Изонить для начинающих: простые инструкции и советы. Изонить: схемы с цифрами для детей. Мастер-класс для начинающих с картинками

Если вы любите художественные картины, но не можете рисовать, или любите вышитые шедевры, но не можете осилить долговременный проект, то обратите внимание на изонить. Для начинающих мастериц это вполне простое, но не менее красивое рукоделие - вышивание по картону в определенной последовательности.

Что такое изонить?

По другому данный вид рукоделия называется нитяной графикой, вышивкой по картону, изографикой, ниточным дизайном и изображением нитью. Для данного хобби подойдут любые нитки, начиная от шерсти, хлопка и заканчивая шелком. Вышивается по определенным точкам картон, пластик, плотный материал и даже железо. Рисунок подбирается или однотонный, или сложный из разных цветов.

Появилась изонить в 17 веке в Англии. Только нитяная графика не вышивалась, а переплеталась. На доске вбивались в определенной последовательности гвозди и на них плелись кружева. В настоящее время вместо гвоздей в основе делаются дырочки при помощи шила и иглой вышивается узор.

В России данное рукоделие стало популярно в образовательных учреждениях. Во-первых, для поделки требуется картон, нитки, шило. А во-вторых, всем детям понятна техника изонити. Для начинающих берутся схемы фигур, а только потом осваивают сюжеты.

Какая польза от изонити детям?

Особенно полезно данное рукоделие для старших дошкольников и школьников.

  • Изографию можно использовать на уроках труда. Младшие классы могут создавать елочные игрушки, кулоны, браслеты, картины, а - использовать как шпаргалку для перехода цвета в шитье. Так как в нитяном дизайне важно сочетать холодные и нужно создавать гармоничные сюжеты и подбирать толщину ниток с основой (картон, бархатная бумага, пластик).
  • На уроках математики тоже можно использовать изонить. Для начинающих школьников при вышивке фигур можно закрепить такие понятия, как окружность, треугольник, круг, радиус, диаметр, угол, хорда, центр, середина, вершина, край, направления сторон, порядковый и количественный счет и др.
  • У детей развивается абстрактное и фантазия, воображение. Это вначале школьники выполняют простые однотипные поделки или открытки, а впоследствии могут создавать целые сюжеты.
  • В процессе работы развивается глазомер и координация руки, а также прививаются такие качества, как усидчивость, терпение, аккуратность, внимательность.

Главная суть изографии

На основу наносятся точки в определенном порядке и затем разные по цвету нитки наносятся в определенной последовательности. В качестве основы можно взять бархатную бумагу, картон, фанеру, диски музыкальные, ткань, натянутую на рамку. В качестве инструмента используется шило, толстая игла или дрель с тонким сверлом. Также в работе необходим карандаш и циркуль.

Создаются все сюжеты из геометрических фигур (круг, треугольник, угол, дуги), которые вышиваются по особой технологии. Начинающим нужно освоить для начала вышивание угла и окружности.

Изонить: мастер-класс для начинающих по вышиванию угла

  • На основе нарисуйте угол, стороны которого разделите на равные 6 частей без учета вершины. Каждую сторону нужно пронумеровать в зеркальном порядке. То есть от вершины (назовем ее точкой А) левую сторону делим на 1, 2, 3, 4, 5, 6, а вторую половину угла от точки А нумеруем в обратном порядке: 6, 5, 4, 3, 2, 1.
  • Проткните все точки аккуратно шилом, кроме точки А.
  • Далее вышиваете угол по точкам слева направо и справа налево: 6-6, 5-5, 4-4, 3-3, 2-2, 1-1.

Так как направление вышивки меняется, то и получается интересный узор.

Вышиваем окружность


У вас получится окружность с пересекающимися треугольниками. Если брать короткие или длинные хорды (расстояние между точками), то узоры получатся иные. Можно заполнить круг по диаметрам. А если в окружность разделить на 8 частей, то можно вышить по отдельности углы и получить звезду или паутинку. Так из фигур получается сложная изонить.

Схемы для начинающих: паутинка

  • Разделите окружность на 8 секторов.
  • На каждом радиусе отмерьте одинаковое количество точек.
  • Вышейте угол через один сектор: радиус с узором, пустой угол, рисунок и т. д. Получится 4 заполненных угла.
  • Далее пустые углы заполняете по рисунку, соединяя отрезки соседних секторов в верхних и нижних точках.

Фигурная изонить для начинающих

Детей к этому творчеству можно приучать с пяти лет, но в этом случае заготовки нужно сделать заранее взрослым. Рассмотрим, как сделать петушка. Для этого сделайте шаблоны:

  • равнобедренный треугольник с 4 точками для клюва;
  • три разносторонних треугольника с 7, 9, 10 точками для хвоста;
  • один для туловища с 11 точками, расстояние между которыми разное;
  • большой круг с 24 точками для головы;
  • гребешок делаете из 4 кругов, разных по размеру, с 14 и 16 точками;
  • бородка представляет собой овал с 14 точками;
  • для лап чертите равнобедренный треугольник с 5 точками.

Теперь чертите на изнаночной стороне картона петушка из этих фигур. Клюв, хвост, лапы обводите по двум сторонам треугольника, чтобы образовался угол. От туловища до лап чертите прямые с 3 и 4 точками, а угол делите на две части, чтобы получить три «пальца».

