Делаем простейшее «папье-маше. Разные рецепты массы для папье-маше

Папье-маше – древнейшее искусство, не утратившее своей популярности. Попробуйте это несложное творчество и найдите в нем источник для новых шедевров!


Папье-маше – простая техника изготовления объемных предметов с помощью бумаги и клейстера. Даже с появлением различных пластичных масс (супер пластиков), папье-маше не теряет своей популярности, оставаясь незаменимой для некоторых видов творчества (например, масок). Совершите краткий экскурс в историю этой необычной техники и узнайте, какие существуют варианты ее применения, как делать папье-маше своими руками, и чем это занятие будет полезно.

История бумажного творчества

Техника папье-маше проверена временем, ведь ее история насчитывает несколько тысяч лет! Древние египтяне делали посмертные маски, используя слои папируса, перемежеванного клеящим веществом. В Персии из многослойной бумаги изготавливали декоративные изделия, в том числе сундуки и кубки. Часто, поверх бумажного слоя наносили тонкие металлические пластины.

Прочность изделий из папье-маше с большим количеством слоев была подмечена еще в древнем Китае – там стали использовать эту технику для производства доспехов и щитов, которые могли защитить воина не только от стрелы, но и от удара мечом.

Многократное покрытие природными лаками прибавляло материалу дополнительную прочность. Кроме того, в Японии и Китае из этого материала изготавливали церемониальные маски, декоративные элементы к военному костюму, предметы домашнего декора (шкатулки, вазы) и даже пуговицы.

Часто поверхность изделий покрывали глянцевым лаком и, таким образом из сравнительно дешевого материала получали вещи, выглядящие роскошно. В Индии папье-маше можно было встретить на любом ремесленном рынке в виде богато-орнаментированных изделий для домашнего обихода.

С 17-го века папье-маше стало активно использоваться во Франции, а затем и в Англии, в кукольном деле – эта техника как нельзя лучше позволяла воспроизвести тонкие черты кукольных лиц. Большим преимуществом была высокая прочность материала. В отличии от фарфора, готовое изделие из папье-маше не было хрупким, а также было намного легче чем дерево.

В 18-ом веке папье-маше стало недорогой альтернативой архитектурной лепнине и резному дереву, позднее эту технику стали использовать даже для изготовления элементов мебели (например, спинок стульев) и церковной утвари.

По сегодняшний день папье-маше широко используется в кинопроизводстве и театре для изготовления бутафории (муляжей различных вещей: оружия, посуды, украшений, предметов интерьера, имитации рельефов в ландшафте или архитектурных конструкций), накладных элементов для грима (носов, подбородков), деталей сценического костюма (головных уборов, масок).

Минимум средств и максимум пользы

Папье-маше является одним из немногих видов творчества, который будет интересен практически каждому, ведь вариантов изделий из клееной бумаги огромное множество, а сам процесс работы в этой технике не требует художественной подготовки или определенных знаний. Несмотря на то, что для этого вида творчества используется бумага, оно не имеет ничего общего с другими бумажными хобби , плетением из бумажных трубочек.

Преимущества этого увлечения налицо:

  • оно не требует материальных затрат;
  • ему не нужно большое рабочее место;
  • можно обойтись без особых навыков;
  • техника представляет собой предельно простой процесс, овладеть которым под силу даже ребенку дошкольного возраста;
  • широкий творческий спектр (изготовление кукол, масок, фигурок, шкатулок, элементов для украшений, елочных игрушек, плафонов);
  • подходит для изготовления предметов любого размера;
  • готовые изделия имеют высокую прочность и не требуют особого ухода.

Что нужно для занятий и первых поделок

Как уже было подмечено, папье-маше очень экономный вид творчества. Основное, что нужно для папье-маше, это тонкая бумага и клей (ПВА, столярный, канцелярский, желатиновый или крахмальный клейстер). Существует два принципиально разных варианта этой техники:

  • кусочки бумаги наклеивают слоями на готовую форму;
  • из бумаги и клейстера готовят эластичную массу, из которой формируют объект.

Включить это хобби в список своих увлечений могут все, о успех ждет только тех, кто не любит бросать начатое. Качества, которые будут полезны в работе с папье-маше:

  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • немного фантазии.

Особенности послойной техники и процесс работы

Первый вариант (из кусочков) подходит для изготовления масок, кукольных голов, фигурок, шкатулок. Поверхность готовых изделий поддается шлифовке, поэтому достичь идеальной гладкости весьма просто. Весь процесс работы можно разделить на несколько этапов.

Первый этап

Подготовить тонкую бумагу (хорошо подходит газета). Для этого можно нарезать или порвать ее на кусочки, их размер зависит от предполагаемого размера изделия – для мелких работ это может быть 1х1 см, для крупных до 4х4, 4х10 см. Порванная бумага сделает поверхность изделия более гладкой, чем нарезанная.

