Что может делать 6 месячный ребенок. Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры и упражнения

Вашему малышу 5 месяцев. Пройдет еще 4, наполненные событиями недели, и он пересечет заветную отметку в полгода. Наблюдая за развитием, обучением своего карапуза вы уже заметили, что он кардинально изменился. Это уже не тот неповоротливый несмышленыш, принесенный вами из роддома, а активный, умный, иногда даже хитрый маленький человек. Да, он еще не говорит, не ползает и даже не сидит, но его умения и психическое развитие шагнули далеко вперед.

Как выглядит 5-й месячный ребенок

Движения малыша осознанные и четкие, голос – громкий и эмоциональный, желания –понятные, режим дня – установлен. Еще немного, малыш поползет и сядет, произнесет первый раз осознанно «мама», поднимется на ноги и пойдет. Каждый ребенок делает это в свое время и со своей скоростью. Ваша задача — поддержать его в освоении необходимых навыков.

Каждый день вы будете наблюдать, как быстро ребенок учится новому, ежедневно достигает небольших, но вершин совершенства. Малыш на шестом месяце жизни выполняет одинаковые упражнения несколько раз подряд, тренируя мышцы и осознавая, как совершается то или иное движение. Из-за совершенствования нервной системы ребенок уже может осознавать свои действия и стремиться к новым навыкам.

Приятной особенностью этого периода становится наполнение дома лепетом и детским смехом. Малыш нуждается в общении и активно участвует в диалоге со взрослыми. Пройдет еще немного времени и вместо лепета начнут появляться первые слова.

Физиологические изменения

Тело малыша становится крепким и сильным. Кроха уже многое может, стремится двигаться и менять положение, переворачивается сам с живота на спину и обратно. Ребенок хватает игрушки, трясет ими, подносит к глазам и рту, стучит. Мышцы живота и спины становятся развитыми, скоро кроха сядет и радостно засмеется.

В зависимости от заложенных природой особенностей, темперамента, характера дети учатся садиться в разное время. Одни справляются с задачей в 5,5 месяцев, другие — уже перевалив за отметку в 6 месяцев. Как бы вам ни хотелось помочь карапузу, не стоит форсировать события. Вы можете предлагать упражнения на тренировку мышц, массажировать и привлекать его игрушками на новый уровень, но не заставляйте делать то, что он еще не может.

При недостаточном развитии мышц спины, нагрузка по удержанию тела ложится на позвоночник, который хрупок и легко поддается искривлению. Особенно это касается девочек. Все дело в формировании половой системы. Матка и яичники девочки находятся непосредственно в месте сгиба туловища и защищены от внешних факторов мышцами живота, придерживающими внутренние органы. Влияние раннего высаживания малышек на формирование бесплодия не доказано, но такие подозрения существуют. Конечно, если дочка самостоятельно сядет раньше 6-ти месяцев, достаточно развив мышцы, не стоит ее останавливать, но и не стоит принуждать.

На шестом месяце проявляется стремление перемещаться вслед за предметом. Чем сильнее это желание, тем быстрее карапуз поползет. Основой для будущего умения ползать становятся постоянные перевороты с живота на спину и обратно, подъем туловища вверх, лежа на животе. С каждым днем мышцы рук и ног становятся крепче, позволяя крохе подползать не поднимая живот, крутиться, отползать. Чтобы помочь освоить это умение предлагайте почаще тянуться за игрушками, стимулируйте желание изменить место нахождения.

К шести месяцам кроха вполне может постоять несколько минут, держась за опору. Развитие мышц ног и рук позволяют ему удерживать себя в вертикальном положении. Но не стоит слишком часто предлагать ему такое развлечение. Всему свое время. Сначала крохе нужно освоить умение сидеть или ползать, только после этого он может переходить на подъем в положение стоя.

Появление возможности стоять вертикально, когда родители держат за подмышки, появляется как следствие полного затухания врожденных рефлексов. Теперь малыш, находясь в таком положении, не перебирает ножками и не стремиться их согнуть, а выпрямляет полностью в коленях и бедрах.

Физическое развитие

Скорость набора веса все еще достаточно высокая. На ближайшие 4 недели цель – 600 грамм. Рост увеличивается в среднем на 1-3 см. Голова подрастает на 1 см, а грудь — на 1,5 см. Малыш дорос до того возраста, когда обхват груди должен понемногу становиться больше обхвата головы.

Самые активные дети, рано научившиеся ползать и сидеть, к концу 6-го месяца жизни могут набирать чуть меньше установленной нормы. Это обусловлено возросшей растратой энергии, двигательной активностью. Если кроха медленно набирает вес, но при этом активно двигается, играет, ест с удовольствием, бодр и весел, то нет причин для беспокойств. На ежемесячном приеме у педиатра расскажите врачу о ваших достижениях.

Граничные показатели физического развития ребенка в 5-6 месяцев в зависимости от пола

Психоэмоциональное развитие

Вместе с появлением новых двигательных навыков и усилением ежедневной активности заметен прогресс в совершенствовании нервной системы. Карапуз уже откликается на имя, реагирует на присутствие незнакомых людей, пытается подражать речи. Если заниматься развитием речи, то уже в этот период малыш может достаточно хорошо повторять некоторые слоги и безошибочно произносить звуки.

Для стимулирования развития речи в этот период жизни необходимо, как можно больше разговаривать с ребенком, читать ему книги, петь песенки. Между 5 и 6 месяцами формируется активное восприятие речи. Чем больше малыш услышит, тем лучше он будет понимать вас.

Разговаривая с крохой, стоит стараться использовать его имя, как можно чаще. Не стоит постоянно называть его зайчиком или котиком. Восприятие собственного имени – важный этап в формировании личности. Применение ласковых прозвищ возможно, но в несколько раз реже, чем собственного имени ребенка.

Малыш с удовольствием общается со знакомыми взрослыми, привлекает внимание разнообразными звуками, лепечет. Появляются новые эмоциональные проявления радости. Малыш может вскрикнуть при виде мамы или любимой игрушки. Расширение звуковых возможностей очень нравится ребенку и в период бодрствования он постоянно совершенствует этот навык.

С незнакомыми людьми кроха ведет себя настороженно. Базовые инстинкты самосохранения начинают работать. Он понимает интонацию, различает звучание, ассоциирует голос с человеком. Если еще 2 месяца назад кроху мог взять на руки любой человек, то на текущий момент это может закончиться плачем и попытками вернуться на руки к маме. Память малыша на лица пока еще кратковременная. Человек, которого малыш видел 2 недели назад становится чужим и незнакомым. Если бабушки и дедушки хотят играть и общаться с крохой, то им нужно позаботиться о частых визитах.

Нормальное развитие невозможно без спокойной атмосферы. Кроха нуждается в режиме дня, отсутствии переизбытка эмоций, постоянстве. До полугода стоит воздержаться от большого количества гостей, не брать кроху с собой на шумные мероприятия. При чрезмерной нервной нагрузке малыши становятся капризными, плохо спят и едят.

