Развитие мелкой моторики детей 2 3 лет. Мелкая моторика: развиваем у детей до трех лет. Игрушки для развития мелкой моторики

Что такого особенного в этой моторике? Почему она – мелкая? Если мелкая, так, может, неважная? Нет, не так. Мелкая – значит, управляет движениями мелких мышц, делает возможными манипуляции с авторучкой, швейной иглой, пинцетом, ножницами. Словом, мелкая моторика — это высококоординированная деятельность, которой наш мозг управляет особо точно.

Обучиться таким тонким движениям совсем нелегко, об этом знает любой взрослый, который с нуля начинал заниматься плетением вологодского кружева или пайкой микросхем. Что уж говорить о малыше, который за первый свой годик должен был освоить целый пласт новых умений. Перевороты, ползанье, стояние и, наконец, ходьба.

Основа заложена, пора заняться кропотливыми действиями. Обучившись делать «ладушки» и перекладывать из руки в руку предметы, годовасы вовсю тренируют пинцетный захват, подбирая каждую крошку, упавшую с кухонного стола, разрывают в мельчайшие клочья любую попавшуюся на глаза бумажку.

Еще 365 дней малыш тренируется , чтобы его движения становились все более точными, чтобы полученный результат максимально был близок к желаемому –неустанно, иногда даже неусыпно. Родители, правда, считают, что он просто играется.

К двум годам исследователь уже поднаторел во многом.

Выбирая игрушку из ряда других – берет ту, на которую нацеливался; может построить из кубиков дом, подправить то, что не понравилось; кладет элемент сортера в соответствующую ему дырочку; кушает (с разной степенью аккуратности) ложечкой, некоторые родители даже доверяют маленькому гурману пользоваться взрослыми столовыми приборами – вилкой и ножом.

Многие детки лихо управляются с деревянными вкладышами, крупными деталями паззлов, конструкторами.

Помощь родителей на этом этапе, в основном, должна проявиться в том, чтобы предоставить своему сокровищу как можно большую свободу в изучении предметов различных форм, текстур и размеров.

Арсенал навыков естественно растет и сам по себе, но родители могут сделать и собственный вклад в развитие мелкой моторики у детей .

1. Гимнастика и игры для пальчиков – в сопровождении стишков и потешек

Это самая недорогая и одна из самых древних возможностей развивать своего ребенка. Простые движения пальцами, ладонями, сжимание-разжимание кулачков — отличные упражнения для развития мелкой моторики детей 2-3 лет .

Не знаете текстов? Придумайте сами! Малышу будет приятно и полезно в любом случае.

2. Игрушки из домашнего хозяйства

Детям будто медом помазано в отцовском ящике с инструментами, в маминой коробке с рукодельем, не говоря о кухне.

Стоит взять этот исследовательский пыл под контроль, а не ограничивать. Чайная ложечка и изюминки могут стать настоящим экскаватором, а крышка от кабачковой икры самосвалом – и помочь освоить точные движения кисти.

Прищепки – это просто кладезь возможностей! Их можно соединять в кольцо, делать из них гирлянду или бусы, можно собрать из прищепок даже собачку.

И подобных удивительных предметов в квартире огромное количество. Главное, помнить о технике безопасности.

3. Прокалывание дырочек и нанизывание

Это отдельная, очень интересная и многогранная игра. Ведь нанизывать можно почти все. Те же прищепки – на бельевую веревку, бусинки – на леску, ягоды рябины или шиповника, принесенные из леса, макарошки, изюм и курагу, взятые на кухне – на ниточку.

Взрослые могут предложить игру на любой вкус: подобрать цвет, подобрать размер, чередовать большие «рожки» и маленькие «звездочки», перемежать оранжевые пластиковые бусины синими деревянными. В процессе такой игры малыш не только учится согласовывать свои движения, развивая мелкую моторику , но и получает данные о форме, размере, сочетании вещей, возможностях небанального использования привычных предметов.

4. Рисование

Если вы пока не сделали ремонт в какой-нибудь комнате – используйте эту возможность по полной программе. Дайте ребенку предметы для рисования. Пусть он ощутить всю прелесть от «праздника непослушания»!

