Какую роль в становлении личности играет воспитание. Роль воспитания в развитии личности

Рассмотреть данный аспект важно потому, что воспитание оказывает огромное влияние на становление личности, её поведение и, часто, занимаемое место в обществе.

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Советские педагоги, исходя из требований социалистической школы, пытались по-новому раскрыть понятие «процесс воспитания», но не сразу преодолели старые взгляды на его сущность. Так, П. П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение. А. П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности. Социальная сущность воспитания не была раскрыта на подлинно научной основе и в этом определении.

В. А. Сухомлинский писал: «воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания. Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности ученика. Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности ученика; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении ученика.

Всякий процесс представляет собой совокупность закономерных и последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Главный результат воспитательного процесса - формирование гармонично развитой, общественно активной личности, которая может стать активным участником политической жизни, т.е. её полноценным субъектом.

Воспитание - процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. Уместно будет вспомнить об одном примечательном случае из жизни Блонского. Когда ему исполнилось пятьдесят лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание. Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса - дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие.

Прежде всего, следует отметить, что понятие «воспитание» употребляется в самых различных значениях: подготовка подрастающих поколение к жизни, организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных случаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл. Это различие особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда, бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что «воспитывает среда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеют в виду не специально организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование личности. Иное значение имеет выражение «воспитывает школа». Оно четко указывает на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную деятельность. Еще К. Д. Ушинский писал, что в отличие от влияний среды и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный и специально организованный педагогический процесс. Это отнюдь не означает, что школьное воспитание отгораживается от влияний среды и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния оно должно максимально учитывать, опираясь на их положительные моменты и нейтрализуя отрицательные. Суть дела, однако, состоит в том, что воспитание как педагогическую категорию, как специально организованную педагогическую деятельность нельзя смешивать с разнообразными стихийными влияниями и воздействиями, которые испытывает личность в процессе своего развития.

Но в чем же состоит сущность воспитания, если рассматривать его как специально организуемую и сознательно осуществляемую педагогическую деятельность?

Когда речь идет о специально организованной воспитательной деятельности, то обычно эта деятельность ассоциируется с определенным воздействием, влиянием на формируемую личность. Вот почему в некоторых пособиях по педагогике воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств. В других же работах слово «воздействие» как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается, и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности. Однако, как первое, так и второе определения отражают только внешнюю сторону воспитательного процесса, только деятельность воспитателя, педагога. Между тем, само по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желаемому результату: оно может вызывать у воспитуемого как положительную, так и отрицательную реакцию или же быть нейтральным. Вполне понятно, что только при условии, если воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннюю положительную реакцию (т.е. отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на нее эффективное развивающее и формирующее влияние. Но как раз об этом в приведенных определениях сущности воспитания умалчивается. Не проясняется в нем и вопрос о том, каким само по себе должно быть это педагогическое воздействие, какой характер оно должно иметь, что зачастую позволяет сводить его к различным формам внешнего понуждения. Различным проработкам и морализированию. На эти недостатки в раскрытии сущности воспитания указывала еще Н. К. Крупская и относила их к влиянию старой, авторитарной педагогики. «Старая педагогика, - писала она, - утверждала, что все дело в воздействии воспитателя на воспитуемого… Старая педагогика называла это воздействие педагогическим процессом и говорила о рационализации этого педагогического процесса. Предполагалось, что в этом воздействии - гвоздь воспитания». Подобный подход к педагогической работе она считала не только неверным, но и противоречащим глубинной сущности воспитания. Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Эдвард Торндайк писал: «Слову «воспитание» придают различное значение, но всегда оно указывает, но оно всегда указывает на изменение… Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений». Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование человека, как общественного существа, как личности происходит путем «присвоения человеческой действительности». В этом смысле воспитание следует рассматривать как средство, призванное способствовать присвоению растущей личностью человеческой действительности. Что же представляет собой эта действительность и как осуществляется её присвоение личностью? Человеческая действительность есть не что иное, как порожденный трудом и творческими усилиями многих поколений людей общественный опыт. В этом опыте можно выделить следующие структурные компоненты: всю совокупность выработанных людьми знаний о природе и обществе, практические умения и навыки в разнообразных видах труда, способы творческой деятельности, а также социальные и духовные отношения.

Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного и художественного творчества, социальных и духовных отношениях «опредмечены» результаты их многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Все это весьма важно для воспитания. Чтобы подрастающие поколения могли «присвоить» этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны «распредметить» его, то есть по существу в той или иной форме повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность и, приложив творческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений человек овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами.

