Только спокойствие! Учим ребенка контролировать эмоции. Консультация "как научить детей управлять своим поведением"

Вопрос психологу

Добрый день!Мне 48 лет,замужем,имею 3 детей 25(у нее уже своя семья),18 и 6 лет.В детском саду на сына постоянно жалуются воспитатели(и не только когда я его забираю, а даже звонят мне во время работы). Мы с мужем очень переживаем по этому поводу.В саду предложили обратиться к психиатру, и мы сходили на прием. Психиатр сказал, что проблем по психиатрии у него нет, он хорошо идет на контакт.Проблема сына в том, что он очень бурно реагирует на запреты, и делает все, что считает нужным.Получив отказ или услышав, что его будут наказывать, он может с силой стучать дверью или стучать по столу или выскочить за пределы группы.У него в этот момент вспышка гнева, с которой он не может справиться.Дома сын тоже может вспыхнуть, но ничем не сучит, зная, что мы его можем наказать.В основном наказание заключается в стоянии в углу, запрета на мультики.Каждый год летом вместе с сыном ездим в отпуск.Второй год водим на гимнастику, сейчас в саду ходит на шахматы и подготовку к школе.В играх с детьми может убежать и сказать, что обиделся, если что-то другой ребенок не дают то, что ему нужно сиюминутно.Спит хорошо,но есть у него с детства вредная привычка: он сосет 2 средних пальца и крутит волосы (поэтому всегда стрижем его коротко). До полгода он сосал одну соску,когда пришло время ее менять, новую соску он не принял и стал сосать пальцы, а когда не мог, то даже мог сосать край одеяла.Сосет до сих пор, когда смотрит мультики и ничем не занят, прячет пальцы, чтобы мы не видели.Мы его за это ругаем.Пробовали по-разному разговаривать насчет поведения в саду, обещает, но толку нет.Дома на ночь читаем книги, делаем задания. Он плохо говорит, но понятно, занимается в саду с логопедом, да и дома мы под ноутбук занимаемся артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.Во время занятий в саду сам балуется и мешает другим слушать.А впереди школа.Постоянно объясняем ему нормы поведения, но нет никакого толка.Как научить ребенка управлять своим поведением: контролировать эмоции и гнев.Я чувствую себя разбитой,ноги не ведут в сад.У старших девочек никогда не было таких проблем.


У старших девочек никогда не было таких проблем.

Они же - девочки:)!

А с отцом у мальчика какие отношения?

Кто в семье гневлив и обидчив, кто в роду

очень бурно реагирует на запреты, и делает все, что считает нужным
Постоянно объясняем ему нормы поведения, но нет никакого толка

да, возможно,для ребенка это сложно!

Второй год водим на гимнастику, сейчас в саду ходит на шахматы и подготовку к школе

так может занять мальчишку чем-то, что больше подходит ему по его темпераменту? Чем в чешках носочек тянуть и сидеть часами (минутами!) над доской, возможно, ему по душе футбол, хоккей, борьба, бег... Где он может выплеснуть свою энергию!

Консультирую в Москве, Орехово-Зуево и его окрестностях, по Skype

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Вы знаете, первая мысль, которая возникла от Вашей истории - а ведь этот мальчик знает, чего хочет!:)

Проблемой может являться сочетание двух обстоятельств - во-первых, "Он плохо говорит", а во-вторых, ваши воздействия направлены преимущественно на то, чтобы научить контролировать (т.е. по сути подавлять) эмоции и гнев, а не на то, чтобы научить адекватно их выражать.

Гнев, злость, обиду можно выразить словами, но для ребенка это очень непростая задача, обычно он учится понимать свои чувства с помощью взрослых и так обретает над ними контроль. Попробуйте вместо привычной тактики "ругания" и "наказания" проговорить ребенку то, что происходит в его душе.

Действительно полезным было бы совместное посещение детского психоаналитика.

Дорофеева Ольга, психолог в Санкт-Петербурге

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Нехорошо так говорить про своего ребенка, я знаю, но, если честно, она меня уже давно всем этим достала порядочно. Но я по мировоззрению пофигистка, поэтому ничего не предпринимала. Люди ж могут быть разными, правда? Почему нужно их подгонять под один стандарт? Я ведь и сама… Но теперь еще и учительница говорит… Вот я к вам и пришла.

