Дурные привычки ребенка 7 лет. Вредные привычки у детей: как отучить? Какие дурные привычки бывают у детей

Вредные привычки у детей и их разновидности. Способы коррекции неправильного поведения у ребенка. Профилактика возникновения вредных привычек у подрастающего поколения.

Разновидности вредных привычек у детей

Как показывает жизненная практика, любой человек не без греха и подвержен определенным слабостям. Вредные привычки закладываются в раннем детстве и становятся со временем устоявшимися рефлексами, которые могут выглядеть по-разному.

Визуальные вредные привычки у ребенка


Что заказывали, то и имеем. Подобная острота перестает быть смешной, когда речь заходит о вопросе, как отучить ребенка от вредных привычек.

К наиболее неприятным отклонениям в поведении подрастающего поколения стоит отнести следующие манипуляции:

  • Ковыряние в носу . Подобная отталкивающая манера вести себя на людях довольно часто распространена среди детей. От нее необходимо однозначно избавляться, потому что даже звездность Брэда Питта, Дэвида Бекхэма и Джона Траволты не спасли их репутацию при наличии данной вредной привычки.
  • Обгрызание ногтей . Во-первых, подобное занятие существенно портит кутикулу и создает опасность проникновения в организм инфекции. Во-вторых, вряд ли кому-то понравится наблюдать за человеком при этом действии.
  • Сутулость . Дети обычно горбятся по разным причинам. Такая устоявшаяся привычка может быть как признаком сколиоза, так и нежеланием лишний раз расправить свои плечи.
  • Повышенная жестикуляция . Излишне импульсивные дети любят размахивать руками во время разговора. Именно так они показывают свой темперамент, что не всегда выглядит эстетично.
  • Обкусывание губ . Некоторые маленькие особы при стрессе могут зажать зубами данный орган до крови. В дальнейшем при малейшем волнении ребенок начинает кусать губы постоянно.
  • Перебирание волос . Таким образом, ребенок успокаивается, превращая привычное занятие во вредную привычку. Волосы при этом салятся, что проблематично особенно для девочек.
  • Дергание мочки уха . Основные жесты лжеца включают в себя озвученную позицию, а также теребление шеи. Следовательно, от данной вредной привычки следует избавляться, чтобы не прослыть неискренней особой и даже вралем.
  • Шарканье ногами . Обычно этим страдают люди в довольно пожилом возрасте. Однако и детям свойственна подобная вредная привычка, которая выглядит нелепо.
  • Чавканье . При этом ребенок также хлюпает, когда пьет, что смотрится довольно не эстетично. Во время приема пищи дети с такими наклонностями вызывают раздражение у окружающих.
Терпение и только терпение понадобится при вопросе, как бороться с вредными привычками у детей. Если взрослые на подобное поведение ответят агрессией, то они только усугубят возникшую проблему.

Поведенческие вредные привычки у детей


Визуальные признаки дурного воспитания иногда выглядят невинно на фоне реальных проявлений детского неадекватного поведения. Вредные привычки при этом можно обозначить следующим образом:
  1. Склонность к дракам . Отстоять в честном бою любимую игрушку не является какой-либо патологией. Если же подобное поведение становится нормой, то родителям стоит задуматься над возникшей проблемой.
  2. Фантазерство . Юный Мюнхгаузен обычно не является опасной для социума личностью. Однако все хорошо в меру, потому что иногда ребенок может лгать во вред своим близким. В Швеции стал сенсацией случай, когда подросток с богатой фантазией подал в суд на своих родителей за жестокое избиение, которого не было.
  3. Провокаторство . Очень часто дети четко видят намечающийся конфликт между родителями. В этом случае в ход может пойти манипулирование враждующими сторонами. При стабильности таких разногласий юный провокатор в будущем станет специалистом по воздействию на психику человека в своих корыстных целях.
  4. Присвоение чужих вещей . При этом дети не считают себя воришками, а твердо уверены в своей правоте. Подобная привычка однозначно является асоциальным проявлением поведения маленькой личности, которую не контролируют родители.
  5. Онанизм . У малышей он связан обычно с проблемами с мочеполовой системой, потому что исключительно в подростковом возрасте начинает проявляться сексуальный интерес к противоположному полу.
Многие родители изумляются тому факту, что в их благополучной семье растет шалопай. Потакать некоторым детским капризам нужно, но необходимо четко дать понять ребенку, что его поведение всегда находится под строгим контролем папы и мамы.

