Влияние средств массовой информации на воспитание личности. Средства массовой информации в воспитании

Средства массовой информации являются одним из наиболее активных и систематических форм распространения информации через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись, с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания идеологического, политического, экономического или организованного воздействия на оценки, мнения, поведение людей. В постановлении Правительства РК о внесении изменений и дополнений в «Закон РК о средствах массовой информации», поправки к уже существующему закону должны совершенствовать его нормы. Способствовать расширению наболевших проблем в области воспитания и распространения информации, наметить новые перспективы развития отечественного рынка информационных услуг, а самое главное - закрепить права журналиста, обязать государственные органы, должностные лица беспрепятственно предоставлять средствам массовой информации общественно-значимую информацию.

Многие деятели культуры и просвещения, понимая большие воспитательные и коммуникативные возможности средств массовой информации, видят в них эффективное средство овладения научными знаниями, думают о создании общественного языка, на котором через посредство звукозрительных образов можно было бы излагать сложные научные понятия. Работники образования придают большое значение внедрению средств массовой информации в учебно-воспитательный процесс в школе. Часть школ специально оборудована просмотровыми классами, где установлены телевизоры. Школьные библиотеки имеют в наличии разнообразные журналы, газеты для детей, что создает благоприятные условия для приема информации во время уроков. Учебные программы передаются для школьников со второго класса, по таким предметам как природоведение, география, физиология и гигиена человека, литература, музыка, русский язык и другие. Библиотекари и учителя проводят регулярно библиотечно-библиографические уроки. Учат работать с периодической печатью. Особую роль в решении важнейших задач идейно-нравственного и эстетического воспитания школьников играют средства массовой информации.

Проблемой внедрения средств массовой информации в воспитательный процесс школы занимались многие педагоги - современники Егоров В.В. и Ефимов Э. М. Занимались проблемой внедрения учебного телевидения в воспитательный процесс школы. Асенин С. В. раскрывал эстетические аспекты современной мультипликации и влияние мультфильмов на воспитание ребенка. Джуринский А. Н. Выступал за необходимость применения средств массовой информации в воспитательном процессе начальной школы. воспитание информация педагогический искусство

В своем общественном значении средства массовой информации превратились в мощное средство формирования и становления личности, в средство воспитания. Без средств массовой информации невозможно представить современную культуру и общественную жизнь.


Подобные документы

    Понятие, признаки и виды СМИ. Понятие "ценностей" и их классификация. Факторы и степень влияние СМИ на формирование ценностной структуры молодежи. Основные функции средств массовой информации. Анализ предпочтений молодежи г. Новосибирска в выборе СМИ.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2012

    Сущность и основные функции средств массовой информации, их место и роль в современном обществе, оценка влияния на мировоззрение человека. Роль средств массовой информации в информационной войне Грузии и России в 2008 году, методы манипулирования.

    курсовая работа , добавлен 15.10.2013

    Представление о современных средствах массовой информации, их виды, функции и основная аудитория. Влияние телевидения на общественное сознание. Взаимосвязь СМИ и духовного мира человека. Степень негативного воздействия телевидения на детей и подростков.

    дипломная работа , добавлен 24.09.2013

    Деятельность средств массовой информации, отражающая состояние региональных социально-политических систем и процессов. Средства массовой информации: понятие, виды, значение. Роль средств массовой информации в политическом пространстве Санкт-Петербурга.

    дипломная работа , добавлен 17.05.2011

    Влияние глянцевых журналов на ценностные ориентации читателя. Пять признаков, характерных для глянцевых журналов, их особенности как средств массовой информации. Роль "Месседжа" журнала в культуре потребления молодежи, использование приемов пропаганды.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2013

    Основные функции и сущность средств массовой информации. Главные модели взаимодействия средств массовой информации и государственной власти. Мотивы и формы сотрудничества и проблемы взаимоотношений государственной власти и средств массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2014