Я смотрела на сидящую передо мной женщину, пожалуй что, с интересом. Она была на поколение младше меня, но в ее одежде и всем облике в целом явственно прослеживались мотивы, которые мы застали уже уходящими. Длинная свободная юбка с нашитой бахромой, длинная кофта с бусами и какими-то латиноамериканскими прибамбасами, фенечки на запястье, даже хайратник на длинных и не особенно чистых распущенных волосах. Хиппушка. Вспомнилась юность. Как читали Керуака и выращивали пейотль на подоконниках. Все повторяется?

Я отогнала непрошенную ностальгию и прагматически подумала о другом: если такую мать, которая к тому же открыто провозглашает свою «пофигистичность», давно достала необычность ее дочери, то что же представляет собой ее дочь?

Девочки с моей посетительницей не было, но я уже знала, что ее зовут Виолетта и ей 12 лет. Мать воспитывает дочь одна, с мужем развелись, когда девочке было пять. Отношения дочери с отцом существуют, они, можно сказать, даже хорошие, но не близкие. К бо́льшей близости никто не стремится: ни отец, ни сама Виолетта.

Чем вы занимаетесь?

Преподаю на филфаке. В университете.

Ну конечно. Почему-то я так и думала. Даже не стала спрашивать, в каком университете, чтобы не разочаровываться (во времена моей юности университет в городе был один - это сейчас всякие занюханные институты поназывали себя университетами и академиями).

Расскажите подробней, что беспокоит в Виолетте вас и учительницу.

Да меня, я ж сказала, ничего не беспокоит, - с дотошностью филолога уточнила моя посетительница. - Достало просто.

Хорошо, - терпеливо уточнила в свою очередь я. - Расскажите о том, что вас достало.

Она меня контролирует все время. То есть пытается контролировать.

Манипуляции?

Я не была удивлена. Такой матерью ребенку грех не попытаться манипулировать. Тем более что они живут вдвоем.

Да нет, я же сказала - контролировать, - женщина пожала плечами, видимо, удивляясь непониманию. - Она манипулировать не умеет. Слишком примитивна для этого. Плюс она совершенно повернута на том, что все должно быть вовремя и как положено. Чуть ли не с рождения это проявлялось.

В чем же заключается этот контроль? Точнее, попытка контроля? - я уточнила раньше, чем она успела меня поправить.

Ну вот представьте: она еще совсем маленькая была, и мы куда-то собираемся идти. Все равно куда (я бы поняла, если бы это было для нее что-то важное или интересное): в гости, в магазин, в поликлинику, на поезд. «Мама, а ты помнишь?..» «Мама, а мы не опоздаем?..» «Мама, ну давай уже скорее, пожалуйста, что ты там копаешься!..» Даже если куда-то собираюсь я сама, а она остается: «Мама, а ты не забыла, что на набережной в это время бывают пробки и ты можешь там застрять?» Я никогда не могла забыть о своих «матерных обязанностях», потому что о них помнил и неустанно напоминал мне мой ребенок. «Мама, мне нужно то, то и это. А не позже среды - ты не забыла? - нужно сдать деньги на экскурсию в Михайловский дворец. И ты помнишь, что обещала отвезти меня на кружок? Если мы через десять минут не выйдем, то…»

А как Виолетта относится к своим собственным обязанностям?

С той же самой свирепостью. Я миллион раз ей говорила: да плюнь ты уже на эти уроки, иди спать ложись или хоть комедию посмотри, расслабься, ну подумай сама: что в самом деле случится, если ты в четвертом классе задание по «окружайке» не сделаешь?

(Здесь я в красках представляю себе чувства некоторых читателей, которые тратят практически все свое свободное время, чтобы усадить своего ребенка за уроки.)

Так ведь ничего не выходит, - продолжала между тем мать Виолетты. - Смотрит на меня как на идиотку и шипит злобно: «Ты шшшто, хочешшшь, шштоб мне двойку поставили?!» И сидит, бывает, до одиннадцати…

Виолетта - отличница?

Нет, хорошистка. На отличницу у нее ума не хватает. Две-три четверки всегда есть.