Способы борьбы с вредными привычками у ребенка


При любой проблеме можно найти выход из возникшей ситуации. Родителям следует вести себя следующим образом, чтобы их чадо избавилось от какой-либо вредной привычки:
  • Повышение самооценки ребенка . Если ты не любишь себя, то требовать уважения со стороны социума бессмысленно. Прежде всего малышу стоит внушить концепцию его самодостаточности. Профилактика вредных привычек у детей подразумевает их уничтожение на начальной стадии формирования патологии. Нельзя растить в семье эгоиста, но при этом очень опасно воспитывать у своего потомства заниженную самооценку при склонности к вредным привычкам.
  • Справедливое наказание . Молча наблюдать за пагубными пристрастиями своего ребенка ни в коем случае нельзя. Однако жестокость в воспитательном процессе приведет к усугублению проблемной ситуации.. Дурная голова ногам покоя не дает. Подобное мудрое высказывание подходит в том случае, когда у ребенка появилась плохая привычка. Следует занять свое чадо по максимуму, чтобы у него не осталось времени на глупые мысли.
  • Расслабляющий массаж . Если ребенок сосет палец, разговаривает во сне или страдает лунатизмом (сомнамбулизмом), то эти вредные привычки реально устранить при помощи озвученного метода. Вечером (после расслабляющей ванны с ромашкой или лавандой) ему необходимо размять мышцы спины и плечи. Движения взрослого при этом должны быть мягкими, потому что при применении силы можно травмировать своего ребенка.
  • Развивающие игры для моторики . Среди способов устранения вредных привычек у детей довольно популярно использование этого метода. Ребенок отучится грызть ногти и сосать палец, если показать ему определенное упражнение. В холщовые мешочки необходимо поместить фасоль, горох, гречку и пшено. Если ребенок уже достиг сознательного возраста, то можно предложить ему угадывать состав, который он щупает пальцами через ткань.
  • Единство в воспитании . Папа и мама во избежание возникновения двойных стандартов должны требовать от своего чада одно и то же. Вредные привычки асоциального характера часто возникают у тех детей, которые научились манипулировать сознанием родителей. Маленького драчуна или воришку должны отчитать и папа, и мама, чтобы он понял неправильность своего поведения. Игра в плохого и хорошего полицейского в данном случае только усугубит возникшую проблему.
  • Отказ от кардинальных мер воздействия . Ни в коем случае нельзя по совету «мудрых» в плане воспитания особ мазать пальцы ребенка горькими средствами, если он их сосет или грызет ногти. Во-первых, это может негативно сказаться на состоянии детского желудка. Во-вторых, как показывает практика, подобный метод редко срабатывает.
  • Полезная ассоциация . Не только при помощи личного примера реально бороться с вредными привычками у ребенка. Если у него есть какой-либо кумир (артист, герой анимации, персонаж из компьютерных игр), то следует донести до своего чада информацию, что идол не одобряет имеющиеся у его фанатов вредные привычки.
  • Смешной пример . В данном случае психологи рекомендуют ознакомить ребенка с поучительными «Вредными советами» Григория Остера. Во время совместного чтения веселых и саркастичных стихотворений необходимо объяснять своему сыну или дочери нормы морали и культуры поведения в обществе.
  • Акцент на достоинствах ребенка . При наличии вредной привычки у своего чада следует корректно на нее указывать, делая при этом упор на положительные стороны характера сына или дочки. Пусть они грызут ногти, зато в плане декламирования стихов им нет равных. Главное при этом придерживаться золотой середины, чтобы не воспитать зазнаек и воображал.
  • Поощрение ребенка . Даже небольшая победа маленькой личности над своими слабостями должна быть вознаграждена. Можно предложить ей пойти на любимый кинофильм или посетить детское кафе. Ни в коем случае нельзя откупаться при этом деньгами, потому что это сформирует в ее сознании инстинкт потребительства.
  • Приучение к гигиене . Онанизм не всегда возникает из-за болезни мочеполовой системы. В некоторых случаях у детей появляется повышенное внимание к своей интимной зоне из-за элементарного пренебрежения водными процедурами, что приводит к зуду в области половых органов. Неряшливость тоже своего рода вредная привычка, поэтому маленьких грязнуль необходимо приучать к гигиене.
  • Консультация у психолога . При серьезной проблеме у ребенка без помощи специалиста не обойтись. Именно он сможет выстроить график индивидуальных занятий с маленьким пациентом, используя игровую методику и когнитивно-поведенческую терапию.

