Четырехлетние дети уже вроде бы взрослые, но еще очень маленькие. В этом возрасте продолжает становление личности и характера ребенка, которое силами родителей должно мягко корректироваться. Какими умениями уже овладел ребенок к 4-летию и какие занятия подойдут для развития малышей 4-5 лет?
В 4 года ребенок овладевает многими новыми навыками
Особенности возраста
- Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
- После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
- Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
- Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается заиканием .
- Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.
В форме игры можно переходить к изучению написания букв и цифр
Рассчитайте календарь прививок
Что должен уметь ребенок?
В 4 года дети могут сделать самостоятельно простые аппликации
Рост и вес
По сравнению с показателями в 3 года, к четырехлетию вес малыша увеличивается примерно на 2000-2200 грамм, а рост – на 7-8 сантиметров. Чтобы ориентироваться, в каком темпе проходит физическое развитие ребенка, врачи и родители сравнивают показатели малыша с нормами, выведенными для детей этой возрастной категории определенного пола (у девочек, как правило, показатели более низкие). Средние значения и границы нормы мы представили в такой таблице:
Виды развития ребенка
Физическое
Ребенок в четырехлетнем возрасте должен достаточно двигаться, повышать свою ловкость, координацию и выносливость. В этом и цель физического развития малыша, включающего гимнастику, танцы, физические упражнения с мамой, плавание, езду на велосипеде, подвижные игры и много других вариантов активности.
Гимнастику, включающую динамические упражнения, важно проводить минимум 2 раза в неделю. Ее выполняют днем, задолго до сна, в проветренной комнате и желательно в группе деток. Оптимальная длительность такой гимнастики – 20-25 минут.
В 4 года вы без труда сможете найти кружки для физического развития ребенка
Психическое
Психика четырехлетки развивается очень активно и спектр эмоций малыша расширяется. Кроме того, дети в 4-5 лет весьма восприимчивы к реакции взрослого. Если родители или воспитатели относятся к малышу одобрительно и уважительно, это помогает в формировании позитивного представления ребенка о себе.
Занятия для психического развития детей 4-4,5 лет включают упражнения, влияющие на внимание малыша, а также память и мышление. Ребенку предлагают:
- Обобщать предметы по какому-либо признаку.
- Собирать состоящую из 3-4 частей картинку.
- Определять сходство и различие в рисунках и игрушках.
- Выбирать из группы предметов одинаковые.
- Повторять определенную последовательность движений, которые показал взрослый.
- Собирать из конструктора постройки, ориентируясь на образец.
- Определять в группе предметов лишний, после чего объяснять свой выбор.
- Находить антонимы к словам.
- Запоминать сюжет рисунка.
- Пересказывать сказку.
- Наизусть рассказывать потешки и стишки.
- Описывать яркое событие, которое произошло недавно.
Пересказ истории покажет как психическое, так и речевое развитие малыша
Для тернировки памяти проводите с крохой занятия, показанные в следующем видео от SovaFilmProduction.
Эмоциональное
Развитие эмоций 4-летнего ребенка является важной частью полноценного развития крохи. Ребенок этого возраста начинает разбираться во взаимоотношениях людей, может заметить, что у человека рядом поменялось настроение, умеет выражать собственные эмоции.
Четырехлетка умеет сочувствовать и проявлять внимание. Ребенок ощущает, как к нему относятся.
Сенсорное и музыкальное
Сенсорное развитие ребенка воздействует на органы чувств малыша, отвечающие за слух, нюх, осязание. Ребенку предлагают определять характеристики предметов на ощупь. Так малыш узнает, что предметы бывают твердыми или мягкими, шершавыми или гладкими, теплыми или холодными. Также в занятия для сенсорного развития включают игры, связанные с запахами и вкусами.
К четырехлетнему возрасту ребенок уже знаком с некоторыми музыкальными инструментами, небольшими произведениями, музыкой с разным ритмом. У ребенка уже есть любимые мелодии, услышав которые, кроха будет подпевать.
Чаще давайте послушать ребенку его любимые песни
Речевое
Развитие речи крайне важно для каждого ребенка 4-летнего возраста. В первую очередь на него влияет общение малыша с взрослыми, а также с другими детьми. Это увеличивает словарный запас карапуза, учит его строить предложения и выражать свое мнение словами. В 4-летнем возрасте многие дети еще не выговаривают шипящие и «р», поэтому с четырехлетками в форме игр часто проводят занятия на произношение этих звуков.
Чтобы стимулировать развитие речи детей 4-4,5 лет, можно:
- Учить с ними стишки и песенки.
- Рассматривать картинки с сюжетом и обсуждать их.
- Рассматривать сказку в картинках и воспроизводить ее сюжет.
- Вместе с мамой читать рассказы и обсуждать их.
- Слушать сказки в аудиозаписи.
- Разгадывать загадки.
- Обсуждать перед сном, как прошел день.
- Заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Изучать буквы и звуки.
- Определять первую букву в слове, разделять слова на слоги.
Спойте с ребенком следующую песенку-потешку канала Люляби TV.
Если ребенок в 4 года имеет маленький словарный запас или формулирует предложения со сложностью, необходимо оценивать динамику его речевого развития. Подробнее смотрите в видео Е. Комаровского.
Мелкая моторика
Развитие моторики считают очень важным пунктом плана развития малышей младшего возраста. Занятия для мелкой моторики стимулируют речевое развитие посредством воздействия на зону мозга, отвечающую за речь. К таким занятиям относят игры с песком, кубиками, конструкторами, бусинами, крупой, фасолью. Выполняйте с малышом пальчиковую гимнастику, завязывайте узлы на шнуре, застегивайте-расстегивайте молнии, кнопки, пуговицы, крючки. В 4-летнем возрасте к лепке и рисованию добавьте поделки, для которых нужно что-то вырезать ножницами и приклеивать.
Для развития мелкой моторики ребенка можно использовать обычную крупу. Как провести такое занятие, смотрите в видео канала ТСВ «Мамина Школа».
Познавательное
Ребенок четырех лет активно познает мир, а развитие его познавательной сферы должно быть направлено на улучшение памяти, мышления, логики, внимания.
Обычно занятия для познавательного развития 4-летнего ребенка имеет определенную тему, например «домашние животные», «весна», «вода», «наземный транспорт», «профессии», «ночь» и другие. По такой теме с ребенком организовываются игры, во время которых кроха будет определять цвета, тени, формы, отличия и схожие элементы, части целого, обобщающие свойства, лишнее, противоположности, недостающие элементы и многое другое.
Для развития внимания
Ребенку 4-5 лет важно научиться сосредотачиваться на определенном задании, а также замечать небольшие детали. Эти навыки понадобятся ему в будущем для успешного обучения в школе.
Попросите ребенка найти все цветочки на картинке и обвести их в кружок
Чтобы развить внимание 4-летнего крохи, можно предлагать ребенку:
- Повторять действия за мамой, например, присесть – встать – закрыть глаза – потрогать себя за ухо – открыть глаза – отвести руку в сторону.
- Играть с мячом в «съедобное-несъедобное», «летающее-не летающее».
- Зачеркивать в напечатанном тексте определенную букву. Для усложнения этого задания одну букву можно зачеркивать, а вторую – подчеркивать.