Подготовить форму, на которую будет наклеиваться бумага. Для этого можно взять как уже готовый предмет, так и вылепленный из пластилина или глины (например, голову куклы).

Если берете готовый предмет за основу папье-маше, помните, что для получения объемной формы нужно будет разрезать уже готовое папье-маше на две половины, чтобы достать базовую форму, а затем склеить их. Поэтому основа может быть повреждена при разрезе. Для шаровидной формы можно взять воздушный шар, который по окончании работы можно извлечь через предварительно оставленное отверстие в слоях бумаги.

Чтобы готовое папье-маше получилось легко отделить от основы (как готовой, так и лепленной), рекомендуется смазать форму вазелином либо обернуть ее пищевой пленкой, перед тем как наносить первый слой бумаги.

Второй этап

Обклеить форму слоями бумаги. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 4–5, максимальное – не ограничено, но уже при 15 слоях толщина стенки изделия будет около 0,5–0,7 см, поэтому делать слоев больше этого количества обычно смысла нет.


Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разных цветов – так будет понятно, когда начинать новый.

Третий этап

Хорошо просушить изделие (в течение суток) и снять с формы. Если для снятия требуется разрез, удобно сделать его острым ножом для бумаги. После извлечения формы, нужно с внутренней стороны изделия вдоль разреза наклеить кусочки бумаги так, чтоб половина кусочка выходила за границу разреза, затем промазать их клеем и приложить вторую половину изделия.

Также нужно заклеить линию стыка половинок снаружи двумя слоями бумаги и для прочности покрыть еще одним слоем папье-маше всю форму (если предполагается дальнейшее окрашивание, то лучше слоем белой бумаги).


Хорошо просушенное изделие можно отшлифовать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Разукрашивать папье-маше можно любой краской, но лучше всего взять акрил – он не будет стираться с формы и быстро сохнет. При желании папье-маше вскрывают лаком.

Лепка из бумажной массы

Второй вариант папье-маше (из бумажной массы) подойдет для формирования готовых изделий методом простой лепки или лепки на каркасе. Кстати, само название техники переводится с французского как «жеванная бумага». Вариантов рецепта приготовления массы довольно много, и после нескольких проб Вы найдете собственное оптимальное соотношения ингредиентов.

Обычно ее делают таким образом: размачивают газетную бумагу, картон от коробок либо яичных лотков, или туалетную бумагу в теплой воде, оставляют ее на несколько часов, периодически разминая руками (можно поставить на плиту, чтобы поддерживать воду в теплом состоянии).

После размокания, массу тщательно отжимают и измельчают блендером или на мясорубке (более трудоемкий вариант – протирают через сито). Далее к массе прибавляют клей и вымешивают до тех пор, пока однородная эластичная масса не перестанет липнуть к рукам.


Сформированное изделие полностью высыхает за 2-3 дня – сушить на батарее его не стоит, так как это может привести к появлению трещин. Высохшая масса становится твердой и очень легкой. Ее также можно отшлифовать и покрыть краской так же, как и или .

Полезное занятие в удовольствие

Как уже было подмечено, в технике папье-маше можно делать совершенно разные виды изделий, это отличный способ изготовить как декоративные произведения, так и вещи для практического применения в доме. С помощью этой техники можно сымитировать более дорогостоящие материалы, например, металл, камень или керамику.

Домик для кошки

Работа с папье-маше успокаивает, помогает сосредоточиться на процессе и отдохнуть от повседневных забот, развивает творческое мышление. Начиная с простых и распространенных изделий, вы быстро перейдете к реализации собственных креативных идей.

Пошаговые мастер-классы для новичков

Чтобы вам легче было перейти от планов и сомнений к действиям, наши рукодельницы приготовили пошаговые инструкции с фото. Взяв за основу мастер-классы, вы быстро освоите технику папе-маше и научитесь создавать собственные шедевры, достойные подражания.

Дешевый и прочный материал, из которого можно создавать в домашних условиях любые трехмерные композиции – это папье-маше. По-французски папье означает «бумага», а маше – «перемолотая, пережеванная, сжатая». Дословный перевод точно передает технологию создания материала.

Скульптура создается двумя способами: наращивание объема или отсечение объема. Для наращивания объема нужно последовательно добавлять слои бумаги, пропитанной клеем. Для отсечения объема сначала нужно сформировать форму из вязкой и пластичной массы, в которую превращается бумага при смешивании с водой и клеем.

