Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» (старшая группа). Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству в старшей группе «Весна идет – весне дорогу

Фатима Хаутиевна

Цель : развитие речи по теме «Ранняя весна » .

Задачи :

Образовательные :

расширять представления о весне как времени года ;

учить составлять предложение по лексической теме «Весна » с опорой на картинки;

обогащать словарный запас по весенней тематике.

Развивающие :

активизировать словарный запас прилагательных : весеннее, тёплое, ласковое, доброе, красное, жёлтое, яркое;

учить согласовывать слова в словосочетании сущ. + прил.

развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей в природе;

развивать долгосрочную память , продолжать учить запоминать текст с помощью мнемотаблиц.

Воспитательные :

1. Воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)

2. Создавать положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей любовь к природе.

Интеграция областей : Речевая, познавательная.

Предварительная работа : Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы, рассматривание иллюстраций по теме, чтение стихов и загадок о весне .

Ход образовательной деятельности.

1. Орг. Момент

Доброе утро тем, кто проснулся.

Доброе утро, кто улыбнулся.

Доброе утро людям и птицам.

Доброе утро приветливым лицам.

Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.

Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие .

Если снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если все зазеленело

И становится теплей.

Если стал теплее ветер,

Если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит,

Значит к нам пришла… (весна ) .

Вы рады весне ? (Да.) Мы долго ждали весну , значит, какая весна ? (Долгожданная) . Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне ? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное.) И с таким настроением на занятии будем чётко отвечать, проговаривать все звуки.

Воспитатель : Я хочу рассказать вам сказку о том, как поссорились весна и солнышко . Встречались весна и солнышко и вместе к людям приходили, тепло и радость дарили, а тут вдруг заспорили, кто из них главный. Солнце говорит : «Я землю согреваю, теплом зиму прогоняю» , а весна : «Я и без тебя зиму прогоню» . Обиделось солнышко и ушло. А весна как ни старалась , не смогла победить зиму и пошла к солнышко, да только разбудить солнышко не смогла. Неужели эта сказка так плохо закончится? Что произойдёт, если они не помирятся и солнышко не выйдет? –ответы детей.

Как мы можем весне помочь ? Как мы найдём дорогу к солнышку? По следам.

Воспитатель : Каждый шаг-след – это вопрос от весны . Мы пойдём от следа к следу, будем следовать за весной и соберём все ответы и солнышко проснется.

1. Игра “Один и много”. Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали :

Ручей – ручьи

Дождь – дожди

Подснежник- подснежники

Скворец – скворцы

Гнездо – гнёзда

Сосулька – сосульки

Лист – листья

Насекомое – насекомые

Дерево – деревья и т. д.

2. Составление рассказа о весне по мнемотаблице .

3. Игра «Ласковые слова» А теперь немного поиграем. Встаем вокруг меня. Я буду бросать мяч, а вам ребята, придётся хорошенько подумать и заменить простые слова на ласковые.

Солнце – солнышко

Ручей – ручеёк

Ветер – ветерок

Птенец - птенчик

Ветка – веточка

Капля - капелька

Цветок – цветочек

Трава - травка

Лист- листик

4. Работа с мнемотаблицей.

Воспитатель : Надо солнышко позвать, вспомним стихотворение.

По мнемотаблице дети вспоминают стихотворение «Весна – красна » :

Ты, весна , весна- красна ,

Что с собою принесла?

Принесла я для лугов

Покрывало из цветов,

Принесла для елки

Новые иголки,

Для осины и берез

Свежих листьев целый воз.

5. Физминутка : «Выйди, выйди солнышко»

Воспитатель даёт «солнышко» одному из детей, который находится в центре круга детей, дети вместе поют и показывают.

«Выйди, выйди, солнышко!

Мы посеем зёрнышко.

Скоро вырастет росток,

Потянется на восток,

Потянется на восток.

Перекинется мосток.

Мы по мостику пойдём

В гости к солнышку придём».

6. Составление рассказа о весне по картине .

Воспитатель берёт в руки солнышко :

Надо помирить весну и солнышко .

Давайте расскажем солнышку, что будет, если они помирятся.