Двигательные навыки

Период между 5 и 6 месяцами жизни наполнен множеством различных изменений в двигательных умениях малыша. Одни дети осваивают их чуть раньше, другие — ближе к полугоду, третьи – перевалив за отметку в 6 месяцев. Среди наиболее ярких двигательных умений 5-6 месячного ребенка выделяются:

  • Уверенное поднятие туловища из положения лежа на спине в сидячее при помощи родителей. Некоторые дети к 5,5 месяцам осваивают умение самостоятельного выполнения этого упражнения. Удерживают тело в сидячем положении некоторое время. Правильным считается подъем туловища из положения на четвереньках, но в большинстве случаев малыши вначале учатся садиться через поднятие туловища из лежачего положения, опираясь на руку.
  • Попытки поползти или освоение этого навыка. В зависимости от развития мышц, малыш может начать ползать или только предпринимать попытки переместить свое тело. Достаточно часто этот навык начинается с движения назад. Кроха пятится, потому что механизм перемещения тела назад легче поддается пониманию младенца. Помочь карапузу освоить это навык можно, показывая положение на четвереньках. Придерживая живот на некотором расстоянии от поверхности, передвигайте руки и ноги малыша, имитируя движения. Чтобы правильно двигать конечности карапуза стоит помнить, что ползти получается в том случае, если рука передвигается вместе с противоположной ногой. Если вы перемещаете правую руку вперед, то вместе с ней нужно двигать и левую ногу.
  • Сильное выгибание тела, лежа на животе. Малыш уверенно поднимает плечи, упираясь на руки. Может оторвать одну руку из упора, чтобы достать игрушку. Во время этого упражнения позвоночник прогибается, давая крохе возможность подняться выше и увидеть больше. Находясь в такой стойке, ребенок ворочает головой по сторонам в поисках интересных предметов. Проведение таких упражнений подразумевает размещение ярких предметов и игрушек со всех сторон.
  • Быстро и уверенно переворачивается со спины на живот и обратно. Может совершить это действие, удерживая в руках игрушку. Созревание психоэмоциональной сферы наделяет кроху пониманием об удобном положении тела. В зависимости от желаемых манипуляций с игрушкой малыш может выбрать положение лежа на спине или животе. В этот период следует давать ему небольшие погремушки для самостоятельного изучения, чтобы перевороты давались легко.
  • Лежа на спине, высоко поднимает ноги, тянет их в рот. Гибкость и пластичность позвоночника, развитие мышц спины делают для малыша доступным такое времяпровождение. Необходимо следить за длиной ногтей на ногах и чистотой ног крохи, чтобы в ротик не попали микробы и он не поцарапал нежное телко.
  • Совершает уверенные хватательные движения. Удерживает игрушку, перекладывает ее из руки в руку, тянет в рот и рассматривает. Копируя поведение взрослых, может стучать ею, трясти, похлопывать. Может найти спрятанную под пеленку погремушку. Развитие базовой мелкой моторики очень полезно для головного мозга. Хорошо, когда у малыша есть несколько небольших легких игрушек, удобно ложащихся в руку. На них он будет оттачивать мастерство манипулирования руками.
  • При поднятии в вертикальное положение малыш полностью вытягивает ноги в коленях, стремится найти опору.

Слух, зрение, реакция на звуки

Возможности органов чувств возрастают. Они играют важнейшую роль в формировании базы знаний, поэтому продолжают совершенствоваться. Глаза могут различать основные цвета и по несколько оттенков. Малыш с удовольствием внимательно рассматривает лица взрослых, берущих его на руки, трогает щеки и нос, волосы. Во время диалога пытается потрогать губы.

Ребенок активно реагирует на изменения, происходящие вокруг, при замене игрушек радостно лепечет. Рекомендуется полная смена погремушек раз в неделю. Не торопитесь покупать новые, достаточно спрятать от карапуза на неделю уже изученные предметы и они снова станут интересными. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, преимущественное использование кратковременной памяти, во-вторых, формирование базы знаний. С каждым днем количество полученной информации о мире увеличивается, кроха осваивает новые движения. Если сегодня он использовал весь арсенал исследовательских навыков на погремушке, то через неделю он поймет, что с этим предметом он не выполнял новые упражнения.

Слух становится более совершенным. Карапуз постоянно прислушивается к окружающим его звукам и реагирует на них. Привычное размеренное звучание его успокаивает, новые резкие звуки пугают. Необходимость видеть предмет, издающий звук, нарастает. Теперь кроха требует видеть то, что слышит. Причина в развитии головного мозга. Он требует все больше звуко-зрительной информации для расширения базы знаний.

Формирование связей между зрительной и звуковой информацией на первом году жизни – основа будущих умственных успехов. Не стремитесь создавать полную тишину в комнате, исключать естественные звуки. Чем больше их малыш услышит и отнесет к определенным предметам, тем лучше. По-прежнему нежелательным остается белый шум от телевизора и радио. Желательно сократить время нахождения у этих предметов до минимума.

Находясь в одной комнате с телевизором, кроха будет смотреть на экран, пытаясь понять, что издает звук, будет стараться понять меняющуюся картинку. Неокрепшая нервная система, зрение и слух будут подвержены информационной атаке, что может сказаться на спокойствии малыша, его комфорте.

Волосы и ногти

Уже в предыдущем месяце волосы и ногти стали расти быстрее, внеся коррективы в гигиенические процедуры. На месте залысин на затылке и боковых частях волосистой части головы появляются новые гладкие волосики, а пушок, с которым малыш родился постепенно исчезает.

Если вы еще не купили щетку для расчесывания, то стоит об этом позаботиться. Рекомендуется использовать специальную расческу-щетку для младенцев. Она отличается от используемых взрослыми предметов мягкими густыми ворсинками. Взрослую расческу лучше не использовать. Гребешок может поцарапать голову, массажка слишком объемная, ей неудобно приводить голову ребенка в порядок. Проводить процедуру расчесывания рекомендуется дважды в день в рамках утренних и вечерних гигиенических процедур.

Использование шампуня для волос еще не требуется. Малыш все еще находится в минимальном контакте с окружающим миром, а излишнее применение мыльного раствора на волосистой части головы может привести к чрезмерному пересушиванию волос, снижению их роста.

Ногти малыша требуют еженедельного контроля. Стоит внимательно следить за их длиной, своевременно обрезать выступающие части. Делать это необходимо специальными ножницами с закругленными концами. Не рекомендуется использовать щипчики или предметы из взрослого маникюрного набора. У ребенка должны быть собственные ножницы, предназначенные только для обрезания ногтевых пластин. Не рекомендуется выполнять ими другие действия или использовать для другого человека.

Обрезать ногти следует по прямой, не закругляя форму ноготка. Таким образом, вы сохраните форму ногтевой пластины, сможете избежать неправильного роста, образования заусениц. Идеальным временем для проведения этой процедуры является гигиенический блок после вечернего купания.

