Проект на тему:" Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста". Проект на тему: «Проектная деятельность в ДОУ, как технология трудового воспитания детей дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №26 «Звездочка»

Утверждаю:

Заведующий МДОУ

детским садом №26 «Звездочка»

_________________ Карпова Т.А.

Приказ № 133 от 03.10.2014г.

ПРОЕКТ

на тему: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Выполнила воспитатель: Л.А. Кузьмина

Г.Егорьевск - 2014- 2015г.

Введение…............................. ………………..…………………........3

  1. Сведения о проекте…………………….........………………………....5
  2. Ожидаемые результаты и эффекты реализации прое……..7
  3. Перспективный план реализации проекта………………...…..…9

5.Перечень ресурсного обеспечения..................................11

  1. Работа по реализации проекта…………………………........……..13
  2. Заключение.

Критерии и показатели оценки результативности и

эффективности проекта………………………………................…………....20

Список литературы.................................................... ..……21

Приложения………………………………………………….....................…….….22

Введение.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Проект будет осуществляться в различных видах деятельности, которые будут интересны воспитателям и воспитанникам во всех возрастных группах с привлечением родителей. Содержания интереса к трудовой деятельности необходимо найти эффективный способ педагогического воздействия который, позволит ребёнку быть субъектом своей деятельности.

Самостоятельно дошкольник ещё не может справиться со всеми этими проблемами, в этом ему должен помочь педагог владеющий новыми педагогическими технологиями. Я в своей работе использую методы проблемного обучения, игровые и образовательные ситуации, в ходе трудового процесса. Это положительно сказывается на активность дошкольников, подводит к выбору наиболее оптимального варианта решение проблемы в тех или иных условиях.

Однако такой подход носит эпизодический характер, а хотелось бы, чтобы такая работа была постоянной. И решать эту проблему сможет интегрированный метод обучения, который направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных способностей, формирование осознанного отношения к труду взрослых. В частности метод проектов который актуален, очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать синтезировать и применять полученные знания на практике. Метод проектов позволяет развивать у воспитанников умение действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом, реализовать субъективную позицию ребёнка в труде.

Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

Именно поэтому проблема актуальна, особо значима, и решать её надо.

Новизна проекта: Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт - критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоционально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте.

Сведения о проекте

Тема проекта: «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Вид проекта: по доминирующей в проекте деятельности: информационный.

По числу участников проекта : групповой (15 человек, все желающие).

По времени проведения: долгосрочный (1 год).

По характеру контактов : ребенок и семья, соц. партнеры.

По профилю знаний : многопредметный.

По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.

Цель: Привлечь детей к выполнению трудовых поручений.

Формировать необходимые умения и навыки в различных видах труда.

Развивать желание детей участвовать в совместной трудовой деятельности. - формирование положительного отношения к труду, трудовых навыков, положительного взаимоотношения ребенка с взрослым и сверстниками, воспитание уважения к труду и людям труда.

Задачи:

  1. Познакомить детей с предметами необходимыми для трудовой деятельности.
  2. Прививать любовь к труду в коллективе.
  3. Вызвать интерес к результатам трудовых действий.
  4. Вызывать желание детей участвовать в выполнении трудовых поручений.
  5. Формировать представления об уходе за комнатными растениями: полив, подкормка.
  6. Предоставление возможности каждому ребенку поучаствовать в уходе за растениями.
  7. Расширять и закреплять знания детей о профессиях членов семьи. Учить называть профессию и вид деятельности.

8.Воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом вещи необходимые человеку для жизни.

  1. Воспитывать интерес детей к миру взрослых.
  2. Учить в процессе наблюдения и беседы делать выводы и умозаключения. Развивать познавательный интерес.
  3. В процессе трудовой деятельности учить доводить начатое до конца, формировать представление о значимости труда для окружающих.
  1. Закреплять умение дежурить по столовой, правильно накрывать на стол и убирать со стола. Учить относить чашки, держа за ручку, на отдельный стол.
  2. Совершенствование умения самостоятельно поддерживать порядок в группе (уборка строительного материала, игрушек);

14.Показать пример уважительного отношения к труду и природе.

Участники проекта: воспитанники (5-6 лет), педагоги, родители, социальные партнеры.

Сроки и этапы реализации проекта.

Первый этап - Подготовительный ( октябрь 2014 г.)

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

Второй этап - Основной (октябрь-апрель 2014-2015г.)

Распределение образовательной деятельности согласно сетке непрерывно образовательной деятельности для данного возраста.

Анкетирование родителей детей.

Третий этап - Заключительный (апрель 2015г.)

Аналитический отчет о проделанной работе

Участие в конкурсе «Хозяйственно-бытового труда».

Составление портфолио проекта.

Образовательные области интеграции:

«Физическое развитие»

«Социально - коммуникативное»

«Познавательное развитие»

«Художественно - эстетическое»

«Речевое развитие»

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.

1.Получают и закрепляют необходимые умения и навыки в различных видах труда.

2.Охотно выполняют трудовые поручения.

3.Участвуют в совместной трудовой деятельности.

4.Развивают познавательный интерес по теме проекта.

Педагоги:

Продолжение освоения метода проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители:

1.Расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, педагогами детского сада, соц. партнёрами.

  1. Подготавливают материал для обучения своих детей.

3.За счет участия в проекте приобретают и обогащают знания по теме проекта.

Перспективный план реализации проекта.

Тематическое планирование по проектной деятельности

на 2014-2015 учебный год

Сроки (начало - окончание)

Форма представления результатов

1. Изучение метод литературы по теме: «Трудовое воспитание дошкольников» »

Октябрь-апрель

2. Родительское собрание. Доклад «Семейные традиции и их роль в формировании трудовых навыков ».

Выступление для родителей воспитанников

3. Анкетирование родителей на тему: «Трудовые обязанности дошкольников в семье ».

Аналитическая справка

4. Опрос дошкольников на тему «Как я помогаю родителям» .

Вопросник, аналитическая справка

5. Сообщение для педагогов ДОУ « Значение трудового воспитания в семье» .

Сообщение на семинаре

6. Организация выставки подделок совместного творчества детей и родителей «Начинается сказка тихо… ».

октябрь-ноябрь

Выставка

7. Организация коллективных форм труда хозяйственно - бытового значения в помещении группы : стирка белья для кукол, мытьё игрушек и др.

Каждую пятницу

8. Организация коллективных форм труда хозяйственно - бытового значения на участке группы .

Ежедневно на прогулке

9. Консультация для родителей воспитанников « Домашние обязанности без напоминания и с удовольствием»

Календарно - тематическое планирование

10. Организация коллективных форм труда по ручному труду : починка книг, изготовление атрибутов к сюжетно - ролевым играм.

Один день в неделю

Календарно - тематическое планирование

11. Обновление уголка дежурств для детей старшей группы.