Солнышко, послушай, какой рассказ о весне у ребят получился , но без тебя

никак не обойтись, ты главное. Понравились ли ваши рассказы солнышку? Почему?

7. Игра «Солнышко весной » Какое оно, солнышко, весной ? (Тёплое, круглое, яркое, красное, весёлое, лучистое, весеннее) .

8. Продуктивная деятельность.

Воспитатель : Солнышку понравились ваши рассказы, помирится оно с весной согреет землю , Но случилось беда когда солнышко с весной поссорились , подул ветер и порвал картинки «Весенние праздники» на маленькие кусочки. Наша задача собрать их в единую картину и назвать, какой весенний праздник и какого числа он празднуется (8 марта, День космонавтики, 9 мая) .

9. Подведение итогов :

Воспитатель : Ребята вам понравилось наше занятие ? Что вам запомнилось и понравилось больше всего? Какое у вас настроение?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия на тему ранняя весна «Выросли подснежники» Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Ранняя весна" Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях, связанных.

Тема: Веcна Цели: - активизация словаря по теме; - преобразование существительных и прилагательных единственного числа во множественное.

Конспект НОД по речевому развитию «Ранняя весна» План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками Тема: «Ранняя весна» Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Ранняя весна» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 комбинированного вида». Конспект НОД по развитию речи в.

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска

«Детский сад комбинированного вида № 87»

Конспект НОД по ФГОС

Речевое развитие в старшей группе детского сада

Тема: «Весна пришла - весне дорогу».

Подготовила: воспитатель

Пузырева Д.Н.

Омск-2015 г.

«Весна пришла – весне дорогу»

Виды детской деятельности: Двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная, чтение художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье»

Цель: Составление описательного рассказа по картине.

Задачи:

1. Закреплять знания о весне, признаках весны.

2. Формировать умение отвечать на вопросы полными ответами, составлять коллективный рассказ по картине;

3. Развивать речь, память и воображение детей;

4. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей

Методы и формы работы: дидактические игры, беседа, рассматривание картины, художественно слово,

Предварительная работа: посадка семян, оформление «Огород на подоконнике», прослушивание музыкальных композиций по теме «Весна», рассматривание картин по теме «Весна», отгадывание загадок по теме, заучивание стихотворений о весне, чтение рассказов и стихов о весне, наблюдение признаков весны в природе.

Оборудование и материалы: картина А Саврасова «Грачи прилетели», детская музыка – «Весенняя песня» из цикла «Песни без слов», ноутбук, контейнеры с землей, маленькие лопаточки, рыхлители, семена, лейка с водой, витаминизированный напиток из шиповника, желтые круги из картона, счетные палочки на каждого ребенка.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Воспитатель: Встали дети на лужок - сделали кружок.

Звучит музыкальная композиция детская музыка «Весенняя музыка» из цикла «песни без слов», на проекторе появляется видео-презентация «Весна».

Воспитатель читает стихотворение о весне С. Я. Маршака

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Разбегайтесь, ручьи!

Растекайтесь, лужи!

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи!

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Дети: О весне.

Воспитатель: Молодцы. Какие признаки весны вы можете назвать в этом стихотворении?

Дети: Весной солнце греет теплее, снег и лед начинают таять. Птицы прилетают из теплых краев. Животные просыпаются от зимней спячки. Появляются первые цветы.

Воспитатель: Великолепно! Вы прекрасно разбираетесь в признаках весны. Предлагаю Вам сделать солнышко из подручных материалов.

(дети выкладывают солнышка с помощью картонного желтого круга и счетных палочек)

(Звучит тревожная музыка. Забегает испуганный Мишка)

Миша: Караул, караул, я ничего не могу понять, что происходит! Помогите, помогите!

Воспитатель: Мишка, что случилось, чего ты так испугался?

Мишка: Я боюсь, мне страшно, когда я проснулся после зимней спячки, то увидел, что в природе совершается что-то невероятное. Всё шумит, всё гудит, льётся, бежит. Яркое солнце слепит глаза. Откуда-то появились глубокие лужи, а снег тает на глазах, превращаясь в серую массу. Птицы щебечут и галдят над головой без устали. Кто мне объяснит, что же произошло?