Первый зуб

Дети, которые не обзавелись первыми зубами ранее, в возрасте 5-6 месяцев обязательно это сделают. У них появится повышенное слюноотделение и будет заметно разбухание десен. Реагируют малыши на этот процесс по-разному. Одни проходят его достаточно спокойно, практически незаметно. Другие становятся капризными, плохо спят и едят. Третьи переживают появление зубов очень тяжело. Среди наиболее часто встречаемых сложностей, сопровождающих появление зубов можно выделить:

  • Нарушение ночного и дневного сна. Дети, находящиеся на ГВ часто просят грудь, во время еды плачут. Получающие искусственное вскармливание малыши, тяжело засыпают и спят тревожно.
  • Понос. Часто накануне появления вершины зубиков малыши начинают опорожняться, структура фекалий становится более жидкой.
  • Температура. В дни активного прорезывания зубов у крохи может повышаться температура до отметки в 38,5 градусов, не требующая применения жаропонижающих средств. При сочетании процесса появления зубов и инфекции температура может быть выше, поэтому следует иметь под рукой подходящее жаропонижающее и обезболивающее средство.
  • Насморк и повышенное слюнотечение. Некоторые дети ощущают заложенность носовых ходов, зуд в деснах.

Обычно самым сложным является процесс появления первых зубов, а дальше проявления будут менее интенсивными.

Снижению интенсивности проявления негативных симптомов способствуют:

  • Частое прикладывание к груди. Материнское молоко обладает анальгезирующим действием. Если кроха во время прорезывания зубов изменяет частоту употребления пищи, позвольте ему это сделать.
  • Использование прорезывателей. В аптеках и детских отделах продаются специальные игрушки, сделанные из материалов, позволяющих почесывать зудящие десна. Часто внутри них содержится гель, позволяющий охлаждать воспаленную кожу, в некоторой степени, снимая боль. При использовании прорезывателей с охлаждающим гелем следует внимательно ознакомиться с инструкцией и правильно их использовать. Большинство требуют предварительного охлаждения в холодильнике. Продолжительность подготовки к использованию указывается производителем на упаковке и может быть от 10 до 40 минут.
  • Назначенные педиатром гели для обезболивания. Обычно назначаются специально разработанные гели для облегчения прорезывания зубов, содержащие анальгетик. Их применение возможно после консультации с педиатром и строго в обозначенной дозировке и частоте.
  • Назначенные врачом свечи для снижения температуры и боли. Чаще всего они содержат в себе ибупрофен и применяются при повышении температуры. Их применение возможно только после консультации с врачом, при отсутствии аллергической реакции на компоненты.
  • Ручной режим. Многие дети в период прорезывания зубов начинают усиленно проситься на ручки к маме или папе. Возросшая потребность в нахождении на руках обусловлена дискомфортом, который испытывает карапуз. Если вы четко знаете, что крохе плохо, то не лишайте его ощущения комфорта и спокойствия. Зубы скоро появятся, а ваш малыш снова отправится на самостоятельное изучение мира.

Появление зубов – самый непростой период для мамы и малыша. Полностью избавиться от неприятных проявлений вряд ли удастся. Это время нужно просто пережить.

Пищеварительная система

К пяти месяцам пищеварительная система карапуза уже полностью сформировалась. Позади остались кишечные колики, сопровождающие заселение ЖКТ полезной микрофлорой. Кроха уже не срыгивает или делает это очень редко. Организм готов к получению новой более разнообразной пищи.

Обычно на шестом месяце жизни здоровые детки, находящиеся на ГВ, начинают получать прикорм. Дети, употребляющие в пищу смесь, начинают знакомство с кашей. Постепенно увеличивается объем немолочной пищи и к 6-ти месяцам целесообразно заменить ею второе кормление.

Социальный контакт

Ребенок все больше нуждается в общении. Разговор и чтение книг становятся важным способом формирования звуковой базы карапуза, способствуют развитию восприятия речи, установлению контакта между ребенком и родителями.

В этот период стоит наполнять жизнь крохи разнообразными видами общения: диалог, телесный контакт, совместные танцы и пение. Чем больше вы будете общаться с крохой, тем быстрее и лучше он заговорит.

Правила по уходу

Уход за ребенком на 6-м месяце жизни остается прежним. Как и раньше с утра необходимо проводить гимнастический комплекс, умывать, чистить ушную раковину и нос. В течение дня не забывайте следить за чистотой паховой области, производить очистку рук, ног, тела по мере загрязнения. Вечером каждый день необходимо купать кроху в ванночке или предлагать плавать в ванной со специальным кругом.

Хорошо постепенно отучать кроху от постоянного ношения подгузника. Одевать его можно на ночной сон и прогулку на улице. Дома, желательно, держать его в трусиках. Раннее отучение от подгузников позволит вам проще приучить карапуза к горшку. Малыш не привыкнет к постоянному впитыванию мочи и кала, будет понимать разницу между сухими и мокрыми штанишками. Все это позволит быстро показать преимущество использования горшка и необходимость сообщать вам о желании пописать.

Купание и гигиена

Купание малыша на 6-м месяце жизни остается ежедневной процедурой. По-прежнему использование мыла не требуется. При желании или назначении врача можно использовать отвары трав, но не стоит усердствовать. Любые травы при неправильном использовании имеют побочные действия, следует относиться к ним разумно.

Купание ребенка по продолжительности составляет 15-20 минут и заключается в полном омовении и протирании всего тела. Для умывания личика хорошо использовать ватные тампоны. Смочите в отдельно стоящей воде ватный диск. Протрите лицо карапуза в направлении от носа к ушам.

Внимательно следует отнестись к очищению пальчиков. Нужно не только ополоснуть ладошку, но и протереть кожу между пальчиками.

Паховая область требует отдельного внимания. Обязательно нужно мыть все складочки. При мытье девочки не стоит разводить половые губы и тереть область влагалища. Эта зона очень нежная и умеет самоочищаться. Достаточно просто промыть водой.

Вода при купании в ванночке должна быть около 37 градусов, при плавании в ванной — около 27. Разница температуры при разных видах купания обусловлена целью. В ванночке вы расслабляете малыша, моете, при купании в ванной стимулируете движение мышц.

После любого вида купания следует дополнительно ополаскивать малыша чистой водой не из ванночки или ванной. Ее стоит подготовить до купания, чтобы она была немного прохладней воды, в которой купался карапуз.

Питание

Между 5 и 6 месяцами жизни всем детям начинают вводить прикорм. Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, продолжают увеличивать количество получаемого фруктового пюре и сока, а крошки, находящиеся на ГВ, во второе утреннее кормление начинают получать дополнительные продукты.

Во второе кормление в первую неделю 6-го месяца жизни кроха получает для знакомства сок. Обычно родители предпочтение отдают яблочному соку. Если реакции не наблюдается, то в течение первой недели количество предлагаемого сока увеличивается до чайной ложки. Через неделю можно предложить другой вид сока. К 5,5 месяцам можно предложить крохе познакомиться с фруктовым пюре.