Профилактика вредных привычек у детей


Беду лучше изначально предотвратить, чем в дальнейшем пожинать плоды собственной безответственности. Врачи рекомендуют придерживаться следующей линии поведения, когда в семье появился ребенок:
  1. Грудное кормление . Специалисты настаивают на том факте, что у детей, которые долгое время получали материнское молоко, обычно не бывает визуальных вредных привычек. Вместо сосания пальца они интуитивно искали в свое время материнскую грудь и не воспринимали «пустышку», от которой затем очень сложно отучить свое чадо практически всем родителям.
  2. Любовь к малышу . Папа и мама часто стараются воспитывать в строгости свое потомство. В некоторой степени это является правильным решением, но не нужно перегибать палку. Вредные привычки часто возникают у того ребенка, который закомплексован или напуган агрессией со стороны взрослых.
  3. Корректный отказ от соски . Некоторые фанаты Бритни Спирс возмутились при виде фото, где она была с трехлетней дочерью с данным предметом во рту крохи. Она объяснила своим фанатам этот факт тем, что постепенно отучает малышку от вредной привычки и не травмирует психику ребенка. Такой же позиции придерживаются Дэвид Бэкхем, Том Круз и Сара Джессика-Паркер. В данном возрасте лучше всего при помощи ласки отучить ребенка от ненужных ему привычек. В ином случае малыш начнет сосать палец, грызть ногти и теребить мочки ушей даже до подросткового возраста.
  4. Предотвращение стрессовых ситуаций . Иногда дети во время волнения начинают накручивать волосы на палец, активно жестикулировать или раскачивать головой. Психологи после ряда исследований пришли к выводу, что подобные вредные привычки и их последствия наблюдаются у детей, которые когда-то испытали сильное душевное потрясение. Необходимо контролировать свое поведение и не допускать выяснения отношений между супругами в присутствии ребенка.
  5. Личный пример . Сложно ругать курящего подростка, если его родители подвержены подобной пагубной привычке. Необходимо на личном примере показать ребенку тот фактор, что неправильное поведение может пагубно повлиять на его будущее. Родители должны запомнить главные правила положительного влияния на своих детей: за столом не чавкать, следить за своей речью и осанкой, не шаркать ногами, не демонстрировать повышенную жестикуляцию.
  6. Работа над правилами этикета . В игровой форме необходимо доносить до малыша информацию о том, как необходимо вести себя в обществе. Можно предложить ребенку познакомиться с воображаемым другом, который все делает правильно. Не стоит при этом бояться развития у сына или дочки раздвоения сознания, потому что в этом возрасте дети склонны фантазировать. Однако следует контролировать ситуацию, чтобы малыш не стал профессиональным лгуном.
Как бороться с вредными привычками у детей - смотрите на видео:


Древнеримский философ Цицерон в свое время сказал, что привычка является второй натурой. Следовательно, сознательным родителям необходимо приложить все усилия для коррекции поведения своего потомства. В ином случае их ребенок может стать изгоем в обществе, над которым станут потешаться люди без вредных привычек.

Привычка – это повторяющееся действие, некий ритуал, который ребенок, как и взрослый человек, выполняет, чтобы успокоиться, развлечься, привлечь внимание или помочь себе справиться со сложными или неприятными ситуациями. Иногда привычка может быть «симптомом» различных комплексов: застенчивости, страха, неуверенности в себе.