Одновременно малыш будет осваивать правильный захват карандаша, фломастера или мелка, а заодно удовлетворит страстное желание всех начинающих художников – рисовать на стенах.

Рисовать можно и в менее экстремальной манере: на асфальте мелками, на бумаге — чем угодно. Можно купить или сделать самим трафареты разных форм, обводить их или заляпывать пустое место краской.

5. Игра в «утюжок»

Своеобразный массаж ручек: вместе с деткой сначала смять бумажные листы, а затем разглаживать, будто утюжить. Для маленьких ладошек здесь много дела: сжимать, мять, гладить, распрямлять. А если еще устроить соревнование кто быстрее?! Ненавязчивое и веселое занятие по развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет !

6. Лепка

Неважно, глина или тесто – мягкие и пластичные, эти материалы легко поддаются надавливанию, легко формируются, но при этом требуется немалая ловкость, чтобы придать им нужную форму. Это друзья, с которыми малышу не будет скучно, но сначала придется постараться найти с ними общий язык.

7. Развивающие игрушки

Сегодняшним деткам можно позавидовать. Ассортимент всяких шнуровок, сортеров, штампиков, мозаик и конструкторов самого разного
размера (важно: чем младше возраст – тем крупнее детали!)- огромен.

Кто-то предпочтет деревянные игрушки, кому-то по душе – пластмасса. По большому счету самое главное – качество и безопасность, а так все это – верные помощники неравнодушного и любящего родителя, который дает возможность своему ребенку развиваться максимально полно.

Мелкая моторика рук – важная часть подготовки малыша к школе, этой значимой части его жизни, где письмо и рисование имеют большое значение.

А также элемент . И об этом важно помнить, поскольку, чем лучше человечек сможет рассказать о своих нуждах и требованиях окружающим, тем лучше будет понят и принят в ясельках, в саду, а потом – в начальных классах.

Почему бы тебе не узнавать обо всем первым? Подпишись на обновления блога прямо сейчас!

Введение

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

Развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4-4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

Восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

Формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу - полетели!
На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

8. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец - с сердцем, безымянный - с печенью, средний - с кишечником и позвоночником, указательный - с желудком, большой - с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.


4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. «Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. «Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. «Подзорная труба»

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. «Лабиринт»

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. «Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, - так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. «Фигурки»

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. «Сюрприз»

Заверните значок в 4-5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. «Прищепки на корзинке»

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. «Разноцветные прищепки»

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2-3 раза в день.

1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.

2. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем - левой.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. «Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет -
Коготки поточит.
Цап-царап!

4. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец - танцевал,
Указательный - скакал,
Средний палец - приседал,
Безымянный - всё кружился,
А мизинчик - веселился.

5.»Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6-8 раз.

6. «Павлин»

Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

У весёлого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждёт друзей павлин,
А пока павлин один.

7. «Бабочка»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») - сначала одной, потом другой рукой.

8. «На зарядку становись! «

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку - 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец - крепко спал.
Четвёртый палец - лишь дремал.
Третий палец - засыпал.
Второй палец - всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3-4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне - они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. «Пришей пуговицу»

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. «Маленький аптекарь»

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2-3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем - с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1-3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой - и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1-2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1-2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

Всем привет! Надеюсь, вы меня еще не потеряли Столь длительному перерыву в публикации статей у меня есть оправдание – я с головой ушла в свой новый проект . Работа над проектом продолжается, но теперь я обещаю писать статьи чаще Предлагаю также поддерживать связь в Инстаграме , Вконтакте и Facebooke .

Ну а сегодня я хотела бы опубликовать давно обещанное продолжение статьи про игры на развитие моторики для детей от 2 лет. В статье я расскажу о том, какие развивающие игрушки будут интересны двухлетнему малышу, и какие игры можно сделать дома своими руками. Ну и чтобы ничего не упустить, не забудьте также посмотреть первую часть статьи:

Итак, во что еще можно поиграть с ребенком дома, чтобы это было интересно и полезно:

1. Находим недостающие фрагменты картинки


Как известно, самые интересные и простые игры получаются из подручных средств и того, что вы как раз собирались выбросить Поэтому не спешите утилизировать старые журналы, открытки, прошлогодние календари и ненужные фотографии! Из них можно сделать много всего интересного. Как пример – вот такая развивающая игра на «залатывание дыр». Вы можете сделать в картинке прорези как одинаковой, так и совершенно разной формы, чтобы было интереснее.