Таблица возраста для введения новых продуктов в зависимости от вида вскармливания

Прикорм Искусственное вскармливание ГВ
Сок 3-4 мес 5 мес
Фруктовое пюре 4 мес 5,5 мес
Овощное пюре 4,5 мес 5,5 мес
Каша 4,5 -5 мес 5,5-6 мес
Мясное пюре 6 мес 6 мес
Творог 6 мес 6 мес

Таблица разрешенных продуктов детям до 6 месяцев

Вводя прикорм малышу, можно готовить еду самостоятельно или покупать уже готовые продукты. При использовании баночного и коробочного питания стоит внимательно изучить упаковку на возрастную оценку. Для разного возраста пища проходит разную степень обработки, поэтому не стоит выбирать для 5-го месячного малыша кашу, на которой стоит отметка от 7-ми месяцев.

Сон и режим дня

Ночной сон ребенка достигает 10-11 часов и большинство детей не просыпаются для перекуса. Днем малыш спит 2 раза. Дневной сон обычно длится 2-3 часа и совпадает с прогулкой.

В период активного прорезывания зубов ночной и дневной сон могут становиться прерывистыми. Стоит проконсультироваться с педиатром о применении обезболивающих средств для сохранения привычного режима.

Закаливание

Закаливание ребенка на 6-м месяце жизни остается прежним. Воздушные и солнечные ванные необходимо проводить ежедневно по несколько раз. Обтирание водой комнатной температуры можно совершать утром и вечером после пробуждения.

Как развивать малыша

Отдельно на шестом месяце жизни стоит уделить внимание разнообразию развивающих занятий. Усиление познавательной функции головного мозга позволяет вводить в жизнь крохи первые игры и обучающие занятия. Взрослые могут предложить ребенку:

  • Научиться бросать игрушки, стучать ими по разным поверхностям.
  • Игры-исследования. Предложите крохе яркую игрушку и предмет. Пусть он рассмотрит ее, пощупает, попробует на вкус. Назовите вещь. Покажите, что при ее помощи можно делать, какие звуки она издает.
  • Игры с зеркалом. Вначале дайте малышу рассмотреть свое отражение. После можно помахать малышу, показать артикуляционное упражнение. Хорошо петь перед зеркалом, рассказывать стихи.
  • Игра-захват. Старайтесь тренировать мелкую моторику ребенка, предлагая ему забирать из ваших рук предметы разной величины и формы.
  • Игры с музыкой. Во время прослушивания музыкальной композиции включайте и выключайте звук, стучите и хлопайте в такт мелодии.
  • Танцуйте с малышом на руках.
  • Давайте возможность попробовать на ощупь окружающие предметы. Это очень помогает малышу в формировании базы знаний.
  • Понюхать разные запахи. Предложите понюхать цветок, духи, фрукты и т.д. Называйте предмет, предлагаемый для изучения.
  • Сенсорное развитие. Хорошо давать малышу изучать предметы разной фактуры. Великолепно развивают малыша специальные мягкие коврики из разных видов ткани.

Развитие ребенка на 6-м месяце жизни предполагает разностороннее изучение окружающего мира при помощи органов чувств. Крохе еще не доступны логические и аналитические операции, но, чтобы они зародились, должны сформироваться прочные связи между предметом, его названием, звучанием, видом, вкусом, сенсорными качествами.

Игрушки для развития

На шестом месяце жизни, кроме погремушек и гирлянд можно предложить карапузу новые виды игрушек. Возросшие двигательные навыки позволяют играть:

  • Пирамидкой. Обратите внимание, что пластик, из которого сделана пирамидка должен быть безопасным. Его структура должна быть ровной и однородной, цветовое решение элементов — близким к основным цветам спектра. В качестве первой пирамидки достаточно взять небольшую, до 6-ти элементов.
  • Неваляшки. Этот вид игрушек очень нравится детям 5-ти месяцев. Они с удовольствием толкают их, трогают, заставляют звучать.
  • Мягкие вкладыши. Для младенцев продаются специальные наборы крупных мозаик-вкладышей, на которых в возрасте 5-ти месяцев малыш может развивать мелкую моторику, а став постарше, изучать изображенные предметы.
  • Книги для младенцев. В продаже есть множество книжек для детей до года. Они могут быть выполнены из ткани, твердого картона или даже пластика. Основные требования к такой продукции – безопасность, долговечность, яркость и доступность изображений.
  • Развивающие коврики. Существует огромное количество разнообразных ковриков для младенцев. Для усиления развивающего и массирующего эффекта хорошо использовать варианты, набитые не только мягкими материалами, но и мелкими деталями. Но при их использовании стоит внимательно следить за целостностью вещи, чтобы предупредить заглатывание мелкого наполнителя. Младенцы не понимают опасности, они просто играют с тем, что видят, тянут в рот.
  • Сенсорные подушечки и кубики. Для развития моторики рук можно предложить малышу щупать специальные сенсорные игрушки, наполненные разными небольшими предметами, разной величины. После каждой игры внимательно просматривайте такие игрушки на целостность. При появлении дырочек, затяжек или разрывов стоит убрать предмет из постоянного пользования или починить.

Нужно ли ходить в поликлинику каждый месяц

У многих родителей к 5-ти месяцам жизни ребенка появляется вопрос необходимости ежемесячного посещения педиатра. При отсутствии проблем с развитием и поведениям, некоторые взрослые считают это необязательным. Это не правильное суждение. В первый год жизни организм малыша проходит сложный этап становления, требующий постоянного контроля со стороны специалистов. Обязательно необходим контроль гармоничного развития, установления нормальной работы всех систем, зарождения и формирования основных навыков. Не всегда родители вовремя могут заметить некоторые отклонения от нормы и выбрать правильную последовательность действий.

Современная медицина позволяет своевременно заметить и устранить большое количество нежелательных проявлений, поэтому стоит не пренебрегать необходимостью ежемесячного посещения педиатра и обязательно проходить узких специалистов. Обязательным является контроль невропатолога, отоларинголога, офтальмолога и ортопеда.

Что должно насторожить

На шестом месяце жизни ребенка необходимо внимательно следить за своевременностью появления навыков. Следует срочно обратиться к педиатру, если у вашего крохи:

  • не исчезли врожденные рефлексы;
  • не появились навыки переворачивания со спины на бок;
  • есть сложности в поднятии своего туловища из положения лежа на животе;
  • снижена активность. Во время бодрствования он не желает двигаться и играть, реакция на предложение позаниматься становится резко отрицательной;
  • нет реакции на собственное имя, он не поворачивает голову в сторону звука;
  • сильно заметно снижение темпа набора веса и роста. Его показатели сильно отличаются от нижней границы возрастной нормы;
  • если внешне все хорошо, но вы чувствуете необоснованную тревогу.