    Понятие неологизмов в исследованиях современных авторов. Роль и место неологизмов в стилистике современных средств массовой информации. Новые слова в газетах Брестской области. Изучение отношения читателей к неологизмах в средствах массовой информации.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    Этапы разработки предложения по информационному обеспечению молодежи в форме интернет-портала. Знакомство с особенностями влияния СМИ на формирование ценностных ориентаций современной молодежи. Анализ проблем социализации современной белорусской молодежи.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2016

    Определение стиля жизни и его классификация. Влияние СМИ на стиль. Роль и место журнала "Eskuire" в системе российских средств массовой информации. Интеллектуальная составляющая стиля жизни. Характеристика стиля жизни, основанная на визуальном анализе.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2008

    Взаимосвязь СМИ с современными ценностями и приоритетами молодого поколения. Отношение молодежи к информации средств массовой информации. Анализ журналистских методов привлечения внимания данного сегмента аудитории. Современные средства молодежных СМИ.

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Те виды воспитания, которые мы обсуждали, связаны со шко-"дД и домом. При этом ими воспитательные воздействия не ограни-"раются. Все большее влияние на развитие личности с подростко-1-о возраста начинают оказывать средства массовой информации "культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образ-,ы поведения, воздействием средств информации на подростков и" "ношей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи. Тем не цее и здесь имеются определœенные возможности для целœенаправленного регулирования воспитательных воздействий. Οʜᴎ связаны оказанием помощи в выборе сообщений средств массовой информа-дци, содержания радио-и телœепередач, в их комментировании.

Интересоваться газетами и журналами, предназначенными для ерослых, дети обычно начинают с подросткового возраста. В случае если 1анным процессом не управлять, то с учетом эпизодичности, случайности и нерегулярности интересов детей к чтению газет и журна-1ов для взрослых их воспитательное воздействие становится непред-казуемым. В результате у детей не формируется избирательность чтения, без которой трудно ориентироваться в огромном потоке тформации, поступающей из множества издаваемых в настоящее ремя газет и журналов.

Когда мы говорим о. крайне важно сти управления массовой инфор-[ацией, поступающей к детям среднего и старшего школьного воз-1аста͵ речь не идет об искусственном ограничении обращения ребен-а к современным источникам массовой информации и культуры. корее имеется в виду крайне важно сть формирования у детей опре-менного вкуса, социальной позиции и культуры, включая эстети-"скую. Окружающие ребенка взрослые, родители, другие члены Ь1ьи в данном отношении могут оказать ему неоценимую помощь. Ькдый из них ежедневно что-то читает, слышит и видит, имеет воз-южность порекомендовать что-то прочесть или посмотреть подростку юноше, прокомментировать полученные ими сведения. Желательно, чтобы информирование о социальных, политиче-, экономических и культурных событиях в семье и школе стало Улярным и взаимным. Этим систематически должны заниматься олько учителя и родители, но и сами дети. Тогда у них выработает-потребность в обращении к средствам массовой информации и туры, установка на понимание, знание, запоминание прочатан-или увиденного и услышанного, хороший вкус и избирательность приятии информации. Рекомендуя что-либо детям, родители и я постоянно должны иметь в виду личностно-развивающий кт обращения к средствам массовой информации, ее воспита-ое значение.

Олодежная мода, массовая культура также оказывают большое Нательное воздействие на детей, причем иногда в силу распро-1 нности подобных явлений среди юношей и подростков создается впечатление, что влияние моды и массовой культуры дос но серьезно, устойчиво и глубоко. На самом делœе это не так. Д увлечения подобного рода временны и поверхностны, с воз1 проходят. Тревогу должны вызывать не сами эти увлечения долговременные последствия, связанные, к примеру, с ллитщ отвлечением внимания подростков и юношей от других, болеет ных источников личностного развития. 1

Временность и проходимость увлечений модой и массово турой не означает, что они вообще не оказывают никакого м на личность подростка или юноши. Такое влияние, несом есть, но оно опосредствовано общением со сверстниками, зд имеют такие же увлечения и становятся на определœенное объектами личностного и поведенческого подражания для о щихся с ними детей. Известие, к примеру, что следование одно же моде, проявление интереса к одним и тем же явлениям ма, культуры являются для окружающих людей Сигналом того, чт сители и пропагандисты выступают как люди определœенных вз\ Это ориентирует подростков и юношей в выборе круга друзей телœей для общения. Одинаковые вкусы для подростков и нередко выступают признаком того, что их сверстников) те же личные проблемы, что и их самих. Это обеспечивает 1 ноотный выбор и избирательность в общении, а оно в свок>< будучи замкнутым на определœенном круге людей, направлю тание.

