Математическая игра подбери заплатку к коврику. Конспект нод по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе на тему "заплатки для ковриков". Задачи формирования элементарных математических представлений

Тема: Заплатки для ковриков.
Программное содержание: закреплять умение определять количество предметов (один-много), различать и называть круг, квадрат; закреплять знание основных цветов; продолжать учить детей становиться в круг, ходить и бегать по кругу; воспитывать умение слушать воспитателя.
Интеграция образовательных областей: познание, физическая культура, социализация.
Материалы: коврики из цветной бумаги, в которых вырезаны круглые и квадратные отверстия,заплатки для них в виде кругов и квадратов, кубик, мяч, игрушка мишка, игрушечная мебель.
Ход:
1. Организационный момент.
-Ребята, не хотите ли отправиться к мишке в гости?
2. Основная часть.
Дети с воспитателем идут в гости к мишке.
-Ребята, посмотрите где живёт мишка. Что есть у него в домике? (Стол, стул, кровать.)
-А ещё у мишки доме есть коврики. Посмотрите и скажите, сколько у него ковриков? (Много.)
Д/и "Подбери заплатку для коврика"
-Мышки прогрызли в ковриках дырки. Мишка просит вас помочь ему поставить на коврики заплатки.
-Сколько в каждом коврике мышки прогрызли дырок? (Одну.)
При необходимости показать детям, как нужно подбирать заплатку: она должна подходить по форме и по цвету.
Опросить детей какого цвета и формы заплатка подошла к их коврику.


П/и "Шар и куб".
Дети встают в круг. Воспитатель берёт кубик и мячик и предлагает поиграть с мишкой, объясняет правила игры:
-Когда я поднимаю вверх мяч - вы бежите по кругу, когда вверх поднят кубик - идёте друг за другом шагом.
3. Рефлексия.
-Чем мы сегодня занимались?
-К кому в гости ходили?
-Как мы помогли мишке?
-Понравилась ли вам игра?

Программное содержание:

Закрепить понятия много, один.

Тренировать способность сравнивать количество предметов: «больше», «меньше», «столько же».

Закреплять знания цвета.

Тренировать умение различать геометрические фигуры.

Упражнять детей в сравнении по ширине, длине предметов и обозначать словами: широкий, узкий, высокий, низкий.

Закреплять умение понимать пространственные отношения между предметами: на, над, под.

Развивать речь, фантазию, внимание, мыслительные операции.

Материал к занятию:

Герои мультфильмов, поезд, билеты на поезд, геометрические фигуры для обозначения мест в поезде, цветы, бабочки, паутина, ковер с геометрическими фигурами, солнце, дождь, домики разных цветов, документы к домам (квадраты разных цветов), листики (широкие - узкие), ёлочки (высокая - низкая), пальчиковый театр (животные), игрушка «Чебурашка», музыкальная запись стука колес поезда, детский плач.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Поздороваемся с ними.

Сегодня мы с вами отправимся в страну «Мульти - пульти». В этой стране мы будем решать головоломки. Головоломки - это такие необычные, интересные задания. А подготовили для нас эти задания герои, которых вы все хорошо знаете. Хотите узнать, кто это и выполнить их задания?

Тогда я приглашаю вас в путешествия на сказочном поезде.

Воспитатель заранее расставляет стулья в три колонны друг за другом, на спинках которых прикреплены геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, различных цветов.

Но прежде чем сесть в поезд, нам необходимо решить, кто на каком месте поедет.

На отдельном стоящем, заранее подготовленном столе, лежат геометрические фигуры, но лицевой стороной вниз. Воспитатель предлагает взять одну любую фигуру. Дети смотрят, называют, сравнивают фигуру с цветом и занимают свои места.

Все сели, ни кого не забыли, ну, тогда в путь.

Включается запись стука колес поезда (на протяжении всего занятия включается эта запись).

Основная часть.

Д/игра «Бабочки».