Оснащение предметно - развивающей среды данной зоны группы

12. Организация дежурства в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дошкольникам старшей группы (в том числе, дежурство в уголке Природы).

Ежедневно

Календарно - тематическое планирование

13. Консультация для педагогов ДОУ:«Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников».

Сообщение на сайте ДОУ

14. Организация бесед и сюжетно - ролевых игр для знакомства и закрепления знаний старших дошкольников о профессиональной деятельности взрослых.

В течение учебного года

Календарно - тематическое планирование

15. Изготовление памятки для родителей « О важном в трудовом воспитании».

Информационный лист

16. Изготовление дидактического пособия « Загадки о профессиях»

Материал с карточками

17. Совместное с родителями изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Магазин» : деньги, чеки, сумки, продукты.

Ноябрь - декабрь

Организация коллективной формы ручного труда дошкольников; оснащение предметно - игрового пространства группы.

18. Оформление информационного листа для родителей воспитанников на тему: «Кто дежурный? Уроки труда в семье для детей и взрослых ».

Информационный лист - ширма - передвижка

19. Открытый показ ООД по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки ».

4 неделя января - 1 неделя февраля

Конспект, коллективный просмотр

20. Консультация для родителей воспитанников «Закрепление представлений детей о труде взрослых ».

календарно - тематическое планирование

21. Целевая экскурсия в школу №4 - знакомство с профессией учителя.

календарно - тематическое планирование

план-конспект фотоматериал

22. Фотовыставка в уголке для родителей «

Фотовыставка

Перечень

Ресурсного обеспечения, необходимого для реализации инновационного проекта

«Трудовое воспитание дошкольников»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №26 «Звёдочка»

Наименование ресурсного обеспечения

Ключевые функциональные или технические характеристики

Количество

варианты использования ресурсов

1. Оборудование

Размеры (Ш×Г×В): 120×80×39 см.

ЛДСП, толщина столешницы 34 мм, цвет миланский орех, производитель Россия

размещение

экспозиции

Уличное оборудование

Инвентарь:лопаты, носилки, совки, веники, ведра, лейки.

На каждого ребенка

Трудовая деятельность на прогулке

Скамейка садовая

длина 1,5 м., высота от земли до верхнего края спинки 0,9 м., ширина сидения равна ширине толстого бревна 25 см.,цвет-махагон

Досуговая деятельность

Подставка - держатель для кассет (дисков)

хранение касет

Мольберт детский универсальный

Высота до верхнего края 1058мм.
Высота до нижнего края 498 мм.
Размер рабочей поверхности экрана 480Х535 мм

выставка фото

Показ кукольного театра

Анемометр

Прибор для измерения скорости ветра

Наблюдение на прогулке

Барометр

Прибор, показывающий изменения погоды.

Наблюдение на прогулке

Прибор для ориентирования на местности.

Наблюдение на прогулке

Прибор для определения направления ветра

Надлюдение на прогулке

1. Корней Чуковский . Бармалей. Тараканище. Крокодил. Краденое солнце. Приключения Бибигона.

2. Николай Носов . Приключения Незнайки и его друзей.

3. Николай Носов . Мишкина каша. Телефон. Дружок. Фантазёры. Наш каток. Метро. Федина задача. И другие рассказы.

4. Алексей Толстой . Золотой ключик, или Приключения Буратино.

5. Алексей Толстой . Сказки.

6. Николай Грибачёв . Лесные истории.

Для чтения

Тематический материал

«Профессии»

«Комнатные растения»

«Садовый инвентарь»

«Времена года»

Фартуки,косынки

Дежурство в уголках

Семена растений

Фасоль, горох

Для наблюдений и опытов

2. Игровое оборудование

Атрибуты уголков:

" Парикхмахерская"

" Медицинский"

" Магазин"

"Кухонный"

"Строительный"

" Природный"

оформление экспозиции, детская игровая деятельность

Диактические игры

" Кем быть?"

Лото" Лето в деревне"

Лото " Лето в городе"

"Когда это Бывает?"

" Доктор Айболит"

" Дорожные знаки" и т.д.

3 .Техническое оборудование

Показ слайдов

касетный

Прослушивание произведений

  1. Работа по реализации проекта.

Изучение педагогической литературы мне показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

Чтобы выявить знания родителей, о том как помочь ребенку преодолевать трудности в исполнении трудовых обязанностей,я подготовила и зачитала на родительском собрании доклад «Семейные традиции и их роль в формировании трудовых навыков». Родители узнали, что нужно тактично оценивать результаты труда детей. Нельзя наказывать ребенка за неумение что - то делать, а старайться его научить.

Чтобы научить ребенка трудиться нужно сделать его труд творческим, приносящим ребенку радость и удовлетворение. (Приложение№1)

Так же провела анкетирование родителей на тему: «Трудовые обязанности дошкольников в семье».(Приложение№ 2) Из анализа анкет родителей, можно сделать вывод, что в процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и уровень активности взрослых и детей, степень их участия в труде.

Для детей моей группы я провела опрос на тему «Как я помогаю родителям». (Приложение№ 3) Всё это способствует заимствованию ребёнком опыта старших и побуждает детей к самостоятельности в работе.

Также подготовила сообщение для педагогов ДОУ «Значение трудового воспитания в семье».(Приложение№ 4.) В нем зачитала коллегам, что трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Для того, чтобы родителям легче было организовать трудовую деятельность в семье, я подготовила консультацию для родителей: «Домашние обязанности без напоминания и с удовольствием» (Приложение №5) Так как я считаю, в совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Родители узнали,как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и: делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием. Для этого нужно выстроит определённую систему, продумав цели, процесс и вознаграждение за результат. И, конечно же, набраться терпения, чтобы запустить этот механизм, сделав его работающим как часы.

Ручной труд - как один из видов труда старших дошкольников занимает особое место в наше работе. В процессе ручного труда дети освоили навыки работы с инструментами, бережно относятся к материалам, предметам труда, орудиям. Конечно, не все дети достигли одинаково больших успехов в этом виде труда. Здесь большое место я уделяю индивидуальной работе, которую планирую как в утренние часы, так и вечером. Своевременно обучая детей умениям, произошли значительные изменения в их творческой деятельности.

Дети опытным путём узнают качество материала. Подводя итоги работы по ручному труду, могу уверенно сказать, что дети умеют осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Дети могут сделать красивую игрушку. Дети научились изготавливать оборудование, атрибуты для игр. Работая над этой задачей, мне пришлось самой изучить много литературы, перепробовать разные виды бумаги, изготовить множество разных поделок. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дети незамедлительно получают готовую поделку. Ребёнок имеет возможность видеть результат, сопоставить с образцом, оценить качество поделки. В связи с этим, мы с детьми совместно с родителями организовываем выставки поделок «Начинается сказка тихо…»

Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Поручения - это задания, которые я эпизодически даю одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Я считаю,что поручения становятся средством формирования у детей привычки к трудовому усилию, готовят их к дежурствам.