Далее протыкаете дырочки и вышиваете по отдельности фигуры: сначала углы, затем окружность по вышеуказанным схемам. При этом туловище вышиваете, как два угла: основа и правая сторона, основа и левая сторона. Лапы также вышиваете из двух углов. Овал вышиваете как окружность.

Если только начинаете осваивать данное рукоделие, то закрепите вышивку углов и окружностей с разным количеством точек. Далее вышейте фигуры в разном направлении. Например, большой круг вышейте в одном направлении, а маленькую окружность в нем заполните в обратном направлении.

Затем создайте простые открытки из фигур. Это могут быть и зверушки, и птички, и цветы, и бабочки, и фейерверки, и абстрактные сюжеты. Можно сочетать фигуры с обычными стежками, создавая сложные картины. Далее можете поэкспериментировать с разноцветными нитями и потом переходите к созданию сложных узоров.

Таким образом, среди рукодельниц становится популярной изонить. Для начинающих мастериц есть ряд правил:

  • узелки не делаете, а крепите концы нитей клеем или скотчем на изнанке;
  • разметку делаете на изнаночной стороне картона;
  • дырочки делаете тонкой иглой с изнанки или толстой с лицевой;
  • чем мельче разметка, тем изысканнее узор;
  • чем мельче рисунок, тем острее должна быть игла и тоньше нитка;
  • размечаете одинаковые отрезки;
  • сделайте свои шпаргалки с фигурами, чтобы видеть готовый узор.

Как только вы поймете технику изонити, то вам станет проще создавать свои схемы и видеть в обычных сюжетах необходимые фигуры и линии!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка- детский сад №104 «Бэлэкэч»

города Набережные Челны Республики Татарстан

Выступление на тему:

(Из опыта работы)

Подготовила

Воспитатель I кв. категории

Хакимуллина Айгуль Мударисовна

2015г.

Обучение детей старше дошкольного возраста технике «Изонить»

(Из опыта работы)

Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А.Н.Леонтьева, это возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

Перед нами стоит очень важная цель – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, самостоятельности и активности мышления, которые способствуют достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у детей те качества, которые находят яркое выражение в творчестве: то есть смекалку, инициативу, фантазию, воображение.

Развитие художественно-творческих способностей – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Изобразительная деятельность дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс творчества вызовет хорошее настроение.
Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно создав что-то, ребенку легче рассказать о нем, вот почему специалисты уточняют: заниматься продуктивной деятельностью детям так же необходимо, как и разговаривать.
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.

«Поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П. Павлов.

В прошлом веке Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже на основании электрофизиологических исследований Л.А. Панащенко были сделаны выводы, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко, значит речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Именно этот факт стал предопределяющим в выборе способов организации деятельности детей и достижении определенных результатов в процесс развития мелкой моторики рук.

Если ребенок, трогает какой – либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления.

Как мы обычно развиваем зрительно-моторную координацию? С 2-3 летками играем в игры шнуровки, перебираем различные крупы. Детей постарше учим застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, раскрашивать рисунки по контуру. Если ребенок в 4 года не может застегнуть пуговицы, если в 5 лет ничего кроме колбасок не лепит, если в 6 лет не умеет пришивать пуговицы, это повод бить тревогу. Ведь развитие мелкой моторики рук дошкольников – это важный этап при подготовке к школе, к письму являющийся показателем интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Изучая литературу по данной теме, собственные наблюдения за воспитанниками во время художественно-творческой деятельности: рисование, аппликации, лепке, ручной труд привели меня к выводу, что использования нетрадиционной техники изонить могут быть доступны, интересны и для детей моей группы. Я приняла решение организовать в своей группе дополнительные занятия «Волшебная нить». Занятия интересны как для девочек, так и для мальчиков.

Что же такое изонить?

Изонить («ниточный дизайн») - изображение нитью, или ниткография,- как вид искусства впервые появилась в Англии.

Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям. Она заключался в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей. Это оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого - вышивка нитками по бумаге.

Достоинства такого вида работы в том, что изображение выполняется быстро, она не требует особой предварительной подготовки, работу можно выполнить очень быстро и аккуратно, да и фантазии нет предела, отличается доступностью и волшебной для ребенка «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив ее. Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Особенно полезны занятия этого вида для детей старшего дошкольного возраста.

Изонить расширяет представления об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять наиболее выразительные и характерные детали, основные конструктивные части, сохраняя при этом целостность восприятия объекта или композиции. Отсюда вывод: занятия изонитью способствуют развитию конструктивного мышления, творческих способностей и таких умственных умений, как анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

Техника изонити требует ловких и тонких движений пальцев. Вот почему в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение выбрать и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать, подобрать цвета и сочетание нитей, придумать композиционное решение изображения. Можно сказать: предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние и на личностное развитие ребенка.

На занятиях дети приобретают практические навыки: владение шилом, иглой, ножницами, ниткой, знакомятся с фигурными трафаретами, опытом рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте.

Работа в технике изонити формирует такие качества личности, как

настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующие целенаправленных волевых усилий, усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, «осмысленная моторика»).

Итак целью моего кружка стало знакомство детей с новым видом художественно - творческой деятельности, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники ручного труда как художественного способа вышивания на картоне.

Развитие творческих способностей и логического мышления у детей.

В ходе проведения занятий по изонити решаются следующие задачи:

Образовательные:

Дети знакомятся с основными формами работы с картоном.

Учатся приемам работы с линейкой и трафаретом.

У детей формируются умения следовать устным инструкциям.

Идет знакомства детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

Дети учатся различать острые, прямые и тупые углы, создавать композиции из углов и окружностей.

Обогащается словарь ребенка специальными терминами.

Развивающие:

Развивается память, внимание, пространственное и логическое воображение.

Развивается глазомер и мелкая моторика пальцев.

Развивается художественный вкус, творческие способности и воображение детей.

Развивается пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывается усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

Воспитывается интерес к изображению в технике «Изонить».

Формируется культура труда и совершенствуются трудовые навыки.

Для достижения этой цели я разработала перспективный план кружковой работы на 2 года с использованием нетрадиционной техники - изонить для детей старшей и подготовительной группы. (Кому интересно может ознакомится)

Основной формой обучения детей является занятие кружковой работы. Значение занятий многосторонне. Здесь я осуществляю систематическое и планомерное развитие каждого ребенка.

Первым делом я провела диагностику (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) изучила отношения детей к выбранной деятельности, достижения в этой области, личностные качества детей. Целью – выявления возможностей и индивидуальных особенностей детей в начале цикла обучения.

Методы обучения:

репродуктивный (воспроизводящий);

объяснительно–иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

практический

метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

предполагаемые результаты:

Дети должны знать:

правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами;

правила заполнения угла, круга, завиток;

правила нанесения проколов для вышивания;

историю возникновения техники Изонить.

Дети должны уметь:

заполнять угол, круг, завиток,

подбирать нитки нужного цвета,

выполнять вышивки, содержащие в себе основные фигуры,

делать разбивку любого изображения на основные фигуры,

аккуратно выполнять вышивку,

оформлять свои изделия,

анализировать свою работу.

Занятия по технике изонить провожу 4 раза в месяц, длительность зависит от возраста детей (25-30 минут). При планировании учитываю возрастные особенности, подготовленность детей, доступность. Дети не только вышивают, но и дорисовывают не достающие детали. Дети работают не более получаса. Дольше заниматься не имеет смысла - ребенок устает, его внимание станет рассеянным или вообще охладеет к занятию.

Структура занятия включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

Вводная часть- каждое занятие начинается с организационного момента. Именно здесь я создаю эмоциональное настроение у детей, и объясняю новый материал. Использую художественное слово, загадки, игровые упражнения.

Каждый раз, прежде чем начать работу с острыми и опасными инструментами, мы с детьми обговариваем правила работы и технику безопасности.

В основной части или практической дети выполняют задание, а при необходимости помогаю советом, провожу индивидуальную работу.

Очень важна заключительная часть, в ней подводиться итог занятия, и анализируется работа. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие успешного развития детского продуктивного творчества. Во - первых, детям это нравится, а во - вторых, позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается.

Развивая интерес к занятию, предоставляю детям, как можно больше самостоятельности, помогаю в выполнении поставленных задач.

Свою работу строю на следующих принципах:

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.

Когда работа будет закончена, я прошу ребят рассказать, что они хотели изобразить. Дети ждут одобрения. Им очень хочется, что бы его работа всем понравилась.

Для решения главной цели (активизация мыслительной деятельности) на занятиях кружка я применяю следующие технологии:

1. «На все руки мастер». Эта технология – игровой тренинг, в котором путь создания поделки лежит в направлении «от материалов – к образу». Суть его заключается в том, что в начале занятия детям объявляется о том, что с каким или какими элементами мы будем работать сегодня А вот дальше предлагаю детям подумать, опираясь на имеющийся опыт работы по изонити, о том, какой цветок, птицу и т.д. можно сделать, используя эти схемы и материалы.

2. «Наблюдение»

Это задание развивает наблюдательность, развивает способности к анализу, приучает к самостоятельному восприятию задания, планированию своих действий.

3. «Открытие»

Одним из важнейших моментов в творческой работе детей я считаю дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием, новое использование схемы.

4. Прием «Варианты»

Один и тот же способ выполнения элемента можно использовать на разных уровнях сложности.

Одним из важных средств поощрения являются разнообразные выставки детских поделок.

Выставка - очень важный момент сравнения своей работы с работой сверстников. В эти минуты ребенок лучше видит свою работу и лучше понимает другие. Такие выставки очень радуют детей и их родителей.

Взаимодействие с родителями делала индивидуальными и коллективными.

Провожу с родителями консультации и беседы.

Таким образом, в процессе работы по своей теме, я поняла, что уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе и самостоятельной жизни; ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь.

Считаю, что работа с детьми по ручному труду является важной и значимой для воспитанников ДОУ.

Для проведения занятий я использовала методическое пособие

    Белашова А.В. Юрченко Н.В.
    Веселая паутинка. Пособие для детей. Просвещение; 2010.

    Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ- Пресс Книга., 2009.

    Волшебные ниточки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова. – М.: АРКТИ, 2007. – 32с., ил. – (Мастерилка)

    Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 40с., ил.

    Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 1993.

    Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2001 г.

    Дошкольное воспитание: №3.2010г. стр.68-72

    Маргарита Максимова, Марина Кузьмина. Вышивка первые шаги. –
    М.: 2001.

    Сотникова Н. Вышиваем вместе с детьми. – М.: Эксмо, 2007.

    Торгашова В. Рисуем нитью.
    Скрипторий-2003; 2009.

    Журналы из серии « Вышивка».

    Журналы из серии «Веселые петельки».

    Интернет ресурсы.

Многие интересные виды рукоделия были известны еще несколько веков назад. Так и с изонитью - считается, что впервые техника создания рисунков на твердой основе при помощи ниток появилась в Англии достаточно давно. Английские мастера вбивали в деревянные дощечки гвоздики, на гвоздики наматывали разноцветные нити, создавая определенный узор.

Сегодня нитяная графика опять получила широкое распространение. Только для облегчения работы вместо дерева используется плотный картон.

Изонить: материалы и инструменты для работы

Для работы вам понадобится:

    Основа (деревянная или картонная дощечка),

    Нитки (могут быть совершенно разными, от толстых шерстяных до ярких мулине),

    Игла с ушком достаточного диаметра (чтобы влезла ваша нить),

  • Пенопласт.

Кроме основных, могут также понадобиться вспомогательные инструменты материалы, в том числе красивая подложка (однотонная ткань, кожа и другие), клей, скотч, шило, английские булавки, дополнительные аксессуары, которыми можно украсить готовое панно. Иногда нитяной рисунок может формироваться вокруг основы в виде броши, деревянного домика, нескольких фигурок животных и т.п.

Картон - самая простая основа, идеальная для новичков. Не обязательно искать какие-то особые виды картона, можно купить обычный цветной картон в обычном канцелярском магазине или гипермаркете. Возьмите несколько пачек картона разной плотности (указывается в граммах на кв. метр). Чем плотнее картон, тем более толстую нужно будет использовать иглу и нить.

Можно поэкспериментировать с бархатными подложками (существует даже бархатный картон), но, если материал будет слишком тонким, работать с ним будет неудобно. В таком случае вас выручит обычный клей ПВА, которым к основе можно приклеить лист обычного белого картона. Так работать станет гораздо проще.

Аналогичным образом можно приклеить на картон ткань.

Нитки могут быть не просто разными, а отличаться даже в рамках одного панно. К примеру, ель вы вышиваете толстыми пушистыми нитками, а снежинки - тонкими. Учтите, что и иголок в этом случае вам понадобится несколько разных, с разными размерами ушек.

Начинать вышивку можно даже обычными нитками, продающимися на катушках. Но обычно мастерицы останавливаются на «Мулине» или «Ирисе» в качестве основных, используя остальные разновидности по мере необходимости для дополнения образа.

Линейка и циркуль в работе нужны для того, чтобы наносить на основу картинки изонить (схемы будущих изображений). Самые популярные схемы строятся на основе круга, квадрата, угла.

Одно из основных занятий, из которых состоит работа мастерицы - прокалывание дырочек в основе. При кажущейся простоте это требует умения и осторожности, есть шанс исколоть пальцы или повредить поверхность рабочего стола. Вот тут на помощь и проходит лист пенопласта . Желательно, чтобы он был по размерам будущей картины или чуть-чуть больше. Его подкладывают по основу. Можно также использовать сложенное в несколько раз полотенце. Но плотный (экструдированный) пенопласт все же самый удобный вариант.

Скотч пригодится для того, чтобы закреплять нитки на изнаночной стороне. Не всякий узелок будет хорошо держаться на картоне и не всегда остается нитка достаточной длины, чтобы его завязать. Скотч (хороший, липкий скотч) отлично справляется с данной задачей.

Шило поможет проколоть толстый картон или кожу. Не всегда это удобно делать ниткой, особенно если вы решили использовать тонкие нитки и иглу подобрали им под стать.

Основные приемы в технике изонить

Собственно, за века существования этой техники было придумано всего две основные фигуры и два приема их заполнения - круг и квадрат (прямой угол). Давайте рассмотрим их подробнее.

Используем циркуль. С его помощью рисуем на основе круг нужного вам диаметра. Лучше пусть это будет небольшой кружок, если вы только знакомитесь с техникой. Далее, представьте, что эта окружность - циферблат часов. Нанесите отметки в тех местах, где обычно ставятся цифры на циферблате. Итого, у вас получится 12 отметок. В них проделайте шилом дырочки. Пронумеруйте их.

Итак, продеваем иглу с дырочку под номером один с изнаночной стороны.

Важно ! Вы можете соединять любые точки окружности в соответствие со своей (или чужой, если пользуетесь готовой схемой) задумкой, но так, чтобы расстояние между двумя соединяемыми точками всегда было меньше диаметра круга. То есть, на примере нашей картинки, нельзя соединять цифры 12 и 6, 3 и 9, 11 и 5, и т.п.

Этот прием берется за основу многих красивых вышивок. См. картинку ниже.

Или вот так:

Тут уже понадобится линейка. С ее помощью чертится острый, прямой или тупой угол. Как и в случае с кругом, его стороны делятся на равные участки, где проделываются дырочки. Они обязательно должны быть попарными, даже если одна сторона угла длиннее другой.

На вершине угла дырочка не делается. Нумеруются отверстия, начиная от вершины. Продевается нитка с изнаночной стороны. Далее - по вашей схеме.

Самый простой вариант для начинающих:

Опять же, заполнение угла в технике изонить нельзя производить таким образом, чтобы соединились противоположные точки, расположенные на равном расстоянии от вершины угла.

Если вы вышиваете в технике изонить цветы, то без этого приема вам не обойтись. Веер состоит из отрезка, над которым на некотором расстоянии нарисована дуга. Цель приема - соединить дырочки на отрезке с дырочками на дуге, получив красивый лепесток. Для примера см. схему:

Дырочки на дуге проделываются на равном расстоянии друг от друга. Начинают тянуть нить от первого прокола в дуге (цифра 1).