Ребята, мы с вами оказались на цветочной полянке в гостях у Вини - пуха. Он очень любит гулять по цветочной полянке и играть с бабочками.

Распустились здесь цветы, небывалой красоты. Вини - пух говорит, что играл с бабочками, подул ветерок и занёс их в сети злого паука, нам нужно им помочь освободиться! Сколько бабочек поймал паук? (Одну или много?).

Давайте их освободим!

Дети освобождают бабочек из плена.

Как мы можем помочь бабочкам. (Дети предлагают свои варианты.)

Чтобы паук не заметил и не поймал бабочек, каждая бабочка должна сесть на цветок такого же цвета. Давайте поможем бабочкам спрятаться.

Дети сажают бабочек на цветы. Воспитатель задаёт вопросы:

Какого цвета бабочки?

На какой цветок сядет бабочка?

Поровну ли бабочек и цветов? (нет)

Чего больше? (цветов) Чего меньше? (бабочек)

Как сделать так, чтобы бабочек и цветов стало поровну? (Дети предлагают варианты)

Что у нас получилось? (Дети должны проговорить: бабочек и цветов поровну.)

Молодцы, ребята, справились с этим заданиям, помогли бабочкам, и теперь Вини - пух опять сможет с ними играть.

А теперь нам с вами нужно отправляться дальше. Давайте занимать свои места и отправимся дальше.

2. Д/игра «Ковер».

Проходите, ребята, мы приехали в гости к коту Матроскину. Он сегодня грустный, потому что его любимый ковер порвался. Давайте поможем ему. Вот у него есть разные заплатки, разных форм. Но кот Матроскин не знает, куда какая заплатка подходит. Возьмите каждый по заплатке и найдите ее место.

Дети берут заплатку, называют форму, цвет и находят ей место.

Молодцы, кот Матроскин очень рад, что вы ему помогли восстановить его любимый ковер.

Наши дети знаю стихи про геометрические фигуры, давайте послушаем.

Треугольник – три угла,

Посмотрите детвора.

Три вершины очень острых –

Треугольник – «остроносый».

Нарисуем мы кружочек:

Ротик в нем и пара точек,

Солнце круглое и мячик,

Круг давно знаком нам, значит.

Вот четыре стороны

И они всегда равны.

А фигура та, ребята,

Называется квадратом.

Молодцы, ребята.

Дети садятся на поезд.

3. Игра «Найди свой домик».

Мы приехали в город, где много домов. Каждому из нас предстоит занять какой-то домик. А они все разные. Чтобы вы знали, в какой заселиться, я вам дам документ такого же цвета. (раздать квадраты разных цветов)

Какого цвета будет домик у Миши?

Когда светит солнышко, дети выходят и гуляют. А когда дождь, скорее бегут к своему домику.

По сигналу «дождь» дети занимают «домики». Воспитатель проверяет документы. Игра проводится несколько раз, воспитатель меняет расположение домиков.

Молодцы, ребята, не путали домики, не намочил вас дождик. А теперь садитесь на поезд, едем дальше.

4. Д/игра «Помоги Маше навести порядок».

Ребята, мы приехали в гости к Маше на лесную полянку. Посмотрите Маша проказница разбросала листочки. Давайте их соберём! Посмотрите, какие они все разные; и широкие есть и узкие. Мальчики соберут широкие листочки, а девочки – узкие.

Хорошо, молодцы!

А теперь посмотрите, мы видим две елочки. Ребята, они одинаковые? Нет. Одна елочка высокая, а другая низкая. Мальчики пусть положат свои листочки под высокую ёлочку, а девочки – под низкую. Молодцы, ребята помогли Маше навести порядок на полянке.

5. Игра «Дрессировщики».

Ребята, мы приехали в гости к клоуну Клёпе. А вы знаете, где живут клоуны? (в цирке) А кто еще выступает в цирке? (животные)

Клёпа предлагает нам с вами побыть дрессировщиками. Дрессировщики дрессируют зверей, учат их выполнять команды. Ну что будем дрессировщиками?