Это легко показать на таком примере: чтобы учащиеся усвоили закон Архимеда, который изучается в курсе физики, им необходимо в той или иной форме «распредметить» совершенные когда-то великим ученым познавательные действия, то есть воспроизвести, повторить, пусть под руководством учителя, тот путь, которым он шел к открытию этого закона. Подобным же образом происходит овладение общественным опытом (знаниями, практическими умениями, способами творческой деятельности, и т. д.) и в других сферах жизнедеятельности человека. Отсюда следует, что основное назначение воспитания состоит в том, чтобы, включая растущего человека в деятельность по «распредмечиванию» различных сторон общественного опыта, помочь ему воспроизвести этот опыт и таким образом вырабатывать у себя общественные свойства и качества, развивать себя как личность.

На этом основании воспитание в философии определяется как воспроизводство социального опыта в индивиде, как перевод человеческой культуры в индивидуальную форму существования. Это определение полезно и для педагогики. Имея в виду деятельностный характер воспитания, Ушинский писал: «Почти все ее (педагогики) правила вытекают посредственно или непосредственно из основного положения: давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами неограниченной, поглощающей душу деятельности».

Для педагогики, однако, весьма важным является то, что мера личностного развития человека зависит не только от самого факта его участия в деятельности, но главным образом от степени той активности, которую он проявляет в этой деятельности, а также от ее характера и направленности, что в совокупности принято называть отношением к деятельности. Обратимся к примерам.

В одном и том же классе или студенческой группе обучающиеся изучают математику. Естественно, что условия, в которых они занимаются, примерно одинаковы. Однако качество их успеваемости зачастую бывает весьма различным. Конечно, в этом сказываются различия в их способностях, уровень предшествующей подготовки, но едва ли не решающую роль играет их отношение к изучению данного предмета. Даже при средних способностях школьник или студент могут весьма успешно учиться, если будут проявлять высокую познавательную активность и упорство в овладении изучаемым материалом. И наоборот, отсутствие этой активности, пассивное отношение к учебной работе, как правило, ведут к отставанию.

Не менее существенными для развития личности является также характер и направленность той активности, которую проявляет личность в организуемой деятельности. Можно, например, проявлять активность и взаимопомощь в труде, стремясь добиться общего успеха класса и школы, а можно быть активным, чтобы только показать себя, заслужить похвалу и извлечь для себя личную выгоду. В первом случае будет формироваться коллективист, во втором - индивидуалист или даже карьерист. Все это ставит перед каждым педагогом задачу - постоянно стимулировать активность учащихся в организуемой деятельности и формировать к ней положительное и здоровое отношение. Отсюда следует, что именно деятельность и отношение к ней выступают как определяющие факторы воспитания и личностного развития учащегося.

Приведенные суждения, на мой взгляд, достаточно четко раскрывают сущность воспитания и дают возможность подойти к его определению. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) в этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Без организации этой деятельности и формирования положительного отношения к ней воспитание невозможно. Именно в этом состоит глубинная сущность этого сложнейшего процесса.

В этой статье:

Все люди уникальны. Индивидуальные особенности, окружение, наличие возможностей и многое другое формирует личность ребенка. Существует два больших класса факторов, влияющих на развитие личности. Это биологические особенности и социальная среда.

Очень важным фактором является наследственность для любого человека. Ее можно рассматривать с точки зрения физиологии и психики. Для личности обе точки зрения считаются одинаково важными.

От природы, родителей кроха получает очень многое. Его врожденные качества, задатки влияют на то, как будет развиваться личность. Воспитание, образование могут скорректировать некоторые психологические особенности человека. Главная задача родителей малыша - правильно подойти к процессу его воспитания.

Биологические и социальные факторы

Факторов, влияющих на развитие личности ребенка, очень много. Буквально каждый день он сталкивается с проблемами, открытиями, преодолевает препятствия и чему-то учится. Все это, словно мозаика, формирует его личность. Нет неважных факторов – все следует учитывать. Формирование личности начинается еще в раннем детстве. Родители отмечают, что, даже когда крохе было всего-то 2-3 месяца, уже проявлялись некоторые черты будущего характера.

Все факторы можно разбить на две большие группы: биологические и социальные. То, что заложено генетически, нельзя изменить. Но многие реакции детей, их поведение обуславливаются повторением за взрослыми. Тут родителям нужно быть внимательными, ведь кроха все впитывает .

