Формы профилактической работы с семьей. Профилактическая работа с семьёй школьника. Оценка эффективности работы с семьей

Индивидуальная профилактическая работа

с семьей несовершеннолетнего....

Наставник: Иванова Е.Ю.

УЧЕТНАЯ КАРТА СЕМЬИ,

находящейся в социально опасном положении, в которой
воспитываются несовершеннолетние дети

МАОУ Тоболовская СОШ - филиал Ершовская ООШ

Дата выявления __________________________________________________

(число, месяц, год)

Сведения о членах семьи

пп

Фамилия, имя, отчество

Число, месяц,
год рождения

Адрес

проживания

Место работы,

учебы

Причины нахождения семьи в социально опасном положении:

родители или законные представители злоупотребляют алкогольными и спиртосодержащими напитками.

Сведения о лице, заполнившем карту, Иванова Елена Юрьевна, классный руководитель 8 класса, +79612003855, ________________

(фамилия, имя, отчество, должность, контактный телефон, подпись)

Характеристика семьи

Ж.Е. проживает с матерью Ж.О. и отцом Ж.Е..С. У Дмитрия есть 3 младших брата, Ж.К. ученик 1 класса, Ж А. ученик 5 класса, Ж.Д. ученик 7 класса.

Отец - Ж.Е. имеет постоянное трудоустройство, работает по временным договорам в строительных кампаниях водителем, в последнее время также работает как самостоятельный ИП. В период отсутствия работы часто выпивает.

Мать - Ж.О. не работает. Систематически выпивает как в отсутствие мужа, так и вместе с ним. В этом время дети остаются предоставленными самим себе.

Дом, в которой проживает семья Желомского Дмитрия , находится в д. Малоудалово. В доме две комнаты. В целом квартира имеет скромный, но неухоженный вид, без излишеств. Поскольку в доме курят и выпивают спиртные напитки, воздух в нем спертый и все предметы одежды и мебели пропитаны этим запахом. Достаток в семье невысок. Из постоянных источников дохода только зарплата отца. Когда отец работает, то получает неплохо, и Дмитрию покупают необходимые вещи. Мальчик имеет сезонную одежду и обувь, школьную форму и учебные принадлежности. Он следит за своим внешним видом, старается выглядеть опрятно, одевается скромно.

Дмитрий вовлечен во все домашние дела. Когда Дмитрий училась в 5, 6 и 7 классах она питалась бесплатно по справке из соцзащиты. В этом учебном году он часто не питается в школьной столовой, так как родители не оформили документы на бесплатное питание из-за непостоянного места работы отца или отсутствия трудоустройства. На бирже труда мать не состоит.

Дмитрий имеет средний уровень здоровья. В прошлом учебном году он успевал на 4 и 5 по всем предметам. В учебном процессе отец принимает участие, а мать пытается контролировать. Но с каждым годом ей удается это все меньше. Дмитрий сам проявляет стремления к учебе. В целом обстановка в семье неблагополучная. Это сказывается и на здоровье мальчика и на его успеваемости.

ПЛАН

с семьей Ж.

на 2016 - 2017 уч. год.

Мероприятие

(вид деятельности)

Цель

Дата

проведения

Ответственные

Посещение семьи

Обследование ЖБУ проживания семей

2 раза в год

кл.руковод-ль

Организация профилактических бесед по темам:

- «Безусловно принимать ребенка - значит любить его»;

- « Духовно - нравственный климат семьи»;

- «Игры, в которые играют дети. Поговорим о профессии»

Психолого-педагогическое просвещение, обмен мнениями

Ноябрь

апрель

кл.руковод-ль

Проведение деловой игры «Культура взаимоотношений между учителями, учащимися, родителями».

Профилактика конфл.ситуаций

Январь

кл.руковод-ль

Оказание помощи в организации оздоровления детей из семей, попавших в ситуацию социального риска

Помощь в поиске путевок для отдыха и лечения детей

Во время каникул

кл.руковод-ль

Проведение цикла бесед с родителями:

- «Идеальные родители глазами детей, идеальные ребенок глазами родителей»;

- «Особенности общения с ребенком»;

- «Стили семейного воспитания»;

- «Здоровье родителей - здоровье детей»;

- «Значение семейных традиций в формировании личности ребенка»;

- «Мой ребенок становится трудным…»;

- «Эстетическое воспитане ребенка в семье».

Психолого-педагогическое просвещение

В течение года

кл.руковод-ль

Приглашение родителей на школьные мероприятия

Привлечение родителей к участию внешкольной жизни

По плану ВР

Кл. руковод-ли

Составлено классным руководителем: ____________/ Иванова Е. Ю.

Патронажный журнал

индивидуальной профилактической работы

с семьей.....

Профилактическая работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении.

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.

Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин , порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

    отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

    незнание их интересов и потребностей;

    политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;

    усиление влияния псевдокультуры;

    неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

    отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

    чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

    сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;

    "эпидемия" разводов;

    потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

Типы "трудных" семей:

    Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.

    Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

    Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.

    Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.

    Семьи, в которых родители предьявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Проблемы родителей;

    Социально-медицинские:

    • физические недостатки, патологии самих родителей;

      физические недостатки, патологии ребенка;

      психические растройства одного из родителей;

      психические заболования ребенка;

      алкоголизм, наркомания и т.п.;

      нарушение санитарно-гигиенических норм питания.

    Социально-педагогические:

    • гиперопека ребенка;

      ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;

      расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;

      языковый барьер (двуязычие).

    Социально-психологические:

    • недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;

      конфликты в семье.

    Социально-экономические:

    • низкий материальный уровень семьи;

      плохие жилищные условия;

      низкая предметная обеспеченность.

    Социально-юридические:

    • незнание своих прав и обязанностей как родителей;

      юридическая некомпетентность.

Этапы работы с семьей:

    Диагностика проблем семьи.

    Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.

    Содействие в получении социальной помощи.

    Диагностика результатов работы.

Цель: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.

Задачи:

    повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;

    содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;

    коррекция внутрисемейных отношений.

Принципы применяемые в работе с семьей:

    повышение пристижа здоровой семьи;

    повышение активной жизненной позиции;

    коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);

    поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);

    социальное партнерство всех служб;

    изучение и распространение новых технологий;

    профилактика проблем.

Методы:

    патронаж

    беседа

    диагностика

    консультирование

    занятия

    тренинг

    информационность

    просвещение

Таким образом, в работе с семьей надо стремиться максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

    принимать активное участие в жизни семьи;

    всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

    интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

    не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

    иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

    уважать право ребенка на собственное мнение;

    уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

    с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Прогнозируемый результат:

Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.

Таблица №1

Типы проблемных семей

Задачи классного руководителя

Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

    Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.

    Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.

    Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.

    Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

    Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.

    Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.

    Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.

    Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

    Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.

    Пробудить интерес к самообразованию.

    Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью. Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

    Изменить жизненную ориентацию родителей.

    Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.

    При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

    Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.

    Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.

    Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

ПЛАН

работы с неблагополучными семьями

Мероприятия

Сроки

Сверка и списков.

сентябрь

Обновление картотеки.

в течение года

Выявление семей (неблагополучных) и семей, уклоняющихся от воспитания своих детей.

в течение года

Рейды по неблагополучным семьям

в течение года

Подготовка материала на КДН и ЗП

по необходимости

Постановка и снятие с ВШУ

в течение года

Приглашение на заседания Совета профилактики.