Одевайте зверей на указательный палец и произнесем такие слова: «Животные оживите! Нам головками кивните!»

Ой, смотрите, они ожили! (пошевелить пальцами)

Тогда давайте будем дрессировать наших зверей. Будем давать им команды.

1 команда – животные сядьте на стол;

2 команда – сядьте под стол;

3 команда – подпрыгни над столом;

4 команда – сядьте на плечо;

5 команда – спрячьтесь за ладошку.

Молодцы, ребята! Звери выполнили все ваши команды. Какие мы хорошие дрессировщики. Но животные устали и им пора отдыхать, верните животных на места. Клёпа говорит вам спасибо, что вы научили их выполнять команды. А нам пора возвращаться в детский сад, садитесь на поезд.

Заключительная часть.

Игра «Опоздавшая игрушка».

Вот мы и вернулись в детский сад. Давайте встанем в круг и возьмемся за руки.

Вот и закончилось наше путешествие.

Ой, кто там плачет?

Ребята, да это Чебурашка! Он хотел вместе с нами поехать в путешествие, но опоздал. Давайте расскажем Чебурашке кому мы сегодня помогали! Чье задание выполняли?

Молодцы, ребята, все задания выполнили, а ты, Чебурашка, больше не опаздывай.

Конспект непрерывной образовательной деятельности детей Познание (Ф.Э.М.П.) (II младшая группа)
Тема: «Заплатки для коврика»

Цель:
Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), различать их по цвету и форме.
Задачи:
- развивать мышление: учить зрительно, соотносить геометрические фигуры по размеру (большие, маленькие), называть их; - развивать активную речь; - развивать внимание и память; - воспитывать целеустремленность; - развивать двигательную активность.
Материал:
игрушкакошка, покрывало, аппликация на стене - мышка в норке, коврик, геометрические фигуры из ткани (разной формы, величины, цвета), волшебный сундучок, дуги, шар и кубик, палочки.
Содержание непосредственной образовательной деятельности детей.

Воспитатель:
Вносит в групповую комнату кошку в лукошке, оно закрыто покрывалом. - Ой, ребята, посмотрите, что у меня есть! Кому интересно подойдите ко мне, можно даже потрогать. Давайте потрогаем, что там под покрывалом спрятано. Как вы думаете? (варианты ответов детей) Только покрывало сразу не открывать, отгадайте сначала загадку: Мохнатенькая, Усатенькая, Молоко пьет, Песенки поет.
Воспитатель:
Молодцы ребята! (показывает кошку). А давайте её погладим. Послушайте, как кошка громко поет. Она мне сказала, что у нее на коврике появились дырки (показывает коврик с дырками детям) - А как вы думаете, кто бы мог это сделать? (варианты ответов детей) Почему появились дырки? (варианты ответов детей) Да, здесь побывала мышка. - А можем ли мы с вами помочь кошке починить коврик? Что для этого понадобится, и что нужно сделать с ковриком, чтобы он снова стал как новый? (варианты ответов детей).
Воспитатель:
Ребята, а давайте пройдем в мастерскую. У нас здесь лежат разноцветные геометрические фигуры из лоскутков ткани – подберите подходящую заплатку для коврика по форме и величине, а заплатки у нас разноцветные, квадратные, круглые, овальные. - Какие по форме заплатки для коврика? (квадратные, круглые, треугольные) - Сколько дырок прогрызла мышка? (много) Индивидуальная работа: - А какой формы заплатку (имя ребенка) выбрал? А почему она большая (маленькая)? А у (имя ребенка) какого она цвета? Дети сообща выполняют задание педагога.
Воспитатель:
Молодцы! Ребятки, а давайте уберём коврик в волшебный сундучок и прочитаем заклинание, чтобы коврик стал совсем, как новый.
Кручу – верчу, запутать хочу В сундучке есть лоскуточки И для сына, и для дочки Кручу – верчу, запутать хочу В мастеров Вас превращу! - Пока происходит волшебство. Давайте подумаем, почему мышка испортила коврик кошке (варианты ответов детей). А чтобы мышка не скучала, мы научим её играть. Согласны?
Воспитатель проводит подвижные игры:

Игра: «Пролезь в норку»

Воспитатель:
Молодцы ребята! - А давайте научим мышку играть ещё в одну игру? (варианты ответов детей)
«Шар и кубик»

Воспитатель:
Молодцы ребята! Мы научили мышку играть, теперь она больше не будет портить кошке коврик. Вам понравилось играть? (ответы детей)
Рефлексия:
- Ой, ребята, мы совсем забыли про коврик, где же он? Посмотрим, что с ним произошло, получилось наше волшебство или нет?
Воспитатель достает из коробки целый коврик и показывает его детям.
- Благодаря нашему волшебству, коврик стал совсем как новый! И теперь мы его отдадим кошке. Воспитатель гладит кошку, и после этого благодарит детей от её имени. - Кошка говорит вам спасибо! Ей очень понравилось у нас, и вы ей тоже понравились. Она обязательно ещё раз придет к нам в гости. До свидания! (Дети прощаются с кошкой).

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений.

Автор: Мухина Ирина Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОБУ "Медведевский детский сад № 3 "Золотой ключик"
Описание: конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, а также для студентов педагогических Вузов и колледжей.

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений. «Путешествие в сказку «Маша и медведь»

Цель: формирование познавательной, коммуникативной, эмоциональной и двигательной сферы
Задачи:
Обучающие:
- учить обозначать сравнения словами поровну, сколько, столько;
- продолжать знакомить с геометрической фигурой треугольник;
- закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, треугольник);
- активизировать детей в использовании метода наложения слева-направо;
- упражнять в умении сравнивать два предмета по ширине, обозначать результат сравнения словами шире-уже, широкий-узкий.
Развивающие:
- развивать речь, наблюдательность, мыслительную и двигательную активность;
- развивать мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
Воспитательные:
- воспитывать отзывчивость, доброту, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Предварительная работа:
Чтение и прослушивание аудио сказки «Маша и медведь», д/ игры по ФЭМП и сенсорному развитию «Сколько, столько», «На что похожа фигура», «Выложи картинку», «Разложи по ширине».
Методы и приемы: сюрпризный момент, игровая ситуация, физкультминутка, путешествие к сказочному персонажу.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся.
Крепко за руки возьмемся
и друг другу улыбнёмся.
Пожелаем всем друзьям
Доброго утра, хорошего дня.
Воспитатель: (На палочке сорока -белобока приносит письмо). Ребята, интересно от кого нам сорока принесла письмо. (Читает: здравствуйте, ребята! Я, Маша из сказки «Маша и медведь». Знаю, что дети в детском саду все знают и умеют. Я хочу попросить, чтобы вы мне помогли к бабушке и дедушке вернуться, а то Мишенька медведь не отпускает меня пока я не выполню его задания. Пожалуйста, ребята, помогите.)
Воспитатель: Ребята, поможем Маше.
Ответы детей:
Воспитатель: А, чтобы попасть в сказку нам нужно, закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Раз, два, три, сказка дверь нам отвори!» (Музыкa)
Воспитатель:
Ребята, вот мы и в сказке. Посмотрите виднеется крыша Мишкиного дома, на какую фигуру она похожа?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно на треугольник (у неё есть три угла и три стороны), но, чтобы добраться до домика нам нужно пойти по тропинке. Посмотрите перед нами две тропинки? Скажите, ребята одинаковые ли тропинки по ширине?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, эта тропинка шире, а эта уже. Покажите широкую тропинку. А теперь узкую.
