Крепкое папье маше. Папье маше своими руками для начинающих. Рецепты и пошаговое фото папье маше из туалетной бумаги и газеты

Папье-маше (франц. - жёваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т.

д. Из папье-маше изготовляются игрушки, новогодние поделки, учебные пособия, муляжи, театральная бутафория, ларцы, шкатулки, вазы, украшаемые часто росписью, лакировкой, тиснением ".
Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие поверхности из бумаги. Нарвите бумагу на полоски, добавьте мучной клейстер и обклейте апельсин… А можно взбить блендером туалетную бумагу, добаваить пва и спрессовать… В любом случае вместе с малышом вы сможете создать необычную форму, образ, персонаж… Изделия из папье-маше можно подвергать любым способам декорирования.
Папье-маше изобрели в начале 16 века во Франции и использовали первоначально для изготовления кукол. Огромный интерес публики к импортным китайским и японским лакированным декоративным изделиям стал примерно в 70-х годах 17 века толчком к развитию производства в Европе изделий из папье-маше
Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, маски, подносы, архитектурную лепнину для стен и потолков, подсвечники , рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же разнообразные изделия мебели, включая кровати и гардеробы.

Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.
По первой - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели. В классической технике наносится от нескольких до 100 слоев бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер.

По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

По третьему методу, - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона.
Высушенные изделия, шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи. Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

Рецепт мучного клейстера

4 стол.ложки пшеничной муки, первая порция воды - 0,5 ст, вторая порция воды - 1 стакан.

Муку смешать с первой порцией воды и тщательно размешать, разбивая все комочки. Добавить вторую порцию воды, смешать.
Полученную смесь нужно хорошо подогреть. Важно постоянно помешивать, чтобы на дне не образовывались комочки. Доводить до кипения нельзя - мука потеряет свои свойства. Когда образуется густая киселистая масса - можно снимать с огня. Дать остыть и использовать. Хранить можно в холодильнике несколько дней.

Чтобы получить прочное папье-маше нужно взять форму, к которой можно плотно притереть бумагу. Например, апельсин: поверхность формы смажьте растительным маслом и перекрывая друг друга - покрывайте полосками бумаги, смазанными мучным клейстером.
Когда апельсин уже не будет видно из-за газет - удобно наклеить слой контрастной салфетки или кальки, чтобы можно было следить за равномерностью нанесения полосок.
Притирайте бумагу движениями, как если бы вы хотели сделать снежок из рыхлого снега. Чем лучше притрете друг к другу бумагу - тем крепче будет картон.

Делаем маску из папье-маше:
Перед началом работы модель нужно покрыть слоем вазелина. Далее модель обклеивают бумагой в технике папье-маше. Рвем газету на мелкие кусочки (примерно с нынешний полтинник). Чтобы не запутаться в слоях, лучше, чтобы бумага была двух цветов: газетные поля, например, и газетный текст. Слои должны располагаться в следующем порядке:

Первый слой папье-маше состоит из обычной бумаги.

Когда вся маска покрыта бумагой, можно сделать следующий слой на клею. Чтобы маска не вышла рыхлой, а наоборот, получилась ровной, жесткой и влагонепроницаемой, очень важно хорошо вдавливать каждый кусочек, убирая пузырьки воздуха.

Третий слой - более плотная бумага. Ее следует прилеплять особенно тщательно, а промазывать лучше более густым клеем;
Обычная бумага.
Хлопчатобумажная ткань тоже должна быть мелко нарезана и вымочена в разведенном клею. Этот слой грозит появлением складок. Поэтому каким-нибудь твердым предметом нужно постоянно продавливать все нужные «особенности рельефа», чтобы они не пропали под слоями материала, и убирать ненужные. При наклеивании кусков ткани на выпуклости могут получиться «карманы» - кусочки, которые некуда приклеить или которые образуют эти самые складки. Их нужно срезать ножницами.
Обычная бумага.
Снова плотная бумага.