Для игры лучше всего подойдет большая картинка, примерно формата А4 (Я использовала прошлогодний календарь). И, чтобы ребенку было удобнее играть, желательно, наклеить картинку и получившиеся детали на чистый лист или картон.

2. Веселые упражнения для пальчиков

(Ozon , My-shop , KoroBoom ) сам по себе очень привлекает внимание детей, редкий ребенок не захочет примерить эти хорошенькие маленькие игрушки на свои пальчики. Между тем игра с такими пальчиковыми игрушками может быть очень полезной, ведь ее можно превратить в настоящую пальчиковую зарядку! Как это сделать? Для начала наденьте себе и ребенку по одной игрушке на указательные пальчики обеих рук (впоследствии можно будет подключать и другие пальцы).

  • Игрушки кланяются (пальчик сгибается в фаланге);
  • Кружатся (пальчик поворачивается туда-сюда);
  • Прыгают;
  • Ходят;
  • Спят;
  • Обнимаются друг с другом;
  • Встают на голову;
  • Ползают;
  • Катаются с импровизированной горки и т.д.
  • Дети, как правило, выполняют движения обеими руками одновременно. Но, когда освоитесь, можно попробовать и усложненную версию – разные движения на разных руках. Например, зверушка на одной руке прыгает, а на другой – просто спит или смотрит на первого. Или совсем сложный вариант: один прыгает, другой кружится.

Для взрослого это все может и элементарно, а вот для ребенка 2-3 лет это задачка совершенно нового уровня, это же нужно понять, как вывернуть руку, чтобы зверушка на пальчике покланялась или прилегла Получается очень полезная работа для пальчиков в увлекательной игре.

3. Подбираем болты и гайки по размерам, прикручиваем

Зайдя в магазин крепежа и прикупив там за относительно небольшую сумму набор болтов и гаек последовательно увеличивающихся размеров, вы можете получить замечательную развивающую (и в то же время очень практичную) игру, которая позволит вашему малышу:

  • Развивать глазомер, подбирая к гайкам подходящие болты;
  • Потренировать пальчики, освоив весьма полезный навык «вкручивания»;
  • Ранжировать болты и гайки по размеру.

Нам с Тасей играть было интересно, думаю, мальчикам будет еще интереснее.


4. Игра «Подбери ключик»

Занятие аналогично предыдущему, только на этот раз мы будем подбирать ключики к замочкам и соответственно овладевать навыком открывания замков. Прикладываю фото, найденное в интернете, так как мы с Таисией в такую развивашку играли в детском клубе, а не дома. К сожалению, в представленном примере ключики и замочки не сильно отличаются по размерам, желательно, найти замочки с более заметным отличием.

Любителям маленьких ключиков и замочков также будет интересен вот такой домик с замочками от Melissa & Doug , цена на него, правда, ужасно подскочила с повышением курса доллара.

5. Выкладывать макароны/пуговицы по линиям


И еще одна игра, которую можно сделать за 2 минуты из подручных средств. Такая игра способствует совершенствованию моторики и, конечно, аккуратности. В чем суть развивашки, думаю, понятно из фото – по начерченным дорожкам аккуратно выкладываем макароны. Подойдут также пуговицы. Если вы используете материалы разных цветов, то для каждой дорожки можно определить свой цвет, тем самым добавится еще и цветная сортировка.

Один совет : чтобы сделать занятие более интересным, поставьте по краям дорожек маленькие игрушки, и объясните, что ваша миссия – построить для игрушек мост из макарон, иначе им никак не встретиться.

6. Играем с пипеткой

Еще одна простая игрушка, которая всегда есть под рукой и которая способна надолго завладеть детским вниманием, — это пипетка. Если ваш малыш еще не знаком с этим приспособлением, то начать лучше с (можно купить в KoroBoom ), и при этом просто переливать воду из одной посуды в другую. Ну а когда ребенок уже уловит последовательность действий (нажать – опустить пипетку в воду – разжать пальцы и т.д.), то можно уже и задачки посложнее предлагать. Например, разлить водичку по ячейкам при помощи маленькой пипетки.