Некоторые привычки закладываются до рождения (например, малыш сосет пальчик еще в материнском лоне), другие приобретаются в процессе перехода через очередной возрастной рубеж, а есть такие, которые, уходя корнями в раннее детство, сохраняются на всю жизнь.

Причины возникновения

Причины для развития этих своеобразных детских механизмов адаптации самые разные.

Вредные привычки могут быть:

  • результатом подражания (взрослым, другим детям и даже мультяшным героям или персонажам детских книг);
  • итогом стрессовых ситуаций (в семье, в общении со сверстниками) или недостатка внимания и понимания со стороны близких;
  • следствием психологических и неврологических проблем.

Одни дурные привычки, как бы странно это ни звучало, – неотъемлемая часть нормального детского развития. Привычка обзываться и отмахиваться («Иди ты!», «Сам дурак!»), бить и кусаться, как правило, отступает после кризиса взросления, когда кроха понимает, что есть более эффективные способы отстоять свою правоту и добиться желаемого. Бывает и так, что особенности поведения становятся способом справиться с нервозностью, страхом, неуверенностью в себе, внутренним беспокойством. Часто это последствия отсутствия ласки, внимания, эмоционального контакта с близкими людьми. Когда малыш оказывается предоставлен самому себе, он ищет способ справиться со своими переживаниями. Вот только спектр действий для его возраста невелик – и вот уже кроха сосет палец, обкусывает ногти, теребит мочку уха и даже выдергивает волосы.

На что обратить внимание

«Иногда ребенок может совершать действия саморазрушающего характера: бить себя, дергать за волосы, до крови кусать губы или внутренние стенки щек, отрывать заусенцы вокруг ногтей, сильно скрипеть зубами (особенно в ночное время), называть себя дураком, неудачником и другими критикующими словами, в сильном эмоциональном состоянии ломать свои игрушки и т. д. В таких ситуациях, если они регулярно повторяются, ему точно нужна ваша поддержка и, возможно, помощь психолога», – говорит психолог-консультант Юлия Крюкова.

Есть и явно асоциальные привычки, например агрессивность или прикарманивание чужих вещей. Именно в таких случаях помогать ребенку избавляться от вредных привычек необходимо! Ведь он может и понимать, что делать так нехорошо, но не знать, как с этим справиться.

Что делать с «дурной» привычкой

Что делать, когда вы понимаете: у вашего ребенка появилась «дурная» привычка? Как говаривал Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!» Прежде всего определимся с тем, как поступать ни в коем случае не нужно. Нельзя ребенка ругать и наказывать, смеяться над ним, критиковать и резко одергивать, особенно в общественных местах: стыд, угрызения совести и тревога могут закрепить негативную модель поведения.

Еще один тупиковый путь – манипуляции и ультиматумы («Если я увижу, что ты это делаешь, я перестану покупать тебе конфеты / отберу айпад / не поведу больше в кино»). В большинстве случаев такие меры приносят больше вреда, чем пользы. Почему? Да потому что сила воли у маленького человечка развита еще недостаточно и четко контролировать свои действия он пока не может. Потому слова: «Так делать нельзя» и «Это нехорошо – не делай так больше» могут заставить малыша испытывать чувство вины и даже замкнуться в себе.

