Моделирование как метод обучения дошкольников математике. Консультация на тему: Наглядное моделирование

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников

Консультация для воспитателей ДОУ


Место работы: МКДОУ детский сад "Берёзка" п. Лиственичный
Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников.
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» К. Д. Ушинский
Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух формах: диалогической и монологической. Каждая форма имеет свои особенности:
- Монолог содержит более полную формулировку информации, высказывание более развернуто.
- В диалоге речь не нуждается в развертывании мысли, может быть неполной, сокращенной, фрагментарной.
(на экране проецируется слайд № 3)
В общении ребенка со сверстниками и взрослыми связная речь занимает особое место, отражая логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее.
В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов: нарушение логики, последовательности изложения, смысловые пропуски, использование формальной связи между предложениями, повторение одних и тех же лексических средств.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.
Что же такое моделирование?
(на экране проецируется слайд №4)
«Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
«Модель» - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Из данных определений следует, что в основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.
В чем особенность и значение моделирования?
(на экране проецируется слайд №5)
Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно за счет использования моделей делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания конкретных фактов, явлений при формировании знаний, приобщающихся по содержанию к понятиям
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы. При этом используемые наглядные модели - стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п. - дают возможность оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. С помощью схем и моделей дошкольники учатся преодолевать различные затруднения, переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах.
Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания
А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.
Итак, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
(на экране проецируется слайд №6)
Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Сущность метода моделирования.
(на экране проецируется слайд №7)
В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. Далее наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
(на экране проецируется слайд №8)
Предметные:
геометрические фигуры (на экран проецируется слайд № 9)
символические изображения предметов; (на экран проецируется слайд № 10)


опорные картинки; (на экран проецируется слайд №11)

Предметно-схематичные:
планы и условные обозначения, используемые в них; (на экран проецируются слайды № 12,13)



блок- рамка (на экран проецируется слайд №14)
Требования к модели:
- Чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
- Быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
- Ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
- Облегчать познание.
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах
Этапы работы с моделью:
1. Использование готового символа или модели.
2. Составление модели педагога совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
В процессе обучения связной речи моделирование служит средством планирования высказывания и может быть использовано в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
(на экране проецируется слайд № 15)
- пересказ; (на экране проецируется слайд № 16)
- составление рассказов по картине; (на экране проецируется слайд №17)
- описательный рассказ; (на экране проецируется слайд №18)
- творческий рассказ. (на экране проецируется слайд №19)
Закономерности формирования моделирования у дошкольников:
- Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные на занятиях или в обыденной жизни.
- Целесообразно начинать с моделирования единичных конкретных ситуаций, а позднее – с построения моделей, имеющих обобщённый характер.
- Следует начинать с иконических моделей, т. е. сохраняющих известное сходство с моделируемым объектом, постепенно переходя к условно-символическим изображениям отношений.
- Начинать следует с моделирования пространственных отношений, а затем переходить к моделированию временных, логических и т. д.
- Обучение моделированию осуществляется легче, если начинается с применения готовых моделей, а затем их построения.
- Процесс обучения моделированию заканчивается интериоризацией действий, т.е. переводом планирования во внутренний план.

Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.
Так, Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Практическая часть.
Моделирование по сказке «Кот, петух и лиса».
1. Чтение сказки.
2. Беседа по сказке:
- Кто жил в домике?
- Что наказывал котик петушку, когда уходил в лес?
- Кто хотел утащить петушка?
- Какую песенку пела лисичка?
- Как петушок звал котика?
- Как котик спас петушка?
3. А теперь давайте поиграем в сказку. Посмотрите сколько у меня фигурок. (рассматривание и называние геометрических фигур) . Пусть квадрат будет избушкой в которой живут кот с петушком. Какая фигурка будет котиком? Почему котик – серый кружок? (Потому что котик такого же цвета – серый). Какая фигурка будет петушком? Почему петушок – это красный треугольник? (Потому что у петушка красный гребешок и красная бородка) . Кем же будет оранжевый треугольник? Почему лисичка – большой оранжевый треугольник? (Потому что лисичка рыжая и по размеру больше,чем петушок и котик).
4. Рассказывание сказки с использованием геометрических фигур
Жили в домике петушок и котик
(в квадрат помещаются круг, треугольник)
Ушел котик из домика на охоту.
(в квадрате остается треугольник, круг убирается)
А лиса тут как тут.
(рядом с квадратом выкладывается оранжевый треугольник)
Схватила лиса петушка и понесла.
(красный треугольник помещается на оранжевый)
Лиса несет петушка, а котик их догоняет.
(рядом с оранжевым треугольником выкладывается серый кружок)
Отнял котик петушка и принес домой.
(красный треугольник перемещаем на серый круг и выкладываем квадрат)
(дети по показу выполняют действия с геометрическими фигурами)
Игра с фигурками может продолжаться, пока сохраняется интерес.
5. Рассказывание сказки с опорой на рамки (слайд 14)

Если ученик в школе не научится
сам ничего творить, то в жизни он всегда будет
только подражать, копировать.

Начальная школа – это особая область образования. И, несомненно, здесь произошли изменения, которые превратили начальную школу в нечто новое по сравнению с тем, что было когда то.