В качестве ячеек идеально подходят детали лего. Водичку для этого развивающего занятия желательно подкрасить гуашью, так будет виднее, какие ячейки уже заполнены, а какие еще нет.

Для тех, кто уже совсем хорошо освоился, можно предложить продвинутый вариант – чередовать цвет водички при заполнении рядов ячеек.

7. Вырезаем ножницами

Если вы еще не начали вырезать ножницами, то обязательно начинайте прямо сейчас! Дети это занятие просто обожают. Сначала их любовь, как правило, ограничивается простым кромсанием бумаги по краям. И это совершенно нормально, к этому нужно подготовиться, предложив ребенку большую пачку бумаги, газет или журналов, а также безопасные детские ножницы . (Кстати, можно еще вот такой полезный инструмент использовать для совершенствования навыков работы с ножницами).

И только после того, как ребенок полностью убедится в своем умении держать ножницы, он начинает интересоваться вырезанием по линиям. Совершенно идеально для этого подходят тетради «Кумон» из серии «» (Лабиринт , My-shop , Ozon ). Встречаются и подобные более бюджетные пособия, например, у нас еще была тетрадь из серии «Disney. Играй и учись ». Таисия заинтересовалась подобными тетрадями в 2 года 3 месяца и ее уже было не оторвать

Тетради «Кумон» выстроены так, что все задания представлены в порядке возрастающей трудности и если в начале для успешного выполнения задания достаточно сделать только пару надрезов ножницами, то ближе к концу тетради линии становятся все более извилистыми и замудренными. «Кумон» замечателен также своим небольшим форматом, благодаря которому ребенку удобно удерживать вырезаемую поделку. Напоминаю также, что вы можете скачать большинство тетрадей «Кумон» .

8. Конструкторы и кубики

9. Выкладываем простые закономерности, длинные/короткие дорожки

С помощью таких простых материалов как кубики, мозаика (вот такого типа ), счетные палочки можно решать первые логические задачи, а именно:

  • Выкладывать длинные и короткие дорожки, сравнивать их, считать, сколько деталей в каждой из них.
  • Выкладывать широкие и узкие дорожки, сравнивать их.
  • Выкладывать дорожки заданных цветов. Эта задача становится гораздо интереснее с кубиками Никитина «Сложи узор» (Лабиринт , My-shop , KoroBoom ). Дело в том, что при игре с мозаикой или обычными кубиками ребенку достаточно просто выбрать красный или синий элемент из кучи. А если же он имеет дело с кубиками Никитина, у которых каждая грань окрашена в свой цвет, то ему нужно будет сначала найти соответствующую грань на кубике, а затем поставить кубик нужной стороной вверх. Вроде просто, да? Но двухлетнему малышу нужно будет немного поразмышлять:)

  • Выкладывать простые закономерности. Для начала попробуйте самое простое – чередование цветов 1 через 1. Вы начинаете – малыш продолжает. Если ребенку будет это интересно, переходите к закономерностям потруднее.

И никогда не забывайте, что любое занятие можно оживить, придумав простой сюжет. Например, в данном случае вы не просто строите с малышом закономерности, а выкладываете дорожку для игрушек, чтобы они могли попасть друг к другу в гости.



10. Шнуровка-планшетик

Часто молодые мамы слышат от врачей и педагогов (да и от более опытных мам, читают на форумах и так далее), что необходимо развивать мелкую моторику малыша. Но что это и как развивать? Да и для чего? Может, сама разовьется?

Что такое мелкая моторика и зачем ее нужно развивать

Сначала давайте разберемся, что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это способность человеком, неважно, взрослым или маленьким, выполнять точные движения руками, ногами, пальчиками рук, в результате хорошо скоординированной работы мозга, мышечной и нервной систем, задействовав при этом мелкие мышцы. Если мелкая моторика хорошо развита, то человек может с легкостью выполнять различные задания: рисовать, застегивать пуговицы, вышивать бисером, лепить и так далее.