- Мама притрагивается к частям лица и называет их, ребенок должен повторять ее действия. Затем мама начинает «ошибаться».
Попросите ребенка найти пару одинаковых рисунков
Математическое
Для 4-летнего ребенка изучение математики должно быть увлекательной и веселой игрой. Учить кроху математике удобно во время прогулки, например, считать ступеньки, проезжающие автомобили, дома, птиц. Для объяснения простых примеров можно применять пальцы или специальные палочки для счета.
Обыкновенные игры-ходилки с кубиком помогут ребенку быстро научиться считать
Творческое
Занятия, направленные на творческие способности ребенка, нравятся большинству деток. К ним относят рисование, создание разных поделок и аппликаций, занятия лепкой из соленого теста или пластилина, а также ролевые игры.
Диагностика развития
Родителей должно насторожить, если в 4 года ребенок:
- Не может спускаться по лестнице чередующимися шагами.
- Не называет имя и фамилию, а также свой пол.
- Не умеет обобщить несколько предметов одним словом.
- Не способен выучить короткий стих.
- Не запоминает сюжет рассказа.
- Не может посчитать до 5.
- Не знает простые геометрические фигуры.
- Не знает основные цвета.
- Не может построить из кубиков мост по образцу.
- Не может собрать пирамидку из 5 деталей.
- Проявляет жестокость к животному, игрушке или другому ребенку.
- Вялый и апатичный в течение дня, либо, напротив, часто возбужденный.
Хорошо проработайте "слабые" места в развитии ребенка
Игры для развития речи
- Игра «что бывает». Спрашивайте ребенка, какие предметы могут быть длинными, острыми, круглыми, твердыми, ароматными, синими, жидкими и так далее.
- Игра «что случится, если». Обсуждаем с ребенком заданные ситуации, например «что случится, если в воду упадет мяч», «что произойдет, если я упаду в снег».
- Игра «что можно сделать». Спрашиваем малыша, что можно делать с яблоком, мячиком, водой, печеньем, песком и так далее. Другим вариантом такой игры будет обсуждение «с чем можно делать» – пить, есть, шить, насыпать, купить.
- Игра «что где». Спрашиваем карапуза, что находится в прихожей, в детской, на кухне. Затем просим сказать, в какой комнате сковородка, шкаф, телевизор и так далее.
- Игра «угадай кто». Описываем животного несколькими словами и предлагаем крохе угадать. Например, «угадай кто пушистый, рыжий и хитрый».
- Стимулируем произношение шипящих. Шипим, как змея, прогоняем воробья «кыш-кыш», проговариваем чистоговорки с «ш», жужжим как муха, повторяем чистоговорки с «ж», поочередно жужжим и шипим. Чтобы ребенок отличал «с» от «ш», произносим их по очереди. Для отличия «ш» от «з» представляем себя мухой, а затем комариком. Для произношения звука «ч» предлагаем малышу представить себя паровозиком.
- Выполняем гимнастику для языка и губ. Улыбаемся с беззвучным произношением «и» (как лягушка), вытягиваем губы вперед с беззвучным «у» (как слон), открываем и закрываем рот без звуков (как рыба), открыв рот, двигаем языком вверх-вниз (как качели) и в сторону к каждому углу рта (как часы), держим расслабленный язык на нижней губе (как лопата), вытягиваем язык вперед (как игла).
Для постановки звука «Р» сделайте упражнение «Змейка», показанное логопедом Юлией Орловой.
Артикулляционная гимнатика поможет ребенку говорить звук более чисто. Выполните с крохой задания из следующих видео, показанные логопедом Татьяной Лазаревой.
Примерная программа упражнений на неделю
Занятия для развития ребенка 4 лет стоит планировать заранее, причем лучше всего – на неделю. Так вы не упустите важные для вашего малыша виды развития, не перегрузите кроху и сможете подготовить все материалы заранее. В составлении недельного плана развивающих занятий в возрасте 4-4,5 лет в первую очередь учитывают, посещает ли малыш детский сад. Если кроха весь день в саду, то нужно уяснить такие моменты:
- У ребенка в саду уже есть ежедневные развивающие занятия и регулярная физическая активность.
- Заниматься с малышом дома получится лишь вечером и в выходные.
- В вечернее время не следует планировать активную деятельность.
- После возвращения из сада остается не так много времени на занятия, поэтому, как правило, планируют лишь 1-2 занятия.
- Стоит узнать, по какой программе занимаются с малышом в саду, чтобы не дублировать занятия, а дополнять их.
Для ребенка, который пока не посещает детское учреждение, план занятий будет более обширным. При его составлении учитывают интересы крохи, имеющиеся навыки, посещение школы развития или спортивной секции.
Программа развития является лишь ориентиром и должна быть адаптирована под потребности ребенка, его "слабые" места и наличие свободного времени родителей
Мы предлагаем такую приблизительную недельную программу развивающих занятий для 4-летнего ребенка:
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
|
Физическое развитие | Зарядка под музыку | Подвижные игры | Игра с мячом | Велосипед | Игра с фитболом | Зарядка по видео-уроку |
|
Познавательное развитие | Изучаем цвета | Находим лишний предмет | Изучаем домашних животных | Ищем отличия | Изучаем растения |
||
Сенсорное и музыкальное развитие | Изучаем запахи | Угадываем предметы на ощупь | Игра с сенсорным мешочком | Изучаем вкусы | Изучение музыкальных инструментов |
||
Мелкая моторика | Игра с водой | Пальчиковая гимнастика | Игра с бусинами | Игра с крупой | Игра с прищепками | Игра с песком |
|
Речевое развитие | Разучиваем стих | Слушаем аудио-сказку | Пересказывание сказки | Артикуляционная гимнастика | Изучаем буквы | Читаем с мамой | Отгадываем загадки |
Творческое развитие | Раскрашивание | Аппликация | Кукольный театр | Рисование | Поделки из природных материалов | Игры с конструктором |
Как воспитывать ребенка от 3х до 6 лет, смотрите в видео канала Воспитание. ТВ.
- В 4-летнем возрасте ребенка можно записать на некоторые спортивные секции. Посещение спортивных занятий не только даст возможность тратить энергию, но и поможет освоить новые навыки и понять, что такое дисциплина.
- Чаще хвалите ребенка и уделяйте ему достаточно внимания. Малыш стал более взрослым, но еще нуждается в родителях.
- С 4-летнего возраста ребенка можно водить в кинотеатр, цирк и подобные места. Чтобы знакомство с таким вариантом времяпровождения прошло успешно, не берите сразу же билеты в первый ряд.
- Слыша каждый день сотни детских вопросов, важно оставаться терпеливым и мудрым родителем. Не отказывайтесь отвечать крохе, даже если не знаете, что сказать. Вместе поищите ответ и утолите детское любопытство.
- Малыша 4-5 лет можно начать обучать иностранным языкам. Занятия, конечно же, должны быть в виде игры.
Занятия должны приносить удовольствие и ребенку, и родителям
Уход и режим
Для нормального развития четырехлетнего ребенка важно поддерживать его здоровье, поэтому родителям следует уделять внимание режиму дня карапуза и уходу за малышом:
- Ребенку следует обеспечить полноценный отдых. В сутки 4-летние дети спят в среднем 11-12 часов. Многие четырехлетки протестуют против дневного сна, но медики делают акцент на том, что деткам этого возраста отдых днем еще необходим.