Скажите, если мы пойдем парами, то по которой тропинке нам удобно будет идти.
Ответы детей.
Правильно, по широкой, а, сейчас, встаньте парами и пройдите по широкой тропинке. (Проходят). А вот и Маша! Поздороваемся с ней! Маша мы знаем, что тебе нужна помощь. Проходите ребята, мы будем помогать Маше выполнять задания. (Дети садятся за столы)
Воспитатель: на столах перед вами карточки, с расставленными на них тарелочками. А на подносах лежат пирожки, которые Маша напекла Мише. Нам нужно разложить пирожки на тарелочки. Как мы будем раскладывать? Ответы детей. (предварительно напоминаю правила раскладывания предметов -слева направо от красной полоски).
Воспитатель: нужно взять столько пирожков сколько тарелочек. Я беру по одному пирожку и раскладываю на тарелочки. Также делайте и вы.
(Показ воспитателем и выполнение детьми)
Воспитатель: Ребята. У вас остались пирожки на подносах?
Ответы детей.
А у кого- нибудь есть пустые тарелочки? Ответы детей. (нет)
На каждой тарелочке у вас лежит один пирожок. Что можно сказать о количестве тарелочек и пирожков? По сколько их?
Ответы детей.
Воспитатель: сколько у вас пирожков? Ответы детей. (столько пирожков сколько и тарелочек).
Сколько у вас тарелочек? Ответы детей. (столько тарелочек сколько и пирожков).
Воспитатель: молодцы, сейчас встаньте, мы научим Машу упражнениям, которые она покажет Мишке, чтобы его развеселить.
Физкультминутка «Мишка».
Мишка лапы подними
И за ушком почеши,
Мишка лапы опусти,
И животик свой потри - раз, два, три
Мишка, Мишка покружись,
Наклонись, земли коснись,
А теперь приседай
и на месте зашагай.
Воспитатель: (Показывает на коврик с прорезями) Ребята, перед нами любимый Мишкин коврик, но он прохудился, давайте поможем Маше его зашить, посмотрите нас есть заплатки - это геометрические фигуры (круги и треугольники).
Воспитатель: (раздает фигуры- треугольники и круги). Карина, скажи какая у тебя фигура? Как она называется?
Ответы детей. (говорит о треугольнике)
Воспитатель: Кирилл, скажи какая у тебя фигура?
Ответы детей. (говорит о круге).
Найдите места на коврике для ваших фигур. (Дети находят на коврике и вставляют в прорези)
Воспитатель: Ребята, Маша, говорит нам спасибо, теперь, когда Мишка придет домой то увит, что, Маша справилась со всеми заданиями и отпустит её к бабушке и дедушке. Какие вы, молодцы что помогли Маше. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с Машей. Ребята, а кто вспомнит по какой тропинке мы шли к Маше?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, по широкой, потому что мы шли парами, нам удобно было идти по широкой. А, сейчас, я вам предлагаю пройти по узкой тропинке, но, чтобы по ней пройти нужно отгадать загадку про геометрическую фигуру (Три стороны и три угла угадайте кто же я?) Молодцы. Вы отгадали, это треугольник. Давайте, теперь пройдем по узкой тропинке, наступая только на треугольники. А теперь закройте глаза я скажу волшебные слова. Раз, два, три, сказка, в садик нас верни. (Музыкa)
Итог занятия: вам понравилось наше путешествие в сказку? Что мы там делали.
Ответы детей.
Воспитатель: Самое главное мы помогли Маше. Вы, молодцы!