А что же не устраивает учительницу? Мне кажется, что такой прилежной ученицей можно только гордиться.

В начальной школе так и было. Ее первая учительница все это в ней поощряла, называла своей заместительницей и говорила, что всегда и во всем может на нее положиться.

А потом?

Теперешняя их классная умнее, конечно. Она мне говорит: «Обратите внимание, дети Виолетту не любят, а возраст такой, когда важно принятие группы. Она же все время пытается им указывать. Раньше они шли на поводу у их первой учительницы, а теперь начинают огрызаться и Виолетту от себя отталкивать, и даже подтравливать пытаются. Я сама видела и в интернете в их группе читала. Это чревато, делайте что-нибудь. Я пыталась объединить ее с ними, давала ей задания, но не преуспела, в чем вам честно признаюсь - что бы я ей ни поручала, Виолетта все время пыталась играть роль, вызывающую раздражение у других детей». И как я их понимаю!

Вы пытались говорить обо всем этом с самой Виолеттой?

-
Раз десять как минимум. Она говорит, что у нее все нормально и ее не любят те, кто не делает уроков, не слушается учителей и матерится на перемене.

То есть она всегда и во всем чувствует себя правой и ответственной?

Именно так.

Психосоматики еще никакой не проявлялось?

Практически нет. Герпес если только, периодически… Считается?

Считается. Но в целом ребенок, получается, сильный и здоровый. И по обстоятельствам забравший и в семье, и в школе часть функций взрослого человека. Теперь я бы хотела поговорить с самой Виолеттой.

Без проблем.

Как тебя называть? Как сокращают твое имя?

Никак. Меня называть - Виолетта.

Хорошо. Виолетта. Ты считаешь себя взрослой и ответственной, так?

Ты знаешь и понимаешь свои обязанности, можешь распределять свое время, решать, что и когда тебе делать или не делать. Ты можешь отвечать за последствия своих деяний и недеяний. Так?

Не согласишься ли ты с тем, что другие люди вокруг тебя - такие же, как ты? То есть они тоже могут успешно делать все вышеперечисленное, и им не нужно об этом напоминать, требовать, обвинять в несделанном и т. д. По крайней мере, без четко сформулированной просьбы с их стороны.

Пусть докажут.

Да почему, с какого перепугу они должны тебе - тебе! - что-то доказывать?!

А пока не доказали, - Виолетта знакомо пожала плечами, - я буду действовать так, как мне кажется правильным. И не надо меня убеждать, что если я надену дырявые джинсы, получу восемь двоек, залезу на крышу сарая и, матерясь, свалюсь оттуда кверх тормашками - я сразу стану счастливой и принятой собственной матерью и в детском коллективе.

Я молча захлопнула уже открытый (для продолжения психотерапевтических воздействий) рот.

Пожалуй, до вашего случая я о такой инверсии ролей только слыхала, - призналась я матери Виолетты.

А я даже и не слыхала, - вздохнула она. - Все мои друзья и коллеги жалуются, что их балбесы из гаджетов не вылезают и за уроки не садятся. Ну и что же мне теперь делать?

Я не знаю, - честно призналась я. - Может быть, попробовать имплантировать ее еще в какой-нибудь коллектив, где все вместе занимаются чем-нибудь подростково-духоподъемным?

Я ей все предлагала. Она ходила в Эрмитаж и еще на курсы кройки и шитья. Но там у нее не пошло. Сейчас никуда не ходит. Но я еще предложу, раз вы говорите.

Что-нибудь коллективное, с клубной атмосферой. И обязательно съездите туда - лучше один раз увидеть…

Докладываю: два раза сходила в театральную студию, отказалась: они слишком орут, и вообще там все как-то слишком плохо организовано. Месяц ходила в клуб «Петрополь». Сначала даже нравилось, говорила, что интересно. Потом, я думаю, что-то не заладилось с детьми, наверное, она освоилась и стала им, как у нее водится, указывать, а они ее резко осадили. Отказалась ходить и больше никуда не хочет, говорит: некогда, много уроков. Что мне еще сделать?

В моем загашнике остался только один способ. Использую его, когда не знаю, что делать. Виктор Франкл, парадоксальная интенция.