Начальная школа дает огромные возможности для становления личности ребенка, которые сегодня, к сожалению, далеко не всегда реализуются. Ребенок приходит в школу с желанием учиться, с вполне развитой для его возраста речью и мышлением. Перед учителем стоит задача поддерживать и развивать стремление ребенка узнать новое. Но как это сделать, чтобы ученик мог играючи стать сам создателем нового, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста развивали индивидуальные способности.

И мы обратились в первую очередь к развивающим играм, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием неслучайно. Они все исходят из общей идеи и обладают характерными способностями.

  1. Набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, квадратов и т.д.
  2. Задачи расположены в порядке возрастания сложности.
  3. Задачи имеют широкий диапазон трудности.
  4. Нельзя подсказывать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу.
  5. Развивающие игры позволяют детям составлять новые варианты, то есть заниматься творческой деятельностью.

Развивающие игры это «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Пифагор», «Пентамино» и другие. Эти игры:

  • во-первых, дают «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
  • во-вторых, всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • в третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;
  • в-четвёртых, игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
  • в-пятых, незаметно для себя дети приобретают важное умение – размышлять и принимать решения.

Начиная с детского сада целесообразно предложить детям набор «Сложи узор» по методике Б.П. Никитина. Этот набор состоит из 16 одинаковых по размеру и форме деталей (показ). Каждая из четырех сторон куба имеет свой цвет: красный, белый, желтый, фиолетовый (синий). Две другие стороны-двух цветов по диагонали.

В начале детям лучше давать набор таких кубиков для самостоятельной деятельности, не ставя перед ними каких- либо задач. Дети начинают создавать машину, дом, мебель и т.д. Как правило, в начале, при создании конструкции дети не обращают внимания на разные цвета кубиков. После того, как они в течение нескольких дней освоят новый для них материал, воспитатель на следующих занятиях может дать задания: Например, предложить построить крепость, имеющую фасад белого цвета (или любого другого цвета).

Постепенно можно перейти к созданию разноцветных узоров по методике Б.П. Никитина. Создавая узоры, дети вынуждены многократно поворачивать куб, чтобы найти нужный цвет. Далее они начинают заменять практические повороты мысленными, что способствует развитию у них пространственного мышления, столь важного для творческого конструирования.

В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы. К 5-6 годам ребенок сам начинает создавать придумывать новые узоры.

На определенном этапе дети тренируются понимать и обозначать пространственные отношения с помощью слов и словосочетаний: направо, налево, через, за, под, над, вверх, вниз и т.д. Дети учатся создавать пространственный образ по словесному описанию, мысленно прослеживать и запоминать описываемую словами траекторию движения. Большинство заданий строятся на основе двумерного рисунка, поэтому ребенок учится переводить словесное описание трехмерного пространства в двумерный зрительный образ. Дети дошкольного возраста хорошо различают правую и левую стороны, верх, низ в реальном пространстве, но не всегда могут это сделать на листе бумаги. Поэтому обучение направлено на объяснение принятых условностей плоскостью изображения. К семи годам дети должны уже уметь осознанно выбирать точку зрения и с нее описывать пространство рисунка. Для тренировки этого умения включены графические диктанты. Далее формируются умения работать с координатной плоскостью, картой, шахматной доской. Дети знакомятся с общепринятыми условными обозначениями, используемыми при создании двумерных схем и учатся их читать.

Мы все любим играть в игру «Морской бой». Это игра захватывает всех, особенно мальчишек. Эту игру забыли; так как появились другие, компьютерные игры. В классе можно и нужно играть в эту игру, чтобы ребенок в ходе игры научился определять любую точку на местности, пользуясь методом построения координатной плоскости.

Игра «Сокровище пиратов» увлечет мальчишек и девчонок на необитаемый остров с целью найти клад пиратов. При работе с координатной плоскостью ученик неоднократно может менять расположение точек, размеры единичных отрезков, что требует от обучающихся высокого развития графических навыков и логического мышления и, следовательно, способствует его развитию. Это позволяет научить учащихся соединять точки плавной линией, сочетать манипулятивную, зрительную и мыслительную деятельность, а это, в свою очередь, создает благоприятные условия для обучения учащихся со слабой графической подготовкой.

Задачи с координатной плоскостью интересны и разнообразны. Для того, чтобы работу с координатной плоскостью сделать более веселой, повысить интерес, задаются такие координаты, что в результате получается какой-нибудь рисунок: животное, растение или предмет.

Ребенок должен уметь рисовать схему квартиры, школы, дом, где он живет, маршрут его движения в школу и другие аналогичные задания. Эти задания формируют целостное видение пространства объектов, умение абстрагироваться от конкретных ситуативных деталей. Очень важно при этом обратить внимание на правильное соотношение различных частей схематического образа между собой, их ориентировку относительно друг друга.