Отучаем от соски

Многие детки с самого рождения используют в качестве успокоительного средства соску. При несвоевременном отучении от использования этого предмета могут проявиться нежелательные последствия. Использование соски не дает малышу достаточной свободы челюсти и снижает активность мышц, отвечающих за речь. Кроме этого соска может негативно влиять на здоровье зубов и формирование челюсти.

Чтобы избежать последствий, стоит снижать частоту использования соски ребенком. Оптимально к 6-ти месяцам полностью избавиться от этого предмета. При требовании со стороны малыша стоит предложить ему занятие, поговорить с ним. Отвлекайте его и развлекайте. Постепенно ребенок будет привыкать к новым обстоятельствам и перестанет просить соску.

Шестой месяц жизни – прекрасный период. Ребенок кардинально поменялся и совершенствуется каждый день. Появление новых навыков, постепенный переход в новую плоскость, активная социализация позволяют вводить новые варианты времяпровождения, раскрашивать жизнь новыми занятиями. В этот период маме стоит подумать о себе, помнить о необходимости отдыха и правильном питании. Чем старше становится малыш, тем больше сил вам понадобится.

За шестой месяц ребенок набирает в среднем 650 грамм веса и вырастает на 2 см. Таким образом, вес шестимесячного ребенка около 7100 - 7400 г, а рост - 66-70 см.

Ничего страшного, если ребенок быстрее или медленнее набирает вес (до полугода прибавка в весе может составлять до 2 кг в месяц), но насторожитесь, если происходит резкая смена центильного коридора веса или роста (подробнее смотрите в центильных таблицах для мальчиков или девочек). Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах : для мальчиков , для девочек .

Что умеет ребенок в 6 месяцев

  • Подолгу занимается игрушками, любит стучать ими, размахивать, бросать;
  • перекладывает игрушки из одной руки в другую;
  • бросает то, что схвачено, может быстро подтягивать игрушку за веревочку;
  • перекладывает предметы из одной емкости в другую;
  • лепечет и имитирует слышимые звуки;
  • внимательно вслушивается в речь;
  • находит взглядом предметы, о которых вы говорите;
  • соблюдает определенную дистанцию с посторонними;
  • начинает ползать,
  • подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки;
  • учится вставать, держась за опору.

Тест развития ребенка в 6 месяцев

1. Ребенок выделяет вещь из окружающего путем перемещения взгляда. Держите погремушку на расстоянии 25 см от ребенка. Он смотрит на погремушку, потом на окружающее, ясно выделяя взглядом погремушку.

2. Если предложить ребенку рожок и куклу, то реакции его будут различны: на рожок ребенок открывает рот, совершает сосательные движения, а на куклу отвечает радостными реакциями оживления.

3. Ребенок находится в положении лежа на спине. Вы приближаете к нему звенящий колокольчик, а затем отодвигаете его. Ребенок будет подниматься и при помощи взрослого, который который удерживает его за пальцы, сможет сесть.

4. Попробуйте, разговаривая с ребенком, изменять выражение лица - от ласкового до сердитого. Ребенок реагирует на эти изменения по-разному: морщит лоб, улыбается, гулит и т.д.

5. Ребенок будет оказывать сопротивление, если взрослый пытается отобрать у него игрушку из рук, которую он удерживает несколько минут. Внешне это может выражаться в реакциях неудовольствия.

6. Реакции на свое и чужое имя носят разный характер. На свое имя ребенок реагирует комплексом “оживления”.

7. Ребенок может слегка подползти и захватить руками игрушку, может переворачиваться с живота на спину.

8. Появляются первые признаки лепетной речи - малыш даже может произносить отдельные слоги.

9. Ребенок может уже есть с ложки. Начинает пить из чашки.

10. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое обращение к нему, тянется к зеркальному изображению.

Сколько спит ребенок в 6 месяцев

Детям от 6 до 9 месяцев необходимо около 14-15 часов сна в сутки, причем они могут спать около 7 часов подряд. Если ваш ребенок спит дольше семи часов, он, вероятно, ненадолго просыпается, но умеет самостоятельно снова заснуть - прекрасный признак. Это значит, что у вас растет отличный соня.

Сколько ест ребенок в 6 месяцев

5 кормлений через 4 часа. Можно начать постепенно вводить прикорм, если вы не сделали это раньше. По рекомендациям ВОЗ прикорм желательно вводить не позднее 6 месяцев, поскольку в ином случае могут возникнуть как проблемы с жеванием, так и с обеспечением организма малыша витаминами и микроэлементами в необходимых количествах.

Режим и распорядок дня ребенка в 6 месяцев

Режим дня зависит от количества кормлений и биоритмов ребенка (кто-то встает утром раньше, кто-то позже, кто-то больше спит днем) и, зачастую, отличается у всех детей одинакового возраста. Подстраивайтесь под ребенка, но старайтесь кормить и укладывать спать ребенка каждый день в одно и то же время, так у него будет меньше проблем с пищеварением и со сном. Примерный распорядок дня малыша .

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 6 месяцев

В 6 месяцев начинают прорезваться первые зубки, вы можете заметить их при кормлении ложкой - ложка будет позвякивать о десны. Десны набухают и чешутся, что доставляет ребенку дискомфорт.

Развивающие занятия и игры для 6-месячного ребенка

В 6 месяцев малыш уже сидит и его руки свободны для того, чтобы оперировать с самыми разными предметами. Поможем ему развивать мелкую моторику рук, это очень важно для последующего развития речи. Кроме музыкальных игрушек в этом возрасте малыш очень любит играть предметами, складывающимися друг в друга - формочки разной величины, матрешки, пирамидки. Начинаем играть в Ладушки. Сначала берите ручки малыша в свои и хлопайте, приговаривая: ладушки, ладушки, где были - у бабушки, что ели - кашку, что пили - бражку (молоко), попили-поели - кыш полетели, на головку сели (ручки на голову).

Подойдут малышу и музыкальные игры, имитирующие голоса животных при нажатии на кнопку.

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 6 минут

А А

Важным событием для каждого родителя является достижение ребенка 6-месячного возраста. С момента своего рождения малыш уже много чего узнал, многому научился, привык к членам семьи. Мама и папа пристально следят за своим чадом, стараются научить его всему как можно быстрее, боятся, чтобы малыш не начал отставать в своём развитии от своих сверстников, поэтому их интересует вопрос «Что должен уметь ребенок в 6 месяцев?».

Физиологическое развитие

Рост полугодовалого ребенка должен составлять 64-68 см, а вес — 6,8-8,5 кг. Отклонение от нормы на 1 кг в весе и на несколько сантиметров в росте не должно вызывать опасений. В соответствии с набором веса необходимо корректировать питание. Если у ребенка наблюдается недостаток веса, то в прикорм следует вводить каши, способствующие увеличению массы тела. Если же кроха хорошо набирает вес, а возможно и имеет его избыток, то основную часть прикорма должны составлять фруктовые и овощные пюре. Чтобы грудничок хорошо рос и полноценно развивался, он должен получать все нужные микроэлементы и витамины.