в течение года

Совместная работа с отделом опеки и попечительством, КДН и ЗП, ПДН, отделом по молодежной политики.

в течение года

Помощь классным руководителям в работе с неблагополучными семьями.

в течение года

Индивидуальные профилактические беседы (с привлечением психологов, инспектора ПДН, заместителя директора по воспитательной работе)

в течение года

Семья является важнейшей средой формирования личности и ключевым звеном в профилактической работе, но не все родители по ряду причин бывают просвещенными в психолого-педагогических вопросах, не могут грамотно провести работу с ребенком и добиться положительного результата в воспитании. В роли помощников для них выступают психологи, социальные педагоги, классные руководители. В статье представлены основные аспекты работы школьного психолога по профилактике детского табакокурения в семье, его роль в формировании общешкольной среды без табака, описываются такие методы работы, как просветительская деятельность родительского состава школы, ее значимость в воспитательном процессе, психолого-педагогический анализ семей. Раскрываются особенности работы по профилактике детского табакокурения в различных семейных ситуациях, психологическом консультировании и поддержке семей, столкнувшихся с проблемой детского табакокурения, психокоррекционной и психотерапевтической работе с семьями группы риска.

Ключевые слова: семья, психология, профилактика, терапия, детское табакокурение, социальное проектирование, просвещение, семья группы риска.

Семья – микросоциум, где осуществляется социализация детей, благодаря усилию всех ее функций – воспитательной, рекреативной (физическая, материальная, моральная, психологическая поддержка, организация досуга), коммутативной (общение и через него – социализация), регулятивной, фемецитологической (ощущение счастья в семье).

Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и
ключевым звеном в профилактической работе. К сожалению, многие семьи по разным
причинам являются непросвещенными в психолого-педагогических вопросах, не могут
грамотно провести работу с ребенком и добиться положительного результата в воспитании.
Зачастую на помощь им приходят специалисты – школьный психолог, социальный педагог,
классный руководитель, специалист психологического центра, которые могут предложить
программу систематической целенаправленной работы по формированию здорового

Образа жизни.

На сегодняшний день профилактика табакокурения чрезвычайно актуальна в работе школьного психолога и представлена очень широко – классные часы, родительские собрания, встречи с медиками, массовые мероприятия и т. д.

Прежде чем начать комплексную профилактическую работу с ребенком или детским коллективом, психолог ведет работу с родителями.

Перед школьным психологом стоит комплекс задач профилактической работы в семье:

. Просветительская деятельность родительского состава школы по вопросам здорового образа жизни, создание информационного поля, формирование у родителей потребности в самообразовании;

. Психолого-педагогический анализ семей;

. Психологическое консультирование и поддержка семей, столкнувшихся с проблемой детского табакокурения;

Психокоррекционная и психотерапевтическая работа с семьями группы риска.

Просветительская деятельность родительского состава школы по вопросам здорового образа жизни, создание информационного поля

Этот метод работы является основным видом профилактической деятельности всего педагогического состава школы, особенно психологов и социальных педагогов.

Просветительская деятельность родителей включает в себя систематические классные или общешкольные родительские собрания, на которых идет речь о возрастных и психофизиологических особенностях детей, способах эффективной коммуникации с ними, даются конкретные рекомендации по ведению и поддержанию здорового образа жизни в семье. Психолог или социальный педагог, осуществляя просветительскую деятельность, может использовать тематические стенды, предоставлять познавательную и актуальную информацию в электронном виде, вести свой раздел на сайте школы, отвечать на вопросы в режиме on-line.

Данное направление профилактической работы стало основой комплексной программы профилактики детского табакокурения «Ответственные родители», где работа с семьей начинается с разговора по проблеме в форме родительских собраний с 1-го по 11-й класс, затем проводится психолого-педагогический анализ семей и осуществляется дальнейшая профилактическая работа .

Психолого-педагогический анализ семей

Именно с этого психолог начинает работу с родителями. В ходе психолого-педагогического анализа изучается уровень развития семьи в материальной и культурной сфере, выделяются ценности и ориентиры, с помощью которых осуществляется воспитание и развитие ребенка, делается вывод о психолого-педагогической и социальной состоятельности членов семьи. Психолог наблюдает за видами семейных отношений, выделяет статусные роли и место ребенка. И самая главная задача на этом этапе - определить, в какой эмоционально-нравственной атмосфере находится ребенок.

Психологическое консультирование и поддержка семей, столкнувшихся с проблемой

Детского табакокурения.

При подобном запросе от родителей важно как можно подробнее собрать имеющуюся информацию о факте курения. Не стоит вести углубленную работу, если ребенок попробовал сигарету один раз из любопытства, в этой ситуации необходимо разъяснить, что дети подвержены влиянию окружающей среды; нужно узнать у ребенка, где он наблюдал курящих людей и кто они, с какой целью он закурил, кто предложил ему первую сигарету. Далее родители смогут самостоятельно поговорить о вреде и последствиях курения, используя наглядный материал и информацию, которую можно получить в кабинете психолога.

Комплексная долгосрочная работа должна вестись, если ребенок курит систематически и у него появляются физиологические и поведенческие изменения - сонливость, возбудимость, чрезмерный аппетит или его отсутствие, характерный запах от одежды, рук и волос и т. д. В зависимости от ситуации и ориентированности помощи выделяют несколько ее моделей: педагогическая, диагностическая, медицинская, психологическая (психотерапевтическая), социальная. Медицинская помощь должна оказываться в специализированных учреждениях здравоохранения.

Психологическое консультирование проходит в индивидуальной или групповой форме и содержит следующие этапы.

1. Установление контакта и присоединение консультанта к клиентам.

2. Сбор информации о проблеме клиента.

3. Обсуждение психотерапевтического контракта.

4. Проработка запроса.

5. Собственно консультация.

6. Проверка отработанных моделей и закрепление результата.

7. Поддержка и адресное консультирование.

В работе используется самый широкий спектр методик и техник - групповая и семейная
психотерапия, структурированное интервью, работа с метафорой, сказкотерапия, арт -
терапия, гештальттерапия, тренинги, телесно-ориентированная терапия,
психомоделирование, социальное проектирование и другие в зависимости от конкретного
запроса .

Психокоррекционная и психотерапевтическая работа с семьями группы риска

Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению. К семьям группы риска относятся:

. Деструктивная семья - автономия и отделение отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или детско-родительский конфликт; Неполная семья;

. Ригидная, псевдосолидарная семья - безоговорочное доминирование одного из

Членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип

Воспитания;

. Распавшаяся семья - один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты

С прежне семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом

Сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него..

Именно в таких семьях дети наиболее подвержены раннему употреблению табака, даже

Начиная с 6-7 лет, глядя на отрицательный пример родителей. Поэтому главные задачи

Психолога в данной ситуации - обеспечить раннюю диагностику и защитить ребенка от асоциального воздействия. В комплекс работы с семьями группы риска входят скрининг (наблюдение), диагностика и коррекция семейного поведения.