Цель:
Закреплять умения находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много. Продолжать учить различать и называть круг и квадрат. Воспитывать интерес к занятию.
Демонстрационный материал:
Используется обстановка группы – игровой уголок (куклы, стулья, чашки, стол, мишка, чайник; природный уголок (растения, лейка, макет аквариума); книжный уголок (книги, картинки, полка, подставка для книг); гараж (несколько маленьких машинок, одна большая машина, паровоз или силуэт паровоза, листы цветной бумаги (вагоны).
Раздаточный материал:
Круги и квадраты одинакового цвета (длина, стороны квадрата 8см., диаметр круга 8см.; по одному на каждого ребёнка).
Игровая мотивация: Ребята, посмотрите, какое ласковое солнышко смотрит к нам в окошко. Улыбнитесь солнышку и друг другу. А кто это у нас в гостях и грустит? (Дети сидят на стульчиках. Воспитатель обращает внимание детей на зайчика).
Воспитатель: Зайчик, а почему ты такой грустный?
Зайчик: Я не могу найти дорогу к маме, еще и злая лисица за мной гонится.
Воспитатель: Дети, а вы хотите помочь зайчику? (Да)
- Для этого надо выполнить несколько заданий.
Воспитатель: Дети, я вам предлагаю сесть в поезд и отправиться в путешествие. (Встали все друг за другом, имитируя движение поезда).
Путешествие: (Дети движутся по групповой комнате со словами)
Едет, едет паровоз,
Много у него колес,
Мчится паровоз по кругу,
Машем мы рукой друг другу,
Тра-та-та, тра-та-та,
Занимай свои места!
Первая станция: «Кукольная»
Воспитатель: Что есть на станции «Кукольная»? – Каких игрушек много?
– Каких игрушек по одной? (Индивидуальная работа с детьми)
Воспитатель: Молодцы ребята. Всё правильно. – А теперь отправляемся на следующую станцию. (Дети двигаются по групповой комнате).
Вторая станция: «Книжная станция»
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы прибыли на «Книжную станцию».
Воспитатель: Что вы здесь видите? – Каких книг много? (Больших или маленьких). – Каких по одной? – Сколько полок для книг? _ Сколько подставок для книг?
(Индивидуальная работа с детьми)
Воспитатель: А сейчас отправляемся на следующую станцию.
Третья станция: «Гаражная»
Воспитатель: Мы прибыли на станцию, которая называется «Гаражная».
(Дети сидят на стульчиках)
Дидактическая игра: «Почини паровоз»
Воспитатель: Ребята, что – то наш паровоз совсем не едет, видимо он сломался. Надо нам его починить, чтобы отправить зайку «Поскакайку» домой в лес.
Воспитатель: Ребята, а почему паровоз у нас совсем не хочет ехать?
Воспитатель: - Какой формы у паровоза колёса? (Квадратные)
Воспитатель: - Какой формы у него окошки? (Круглые)
Воспитатель: Видимо Рыжая лисица нам поменяла колёса с окошками. (Воспитатель просит детей поменять местами колёса и окна).
Воспитатель: Почему сейчас наш паровоз катится?
- Попробуйте прокатить круг. Ему что-нибудь мешает катиться?
- Попробуйте прокатить квадрат. Ему мешают углы, а у круга углов нет.
Воспитатель: Вот и выполнили все задания, смотрите! – А, что вы видите? (Показывает на домик)
Дети: Домик зайчика. (Дети сидят на стульчиках)
Воспитатель: Зайчик благодарит вас за помощь, без вас бы он не справился с хитрой лисицей. А в благодарность за вашу помощь, зайчик предлагает с ним поиграть.
Утром на лужайке, (все стоят в кругу и потягиваются)
Просыпались зайки.
- Здравствуй, солнце красное (поднимают ручки вверх)
- Здравствуй, небо ясное! (в стороны)
- Здравствуй, ёлка! (прямо)
- Здравствуй, пень! (вниз)
Здравствуй, здравствуй, новый день! (хлопают в ладоши)

ЛИТЕРАТУРА:
1. В. П. Новикова «Математика в детском саду (младший дошкольный возраст) », 2000г.
2. Е. С. Маклакова «Математика. Вторая младшая группа», 2010г.
3. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий во 2 младшей группе детского сада», 2006
4.Пономорева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. -3-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕз, 2011г.