Классный час по патриотическому воспитанию. Классные часы о патриотизме. Пути реализации программы

« Формы и методы гражданско – патриотического

воспитания школьников»

Забирова Т.М.

Вступление

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. 2010 год стал годом начала проведения инициативы президента «Наша новая школа» . Ее суть - в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни.

Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы».

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его

Причиной столь заметного падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе , второе место занимает отрицательное влияние друзей и сверстников, третьей причиной называют ненормальную обстановку в семье. Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству.

По словам президента РФ Д. Медведева, гражданско-патриотическим воспитанием « нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период.»

Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

· повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;

· развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

· формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;

· воспитание толерантности;

· формирование чувства гражданского долга;

· формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

Мне бы хотелось более подробно рассказать о направлениях, формах и методах гражданско-патриотического воспитания, основываясь на воспитательной работе, проводимой в течение трех лет со своим классом.

Основная часть

Гражданско-патриотическое воспитание в школе – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки учащихся к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

Усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

Использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внеучебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно-эстетической среды.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Основные направления гражданско – патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010годы»:

    Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

    Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

    Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

    Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

    Военно – п атриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

    Спортивно - патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

    Культурно - патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Для успешной реализации программы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в нашей школе созданы следующие условия :

В школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;

Функционирует система дополнительного образования;

Разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;

Развивается музейная работа;

Развивается школьное ученическое самоуправление;

Используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе включает в себя три возрастные ступени, каждая из которых имеет свои методологические особенности. В начальной школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия и т.д. Курс «Окружающий мир», танцевальный ансамбль, спортивные секции позволяют воспитать в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, культуре, традициям, к внутреннему миру че­ловека и в итоге формируют осознанное патриотическое чувство. Ведь именно этот возраст наиболее восприимчив для усвоения ценностей общества, развития творческих способностей и нравственных норм. На первой ступени начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином сво­его Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые по­зволяют ему интегрироваться в сообщество. А решение одной из главных задач образования на данном этапе - развитие творческого потенциала младшего школьника - помогает сформировать личность, способную внести свои вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (среднее звено) продолжает формирование системы ценностей и установок поведения подростка, помогает приобрести основные ключевые ком­петентности, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся вовлекаются в общественно-полезную деятельность. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Этому способствуют курсы «Культура общения», «Обществознание». Работа в данном направлении реализуется также посредством коллективно- творческих дел, ролевых игр, творческих проектов, школьного музея.

На третьей ступени (старшая школа) углубляются, расширяются знания о процессах, проис­ходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ жизни общества, определяются гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача реализуемой на данном этапе программы состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность по различным направлениям, формировали здоровый образ жизни. Интегрированный характер курсов граждановедения, обществознания, краеведения, экономики по­зволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, об основных областях общественной жизни. На таких занятиях подрост­ки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражда­нина, избирателя, собственника, потребителя и т.д.).

Тематические классные часы;

Ведение курса обществознание с 6 по 11 класс;

Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;

Изучение истории своей семьи, семейных традиций;

Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;

Кружковая работа;

Проведение общешкольных мероприятий;

Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;

Экскурсии по городам России;

Военно- спортивная игра «Зарница»;

Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.

Составляющими системы патриотического воспитания являются:

    формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе,

    массовая патриотическая и военно-патриотическая работа, организуемая и осуществляемая муниципальными, культурными и общественными организациями и учреждениями, а также их работниками и пр.

    деятельность средств массовой информации.

Работая с детьми в данном направлении, своей основной целью ставлю развитие у школьников гражданственности, патриотизма, т.е. формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни. Для достижения данной цели необходимо решать следующие задачи:

    утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

    формирование ведущих интегративных качеств личности;

    воспитание и развитие национальных начал, уважения и интереса ко всем нациям;

    воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции.

Целью прежде всего является воспитание любви школьников к исторической родине, а значит – патриотических чувств и в целом – формирование ценностной системы, обеспечивающей становление гражданственности и патриотизма. Помимо этого важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся.

