Техника грудного вскармливания: захваты, положения. Правила и техника кормления ребенка грудью

Одно из основных правил кормления - личная гигиена матери. Особое внимание уделяется груди и белью. Перед кормлением мама должна мыть руки водой и мылом, коротко стричь ногти, потому что под ними скапливаются микробы, которые могут вызвать опасные заболевания новорожденных (например, гнойничковые заболевания кожи).

Перед каждым кормлением ребенка грудью мать должна чисто вымытыми руками осторожно обмыть молочную железу кипяченой водой, осушить ее полотенцем и аккуратно промокнуть сосок стерильным марлевым тампоном.

Мыть молочную железу перед кормлением с мылом не следует, так как при этом смывается защитная жидкость. Как уже отмечалось выше, в области околососкового кружка располагаются специальные железы (железы Монтгомери), которые вырабатывают маслянистую жидкость, которая, обволакивая сосок и ареолу, предотвращает их высыхание, обладает противоинфекционным эффектом и препятствует образованию микроссадин и трещин.

После обмывания груди нужно сцедить несколько капель молока, с которыми удаляются бактерии, легко попадающие в периферические отделы выводных протоков молочной железы. Такое сцеживание также полезно в том случае, если грудь перед кормлением слишком полная.

В процессе кормления необходимо принять удобное для мамы и ребенка положение, правильна предложить ребенку грудь, помочь ему правильно захватить сосок и ареолу, проконтролировать верность акта сосания, грамотно остановить кормление.

Качество грудного вскармливания во многом зависит от удобства позы матери и малыша во время кормления.

В первые 3 дня после родов кормление ребенка лучше всего производить в положении лежа на боку. Чтобы младенцу было удобно захватить ртом не только сосок, но и часть прилегающей к нему кожи, матери нужно слегка приподнять грудь и, придерживая ее между большим и остальными пальцами ладоци, поднести к губам малыша.

На протяжении всего кормления необходимо верхнюю поверхность молочной железы слегка отдавливать книзу, чтобы она не закрывала нос ребенка и не мешала ему дышать. С 3-4-го дня после родов кормить ребенка рекомендуется сидя на стуле, поставив ногу на низкую скамеечку.

Взяв ребенка на руки, мать удобно садится, поставив ноги на небольшую скамеечку (высотой 20-30 см). Голова ребенка не должна быть запрокинута или согнута вперед. Поддерживать ребенка нужно легко, без нажима.

Однако если мама предпочитает другие позы, выбор исключительно за ней. Главное, чтобы было удобно и комфортно, иначе кормление не сможет продолжаться достаточно долго. Нельзя также держать ребенка во время кормления на спине горизонтально, так как в этом случае велика вероятность попадания молока в дыхательные пути. Следует также помнить, что, постепенно привыкнув в течение первого месяца к одной или двум позам, ребенок может испытывать определенный дискомфорт при изменении положения тела во время кормления.


Для того чтобы выбрать удобную позу для кормления, необходимо попробовать несколько вариантов.

Одной из самых распространенных, безопасных, удобных и комфортных поз является так называемая колыбелька, когда кормление малыша осуществляется сидя. Мама, сидя на удобным стуле или кресле, берет малыша на руки так, чтобы его голова находилась в приподнятом положении на уровне соска и лежала при этом на локтевом сгибе руки матери. Лицо и тело ребенка должны быть обращены к груди. Ладонью

другой руки мама придерживает ребенка под спинку и попку. Под руку и спину для удобства можно положить небольшую подушку или валик. Если у мамы небольшие и плоские соски, голову ребенка можно класть не на локтевой изгиб, а на ладонь руки. Такая поза позволяет малышу глубже захватить сосок с ареолой.

Если такая поза по каким-либо причинам невозможна (из-за тяжелых родов или кесарева сечения у мамы), кормить следует в позе, когда мама и малыш лежат на боку, повернувшись друг к другу, с приподнятыми головами. Для этого под голову мамы подкладывается подушка, а под голову ребенка - мамина рука. Поза «лежа на боку» нередко используется кормящими мамами в ночное время, чтобы как можно меньше нарушать процесс отдыха.

Довольно распространенной является еще одна доза, когда мама сидит в постели, прислонившись к спинке кровати и слегка подтянув к себе ноги; на колени мама кладет подушку, а на подушку - малыша лицом к себе. Чтобы маме было удобнее сидеть в та­кой позе, ей под спину подкладывается подушка.

Если ребенок ослаблен или недоношен, а также если детей двое, выбирается кормление в позе «лежа на спине». В этом случае мама готовит удобное ложе из подушек под руками, ребенка укладывает на груди и ложится с ним на спину, придерживая его руками во время кормления. Именно так и осуществляется самое первое, пробное прикладывание к груди в родильной комнате.

Определенная специфика техники кормления существует при вскармливании двойняшек. Для кормлений двойняшек используются различные позы (например, сидя в постели, откинувшись спиной на подушку, ноги согнуты в коленях и слегка подтянуты, на бедра положены две небольшие подушки).

При другом варианте мама сидит в постели, так же откинувшись спиной на подушку, ноги несколько поджаты под себя и скрещены; дети при кормлении лежат у мамы на бедрах и животе.

В первые 5-7 дней двойняшек кормят по отдельности. В этом случае детей прикладывают к груди поочередно. Первым кормят более беспокойного ребенка. Второго ребенка сначала следует приложить к той же молочной железе для более полного ее опорожнения, а затем кормить другой грудью. Следующее кормление надо начинать с той молочной железы, из которой кормили второго ребенка. Когда дети научатся правильно брать грудь, их можно кормить и одновременно.

Однако при кормлении близнецов маме необходим помощник. Кроме того, при вскармливании двойни у матери, как правило, не хватает молока, и малыши нуждаются в докорме донорским молоком или адаптированными молочными смесями. При этом следует учитывать, что более слабый ребенок нуждается в большем количестве грудного молока.

Начинать кормление следует с прикосновения соска к щечке или груди ребенка. Обладая с самого рождения сосательным рефлексом и почувствовав запах молока, малыш, как правило, тут же открывает ротик и ищет сосок.

Чтобы помочь ребенку правильно ухватить грудь, следует слегка сжать ее между указательным и средним пальцами над областью околососкового кружка. Если ребенок сразу берет грудь, то нужно постараться быстро ввести в его рот и сосок, и всю область ареолы до поддерживающих пальцев. Если новорожденный захватывает губами и деснами весь околососковый кружок, он получит больше молока непосредственно через сосок и боковые выводящие млечные протоки и будет заглатывать меньше воздуха. Кроме того, неполный и неглубокий захват (когда деснами захватывается только сосок) приводит к травмированию соска, быстрому утомлению малыша и к тому, что малыш не сможет высасывать достаточного объема молока.

Чтобы помочь ребенку захватить околососковый кружок, можно слегка нажать указательным пальцем ему на подбородок

Если ребенок берет сосок не сразу, можно сделать несколько поглаживающих движений соском по губам, коснуться языка и даже, нажав сверху пальцем, сцедить несколько капель молока в рот ребенка. Последний прием особенно эффективен при кормлении ослабленных малышей. Распробовав вкус молока, ребенок будет сосать его более активно и уверенно.