- Ежедневно утром в режиме 4-летнего ребенка присутствуют уже привычные гигиенические процедуры. Малыш самостоятельно умывается, чистит зубы, посещает туалет, причесывается. Мыть руки после прогулки и перед едой четырехлеткам еще часто приходится напоминать.
- У ребенка должны быть ежедневные прогулки, на которых четырехлетний малыш будет достаточно двигаться. К тому же, гулять можно вместе с друзьями, придумывая подвижные и захватывающие игры. Артикуляционная гимнастика
- Логопедические занятия
Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Окружающий мир»
В возрасте 3-4 лет ребенок должен без затруднения определять время суток.
Задание для ребенка : Внимательно посмотри на картинку и скажи, что перепутал художник, что нарисовал не правильно, почему?
Ребенок в возрасте 3-4 лет обычно уже знает, что разным транспортом управляют разные люди. Подскажите ему название профессий «машинист», «танкист», чтобы эти слова обогатили словарный запас вашего малыша.
Задание для ребенка: Подбери пару. Каким транспортом управляет тот или иной водитель?
Ребенок должен ответить на ваши вопросы. Важно представить все в форме игры.
Задание (вопросы) для ребенка:
1. Утром солнце встает, а вечером… (садится)
2. Прошёл дождь, и на асфальте появились… (лужи)
3. У берёзы листья, а у сосны… (иголки)
4. Зимой часто идёт белый, пушистый… (снег)
5. Вода течет из крана. А когда она замерзает, то превращается в …(лёд)
6 . Лёд мягкий или твердый? (твердый). Он может литься, как вода? (нет). Он холодный или тёплый? (холодный). А вода холодная или теплая? (бывает холодная и теплая).
Ребенок в 3,5-4 года должен отличать животных, которые могут жить в городских квартирах от животных, живущих в деревне.
Занятие с ребенком: посмотри внимательно, какие из этих животных живут в деревне.
Учим ребёнка распознавать дерево по его листьям. Изучаем названия цветов.
Задание для ребенка : посмотри на листья, с какого дерева они упали (береза, клен, ива)? Как называются эти цветы (ромашка, роза, тюльпан, василек)?
Ребенок 3-4 лет конечно уже знает диких животных (по сказкам, картинкам, стихам). Он должен уметь описать животное и рассказать некоторые его особенности.
Занятие с ребенком : На картинке нарисованы животные, назови их. Кто из них, где живет, что любит кушать, какого цвета шкурка, кто больше? А как называются «ноги» волка (лапы)? А нос слона (хобот)? У какого животного самая большая шея, уши, зубы?
Ребенок в 3-4 года должен уметь отделить овощи от фруктов и озвучить то, что одни плоды относятся к овощам (растут в огороде) , а другие к фруктам (растут на деревьях).
Задание для ребенка: На чудо — дереве выросли плоды. Назови их. Посмотри и скажи, какие плоды не растут на деревьях. А где они растут?
Ребенок в возрасте 3-4 лет уже знает о том, что есть взрослые и малыши. А вот как они правильно называются?
Занятие с ребенком : Скажи пожалуйста, кто нарисован на этой картинке (животные, звери)? Обрати внимание, что это родители и их малыши. Ты знаешь, как они называются? (слон (слониха) — слоненок, медведь (медведица) — медвежонок, кот (кошка) — котенок, тигр (тигрица) — тигренок).
Ребенок 3,5-4 лет уже должен знать слова вежливого обращения и уметь их правильно употреблять.
Занятие с ребенком: вопрос — ответ. Попросите малыша ответить на ваши вопросы.
- Утром ты проснулся и пошел чистить зубы, по пути ты встретил маму. Что ты ей скажешь? (с добрым утром).
- В детском саду девочка Таня угостила тебя яблоком, а ты ей сказал… (спасибо).
- У тебя есть друзья? Как их зовут? Если твой друг попросит ему помочь, что ты сделаешь? (помогу).
- Ты ходишь в детский садик? В какое время суток ты приходишь в детский сад (утром), а когда тебя забирают родители (вечером).
- Что ты говоришь своим родным, когда ложишься спать (спокойной ночи).
- Ты пришел в гости к другу, что ты скажешь, когда увидишь его? (привет, здравствуй).
- Мама попросила тебя помочь ей убрать комнату, что ты сделаешь? (помогу, соберу игрушки и т.д).
- Бабушка вязала тебе носочки, и у нее упал клубок с пряжей, что ты сделаешь? (подниму его).
Развивающие занятия с детьми 3 — 4 лет «Логика»
Дети 3-4 лет уже способны группировать предметы на основе главного признака. Занятие построено на основе малого количества групп, которые ребенок постоянно встречает в обыденной жизни.
Задание для ребенка : покажи, где на картинке нарисована одежда. А теперь посмотри что общего у оставшихся предметов? Ребенок должен не просто показать предметы из одной группы, но и назвать эту группу (мебель, посуда, транспорт).
Это занятие направлено на установление ребенком логической связи между «парными» предметами.
Задание для ребенка : подбери пару каждому предмету, который ты видишь на рисунке.
Занятие с ребенком 3-4 лет «Вопрос – ответ». Задавайте вопросы только, если ребенку интересно на них отвечать.
Задание для ребенка : закончи фразу, которую я скажу или ответь на вопрос.
- Когда кушают, берут ложку, а когда пьют берут …
- Ночью темно, а утром …
- Птица летает, а рыбка…
- Самолет летит по небу, а кораблик плывет по…
- Если горит красный свет светофора нужно стоять, а если зеленый…
- Штаны и кофта – одежда, а суп и каша…
- У людей руки и ноги, а у кошки…
- Мёд сладкий, а лимон…
- Бабочка летает, а кузнечик…
- У уточки много утят, а у курочки…
Дети в возрасте 3-4 лет часто фантазируют, используя свое воображение. Добавим к нему логику. Хорошо если ребенок аргументировано объясняет, почему он так или иначе подумал (например, собака рассказывает веселую историю, потому что она улыбается).
Занятие с ребенком : Расскажи, о чём говорят животные? С кем говорит кошка и о чем, как ты думаешь, почему? А что рассказала сорока? и т.д.
Это занятие с детьми 3- 4 лет на развитие внимания.
Задание для ребенка :
- Сравни предметы на рисунке и выбери лишний предмет в каждом ряду, объясни свой выбор (например, все чашки в полосочку, одна с кружочками или у всех елочек одна половинка желтая, а у одной нет).
- Найди в каждом ряду точно такой же предмет как первый. (1=4, 1= 3, 1=4, 1=2).
Ребенок 3-4 лет уже должен понимать, какие предметы одежды для чего предназначены, даже если сам он еще не умеет одеваться. Важно, чтобы предметы одежды «надевались» по порядку (то есть сначала носки, а затем сапоги). При этом малыш должен говорить, как называется тот или иной предмет одежды.
Задание для ребенка : девочка Катя собралась идти на улицу гулять. На улице сегодня холодно. Помоги Кате одеться, чтобы она не замерзла.