Слова, действия, поступки родителей становятся для них эталоном. То есть ваше поведение чаще всего формирует их поведение.
Развитие личности происходит под влиянием того, что окружает ребенка.

Многое можно поправить, воспитать и привить. Ребенка нельзя предоставлять самому себе. Личностное развитие
тесно связано с психическим развитием малыша, уровнем его интеллекта. Если ребенок здоров, нет каких-либо отклонений, то эта связь сохраняется на протяжении всей жизни . В любом случае детей необходимо развивать, учить. Чаще всего личностное развитие крохи зависит от того, как родители занимались его воспитанием и обучением.

Нельзя сказать, что какие-то факторы являются важными, а какие-то второстепенными для развития.

Биологические

Формирование того, что мы называем «личность», «я» человека - очень сложный процесс с точки зрения биологии. Это миллионы процессов в нашем мозге, биологические
условия, особое строение нервной системы, мозга. Сюда же можно отнести уровень гормонов, который сильно влияет на наше настроение и восприятие мира. Мы видим жизнь по-разному. Совокупность всех особенностей организма – это и есть личность, индивидуальное восприятие действительности.

К биологическим аспектам формирования личности ребенка можно отнести наследственность и наличие (или отсутствие) самых разных патологий развития.

Наследственность

Это все, что мы получаем «в наследство» от родителей. Не только рост, цвет волос и глаз, но и черты характера, личностные особенности. Человек рождается уже с набором задатков. Что-то под действием воспитания может измениться , а что-то навсегда останется с ним. Наследственные факторы - что-то такое, что в нас есть по умолчанию, вне зависимости от нашего желания или
нежелания.

Вместе с физическими признаками наследуется тип психической деятельности, реакции, тип нервной системы. Большое количество определяющих факторов развития личности уже заложено в нас. Дальше все зависит от того, как пойдет процесс развития ребенка.

Наследственность можно еще охарактеризовать как задатки человека. Позже из них сформируются многие психические свойства и особенности человека. Тут важную роль будет играть окружение человека, возможности, социальная среда, образование.

Наличие патологий развития

Наличие аномалий и патологий развития очень сильно влияет на формирование личности ребенка. Тут очень важно, затрагивают ли аномалии психическую деятельность или нет. Если у ребенка диагностировано отставание психического развития или сниженный интеллект, то это не значит, что он
лишен процесса личностного развития. Совсем нет – просто оно идет по другому пути.

Важным фактором тут является то, какие именно нарушения имеются ввиду. Например, если ребенок родился глухим, слепым, не может говорить или же у него есть целый комплекс нарушений. Восприятие мира для него сразу же меняется. А значит, и себя он ощущает совсем не так, как человек без нарушений. Личность формируется тем, как мы реагируем на изменение окружающего мира. Если пропадает какой-то канал связи, значит, лично для нас мир уже выглядит иначе.

Социальные

Социальные факторы, формирующие личность ребенка, очень разнообразны. Здесь имеет значение практические все. Это получение социального опыта. Можно сказать, что социальные факторы «наслаиваются» на биологические. Биологию тут можно считать базисом.

Социализация

Социализация , или процесс усвоения человеком социального опыта , начинается очень рано – буквально с первых дней
появления на свет. Мы находимся в социальной среде, и ее нормы и правила влияют на формирование личности каждого человека. Сюда входит:

  • возможность общаться;
  • коммуникабельность;
  • желание или нежелание ребенка следовать общим правилам поведения;
  • адаптация в учебном заведении.

Чем раньше начинается социализация малыша, тем лучше. Если у ребенка есть возможность посещать садик, это всегда даст позитивный опыт. Там он быстрее понимает, как устроено общество, по каким правилам действует. Приобретается опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми людьми.

Если малыша лишают общения, он не посещает садик, мало
гуляет, это может привести к замкнутости, концентрации только лишь на себе, своих желаниях. Такие личностные качества часто мешают в дальнейшей жизни. Социальные факторы развития личности оказывают огромное воздействие на качество жизни человека. Если не научить кроху общаться, дружить, понимать других людей, ему будет очень тяжело строить более серьезные отношения во взрослой жизни.

Находиться в обществе - значит проявлять себя, развивать свои таланты . Со временем появляется критическая оценка себя. Так происходит самостоятельная коррекция поведения, изменение некоторых черт характера.

Семья и отношение к ребенку

Если рассмотреть несколько типов окружения и организации жизни детей, то видно, как по-разному формируются личностные качества.

Иногда малыш становится центром вселенной для семьи. Все разговоры только о нем, новостях его жизни, успехах. Ему покупаются все вещи, которые он желает получить . Мама и бабушка вылавливают из супа лук, который он не любит кушать. Это ведет к формированию определенных качеств характера ребенка. Формируется личностный взгляд на жизнь:

  • эгоистичное, часто потребительское отношение к жизни ;
  • ребенок не может полностью использовать свой потенциал, развивать навыки (нет необходимости, ведь он и так окружен восхищением);
  • слабо развивается воля (не нужно добиваться чего-то – все и так появляется по желанию);
  • плохая эмпатия (человек заинтересован только в себе, а чужие переживания мало значат для него).

В противоположной ситуации от ребенка требуют самостоятельности, он получает задания по дому. Похвала звучит только тогда, когда есть реальное достижение. В его личностной характеристике присутствуют другие качества:

  • наличие воли;
  • необходимость использовать свои сильные стороны, чтобы заслужить похвалу, поощрение
  • эмпатия (ребенок понимает переживания, чувства, настроение другого человека, родителей);
  • наличие самоконтроля.

Отношение к ребенку в семье сказывается на формировании его личности. Например, оба этих малыша отправились в первый класс. Первому будет очень тяжело пройти адаптационный период , ведь он не привык к подобным испытаниям. Второму будет гораздо проще приспособиться и проявить себя . Самостоятельность, ответственность за свои поступки, самокритика - черты личности, которые формируются под влиянием семьи.

Окружающая среда

Очень важно, в какой среде живет ребенок. Законы общества, влияющие на его жизнь, создают многие личностные качества. То, как среда воздействует на человека, определяет, как человек будет относиться к ней.

Если малыша с ранних лет окружают люди, которые все проблемы решают руганью или силой, то это станет для него эталоном поведения .
Факторы среды могут подтолкнуть к развитию многие задатки человеческой психики. Как в позитивном смысле, так и в отрицательном.

Воспитание

Родители, воспитатели, учителя занимаются воспитанием ребенка. Главная задача воспитания - привить ребенку
определенные моральные нормы и правила поведения. С помощью воспитания можно ограничить развитие многих негативных задатков человека. Например, склонность к жестокости, эгоистичное поведение. Такие задатки очень негативно влияют на формирование личностных качеств у детей.

Воспитание ребенка должно проходить в адекватной форме. Агрессия всегда порождает еще большую агрессию. Лучше всего спокойно объяснять ребенку, где он неправ, подсказывать другой вариант решения проблемы.

Например, в садике воспитатель жалуется, что маленький мальчик дерется, отбирает игрушки силой . С одной стороны, это нельзя оставлять без внимания. С другой - наказав ребенка, отшлепав его без разъяснения причин, родители только подтверждают его точку зрения: сильный, агрессивный человек получает то, чего хочет. Это убеждение ребенка сформирует его характер.

Конечно, воспитание оказывает огромное влияние на характер человека. Главное, чтобы воспитанием занимались те люди, которые сами следуют установленным в обществе правилам.

Образование

Образование дает человеку не только обширный кругозор. Существуют последствия обучения, влияющие на личностное развитие:

Волевое развитие

Человек понимает, что необходимо прикладывать усилия для достижения цели. В школе это оценки, похвалы учителей и родителей.

Возможность самореализации

Обучаясь, ребенок находит для себя много интересного. Реализовать себя в интересующих областях непросто, но это приносит удовлетворение . А еще это возможность показать миру себя и свои лучшие качества.

Самокритика

Образование, обучение всегда связано с развитием умения критиковать себя, смотреть на себя и
свою работу со стороны.

Ребенок использует все то, что заложено в нем от природы. Это гены родителей, индивидуальные особенности. Все остальное он получает из окружающего его мира. Родителям нужно приложить максимум усилий для того, чтобы психическое развитие малыша проходило правильно . Тут их роль является ведущей.

Всю сознательную жизнь человек находится под воздействием воспитания. Вначале его воспитывают родители, потом воспитатели в детском саду и учителя в школе. По мере взросления он превращается из воспитуемого в воспитателя, используя различные методы и приемы для развития лучших природных качеств собственных детей.

Какую роль в становлении личности играет воспитание? В чем его специфика, как правильно его использовать? На эти и другие вопросы попробуем найти ответы в данной статье.

Что такое воспитание?

Существует множество определений данного понятия. Однако суть каждого из них сводится к тому, что воспитание – это определенное, обязательно целенаправленное и систематическое воздействие на личность. С его помощью общество воздействует на человека, используя весь имеющийся у него арсенал средств: литературу, произведения искусства, средства массовой информации, учреждения образования и общественные организации.

Воспитание должно обеспечить теми знаниями, умениями и навыками, которые необходимы в жизни, одобряются обществом и помогают взаимодействовать с другими людьми.

Основная цель воспитания – помочь сформироваться и развиться лучшим природным задаткам человека, проявить индивидуальность и самостоятельность суждений, привить трудовые навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности.

Безусловно, влияние социальной среды на процесс воспитания велик. То, в каком социальном окружении находится человек, существенно влияет на его мировоззрение и развитие.

Нельзя отрицать и влияние наследственности на становление личности. Воспитание сможет развить только те качества, которые заложены природой. Невозможно изменить генетическую предрасположенность, ее можно только попытаться откорректировать.

Итак, воспитание должно принимать во внимание особенности социального окружения и наследственные факторы, по возможности устраняя или ослабляя их негативное влияние.

Важная особенность воспитания заключается в том, что оно осуществляется людьми, которые имеют специальную профессиональную подготовку в этой области (воспитатели, преподаватели) или уполномочены обществом (семья).

Влияние воспитания на личность

Роль воспитания в формировании личности современным обществом воспринимается неоднозначно. Многие отрицают воздействие воспитания, предписывая развитие личностных качеств исключительно социуму и природным задаткам. Однако нельзя согласиться с таким утверждением.

Как показала педагогическая практика, с помощью воспитательных методов можно откорректировать даже особенности темперамента. Конечно, сделать это можно только в том случае, если человек сам этого хочет, занимается саморазвитием и самосовершенствованием.

Особенности нервной системы личности являются определяющими при выборе методов и средств воспитательного воздействия. Ведь скорость психических процессов влияет на поведение человека и его способности.

Говоря о воздействии воспитания на личность, нельзя не отметить влияние семьи на развитие человека.

Семейное воспитание закладывает основы поведения, восприятия и мировоззрения. Воспитательное воздействие определит в дальнейшем судьбу ребенка, ведь родители, исходя из своего понятия о правильности тех или иных понятий, прививают их ребенку.

Воспитание личностных качеств будет возможным только в том случае, если человек вовлечен в определенную сферу деятельности. Так, например, если в семье увлекаются музыкой, то занятия в этом направлении смогут развить музыкальный слух, голосовые связки.

Стремление к здоровому образу жизни приблизит всех членов семьи к регулярным занятиям спортом. Они, в свою очередь, будут содействовать развитию мышц и общей подвижности суставов, укреплению защитных сил организма.

Отношение взрослых к воспитанию детей должно базироваться на собственном развитии, стремлении развить свои лучшие качества, чтобы на наглядном примере продемонстрировать молодому поколению правильность жизненных установок.

Можно долго рассказывать о пользе чтения, но если родители последний раз брали в руки книгу еще до рождения ребенка, то вряд ли отпрыск поймет, зачем ему нужно такое скучное времяпровождение.

Увлеченность взрослых каким-либо видом деятельности обязательно передастся детям. Важно, чтобы малыши чувствовали заинтересованность родителей в том, чему они их учат.

Коллективное воздействие

Семья, в которой растет и развивается маленький ребенок, является первым коллективом, влияющим на становление личности малыша. Более того, постоянно взаимодействуя друг с другом, члены «семейного клана» дополняют и углубляют воспитательные процессы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что хорошо организованный воспитательный процесс всегда имеет двустороннюю направленность: родители воспитывают детей, а дети воспитывают родителей.

По мере взросления ребенка увеличивается влияние воспитательного воздействие других коллективов: друзей на детской площадке, группы в детском саду, класса в школе.

Роль коллектива в воспитании личности сложно переоценить, так как социальное окружение диктует те законы, которые приняты в обществе. И их соблюдение является обязательным условием для полноценной жизнедеятельности человека.

Однако определяющим моментом является то, какое воздействие оказывает коллектив на формирование личности. Не нужно забывать, что оно может быть и отрицательным. В этом случае целенаправленное воспитание будет призвано скорректировать или устранить это отрицательное влияние. Правда, сделать это не так просто.

Маленький ребенок еще не имеет правильных жизненных ориентиров, поэтому все, что его окружает, становится предметом подражания.

Подросток, пытаясь самоутвердиться и доказать свое право на самостоятельные решения, часто оказывается под сильным влиянием «плохих компаний». Попадает под воздействие коллектива, из которого выйти ему впоследствии будет не так уж просто.

Взрослые люди ведут привычный образ жизни в сложившемся коллективе. Даже если их что-то не устраивает, им сложно найти душевные силы, чтобы выйти из-под влияния общественного мнения.

Следовательно, коллективное воздействие на развитие личности, как ребенка, так и родителей, очень велико. Поэтому и ребенку, и взрослому необходимо воспитывать желание самосовершенствоваться, ставить перед собой определенные воспитательные цели, чтобы в случае необходимости иметь желание и возможность противодействовать негативному влиянию общественного мнения.

Стать полноценной личностью, реализовать свой врожденный потенциал ребенок может только в коммуникации. С самого рождения ему необходима опека и обучение. Для дальнейшей самостоятельной жизни процесс воспитания запускается в раннем младенчестве, диктуется потребностями ребенка на всех этапах его развития.

Работа по воспитанию личности ребенка отличается следующими признаками:

  1. Стремлением к определенной цели, социально-культурному образцу, идеалу.
  2. Соответствием историческому развитию. Педагогический процесс отталкивается от выработанных человечеством ценностей.
  3. Методы, воспитательные воздействия подчиняются определенной системе.

Необходимость воспитания

Множество научных трудов посвящено исследованию личности. Научные опыты, случайные факты подтверждают вывод, что психическое развитие, характер формируются с самого рождения. Не усвоенное в раннем возрасте с трудом компенсируется в зрелости.

Несвоевременное, неправильно организованное воспитание грозит привести к:

  • замедленному развитию психики, недоразвитию эмоциональной сферы;
  • плохо сказывается на физическом развитии, здоровье;
  • нарушает последовательность формирования, закрепляет неправильные формы поведения;
  • негативно отражается на возбудимости нервной системы, способствует переутомлению.

Врожденные особенности, биологические предпосылки важны, но не они являются решающими в процессе развития индивидуума. В нас запрограммированы человеческие особенности, но для их полноценной реализации мало только родиться. Нужно жить среди людей, перенимая от них посредством воспитания общественный опыт.

Пропорциональность соотношения субъектности и объектности в процессе воспитания

У едва появившегося на свет можно наблюдать проявления индивидуальности (характерные реакции, особенности поведения, предпочтения). Но личность ребенка не является врожденной, она проявляется позднее, под влиянием культурного, социального развития. С течением лет малыш постепенно определяет свое место в социальной среде, развиваются его чувства, воля.

На первом этапе усилия родителей, педагогов имеют более высокую активность. По мере взросления активность ребенка возрастает, он все старается сделать сам, воспитатели его только контролируют. Это помогает почувствовать себя субъектом деятельности, является самым важным для воспитания ребенка творческой личностью. Мера стараний воспитанника должна соотноситься с его возможностями.

Воспитательные цели реализуются через активные действия: спортивные упражнения помогают физическому развитию, нравственные качества укореняются, если дети ориентируются на чувства других людей, интеллектуальное развитие невозможно без мыслительной активности, ежедневного решения интеллектуальных задач.

Педагог содействует тому, чтобы ребенок максимально осмысливал свои действия, искал свое место среди других. Принцип субъектности предполагает поиск совместных решений, исключение из взаимоотношений жестких приказов.

На каждом возрастном этапе воспитатель руководствуется актуальными потребностями ребенка. Форсирование процесса со стороны взрослых приведет к пассивности детей или к активному сопротивлению, агрессивности. Стеснительность или агрессивность наложат свой отпечаток на характер. Психологи предупреждают: ранняя агрессивность говорит о предрасположенности в будущем к криминальному поведению.

Что влияет на развитие личности

Потребности и интересы личности, ее духовное богатство, способности зависят от условий, в которых проходит формирование ребенка. Факторы, производящие основное влияние на развитие человека, следующие:

Воспитание, обучение

Несут положительный заряд, направлены на формирование нравственных ориентиров, передачу знаний, опыта. Процесс включается с момента рождения малыша, меняет формы и методы, ориентируясь на возраст, индивидуальные особенности.

Самостоятельность, активность

Воспитание проходит более продуктивно, если ребенок сам к чему-то стремится, проявляет интерес к различным сторонам деятельности, увлекается игрой, учебой, трудом. Воспитываемый, становясь субъектом, осознанно изменяет сам себя.

Современная концепция воспитания

Для поколений родителей и педагогов вопрос воспитания остается животрепещущим. Теоретики пытаются подобрать идеальную модель для формирования у детей определенных взглядов, навыков, знаний. Выделяют общие закономерности среди основных теорий:

  • воспитание и обучение всегда взаимосвязаны, но воспитанию отдается приоритет;
  • на эффективность воспитания стараются повлиять вовлечением в него самого воспитанника;
  • результаты воспитания складываются из понятных для воспитателя и ребенка форм, методов, целей.

Многие социальные институты применяют устаревшие модели воспитания. Современные концепции требуют, прежде всего, работы над воспитанием культурной разносторонней личности, уверенного в себе, самостоятельного человека с правильными жизненными установками.

Обратите внимание

Стратегия модернизации в образовательной системе направлена на восстановление соответствия между качеством воспитания, потребностями общества и самой воспитываемой личности.

Возрастные этапы и личность

Человек становится личностью, когда он достигает определенного уровня в психическом развитии, когда у него складываются взгляды на мир, работает оценка собственного поведения. Личность – результат культурного, социального развития. На каждом из возрастных этапов происходит формирование определенных психологических качеств, отношений, что формирует внутренний мир ребенка, его поведение.

Период до 3 лет характеризуется высокой пластичностью и легкой обучаемостью. Основные черты характера ребенка закладываются до года. Элементарные нравственные качества формируются тогда же. Задача воспитания – не нанося ущерб здоровью и нервной системе, дать детям основу дальнейшего развития.

Если ребенок мало двигается или часто бывает в подавленном эмоциональном состоянии, это сказывается и на его физическом развитии. Его физическое недомогание точно так же проявляется эмоционально.

Дети от рождения не располагают готовыми формами поведения. Умению складывать кубики, рисовать, говорить они учатся у взрослых.

Годам к трем малыш по многим вопросам имеет собственную позицию, осознает разницу между собой и другими людьми, становится более самостоятельным.

Ближе к школе ребята в состоянии оценить свои поступки в сравнении с действиями друзей, родителей, стремятся принимать участие в их деятельности. Процесс социализации пройдет у малыша тем легче, чем он лучше адаптируется в обществе, усвоит правила поведения в нем, чем более тесным будет контакт с родителями.

Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Это в первую очередь целенаправленная деятельность общества, использующего для ее осуществления все имеющиеся в его распоряжении средства - искусство, литературу, массовые средстра распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации. Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это, естественно, не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.
Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.
Воспитание - это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.
Марксистско-ленинская педагогика исходит из того основного положения, что воспитание может играть ведущую, определяющую и решающую роль в развитии и формировании личности человека лишь в условиях той социальной среды, где все общество заботится о создании наилучших условий для всестороннего развития задатков и способностей человека, где это является основной целью воспитания подрастающих поколений. В условиях социалистического общества роль воспитания усиливается еще и потому, что воспитательное воздействие, оказываемое обществом и его учреждениями, подкрепляется и всем социалистическим укладом, советским образом жизни, осуществлением принципов социализма во всех сферах хозяйственной, культурной и политической жизни общества. Наблюдается все большее совпадение интересов общества и каждого советского человека, что облегчает ему принятие и усвоение требований, предъявляемых к нему обществом.
В последнее время все чаще и больше в педагогике говорят о комплексе социальных влияний, получившем отражение в понятии «советский образ жизни», который представляет собой особую среду развития и формирования личности советского человека.
Однако благоприятная социальная среда действует положительно не сама по себе. Каким бы благоприятным ни было влияние социалистического общества, важнейшую роль в воспитании человека играет целенаправленная деятельность людей и всех воспитательных учреждений, создаваемых обществом.
Если в отношении учета влияния и воздействия социальной среды главной задачей воспитания является правильное отражение в целях и конкретных задачах учебно-воспитательной работы требований, предъявляемых обществом к человеку, то в отношении влияния семьи роль воспитания может быть и несколько иной. Воспитатель, конечно, всегда изучает условия домашнего окружения ребенка, чтобы учитывать их в организации работы с ним в школе. Знание этих условий дает возможность понять особенности его поведения, выявить их причины, которые зачастую кроются в условиях воспитания в семье. Вместе с тем в случае обнаружения неблагоприятных влияний, отражающихся на развитии, поведении и успеваемости ребенка, воспитатель может и должен активно вмешаться в условия семейного воспитания, стремясь оказать активное воздействие на родителей, семью, осуществляя индивидуальный подход к ребенку, воспитывающемуся в неблагоприятных домашних условиях, оказывая ему больше внимания, организуя необходимую помощь в занятиях, ставя вопрос о помещении его в школу-интернат или детский дом, если не удается изменить в лучшую сторону домашнюю обстановку.
Воспитатель должен также знать и ближайшее окружение ребенка вне школы, так как порой во дворе, на улице различные группировки оказывают отрицательное влияние на неустойчивую молодежь, особенно подростков. Поэтому сейчас и придается такое большое значение совместной работе школы и общественности по месту жительства учащихся, активизируется воспитательная работа через жэки, обращается особое внимание на воспитательную работу с подростками во внеурочное время, более широкое вовлечение их в спортивную и разнообразную кружковую творческую работу. Усиливается вся работа по организации культурного досуга учащихся.
Все это показывает, что воспитание находится в очень тесном взаимодействии со всеми видами влияний, идущими от среды, играя при этом ведущую роль в использовании благоприятных социальных условий, а также в устранении или ослаблении неблагоприятных влияний и воздействий, идущих в отдельных случаях от семьи или ближайшего окружения вне школы.
Школа должна по-настоящему стать центром воспитательной работы в микрорайоне и пропаганды педагогических знаний среди родителей и общественности района, и в этом одно из проявлений воздействия общественного воспитания на микросреду, в которой находится учащийся за пределами школы.
Свои особенности имеет воздействие воспитателя на процесс развития естественных жизненных сил, заложенных в человеке от рождения.
Признавая за воспитанием ведущую и определяющую роль в благоприятных социальных условиях, советская педагогика тем не менее не преувеличивает возможностей целенаправленного воспитания, поскольку многое зависит и от природных задатков. Воспитание может обеспечить развитие человеческих черт и качеств, только опираясь на те задатки, которые свойственны человеку как представителю рода. Так, опыты по воспитанию детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показали, что детеныш обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем не менее не приобрел ни одного пси хического качества, свойственного человеку (исследования Н. И. Ладыгиной-Котс).
Что касается процесса физического развития, то воспитание охватывает, естественно, не весь этот процесс, а лишь те стороны развития детей, которые вовлекаются в специально организуемую деятельность. Например, занятия музыкой развивают слух, голосовые связки; занятия физической культурой содействуют укреплению организма, развитию мышц и подвижности суставов. Однако определяющими здесь все же остаются естественные биологические процессы, на которые сильное воздействие оказывает социальная среда, условия жизни, быта, питания, играющие существенную роль в обеспечении правильного физического развития человека.
Значительно большие возможности имеются у воспитателя в развитии умственных сил и познавательных способностей ребенка. Это особенно заметно в условиях развивающего обучения, осуществляемого в советской школе, нацеленного на «зону ближайшего развития» ребенка и строящегося по принципу опережающего развития психических процессов, развитие которых ускоряется именно благодаря такой ориентации обучения.
В развитии человека, его психических черт и качеств и в том числе в формировании его познавательных процессов, большую роль играют особенности его нервной системы. Советская психология и педагогика утверждают, что врожденный тип высшей нервной деятельности не остается абсолютно неизменным: под влиянием условий жизни, а особенно воспитания и самовоспитания у человека могут развиться и укрепиться тормозные процессы, повыситься сила и подвижность нервных процессов. Это в свою очередь может в какой-то мере замаскировать врожденный темперамент, сгладить видимые формы его проявления. Так что и в этом отношении воспитание может оказать определенное воздействие на развитие человека. Самое же главное и основное проявление воздействия воспитания - это формирование общей направленности личности, развитие ее духовных потребностей и интересов. Здесь многое определяется социальным строем и всем общественным укладом жизни. Воспитание призвано и усилить эффект этого социального воздействия среды, и сделать формирование личности более подчиненным целям и задачам строительства коммунизма.
В концепции воспитания, развиваемой советской педагогической наукой, немалая роль отводится и собственной активности человека, который является не только объектом, но и субъектом воспитания. В процессе воспитания огромную роль играет принятие и осознание человеком требований, предъявляемых ему воспитателем, т. е. формирования положительного к ним отношения, строящегося на понимании их разумности, справедливости, обоснованности, выливающегося в желание им следовать. Огромную роль играет и постановка человеком личных целей в жизни, стремление добиваться их выполнения, вырабатывать у себя качества, необходимые для их достижения. Наибольшая активность личности при этом наблюдается тогда, когда человек начинает серьезно задумываться над самовоспитанием, разрабатывая программу своего самосовершенствования, мобилизует свою волю и, затрачивая специальные усилия по выполнению этой программы, сам активно формирует свою личность.