Дежурства - это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы направленной на обслуживание коллектива. В нашей старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения я предлагаю детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается), т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В старших группе ведется дежурство по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Как правило, дети дежурят вдвоем. Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома...Как это происходит в нашей группе, я подготовила консультацию для воспитателей ДОУ «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду у старших дошкольников». (Приложение№ 6)

А для родителей оформила информационный лист на тему: «Кто дежурный? Уроки труда в семье для детей и взрослых»(приложение 9) . При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к труду взрослых.

Дети в игре и в быту стремятся подражать взрослым, охотно принимают на себя роли массажиста, водолаза, окулиста, спасателя и других знакомых им профессий. Чтобы дать больше знаний о профессиях, я разработала дидактическое пособие «Загадки о профессиях» (Приложение№ 8)

Дети успешно могут выполнять несложные обязанности по обслуживанию коллектива, уже способны к элементарной ответственности за порученное дело, преодолевать небольшие трудности в работе. Для того чтобы воспитать психологическую готовность к труду у детей, необходимо включать ребёнка в эту трудовую деятельность. Тоже самое я рекомендую делать родителям в семье и изготовила памятку для них «О важном в трудовом воспитании» (приложение 7) В нашем детском саду имеются возможности для наиболее рациональной организации бытового труда взрослых. Существуют различные пути:

  1. Это непосредственная организация совместной деятельности детей и взрослых. Организация бесед и сюжетно - ролевых игр для знакомства и закрепления знаний старших дошкольников о профессиональной деятельности взрослых
  2. Это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его назначения.(Совместное с родителями изготовление атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Магазин»: деньги, чеки, сумки, продукты.)

При посещении медицинского кабинета, кабинета заведующей, кухни особо подчёркивала, что весь коллектив детского сада работает дружно, слаженно, все заботятся о том, чтобы детям в детском саду жилось хорошо. Таким образом, в ходе ознакомления детей с трудом взрослых я стремилась раскрыть содержание работы людей разных профессий, показать последовательность трудовых процессов, результаты и значение труда.

Сейчас, когда дети повзрослели, интересно наблюдать за ними и тем временем учить их проверять самих себя: хорошо ли выполняются требования взрослых, не слишком ли замедляю темп, достаточно ли тщательно и аккуратно делают своё дело, выясняю, кто из детей способен выполнять задачу быстрее, с наименьшей затратой сил. Для этого провела открытый показ ООД по ИЗО для детей старшего дошкольного возраста «Умелые ручки» (Приложение №10)

При ознакомлении детей с трудом взрослых использовала иллюстрации различных профессий, орудий и продуктов труда, дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии» и др., рассматривание альбома «Все работы хороши», познавательный досуг «Встречи с интересными людьми», рассказы о профессиях (совместно с родителями), беседы, чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых, экскурсии (школа, стройка, парикмахерская).Не оставила и без внимания родителей нашей группы, подготовила для них консультацию на тему «Закрепление представлений детей о труде взрослых» (Приложение№ 11).

Тем самым мы формируем у детей положительное отношение к труду.

Воспитательная эффективность ознакомления с трудом взрослых зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и оттого, на какие его стороны направляется внимание детей.

Например, во время экскурсии в школу №4 , главной целью, было знакомство с профессией учителя. (Приложение№ 12) Но я обращала внимание как аккуратно одеты ученики, как они помогают учителю вытирать доску и наконец, как дети внимательно слушают при объяснении урока учителя.Во время наблюдения за работой строителей подчёркивала, как дружно и слаженно они работают, обращала внимание на взаимопомощь, осторожные действия работающих, на их отношение к любимому делу.

Также в своей работе я посчитала важным вызывать у детей чувство восхищения теми чудесными превращениями, которые происходят в результате труда: например, наблюдая как маляры красят стены на веранде - старые стены покрываются краской, становятся красивыми. Гуляя по улицам родного города, мы наблюдали за работой снегоуборочных машин. Засыпанная снегом улица после расчистки даёт простор для свободного движения транспорта и пешеходов.

В нашем районе в последнее время возвели несколько многоэтажных домов. Мы не упустили возможность посетить места строительства и понаблюдать за работой строителей, каменщиков, плотников, маляров, стекольщиков, неоднократные посещения могли увидеть продвижение стройки. Всё это углубляло, расширяло знания детей, закрепляло старое. После таких наблюдений даже родители заметили, что у детей изменилось отношение к труду взрослых.

На этой возрастной ступени продолжаю работу по закреплению у детей привычки проявлять самостоятельность в самообслуживании, оказать сверстникам, окружающим и более младшим детям помощь. Продолжаю контроль чтобы каждая вещь была положена на определённое место, чтобы дети после игры,

Также стараюсь приучать детей бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь. Здесь я подчёркиваю, что беречь одежду и обувь следует не только потому, что надо быть опрятным, но и из чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи. Труд по самообслуживанию позволяет закрепить у детей интерес к этому виду деятельности, желание всё делать самим, инициативность, деловитость.

Хозяйственно-бытовой труд, который мы планируем в старшей группе разнообразен по своему содержанию. Это труд как в детском саду, так и на участке детского сада. Приучая детей к труду в помещении, планировала следующие виды труда: наведение порядка в групповой, раздевальной, умывальной и спальной комнатах. Наиболее успешные формы работы - поручения, дежурства, коллективный труд. Кроме того, здесь также важно научить детей использовать по назначению предметы-помощники. Труд на участке также включает в себя работу по наведению порядка, порой дети уже самостоятельно включаются в эту работу. И я вижу результат работы за все прошедшие года. Одни из распространённых видов хозяйственно-бытового труда на участке: наведение порядка на веранде (весной, летом, осенью подметаем пол веником), зимой - очищаем от снега лопатами; осенью - уборка листвы, летом - перекопка песка. При постановке задачи перед детьми важно добиться понимания полезности дела, которым они сейчас будут заниматься. Мотивы могут быть разными, и важно заинтересовать ребёнка, чтобы он выполнял это дело с желанием. Иногда я сталкиваюсь с такой проблемой, как нежелание выполнить поручение. Дети просто хотят погулять, не утруждая себя какими-то делами. И здесь опять же использую все свои педагогические резервы: положительный пример сверстников, собственный пример, предложить помочь малышам, товарищу. Многие дети очень любят трудиться, и это значит, что не зря мы целенаправленно четыре года приучали их к труду. Сейчас, когда мои дети овладели элементарными трудовыми навыками, я поставила для себя задачу - поддерживать у детей эмоционально-положительное отношение к хозяйственно-бытовому труду.