Нередко ребенок, начав сосать грудь, быстро бросает ее, потом снова начинает сосать и снова бросает, раздражается, кричит. При этом молока в груди вполне достаточно.

Причин тому может быть несколько:

1) мама неправильно дает грудь;

2) сосок неправильной формы и младенец не умеет его схватить и сосать;

3) ребенок слишком сильно прижимается носиком к груди, у него затрудняется процесс дыхания.

В последнем случае следует прежде всего обратить внимание на состояние носа малыша, прочистить, если необходимо, носовые ходы, удалить корочки и слизь. Для того чтобы ребенок свободно дышал носом, мама должна также слегка нажимать на грудь сверху большим пальцем.

Правильнее всего использование при кормлении одной груди. При последующем кормлении ребенок прикладывается к другой груди. Тем самым создается возможность полного опорожнения одной груди и нового накопления молока в следующие 6 ч. Если в одно и то же кормление ребенка кормят двумя грудями, то они освобождаются недостаточно, в результате чего количество молоко быстро уменьшается и в скором времени вообще оно перестает выделяться. Кормление двумя грудями рекомендуется только в последние дневные кормления, когда количество молока у матери уже уменьшено.

Кормление двумя грудями возможно временно лишь в случае, если у матери недостаточное количество молока. Это позволяет удовлетворить потребность ребенка в пище и одновременно увеличить количество молока путем частого раздражения и опорожнения молочных желез.

При этом ко второй груди младенца нужно прикладывать только после того, как он все высосал из первой, потому что если ребенок не досасывает, то это. вызывает застой молока и в дальнейшем - уменьшение лактации. Если молоко течет с трудом и во время еды ребенок быстро устает, то перед кормлением, тщательно вымыв руки и грудь, легкими движениями помассируйте ее: после массажа молоко потечет лучше.

Очень важно научиться правильно останавливать кормление. В большинстве случаев малыш сам регулирует его продолжительность и выпускает сосок изо: рта. Если этого не происходит, а грудь необходимо отнять (или ребенок неправильно взял грудь), то следу­ет слегка надавить на нее сверху возле околососкового кружка. Тогда ребенок сам выпустит сосок и ареолу изо рта.

Вытягивать через силу сосок изо рта малыша нельзя, так как он может довольно сильно сжать десны и тем самым травмировать сосок.

Заставить малыша отпустить грудь можно, легонько зажав одну половинку носика. В этом случае, не имея возможности дышать через носовые ходы, он открывает рот, чтобы глотнуть воздух, и отпускает грудь.

Еще одним способом закончить кормление является легкое надавливание пальцем на подбородок, тогда ребенок откроет рот и отпустит сосок. Чтобы избежать при этом боли и повреждения соска, можно вложить ребенку в ротик мизинец и только после этого отнимать грудь.

Важную роль в ста­новлении лактации у родившей женщины играет время первого при­кладывания ребенка к груди, которое в настоящее время рекомен­дуется осуществлять сразу же после рождения ребенка, непосред­ственно в родильном зале, в первые 30 мин после родов, с учетом состояния новорожденного и роженицы. Медперсонал оказывает помощь при первом прикладывании младенца к груди матери. Дли­тельность первого контакта должна быть не менее 30 мин. Данные рекомендации содержатся в Приказе № 345 МЗ РФ «О совершен­ствовании мероприятий по профилактике внутриутробных инфек­ций в акушерских стационарах».

Следует подчеркнуть, что раннее прикладывание к груди, которое в настоящее время является общепринятым в большинстве стран, не выполняет сколько-нибудь значимой функции питания. Среднее ко­личество молозива, поступающего к ребенку, составляет около 2 мл. Вместе с тем, даже это количество молозива играет важную роль в становлении иммунологической защиты и снижении заболеваемос­ти новорожденных, является важным моментом стимуляции лакта­ции и обеспечения ее успешности и длительности. Наконец, имеются убедительные подтверждения роли раннего прикладывания в первич­ной адаптации новорожденного к внешнему миру и индуцировании психологической связи - привязанности матери и ребенка.

Первое прикладывание новорожденного к груди матери сочета­ется с осуществлением процедуры кожного контакта матери и ре­бенка. С этой целью новорожденного ребенка выкладывают голень­ким на живот матери и накрывают стерильной простыней еще до окончания пульсации пуповины. После окончания пульсации ре­бенка забирают с живота, проводят первичную обработку пупови­ны, а затем снова возвращают ребенка на верхнюю часть живота матери. Для обеспечения успешного кожного контакта и завершения первого прикладывания к груди новорожденного лучше не обмы­вать водой, а также отложить все остальные процедуры (например, закапывание капель в глаза). Ребенка, лежащего на животе, мать при­держивает рукой. Постепенно начинает выявляться «поисковое пове­дение» ребенка. Оно выражается в сосательных движениях, поворо­тах головки и ползательных движениях конечностей. Если ребенок не очень активен, поисковые движения его губ и головки можно стиму­лировать мягким поглаживанием кожи около рта. В течение первых 0,5-2 ч большинство новорожденных способны самостоятельно найти и захватить ареолу материнской груди без помощи матери.

Если сосание при первом кожном контакте не состоялось, то дер­жать ребенка на груди более двух часов нецелесообразно, так как он будет только спать. Важно указать, что прикладывание ребенка к груди и/или создание кожного контакта через 2-3 ч после родов значительно менее эффективно, чем прикладывание к груди в пер­вые 30 мин после родов.

Раннее прикладывание ребенка к груди не только стимулирует образование и секрецию молока, но также способствует более быст­рому отхождению плаценты, профилактике послеродовых кровоте­чений у рожениц, а также формированию нормальной микрофлоры кишечника, адекватного иммунного ответа и ускорению отхождения мекония у новорожденных.

Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны ребенка очень ограничены. Они вклю­чают: наследственные энзимопатии, препятствующие усвоению мо­лока (галактоземия, фенилкетонурия, болезнь кленового сиропа), тяжелые формы врожденных пороков развития (волчья пасть, зая­чья губа и др.). Вскармливание грудным молоком не рекомендуется также, если кормящая мать принимает цитостатики, антитиреоидные средства, гормональные препараты.

Важное значение для полноценной лактации имеет режим «сво­бодного вскармливания» с первого дня жизни ребенка, под кото­рым понимают прикладывание ребенка к груди столько раз и в та­кое время, в какое требует ребенок, включая ночные часы. Однако в нашей стране в течение многих лет основным подходом к вскармли­ванию детей было кормление строго по часам, с соблюдением внача­ле 3-х часового, а затем 3,5-часового перерыва между кормления­ми. В последние годы произошел пересмотр этих рекомендаций, и в настоящее время признана существенно большая эффективность «свободного» вскармливания, или вскармливания по «требованию ре­бенка», чем вскармливания по часам. Исследования показали, что при свободном вскармливании объем лактации в первую неделю пос­ле родов в 1,5 и более раза выше, чем при вскармливании по часам, при этом «удельное» содержание (т.е. содержание в расчете на 1 мл мо­лока) белков, жиров, витаминов, активность ряда ферментов не ниже, а в ряде случаев выше, чем при вскармливании по часам. Следствием этого является большая суммарная (суточная) секреция с молоком основных пищевых веществ. Тенденция к большему объему лакта­ции и большей секреции с молоком пищевых веществ при свободном вскармливании, чем при вскармливании «по часам», сохраняется и в последующие периоды лактации.