Поясните. Или мне сначала нужно что-то прочесть, изучить?

Изучать не надо. Вы просто станете зеркалом.

Рабочая гипотеза была такова: Виолетта стала взрослой и занудной компенсаторно, потому что такой категорически отказывалась стать ее мать.

Да-да, - подтвердила мать Виолетты. - Моя мама живет в Новгороде, она учительница, и внучка ужасно на нее похожа, по крайней мере, по моим воспоминаниям: «Вера, надень носки, пол холодный! Вера, ты переписала сочинение? Вера, как ты на улицу выйдешь в этом ужасном балахоне?» Я уехала в Питер в 16 лет, а сейчас мне кажется, что меня нагнало и я никуда и не уезжала.

Предлагаемая методика: мы не можем изменить Виолетту без ее желания, следовательно, надо измениться кому-то другому. Вере, матери Виолетты, следует произвести «инверсию наоборот», то есть скопировать манеру матери и дочери.

Вера вполне артистична, в юности играла в студенческом театре, у нее получится.

Мне нужна неделя, чтобы проработать образ и потом не налажать. Виолетта наблюдательна, если найдет, к чему прицепиться…

Хоть две недели.

«Ты уверена, что у тебя все уроки сделаны? Давай я свежим глазом в электронном дневнике посмотрю». «Но послушай, разве эта блузка к этой юбке подходит? Это же совершенно разные стили. Надень лучше вон ту - бледно-лиловую». «Неужели ты не можешь чуть-чуть побыстрей двигаться? Почему люди должны нас ждать? Это же неуважение, в конце-то концов!» «Ты точно слышала, что Марья Петровна сказала именно это и вы встречаетесь именно там? Звучит странновато. Может быть, мне позвонить ей и уточнить?»

Виолетта, как мы и предполагали, долго терпеть не стала. Через две недели она вышла на серьезный разговор: мама, ты что, заболела? У тебя какие-то серьезные неприятности? За кого ты меня принимаешь?

Не заболела. Не неприятности. Ни за кого.

Так что же, черт побери, происходит?!

Я просто показываю тебе, как для других людей выглядит и как чувственно воспринимается твое собственное поведение. Со стороны. Твое ведущее чувство в последние две недели?

Меня выбешивает.

Делай выводы.

А ты прекратишь?

Нет. Пока нет.

А когда?

-
Только вместе.

Но должен же быть кто-то…

Тогда это буду я. Мне психолог велел взять на себя, чтобы тебя освободить от…

Не-е-е-е-ет!..

Спустя какое-то время:

А что, это и вправду так противно выглядит?

В твоем исполнении - еще противнее. Потому что от взрослой тетки, матери такое все-таки несколько ожидается, а вот от девчонки неполных тринадцати лет… Как пятилетка с накрашенными губами.

С тех пор в семье Веры и Виолетты жизнь пошла на лад. Правда, возникли новые проблемы: например, они стали везде опаздывать.

Катерина мурашова

Поведенческий аналитик о стратегиях обучения детей и взрослых с аутизмом эмоциональной регуляции

Очень маленькие дети могут кричать и валяться на полу, а взрослый человек может пробить дыру в стене собственного дома, но часто за обоими вспышками стоит одна и та же проблема: нарушения эмоциональной регуляции.

Нередко родители и педагоги пытаются найти стратегию по реагированию на такое поведение, то есть техники, которые нужно применить, когда проблема уже началась. При этом люди очень часто не думают и не планируют, как именно предотвратить поведенческую вспышку, то есть не думают о контроле над предшествующими факторами. Часто это отражается в вопросах, когда меня спрашивают: «Что нам делать, когда у нее/его начинается такое поведение?», а не «Что нам делать, чтобы предотвратить это поведение?»

Навыки контроля над своими эмоциями включают навыки по управлению своим состоянием, навыки называния своего эмоционального состояния, контроля над импульсами, осознанного поведения и правильного выбора.