Воспитатель: Мишка, успокойся, вот садись на стульчик, отдышись и отдохни. А мы с ребятами постараемся тебе помочь и всё объяснить. Дети поможем Мишке разобраться, что происходит с нашей сибирской природой?

Дети: Конечно, поможем.

Воспитатель: Мы покажем Мишке картину «Грачи прилетели» и расскажем, какое время года изображено на ней и словами опишем это время года.

Воспитатель: (показывает картину, дети рассматривают и отвечают на вопросы по картине)

Нравится, ли вам картина?

Что именно в ней нравится?

Какое время года изобразил А. Саврасов?

По каким признакам можно сказать о приближении весны?

Почему так хорошо видны следы птиц на снегу?

Где стоят березы? Опишите их.

Почему ветки на березах голые?

Мы не видим, художника, не слышим его голоса, но как он нам рассказал о красоте природы? (Кистью и красками)

Какие краски преобладают в картине?

Что написано голубым цветом? (Что серым, что коричневым?)

Как бы вы назвали картину?

Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Что хочется делать, глядя на нее? (Так и хочется попасть в березовую рощу, вдохнуть запах талого снега, земли, тихонько постоять и понаблюдать за хлопотами неугомонных вестников весны)Так какое время года изображено на картине?

Воспитатель: А сейчас наши ребята расскажут тебе, Мишка, кое-что еще о весне, но только в стихотворной форме.

(дети рассказывают стихотворения о весне)

Воспитатель : Ребята, а что происходит с медведем весной?

Дети: Он просыпается, так же как и природа, но только от зимней спячки.

Воспитатель: Конечно, когда медведь просыпается, он в первую очередь делает зарядку.

Физкультминутка «Мишка»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна: Потягивания, руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. Вращения головой.

Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед- назад.

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки Наклоны: правой рукой коснуться

И трухлявые пеньки. левой ступни, потом наоборот.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся. (Дети садятся)

Воспитатель : Мишка, а ребята в нашем детском саду тоже получают витамины. И мы тебя желаем ими угостить.

(Происходит угощение витаминизированным напитком – отвар шиповника).

Дети рассказывают, какие еще витаминизированные напитки получают в детском саду.

Воспитатель : Мишка, мы хотим открыть тебе один секрет, весна пришла не только в наш родной край, но и к нам в детский сад. Посмотри, какой расцвел «Сад-огород» у нас на подоконнике. И мы с ребятами хотели бы тебя научить тому, как надо правильно ухаживать за первыми всходами и сеять семена будущих растений.

(Воспитатель вместе с детьми и Мишкой взрыхляют почву у рассады, поливают ее, сеют новые семена, одновременно проговаривая то, что необходимо для любого растения – солнце, тепло, вода)

Воспитатель: Через 6 дней мы с вами увидим, что же у нас получилось.

Дети: Появятся первые всходы, а ранее высаженная рассада подрастёт и окрепнет.

Миша: А теперь, ребята я хочу с вами поиграть в интересные игры.

1. «Назови ласково» (с существительными данной темы перекидывая друг другу мяч)

снег - снежок вода - водичка

ручей - ручеек солнце - солнышко

лодка - лодочка корабль - кораблик

дерево – деревце Птица - птичка

2.Дидактическая игра «Продолжи мысль»

Педагог просит детей логически завершить начатые предложения о весне. Малыши выполняют предложенное задание.

Прошла суровая зима, и к нам пришла... (Весна)

Весна - это пора, когда все... (Оживает, пробуждается, радуется, растет)

Небо весной... (Голубое, высокое, чистое, ясное)

С него нам приветливо сияет... (Солнышко)

Оно уже поднялось... (Выше)

Солнце согревает землю своими... (Лучиками)

Всюду бегут ручейки, так как тает... (Снег)

Скоро вернутся из теплых краев... (Птицы)

На холмах зазеленеет весенняя... (Трава)

Расцветут первые весенние... (Цветы)

Мишка: Вот и подошла к концу наша с вами встреча. Я очень рад был с вами сегодня познакомиться и от всей души благодарен вам за то, что вы, ребята, смогли объяснить мне, что такое весна и с какими изменениями в природе она к нам приходит. До скорых встреч!

(Дети прощаются с Медвежонком).

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?