Ниже представлена таблица физического развития ребенка – нормы роста и веса девочек и мальчиков по данным ВОЗ и педиатров России:

В конце 5 месяца жизни дети учатся самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и обратно. После освоения этого навыка, ребенок начинает его часто практиковать. Малыш не просто лежит на животике, он опирается на ручки, пытается приподняться, старается встать на коленки.

Грудничок может цепляться за бортики коляски, спинку кроватки, подтягиваться и садиться. Большинство детей в полугодовалом возрасте могут самостоятельно сидеть, но их спинкам все еще нужна поддержка.

Лежа на животе, шестимесячный ребенок может опираться лишь на одну руку, а второй брать какие-нибудь предметы. Ему хочется все трогать, щупать, изучать. Если он не может дотянуться до интересующего предмета, то будет смотреть на него, разжимая и сжимая кулачок.

Появляется осознание, что у него две ручки. Он берет игрушку, перекладывает ее из одной руки в другую, сравнивая ощущения и убеждаясь, что на ощупь она одинаковая в обеих ручках. Малыш может взять в каждую руку по игрушке.

Некоторые родители фиксируют на видео все достижения своих малышей, поэтому они знают, в каком возрасте у их ребенка появилось то или иное умение. Впоследствии это может пригодиться при появлении второго ребенка в семье.

В полгода многие малыши начинают перемещаться. Кто-то пятится назад, отталкиваясь руками, кто-то вращается вокруг себя на животике, а кто-то уже передвигается на четвереньках. Если ребенок научился ползать в 6 месяцев – это хорошо. Если же он еще не умеет этого делать, ничего страшного в этом нет. Некоторые малыши вообще не ползают. Пропуская этот этап развития, они сразу встают на ножки и пытаются ходить.

Родители должны всячески способствовать развитию мышц ребенка. Нужно делать регулярный массаж ножек и спинки, выкладывать ребенка на пол, так как на ровной поверхности ему будет удобнее развивать свои двигательные навыки. Пол должен быть очищен от мусора и посторонних предметов, которые могут навредить грудничку.

Шестимесячный ребенок еще не готов ходить, но он подготавливает тазобедренные мышцы к этому процессу. Если малыша поднять и удерживать за подмышки, он станет отталкиваться ножками, пританцовывая и подпрыгивая. Если поднимать за ручки ребенка из положения лежа, то он будет сам стараться подтянуться и сесть.

Быстро развивается мелкая моторика рук. Пальчики крепко и уверено удерживают различные предметы. Малыш активно интересуется мелкими предметами, пытается их взять сначала ручкой, а если не получается, то двумя пальчиками. Он трясет игрушки, слушая издаваемый ими звук, стучит ими друг об друга, выкидывает их, внимательно следя за полетом и падением. Игрушки исследуются не только руками, но и ртом, облизывая и кусая их.

Если ребенок не интересуется мелкими предметами, это не является признаком отставания в развитии. Просто малышу интересны более крупные игрушки.

В этом возрасте крохе нравится, когда меняют положение его тела в пространстве: качают влево-вправо, вверх-вниз, поднимают повыше, кружат по комнате. В эти моменты тренируется вестибулярный аппарат, а малыши получают массу удовольствий, они радуются, улыбаются, смеются.

Более наглядно увидеть умения шестимесячного ребенка можно на видео в конце статьи.

Сон 6 месячного ребёнка

Сон полугодовалого ребенка составляет 14-15 часов в сутки. Ночью он может спать 10-11 часов, а днем – два раза по 1,5-2 часа. В теории крохе уже не нужны кормления ночью. На практике же ребенок, питающийся грудным молоком, продолжает просыпаться как минимум 2 раза за ночь.

Режим сна 6 месячного ребенка:

Родителям рекомендуется формировать у ребенка режим дня. Так будет легче и маме, и малышу, особенно когда он пойдет в садик и школу. Для этого нужно стараться укладывать грудничка спать ежедневно в одно и то же время, часто гулять на улице, устраивать сон на воздухе и каждый день купать малыша.

Психоэмоциональное развитие

Что умеет ребенок в 6 месяцев? В полгода малыш хорошо видит окружающие предметы, с интересом их осматривает. Сидя на ручках у родственника, он будет трогать его волосы, застежки на одежде. Если на улице малыш будет не спать, а бодрствовать, то он будет изучать мир: деревья, птичек, собак и кошек, людей. Нужно обязательно формировать пассивный словарный запас ребенка, показывать на животных, машины, озвучивая названия живых существ и различных предметов. Кроха уже хорошо знает, как его зовут, откликается на свое имя, запоминает названия игрушек, которые видит каждый день.

Полугодовалый малыш начинает понимать речь взрослых. Он имитирует услышанные звуки, лексикон пополняется слогами «гу», «да», «ге», «де», «бу». Он лепечет не только когда с ним рядом кто-то есть, но и наедине с самим собой.

Ребенок часто проявляет свои эмоции, реагируя на членов семьи, на происходящие рядом события. Он улыбается, радуясь появлению близкого родственника, смеется, когда с ним играются или недовольно морщится, раздражается, когда его что-то не устраивает. Теперь родителям проще определять самочувствие малыша.

Обостренный слух ребенка позволяет услышать не только скрип открываемой двери, но и шелест бумаг, тихий шепот, легкий шорох шагов. На все эти звуки он мгновенно реагирует, поворачивая голову к их источнику.

Шестимесячный ребенок хорошо знает всех членов семьи и может отрицательно реагировать на чужих людей, приходящих в дом, особенно, если незнакомцы хотят взять его на руки. Расстроенная кроха быстро успокоится, как только попадет в мамины руки.

Малыш начинает понимать причины и последствия разных действий. Он осознанно нажимает на кнопочку игрушки, зная, что после ее нажатия заиграет музыка. Ему нравятся коробочки, сундучки, кастрюльки, которые можно открывать и закрывать, прятать в них игрушки.

Таблица: что умеет ребенок в 6 месяцев

Как определить проблемы в развитии ребенка

Есть несколько опасных признаков, которые должны насторожить родителей:

  1. Малыш не старается научиться сидеть. У него это не получается даже при поддержке взрослых.
  2. Когда ребенка удерживают за подмышки, он не упирается и не отталкивается ножками.
  3. Игрушки не перекладываются из одной маленькой ручки в другую.
  4. Нет реакции на звуки, источники которых располагаются вне поля зрения.
  5. Малыш не просится, чтобы его взяли на руки.
  6. Ребенок не улыбается, не лепечет, не узнает маму, папу.

Игры для развития полугодовалого ребенка

Взрослые могут способствовать полноценному развитию малыша, постоянно уделяя ему внимание, разговаривая с ним и играя в развивающие игры.

Детки обожают игры с коробочками, шкатулочками, бутылочками. Им нравится открывать и закрывать их, прятать и находить в них различные предметы. Можно взять обычную картонную коробку из под чая и спрятать туда игрушку, а затем помочь малышу найти ее.