7 приемов эффективной борьбы с вредными детскими привычками

1. Начните с увеличения количества заботы и внимания, проявляемого к малышу. Не будьте с ним чересчур строгими и авторитарными. Не нагружайте сверх меры – ни умственно, ни физически. Не раздражайтесь на него, не запугивайте и не наказывайте. Напротив, постарайтесь обеспечить максимум позитивных впечатлений: от искреннего интереса и тактильного контакта («обнимашки» в постели при пробуждении и легкий массаж перед сном) до вкусной еды и теплых расслабляющих ванн с громадными шапками пены.
2. Боритесь с привычкой, а не с ребенком! Как правило, дурные привычки – близкие соседи некомфортного психологического состояния малыша. Постарайтесь понять, что лежит в основе привычки, и вам станет более-менее понятно, как с ней справиться. Если позволяет возраст, обязательно говорите с ним о том, что его тревожит, что ему не нравится, и пробуйте это устранить. Если кроха еще маленький, старайтесь непринужденно переключать его внимание, отвлекать, при этом спокойно и незаметно останавливая нежелательное действие. Выбирайте время и создавайте атмосферу для доверительных бесед, понятным языком рассказывая ребенку о естественных последствиях его «вредных» действий (в детском саду поедателя козюль наверняка будут дразнить, а с забиякой или ябедой – отказываться дружить). Постепенно малыш должен понять как последствия вредной привычки, так и преимущества ее отсутствия и самостоятельно принять правильное решение. Конечно, здесь нельзя давить и торопиться.
3. Один из эффективных способов победить вредные привычки – это искреннее позитивное подкрепление поведения малыша в те моменты, когда он справляется с ними. Кроме словесного одобрения, можно, например, сделать и повесить на видном месте красивый листок, куда в случае успеха вы вместе будете крепить наклейки с его любимым персонажем из мультфильма. Дайте ребенку почувствовать, что вы гордитесь его маленькими победами!
4. Научите его выражать свои негативные эмоции и снимать напряжение. Довольно часто именно потому, что они не умеют (или боятся) показывать свое раздражение, злость или нетерпение, дети, например, начинают обкусывать ногти. Устраивайте шуточные бои подушками, рвите газеты, месите тесто или пластилин, рисуйте ладошками абстрактные полотна – делайте что угодно, чтобы в игровой форме справиться со стрессом и агрессией.
5. «Забудьте» о вредной детской привычке: не говорите о ней вслух и не фиксируйте на нежелательном действии внимание ребенка («А ну-ка перестань!», «Опять за свое?!», «Немедленно прекрати!»). Поверьте, многие вредные детские привычки умирают в зачатке, если их игнорировать! Лучше почаще говорите малышу о его достоинствах.
6. По возможности подкрепляйте свое намерение практическими решениями. Грызет ногти? Коротко обстригайте их. Слюнявит рукава пижамы? Надевайте короткую футболку и оставляйте дверь в детской полуоткрытой, чтобы малыш мог видеть полоску света, или включайте ночник. Повторяет плохие слова? Введите кодовое слово (например, «ой!») – когда их накопится больше десяти, последуют «штрафные санкции». Насколько возможно, ослабьте «провоцирующие» элементы: спрячьте подальше смартфон или отдайте планшет «в ремонт», не покупайте много шоколада, сделайте некомфортным сидение за компьютером.
7. Все усилия будут напрасными, если вы сами являетесь носителями привычек, которые являются не слишком удачным примером для детей, будь то неаккуратность, невежливость или курение. В этом случае нужно первым делом разобраться со своими привычками. Стоит ли удивляться, что кроха изумленно смотрит на вас, когда вы ругаете его за то, что он разбрасывает свои вещи, если папа, приходя с работы, делает то же самое?

Если исключить некоторые неловкие ситуации в обществе, подобная привычка — это естественная реакция взрослеющего крохи на то, что мир постоянно меняется. Не следует забывать и о богатейшей детской фантазии. Малышам трудно сразу адаптироваться ко взрослому и непонятному для них во многом миру, потому они создают для себя вполне комфортное место — воображаемый мир. Если взрослые признают и в чем-то поощряют такой мир своего чада, они тем самым подпитывают его активность к созиданию и творению, что уже очень хорошо. А ситуации, когда любимый «друг» теряется или отправляется в стирку, могут оказаться стрессом для малыша. Но и из этого положения есть выход. Для родителей это прекрасная возможность объяснить ребенку, что порой нужно обходиться без привычных вещей.

Чаще всего игры с воображаемыми друзьями у маленьких детей не выходят за рамки нормы, поэтому не требуют врачебного вмешательства. Однако если родители стали замечать, что каждый раз вместо встречи с настоящими друзьями малыш решает остаться дома играть с придуманными товарищами, тогда нужно обратиться к специалисту.

Игры с содержимым горшка и памперса

Маленький ребенок, который не так давно появился на свет и теперь активно изучает мир, интересуется буквально всем. Порой случаются и вовсе «мерзкие» на первый взгляд ситуации. Дитя справило свою нужду в подгузник, а после стянуло его, извлекло содержимое и активно лепит, рисует на стенах или вовсе дегустирует кал.