При острой необходимости школьный психолог может включить в работу сотрудников органов опеки, медицинских работников, специалиста отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Основной метод работы - семейное консультирование, в ходе которого психолог помогает скорректировать и смоделировать такое поведение, при котором ребенок будет развиваться в здоровой эмоциональной атмосфере. Родителям подробно разъясняется текущее положение, возможные последствия неустранения проблемы, проводится работа по профилактике синдрома «холодной матери» или «холодного отца». Наиболее эффективные формы работы - совместная арт - терапевтическая деятельность (библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, работа с глиной, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, фото - и видеотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия, артсинтезтерапия) и социальное проектирование (мой дом, я и окружение, наша семья и т. д.). Психолог работает только с применением тех методами, которые не вызывают агрессии и чувства ущербности в конкретной семье. В процессе совместной игровой деятельности ребенок и взрослый испытывают терапевтический эффект, а психолог его развивает и закрепляет. Необходимо обеспечить постоянное наблюдение и поддержку таким семьям, вызвать доверие и сформировать информационную потребность в области профилактики. Работа по поддержке таких семей ведется до окончания ребенка школы .

Таким образом, главная задача школы в вопросах профилактики - вызвать у родителей потребность в самообразовании и ведении профилактической деятельности внутри семьи. Основные методы работы - совместная деятельность ребенка и взрослого, терапия, тренинги. Важно, чтобы психолог создавал доверительную и эмоционально-насыщенную атмосферу, был помощником для детей и родителей, находился рядом в трудную минуту и смог обеспечить общешкольную профилактическую среду, защищенную от табачного дыма .

Литература

1. А Нтонов А . И ., Медков В . М . Социология семьи. М., 1996.

2. Овчарова Р . В . Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М., 1996.

3. Шнейдер Л . Б . Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М., 2006.

4. Шнейдер Л . Б . Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков. Девиантное поведение детей и подростков. Спб., 2005.

5. Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы // Дивицина Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. Ростов н/Д, 2005.

6. Ответственные родители / Учебно-методическое пособие для учителей средней школы. / Изд. 1-е. М., 2007.

7. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.

Social and Psychological Aspects of Preventive Work with Families

Rogozina E. D.

Psychologist, Head of the Educational Resource Center.

Family is the most important environment of personality formation and a key part in prevention work, but for various reasons not all parents are educated in the psychological and pedagogical issues, not all can competently work with their child and achieve positive results in upbringing. Psychologists, social educators, homeroom teachers become their assistants. The article presents the main aspects of the school psychologist’s work in preventing child smoking in the family and his/her role in the formation of general non-tobacco school environment. Educational activities for the parents, their importance in the educational process and method of psychological and pedagogical analysis of families are presented. The specifics of working with prevention of child tobacco use in different family situations, in psychological counseling and support for families that have faced the problem of child smoking and psycho-correctional and psycho-therapeutic work with families at risk are described.

Keywords: family, psychology, prevention, therapy, child smoking, social engineering, education, risk group family.

1. Antonov A. I., Medkov V. M. Sociologiya sem"i. M., 1996.

2. Ovcharova R . V . Spravochnaya kniga shkol"nogo psihologa. - 2-e izd, dorab. M., 1996.

3. Shneider L. B. Semeinaya psihologiya: Uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-e izd. M., 2006.

4. Shneider L. B . Sem"ya i istoki deviantnogo povedeniya detei i podrostkov. Deviantnoe povedenie detei i podrostkov. 2005.

5. Deviantnoe povedenie podrostkov kak problema social"noi raboty // Divicina N. F. Social"naya rabota s neblagopoluchnymi det"mi i podrostkami. Konspekt lekcii. Rostov n/D, 2005.

6. Otvetstvennye roditeli/ Uchebno-metodicheskoe posobie dlya uchitelei srednei shkoly/ izd. pervoe. M., 2007.

7. Sem"ya v psihologicheskoi konsul"tacii: Opyt i problemy psihologicheskogo konsul"tirovaniya / Pod red. A. A. Bodaleva, V. V. Stolina. M., 1989.

Организация профилактической работы с семьями обучающихся, находящихся в социально - опасном положении

Социальный педагог

МБОУ «Тигильская СОШ»

Кутова Наталья Анатольевна


Жизнь любого человека начинается с семьи.

Как нет идеально похожих людей, так нет совершенно

идентичных


Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение данному понятию.

С точки зрения социологии , это группа людей, связанная кровным родством и брачными узами.

Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после заключения брака и вступления в родство.

В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными отношениями.


СЕМЬЯ, НАХОДЯЩАЯСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (по ФЗ №120 от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)


Основными критериями при определении семей этой категории являются

  • неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
  • вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
  • жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
  • отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
  • семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Типы семей, находящихся в социально опасном положении:

  • конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  • аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
  • педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
  • асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.

Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска .


Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера.


К таким семьям относятся: малообеспеченные; неполные семьи; многодетные; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством.

Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача специалистов, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.


Признаки социального неблагополучия у обучающегося

  • Утомленный, сонный вид
  • Санитарно-гигиеническая запущенность
  • Склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания
  • Неумеренный аппетит
  • Задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии
  • Привлечение внимания любым способом
  • Чрезмерная потребность в ласке
  • Проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием
  • Проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
  • Трудности в обучении

Признаки Физического насилия в семье

  • Боязливость ребенка
  • Сосание пальца, раскачивание
  • Боязнь идти домой
  • Жестокое обращение с животными
  • Стремлении скрыть причину травм

Этапы работы МБОУ «Тигильская СОШ» с семьёй, находящейся в социально опасном положении (СОП).

  • 1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.
  • 2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП.
  • 3 этап. Семья рассматривается на Управляющем совете.
  • 4 этап. Школьный Совет по профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  • 5 этап. Постановка на профилактический учет семьи в МБОУ «Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
  • 6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями.

1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных.

С целью раннего выявления неблагополучных семей, проживающих на территории МБОУ «Тигильская СОШ» в начале каждого учебного года социальный педагог на основе социального паспорта класса составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем.

Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.


2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП:

  • обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей;
  • устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
  • консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей через специалистов МБОУ «Тигильская СОШ»;
  • организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося;
  • изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;
  • изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения.
  • контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося;
  • анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории.

3 этап. Семья рассматривается на Управляющем совете

Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе с семьей СОП.


4 этап. Школьный Совет по профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.


5 этап. Постановка на внутришкольный учет семьи СОП в МБОУ «Тигильская СОШ» и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.

Решение о постановке на внутришкольный учет принимается в соответствии с положением «Совета по профилактики правонарушений несовершеннолетних в МБОУ «Тигильская СОШ».


Для устранения неблагополучия в семье школой проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи:

  • обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;
  • оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
  • координировать учебную помощь родителей их детям;
  • выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
  • обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;
  • изучать уклад жизни и традиции семей учеников;
  • организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

В работе с семьями можно выделить основные направления работы:

  • проверка жилищно-бытовых условий семьи;
  • сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
  • составление плана работы с семьей;
  • проведение консультаций, лекций для родителей;
  • оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;
  • отслеживание успеваемости и посещаемости обучающихся из неблагополучных семей;
  • организация досуговой занятости детей из данных категорий семей во внеурочное время и во время каникул;
  • помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул (с 14 лет).

Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей :

  • улучшение положения и качества жизни ребенка;
  • устранение причин неблагополучия;
  • расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Оценка эффективности работы с семьей:

  • соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

Оценка позитивной динамики ситуации может включать следующие показатели:

  • уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
  • родители проявляют заботу о детях;
  • дети посещают общеобразовательное учреждение;
  • уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков;
  • семья поддерживает контакт с общеобразовательным учреждением;
  • в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними;
  • семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.