Свободное вскармливание оказывает положительное влияние на становление лактации, длительность грудного вскармливания, со­стояние здоровья и физическое развитие ребенка, его психоэмоцио­нальное развитие.

Частота кормления при свободном вскармливании зависит от активности сосательного рефлекса новорожденного и массы тела при рождении. Новорожденный ребенок может «требовать» от 8-10 до 12 и более прикладываний к груди за сутки. Длительность кормления может составлять 20 мин и более. К концу первого месяца жизни частота кормления обычно снижается до 7-8 раз и уменьшается про­должительность кормления.

Сразу после перевода матери и ребенка из родильного зала в пос­леродовое отделение, при отсутствии противопоказаний к кормле­нию грудью вообще и к свободному вскармливанию в частности, должно быть обеспечено совместное пребывание матери и новорож­денного в палате «мать-дитя», где кроватка ребенка размещается непосредственно около кровати матери. Матери предоставляется возможность общаться с ребенком в первые же часы после родов. Она может находиться с ним в одной палате, спать вместе с ним, кор­мить грудью, в случае необходимости мыть, брать на руки.

Для ребенка совершенно безопасно спать с матерью в одной по­стели. Она чутко реагирует на своего малыша, на любое его шевеле­ние или звук, изданный им. Мать может продолжать спать под рез­кий звук будильника, но любой писк ребенка заставляет ее проснуть­ся. Она может лечь на малыша и причинить ему вред только в том случае, если серьезно больна, приняла снотворное или находится в состоянии опьянения. С момента поступления новорожденного в палату совместного пребывания начинается длительный процесс их взаимного приспособления и взаимного обучения грудному вскарм­ливанию. Этот процесс может быть сложным и утомительным. Пер­сонал родильного дома, а также родственники должны оказать при этом максимальную поддержку матери как через адекватное обуче­ние, так и через внушение уверенности в успешности вскармлива­ния. Все женщины независимо от подготовки и прогноза лактации в период беременности сразу после родов должны обучаться кормле­нию грудью в условиях пребывания в палате «мать-дитя».

Наибольшую сложность при свободной системе вскармливания представляет правильная трактовка матерью крика ребенка. Даже в первые недели жизни причинами крика могут быть и не­удобное положение, и раздражение от мокрой пеленки, и требова­ние общения. В любом случае крик представляет собой призыв к материнскому вниманию, и мать должна научиться дифференциро­вать его. Для женщины такой режим, безусловно, более утомите­лен, но она должна понимать, что он является временным, а выиг­рыш исключительно значим. Он обеспечивает надежное формиро­вание лактации и полноценное обеспечение ребенка идеальным питанием на длительный срок.

Следует еще раз подчеркнуть, что в отличие от прежних рекомен­даций, исключавших ночное кормление детей, (исходя из представ­лений о том, что в ночное время желудок ребенка должен отдыхать), свободный режим вскармливания предусматривает сохранение ноч­ных кормлений. Это обусловлено многочисленными наблюдениями, показавшими, что ночные кормления являются прекрасным сред­ством поддержания лактации, поскольку именно ночью в гипофизе вырабатывается больше пролактина, основного гормона, стимулиру­ющего лактацию, чем днем. Поэтому ночью ребенка следует кормить столько, сколько он захочет. Для осуществления ночных кормлений матери проще всего брать ребенка к себе в постель, чтобы он мог со­сать грудь во время сна, не доставляя ей хлопот.

Концепция свободного вскармливания предусматривает свобод­ный выбор ребенком не только частоты кормлений, но и их длитель­ности. Это положение не согласуется с прежними представлениями отечественных педиатров, которые рекомендовали держать детей у груди не более 20 мин. Эта точка зрения была основана на представ­лении о том, что длительное сосание может вызвать трещины и вос­паление сосков. Однако в настоящее время установлено, что истин­ной причиной трещин сосков чаще всего является неправильное по­ложение младенца у груди и неправильный захват им соска. Вместе с тем ограничение длительности сосания может вести к тому, что ребенок не насытится и не получит «заднего» молока, которое необ­ходимо ему для нормального роста. Это, в частности, относится к так называемым «ленивым» сосунам, которые, в отличие от «активных сосунов», которые насыщаются за 10-20 мин, могут сосать грудь бо­лее 30 мин. Кроме того, потребность в контакте с матерью и сосание груди может нередко носить самостоятельный характер, относитель­но независимый от пищевого поведения ребенка.

Для успешного грудного вскармливания, особенно в первые дни, крайне важно исключить допаивание ребенка водой, глюкозой и т.п. Грудное молоко содержит до 80-90% воды, и при достаточном уров­не лактации полностью обеспечивает ребенка в жидко­сти даже в условиях жаркого климата. Введение же любой дополни­тельной жидкости может уменьшить количество молока, которое потребляет ребенок, поскольку центры жажды и «сытости» в голов­ном мозгу у новорожденных практически совпадают и удовлетворя­ются одновременно. Поэтому допаивание младенца может создавать у него ложное чувство насыщения и отказ от груди.

Как было уже отмечено, одним из условий полноценной лактации является соблюдение гигиенических правил ухода за грудной желе­зой, в частности, ее мытье. Мытье груди до и после каждого кормле­ния приводит к разрушению естественного защитного слоя. При час­том мытье груди с мылом кожа пересыхает, что может стать причи­ной образования трещин на сосках. Кроме того, при свободном режиме у женщин просто нет времени мыть грудь перед каждым кормлением, поэтому такая рекомендация может осложнить грудное вскармлива­ние и стать причиной отказа матери кормить ребенка грудью. В связи с этим мыть грудь следует не чаще, чем мать принимает общий душ или ванну, т.е. 1-2 раза в день. В то же время, чтобы сохранить кожу груди здоровой, лучше всего перед кормлением и после него обраба­тывать сосок грудным молоком.

В первые дни после рождения мать кормит ребенка в одно корм­ление одной грудью. После «прихода» молока можно кормить ребен­ка каждое кормление из обеих грудей, так чтобы кормление закан­чивалось из той груди, с которой начиналось кормление, и ребенок получил не только «переднее», но и «заднее» молоко, отличающееся в два раза более высоким содержанием жира.

Сцеживание грудного молока может оказаться целесообразным только в ранний период установления лактации, при отсутствии воз­можности «свободного» вскармливания ребенка или при неспособности ребенка по тем или иным причинам к эффективному отсасыванию молозива или молока. Показаниями к сцеживанию грудного молока являются также болезни матери, временное разлучение матери и ре­бенка, учеба или работа матери. В остальных случаях сцеживать мо­лозиво или молоко нет необходимости. Предпочтительным является ручное сцеживание, методике которого должен обучить женщину медперсонал послеродового отделения. При неэффективности ручно­го сцеживания, например в случае сильного нагрубания молочных желез, особенно в первые дни после родов, можно использовать мо­локоотсосы.

