Материал (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) на тему: здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в доу. Проект "здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях"

Аурика Сергеева
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ

«Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности , в процессе которых успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке , обогащается переживаниями ребёнка, активно формируются музыкально – сенсорные способности и особенно музыкально – слуховые представления звуковых отношений».

Н. А. Ветлугина

взрослого тем, что он очень хрупкий. Поэтому требуется бережное и очень осторожное отношение к нему. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом , которым ребёнок пользуется с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей : эмоциональная отзывчивость на музыку , ладовое чувство, музыкально – слуховое представление, чувство ритма. Поэтому в первую очередь должен быть продуман песенный репертуар, доступный по содержанию, прост методически и по тексту. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке , приобретают умения и навыки. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых зависит качество звука. У детей младшего дошкольного возраста иногда наблюдаются небольшие уплотнения на голосовых связках, так называемые «узелки крикунов» . В основе данного заболевания лежат перенапряжение голосовое и длительная травматизация голосовых складок. Для того, чтобы этого не случилось, прежде всего необходимо :

Создать благоприятную атмосферу для певческого слуха;

Не допускать форсирования звука детьми, как во время пения, так и во время разговорной речи;

Учить детей говорить друг с другом спокойно, без напряжения и крика.

Если ребёнок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него будет звонкое звучание. Важно, чтобы ребёнок смог услышать и «почувствовать» свой голос, тогда он начнёт петь естественным голосом. Если же этого не произошло, необходимо прибегнуть к упражнениям :

Речевые игры (развивают слух и чувства ритма) ;

Пальчиковые игры (соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием);

Игровой массаж (тонизирует нервную систему) ;

Игроритмические упражнения (способствуют развитию воображения) ;

Валеологические песенки (подготавливают голос к пению) ;

- музыкотерапия (снимает напряжение и восстанавливает спокойное дыхание) .

В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка , так как знакомые любимые песни он может петь в любое время по собственному желанию.

Соблюдение элементарных правил гигиены голоса и слуха;

Организация благоприятной звуковой атмосферы в группе и вне её;

Подбор репертуара детских песен, соответственно возрасту и физиологическим особенностям дошкольников;

Устранение причин, вызывающих нарушения нормального голосообразования : своевременное лечение ренитов, заболевания ушей, верхних дыхательных детей.

Действительно следует оберегать детей от простудных заболеваний – не допускать громкого разговора в сырую холодную погоду, а также – не позволять пить холодную воду, есть мороженое в разгорячённом состоянии.

Пение сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации (нефальшивое звучание) и слухового мышечного ощущения. Отмечая, что человек не просто переживает, вспоминая музыкальное звучание , но всегда поёт эти звуки «про себя» , с мышечным напряжением, русский физиолог И. М. Сеченов подчёркивает также инстинктивную звукоподражательность, свойственную ребёнку. «Выясненный в сознании звук или ряд звуков служит для ребёнка меркой, к которой он подлаживает свои собственные звуки и как будто не успокаивается до тех пор, пока мерка и её подобие не станут тождественны…»

Исследования взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учёными. Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, подчёркивает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации. Анализируя несовершенное качество детского пения, он называет причины (дефекты слуха, больное горло, отсутствие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своевременных врачебных осмотров и лечения этих заболеваний.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ :

Старайтесь, как можно чаще слушать музыку с детьми ;

С ребёнком разговаривайте ровным тоном, не повышая голос;

Не поощряйте пение песен для взрослых;

Старайтесь соблюдать речевой режим дома и на улице.

Пение – сложный психофизический процесс, результат функции всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только «чисто певческие» органы, но и сердечно – сосудистая нейроэндокринная системы, которые отвечают на пение изменением пульса, артериального кровяного давления, температуры тела. При правильной певческой нагрузке эти изменения незначительны и не опасны для организма. Даже, более того, систематические занятия пением играют оздоровительную роль , улучшает дыхание и кровообращение.

Только совместные усилия педагога и родителей помогут решить задачи развития детского голоса и его охраны.

Публикации по теме:

Консультация «Здорвьесберегающие технологии. Ритмопластика и логоритмика на музыкальных занятиях» № слайда Содержание работы Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Одним из условий полноценного развития детей дошкольного.

Уважаемые коллеги, хочу поделится свои мастер-классом, который у меня прошёл очень интересно и хорошо. Чтобы воспитателям было интересно.

XXI век - это век компьютеров. Нет ни одного ребенка, который бы не сталкивался с компьютером, дети очень рано начинают использовать его.