Верхним, последним слоем может быть плотная белая размоченная бумага или мелкие кусочки белой ткани (не берите бинт; его можно использовать на средние слои, но сверху он, сами понимаете, смотреться не будет). Когда клей схватится, влажной салфеткой или просто рукой протрите места соединения кусочков бумаги или ткани, чтобы сгладить неровности.
После всего этого обклеенную модель сушат. Сушить маску нужно при комнатной температуре, не снимая с модели, во избежание деформаций маски (3-4 дня) .
Маску можно обтянуть стреч-бархатом, креп-атласом и вообще почти любыми тканями. Берем ткань по форме маски примерно, в районе глаз аккуратно разрезаем с припуском, и приклеиваем, завернув края вовнутрь. Когда приклеется, натягиваем края и приклеиваем их вовнутрь тоже. Ткань закрепляется супер-клеем. Лучше брать эластичный материал, чтоб не складками лег. Изнутри маска тоже проклеивается тканью, лучше х/б. - эта ткань должна закрыть концы ткани наружней. Не забудьте про завязки!
Далее, маску можно украсить пайетками, кружевом, тесьмой, перьями.

взято здесь expert.urc.ac.ru
Изготовление изделий из папье-маше ведётся обычно по специальным образцам — моделям. В качестве таких образцов могут быть использованы различные предметы фабрично-заводского изготовления: учебные пособия, макеты, игрушки, маски, хозяйственный 1инвентарь и т. п. В большинстве случаев для изготовления поделок из папье-маше применяются специальные модели, вылепленные из глины,% пластилина, парафина и других пластических материалов. Чаще всего для изготовления моделей в работах с папье- маше используют глину материал весьма распространённый и дешёвый. Стеки, используемые при лепке моделей из глины.

Из глины по заранее заготовленному эскизу или образцу лепят модель — оригинал, форму которого желают точно воспроизвести из папье-маше. Для изготовления модели необходимо взять вполне достаточный по размеру сплошной ком хорошо перемешанной глины с тем, чтобы из него вылепить всю модель целиком. В тех случаях, когда модель должна иметь большие размеры, а такл?е при лепке моделей, имеющих отдельные, далеко выступающие детали, во взятый для лепки ком глины заделывают проволочный или деревянный каркас.

1 Необходимо отметить, что нередко под папье-маше совершенно неправильно подразумевают всевозможные бумажные пластические массы, в которых бумага предварительно измельчается механически или разваривается на отдельные волокна и в порошкообразном или кашицеобразном состоянии смешивается со склеивающими веществами и другими наполнителями в однородную пластическую массу. Эта масса используется для заполнения форм и после высыхания становится твёрдой и прочной.
Обычно оригинал, сперва лепят из глины руками и только после того, как будет более или менее точно намечена общая форма и взаиморасположение отдельных частей модели, прорабатывают детали при помощи стеков. Стеки —узкие лопаточки разной формы из плотной древесины или металла.

При длительных перерывах в лепке глиняной модели её необходимо завёртывать в мокрую тряпку, которую всё время следует поддерживать во влажном состоянии.

Небольшие модели в условиях кружка «Умелые руки» очень удобно лепить из пластилина — специальной восковой пластической массы. Перед работой пластилин надо хорошо размять руками, а при лепке из него моделей применять металлические стеки, которые время от времени слегка подогревать.

Для изготовления небольших моделей используют также парафин, из которого каждый раз сначала отливают болванку, грубо напоминающую по своим контурам будущую модель, затем при помощи ножа и подогретых металлических стеков модель заканчивают.

Изготовление изделий по моделям-формам.

В зависимости от назначения, величины и тиража изделия, а нередко и в зависимости от наличия необходимых материалов, избирается технология его изготовления из папье-маше. Если нужны единичные экземпляры, а размеры их относительно велики, то во многих случаях не имеет смысла затрачивать время и материалы на изготовление специальных форм: выклейку изделия можно провести непосредственно по глиняной модели — оригиналу. Модель при этом служит одновременно и формой.

Модель-форму покрывают сплошь в один-два слоя кусочками увлажнённой бумаги, которые тряпочкой или кусочком резиновой губки прижимают к поверхности формы, чтобы обеспечить плотное прилегание 1* ликвидировать все воздушные пузырьки. Затем вся поверхность модели выкладывается слой за слоем небольшими кусочками влажной рыхлой бумаги, покрытыми с одной стороны клейстером.

Чтобы глина, из которой сделана модель-форма, не размокала при выклейке её бумагой, поверхность модели необходимо пропитать олифой, любым растительным маслом или покрыть тонким слоем специальной пасты, представляющей собой раствор стеарина в керосине. Изготовление стеарино-керосиновой пасты описано ниже.