Одной из серьезных проблем является возникновение трещин сосков. Как было уже отмечено, их причиной является, прежде всего, непра­вильное прикладывание ребенка к груди, когда младенец захваты­вает только сосок. Кроме того, образованию трещин способствует частое мытье груди, а также применение для обработки соска и аре­олы спиртосодержащих растворов. Неправильный захват ребенком груди вызывает у матери неприятные и даже болезненные ощуще­ния, поэтому даже незначительные неприятные ощущения во вре­мя кормления требуют внимания, являясь свидетельством неадек­ватности выбранного приема и техники кормления ребенка. Если же пренебречь этим сигналом неблагополучия, то вскоре на месте болезненности может возникнуть покраснение кожи и резко повы­шенная чувствительность, а затем будет формироваться трещина. Поэтому важно не упустить время, когда еще есть возможность пре­дотвратить ее возникновение, изменив технику кормления ребен­ка. При трещинах сосков можно рекомендовать специальные на­кладки из силикона.

После кормления следует сцедить каплю молока и смочить ею кожу вокруг соска. Широко применявшиеся ранее смазывания кожи антисептиками, соком алоэ, маслом из пчелиного воска в последнее время не рекомендуются, так как их запах способен «отпугнуть» ре­бенка от матери и привести к полному отказу от сосания груди. Если трещина не заживает 2-7 дней, то может возникнуть необходимость в прекращении прикладывания ребенка к больной груди хотя бы на 1-3 дня. Ребенок при этом может быть сытым, получая только одну грудь, и в отдельных случаях ему будет необходим «докорм» с ло­жечки молоком, сцеженным из больной железы. Через один-три дня можно вернуться к прикладыванию, но на первых порах использо­вать больную грудь как дополнение к кормлению из здоровой груди. С целью профилактики возникновения трещин целесообразно так­же менять положение матери при кормлении (лежа, сидя). Кроме того, важное значение имеет техника «отнимания» соска у ребенка. Недо­пустимо вынимать сосок при наличии сжимающего усилия или соса­ния - при этом сосок травмируется. Необходимо, чтобы ребенок сам отпустил сосок, раскрыв рот. Для этого можно рекомендовать матери различные приемы: кратковременное сжатие носика ребенка или вве­дение в его рот мизинца параллельно с соском.

Наряду с правильно организованным режимом кормления ус­пешная и длительная лактация требует соблюдения соответствую­щей техники кормления грудью. Ее необходимыми условиями яв­ляются: правильное положение ребенка у груди, правильный зах­ват ребенком груди, удобная поза матери; контакт «кожа к коже» во время кормления.

Правильное положение ребенка у груди характеризуются следу­ющими признаками:

♦ голова и тело ребенка находятся в одной плоскости;

♦ ребенок находится в приподнятом положении (с целью профи­лактики аэрофагии);

♦ подбородок ребенка касается груди матери;

♦ рот широко открыт, нижняя губа вывернута наружу.

Решающее значение для эффективности кормления помимо пра­вильной позиции ребенка у груди имеет полнота ее захвата ртом ре­бенка. Ребенок должен захватывать при этом не только сосок, но и ареолу. Необходимо, чтобы этот захват был полным и глубоким на­столько, чтобы сосок находился во рту ребенка почти на уровне мяг­кого неба, т.е. сосок вместе с ареолой должны фактически заполнить собой всю полость рта ребенка. Для такого захвата необходимо очень широкое раскрытие рта, и если оно не получается сразу, то можно помочь ребенку, поглаживая пальцем или соском груди по щеке и нижней губе ребенка, что вызовет рефлекторное движение губ и рас­крытие рта. Нередко первой реакцией ребенка на материнскую грудь будет ее лизание и только потом уже захват.

Хороший глубокий захват обеспечивает ребенку достаточную лег­кость сосания, а для кормящей женщины является главной гаранти­ей сохранности соска и ареолы. Захват соска без ареолы, а также последующее его сосание могут привести к возникновению трещин сосков. Кормить ребенка следует в спокойной обстановке. Поза матери во время кормления должна быть удобной для того, чтобы не создать мышечного напряжения ни в одной мышечной группе и не привести женщину к мышечному утомлению. С этой целью могут использо­ваться любые простые приспособления - скамеечки под ноги, по­душки, подлокотники и т.п. Второе важное условие - при исполь­зовании любой позы и положения тела кормящая женщина должна хорошо видеть лицо ребенка, также как и он должен иметь возмож­ность использовать кормление для изучения лица матери, особенно­стей ее мимики и выражения глаз.

Первые дни после родов можно кормить ребенка в положении лежа на боку или лежа на спине. Для кормления лежа на боку есть 2 варианта положений.

При положении лежа на боку руку, оказавшуюся нижней, нуж­но согнуть в локте наверх и кнаружи и под руку (или между рукой и головой) положить подушку. При необходимости можно использо­вать и вторую подушку, положив ее под спину. Ребенок должен ле­жать на кровати параллельно телу матери, рядом с ним и даже слег­ка к нему прижатым. Если ребенок маленький и маловесный, то можно и для него приспособить подушечку. Главное, нужно помес­тить головку ребенка так, чтобы его рот находился на одном уровне и очень близко к соску матери. Ладонью верхней руки мать поддер­живает спинку ребенка и слегка помогает ему в захвате соска. Дру­гим вариантом является положение лежа на боку, когда нижняя рука матери располагается вдоль тела ребенка. Ребенок лежит на нижней руке матери таким образом, чтобы его рот располагался на­против соска.

Положение лежа на спине менее удобно и поэтому редко исполь­зуется женщинами. При положении матери на спине ребенок укла­дывается на живот матери, и она одной своей рукой, чаще дальней по отношению к стороне груди кормления, поддерживает его голову за лобик, контролируя свободное дыхание младенца.

Кормление сидя требует использования 1-2 подушек для того, чтобы мать могла устроиться удобнее. Головка ребенка должна ле­жать в локтевом сгибе руки матери со стороны той груди, которой мать кормит малыша. Этой же рукой мать поддерживает малыша под спинку. Одна подушка необходима для опоры локтя матери, а на дру­гую подушку можно уложить ребенка, чтобы его рот оказался на уров­не соска грудной железы. Другой рукой мать может поддерживать грудь наложением большого пальца кисти сверху и остальных паль­цев снизу грудной железы, но не слишком близко к соску.

Удобство позы и использование дополнительных подушек необ­ходимо только в начале обучения технике грудного вскармливания. В дальнейшем, когда мать научится правильно давать грудь младен­цу, поза при кормлении перестает играть такую важную роль. Мать может кормить ребенка и лежа, и сидя, и стоя, в зависимости от си­туации.

Очень важно, чтобы при кормлении ребенок имел возможность тесно контактировать с материнским телом и исследовать материнс­кую грудь. Поэтому лучше кормить его обнаженным или в распа­шонке с открытыми рукавами и подгузнике, что позволяет оставить его ручки и ножки открытыми, прикрыв одеялом. В свою очередь у матери должна быть обнажена грудь. При таком тесном контакте происходит не только знакомство и формирование привязанности, но и дополнительная гормональная стимуляция материнской лакта­ции, что особенно важно при ее становлении в первые дни и недели, а также при временном уменьшении лактации.