Какая бумага подойдет, чтобы приготовить папье-маше своими руками :

  • Мягкая многослойная или однослойная бумага . Салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца. Чем мягче волокна целлюлозы, тем быстрее они вбирают в себя воду с клеем.
  • Обычная бумага для принтера . Долго впитывает воду, но если другого варианта нет – этот подойдет.
  • Тетрадные листы, писчая бумага, блокноты, акварельная бумага . Можно использовать любой материал на основе целлюлозы, даже картон. Плотные и глянцевые листы плохо пропитываются водой, поэтому предварительно нужно сжать бумагу так, чтобы она стала мягче.
  • Газета . Это идеальный вариант, поскольку газетный лист достаточно прочный, и в тоже время мягкий. Сколько слоев газеты потребуется нанести зависит от величины изделия.

До начала процесса нужно определиться, в какой технике будет создаваться изделие :

  1. Маширование . Техника заключается в оклеивании жесткой каркасной формы. Для формы можно использовать: фольгу, бутылку, банку, деревянный брусок, любое изделие, которое выполняет функцию опоры для итоговой композиции.
  2. Лепка . Объемные фигуры можно формировать из папье-маше точно также, как из глины или скульптурного пластилина. Важный момент – это просушка, быстро просушить такое изделие не получится. Выгоднее сначала создать каркас и просушить его, а затем добавлять объем с помощью дополнительных слоев бумаги. Для лепки создается вязкая смесь из целлюлозы и клея, которая при застывании становится твердой. Руки после лепки нужно мыть сразу же, теплой водой и с мылом, тогда клей смоется.

Прежде, чем реализовывать свой замысел, нужно сделать эскиз и решить, как сделать папье-маше: лепкой или машированием. Эскиз поможет избежать ошибок, определить технику и детально проработать образ.

Эскиз может быть примерным, не подробным. Важно указать пропорции и примерные габариты изделия.

Маширование: мастер класс

Маширование – это такое медитативное занятие, которое проходит поэтапно и последовательно. Спешка может испортить изделие, поэтому стоит настроиться на размеренную работу.

Мастер класс по работе с папье-маше (видео)

Мк по этой технике папье-маше :

  1. Подготовить заранее нарезанную небольшими кусочками бумагу. Некоторые мастера утверждают, что рваная бумага лучше резаной, но на самом деле это вопрос личных предпочтений. Для укрепления можно применять бинт, его тоже нужно разрезать. Удобно, когда бумага разного цвета. Например, если берется газета, то слои с текстом будут чередоваться со слоями, на которых напечатаны яркие объявления. Разница в цвете поможет сориентироваться, где нужно добавлять следующий слой, а где он уже есть.
  2. Подготовить достаточное количество клея ПВА. Клей можно разводить водопроводной водой, тогда он быстрее проникает в бумагу. Максимальная пропорция разведения 3 части клея на 1 часть воды, чем больше используется воды, тем более рыхлым становится изделие. Слишком большое количество воды приведет к тому, что скульптура «поплывет» и потеряет форму. Для детальных и тонких изделий лучше подходит неразбавленный клей. Кроме ПВА можно использовать клей для бумажных обоев или клейстер собственного приготовления. Инструкция к клею содержит информацию о его токсичности, нужно выбирать экологически безопасный клей без резкого запаха, ведь клеить придется долго.
  3. Для клейстера нужен крахмал и крутой кипяток. В чашку высыпать крахмал, заливать кипятком и перемешивать до равномерной консистенции. По густоте клейстер должен напоминать сметану. После окончания работ клейстер нужно сразу смывать с чашки, после застывания, это будет проблематично.
  4. Если каркасную форму потом нужно будет вынуть из готового изделия, нужно смазать ее поверхность растительным маслом, вазелином или любой жирной субстанцией для того, чтобы не произошло склеивания массы бумаги с каркасом.
  5. Если форму вынимать не планируется, ее можно покрыть ПВА или клейстером. После того, как подготовка расходных материалов окончена, можно приступать к созданию скульптуры.

Техника выполнения работы очень проста, самому легко это сделать при наличии терпения. Бумага наносится слой за слоем, клей распределяется большой кистью. Просушивать слои нужно либо до сухого, либо до полусухого состояния.

Как быстро высушить папье-маше: варианты

После окончания наращивания объема изделие нужно оставить на 2 суток. При комнатной температуре сушить быстро не удастся.

Как можно ускорить процесс :

  • Поставить изделие в духовку на 50-100 градусов;
  • Использовать обогреватель, батарею или тепловую пушку.

Некоторые мастера утверждают, что изделие может потрескаться при нагревании. Это не соответствует истине. Чтобы проверить на личном опыте, как реагирует скульптура на температуру, можно слепить совсем небольшое изделие и поместить его в духовку. Если состав клея хорошо переносит жар, то сушить в духовке. Если возникли какие-либо дефекты – большую работу просушивать уже при комнатной температуре.