Дети: Мы разговаривали о весне, изучали картину «Грачи прилетели», помогали Мишке.

Воспитатель: Понравилась ли вам встреча с лесным гостем?

Дети : Да, очень понравилась.

Воспитатель: Что вам больше всего сегодня понравилось?

Дети: Рассматривать картину, и рассказывать Мише о весне. Угощать Мишу напитком. Заниматься огородом.

Воспитатель: Что- то было сложно вам сегодня выполнять? Были ли какие - то трудности?

Дети: Нет, все было легко и интересно.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо Вам большое. Идемте пить витаминизированный напиток.


Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с природой в старшей группе « Весна»

Цель: Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений.

Задачи:

Образовательные:

1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.

Развивающие:

1. Развитие связной речи, расширение лексического запаса по теме «Весна».

2. Развитие словесно-логического мышления.

3. Развитие умения подбирать действия и признаки.

4. Развитие общей моторики.

Воспитательные:

1. Воспитание бережного отношения к природе.

2. Формирование умения работать в коллективе.

Интеграция областей: познание, коммуникация, здоровье, музыка, чтение художественной литературы.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, набухают почки, появляются цветы; ручьи, сосулька, проталины, цветы.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, диск с записью музыки П.И.Чайковского «Апрель», картинки с изображением вербы, проталинок, капели, сосульки, ледохода, карточки к упражнению «четвёртый лишний»

Ход занятия:

Звучит музыкальная запись П.И.Чайковского «Апрель»

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня...
Улеглись в полях метели,
В свои белые постели.
И весна идёт повсюду,
Гонит зиму со двора.

Ребята, садитесь, пожалуйста, на свои места, начинаем занятие.

Ребята, отгадайте загадку:

Приходит с добром

Веет теплом

Светом солнечным красна,

А зовут ее … (весна).

Да, ребята, вот и наступила весна-красна. А почему говорят «весна-красна? »

(Весна красивая) .

Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые.

А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май) .

Ребята, как в народе называли март? (март- капельник)

Почему? (Снег тает, с крыш свисают сосульки и, когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять и капает капель) .(снег на крышах тает, капает вода) .

А как называли апрель? (апрель-водолей) .

Почему? (Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются)

Как называли май? (май цветень) .

Почему? (В мае расцветают деревья и кустарники, распускаются в мае в лесу ландыши и медуницы) .

Ребята, а зиму с весной не перепутаете? Давайте, проверим.

Зима ушла, а весна … (пришла) .

Зима холодная, а весна … (теплая) .

Зимой солнце морозит, а весной (греет) .

Зимой сугробы высокие, а весной (низкие) .

Зимой надевают шубы, а весной (куртки) .

Ребята, хорошо ли вы знаете приметы весны?

Что весной бежит, журчит? (ручей) .

Что весной капает, звенит? (капель) .

Что весной греет, светит, припекает? (солнце) .

Ребята, скажите: -весеннее солнышко какое? (Яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, доброе, большое, радостное). – весенние облака какие? (легкие, светлые, пушистые). – весеннее небо какое? (высокое, чистое, голубое). – весенняя травка какая? (молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная).

Физминутка

«Веснянка».
Солнышко, солнышко - золотое донышко (дети идут по кругу, взявшись за руки).
Гори, гори ясно, что бы не погасло.

Побежал в саду ручей, прилетели сто грачей. (бегут по кругу на носочках, имитируя руками взмахи как крыльями).
А сугробы тают, тают (приседают).
А цветочки подрастают (поднимаются, руки вверх).

Игра «Один и много».

Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много». Я называю один предмет, а тот кто поймал мяч – много этих же предметов.

Ручей – ручьи, скворец – скворец, гнездо - гнезда

Дождь – дожди,сосулька – сосульки, дерево – деревья

Лист – листья, проталина – проталины,скворечник – скворечники

Лужа – лужи, река – реки

«Весна» Г. Ладонщикова.

Весна - замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. Недаром поэты называют весну «утром года».