Для более эффективного построения работы с детьми в направлении патриотического воспитания проведен обзор и анализ по следующим направлениям:

    Изучение накопленного опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, работающих в нашей школе, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).

    Изучение нормативно-правовой базы и программного обеспечения по данному направлению.

    В воспитательной деятельности классного коллектива определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: знакомство с музеями, особенностями их работы, формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе исторических ценностей, использования богатых материалов библиотек.

    В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделено формам и методам гражданско-патриотического воспитания.

Для работы с детьми в школе использую различные технологии : исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории республики, города, сел и деревень, проектная деятельность.

Формы работы : д еловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Заключение

…чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война …

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас – педагогов – есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.

Наталья Данилова
Классный час по гражданско-патриотическому воспитанию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлаковская средняя общеобразовательная школа»

Бедарева Наталья Сергеевна

Прокопьевский муниципальный район, 2015

Классный час «Подвигу народа жить в веках» .

Класс : 5

Цель : расширять исторические знания обучающихся; воспитывать чувство патриотизма , уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.

Оборудование : рисунок Вечного огня, стенды с репродукциями на тему Великой Отечественной войны, фото памятников, портреты пионеров- героев.

Ход классного часа:

Ведущая : 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашисткой Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом.

(Звучат слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии) .

Пламя ударило в небо-

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала : «Вставайте на помощь»

(Звучит песня «Священная война» )

В час испытаний поклонись Отчизне

По-русски, в ноги, и скажи ей :

«Мать, ты жизнь моя! Ты мне дороже жизни!

С тобою – жить! С тобою - умирать!

(Тихо звучит мелодия «Вставай, страна огромная» .)

Первый ученик : (на фоне музыки) :

Ах, война, что ж ты сделала, подлая?

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики, мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

(Музыка звучит громче, потом стихает)

Мы по дорогам пыльным с боем шли,

От бомб земля дрожала, как живая.

Мы каждый метр своей родной земли

Отстаивали, кровью поливая.

Второй ученик :

Когда от бомб, казалось, мир оглох,

И друг мой пал из нашей роты первым,

Я знал : нужны не слезы и не вздох,

А мой свинец, мой шаг вперед и нервы.

Мне смерть страшна, но в битвах не робел,

В атаку шел – других не гнулся ниже,

Шел смело в бой не потому, что смел,

А потому, что трусость ненавижу.

Свинцовая метелица мела,

Рвались снаряды, мины завывали.

И песня нашей спутницей была.

В бою. В поход. На ночном привале.

(звучит фонограмма песни «Война» ).

Ведущая : воевали не только взрослые, но и дети. 20 000 пионеров получили медаль «За оборону Москвы» , 15249 юных ленинградцев награждены медалью «за оборону Ленинграда» . Ребята, а вы знаете юных героев?

Рассказы детей о пионерах- героях (Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик, о комсомольцах (Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой) .

Ведущая : дети ухаживали за раненными в госпиталях, собирали металлолом, деньги в фонд обороны, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками, кисетами для табака

Земли Российской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками

Победы нашей вознесли вы знамя.

Ведущая : самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина- мать.

Третий ученик :

Мама, тебе эти строки пишу я.

Тебе посылаю сыновей привет.

Тебя вспоминаю такую родную,

Такую хорошую – слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру,

И пусть между нами сейчас километры

Ты здесь, ты со мною, родная моя!

Ведущая : женщины тоже участвовали в сражениях. Храбро бросаясь они под пули, во время бомбежки и обстрелов. Сестры милосердия выносили раненных бойцов с поля боя. Плечом к плечу сражались они вместе с мужчинами, отвоевывая каждую пядь родной земли.

Ведущая : в Великой Отечественной войне наш народ совершил подвиг, в котором слиты воедино, величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья и самоотверженных тружеников тыла.

Четвертый ученик :

Стоял апрель, взбухали реки,

Жизнь пробуждалась ото сна.

Рождалась в каждом человеке

Одна великая весна.

Не перекликом журавлиным

Она была от нас близка,-

Гремел апрель, и шли к берлину

Смертельно храбрые войска.

Ведущая : (на фоне музыки) . Люди, победившие войну. Все меньше остается в живых тех, кто сражался За Родину. Мы с вами никогда не должны забывать этих людей, сохранять мир на земле, чтобы больше никому не пришлось испытать ужасов войны. 8 мая 1945 года в городе Потсдаме был подписан акт об безоговорочной капитуляции Германии.

Пятый ученик :

В девятый день ликующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края :

Мир победил! Окончена война!

Без малого 4 года

Гремела грозная война.

И снова русская природа

Живого трепета полна.

(Звучит фонограмма «День Победы» )

Шестой ученик :

Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи.

Он защищал тебя на поле боя.

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя-

Великой армии простой солдат.

Война закончилась,

Но песней опаленной

Над каждым домом

До сих пор кружит,

И не забудем мы,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб с нами жить.

Ведущая : в память о погибших прошу всех встать. Склоним голову перед величием подвига русского солдата. Почтим память всех погибших в войне минутой молчания.

(минута молчания)

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда- то.

(Завершение классного часа )

По окончании классного часа , учитель просит обучающихся написать сочинение или выполнить рисунок по теме : «Подвиг народа это…»

Публикации по теме:

«Дорогою добра». Классный час по духовно-нравственному воспитанию для 1 класса Методическая разработка Духовно-нравственное воспитание учеников. Выполнила Савицкая Инна Константиновна учитель начальных классов МБОУ.

НОД по патриотическому воспитанию «Моя Россия» Н О Д Тема: «Моя Россия» Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине. Программные задачи: Закрепить.

Обобщение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию «Мой край родной» Обобщение опыта работы в рамках программы «Росинка» Подготовила: воспитатель реабилитационной группы № 2 социальной реабилитации Костева.

Конспект отрытого занятия по гражданско-патриотическому воспитанию «Россия - Родина моя» Конспект отрытого занятия по формирование гражданско-патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста «Россия - родина моя».

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы - россияне» Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе: Составила: воспитатель МДОУ «Детский сад №25», г. Кириши, Бабашева.



Материал содержит презентацию для классного часа "Патриотическое воспитание". Мероприятие рекомендуется проводить в средних классах школы. Целью проведения классного часа является создание условий для развития у учащихся гражданственности, патриотизма, формирования профессионально значимых качеств и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества и социального окружения.

Материал содержит презентацию для классного часа "Воспитание патриотов". Мероприятие проводится в средних классах школы. Целью проведения классного часа является формирование патриотизма у учащихся, активной жизненной позиции.

Материал содержит сценарий классного часа "Гражданственность и патриотизм". Мероприятие проводится в 7 классе. Цель проведения классного часа состоит в том, чтобы ребята поняли как важно ценить и любить свою Родину.

Материал содержит презентацию для классного часа "Что такое патриотизм?". Мероприятие рекомендуется проводить в начальных классах школы. Классный час проводится с целью помочь учащимся осознать социальную значимость патриотизма в современной жизни общества.

Презентация является замечательным сопровождением для песни «Солдаты России». В архиве есть и звуковой файл, записанный в формате.mp3. Это пособие можно скачать бесплатно для проведения тематических праздников, классных часов в начальной школе, на которых учитель будет рассказывать школьникам о подвигах советских и российских солдат в мирное и военное время, для урока в 4 классе. Такой материал будет способствовать формированию у школьников уважения к тем воинам, которые прославили Россию, к тем молодым парням, которые по зову сердца отправлялись защищать Родину. Они были молодыми, но их мужество было безмерным, а дух несгибаемым. Посмотрев такую работу, ученики начальной, средней или старшей школы будут чувствовать гордость за свою Родину.


Презентация расскажет детям обо всех Днях воинской славы, которые отмечаются в России. Каждый из них связан с определенным событием и имеет свою историю. О ней обязательно должны знать школьники. Работу можно скачать бесплатно для проведения тематических классных часов или уроков ОБЖ в 10 классе. В архиве имеется файл с текстовой информацией о праздниках. Ее можно использовать при подготовке к занятиям.