Социальный педагог формирует индивидуальную карту профилактического сопровождения , в которой отражается совместная работа классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога (в настоящее время данная работа не проводится в связи с отсутствием специалиста), заместителя директора Учреждения по воспитательной работе.


6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями.

Совместная работа со специалистами этих служб.


Заключение

Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, специалисты МБОУ «Тигильская СОШ» отобрали для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации – это индивидуальная форма. Помощь в работе с семьёй это - диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической помощи.

А также поняли, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делали, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.

Работа с семьями,

находящимися в социально опасном положении

Прежде всего необходимо сказать, что термин семья, находящаяся в социально опасном положении , не встречается в научной литературе , там используются понятия неблагополучная семья и семья социального риска , которая чаще всего оказывается в социально опасном положении. Кроме этого в силу определенных обстоятельств (природная или социогенная катастрофа, вынужденная миграция населения, тяжелое заболевание или травма, полученная ребенком либо его родителями, потеря родителей и ряд других) любая семья может оказаться в таком положении. Но так как в документах, определяющих функционал социальных педагогов и других работников отделов опеки и попечительства, есть, выделен такой тп семьи, мы попытались выбрать из теоретической литературы и из источников, описывающих передовой практический опыт, то, что так или иначе имеет отношение к нашему вопросу – работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Обстоятельств, в силу которых семья может быть отнесена в этот разряд – множество. Если их не дифференцировать , то эффективность работы будет зависеть от того,

Какие в регионе имеются ресурсы в рамках различных ведомств и насколько эти ведомства могут согласовывать свои действия в случае необходимости,

Насколько четко определены правовые стандарты в отношении детей, нуждающихся в государственной защите,

Насколько четко выполняют функции конкретные работники в решении проблем семей, оказавшихся в социально опасном положении.

Если же рассматривать проблему уже – а именно только неблагополучные семьи, сама жизнедеятельность которых постоянно создает угрозу попадания их в опасную ситуацию, то здесь главным фактором является профилактическая работа. Чем раньше мы вмешаемся в ситуацию, тем больше шансов, что удастся предвидеть социально опасную ситуацию и тогда можно не доводить ее до этой крайней точки, а заблаговременно помочь ребенку в такой семье.

Я в своем выступлении буду говорить именно о работе с неблагополучными семьями, которые в любой момент могут оказаться в социально опасном положении.

Просмотрев большое число литературы, как научной, так и с описанием опыта практической работы органов опеки и попечительства, я выделила все модели работы по защите детей. Они следующие:

* выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении;

* реализация в учреждениях образования индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, и улучшение функций семьи;

* формирование механизмов межведомственного взаимодействия в работе по выведению семьи из социально опасного положения, профилактике вытеснения из нее ребенка, детской безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения с ребенком;

* признание детей нуждающимися в государственной защите по решению органа опеки и попечительства либо комиссии по делам несовершеннолетних;

* утверждение руководителем местного исполнительного и распорядительного органа межведомственного плана защиты прав и законных интересов ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите;

* отобрание ребенка у родителей на срок до 6 месяцев, реализация в течение этого срока плана защиты прав и законных интересов ребенка;

* социальный патронат семьи, объединение всех имеющихся в регионе ресурсов по выведению семьи из социально опасного положения;

* представление в суд документов на лишение родителей родительских прав после оценки эффективности работы с семьей.

Характеристика семей, находящихся в социально опасном положении

Типы семей:

Семьи беженцев или вынужденных переселенцев,

Малообеспеченнные,

С избыточной иждевенческой нагрузкой, (многодетные или имеющие в своем составе инвалидов, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, неполные),

Семьи безработных.

Семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Одним из типичных вариантов поведения в социально неблагополучной семье является оставление без попечения несовершеннолетних и членов семей, не способных к самостоятельному существованию, ”выталкивание” детей на улицу, склонение или побуждение их к асоциальному образу жизни.

В семьях наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорретных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь самоубийством, совершают правонарушения.

Кроме того, с ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот при живых родителях (родители бросают своих детей на воспитание своим престарелым родителям, отказываются от их содержания, воспитания и обучения); происходит деградация семей (пьют, ведут аморальный образ жизни, живут в антисанитарных условиях, не работают и пр.) дома таких семей становятся “притонами”, где собираются группы людей без определенного места жительства и рода занятий, занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т. д.

Технология работы с семьей включает в себя несколько этапов:

· сбор и анализ информации об асоциальных семьях;

· постановка социального диагноза (выявление основных проблем семьи, находящейся в социально опасном положении, определение их показателей и причин возникновения);

· выбор способов воздействия и планирование работы с семьей;

· практическая работа по оказанию помощи семье.

Принципы работы специалистов с семьей, находящейся в социально опасном положении

1. Проблемы отдельных членов семьи – это всегда проблемы семьи в целом, и наоборот, любая семейная проблема влечет за собой те или иные проблемы каждого члена семьи. Например, проблема плохо успевающего и конфликтного в школе ученика может быть связана с невротичностыо родителей или их слабой заботой о ребенке в силу малограмотности, асоциального образа жизни, определенных трудностей и т. д.

2. Как правило, социальному педагогу приходится работать со всеми членами семьи, осуществлять "блокирование" тех сторон отношений, которые отягощают положение каждого из них. Это особенно значимо при оказании социальной помощи детям : реабилитация детей и подростков с ослабленными семейными связями должна сопровождаться реабилитацией их семей, восстановлением их способности быть естественной средой жизнеобигания ребенка. Поэтому "изъятие" ребенка из семьи на некоторое время может быть оправдано.

3. Специалист по работе с семьей может помочь клиенту справиться с возникшей проблемой. Помощь заключается в том, чтобы семья поняла свою проблему и осознала необходимость се решения. Недопустимо ответственность за решение проблемы снимать с клиента и возлагать на плечи специалиста ответственность за последствия поведения членов семьи, за результат их жизнедеятельности. Однако, учитывая маргиналъность асоциальной семьи, следует понимать, что она, как правило, не всегда желает изменить свой образ жизни; поэтому специалист по социальной работе (или социальный педагог) должен действовать прежде всего в интересах ребенка и улучшать условия его жизни.

4. В работе с семьей не следует навязывать людям свое (личное) мнение о системе ценностей, так как представление специалиста может не совпадать с мировоззрением клиента. Однако воспитательную работу с семьей, особенно с ее взрослыми членами, проводить необходимо.

5. Семья автономна в своей жизнедеятельности и имеет право выбирать тип взаимоотношений , методы воспитания детей и так далее. Поэтому вмешательство в семейные отношения происходит лишь тогда, когда существует прямая угроза физическому, психическому здоровью ребенка или кого-то из членов семьи.

6. Работа с семьей требует высочайшей деликатности и соблюдения конфиденциальности, ибо в ее ходе затрагиваются сведения, разглашение которых может нанести серьезный ущерб клиенту, а некорректное общение специалиста непоправимо разрушает возможности для их дальнейшего сотрудничества.

Сбор и анализ информации о семье, находящейся в социально опасном положении

Первым этапом работы с семьей является сбор и анализ информации , что необходимо для выявления асоциальных семей, имеющих несовершеннолетних детей, и для определения направлений дальнейшей работы.

Для организации работы специалисту необходима определенная информация.
Информация общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф. И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т. д.).
Специальная информация (сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи и т. д.).