Занятия с ребенком 3-4 лет на закрепление навыков приема пищи.
Задание для ребенка : Вася хочет покушать. Помоги ему сделать все правильно.
1. Чем нужно налить суп в тарелку? (поварешкой)
2. Чем кушают суп? (ложкой)
3. В сковороде жареная картошка. Во что Вася должен ее положить и чем будет ее кушать? (в тарелку, вилкой)
4. Вася хочет пить. Во что он нальет чай? (в кружку, стакан)
5. Мальчик любит, чтобы чай был сладким. Что ему для этого нужно сделать? (положить сахар в чай и размешать ложечкой)
6. Вася вкусно покушал. Что он скажет маме? (спасибо)
7. Что нужно сделать с посудой после обеда? (вымыть, помыть посуду) Вася поможет маме? (да, конечно)
Сложно найти родителей, которые не озадачены поиском подходящих игр для своего ребёнка. Хорошо, когда они принимают во внимание особенности развития детской психики на определённом этапе.
Правильно подобранные логические игры для детей 4-5 лет помогут развить именно те стороны интеллекта, которые на данный момент наиболее нуждаются в стимуляции.
Игровой материал для развития логики должен быть разнообразным. Это не только обязательные домино и лото, существует масса интереснейших игр, которые без труда увлекут малыша. А главное, такие занятия принесут не только радость, но и неоценимую пользу. То, что будет заложено в ребёнка в раннем возрасте, обязательно вернётся успехами в будущем.
В возрасте четырёх-пяти лет начинается усиленное развитие правого полушария. Это полушарие отвечает за синтез информации, умение анализировать и сопоставлять данные.
Именно в этом возрасте закладываются предпосылки для успешного освоения математики, письма, чтения.Начинается этап понимания и принятия окружающей действительности. Важно обеспечить ребёнку максимально полное сенсорное развитие. Это игры с задействованием как можно большего количества разнообразного материала – как для тактильного развития, так и для обонятельного, вкусового и визуального опыта.
Особенности развития логики детей 4-5 лет
Логика в этом возрасте претерпевает бурное развитие. Благодаря усиленному восприятию внешнего мира через органы чувств, ребёнок начинает сравнивать, анализировать, сопоставлять увиденное, услышанное, то, что он трогал, ощущал.
Основные операции, доступные логике ребёнка (4-5 лет) :
- сравнение – умение находить схожесть и отличие у окружающих объектов;
- анализ – позволяет выделять из объекта определённые части, объединять предметы в группы;
- синтез – способность воссоздавать объект из его частей;
- классификация – способность разделять предметы по определённым характеристикам, объединять их в группы
Виды игр, развивающих логику для детей 4-5 лет
Игры, развивающие логику, условно можно разделить на несколько групп. Это:
- Дидактические игры. Другими словами, это настольно-печатные игры. Они включают в себя задания на поиск соответствия, пары, группировки предметов по общему признаку. Сюда можно отнести и пазлы, наборы для составления последовательностей, графические игры.
- Развивающие игры. Те игры, которые усложняются со временем, т. е. после усвоения ребёнком первых уровней.
- Речевые игры. Влияют развитие речи, логического построения предложений, рассказов, историй.
Деление на группы игр очень условно, потому как многие свойства перекликаются между собой. Так, способность синтезировать информацию одинаково хорошо тренируется и при создании домика из картонных деталей, так и при сборке пазла.
Графические игры на развитие логики
В первую очередь такие игры направлены на развитие логики у ребёнка, кроме того, большинство из них подготавливает руку к письму. Привлекательны эти задания тем, что выполнены они без лишних деталей и красок, это не отвлекает от игры.
Существует масса разновидностей графических игр:
- лабиринты – задача провести линию от пункта А в пункт Б, от белочки к орешкам, от крота к норке и т. д.;
- обведи по линии – нужно провести карандашом по линии, в результате чего получится картинка, фигура;
- задания на нахождение отличий между предметами, картинками;
- «дорисуй » – где нужно дорисовать недостающие части;
- другие задания, выполненные в несложной графической форме.
Предлагаем вам несколько графических игр. Распечатайте игры, и предложите ребёнку. Возможно, какие-то из заданий покажутся сложными – тогда их лучше отложить. Помните – не нужно торопить ребёнка, всё должно идти своим чередом.
Речевые игры на развитие логики
Речевые игры на логику, это своего рода загадки. Даётся информация, с которой ребёнок уже хорошо знаком, на её основе он должен сделать выводы и дать ответ. Такие игры помогают тренироваться в нахождении решений, учат анализировать, вычленять важную информацию. Особое влияние оказывают такие задачи на развитие речи.
Составить речевую загадку не так сложно, если за основу взять хорошо известную ребёнку книгу. Это может быть «Колобок», или «Мешок яблок» В. Сутеева или «Путаница» Чуковского. Главное, чтобы сюжет был знаком и интересен. Остаётся только применить фантазию. Лучше, если в самом начале вопросы будут наводящими, подталкивающими к ответу. Далее задачи можно усложнять, задавать вопросы, ответа на которые в произведении нет.
Не стоит забывать и о таких играх как «Съедобное-несъедобное ». Примечательна такая игра тем, что в неё можно играть и во время прогулки, или поездки на машине. Родитель называет какой-то объект, а ребёнок должен сказать, можно это есть или нет.
Обычные загадки являются отличным тренажером для развития логики. Возможно, поначалу потребуется помощь родителя. Но стоит только понять суть, как дети начинают щёлкать их одну за другой. Но стоит всё же помнить о том, что предмет игры должен быть знаком.
Настольные логические игры
Игра состоит из 48 фигур, отличающихся по цвету, форме и размерам. Игры с блоками – это начальная подготовка к освоению математики. В процессе осваиваются такие навыки, как составление целого, сравнение, классификация и многое другое. Тренируется внимательность, память, фантазия. Развивается логика и мышление.
Удобно использование блоков тем, что к ним создано несколько альбомов различного уровня сложности, это помогает родителям правильно использовать игру.
Палочки Кюизенера
Одна из самых универсальных настольных игр. Это и счётный материал, и развитие абстрактного мышления, и логика, и синтез, и анализ и многое другое. Такого рода материал позволяет адаптировать понятия для более простого понимания их детьми.
Доступно более 50 игр с использованием палочек Кюизенера. Самое простое, это раскладывать палочки по удлинению, цвету. По мере усложнения заданий, можно предложить ребёнку составить из палочек домик, поезд. Предложить ребёнку запомнить расположение палочек, затем убрать одну из них и спросить какая исчезла.
Как играть с палочками Кюизенера. Видео
Пазлы. Лото. Домино
Не стоит забывать о всевозможных пазлах, которые отлично тренируют логику. В возрасте 4-5 лет можно смело предлагать наборы от 20 деталей и больше, в зависимости от степени знакомства ребёнка с этим видом игр. Лото и домино набирают актуальность к этому возрасту. Выбор тематики зависит от предпочтений ребёнка.
Игры-головоломки
К такому роду игр относится танграм . Это китайская игрушка, созданная очень давно, но неизменно пользующаяся популярностью из года в год. Состоит она всего из семи деталей, из которых можно составить сотни картинок! Можно фантазировать и придумывать образ самостоятельно.