На 38 слайдах собран материал, который расскажет о нескольких памятных датах. Школьники узнают, в какое число отмечаются Дни воинской славы, какому событию они посвящаются. Интересно будет увидеть на картинках сюжеты, посвященные Ледовому побоищу и Куликовской битве. Здесь же раскрывается рядом иллюстраций тема побед Петра Первого и российского морского флота, взятие Суворовым крепости Исмаил и победы Кутузова в войне с французами в 1812 году. Не остались без внимания и другие праздничные даты, входящие в цикл этих праздников.


Презентация посвящена знакомству с праздником, который установлен совсем недавно. С 2014 года в России празднуется День неизвестного солдата. Во всей стране 3 декабря пройдут мероприятия, на которых будут вспоминать тех, чьи имена остались в истории неизвестными, но эти люди совершили подвиги, они погибли, защищая Родину. Именно 3 декабря 1966 года прах солдат, захороненных в братской могиле, был перенесен в Александровский сад и с почестями захоронен у стен Кремля. А с 2014 года в России было решено объявить этот день памятным.

Работа выполнена на 16 слайдах. В ней рассказ о празднике, его история, а также много иллюстраций. На классном часу, школьной линейке или уроке истории, на котором будет использоваться данный ресурс, школьники смогут увидеть памятники солдатам, возведенные в разных городах России. Новокузнецк, Стерлитамак, Одесса, Волгоград и другие города помнят своих героев.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.
  • Раскрыть значение слова «патриот».
  • Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории.

Форма проведения: час общения.

Оборудование: компьютер для музыкального оформления и для
демонстрации презентации.

Оформление: георгиевские ленточки, цветы, портреты А. Невского и А.В.Суворова.

План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Информационный блок.
  3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»
  4. Выводы.
  5. Заключительное слово.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Вступительное слово

– Ребята, во имя чего совершались подвиги, переносились неимоверные тяготы и лишения, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью? Во имя интересов Отечества. В чем вы, сегодняшние школьники, уже выпускники, видите свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым пожертвованием и подвигам во имя интересов Родины?
– Сегодня мы встретились с вами для того, чтобы провести дискуссию на тему: «О патриотизме. О Родине...». Целью нашей встречи является то, чтобы вы, ребята, осознали себя людьми гордыми, достойными. Чтобы в вас проснулось еще дремлющее чувство любви к своей Родине. Родина – это как мама. Она иногда болеет, может стать некрасивой. Но мы тогда сильнее любим ее и жалеем. И другой не ищем.
– И я хочу, чтобы в вас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.
«Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины». Л.М. Леонов
– Давайте обратимся к истории Государства Российского. Россия в военное время рождала героев, которых знает весь мир. А именно А. Невский. А. В. Суворов. С далеких времен наша страна подвергалась нападениям и военным вторжениям, но так и не была порабощена. Любой народ хочет жить, независимо ни от кого чтя свои традиции и воспитывать в них своих детей. Но могли бы мы с вами жить сейчас в свободной стране, если бы наши предки самой жизнью своей и свободой не отвоевали свою Родину, Россию? Познакомимся с истинными патриотами Отечества.

2. Информационный блок

– Взгляните на первый портрет: А. Я. Невский - кто из нас не знает это имя?
– Что вы знаете о А. Невском?

Сопровождается презентацией.

– Патриотизм проявляется в любви, подвиге, героизме, а иногда и в смирении, если это необходимо на благо Родины. Давайте дадим определение слову – патриот. Определение на слайде.
– Посмотрим на второй портрет А. В, Суворова, который не проиграл ни одного сражения.(33)
«Безверное войско учить, что перегорелое железо точить, – говорил А.В.Суворов. – Все начинайте с благословления Божия и до издыхания, будьте верны Государю и Отечеству».
– Значит и патриотизм, и вера были слиты воедино в русском народе.
– Как вы считаете, как связаны понятия «патриотизм» и «Родина»?
– Обратите внимание на третью фотографию (звучит музыка «Священная война») .
– Ребята, в мае 1945 года миллионы людей во всем мире с огромным ликованием восприняли волнующую весть о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Уже через 4 месяца все мировое человечество будет праздновать великий праздник – 65 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной Войне. Здесь я бы хотела напомнить о том, что наши земляки, будучи вашими ровесниками, проявляли героизм, отвагу, отдавали долг Родине, и они действительно были патриотами и всегда останутся ими в нашей памяти.
– Вспомним аллею Славы, расположенную в парке нашего города. Назовем героев-земляков
– Всегда ли патриотизм проявляется во время военных действий или глобальных конфликтов?

3. Фронтальная беседа на тему: «Что значит быть патриотом современной России?»

Патриотическое воспитание... Станут ли такие понятия как патриотизм, патриот, чувство долга, Родина, отчизна, гражданин значимыми для вас?
Давайте задумаемся: какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего сознания исчезнут такие понятия, дорогие сердцу настоящего патриота и гражданина своей Родины. Раздумья о Родине самые важные минуты в становлении гражданина, в познании и поиске своего места в жизни.
– Что значит быть патриотом современной России? Настоящий патриот уважает патриота другой страны. Посмотрите на экран, может быть, вы увидите своих знакомых (демонстрация слайдов). Вы на пороге взрослой жизни пойдете служить Родине и в полной мере поймете, что такое чувство Родины. Возложение венков к могиле Неизвестного солдата, несение почетного караула у вечного огня, это воспитание патриотизма в детях.

4. Выводы:

  1. Настоящий патриот не выпячивает себя как патриота, он не ходит под знаменем с песней, а способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого никто не видит, и за это не награждают.
  2. «Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины».
    Л.М.Леонов
  3. «Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства родины». И.П.Павлов

5. Заключительное слово учителя

– Наша встреча подошла к концу. Я хочу верить, что вы поняли меня, что мне удалось вдохнуть в вас хотя бы искорку того теплого чувство, которое называется патриотизм – любовью к своей родине? Это чувство долго дремлет в человеке, оно просыпается тогда, когда вы находитесь далеко от страны. До свидания, всего вам доброго.

Классный час «Героями не рождаются, героями становятся»

Описание работы: Данная разработка будет полезна для классных руководителей, работающих в 7-8 классах.

Цель: педагогическое побуждение к самовоспитанию нравственной стойкости, воли, целеустремленности, мужественности, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом.

Задачи:

Суммировать имеющиеся у учащихся знания о стране, в которой они живут;

Формировать представление учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;

Вызвать чувство восхищения и гордости подвигами своего народа.

Подготовить : Картина «Богатыри»; тема; на листах понятия «патриотизм», «мужество», «героизм», «подвиг»; заготовки выражений на листах (раздать учащимся); сюжеты из фильмов «Звезда», «Грозовые ворота»; сюжет героизма в мирное время; запись - караоке «С чего начинается Родина?»; портреты Наполеона, Гитлера.

Ход классного часа

Звучит запись - караоке «С чего начинается Родина» (музыка М. Блантера).

Учитель: Что значит: Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это - Родина твоя,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

(Н. Полякова. Родина моя)

Учитель: Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей - о Родине)

А что для вас означает Родина? (Панфилово, речка, дом, семья).

Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? (Предположения учащихся).

Вывод: Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один зачитывает вслух) «…Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история - где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

Учитель: Ребята, какие человеческие качества, связанные с чувством Родины спрятаны в этом выражении? (Ответы детей).

Учитель: Что означают эти слова, давайте обратимся к толковому словарю…

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.

Кто обладает этими качествами? (Предположения учащихся)

Тема нашего классного часа «Героями не рождаются, героями становятся», давайте сегодня попробуем доказать это. (Тема вывешивается на доске).

Учитель: А каких людей можно назвать героями? Этих людей можно назвать героями (показать на картину «Богатыри» Васнецова)? Почему?