Предлагаю вам ребята, послушать сказку. Как начинаются все сказки? (жили - были). Вот и наша сказка начинается со слов жила - была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а дочерей - Зима, Весна, Лето и Осень. Отец очень любил своих дочерей, хоть и разные они были. Пришло время Весны и сестрица Весна пригрела солнышком, растопила снег. Побежали ручьи, зазвенела капель! Вода к медведю в берлогу просочилась, проснулся косолапый, вылез из берлоги погреться. Вернулись, улетевшие от нас на зиму птицы.

Назовите их? (грачи, скворцы, ласточки, кукушки, гуси, лебеди, соловьи).
Для чего птицы вьют и строят гнёзда? (для того, что бы выводить птенцов).
Сестрица Весна продолжает на земле свой порядок наводить. Украсила всё цветами, первой нежной, зелёной травой.
Почему цветы, которые появляются весной, называются первоцветами? (потому что они первые).
А какие цветы распускаются первыми? (подснежник, мать и мачеха).
Как изменилась жизни растений с приходом весны? (они проснулись, на деревьях и кустарниках появились молодые, зелёные листочки, зазеленели травы).
Ребята, скажите, чем пахнет весна? (свежестью).
Дети, а вы хорошо знаете приметы весны? (да). Тогда вы легко справитесь с заданием.

Мы сейчас поиграем в игру «Подскажи словечко».

Ой беда, беда, беда!
Тает снег, кругом вода
Не обуешь валенки
На снегу (проталинки).

Самый первый день весны
Самый, самый первый
На опушке у сосны
Распустилась (верба).

На реке и треск и гром
Это значит ледолом
На реке лёд идёт
Это значит (ледоход).

Рад весне братишка Саша
И собачка рада Жулька
На припёке с крыши нашей
Утром свесилась (сосулька).

Снег в лесу, сугробов много
Но слышна синицы трель
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает (капель).
Молодцы!


Закройте пожалуйста глаза и послушайте весну. Лёгкое дуновение весеннего ветерка, шелест травы на ветру, звонкое пение птиц. Протяните руки вперёд и почувствуйте, как согревает вас тёплое, ласковое солнышко.
Солнце вышло из-за тучки,
Протянуло солнце ручки
Ручки солнышка - лучи
Так нежны и горячи.


Конспект занятия

по развитию речи в старшей группе «Репка»

Тема: «Ранняя весна»

Цель: Составление описательного рассказа о ранней весне.

Задачи:

а) образовательные:

Систематизировать знания детей о ранней весне, весенних месяцах;

Обобщить характерные признаки ранней весны;

Закрепить знания детей об использовании орудий труда в весеннее время.

б) развивающие:

Развивать связную речь при помощи составления описательных рассказов о ранней весне; мышление; память.

в) речевые:

Закреплять умение детей образовывать уменьшительно – ласкательные существительные;

Подбирать слова с противоположным значением;

Подбирать существительные и прилагательные, характеризующие раннюю весну, солнце, почки.

в) воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Здоровьесберегающие компоненты:

Ø Подгрупповая деятельность;

Ø Обучение применению способов самостоятельной деятельности;

Ø Развитие способностей к элементарной самооценке;

Ø Уровневые задания рассчитанные на потенциал дошкольников;

Ø Тренинговая гимнастика разных видов;

Ø Подвижность во время занятия.

Словарная работа: набухают, пахучие, пашут, сеют, липкие, проталины, скворечники, инструменты.

Материал к занятию:

Фланелеграф, конверт, «письмо от медведя Умки», картинки с изображением орудий труда, картинка «Нелепицы»; лепестки, где на каждом нарисованы картинки по теме «Ранняя весна», фломастеры.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением ранней весны, чтение рассказов и стихов о весне, загадывание загадок, разучивание поговорок, наблюдения на прогулке, экскурсии по экологической тропе.

Ход занятия:

Организационный момент.

Сядет тот, кто повторит цепочку слов:

§ Греет, светит, тает;

§ Скворец, грач, ласточка;

§ Солнце, ветер, дождь;

§ Сосулька, вода, лужи;

§ Теплый, яркий, солнечный;

§ Деревья, почки, листочки;

§ Распускается, бежит, плывут;

§ Капает, журчит, набухают,

§ Звенит, шумит, поют;

§ Капель, ручей, дождь.

(дети по одному называют слова и садятся за столы).

Гости приносят письмо в группу.