Я сама очень люблю природу, люблю трудиться в природе, что-то сеять, пересаживать, выращивать. У меня большой огород, где я воплощаю в жизнь свои мечты. И свою любовь к растениям я постаралась передать детям. Труд в природе создаёт благоприятные условия для физического, умственного и сенсорного развития. Круглый год у нас проводится работа в природе. Одно из условий эффективности всякой работы - правильная организация труда.

Широко распространённая форма работы - занятие. Работая вместе с детьми, я ставлю задачу, намечаю, какой они получат результат, по мере надобности показываю нужные приёмы, сообщаю знания, всё это я делаю по ходу выполнения работы. Например, приучая детей к уходу за растениями, воспитываю трудолюбие, постепенно объясняю детям значение ухода для роста растений. Наиболее приемлемые формы, которые я с успехом использую в своей работе - индивидуальные и групповые поручения. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые навыки и умения, а я стараюсь осуществить контроль за правильностью выполнения работы, за отношением ребёнка к получению результата. Так как учебный год уже подходит к концу, я смело могу сказать, что дети имеют значительный практический опыт, чёткие представления о растениях, знают особенности их выращивания. Поэтому здесь я стараюсь работать над совершенствованием навыков работы в уголке природы.

Я могу смело сказать, что дети моей группы проявляют живой интерес к любым видам труда. За любое поручение берутся с охотой, в основном доводят начатое дело до конца. Умеют работать сообща. В детском саду дети моей группы регулярно выполняют различные виды работ: коллективная уборка группы, стирка кукольного белья, мытьё строительного материала, разные виды дежурства, труд в природе. В процессе труда я стараюсь распределить работу между детьми, объясняю, что им надо делать, показываю отдельные приёмы (как намылить бельё для кукол). И здесь принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение. Внимательно и чутко отношусь к детям, которые хотят трудится, но очень медленно овладевают трудовыми навыками.

В подтверждение того, что работа ведется не только в детском саду, но в семье, Я организовалафотовыставку в уголке для родителей «С инструментом я дружу, про него вам расскажу... » - обобщение положительного семейного опыта по трудовому воспитанию дошкольников.

(Приложение №13)

  1. Заключение .

Основные результаты проекта: Подводя итог своей многолетней работы, хочу сказать, что:

  1. Дети овладели умениями, позволяющими ему выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями и животными.
  2. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов.
  3. В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя.
  4. У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности.
  5. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.

В подготовительной к школе группе дети продолжат развивать навыки посильной трудовой деятельности и пронесут через свою жизнь те качества, которые у них были развиты ранее при непосредственном моём участии.

Список литературы .

  • Агеева И.Д. 500 загадок-складок для детей. - М.: Сфера. - 2011.
  1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с.
  2. Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться.- М., 1983
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика - Синтез, 2014.-64с.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» / Гл. ред. М.А. Васильева. - № 12, 1988.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева. - № 5, 1994.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева.- № 13, 1997.
  7. Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей. - Минск. асвета,1987.
  8. Кравцов Г. Личность формируется в семье // дошкольное воспитание.-1991
  9. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 2002. - 271 с.
  1. Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с.
  2. Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.
  3. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7лет.- М.: Мозаика - Синтез, 2014.-128с.

14.Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М.,1985.

  1. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольников в труде. Москва. 1983.
  2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- 3 - е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.368с.
  3. Урунтаева. Практикум по детской психологии - М., 1995.

Каждая мать и отец воспитывают свое чадо по-своему и прививают ему правильные принципы. Трудовое воспитание, как составляющая любой программы в детском саду, помогает малыша развить инициативность и самодисциплину. Маленькие работники еще не способны сделать задание качественно, но в процессе работы, они приобретут полезные навыки и важные знания. В детском саду трудовое воспитание содержит игровые элементы, они помогают привлечь интерес ребят и наполнить задание особым смыслом.

Важно! Иногда стоит преподносить задачи, как трудовую деятельность, без игрового сюжета. Это поможет ребятам привыкнуть к необходимости труда и развить желание выполнять задания.

Правильно сформированная система занятий по трудовому воспитанию, позволяет улучшить физическую форму детишек и укрепить здоровье.

Трудовое воспитание в детском саду положительно влияет на развитие и становление речи, умственной деятельности, качество мышления. Детки учатся анализировать, проявлять инициативу и развивают терпение. Стоит показывать малышу результативность его труда. Связывайте полив растений с их ростом и цветением. В процессе наблюдения ребенок научится планировать трудовую деятельность.

В ходе занятий воспитатель расскажет ребятам пользу, способ применения и необходимость каждого предмета в инвентаре.

Вместе с этим ищут и читают:

Нравственное воспитание неразделимо связано с трудовым и позволяет развивать полезные качества комплексно. Детишки выполняют задачи воспитателя и стараются выделить свою работу среди других. Развивается самостоятельность, самоконтроль и значимость. Малыши находят точки соприкосновения в работе, учатся взаимодействовать и находить компромиссы. Воспитатель первоначально сможет выделить лидерские способности у отдельных членов группы в процессе работы.

Наполнение заданий по трудовому воспитанию, делят их на следующие виды:
Бытовые работы: самостоятельность в уходе за собой, уборка комнат и вещей, готовка пищи.
Забота о растениях и животных: полив цветов и кустов на территории, посадка деревьев, забота о братьях наших меньших.
Творческая работа руками: создание поделок, игрушек и домиков для птиц своими руками из натуральных составляющих.

В старших группах, деткам стоит предлагать более сложные и разнообразные задачи, которые требуют нестандартного подхода. Маленькие детки должны для начала научится заботиться о себе и бережно относится к природе.

Проект, основанный на трудовом воспитании


Любой проект будет успешным, если его поддержат не только воспитатели, но и родители. Пользы от комплексного трудового воспитания будет много, а регулярность даст свои плоды.

Родителям стоит интересоваться, как наполнен проект в детском саду и прилагать усилия в домашних условиях. Детишки с удовольствием помогут родителям в любом задании, когда оно выполняется совместно. Собственный пример является лучшим. Презентация проекта должна проходить перед воспитателями и родителями, которые примут участие.

Проект по трудовому воспитанию в детском саду направлен на прививание любви к работе у малышей. Ребята учатся самостоятельности, ответственности, терпеливости. Проект содержит задания, которые помогут добиться главной цели. Учитывая индивидуальные нюансы, наполнение корректируется в процессе внедрения.


Проект позволяет познакомить детей с новыми профессиями, узнать об особенностях работы их родителей. Малыши начинают ценить собственный труд и чужой, учатся бережно относиться к вещам.

В процессе разработки проекта стоит учесть размещение необходимых секторов. Необходимо заранее отвести место для посадки деревьев и цветов, разместить клетки с животными. Подготовка к основным работам содержит разноплановые беседы и обсуждения с детьми, на подготовленные темы. На следующем этапе ребята наблюдают за деятельностью разных людей и вникают в тонкости работы.
Задачи формируются четко и доступно, чтобы детишки с легкостью могли приступить к труду. Разъяснение и демонстрация, помогут ребятам визуально запомнить весь процесс работы. Проект должен сочетать простоту и эффективности, в нем необходимо учесть возрастные особенности малышей. Гендерная составляющая также важна, ведь распределяя труд по половому признаку, результаты улучшатся.