удобно применить в качестве моделей-форм покупные пластмассовые ванночки. Глиняные цветочные горшки могут служить моделями-формами для изготовления из папье-маше декоративных цветочных горшков. Старые игрушки из папье-маше часто используют в качестве моделей-форм для изготовления таких же самодельных игрушек.

Для того чтобы не происходило склеивания перечисленных моделей-форм с папье-маше, а также чтобы эти модели не портились от содержащейся в глине влаги, их поверхности предварительно покрывают лаком, тонким слоем стеарино-керосиновой пасты, растительным маслом или расплавленным воском, парафином или стеарином. Первый слой увлажнённой бумаги выкладывается по поверхности модели-формы без смазывания клейстером. После того как нанесённый на модель-форму слой папье-маше подсохнет настолько, что изделие можно отделить от формы, не опасаясь его деформации, его снимают и хорошо просушивают в тёплом, но не жарком месте.

При описанном выше способе изготовления изделий слой папье-маше прилегает к модели, служащей формой, своей изнанкой. Поэтому лицевая поверхность изделия только приблизительно воспроизводит оригинал. Чтобы это воспроизведение было возможно точнее, нужно в процессе работы по выклейке отдельных слоев папье-маше строго следить за тем, чтобы общая их толщина была повсюду одинаковой.

Изготовление изделий по остовам, каркасам и болванкам

По технологическим приёмам описанный выше способ изготовления изделий из папье-маше по моделям-формам очень напоминает часто применяемый в кружках «Умелые руки» способ, который сводится к оклейке десятью-двенадцатью слоями бумаги специального остова из картона. Так, например, при изготовлении шкатулки из папье-маше можно сделать нужного размера картонную коробку и оклеить её, слой за слоем, бумагой. После просушки при помощи огрунтовки, шпаклевания и шлифования шкатулке придаётся правильная геометрическая форма, и она окрашивается или раскрашивается масляными красками, эмалями или нитрокрасками.

Картонные остовы применяют и при изготовлении многих объёмных макетов по географии; этот приём ускоряет работу и способствует экономии материалов и значительному облегчению веса готового изделия. На рисунке 138 показан макет вулкана, изготовленный на картонном остове.

В тех случаях, когда изделие имеет большие размеры и сложную конфигурацию, выклейка его из папье-маше может производиться по каркасу, изготовленному из любого подходящего для этой цели материала: деревянных брусков и реек, фанеры, проволоки, картона и т.* п. Такие каркасы делаются обычно на специальных щитках или ящиках с невысокими стенками.

Изготовление из папье-маше различных поделок, имеющих строгую геометрическую форму, проводят, как правило, с использованием болванок соответствующей формы. Такие болванки делают из сухой не сучковатой древесины. Поверхность их хорошо выстрагивают и окрашивают водоустойчивой краской, нитролаком или масляным лаком.

При изготовлении изделия по болванке последнюю смазывают маслом или стеарино-керосиновой пастой и обёртывают одним-двумя слоями бумаги. Затем, слой за слоем, болванку оклеивают бумагой и, доведя слой папье-маше до нужной толщины, оставляют до просушки. Высохшую заготовку снимают с болванки, зачищают её поверхность рашпилем и шкуркой и проводят дальнейшую отделку. Чтобы легче было снять заготовку изделия с болванки, полезно последнюю выстрагивать слегка «на конус», а по рёбрам болванки снимать небольшие фаски.

Изготовление форм

Если по имеющемуся оригиналу — модели из глины, пластилина, парафина и т. п.— необходимо изготовить несколько одинаковых копий из папье-маше и эти копии должны достаточно точно воспроизводить модель, то по этой модели изготовляют формы.

Формы представляют собой отпечатки моделей в гипсе, воске, парафине, стеарине и других материалах, которые для этого либо расплавляются подогреванием, либо затворяются водой. Затвердевая в результате охлаждения или химического взаимодействия с водой, эти вещества с достаточной точностью воспроизводят в обратном виде общую форму и все элементы поверхности модели.