Таким образом, поддержание длительной и полноценной лакта­ции требует соблюдения следующих принципов:

I. В первые дни после родов:

Раннее прикладывание ребенка к груди;

Кормление ребенка «по требованию» (свободное вскармли­вание) с первого дня жизни;

Совместное пребывание матери и ребенка в родильном доме в палате «мать и дитя»;

Исключение допаивания (кроме обусловленных медицинс­кими показаниями случаев);

Отказ от использования сосок, бутылочек и пустышек;

Профилактика трещин, нагрубания молочных желез (лактостаза),

II. На последующих этапах лактации:

Спокойная и доброжелательная обстановка в семье;

Помощь со стороны близких родственников по уходу за ребенком;

Рациональный режим дня, обеспечивающий достаточный сон и отдых кормящей женщины;

Адекватное питание, включая дополнительный прием жид­кости (чая, соков и других напитков);

Сохранение «свободного вскармливания».

Реализация всех этих принципов и обеспечение полноценной и длительной лактации является одной из важнейших задач по сохра­нению здоровья младенцев, которую должны решать ЛПУ родовспо­можения и детства. Работа по поддержке грудного вскармливания должна осуществляться на всех этапах (подготовка женщин к бере­менности, беременность, роды, послеродовой период и период лакта­ции). При этом чрезвычайно важно обеспечение тесного сотрудниче­ства и преемственности всех основных звеньев лечебной сети: женс­ких консультаций, роддомов и детских консультаций.

Основными симптомами гипогалактии являются:

1) малая прибавка массы тела за месяц;

2) снижение суточного объема грудного молока;

3) беспокойство ребенка;

4) симптом «сухих пеленок», свидетельствующий об уменьше­нии суточного объема мочи (ребенок первых месяцев, находя­щийся на грудном вскармливании, должен мочиться не менее 6 раз в сутки, причем моча должна быть бесцветной или блед­но-желтой;

5) голодный стул (скудный, зеленоватый, измененной консис­тенции).

Указанные симптомы являются лишь косвенными доказательст­вами гипогалактии, и окончательный диагноз гипогалактии может быть поставлен только после определения суточного объема лактации (секретируемого молока), которое осуществляется с помощью конт­рольного взвешивания. При этом контрольные взвешивания необхо­димо проводить после каждого кормления в течение суток.

Основными критериями эффективности грудного вскармливания являются адекватная прибавка массы и темпы роста, хорошее общее самочувствие и активное поведение ребенка. При этом нет необходи­мости проводить «расчет питания», который является обязательным при искусственном вскармливании детей.

Для грудного вскармливания различают временные и абсолютные противопоказания.

Временные противопоказания к грудному вскармливанию

В ситуациях, описанных ниже, рекомендуется отсрочить кормление ребенка грудью. В последующем возможно попытаться восстановить и продолжить грудное вскармливание. Сроки, когда возможно возобновление грудного вскармливания решаются совместно с врачом в каждой ситуации индивидуально.

    Глубокая недоношенность, когда у ребенка еще отсутствуют глотательный и сосательный рефлексы (ребенок кормится через зонд).

    Дети, родившиеся с тяжелой родовой травмой, синдромом дыхательных расстройств. Оценка по шкале Апгар не превышает 6 баллов.

    Тяжелые заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой систем и др. у ребенка. Различные пороки развития, требующие оперативного лечения.

    Врожденные аномалии развития челюстно-лицевого аппарата (волчья пасть, заячья губа и др.).

    Гемолитическая болезнь у новорожденного, вызванная несовместимостью крови матери и плода по резус-фактору и/или по группам крови.

    Острые инфекционные, гнойно-воспалительные заболевания.

    Мастит (воспалительное заболевание молочной железы).

    Оперативное вмешательство в родах и после них, массивная кровопотеря.

Абсолютные противопоказания к грудному вскармливанию

Противопоказания со стороны ребенка

Болезни обмена веществ, при которых ребенку назначается лечебное питание (фенилкетонурия, галактоземия и др.)

Противопоказания со стороны матери

    Тяжелые хронические почек, печени, сердечно-сосудистой, дыхательной систем и др.

    Заражение матери сифилисом в третьем триместре беременности.

    Гепатит С.

    Открытая форма туберкулеза

    Психические заболевания у матери

    Злокачественные новообразования

    Применение некоторых лекарственных средств (антибиотики, цитостатики, гормоны, транквилизаторы).

  • 1. Обеспечить гигиеническое содержание груди. Перед кормлением вымыть руки, сцедить одну-две капли молока (при условии, что молока вырабатывается достаточно).
  • 2. Психологически подготовить мать к кормлению. Обратить ее внимание на то, что образование молока происходит лучше в спокойном состоянии и хорошем настроении.
  • 3. Помочь матери выбрать удобную для кормления позу. Поза должна позволять матери расслабиться и не испытывать напряжения длительное время. Классическое положение кормящая женщина сидит на стуле со спинкой с упором ноги. Можно кормить ребенка лежа или стоя.
  • 4. Придать ребенку правильное положение у груди. Для этого его необходимо повернуть лицом к матери. Голова малыша должна находиться на одной линии с телом. При необходимости его можно поддержать сзади за плечи (но не за затылок). Голова должна иметь возможность свободно откидываться назад.

Позиция ребенка может быть различной (рис. 8).

  • 5. Обеспечить поддержку груди во время кормления. Рекомендуется положить руку под грудь, пальцы прижать к грудной клетке, большим пальцем поддерживая грудь снизу (рис. 9, а). Большой палец можно расположить в верхней части груди и немного сжать ее. Не рекомендуется держать грудь возле соска (рис. 9, б).
  • 6. Обучить мать прикладывать ребенка к груди. Для этого следует прикоснуться соском к губам ребенка (лучше к верхней), подождать, пока малыш широко откроет рот, прижать его к себе, поддерживая за спинку, и приложить к груди (но не грудь к ребенку!). Нижняя губа должна быть под соском.
  • 7. Обучить ребенка захватывать грудь. С этой целью ребенок должен вытянуть грудь, захватив сосок, ареолу, больше снизу, близлежащий участок груди с млечным синусом и прижать ареолу языком к нёбу (рис. 10). При касании соском нёба появляются сосательные движения. После нескольких эффективных сосательных движении полость рта заполняется молоком и ребенок глотает его.

Если новорожденный испытывает трудности при захвате ареолы, мать большим и указательным пальцами поддерживает подбородок ребенка, а остальными пальцами - грудь снизу (положение «рука танцора», рис. 11). Придерживать пальцем грудь возле носа ребенка необязательно. Это может привести к извлечению груди изо рта ребенка или ухудшить положение при кормлении.

8. Провести контроль правильности прикладывания и оценить кормление грудью. Во время кормления следует контролировать положение тела, реакцию матери и ребенка, их эмоциональную связь, сосание ребенка, внешний вид молочных желез, продолжительность кормления (табл. 2).

Рис. 8.

а - классическое; б - из-под руки; в - на руке; г - лежа; д - лежа на спине; е - лежа на животе с опорой на локти; ж - вертикальное (поза «кенгуру»)


Рис. 9. а - правильно; б - неправильно

Материнское молоко – важнейшая биологически активная среда, связывающая организм ребенка с организмом матери. Мы остановимся на маленьких хитростях кормления.

Первый контакт
Желательно, чтобы первый контакт малыша с грудью состоялся в первые же минуты после рождения. Обязательно попроси врача положить новорожденного к себе на грудь или на живот. Пусть акушерка поможет малышу дотянуться до твоего соска. Если у него получится сделать несколько сосательных движений – замечательно, если нет – ничего страшного. Коснись соском его губ, чтобы вызвать врожденный рефлекс сосания. Первые капельки молозива – самая лучшая пища для новорожденного, получив грудь, ребенок избавляется от колоссального стресса, полученного во время родов.

Врач педиатр высшей категории Осницкая Татьяна Евгеньевна:
«В молоке или молозиве, которым мама кормит младенца первые два или три дня, содержатся антитела, ферменты, гормоны, регуляторные пептиды, микроэлементы и эндорфины. Если в первые 30 минут после рождения ребенок принимает грудь, желудочно-кишечный тракт новорожденного заселяется материнской микрофлорой – это самая лучшая естественная профилактика любых аллергических реакций. При грудном вскармливании идет более раннее, правильное созревание всех органов и систем грудничка».

Техника кормления

Удобная поза
Молоко поступает лучше, если ты расслаблена. Возьми подушку, сядь на кровать или в кресло с подлокотниками. Одну подушку положи за спину, вторую – на колени, третью – под локоть руки, на которой лежит ребенок. Если уселась в кресло, поставь под ноги скамеечку – не придется напрягать спину и мышцы руки, чтобы прижать ребенка к груди. Если вес ребенка перенесется только на руку, мышцы спины и руки будут напряжены, «затечет» шея, и ты быстро устанешь. Если ребенок будет лежать слишком низко на твоих коленях, он будет оттягивать грудь вниз (что в будущем не лучшим образом отразится на ее форме), усилится трение сосков, пойдут трещинки. Нужно поднимать ребенка вверх и прижимать к себе, а не наклоняться к нему. И еще один немаловажный момент, во время кормления не пользуйся духами.
Первые приготовления
Выжми несколько капель молозива, чтобы увлажнить сосок. Лицо ребенка нужно приблизить к груди так, чтобы его носик оказался на уровне твоего соска. Одной рукой поддерживай спину и голову ребенка, а другой - грудь. Придай груди чашевидную форму, для этого четыре пальца должны оказываются под грудью, а большой сверху. Не рукой закрывай ареолу. Если грудь большая контролируй, что бы она не давила на нижнюю челюсть ребенка и не закрывала нос.

Прикладываем грудь
Поводи смоченным соском по губам ребенка. Такой контакт вызывает сосательный рефлекс. Когда ребенок приоткрыл рот, дай сосок так, чтобы большая часть ареолы находилась у него во рту между языком и небом. Сосок должен прижаться его язычком к твердому небу. Дышать ребенок должен носом. Длительность кормления индивидуальна, но обычно от 15 до 30 минут. С третьего дня добавляется одно правило, которое будет в силе до окончания грудного вскармливания: после кормления одной грудью необходимо подержать ребенка вертикально, чтобы он выпустил воздух, и только потом прикладывать к другой груди. Если этого не делать воздух, который попал в желудок в момент кормления, вызовет болезненный дискомфорт, малыш будет плакать и крутиться, что приведет к срыгиванию. Следующее кормление начинается с той груди, которой заканчивалось предыдущее.

Абрамян Анна Григорьевна акушер-гинеколог-эндокринолог, маммолог,
врач высшей категории.
«Частый вопрос: нужно ли соски и околососковые кружки мыть мылом? Нет. Мыло сушит кожу и способствует растрескиванию сосков. Железы вокруг сосков самостоятельно выделяют смазывающее вещество, и при правильном уходе у тебя не будет повода потратить деньги на косметические масла и мази для подготовки груди к кормлению. Если трещинки все-таки появились, начни смазывать соски 2-3 раза в день любым стерильным маслом (подсолнечным, облепиховым, оливковым), масляным раствором витамина Е или маслом календулы».

Как понять, что он голоден?
Если ты видишь, что ребенок обеспокоен, плачет, вертит головой или ловит ртом находящиеся поблизости предметы – значит, он голоден. Педиатры говорят, что для психологического комфорта малыш может прикладываться к груди до 4 раз в час. В первые 2-3 месяца жизни в течение суток может быть 6-12 кормлений, с расстоянием в 2 часа между кормлениями.

Трофимова Галина Николаевна, врач педиатр высшей категории
«Если малыш заспался днем, его желательно разбудить (прохладной водичкой помазать личико, подергать за мочку уха), перепеленать и покормить. В сутки должно выходить от 6 до 12 кормлений. Ночью новорожденные едят в том же режиме, что и днем. Приготовь все с вечера для ночного кормления: положи на пеленальный столик пеленки, подгузники, влажные салфетки. И, пожалуй, самое главное, частота кормлений зависит от веса новорожденного, количества молока, качества кормления, состояния нервной системы ребенка, поэтому всегда отталкивайся от потребностей своего малыша».

Ночной режим
Большинство новорождённых детей спит с 10-11 вечера до 3-4 часов утра, потом начинает просыпаться, беспокойно возиться и просить грудь. Именно ночью вырабатывается основная часть гормона пролактина, «делающего» молоко на весь день вперед. В то время как у малыша появляется потребность пососать под утро (с 3 до 8 утра), у женщины вырабатывается максимальное количество пролактина. Получается, что малыш, кушая ночью, стимулирует пролактин своей мамы и обеспечивает себе достаточное количество молока днем. В первый месяц жизни у твоего малыша может просыпаться голод от 4 до 6 раз до первого «утреннего» кормления. Всех сложностей легко избежать, если ты спишь вместе с ребенком. Организуй пространство так, чтобы малыш спал в непосредственной близости от тебя, на расстоянии вытянутой руки, так ты сэкономишь массу сил, чтоб приложить его к груди. Некоторые малыши, уже ко второму месяцу обходятся без ночных кормлений и спокойно спят. Кстати, замечено, если ребенок спит в собственной кроватке, то он иногда перестает просыпаться на ночные кормления уже через 2 недели. По мере того, как ребенок подрастает, «ночные ужины» постепенно сдвигаются ближе к утру. Обычно вечером ребенок съедает довольно много, поэтому и проголодается он позже. Со временем, ночные кормления сходят на нет.

Мадонна с младенцем – вечная тема в искусстве, вызывающая восторг и умиление. Но в жизни грудное вскармливание сопряжено не только с радостью материнства, но и с различными трудностями, и мифами. Каждая кормящая мама должна быть осведомлена о всех нюансах лактации, чтобы малыш рос здоровым, а новая обязанность была в радость.

Аксиому о пользе природной пищи для грудных младенцев сегодня многие принимают без споров. Но ради сохранения фигуры определенный процент рожениц старается поскорее перевести грудничка на адаптированные смеси.

Ученые давно доказали, что грудное вскармливание – лучшее питание для младенцев. И дело не только в особом биохимическом составе материнского молока – превосходного строительного материала для быстро растущих тканей малыша и формирования кровеносной системы. Гораздо ценнее наличие иммунных тел, аминокислот и других сложных молекул, создающих иммунную и центральную нервную систему новорожденных.

Малыши до 6 месяцев, при ГВ (грудном вскармливании) из молока матери получают все необходимые питательные и биологически активные вещества. Дети, питающиеся грудным молоком, растут более здоровыми, чем «искусственники». Доказано, что при кормлении грудью, в будущем у детей снижается вероятность нарушения обмена веществ и расстройств ЖКТ. Материнское молоко обладает еще и легким снотворным эффектом, поэтому малыши, насытившись, лучше засыпают, чем при питании адаптированными смесями.