Дети наши гости передали мне письмо. Давайте посмотрим от кого оно. Посмотрите, пожалуйста, на конверте кто-то нарисован. Кто же это?

Д : Белый медведь.

В : Да это белый медведь. Давайте прочитаем, что пишет нам белый медведь.

(открываю письмо и читаю)

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Меня зовут Умка. Я живу на Севере. Здесь очень холодно, все покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна», я не знаю. Очень прошу вас, ребята, расскажите, пожалуйста, мне о весне. Буду ждать ответа».

В . Вот такое письмо прислал нам медведь Умка.

/Прикрепляю картинку с изображением медведя «Умки»/

В. Расскажем Умке о весне?

Д. Да.

В. Какая весна сейчас идет?

Д. Ранняя.

В. Я предлагаю для начала, вспомнить и сказать после какого времени года наступает весна?

Д. После зимы.

В. Скажите, пожалуйста, какой первый месяц весны?

Д. Март

В. Второй?

Д. Апрель

В. Третий?

Д. Май.

В. А сейчас, я предлагаю, вам поиграть в игру «Подбери слова»

Подберите к слову «солнце» слова.

Яркое, высокое, теплое.

К слову «почки». Почки (какие?) -…

Зеленые, пахучие, липкие, маленькие.

Скажите, пожалуйста, солнце весной что делает?

Греет, припекает, светит.

А ручьи?

Бегут, журчат, шумят.

Молодцы, вы все назвали верно.

А сейчас я хочу посмотреть, какие вы сообразительные, предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот» предложение, а вы должны его закончить:

«Зимой снег чистый, а весной …(грязный)

Зимой дни холодные, а весной …(теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое)

Зимой погода часто пасмурная, а весной…(ясная)».

Физкультминутка

А сейчас я предлагаю вам загадать загадки для наших гостей. Загадки мы будем не только загадывать, но и показывать.

Март : Дует теплый южный ветер (дети имитируют движение ветра)

Солнышко все ярче светит, (дети поднимают руки вверх и разводят в стороны)

Грач горластый прилетает (дети бегут на месте, имитируя движение крыльев)

Что за месяц, кто узнает?(стоят на месте)

Март (ответ гостей)

Апрель: Яростно река ревет

И разламывает лед (имитируют удары)

В домик свой скворец вернулся (над головой делают «крышу», присев)

А в лесу медведь проснулся(имитируют движение медведя)

В небе жаворонка трель(имитируют игру на дудке)

Кто же к нам пришел?(протягивают руки вперед)

Апрель (ответ гостей).

Май: Зеленеет даль полей(Разводят широко руки)

Запевает соловей (прыжки на месте)

В белый цвет оделся сад(поочередно разводят руками в стороны)

Пчелы первые летят(кружатся на месте)

Гром грохочет(приседание)

Угадай, что за месяц это?

Май (ответы гостей)

Гости загадки отгадали, а вы немного отдохнули. Садитесь на свои места. Ребята, у вас на столах лежат карточки. На них изображены разные предметы. Я попрошу вас обвести эти предметы по контуру (грабли, ведерко, метла, молоток, гвозди, лейка, кисть, лопата, топор.

(дети обводят)

Скажите, а как эти предметы связаны с весной? Что ими можно делать весной? (спрашиваю нескольких детей. Дети показывая свою карточку, отвечают полными ответами

Граблями сгребают мусор и старую траву. Кистью белят стволы деревьев. Гвоздями приколачивают скворечники. Лейкой поливают растения.

Ребята, назовите эти предметы «ласково».(Дети образовывают слова с помощью уменьшительно - ласкательных суффиксов).

Грабельки, топорик, ведерочко, молоточек, гвоздик, леечка, кисточка, лопаточка, метелочка

с усложнением предлагаю более сильным детям следующее задание:

Дети, посмотрите, пожалуйста, у нас есть картинке, где все предметы перепутались. Я предлагаю вам эти картинки обвести разным цветом. (вызванный ребенок подходит к фланелеграфу. Выбирает картинку, обводит ее и называет, для чего нужен этот предмет весной.

