План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Открытое занятие "Волшебница -вода". Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница вода»
Тема: «Волшебница вода»

Цели:
Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)
Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа:
Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
Рассматривание глобуса, карты мира
Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

Оборудование и материал:Иллюстрации на тему «Вода», плакаты. Капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, подставки, заготовка панно «Речка».
Ход занятия:

В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без (воды)

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.

I Игровой практикум: «Мама тучка»

В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).

В: Где встречается капелька воды?

Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане

В: А кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: Я капелька

В: Как зовут тебя?

Дев: Меня зовут Капитошка.

В: А зачем ты к нам пришла?

Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.

II Дети идут по группе и делают остановки.

I-уголок природы - возле растений.

Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)

II-аквариум - приклеивают капельку.

III-мойка в подсобном помещении

Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)

IV –игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? Зачем?

Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)

V-туалетная комната

Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)

VI – У стола, где стоит кувшин с водой.(приклеивают капельку)

В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?

Повтори Повтори

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории

III Основная.Исследование «Волшебная вода»

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Д: Слушать воспитателя

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)

Исследования

В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д:Нет. Одна чистая, другая – грязная.

В: А как вы думаете очистить грязну воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с нашей бумагой?

Д: Гряная стала

В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Д: В чистой

В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод – Вода прозрачна.

2 стол - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

Вывод – не имеет запаха и без вкуса.

3 стол - опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

В: Где в жизни мы можем наблюдать это?

Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.

В: Каким становится он?

Д: Сладкий

В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

Прозрачность

Нет запаха

Без вкуса

Растворитель.

Молодцы! Хорошо по работали. А сейчас не много отдохнём.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы – круговые движения правой рукой

И на дорожку – обе руки перед собой

Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы

Побежали мы домой – бег на месте.

IV Творческая работа

В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон, трафареты и карандаши.

Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите из в речку (приклеить).

Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. Р: Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в речке, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Капитошка:

Без меня вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без меня вам не прожить!

Вы меня в пруду найдёте,

И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда,

Наша спутница – вода!

В: Молодцы ребята! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку).

На этом наше занятие закончено.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Волшебница Вода»
Программные задачи:
Совершенствовать знания детей о роли воды в природе и в жизни человека, о ее свойствах. Систематизировать и углублять представления о воде – как фактора экологического благополучия. Формировать системный способ мышления, развивать воображение. Выполнять элементарные опыты, умение пользоваться схемами. Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, бережное отношение к воде, эмоциональный отклик и радость от общения с природой, чувство коллективизма, интерес к познавательной деятельности.
Активизировать словарь: облака, туман, пар, фильтр, роса, жидкость, состояние, газообразное, твердое, свойства.
Предварительная работа: наблюдение в природе за разными состояниями воды, чтение художественной и научно-популярной детской литературы, наблюдение за природными явлениями.
Материал к занятию: разная стеклянная посуда, схемы, стеклышки, чайные ложки, картинки с изображением птиц, животных, зверей, магнитофон с записью, по кусочку сахара, соль, камешки, опилки.
Ход занятия:
Воспитатель: Начинаем наш семинар-практикум. Вы мои ученики. Я ваш научный руководитель. Сегодня вы приготовили загадки, давайте послушаем.
(Дети по очереди достают карточки-капельки с загадками)
1.Лежало одеяло, мягкое, белое.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
2.Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
3.Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед)
4.У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Солнце взойдет –
Гвоздь упадет. (Сосулька)
5. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
6.Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
(Дети прикрепляют на магнитной доске карточки с рисунками – ответами на загадки)
Воспитатель: Что объединяет все наши отгадки? О чем мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: О воде! (Дети рассказывают о воде)
1. Вода – самое удивительное вещество в природе занимает 71% поверхности Земли. У воды самая важная роль на планете.
2. Первые живые организмы появились в воде. Без воды невозможно существование живых организмов. Человек наполовину состоит из воды. Человек употребляет в сутки 2,5 литра воды; 1,5 литра впитывает через кожу.
3. Вода нужна в промышленности (фабрикам, заводам), в сельском хозяйстве, в медицине, в производстве продуктов питания.
4. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды.
5. Вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на Земле!
Воспитатель: Вы молодцы! Все правильно рассказали о воде. А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, а заодно узнать что-нибудь интересное.
Физкультминутка. Игра «Капельки и тучи»
На полу разложены круги (из бумаги) на один меньше, чем детей. Это облака и тучи. Все дети «капельки». Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая капелька должна занять любую «тучу». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. (2 -3 раза)
Воспитатель: Предлагаю детям занять места в лаборатории для проведения опытов.
Давайте попробуем выяснить, в каком состоянии может быть вода.
1.Газообразное состояние.
Предложить детям открыть горшочек с кипятком. Поместить над паром стеклышки, на них образуются капельки воды.
Вывод: вода бывает в газообразном состоянии. Это пар, облака, туман. Туман оседает утром на траве и образуется роса. В воздухе, который мы вдыхаем, тоже есть вода.
На доске вывешивается схема газообразного состояния воды.
2.Жидкое состояние.
Что происходит с водой, если ее переливать в посуду разной формы?
Предлагаю наполнить водой разную посуду (баночки, пузырьки, стаканы). Что заметили?
Вывод: вода принимает форму того сосуда, в котором находится, у самой воды формы нет, так как она жидкая. Вода – жидкость.
На доску вывешивается схема жидкого состояния воды.
3.Твердое состояние
Мы уже знаем, что вода это жидкость. Она не имеет собственной формы. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях. А если мороз? Хотя бы маленький, всего минус один градус? Тогда вода будет твердой.
Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.
На доске вывешивается схема твердого состояния воды.