Новые здоровьесберегающие технологии на занятиях по музыке Новые здоровьесберегающие технологии на занятиях по музыке. Подготовила Стоценко Ирина Владимировна. От состояния здоровья детей во многом.

Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Подготовила музыкальный руководитель Мащенко Е. В. Музыкально-оздоровительная работа.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду на занятиях хореографией Состояние здоровье детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе, и меня, как педагога дополнительного.


Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Занятия проводятся - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.


Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий: 1.Валеологические песенки-распевки. 2.Дыхательная гимнастика. 3.Артикуляционная гимнастика. 4.Пальчиковые игры. 5.Речевые игры. 6.Музыкотерапия


Валеологические песенки-распевки. С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй», «Я пою, хорошо пою» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.


Дыхательная гимнастика. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра


Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются: Укрепление физиологического дыхания детей (без речи). Тренировка силы вдоха и выдоха. Развитие продолжительности выдоха


Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.


Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.


Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.


Речевые игры. Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.


Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы в нашем ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.


Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие творческих и музыкальных способностей детей, сохранение а так же укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка. Система здоровье сберегающих музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий: - валеологические песенки – распевки, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии:

Дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности

Артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.

Игровой массаж, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата.

Пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

Речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность

Музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Все используется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Вся работа проводится совместно с логопедами, физкультурным руководителем, воспитателями и обязательно под наблюдением медицинских работников ДОУ.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Занятия проводятся - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.
- Валеологические песенки - распевки.
С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, подготавливают голос к пению.
Например:
Доброе утро!
Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
И сегодня весь день
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, (постепенно поднимают руки вверх, "фонарики")
Как в саду цветочки!
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика.
положительно влияет на обменные процессы, играющиеважную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствуют восстановлению центральной нервной системы;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Например:
1."Машина" (обучение постепенному выдоху воздуха)И.П. - Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

2."Цветок". (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

3."Собачка" (закаливание зева)
И.П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).
Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
- укрепление физиологического дыхания детей,
- тренировка силы вдоха и выдоха,
- развитие продолжительности выдоха.
- Артикуляционная гимнастика.
Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Например:
1."Жаба Квака" (комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)
Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны)
Сладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают)
Да водички поглотала.
На кувшинку села,
Песенку запела:
2."Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!
- Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Например:
1."Динозаврик"
Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!
Дети голосом "рисуют" динозаврика, используя последовательность: "У-о-а-ы-и-скрип!"

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
2.(Игровой массаж)
1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"
2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"
3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"
4-я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"
5-я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"
6-я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"
7-я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"
Заканчивая массаж, дети говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.
- Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. Чем раньше дети начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывать то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают говорить, речь становится связанной, эмоциональной. Народные потешки и песенки всегда сопровождали жизнь детей. Этот жанр им близок, понятен, интересен.
Например:
"Кошка"
Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)
- Речевые игры.
Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевые игры (речевое музицирование) необходимы, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию можно добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевые игры возможность пантомимы и театрализации. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Например:
"Дождь"
Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")
- Музыкотерапия.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности….
Классика:
01. И.С.Бах. "Прелюдия до мажор".
02. И.С.Бах. "Шутка".
03. И.Брамс. "Вальс".
04. А.Вивальди "Времена года"
05. Й.Гайдн. "Серенада"
06. Д.Кабалевский "Клоуны"
07. Д.Кабалевский "Петя и волк"
08. В.А.Моцарт "Маленькая ночная серенада"
09. В.А.Моцарт "Турецкое рондо"
10.И.Штраус "Полька "Трик-трак"
Детские песни:
01. "Антошка" В.Шаинский
02."Бу-ра-ти-но" Ю.Энтин
03."Будьте добры" А.Санин
04."Веселые путешественники" М.Старокадомский
05."Все мы делим пополам" В.Шаинский
06."Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
07."Если добрый ты" Б.Савельев
08."Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
09."Настоящий друг" Б.Савельев
10."Песенка о волшебниках" Г.Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна
01.Л.Боккерини "Менуэт"
02.Э.Григ "Утро"
03.А.Дворжак "Славянский танец"
04.Лютневая музыка XVII века
05.Ф.Лист "Утешения"
06.Ф.Мендельсон "Песня без слов"
07.В.Моцарт "Сонаты"
08.М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
09.М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
10.К.Сен-Санс "Аквариум"
Музыка для релаксации
01.И.С.Бах "Ария из сюиты №3"
02.Л.Бетховен "Лунная соната"
03.К.Глюк "Мелодия"
04.Э.Григ "Песня Сольвейг"
05.К.Дебюсси "Лунный свет"
Колыбельные
01.Н.Римский-Корсаков "Море"
02.Г.Свиридов "Романс"
03.К.Сен-Санс "Лебедь"