Как сделать папье-маше гладким после сушки :

  • Выровнять неровности с помощью шкурки или наждачной бумаги;
  • Отшлифовать поверхность мелкодисперсионной шкуркой;
  • Покрыть грунтовкой акриловой художественной или строительной;
  • Нанести краску, лак, мозаику или украшения.

Если из папье-маше своими руками делается большая и простая фигура, например, пень для дачи, для ускорения процесса применяется крупнодисперсная наждачная бумага.

Если фигура мелкая и подробная, например, цветы или фрукты, нужно сразу использовать мелкую наждачную бумагу.

Как снять папье-маше с формы

Если скульптуру нужно отделить от каркасной формы, нужно заранее до оклеивания смазать форму вазелином или любым жирным кремом. Для обработки формы также применяют обычную пищевую пленку. Ее туго оборачивают вокруг каркаса, чтобы не осталось воздушной прослойки. Потом снимают папье-маше вместе с пленкой.

Скотч хорошо сопротивляется клею, гладкая текстура скотча предохранит форму от адгезии с папье-маше. Оклеивание скотчем производится кусочками, без зазоров.

Папье-маше: как делать методом лепки

Техника маширования дает возможность создавать тонкие и прочные вещи. Если работа будет более цельной, без мелких деталей, выгоднее использовать лепку.

Чтобы подготовить смесь для лепки, потребуется:

  • Таз, чашка, ведро, любая подходящая по объему тара, которая есть дома;
  • Миксер или дрель с насадкой для перемешивания краски;
  • Сито или москитная сетка.

Чтобы смесь была прочной в нее добавляется обойный клей или клей ПВА. Чтобы смесь была пластичной, нужно приготовить клейстер.

Для клейстера :

  • Залить муку крутым кипятком, 1 часть муки на 3 части воды;
  • Довести до кипения, помешивая;
  • Разбить комочки, придать однородную консистенцию;
  • Остудить и добавить в смесь.

Можно использовать клейстер из крахмала.

Изготовление скульптуры из смеси для лепки :

  1. Высыпать мелкие кусочки бумаги в таз;
  2. Добавить теплую воду и клейстер;
  3. Добавить клей и взбить до однородной массы с помощью миксера или дрели с насадкой для размешивания краски;
  4. Дать настояться 2-3 часа;
  5. Перемешать еще раз;
  6. Дать настояться 2-3 часа;
  7. Отжать воду, если есть излишки, пропустить оставшуюся массу через сито или через сетку от комаров, чтобы отделить крупные кусочки;
  8. Лепить.

Масса должна быть достаточно пластичной для того, чтобы держать форму. Сушить можно при комнатной температуре, а если не трескается – то в духовке на 50-100 градусов.

Работа с папье-маше в домашних условиях

Качественная сушка и соблюдение пропорций – это необходимое условие для того, чтобы получилась красивая и аккуратная работа. Во время сушки изделие нельзя передвигать, трогать и тыкать острыми предметами для проверки готовности. Мокрое папье-маше нельзя ронять или сжимать. Сушить следует в тех комнатах, где не бегают дети и домашние животные, которые могут случайно испортить изделие.

Чтобы можно было перенести скульптуру с рабочего стола туда, где она будет сушиться, нужно сразу создавать ее на стекле, подносе или доске.

Если по несчастливой случайности какая-то часть папье-маше отделилась или изделие разбилось, следует досушить все до готовности, затем склеить и зашлифовать дефекты на стыке. Можно наращивать объем и реставрировать скульптуру, которая получила травмы.

Что можно сделать из папье-маше

Материал имеет широкую сферу применения, используется для создания любой круглой или плоской скульптуры, горельефа или барельефа, лепных украшений.

Применение папье-маше :

  • Декор стен лепниной;
  • Костюмы на детские праздники, шлемы, мечи;
  • Маски на стены;
  • Круглые вазы, объемные цветы, фигуры людей и животных;
  • Украшения интерьера, декоративные тарелки, бутылки.

Вазоны из папье-маше (видео)

После того, как изделие просохло, его отшлифовывают, грунтуют, а затем покрывают акрилом. Акрил – это лучшая краска для папье-маше, которая создает защитную пленку.

Закончить работу можно нанесением глянцевого или матового акрилового лака, кисточкой или баллончиком.

Техника папье-маше (фото)

1:502 1:507

Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» или «рваная бумага». Впервые эта техника появилась во Франции. Из папье-маше делали подносы, игрушки, табакерки, подсвечники и даже декоративную лепнину.

1:928 1:933

Существует два способа создания изделий из папье-маше.

1:1040

Первый - это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями , этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж. Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.