Кроме того, ученые доказали, что развитие речевого центра ребенка напрямую связано с развитием мелкой моторики, то есть чем лучше развита моторика, тем быстрее и четче заговорит ребенок. Объясняется это довольно просто: центры, отвечающие за моторику и за речь, в головном мозге расположены очень близко друг к другу. В результате, при выполнении мелких движений в головной мозг передаются сигналы, которые постепенно активизируют клетки коры головного мозга, ответственные за речь малыша. Поэтому в повседневной жизни желательно найти немного времени для простых игр, которые помогут развить моторику. К тому же, если проявить фантазию, то можно даже обойтись без специальных дорогостоящих игрушек.

Какие игрушки помогут развить мелкую моторику?

Сейчас в современных магазинах огромнейший выбор развивающих игрушек на любой вкус и кошелек. Для развития моторики лучше всего остановиться на игрушках со множеством мелких деталей (при этом они должны быть надежно зафиксированы, чтобы случайно не попасть в дыхательные пути или ротик малыша!) с разной фактурой (например, тканевые развивающие игрушки с разнофактурной тканью, различными бубенчиками, колечками, глазками и так далее) и издающие разны звуки (например, развивающая бабочка – крылышки шуршат, туловище – погремушка и так далее). Также замечательно развивают моторику различные лабиринты.

Обратите внимание не только на дорогие игрушки, среди игрушек средней ценовой категории тоже есть замечательные.
Но тратить деньги на игрушки не обязательно: мама, папа, бабушка, дедушка или другие родственники малыша самостоятельно за вечер-два могут сделать развивающую игрушку. Например, на кусок ДСП закрепить различные замочки, щеколдочки, цепочки и так далее, чтобы ребенок мог самостоятельно открывать, закрывать, двигать и так далее. А можно сшить развивающие книжки, мячики и игрушки любой формы.

Игры для развития мелкой моторики

Ну а можно использовать различные подручные средства для развития моторики. Хочу предложить несколько игр с применением «инвентаря», который есть дома. Единственное, присматривайте за ребенком в ходе игры, чтобы некрупные предметы не попали в нос или рот.

1. Нам понадобится пластиковая или металлическая банка или бутылка с широким горлышком и орехи (грецкий, фундук) или фасоль, бобы. В миску насыпаете орехи или их заменители (для малышей все же лучше взять орехи покрупнее) и пусть ребенок аккуратно по одному перекладывает их в банку или бутылку. Постепенно размер предметов и диаметр горлышка банки уменьшайте, чтобы ребенок прилагал усилия для того, чтобы поместить предмет в емкость.

2. Нанизывание крупных бусин на шнурок. Вначале возьмите самые крупные бусины, которые у вас есть, с широкой дырочкой, желательно диаметр бусин не менее 1,5-2 сантиметров. Покажите ребенку, как их нанизывать на веревочку. По мере того, как у ребенка будет получаться, заменяйте бусины на более мелкие и веревочку на более тонкую.

3. Рисовать пальчиками по крупе. Насыпьте на противень немного крупы: рис, гречку, манку, равномерно распределите по поверхности, чтобы получился «холст» для рисования. Пусть ребенок рисует узоры обеими ручками. Можно смешать крупы, чтобы получилось интереснее.

4. Пластилиновая мозаика. Распечатайте шаблон (в интернете их много, парочку прикрепляю сюда) и пусть ребенок на кружочки налепит пластилин. Кстати, перед тем, как делать аппликацию, ребенок может хорошо помять пластилин, это тоже отлично развивает мелкую моторику.

5. Дайте ребенку кусочек пластилина, скатайте вместе с ним шарик и пусть малыш вдавливает в шарик различные мелкие предметы: бусинки, пуговички, рис, гречку, фасоль, горох.

6. Можно поиграть с бумагой: рвать, сминать, расправлять. Но вот тут есть одно замечание: чтобы потом ребенок не порвал книгу, обои, журналы и прочие нужные вещи нужно показать ребенку, откуда можно брать бумагу для игры!

Каждая мама знает о важности развития мелкой моторики рук. Но о том, как именно это происходит, знают не все, равно как и некоторых особенностях самой мелкой моторики. При этом мелкая моторика в значительной степени влияет на развитие речи детей раннего возраста. Итак, какие действия особенно полезны в развитии мелкой моторики у детей 2 лет?

Особенности мелкой моторики у детей 2 лет

Мелкой моторикой называется способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук и ног, кистями в результате координации действий таких основных систем организма, как мышечная, костная, нервная. Нередко относительно развития пальцев УК используется термин «ловкость».

К области мелкой моторики детей относятся самые разнообразные движения, от самых простых жестов вроде захвата игрушки, до сложнейших движений – рисования, письма. Поэтому развитие мелкой моторики исключительно важно для каждого ребенка с периода рождения. Изначально малыши просто изучают свои руки и только после этого обучаются науке управления ими.

Основная и важнейшая особенность мелкой моторики непосредственно связана с нервной системой, памятью, вниманием и восприятием ребенка. При этом она тесно взаимосвязана с малышей. Объясняется эта связь близким расположением в головном мозге центров речевого и моторного. Поэтому активация речевого центра происходит при стимуляции пальцев рук. Помимо речи мелкая моторика оказывает огромное влияние на формирование почерка, скорость реакции и ловкость рук ребенка.

Занятия на развитие мелкой моторики у детей 2 лет

На основании некоторых особенностей развития мелкой моторики ребенка в этом возрасте можно судить в дальнейшем и о готовности его к обучению в школьных учреждениях. Если все в норме, то ребенок сумеет мыслить логически, уже имеет основные задатки для обучения письму, отличается достаточной концентрацией внимания и памятью, воображением и связной речью.

Развитие мелкой моторики – это непрерывный процесс, при этом постепенный и индивидуальный. В ходе совершенствования мелкой моторики негармоничные и неумелые детские движения постепенно улучшаются, становятся точнее.

Игры, упражнения и занятия на развитие мелкой моторики у детей 2 лет

На сегодняшний день разработано множество упражнений, игр и комплексных занятий, которые направлены на развитие мелкой моторики ребенка. В общем виде они разделяются на такие группы, как:

— игры с мелкими предметами;

— пальчиковые игры;

— массаж пальчиков;

— рисование и лепка.

Среди наиболее простых и при этом эффективных игр выделяются игра в ладушки, массаж ладошек, разрывание бумаги и многие другие. Все они становятся интересными детям примерно с полугодовалого возраста. Но есть и другие способы развития моторики. Это:

1.​ Различные конструкторы, в том числе Лего. Подобные конструкторы не только полезны для моторики рук. Ведь они еще и очень интересны детям, которые занимаются с ними с большим удовольствием. Для детей 2-х лет оптимальным вариантом станут наборы с достаточно крупными деталями.

2.​ Шнурки, пуговицы, молнии, кнопки, липучки. Все это доступно любому ребенку, но не каждый родитель понимает полезность этих предметов. Конечно же, в 2 года ребенок еще не готов самостоятельно одеваться, но регулярные попытки проделывания отдельных манипуляций с одежной являются отличной тренировкой для мелкой моторики рук. Причем все малыши отличаются хорошей памятью, поэтому уже после первого показа родителями порядка действий с удовольствием стремятся их повторить. С течением времени дети самостоятельно осваивают одевание.

3.​ Рисование – это еще один прекрасный способ развития мелкой моторики у детей 2 лет и старше. Не важно, чем именно малыш будет рисовать – фломастерами, красками, карандашами. Изначально он будет попросту заляпывать бумагу некими бесформенными пятнами и изображениями. Но со временем ему обязательно удастся постичь всю сложность процесса рисования.

4.​ Игрушки из разнообразных подручных средств. В любом доме немало вещей, которые подойдут в качестве игрушек для 2-3-х летних малышей. Это ложки, пуговицы и другие предметы. Особый интерес дети проявляют к игре с бельевыми прищепками, из которых прекрасно составляются интересные композиции и фигуры. Они развивают не только моторику, но и воображение.

5.​ Лепка. Это также особенно полезное занятие для ребенка. Ведь в то время, когда ребенок пытается вылепить ту или иную фигуру из пластилина, он задействует все мышцы ладони. Со временем он будет стремиться к красивым формам, развивая тем самым ловкость.

Важность и необходимость развития мелкой моторики у детей 2 лет ни в коем случае нельзя недооценивать. Ведь чем быстрее и лучше она будет освоена, тем проще малышу будет даваться все последующее обучение, в том числе и в непростые школьные годы.