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
- повышение уровня речевого развития
- снижение уровня заболеваемости
- стабильность физической и умственной работоспособности

Литература.
1. Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г. Волгоград, "Учитель", 2009.
2. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания». (М. «Просвещение» 1976г.)
3. Кэмпбелл.Д. «Эффект Моцарта». (М.1999г.)
4. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. (Москва, «ВАКО», – 2004 г.)
5. Сиротюк А.Л. «Развитие интеллекта дошкольников» (творческий центр. М 2001г.)

Терпугова Людмила Михайловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Елыкаевская СОШ"
Населённый пункт: г.Кемерово кемеровская обл
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях
Дата публикации: 22.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Использование здоровьесберегающих технологий на

музыкальных занятиях в ДОУ

Написала:

Терпугова Людмила Михайловна

Кемеровский район МБОУ

«Елыкаевская СОШ»

Введение

Актуальность

Анализ теории

Понятие здоровьесберегающие технологии

Цель и задачи

Музыкальные

занятия

здоровьесберегающие

технологии

занятиях

3.1. Валеологические песенки –распевки

3.2. Дыхательная гимнастика

3.3. Артикуляционная гимнастика

3.4. Игровой массаж

3.5. Пальчиковые игры

3.6. Речевые игры и упражнения

3.7. Музыкотерапия

3.8. Ритмопластика

4. Основные моменты внедрения здоровьесберегающих технологий

4.1. Работа с детьми. Алгоритм проведения музыкальных занятий с

использованием здоровьесберегающих технологий

4.2. Правила здоровьесбережения

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность

Интенсивное развитие современного Российского государства в последнее

время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью,

а в XXI веке они становятся первостепенными.Болезненный, отстающий в

физическом

развитии

утомляется,

неустойчивое

внимание, слабая память, низкая работоспособность. Несмотря на тенденцию

возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его

пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не

заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему

любви к окружающим его людям, природе и самому себе.

Иметь абсолютно здорового ребенка – это не просто призрачная мечта, к

стремятся

родители.

болезней

реальность. Исходя из принципа «здоровый ребёнок – успешный ребёнок»,

проблемы

воспитания

социально

адаптированной

личности

невозможно

осуществления

мероприятий

оздоровлению

Анализ теории

Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и

оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан

научно. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили,

какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни. Например,

лечения нервных

заболеваний

скрипичная

фортепьянная

незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с

больными почками,

помощь печени, флейта

поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей.

Музыка композиторов – романтиков (Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский)

хорошо снимает стрессы. Помогает концентрации внимания.

Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает болевой синдром.

рок-музыка

небольших

количествах

способна

снять нервное

напряжение и мышечную усталость.

В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение

организма.

П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на

самочувствие,

положительном

мелодического

ритмического

компонентов

работоспособность

человека.

В «Теории и методике воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что

регулирует

улучшает

координацию,

уверенность

движений.

Развитие

эмоциональной

отзывчивости

музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

2.1. Понятие здоровьесберегающие технологии

Музыкально-оздоровительная работу в ДОУ считается новым направлением

в музыкальном воспитании дошкольников.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на

сохранение

укрепление

здоровья

воспитанников.

Комплекс

настоящее

название

«здоровьесберегающие

технологии» и включает в себя систему мер, предполагающую взаимосвязь и

взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных,на

сохранение здоровья ребёнка и активное формирование здорового образа

жизни на всех этапах его обучения и развития.

осуществляется

здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации

используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья

дошкольников

педагогов.

Технология

греческих

искусство,

совокупность

способов деятельности.

Цель и задачи

Цель

внедрения

здоровьесберегающих

технологий:

обеспечить

возможность

сохранения

здоровья,

сформировать

необходимые

умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового

использовать

полученные

повседневной

Задачи

1.Систематизировать

проведение физкультминуток на занятии (во время

малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки),

2.В начало и конец

занятия внедрить элементы, позволяющие настроить

детей на нужный лад (взбодрить, успокоить),

Внедрять

элементы

здоровьесбережения

драматизаций.

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

Повышение уровня речевого развития.