Общая информация дает представление обо всех социально-неблагополучных семьях определенной территории и характере их неблагополучия.
Специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье.

Через запросы специалиста по социальной работе осуществляется сбор общей информации, в основном документации, предоставляемой местной администрацией, ЖЭУ, органами опеки и попечительства, школой, инспекцией по делам несовершеннолетних, УВД и т. д.

Собранные данные анализируются, и на основании полученных результатов формируются карты семьи , позволяющие организовать работу по территориальному принципу. В дальнейшем в карты вносятся сведения, отражающие специальную информацию о семьях, а также направления, формы и сроки работы различных специалистов с семьей.
Специальная информация собирается более целенаправленно, с учетом категорий конкретных семей, находящихся в социально опасном положении.
Источники информации о семье и ребенке .

Социальные педагоги школ могут представить информацию о социальном статусе ребенка, посещаемости занятий и успеваемости по предметам школьной программы, об интересах несовершеннолетнего, о его взаимоотношениях в семье, в школьном коллективе и т. д. Если семья состоит на учете, то можно получить сведения о характере взаимоотношений членов семьи, о выполнении родителями своих обязанностей, о работе с семьей, проведенной специалистами школы, и ее результатах.

Специалисты КДН или ИДН (состоит ли несовершеннолетний на учете, совершал ли ранее правонарушения, привлекался ли к уголовной ответственности ; зарегистрированные случаи жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны родителей).
Специалисты органов опеки и попечительства дополнительно информируют о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью.

· неудовлетворительные жилищные условия;

· алкоголизм, наркомания, токсикомания членов семьи

· нарушение здоровья;

· семейная дезадаптация;

· духовно-нравственная деградация семьи.

Перечисленные выше проблемы можно выявить на основе наблюдения, анализа документации и фактологической информации о семье по определенным показателям.

Показатели и причины социальной дезадаптации семьи

Неопределенность гражданского статуса членов семьи характеризуется отсутствием у взрослого или несовершеннолетнего какого-либо документа, подтверждающего его гражданский статус или дающего право на получение установленных законом льгот и пособий (паспорт, свидетельство о рождении, удостоверение пенсионера, удостоверение инвалида, справка об обучении в общеобразовательном учреждении, прописка и т. п.). В связи с тем, что у трудоспособных членов семьи нет возможности устроиться на работу (так как нет прописки), они вынуждены довольствоваться временными заработками. Основными причинами неопределенности гражданского статуса является утеря, порча или несвоевременное оформление документа.

Малообеспеченность . Среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (подтверждается справкой о доходах семьи).

В беседе с работниками школы можно узнать, что ребенок не питается в столовой, плохо одевается, не имеет необходимых школьных принадлежностей. При патронаже семьи или обследовании жилищно-бытовых условий регистрируется недостаток продуктов питания, одежды, топлива, предметов первой необходимости. Основными причинами малообеспеченности являются низкооплачиваемая работа, безработица одного или нескольких членов семьи, неоформленность социальных льгот, пособий, субсидий.

Безработица . Отсутствие постоянного источника дохода взрослых трудоспособных членов семьи (подтверждается справкой о постановке на учет в качестве безработного и фактологически). Причины безработицы: сокращение штатов по месту работы, увольнение, отсутствие специального образования, стажа работы и т. д. Распространенное явление у вышеуказанной категории семей - несформированность у взрослых ее членов мотивации на трудоустройство, т. е. желания трудиться.

. Отсутствие постоянного жилья, его ветхое состояние, несоответствие жилой площади установленным нормам, несоответствие санитарно-гигиенических условий установленным требованиям: сырость, грязь, прогнившие полы, провалившиеся потолки, изломанные печи (подтверждается справкой, актом или заключением ЖЭУ, СЭС). Косвенные показатели проблемы: неудовлетворительные жилищные условия ведут к заболеваниям как родителей, так и детей; из-за неудовлетворительного состояния жилищных условий дети не хотят жить дома ("... не хочу жить дома, потому что там неуютно, сыро, грязно").

Алкоголизм, наркомания и токсикомания родителей, когда наблюдается регулярное употребление алкоголя, наркотиков; клиенты состоят на учете в наркологическом диспансере (подтверждается медицинской справкой). Как правило, в таких семьях происходят драки, ругань, собираются компании, возникают ссоры и т. д. В таких семьях дети растут с психическими отклонениями; у них отмечают тяжелое поражение нервной системы, проявление признаков умственной отсталости. Причиной наркомании, токсикомании, алкоголизма являются наследственные или приобретенные (социальные или психологические) факторы.

Нарушение здоровья . Наличие хронических заболеваний, инвалидность одного из родителей, часто или длительно болеющие члены семьи (подтверждается документально медицинской справкой или фактологически). Причиной нарушения здоровья является врожденная патология, инвалидность, нерациональное питание, алкоголизм, неудовлетворительные жилищные условия.

Семейная дезадаптация . Нарушение взаимоотношений между членами семьи, постоянные деструктивные конфликты между родителями, между родителями и детьми (подтверждается фактологически). Частые конфликты в семье приводят к нарушению психического состояния всех ее членов, что особенно сказывается на несовершеннолетних.

Причины семейной дезадаптации: неумение правильно, конструктивно строить отношения, личностные психологические особенности, низкий уровень педагогической компетентности взрослых, недостаток внимания к ребенку со стороны родителей.

Духовно - нравственная деградация семьи - утрата семейных ценностей, традиций, жестокое обращение с детьми, отсутствие мотивации на здоровый образ жизни, неумение организовать семейный досуг, нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения, утрата социальных связей с семьей и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья.

Система работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

После проведения социальной диагностики необходимо разработать индивидуальную программу или план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определить цели и задачи, формы и методы работы, определить сроки проведения конкретных мероприятий.

Первопричины социальной дезадаптации несовершеннолетних кроются в проблемах семьи в целом. С учетом этого обстоятельства практическая работа специалиста должна быть связана с деятельностью, направленной на изменение ситуации в его семье.

Планирование работы можно осуществлять в следующей последовательности:

· составление перечня реальных проблем и их причин;

· определение цели воздействия (ожидаемого результата);

· определение участников воздействия ("узких" специалистов);

· определение содержания деятельности конкретных специалистов, выбор способов воздействия;

· определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий ;

· составление плана работы с семьей.

Важным фактором успешности и эффективности работы станет заключение своеобразного договора (устного или письменного) с семьей или отдельными ее членами о совместной деятельности, которая будет направлена на достижение положительных результатов, а ее содержание будет прописано в данном плане.

Цели, задачи и содержание социального воздействия на семью, направленного на оказания ей помощи и преодоление проблем, будут непосредственно определяться причинами их возникновения. Например, специалист по социальной работе выявил проблему безработицы. Причиной стало сокращение с места работы главы семьи. Специалист по социальной работе (социальный педагог) содействует ему в устройстве на работу через центр занятости населения.

Наиболее эффективные методы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Беседа . Этот метод, во-первых, дает возможность специалисту выяснить трудности данной семьи или ее членов, т. е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию. Специалист, который ведет беседу, должен уметь: выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, членов семьи; слушать; во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости от изменения ситуации; быть тактичным. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.

К беседе с семьей необходимо предварительно подготовиться: проанализировать уже имеющуюся информацию, подготовить вопросы, составить план разговора. Вопросы, продуманные заранее, должны вплетаться в ход беседы; их не следует ставить прямо, если они не касаются формальных данных. Если в задачу определенной беседы входит консультация или коррекционное, обучающее воздействие, то специалист должен ясно представлять (продумать) результат встречи.

Метод поддержки . Применяется, когда ребенок, семья находятся в сложной ситуации. Специалист помогает клиенту проанализировать свое состояние, свое положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку. Социальный педагог помогает наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между членами семьи.

Метод преодоления конфликта используется, когда происходит конфликт в семье, в школе, между сверстниками: учитель - ученик, родители - ребенок, родители - учитель, ребенок - ребенок. Прежде всего, специалист выясняет, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в конфликт новых участников - это усложнит решение проблемы. Специалист должен спокойно проанализировать мнения конфликтующих сторон, продумать этапы разрешения конфликта, найти положительные точки соприкосновения конфликтующих (чаще всего – это общая деятельность)

Метод социального патронажа . Вид социального обслуживания клиентов и групп риска, преимущественно на дому, заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их лиц социальными работниками, оказании гражданам необходимой поддержки.

Во время патронажа специалист посещает квартиру, обследует жилищно-бытовые условия, знакомится с семьей, родственниками, наблюдает за семьей в обычной домашней обстановке, исследует ее психологический климат, обстановку, в которой живут дети. Уловить психо-эмоциональную атмосферу, царящую в семье, можно только в привычной для нее обстановке.

У специалиста, благодаря социальному патронажу, появляется возможность проведения доверительных бесед, освобождающих родителей от страха и неуверенности перед лицом официальных инстанций.

При проведении патронажа специалист должен быть в хорошем настроении, всем своим поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее членам, какими бы они на самом деле ни были, готовность к контактам с ними. Специалист не должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы; следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у клиентов осталось приятное ощущение того, что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный отзыв, высказывание о семье при встрече специалиста с ребенком, выражение удовлетворения от знакомства с его домом.
В практике при осуществлении патронажа социально неблагополучных семей специалистам нередко приходится сталкиваться с агрессивным отношением ее членов к специалисту (брань, угрозы и т. д.). В этих случаях рекомендуется: не отвечать грубостью, не повышать голос на собеседника; вести себя тактично; патронаж семьи осуществлять двумя специалистами.

Специалист должен помнить, что его главный аргумент - защита
прав и интересов несовершеннолетних.

Консультирование.

Практическая работа по преодолению проблем семей,

находящихся в социально опасном положении

Если причиной неопределенности гражданского статуса членов семьи является утеря, порча или несвоевременное оформление документа, то необходимо: направить клиента в консультативную службу, органы внутренних дел, социальные службы, где ему дадут грамотную юридическую консультацию ; совместно с клиентом разработать план действий по оформлению документов; своевременно осуществлять контроль за выполнением каждого пункта плана.

Как правило, в семьях, ведущих асоциальный образ жизни, не задумываются о том, что документы важны не только для того, чтобы устроиться на работу, но и для того, чтобы отправить ребенка в школу, определить в детский сад. При помощи юриста центра, социального педагога, инспектора паспортно-визовой службы при УВД семья сможет оформить необходимые документы.

Так, при утрате гражданского статуса, связанной с утерей, порчей или неоформленностью документа (паспорта, прописки и т. д.) социальный педагог направляет клиента в ЖЭУ, ЗАГС по месту жительства. Специалисты подробно объясняют клиенту, какие документы необходимо собрать для того, чтобы получить новый документ. Если какие-то вопросы остаются нерешенными, можно посоветовать обратиться в паспортно-визовую службу при УВД, за консультацией – к юристу. Утерянное свидетельство о рождении восстановят в Загсе по месту рождения.

Основными причинами малообеспеченности являются: а) низкооплачиваемая работа; б) безработица одного или нескольких трудоспособных членов семьи; в) неоформленность социальных льгот и пособий. Наиболее часто встречающиеся из них - это безработица и низкооплачиваемая работа.

Для их решения привлекаются специалисты центра занятости, которые могут помочь в подборе работы, соответствующей квалификации клиента, или в предоставлении возможности для профессиональной переподготовки.

Нередко семья при обращении к специалисту по социальной работе, формулируя проблемы, связанные с малообеспеченностью, сообщает, что среднедушевой доход в семье ниже прожиточного минимума и из-за этого семья не может приобрести необходимые вещи, школьные принадлежности для ребенка. Специалист, выявив причины малообеспеченности семьи, может не только содействовать оказанию ей материальной помощи, но и провести работу, направленную на преодоление этой проблемы (помочь в устройстве на выше оплачиваемую, постоянную или временную работу).

Итак, если причиной малообеспеченности является низкооплачиваемая работа или безработица трудоспособных членов семьи, специалист направляет клиентов в центр занятости населения для постановки на учет по безработице или поиска выше оплачиваемой работы. Если члены семей не торопятся трудоустраиваться, социальный педагог подключает участкового инспектора для беседы с неработающим, общественность, школу, родственников и т. д. для оказания позитивного влияния на его сознание.

Однако, как показывает практика, найти место работы еще недостаточно для решения проблемы. Часто безработные члены семьи, находящейся в социально опасном положении, уже давно ведут асоциальный образ жизни (пьянство, криминал и т. д.) и имеют низкую мотивацию к труду.

Если проблема безработицы связана с невостребованностью профессии на рынке труда (в т. ч. по причине физических или возрастных ограничений клиента), специалист может посоветовать семье обратиться в центр занятости населения с целью переквалифицикации по другому профилю для дальнейшего трудоустройства.
При отсутствии у клиента профессионального образования специалист может направить его на консультацию в центр занятости населения, где ему окажут содействие в обучении, чтобы в результате человек получил профессию и устроился на работу.
Кроме этого, специалисту по социальной работе вместе с представителями других ведомств (КДН, УВД, органы опеки), общественных организаций необходимо порой провести большую, кропотливую работу с малообеспеченной семьей, направленную на: изменение социальных установок и семейных ценностей; формирование мотивации на лечение от алкоголизма и наркотической зависимости.

Ожидаемый результат всей этой деятельности - выход на работу всех трудоспособных членов семьи либо их устройство на более высокооплачиваемую работу.
Для содействия в оформлении гарантированных семье пенсий, льгот, пособий работнику центра необходимо направить клиента в управление социальной защиты населения либо в отдел пенсионного обеспечения населения по месту жительства к специалисту по начислению пенсий, пособий, льгот, который консультирует и помогает в их оформлении Специалист социозащитного учреждения может сам дать консультацию клиенту в рамках своей компетентности, помочь собрать или восстановить некоторые справки по начислению пособия, пенсии (имеются в виду детские пособия, пенсии по случаю потери кормильца).

Неудовлетворительные жилищные условия могут возникнуть в семье при нехватке материальных средств для ремонта квартиры или при отсутствии своего жилья.
Для решения жилищных проблем семьи необходимо привлечь юридические и социальные службы, которые окажут консультативную помощь и юридическую поддержку, в результате чего могут быть, например, восстановлены нарушенные ранее права несовершеннолетнего на жилье, либо улучшены жилищные условия, оказано содействие в проведении ремонта жилья .