Хотя взрослым часто кажется иначе, большинство этих ребятишек не переходят из спокойного состояния к истерике за долю секунды. Эмоции могут копиться внутри и нагреваться, иногда этот процесс длится часами, иногда это целые дни, и, в результате, то, что покажется вам или мне безобидной мелочью оказывается последней каплей и ребенок теряет контроль над собой. Так что окружающим кажется, что поведение началось ни с того, ни с сего. Мои вербальные клиенты часто обсуждают со мной свои поведенческие взрывы, и, по их словам, часто эмоциональное напряжение копится у них днями, а потом одно незначительное событие выводит их из себя. Возможно, ребенка обзывали в школе, он тихонько переживал несколько дней, а потом взорвался дома, когда вы сказали ему выключить видеоигру.

У детей с нарушениями эмоциональной регуляции легко спровоцировать срыв. Существует множество факторов, вызывающих у них раздражение, недовольство, злость или огорчение, и порою эти факторы неожиданно меняются. Например, вчера Крис мог сильно расстроиться, потому что по телевизору плакали дети, а сегодня в магазине вид ребенка в коляске спровоцировал у Криса бурную истерику.

Не так уж редко провоцирующие факторы растут или обобщаются до такой степени, что родители или педагоги целый день только и делают, что тушат поведенческие пожары или отчаянно пытаются убрать любые источники стресса в жизни ребенка (что в каких-то случаях просто невозможно сделать). Подобная ситуация может стать огромным источником стресса всей семьи.

Если это похоже на ваши проблемы со своим ребенком или учеником, позвольте мне предложить вам подойти к ситуации с другой стороны. Что если вы попробуете научить ребенка самому определять, когда на него подействовал провоцирующий фактор, решать, с помощью какого способа он попытается успокоить себя, а потом следовать этому решению? На самом деле это возможно.

Практически у любого взрослого человека есть целый набор навыков, которые позволяют ему справиться с трудностями и требованиями каждого дня, и которые он применяет в самых разных ситуациях. У каждого из нас есть свои рецепты на то случай, когда работа совсем достала или супруг начинает раздражать. Просто мы не нуждаемся в том, чтобы кто-то говорил нам «тебе надо успокоиться», мы и так это знаем. Это потому, что мы умеем определять провоцирующие факторы в окружающей среде и принимаем решения о том, как мы с ними справимся. К сожалению, у людей с аутизмом такая способность может отсутствовать.

Иногда я объясняю это семье и говорю, что когда их ребенок расстраивается, то в его голове открывается шкаф с возможностями и там у него лежат такие варианты как «что-нибудь сломать», «побить брата» или «ударить стену». Так что бесполезно говорить о том, что ваш ребенок должен «лучше себя вести», когда он зол, потому что он просто НЕ ЗНАЕТ, что еще он может в таком случае делать. Моя же работа состоит в том, чтобы заполнить этот шкаф в голове множеством новых, более уместных вариантов, из которых ребенок сможет выбирать, когда ему надо успокоиться.

Помогать ребятам освоить новые навыки саморегуляции — это не о том, что делать, когда начинается проблемное поведение. Наша цель в том, чтобы не допустить такого поведения в принципе. Так что мы должны практиковать эти стратегии и когда ребенок спокоен, и когда начинается переход к эмоциональному срыву. Обучая ребенка этим стратегиям необходимо использовать подсказки и положительное подкрепление, а также необходимо помочь ребенку понять, что когда он не контролирует свои эмоции, это приводит к нежелательным последствиям (дисциплинарные санкции в школе, запреты на любимые занятия дома, тебя уведут из любимого места и так далее).

Вот несколько полезных стратегий по обучению ребенка управлению своими эмоциями. Эти стратегии могут модифицироваться в зависимости от возраста человека и его интеллектуальных способностей.

Помните, что главное здесь — постоянная практика! Используйте повторение и подкрепление (две важнейших «П»!), чтобы обучать этим навыкам.

Стратегии для контроля над эмоциональным состоянием

— Счет про себя. Скажите ребенку закрыть глаза и мысленно досчитать до 10 или 15. Это предоставит ему время, чтобы успокоиться, а также ему будет на чем сосредоточить мысли.

— Обучайте хобби. Учите ребенка навыкам досуга или хобби, которыми можно заняться, когда начинается нервное перенапряжение и «нужно взять перерыв». Возможные примеры: ведение дневника, решение кроссворда, раскладывание пасьянса, собирание паззла, нанизывание бусин на нитку или складывание одежды (успокаивает некоторых детей и очень полезный жизненный навык сам по себе).

