Как нужно себя вести с незнакомыми людьми. Конспект занятия по безопасности «Как вести себя с незнакомыми людьми. I. Организационный момент

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 17.01.2017

В период среднего дошкольного возраста происходит переход от неосознанных психических процессов к осознанным. Дети начинают намеренно и целенаправленно познавать новое, развивать мышление, логику, память.

Сущность познания

Познание – это процесс получения нового знания, открытие того, что раньше было неизвестно. Для получения результата от познавательной деятельности необходимо активное участие человека в этом процессе.

Человеческий мозг устроен так, что каждую минуту он получает и обрабатывает информацию, запоминая то, что считает полезным и избавляясь от лишних знаний. Ребёнок 4-5 лет открыт для всего мира. В этом возрасте он способен усваивать огромное количество информации. Взрослые должны помогать дошкольникам определять, что важно, а что – нет.

Развитие познавательной деятельности дошкольников направлено в первую очередь на формирование умения и желания учиться.

Этапы развития познания дошкольников

Познавательное развитие имеет несколько стадий:

  1. Любопытство – бессознательное стремление к познанию. Это может быть просто реакция на яркий, красочный предмет, проявление интереса.
  2. Любознательность – это уже осознанный, живой интерес к получению новой информации. На этом этапе ребёнок радуется, удивляется и испытывает восторг, когда узнаёт новое.
  3. Развитие познавательного интереса. У дошкольников развивается познавательная мотивация, стимулирующая их к постоянному познанию неизведанного.
  4. Познавательная активность – высшая стадия познавательного развития.

Развитие познавательной деятельности происходит по-разному. У одних дошкольников она носит теоретический характер, а у других – практический. Всё зависит от особенностей воспитания.

С момента появления на свет, ребенок начинает познавать мир. Задача родителей на этом этапе – сформировать благоприятную среду для развития их чада. Младенцу необходимо оказывать много внимания, демонстрировать свою любовь, развлекать его яркими игрушками.

В раннем возрасте (1-3 года) процесс познания связан только с практической стороной. Информация накапливается путём:

  • изучения окружающих предметов, которые ребёнок может потрогать;
  • участия в различных ситуациях;
  • личного наблюдения за разными событиями.

Чтобы стимулировать познавательный процесс ребёнка возрастом до 3 лет необходимо постоянное разнообразие и возможность свободного исследования.

В 3-4 года малыш уже владеет большим количеством информации, но она носит бессвязный характер. Он только учится установлению взаимосвязей. В качестве объектов выступают не только сами предметы (например, игрушки) и действия с ними (сжимать, складывать в коробку, нажимать на кнопочку, кидать), но и их свойства (цвет, форма, размеры и т.п.). Малыш начинает сравнивать предметы между собой, находить общие и отличительные черты.

Когда ребёнку исполняется 4 года, процесс его познания переходит на более высокий уровень: речь становится одним из средств познания.

В 5 лет малыш уже может систематизировать и анализировать, обобщать, классифицировать и упорядочивать накопленные знания.

Особенности познавательных интересов у дошкольников 4-5 лет

В период среднего дошкольного возраста у ребёнка проявляются:

  1. Самостоятельность. Ребёнок стремится всё сделать сам, без помощи взрослых. Это желание необходимо поддерживать, давать ему возможность самому ухаживать за собой, поручать несложные домашние дела. Отрицательная сторона самостоятельности – попытки установить свои правила.
  2. Этические представления. Ребёнок понимает чувства других людей, учится сопереживать. Он больше обращает внимание на поступки взрослых, а не на их слова.
  3. Творческие способности. У ребёнка очень богатое воображение, он представляет в своей голове целый сказочный мир, мечтает стать героем какой-нибудь фантастической истории, стараясь воплотить это на бумаге.
  4. Страхи. Порождаются богатой фантазией.
  5. Отношения с другими детьми. Малыш всё больше проявляет интереса к совместным играм, которые становятся сложнее, разнообразнее. Отличаются разнообразием и отношения со сверстниками. Они дружат, ссорятся, ревнуют друг друга и т.п.
  6. Активная любознательность. Проявляется в постоянных вопросах ребёнка.

Развитие познания у дошкольников 4-5 лет дома и в детском саду

Большинство детей 4-5 лет ходят в детский сад, где познают новое на занятиях, проводимых в игровой форме, при общении и в процессе игр с другими дошкольниками. Однако родители не должны скидывать с себя всю ответственность за общее развитие ребёнка на воспитателя в детском дошкольном учреждении. Мама и папа должны уделять ребёнку хотя бы немного времени на развитие познавательных процессов. Просто гуляя с малышом по парку можно комментировать всё вокруг: “Смотри, какие красивые красные цветочки! Это тюльпаны. Эти жёлтые – нарциссы!” Рассказывая ребёнку об окружающем мире и отвечая на его многочисленные вопросы, нужно задавать вопросы и ему: “А что это за машинка? Грузовая? А какого она цвета? Правильно, зелёная”.

В 5 лет ребёнок уже должен знать все буквы и уметь считать. Для развития познания необходимо:

  1. Читать с ребёнком интересные книги, рассказывающие о мире, пропагандирующие доброту, смелость и другие положительные качества.
  2. Играть в развивающие игры.
  3. Водить в кружки, деятельность в которых соответствует интересам и талантам ребёнка (рисование, танцы, лепка, пение, гимнастика и прочее).
  4. Активная деятельность, включающая прогулки на свежем воздухе (у моря, в лесу), активные игры (догонялки, футбол и т.п.), ежедневную зарядку.

Дошкольников необходимо учить доброте, гуманности, состраданию и заботе. Дети 4-5 лет должны понимать, что:

  • мир, окружающий их, полон тайн и неразгаданных загадок, он удивителен и интересен;
  • мир нежный и хрупкий, его необходимо беречь, охранять;
  • мир прекрасен, его красоту стоит не только беречь, но и преумножать.

Игровые упражнения для развития познания

Любые занятия с детьми 4-5 лет должны проводиться в игровой форме:

  1. Проигрывание сюжета. У каждого ребёнка есть любимая сказка, например, “Колобок”. Малышу предлагается изобразить главного героя этой сказки. Он примется старательно копировать любимого персонажа, передавать его характер и эмоции при попадании в ту или иную ситуацию.
  2. Танцы. Следует включить ритмичную музыку и танцевать вместе с малышом. Так он выплеснет всю лишнюю энергию и поднимет себе настроение.
  3. Соревнования. Педагог в детском саду может устроить спортивные соревнования между детьми. Это отличный вариант групповой активной деятельности.
  4. “Найди отличия”. Спокойная домашняя игра. Ребёнку показываются две картинки, которые на первый взгляд одинаковые, но имеют между собой отличия в небольших деталях. Эта игра тренирует память и мышление.
  5. “Аукцион”. Педагог показывает предмет детям (например, карандаш) и предлагает рассказать, что с ним можно сделать (нарисовать, бросить, потыкать) и назвать его качественные характеристики (деревянный, красный, длинный).
  6. “Самый зоркий”. Дошкольникам показывают картинки, затем они прячутся, и малыши по очереди перечисляют, что на этих картинках было. Это упражнение развивает память.
  7. Сбор пазлов. Эта игра направлена на развитие восприятия.

Таким образом, дети 4-5 лет готовы познавать большие объёмы новой информации. Воспитатели в детском саду и родители должны не только предоставлять эту информацию, но и поддерживать постоянный интерес ребёнка к постижению нового, мотивировать его. Но самое главное – это внимание родителей к своему ребёнку и правильный личный пример, который они подают.

Читайте далее:

Новикова Елена
Познавательное развитие дошкольников среднего и старшего возраста

Познавательное развитие детей среднего и старшего возраста .

Познание - сложное образование, в котором можно выделить 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.

Включает :

Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания .

Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания .

Как перерабатывает ребенок информацию : что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

Информация рассматривается как средство , с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы , навыки, умения, способы познания .

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна .

Дети всегда готовы познавать то , к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Эта особенность широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания.

Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет .

Представляется, что развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет - сложный путь, который включает в себя :

Накопление информации об окружающем мире;

Упорядочивание и систематизация представлений о мире.

И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка . Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные .

В возрастном интервале 2-7 лет помещаются два периода :

Периоды «накопления» и «упорядочивания информации ” 2-4 года и 5-6 лет; и два периода “упорядочивания информации ”- 4-5 лет и в 6-7 лет.»

4-5 лет. Второй период – «упорядочение» информации.

В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими и психологическими изменениями в общем развитии ребенка .

Можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей :

Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;

Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;

Формирование положительного отношения к окружающему миру.

Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное. Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.

Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков.

Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.

5-6 лет. Третий период – «накопление» информации.

В 5-6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время» , ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе , так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов .

У детей 5-6 лет наблюдается :

Стремление расширить свой кругозор;

Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;

Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;

Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются различные средства и способы познания :

Действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо) ;

Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию) ;

Книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.

Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.

В отличие от возрастного периода 2-4 года , где так же шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5-ти лет, касается не ближайшего окружения, а отдельного, большого мира.

Познавательное развитие детей 6-7 лет .

Накопленные к шести годам сведения о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6-7 лет на :

Установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира;

Причинно-следственные связи.

Важной характеристикой причинно-следственных связей является

временная последовательность : причина всегда во времени наступает

раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию.

Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей – одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например, гибель растущего цветка может быть вызвана :

Повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;

Отсутствие необходимых питательных веществ в почве;

Отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги) ;

Тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.

Переход от следствия к причине невозможен.

Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях.

Обогащение и становление познавательно

Умственное развитие – овладение понятиями “причина-следствие“ не возможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие действия.

Развитие психических навыков - памяти, внимания, воображения, различных форм мышления.

Публикации по теме:

Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста Доклад на тему: «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста». Тема моего выступления «Формирование.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников среднего и старшего возраста Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Василий Александрович Сухомлинский Детство - пора.

«Этот волшебный песок». Конспект занятия для старшего дошкольного возраста по ОО «Познавательное развитие» Цель: формирование познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности. Задачи: Воспитательные: развивать умение.

НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Блинов И. Г. - последний рукописец на Руси» Тема: «Блинов И. Г. – последний рукописец на Руси». Программное содержание: развивать у детей осознанное отношение к месту своего рождения.

«Муравьи-санитары леса». Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» по теме\r\n «Муравьи – санитары.

«Теплая капелька». Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего возраста Дронь Юлия Викторовна Конспект по образовательной области «Познавательное развитие» для детей среднего возраста. Тема: «Теплая капелька,.

Лето – это прекрасная пора и для детей, и для взрослых. Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь.

План-конспект ОД в ОО «Познавательное развитие» для детей среднего дошкольного возраста «Добрые подарки» Цель: Формировать первоначальные знания у детей среднего дошкольного возраста о маминых профессиях. Задачи: Образовательные: - учить детей.

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста». План работы по самообразованию План работы по самообразованию воспитателя старшей группы. 2017 -2018 учебный год. МДОУ «Ряжский детский сад №8» Букиной Н. И..

«Путешествие капельки». Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в ОО «Познавательное развитие» Экспериментальная деятельность с предметами природы. «Путешествие капельки» Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных.

Библиотека изображений:

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Что такое ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:

К объему образовательной программы и ее структуре;

К соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы;

К полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников. Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ. ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.

Отличие деятельности малышей от школьников — в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога.

Цели и задачи познавательной деятельности

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует решения следующих задач :

Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.

Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

Развитие творческих задатков и воображения.

Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.

Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество.

Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.

Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности.

Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.

Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

Формы работы по развитию познавательной деятельности

Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.

К основным формам , направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

применение различных дидактических заданий и игр;

использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса,

формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.

Познание через игру

Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: «собери грибочки», «понюхаем цветочки», «лучики-лучики».

После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.

Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями.

Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний.

Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас.

В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Сомнение — главный аргумент

Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность.

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя — не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное — научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну — и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания «на блюдечке». Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

А как же малыши?

Особенности познавательного развития у двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными.

Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

Средняя группа

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

Старшая группа

Познавательное развитие в старшей группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок — получилась грязь. Дети сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана — можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

ДОКЛАД для воспитателей

«Познавательное развитие дошкольников с учетом требований ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет пять образовательных областей:

— Социально-коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие.

Мы рассматриваем сегодня проблему познавательного развития дошкольников, как она представлена в ГосСтандарте.

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?

Познавательные интересы – это стремление ребѐнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Как вы узнаёте, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы? (Ответы)

Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.

Вспомните, какие вопросы вам задавали дети недавно? Почему вопросы изменяются с возрастом? (Ответы)

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Вы наблюдали такие действия у своих детей?(Ответы)

Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

  1. К первой стадии относятлюбопытство . Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
  2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста определили как любознательность , которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.
  3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес , характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
  4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность , основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). В качестве рекомендуемых нами видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

– использование проектирования.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование , которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность , обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Следует запомнить, что Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Давайте обратимся ко второму разделу ФГОС. Вы помните, как он называется? Да, это требования к структуре образовательной программы и её объёму. Здесь определяется, в числе других образовательных областей, содержание познавательного развития.

— Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

— Формирование познавательных действий, становление сознания.

— Развитие воображения и творческой активности.

— Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

— Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

— Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

— Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

— Формирование элементарных математических представлений.

— Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

— Ознакомление с предметным окружением.

— Ознакомление с социальным миром.

— Ознакомление с миром природы.

Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

В Предметной деятельности дети познают такие свойства как цвет, форму, характер поверхности, вес, расположение в пространстве, температуру и др. Эта деятельность помогает детям решать задачу путём проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления. В Экспериментировании с песком, водой, тестом и т.д. открываются скрытые на первый взгляд свойства: вода течёт, она мокрая, в ней тонут или плавают предметы….

Из общения со взрослыми дети усваивают огромное количество необходимой информации: названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых позволяют малышам применить знания и умения полученные ранее. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями обогащают сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного мышления, развивают мелкую мускулатуру, что благотворно сказывается на формировании лобных долей мозга малышей.

Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают представления детей о мире, выводят его за пределы непосредственно воспринимаемого.

Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного опыта, развитию наглядно-образного мышления.

Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают, лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону и др.

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие Игры с правилами в том числе, удовлетворяют ненасыщаемую потребность в познании окружающего.

Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать своё мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьёзные вопросы, настаивать на чём-то.

Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы её решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.

Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героями книги, отождествлять себя с героями книги.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.

Конструирование, Изобразительная деятельность, Музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художестенно-эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.

В рамках Двигательной деятельности, при всей специфичности этой образовательной области, мы знакомим детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем представления о здоровом образе жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

В третьем разделе ФГОС определены Требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Цитата: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы».

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.

Дети младших групп , развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа . Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды регулярно пополняются.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочется предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр.

Конечно, если ребёнок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребёнок в этом случае не боится ошибиться, задаёт вопросы, чтобы правильно решить задачу.

Ребёнок стремиться к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал воспитатель. Какой, по-вашему, должна быть эта позиция? (Ответы)

Да, конечно, лучше всего позиция партнёра, но партнёра знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия.(3.2.1.)

Известный французский педагог говорил, что дети учатся не столько от учителя, сколько от других детей. И это, в самом деле, так, сверстникам подражать легче, особенно если с ними установлены доброжелательные отношения.

Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребёнка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

Вы, конечно, помните, что принципиальным отличием ГосСтандарта от ФГТ является четвёртый раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы».

Помните термин, в котором эти требования формулируются?

Да, это целевые ориентиры . Нам сейчас важно выделить те целевые ориентиры, которые позволяют оценить эффективность познавательного развития детей раннего возраста и дошкольников.

Итак, для раннего возраста важно, чтобы ребёнок интересовался окружающими предметами, активно действовал с ними и с игрушками, проявляя настойчивость в достижении результата.

Дошкольники могут достичь большего.

Во-первых, Они овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

У них более развито воображение, а это один из познавательных психических процессов.

Важным показателем познавательного развития является проявление любознательности. Это значит, что ребёнок задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей.

Ещё один показатель успешного познавательного развития – это склонность к экспериментированию.

Наличие знаний о себе, природном и социальном мире, в котором дошкольник растёт, тоже является одним из целевых ориентиров, характеризующих качественное проживание ребёнком дошкольного детства и его готовности к школе.

К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребёнку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Как показатель преемственности со школой рассматривается формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Заканчивая обсуждение темы, хочу подчеркнуть, что воспитательно-развивающий результат познавательной деятельности, в самом общем виде, — это интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребёнком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.

Желаю Вам успехов в познавательном развитии детей!

Л. С. Выготский считал, что познавательное развитие детей дошкольного возраста заключается в основном в памяти, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно - образное мышление. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира - восприятия , образного мышления , воображения . В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями (вспомните «параллелограмм развития» памяти А. Н. Леонтьева). Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств (в среднем дошкольном возрасте), а потом происходит их «вращивание » (в старшем дошкольном возрасте). Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Познавательное развитие детей дошкольного возраста заключается в обобщении собственного чувственного опыта, т.е. эмпирическое обобщение . Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла.

«Он сказал «каштан» и ждал. «Каштан!» Это было поразительно: когда Люсьен говорил маме: «Моя красивая мама», она улыбалась, когда он называл Жермену «ружьем», та плакала и шла жаловаться маме. Но когда он произносил слово «каштан», ничего не происходило. Он процедил сквозь зубы: «Мерзкое дерево, противный каштан! Я тебе покажу, подожди только! - и бил его ногой. Вечером за ужином Люсьен сказал маме: «Ты знаешь, мама, деревья ведь деревянные» - и состроил при этом удивленную мину, которая так маме нравилась. Но г-жа Флерье была расстроена и только сухо заметила: «Не говори глупостей». Люсьен превратился в маленького разрушителя. Он переломал все свои игрушки, чтобы выяснить, как они устроены, старой папиной бритвой изрезал ручки одного из кресел; на прогулках он сбивал своей тросточкой растения и цветы; всякий раз он переживал глубокое разочарование: вещи глупые, они не живут по-настоящему»
(Сартр Ж.-П. Детство хозяина. Харьков, 1998. С. 327-328).

Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 5 - 7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка. По данным Ж. Пиаже, период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта (приспособления к условиям ситуации при помощи практических действий) к первоначальным формам логического мышления .

Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста - ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Но это мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм , т.е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения. Причина познавательной центрации - недостаточная дифференцированность между Я и внешней реальностью, восприятие собственной точки зрения как абсолютной и единственно возможной. Другие особенности детского мышления производны от эгоцентризма и связаны с ним; это синкретизм, «несохранение количества», артификализм, анимизм, реализм. Одна из основных линий развития мышления в дошкольном возрасте – преодоление эгоцентризма и достижение децентрации. Отечественные психологи, не отрицая фактов и феноменов Ж. Пиаже, считают, что задача состоит в том, чтобы понять их истинный смысл.

Например, в конце 1970-х гг. дошкольникам из Москвы были заданы такие же вопросы, как женевским детям в исследовании Пиаже в 1920-х гг. Детей расспрашивали о происхождении ветра, движении рек и облаков, о небесных телах и о сновидениях. Содержание ответов дошкольников демонстрирует удивительное сочетание современных научных выражений, терминов, ссылок на технические аналогии и наивных эгоцентрических представлений. Оказалось, что дети активно привлекают новые знания для объяснения явлений природы; телепередачи, кинофильмы нашли отражение в представлениях детей о физической причинности. Мальчик Рома пяти с половиной лет в ответ на вопрос «Откуда взялись реки?» сообщает: «Водород смешался с кислородом, и получилась вода, потом откопали яму». «Почему реки текут?» - «Вот раскопаешь яму, потом польет дождь, и получается река, вот как еще получается». Картина мира, взаимосвязь природных явлений у ребенка по-прежнему причудливо пронизаны анимистическими, магическими и артификалистскими идеями, за ними стоит «реализм» и логика непосредственного восприятия. Зафиксированные впервые в исследованиях Пиаже особенности детских представлений о мире неслучайны, поскольку это результат спонтанной познавательной деятельности детей. Это результат неправомерных обобщений, переноса знаний с одних предметов на другие, недоучет специфики явлений.

При специально организованном обучении вполне возможно преодолеть эту ограниченность мышления ребенка (Л. Ф. Обухова, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец). Так, в отечественной психологии имеется опыт успешного обучения дошкольников решению «задач на сохранение». Детей учили подходить к оценке наглядной ситуации с помощью объективных критериев - мерок (единиц измерения). В задачах на сохранение жидкости детей потребовалось научить измерять количество жидкости с помощью мерного стаканчика и отмечать с помощью фишек, сколько таких мерок уместилось в большом сосуде. Использование меры и меток помогло детям вычленить отдельное свойство (количество жидкости) и снять глобальность восприятия; различить то, что «кажется», и как «на самом деле». Переход к опосредствованному восприятию и мышлению был целенаправленно сформирован, вследствие чего феномены Пиаже были преодолены. При ознакомлении с предметами и их свойствами нужно научить ребенка осуществлять действия, которые приводят к выделению этих свойств (длины, площади, объема и др.)

На основе практического, наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление, решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий. Современная отечественная система сенсорного воспитания организует активное овладение детьми раннего и дошкольного возраста общественным сенсорным опытом, способами определения многочисленных качеств и свойств предметов, такими, как форма, величина, цвет, вкус, запах, состояние предметов, положение в пространстве, отношения между предметами. Основным средством, помогающим ребенку выделить и распознать их, является система сенсорных эталонов (А.В. Запорожец).

Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления, общепринятые образцы тех или иных свойств и отношений предметов. Например, сенсорные эталоны формы предметов - это геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и др.

Эталоны цвета - семь цветов спектра, белый и черный. Восприятие окружающего мира осуществляется через призму общественного опыта, усвоение знаний происходит в определенной системе. Интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это ранее предполагалось. В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления. В результате специально организованной разносторонней и развернутой ориентировочной деятельности у детей формируются правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Моделирование звукового состава слова способствует формированию фонематического слуха и на его основе более эффективному овладению чтением и письмом. В основе формирования интеллектуальных способностей дошкольника лежит овладение наглядным моделированием. Модельная, или схематическая, форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением, она предполагает умение ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели, представленные во внешнем плане. В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно - логического мышления. Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также моменту саморазвития, самостоятельности и активности познания самого ребенка. Этот тип мышления назван детским экспериментированием, в нем происходит не только переход от незнания к знанию, но и обратно - от понятного к неопределенному. Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления.

Развитие речи . В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Обозначим основные направления речевого развития в дошкольном возрасте :

  • расширение словаря и развитие грамматического строя речи;
  • феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и языковых структур;
  • убывание эгоцентризма детской речи;
  • развитие функций речи:
  • речь как орудие общения. Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, полноценно описывающей ситуацию, события, содержание фильма. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Круг их расширяется - от стремления выразить свои субъективные впечатления (типа неудовольствия или удивления) до многочисленных форм выражения заинтересованности в общении, согласия с партнером, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо противостояния, самозащиты, отказа от контакта и т.п.;
  • речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения;
  • развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

Познавательное развитие в существенной связи с речью активно развивает воображение как способность видеть целое раньше частей. В. В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности». Воображение - важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка. Взрослые очень рано включают ребенка в воображаемый контекст детских потешек, начинают стимулировать изображающие действия ребенка: «Покажи, как птичка летает, солдаты ходят и т.п.» Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у двух-трехлетнего ребенка. Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, но допускает легкий отлет от действительности. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли. По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем и т.п.).