Кроме того, социальный работник должен знать, что если существует или может возникнуть угроза утраты жилья ребенком (родители пьют, продают жилье), то своевременное ходатайство в органы опеки и попечительства о закреплении жилья за несовершеннолетним позволит избежать проблему его "бездомности" в дальнейшем.
Если же жилье требует ремонта, то социальный работник может попытаться оказать содействие членам семьи в решении этой проблемы.

В случае серьезного разрушения жилья (сломаны печи, сгнил пол, разрушена канализация и тому подобное), после обследования жилищно-бытовых условий и составление акта специалист направляет клиента в органы социальной защиты населения с целью оформления целевой материальной помощи для проведения ремонта. Также специалист может использовать возможность обратиться с ходатайством в организации, где работают или работали родители, взрослые члены семьи, в администрацию муниципалитета, к депутату или к частным предпринимателям, спонсорам с просьбой помочь в проведении семьей ремонта жилья. Возможно, потребуется связаться с руководством организации, в которой работают члены семьи, с просьбой помочь отремонтировать жилье за счет организации или переселить ее в другое ведомственное помещение (если жилье является собственностью предприятия).

При этом, учитывая контингент семьи, специалист по социальной работе должен взять на себя ответственность за контроль использования по назначению предоставленной материальной или натуральной помощи, а в дальнейшем - за сохранность результатов ремонта. Патронаж такой семьи должен быть регулярным.

Причинами нарушения здоровья детей или взрослых могут быть врожденные патологии, нерациональное питание, несоблюдение санитарно-гигиенических норм , неблагоприятная экологическая обстановка, инвалидность и др.

При выявлении дезадаптированных семей с нарушениями здоровья (инвалидность, хронические заболевания, часто или длительно болеющие члены семьи) социальный педагог вправе предложить, клиенту обратиться в органы здравоохранения, которые направят его для прохождения полного медицинского обследования амбулаторно, либо в условиях стационара, получения лечения, рекомендаций по устройству в реабилитационные центры. При наличии инвалидности клиенту может быть оказана помощь во внеочередном освидетельствовании для переоформления на другую группу (если для этого есть необходимые показатели).

При индивидуальных психических расстройствах у клиента с ним должен работать психолог или врач-психиатр, который проведет диагностику, по ее результатам назначит лечение или курс занятий, мероприятий по восстановлению психического состояния.
При работе с асоциальной семьей приходится сталкиваться с проблемой ее безразличия к наличию психических заболеваний у родственников. Поэтому необходимо вмешательство специалиста по социальной работе, если психическое заболевание наблюдается у ребенка. В зависимости от заболевания (по рекомендации врача - психиатра) специалист организует необходимые условия ухода за ребенком в домашних условиях (содействует льготному приобретению медикаментов, предметов обихода и т. п.), содействует в оформлении несовершеннолетнего в стационарное учреждение.

Если нарушения здоровья связаны с нерациональным, неполноценным питанием (это одна из наиболее часто встречающихся причин), после составления акта обследования жилищно-бытовых условий семьи ее членов необходимо направить в органы социальной защиты населения для получения бесплатных талонов на питание в социальной столовой, для оформления адресной социальной помощи. Специалист по социальной работе может ходатайствовать перед администрацией школы, детского сада о постановке ребенка из такой семьи на бесплатное питание. Возможно проведение разъяснительной работы с благотворительными организациями о предоставлении такой семье разовой помощи в виде продуктового набора.

В случае нарушения здоровья, вызванного несоблюдением санитарно-гигиенических норм и условий проживания, специалистом по социальной работе (возможно, вместе с представителями школы, администрации, КДН) проводится целенаправленная работа с членами семьи по наведению порядка в доме и его поддержании.
Если в доме завелись грызуны (мыши, хомяки или крысы), хозяевам дается совет обратиться за помощью в санэпидемстанцию с просьбой обработать жилище, чтобы очистить его от грызунов, насекомых, инфекций, передающихся воздушно-капельным путем. Если семья не стремится изменить ситуацию, то в целях защиты здоровья несовершеннолетних привлекаются участковые медицинские работники, специалисты санэпидемстанции для санитарной обработки помещения.

Когда нарушения здоровья связаны с неблагоприятной экологической средой жизнедеятельности клиентов, социальный педагог может рекомендовать семье обратиться в больницу для консультации по поводу постоянных заболеваний ее членов. После выяснения причин заболевания и оценки возможности их устранения специалист по социальной работе вместе с членами семьи либо с представителями других организаций и учреждений, заинтересованных в сохранении и поддержании здоровья детей, организуют работу по преодолению этих причин, снижению факторов риска.

Причинами семейной дезадаптации являются также негативная эмоционально-психологическая обстановка, причины которой следующие:

Личностные психологические особенности членов семьи;

Низкий уровень педагогической компетентности взрослых;

Недостаток внимания к ребенку со стороны родителей;

Различия в жизненных установках и статусе (у мужа образование высшее, а у жены - начальное, или наоборот);

Разногласия на национальной или религиозной почве;

Неумение конструктивно разрешать конфликты.

Для их разрешения клиенты могут обратиться за помощью к психологу, социальным педагогам. Но чаще всего у членов асоциальных семей нет потребности идти к указанным специалистам, куда-либо еще, поэтому, например, проблемы недостатка внимания к ребенку со стороны родителей и низкого уровня педагогической компетентности взрослых должны компенсировать совместные действия специалистов.

При семейной дезадаптации специалист по социальной работе мотивирует семью на обращение в психологическую службу, где клиента проконсультируют по вопросам конфликтологии, научат выходить из конфликтных ситуаций, помогут сдерживать и преодолевать отрицательные эмоции;

клиент может посетить сенсорные занятия, расслабляющие и снимающие нагрузку, напряженность.

Деятельность социального педагога при работе с семьей (в отличие от деятельности специалиста по социальной работе) обладает некоторой спецификой и представляет три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Образовательная включает в себя помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем в детско-родительских отношениях и формирование педагогической культуры родителей.

К наиболее типичным ошибкам в семейном воспитании относятся: отсутствие единых требований в воспитании ребенка со стороны матери и других членов семьи, безразличие к ребенку, чрезмерная строгость, перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения, ссоры в семье, отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с ребенком, применение физических наказаний и др.

Поэтому социальный педагог должен запланировать вместе с администрацией образовательных учреждений, учителями, психологом социальной службы включение в тематику родительских собраний, встреч беседы, занятия по проблемам воспитания детей и семейных взаимоотношений.

Причиной духовно-нравственной деградации семьи может быть низкий культурно-образовательный уровень родителей, низкая культура семейного воспитания, деформация системы ценностных ориентации.

Социальный педагог в план работы с семьей обязательно должен включить мероприятия, направленные на сохранение и пропаганду лучших семейных традиций, развитие семейного творчества.

При выявлении духовно-нравственной деградации семьи специалист в беседе с ее членами может ненавязчиво расспросить о корнях рода (откуда они, кто их дедушки, бабушки, чем занимались и т. д.), выяснить общие положительные интересы семьи. В дальнейшем, опираясь на наиболее интересную информацию, специалист по социальной работе (социальный педагог) будет привлекать членов семьи на совместные мероприятия, проводимые в рамках школьных праздников, приглашать на экскурсии, в театры, на концерты.