Молодая мама должна не только знать всё о грудном вскармливании, но и понимать, что этот процесс – единственная возможность поддерживать невербальный контакт и эмоциональную связь со своим ребенком. Но не стоит приучать малыша, чтобы он буквально рос на руках. Это вредит его характеру, часто такие дети, подрастая, настойчиво требуют как можно чаще брать их на руки. Грудью кормить «переростка» тоже не стоит. Чем взрослее ребенок, тем болезненнее отрыв от младенческого кормления.

Если говорить о пользе кормления для мамы, то и здесь естественные факторы только на пользу здоровью. Хотя некоторые женщины отказываются от этого процесса «ради фигуры», набор веса – временное явление. Это связано с накоплением организмом воды, белка и жира – строительного материала для младенца. После завершения процесса лактации организм сам прекращает всем этим запасаться, а вес приходит в норму, если вести активный образ жизни.

Но не это главное. Когда материнские функции идут своим чередом, это предотвращает женскую онкологию. Грудное вскармливание после 40 лет ведет к оздоровлению и омоложению организма на гормональном уровне. Во время ГВ нет месячных: вероятность беременности ничтожно мала. При кормлении, матка быстрее сокращается и становится на место.

Как правильно держать ребенка при грудном вскармливании

Кормящая мама не только должна знать все о лактации и грудном вскармливании, но и понимать, насколько важна спокойная обстановка и комфортные условия. В тишине и покое при мягком освещении малыш лучше усваивает пищу, а у матери вырабатывается молоко. Поэтому во все времена люди подсознательно оставляли кормящую женщину с ребенком наедине, дав возможность покормить малыша, не отвлекаясь на внешние раздражители.

Классическая поза – кормление грудью сидя, ребенок должен кушать с приподнятой головой, мама слегка прижимает его к себе. Важно сесть как можно удобнее, при этом не забывать прикладывать кроху к правой и левой груди в течение 15-20 минут (и дольше, если кормить близнецов).

Признаки того, что мама сидит неправильно:

  • тянущие боли в пояснице;
  • выраженный дискомфорт;
  • немотивированное раздражение;
  • онемение в конечностях или отельных мышцах;
  • усталость до завершения вскармливания.

Многие мамы еще до родов интересуются, как правильно держать ребенка при грудном вскармливании? Можно ли кормить лежа и стоя? Использовать ли подушечку и детский бандаж при ГВ? Все это актуальные вопросы, ответы на которые даст практический опыт.

В полудреме, когда происходит кормление ночью, хочется немного подремать, лежа на боку или полусидя. Это удобно, когда кормишь в кресле или на диване, подложив подушки под голову и за спину. Новорожденного, пока он маленький и легкий, можно придерживать подушечкой, чтобы сформировать для его позвоночника наиболее удобное положение.

Это чудесно, когда обоим участникам грудного вскармливания комфортно: малыш улавливает звуки сердцебиения, слышит мамин запах. Но кормление в полудреме содержит большую опасность: уставшая от ежедневных забот о ребенке мама может не заметить, как грудью перекроется носик засыпающего младенца. В истории известно немало трагических случаев, когда «ребенка приспала» мать или кормилица. Такое случалось даже в царских семьях. Поэтому важно сидеть при кормлении ребенка так, чтобы не заснуть. Свободная грудь не должна быть сдавлена: обеспечьте естественный приток молока.

Некоторые матери используют для передвижения с младенцем по городу специальные мешки и бандажи – идея, позаимствованная у коренных этносов Азии и Африки. При этом не заняты руки, ребенка можно кормить на ходу, а некоторых еще и замечали за процессом курения, пока малыш пытается кушать. Все это недопустимо!

Любой доктор подтвердит, что эти приспособления нельзя применять сразу после родов, а только через 3-5 месяцев, когда позвоночник младенца окрепнет. Кормить в бандаже можно, но не на ходу, не стоя в метро, а сидя на удобной городской лавочке, в укромном уголке парка, где тихо и малолюдно. Это возможно в исключительных случаях, эпизодически, а не ежедневно на прогулках, чтобы экономить время, совмещая важные составляющие в ежедневном расписании.

В сидячей позе также удобно подставить под ногу небольшую скамеечку, как это делают классические гитаристы. Она поддержит малыша в удобной позе у той груди, которая участвует в кормлении. Мама, опираясь на поручни кресла или боковины дивана, придерживает рукой головку ребенка, чтобы он не откидывал ее назад.

Когда приходится кормить сразу двоих новорождённых (близнецы, двойняшки, второй приемный младенец), их укладывают по бокам, слегка наклонившись вперед. Если один малыш спит, а второй бодрствует, то их кормят поочередно, но каждого от одной груди, оставляя выстоявшееся молоко второму близнецу.

Если говорить о положении лица ребенка, то здесь тоже есть свои нюансы. Он должен лежать как можно ближе к соску, при этом важен визуальный контакт с мамой, а подбородок должен соприкасаться с грудью. Малыш не сразу научится захватывать ареолы, широко открывая рот и отведя вниз губу. Правильный захват не приводит к боли и травмированию тканей материнской груди.

С какой груди начинать кормить малыша?

Существует мнение, что при очередном кормлении прикладывать младенца надо только к одной груди. Издавна в народе говорили, что есть «переднее» и «заднее» молоко. При этом «заднее» молоко формируется в той груди, которую не давали (обогащенное жиром и белком). «Переднее» молоко менее насыщенное, в нем больше жидкости и лактозы. Но на практике не всегда получается, что младенец насыщается от одной груди, поэтому его «докармливают» от другой. Тогда при очередном кормлении следует начать с груди, на которой завершили.

Если этот совет справедлив, можно регулировать «меню» малыша. Некоторые детки склонны к полноте, и более жирное материнское молоко желательно за одну кормежку «разбавлять» передним, а остаточное сцеживать. У других же матерей генетически менее сытный «натур продукт», поэтому грудничку лучше выдерживать «заднее» молоко.

Учитывайте, что настоящее «зрелое» молоко образуется только через 2-3 недели после родов. Когда слишком жирное молоко, малышу между кормлением дают кипяченую водичку в соске: он испытывает жажду и капризничает, выталкивая грудь. Но этот вопрос желательно обсудить с врачом, если кажется, что малышу необходимо «разбавлять».

По завершении процесса грудного вскармливания, новорожденных рекомендуется приподнимать ненадолго, подержав вертикально. Это необходимо, чтобы вышел воздух, который малыши заглатывают с молоком. Он провоцирует кишечную колику. Но со временем дети привыкают к правильному захвату сосков, заглатывая все меньше воздуха. Отрыжка слышна, но иногда происходит срыгивание небольшого количества молока – это нормально. После грудь желательно ополоснуть и дать подсохнуть.

Кормление по расписанию или по требованию?

Большинство педиатров, обсуждая проблемы грудного вскармливания, дают советы кормящей маме, что ГВ предполагает определенный порядок. Они склоняются к тому, что желательно приучать ребенка к определенному режиму кормления – через равные интервалы времени. Но с одной оговоркой – без фанатизма! Любой доктор скажет, что если малыш проголодался, его нужно покормить.