Можно играть с различными предметами, давать их трогать малышу, чтобы он ощущал разницу в материалах и формах.

Хорошо тренируют мелкую моторику рук игрушки, представляющие собой спирали, по которым нужно двигать предметы (обычно шарики). Такие игрушки продаются в любом детском магазине, они привлекают малыша яркими цветами и подвижными деталями.

Полезным для ребенка будут массажи ручек. Мама должна ежедневно легко массировать не только ножки, ручки, спинку, но и каждый маленький пальчик. На сегодняшний день можно найти множество видео пособий для мам, на которых демонстрируются методы развития ребенка.

Когда мамы общаются друг с другом, то делятся достижениями своих малышей. У кого-то ребенок проходит некоторые этапы развития быстрее, а у кого-то медленнее. Не стоит сравнивать умения маленьких деток, ведь каждый малыш – уникален.

Возраст 6 месяцев – переломный этап в развитии грудничка. Это время первых зубов и введения прикорма. Малыш уже пытается сидеть самостоятельно, становится более подвижным и самостоятельным. Развиваются мышцы и изменяются пропорции тела. Поведение и эмоции становятся осмысленными. Целую ночь малыш спокойно и крепко спит и не просыпается от кормления. Он тратит много энергии, устает под вечер и поэтому легко засыпает.

Однако беспокойство из-за появления первых зубов может разрушить сон и спокойствие малыша. Давайте рассмотрим подробнее, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

  • Узнает голоса знакомых людей, которых при этом не видит;
  • Следит за передвижением людей и предметов;
  • Ищет и находит спрятанные игрушки или накрытые предметы;
  • Самостоятельно ползает, подползает к игрушке, которую видит перед собой;
  • Управляет двумя руками одновременно. Может хлопать в ладоши, брать и бросать предметы, перекладывать вещи из одной руки в другую и держать по игрушке в каждой руке;
  • Увеличивается количество слогов, которые может произносить ребенок. Имитирует взрослые звуки и к концу шестого месяца он знает и произносит до 40 различных звуков;
  • Садится при помощи взрослого и начинает садиться самостоятельно;
  • Самостоятельно занимается с игрушками 10-15 минут;
  • Включается в развивающие игры, среди которых пирамиды и кубики. Малыш самостоятельно может открывать и закрывать коробочки, складывать предметы;
  • Облокачивается на руку, лежа на животе, при этом второй захватывает игрушку или интересный предмет;
  • Опирается на предплечья, лежа на животе, держит при этом голову;
  • Легко переворачивается с живота на бок, на спину и обратно на живот;
  • Некоторые малыши уже в полгода пытаются встать, держась за край кроватки;
  • Открывает рот перед ложкой, кушает с ложечки мягкую полугустую пищу.

Особенности развития малыша в 6 месяцев

Физическое развитие грудничка обуславливает вес и рост. Увеличение этих показателей немного снижается по сравнению с первыми четырьмя месяцами жизни. Малыш уже набирает вес и рост не так быстро. Это обусловлено тем, что ребенок стал более активным и мобильным. Должный вес ребенка в 6 месяцев рассчитывают по формуле:

Масса тела ребенка в полгода = вес при выписке + 800Х6

Средний вес малыша в полгода составляет 7-8 кг, а рост – 66 сантиметр. По данным Минздрава России, физическое развитие грудничка в 6 месяцев характеризуется следующими показателями:

Двигательное развитие ребенка характеризует подвижность и устойчивость рук и пальчиков. Малыш легко хватает и удерживает игрушки, способен держать по предмету в каждой руке одновременно, перекладывать вещи из одной руки в другую. А зрение грудничка различает даже самые маленькие предметы. Шестимесячный ребенок подражает звукам, речи и движениям взрослого. В этом возрасте он испытывает и различает такие чувства, как испуг, напряжение и беспокойство, радость, восторг и веселье, недовольство, раздражительность и дискомфорт.

Питание и режим дня грудничка

Питание шестимесячного малыша также должно включать грудное кормление. Ведь только молоко мамы обеспечивает нормальное физическое и психическое развитие малыша. Такое питание формирует и укрепляет иммунитет, стабилизирует рост и вес. К полугоду у детей полностью исчезают колики и срыгивания, поэтому ребенок чувствует себя лучше.

В этот период в питание детей включают первый прикорм. В первое время давайте ребенку пищу в жидкой консистенции и небольшом объеме. Существуют различные мнения о том, что давать грудничку в первую очередь. Многие педиатры считают, что это должно быть пюре из овощей и фруктов.

Наиболее безопасное питание для детей представляет брокколи и цветная капуста, яблоки и бананы, кабачки и картофель. Будьте аккуратны, так как взрослые продукты могут вызвать аллергию! В любом случае пюре должно включать только один ингредиент. Только после введения каждого, продукты можно перемешивать.

Известный телевизионный доктор Комаровский считает, что первое питание должно состоять из творога и кефира. Так как эти продукты наиболее напоминают по составу грудное молоко. Это сделает переход к взрослой пище легким и безболезненным. Подробнее про питание грудничка в 6 месяцев и введение первого прикорма, читайте .

Развитие ребенка в 6 месяцев также должно включать дневной и ночной сон, развивающие игры и занятия, массаж и гимнастику, прогулку. Предлагаем примерный режим дня для детей в полгода.

6:00 первое кормление (грудное молоко)

6:30 гимнастика, уход и гигиена;

7:00 развивающие игры;

8:30 прогулка со сном на свежем воздухе;

10:30 второе кормление (прикорм, при необходимости докорм грудным молоком);

12:30 дневной сон;

14:30 третье кормление (прикорм, при необходимости докорм грудным молоком);

15:00 бодрствование (развивающие игры и занятия, массаж);

16:00 прогулка со сном на свежем воздухе;

18:30 четвертое кормление (грудное молоко);

19:00 бодрствование (развивающие игры, купание и плавание, подготовка ко сну);

20:00 – 21:00 ночной сон с перерывом на одно кормление грудью.

Не забывайте о соблюдении гигиены грудничка. Каждое утро умывайте и протирайте лицо и глаза, прочищайте уши и носик. Регулярно подстригайте ногти, так как малыш может случайно поранить кожу или слизистую. Следите за интимной гигиеной ребенка , меняйте памперсы и правильно одевайте малыша на прогулку.

Первые зубы у грудничка

К шести месяцам у малыша начинают прорезываться первые зубки. В полгода появляются нижние центральные резцы. Десна набухает и болит, поэтому ребенок чувствует дискомфорт и боль. В этот период он плохо спит, много капризничает и часто отказывается от еды. У некоторых детей даже поднимается температура, нарушается стул и появляется понос.

Чтобы помочь малышу, можно использовать специальные гели для прорезывания зубов. Они призваны снять воспаление и облегчить боль. Не используйте подобные средства без предварительной консультации с врачом! Многие родители применяют прорезыватели. Сегодня существует множество моделей, среди которых охлаждающие прорезыватели, изделия из латекса и силикона. Подойдет и обычная резиновая соска.