Перспективной формой работы с семьей являются семейные клубы, где детям и взрослым предложат принять совместное участие в выставках, в спортивных мероприятиях, где родители пополнят свои знания о воспитании ребенка. Подобные семейные мероприятия содействуют укрепление семьи, ее сплочению. Психолог, проводя занятия клуба, поможет восстановить их мотивацию на здоровый образ жизни.
Регулярный социально-психологический патронаж, беседы специалистов с членами семьи особенно значимы для ее духовно-нравственного воспитания. А к беседе можно привлекать представителей разных организаций, в т. ч. религиозных и общественных.

Социальный педагог лично осуществляет патронаж семьи несовершеннолетнего до тех пор, пока в ней не наступят позитивные изменения.

Беспризорность и безнадзорность несовершеннолетних.

Многие дети бегут из дома из-за жестокого обращения с ними, унижения их человеческою достоинства. Подростки получают увечья, становятся жертвами различною рода посягательств. Нищета, постоянное пьянство родителей, отсутствие заботы и внимания со стороны близких приводят к тому, что дети слоняются на улицах, не посещают учебные заведения, совершают антиобщественные деяния, многие совсем уходят из семьи, детских интернатов, кончают жизнь самоубийством.

Созданы учреждения, службы, которые призваны взять на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи. Социальный педагог должен найти наилучший вариантдля каждого конкретного ребенка.

В профилактике и борьбе с правонарушениями и безнадзорностью несовершеннолетних важное место занимает организация досуга по месту жительства, поскольку характер проведения свободного времени и ценностные ориентации молодого поколения в сфере досуга во многом отражают нравственную и социальную направленность подростка и его поведение вообще. Свободное время занимает наиболее продолжительный период в жизни ребенка, поэтому социальный педагог обязан помочь несовершеннолетнему плотнее и содержательнее организовать свое свободное время.

В этом социальному работнику окажут помощь специалисты учреждений дополнительного образования , культуры, здравоохранения и пр.

Специалист по социальной работе может оказать содействие в посещении ребенком из социально неблагополучной семьи отделения дневного пребывания несовершеннолетних при центрах социальною обслуживания населения или в помещении его на временное проживание в стационарное отделение, где с ним будет организована комплексная реабилитационная работа. С ребенком станут работать квалифицированные специалисты по оказанию ему медико-психолого-педагогической помощи. По завершении реабилитационной работы с детьми и подростками медико-психолого-педагогическая комиссия (консилиум) разрабатывает рекомендации по дальнейшей работе специалистов с несовершеннолетним по месту его жизнеустройства.

Во время нахождения детей и подростков на реабилитации в центрах социального обслуживания (социальных приютах) социальный педагог параллельно работает с семьей по возвращению ребенка в семью или по взятию его под опеку. Для этого специалист осуществляет:
- патронаж семьи;

Поиск родственников (если нет перспективы возращения ребенка в кровную семью);

Сбор необходимых документов для дальнейшего жизнеустройства (свидетельство о рождении, копия смерти одного из родителей либо обоих, копия суда о лишении родителей родительских прав, копия приговора суда и т. д.), для установления статуса несовершеннолетнего.

При организации помощи семье, находящейся в социально опасном положении, специалист должен помнить об иждивенческих и маргинальных настроениях ее членов. Поэтому большое значение приобретает "воспитательная" работа с такой семьей, направленная на повышение мотивации по изменению сложившейся ситуации собственными силами, изыскание внутренних резервов семейного коллектива.

Положительный опыт другой семьи, разные формы "поощрения", стимулирования (морально, материально и т. п.), а также специфические формы воздействия с привлечением участкового инспектора милиции, инспектора ИДН, представителя общественной организации и др. - все это в профессиональном арсенале специалиста по работе с семьей.
К сожалению, деятельность специалиста, работающего с семьей, особенно с семьей, находящейся в социально опасном положении, не всегда венчается успехом и зачастую приносит разочарование. Но специалист должен помнить сам и все время напоминать клиентам, что цель их совместных усилий и желание положительных изменений прежде всего вызваны необходимостью создания благоприятных условий для роста и развития ребенка .

Если в семье выявлена проблема алкоголизма, токсикомании или наркомании несовершеннолетноего или взрослого члена семьи, специалисту желательно убедить клиента в необходимости пройти курс лечения и реабилитации, отказаться от прежней жизни, от старых друзей, сходить на консультацию к психологу или психотерапевту, наркологу.
Если наркоманом или токсикоманом является ребенок, то специалист обязан ориентировать семью обратиться к психологу для выяснения причин, которые привели несовершеннолетнего к этому, оказать содействие в его устройстве в наркологический диспансер для лечения, а затем реабилитации.

В асоциальной семье вряд ли кто-то станет заниматься лечением себя или своего ребенка из-за отсутствия денег или потому, что "больного" устраивает такая жизнь; поэтому специалистам приходится брать на себя "родительские" обязанности и в первую очередь помогать ребенку. В этом случае социальный работник совместно с участковым инспектором милиции, ИДН, классным руководителем школы обращаются в органы здравоохранения (наркологический стационар, наркологический диспансер) или в реабилитационные учреждения, где "зависимым" будет предложен курс восстановления здоровья.
После реабилитации несовершеннолетнему необходимы социальный контроль и сопровождение. Нужно обязательно предложить семье, чтобы ребенок либо посещал кружок, который ему нравится, либо занимался интересным для него делом; больше уделять ему внимания, стараться не оставлять одного. Специалисту нужно будет регулярно осуществлять патронаж семьи несовершеннолетнего для профилактики рецидивов.
В том случае, если семья останется безразлична к судьбе ребенка, то решение вопроса его спасения возможно в судебном порядке: ограничение, лишение родительских прав и передача несовершеннолетнего под опеку других родственников или государства (оформление в интернатное учреждение). Чтобы этого не произошло, специалисты могут параллельно с реабилитацией несовершеннолетнею проводить ряд мероприятий с семьей, направленных на ее "воспитание", мотивацию на участие в судьбе ребенка.
Возможный вариант, который может предпринять социальный работник, это предложить "закодировать" взрослого больного или несовершеннолетнего и посодействовать ему в этом. А поскольку в асоциальной семье нет и не будет денег для "кодирования", нужно будет искать помощи у общественных организаций, обращаться в органы или учреждения социальной защиты населения, по месту работы кого-то из членов семьи, чтобы добиться разовой материальной помощи на лечение.

Органы здравоохранения могут оказать профилактическую и амбулаторную помощь в лечении заболевания. Психологи помогут устранить его психологические "корни" и окажут психологическую поддержку.

Алкогольная и другая зависимость от ПАВ одного члена семьи порождает созависимость других. Это серьезная психологическая проблема, также требующая психокоррекции.

Результатом комплексной работы специалистов станет излечение больного или его временное воздержание от принятия наркотиков, алкоголя. Если больные члены семьи не соглашаются на добровольное лечение, то команде специалистов приходится принимать крайние меры (изъятие из семьи несовершеннолетних и помещение их в детские социальные учреждения).

Литература

1. Закон об опеке и попечительстве в Новосибирской области (Принят постановлением Новосибирского областного совета депутатов от 01.01.2001).

2. Галагузова педагогика. Курс лекций. – М., 200с.

3. , Фалалеева основы организации работы с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении.- Волгоград, 200с.

4. Псысоева психологии семьи и семейного консультирования.- М., 200с.

5. Целуйко неблагополучной семьи.- М., 200

6. http://www. aistday. ru/smf/index. php? topic=298.0

7. http://dtsr. nso. ru/component/poll/.html