С другой стороны, правильный процесс стимулирует выработку материнского молока. Оно прибывает к очередному кормлению в достаточном количестве. Некоторые дети едят чаще, просыпаясь «по графику» днем и в ночные часы. Другие малыши спят почти всю ночь, не просыпаясь для еды. Большинство грудничков едят от 8 до 12 раз в сутки, особенно после роддома.

Молодые мамы еще не умеют отличать капризы младенца от его «голодного плача». Но их материнский инстинкт работает удивительным образом – под плач грудничка активнее прибывает молочко.

Основные признаки того, что ребенок проголодался:

  • чмокает губами;
  • производит сосательные движения;
  • крутит головой (в поисках груди мамы);
  • плачет или капризничает более настойчиво;
  • машет ручками в поисках мамы.

Когда молока недостаточно, мамы стараются кормить малыша реже, переводя на прикорм адаптированными смесями. Такая практика считается нормальной перед отлучением от груди, но не в начале лактационного периода.

Иногда тугую грудь ребенок самостоятельно не хочет сосать, предпочитая соску. А маме приходится сцеживаться, чтобы он получал такой ценный «натуральный продукт». Частые кормления благотворны для стимуляции выработки молока. Особенно важно наладить этот процесс у первородящих, испытывающих затруднения с ГВ.

Когда кормящая мама и ее кроха привыкают к определенному режиму, образуется своеобразный баланс:

  • насыщенность молока жирами, белками и лактозой (процент у каждой мамы индивидуален);
  • интервалы между кормлениями примерно 2,5-3,5 часа;
  • количество прикладываний к груди: 6-12 раз;
  • продолжительность кормления до насыщения:10-20 минут;
  • потребность в ночных кормлениях или их отсутствии.

График сна и бодрствования тоже варьируется: некоторые детки «гуляют» ночью и спят во время дневных прогулок. Все это влияет на время отдыха кормящей мамы, и некоторых очень изматывает «всенощное бдение» маленькой личности. Говорят, что «растет индиго», «академик» или «сова», и эти биоритмы очень сложно изменить. Другие детки посыпаются очень рано, даже зимой, но маме приходится считаться с таким графиком.

Важные составляющие техники грудного вскармливания

Грудное вскармливание благоприятно сказывается на здоровье матери и ребенка. Но есть немало сложностей, которые периодически омрачают счастливое материнство. Новорождённому приходится многому учиться, у него есть только глотательный и сосательный рефлекс, а маму он различает по запаху и стуку сердца.

Когда в груди вырабатывается достаточно молока, кормить младенца несложно, но ГВ состоит из разных составляющих:

  1. Частота кормлений (колеблется на протяжении периода лактации). Малышей старше 6 месяцев можно отлучать от груди, переводя на прикорм и адаптированные смеси.
  2. Продолжительность приема пищи грудничком зависит от состава и количества молока, активности ребенка и его желания трудиться над высасыванием вожделенного продукта.
  3. Способ захвата груди, который частично рефлекторный, частично – по опыту. Мама должна помочь немощному существу правильно захватить сосок, чтобы кормление было удобным для обоих. Важно следить, чтобы ткани груди не перекрывали носик малыша.
  4. Выбор источника кормления. Начинать надо с правой или левой груди, давать поочередно или кормить с одной, затем после сна начинать с другой. У каждого решения есть свои основания.
  5. Поза при кормлении (использование подушек, скамеечек, подлокотников, бандажа), о чем подробно шла речь в одном из разделов.

Некоторые малыши вяло сосут и быстро засыпают у материнской груди, поэтому приходится его гладить по головке или похлопывать по щечке. После этого он начинает кушать более активно. Во всем этом молодой маме нужно быть достаточно осведомленной, чтобы было проще решать проблемы.

Трудностей при ГВ не так много:

  • патология сосков (вогнутые);
  • отказ малыша от кормления грудью;
  • болезненные трещины на сосках;
  • лактостаз и мастопатия (застой молока и воспалительные процессы в груди).

Кормление во время болезни мамы можно проводить только после консультации с врачом, особенно когда вокруг сосков есть болезненные трещины (это нужно незамедлительно лечить). При вирусных инфекциях кормление лучше отложить. Иногда младенец кусает за сосок, поэтому нужно проявить терпение и мудрость, а не раздражение.

Начинать кормление желательно с первого дня после родов. Можно кормить до полугода без прикорма и воды, если молоко подходит по всем параметрам. Важно придерживаться режима, но кормить желательно по первому требованию малютки.

Когда нельзя кормить материнским молоком?

Противопоказания к ГВ – некоторые заболевания кормящей матери:

При сезонных респираторных заболеваниях пользуются марлевой повязкой, соблюдают осторожность, чаще моют руки. Как правило, переносят детскую кроватку в другое помещение, но кормление не отменяют. В перечень сезонных заболеваний входят: ангина и грипп, легкие формы воспаления дыхательных путей.

Основанной уход за малышом на время «вирусного карантина» лучше поручить ближайшим родственникам или членам семьи. Контакт с младенцем желательно свести к минимуму – брать его на руки только на время кормления грудью.

Когда у младенца тяжелые генетические отклонения, связанные с нарушением усвоения белка и лактозы, кормить его тоже нельзя. Подбирать специализированные смеси импортного производства по данной проблеме может только специалист. При выраженной недоношенности, когда у ребенка недоразвиты органы и ткани, разрешить кормление должен только доктор.

Свойства грудного молока

Грудное молоко – продукт молочной железы. Вырабатывается под воздействием гормонов окситоцина и пролактина, которые появляются после родов. Интенсивность выработки в некоторой степени зависит от активности малыша (опустошение груди). Характеристики наиболее активной выработки молока отмечаются до 4-5 месяцев – пик грудного кормления новорожденного, далее интенсивность снижается.

Биохимический состав материнского молока со временем меняется:

  • Молозиво (густая клейкая масса жёлтого цвета с большим количеством иммунных тел) – концентрированное, жирное, вырабатывается в небольшом количестве.
  • Переходное молоко появляется через 4-5 суток после родов, более жидкое, цвет белее, его уже больше.
  • Зрелое молоко формируется на 3 неделе. Оно классического (белого) цвета, жидкое, сладкое, не такое жирное, как молозиво, а по составу максимально соответствует потребностям быстро растущего организма.

Зрелое молоко на 88-90% состоит из воды, поэтому без необходимости «допаивать» малыша не стоит. Содержание жиров колеблется в зависимости от питания матери и генетической предрасположенности к полноте. Если у женщины почти не вырабатывается подкожная жировая клетчатка, то независимо от диеты, в грудном молоке его тоже будет намного меньше стандартного минимума – 3-4 %.

«Переднее» молоко, вырабатываемое в начале кормления, менее богато белками и жирами, но в нем много лактозы. «Заднее» образуется в промежутках между лактацией, достаточно калорийное, малыш насыщается довольно быстро.

Лактоза, которой в материнском молоке до 7-8%, делает вкус «младенческого продукта» более приятным. И если долго кормить ребенка грудью, то в его подсознании закладывается тяга к сладкой пище. Лактоза очень полезна для микрофлоры кишечника и работы ЖКТ.

В молоке в микроскопических дозах содержатся различные витамины и биологически активные вещества, которые невозможно синтезировать искусственным путем. Именно их не хватает малышу в адаптированных смесях, которые сбалансированы в процентном соотношении по всем параметрам.