Еще в давние времена в устном народном творчестве отразилились представления об идеале прекрасного человека. Каковы же они? Давайте с вами вспомним русские былины, героические сказки…

(Раздать учащимся на заготовленных листах, один или несколько по очереди зачитывают вслух) «…Широко известны былины про славных богатырей: про трех знаменитых защитников Русской земли — Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. А вправду ли были на свете такие силачи и удальцы, которые шутя играючи могли подбросить выше леса, под облака, тяжелую палицу, а мечи у них весили столько, что никому из простых смертных даже поднять их не удавалось? В самом ли деле им были нипочем любые испытания и опасности, а из кровопролитных схваток с врагом они непременно выходили победителями?
Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской — богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже ее границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими темной, как черное воронье, тучей, и бьют вражью силу три дня и три ночи напролет, «хлеба-соли не едаючи, ключевой воды не пиваючи, себе отдыха не даваючи».
Народ видит в богатырях благородных заступников, которые никому не спускают оскорблений и обид, не терпят лжи и несправедливости. Они готовы принять смерть, но не запятнать себя позорным поступком…»

Учитель: Наше отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги.

Как вы понимаете слово «подвиг»?

(Учащиеся рассуждают)

Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.

Подвиг - героический самоотверженный поступок.

А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли воины нашей стране и нашему народу. Что такое война?

Рассуждения о войне (2 учащихся по очереди):

1. Земля планета непростая. На земле люди много воевали.

2. Войны выгодны королям - они получают новые земли.

1. Миллионам честолюбцев - они получают новые ордена.

2. Был один такой герой, он называл себя Наполеоном Бонапартом и жил во Франции.

1. Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.

2. Но ведь люди так не считали.

1. Началась война, опалившая огнем многие земли.

2. Но народы доказали императору, что могут прожить без него.

1. В 20 веке появился еще один вояка. Он звал себя «фюрер Адольф Гитлер».

2. Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.

1. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года (1941-1945). Фашисты были изгнаны народом с нашей земли.

2. Но на этом история войн не заканчивается: в 80 г.г. российские воины были участниками Афганских событий.

1. В 1992 году - началась Чеченская война.

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, несколько сюжетов из фильмов об этих войнах.

(Просмотр фильмов).

Что вы увидели в этих сюжетах?

(Учащиеся рассуждают)

Вывод: люди жертвуют жизнью ради защиты своей Родины.

Учитель: Но герои есть и в нашем селе. Нельзя обойти вниманием подвиг в годы ВОВ нашего односельчанина Павла Гавриловича Куприянова: (Рассказ о дзоте)

Учитель: Это всего лишь мизерная доля подвигов нашего народа. Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине.

Как люди выстаивали в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?

(Обсуждение). Потому, что они обладали такими качествами мужеством, героизмом и любили свою Родину и не могли не отстоять её.

(На карточках высказывания, учащиеся зачитывают их и затем обсуждают) «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием» (Г. Т. Береговой, летчик-космонавт СССР).

«Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости и смелости» (А. С. Макаренко).

«Смелость и мужество - эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде». (В.А.Сухомлинский)

Что общего в этих высказываниях?

Чем они отличаются?

Какая главная мысль в этих высказываниях?

Вывод: героем можно стать не только в военное время, но и в мирное.

(Пример ситуации из фильма «Героизм, проявленный в мирное время»)

Как бы поступили в этой ситуации вы?

Какие качества для этого нужны?

Есть ли эти качества у вас?

Где вы их применяете?

А в учебе нужны эти качества?

А чтобы помочь маме?

Вывод: В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность - все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и доказали что «героями не рождаются, героями становятся…»

Используемые источники

1. Герои русской истории. - Белый город. М, 2005.

2. С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.

3. Художественные фильмы Николая Лебедева «Звезда».

4. Художественный фильм Андрея Малюкова «Грозовые ворота».

5. И.А.Тисленкова. Нравственное воспитание в средней школе. - Учитель, 2007.

6. Е.П.Сгибнева. Классные часы в средней школе. - Айрис-Пресс, 2007.