Для изготовления форм обычно применяют мелко измолотый жжёный хорошего качества гипс. Хороший гипс на ощупь эластичен и жирен, не содержит посторонних включений и крупинок и не пристаёт к пальцам. Будучи затворён водой до получения раствора густоты сметаны, гипс образует раствор, хорошо заполняющий все мельчайшие детали поверхности модели. Этот раствор быстро густеет, схватывается и затвердевает, образуя форму, которая сравнительно легко отделяется от модели.

К достоинствам гипса как материала для форм относится также то, что он после затвердевания достаточно прочен, хорошо обрабатывается и склеивается.

Отливку формы для каждого изделия из папье-маше следует производить, сообразуясь с его величиной и конфигурацией. Для изделий плоскостных, какими, в частности, являются многие географические макеты, различные барельефы, картуши и т. п., изготовляют формы, открытые с одной стороны. Их называют обычно простыми, или одностворчатыми формами. Такие формы представляют собой плиты той или иной величины из гипса, алебастра или других материалов. На одной стороне каждой плиты имеется точный отпечаток модели — форма для изготовления изделия из папье-маше.

Отливка одностворчатых форм из гипса или алебастра, если модели не содержат фигурных деталей, могущих воспрепятствовать снятию с них готовой отлитой формы, производится сравнительно просто.

После того как модель подготовлена для отливки формы, т. е. смазана растительным маслом или раствором стеарина в керосине, приготовляют гипсовый раствор. Для этого порошок гипса высыпают в чашку или в миску с водой, распределяя его равномерно по всей поверхности последней. При помощи деревянной лопаточки, не поднимая её из раствора и избегая взбалтывания, которое приводит к образованию в нём пузырьков воздуха, быстро перемешивают раствор.

Свежеприготовленный гипсовый раствор должен по густоте напоминать сливки. Если раствор окажется слишком жидким, следует без промедления, при непрерывном помешивании, добавить немного сухого гипса.

Заготовленный раствор быстро загустевает, и как только он станет по виду напоминать густую сметану, его нужно немедленно использовать для отливки формы.

На модель наносят сначала тонкий сплошной слой гипсового раствора, тщательно наблюдая за тем, чтобы у поверхности будущей формы не образовалось пузырьков и пустот. Затем быстро покрывают всю поверхность модели слоем раствора толщиной не менее 2,5—3 см в самых тонких местах. Весьма желательно, чтобы изнанка готовой формы представляла собой плоскость: при последующем пользовании формой для работы её удобнее в этом случае класть на стол.

Отлитую гипсовую форму оставляют для затвердевания. Посуду, использованную для затворения гипса, необходимо немедленно тщательно вычистить и вымыть, так как гипс, в котором начался процесс затвердевания, с трудом удаляется с поверхности посуды и инструмента. Раствор, приготовленный для формовки, следует расходовать каждый раз полностью, ибо оставшийся гипс всё равно приходится выбрасывать. По этой же причине надо на каждую форму готовить гипсовый раствор отдельно. Готовые гипсовые формы хорошо просушиваются и сплошь покрываются масляным лаком или жидким столярным клеем — проклейкой. После повторной просушки и каждый раз перед использованием форм для выклейки изделий из папье-маше рабочую поверхность каждой формы необходимо покрыть тонким слоем стеарино-керосиновой смазки, растительного масла, а ещё лучше — смесью растительного масла с раствором хозяйственного мыла.

Составные формы

При изготовлении из папье-маше некоторых объёмных изделий часто применяют составные, или, как их ещё называют, разборные, створчатые или кусковые формы. В зависимости от сложности конфигурации моделей, такие формы состоят из двух и более частей — створок или кусков. При использовании составных форм каждая створка выклеивается слоем папье-маше отдельно, а после высыхания все части изделия склеиваются в одно целое.

При изготовлении каждой створчатой формы необходимо, сообразуясь с характером модели и изделия, наметить наименьшее количество створок. При этом границы последних должны проходить на модели так, чтобы каждая створка легко снималась с модели, а отдельные части изделия, после просушки слоя папье-маше, легко отделялись от соответствующих створок формы. Желательно намечать границы створок так, чтобы швы между отдельными частями изделия можно было при отделке сделать незаметными. При изготовлении составных форм необходимо принимать меры к точному совпадению между собой отдельных створок.