Видео: Садим арахис

Советы по трудовому воспитанию от Л.В. Куцаковой


Людмила Викторовна Куцакова – это известный педагог, который добился больших результатов в области образования. В ее работах содержится много полезной информации об особенностях воспитания дошкольников. В этой статье предложено виденье Куцаковой, трудового воспитания детей в детском саду.

Главной обязанностью воспитателя, является привлечение детей к труду таким образом, чтобы каждый смог ощутить гордость за проделанную работу. Малыши учатся выносливости и развивается физически во время полезных работ.

Важно! Хорошие настроение в ходе работы, поможет оставить хорошие впечатления о трудовой деятельности. В будущем это проявится в инициативности и самодисциплине.

Куцакова указывает на большую пользу именно от коллективного труда, ведь каждый ребенок желает добавить что-то от себя. У детей развивается понимание эффекта синергии и все хотят оставить свой вклад. Ребята учатся работать в команде и помогать друг другу преодолевать сложные моменты.

Уважение к труду формируется из предложенной педагогом информации о разных профессиях и их вкладе. В форме игры, дети рассказывают свои мечты о будущей профессии. Воспитатель анализирует полученные данные и подбирает интересные факты о работе известных людей. Презентация на тему труда тоже актуальна, ведь детишки наглядно ознакомятся с результатами труда.

В бытовом труду важна своевременность. Маленькие дети должны выполнять элементарные задачи и трудится посильно. Старшие ребята учатся новому и помогают младшим, осваивать навыки.

Л.В. Куцакова описывала труд в естественной среде по возрасту. Для развития мелкой моторики, маленькие умники учатся поливать и сажать цветы. Следят за развитием и ростом растений. Ребята постарше помогают заботиться о животных, ухаживают за инвентарем.

В дошкольном возрасте, похвала имеет большое значение для детишек. Поэтому за выполненный труд, даже если он незначителен, каждый заслуживает внимания и положительной оценки.

Труд - это могучий воспитатель,

в педагогической системе воспитания

Антон Семёнович Макаренко.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «КОЛОКЛЬЧИК» Подготовили и провели воспитатели МАДОУ №5 «Колокольчик» Знак Татьяна Валерьевна Андрусик Татьяна Александровна г. Советск 2016 г. «Проектная деятельность в ДОУ, как технология трудового воспитания детей дошкольного возраста»

Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания. А.С. Макаренко. Актуальность. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей. Почему этому вопросу мы уделяем столь пристальное внимание? Ведь современные родители не считают трудолюбие важным качеством личности. Более значимую роль для них играет развитие интеллектуальных способностей детей. Может нам стоит, в угоду родителям, работать именно в этом направлении? Не соглашусь с родителями. Ни одному великому открытию не стать достоянием общественности, если бы человек не приложил немало трудовых усилий для его материального воплощения.

Паспорт проекта. Тема проекта: «Проектная деятельность в ДОУ, как технология трудового воспитания детей дошкольного возраста» Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Продолжительность: долгосрочный 2016-2017 учебный год. Тип проекта: групповой, социально - педагогический, направленный на взаимодействие с семьёй, разработан с учетом современных требований инновационной деятельности в ДОУ.

Задачи: развивать у детей интерес и любовь к труду; поддерживать уважение и интерес к трудовой деятельности родителей, взрослых; воспитывать желание трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности; формировать нравственно – трудовые качества, такие, как трудолюбие и целеустремлённость; привлекать родителей к совместной трудовой деятельности. Цель проекта: воспитание устойчивого положительного отношения к труду.

Этапы реализации проекта: Первый этап – Подготовительный (октябрь 2016 г.) Определение темы проекта. Формулировка цели и определение задач. Подбор материалов по теме проекта. Составление плана основного этапа проекта. Второй этап - Основной (октябрь-апрель 2016-2017г.) Распределение образовательной деятельности согласно сетке непрерывно образовательной деятельности для данного возраста. Анкетирование родителей детей. Третий этап - Заключительный (апрель - май 2017г.) Аналитический отчет о проделанной работе Участие в акции «Твори добро». Презентация проекта

Ожидаемый результаты: 1. Уважение к труду и желание помогать старшим; 2. Развитые трудовые способности; 3. Трудолюбие, ответственное отношение к труду; 4. Сформированные навыки организации совместного труда с взрослыми.

Работа с родителями: 1.Анкетирование « Трудовые обязанности дошкольников в семье » ; 2.Родительское собрание: «Вся семья вместе…»; 3. Консультации; 4.Домашние задания и организация коллективного труда в рамках акции «Твори добро». 5.Оформление центра сюжетно – ролевой игры «Салон красоты», через мастер класс. Работа с педагогами: 1. Консультация «Трудовое воспитание в ДОУ»; 2. Презентация проекта в ДОУ. Работа с детьми: 1. Беседы; 2.Игровая деятельность; 3.Просмотр мультфильмов, презентаций и иллюстраций; 4.Чтение художественной литературы, разучивание пословиц и поговорок о труде; 5.Художественное творчество; 6.Организация трудовой деятельности в группе, и в природе.

Каждый день мы беседовали и читали художественную литературу.

Мы играем.

Каждый день мы закрепляли трудовые навыки в группе. Хозяйственно – бытовой труд Труд в природе Самообслуживание

Мы закрепляли трудовые навыки во время прогулки.

Экскурсия в детско – юношескую библиотеку –знакомство с профессией «Библиотекарь»

Знакомство с профессией «Парикмахер», через сюжетно – ролевую игру «Салон красоты»

Художественно – эстетическое развитие - ручной труд. Изготовление подарков для членов семьи.

Родительское собрание на начало и конец проектной деятельности

В рамках Акции «Твори добро» совместными усилиями нашей дружной семьи был оформлен участок для прогулок

Домашнее задание «Помоги игрушке» Домашнее задание « Книжкина больничка»

Совместно – творческая работа детей и их родителей. Д/З « Я ПОМОЩНИК»

Основные результаты проекта: Подводя итог нашей работы, хотим сказать, что: Дети овладели умениями, позволяющими им выполнять содержание трудовой деятельности, которого мы придерживались в работе по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в уходе за растениями. В процессе деятельности у детей сформировались навыки самоорганизации и умения последовательно и целенаправленно осуществлять работу, навыки культуры труда, навыки использования инструментов, пособий, бережного отношения к ним, экономного расходования материалов. В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя. У детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, интересы, с работающими рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний.