Дети чуть старше могут осуществлять подобные манипуляции и с содержимым горшка, если мама отвлеклась и вовремя не вынесла его. Взрослые часто придаются панике, крикам и приступам отвращения по этому поводу, но на самом деле причин для беспокойства нет. Для малыша фекалии — это новый материал для игр. Он был частью его тела, потому не представляет угрозы для ребенка (с позиции его самого).

Родителям просто нужно сделать фекалии не таким занимательным предметом. Чтобы отбить у ребенка желание лепить собственные экскременты, надо развивать и удовлетворять его тактильные потребности. Для этого замечательно подойдет детский пластилин или же тесто (специальное из магазина или домашнее для пирожков), кинетический песок, да хоть строительство замков из грязи — все это вполне насытят тактильные потребности ребенка. Другие нюансы — дело времени и техники родителей. За горшком потребуется почаще следить, а подгузник застегивать крепче (можно использовать хоть скотч ) или заправлять внутрь одежды.

Странные вкусы детей

Частенько случается так, что маленькие дети поедают все то, что вызывает у взрослого чувство удивления и непонимания. Это может быть клубок пыли и шерсти, кусок мела, наполнитель туалета для кота, камушки на улице, контактные линзы, несъедобные растения и прочий мусор.

Родителям не нужно беспокоиться. Дело в том, что ребенок использует свой рот как важный инструмент для исследования окружающего мира. Поэтому часто то, что нельзя съесть, будет хотя бы облизано ребенком. Малыши часто что-то кусают, лижут или сосут — для раннего возраста это норма. Любой взрослый человек может припомнить у себя кончик ручки или ластика от карандаша во рту. Но вместе с тем взрослому человеку трудно признать, что кушать шерсть — это нормально.

Важно обратить внимание на тяжесть проявления привычки у крохи и ее частоте. Если ребенок очень часто поедает грязь или ворс с ковра, само собой, нужно обратиться к врачу.

Ковыряние в носу

Смотреть на это, конечно, не особенно приятно. Но придется признать: ноздри - особо интересные отверстия для изучения, тем более, в детском возрасте. Ключевой навык в такой ситуации - раз за разом сохранять спокойствие и предлагать воспользоваться носовым платком в детской или отправиться в ванную комнату, потому что «никому здесь не нравится за этим наблюдать».

Иные странные привычки

Случается и так, что детки путают день с ночью, а жару с холодом. Иногда они требуют одеть на них комбинезон в жаркое время года, а порой предпочитают бегать по квартире голышом. Другие малыши любят представлять себя песиком или кошкой, весело лая или мяукая, бегая на четвереньках, требуя миску и облизывая лицо. Родителям не стоит пугаться странностей ребенка. Это естественная стадия развития, которая предусматривает осознание окружающего мира и своего места в нем. Эта категория нормальна до тех пор, пока не мешает жизни. Следует просто пояснить, когда можно быть собачкой, а когда нет.

Взрослым потребуется лишь терпение, такая стадия скоро пройдет. А пока можно позволить малышу вволю проявить фантазию. У таких детей часто позже открываются способности к театральному искусству. Для поддержания «боевого духа» родителям можно снять небольшое видео странных пристрастий «щеночка», который требует внимания, скачет и гавкает по квартире. Спустя много лет этот смешной ролик очень здорово будет показать на свадьбе такого хулигана.

Читаем также:

Дурные привычки — Школа доктора Комаровского

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Кто-то откручивает себе ухо во время еды, кто-то сосет палец, дергает волосы или ковыряется в носу - разнообразию дурных привычек можно было бы позавидовать…если бы это не касалось наших детей.

Дурная привычка как этап развития

Часто можно услышать от взволнованных мам: «Мой дергает себя за волосы во время еды», «мой бьется головой о стену/корчит рожи/морщит нос».

С полугода (а иногда и раньше) малыши начинают изучать возможности своего тела - здесь и первые неконтролируемые движения рук: хватательные, крутильные; и копирование мимики взрослых, которую они могут подглядеть когда угодно; и извлечение звуков из стены и пола (пусть даже ценой собственного лба). Эти «привычки» длятся недолго, сменяют друг друга и зачастую не акцентируют на себе внимание взрослых.