6:4949 7:503 7:508

Первый способ - лепка из массы

Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.

Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа.

После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито надо сцедить излишки воды, и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам.

Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.

Клейстер для массы можно приготовить следующим образом:

смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков.

Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения.

Затем снять с огня и дать остыть.

Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.

Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются.

Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.


Второй способ - маширование (наклейка кусочков бумаги)

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы.

Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами , исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии.

В зависимости от того, каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное) . Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления.

Варится клейстер так же, как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом:

крахмал разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны.

Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость.

После остывания, клейстер готов к работе.

Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.

Маленькие детали доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.

Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.
На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде, чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.

Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.

Папье-маше по-французски значит «рваная бумага». Рукоделие это заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Это несложно, но требует терпения и аккуратности.

Для работы необходимы: большой стол, который обязательно надо застелить газетами или клеенкой. Тряпка для вытирания рук от клея. Обойный клей (который разводят, следуя указаниям на коробке) или клейстер (развести крахмал в чуть теплой воде и размешать до густоты сметаны. Продолжая помешивать, понемногу осторожно доливать кипяток до тех пор, пока не получится прозрачная, очень густая жидкость, похожая на кисель. Дать клейстеру остыть.). Клейстер нельзя долго хранить. Лучше всего варить каждый раз свежий клейстер.

Если предполагается, что форма, которую будут оклеивать, останется внутри изделия, ее смазывают клеем. Если же форму придется потом извлекать, надо смазать ее вазелином и клеить первый слой бумаги на него.

В этой технике газету разрывают только руками и ни в коем случае не режут ножницами.

Бумагу разрывают на маленькие кусочки и оклеивают ими всю поверхность формы. Смазывают первый слой бумаги клеем и наклеивают второй слой. Чтобы не запутаться, где какой слой, для второго слоя можно взять бумагу другого цвета. Таким образом оклеивают форму несколькими слоями бумаги.

Куски бумаги могут быть и крупнее. Но в этом случае сначала опускают куски в миску с клеем, дают им намокнуть и мнут в руках. Только тогда большие куски бумаги плотно покроют поверхность формы, собираясь в складки. Складки хорошенько разглаживают руками. В этом случае форму не надо предварительно смазывать клеем.

Ничего нельзя делать с изделием (снимать с формы или красить) до тех пор, пока оно окончательно не высохнет. В зависимости от величины оно сохнет 1 — 2 суток. Сушат изделия при комнатной температуре. При сушке на батарее они могут потрескаться. А потом его можно украшать: раскрашивать, наклеивать аппликации и пр. На такой поверхности лучше всего ложится гелиевая ручка, очень хорошо — акварель и туш, более- менее нормально — маркер.

Папье-маше можно также изготовить из бумажной массы. Этот способ дает больший простор для фантазии. Из нее можно лепить, ее можно прессовать или лить в формы. Для папье-маше из бумажной массы понадобятся: газеты, большая миска, клей ПВА, клейстер, кружка, сито, миксер. Мелкие кусочки газеты положить в большую кружку или кастрюльку, залить их водой и подождать, пока газеты размокнут. Переложить размокшие газеты небольшими порциями в миксер и размешать так, чтобы получилась однородная масса. Если миксера нет, можно залить газеты горячей водой и через 3 часа размешать их руками до получения однородной массы. Откинуть массу через сито и дать воде стечь. Переложить массу в миску и добавить 1 столовую ложку обойного клея (клейстера) и 1 столовую ложку клея ПВА. Все вместе хорошо вымесить. Добавить еще клея, пока масса не начнет немного липнуть к рукам. Массу нужно хранить в холодильнике, в полиэтиленовом пакете. Если при хранении масса станет слишком жидкой, ее следует отжать и добавить еще немного клея.

Папье-маше для детей. Пошаговые инструкции с фото

Кукла в технике папье-маше своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Автор: Репешко Людмила Петровна, учитель начальных классов, МОУ "Оленовская школа № 1 Волновахского района", пгт. Оленовка, Донецкая область. Описание материала: Мастер-класс для взрослых и детей. Назначение: Кукла для выступлений на празднике. Цель: Изготовить чудо-куклу для приколов. Задачи: - Вызвать интерес к изготовлению "живых" кукол. - Развивать воображение и любовь к искусству. Материалы: банка, подсолнеч...

Мастер - класс с пошаговыми фото "Изготовление тарелочки в технике папье-маше"Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению тарелочки в технике папье - маше. Папье - маше это наиболее простая техника изготовления предметов с помощью бумаги и клейстера. Родиной считается Китай, где была изобретена бумага. Существует два варианта техники папье - маше. Первый предусматривает варку эластичной массы из бумаги и клейстера. Второй, который применим сегодня, основан на наклеивании кусочков...

Создание снежной бабы. Мастер - класс с пошаговым фото. Мастер-класс будет полезен воспитателям ДОУ, родителям, детям дошкольного возраста и творческим людям. Цель Развивать творческие способности детей. Задачи: 1. Знакомство и освоение новой техникой при изготовлении объемной игрушки. 2. Воспитывать интерес к творчеству. 3. Развивать мелкую моторику. 4. Закреплять навыки работы с клеем (клейстером) Для работы нам понадобиться: - газеты и любая д...

Мастер-класс с пошаговым фото «Сова своими руками»Выполнила: Минеева Полина, ученица 2 класса, 8 лет, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл Руководитель: Севодняева Эльвира Николаевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл Цели: познакомить с технико...

Поделка в технике папье – маше и квиллинг для детей 5-6 лет «Цветущая планета». Пошаговая инструкция с фото Автор: подготовительная группа Руководитель: Самонкина Елена Александровна воспитатель МБДОУ ЦРР – д\с «Оленёнок» п. Нижний Куранах РС (Якутия) Описание: предлагаем вашему вниманию мастер-класс по изготовлению красивой поделки в технике папье – маше и квиллинг. С такой поделкой могут справиться дети 5-6 лет. Данную работу можно применять в кружковой работе, для совместной творческо...

Как сделать грибы в технике папье-маше своими руками Автор: Косарева Наталья Николаевна, студентка КОГПОБУ СКП и СО. Описание и назначение. Этот мастер – класс несомненно будет интересен как воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, родителям и всем творческим людям. Муляжи грибов могут быть использованы в качестве наглядного материала для показа на занятии, как атрибуты для аттракционов или при оформлении осеней композиции, для проведения дидактических игр, так и...

Ангелочек в технике папье-маше своими руками. Пошаговая инструкция с фотоАвтор: Попова Елена Анатольевна, воспитатель МБОУ гимназия "УВК №1" детский сад г.Воронеж Цель:изготовление Ангелочка Задачи:1. Развитие навыков и умений в работе с бумагой, развитие мелкой моторики рук; 2. Развитие детского воображения, художественного и пространственного мышления; 3. Создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха Материалы и оборудование: бумага, клей, стакан. краски,...

Мастер-класс «Новогодний сувенир» с пошаговыми фото изготовления поделки из подручных материалов.Украшение для елки своими руками. Сувенир-подарок. Новогодний декор. Автор: Чугунова Татьяна Николаевна, воспитатель МБУ «Школа № 26», структурное подразделение детский сад "Тополек", г.о. Тольятти. Описание: данный МК предназначен для старших воспитанников дошкольных учреждений и младших школьников, воспитателей ДОУ, учителей начальной школы, родителей. Назначение: Украшение для елки, новогодний...

Мастер-класс по лепке для старших дошкольников (папье-маше). Тема: ЖирафПо результатам исследований А.Ю.Прищепка и Н.Ф.Яришевой, изобразительное искусство, и в частности лепка, является эффективным средством для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму, изучение формы предмета, его величины, строения, цвета, назначения. Под технологией лепки мы понимаем владение детьми инструментом, способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу. Технол...

Мастер-класс для детей дошкольников по лепке из бумаги (папье-маше) Тема: «Елочка».Лепка имеет большое значение для детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. У маленького ребёнка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Вос...

Мастер-класс "Большое Кinder-яйцо в технике папье-маше"Автор: Иванова Виктория Олеговна, воспитатель МДОУ "Детский сад комбинированного вида №156" г. Саратова Назначение. Данный мастер-класс будет интересен и полезен для воспитателей детских садов, родителей, для педагогов различных сфер образования. Предназначен для взрослых людей и дошкольников (6-7 лет). Данный сувенир станет незабываемым подарком для любого малыша, поскольку внутри яичко получается полым, и туда может поместиться некоторое...

Новогодние игрушки своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фотоМастер-класс по лепке (папье-маше) Тема: Новогодние игрушки Мастер-класс направлен как на детей, так и на взрослых. Однако большее предпочтение отдаю детям. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются м...

Театральный реквизит «Самовар» своими руками Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дом детского творчества" с. Молчанова Томской области Мастер класс предназначен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, технологии, воспитателям, обучающимся от 13 лет и выше. Уважаемые коллеги! В предыдущем мастер классе мы научились делать театральный реквизит «Самовар» из папье-маше. Посмотреть мастер класс можн...

Театральный реквизит «Самовар». Мастер-класс с пошаговыми фото Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дом детского творчества" с. Молчанова Томской области Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер класс по изготовлению театрального реквизита «Самовар». Он предназначен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, технологии, воспитателям, обучающимся от 13 лет и выше. В 2016 году, при восста...

Как сделать яблоки своими руками руками поэтапно с фото Наливные яблочки. Театральный реквизит своими руками.Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области Мастер класс предназначен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, технологии, воспитателям, обучающимся от 10 лет и выше. Цель: создание театрального реквизита «яблочки». Задачи: - разработать театр...

На фоне остальных видов рукоделия папье-маше выделяется своей универсальностью и оригинальностью. Сейчас вы узнаете, каковы правила изготовления папье-маше, и как сделать из него простые, но очень красивые вещи.­

Для изготовления сувенира, подарка или просто полезной вещи, совсем не обязательно быть мастером гончарных дел. Вы можете запастись большим количеством ненужной бумаги и начать творить. Как делать папье-маше из того, что имеется под рукой, мы сейчас разберемся подробнее. Благодаря этим рекомендациям вы легко усвоите все тонкости этого дела, поняв основные сложности и нюансы.

История папье-маше

Папье-маше представляет собой однородную массу, созданную из бумажных отходов с добавлением любого клеящего состава. В переводе с французского данное название переводится как «жеваная бумага». Впервые применять этот состав начали еще в 16 веке во Франции. Уже тогда куклы из бумажной массы стали невероятно популярными. В России папье-маше появилось только при Петре I, а его промышленное использование началось в начале 19 века.

Из папье-маше изготавливается огромное количество изделий. Благодаря составу они получаются особенно легкими, но прочными. Если изначально массу использовали только для создания кукол, то позднее она стала применяться для изготовления посуды, сувениров, масок, игрушек, элементов декора. Но особенно незаменимо папье-маше в театральном искусстве, где из него делают муляжи и театральную бутафорию.

Методики создания бумажной массы

На сегодняшний день­ существует всего три способа создания массы папье-маше:

  • Самой простой ­является­ послойная технология. Небольшие кусочки бумаги накладываются на заранее подготовленную форму из глины, гипса или другого материала. В некоторых случаях количество наложенных слоев может доходить до ста. Как правило, для этого нарезается несколько полосок, накладываются друг на друга в различном направлении.­
  • Особенно важно, чтобы полоска была промазана клеем с обеих сторон, что впоследствии обеспечит прочность готового изделия. Как только будут созданы первые слои в количестве 3-4 штук, необходимо тщательно просушить изделие. Только после этого продолжают работу, просушивая каждые 4 слоя. Дальнейшая работа напрямую зависит от назначения поделки.
  • Более древним способом считается изготовление папье-маше из бумажной мякоти. Для этого нужно нарвать газету или другую бумагу на мелкие кусочки и замочить горячей водой на 8-10 часов. Далее подогрейте смесь, чтобы волокна разрушились. С помощью дуршлага слейте воду, а бумагу измельчите в однородную массу (миксером или блендером). В нее добавьте клейстер или клей, в зависимости от выбранной методики. В результате получится однородная масса, работать с которой также легко, как и с пластилином.
  • Третий способ более сложный и нередко применяется в промышленных условиях. Листы картона накладываются друг на друга и промазываются клеевым составом, после чего спрессовываются. Как только заготовка просохнет, она шлифуется и окрашивается. В данной технике изготавливаются плоские элементы, требующие особой прочности.

Как подготовить материал для работы с папье-маше

Любая инструкция, касающаяся создания папье-маше, начинается с подготовки необходимых расходных материалов. В первую очередь, это бумага. Для первого раза используйте газету. Она легко размокает, а готовое изделие окажется особенно прочным. Не менее легко работать с обычной туалетной бумагой или салфетками. Кроме перечисленного, подходят упаковки от яиц, картон, в том числе и гофрированный, и прочие подобные бумажные изделия.

В виде клеевого состава применяют готовый клей. Как правило, это ПВА, разбавленный водой, в соотношении 1:1. В домашних условиях может использоваться крахмал или мука, из которых готовится клейстер. Густота состава зависит от опыта работы и вида изготавливаемого изделия.

Кроме этого вам понадобится основа или форма для лепки, растительное масло которым смазывается ее поверхность во избежание приклеивания массы к форме, акриловая краска и лак. При отсутствии специальной краски можете смешать в равных частых гуашь и клей ПВА. Этот состав легко смывается с изделия, когда еще не высох окончательно, а после полного высыхания не размазывается даже при нанесении последующих слоев или лака.

Прежде чем заниматься бумагой, нужно приготовить клейстер. Для этого кипятится небольшие количество воды. В отдельной посуде смешивается 2-3 ложки муки или крахмала с водой, до равномерного состояния. Тонкой струйкой вливается этот состав в кипящую воду и нагревается до загустения. Чем больше вы положите крахмала или муки, тем гуще будет ваш клейстер. Намного проще готовится клей. Для этого нужное количество клея наливают в отдельную посуду и добавляют столько же воды, тщательно размешивая.

Выбранный материал (газету или бумагу) необходимо измельчить. Эта работа кропотливая, но от того насколько мелко вы порвете бумагу, будет зависеть дальнейший процесс. Кусочки нужно залить горячей водой и дать им постоять в течение нескольких часов. После этого сливаем воду и с помощью миксера измельчаем бумагу в однородную массу. Если масса слишком жидкая, просто откиньте ее на дуршлаг и отожмите лишнюю воду. Подобная техника используется независимо от того, какой материал вы применяете.

Полученную труху необходимо смешать с клеем до состояния пластилина и дать ему отлежаться. Если лепка не планируется сразу после приготовления, то можете хранить массу в плотном пакете в прохладном месте. Для тех, кто не до конца понял особенности приготовления массы, рекомендуем посмотреть видео урок.

Для того чтобы изделие было особенно прочным, не поленитесь сделать больше слоёв. Особенно это касается масок и тарелок. Во время работы нужно одевать перчатки во избежание загрязнения рук, иначе клей и клейстер будут сохнуть на коже, и изделие начнет прилипать к рукам.

Экспериментируйте с использованными материалами. Постепенно вы найдете то, с чем вам удобнее работать. Обязательно покрывайте основу маслом, иначе после высыхания вы просто не сможете снять с нее заготовку. Особенно важно не резать бумагу, а рвать. Только так вы сможете нарушить связь волокон, и масса будет однороднее.

Важный совет по окраске изделий из папье-маше. Если планируется создание белого изделия, то нужно использовать белую бумагу, причем только для последних двух слоев. В остальных случаях можете изделие просто покрасить в нужный цвет. А вот лаковое покрытие убережет поделку от влаги.

Обязательно застелите рабочую поверхность, иначе клей потом будет тяжело отмыть. Не торопитесь наносить следующие слои, не дождавшись высыхания предыдущих. Красить также нужно только после того, как все слои тщательно просохли.

Пошаговая инструкция изготовления тарелки из папье-маше

  1. Приготовьте тарелку – она будет у нас основой. Ее нужно смазать растительным маслом или вазелином.
  2. Если используется готовая масса, то просто наносим ее на тарелку необходимым слоем, тщательно приминая к поверхности.
  3. При применении полосок просто наклеиваем их в хаотичном порядке на тарелку.
  4. Проглаживаем поверхность пальцами, смоченными в клее, создавая идеально ровную поверхность.
  5. Отставляем заготовку просушиться в течение 2-3 дней (в зависимости от толщины).
  6. Аккуратно снимаем тарелку с формы и просушиваем ее в таком виде еще сутки.
  7. Далее используем краски или, как пример, смесь гуаши и клея ПВА. Также можете задекорировать изделие салфетками для декупажа, лаком для кракелюра или использовать для декора прочие техники.
  8. Через сутки после нанесения последнего слоя нужно покрыть изделие лаком с обеих сторон и просушить.
  9. Тонким сверлом делается отверстие (в том случае, если изначально планировалось повесить тарелочку на стену).

Пошаговое изготовление карнавальной маски из папье-маше

  1. Приготовим форму. Это может быть готовая маска из пластика. Также вы можете слепить ее из пластилина. Особенно легко делать маски с помощью банок. Для этого на банке рисуется контур, а из пластилина создается выпуклость носа и лба.
  2. После того как поверхность смазана, наносим массу и просушиваем все слои.
  3. Данная работа продолжается до тех пор, пока маска не станет прочной. Обязательно придерживайтесь руководства по работе с послойным папье-маше, иначе при недостатке клея между листочками бумаги готовое изделие просто рассыплется.
  4. Далее повторяется предыдущая схема: маска покрывается красками, декорируется перьями, бисером и прочими элементами, а также покрывается лаком.

Изготовления бус из папье-маше

  1. Бусы можете сделать совершенно любой формы. Нужно определить, как будет выглядеть наше изделие. После этого приготовьте тонкую проволоку, плоскогубцы и ножницы. В данном случае все шаги нужно выполнять как можно аккуратнее,­так как­от этого зависит внешний вид всего изделия.
  2. Из массы папье-маше сделайте нужное количество элементов: шарики, треугольники, овалы и так далее.
  3. Даем им немного просохнуть, но не до конца. С помощью проволоки делаем петли и аккуратно вставляем их в заготовки. Создаем нужную длину и закрепляем замочек.

Подобным образом­ своими руками делаются не только бусы, но и браслеты, колье и даже броши. Посмотрите на фото, и выберите наиболее привлекательный для себя вариант. Можете подключить свою фантазию.