Список литературы. 1.Агеева И.Д. 500 загадок-складок для детей. – М.: Сфера. – 2011. 2.Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика / Т.М.Бабунова. - М.: Сфера, 2007. - 204 с. 3.Буре Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться.- М., 1983 4.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.-64с. 5.Журнал «Дошкольное воспитание» / Гл. ред. М.А. Васильева. - № 12, 1988. 6.Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева. - № 5, 1994. 7.Журнал «Дошкольное воспитание» /Гл. ред. М. А. Васильева.- № 13, 1997. 8.Коломинский Я. Л. Психология совместного труда детей. - Минск.асвета,1987. 9.Кравцов Г. Личность формируется в семье // дошкольное воспитание.-1991 10.Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 2002. - 271 с. 11.Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с. 12.Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7лет.- М.: Мозаика – Синтез, 2014.-128с. 13.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой- 3 – е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.368с. 14. http://www.detzdrav.com/11048.html 15. http://ejka.ru/blog/schitalki/5.html

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Мулымская СОШ

Проект

по трудовому воспитанию

с детьми младшего дошкольного возраста

«Делу время, потехе час»

Выполнила

Прокопович И. Г.

п.Мулымья 2017-2018 г.г

«Возможность труда и любовь к нему –

лучшее наследство, которое может оставить

своим детям и бедный и богач».

К. Д. Ушинский

Пояснительная записка

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно - образовательной работы всех образовательных учреждений.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности - одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Знакомство ребенка с трудом взрослых – один из источников воспитания в нём бережного отношения к общественному добру. Наблюдая за деятельностью взрослых, они размышляют о возможности собственными усилиями достичь такого же результата. Так повышается интерес дошкольников к труду, требовательность к качеству выполняемой работы. Воспитывая у детей интерес к труду, очень важно помнить о том, что добиваться от детей результата высокого качества следует постепенно, сообразно силам и формирующимся у них навыкам. Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Актуальность

Дошкольное детство – это начало активной жизни в человеческом обществе, где ребенок сталкивается с множеством проблем и трудностей.

В наше время, рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личности качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дошкольного становления личности: любознательность, индивидуальность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность. Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия наиболее успешно формируется в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С.Буре, В.Г.Нечаева, Д.В.Сергеева и другие). Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно – познавательной деятельности и последующей адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

Актуальность значения труда нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П.Блонского, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого и других. Теоретическое обоснование трудового воспитания освещены в работах П.Р.Атутова, А.А.Ахматова, С.Я.Батышева, К.Н.Катханова, В.А.Полякова и других.

Немаловажное значение имеют исследования Я.З.Неверович, Т.А.Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, являются их желание помогать взрослым.

Таким образом, ученые внесли значительный вклад в разработку проблемы выявления признаков и компонентов трудолюбия детей дошкольного возраста.

Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников. В соответствии с ФГОС ДОпод этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи: Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков. Воспитание уважительного отношения к любому труду

А также это является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это «совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии»

Гипотеза

Достижение наибольшей результативности в организации взаимодействия детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания возможно в ходе проведения комплексных мероприятий. Реализуя данный проект можно добиться того, что у детей накопиться много разнообразных знаний и умений о труде взрослых, о значимости труда в жизни человека, о культуре труда.

Цель

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи

1. Воспитывать желание трудиться.

2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

3. Воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, взаимовыручку, проявление заботы друг о друге ответственность за общее дело

4. Разъяснять детям значимость их труда.

5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам и взрослым.

6. Учить доводить начатое дело до конца

Виды труда дошкольнико в:

    Самообслуживание

    Хозяйственно-бытовой труд

    Труд в природе

    Ручной труд

Формы организации труд:

    Поручения

    Дежурства

    Коллективный труд (общий, совместный).

Формы работы с детьми :

Беседы, наблюдения, экскурсии, рассказы взрослых о разных профессиях, , рассматривание картин и иллюстраций, дидактические игры, создание необходимых условий и подготовка атрибутов для сюжетно- ролевых игр, организация посильного труда.

Ожидаемый результат

Сформированности ответственного отношения к полученному заданию. Выполнять коллективные и индивидуальные поручения, понимать значение результатов своего труда, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Умение самостоятельно выполнять обязанности дежурных. Уметь выполнять посильный труд на огороде, зимой расчищать дорожки от снега. Уметь помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование. Знать профессии близких людей, подчеркивая значимость их труда.

Повысить родительскую культуру в вопросах трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста. Продуктивное взаимодействие родителей с детьми. Пополнить инвентарь по труду.

Срок реализации проекта

Проект реализуется во вторник во второй половине дня, а также в течение всего дня.

Вид проекта долгосрочный, на 2017- 2018 учебный год.

Тип проекта познавательно-практический

Этапы реализации проекта: Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап

Подготовительный этап

Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление перспективного планирования основного этапа проекта.

Основной этап

Проведение мероприятий

Заключительный этап

Проведения НОД «Посадка лука»

Показ презентаций «Делу время, потехе – час

Отчет проекта

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ДЕТЬМИ 3-5 ЛЕТ

Срок

Работа с детьми

Цель

Работа с родителями

Работа с коллегами

Сентябрь

1.Беседа «Всему свое место»

2.С. р игра

«Мыпришли в гости»

Учить убирать игрушки после игры на свои места; воспитывать бережное отношение к
ним, самостоятельность, желание трудиться.

Формирование умения творчески развивать сюжет игры .

Консультация

«Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни»

«Труд – средство

всестороннего развития»

Консультация

"Развитие трудолюбия у детей и формирование трудовых навыков и умений"

Презентация

"Любим мы трудиться, не хотим лениться"

Наблюдение за трудом помощника воспитателя. Рассказ пом. вос-ля о своей работе

Довести до сознания детей важность ее работы; воспитывать уважение к труду помощника воспитателя, желание ей помогать.

Поддержание внешнего вида кукол (приводить в порядок одежду,волосы)

Закреплять умение подбирать по размеру одежду для кукол, расчесывать волосы; воспитывать бережное отношение к игрушкам.

«Умывание»

Самообслуживание в процессе умывания

Чтение художественной литературы.

К. Чуковский «Федорино Горе»;

Закреплять навыки умывания, пользоваться личным полотенцем. Учить проявлять самостоятельность. Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате (не шуметь.Не толкаться, не разбрызгивать воду) воспитывать культуру общения.

Продолжать знакомить детей с произведениями К. Чуковского. Понять значимость чистой посуды.

Октябрь

Беседы с детьми «Зачем нужно трудиться?»

Протирание пыли в игровых уголках.

Донести до детей мысль, что только труд помогает добиться желаемого в жизни, воспитывать трудолюбие, уважительное отношения к труду других людей, развивать познавательные процессы .

Поддерживать желание детей принимать участие в труде со взрослыми.

Консультация

«Как ребенка приобщить к труду»

Совместный с дворником труд по уборе участка

Познакомить детей с трудом дворника. Воспитывать уважение к труду дворника, желание помогать ему. Развивать стремление к взаимопомощи.