А еще вместе с письмом Умка прислал нам картину, где художник все перепутал. Умка попросил вас разобраться и назвать, чего не бывает ранней весной.(вызванный ребенок подходит к доске и называет полными предложениями чего не бывает ранней весной. Остальные дети дополняют ответы

Весной не делают снеговика. Ранней весной не купаются в реке. Ранней весной не ловят бабочек.

Молодцы, помогли разобраться в ошибках. Но нам нельзя забывать про письмо. Ведь Умка ждет ответ. Я предлагаю снова вернуться к нашему цветку и по нему составить рассказ о весне. Рассказы должны быть связными, полными и, конечно же, интересными.

Рассказ о ранней весне

Наступила ранняя весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Небо весной голубое, высокое, чистое. Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие. Земля весной оттаивает. Возвращаются птицы. Они поют, чирикают, щебечут, вьют гнезда. Просыпаются весной звери. Они линяют, бегают, ищут пищу. Люди рады весне. Они копают, сажают, сеют.

Итог занятия:

Чем интересным мы занимались на занятии?

Мы составляли рассказ о ранней весне для Умки.

А что вы сегодня рисовали?

Раннюю весну.

Вечером мы напишем письмо Умке с вашими рассказами и отправим его вместе с рисунками, которые вы рисовали сегодня. Умка будет все знать о ранней весне и будет очень вам благодарен. А сейчас наше занятие закончено, отдыхайте.

Разработала:

Воспитатель

2009 год

Программные задачи:

Программные задачи:

— закрепить знания детей о смене времён года, о названиях весенних месяцев;
— систематизировать представление об изменениях, происходящих ранней весной в природе;
— заложить основы экологического воспитания;
— активизировать наблюдательность;

— закреплять навыки четкой правильной выразительной речи;

— отрабатывать интонационную выразительность речи в стихах.

Словарная работа:

Расширить словарь за счёт слов по теме «Весна» (проталины, ручьи, сосульки, лучи, капель, подснежник, ледоход).

Грамматический строй речи:

Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов.

Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.

Развитие связной речи:

Продолжать совершенствовать монологическую форму речи.

Упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно с логической последовательностью.

Совершенствовать умение в составлении короткого рассказа на заданную тему с помощью опорных схем.
Интеграция областей: ОО «Социально-личностное развитие»,ОО
«Познавательное развитие, ОО«Речевое развитие», ОО «Физическое развитие,
ОО «Художественно-эстетическое развитие».
Оснащение: демонстрационная картина: «Ранняя весна», игра «Найди родню», рисунки детей на тему «Подснежники»; мяч, мнемотехнические таблицы на каждого ребенка, мольберт.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, работа с календарем природы, художественно-творческая деятельность детей (рисование, лепка, аппликация) по теме «Весна», заучивание стихотворений, знакомство с приметами.

Организационный момент

Воспитатель: — Ребята, прежде чем начать работать, нам необходимо размять язычки, сделаем гимнастику.

Артикуляционная разминка:

Ель-ель-ель – звенит звонкая капель.

Чьи-чьи-чьи – во дворе бегут ручьи.

Фью-фью-фью – я гнездо себе совью.

Вей-вей-вей – тебе рады, соловей.

Воспитатель: Сегодня мы побеседуем о том времени года, которое называют «Утром года». Вы догадались, о каком времени года мы будем беседовать? Ответы детей (о весне).

Почему весну так называют? (пробуждается природа)

— Назовите, пожалуйста, весенние месяцы? (март, апрель, май)

(Дети читают стихи о весенних месяцах)

КАРТИНА ЯСНА – ПРИШЛА ВЕСНА . (И. Пивоварова)

Что такое? В чем же дело?

Небо вдруг заголубело,

И умчались злые стужи…

На дворе – капель да лужи…

Кто же в этом виноват?

Ну, конечно, месяц март!

АПРЕЛЬ (С. Маршак)

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и зацвел подснежник.

Воспитатель: Ребята, вспомните из наших наблюдений во время прогулок, какие самые первые признаки весны мы с вами отмечали. Ответы детей (сосульки)

— Я предлагаю вам игровое упражнение «Найди родню сосульке» (авторская разработка).

Цель: выделение свойств объектов, нахождение сравнений, расширение словарного запаса (сравнение сосульки — с водой, снегом, эскимо, стеклом, морковкой).

