может быть достижение в учебе, спорте или увлечении. Рано или поздно кто-то обратится к вашему сыну/дочери за помощью с домашкой или вопросом. Тут важно поставить себя правильно. Помогать только в ответ на хорошее обращение.

Очень помогает поиск соратников. В классе всегда есть те, кто держит нейтралитет (обычно это самые умные дети), если удастся подружиться или хотя бы начать с ними общаться, это поможет обидчикам понять, что ваш ребенок не «униженный и оскорбленный», а обычный человек со своими увлечениями и друзьями.

Травля всегда разная, все зависит от личности обидчика, поэтому если эти советы вам не помогают, обратитесь к школьному психологу или классному руководителю, которые лучше знают, кто и как будет себя вести в той или иной ситуации.

Что не надо делать ребенку?

Ребенку ни в коем случае нельзя эмоционально реагировать на обиды. Спокойствие и только спокойствие. Игнорирование бывает лучшим выходом. Ему не стоит лезть в драку, если он не уверен в своих силах, проигрыш еще сильнее обрадует противников, и травля продолжится.

Многие дети принимают свою роль жертвы и терпят все, что с ними делают, а вдруг отстанут? Может и отстанут, а может и нет. Поэтому нельзя давать себя бить, отнимать вещи или ломать их. Надо позволить вмешаться другой стороне — родителям или учителям.

Многие дети стараются начать угождать своим обидчикам — становятся «прилипалами», терпят травлю и выполняют поручения лидера, думая, что они поднимутся со временем по «социальной лестнице» и изгоем станет кто-то еще. Такая позиция очень вредит самооценке, не надо входить в компанию обидчиков, нужно основывать свою.

Какие у травли могут быть последствия?

22% учеников жалуются на снижение успеваемости из-за травли в школе. Жертвы буллинга куда чаще страдают головной болью и болеют. У каждого четвертого подростка, столкнувшегося с этой проблемой, возникает мысль о самоубийстве! Мальчики, подвергающиеся травле, наносят себе физические повреждения в четыре раза чаще, чем те, кого не травят.

Очень опасен долгосрочный эффект травли. У девочек очень часто развивается посттравматическое стрессовое расстройство — реакция организма на психическую травму. Таким расстройством страдают: жертвы терактов; ветераны, пришедшие с войны; люди, пережившие войны, геноцид, природные катастрофы.

Девочки, побывавшие в роли жертв, во взрослом возрасте чаще лежат в психиатрических клиниках и принимают нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты, причем это никак не зависит от того, были они психически здоровы на момент начала травли или нет.

Что делают родители?


Всегда ли родители знают о правилах поведения при травле и какие выходы они выбирают? Мы собрали комментарии родителей с форума u-mama , чтобы показать вам различные взгляды на эту проблему.

«Переводите ребенка, не портите ему жизнь. Это ж сколько комплексов будет у него».

«Узнать надо, в чем причина травли. Если не устранить, то в новой школе будет то же самое».

«Меня саму травили в школе. Причина была в том, что я была отличницей в школе, где не принято учиться, „не такая“. При этом давили, что я якобы толстая (гнобители были не худее) — фигура была не причиной, а поводом, даже когда я сильно похудела, гнобить не перестали. Но виновата я была сама — когда меня обзывали и били, я начинала плакать. Если бы не плакала, а дала отпор, то вероятно бы отстали».

«Да, раньше проще все решалось. Я в первый же день врезала в ухо самому оторве, он на учете стоял, и боксер был, а я самая мелкая, да еще отличница и новенькая посреди года. Так и зауважали на все оставшиеся 9 лет».

«К школьному психологу вместе с замдиректором по праву. Припугнут там травителей, к чему ведет их кривая дорожка. Многим помогает вовремя остановиться, если дети не испорченные уже».

«Учителя сейчас очень боятся одной фразы: „Вы, как классный руководитель, несете ответственность за организацию травли в отношении моего ребенка и мною будут направлены жалобы в соответствующие инстанции“».