Развивающие игры и занятия

Развивающие игры и занятия тоже оказывают большое влияние на развитие ребенка. В этом возрасте используют музыкальные игрушки и цветные погремушки, книжки с яркими иллюстрациями, цветные кубики и пирамидки. Помните, что полугодовалый малыш уже может закрывать, открывать и разбирать различные предметы.

Регулярно разговаривайте с ребенком, рассказывайте истории с мимикой, жестами и движениями. Обязательно используйте разные интонации, так как дети в 6 месяцев легко распознают звуки, тона, чувства в голосе. Не забывайте о карточках с картинками. Проговаривайте названия изображений. Если это животные, издавайте такие же звуки, как они. Ребенок с радостью будет повторять за взрослым. Такие игры и занятия прогрессируют речевое развитие.

Включайте малышу музыку, он уже легко определит понравившуюся мелодию. Для моторики используйте лоскутные полотна и игрушки со специальным наполнителем. Проводите занятия по плаванию в ванной или даже в бассейне. Многие родители беспокоятся, правильно ли развивается малыш, не отстает ли он от сверстников. Чтобы это определить, можно провести небольшой тест на развитие ребенка.

Правильно ли развивается малыш

Чтобы определить развитие, сделайте с ребенком следующие упражнения:

  • Покажите игрушку на расстоянии 20-30 сантиметров. Малыш должен уметь переводить взгляд на игрушку и выделять вещь из обстановки. Кроме того, ребенок может потянуться руками или поползти к предмету;
  • Предложите малышу грудь, бутылочку со смесью или ложку с едой, он должен открывать ротик или совершать сосательные движения;
  • Если вы попробуете отнять игрушку у малыша, он должен крепко схватить предмет, не отпускать и сопротивляться;
  • Многие дети уже реагируют на свое имя;
  • Поговорите с ребенком, меняйте мимику и движения. Ребенок должен начать повторять за вами.

Нужно насторожиться и показать малыша педиатру, если он не может или даже не пытается сесть, даже при поддержке. Если грудничок не удерживает предметы в ладошке и не может перекладывать вещь из одной руки в другую. Тревогу вызывает, если он не улыбается и не узнает родителей, не реагирует на звуки и игрушки.


Малыш достиг возраста в полгода, за это время из беспомощного младенца он превратился в активного и смышленого малыша, который уже многое умеет. Кроме того, кроха сильно вырос и набрал в весе, мог обзавестись даже первым зубиком. Что должны знать родители о шестимесячном малыше?

К этому возрасту малыш уже многому научился, он вырос и окреп, обладает определенными навыками, активно познает мир, развивает все органы чувств. Развитие ребенка в 6 месяцев, будь то мальчик или девочка, примерно одинаков. Хотя имеются тенденции к опережению по росту и весу среди мальчишек, зато девочки быстрее развиваются эмоционально. Сейчас в физическом развитии ребенка в 6 месяцев много новых успехов:

  • Малыш активно может поворачиваться на бочок и спинку, а также он может переворачиваться и в обратном направлении
  • Кроха активно играет руками и ногами, за счет гибкости он легко может сосать не только пальцы рук, но и ног. Он активно поднимает голову к ногам, чтобы схватить их ручками.
  • Ребенок может взять игрушку из рук взрослых, а также с любых поверхностей, при этом он крепко держит ее в руках, стучи или размахивает ею, бросает и снова поднимает
  • Может играть одновременно двумя погремушками в двух руках, ударяя ими друг об друга или по поверхностям
  • Прогибает спину, опираясь на ножки и затылок наподобие «мостика»
  • Пытается становиться на четвереньки, раскачиваясь в стороны и приседая на попку, пытается ползти, лежа на животе за предметами, либо делает поступательные движения на четвереньках
  • Учится сидеть, опираясь на ручки
  • Делает попытки подтянуться в кроватке
  • Тянется к игрушкам, подвешенным перед ним, хватает их.

Не отстает от физического также психическое развитие детей до 6 месяцев. Познавая мир, ребенок все тянет в рот, стимулируя таким образом рецепторы не только вкуса, но и осязания, определяя плотность, форму предмета. До момента, как кроха заговорит, он может все тянуть в рот, таким образом развиваясь. Сейчас ребенка должны занимать игрушки и предметы, которыми «играют» взрослые (телефон, пульт, ноутбук). Они тянутся к ним, трогают, пытаются ими играть. В общении появляется лепет с разными интонациями, малыш хорошо различает эмоции взрослых, позитивные и негативные, и реагирует на них. Также, по просьбе родных малыш может искать взглядом знакомые предметы, различает родных и чужих, может и пугаться. Кроха уже устанавливает связи между действием и его последствием, реагирует на звуки - новее и знакомые, с интересом будет изучать новую игрушку.

Как выглядит ребенок в 6 месяцев

Полугодовалый малыш выглядит пухлячком. У него значительно округлились щечки, ручки и ножки, на них образуются милые перетяжечки. Волосы на голове могут изменить свой цвет, равно как и цвет глаз, у многих детей первые пушковые волосы постепенно выпадают и головка может быть покрыта короткими новыми волосками. Основные параметры ребенка в 6 месяцев - это его ростовые и весовые показатели, а также окружности груди и головы, которые врач измеряет ежемесячно на приемах. Часто родителей интересует и такой вопрос, какой должен быть размер ноги у ребенка в 6 месяцев. его определяют по длине стопы, к этому сроку они может быть 9.5-10.5 см или это 16-18 размеры обуви. Это важно знать для того, чтобы можно было взять первую обувь крохе с запасом, ножки растут очень быстро. Но до своих первых шагов покупать сандалики не обязательно, кроха может находиться в носочках или пинетках.

Сколько должен весить ребенок в 6 месяцев

Сейчас одним из главных показателей развития будет являться средний вес ребенка в 6 месяцев. он составляет, в среднем, 6500-7800г с колебаниями, которые зависят от исходного веса при рождении. не стоит ориентироваться в оценке прибавок на стандартные нормы веса ребенка в 6 месяцев. Если кроха родился с весом в 2000г или в 4500 г, к полугоду у них будут свои нормы и динамика прибавок веса. В среднем, малышу позволительно набирать за первое полугодие от 500 до 1000г в месяц. Стоит помнить и о половых различиях, есть разница в том, сколько должна весить девочка в 6 месяцев или мальчик. Обычно мальчишки весят на 200-400 г больше, так как и при рождении они обычно весят больше.
Если ребенок в 6 месяцев плохо набирает вес, находясь на грудном вскармливании или смеси, это может быть первым сигналом того, что пора вводит прикорм, ему уже не хватает калорийности пищи. Если вес имеет тенденции к понижению, стоит водить первыми более калорийные каши. Но обычно плохие прибавки веса связаны с патологиями пищеварения, аллергиями и прочими проблемами здоровья. Стоит лишний раз проконсультироваться у педиатра.