С третьего класса дети начинают работать с изображением трехмерных фигур. Они учатся определять по рисунку длину, ширину и высоту объемной фигуры, анализировать ее структуру и состав. При этом дети учатся мысленно «видеть» объект с разных позиций: сверху, сбоку, спереди, сзади. Они знакомятся с названиями объемных геометрических фигур и учатся изображать их на бумаге. На данном этапе учащиеся развивают умение работать с аксонометрическим изображением объекта, приобретают навык конструирования объемного образа этого объекта. В будущем эти умения помогут ребенку без труда «читать» чертежи любой сложности. В дальнейшем, изготавливая модели, дети учатся мысленно представлять последовательность пространственных преобразований, планировать трудовые операции, творчески относиться к труду.

Одна из наиболее трудных задач конструирования и моделирования – построение развертки объемных изделий. Для развития конструкторского мышления важно уметь самим делать чертеж той или иной поделки. Прежде всего, необходимо найти закономерность построения изделия.

Большую роль в развитии конструкторского мышления младших школьников играет создание технических моделей. Их можно сделать из различных материалов: пластилина, глины, фанеры, жести, дерева и т.д. Наиболее простыми для них являются бумага и картон. Мы предлагаем схемы изготовления и развертки не только геометрических фигур и игрушек, также несложные модели или макеты домиков, мебели, машин, тракторов и т.д.

Для создания моделей, как и других поделок, прежде всего, необходимо выделить основные детали конструкции и общий принцип построения. Например: автомобили (грузовики) состоят из несущей рамы, кабины, кузова, колес. Прежде всего, выполняется эскиз машины, которую хотят сделать, находят конструктивные особенности, формы деталей. Кузов и кабина различных машин имеют отличия, различны по форме. Такие наиболее общие принципы необходимо найти для каждой группы или отдельной конструкции: это намного облегчит процесс моделирования. Модели могут быть сложными и упрощенными, то есть лишь обобщенно передающими внешне сходства с действительными машинами.

После выполнения работ можно предложить детям внести изменения в отделку моделей и попробовать самостоятельно разработать конструкции по собственному эскизу.

Конструирование – это творческий процесс и каждый может найти свое решение в изготовлении той или иной детали и модели в целом.

Настоящее время выпускаются конструкторы самых различных видов, изготовленные из разных материалов: металлические, пластмассовые, деревянные и т.д. Если наши дети до этого знали только склеивание и пользовались ножницами, линейкой, карандашом, то в игре «Конструктор-механик» учащиеся самостоятельно занимаются сборкой и монтажом технических моделей и макетов. При этом пользуются отверткой, гаечным ключом, закручивают винты, болты, шарниры, тем самым получают сведения о ранее неизвестных инструментах.

В каждом наборе конструктора имеется таблица деталей, рисунки или фотографии поэтапного сбора моделей, по которым можно изготовить конструкцию. Основные детали конструкторов имеют геометрическую форму, и их соединения в разных комбинациях позволяет, в основном, отображать реально существующие объекты, моделировать их структуру с точки зрения функционального назначения каждого.

Для успешного воспроизведения рисунка, схемы детям необходимо, как уже говорилось ранее, умение правильно их «читать»: мысленно переводить объемные предметы, части деталей в плоскостные и наоборот. В противном случае, дети часто допускают ошибки в начале или в середине процесса воспроизведения и обнаруживают не сами ошибки, а только их влияние на результат после завершения сборки конструкции, что приводит к необходимости ее разбирать и начитать все с начала. Вместе с тем дети могут придумывать образы, не существующие в жизни или в их опыте, и создавать конструкции «Робота», «Великана» и т.д.

Рекомендуемые нами игры, занятия, упражнения направлены на то, чтобы дети незаметно для себя выполняли логические задачи. Роль взрослого в этом процессе -поддерживать интерес детей и направлять их деятельность.

В современном обществе, когда быстрым темпом идет развитие технического прогресса, когда в Якутии на одном из первых мест стоит развитие промышленности, Вилючанский лицей им. В.Г. Акимова определил свое направление – техническое образование.

Так как детский сад и начальная школа являются фундаментом образования, наше методическое объединение учителей начальных классов и воспитателей ДОУ, проанализировав свой многолетний опыт, создали программу «Конструирование и моделирование» для дошкольного и начального образования. В течение трех лет эта программа прошла апробацию и в 2006 году утверждена улусной экспертной комиссией. Кроме того, выпущено учебное пособие по конструированию и моделированию.

Полученные в начальной школе навыки по этому курсу помогают детям в дальнейшем при изучении геометрии, черчения, технологии, начертательной геометрии в старших классах лицея.

Преемственность и партнерство нашей работы видны в разработке проектной деятельности обучающихся по различным предметам, как изготовление мебели в УПМ, проектирование одежды старшеклассницами, написание рефератов и докладов.

Введение предмета «Конструирование и моделирование» в учебный план как один из предметов стандарта общего образования второго поколения стало велением времени.

Предлагая данный материал для обучения детей, мы стремились к тому, чтобы радость развлечения постепенно перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!

Конструирование и моделирование.

Цели и задачи:

  1. Развивать пространственное воображение, память, мелкую моторику, речь, мышление, усидчивость, творческие способности
  2. Научить логически рассуждать, делать выводы, доказывать, развивать гибкость мышления.
  3. Развивать умение работать в двумерном пространстве, конструировать модели геометрических фигур, различных предметов, транспортных средств.
  4. Формировать умение работать с изображениями трехмерных фигур, целостного видения.
  1. Работа со строительными материалами.
  2. Работа по образцу.
  3. Аппликация из геометрических фигур.
  4. Сложи узор.
  5. Оригами.
  6. Лего.
  7. Мозаика.
  8. Развивающие игры.
1 класс
  1. Оригами.
  2. Графический диктант.
  3. Геометрическая аппликация.
  4. Головоломки со спичками.
  5. Танграм.
  6. Сложи узор.
  7. Работа по контуру.
2 класс
  1. Сложи узор.
  2. Развивающие игры:
    • Пифагор.
    • Танграм.
    • Вьетнамская игра.
    • Монгольская игра.
    • Колумбово яйцо.
    • Пентамино.
    • Сложи квадрат.
    • Сложи фигуру.
  3. Головоломки со спичками.
  4. Моделирование на плоскости.

3 класс

  1. Танграм (14 танов).
  2. Составление схем-карт.
  3. Фигуры из полосок бумаги.
  4. Работа с аксонометрическим изображением.
  5. Работа с чертежом объемной фигуры.
  6. Координатная плоскость.
4 класс
  1. Моделирование.
  2. Проекция.
  3. Координатная плоскость.
  4. Предметная модель.
  5. Конструирование из деталей металлического конструктора.

Наглядное моделирование – эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста

Тимошкина Юлия Анатольевна, воспитатель МДОУ "Центр развития ребенка- детский сад № 58",г. Саранск, Республика Мордовия.
Описание материала: Материал будет полезен воспитателям ДОУ,занимающихся вопросом развития логического мышления своих воспитанников.
Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности и пополнение методических копилок интересным и полезным материалом.
Задачи:
1.Акцентировать внимание педагогов на актуальность проблемы развития логического мышления у детей дошкольного возраста.
2.Помочь воспитателям определить пути повышения развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей воспитанников.
Использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления остается актуальным. Актуальность заключается в том , что современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. В век информатизации и технологизации общества требуются новый уровень мышления. Поэтому задача педагога - помочь каждому ребенку в его развитии.
Эффективность развития мышления ребенка возрастет, если в качестве средств обучения выступает наглядная модель. С помощью наглядного моделирования ребенок учится логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Он должен чувствовать себя «созидателем», открывающим что-то «новое» для себя.
В начале дети осваивают модели единичных, конкретных ситуаций. На этом этапе работы ребенок учится создавать и использовать символические, условные обозначения. Использование символических средств позволяет выражать ребенку свое отношение к действительности, обобщать и проявлять свой эмоционально-познавательный опыт. Ребенок рассматривает картинки с изображением деревьев: дуб, береза, ель, сосна - обобщает и называет образованную группу обобщающим словом – деревья.
Большую роль играют условные обозначения в работе с календарем природы, который представляет собой круговую диаграмму со сменой времен года. Сезонные изменения символически обозначаются. Эти символы помогают ребенку вспомнить, усвоить, закрепить, сравнить характерные особенности времен года.


Немало важную роль играют условные обозначения, которыми ребенок пользуется ежедневно, наблюдая за живой и неживой природой.
Символические обозначения используются для определения общих отличительных признаков, свойств при сравнении, классификации, группировки по более узким признакам. Таким образом, рассуждая, сравнивая, доказывая, ребенок приобретает знания в процессе мышления. На этом уровне ребенок подготавливается к наглядному моделированию.

Овладение детьми наглядным моделированием

Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном и схематизированном виде.
На этом этапе работы ребенок знакомится с моделями, схемами, которые состоят из условных обозначений и выражают более сложные отношения.
Идет знакомство с кругами Эйлера. Дается круг с условным обозначением, обозначающий родовое понятие и подбираются видовые понятия. Таким образом, развивается умение классифицировать, группировать и обобщать без применения практических действий.


Дети учатся строить модели, имеющие обобщенный характер и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций.
Использование кругов Эйлера широко применяется на разных занятиях. Но чаще всего применяются на занятиях по логическому мышлению.
Действие построения и применения моделей могут отрабатываться у детей в разной последовательности, в зависимости от характера самих моделей и вида отношений, которые в них отображаются. В одних случаях целесообразно знакомить детей с новым для них типом модели, обучая использовать модель, заранее созданную взрослыми. В других случаях, наоборот, овладения построением модели способствует ее освоению и правильности использованию.
Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает понять ребенку, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле. Обычно такие модели сложные по содержанию используются на диагностических занятиях.
Есть модели, которые составляют дети на протяжении нескольких занятий. Овладение построением модели (лестницы) эволюционного развития животных.


Дети выкладывают животных в порядке их возникновения.
Самостоятельное построение детьми различных моделей способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров».
В процессе работы над наглядным моделированием разрабатывается особый стиль общения с детьми. Во время бесед следим за логикой ребенка, не навязывая своего мнения.

В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, которую человек получает со всех сторон. Соответственно, усложняются и интенсифицируются процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен был стать более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символьного, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний – изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.

Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение, позволяя воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Наилучшее педагогическое общение – это общение педагога и детей, способствующее творческому характеру учебной деятельности. Это особенно важно в обучении детей с тяжелыми нарушениями речи, когда на учебных занятиях необходимо создать наиболее благоприятный эмоциональный климат. Учитель-логопед является одновременно источником информации и организатором как коллективной деятельности, так и взаимодействия детей.

В настоящее время требования к уровню развития связной речи воспитанников на момент поступления в школу значительно возросли, что требует от педагогов поиска новых методически правильных технологий обучения. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня отмечается несформированность связной речи: нарушения композиции и синтаксической структуры повествования, пропуск смысловых звеньев, а в речи либо отсутствие, либо ошибки в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, что создает серьезные проблемы на пути их развития и обучения. По результатам диагностики дети с общим недоразвитием речи имеют недостаточный уровень сформированности монологической и диалогической связной речи.

При пересказе, составлении рассказа по серии сюжетных картинок, рассказе-описании и творческом рассказе отмечаются следующие недостатки:

  • повторные наводящие вопросы;
  • пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, даже если ребенок передает содержание хорошо знакомого текста;
  • неоднократные нарушения связности изложения;
  • связные высказывания слишком коротки.

Данные диагностики позволяют понять пропедевтическую значимость своевременной коррекции нарушений развития связной речи.

Разработка различных методов обучения построению наглядной модели связного высказывания позволяет эффективно осуществлять логопедическую коррекцию связной речи детей с ОНР третьего уровня. Одним из способов планирования связного высказывания является метод наглядного моделирования.

Коррекция связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР с использованием метода наглядного моделирования будет эффективной, если в процесс обучения будут введены:

  • система подготовительных упражнений, направленных на осознанное усвоение правил организации композиции высказывания;
  • специальные приемы обучения детей действиям замещения;
  • различные модели, схемы, передающие предметно-смысловую и логическую организацию текста;
  • упражнения по нахождению различных вариативных средств связи предложений, что позволяет решить задачи с усвоением правил смысловой и лексико-синтаксической организации текстовых сообщений.

В процессе использования метода наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР предлагается вводить понятие о графическом способе изображения действия различных рассказов .

В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, оранжевый треугольник – морковка, коричневый овал – собака и прочее.

На последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (добрый, печальный, теплый, влажный и прочее).

В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:

  • предметные изображения, картинки;
  • силуэтные изображения;
  • геометрические фигуры.

Таким образом, модель, состоящая из различных фигур или предметов, становится планом связного высказывания ребенка с ОНР и обеспечивает последовательность его рассказа. Пересказ – наиболее легкий вид монологической речи, придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовые авторский сюжет, речевые формы и приемы. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Работа по развитию навыка пересказа с помощью метода моделирования предполагает формирование следующих умений:

  • усвоение принципа замещения героев или действий сказки, рассказа различными предметами или cхематическими изображениями;
  • развитие умения передавать сюжет повествования с помощью предметов-заместителей.

Рекомендую начинать обучение приему наглядного моделирования с коротких русских сказок : «Маша и медведь», «Три медведя», «Белка и волк» Л.Н. Толстого, «Галка и кувшин», «Лес и мышонок» В. Бианки, «Три котенка» В. Cутеева.

Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки логопед использует различные предметы-заместители. Например, я рассказываю детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий.

На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть. каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения.

Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием плана для пересказа.

Кроме этого, пересказ можно осуществлять с помощью графических схем .

Я читаю детям какой-либо рассказ и прошу его пересказать. Как правило, дети с ОНР ограничиваются лишь называнием персонажей. Тогда предлагается составить рассказ по графической схеме – имея возможность смотреть на графическую схему, ребенок гораздо легче составляет логичный рассказ. Графическая схема при этом служит не подсказкой, а средством обучения.

Например: обучение пересказу рассказа «Белка» .

Это было летом. Маша с дедушкой встали рано и пошли за грибами. Узкая тропинка уводила их в лес. Девочка подошла к большому дереву. Вдруг что-то стукнуло ее по голове. Смотрит Маша, а это белый гриб. Его уронила белочка. Она сидела на суку. Зверек был маленький, рыженький с большим пушистым хвостом. Белка готовила запасы на зиму. Она на ветках сушила грибы.

Составление рассказа по сюжетной картинке – значительно более сложный этап по сравнению с пересказом готового текста, но при этом ребенок овладевает навыками пересказа. Данный вид развития связной речи очень труден для детей с общим недоразвитием речи и требует определенного подхода к его реализации. Дети при рассказе по сюжетной картине должны выделять изображенные на картине предметы, основных действующих лиц, выделить основную событийную основу рассказа, взаимодействие различных героев картины, отметить особенности развития действия, составить экспозицию (начало) рассказа и окончание рассказа – развязку, итог повествования.

Коррекционно-логопедическое обучение с целью формирования навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  1. выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  2. определение взаимосвязи между ними;
  3. объединение фрагментов в единый сюжет.

Для этого можно использовать пособия «Логико-малыш», «Оживи картинку». По данным пособиям я разработала несколько листов, которые помогают обучить детей с ОНР составлению рассказа по сюжетной картинке. Примером метода моделирования может служить предлагаемый рассказ по сюжетной картинке:

День рождения

У Кати сегодня день рождения. На день рождения Катя позвала гостей и накрыла большой стол. Ребята подарили Кате куклу и красивый торт. Сначала ребята играли в жмурки, а потом сели за стол. Дети пили чай с конфетами и тортом.

В задании представлена сюжетная картина и схематичные изображения наиболее значимых сюжетных отрывков рассказа.

Логопед может пользоваться для обучения как всей сюжетной картиной, так схематичными изображениями. Данный рассказ представлен не случайно, выбор обусловлен трудным восприятием у детей с ОНР сюжетной картинки с изображением природы.

Если дети в достаточной мере овладели навыком связного рассказа по сюжетной картинке, логопед может ввести элементы «ТРИЗ» – ребенку предлагается придумать другой конец рассказа или продолжить его, в рассказ включить новых героев, изменить действия в сюжете рассказа.

Описательный рассказ – отличается отсутствием временной последовательности, отношение одновременности.

При обучении детей с ОНР дошкольного возраста описанию предметов логопед должен помнить и решать следующие основные задачи:

  • развить у детей умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
  • сформировать обобщенные представления о правилах построения рассказа описания предмета;
  • научить детей языковым средствам, необходимым для составления описательного рассказа.

Для работы над составлением описательных рассказов могут быть использованы «Схемы для составления описательных рассказов» Т.А. Ткаченко. Предлагаю следующие модифицированные схемы для составления описательных рассказов.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

  • принадлежность к родовидовому понятию;
  • величина;
  • цвет;
  • форма;
  • составляющие детали;
  • качество поверхности;
  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов).

Примером составления описательного рассказа по схеме может служить модифицированная схема описания и сравнения овощей и фруктов.

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Опыт работы показывает, что овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно пользоваться моделью описания отдельных предметов или явлений. Один ребенок или подгруппы детей составляют модель описания двух и более предметов по плану. При этом символы описания выкладываются каждой подгруппой в свой круг – обруч. В месте пересечения кругов выложены символы, общие для обоих сравниваемых предметов. За пределами зоны пересечения символы характеризуют различия двух предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем – различия.

Корова и собака – это домашние животные. По размеру корова большая, а собака – маленькая. У собаки есть голова, туловище, лапы, хвост, уши, нос, глаза; у коровы есть голова, туловище, лапы, хвост, уши, нос, глаза, копыта, рога и вымя. Корова питается травой, а собака – мясом, косточками. Корова дает человеку молоко, мясо, а собака – сторожит дом человека. Корова живет в коровнике, а собака – в конуре.

Многим логопедам знакомы логопедические сказки , то есть рассказы, которые содержат большое количество одинаковых звуков (Н.В. Нищева «Будем говорить правильно», Л.А. Боровских «Я логично говорю»). В коррекционном процессе ребенок может подготовить пересказ по картинке, просто повторять текст за взрослым. Основная задача данных сказок – автоматизировать в связной речи поставленные звуки или дифференцировать оппозиционные. Чтобы работа не была для ребенка слишком скучной и шаблонной, в процессе подготовки к образовательной модели полезно использовать схемы или предметы-заместители.

План работы по такой сказке следующий:

  1. логопед читает сказку ребенку;
  2. вместе с ребенком выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);
  3. ребенок отвечает на вопросы логопеда по содержанию сказки;
  4. пересказывает сказку по модели.

Рассказ на дифференциацию звуков «р-л»

Муравей и голубка

Муравей пришел к ручью пить. Волна набежала и чуть его не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть и хотел поймать голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. (По Л.Н. Толстому)

Примерные вопросы:

  • Куда пришел муравей в начале рассказа?
  • Что случилось с муравьем у ручья?
  • Кто помог муравью спастись от гибели?
  • Что сделала голубка, чтобы спасти муравья?
  • Что случилось с голубкой?
  • Как муравей спас ее?
  • Какое еще название можно придумать для сказки?

Рассказ с элементами творчества – это придуманные детьми рассказы с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облеченным в соответствующую словесную форму. Это придуманные рассказы, представляющие собой результат детской фантазии, требующие от ребенка развитого воображения, образного мышления, способности самостоятельно моделировать схему рассказа. Необходимо помнить, что ребенок зачастую боится самостоятельно придумывать какой-либо рассказ, и здесь нам на помощь приходит метод составления модели.

Я выделяю следующую схему обучения ребенка составлению творческого рассказа:

  • логопед предлагает конкретные персонажи рассказа, а событийную сторону и действие, происходящее в рассказе, дети придумывают самостоятельно;
  • конкретные персонажи заменяются силуэтными изображениями, что позволяет детям проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа; герои рассказа заменяются силуэтными изображениями (возможно из черной бумаги), что позволяет проявить творчество в описании внешнего вида героев, их характеров и действий, выполняемых этими героями;
  • детям предлагается составить сказку по модели, включающей геометрические фигуры или схематические изображения героев, необходимо выбрать название сказки, например: «Приключения слоника в Чудесном городе»;
  • каждый ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Я предлагаю следующий оригинальный прием обучения творческому рассказу: использование для данного вида деятельности силуэтных персонажей . Детям демонстрируются силуэты зверей, птиц, растений, которые могут быть вырезаны из бумаги или картона. Логопед может дать начало сказки: «Однажды, в далеком лесу и так далее». Дети сами сочиняют последовательность сюжета, определяют его начало и конец, придумывают характеры, внешний вид своим героям. На последующих этапах ребенок самостоятельно выбирает силуэты для модели и составляет рассказ самостоятельно.

Практика показывает высокие результаты обучения связному высказыванию (пересказ, составление рассказа по сюжетным картинкам, составление описательного рассказа, рассказ с элементами творчества) детей с нарушениями речи при использовании метода наглядного моделирования.

Как развить речь ребенка? Как сделать ее выразительной и грамотной?

Эти вопросы часто волнуют родителей дошкольников, особенно перед поступлением детей в школу. Характер речи ребенка тесно связан с его общим психическим развитием. Обычно по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе. Следует подчеркнуть важность совместных занятий родителей с ребенком. Я провожу индивидуальные консультации для родителей, показываю фронтальные занятия на родительских собраниях, объясняю родителям, как нужно правильно заниматься с ребенком дома, в том числе показывать, как использовать метод моделирования при работе над пересказом, составлением рассказа по картинке.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Овладение связной речью предполагает усвоение ребенком следующих умений:

  • выделение темы повествования или определение объекта описания;
  • соблюдение последовательности (структуры) монолога.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии, как средство повышения интереса к данному виду деятельности.

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2006.
  2. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. – М.: АРКТИ, 2002.
  3. Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять сказки. – М.: АРКТИ, 2005.
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002.
  5. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  6. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Гном-Пресс, 2004.
  7. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи дошкольников. – Выпуски 1, 2. – М.: Гном и Д, 2001.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.: МГЗПИ, 1993.
  9. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН-Пресс, 2005.

Материал предоставлен , № 2 за 2008 год.

Татьяна Портнова

Я представляю опыт работы ДОУ №17 "Рождественский" г. Петровска по теме метод моделирования как способ обучения дошкольников математики .

Одним из наиболее перспективных методов математического развития дошкольников является моделирование . МОДЕЛИРОВАНИЕ для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач, главные из которых – это привить детям основы логического мышления, научить простому счету, облегчить ребенку познание. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

В своей работе я опиралась на метод моделирования , разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, он заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей , которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно :

Позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

Улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

Повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

В своей работе я использую четырех ступенчатую последовательность применения метода моделирования .

Первый этап предполагает знакомство со смыслом арифметических действий.

Второй - обучение описанию этих действий на языке математических знаков и символов .

Третий - обучение простейшим приемам арифметических вычислений

Четвертый этап - обучение способам решения задач

Слайд 5 (фото дети модели делают )

Чтобы овладеть моделированием как методом научного познания , необходимо создавать модели . Создавать вместе с детьми и следить, чтобы дети принимали в изготовлении моделей непосредственное и активное участие. Продумывая разнообразные модели вместе с детьми , я придерживалась следующих требований :

Модель должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов.

Раскрывать существенное в объекте.

Замысел по созданию модели следует обсудить с детьми, чтобы она была им понятна.

Моделирование как новый вид работы дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая развитие их мышления.

Созданные нами модели многофункциональны . На основе моделей создаем разнообразные дидактические игры. При помощи картинок-моделей организовываем различные виды ориентированной деятельности детей. Модели использую на занятиях, в совместной с воспитателем и самостоятельной детской деятельности.

К созданию моделей подключаю родителей , которым даю задания по изготовлению несложных моделей (родители дома вместе с ребенком создают модель ) .

Таким образом, осуществляется взаимосвязь трех сторон :

родитель

и ребенок.


Хочу познакомить с моделями , которые я использую в работе с детьми.

Наглядная плоскостная модель "От секунды до года"

Цель применения :

Дать детям представления о временных отношениях, их взаимосвязи ;

Закрепить представления детей об отношении целого и части, научить обозначать в пространстве отношения во времени; совершенствовать счет.

Описание работы с моделью :

Знакомлю детей с моделью постепенно . Сначала знакомлю с самими терминами (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) . Что по временным меркам больше, а что меньше, что во что входит.

Далее даю более четкие, узкие представления. Например, секунда - это почти самая маленькая временная единица, но если их 60, то они будут составлять большую временную единицу - минуту, и таким образом провожу работу до тех пор, пока дети не усвоят все термины, все взаимосвязи временных отношений, начиная от секунды и заканчивая годом.

Наглядная плоскостная модель

"Домик, где знаки и числа живут"

Цель применения :

Закрепить умения детей составлять числа из двух меньших; складывать и вычитать числа;

Дать детям представления о неизменности числа, величины при условии различий в суммировании;

Учить или закреплять умение сравнивать числа (больше, меньше, равно) .

Структура модели : модель представляет собой 4-этажный домик, на каждом этаже расположено разное количество окошек, где будут жить знаки и цифры, но так как домик волшебный, то поселяться в домик знаки и цифры могут только с помощью детей. Окна в домике располагаются следующим образом :

Описание работы с моделью :


первый и второй этажи будут использоваться для решения задачи, которая состоит в том, чтобы дать детям представления о неизменности числа, величины при условии различий в суммировании. Например : 4 = 1 + 1 + 1 + 1; 4 = 2 + 2.


Третий этаж будет использоваться, чтобы научить детей (или закрепить умение) составлять числа из двух меньших, а также вычитать числа. Например, 3 + 5 = 8 или 7 - 4 = 3 и т. п.

Последний, четвертый, этаж будет использоваться, чтобы научить детей (или закрепить умение) сравнивать числа между собой, с помощью знаков "меньше", "больше" или "равно".


Модель можно использовать в любых видах деятельности : на занятиях, в свободной деятельности детей, при индивидуальной работе с детьми и т. д.

Слайд 11-12

Наглядная плоскостная модель "Солнечная система"

Только для детей старшей и подготовительной группы.

Цели применения :

Дать (или закрепить) представления детей о геометрических телах и фигурах (сравнивая круг, шар с другими геометрическими телами и фигурами) ;

Научить детей определять и отражать в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости полученной группы (солнечная система) ;

Научить (или закрепить) умение детей определять последовательность ряда предметов по размеру ;

Развивать понимание пространственных отношений, определять местонахождение одних объектов относительно других;

Совершенствовать порядковый и количественный счет;

Закрепить умение пользоваться условной меркой для измерения расстояний;

Закрепить умение решать арифметические задачи.

Структура модели :

модель представляет собой наглядную плоскостную схему, на которой изображена солнечная система. В дополнение к схеме имеется специальная карточка, которая предназначается для взрослого, где запечатлена информация о солнечной системе (небольшой рассказ о солнечной системе, размеры планет) . К модели прилагается комплекс смоделированных планет , при этом необходимо соблюдать пропорциональность их размеров друг к другу.

Описание работы с моделью :


Для решения задачи, необходимо объяснить детям, что все планеты солнечной системы и само солнце, конечно, - это одна целая группа (семья) . "У нашей звезды Солнце есть своя семья. В нее входит 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца, то есть все эти 10 космических тел объединены в одну группу. Задания для детей :


1. разложить планеты в ряд, по мере увеличения размера планет или, наоборот, от самой большой планеты к самой маленькой.

2. определить местонахождение одной планеты относительно другой, ориентируясь по схеме : планета Земля находится левее планеты Юпитер и т. п.

3. Можно использовать условную мерку, например любую веревочку, линейку и т. д для измерения расстояний между планетами и звездой, между планетами и т. д.

4. Планеты можно пересчитывать как в прямом, так и в обратном порядке, можно составлять разного вида задачи и решать их, в солнечной системе крупных планет только 3, включая звезду, сколько тогда маленьких и т. п.

Слайд 13-14

Наглядная плоскостная модель "Счетный торт"

Цель применения :

Учить детей решать арифметические задачи и развивать познавательные способности ребенка;

Учить выделять математические отношения между величинами, ориентироваться в них.

Структура модели ,

модель включает в себя :

1. Пять наборов "сладких счетных частей", каждый из которых разделен на части (как на равные, так и на разные части) . Каждый счетный торт в виде круга, имеет свой цвет.

2. Овалы, вырезанные из белого картона, которые обозначают "целое" и "часть". В игровой ситуации они будут называться тарелочками, куда дети будут раскладывать куски счетного.

Описание работы с моделью :


в арифметической задаче математические отношения можно рассматривать как "целое" и "часть".

Сначала необходимо дать детям представления о понятии "целое" и "часть".

Положите перед детьми на тарелочку обозначающую "целое", счетный торт (все его части, скажите, что торт целый мама испекла и что мы его кладем строго на тарелочку, которая обозначает "целое". Теперь мы разрежем торт на две части, каждую из них назовем "часть". Объясните, что теперь, когда целое (целый торт) разделили на части (на 2 кусочка) то целого теперь нет, a есть только 2 части. Которые не могут оставаться на чужой тарелочке и их необходимо переложить на свои места - тарелочки, обозначающие "часть". Одну часть на одну тарелку, другую часть на другую тарелку. Затем соедините 2 куска опять вместе и покажите, что опять получилось целое. Таким образом, мы продемонстрировали, что соединение частей дает целое, а вычитание части из целого дает часть.




Слайд 15-16

Наглядная объемная модель "песочные часы"


Цель применения :

научить детей измерять время при помощи модели песочных часов ; активно включаться в процесс экспериментирования.

Структура модели :

модель объемная , трехмерная.

Чтобы можно было измерять время, необходимо открыть крышечку донца одной из бутылок и насыпать туда песка ровно столько, сколько его необходимо, чтобы за 1 минуту песок из одного отсека часов перешел в другой. Сделать это нужно путем экспериментирования.



писание работы с моделью :

с помощью модели песочных часов можно сначала провожу познавательное ознакомительное занятие. Показываю детям картинки с изображением разных песочных часов, потом демонстрирую модель , рассказываю о происхождения песочных часов, зачем они нужны, как ими пользоваться, как они работают. Затем вместе с детьми проводим эксперименты : например, эксперимент, доказывающий точность часов.

Таким образом, моделирование является важным учебным средством и действием, с помощью которого можно осуществлять различные учебные и развивающие цели и задачи,

Все формы использования моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.