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И КУЛЬТУРЫ" 2017, 2018.

Аннотация. Описывается роль СМИ в духовно-нравственном воспитании молодежи, а также состояние структурной нестабильности государства, что характерно для всех его элементов: политики,

экономики и культуры. Важность поиска путей выхода из сложившихся в нашем обществе стереотипов, которые привели к падению роли и значения патриотизма как одной из фундаментальных ценностей нашего народа. Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание молодежи, СМИ, патриотизм.

Российское общество сегодня находится в процессе разработки своих ценностно-мировоззренческих констант на основе позитивного осмысления своего самобытного, этнокультурного опыта в условиях динамично развивающегося межкультурного диалога. Это, безусловно, сказывается на характере массмедийного языка, языка, чувствительного, как известно, к контексту современной жизни. Новые обстоятельства жизни, формирующие «манеру понимать вещи» (В.Г. Белинский) и характер общественной мысли, качественно меняют не только условия функционирования в обществе масс-медиа, но и востребованную ими риторику. В течении всей истории Российское государство не раз сталкивалось с внешними угрозами, которые были отражены.

В этом значительную роль сыграло сплочение граждан их патриотическое и духовно-нравственное воспитание, которому уделяли всегда большое место и внимание, как в царской, и так и в советской России. Особое внимание всегда уделялось молодежи, так как именно за ней стояло будущее страны. Молодое поколение воспитывали в духе уважения к культуре и истории своей отчизны, дружбы и братства народов, при полном осознании приоритетов общественных интересов над личными. «Основополагающими добродетелями в российском обществе традиционно считались: преданность Отечеству, верность гражданскому и военному долгу, самоотверженность, мужество, храбрость, стойкость, взаимовыручка. Эти ценностные качества составляли основу воинской доблести, которая особенно ярко проявилась во время битв и сражений в защиту свободы и независимости нашей Родины» . Любое общество нуждается в пропаганде своих ценностей. Средства массовой информации в наше время выступают как специфическая форма отражения мира, задающая определенные особенности восприятия, мышления и общения.

Абсолютно ясно, что способ отражения действительности не всегда совпадает с самой действительностью, не всегда информация о явлении бывает его адекватным отражением. В формировании такой системы социальных связей важная роль принадлежит средствам массовой информации. Они призваны вооружать людей моральными критериями: что такое добро, что такое зло; за что тебя могут наказать, в чем скорее всего найдешь поддержку у любого человека, а в чем нет. Единая система нравственных ценностей скрепляет общество, делает возможным устойчивое взаимодействие с любым человеком, с которым сведет тебя судьба.

Исключительная роль средств массовой информации в способах познания мира привела к явлению, которое не подлежит однозначно положительной или негативной оценке Учитывая тот фактор, что изменение сознания, духовного состояния, поведения граждан происходит на протяжении всей жизни, то средства массовой информации в таком случае могут выполнять не только информативную, агитационную функции, но роль проводника определенных идей в массы. Влияние средств массовой информации на образ мышления своей аудитории является безусловным.

Это, прежде всего, проявляется в пропагандируемых нормах и правилах поведения, которые формируют периодические издания, телевидение, радио. Читатель, зритель, слушатель перенимает проявляющиеся в текстах, рекламе, фотографиях, видеосюжетах образцы поведения и старается соответствовать предложенному стилю жизни, а нередко способствует формированию личности. Человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Исходя из этого, можно сказать, что совокупность таких сконструированных средствами массовой информации мифов не только внушает определенный тип поведения, но и программирует определенный тип мышления.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций и особенно СМИ по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Политическая активность молодежи - залог стабильности политического развития России. Понятие патриотизма включает в себя любовь не только к стране, но и к своей малой родине - отчему дому, родителям, школе, народу, морали, традициям, обычаям, очарованию природы. А ведь патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи.