Снижение уровня заболеваемости.

Стабильность физической и умственной работоспособности во всех

сезонах года независимо от погоды.

Музыкальные занятия и здоровьесберегающие технологии на

занятиях

С дошкольниками необходимо проводить эту работу в игровой форме. То есть

привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой

для здоровья детей. Например, пассивное слушание музыки можно менять с

активным,

разучивание

перемежать

массажем,

самомассажем

пальчиковой

заниматься

дыхательной,

артикуляционной

гимнастикой,

игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями (та же

логоритмика), с игрой на детских музыкальных инструментах.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование

музыкальном

следующих

здоровьесберегающих

технологий:

Валеологические песенки-распевки

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты

поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего

мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к

пению. Их можно использовать в группе.

Валеологические

песни-распевки

усваивают,

запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке. Доступные

для восприятия и воспроизведения тексты и приятная мелодия поднимают

настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на

Дыхательная гимнастика

Упражнения

развитие

оздоровления дошкольников.

ослабленное

полностью

проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни –

приходится вдыхать воздух чаще.

Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:

Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).

Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).

Тренировать силу вдоха и выдоха.

Развивать продолжительный вдох.

Особенностью

дыханием

является

постепенное

индивидуальное

увеличение

нагрузок

контролем

педагога.

упражнений выполняется под счет, часть – под музыку.

предшествующей

дыхательной

гимнастикой

оказывает

психотерапевтическое,

оздоравливающее

лечебное

воздействие:

положительно влияет на обменные процессы; способствуют восстановлению

центральной

улучшает

дренажную

восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в

процессе

заболеваний

различные

деформации

позвоночника.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционной

гимнастикой

называются

специальные

упражнения

развития подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.

Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными и

ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык

(главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения

тонких, целенаправленных движений.

В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять

перед зеркалом.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно

активизирует

помогает

устранить

напряженность

скованность

артикуляционных

разогреть

артикуляционную

моторику,

выразительную дикцию.

Упражнения

артикуляцию

интересны,

доступны,

проводятся

ситуация

усиливает

певческой

деятельности, делает более осознанным восприятие и содержание песни.

Так, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями

речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. В результате этой работы

повышаются

показатели

развития

певческих

навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Игровой массаж.

Обучение

простейшим

массажным

происходит

музыкальных занятиях массаж происходит под музыку – слова пропеваются,

ритмодекларируются,

закрепляют

правильного

выполнения

элементарного

самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Чтобы детям было

ещё интереснее, можно предложить им стать героями известных сказок,

вообразить

скульпторами,

художниками,

«лепят» или «рисуют» своё тело и лицо.

посредством

правильного

выполнения

игрового

массажа, воздействуя на биологически активные точки тела, благотворно

влиять на внутренние органы.

указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка

надавливая или легко поглаживая. Проводя массаж определенных частей

используют

поглаживание,

разминание,

растирание,

постукивания.

Упражнения

проходят

эффективнее,

разговаривает со своим телом, делает ему комплименты: «Мои любимые

ручки», «Какой чудесный носик!», «Сейчас я разомну свои ноженьки» и т.д.

Пальчиковые игры.

Особый интерес представляют пальчиковые игры, потому, что на ладонях

людей находятся важные для всего организма биологически активные точки.

Пальчиковые игры – еще один необходимый прием на музыкальных занятиях.

Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают творчество,

фантазию, вырабатывают выразительность речи. То быстрый, то размеренно

неторопливый,

распевный

рифмованных

воспитывает

плавность, размеренность, ритм речи, развивает дыхание. Игры позволяют

разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на

все внутренние органы.

Речевые игры и упражнения

Речевоемузицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в

тесной связи со слухом речевым. Основой служит детский фольклор.

звучанию

добавляются

музыкальные

инструменты,

звучащие

движение, сонорные и колористические средства.

эффективно

развитие

эмоциональной

выразительности

двигательной

активности,

позволяют

Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые

могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в

речевоемузицирование

пантомимические

театральные

возможности.

Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на

развитие

эмоциональной

выразительности

двигательной

активности.

Музыкотерапия

Важная составляющая музыкально-оздоровительнойработы ДОУ. Это

создание

музыкального

сопровождения,

способствует

коррекции

психофизического

процессе

двигательно-

игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает

иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и

мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Слушание правильно

подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и

раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное

Ритмопластика.