Театрализованная игра по сказке Колосок»

Развивать речь, память, артистические способности.

Поручения связанные с трудом в природе.

Приучать детей к труду, выполнять трудовые поручения.

Ноябрь

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде. Пальчиковая игра«Как мы маме помогаем»

Развивать у детей речь, память, мелкую моторику рук.

Оформление Стенгазеты

«Наши родители на работе»

(рисунки, информация о том, чем они занимаются на работе, какое значение имеет работа для них самих и для других людей)

"Трудовое воспитание дошкольников"

Самообслуживание в процессе одевания и раздевания.

Продолжать учить одеваться и раздеваться в правильной последовательности.

«Что мы знаем о профессиях».

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Рассматривание иллюстраций о профессиях.

Называть предметы и их назначение. Закрепить название профессий

Мытье игрушек.

Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми; вызывать стремление
принимать участие в труде со взрослыми.

Декабрь

Экскурсия в прачечную «Кто сделал полотенца чистыми?»

благоустройства территории «Марафон добра»

Сооружение зимних построек

на участке

Папка-передвижка

«Трудовое воспитание ребенка

Консультация "Нравственное воспитание дошкольников в труде"

Заучивание игры м.п «Дни недели»

Выполнять движения соотв. тексту

«Стирка»

Учить детей сортировать белье по цвету (светлое, темное, цветное), намыливать белье, стирать руками, тщательно прополаскивать, отжимать, развешивать. Развивать интерес к труду, отзывчивость; стремление выполнять поручения старательно. оказывать друг другу помощь, стремление к совместной деятельности.

«Дежурство»

Учить детей сервировать столы, понимать назначение своего труда воспитывать заботливое отношение друг к другу, желание помогать взрослым Способствовать проявлению аккуратности, старания, положительных эмоций.

Январь

КАНИКУЛЫ

Знакомство с трудом медицинских работников

Познакомить детей с медицинским кабинетом, оборудованием (ростомер, весы). Дать представление о работе медсестры, воспитывать уважение к их труду.

Дни прихода пап -

(изготовление ящика для посадки лука, изготовление кормушки для птиц, ремонт стульчика для Мишки и т. д.);

Акция «Мы - дизайнеры»- (шьем костюмы для кукол и т. д.)

"Роль воспитателя и пом.воспитателя в привитии интереса к простейшим трудовым действиям у детей младшего дошкольного возраста"

Консультация

"Народное творчество в трудовом воспитании детей"

Беседа «Кем работают твои родители»

Упражнение «Расставим стулья»

Расширять кругозор детей; воспитывать уважение к труду взрослых.

Продолжать приучать детей наводить порядок в группе.

Чтение художественной литературы

В. Маяковский «Кем быть?».

Продолжать детей знакомить с названиями профессий. Развивать внимание, усидчивость.

Февраль

Полив комнатных растений.

Учить бережному отношению к растениям, учить правильному поливу.

Выставка работ

«Папа может все»

Круглый стол

"Обучение детей простейшим трудовым умениям и навыкам"

Рисование на тему «Новый дом»

Развивать мелкую моторику рук.

«Покорми птиц» (насыпать корм в кормушки)

Выполнять добросовестно поручения.

Чтение художественной литература К. Чуковский «Айболит»

Продолжать детей знакомить с произведениями

К. Чуковского. Отвечать на вопросы воспитателя

Март

Посадка лука Высаживание луковиц в ящики для прорастания зелени.

Учить детей садить лук. Доводить начатое дело до конца, развивать аккуратность в работе, воспитывать желание помогать взрослым.

выставка поделок

«У мамы руки золотые »

Участие в фотовыставке

«Радуга профессий»

Консультация «Ознакомление с профессиями людей в разных возрастных группах»

Ручной труд(предложить детям помочь воспитателю подклеить книги,коробочки)

Учить детей аккуратно пользоваться клеем, развивать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца

Чтение художественной литературы

Э. Мошковская «Кондитер»

Учить детей внимательно слушать произведение, развивать усидчивость, внимание.

С/р игра «Парикмахерская»

Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией- парикмахер.

Апрель

Беседа «Кто работает в детском саду»

Закрепить знания об определенном круге профессий, воспитывать уважение к труду.

Консультация

«Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста».

Презентация «Как трудиться в детском саду»

Посадка семян цветов, овощей.

Воспитывать у детей любовь к труду. Привлечь к посеву крупных семян.

Заправь постелей

Довести до сознания детей.как надо правильно заправлять постель;воспитывать самостоятельность.

Вечер загадок

Продолжать учить детей отгадывать загадки о профессиях. Развивать память,речь, мышление.

«Сделаем наш двор чистым»

Вызвать желание у детей помочь дворнику в уборке территории, приучать к труду. Выполнять добросовестно поручения.

«Сделаем наш детский сад красивым!» (посадка растений)

«Сделаем наш детский сад красивым!»

(посадка растений)

Игры со строительным материалом «Мы строители»

Развивать конструктивные навыки, исп. в игре разный строительный материал. Продолжать знакомить с профессией –строитель.

С\р игра « Магазин»

Развивать игровые навыки. Продолжать знакомить детей с профессией- продавец.

Посадка рассады уличных цветов, овощей.

Вызвать у детей желание принять участие в трудовой деятельности взрослых.

Список литературы

1. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства / / Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1999.

2. Воспитание дошкольников в труде // Под ред. В.Г.Нечаевой. – М., 1999.

3.Л.В.Куцакова Трудовое воспитание в детском саду.-М.,2014.

4.Сергеева Д.В. Воспитывать детей в процессе трудовой деятельности. – М., 2000.

Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь).

Тип проекта: познавательно-информационный

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, учитель-логопед

Возраст детей: 6-7 лет

Проблема – мы столкнулись с тем, что дети даже в подготовительной группе не все знают название профессий родителей, характерные особенности данной специальности

Цели проекта: расширить представление детей о роли труда в жизни людей, о многообразии профессий

Задачи проекта

Для детей

— Обогатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе;

— Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);

— Расширить представления о разных видах труда, о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат);

— Развивать умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий;

— Воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых;

— Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;

— Обогащать словарь детей за счет специальных терминов, характерных для той или иной профессии;

— Показать взаимосвязь между разными видами труда;

— Учить отображать представления о трудовых процессах взрослых в сюжетно-ролевых играх, передавая в игре отношение взрослых к работе;

— Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, воображая себя в разных социальных ролях;

— Развивать понимание и умение оценивать поступки людей;

— Развивать умения пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений;

— Побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.