— Медитативное глубокое дыхание. Научите ребенка глубокому дыханию, когда он или она делает глубокий вдох, говоря «Спокойно», а потом очень медленно делает выдох, говоря «Злость прочь». Повторить.

— Закрыть глаза и представить мирную сцену. Педагог или родитель описывают сцену спокойствия (или молчат, если ребенок это предпочитает). Например: «Мы на красивом пляже, смотрим на волны, которые набегают и убегают… набегают и убегают… Небо такое синее, солнце греет твое лицо».

— Прогрессивная мышечная релаксация. Специальные упражнения, когда нужно на несколько секунд очень сильно напрягать, а потом на несколько секунд расслаблять различные группы мышцы, начиная от ступней и до головы. Напрягите группу мышц как можно сильнее и держитесь так секунды три, затем отпустите и расслабьте мышцы. Повторить.

— Упражнения на медленную растяжку. Потянуть руки над головой, в стороны, достать до пола и досчитать до пяти. Повторить.

Физические упражнения. Прогуляться, сделать упражнения из йоги, побегать по беговой дорожке, десять раз прыгнуть через скакалку.

— Переключение. Дайте ребенку несложное задание, которое требует простой физической активности, но никак не связано с речью (даже вербальные дети могут терять способность к устной речи от эмоционального напряжения). Возможные примеры: раскрашивание, надувание мыльных пузырей, сжатие предметов, сортировка предметов, раскладывание кубиков в коробку и так далее.

— Написать или нарисовать, что ты чувствуешь. Поощряйте ребенка написать, как он себя чувствует, или изобразить это с помощью рисунка.

— Быстро/медленно. Дайте ребенку задание выполнять простые движения очень быстро, а затем очень медленно. Например, потереть руки друг о друга, сжать ноги руками, сжимать и разжимать кулаки и так далее.

— Только шепот. Сесть (или лечь) в темном помещении рядом с ребенком и говорить только шепотом. Возможно, ребенку лучше лечь на подушки на полу или на напольный мешок.

— Ритмичные движения. Попрыгать на гимнастическом мяче, покачаться, походить туда-сюда, покачаться на качелях (очень важно проявлять осторожность и никогда не предлагать эти занятия после проблемного поведения, чтобы ребенок не начал демонстрировать его для того, чтобы получить доступ к ним).

— Слушать музыку в наушниках. Позвольте ребенку послушать успокаивающую музыку в наушниках в затемненной комнате. Также может быть полезно разрешить ребенку надеть повязку для глаз во время прослушивания музыки.

Температура воды при закаливании

Вопреки распространенному мнению, закаливание не требует низкой температуры. Оно требует температурного контраста. Холод ведет к сужению сосудов, тепло вызывает их расширение. И главное в закаливании - тренировка сосудов.


Эмоциональность – совсем не плохая черта характера. Но она все же становится помехой для нормального общения с окружающими, если ребенок бурно реагирует на любой пустяк и впадает в ярость или слезы. Как научить малыша вырабатывать самоконтроль и умение держать себя в руках?

Многие дети от природы очень эмоциональны. Они могут зарыдать от нежеланной концовки мультфильма или визжать от восторга при виде милой собачки. Само по себе это не плохо. Но такие малыши, увы, плохо приживаются в коллективе. Бурные эмоции еще простительны в детском саду, но стоит ребенку пойти в школу и вести себя там так же импульсивно, как среди одноклассников за ним закрепляется слава «странного».

У экспрессивных детей всегда много конфликтов со сверстниками просто потому, что они не могут вовремя сдержать себя и проигнорировать какую-то шутку или действие. Таких девочек обычно называют «плаксами», а мальчиков причисляют к агрессивным. Хотя ни то ни другое нельзя назвать истиной, ведь все дело просто во вспыльчивости и впечатлительности. Так как же учить ребенка владеть собой на людях?

«Хорошо» и «плохо»

Попробуйте четко и внятно объяснить ребенку, какие проявления эмоций на публике считаются уместными, а какие - уже неприличными. Можно негромко похлопать в ладоши, когда радуешься чему-то, но нельзя кричать, даже если это крик от восторга. Можно выразить свое недовольство чьим-то поступком, спокойно сказав об этом, но нельзя размахивать руками и плакать. Разумеется, одних слов об этом мало.

Основная работа родителей заключается в поиске наглядных примеров из окружающего мира. При просмотре мультфильмов обращайте внимание на чересчур эмоциональных героев и проговаривайте, что их поведение со стороны выглядит глупо и некрасиво - малыш наверняка с этим согласится. Также указывайте на экспрессивные реакции прохожих людей и обсуждайте с ребенком, почему их действия кажутся отталкивающими. Говорите прямо при оценке чужого поведения: «Разве можно так кричать? Очень бы не хотелось, что бы мы с тобой в глазах других людей выглядели так же».

Контроль и поощрение

Контролируйте ситуации эмоционального поведения ребенка при каждом возможном случае. Не ждите, когда конфликт будет исчерпан, чтобы сделать замечание дома, а подходите к малышу прямо на детской площадке и мягко выражайте свою неодобрительную позицию. Это нужно не для того, чтобы вызвать в нем чувство вины, а для того чтобы он понял, какое именно выражение эмоций недопустимо. Впоследствии, уже в домашней обстановке, поговорите о происшествии еще раз, дабы не осталось недопонимания.

При этом правило работает в обе стороны, то есть при одергивании за плохое поведение должно быть и поощрение за хорошее. Если вы заметили, что ваш эмоциональный малыш сдержался и сохранил спокойствие в трудной для него ситуации - вознаградите его ласковыми словами.

Также, чтобы соблюдать эмоциональный баланс, придумывайте занятия, в ходе которых ребенок может целенаправленно выплеснуть все накопившиеся чувства. Бой подушками, активные игры на спортивной площадке, домашний театр - что угодно, лишь бы малыш мог безнаказанно проявлять самые разные эмоции, зная, что это будет уместным.


Контролируйте... себя

Не секрет, что главная ролевая модель для каждого ребенка - это его родители. Поэтому если вам кажется, что ваш ребенок не всегда адекватно реагирует на мелочи, спросите себя - а всегда ли вы сохраняете спокойствие? Переберите в уме ситуации, когда вы сами резко отвечали на не слишком хорошее обслуживание или злились из-за плохой погоды за окном. Вполне вероятно, что малыш бурно отзывается на все происходящее просто потому, что он принимает это за норму, ведь мама и папа поступают так же.

Итак, если ваш ребенок чересчур эмоционален, ведите себя при нем более сдержанно, стараясь стать для него образцом. На разных примерах демонстрируйте положительное и отрицательное поведение с точки зрения экспрессии, а также разбирайте ситуации, свидетелем которых вы оказались. Одергивайте малыша за чрезмерную эмоциональность, не давая конфликту разгореться. И наконец, не забывайте хвалить его за проявленную выдержку и самоконтроль.

После рождения ребенка многие добрые и спокойные женщины превращаются в нервозную и истеричную особу, реагирующую на каждую мелочь "взрывом" негативных эмоций. Постоянный недосып, нервное напряжение из-за различных проблем со здоровьем малыша, отсутствие помощи со стороны близких и домашние дела, которых никто не отменял, приводят к тому, что мама начинает тонуть в своих эмоциях. Она регулярно кричит на ребенка, если никак не может его успокоить, орет на него, если малыш делает не так, как она его об этом просит.

Даже самая спокойная и уравновешенная мама не может контролировать свои эмоции, если она решила родить второго , когда первому нет еще и 3-х лет. При этом младший начинает брать ее измором, а старший уже проявляет свой характер. Никакие просьбы и уговоры старшего ребенка играть тихо, чтобы малыш уснул, при этом не помогают. Достойно справиться с задачей многодетной матери под силу только тем женщинам, у которых муж не пропадает с утра до позднего вечера на работе или которым помогают родители. А если вы одна стараетесь стать заботливой матерью и хорошей женой, то нервный срыв и непреодолимое желание выкричаться на ребенка неизбежны. Поэтому лучше всего родить второго ребенка спустя 5-6 лет после рождения первенца, это сбережет нервы не только самой женщине, но и первому ребенку. Иначе от постоянных криков и угроз он будет бояться лишний раз ступить не так, страдать комплексом неполноценности и быть уверенным в том, что мама его не любит.

Крик - это сигнал беспомощности женщины, а не приступ ярости и не желание калечить психику ребенка. Каждая женщина желает воспитать своего ребенка уверенным в себе человеком и страдает от неумения контролировать свои эмоции в моменты раздражения и гнева. Как же не позволить ребенку наматывать истончавшиеся нервы мамы на свой маленький кулачок?

Ведь дети на бессознательном уровне сами провоцируют маму на крик, чтобы понять насколько она их любит и способна защищать. А когда детей двое, они проверяют, кого из них мама больше любит. И этой ежеминутной проверки выдержать очень трудно, но анализировать свое поведение в те моменты, когда хочется заорать на ребенка, под силу каждой из нас. Как известно, чтобы достичь какого-то результата, надо иметь хорошую мотивацию. Например, чтобы эффективно похудеть, надо ставить цель стать стройной к какому-то важному событию. Также и при воспитании детей. Чтобы впредь не накричать на ребенка и удержать свои эмоции, надо знать к каким последствиям это может привести. И каждый раз, как только у вас возникнет желание отругать ребенка, вспомните, что ваш крик может стать причиной:

1. Серьезных заболеваний . Родители, которые регулярно орут на своих детей и наказывают их, подвергают здоровье своего ребенка высокому риску. Истеричный крик мамы может настолько испугать малыша, что он начнет заикаться и бояться всего. По утверждению психологов из Университета Плимута в Девоне, повышение голоса и физическое наказание увеличивает риск развития рака у ребенка в 1,7 раз, астмы - в 1,6 раз и болезней сердца - в 1,2 раза. Чем чаще ваш ребенок подвержен стрессу, тем больше различных изменений в работе органов и систем происходят в его организме.

2. Нарушения психики ребенка . Большинство детей не воспринимают информацию, когда на них кричат. Орущая мама для них означает одно - надо вести себя тихо и перестать проявлять свои эмоции. В дальнейшем этот ребенок будет бояться всех, ему будет очень сложно находить общий язык с взрослыми. Некоторые дети реагируют на крик мамы плачем и раздражением, что также становится причиной поломанной детской психики. Как известно, нервные клетки не восстанавливаются. С этой психикой ребенку придется жить всегда. Он станет взрослым, вы уже не сможете на него кричать, зато он сам будет срываться на своих близких и орать на своих детей в целях воспитания.

3. Неуверенности в себе . Своим родителям ребенок все простит, даже если они будут наказывать его ремнем, но вырастит он таким человеком, какой пример показывали ему родители. Воспитывая, они закладывают в ребенка, какая у него будет жизнь и как он должен вести себя в разных ситуациях. Если родители привыкли криком заставлять ребенка отказаться от выполнения каких-либо действий, то он никогда не станет успешным человеком, умеющим защитить себя и отстаивать свои позиции. Он будет бояться всех, кто обратится к нему, повышая голос, или кто кажется ему сильнее его самого.

Чтобы научить себя не орать на ребенка , всегда держите в голове, что ваш ребенок - это . Он заслуживает такого же отношения к себе, как и мы с вами. Ведь можем же мы не орать на маму, на мужа или на подругу, хотя их поведение нас также иногда не устраивает. Научите себя уважать ребенка, как личность, и ведите себя по отношению к нему так же, как и с другими членами семьи. Если ребенок бесится и не слушается, постарайтесь спокойно остановить его и отвлечь его внимание.

Все время следите за интонацией , не повышайте голос во время общения с ребенком и не оскорбляйте его. Вспомните наставления великого писателя-классика А.П. Чехова родителям: "Дети чисты и святы, как ангелы. Они во многом лучше, чем взрослые. Даже у крокодилов и разбойников дети состоят в ангельском чине. Следовательно, их мы должны окутывать в атмосферу, приличную их чину, даже если мы сами залезем в какую-нибудь яму. Нельзя ребенка делать игрушкою своего настроения и безнаказанно похабничать в его присутствии... Нельзя на него бешено топать ногами, а потом его нежно лобызать..."