«Никогда не разговаривала с родителями. Только с детьми и на их языке. Слегка, как мне показалось, припугнула. Больше они моего сына не то что не задирали, близко подойти боялись. Непедагогично, но действенно».

«Моего обижали ребята во дворе. Он был тогда самым младшим. То кепку закинут на дерево, то еще какую-нибудь пакость сделают. Я пошла да спросила у ребят, почему вы его обижаете? Они ответили, что он не умеет себя вести в коллективе, играть сообща не умеет, все время спорит, хочет руководить и все игры портит. Ладно, все ясно. Сделали выводы, живем и воспитываемся дальше».

«Ваш ребенок имеет право ответить обидчику адекватно (в том числе и физически если надо) предупредив его об этом как минимум два раза. Примерно так «мне неприятно то, что ты делаешь, если ты намерен продолжать, я … «(озвучить ответное действие). Угроза приводится в исполнение без предупреждения, если действия повторяются даже после состоявшегося разговора. Дети травят того, кто не дает отпора».

«Вам может помочь дневник, где вы с ребенком вместе будете записывать подробно: что делали обидчики, что в ответ делал он, каков был результат. Вначале пусть сам запишет цель — чего он хочет в отношениях с этими ребятами. (Чтобы отстали — тоже цель). Там же можно выделить отдельную колонку, где он сможет спланировать, как ответить в следующий раз, если старый способ не сработал. Это придаст ему уверенности, снизит тревогу от того, что он может сделать что-то не так и обеспечит вашей поддержкой».

В компании друзей у нас часто заходит разговор о том, в какую школу отдавать детей, когда они подрастут. В ту, где учат иностранным языкам со второго класса, или в ту, откуда выпускники стройными рядами поступают в престижный университет? «В такую, где нет травли, где дети не унижают друг друга и учителя не унижают детей, – говорю я. – А если не найду такую школу, то буду обучать детей дома».

Почему меня так беспокоит именно унижение в школе?

Всем понятно, что школа – это не просто место, где дети «получают знания». Для большинства школа – это десять лет общения с одними и теми же людьми. Там ребенок получает основной опыт общения, на основании которого делает выводы о том, как устроен мир, что ждать от других людей, и чего ждут от него окружающие. Если она учит ребенка, что он не имеет права быть таким, какой он есть, что «отличаться» и «высовываться» – значит, стать объектом насмешек, что доверять людям и проявлять свою уязвимость – опасно, то зачем она нужна, такая школа?

Мне вспоминается случай, произошедший, когда я работала школьным психологом. Проходя по коридору на перемене, я увидела, как четверо восьмиклассников бьют ногами, зажав в угол, лысого одноклассника. Я подошла сзади к этой компании, взяла двух ближайших нападавших за воротники (ребята уже повыше меня были) и рявкнула, как смогла грозно: «Это что тут происходит?» Тут прозвенел звонок, и я отправила их в класс.

После этого у нас была серьезная беседа – нет, не с обидчиками и даже не с пострадавшим. С учителями. На моих глазах, пока я не подошла к этим восьмиклассникам, две учительницы, торопясь и отворачиваясь от безобразного зрелища, прошли мимо. Не вмешались, не прервали ситуацию. Сделали вид, что не заметили.

Что же мне ответили учителя? Они сказали, что «это естественно», что «дети жестоки» и что «этому мальчику надо научиться постоять за себя». Хорошо хоть, не стали говорить, что он сам нарочно их спровоцировал. Но если бы это был не лысый мальчик, а толстая (или, хуже того, умная) девочка? Если бы ребенок выделялся чем-то, что он может изменить? Учителя в этой школе точно сказали бы, что человек, которого бьют, унижают, обзывают, дразнят, высмеивают, объявляют ему бойкот и распространяют про него гнусные сплетни, «сам виноват». Дескать, не надо нарываться.

Пришлось развенчать несколько распространенных мифов об унижениях в школе. Потому что речь идет не просто о «детях-изгоях». Когда мы говорим о «детях-изгоях», мы тем самым как бы утверждаем, что проблема в них. Унижения и травля же – это самоутверждение одного человека (или группы) за счет систематического унижения другого человека. Для любителей «Гарри Поттера» колоритный пример: то, что делали Мародеры со Снейпом – это именно травля.

В последние двадцать пять лет проблема унижения в школе привлекает внимание зарубежных психологов. Наравне с проблемой «дедовщины» в армии, «опускания» в тюрьме, моббинга на работе, которые, по сути, есть проявления одного и того же феномена в разных контекстах.

Миф 1. Унижение является и всегда будет оставаться нормальной составляющей взросления.
Исследования показали, что унижения и насилие со стороны сверстников в школе не менее травматичны, нежели другие формы насилия. В насилии нет ничего «нормального». Думать, что унижение – нормальное явление, значит, лишать жертву поддержки и потакать обидчику. Если спросить самих школьников, они относятся к травле крайне негативно и хотели бы, чтобы школы что-то делали с этой проблемой.

Миф 2. Учителям легко разобраться, кто в классе обидчик, а кто – жертва унижений.
Учителя замечают, как правило, только наиболее грубые, физические формы унижений в школе. Если один ребенок бросился на другого с кулаками, кто виноват? Конечно, тот, кто решил проявить физическую агрессию. Но за кадром остается, что говорил поколоченный, чтобы довести своего одноклассника. Обидчики часто бывают хитрыми и изворотливыми, и делают так, чтобы за их плохое поведение наказаны были другие.

Миф 3. Есть такие дети, которых обязательно будут унижать, в какой бы социальной группе они ни оказались .
Такая позиция оправдывает бездействие взрослых, и, соответственно, создает очень плохой пример для подражания. Унижение – это дисбаланс власти, который ребенок не может скомпенсировать самостоятельно. Она процветает там, где учителя попустительствуют тому, что большинство (а точнее, некоторые, берущие на себя смелость говорить от лица большинства) «выдавливает» и отвергает тех, кто хоть чем-то отличается. А это есть не что иное, как ксенофобия.

Миф 4. Унижение происходит в любой социальной группе.
Унижение происходит только в тех ситуациях, когда людей насильно собрали в одну группу, не уделяя внимания их индивидуальности и интересам, объединили их по какому-то малозначащему признаку (например, такому, как год рождения) и лишили возможности самостоятельно выбирать, хотят они остаться в этой группе или уйти из нее. Многие бывшие жертвы унижений говорят о том, что в школе они были как в плену или в тюрьме. В школах с профильными классами и демократической системой школьного самоуправления травли практически нет.

Иногда ребенок не выдерживает унижений в школе и ломается. Периодически мы узнаем из СМИ о том, что кто-то принес в школу оружие и убил или жестоко изувечил нескольких одноклассников, после чего покончил с собой. Подобные события почти в ста процентах случаев предваряются историей травли: жертва не выдержала и решила устранить обидчиков. Некоторые убивают только себя.

Полагая, что мы лучше знаем, что полезно другому человеку, имеем ли мы право брать на себя функции «естественного отбора», когда выживает «наиболее приспособленный» (в данном случае – к злоупотреблению властью)?

Миф 5. Унижение происходит потому, что ребенок чем-то отличается.
Любой ребенок чем-то отличается. И любой может оказаться жертвой. Травля происходит потому, что кто-то из детей и/или взрослых считает, что самоутверждаться за счет унижения другого – совершенно нормально. Достаточно одного такого человека на школу, и, если он достаточно активен, «веселая жизнь» окружающим обеспечена.

Миф 6. В ситуации унижений задействованы две роли: обидчика и жертвы.
В ситуации унижений задействованы все, кто так или иначе знает о ее существовании. Кроме обидчика и жертвы, существуют еще свидетели, и на них ситуация травли влияет не меньше (хоть и несколько иначе), чем на того, кого травят. Но на это редко обращают внимание, и опыт свидетельствования травле продолжает влиять на людей, хотя они и не осознают этого. А потом остается только удивляться тому, что, когда под окнами дома кого-то убивают, и жители слышат душераздирающие крики, никто не вызывает милицию, потому что «это меня не касается».

Обидчик и жертва, кстати, отлично осознают присутствие свидетелей. Свидетели могут вести себя по-разному. Они могут присоединяться к обидчику (чаще всего из страха стать жертвой), заступаться за жертву, или не делать вообще ничего. Пассивная позиция – самая распространенная. Когда свидетели ничего не делают, а просто стоят и смотрят, это лучшая для обидчика «группа поддержки»: «Вот какой я могущественный, я не только унизил вот этого, но еще и напугал, ошеломил всех остальных так, что они и пикнуть не смеют». Жертвы травли, ненавидят и презирают пассивных свидетелей даже сильнее, чем обидчиков. По их мнению, пассивные свидетели (как сверстники, так и учителя) –равнодушные трусы, которых надо остерегаться, потому что никогда не знаешь, когда они ударят в спину.

Миф 7. «Для твоей же пользы»: из опыта унижений ребенок извлекает для себя урок.
Унижения – отличный урок, если мы считаем, что для «готовности ко взрослой жизни» надо ожесточиться и очерстветь. И, как показывает опыт, сделать это вполне по силам большинству. Но одновременно люди теряют нечто ценное: способность доверять, способность вступать в близкие отношения, а в каких-то случаях – и собственную индивидуальность. Она оказывается спрятана за защитной «маской», которую человек привыкает носить в условиях «жестокого, жестокого мира».

Люди, подвергавшиеся в школе длительной травле и выжившие, могут преодолеть ее последствия (неуверенность, озлобленность, замкнутость, недоверие), только если попадут в другое сообщество, где всем позволено быть разными, где сотрудничество ценится выше, чем соперничество. Там они постепенно «оттаивают». Но они чаще бывшие жертвы травли сами не могут найти себе такое сообщество, и этом им нужна помощь.

Мнения взрослых на тему унижений в школе

Не секрет, что в школах очень часто более сильные одноклассники унижают слабых. Хотелось бы узнать мнение форумачан, как вы лично относитесь к таким унижениям? Можно ли как то это остановить или это будет продолжаться вечно? Сами вы унижали? А Вас унижали?

Это страшное явление!Дело в том что у ребенка или подростка, (которого унижают) все это откладывается в подсознании, и если ребенок мнительный то к сожалению в будущем, когда ребенок вырастет все это может перейти в невроз!Поэтому главное постоянно разговаривать со своим чадом (по поводу взаимоотношений в школе), и решать эти проблемы сразу!Какими путями спросите Вы?Вам на месте виднее должно быть!

У меня дочка сейчас пошла во второй класс. Поэтому эта проблема меня очень волнует. Регулярно расспрашиваю ребенка о том, что происходит в классе? Как общаются дети? Как она себя ведет? Рассказываю о том, как она должна вести себя в различных ситуациях, и, в частности, когда ее кто-либо попытается обидеть. Говорю, бери, что под руку попадется и бей. Одна-две таких ситуации и к ней никто никогда больше не пристанет. Дети — они впечатлительные. Возможно, что так нельзя, но это мой ребенок, унижать которого я никому не позволю. Вернее я сделаю так, чтобы она никому не позволила себя унижать.

А я считаю, что ребенок должен сам справиться со сложившейся ситуацией. Да, такое явление было и в моем советском детстве, и есть в жизни моих детей. Участвовать, советовать можно. но не лезть, не ходить на разборки! Порой, как бы плохо это не звучало, но драка ставит точки над И.

У меня тоже была такая проблема. Сын пошел в школу и началась нервотрепка. Мальчик из класса постоянно его терроризировал. Я принципиально не ходила разбираться. А в 3 классе он пошел на бокс. Через год вопрос был снят.

Я хорошо помню свои школьные годы. И я знаю, что если мальчик не способен за себя постоять, то его ждут очень тяжёлые времена. Поэтому я своего сына научил жёстко отвечать на издёвки и оскорбления. Но, при этом, не обижать тех, кто слабее. Да, было дело, что сын приходил пару раз со школы с синяками. Я хотел пойти по-родительски разобраться, но сын мне твёрдо сказал, что он это сделает сам. Вот тут уже и я сына зауважал!

Сама я никогда никого не унижала, а я вот была обижена со стороны других девчонок. А посмотрите на школьный фоты Веры Брежневой, а теперь посмотрите какая она сейчас! Из гадкого утёнка превратилась в белого лебедя.

С таким явлением, как унижения в школах надо бороться,всеми способами которые только возможны!Калечить психику детей (и тех кто унижает, и тех кого унижают),мы как родители не имеем права допустить!

sun.child писал:
унижают более слабых люди с комплексом неполноценности, часто это вина родителей, неправильное воспитание

Да, но страдают-то от этого ни в чём не повинные другие дети. Считаю, что это пробел в работе классного руководителя.

Скажем так: попытки были, но я давал сдачи, и вскоре меня трогать перестали. Но сочувствие к подобным ребятам осталось, так что позже я нередко «разруливал» ситуации, утихомиривая наших задир, например, в общении с новенькими в классе

Я к этой теме отношусь с трепетом, она меня сильно задевает!Да с точки зрения психологии унижают люди те которые не могут себя само реализовать!

Наверное, это закон природы — утверждать свое лидерство в той или иной группе социума. А вот способы такой борьбы за лидерство разные, в зависимости от среды, в которую попал человек. Я считаю, что неизбежность такой борьбы нужно донести до сознания ребенка и научить его правильным, цивилизованным способам избегать неприятностей и отстаивать свое достоинство и свою точку зрения.

Это явление было и будет, к сожалению, сильную личность даже в детстве не обидеть, обижают тех, кто не может за себя постоять.

Мирослава

Через это унижение я прошла сама, теперь и мой ребенок скоро пойдет в школу, хочу чтобы она этого кошмара не почувствовала на себе, поэтому стараюсь ей объяснить, что хоть кто обидит, пусть скажет мне, я разберусь с обидчиком.

Я пережила только моральное унижение: обзывание, ужасные клички, насмешки. Мама учила — не обращай внимания. И со временем я научилась это делать. Чтобы не было унижения в школах в первую очередь родители должны знать чем занимается ребенок и пресекать унижение других на корню. Ведь родители должны видеть если их дитятко насмехается над другими.

Это очень важная тема, особенно для тех детей, которых унижают в школе. Сам в школе многое терпел от сверстников, из-за особенностей фамилии и небольшого роста. Приходилось становиться сильным и терпеливым, но никогда не опускал гордого взгляда, даже если били.
У моей младшей дочери били проблемы в школе с насмешками и даже плевками. Дело закончилось тем, что она не вытерпела и сильно толкнула обидчика, который упал и сломал руку. Больше не доставали. Конечно дома мы ей не сказали, что она молодец, но и терпеть такое молча нельзя.

Тема действительно важная, с унижениями конечно не сталкивалась, но приходилось иногда, так сказать постоять за себя. Я считаю многое зависит от воспитания, если ребенка даже в семье обижают, давят на него, то соответственно и в школе ему будет не легко, даже в институте, этому ребенку придется самому себя перевоспитать, чтобы в будущем стать морально сильным человеком. А тот, кто смирится с этим, не сможет полноценно жить, и может обидеться на весь мир, и начать мстить. Слышала много историй про серийных убийц, маньяков, большинство из них страдали еще в детстве, их били, унижали, в итоге последствия оказались еще трагичнее, чем можно было предположить.

Сколько написано рассказов и снято фильмов об унижении в школе. Всегда были и есть лидеры, а есть белые вороны или козлы отпущения, которые не могут или не хотят дать отпор… Я считаю, ключевая задача школы – научить наших детей быть сильными духом, они должны уметь защищать и защищаться. Это является приоритетным в жизни. А еще важно объяснять, что насилие над собой и по отношению к одноклассникам не выход. Зло, причиненное кому-либо потом воздастся двукратно, ничего не проходит бесследно. Это ведь прописные истины, которые в наше время не в почете… Всё приходит из семьи, родители в ответе за поведение своих детей… Политика нашего государства отвернулась от проблем семьи и школы. А зачем, ведь важно наворовать побольше?! Грустно все это.

Меня не унижали в школе, чему я безумно рада… Были правда дразнилки по поводу, того, что я носила очки. Это сильно задевало, появились комплексы. Но сейчас всё в прошлом….

Мирослава

Я также в школе терпела унижение и оскорбление сверстников, некоторые за меня оступались, а некоторым было откровенно одинаково. Скоро моя малышка также пойдет в школу,но я не хочу чтобы над ней там насмехались, и поэтому за своего ребенка всегда буду заступаться и ставить обидчиков на место.

Сам унижал других в школе, чем я не горжусь. Бывало и приходиться униженным пару раз. Думаю, через это многие должны пройти. Подростки унижают других с целью самоутверждения. И это слабость, на мой взгляд

Самым злым и жестоким существом на земле можно назвать именно человека. Только он может обидеть себе подобного ради шутки, в то время как животные убивают и обижают, чтобы выжить. И часто злыми и жестокими бывают не взрослые, а дети. Чем старше ребенок, тем его агрессивность по отношению к окружающему миру проявляется сильнее. Современный ребенок, а точнее подросток, умеет играть две роли: для родителей — он примерный и хороший, а вот среди друзей может быть очень жестким. Обычно вторая личность ребенка проявляется в школе.

В школе обижают одноклассники

В любом классе есть так называемый козел отпущения. Именно на этом ребенке его сверстники отыгрывают свои злые шутки, оттачивают когти. Такую роль может взять на себя любой ученик, который по каким-либо причинам не понравился заводилам класса. Но они стараются выбрать слабее себя, чтобы подросток не смог за себя постоять, и чтобы выглядеть круче на его фоне. Часто новенькие становятся объектами насмешек, также дети с ограниченными способностями. В общем, те, кто не похож или хоть немного отличается от остальных. Тому, над кем издеваются, будет очень сложно ужиться в данном коллективе. Поэтому нужно предпринимать действия, чтобы пресечь все это. Иначе обидные прозвища могут перерасти в нечто более серьезное.

Что делать, если обижают одноклассники?

Если конфликт происходит в возрастной категории детей младших классов, то в первую, очередь классный руководитель должен привлечь родителей всех сторон и обговорить сложившуюся ситуацию. Обидчикам должен быть сделан выговор. А также они должны принести свои извинения. Чем старше подростки, тем меньше обеим сторонам хочется вовлекать в эту историю взрослых. Обидчики не хотят получить выговор от руководства школы и родителей, а ученику, которого обижают, просто стыдно об этом рассказывать. В такой ситуации он может либо сам постараться разобраться, либо придется вовлекать руководство школы. Тот, кого обижают, должен научиться уметь постоять за себя. На резкие высказывание в свой адрес, даже физическую силу, отвечать, а не зажиматься и молчать.

Кто-то может посоветовать не обращаться внимания. Обидчикам может надоесть изводить своего одноклассника, если он никак не реагирует. Но это действует только в 20-30 % случаев. Как же приятно чувствовать власть над тем, кто слабее себя. Этот способ может помочь, если 2-3 человека из класса издеваются, а если весь класс, то не поможет.

Еще хороший вариант - это перейти в параллельный класс. Со своими бывшими одноклассниками вы будете встречаться гораздо реже, а другой коллектив, возможно, будет дружным. Некоторые переходят в другую школу. Но это уже крайняя мера.

Но если ничего не помогло, то остается поговорить, для начала, с классным руководителем и обидчиками. Если ситуация не изменится, то привлечь родителей. После этого ситуация изменится: нападки прекратятся, но уважение здесь точно уже будет не заработать.

Если ситуация еще не так далеко зашла и есть шанс занять свое место в коллективе, то необходимо налаживать отношения с одноклассниками:


Поверь, этим вопросом задается каждый, кто хотя бы раз становился мишенью насмешек. Ведь жертвой травли может стать любой, абсолютно любой человек, который чем-то не похож на группу или ее лидера. Но ведь мы все не похожи друг на друга! Унижать могут из-за слишком низкого роста («малявка», «клоп»), но и слишком высокий рост не спасет от обидного прозвища («дылда», «жираф»). Цвет волос, особенности фигуры, очки, одежда, смартфон или его отсутствие — причина может быть абсолютно любой. На самом деле, обидчику совершенно неважно, как ты выглядишь и какую одежду носишь. Главное, за что-то зацепиться и навесить ярлык. И получить ответную реакцию: увидеть, что тебя ранят слова или действия.