Основная

направленность

элементов

ритмопластики

музыкальных

занятиях, - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего

собственного тела. Много радости и восторга приносят детям ритмические

движения

мобилизуют

физические

вырабатывают

грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают

мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение.

Упражнения на ритмопластику проводится в основном во время танцев и

драматизаций,

танцевальную

импровизацию

совместить

музыкотерапией. В дальнейшем их можно использовать на праздниках и

развлечениях.

Алгоритм проведения музыкального занятия, с использованием

здоровьесберегающих технологий

1.Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические

движения, логоритмические

упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка - пальчиковая

или жестовая игра- 1 упр.

песенное

творчество:

распевки,

артикуляционная

гимнастика,

дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или

жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

Театральное

творчество

элементами

логоритмики,

ритмопластики,

психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

1. Соблюдайте режим дня!

2. Обращайте больше внимания на питание!

3. Больше двигайтесь!

4. Спите в прохладной комнате!

5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

7. Гоните прочь уныние и хандру!

9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

10. Желайте себе и окружающим только добра!

Заключение

Музыкальные

использованием

технологий

здоровьесбережения

эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого

интересов.

соответствии

строятся

планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания,

и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и

невозможен

совместной

деятельности

музыкального

руководителя

воспитателя,

помогает,

организует самостоятельноемузицирование детей в группе.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как

одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов

и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Список литературы

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в

детском саду: занятия, игры, упражнения г. Волгоград «Учитель», 2011

2. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми

3-4 лет. (Программа развития.) г. Москва, ТЦ «Сфера» 2005

3. Картушина М.Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет -г.Москва,

ТЦ «Сфера» 2008

4. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры г.Москва, 1999.

5. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической

пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). - 2-е

изд., испр. и доп. - С-П «ЛОИРО», 2000

6.Подольская Е.И Формы оздоровления детей 4-7 лет г. Волгоград, изд.

«Учитель», 2009

Приложение

Практический материал №1

«Весёлое путешествие» (занятия по ритмопластике)

Конспект занятия по ритмической пластике во 2 младшей группе

"Весёлое путешествие"

Приоритетные задачи:

Воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;

Развитие слухового внимания, умения выполнять движения в

соответствии с характером и темпоритмом музыки;

Обогащение слушательского и двигательного опыта, умение

осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с

музыкально-игровым образом, умение выполнять упражнение о начала

до конца, не отвлекаясь- по показу взрослого.

Ход занятия:

Дети заходят в зал. Садятся на стульчики. Будят ручки и ножки.

№ Приветствие «Доброе утро »

Педагог: Я хочу отправиться в путешествие и взять вас с coбoй.

Вы согласны? Но сначала мне нужно проверить ваши сильные ножки.

Ходьба сидя на стульчиках.

А теперь мне нужно проверить ваши ручки.

Ритмические хлопки.

Ну, что ж, можно отправляться в путешествие, но куда, пока не скажу.

№ Композиция-«Весёлые путешественники»

(сл. С. Михалков, муз.М.Старокадомский сб. 2 «Ритмическая мозаика»

А. И. Буренина)

Педагог: Мы приехали с вами в лес, полон сказок и чудес!

Посмотрите, под ёлочкой спит мишка. Почему?

Правильно, потому что сейчас зима. Разбудим мишку?

№ Игра «Разбудим мишку» (2-3 раза)

Педагог: Мишка сердится, потому, что мы ему спать не даём.

Пусть он спит. А я с вами поиграю и попляшу.

(превращение в медведя)

Педагог: У меня есть волшебные КОЛОКОЛЬЧИКИ

(показывает большой колокольчик)

Правильно низкий.

(показывает маленький колокольчик)

А это какой колокольчик? Правильно маленький. Голосок у него, какой?

(Раздать детям колокольчики)

№ «Игра - пляска с колокольчиками»

(музыка «Льдинки и Дед Мороз » сб. "Танцуй, малыш № 2 Т.И. Суворова)

(I часть музыки - педагог пляшет с большим колокольчиком, II часть - дети-

с маленькими)

Педагог: А хотите тоже мишками стать? (превращение детей)

№ Композиция «Плюшевый мишка » (сб. "Ритмическая мозаика" А. И.

Буренина)

(превращение детей)

Педагог: Ну что пусть медведь спит. А мы поедем дальше.

№ Читает стихотворение «Лошадка» (А. Барто)

«Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком приглашу хвостик

И верхом поеду в гости»

№ Лошадка (прямой галоп)

Что нужно сказать лошадке, чтобы она поехала?