Так формируются не только листики, но и лепестки, а также бутоны.

Также для растительного орнамента можно использовать узор в форме дуги. Для него рисуется часть окружности. Далее дырочки соединяются нитью так, чтобы расстояние между ними было меньше, чем половина вышиваемой дуги. Посмотрите схему:

Как всегда, расстояние между дырочками должно быть равным.

По похожей схеме вышивается спираль:

Важно вышивать ее в одном направлении.

А вот так вышивается в технике изонить капелька:

За основу при этом берется дуга и два отрезка. Вышивку начинают с одного конца, на другом заканчивают.

Техника изонить: некоторые секреты рукоделия

    Если хорду (расстояние между двумя соединенными точками в круге) сделать максимально большой, то круг в итоге окажется максимально заполненным нитками.

    Интересный рисунок получается, если круг прошить дважды - одним цветом ниток с маленькой хордой, другим - с большой.

    При вышивании круга с лицевой стороны с обратной получаем звезду.

    Если хотите получить угол, вышитый штрихами, вышейте его с изнаночной стороны. Тогда на лицевой получится такой же, но заштрихованный.

    Чтобы закрепить узелки и весь рисунок в целом, после окончания вышивки нужно заклеить основу с изнаночной стороны плотным листом бумаги.

Картинка в технике изонить поэтапно с цифрами: золотая рыбка. Пошаговый мастер-класс для детей

Такой несложный рисунок может выполнить даже ребенок. Вообще, техника изонить для детей чрезвычайно полезна: развивает мелкую моторику, воображение, усидчивость. Конечно, можно вышить и сложную рыбку. Но для малышей мы советуем взять вот такую простую схему:

Что понадобится

Из инструментов и материалов вам понадобятся:

    Цветной картон средней плотности,

  • Простой карандаш.

Ход работы

Шаг 1. На картон нанесите точки, как это указано на схеме.

У вас получится вот такая заготовка:

Шаг 2. Тонким шилом проделываем отверстия в картоне, согласно нарисованной схеме.

Шаг 3. Нитью одного цвета прошиваем по схеме нижний орнамент (волны моря).

В итоге должно получиться вот так:

Шаг 4. Приступаем к вышивке рыбки. Для этого по стандартной технике прошиваем круг. Вот так:

Шаг 5. В завершающей стадии прошиваем хвост, рот и плавник рыбки:

Чтобы смотрелось более естественно, не забудьте нарисовать рыбке глазик.

В пасхальной тематике нет ничего сложного. Главное, правильно подобрать в технике изонить схемы, некоторые из которых настолько просты, что вы сможете использовать их для создания поделки изонить, которые часто просят смастерить в садик или в школу.

    Панно «Цыпленок с яйцом»

В готов виде картинка выглядит вот так:

    Открытка к Пасхе «Лукошко с яйцами»

Схема для вышивки:

    Можно сделать изонить на дисках. В пасхальной тематике есть вот такая милая поделка:

Схема (сколок) выглядит вот так:

Вышить сердечко на картоне несложно, а в результате может получиться уникальная валентинка своими руками.

В готовом варианте картинка будет выглядеть ват так:

Вышивать необходимо вот по такой схеме:

Как видим, нумерация дырочек в верхней части сердечка начинается от центра, а внизу угловой элемент мы обходим стороной - там дырочки расходятся в стороны от центра, сам центр не нумеруется.

В целом, у вас должно получится четное количество дырочек, чтобы иметь возможность соединить их попарно.

Прошивать начинаем с изнанки, продев иглу в цифру под номером 1 (см. схему).

По мере продолжения работы, ваша валентинка будет выглядеть вот так:

Когда вы завершите с этой схемой, для усложнения рисунка нужно будет проделать следующие действия:

    С изнаночной стороны, где будет находиться нить в конце работы, продеть ее в отверстие под номером 47. Оттуда - в 48. Потом в 49 и так до конца.

Получится вот так:

Другой вариант схемы

Чем хорошо сердечко - если его края вырезать при помощи фигурных ножниц, то можно не использовать иглу, обматывая деталь нитками. Это проще, быстрее и удобнее, чем классическая техника изонить.

В результате у вас получится вот такое сердце:

Требуемые инструменты и материалы:

    Красный и белый картон,

    Нитки средней толщины красные, розовые и черные,

    Фигурные ножницы для вырезания краев валентинки,

    Обычные ножницы,

    Простой карандаш,

  • Аксессуары для украшения (стразы, бисер, бусинки, атласные ленточки и т.п.).

Ход работы

Чтобы сердечко получилось ровным и аккуратным, лучше вырезать его по готовому шаблону, которых в Интернете предостаточно. Вырезать обведенный шаблон необходимо фигурными ножницами.

Теперь обычными ножницами в местах «волны» делаем надрезы обычными ножницами. См. рисунок.

Переворачиваем нашу заготовку изнаночной стороной и скотчем закрепляем там нитку.

Перебрасываем нитку на лицевую сторону. Начинаем обматывать сердечко, продевая нитку в надсечки. Работаем вот по такой схеме:

Когда работа по схеме завершена, опять поворачиваем сердечко изнанкой и закрепляем там конец нитки. С лицевой стороны можно украсить сердце стразами и другими украшениями.

Можно выполнить обмотку вот таким образом:

Фантазируйте, и результат непременно превзойдет ваши ожидания.

Изонить - это не просто техника рукоделия, а настоящее искусство. Многим оно знакомо еще со школьной скамьи. Методика покажется довольно простой для освоения даже ребенку, поэтому она широко используется в образовательных учреждениях. В результате нескольких часов творчества получается уникальная картина из ниток, идеальная в качестве подарка или украшения интерьера.

Картины изонитью: материалы и инструменты

Картинка, выполненная изонитью, представляет собой изображение из сложного переплетения ниток на картоне. Вышивка осуществляется иголкой по специально разработанной схеме. В процессе создания картин используются нити различных оттенков. Схемы тоже бывают разными. Для освоения этого искусства рекомендуется начинать с простых.

Новичкам подойдут схемы с цифрами, предназначенные для детей. Также потребуется плотная основа. Чаще всего в вышивке такого типа используется картон. Его можно обтянуть бархатной тканью. Основа бывает различных оттенков, однако, рукодельницы предпочитают использовать преимущественно темный фон. На нем более четко и ярко виден сложный узор, выполненный изонитью.

Схемы картинок изонитью для начинающих: мастер-класс и видео

Начинающим осваивать искусство вышивки картинок изонитью можно начать с выполнения изображений простых форм: круг, квадрат, ромб. В середине фигур, как правило, остается либо пустое пространство, либо создается объем.

Любая работа начинается с нанесения на основу рисунка. Затем по периметру изображения необходимо проколоть отверстия и пронумеровать их. Рассмотрим методику заполнения треугольника по простой схеме:

  1. Выведите нить с изнанки из точки на верхушке треугольника.
  2. Протяните ее до отметки, находящейся на противоположной стороне в центре.
  3. Выведите нитку из соседнего отверстия и протяните в противоположную сторону.
  4. Повторяйте шаги 2 и 3 до полного заполнения картинки.

Принципы заполнения окружностей, квадратов и ромбов одинаковы. Фигуру делят на количество частей, равное 12. Затем по периметру следует поставить разметку цифрами. Нить протягивают не в противоположные стороны, а в точки №№1 и 11, 12 и 2, 3 и 13 и т.д.

Вы быстро научитесь вышивке нитками на картоне по схемам, если будете соблюдать все рекомендации. Для облегчения задачи предлагаем посмотреть видео с мастер-классом по заполнению изонитью окружности правильной формы:

Детские схемы с цифрами для вышивки изонитью

В настоящее время разработано огромное количество схем для вышивки нитками на картоне. Картинки для детей отличаются простотой форм и методов заполнения фигур. В схемах обязательно нужно проставлять цифры, чтобы ребенок быстрее освоил технику данного вида рукоделия.

Педагоги рекомендуют начинать создавать картины в технике «Изонить» с момента достижения ребенком старшего дошкольного возраста. Малыши учатся самостоятельно считать, планировать и выполнять сложные движения пальцами, что оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики. Изонить способствует формированию творческих способностей. Рукоделие такого вида развивает воображение и фантазию.

Рассмотрим схему для вышивки треугольника изонитью с цифрами.

Интересно также попробовать вышить изонитью небольшую окружность по схеме с цифрами.

Изонить была разработана в 17 веке в Англии. Изначально ткачи создавали узоры на дощечках, а в качестве креплений вместо дырочек использовали гвоздики. Результаты их творчества служили украшением интерьера.

Картины с изонитью - это отличный памятный подарок на любой праздник. Профессиональные рукодельницы создают изображения потрясающей красоты: пейзажи, натюрморты и даже портреты.

Техника вышивки «нитяная графика» или изонить заключается в составлении узоров из нитей на какой-либо твердой поверхности. Этот увлекательный вид рукоделия известен с древних времен, а материалы для работы обычно легко найти в каждом доме.

Необходимые материалы для вышивки по картону

Для того чтобы начать вышивать в технике изонить, нужно подготовить:

  • плотную бумагу или картон;
  • ножницы;
  • иголку;
  • игольницу;
  • булавку;
  • скрепки;
  • поролон;
  • скотч;
  • обычные швейные нитки или мулине.

Картон выбирают в зависимости от размера рисунка. Вышивают картины в технике нитяной графики по проколотым точкам, для этого нам и понадобится булавка. Также для работы понадобится специальная схема для изонити. Часто они бывают с цифрами, которые указывают последовательность ведения нити. Если указаний нет, вышивать можно с любой точки.

Простые упражнения для начинающих

Новичкам лучше всего начать с небольшого упражнения: на лист поролона положить небольшой кусочек картона, взять булавку и в произвольном порядке проколоть 6 точек. Если провести рукой по сторонам картона, то на лицевой стороне он будет гладким, а на изнанке окажутся бугорки. В основе всех схем для изонити лежит линия. С ее вышивки и начинается обучение. Соединим две точки нитью, чтобы узнать, как выглядит процесс. На небольшом листе бумаги рисуем две точки и соединяем их линией. Затем прикладываем рисунок к лицевой стороне картона и фиксируем его скрепками. Кладем заготовку на поролон и прокалываем булавками две точки. Теперь можно убрать скрепки и приступить к вышивке. Берем иголку, вставляем в нее нить в одно сложение и выводим ее из точки с изнаночной стороны. Для хранения иголки, если нет игольницы, можно использовать кусочек поролона. Нить закрепляем скотчем. Некоторые рукодельницы используют для этой цели обычный узелок, но он может проскочить через отверстие и испортить всю работу. С лицевой стороны выводим нить с иглой на изнанку, закрепляем скотчем и отрезаем нить. Для того чтобы рисунок на лицевой стороне не провисал, подтягиваем нить.

Основы вышивки нитью: рисуем гриб

Теперь создадим самостоятельно схему по изонити для начинающих - «Гриб». Она будет состоять из горизонтальных линий. Рисуем на бумаге заготовку при помощи линейки, цифры не расставляем – эту работу можно начинать выполнять с любой точки. Закрепляем схему для изонити на картоне и делаем отверстия в нужных местах описанным выше способом. Линии на схеме подскажут, какие точки соединять. Вышивать будем сверху вниз:

  1. Выводим нить с изнаночной стороны на лицевую и закрепляем ее скотчем.
  2. Протягиваем первую параллельную линию.
  3. На изнанке вводим иголку в соседнюю точку, рядом с той, откуда вышла игла.
  4. Проводим линию на лицевой стороне в обратную сторону.
  5. Продолжаем вышивку, пока не доберемся до нижней части рисунка.

Если длины нити не хватает, закрепляем ее скотчем, вводим новую нить в соседнюю точку, также фиксируем и продолжаем вышивку. В конце закрепляем нить и любуемся своей работой.

Как заполнять окружность: прерывистая линия

Мы познакомились с техникой вышивки прямых по схеме изонити для начинающих, теперь усложним задачу и изучим способы заполнения нитями окружности. Готовим все те же инструменты и материалы, а также создаем для себя бумажную заготовку с дырочками, идущими по кругу. Рисунок с окружностью прикладываем к лицевой стороне картона, закрепляем и наносим булавкой отверстия. Затем убираем скрепки, бумагу и приступаем к вышивке. Вдеваем нитку и проводим ее через любую точку на окружности. Закрепляем нить скотчем на изнанке там, где нет проколотых точек. Иголку выводим через соседнюю точку с лицевой стороны на изнанку и продолжаем закладывать стежки, двигаясь по кругу. В конце работы закрепляем нить скотчем. Теперь мы знаем первый способ вышивки окружности по схеме для изонити.


Заполнение окружности сплошной линией и через центр

Познакомимся с вариантом вышивки окружности сплошной линией. Будем заполнять схему изонити поэтапно. Сначала вышиваем прерывистую линию тем же способом, что в предыдущем задании. Затем начинаем двигаться в обратном направлении, двигаясь между вышитыми линиями. Для заполнения окружности через центр берем новую схему, создаем круг из дырочек и делаем дополнительное отверстие в центре. Выводим иголку из любой точки на окружности в центральную и таким образом вышиваем весь рисунок полностью. Теперь, освоив основные приемы, потренируемся на рисунке нужной формы. Переносим его на картон и вначале вышиваем по контуру прерывистой линией. Для этой цели можно использовать изображение фрукта округлой формы или выбрать любую другую удобную схему для изонити для начинающих с цифрами. Далее начинаем вышивать из центра, создавая лучистую структуру рисунка. Техники необязательно комбинировать, достаточно использовать какую-то одну, чтобы обозначить форму фрукта.

Алгоритм заполнения окружности в технике изонить

Теперь мы научимся заполнять окружность пересекающимися линиями, от длины которых зависит рисунок. Раньше мы использовали соседние точки для создания контура. Узнаем, какой алгоритм использовать для работы с пересечениями. Применять его можно будет для окружностей с любым количеством точек. Для тренировки создадим рисунок из 12 точек, расположенных по кругу на равных расстояниях. Такая заготовка позволяет вышивать линию, пропуская от одной до пяти точек между двумя другими. Схемы для изонити для начинающих с цифрами часто построены именно по этому принципу.


Основной алгоритм работы заполнения окружности:

  1. Длинный шаг вперед, линия вниз по часовой стрелке с пропуском одной точки.
  2. Маленький шаг вперед в соседнюю точку на изнанке работы.
  3. Длинный шаг назад, линия вверх против часовой стрелки с пропуском одной точки, через которую выходит предыдущая линия.
  4. Маленький шаг вперед в соседнюю точку на изнаночной стороне.
  5. Повторяем все шаги, двигаясь по окружности. На изнанке должна получиться сплошная линия.

Вышивка по кругу с пропуском двух точек

Окружность позволяет пропустить также две точки. Рассмотрим этот вариант построения рисунка:

  1. Делаем длинный шаг вперед по часовой стрелке и маленький с изнанки.
  2. Выводим нить на лицевую сторону и продеваем иглу через точку рядом с выходом первого отрезка.
  3. Снова делаем маленький шаг назад на изнанке и выводим нить на лицевую сторону.
  4. Проводим нить через следующую свободную точку и продолжаем выполнять шаги, пока не выполним рисунок с острыми углами. На изнанке должна получиться прерывистая линия с наложением стежков друг на друга.

Вышивка по кругу с пропуском трех, четырех и пяти точек

На следующем этапе берем ту же схему для изонити с цифрами, поэтапно выполняем следующие шаги и рисуем нитью новую фигуру. Теперь отрезки будут длиннее. Повторяем длинные и маленькие шаги, продевая нити сначала через две точки, пропуская между ними три, а затем двигаемся вниз, заполняя окружность в виде звездочки. На изнанке вновь получится сплошная линия. При пропуске четырех точек получим на лицевой стороне звезду с более острыми лучами и небольшим круглым центром, а на изнаночной – прерывистую линию с наложением стежков друг на друга. Последний этап – вышивка окружности с пропуском пяти точек. На лицевой стороне получится звезда с пересечением лучей в центре, а на изнанке – прерывистая линия.


Узор из заполненных окружностей

Теперь попробуем использовать полученные знания и создадим необычный и яркий геометрический рисунок нитями различных цветов. Чтобы не запутаться, для детей схемы для изонити с цифрами можно изготовить самостоятельно, пронумеровав шаги. Будем вышивать все пять окружностей на одном круге, накладывая их друг на друга. Берем нить голубого цвета и первой вышиваем окружность через пять точек, линии которой пересекутся в центре. Меняем нить на зеленую или другого понравившегося цвета и заполняем окружность через четыре отверстия, затем через три, через две и через одну точку. Каждый раз цвет ниток меняется. В итоге получится очень красивая композиция, напоминающая мандалу. Такой рисунок нитью можно оформить как открытку и подарить близким людям в качестве талисмана удачи.


Альтернативный вариант заполнения окружности

Существует еще один способ заполнения окружности, который помогает создавать необычный узор с плавным краем. Для работы нужно приготовить схему окружности из 60 точек, разметить ее, поделив круг на четверти, и перенести рисунок на картон.

  1. Выводим иголку с ниткой в точку на вершине круга и ведем иголку вправо, вкалывая ее через одну точку.
  2. Снова выводим нить через одну точку с изнанки и возвращаемся к самой первой точке и выводим через соседнее с ней отверстие.
  3. Затем выводим нить через следующую дырочку по часовой стрелке.
  4. Снова рисуем линию через одну точку и возвращаемся к оставшейся незаполненной дырочке.

В этом состоит новый алгоритм заполнения окружности. Каждый раз длина отрезка будет увеличиваться, создавая интересный орнамент. Заполняем так половину окружности. Вторую часть начинаем вышивать нитью другого цвета, повторяя все шаги сначала. Третью часть начинаем вышивать с середины первой, а четвертую – с середины второй. Используем каждый раз новую нить.


Узор «Веер»

Упражнение «Веер» поможет научиться создавать более сложные узоры и картины в технике изонить. Сначала делаем заготовку – треугольную фигуру в виде горы. Вершина ее будет одной точкой, а в основании – пять дырочек на одной линии. Переносим рисунок на картон и приступаем к вышивке. Иголку выводим в первой точке основания, закрепляем нить и начинаем соединять все отверстия в нижней части с вершиной. Узор «веер» готов. Его можно использовать для построения сложных фигур.


Узор «Бантик»

Еще один важный узор – «Бантик». Для упражнения удобно использовать схемы для изонити для детей в виде снежинок с цифрами. Переносим узор на картон и приступаем к вышивке. Внимательно смотрим на схему узора и выбираем первую точку, из которой будем выводить нить. Обычно обозначение лицевой и изнаночной стороны отличаются по цвету. Например, красные обозначают вывод нити с изнаночной стороны на лицевую, а синие – наоборот. Но схема может оказаться черно-белой, потому внимательно проследите за ходом стежков, чтобы не ошибиться. Находим цифру 1 и выводим через нее нить. Тянем линию к цифре два. Далее делаем маленький стежок на изнанке, спускаясь к отверстию ниже, выводим на лицевую и протягиваем, пересекая первую и поднимаясь к отверстию выше того, из которого вышла первая линия. Затем по изнанке поднимаемся на маленький шаг и продолжаем вышивать, перекрещивая линии. Для того чтобы получилась снежинка, вышиваем несколько бантиков по кругу.


Золотая рыбка: схема для изонити

Нитяная графика – вид творчества, который очень прост и доступен не только взрослым, но и детям. Создавая интересные панно из доступных материалов при помощи иглы, дети развивают мелкую моторику, раскрывают свой творческий потенциал и учатся усидчивости. Для того чтобы увлечь ребенка этим занятием, достаточно выбрать интересную картинку-схему изонити с цифрами, которые помогут двигаться в правильном направлении и последовательно выполнять нужные стежки. Такой картинкой может стать изображение золотой рыбки – популярной героини сказок, исполняющей желания.


Берем рисунок с точками, прикладываем его к картонке и, закрепив, переносим схему. Вышивку начинаем с глаза рыбки. Выводим иглу через любую точку на лицевую сторону и закрепляем нить скотчем. Заполняем окружность через центральную точку. Для того чтобы вышить голову, начинаем двигаться от центральной точки на носу веером, соединяя ее с дырочками на противоположной стороне. Для тела используем технику «Бантик», пересекая нити друг с другом. Хвост также вышиваем веером.

Как создать схему самостоятельно

Существует еще множество узоров и приемов, позволяющих создавать необычные полотна из ниток. Схемы для изонити для начинающих с цифрами, поэтапно воспроизводящие нужные шаги для выполнения рисунка, в большом количестве можно придумывать самостоятельно, просто нанося точки на бумагу в нужном порядке. Существуют специальные программы, помогающие в разработке узоров. Они выверяют расстояния автоматически и позволяют получить ровные промежутки между точками, без использования линейки и сложных подсчетов. Техника изонити – несложный и быстрый способ создать открытку или панно в подарок своими руками.