  1. Не вини себя

Как ты теперь знаешь, на твоем месте мог оказаться совершенно любой человек. Так стоит ли искать какую-то особую причину и винить себя в том, что травят именно тебя? Конечно, нет! Ведь ты такая одна на этом свете, со всеми своими особенностями, достоинствами и недостатками. Твой нос могут украшать прыщи, очки или веснушки. Первые точно пройдут, а вторые и третьи создают твой неповторимый образ. Так подчеркни свои достоинства и гордись, что не похожа на остальных!

  1. Не отвечай тем же

Иногда родители учат нас так: ударили — дай сдачи. Если обозвали, обзови в ответ. Это сработает раз или другой. Но если против тебя сплотилась целая группа зачинщиков травли, такой способ не поможет. Они только и ждут, чтобы ты отреагировала. Твой ответ лишь подогреет их интерес и желание дальше тебя «доставать». Идеальная реакция — это отсутствие всякой реакции. Чувствуешь, что не можешь себя сдерживать и вот-вот взорвешься от злости? Попробуй применить дыхательную технику (подыши так: на один счет — вдох, на четыре счета — выдох). Отойди подальше от своих преследователей (например, зайди в свой класс или столовую, чтобы выпить воды или умыться). А когда придешь домой, вспомни, что ты чувствовала, когда тебя унижали, возьми старую игрушку (какую не жалко) и от души покидай ее на пол, попинай ногами.

  1. Найди союзника

Даже если тебе кажется, что против тебя ополчились все на свете, на самом деле это не так. Среди тех, кто сейчас участвует в травле, есть те, кто делает это просто за компанию, не задумываясь о том, что причиняет тебе боль. А еще всегда найдутся такие ребята, кто держится в стороне и не участвует в войне против тебя. Найди тех, кто готов встать на твою сторону и объединись с ними. Вместе вам будет проще противостоять зачинщикам травли.

  1. Поговори по душам

У любой группы есть идейный вдохновитель. Определи, от кого исходит основная инициатива. Кто лидер среди унижающих тебя? Выбери момент и спокойно поговори с ним с глазу на глаз. Попробуй выяснить, почему именно ты стала мишенью агрессии. Возможно, тебе удастся честно договориться с лидером и пресечь травлю на корню. Но помни: важно это сделать быстро и только в том случае, если ты чувствуешь себя уверенно, твердо убеждена, что сможешь убедить лидера в том, что вся эта травля — абсолютно пустая затея.

  1. Замечай тревожные сигналы

К сожалению, травля может не остановиться на словесных издевках. Часто группа идет дальше и продолжает открыто унижать: прячет или портит твои вещи, оговаривает тебя перед учителями, а может и назначить драку после школы, чтобы расставить все точки над «и». Стоит ли говорить, что на такие «стрелки» ходить нельзя, это опасно! Будь внимательна и наблюдай за тем, не становятся ли твои обидчики более изобретательными. Издевки лучше прекратить на этапе спрятанного в школе портфеля.

  1. Обратись за помощью

Не тяни время, обратись за помощью к старшим. Расскажи родителям о том, что происходит. Обратись за советом к школьному психологу и социальному педагогу. Пусть узнают твои учителя, особенно, классный руководитель или учитель, который является авторитетом для твоего класса. Кстати, в больших городах в школах существуют специальные службы примирения, которые могут тебе помочь. К сожалению, групповая травля — это нередкое явление. Но ему можно и нужно противостоять. Поэтому ни в коем случае не стесняйся говорить об этой проблеме. Это не донос и не стукачество. Ты просишь о помощи в ситуации, с которой объективно можешь справиться сам.

А тебя когда-нибудь унижали в школе?