Другое дело, если ребенок непроизвольно повторяет одно и то же действие - сосет палец/воротник/игрушку в определенных ситуациях, и нет никакой возможности его от этого отучить.

Навязчивое действие, нервный тик

Навязчивые действия и тики проявляются по-разному - кто-то сосет палец, кто-то часто моргает, покашливает или откидывает назад голову, у кого-то напрягаются мышцы лица и шеи. Если движение кажется вам небезобидным (особенно в ситуациях, когда ребенок после подобных «приступов» чувствует себя некомфортно), то лучше проконсультироваться с неврологом, пройти обследование и исключить возможности серьезных заболеваний.

Если же действие достаточно безобидное, но повторяющееся постоянно, то следует обратить внимание на нервно-психическое состояние малыша. Зачастую ребенок находит успокоение в подобном «ритуале», находясь в состоянии напряжения или тревоги.

Возможные причины: переезд, натянутые отношения в семье, ссора, стресс или хроническая усталость. У совсем маленьких детей это может быть признаком недостаточного физического контакта с матерью - ласки, поглаживаний, объятий.

С осательный рефлекс

Хорошо, если ребенок вырос на грудном вскармливании и имел возможность сосать материнскую грудь столько, сколько ему было необходимо. У таких детей вредные привычки - такие, например, как постоянное сосание пустышки или пальца, почти не проявляются, поскольку не возникает необходимости, так называемого, «дососа». Но даже если они и, бывает, засовывают палец в рот, это носит эпизодический характер.

«Сосательная» стадия чаще возникает у малышей, не имеющих возможности сосать материнскую грудь, или у тех, кого отлучили от нее раньше, чем им было необходимо. «Воду пьет, прикорм ест - пора отучать от груди» — подобный девиз зачастую приводит к тому, что дети до 2-3 лет не могут отучиться от сосания всего подряд: соски, пальца, уголков одежды или игрушки.

Мастурбация

Звучит, конечно, громко, но привычка трогать гениталии появляется в совсем юном возрасте, хотя и не носит никакого сексуального характера (как минимум в силу физиологии).

Впервые она появляется, когда малыш 7-9 месяцев, оставшись без подгузника, вдруг начинает интересоваться своим телом. Пупок, живот, половые органы - все это осматривается и ощупывается с большим вниманием. Позже, получая удовольствие от прикосновений, ребенок может повторять эти действия.

Задача родителей не ругать ребенка, формируя негативное отношение ко всему, связанному с половыми органами (а в будущем и сексуальными отношениями), а стараться отвлечь его внимание на что-нибудь другое.

Безопасная привычка

Некоторые привычки не должны являться поводом для беспокойства родителей. Например, раскачивание головой перед сном или в особенно напряженные моменты - так маленький ребенок себя успокаивает. То же самое относится к каким-то «заветным» словам, произнося которые он чувствует себя увереннее: «мама придет», «мама рядом».

Есть привычки безопасные, однако не принятые в обществе, тогда основной акцент в воспитании должен строиться на том, где и в каких ситуациях непринято так делать (например, ковырять в носу нельзя при людях, очистить таким образом нос можно в ванной и тому подобное).

Памятка родителям

ЧТО ДЕЛАТЬ:

Отвлекать ребенка от действия, привычки. Если ребенок нервничает или испытывает стресс, то чаще обнимать, находиться рядом. Если привычка - последствие отлучения от груди, стараться направить внимание ребенка на игры, общение.

Детей постарше можно направить на «взрослое» поведение. Особенно в случаях, когда дети грызут ногти или ковыряют в носу.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ:

Не ругать и не запрещать. Слова «не надо так делать» подразумевают то, что ребенок должен контролировать свои действия, чего он может еще не уметь.

Не высмеивать привычку, не пошучивать над ней - это не только может усугубить проблему, но и вызвать у ребенка недоверие к взрослым, неверие в их помощь, поддержку и любовь.

Юлия Асланова

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

    Страхи ребенка.

    Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

    Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

    Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

    Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

    Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не , осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний . Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки . Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами . Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения , создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.