Двигательная пауза «Сосульки»

«Капли звонко капали (легкие прыжки)

Все сосульки плакали (качают головой)

Нам сосулькам жарко (машут руками на лицо)

С нас течет вода (наклон вниз)

Мы растаем навсегда (выпрямились).

Воспитатель : — Назовите другие признаки весны.

(На мольберте картинки с изображением примет весны, дети называют приметы весны).

— растаял снег

— потекли ручьи

— появились проталины

— закапали сосульки

— прилетели птицы

— на деревьях набухли почки.

— расцвели первые цветы

— зацвели деревья.

(Работа с опорными схемами) – составление рассказа о весне.

Солнце, дождь. (Погода весной.)

Береза. (Появление первых почек.)

Проталинка. (Первоцветы на проталинах.)

Стая. (Перелетные птицы.)

Ежи. (Пробуждение животных от спячки.)

Бабочка. (Появление насекомых.)

Воспитатель : — Посмотрите внимательно на схему: что было сначала? Что потом? С чего вы начнете свой рассказ? (у каждого ребенка на солее опорные схемы)

(Индивидуальная работа: воспитатель подходит к каждому ребенку, уточняет, все ли ему понятно).

Дети по очереди рассказывают небольшой рассказ, выставляя свою табличку на мольберт.

«Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые».

(После того, как все дети рассказали, воспитатель подводит итог).

Воспитатель: — Молодцы, ребята . Теперь немного отдохнем, свои пальчики разомнем.

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика:

песенка водички – с-с-с;

песенка комарика – з-з-з;

(произнося звуки, дети выполняют пальчиковую гимнастику: большие пальцы рук поочередно встречается с другими пальцами).

— Сейчас мы послушаем стихотворение (читает ребенок) «К нам весна шагает».

К нам весна шагает быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны,

Видно очень теплые ноги у весны.

Воспитатель: — Ребята, что же за теплые ноги у весны? Ответы детей – (солнце, солнечное тепло). – Верно, солнце — самое большое и доброе чудом, которое помогает Весне?

Воспитатель: Солнце стало подниматься выше, светить ярче и сильнее. Оно согрело землю, и мир снова расцвел яркими красками.

Воспитатель предлагает игру «Сравни и назови», в ходе которой бросает ребенку мяч, начинает фразу, а ребенок должен ее закончить. В случае затруднения другие ребята дополняют

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон).

Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок).

Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море).

Солнце веселое, как… (песенка, клоун).

Солнце теплое, как …(печка, рукавички, свитер)

Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)

Солнце жаркое, как… (огонь, костер)

(После игры дети садятся на стулья)

Воспитатель: — Весною, еще не растаял снег, распускаются первые цветы. Как они называются? (подснежник). Выходите скорее на полянку.

(дети подходят к выставке детских рисунков, выполненных на занятии по рисованию)

Дыхательная гимнастика. Воспитатель: Подышим ароматом подснежников. (Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок»). Дети произносят фразу на выдохе 2-3 раза.

Воспитатель: — предлагаю вам, ребята послушать, о чем нам расскажет Весна. (Стихотворение «Разговор с весной» (диалог двух детей))

— Ну, Весна, как дела?

— У меня работа.

— Для чего тебе метла?

— Снег смести с пригорка.

— Для чего тебе ручьи?

— Мусор смыть с дорожек.

— Для чего тебе лучи?

— Для уборки тоже.

Все промою, просушу,

Вас на праздник приглашу.

Итог занятия: упражнение «Назови одним словом»

Первые вестники весны. – (Сосульки)

Лед идет по реке. – (Ледоход)

Участок земли, на котором растаял снег. – (Проталина)

Первые весенние цветы на проталинках. – (Подснежники)

Воспитатель: — Давайте дружно скажем: «Мы любим весну!»

Аутотренинг: — Ребята, возьмемся за руки, ощутим весеннее тепло, закроем глаза и представим, как тепло распространяется по всему телу. А теперь откройте глаза и передайте тепло друг другу, путем прикосновения ладошками и щечками. И тогда вместе с теплом цепочка доброты передастся друг другу. Пусть весеннее тепло и доброта поселятся в наших сердцах!