Вода, пар, лед – одно и то же вещество, только в разном состоянии: газообразном, жидком и твердом.
4. Предлагаю выяснить другие свойства воды. Давайте выясним, какого цвета вода? Перед нами два стакана. В одном вода, а в другом молоко.
Поставьте на картинку стакан с водой. Рассмотрите картинку под стаканом сверху, сбоку. Теперь, то же самое проделаем со стаканом молока. Что вы обнаружили?
Вывод: у воды нет собственного цвета, вода бесцветна, прозрачна (схема)
6. Вода не имеет запаха. Предложить детям понюхать воздух в банке.
Вывод: вода не имеет запаха (схема).
7. Вода не имеет вкуса. Предложить детям сделать глоток воды.
Вывод: вода безвкусна (схема).
8. Вода – это мощный растворитель. Предложить детям растворить в воде сахар, соль, камешки.
Вывод: Вода растворитель (схема).
Воспитатель: Давайте подведем итоги наших экспериментов.
По расположенным на доске схемам дети повторяют свойства воды.
Воспитатель: Всем нужна чистая вода. Как мы можем этому помочь? Как мы можем сберечь воду? (Ответы детей)
- загрязненная вода вредна всем (для здоровья человека особенно)
- грязную воду можно очистить с помощью фильтров
- на заводах и фабриках сроить большие очистные сооружения
- не тратить воду зря, закрывать хорошо кран после пользования
- не бросать мусор в водоемы
Воспитатель подводит итог, основываясь на эмоциях и поступках детей.
Дети читают наизусть стихотворение:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед
Растает и снова в поход.

По горным вершинам,
Широким долинам
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница наша – вода!

Занятие на тему: «Волшебница водица».

старшая группа.

Выполнила: воспитатель МБОУ СОШ №27

Лаврентьева Т.А.

Тверь - 2017

Цель: Формировать представление детей о природном явлении - вода.

Задачи:

Образовательные:

1 - способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность).

2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

Закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1. Развивать у детей фонематический слух.

2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3. Учить отгадывать загадки.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии».

5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».

6. Наблюдение за водой на прогулке.

Методы: словесные (используемые приёмы: рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово); наглядные (используемые приёмы: рассматривание иллюстраций, схем); практические (элементарный опыт).

Оборудование : материалы для экспериментирования (стаканчики, тарелки одноразовые с водой, сахар, лук, краска-гуашь, зёрна, ложки одноразовые, цветные карандаши, листы бумаги), муз.композиция « Ручеёк».

Ход:

Организационный момент - «Приветствие»

Посмотрите, у нас сегодня гости!

Поздороваемся с нашими гостями.

Здравствуйте.

Ребята, я хочу вас пригласить в лабораторию.

Что делают в лаборатории? (ответы детей)

Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию нам нужно отгадать загадки.

Вы готовы? Тогда …

- ”Угадай ка”…(разгадывание загадок)

Быстро убегает

Прямо из-под ног.

Брызгами играя,

Прохладный…

(ручеёк)

А за поворотом.

Тиха и глубока.

Течёт, качая лодки,

Широкая…

(река)

Меня ждали,

Меня звали,

Показался - убежали.

(дождь)

Ребята, как можно назвать одним словом ручеёк, река и дождик? (вода)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Приглашаю вас в лабораторию.

Ребята, а почему нас не встречает Капелька? Она обещала нам показать опыты. А вот и она, и грустная. Ч то случилось?

Капелька: Я потеряла книгу « Опыты с водой» и думаю, что сегодня не смогу вам показать опыты.

Воспитатель: Не переживай, Капелька, мы поможем тебе. Ребята, как помочь Капельке?

Дети: Сделать книгу опытов.

Воспитатель: Правильно, ребята, но прежде надо сделать эти опыты, а ты Капелька присядь и посмотри как ребята опыты с водой делать будут.

- Опыт 1 «Вода не имеет вкуса »

Ребята, что перед вами на столе?(ответы детей)

Попробуйте воду из чашек, какой у неё вкус? (ответы детей)

А теперь добавим в стаканчик с водой немного сахара.

Что изменилось? (Вода стала сладкая).

Как вы думаете, что мы изменили? (мы изменили вкус воды)

Какой вывод можно сделать?

Вывод: вода не имеет вкуса.

- Опыт 2 «Вода не имеет запаха»

Ребята, понюхайте воду в стаканчике.

Как она пахнет? (ответы детей)

Теперь добавим в воду лук, перемешаем ложечкой и опять понюхаем.

Как вы думаете, что произошло с водой? (вода пахнет луком).

Что вода изменила? (вода изменила запах)

Какой вывод можно сделать о простой воде, если её понюхать?

Вывод: вода не имеет запаха.

- Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная»

Ребята, как вы думаете, что произойдет с водой, если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем).

Что изменилось? (вода изменила цвет).

Что изменила краска? (краска изменила цвет воды).

Теперь сравним чистую, прозрачную и окрашенную воду. В оба стакана положим по одному зёрнышку.

В каком стакане мы видим зёрна? (ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

- Молодцы, ребята, вот и образец – схема.

Итог:

Что мы узнали сегодня в нашей лаборатории? (вода не имеет вкуса и запаха, что вода прозрачная)

Воспитатель: Капелька, как думаешь, дети положили начало твоей книге?

Капелька: Да, ребята, вы молодцы! Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.

Физкультминутка «Море».

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно,

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай и дельфинов догоняй!

- Представьте себе, что было бы, если на Земле исчезла вся вода? (ответы детей)

Правильно, ребята! Без воды мы не сможем прожить. Погибнут растения, животные и люди. Давайте, друзья, беречь воду!

Воспитатель приглашает троих детей и предлагает прочитать стихи о воде под музыку ручейка.

Воспитатель предлагает детям сделать уборку в лаборатории, а затем зарисовку любого опыта, который им понравился.

1 – й ребёнок

Вы слыхали о воде ?

Говорят она везде!

В луже в море, в океане

И водопроводном кране.

2-й ребёнок

Без нее нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без воды нам не прожить!

3-й ребёнок

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтоб варились кисели

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без воды.

Занятие на тему: «Волшебница водица».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Березовка

Первомайского района Алтайского края

Конспект НОД

в старшей группе «Волшебница вода»

2018 г.

Программные задачи:

Расширить знания детей о свойствах воды; о её роли в жизни живых организмов, о том, где она встречается в природе.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой.

Развивать мышление детей, любознательность, наблюдательность.

Активизировать слово: бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать интерес к исследованию, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Кому нужна вода». Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Какая она, вода». Чтение рассказов, сказок познавательного характера о воде.

Методы и приёмы: Игровой (сюрпризные моменты); наглядный (иллюстрации, символы); практический (опыты); словесный (беседы, вопросы поискового характера).

Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, гуашь (красная, синяя, жёлтая, зелёная), ложечки; ёмкости: с солью, с сахарным песком; яйца, кисточки, подставки под кисточки; символы, обозначающие правила поведения в лаборатории, иллюстрации «Вода в природе».

Планируемый результат: непосредственно - образовательная деятельность

по теме «Волшебница вода»

- углубит знания детей о свойствах воды;

Разовьет мыслительные процессы, исследовательские умения и навыки, умение детей выдвигать предположения.

Вызовет интерес к исследованиям, повысит уровень любознательности, самостоятельности детей.

Ход работы:

Звучит мелодия «От улыбки»

В: «Доброе утро солнцу и птицам. (руки к солнцу)

Доброе утро приветливым лицам!

Собрались все детки в круг.

Я твой друг и ты мой друг. (показ руками на себя, на детей)

Крепче за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся!»

Дети садятся на стулья

В: Ребята, закройте глаза, представьте. Много зрителей вокруг, все аплодируют, всё залито светом, это горят софиты, арена, звучит музыка. Ребята, где мы оказались? (В цирке) И сейчас на арену выходит фокусник.Встречайте его аплодисментами. (Входит фокусник, показывает фокусы под музыку.1 фокус - окрашиваем воду (3 ёмкости); 2 фокус -надуваем шарик.

Ф: А вы хотите научиться показывать фокусы? В каждом фокусе есть секрет, а чтобы узнать эти секреты вам нужно научиться проводить опыты и эксперименты.

В: Ребята, поблагодарим его аплодисментами. (Фокусник уходит).

В: Фокусник с чем проводил фокусы? (с водой)

Давайте поговорим о воде.

Имеет ли цвет вода? (нет, она прозрачная)

Как ещё можно сказать? (бесцветная). (Закрепление слов)

Имеет ли вода запах? (Без запаха).

Имеет ли вода вкус? (Безвкусная).

В: - Кому нужна вода? (людям, животным, растениям).
- Где использует человек воду? (готовит пищу, стирает, умывается, моется, пьёт, тушит пожар…).
- Да, вода нужна всем. Без воды не будет жизни на Земле.

Где в природе вода встречается? (в ручейке, роднике, реках, морях, океанах, озерах, болотах) . А ещё мы видим воду в виде дождя, льда, снега, тумана - это тоже вода, только в разных её состояниях. (показ иллюстраций)

Воспитатель. Читает стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
В лес туманом заползает,
Без нее нам ни умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

Ребята, подойдите, пожалуйста ко мне . Представьте, что мы с вами на берегу реки (звучит шум воды) .

Физкультминутка
Тихо плещется вода (Плавные движения руками)
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки, (Руки вверх)
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем, (Высокое поднимание колен)
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох. (Делаем вдох)
И присядем на песок. (Дети садятся.)

В: -А сейчас приглашаю вас в лабораторию. Я вас научу проводить опыты, чтобы вы потом сами показывали фокусы. Наденем фартуки.

Вспомним правила поведения в лаборатории (показ сигнальных карточек)

1. Не кричать!

2. Не трогать без разрешения!

3. Не пробовать на вкус!

4. Соблюдать осторожность!

В: - Проведём исследования. Перед вами по 2 стакана с водой, по 2 яйца, соль. Берём соль и высыпаем её в стакан с зелёной меткой. Размешиваем.

Какая получилась вода? (солёная).

А теперь послушайте: если мы опустим в каждый стакан по яйцу, они будут плавать или опустятся на дно? (ответы детей). Давайте проверим. Берём яйца и опускаем по 1 в каждый стакан. Смотрите, что произошло. (В стакане с солёной водой яйцо вверху, плавает, а в простой воде опустилось на дно). Знаете, почему?Потому что плотность солёной воды выше, поэтому яйцо не тонет.

В: - Как думаете, где легче научиться плавать - в море или реке? (В море) Правильно, потому что в море вода солёная.

В: Отгадайте загадку.

Разноцветное коромысло в небе повисло. (Радуга).

Вспомним о лете и сделаем с вами кусочек радуги.

Каждому лаборанту нужно положить ложкой в маленький стакан с водой сахар. Перемешайте. (дети перемешивают). Берём краску, кисточкой закрашиваем воду. (дети выполняют).

А теперь лаборанты по двое будут подходить ко мне с приготовленными растворами. Сначала те, у кого в стакане синий цвет (4 ложки сахара), затем у кого зеленый (3 ложки сахара), жёлтый (2 ложки сахара), красный (1 ложка сахара)

А сейчас самое интересное. ( В чистый стакан при помощи шприца без иглы воспитатель начинает добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку - в обратном отсчете. Старается лить по краю стенки стакана.В стакане образуется 4 разноцветных слоя - самый нижний синий, зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются). Смотрите, радуга получилась! (читаю стихотворение И.Векшегоновой «Радуга») Стою радуюсь: Радуга, радуга!

Полоса - к полоске, линия - к линии:

Жёлтая, зелёная, красная, синяя…

В: - В чем же секрет? Почему не перемешалась вода? (Количество сахара в каждой раскрашенной воде была разной, поэтому плотность воды разная) . Этот опыт вы еще повторите.

Вам понравилось быть исследователями?

Я благодарю вас за прекрасную работу и дарю вам медали «Юный исследователь» (раздаю медали)

(звонок телефона)

В: Извините, ребята, мне нужно ответить. Это звонит фокусник (показываю на телефоне фото, включаю на громкую связь)

Фокусник по телефону: Ребята, мне очень понравилось быть у вас в гостях.

Вы такие, молодцы!

Все старались, не ленились

И, играючи учились!

От меня за труд такой

Вам подарок небольшой!

Вы меня не подводите,

А скорей его найдите:

Не далеко, не близко,

Не высоко, не низко,

Не в шкафу он, не в руке,

А в волшебном сундучке!

(Дети и воспитатель находят сундучок с мыльными пузырями)

Тема «Волшебница вода».

Задачи:

Побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;

Способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;

Поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;

Создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде

Скачать:


Предварительный просмотр:

Голдобина Наталья Яковлевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида №45 «Росинка»

Муниципальный конкурс «Лучшая методическая разработка»

Конспект

познавательно-исследовательской деятельности

«Волшебница вода»

в старшей группе

Голдобина Наталья Яковлевна,

воспитатель

Познавательно-исследовательская деятельность

Тема «Волшебница вода».

Задачи:

- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;

Способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, прозрачность, хороший растворитель, способность отражать предметы0;

Поддерживать проявление инициативы детей в рассуждениях, в проведении опытов; стимулировать речевую и познавательную активность;

Создавать условия для активного взаимодействия детей друг с другом и с педагогом, побуждать детей включаться в совместную игровую ситуацию;

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой, умение детей сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде;

Оборудование: глобус, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: белые халаты, два стакана, чайные ложки, сахар-рафинад, песок, акварельные краски, кисточки, подносы, салфетки; карточки-схемы «Свойства воды» (Приложение №1); емкость с водой; аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева; игрушка Капелька; баночка с крышкой для проведения фокуса; сюрпризы для детей - Капельки.

Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два ручья»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку»; выполнение дидактических заданий на прогулке, связанных с водой; оформление карточек-схем; чтение рассказов и стихотворений о воде.

Ход образовательной деятельности

1. Вхождение в игровую ситуацию.

(Воспитатель готовит оборудование для образовательной деятельности, дети играют)

Воспитатель приглашает детей:

1, 2, 3, 4, 5,

Приглашаю всех играть!

Всё хотим на свете знать,

Тайны мира раскрывать!

2. Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе…»

Поиграем в игру «Дружат в нашей группе».

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(соединяем пальцы в «замок»)

С вами мы подружимся маленькие пальчики.

(касаемся кончиками пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать.

(парное касание пальцев от мизинцев)

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

(руки вниз, встряхиваем кистями)

3. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Ребята, посмотрите, в нашей группе появилось новое пособие.

(Воспитатель показывает глобус)

Что это?

Глобус.

- А что мы можем увидеть на глобусе?

Примерные ответы детей:

С траны, города, океаны, моря и т.д ..

А как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?

Примерные ответы детей:

Г олубым цветом обозначены реки, озера, моря и океаны.

А что находится в реках, морях, океанах?

Вода.

Ребята, а где можно встретить воду?

Примерные ответы детей:

В ода есть в кране, в тучке.

Вода есть в бассейне.

Вода есть в луже, в организме.

Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите - узнать, какими свойствами обладает вода?

А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными -исследователями.

(Дети проходят в лабораторию, надевают халаты)

4. Проведение опыта-эксперимента

Опыт 1. Вода не имеет запаха.

Как вы считаете, ребята, имеет ли вода запах?

Дети высказывают предположения

Вода имеет запах

Я думаю, что вода не имеет запах.

Давайте проверим. Имеет вода запах?

В ода не имеет запаха.

- Какой делаем вывод?

(Воспитатель обращается к детям: ученый Дима, ученая Соня и т. д.)

Вывод: вода не имеет запаха.

Ребята, обозначим это свойство этой схемой.

Опыт 2. Вода не имеет вкуса.

Ребята, как вы думаете, имеет ли вода вкус?

Предположения детей:

Я считаю, что вода не имеет вкуса.

А я думаю, что вода имеет вкус.

- Попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?

Примерные ответы детей:

В ода не имеет вкуса.

- Какой делаем вывод?

Вывод: вода не имеет вкуса.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

Опыт 3. Вода прозрачная.

- Ребята, как вы считаете, имеет ли вода цвет?

Предположения детей:

Я считаю, что вода не имеет цвет.

А я думаю, что вода имеет цвет.

Перед вами два стакана. Один с водой, другой с молоком. Если в оба стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком?

Предположения детей:

Я думаю, что ложка будет видна в стакане с водой.

А я считаю, что ложка будет видна в стакане с молоком.

Проверим. Опускаю ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна? Почему?

Примерные ответы детей:

В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: - Вода не имеет цвета, вода прозрачная.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

5. Игровое упражнение «Мы – капельки»

(звучит аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева)

Ребята, а сейчас мы поиграем, превратимся в волшебные капельки. П роизносим волшебные слова: вправо, влево повернись, в волшебную капельку превратись! Ой, как много капелек! Давайте вместе потанцуем, покружимся, польем растения. Скучно стало капелькам играть друг без друга. Собрались капельки парами и потекли маленькими, веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (цепочкой). Текла, текла река и попала в большое море (в круг). А тут и солнышко пригрело! И капельки вернулись к тучке.

6. Проведение опытов-экспериментов.

Опыт 4. В воде растворяется сахар, песок не растворяется.

Ребята, как вы думаете, какие вещества растворяются в воде?

Предположения детей:

В воде растворяется сахар.

В воде растворяется мука.

Если в стакан с водой положить кусочек сахара, что произойдет?

Примерные ответы детей:

Сахар в воде растворится.

А я думаю, что сахар не растворится.

Давайте проверим. Положим в стакан кусочек сахара. Попробуйте воду ложкой. Что произошло?

Примерные ответы детей: сахар в воде растворился, и вода стала сладкой. - Какой сделаем вывод?

Вывод: сахар в воде растворяется.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

Что получится, если в стакан с водой опустить песок?

Примерные ответы детей:

Песок растворится в воде.

А я считаю, что песок не растворится в воде.

Давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.

Растворился песок в воде?

Песок в воде не растворился.

Какой вывод делаем?

Песок в воде не растворяется.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

Опыт 5. Вода становится цветной, если добавить краску.

Ребята, что произойдет, если мы добавим в воду краску?

Примерные ответы детей:

Я думаю, что краска в воде растворится.

Я считаю, что краска не растворится в воде.

Давайте поэкспериментируем. В стакан с водой добавим краску. Что произошло?

Примерные ответы детей:

Краска в воде растворилась, вода стала цветной.

Какой делаем вывод?

Вода – растворитель. В воде растворяется сахар, краски, а песок не растворяются.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

А как вы думаете, ребята, что произойдет с солью?

Примерные ответы детей:

Я думаю, соль не растворяется в воде.

Я думаю, что вода станет соленой.

Проведите этот опыт дома и расскажите потом, что произошло с солью в воде.

Опыт 6. Способность воды отражать предметы.

Приглашаю всех подойти к столу. (На столе емкость с водой)

Давайте заглянем в нее. Что вы там увидели?

Примерные ответы детей:

Я увидел своё лицо, отражение.

- Миша увидел себя, а Катя?

Примерные ответы детей:

А я увидела лицо Вадима.

А где ещё можно увидеть своё отражение?

Примерные ответы детей:

В зеркале, в витрине магазина, и т.д.

Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Нет)

- Какой делаем вывод?

Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)

7. Игровое упражнение «Вода какая?»

Ребята, поиграем в игру «Вода какая?» Передаем капельку и говорим: вода какая?

Примерные ответы детей:

Вода чистая, вода родниковая, вода прозрачная, вода холодная, вода газированная, вода грязная.

Молодцы, ребята!

8. Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)

- Ребята, вода хорошо - почему?

Примерные ответы детей:

Вода – хорошо, потому что можно купаться.

Вода – хорошо, потому что можно пить воду.

Вода – хорошо, потому что можно полить растения.

Вода – хорошо, потому что можно сварить компот и т.д..

- Ребята, вода – плохо - почему?

Примерные ответы детей:

Вода – плохо, потому что можно заболеть, если пить холодную воду.

- Вода – плохо, потому что можно намокнуть под дождем

Вода – плохо, потому что можно выпачкаться, если бегать по лужам.

Вода – плохо, потому что, если затопит квартиру и т. д.

9. Беседа о свойствах воды по схемам.

Ребята, давайте расскажем о свойствах воды по схемам.

Примерные ответы детей:

Вода не имеет запаха.

Вода не имеет вкуса.

Вода не имеет цвета, она прозрачная.

Сахар в воде растворяется, а песок не растворяется

Вода становится цветной, если добавить краску.

Вода отражает предметы, как зеркало.

Молодцы! Сколько интересного мы узнали о воде.

10. Ситуативный разговор «Берегите воду!»

Ребята, вода у нас много, она - везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?

Примерные ответы детей:

Нужно не забывать закрывать краны.

Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.

Не засорять водоемы.

- Не мусорить на берегах рек.

Не мыть в водоемах машины.

Правильно , ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)

Без воды нам не умыться

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

11. Фокус с водой

-У меня есть стеклянная баночка. Я наливаю в нее воду. Посмотрите, вода чистая, прозрачная. Закрываю баночку крышкой, произношу волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс! (в это время потрясти баночку ).

- И какая вода у меня получилась (получилась окрашенная вода).

Попробуйте показать такой фокус дома.

- Ребята, вы были любознательными учеными, примите на память маленькие капельки (дети получают сувениры-капельки).