Танграм развивает внимание, мышление, логику. Что бы выполнить задание придётся запустить механизмы анализа, синтеза, сопоставления. Такой тренажёр для мозга в виде логической игры можно отнести к разряду обязательных.
Книги с играми для развития логики
«Ребусы, игры, головоломки: Задания на развитие логики. 4-5 лет» из серии «Папка дошкольника». В книге присутствует огромное количество заданий, направленных на развитие логики. Кроме всего прочего, с помощью этой книги малыш научится разгадывать ребусы.
«Логика. Лабиринты и схемы» Книга, по сути, является рабочей тетрадью, по которой ребёнок занимается вместе с родителями. Внутри множество всевозможных заданий: лабиринты, дорисуй картинку, найди отличия, скажи, что дальше и многое другое.
Пониматика от Елены Ардашировой. Пособие для подготовки освоения математики. Книга учит сортировать объекты, группировать их. Искать повторяющиеся части рисунков, продолжать узоры – это далеко не все игры, которые ждут на страницах тетради.
Логика: Задания на развитие логического мышления. С книгой вы получаете полтора десятка листов, с размещёнными на них заданиями. Задания включают в себя все необходимые варианты для гармоничного развития логической составляющей.
Онлайн игры на развитие логики
Современный мир немыслим без наличия в нём компьютеров. Познакомить ребёнка с ним можно с помощью увлекательных логических игр. Такое общение не принесёт вреда, а малыш удовлетворит своё желание поработать за машиной.
Обучающая игра «Чьи следы». В игре требуется определить какое животное оставило след. Выбирать нужно из предложенных вариантов.
Паровозик помогает Зайцу. Учим цвета и фигуры. Очень красочная игра для изучения и закрепления основных цветов и фигур.
Лишние предметы. Простая игра на классификацию, выделение предмета, отличающегося по свойствам. Отличный тренажёр для логического обобщения и выделения.
Заплатки. В игре предлагается подобрать части картинки и подставить их в пустующие места. Задание усложняется тем, что «заплатки» предложены в нескольких вариантах и схожи между собой.
Собери картинку — это вариант электронного пазла. Учит анализировать, синтезировать.
«Меньше-больше» . В игре нужно разложить карточки с изображениями от маленького к большему.
Найди отличия . Он-лайн игра, в которой требуется найти отличия между картинками. При успешном выполнении программа обязательно похвалит смышлёного малыша.
Компьютерные игры для развития логики
Чтобы поиграть в развивающую логику игру на компьютере необязательно иметь постоянный доступ в интернет. Некоторые игры можно скачать и установить на жёсткий диск.
Всезнайка: обучающая система. Кроме основ чтения и счёта, игра предлагает логические задания, которые так весело решать вместе с Зайкой Всезнайкой и его другом Львёнком Сэмом. Выполняя задания, дети учатся учиться и играть самостоятельно.
Маша и медведь. Развивающие задания для малышей. В сборнике представлено несколько десятков мини-игр с любимыми героями. Небольшие логические задания увлекают с первой минуты. А сюжет заключается в том, что неугомонная Маша требует развлечений, а благодушный Мишка старается ей угодить.
Обучающие игры Том 5. Сборник не только научит думать, анализировать, мыслить логически, но и подготовит ребёнка к детскому саду, покажет азы рисования, познакомит с английским языком. Качественная анимация и яркие краски сделают обучение увлекательным.
Игры для гаджетов (смартфонов, планшетов)
Он-лайн магазины, в которых можно скачать приложения для смартфонов и планшетов на базе Android, или Apple предлагают огромный выбор игр на для детей. Рассмотрим некоторые из них.
Развить логику можно совместно с полюбившейся многим Свинкой Пеппой . Игра предназначена для установки на андроид и включает в себя череду увлекательных заданий. Нужно подбирать тени под героев мультфильма. Искать пропавших цыплят, собирать зёрнышки, проходить лабиринты и многое другое.
Первые пазлы предлагает Андроид Маркет. Тематики хорошо знакомы детям: ферма, аквариум, сад. Нужно подбирать «вырезанные» кусочки картинки и вставлять их на свои места, составлять картинку из разрезанных кусков.
Обладатели айфонов могут порадовать своих детей Сборником головоломок . Яркие качественные картинки очень нравятся детям. В основе – пазлы, для выполнения задания придётся задействовать сопоставление.
Современный мир предлагает огромное количество игр на развитие логики у детей 4-5 лет. Мы рассмотрели лишь некоторые частные примеры, которые помогут понять, на что ориентироваться при выборе занятий для ребёнка. Дети так быстро растут и так много всего нужно успеть, чтобы они смогли вырасти сообразительными, умными, способными быстро принимать решения.
Игра для ребёнка – вся жизнь. Именно через игру формируются базовые навыки понимания мира, общения, мышления. Давайте играть в хорошие игры!
© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)
Занятия для детей для 4 лет должны быть развивающими и подготавливать ребенка к поступлению в школу, обучать малыша грамоте, развивать его способности, и знание окружающего мира. Специалисты говорят, что в 4 года уже можно усаживать ребенка за стол и заниматься по пособиям для дошкольников. Но на практике, ребенок не усидит больше 15–20 минут за развивающей тетрадкой или книжкой, - именно на это время и рассчитано каждое задание из таких пособий. Есть, конечно, дети, которые могут просидеть за развивающими тетрадями и 30 минут увлечено занимаясь. Но когда ребенок не хочет, заставлять его не нужно. Ребенок в 4 года очень активный, ему интересно бегать, прыгать, играть в игрушки, и ваша задача развивать его в игре.
Как обучать ребенка за игрой, в которой по большей части он проводит свое время? Давайте рассмотрим: как превратить игры в развивающие занятия для детей 4 лет, какие игрушки и материалы помогут вам в этом; по каким развивающим тетрадям и книгам дети занимаются с удовольствием.
Что и как нужно развивать на занятиях с детьми в 4 года
- Мелкая моторика, сенсорика. Лепите из пластилина, глины; собирайте конструктор; делайте поделки из природных материалов и круп; плетите из веревочек и резинок; насаживайте бусинки; рисуйте песком, лепите из него; раскрашивайте и рисуйте карандашами и кистями, с разных рук и по-разному держите инструмент делая разные черточки.
- Логика, мышление. Играйте в настольные игры для детей (лото, домино, проходите лабиринты); разгадывайте загадки; играйте в «Что будет если…? (мячик упадет в воду, пойдет дождь и т.п.)»
- Внимание, память. Задавайте вопросы, например, о том, что ребенок видел на улице когда гулял – «Какого цвета была та собачка, кого ты встретил на детской площадке, во что он был одет, какого цвета и т.п.»; просите рассказать о только что прочитанной истории из книги; собирайте по памяти блоки конструктора, рисуйте по памяти; играйте в перевернутые карточки с изображениями, которые ребенок должен запомнить и т.п.
- Грамматика. Изучайте буквы и названия предметов, начинающихся на эту букву, в игровой форме. При изучении букв можно одновременно приступать к изучению простых слогов.
- Арифметика. Изучайте цифры и счет, сложение и вычитание простых чисел в игровой форме.
- Развитие речи. Учите стишки. Во время игры просите ребенка рассказать, предлагая ему разные предметы и объекты: «Что за объект он видит перед собой? Что он делает? Для чего он нужен?»
- Фантазия и творческие навыки. Рисуйте; лепите; собирайте конструктор; делайте поделки; обязательно учите песенки, пойте вместе с детьми; танцуйте под музыку, учите совместные танцы; придумывайте кукольные спектакли, импровизируйте с сюжетом.
- Физические навыки. Танцуйте, с лентой, мечем; играйте в «Твистер» и другие подвижные игры; занимайтесь детской йогой; гуляйте на велосипедах и самокатах, играйте в подвижные игры на улице.
- Знание окружающего мир. Изучайте время на часах; времена года и месяца; особенности погоды; животных и где они обитают; городские и природные объекты; формы; фактуры; запахи; цвета и т.п.
Что должен знать ребенок в 4 года
Если ребенок еще не знает то начинайте изучать:
- Направления (лево, право, вверх, вниз и т.п.).
- Цвета.
- Формы.
- Виды животных.
- Транспорт.
- Растения и природные объекты.
- Городские объекты.
- Состояние природы и погоду.
- Свойства предметов и объектов их применение (так вы разовьете словарный запас и речь ребенка в целом).
- Звуки городские, звуки природы, животных и т.п.
- Запахи.
Необходимые дополнительные занятия для детей для 4 лет
- Отгадка загадок.
- Чтение с мамой.
- Физические упражнения (на фитболе, с лентой, велосипед, самокат, мяч и другие игры развивающие физику ребенка).
- Прикладное творчество (рисование кистями и карандашами с разных рук и держа по-разному инструмент, лепка, аппликация, плетение)
Мы уже писали статьи на темы, — читайте подробней переходя по ссылкам с необходимым вам навыкам.
Занятия для детей для 4 лет по пособиям
Все пособия, книги и тетради лучше покупать в книжных магазинах, а не скачивать из интернета, отпечатывая на домашнем принтере. В интернете вы не найдете материал достойного качества, а при печати на домашнем принтере оно испортится еще больше, - детям такое предлагать нельзя, рискуете испортить все удовольствие от занятий. Но и в книжном магазине нужно выбирать с особой тщательностью, чтобы книга была составлена прогрессивными специалистами, задания были понятны и интересны ребенку, картинки пробуждали дополнительный интерес к занятиям.
- Пособие «Годовой курс развивающих занятий (для одаренных детей 4-5 лет)»
включает в себя полный годовой курс развивающих занятий для детей 4-5 лет по основным направлениям дошкольного образования: грамота, математика, подготовка руки к письму, знакомство с окружающим миром, развитие речи, логики, внимания, воображения.
- Комплект из 7 пособий «Школа маленьких гениев. Для 4-5 лет» — это комплексная программа занятий, охватывающую все сферы развития и образования ребенка и соответствующая Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. В каждом комплекте собран методический материал, для подготовки ребенка к школе и общего развития. Каждая книга содержит занимательные развивающие задания, упражнения и игры.
- Пособие «Годовой курс занятий. Для детей 4-5 лет» содержит основные темы дошкольного образования, с картинками любимых мультиплексных-персонажей ребенка.
На что обращать внимание при выборе развивающих пособий, книг, тетрадей с заданиями для детей 4 лет:
- Почти все пособия с заданиями рассчитаны на определенный возраст и он указан на обложке, - подбирайте по возрасту.
- Занятия для детей для 4 лет должны соответствовать не только возрасту, но и его способностям, - ребенок должен решать все поставленные перед ним задачи не прилагая сверх усилия, иначе потребуется перейти к более легким заданиям, и в этом нет ничего страшного. Так вы поддержите интерес ребенка к занятиям, не отбив желания учится.
- Выбирайте профессиональных авторов составителей пособий, обычно их опыт и квалификация описаны в самом пособии, - автор должен обладать специальностью и не малым стажем в обучении дошкольников.
- Подбирайте пособия с качественными иллюстрациями - это очень важно для детей. Иллюстрации должны быть: цветными в спокойных тонах, соответствовать оригинальным объектам, без излишней яркости; эстетичными, добрыми и милыми; понятными для ребенка 4 лет, с основными чертами идентификации объектов (заяц должен быть похож на зайца); изображать адекватные эмоции, жесты и движения; изображения должны соответствовать тексту и быть последовательными; вокруг изображений должен быть воздух (белый фон) для лучшего восприятия.
- Пособие «Логика и мышление»
- Пособие «Готовимся к школе. Учим числа и фигуры. Для детей 4-5 лет»
- Пособие «Волшебные лабиринты. Для детей 4-6 лет»
- «Учимся определять время. Час и полчаса. Для детей 3-5 лет»
- И другие пособия от обучаюего центра KUMON»
Как заниматься по пособиям
Занятия по пособиям, на начальном этапе, должны занимать 15–20 минут. Четырехлетний ребенок не в состоянии усидеть больше этого времени, и не стоит его заставлять. Выбирайте те задания из пособия, которыми ребенок более охотно заинтересуется, если не рекомендовано четкая последовательность выполнения заданий. Не забывайте, что важно делать все с удовольствием, хвалить ребенка за правильно выполненное задание, не ругать если у него что-то не получается. Помните, что эти правила важны, особенно если вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем учился хорошо и с интересом.
Пособия содержат занятия для детей для 4 лет:
- на развитие логики и мышления;
- тренировку внимания и памяти;
- фантазии и творческих навыков;
- тренирующие мелкую моторику рук;
- задания по обучению грамоте;
- арифметические задания;
- задания на развитие речи;
- знакомящие ребенка с представлениями об окружающем мире.
Есть пособия по каждому из направлений в отдельности, а есть такие которые содержат все необходимые категории, что достаточно удобно.
Развивающие занятия для детей для 4 лет в игровой форме
Ребенок находится в игре постоянно, родителям нужно только лишь включить в игру обучающий аспект. Практически все игры можно превратить в развивающие занятия для детей 4 лет и старше. И практически все игрушки могут стать обучающим материалом.
Конструкторы
На первом месте среди развивающих игрушек стоят конструкторы. Конструктор - игрушка без гендерного разделения, как считалось раньше, он будет одинаково интересен и мальчикам, и девочкам. Желательно выбирать наборы не только с разными блоками, но и с персонажами, вспомогательными предметами и объектами. Есть конструкторы с напечатанным алфавитом, для изучения букв; есть с цифрами и знаками сложения, вычитания; также конструкторы знакомящие детей с окружающим миром, животными разных стран и континентов, временами года, профессиями. Например «Lego Duplo» - в этой серии детали довольно крупные, есть наборы для самых маленьких от 1 года, а есть от 2–5 лет. Следующие серии конструктора идут от 3 лет Lego Classic - в нем детали мельче и в наборах их больше. Можно выбрать отдельные серии для мальчиков и для девочек.
Игры с конструктором, развиваем:
Фантазию и речевые навыки
Задавайте ребенку вопросы во время игры, пускай он фантазирует что будет дальше. Давайте задания придумать новую фигуру из конструктора, не обязательно собирать только по схемам. Разыгрывайте сценки с персонажами конструктора, придумывайте им имена, занятия, где они будут жить, с кем дружить.
Логику
Просто стройте из блоков, по схемам и без, создавайте свои схемы. Начертите на листке бумаги маркером фигуру, границы предмета или буквы, пускай ребенок сложит ее из блоков. Задавайте рамки цвета, формы. Кубики можно использовать разными способами, даже раскладывая узоры на полу. На кубиках можно писать цифры и буквы, наклеивать небольшие наклейки; потом давать задания ребенку: сложить такие кубики с изображениями по каким-либо признакам или смыслу. Постройте из кубиков лабиринт, попросите чтобы ребенок прошел его самостоятельно, попросите построить лабиринт для вас.
Мелкую моторику
Чем меньше детали тем проворней ребенок учится с ними обращаться, развивая свою мелкую моторику.
Внимание и память
Собирая конструктор по приложенной к нему схеме, ребенок учится внимательно ей следовать. Есть масса отдельных книг с новыми схемами для конструктора Lego, их можно приобрести дополнительно в книжных магазинах. Вы можете составлять свои схемы, зарисовывать их, сделать свой каталог, - правда интересный проект? Задействовать эти навыки можно и по ходу самой игры, например, дав задание собрать по памяти, как было ранее, все вагончики столкнувшегося и рассыпавшегося поезда и т.п.
Грамматика
Маркером можно написать на кубиках буквы русского алфавита, или наклеить наклейки с буквами и другими изображениями на кубики, чем тоже можно заняться вместе с ребенком. Эти маленькие наклейки продаются в книжных для ежедневников. С помощью таких подготовленных блоков можно обучать ребенка: предлагая подобрать букву к нужному изображению, складывать буквы в слоги соединяя блоки. Можете из самих блоков складывать печатные буквы, предварительно нарисовав схему на листке бумаги. Можете использовать блоки с буквами и другими изображениями вкупе с обучающими тетрадями и книгами, - сделаете ваше обучение более интерактивным и интересным.
Счет, сложение и вычитание
Используйте блоки с цифрами и знаками сложения и вычитания, которые можете подготовить совместно с детьми, как описано выше. Или например, играйте в стройку: просите доставить вам определенное количество блоков определенного цвета, затем прибавить еще несколько другого цвета, и все в таком духе. Ребенок отлично оттачивает счет в таких интересных играх.
Речевое развитие
Используйте кубики с наклейками изображающих разнообразные предметы, - так можно играть в магазин с персонажами, спрашивая у ребенка, в роли консультанта, - что он посоветует и почему. Помогайте ему, вводя новые слова, пусть он использует их в своих объяснениях. Провоцируйте ребенка комментировать действия в игре, - задавайте направляющие вопросы. Учите выстраивать правильно предложения: играя, например, в туристическую экскурсию или в железнодорожный вокзал, оглашая необходимые объявления для пассажиров поездов.
Плюсы и минусы конструктора
Плюсы конструктора: Если подключить фантазию, конструктор – это очень многофункциональная игрушка, с ним можно придумать массу развивающих занятий для детей для 4 лет и практически любого дошкольного возраста, к тому же это так интересно.
Минусы конструктора: Многие родители жалуются на раскиданные по всему дому мелкие детали. Однако и с этим можно справиться: соорудите специальный коврик для игр под конструктор; который стягивается в мешок, собирая все детали, по завершении игры.
Еще родители отмечают то, что их ребенок собирает конструктор только по схемам не проявляя фантазию. Выход есть и тут – покупайте классические блоки Lego Classic, они рассчитаны что ребенок будет придумывать фигуры и игры самостоятельно.
Большую популярность сегодня имеют настольные игры. Это не только развивающие занятия для детей для 4 лет, но и веселое время с родителями и друзьями, радость от выигрыша, и тренировка адекватного отношения в случае проигрыша. Настольные игры разработаны на разные возраста ребенка, для дошкольников это могут быть: пазлы для изучения алфавита; домино с изображениями, цифрами и буквами; разные проходилки с простыми правилами; или карточные игры с красивыми иллюстрациями. Все это можно найти в магазинах игрушек.
- Хорошие развивающие игры для детей дошкольников выпускает издательство LISCIANI, можете выбрать отдельные игры для развития какого либо навыка или комплекты.
- Еще один хороший производитель развивающих игр - Miniland. Игры преднозначены для развития и обучения детей дошкольников.
- И конечно же достаточно популярное «Десятое королевство» выпускает очень большой ассартимент обучающих и развивающих игр для детей, с любимыми персонажами из мультиков, для детей разных возрастов.
- Ища игру для развития какого-то конкретного навыка (изучение букв, письма, чтени, счета) рассмотрите всех издателей обучающих детских игр. Выбор большой, однако найти можно практически все что необходимо для развивающих занятий с детьми.
Плюсы детских настольных игр: Такие игры строятся по готовому сюжету (правилам придуманным разработчиками), задания не нужно придумывать самим, как с конструктором.
Минусы настольных игр: Они имеют ограниченный функционал, почти всегда ограничены инструкцией.
Любимые игрушки
Любые детские игрушки могут стать обучающим занятиями для детей для 4 лет, здесь то же что и с конструктором – главное проявить фантазию.
Несколько идей для занятий в игровой форме для мальчиков
Если ребенок любит машинки можно наклеить на них буквы или цифры, сделать для них паркинг. На каждое место в паркинге наклеить или нарисовать изображение, название которого начинается на букву наклеенную на машинку. Или наклеить то количество изображений которое цифрой написано на машинке. Наклейте на машинки знаки сложения, вычитания, ровно – и можно решать примеры разъезжая по игровому полю (трассе).
На ватмане можно нарисовать трассу с городами, лесами, природными и архитектурными местами, можно даже изобразить погодные условия. Разъезжая по такой трассе изучайте с ребенком направления (лево, право, вверх, вниз); развивайте речь задавая вопросы - «Что будет если повернуть налево, куда ты приедешь? Что там можно делать?»; рисуйте путевые карты, чтобы ребенок следуя им, достигал нужного места назначения, так он будет тренировать внимательность.
Проявите фантазию и придумайте свои игры и задания, в них можно развивать и обучаться всему чему обучают педагоги детей 4 лет в дошкольных заведениях.
Несколько идей для занятий в игровой форме для девочек
Практически все девочки любят либо кукол, либо игрушечных зверей, - и тут огромное раздолье для фантазии. С куклами и зверями можно также изучать алфавит, расклеив на них буквы; раздавайте куклам конфеты, пускай куклы делятся друг с другом, считайте сколько у кукол конфет при разных условиях и т.п.
Куклы и звери отличные инструменты для ролевых игр. Играем в магазин (изучаем сложение и вычитание, буквы, как пишутся названия продуктов, развиваем речь и мышление). Играем в театр (развиваем фантазию, речь, логику, память, мышление) - придумываем короткие сценки, персонажей, имена, заучиваем короткие стишки; можно взять сказку из детской книги и поставить кукольный спектаклю с игрушками по книге.
Даже простая ролевая игра в импровизацию поможет развивать все необходимые навыки, - задавайте ребенку как можно больше вопросов об окружающем, рассказывайте о том чего он еще не знает.
Плюсы развивающих занятий с любимыми игрушками: Ребенок уже погружен в игры с любимыми игрушками, предложите новые сценарии в его игре - интерес к занятиям гарантирован.
Минусы: Придется активно проявлять фантазию, разрабатывая сценарий развивающих занятий, подготавливать дополнительные материалы (распечатки букв, цифр, карточки с дополнительными предметами). Хотя все эти дополнительные материалы можно купить в детском или книжном магазине.
Подручные материалы
Пожалуй, самые творческие развивающие занятия для детей для 4 лет - это поделки из подручных материалов. Разнообразное количество проектов можно придумать из: природных материалов, круп, пустой упаковки, бытовых предметов обихода, бумаги и специальных материалов для творчества.
Начинайте с того, что вы хотите сделать (какая задача перед вами стоит: выучить буквы, разработать мелкую моторику и т.п.), какие конкретно подручные средства для этого подойдут, как их надежно склеить или соединить - уже столько изобретательности нужно проявить. Если вы хотите вырастить творческую личность, то чаше прибегайте к играм из подручных и природных материалов.
Крупы и другие мелкие сыпучие объекты (развиваем моторику и сенсорику)
Крупы можно зашить в игрушки из тонкой ткани.
Муку можно поместить в надувной шарик, спустить весть воздух и завязать на узел, - шарик будет хорошо держать заданную ему форму. Можно дополнительно декорировать его пластиковыми глазками и приделать волосы (кисточку из ниток).
Крупами и песком можно рисовать, разложив их на подносе или приклеив к листу бумаги.
Насыпав крупу или песок в коробку можно сделать игровое поле (пляж, стройку, огород) для игр ребенка.
Бумага
Детское оригами, самое простое, сможет сделать и ребенок в 4 года.
Аппликации: можете помогать ребенку, рисуя простые формы, пусть он вырезает их детскими ножницами и приклеивает сам.
Из бумаги можно вырезать любые предметы для обучения, делать развивающие тетради с элементами аппликации и рисунка (кукольный домик, трассу для машин с разными локациями, лесом, городом, магазином и т.п.) Используйте готовые наклейки в таких тетрадях, дети их очень любят.
Трубочки, зубочистки
Нарежьте трубочки или используйте спички, чтобы сложить аппликацию или построить домик, используйте клей.
Из коротких частей трубочек можно сделать цепочку, замыкая один конец в другой.
Из зубочистки и картошки можно сделать ежика или дикобраза.
Из трубочек, плотной бумаги и втулки от туалетной бумаги можно соорудить вертолет, потом раскрасить его акриловыми красками.
Природные материалы (шишки, веточки, камешки, желуди…)
Из всего этого добра может получиться масса поделок животных, птиц, человечков. Используйте пластиковые глазки, яркие нитки и цветную бумагу.
Большие гладкие камешки можно расписывать, превращать их в причудливых существ, приделывая к ним глазки, хвостики из веревочек.
Нитки и клубки
Вспомните, наверняка вы делали из веревочек кукол и зверюшек из помпонов.
Нитки можно вплетать и привязывать к сетчатой ткани, создавая причудливые узоры.
И это лишь малая толика идей, которые можно разработать, применив подручные материалы. Принцип занятий: выложите перед ребенком необходимые материалы, задав направление, предложите сделать поделку, применив немного изобретательности. Направляйте ребенка, предлагайте свои идеи если он зашел в тупик. Ребенок, придумывая и воплощая такие идеи в жизнь, развивает не только творческие навыки, он учится логике, нестандартному мышлению. И обязательно сопровождайте ваши занятия направляющими вопросами, подсчетом, написанием букв или цифр, придумывайте названия, истории, изучайте все что попадается вам под руку.
Повседневные дела
И не забывайте, что вашу развивающую игру можно направить на пользу домашнего хозяйства и развивать самостоятельность у ребенка. Какое домашнее хозяйство можно доверить ребенку?
Уборка. Продумайте заранее каждое место (домик) для игрушек, где они будут жить когда в них не играют. К концу игры нужно будет отправить игрушку отдыхать (спать домой). И обязательно сопровождайте наводящими вопросами - «Что будет делать твой черный пушистый медвежонок дома перед тем, как лечь спать? Положи рядом с ним (игрушечный) фрукт, чтобы он поел перед сном. Какой фрукт ты положишь? Какого он цвета? Может положить еще один, сколько тогда будет у мишки фруктов?» и т.д. Каждой вещи можно присвоить место (домик), в которое она должна вернуться отдыхать, иначе она помнется, испачкается (запылится), потеряется.
Загрузка стиральной машины и посудомойки. Это тоже своего рода квест для ребенка, - рассортировать по цветам, фактурам, формам и назначению все вещи, выставить программу, там и цифры и буквы которые нужно запомнить до следующего раза. Дети очень любят нажимать кнопки, пускай делают это под присмотром, - «Я за тобой проверю чтобы ты ничего не забыл, а то можно сломать…» - а дальше объясните что - «Когда программа идет, уже нельзя ее сбивать, нажимая кнопки, как и нельзя нажимать просто так, потому что может сломаться и затопить соседей и нас…» Обязательно сопровождайте все действия подробными объяснениями. Доверьте загрузить посуду в определенном порядке, положить один предмет посуды рядом с другим таким же, выставить программу и т.п.
Готовка. Творческий процесс, но нужно придерживаться рецепту, изучать новые ингредиенты, их запахи и вкус, вести подсчет. Доверьте ребенку добавлять по рецепту, исследуя и изучая продукты, смешивать, выкладывать, украшать, следить за временем - все в чем он может быть полезен при приготовлении пищи, что расширит его кругозор и подойдет для его возраста.
Важные правила для стимулирования познавательного развития ребенка!
Помните, что занятия для детей 4 лет не должны проходить в одиночку, ребенок не должен сидеть и выполнять данные вами задания один, его постоянно нужно направлять и проявлять участие, хвалить, проявлять интерес к его решениям, разжигая его энтузиазм, - только так он будет проявлять интерес к занятиям.
Ничего, что не представляет опасность для ребенка, не запрещайте, - вы рискуете воспитать его пассивным. Но обязательно объясняйте почему нельзя, какая это опасность, какие последствия могут быть от его действий, если есть возможность покажите, почему этого нельзя делать. Если ему еще рано использовать какой-либо предмет, из-за того, что он его может испортить или пораниться, объясните ему это подробней. В остальном ребенок должен исследовать этот мир, а вы должны направлять его на это, помогать и следить чтобы все прошло безопасно. Мир также может реагировать на действия ребенка, ваша задача либо объяснить ребенку варианты, но лучше чтобы ребенок узнал это на своем опыте.
мы уже писали в нашей предыдущей статье. Эта статья может быть вам полезна.
Занимаясь с ребенком его развитием важно помнить несколько основных правил:
Первое и очень важное - общайтесь с ребенком как можно больше, задавайте ему наводящие вопросы. Отвечайте максимально развернуто на его постоянные вопросы, с терпением и энтузиазмом, чтобы поддержать его интерес к познавательному развитию.
И второе, не менее важно - пробуйте новое!