Недооценка СМИ патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Современные пробелы воспитания патриотизма у молодежи все чаще рассматриваются в различных контекстах. Это связано с проблемой - духовного кризиса. В сознании общественности глубокому разрушению подверглись ценности: Отечество, долг, верность героическим традициям прошлого, самоотверженность, честь.

В умы молодежи через средства массовой информации часто транслируются далеко не самые лучшие образцы массовой культуры, космополитизм, что ставит общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации, а именно развитие эгоизма, который порой перетекает даже в нацизм. С технической стороны наше государство развивается с очень большой скоростью, совершенствуются технические и технологические разработки, вместе с тем и информационные технологии, но с другой стороны, научно-технический процесс не всегда благотворно отражает нравственное развитие общества.

Необходимо дестабилизировать социальные процессы, которые привели к потере прежних ценностей, идеалов, которые зачастую отсутствуют у большей части граждан Российской Федерации. Вследствие, из-за этих факторов, у подрастающего поколения появляются такие качества как: равнодушие к своей Отчизне, бездуховность, агрессия по отношению к другим нациям, которые проживают в других регионах нашей страны и т. д. Если раньше в воспитании молодежи большую роль играла церковь, то в современности воздействующую воспитательную функцию занимают средства массовой информации. Именно они невербально формируют в сознании молодежи представления об окружающем мире. Патриотизм необходимо рассматривать не только как важнейшую духовную и социальную ценность общества, но и как составную часть национальной .

Патриотическое воспитание молодежи является актуальной проблемой современности, значимость которой определяется прежде всего потребностью общества в разработке системы патриотического воспитания подрастающего поколения, исходя из современной социально-экономической и политической обстановки в России с присущими ей девальвацией традиционных ценностей, утратой частью молодежи чувства национального достоинства и гордости за свое Отечество. Первоначальное СМИ создавались как «элемент правительственной политики - по Указу Петра Первого и предназначалась для пропаганды и разъяснения новаторских реформ государя. Феодальное общество России еще почти не нуждалось в регулярном и оператив

ном обмене информацией через средства массовой информации» . Пресса была создана как некая деловая переписка. И первые СМИ были маловлиятельными, но постепенно они стали востребованными общественностью. Сейчас средства массовой информации должны играть важнейшую роль в духовно-нравственном поведении молодежи. На территории Российской Федерации живет огромное количество наций, все это связано с тем, что Россия всегда объединяла разные народы, которые жили на её земле.

Поэтому историческим предназначением СМИ, как частью национальной культуры на современном этапе развития общества стоит духовное возрождение Отчизны. В этом направленность СМИ объективно поддерживается программными установками церкви . В следствии с этим И.К. Беляев подчеркнул: «Мудрая Церковь всегда опирается на национальное сознание. На менталитет народа… Отечественное телевидение может строится только на приоритетах в национальном самопознании, исходя из собственной истории и собственной культуры» . Получается, что телевидение, существует для общества и должно руководствоваться высшими культурными и духовными интересами. Таким образом, выходит, что телевидение должно и может сплачивать общество, а не разрушать его.

Для этого в средствах массовой информации должна чаще звучать информация о богатейшем наследие русской культуры. Осознание роли духовной основы в формировании идеала личности, должны учитываться национальные и региональные традиции народов, проживающих на территории Российской Федерации. Это и есть путь к возрождению нравственности и духовности, возложенное на СМИ. Современные подходы в воспитании подрастающего поколения посредством СМИ должны быть основаны на воспитании гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества.