Для педагогов

— Создать информационную базу: создание презентаций о разнообразных профессиях, изготовление книги детских рассказов о профессиях;

— Подбор художественных произведений по теме проекта;

— Запись видиоролика «Кем я хочу стать?» (с последующим показом на итоговом мероприятии);

— Подбор дидиктических и настольно-печатных игр, иллюстраций по теме проекта;

— Создать условия для активной, самостоятельной и совместно со взрослым, творческой, игровой деятельности детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры;

— Обогатить предметно-развивающую среду по теме проекта;

— Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

— Продолжать развивать связную речь дошкольников;

Развивать интерес у детей и родителей к проектной деятельности.

Для родителей

— Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;

Стимулировать творческую и познавательную активность детей;

— Провести беседу – рассказ о своей профессии;

— Провести мастер-класс для детей (хобби родителей).

Организационный этап

1. Создание проблемной ситуации для детей, на решение которой будет направлен проект, используя модель трех вопросов:

— Зачем нужно трудиться? Кем работают родители, что ты знаешь об их профессиях? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?

Что нам нужно сделать, чтобы это узнать?

Где мы можем это узнать? Как нам рассказать всем о том, что мы узнаем?

2. Совместное обсуждение с детьми этапов работы над проектом

Здоровье и физическое развитие

  • Знакомство с профессиями, связанными со спортом;
  • Ежедневная тематическая ритмическая зарядка;
  • Спортивный досуг «На легкоатлетическом стадионе»
  • Тематические физкультминутки
  • П/и «Пожарные на учениях», «Космонавты», игры-эстафеты
  • Соблюдение режима труда (работа и отдых)

Безопасность

  • «Как подготовиться к субботнику?» — обсуждение
  • Правила безопасности при хозяйственно-бытовом труде
  • У людей разных профессий свои правила безопасности

Познание

  • Презентации «Все работы хороши», «Дело мастера боится», «Профессии»
  • Рассматривание репродукций, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии»
  • Серия бесед: «Кто работает в детском саду», «Предметы и инструменты, нужные людям различных профессий», «Мир профессий»
  • Беседы о профессиях родителей и родственников, местах их работы
  • Дидактические игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии!», «Угадайте, что я делаю?», «Что сначала, что потом?», «Где можно это купить?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? », «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
  • Моделирование трудового процесса
  • Использование логических игр
  • Использование элементов ТРИЗ при решении проблемных ситуаций
  • Составление схемы для составления рассказа о профессиях
  • Круглый стол «Профессии, появившиеся недавно», «Расскажем Умнику об изменениях в работе людей некоторых профессий» (по выбору детей: водитель, пекарь, врач и др.), «Как было раньше, а как теперь»

Социализация.

Взаимодействие с родителями:

Встреча с интересным человеком:

  • папа Карины — работник полиции «Наша служба и опасна, и трудна…»
  • папа Тимура — врач-травматолог, проблемная ситуация «Что случилось с мартышкой»
  • бабушка Алисы – бывший воспитатель детского сада
  • мастер – класс мамы Василисы – «В гончарной мастерской» (лепка из глины и запекание в муфельной печи)

Игры и беседы

  • Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Гараж», «Библиотека», «Строители», «Больница», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Телевидение»
  • Игры-имитации: «Мамины помощники», «Готовим обед для всей семьи», «Мы снимаем фильм»
  • Игровая ситуация: «Кем я стану?»,
  • Беседа о качествах, которыми необходимо обладать человеку, желающему получить ту или иную профессию «Эта профессия мне подходит»
  • Игра-обсуждение «Я в прошлом, настоящем и будущем» (труд – основное занятие взрослого)

Коммуникация

  • Составление рассказов о профессии родителей
  • Разучивание стихов о различных профессиях
  • Обогащение словаря детей за счет новых терминов
  • Отгадывание кроссвордов, ребусов на тему «Профессии»
  • Рассказы детей из личного опыта «На приеме у врача»
  • Изготовление словаря профессий
  • Пословицы и поговорки о труде
  • Обсуждение фразеологизмов о труде
  • Компьютерная игра на развитие словесно-логического мышления «Такие разные профессии»

Труд

  • Хозяйственно — бытовой труд в группе
  • участие в субботнике (труд в природе)
  • ручной труд

Художественная литература

Пословицы и поговорки о труде
Стихи и загадки о профессиях
Чтение стихов и рассказов о профессиях

В.Маяковский «Кем быть? »,
М. Познанская «Пойдем на работу»,
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,
С. Маршак «Откуда стол пришел», «Мы военные»,
С. Михалков «А что у вас? », «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер».
В Лифшиц «И мы трудиться будем».
Б. Житков «Железная дорога»,

М.Ильин «Машины на нашей улице»
Н. Найденова «Ольга Павловна».
С. Баруздин «Кто построил новый дом»,

Л. Воронкова «Мы строим, строим, строим»,

Музыка

  • Музыкальная игра «Если весело живется, делай так»
  • Песня о мастерах (Ю.Ким, А.Рыбников)
  • Беседа о творческих профессиях, связанных с искусством (пианист, дирижёр, композитор, певец, балерина, художник)

Художественно-творческая деятельность

Выставка рисунков «Кем я буду»
Изготовление атрибутов для игр: «Почта», «Магазин», «Аптека», «Телевидение»
Раскрашивание раскрасок — профессии
Рисование инструментов и оборудования, использование в своих работах трафаретов
Лепка – овощи и фрукты, кондитерские изделия
Создание макета «Город мастеров»

Игровая деятельность

  • Настольные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии», Пазлы «Профессии», «Парочки» (по темам), «Ассоциации», лото, домино, разрезные картинки
  • Дидактические игры «Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Магазин игрушек», «Кто больше расскажет о профессии», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кому без них не обойтись», «Профессии людей», «Кто, что делает? », «Кому что надо», «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал … », «Что делают этим предметом», «Что расскажет предмет».
  • Игры «Где мы были не скажем, что делали покажем», «Если весело живется делай так»

Работа с родителями

  • консультации для родителей «Обязанности детей дома»
  • размещение материалов в родительских уголках
  • оформление фотогазеты совместно с родителями «Мама на работе»
  • консультации родителей по проведению мастер-классов и бесед с детьми

Итоговый этап

Праздник «Город мастеров»

Результаты проекта:

  • Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта
  • Собран и систематизирован весь материал по теме проекта
  • У дошкольников появился интерес к данной теме;
  • Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых
  • Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.
  • Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют пение песен, используют для этой цели атрибуты и наряды
  • У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
  • У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы
  • Подготовлен и проведен праздник «Город мастеров»

Приложения к проекту

Азбука профессий

Был на речке на Чернильной

Все профессия важны

Говорю я всем знакомым

Игры в рифму

Кем ты хочешь стать

Врач

Повар

Строитель

Авторы: Птицына Марина Анатольевна, воспитатель;
Абраменко Людмила Ивановна, воспитатель;
Борисова Мария Александровна, учитель-логопед;
Быкова Светлана Валерьевна, музыкальный руководитель;
ГАДОУ «Детский сад № 125 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга».