Правила приучения к горшку. Неудачи при приучении к горшку? Когда приучать малыша к горшку

1. Многие родители считают, что ребенок начинает ходить на горшок тогда, когда придет время. По данным университета штата Мичиган, физических навыков, необходимых для успешного приучения к горшку, уже достаточно к 18 месяцам. Хотя большинство деток и в этом возрасте предпочитают памперсы, категорически отказываясь от горшка, с истериками и слезами. Но к трем годам этот вопрос должен решиться, практически 98% трехлеток полностью обучены проситься в туалет.

Если ваш малыш уже приближается к возрасту трех лет, а до сих пор еще в подгузниках, не паникуйте. Есть много историй, когда ребенок минует горшок и сразу просится в туалет, повторяя за взрослыми. Вместо горшочка в этом случае будет детское сидение на унитаз

2. Но для того, чтобы научить ребенка ходить на горшок, нужно и необходимо видеть некоторые предпосылки. Ищем знаки, что ваш ребенок готов.

  • Если ваш ребенок остается сухим в течение двух-трех часов за день.
  • У него сухой подгузник после сна или когда он просыпается утром.
  • Если он писает в одно и то же время каждый день (после еды, питья , например).
  • У ребенка появляется желание снять грязный подгузник, штанишки или трусики.
  • Если повторяет за взрослыми и не хочет ходить мокрым, проявляя независимость).

Развод и ребенок: как защитить чувства малыша

  • Подробнее

3. Помните, что ваш ребенок может пропустить стадию горшка.

Некоторые родители предпочитают перейти сразу к туалету, а не вести переговоры насчет горшка. Иногда это действует, однако детки более младшего возраста могут найти туалет пугающим для себя. Не заставляйте, если это так. Возможно, для вас это удобнее, но не для ребенка. Пусть приучается сначала к горшочку.

4. Для малыша «по-большому» и «по-маленькому» не одно и то же.

Малыши видят, что оставляет их тело, и не удивляются. Что же касается «пи-пи» – для них это большая тайна. Объясню: когда они писают в подгузник, этого не видно, они это только чувствуют. И не удивляйтесь, что поначалу малышня может писать в горшок, а какать в памперс. Не ругайте, не делайте из мухи слона. Это нормально, и вовсе не только у вас, а у малышей по всему миру. Как говорит писательница-няня Кэтрин Мьюз, автор книги «Реальная няня: ваш малыш и его проблемы»: «Ваш ребенок не будет ходить в школу в подгузниках – расслабьтесь!»

Точно так же не удивляйтесь, когда вдруг малыш расстроится, увидев, как вы смываете его горшок с «какой» в унитаз. Это довольно распространенная реакция для детей раннего возраста. Как считает доктор Шико: «Они чувствуют, что это их личное, вышло-то изнутри». Пройдет. Надо объяснять, что это остатки еды и организм в этом больше не нуждается.

5. Знайте, когда сделать перерыв.

Детские запорчики (бывает нередко) могут привести к тому, что ребенка может пугать горшок. Не настаивайте на нем. Передохните. Через неделю можете вернуться к этому вопросу. Очень важно избавиться от болезненных ощущений, привести кишечник малыша в порядок: пить побольше воды, а не соков, есть сухофрукты, свеклу, инжир и вареную кукурузу. Исключите из рациона (или уменьшите) мясо, сыр, хлеб и сладкое – продукты, которые способствуют запору. Если сажать малыша на горшок насильно, может выработаться синдром постоянных запоров как реакция на подобное насилие.

6. Адаптация к графику.

Признайте, что некоторые события, ваши движения и жизненный устой в это время должен вращаться вокруг мочевого пузыря вашего малыша. Именно так. Постарайтесь сделать автомобильные поездки короткими, не надевая памперс, что вполне может смутить новые навыки малыша. Используйте полотенце или впитывающую пеленку на кресле ребенка. Имейте запасные штанишки. Никаких клеенчатых трусов, это то же самое, что и памперс. Вот так мы контролируем мочевой пузырь, и это важно и ведет к надежности мочеиспускания.

7. Не спрашивайте малыша постоянно, когда он хочет в туалет.

Вы к этому привыкли, верно? Но это неправильно. Такие вопросы мешают ребенку вдумываться о своих естественных потребностях. Ведь он уже в состоянии оценить, когда ему надо пописать. Если спрашивать часто, сам он проситься не будет никогда. Этот совет противоречит здравому смыслу, и все же попробуйте.

8. Сразу же приучаем к гигиене мытья рук.

Попробуйте тест на запах мыла. Сначала дайте понюхать ребенку мыло или ручки после него. Объясните, для чего это надо. Это очень важный шаг для вас и ребенка: сходил в туалет – сразу вымыл руки. Только тут надо все сделать правильно, объяснить, что на ладошках могут быть микробы, и мы их смываем в далекие края. А в ротик мыло брать нельзя, от этого будет плохо животику. И сами в дальнейшем можете этот тест использовать: пахнут ручки, значит, молодец, помыл. Если же, нет, мягко направить ребенка обратно в ванную и обязательно помыть руки.

9. Боремся с желанием помочь. Только научить.

Да, это покажется странным, но как только малыш стал ходить «по-большому» на горшок или в унитаз, мы учим их вытираться (влажными салфетками или бумагой, также может быть подмывание). Научите девочку вытирать по траектории: спереди-назад, а мальчика от задней стенки к передней. Пока бумага не станет чистой. Надо будет повозиться и постирать пару-тройку штанишек. Но учить этому надо сразу! У вас будет соблазн все-таки сделать это самостоятельно, будьте тверды, как с вашим ребенком, так и с самим собой. Это «вытирание» может затянуться надолго, как только ребенок начнет испытывать чувство брезгливости. А такое может быть.

На первом году жизни крохи процесс опорожнения мочевого пузыря и кишечника происходит рефлекторно. Ребенок еще не способен чувствовать наполнение/опустошение выделительных органов и контролировать осознанно данный процесс. Возникает вопрос: когда приучать ребенка к горшку, и как лучше это сделать?

Многие молодые родители озабочены вопросом «приручения» малыша к горшку, ставят его во главу угла. Они слушают радостные сообщения подруг и соседей о том, какой умный у них сыночек/дочка — ведь уже в 7 месяцев он/она опорожняется по командам «пи-пи, а-а»! Является ли это осознанным процессом на самом деле?

Врачи утверждают, что по своему физиологическому состоянию развития кроха до двенадцати месяцев просто не ощущает наполнения выделительных органов, не чувствует давления на стенки мочевого пузыря и прямой кишки. Соответственно, младенец до годика никак не может контролировать выделительные процессы.

Почему же тогда детки опорожняются по команде? Потому что упорные родители не устают высаживать грудничка на горшок и держать его над ванной, призывая сделать «пи-пи». У малыша естественным образом вырабатывается условный рефлекс на данные требования, и он опорожняется.

По наблюдению врачей готовность к осознанному опорожнению формируется вместе с развитием центральной нервной системы и претерпевает следующие этапы становления:

  • после двенадцати месяцев формируется контроль над выделениями;
  • после 1,5 лет ребенок начинает приобретать устойчивые (более менее) навыки туалетной науки;
  • к трем годам приобретенные навыки фиксируются в сознании на всю жизнь.

Исходя из данных наблюдений, можно сделать вывод: приучать малыша к горшечным делам до 12-18 месяцев бесполезно.

Он просто не осознает, что должен делать. Можно днями садить малютку на горшок, добиться рефлекторного опорожнения — но это не будет являться осознанным желанием сходить в туалет.

Прежде всего, чтобы осознанно проситься и ходить на горшок, нужно чувствовать давление на стенки органов выделения. Далее, нужно уметь сознательно удерживать наполнившую мочевой пузырь урину. Если у малыша нет подобных ощущений (а их не будет до 12-18 месяцев), начинать обучению ходить на горшок бессмысленно.

Признаки готовности ребенка к обучению

Когда надо садить кроху на горшочек в первый раз? Существуют некоторые признаки, по которым мама поймет: время ходить на горшок пришло. Произойдет ли это событие в 12 месяцев или затянется до 18 месяцев, никто ответить не сможет. К стойким признакам готовности малыша относятся такие:

  • умеет садиться на корточки и вставать самостоятельно;
  • осознанно наклоняется и поднимает предметы с пола;
  • с ним можно «договориться», он все понимает;
  • может выражать желание ходить в туалет звуками или знаками;
  • просыпается сухим после дневного отдыха;
  • может находиться сухим более двух часов подряд;
  • выработал ритм опорожнений: после ночного сна и еды;
  • чувствует дискомфорт в мокрых штанишках.

Созревание малыша к физиологическому оправлению проявляется постепенно. К этому времени ребенок должен понимать слова «писать, какать», уметь отличать ручку от ножки, проявлять желание раздеться/одеться и нежелание находиться в грязных трусиках. На пути психологического созревания к горшку у малютки формируется соответствующая реакция на физиологические проявления, происходящие с ним:

  • замечает, что по ногам течет теплая струйка урины;
  • старается знаками и голосом показать, что хочет оправиться.

Важно! Если вы начали активно обучать опорожнению в горшок, не надевайте на прогулку памперсы. Малыш просто не поймет ваших намерений: то нельзя в штанишки, то вдруг разрешается.

Знакомство с горшком

Когда сажать ребенка на горшок, мы выяснили. Как правильно садить кроху на горшочек, сколько раз в день это делать, и нужно ли придерживаться какой-то схемы? Распространенные ошибки молодых родителей приводят к тому, что:

  1. кроха воспринимает горшок игрушкой;
  2. малыш боится горшка, потому что не понимает его назначения.

Прежде чем первый раз посадить малыша на новый для него предмет, нужно сначала познакомить его с этой диковинкой. Психологически малютка должен быть готов к данной манипуляции и не испугаться до слез. Страх приводит к тому, что кроха при виде горшочка заливается слезами и кричит.

Каким должен быть горшочек? Родители стремятся приобрести яркий нарядный предмет, который, по их мнению, непременно привлечет внимание крохи и понравится. Здесь кроется ошибка: малыш должен почувствовать практическое назначение данного предмета (ходить в туалет) и не путать его с игрушкой.

Важно! Приучать малыша к горшку можно после того, как он осознает, что именно нужно с ним делать. Если ребенок воспринимает предмет туалета игрушкой, можно долго и упорно приучать опорожняться без результата.

Как объяснить малютке назначение горшочка? Для этого мама/папа должны внимательно наблюдать за крохой и успеть подловить момент, когда он «замирает» или начинает ходить и кряхтеть. Нужно срочно снять штанишки и усадить малыша на горшочек. Сколько раз придется ловить момент, чтобы кроха осознал назначение данного предмета туалета, неизвестно.

Не включайте воду, чтобы инициировать мочеиспускание в горшочек! Это может спровоцировать неожиданные проблемы уже во взрослом возрасте: на подсознательном уровне может зафиксироваться рефлекторное опорожнение на текущую воду.

Этап привыкания

Привыкание к предмету гигиены и четкое осознание необходимости данного процесса происходит осознанно и закрепляется на всю жизнь. Ответственность за выработку необходимого навыка лежит на родителях. Сколько усилий они приложат, сколько терпения выработают — знают только они сами.

Чтобы выработать устойчивый навык ходить на горшок, нужно посвятить этому процессу немало времени. Лучше приучать кроху в такое время, когда ему надо опорожниться: сразу после ночного сна или после еды. Он так быстрее привыкнет справлять нужду в определенное место. Этапы обучения можно характеризовать так:

  1. знакомство с новым предметом гигиены;
  2. потребность крохи ходить на горшок;
  3. окончательное формирование полученного навыка.

Результатами первого этапа обучения должны стать сформировавшиеся положительные эмоции от самого процесса взаимодействия с новым предметом гигиены. Малютку необходимо эмоционально хвалить за успехи и никогда не ругать за промашки.

Сколько может длиться этап знакомства и привыкания к горшочку? Начинать привыкание к опорожнению можно уже с шести месяцев, когда ребеночек научился сидеть. Обычно к возрасту 12-14 месяцев он адаптируется к данной гигиенической процедуре и усаживается с удовольствием, хоть и не чувствует потребности.

Этап закрепления навыков

После года малютка уже чувствует наполнение кишечника и мочевого пузыря (кишечник — раньше), у него формируется потребность ходить в туалет по необходимости. Это очень важный момент, который надо закрепить в сознании маленького человечка.

Малыш начинает понимать, что мокрые штанишки — это неуютно и холодно. Конечно, и на данном этапе не исключены осечки: заигрался и напрудил в штанишки. В это время можно обучать малыша не только опорожняться по требованию организма, но и обслуживать себя:

  • уметь снять штанишки;
  • сообщить об окончании процесса словами;
  • попросить вытереть попку;
  • надеть штанишки;
  • закрыть крышку горшочка.

Вначале малютка не может справиться со всеми требованиями данной процедуры. Он научился снимать штанишки, но не умеет вытирать попку. Надо ему помогать проявлять самостоятельность, поощрять за успехи.

Последний этап обучения завершается формированием логической цепочки в сознании ребенка:

  • позыв к опорожнению;
  • снятие штанишек;
  • опорожнение;
  • очищение попки;
  • одевание штанишек;
  • вынос содержимого горшка.

Когда у малютки сформируется цепочка логической последовательности, зависит от стараний мамы и ее терпения. Можно помогать ребенку, но не вызывать негативного отношения к туалету критикой и шлепками за конфузы в штанишки.

Важно! Не сравнивайте успехи/неудачи своего дитя с чужими: ваш малыш — индивидуальность.

Ошибки обучения

Приучать кроху к осознанному стремлению ходить на горшок можно разными путями, но не все они правильные. Что нужно делать, вы знаете. Вот список действий, которые делать не надо:

  • ругать малютку, если он оконфузился;
  • долго удерживать на горшке;
  • приучать к горшку в состоянии недомогания;
  • превращать гигиеническую процедуру в развлечение с игрушками.

По недосмотру мама может усадить малютку на холодный горшочек, что вызовет естественное отторжение из-за дискомфорта.

Во время прорезывания зубика все внимание малютки отвлечено болью — ему не до горшка. Необходимо уловить состояние ребенка и не заставлять его сидеть на горшочке и плакать. Не забывайте, что горшок необходимо оставлять на виду у ребенка, чтобы он не искал его по квартире и не замочил штанишки во время поисков.

Как избавиться от растяжек после родов?

Только не удерживайте насильно ребенка на горшке!

Задача, как приучить к горшку совсем маленького ребенка, состоит в трансформации безусловного рефлекса, данного от природы, в условный. Иными словами, условный рефлекс должен быть подчинен воле конкретного ребенка.

Существует мнение, что начинать ходить на горшок шестимесячному малышу еще очень рано: малыш вряд ли поймет, что ему надо делать. Ускорить процесс поможет эксперимент с приучением ребенка ходить без подгузника и в сухой одежде. Вскоре он должен разобраться, что мокрым быть неприятно. В конце концов, он сам поймет, чтобы этого не было, достаточно посидеть на горшке.

Средним возрастом, в котором головной мозг ребенка уже вполне может контролировать сознательно выделительные функции, считается примерно 2,5-3 года. Перед тем, как приучить вашего малыша к горшку,необходимо придерживаться уже зарекомендовавшей себя методики обучения и вам намного будет легче добиться результатов, если ребенок находится ближе к трехлетнему возрасту. Конечно, некоторые дети способны сходить на горшок даже в 6 месяцев или в полтора года, но в целом практика показывает, что постоянных «успехов» с горшком добиться до двухлетнего возраста весьма сложно.

Физиологическая и психическая готовность организма малыша ходить на горшок определяется по следующим признакам:

* отрицательные эмоции, вызываемые пребыванием в мокрых подгузниках;

* стремление ребенка любыми знаками — жестами, словом, звуками, кривляньем — донести до родителей информацию, что ему очень хочется в туалет;

* умение или стремление самостоятельно раздеться;

* более-менее стабильный режим дефекации в одно и то же время;

* умение или стремление входить и выходить самостоятельно из туалета;

* способность оставаться сухим в течение 1,5-2 часов;

* понимание слов «покакал» и «пописал»;

* знание названий различных предметов одежды, а также частей тела.

Как приучить к горшку маленького ребенка. Основные правила:

* бывает, что ребенок пока не привык к горшку и побаивается его. Поэтому не держите его слишком долго на нем. Как только малыш начинает капризничать, его стоит отпустить и не настаивать на продолжении. Это может вызвать только негативную последующую реакцию к горшку;

* горшок должен постоянно находиться в поле зрения ребенка. Обязательно старайтесь предлагать малышу сесть на горшок до сна и после, до и после прогулок, до и после любого приема пищи;

* одно из основных правил, как правильно приучить малыша к горшку, это никогда не ругать его в случае, если ничего не получается. Главное — терпение;

* в случае, если у малыша все получилось, непременно похвалите его.

Некоторые практические советы, позволяющие приучить ребенка к горшку:

— когда посадите ребенка на горшок, попробуйте включить воду в ванной. Как правило, шум льющейся воды стимулирует позывы к мочеиспусканию;

— иногда бывает так, что долго просидев на горшке и ничего не сделав, малыш убегает. Тут же он проделывает все в штаны. Отметьте себе, что в этом случае ему не комфортно ходить в туалет, когда на него смотрят. Можно в этом случае, например, сделать ему домик из пледа или поставить горшок в детскую палатку, если она у вас есть;

— иногда ребенок, заигравшись, совсем отказывается пойти и сесть на горшок. В этом случае вам придется проявить свои актерские способности. Начните играть вместе с ним. Затем возьмите его любимую игрушку и скажите, что она тоже хочет на горшок и приглашает его присоединиться. Вряд ли малыш сможет устоять от такого предложения;

— для малыша сидеть на горшке — очень скучное и монотонное занятие. Кроме того, он не совсем понимает, зачем это надо делать. В этом случае можно ему предложить посмотреть книжку или поиграть с игрушкой;

— когда у малыша уже есть некоторые попытки сидеть на горшке, постарайтесь постепенно приучать его ходить без подгузника и в сухой одежде. После того, как он несколько раз окажется в мокром, ему это сильно не понравится. Возможно, это будет содействовать привыканию сидеть на горшке;

— очень действенным способом приучения ребенка к горшку являются показательные примеры. Согласно статистике, вторые и последующие дети в семье быстро и легко осваивают горшок, потому что постоянно наблюдают за тем, как другие проделывают то же самое.

Универсальные советы:

Начальный этап приучения ребенка к горшку должен начинаться, когда у всей семьи отличное настроение. Тогда и ребенок окажется в этой «струе».

Почему необходимо снимать подгузники, чтобы ребенок приучился к горшку:

* малыш долгое время находился в подгузниках, поэтому ему нужно какое-то время для изучения своего тела. Он должен понимать, для какого процесса нужны «писюн» и попка;

* чтобы определить связь между позывами к мочеиспусканию и дефекации с последующими отправлениями, ребенку не один раз необходимо наблюдать за актом дефекации и мочеиспускания;

* голому ребенку не требуется ничего снимать для того, чтобы садиться на горшок.

Чтобы ребенок приучился к горшку, родителям необходимо огромное терпение. Они должны быть готовы к тому, чтобы во время переходного периода, когда идет такое приучение, общаться с малышом придется намного больше обычного. Выработка навыков приучения к горшку должна идти ежедневно, а не только по выходным.

Необходимо фиксировать внимание абсолютно на всех действиях, связанных тем или иным образом с горшком, а именно:

— научить ребенка, как доставать горшок;

— как открывать горшок;

— как снимать трусики и как их надевать;

— куда и как выливать содержимое горшка;

— как мыть горшок;

— как закрывать горшок;

— как поставить горшок на место.

Все эти подробности, связанные с горшком, желательно превращать в занимательную игру. При этом все выполненные правильно действия ребенком, обязательно должны быть замечены и отмечены похвалой. На этом переходном этапе важно, чтобы ребенок получал исключительно положительные эмоции.

Для приучения ребенка к горшку самым лучшим временем станет лето, когда на малыше меньше всего одежды, да и сохнет она намного быстрее.

Ознакомление с горшком должно происходить тогда, когда у ребенка вероятность мочеиспускания или дефекации наивысшая. Обычно это нужно делать после принятия пищи или после сна.

Если получился «результат» — малыш сходил в горшок, то надо постараться его сильно похвалить. Ну, а если постигла «неудача» — расстраиваться не стоит, но если вы и огорчились, то ребенку ни в коем случае не надо это показывать.

Как приучить к горшку ребенка, если он уже умеет самостоятельно ходить по нужде,но пока еще часто делает «свои дела» не так,как надо? Процесс встречи с горшком постепенно «усложняем». Высаживаем на горшок малыша не только в случае необходимости, но и строго по распорядку дня. К примеру, всегда усаживаем на горшок малыша перед прогулкой и перед сном.

Принципиального значения нет, усаживаете вы ребенка на горшок или унитаз со специальным детским сиденьем. Но горшки имеют преимущества в том смысле, что на первых порах сам процесс может затянуться. Поэтому пообщаться в детской комнате,когда малыш сидит на горшке, будет гораздо приятнее для ребенка. Иногда возможно совмещать туалет с горшком, особенно это касается мальчиков.

Не ленитесь объяснять ребенку, для чего нужен горшок. Старайтесь это делать очень ласково.

Обязательно помните, что горшок должен находиться в детской комнате в пределах досягаемости и видимости. Он может быть, например, на полу в детской.

Негативное отношение у ребенка может вызвать длительное сидение на горшке. Некоторые дети просто боятся горшков. Не настаивайте уж так сильно. Пусть малыш постепенно привыкает к нему.

Обратите внимание на то, что если в комнате находятся посторонние люди, то ребенок вряд ли сможет расслабиться и сходить в туалет. Для него это определенный стресс.

Не стоит совсем отказываться от подгузников. Они еще пригодятся, если вы отправились с малышом куда-то на транспорте. Они также еще пригодятся, когда вы гуляете с ребенком, когда прохладно на улице, а также ночью или днем во время сна. Если после сна ребенок удачно сходил на горшок, обязательно похвалите его и покажите сухой подгузник.

Всякий раз, когда ребенок мочиться в трусики, напоминайте ему, что существует такое чудесное средство, как горшок. Можно, конечно, немного показать свое разочарование, но никогда не надо ругать малыша. Терпение и спокойствие — вот главные причины будущего успеха и хороших взаимоотношений с ребенком.

РЕБЕНОК НЕ ХОДИТ НА ГОРШОК — КАК ЭФФЕКТИВНО ПРИУЧИТЬ МАЛЫША К ГОРШКУ

Причины, по которым ребенок пока не ходит на горшок:

* порой главная причина кроется в самих родителях. Они зачастую стремятся опередить время и стараются научить своего ребенка ходить на горшок в самом раннем возрасте. Однако в среднем считается, что дети начинают самостоятельно ходить на горшок в возрасте от полутора до двух с половиной лет. Поэтому очень часто такие усилия просто безрезультатны;

* одной из важных причин, почему ребенок не ходит самостоятельно на горшок, является то, что его неудачи в этом осуждаются родителями или сильно критикуются. Возможно, что в последующем будет за это и какое-то наказание. В деле приучения ребенка к горшку родители должны усвоить одну простую истину — не должно быть никакого принуждения и, тем более, осуждения и насилия. В данном случае это может вызвать только непослушание и упрямство у ребенка. Можно очень сильно обострить отношения с малышом, потому что он и так вошел в зону своего первого кризисного периода — приближается к трем годам. Только доброжелательное отношение ко всем неудачным попыткам ребенка сходить на горшок станет залогом дальнейшего успеха и хорошего взаимопонимания с малышом. Ему нужно просто помочь, а не сердиться;

* отказ от горшка может быть и по причине того, что ребенок еще совсем не знаком с телом человека и со своим собственным телом. При помощи игр или рисунков необходимо постепенно познакомить малыша с особенностями тела и организма человека. Пока для ребенка его собственное «я» ассоциируется с его головой. Он начинает много фантазировать. Поэтому даже, когда ребенок только приступает к рисованию, он изображает людей без туловища, в виде головастиков. Пока ребенок не придает значения существованию других частей тела человека;

* дети могут не ходить на горшок из-за болезни или стресса. Родители не всегда понимают, что именно эти причины вызвали утрату всех приобретенных до сего момента навыков ходить на горшок. Они считали, что уже «ходим вроде на горшок», но не тут-то было. Зачастую родители выглядят разочарованными и растерянными. Приглядитесь в этом случае к ребенку: возможно, он заболел. После того, как разберетесь в причинах, через некоторое время к ребенку опять вернуться его полученные навыки;

* еще одна причина — ребенку просто «некогда», он постоянно играет, чем-то занимается, смотрит мультфильмы. На горшок просто не остается времени! Малыш не может оторваться от интересных для него занятий. Наберитесь терпения. Вы должны оказать помощь своему ребенку в том, чтобы он понял и заинтересовался своим телом, а потом использовал его по назначению.

Как научить малыша ходить на горшок. Восемь простых шагов

Покупка детского горшка, который должен быть обязательно очень устойчивым, удобным и привлекательным. Если малыш хотя бы один раз упадет с горшка, вряд ли он захочет на него сесть повторно. Малышу необходимо объяснить, что горшок — это теперь его личная вещь. Пусть он ее хорошенько изучит. Дайте ребенку обязательно потрогать горшок, присмотреться к нему, сесть на него.

Горшок должен находиться в поле зрения ребенка. Пусть он стоит в той комнате, где он, как правило, занимается с игрушками.

Не надо торопиться сразу приучать малыша к горшку, если он к нему относится с настороженностью. Дайте ребенку попривыкнуть к новой для него необычной вещи. Только после этого можно начать обучение малыша новым навыкам.

Небольшой прием, как приучить к горшку своего ребенка — посадите малыша на горшок несколько раз в подгузнике. Если он не пытается слезть с горшка и хорошо на нем сидит, попытайтесь в следующий раз сажать его после того, как у него произойдет мочеиспускание в подгузник. Памперс надо будет поменять, когда малыш посидит на горшке. После чего использованный памперс положите в горшок, объясняя доходчиво весь процесс.

Еще один прием — высаживайте ребенка по одному разу в день на горшок в одежде, чтобы он смог привыкнуть к горшку и научился на нем сидеть. Только после этого попробуйте сажать малыша на горшок без памперса. Не удерживайте насильно ребенка на горшке. Этим «делу» не поможешь.

Наберитесь терпения и высаживайте ребенка на горшок ежедневно по несколько раз — перед сном и после него, после еды, до прогулки и сразу после нее. Если в какой-то раз вам выпала удача, и ребенок сходил на горшок, обязательно похвалите малыша. В настоящее время в магазинах продают так называемые музыкальные горшки. В момент попадания в них влаги, они начинают наигрывать веселые мелодии.

Позвольте ребенку какое-то время побыть дома совсем без подгузника. Возможно, он сам сделает попытку присесть на горшок. Обязательно отметьте этот знаменательный момент, и похвалите за это малыша.

Вначале не стоит делать попыток усадить ребенка на горшок ночью. Сначала он должен научиться делать это днем, начать контролировать себя.

Читайте также:

От трех до семи

Просмотрено

Тренируем ВНИМАНИЕ малыша, разгадывая хитроумные головоломки

Советы родителям

Просмотрено

Какой должна быть интонация маминых слов

Детская психология

Просмотрено

Что нужно для того, чтобы сделать детей счастливыми и удачливыми?

Это интересно!

Просмотрено

Мама-фокусник: Научим деток из обычного круга сделать настоящую картину

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Эмоциональная инвалидизация

По мере постепенного взросления малыша в определённый период родителей начинает беспокоить вопрос: «как приучить ребёнка к горшку?» Некоторые родители пытаются познакомить малыша с горшком ещё до того, как ему исполнится первый год, другие же предпочитают с этим делом не торопиться.

Если вы поставили перед собой цель приучить ребёнка к горшку, оцените предварительно уровень его психологического развития. Чтобы прийти к успешному результату, ваш малыш должен осознавать, для чего его усаживают на этот незнакомый предмет, для чего снимают штанишки и чего от него хотят добиться. Следовательно, подобный процесс может занять не одну неделю, а то и месяц. От родителей потребуется максимум терпения и спокойствия.

В начале обучения малыши ещё не могут осознать, для чего их пытаются усадить на горшок: некоторые начинают его пугаться и плачут при одном его виде.

Родителям в этот период необходимо тщательнее следить за поведением ребенка: некоторые малыши начинают подавать признаки, что они хотят в туалет. Одни дети замирают, другие – начинают тужиться - как только заметили эти признаки, нужно усадить малыша на горшок. Несколько раз успеете поймать момент, ребенок начнет понемногу понимать для чего нужен этот предмет.

Когда и как приучать ребенка к горшку?

Многие специалисты советуют начинать приучать ребёнка к горшку в возрасте около 2 лет, когда малыш физиологически и психологически уже готов к этому.

Когда и как приучать ребёнка к горшку, каждый родитель определяет для себя самостоятельно. Но при этом необходимо учитывать, что до 18 месяцев малыш ещё не в состоянии полноценно контролировать наполнение своего кишечника и мочевого пузыря. Если ребёнок ваших знакомых в возрасте до года успел приучиться к горшку, это не всегда свидетельствует о том, что по этим потребностям он просится вполне осознанно. В определённой степени ребенок на горшке подчиняется рефлексу: раз посадили – делай «дело», не успел «словить момент» — получишь грязные штанишки. Все изменится, когда крохе исполнится 2 года. К этому моменту у детей уже появляются некоторые навыки, благодаря которым можно начинать приучение к горшку:

  • может нагибаться, присаживаться на корточки и вставать;
  • поднимает мелкие предметы с пола, складывает их на места;
  • хорошо понимает речь взрослого, можно договориться с малышом, объяснить;
  • самостоятельно произносит некоторые слова, может сообщить о своих потребностях;
  • остается сухим после дневного сна, может не писать около 2 часов во время бодрствования;
  • ощущает дискомфорт в мокром либо запачканном белье.

Все дети развиваются сугубо индивидуально, поэтому однозначного ответа на вопрос: «когда приучать к горшку ребёнка?» не существует. Если ребенок на горшке начинает справлять свою нужду в 7-8 месяцев, это связано с привязкой рефлекса, но не с осмысленным решением малыша, как полагают многие родители. Основная же цель в этом случае — приучить ребенка ходить на горшок вполне осознанно.

Для достижения желаемого результата следует придерживаться таких рекомендаций:

  • быстро приучить ребёнка к горшку можно при достижении им определенного уровня психологического развития;
  • усаживайте ребенка на горшок после каждого пробуждения. Если вы обнаружите, что трусики на нём сухие, возрастёт вероятность мочеиспускания в специальный туалет;
  • не стоит начинать приучение к горшку, если ребенок плохо себя чувствует (это может быть связано с прорезыванием зубов либо с болями в животе);
  • полностью отказываться от подгузников в этот период не следует;
  • нельзя ругать малыша, если он справил нужду в штанишки;
  • не нужно провоцировать мочеиспускание ребенка звуками льющейся воды, этот рефлекс может сыграть отрицательную роль в более позднем возрасте.

Приучение к горшку: основные методики

Метод 1: положительный пример

Если вы стремитесь приучить ребёнка к горшку, можно показать ему на собственном примере, как нужно использовать этот новый для него предмет. Не стоит отказываться от данного способа по причине смущения. Дети стараются во всём подражать взрослым. Наверняка вы не раз замечали, что ребенок пытается чистить зубы, как папа, расчесываться, как мама, и кушать, как старший брат. В той же степени это касается и горшка.

Метод 2: игра

Чтобы приучить ребёнка к горшку, возьмите рулон туалетной бумаги и сядьте в метре от нужного аксессуара. Скатайте небольшие шарики и постарайтесь попасть ими в горшок. Предложите ребенку поиграть вместе с вами. Пусть малыш тоже старается забросить шарик в горшок.

Затем нужно предложить ребенку сходить в туалет. Если это мальчик, можно сказать ему, что шарики надо утопить. Предложите малышу попасть струей по сделанным мишеням. Подобное развлечение непременно понравится крохе, и он захочет повторять его снова и снова. Если же вашей целью является приучение к горшку девочки, дело может обстоять иначе. Предложите ребенку справить в горшок малую нужду, а после этого посмотреть, что произошло с вашими мишенями.

Как приучить ребёнка к горшку максимально быстро?

В таком немаловажном вопросе, как приучение к горшку, важна последовательность и постепенность. Но бывают ситуации, когда приучать к горшку ребёнка приходится в весьма сжатые сроки. Например, если малыша нужно в ближайшем времени вести в детский сад, или перед поездкой на отдых. В подобном случае на помощь мамам и папам приходят методики быстрого приучения к горшку. Во время «быстрого приучения» у ребенка формируется необходимая основа для овладения «туалетными» навыками.

Чтобы быстрое приучение к горшку прошло удачно, нужно разобраться, насколько ребенок готов к этой процедуре. При этом рекомендуется ориентироваться на следующие факторы:

  • использовать методики быстрого приучения к горшку лучше в возрасте до 2 лет, крайний срок – 2 г. 1 мес.
  • ребенок может не писать в течении 1-2 часов.
  • малыш начинает сам противиться надеванию подгузника.
  • вырабатывается режим дефекации и ребенок начинает какать каждый день примерно в одно и то же время.

Если по всем признакам ваш ребенок уже готов, необходимо сосредоточиться на подготовке сознания малыша к тому, что в его жизни произойдут определённые изменения. Начинать подобную подготовку следует за 2 недели до перехода к активным действиям.

Купите горшок и каждый день объясняйте малышу, что это за предмет, для чего он необходим и как им следует пользоваться.

Проговаривайте, что все детки ходят на горшок, а затем – на унитаз, это правильно и естественно.

Приблизительно за неделю до того, как вы начнёте приучение к горшку, начинайте рассказывать ребенку, что скоро он перестанет носить подгузники, будет ходить в трусиках и писать в горшок. Под эти разговоры будет полезно обзавестись новым бельем для малыша. Чтобы у него появился интерес сменить подгузник на трусики, купите белье, к примеру, с изображением любимых персонажей.

Выберите момент, когда вы несколько дней сможете целиком посвятить малышу. После того, как будет выбрано время и проведена соответствующая подготовка, можно начинать активный этап приучения.

Методика быстрого приучения за 7 дней

Если по достижении полутора лет ваш ребенок ещё не приучен к горшку, существует особая система обучения за 7 дней. Методика «Добровольный малыш» разработана Джиной Форд и нацелена на детей, которые уже умеют выполнять простые действия (снимать одежду, понимать слова родителей).

Первый день следует начать со снятия с ребёнка памперса сразу же после сна. Можно поработать наглядным пособием: возьмите малыша с собой и покажите, зачем нужно ходить в туалет. Если у малыша не получается, повторяйте эту процедуру каждые 15 минут. Необходимо, чтобы ребенок на горшке провёл как минимум 10 минут, этого времени должно хватить для всех «мокрых и грязных» дел. Можете присаживаться рядом и развлекать малыша, чтобы он не вскакивал с горшочка. Если вы не поймали «этот момент» и все случилось в штанишки, не отчаивайтесь и не ругайтесь, запаситесь терпением.

В течение 2 дня закрепляйте полученные навыки, при этом следите за поведением малыша, чтобы он не заигрался и не справил нужду в штанишки.

На 3 день продолжайте придерживаться данной линии поведения. Если вы уже задались целью приучить ребёнка к горшку, не рекомендуется надевать памперсы даже на прогулку, иначе малыш может запутаться. Он просто не поймет, на горшок ему нужно «делать дела» или в памперс. Перед выходом предложите ему воспользоваться горшком. На прогулке нужно чаще интересоваться, не хочет ли малыш писать (какать), чтобы избежать неожиданностей. Если не хотите бегать в «кустики», возьмите на прогулку горшок. Вскоре малыш привыкнет задерживать мочеиспускание и вам не придется таскать этот «элемент» за собой на каждую прогулку.

Начиная с 4 дня, вы и малыш примерно будете знать, через какой период времени ему потребуется горшок. Если кроха заигрался и забыл про посещение туалета, необходимо ему напомнить об этом.

Методика быстрого приучения за 3 дня

День 1

В этот день ребенок привыкает находиться без подгузника, снять который необходимо сразу после сна. Стоит отметить, что быстрое приучение к горшку предполагает, что ребенок не будет писать в штанишки во время бодрствования. Для полного отказа от подгузников даже на время сна требуется гораздо больше времени и усилий, ведь малыш ещё не в состоянии контролировать свои выделительные процессы.

Итак, ребенок остается без подгузника на целый день. Можно надеть на малыша трусики, а можно разрешить весь день бегать голышом (если температура в квартире и время года позволяют это сделать). Взрослым стоит отложить все свои дела и наблюдать за ребенком, буквально ходить за ним по пятам с горшком в руках. Как только вы замечаете, что ребенок начинает писать или какать – его нужно усаживать на горшок. Разумеется, «поймать» всё до капли не получится, но ребенок сможет уловить четкую связь между своими действиями и усаживанием на горшок. По этой причине лучше, чтобы взрослых было двое, тогда они смогут следить за малышом по очереди. Если усаживания на горшок не будут приходиться на каждую попытку пописать, эта связь не сможет закрепиться в сознании.

За каждое «попадание в горшок» ребенка нужно хвалить, причем не просто «молодец», а именно проговаривать, за что вы хвалите. А вот заострять внимание на осечках не стоит. Ни в коем случае не ругайте ребенка. В этом случае с горшком у него будут связаны исключительно негативные воспоминания и процесс приучения может растянуться на неопределённое время.

Перед дневным и ночным сном можно предложить ребенку воспользоваться горшком. Если же он откажется – не стоит настаивать, лучше просто наденьте подгузник.

День 2

Этот день практически не отличается от первого, но если в первый день ребенок находится дома, то во второй день можно отправиться без подгузника на прогулку. Лучше спланировать прогулку так, чтобы в любой момент можно было быстро добраться до дома. Идти гулять лучше сразу после того, как ребенок сходил в туалет, но на всякий случай можно прихватить с собой сменную одежду. Если имеется походный надувной горшок, не будет лишним захватить на прогулку и его.

День 3

На третий день добавляется еще одна прогулка, чтобы ребенок привыкал не только дома ходить на горшок, но и удерживать позывы сходить в туалет в ситуации, когда горшка не окажется под рукой. Перед каждым выходом на улицу и сном следует усаживать малыша на горшок, то же самое необходимо делать после его пробуждения и по возвращении с прогулки.

После трех дней подобного активного погружения в «туалетную» тему дети начинают относиться к горшку более спокойно, а некоторые даже пытаются садиться на него самостоятельно. Во время активного приучения лучше, если ребенок будет находиться дома в одежде, которую можно при необходимости быстро снять: без завязок, пуговок и тугих резинок. Но и при выполнении данного условия малыши не сразу привыкают снимать белье, а иногда садятся на горшок и делают свои дела прямо в одежде. Это не критично и не следует ругать ребёнка за подобное такое поведение. Становясь старше, малыши постепенно осваивают необходимую последовательность действий, нужно просто немножко подождать. Через некоторое время можно будет отказаться и от подгузника на ночь.

Повторное приучение ребёнка к горшку

Иногда возникают ситуации, когда ребенок, регулярно использующий горшок, внезапно отказывается ходить на него. Это может произойти не только в возрасте 1,5-2 года, но и в 3-4. Причины данного явления могут быть довольно различными.

  1. Переезд либо смена обстановки. Даже простейшие изменения в привычном укладе жизни малыша (поступление в детский сад, переезд, появление в семье ещё одного ребенка) могут спровоцировать протест в отношении многих вещей, которые кроха до этого делал регулярно и с удовольствием. Не в меньшей степени это касается и горшка.
  2. К трем годам у малыша начинается кризис возраста. В это время ребёнок так и норовит делать все с точностью до наоборот. Это временное явление. Его просто нужно перетерпеть и в итоге вы сможете постепенно приучить ребёнка к горшку.
  3. Причиной отказа от горшка могут также быть проблемы в семье. Когда родители выясняют отношения на глазах у малыша, это крайне отрицательно отражается на его психике и поведении. Ребёнок может начать бунтовать против всего, либо же наоборот, совершенно замкнётся в себе.
  4. Иногда при плохом самочувствии и во время прорезывания зубов малыш может перестать проситься на горшок потому, что все его силы и мысли направлены совсем в другое русло.

В любом случае необходимо выяснить истинную причину отказа от горшка и сосредоточить силы на ее решении. Не принуждайте малыша, будьте терпеливы и со временем вам всё же удастся приучить ребёнка к горшку.

Как отказаться от подгузников?

Когда у крохи выработается устойчивый навык к посещению горшка, вы заметите, что ночной подгузник остается сухим каждую ночь, следовательно, пришло время укладывать его спать в одной пижаме.

Но не все дети одинаковы. Некоторые попросту не контролируют во сне акт мочеиспускания. В этом случае вам поможет непромокаемая пеленка либо клеенка. Со временем ребенок привыкнет вставать в туалет ночью. Не поднимайте кроху в ночное время специально для похода в туалет. В противном случае всегда, когда вы забудете или не успеете его разбудить, в результате получите лужу. Ребёнок должен научиться самостоятельно контролировать свои позывы к походу на горшок.

Почему ребенок может бояться горшка и что делать в подобных случаях?

  1. Некоторые родители чересчур сильно ругают малыша за мокрые штанишки либо даже шлепают его. После получения подобных негативных эмоций будет довольно затруднительно приучить ребёнка к горшку.
  2. Первое знакомство с горшком не всегда проходит удачно. Ребёнок на горшке должен чувствовать себя комфортно, но бывает и так, что горшок просто не понравился маленькому пользователю на первый взгляд либо же он мог быть холодным или неприятным на ощупь. В этом случае горшок следует ненадолго убрать. А через некоторое время повторите «первое знакомство». Но уже с чем-то новеньким и интересным. Яркая накидка либо еще более практичная вещь, которую вы может сделать сами: сшить мягкий чехольчик из теплого материала (может понадобиться не один, так как в процессе использования может пачкаться или намокать). Это поможет приучить ребенка к горшку, так как яркая и приятная на ощупь деталь заинтересует малыша.
  3. Нередко ребенок на горшке начинает капризничать из-за того, что его сонным посадили на холодный горшок. Эти неприятные ощущения запоминаются надолго.
  4. Малыша могли напугать какие-либо резкие звуки, или он упал с горшка в процессе и больно ударился.
  5. Бояться горшка малыш может и при запорах. В результате даже у привыкшего к горшку ребенка процесс дефекации может ассоциироваться с пытками. Ему трудно объяснить, что в этом виноват не горшок, поэтому ребенок может всячески избегать контакта с ним.
Мечты о том, когда же ребенок станет писать и какать на горшок, будоражат умы не одного поколения родителей. Неужели ему нравится ходить мокрым? Ребенок подрастает, а вместе с ним и ваше нетерпение. Хочу вас успокоить: это обязательно случится, но не всегда это происходит в нужные для вас сроки. Как говорится, терпение и труд все перетрут. А терпения вам понадобится много. Конечно, бывают аккуратисты с пеленок, но все же основная масса детей не напрягается от того, что ходит под себя несколько раз в день.

Одним из этапов взросления ребенка является умение контролировать естественные потребности. К примеру, самостоятельно ходить на горшок. Все родители задаются вопросом: как приучить ребенка ходить на горшок и какой возраст наиболее благоприятный для этого. На этот счет существует много мнений, но мы рассмотрим лишь несколько популярных теорий.

Ранее высаживание ребенка на горшок

Как правило, многие родители являются сторонниками этого метода и начинают высаживать ребенка уже в первые дни жизни. Правда, малыш еще не сидит и справляет нужду над тазиком, ванной и другими емкостями. А примерно с 6 месяцев детей высаживают на горшок. Родители стимулируют процесс мочеиспускания звуками пись - пись или открывают воду. Высаживания ребенка происходит после сна, кормления, прогулки. Наиболее наблюдательные родители уже знают когда ребенок хочет на горшок. Стоит отметить, что этот метод имеет ряд достоинств:
  • экономит деньги на подгузники;
  • укрепляет эмоциональную связь между матерью и ребенком, так как мама постоянно прислушивается к своему малышу, тем самым учится его понимать;
  • а также закаливает малыша, так как ему часто снимают штаны.
Однако следует подчеркнуть, что ребенок в таком маленьком возрасте не может контролировать процессы мочеиспускания. Но благодаря постоянным повторением пись-пись у ребенка срабатывает условный рефлекс.
Следует еще подождать до года или до трех.
Каждый ребенок индивидуален и мочевой пузырь с кишечником функционирует у них по-разному. Большинство малышей начинают контролировать выделительные процессы после года и позже. Как правило интервал составляет от 1 года до 3. Достоинств у этого метода много, но самое главное ребенок после года умеет:
  • доносить родителям то, что он хочет;
  • знает свои части тела и как называются предметы одежды;
  • понимает значение слов какать и писать;
  • умеет сам раздеваться;
  • подражает родителям, а также старшим детям.
  • Именно поэтому в этом возрасте путь к горшку ведется осознанно.

Приучаем к горшку, правила

  • Снимите с ребенка подгузник. Он должен понимать, что когда он пописает его штаны станут мокрые. А это многим детям не нравится и сначала ребенок показывает лишь мокрые штаны и не стоит его за это ругать. Следует просто доходчиво объяснить, что нужно справлять нужду в горшок, а не в штаны.
  • Высаживайте ребенка на горшок после сна, прогулки, купания. И не заставляйте его сидеть на нем более 5 минут.
  • Следует хвалить малыша за каждую победу, тогда у него будет стимул, что бы радовать маму снова и снова!
  • Задействуйте всех членов семьи. Пусть отец и старшие дети покажут для чего нужен туалет. В качестве примера посадите игрушку на горшок.
  • Не стоит развлекать малыша на горшке игрушками. Он должен четко понимать для каких нужд горшок и не путать его с забавами.
  • Если ребенок сидит на горшке нехотя не стоит его насильно заставлять, так как вы вызовете только его вред и негативное отношение.
  • Не стоит ругать ребенка за мокрые штанишки.
  • Стоит отметить, что срок обучение ребенка к горшку индивидуальный. Как правило, стремление ходить на горшок возникает с 18-24 месяц, когда ребенок может открыто говорить о своих потребностях. Но, абсолютно все дети этому учатся и не стоит раньше времени переживать по этому поводу.
  • Вот такие несложные советы, как приучить ходить на горшок своего малыша, всем мамам. Весь сложный период приобщения к гигиене пройдут быстро.

Выбираем время для приучения ребенка к горшку

Ваши подруги хвастаются, что высаживали своих детей над ванной с рождения, и с тех пор в день пачкается лишь одна пеленка. А у знакомых малыш стал ходить на горшок с 8 месяцев. Не переживайте, если у вас нет таких достижений. Это не супер качество, развитое у этих малышей, просто родители хорошо изучили привычки детей, и они знают, когда примерно их ребенок хочет в туалет. Они его сажают в это благоприятное время - и (о чудо!!!) малыш делает свои дела. Со временем время "походы" в туалет смещается, потому что ребенок растет, и случайностей становится все больше. Получается, что это взрослые научились пользоваться горшком, а не сам их отпрыск.

Как только ребенок начал уверенно сидеть (некоторые мальчики сидят уже чуть ли не в 5 месяцев, девочек сажать НЕЛЬЗЯ, даже если они очень хотят, до 6-7 месяцев), можно начать знакомство с горшком. Не стоит помечать красным фломастером дату, к который вы обязуетесь приучить ребенка к горшку. Так вы только измотаете себе нервы и испортите жизнь своему малышу. После такого "учения" карапуз может просто возненавидеть сей символ чистоты и гигиены. Все зависит от ребенка, и когда он будет физически и эмоционально готов, он сам легко и непринужденно сядет на горшок.

Когда начинать приучать ребенка к горшку

Психологи и детские педиатры отмечают, что осмысленно малыши начинают пользоваться горшком примерно с двух лет, некоторые немного раньше, а есть дети, которым эта наука дается лишь к 4 годам. До этого времени испражнения происходят сами по себе. Есть признаки, по которым можно определить готовность ребенка писать и какать именно на горшок, а не в штанишки.
  • Малыш в "опасный" момент бежит в сторонку, приседает и кряхтит.
  • Несколько часов подряд трусики или подгузник остается сухим.
  • После дневного сна ребенок просыпается сухим. Хотя многие дети, даже когда уже научились пользоваться горшком, писают во время сна: дневного и ночного,
  • Ребенок ходит в туалет регулярно.
  • Малыш показывает на содержимое памперса, демонстрируя, что там случилась авария.
  • Ребенок может сказать, что хочет в туалет, или, что он уже сходил в штанишки.
  • Малыш дает вам чистый памперс.

Могут быть еще другие привычки, все происходит строго индивидуально, поэтому не стоит паниковать, если вы не отметили ни один из вышеперечисленных признаков.

Революция происходит в умах!
Вообще для начала рекомендую просто поговорить с ребенком о том, что надо писать и какать на горшок, для наглядности можно сводить его с собой во взрослый туалет и показать, что же там такого интересного делают его родители. Надо приучать к мысли о необходимости пользоваться горшком постепенно, любя. Вы же не видели здоровых взрослых людей, которые вдруг ни с того, ни с сего писались на совещаниях в офисе, хотя случаи бывают разные. Все это, конечно, шутки. На самом деле время сделает свое дело, и ребенок поймет, что именно от него хотят.

Как правильно?

Прежде чем посадить ребенка на горшок, предварительно согрейте сей предмет для того, чтобы на нем ребенку было комфортно сидеть. Можно просто сполоснуть "ночную вазу" горячей водой и тщательно вытереть насухо. Вот и все. Предмет готов к употреблению. Не паникуйте, если сидеть на горшке ребенку не понравится, при малейшем недовольстве со стороны вашего чада, процедуру следует прекратить.
  • Сажать ребенка на горшок надо в определенное время, когда вероятность благоприятного исхода велика. Например, сразу после сна или когда малыш пьет сок.
  • Не надо чертить графики отправления естественных потребностей, на то они и естественные. Просто следите за мимикой ребенка, мамочки обычно знают, как их дети сигнализируют о приближающемся "потопе".
  • Время от времени предлагайте ему горшок, спрашивайте, хочет ли он сходить в туалет. Выполняйте советы регулярно и без напора, и у вас с ребенком все получится!

И вот малыш делает свои дела на горшок к удовольствию любимых родителей. Вас всех можно похвалить, но не забывайте, что автоматически ходить в туалет он будет еще не скоро. Так что, напоминайте малышу о горшке в благоприятное для всяких "грязных делишек" время. Это ведь так здорово: чистый, опрятный малыш и в десятки раз уменьшившаяся кучка грязного белья в ванной.

Когда

Умение самостоятельно ходить в туалет (пользоваться горшком) является непременным доказательством «взрослости». Поэтому вполне понятно, что все родители с нетерпением ждут наступления этого момента в жизни малыша, и желают приблизить его. Острых переживаний добавляют рассказы бабушек, соседок и знакомых о том, как их «маленькие умники» делают свои дела «по-взрослому» уже «аж» с 7 месяцев. Находятся даже такие, которые кичатся, что их малыши «справляют малую нужду» над горшком уже даже в 5 месяцев. Все эти басни разжигают настоящие страсти вокруг горшка и тем самым огорчают родителей менее ловких в этом деле детишек, и тех, у кого проблема «мокрых штанишек» встречается в 4-5, и даже в 6-7 лет. Давайте попробуем разобраться в том, где есть «мифы», а где реальность в истории с горшком, а также в том, почему возникают проблемы после того, как горшечная навык уже сформировалась, и с этим делать.
Безусловный и условный рефлекс.

Новорожденный малыш не контролирует процессы мочеиспускания и дефекации, они подчинены действиям безусловного рефлекса, который не требует участия коры головного мозга. Приучение к горшку - это введение элемента сознательного контроля над этими процессами (задействование коры головного мозга), а следовательно преобразования безусловного рефлекса на условный. Звучит разумно, но что это значит на практике? А это значит, что для того, чтобы ребенок сознательно контролировала свои естественные потребности, она должна достичь определенного уровня развития нервной системы (коры головного мозга), и органов, участвующих в процессах мочеиспускания и дефекации.

В этом плане можно выделить следующие возрастные этапы:

  • от 0 до 6 месяцев. Мочеиспускание у малыша происходит от 15 до 20 раз в день.
Малыш еще совсем способен контролировать этот процесс - мочеиспускание происходит рефлекторно;
  • от 6 месяцев до 1 года. Количество мочеиспусканий сокращается до 10 раз в день.
Малыш начинает чувствовать когда его мочевой пузырь полон. При этом он может начать капризничать или плакать, подавая таким образом маме знаки.
  • от 1 до 3 лет. Мочевой пузырь малыша развивается, он становится достаточно прочным, его емкость увеличивается на 100 ~ 130 ml. У ребенка возникают позывы к мочеиспусканию, он начинает осознавать, что ей нужно в туалет, и уже к 2 годам малыш может контролировать этот процесс. Примерно около 18 месяцев уровень развития ребенка позволяет начать приучение к горшку. Однако каждый ребенок неповторим и развитие каждого протекает по-разному, а значит термины «готовности к горшку» могут колебаться от 12 до 36 месяцев.
  • от 3 - х до 5 лет. Емкость мочевого пузыря увеличивается до 160 ~ 200 ml. Малыш уже более явно чувствует позывы к мочеиспусканию, начинает самостоятельно контролировать и при необходимости сдерживать этот процесс. Это время тренировки условного рефлекса и окончательного закрепления нового умения, а это значит, что на этом пути вполне возможны и «аварии».
  • после 5 лет. До 5-летнего возраста условный рефлекс должен сформироваться уже окончательно, а значит «аварии» после достижения этого возраста связаны либо с инфекционными заболеваниями или с психологическим неблагополучием ребенка.
Что же касается раннего высаживания, то «успехи» в нем достигаются преимущественно двумя способами:
Мама постоянно «ловит моменты» и высаживает малыша на горшок, достигая минимального количества «мокрых штанишек» в день, но это достижение не малыша, а исключительно мамы. Поэтому можно говорить, что к горшку приучена мама, вместо малыша.

Контролируемый стул

Второй путь к «успеху» достигается изнурительными высадками на горшок («жизнь на горшке»), пока мочевой пузырь ребенка не переполнится и рефлекторно НЕ опорожнится. Можно назвать это успехом? Вряд ли. Все это очень часто сопровождается приговариваниями вроде: «пи-пи» или «пись-пись», и «а-а». Условный рефлекс несомненно возникает, но на слова «пи-пи», «пись-пись» или «а-а", не на наполнение мочевого пузыря. Таким образом мотивом, побуждающим к опорожнению становится НЕ физиологический процесс (наполнение пузыря), а звуковой раздражитель.

Таким образом, чем раньше вы начнете приучать малыша к горшку, тем больше усилий потратите. И чем выше уровень физиологического развития ребенка, тем проще, успешнее и безболезненнее пройдет этот процесс.
К тому же каких бы удивительных успехов вы не достигли в приучении малышей, условный рефлекс способен сохраняться в промежуток от 14 до 24 месяцев, а у малыша, которому всего год, даже наработанный рефлекс будет очень неустойчив и быстро потеряется.

Физиологические нормы перехода к контролируемому стулу являются:

  • Естественный переход к контролю над испражнениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
  • Средний возраст наработки относительно устойчивых навыков колеблется в интервале между 22 и 30 месяцами.
  • Стойкие условные рефлексы формируются у трехлетнего возраста.

Готов ли ребенок?

Мы уже узнали, что «именно то время» наступает после года. Но как понять когда именно это время наступило у вашего ребенка, если у каждого этот процесс индивидуален. Чтобы понять развитие мочевыделительной системы и система пищеварения у малыша, вы можете попробовать вести специальный график. Понаблюдайте за ребенком несколько дней: зафиксируйте характер испражнений, а также их количество и промежутки между ними. Вот признаки, которые вам помогут понять сформировалась у ребенка «готовность к горшку»:
  • промежутки между мочеиспускании составляют 1,5 - 3 часа;
  • малыш ходит «по-большому» регулярно - 1-2 раза в день;
  • может проснуться сухим после дневного сна и потерпеть несколько минут, чтобы добежать до горшка.
  • понимает обращенную к нему речь,
  • знает части тела и называет предметы одежды;
  • пытается подражать взрослым, копируя их действия,
  • проявляет интерес к унитазу или горшке, или даже хочет попробовать как все взрослые самостоятельно сходить в туалет;
  • знает и понимает слова «пописал» и «покакал»;
  • проявляет неприязнь относительно пребывания в грязных подгузниках, требует их снять или заменить;
  • пытается самостоятельно раздеться;
  • может высказывать (в любой способ) желание сходить на горшок;

«Горшечные» уроки!

Лучшее время для приобретения нового навыка - лето!
Приучение к горшку должно быть систематическим, не раз от раза. Поэтому выберите время, когда вы сможете посвятить себя малышу максимально.
С развитием мочевого пузыря, малыш начинает осознавать, что у него возникает желание сходить в туалет и он начинает подавать вам знаки. Будьте внимательны, присматривайтесь к своему малышу: может он говорит одно слово или звук, делает какой жест или знак, сжимает ножки, снимает штанишки и т.д.. Когда вы заметите, что малышу нужно в туалет, попробуйте объяснить ему «что к чему» и расскажите, что должно находиться в горшке после того, как на нем посидит.
Если малыш откажется снимать подгузник, не стоит сильно настаивать, пусть сидит в подгузнике. Использованный подгузник бросьте в горшок. Это поможет ему понять связь между сидением на горшке и нужным результатом.
Перед приучением ребенка к горшку нужно отказаться от подгузников полностью (исключение на первом этапе может быть только ночью). Надо, чтобы малыш почувствовал неудобство пребывания в мокрых штанишках, и понял, от чего это происходит. Почувствовав дискомфорт от влажного белья, ребенок будет стараться звуками или жестами сообщить об этом. Вам только нужно следить за ее поведением.
Как малыш может давать знать о своей потребности справить нужду? - Он может заглохнуть, притаиться, напрячься, покраснеть, потужиться, может уединиться в выбранном им самим месте и т.д..

Важно!!!

  • Ставьте горшок в одно и то же место, желательно в туалете - ребенок должен легко его доставать.
  • Надевайте малышу минимум одежды, чтобы при необходимости его можно было легко и быстро снять.
  • Поддерживайте малыша каждый раз, когда у него появляется желание воспользоваться горшком по назначению. Давайте малышу иногда бегать голышом при условии, что горшок находится в его поле зрения. Объясните малышу, что он может пользоваться им, когда предпочтет, и иногда напоминайте ему о существовании горшка, если он в нем нуждается.
  • Не заставляйте сидеть на горшке! Особенно неугомонных. Если ребенок оказывает сопротивление, кричит, выгибается - процесс обучения теряет смысл, разъяренная ребенок ничего не усвоит.
  • Предлагайте горшок тогда, когда вероятность «процесса» максимальна - после сна, после приема пищи, когда поведение ребенка указывает на то, что пора.
  • Ласково поощряйте, если все получилось как надо, но не переусердствуйте. Не стоит встречать каждую удачную попытку аплодисментами.
  • Не начинайте обучение ребенка, когда он болен, или капризничает.
  • Перед прогулкой и после нее пробуйте посадить малыша на горшок.
  • На прогулке, время от времени предлагайте ребенку сходить «в кустики» (если вы далеко от дома), или в специальный горшок для путешествий; берите с собой запасную одежду.
  • Не ругайте ребенка за «мокрые штанишки».
  • Сосредоточьтесь ребенка не только на самом горшке, но и на действиях, связанных с ним: как получить, открыть горшок, снять штанишки и трусы, надеть их снова, как и куда вылить содержимое горшка, затем поставить его на место. Возможно, сначала малыш может пытаться садиться на горшок и делать все «дела» прямо в одежде - это ничего, это лишь этап, который надо пережить. Следующим этапом может быть раздевание голышом, перед тем как сесть на горшок, а потом уже малыш научится делать это по-взрослому.

Мальчиков надо приучать писать стоя

Постепенно организуйте встречи с горшком не только тогда, когда ребенку хочется, но и тогда, когда того требует дневное расписание: до и после сна, перед прогулкой и т.д..

Заметьте! Если ребенок оказывает сопротивление и отказывается пользоваться горшком, не заставляйте и на ругайте ее. Попробуйте найти причину ее нежелания садиться на горшок: он может быть холодным, приклеиваться, быть неудобным - слишком большим или слишком маленьким, неустойчивым.

Какие нюансы нужно иметь в виду?

Допустим, ваш ребенок научился пользоваться горшком, а даже сам говорит о том, что хочет в туалет. Тем не менее, испытания пройдены еще не все.
  • Вплоть до 4-5 лет некоторые дети писают в штанишки. В таких случаях педиатры рекомендуют обратиться за помощью к неврологу.
  • Если в вашей семье разлад, ребенок чувствует это, даже если толком еще даже не разговаривает. Малыш может перестать ходить на горшок в стрессовых для него ситуациях. Также "авария" может произойти, если в жизни ребенка что-то поменялось, например, его отдали в детский сад.
  • Возможно, малышу трудно оставаться сухим всю ночь напролет. Если ему еще нет полутора лет, можете одевать ему на ночь памперс. Время от времени вместо памперса одевайте трусики. Некоторые родители потихоньку сажают ребенка на горшок для того, чтобы он сходил в туалет. Этот способ имеет право на жизнь, если малыш после этой процедуры не просыпается окончательно и не начинает плакать.
  • Если утром малыш просыпается мокрым, не злитесь и не расстраивайтесь. Ни в коем случае не стыдите и не обижайте дитя, не надо устраивать скандал по поводу грязного белья. Малыш просто еще не контролирует свой мочевой пузырь, а не писает назло вам из лени.
  • Чтобы увеличить шансы на "сухое" пробуждение, перед сном не давайте ребенку много пить. Нескольких глотков вполне достаточно. Когда придет время отправляться в кровать, надо обязательно посадить ребенка на горшок.

Особое мнение перинатального психолога Жанны
Последние двадцать лет многие родители прислушиваются к советам перинатального психолога, педагога, консультанта по грудному вскармливанию, мамы семерых детей Жанны Владимировны Цареградской. Она считает, что носить круглосуточно памперсы вредно. Приучать малыша к чистоте можно и надо с рождения!

  • В своих работах она пишет, что нам, родителям, только кажется, что до шести месяцев малыш беспорядочно писает и какает в пеленки. А затем плачет из-за дискомфорта. Жанна Владимировна Цареградская советует попробовать прислушаться к позывам малыша. Для этого надо на несколько дней отказаться от памперсов, матерчатых подгузников, позволить ребенку голопопить в одной кофточке. В эти дни надо побольше времени проводить с ребенком на руках, и давать ему грудь. Выяснится, что малыш испражняется или во время кормления, или сразу после него. Многие детки кряхтят, задумываются или плачут, давая понять, что вот-вот случится авария. врачи советуют: когда малыш выражает дискомфорт, надо, цитирую, "повернуть его спинкой к себе, держа под ножки, он сделает свои дела, и успокоится." Почему это происходит? Врач объясняет это первобытным инстинктом: малыш старается не какать и писать на маму, потому что враги могут найти их по запаху.
  • Следующий этап приучения к чистоте занимает два месяца: от шести до 8 месяцев. В это время, по мнению Цареградской, ребенок захочет самостоятельно делать "свои дела". В этом возрасте испражняться ребенок предпочитает наедине: он начинает протестовать против высаживания, в самый ответственный момент старается уединиться.
  • От 8 месяцев до 1 года и 3 месяцев малыш начинает играть с содержимым горшка. Кстати, в это время никто ему этого предмета и не предлагает. Вот что пишет Жанна Цареградская: "Приучаем малыша делать свои дела на газетку (или специальный моющийся коврик), убираем за малышом, но никогда не ругаем". Максимум за три месяца, обещает автор, дети проходят этот этап. Теперь они готовы выражать свое желание сходить в туалет самыми разными способами.
  • К достижению полуторогодовалого возраста ребенок по всем правилам должен начать изъявлять желание сходить на горшок. Малыш к этому возрасту уже установил связь между ощущением дискомфорта переполненного кишечника или мочевого пузыря и последующими отправлениями. У всех это происходит по-разному. Кто-то ведет маму к взрослому туалету, также малыш может демонстрировать сове желание звуками: у нас все поколения детей ассоциируют это занятие громким кряхтением - "А-А-А-А!!!"
  • После полутора лет малыша все больше захватывает окружающий мир, его действия становятся все более организованными. Мама, конечно, нужна, но постепенно ребенок начинает воспринимать себя как индивидуальность, отдельную от матери. Это процесс длится до исполнения малышом 2 лет. Только в это время, по мнению Цареградской, ребенок дорос до горшка. Сначала этот предмет просто появляется в комнате. Если малыш в доме не единственный ребенок, пусть более опытные товарищи продемонстрируют, что же надо делать с горшком. Можно сажать на ночную вазу кукол, мишек ит.д. Момент, когда ребенок сам сядет на горшок - обязательно наступит. Чему и требовалось научить. Кому-то этот способ покажется довольно муторным и долгим. Я точно знаю, что он подойдет не всем деткам. Но лично я знаю крошку, которая после выписки из роддома именно "демонстрировала" маме, что она хочет в туалет. В результате двухнедельная крошка пачкала максимум одну-две пеленка в день. Так что, товарищи родители, все очень и очень индивидуально. Ищите свой метод и, как говорится, обрящете.

Жанна Владимировна в своих прекрасных пособиях для успешного родительства пишет, что малыш во сне просто так никогда даже не пописает. Он обязательно закряхтит, хоть немного попищит, начнет возиться и т.д. Многие детки просто просыпаются и начинают истошно кричать: они хотят в туалет, утверждает педагог. Это наблюдение Цареградской верно: все подруги, в том числе и я сама, подметили эту особенность. Зная о ней, и желая своему ребенку побыстрее разделяться с памерсами, можно уже к годику (кому-то немного попозже) начать одевать на ночь обычные хлопчатобумажные трусики. Кто-то в момент беспокойства ребенка высаживает его тихонько над тазиком, у кого-то малыш не сопротивляется высаживанию на горшочек. Обычно детки быстро принимают новые правила, и аварии случаются очень и очень редко.

Одно очень и очень простое правило для успеха

Вы должны понимать, что в тот момент, когда в решили помочь ребенку стать с горшком "на ты", вы должны сначала хотя бы на дневной период не надевать на малыша памперсы (летом даже на улице). Во-первых, вы таким образом узнаете, когда и сколько раз ходит в туалет ваш малыш. Через несколько дней вы уже сможете "подлавливать" ребенка в опасный период. Во-вторых, и сам ребенок узнает, как у него там все интересно функционирует. Запаситесь терпением и трусами, избежать этого не удавалось никому. Вы женщины, и сами знаете, что ходитьв обычном белье гораздо гигиеничнее и, что там говорить, комфортнее, чем в самых лучших прокладках. Так? Вот и ребенку лучше без памперсов. Вы дали себе немного отдохнуть от стирки и глажки, но хотя бы ближе к году надо потихоньку отказываться от одноразовых подгузников.

Обычно не стесненные в средствах мамочки откладывают проблему приучения к горшку в долгий ящик. У их детей обычные памперсы сменяют памперсы-трусики, которые по заверению производителей, помогают в процессе приучения к горшку. Товарищи взрослые: становитесь уже умными тетями и дядями и научитесь отличать грамотный маркетинг от реальных вещей. Это то же самое, что с экранов телевизор заявить: велотренажеры научат вас быстрее ездить на велосипеде! Многие родители после использования памперсов-трусиков отмечают у детей такое поведение: малыши привыкают писать и какать стоя, у них даже в мыслях нет, что для этого надо хотя бы присесть.

И в еще одной проблеме винят памперс: дети после использования одноразовых подгузников просто-напросто играют с горшком или вокруг него, при этом свои дела в него делать и не собираются. Психологи не столь категоричны в данном случае к памперсам. Проблема в этом случае не в нем. Просто после года ребенок потихоньку отделается от мамы, он все больше настаивает на своем в самых неожиданных вопросах, а горшок зачастую становится камнем преткновения между очень настойчивым родителем и дитем. Поэтому эту чисто психологическую проблему можно решить временем (отстать от ребенка на пару дней), или заменой горшка.

Памятка для взрослых

Это большое событие в жизни ребенка, когда он начинает осознанно пользоваться горшком. Малыш должен контролировать собственные ощущения, свое тело и быть физически к этому готовым. Не стоит насмехаться над ребенком в этот сложный для него период. Это то же самое, что и учиться ходить, или есть с ложки. Это умение, которое требует тренировок, а значит, времени. Если ребенок сопротивляется и не хочет иметь ничего общего с горшком, прислушайтесь к нему. Только когда малыш САМ удостоит его вниманием, только когда САМ захочет сесть на горшок без принуждения, только тогда вы сможете малышу помочь избавиться от памперсов раз и навсегда.

В каком возрасте приучать ребёнка к горшку?

Мой первый опыт со старшей дочерью был весьма успешен. В 7 месяцев я начала приучать дочку к горшку. Горшок купили самый обычный, круглый, серый в крапинку, без наворотов. Дочь горшок полюбила, садилась на него охотно. С переменным успехом делала дела то в горшок, то куда придется. В полтора года она пошла в ясли, и там мои усилия были приняты по эстафете воспитателями, которые в своих стараниях продвинулись гораздо дальше меня. Ведь воспитатели попались старой закалки, а уж они то знают, как правильно приучать ребенка к горшку! Представьте, что когда ваше чадо позавтракало, его сразу же отправляют сидеть на горшке (памперсы нам запретили приносить почему-то). Теперь посчитайте - если ваш малыш ест быстро, то он уходить сидеть на горшке первым, сидит на нем и ждет, когда подтянется остальная часть детей (это может пройти около получаса). И вот оно торжество - все дети наконец-то уселись на горшки и сидят там дружно положенные полчаса. Таким образом, ребенок, ушедший сидеть на горшок первым, сидит на нем, по меньшей мере, час. И так после каждой трапезы (завтрак, обед, полдник, ужин).

Я не шучу! Никакого юмора. Это действительно так было в наших яслях, которые мы посещали. Иначе воспитателям просто не успеть переодеть всех обсикавшихся детей, коих собралось в группе 20-25 человек. К ужасу своему от медиков слышала истории, когда ребенок, насидевшись таким вот образом на горшке, зарабатывал себе проблемы с прямой кишкой (она попросту вываливалась).

К сожалению, эти страшные истории я узнала уже гораздо позже, когда моя старшая дочурка перешла благополучно в старшую группу, которая явилась для нее вторым домом. Но с тех пор засела мне в голову идея ненасилия в отношении приучения к горшку. Согласна заранее с теми, кто скажет, что на это повлиял лишь мой отрицательный опыт, и возможно в других, хороших ясельных группах, такого нет, потому что там созданные иные условия. Но, как правило, хорошие условия - это удел частных садов, где нет такого сумасшедшего количества полуторагодовалых детей на всего-навсего двух воспитателей, работающих посменно.

Кроме того, к моменту рождения младшей дочери, я стала мудрее и менее эмоциональна (имею в виду то, что эмоции направляю теперь в нужное русло, и меньше страдаю истерией по поводу мелочей). Поэтому мне всё равно, во сколько моя младшая дочь сядет на горшок и сделает туда свои делишки. Это не означает, что я ничего не делаю. Мы просто идем с ней тем путем, который комфортен для нас обеих.

Извините, что приведу такое дикое сравнение. Вспоминаю свою кошку, которая неожиданно для нас стала ходить в унитаз делать свои дела. Как она к этому пришла? Очень просто. Она сначала долго и пристально изучала, как это делают люди. Потом с первой же попытки начала это делать правильно САМА. Причем, даже пыталась смыть за собой. Попытка смыть не удалась по причине технической сложности аппарата, поэтому кошка стала просить сделать это взрослых, бегая вокруг них и мяукая.

В точности таким же образом стала ходить на горшок (а точнее, сразу на унитаз) дочка моих знакомых. Произошло это в ее неполных два года, до этого времени она тщательно изучала процесс вместе с мамой. А потом сразу уселась на унитаз и продемонстрировала свое «мастерство».

Именно этим путем идем сейчас мы с младшей дочерью. И у нас уже есть определенные успехи. Она достаточно долго изучала процесс, и однажды в ее голове какие-то мысли встретились и состыковались. Она скопировала действие взрослого и, присев на корточки, пописала на пол, произнося при этом слово «псс-с-с-с». В срочном порядке поставили в уборную горшок, подаренный нам на годовасие. Теперь дочь с удовольствием садится на этот горшок в виде стульчика и торжественно произносит «псс-с-с-с», правда, при этом ничего не делая в горшок. Сейчас нам год и три месяца. Думаю, что остался заключительный этап, на котором в голове у дочки состыкуются еще несколько мыслишек, и она поймет, куда именно нужно сделать свои «псс-с-с-с».