Литература: 1. В.И. Останков, В.И. Лутовинов. Центральный Военно-Морской Портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://q99.it/zovS19p - Дата доступа: 02.04.2015. 2. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации: Учебное пособие. - Ульяновск, 2000. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text3/09.htm#з_02 - Дата доступа: 02.04.2015. 3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы» С.2. 4. Церковь и светские средства массовой информации // Церковь и мир. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви - М.: Даниловский благовестник, 2000. 5. Беляев И.К., Особенности национального телевидения. М., 2000. С.6-7

А.В. НЕМКИНА, С.Х. НАТОК

Те виды воспитания, которые мы обсуждали, связаны со шко­лой и домом. Однако ими воспитательные воздействия не ограничиваются. Все большее влияние на развитие личности с под­росткового возраста начинают оказывать средства массовой ин­формации и культуры, пропагандируемые ими цели и ценности жизни, образцы поведения. Воздействием средств информации на подростков и юношей управлять труднее, чем воздействием школы и семьи. Тем не менее и здесь имеются определенные возможности для целенаправленного регулирования воспита­тельных воздействий. Они связаны с оказанием помощи в вы­боре сообщений средств массовой информации, содержания радио- и телепередач, в их комментировании.

Интересоваться газетами и журналами, предназначенными для взрослых, дети обычно начинают с подросткового возраста. Если данным процессом не управлять, то с учетом эпизодично­сти, случайности и нерегулярности интересов детей к чтению газет и журналов для взрослых их воспитательное воздействие становится непредсказуемым. В результате у детей не формиру­ется избирательность чтений, без которой трудно ориентиро­ваться в огромном потоке информации, поступающей из мно­жества издаваемых в настоящее время газет и журналов.

Когда мы говорим о необходимости управления массовой информацией, поступающей к детям среднего и старшего школь­ного возраста, речь не идет об искусственном ограничении об­ращения ребенка к современным источникам массовой инфор­мации и культуры. Скорее имеется в виду необходимость фор­мирования у детей определенного вкуса, социальной позиции и культуры, включая эстетическую. Окружающие ребенка взрос­лые, родители, другие члены семьи в этом отношении могут оказать ему неоценимую помощь. Каждый из них ежедневно что-то читает, слышит и видит, имеет возможность порекомен­довать что-то прочесть или посмотреть подростку или юноше, прокомментировать полученные ими сведения.

Желательно, чтобы информирование о социальных, полити­ческих, экономических и культурных событиях в семье и школе стало регулярным и взаимным. Этим систематически должны за­ниматься не только учителя и родители, но и сами дети. Тогда у них выработается потребность в обращении к средствам массо­вой информации и культуры, установка на понимание, знание, запоминание прочитанного или увиденного и услышанного, хо­роший вкус и избирательность в восприятии информации. Реко­мендуя что-либо детям, родители и учителя постоянно должны иметь в виду личностно-развивающий эффект обращения к сред­ствам массовой информации, ее воспитательное значение.



Молодежная мода, массовая культура также оказывают большое воспитательное воздействие на детей, причем иногда в силу рас­пространенности подобных явлений среди юношей и подростков создается впечатление, что влияние моды и массовой культуры достаточно серьезно, устойчиво и глубоко. На самом деле это не так. Многие увлечения подобного рода временны и поверхност­ны, с возрастом проходят. Тревогу должны вызывать не сами эти увлечения, а их долговременные последствия, связанные, напри­мер, с длительным отвлечением внимания подростков и юношей от других, более серьезных источников личностного развития.

Временность и проходимость увлечений модой и массовой культурой не означает, что они вообще не оказывают никакого влияния на личность подростка или юноши. Такое влияние, несомненно, есть, но оно опосредствовано общением со свер­стниками, которые имеют такие же увлечения и становятся на определенное время объектами личностного и поведенческого подражания для общающихся с ними детей. Известно, напри­мер, что следование одной и той же моде, проявление интереса к одним и тем же явлениям массовой культуры являются для окружающих людей сигналом того, что их носители и пропа­гандисты выступают как люди определенных взглядов. Это ори­ентирует подростков и юношей в выборе круга друзей, прияте­лей для общения. Одинаковые вкусы для подростков и юношей нередко выступают признаком того, что их сверстников волну­ют те же личные проблемы, что и их самих. Это обеспечивает межличностный выбор и избирательность в общении, а оно в свою очередь, будучи замкнутым на определенном круге лю­дей, направляет воспитание.