А как можно остановить лошадку?

Тр-р-р-р…

№ Движение под музыку Н. Потоловского «Лошадки».

Педагог: Посмотрите, под ёлочкой кто-то оставил бантики.

Ой, какие красивые бантики! Разноцветные!(закрепление основных цветов)

Как девочки себя украшают бантиками?

Как мальчики себя могут украсить бантиками?

Я догадалась - это зайчики оставили бантики после праздника.

Давайте с ними потанцуем.

№ «Пляска с бантиками»

(музыка «Мяу-мышки» сб. «Танцуй, малыш» № 2Т.И. Суворова)

Педагог: Сложим бантики в корзину и оставим под ёлочкой, пусть зайки

танцуют. Не хочется уезжать, но надо возвращаться в детский сад.

Занимайте места в вагончиках.Поехали.

Музыкальная игра «Поезд» (муз.Е.Филиппенко)

Педагог: Вот мы и в детском саду.

Какое весёлое путешествие было у нас.

Вам понравилось?

№ Игровой самомассаж (поглаживание рук, ног, головы)

Педагог: Помогали нам в путешествии наши сильные ножки.

Спасибо, ножки! - гладят.

И весёлые ручки.

Спасибо ручки! - гладят

И ребята, молодцы! - гладят головки

До СВИДАНИЯ!

Дети говорят до свидания и уходят из зала.

Подготовила музыкальный руководитель

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих здоровьесберегающих технологий :

- дыхательная гимнастика , повышает показатели диагностики дыхательной системы, развивает певческие способности

Дыхательная гимнастика.

важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- артикуляционная гимнастика , вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

- игровой массаж , повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус. деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез

- пальчиковые игры , развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым инто­нированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

- речевые игры , развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи, двигательную активность

Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Ис­пользование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

- музыкотерапия , способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка. его интересов. Таким образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей

Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка

Повышение уровня речевого развития

Снижение уровня заболеваемости

Стабильность физической и умственной работоспособности

Играйте вместе с нами

Упражнение «Погреемся» (развитие дыхания)

Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреемся немножко.

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».

Оздоровительный самомассаж лица «Превращение»

Лепим, лепим ушки – щипать пальцами раковины ушей

Слышим хорошо!

Нарисуем глазки – поглаживать брови, глаза закрыты

Видим далеко!

Носик мы погладим, большими пальцами гладить крылья носа

Усики расправим. нарисовать указательными пальцами усы

Теперь мы не ребята, покружиться

А веселые зверята! похлопать в ладоши

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Раз, два, три, четыре, удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши

Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит по другой по кругу

Чайник, чашку, загибать пальцы по одному

Ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, одна ладонь скользит по другой

Только чашку мы разбили, загибать пальцы по одному

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. удар кулачками друг о друга, хлопки в ладоши

Речевая игра со «звучащими жестами» «Зимушка-зима»

Ах ты, Зимушка-зима,

Пружинка с поворотами, руки на поясе

Белоснежная была,

Притопы ногами в ритме фразы

Белоснежная была,

Шлепки по бедрам в ритме фразы

Все дорожки замела.

Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку

Морозы трескучие,

Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы

А снега сыпучие,

Сверху-вниз махи кистями рук

Ветры завьюжные,

Качание рук над головой

И метели дружные.

Моталочка через верх вправо-влево

Активное слушание «Море»

Море бывает разное – то приветливое, спокойное, то вдруг налетает страшный ураган и вздымает огромные волны.

Под тихую музыку «Море» Н. Римского-Корсакова дети плавно качают руками и произносит «ш-ш-ш», а под музыку «Шторм» в исполнении Ванессы Мей раскачиваются и гудят.

Музыка для релаксации

Классические произведения:

  • Т. Альбиони «Адажио»;
  • И. Бах «Ария из сюиты №3»;
  • Л. Бетвохен «Лунная соната»;
  • Э. Григ «Песня Сольвейг»;
  • К. Глюк «Мелодия»;
  • К. Дебюсси «Лунный свет»;
  • Колыбельные;
  • Н. Римский-Корсаков «Море»;
  • Г. Свиридов «Романс»;
  • К. Сен-Сакс «Лебедь»;
  • П. Чайковский «Осенняя песнь»;
  • П. Чайковский «Сентиментальный вальс»;
  • Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»;
  • Ф. Шуберт «Аве Мария»;
  • Ф. Шуберт «Серенада»;
  • Р. Шуман «Грезы».