Створки составной формы отливаются последовательно, одна за другой, и гипсовый раствор готовится каждый раз в объёме, достаточном для изготовления очередной створки. На время отливки каждая створка должна быть ограничена по всему контуру, намеченному на модели, либо боковыми поверхностями уже отлитых створок, либо специальными временными перегородочками из жести, тонкого промасленного картона и других материалов.

Если модель, по которой нужно изготовить створчатую форму, сделана из твёрдого материала, то временные перегородочки для отливки отдельных створок можно выполнить из лепной глины. Для этого из глиняного теста приготовляют раскатыванием на доске длинную колбаску, а из неё формуют затем ленту толщиной 10—12 мм. Срезав у этой ленты ножом одну сторону и слегка смочив плоскость среза водой, опоясывают модель по намеченной^ линии глиняной стенкой. Таким образом, для отливки каждой створки получается замкнутый контур.

Перед отливкой очередной створки поверхность соответствующего участка формы и боковые поверхности уже отлитых соседних створок и перегородок смазывают жирной смазкой.

В качестве простейшего случая изготовления составной формы можно указать на отливку гипсовой двухстворчатой формы по небольшой и сравнительно несложной модели, выполненной из какого-либо твёрдого и прочного материала. Модель, покрытую жирной смазкой, просто вдавливают в толстый слой хорошо размятого глиняного теста. Глину около модели выравнивают ножом и вокруг всей модели, на некотором расстоянии от неё, делают валик — стенку из глины. Подготовленную таким образом верхнюю половину модели заливают гипсовым раствором.

Когда гипс затвердеет, модель вместе с отлитой створкой формы перевёртывают и тщательно очищают от глины. Подлежащую заливке гипсом половину модели и поверхность шва, по которому будут соединяться обе створки формы, покрывают тонким слоем жирной смазки, после чего производят отливку второй створки^

После того как гипсовая форма полностью отлита, ей по возможности придают снаружи правильную форму, снимая ножом излишек гипса на створках. Когда гипс хорошо затвердеет, створки гипсовой формы раскрывают, просовывая в щели между ними лезвие ножа.

Выклейка форм бумагой

В зависимости от размеров и конфигурации изделия, для вы-клейки форм могут применяться полоски и куски бумаги тех или иных размеров. Чем сложнее рельеф и мельче изделие, тем более мелкие кусочки бумаги приходится употреблять для его выклейки. Оклейку больших цилиндрических и призматических болванок при изготовлении самодельных подзорных труб, перископов, калейдоскопов, пеналов и других поделок ведут целыми листами бумаги, ширина которых соответствует длине болванок.

Бумагу для папье-маше удобнее всего нарезать предварительно полосками шириной 3—4 см и длиной 20—30 см. Полоски заливают на несколько минут горячей водой и укладывают стопкой. Когда лишняя вода стечёт и бумага немного провянет, её используют для наслаивания папье-маше, причём, в зависимости от формы предмета, полоски наклеивают целиком или рвут при наклейке на отдельные кусочки. Первый слой увлажнённой бумаги выкладывается без смазывания клеем.

Выклеивание форм ведут либо из середины к краям, либо от одного края до другого. Выклеивание изделий производится обычно не меньше чем в 5—6 слоев, а чаще всего в 10—12 и больше слоев. Чтобы работа шла быстрее и окончательная тол-щина слоя папье-маше в готовом изделии получалась равномерной, рекомендуется для наклеивания каждого очередного слоя использовать бумагу, которая по цвету или фактуре отличалась бы от бумаги, использованной для выклейки предыдущего слоя. Например, выклеив первый слой из газетной бумаги, следует для следующего применить цветную или гладкую белую бумагу, для третьего слоя можно снова использовать газетную бумагу или бумагу другого цвета и т. д. Такой простой приём позволяет работающему не допускать пропусков и добиться равномерной толщины выклеенного слоя папье-маше.

Если изделие имеет мелкие выпуклости, то при выклейке формы соответствующие этим выпуклостям впадины выклеивают отдельно несколькими слоями бумаги и заполняют небольшими комочками смазанной клеем бумаги, после чего выклеивание формы продолжают обычным способом.

При выклеивании отдельных створок составной формы по краям их создают небольшой излишек слоя папье-маше. По окончании выклеивания этот излишек отгибают внутрь формы вровень с краями створки и приклеивают к внутренней поверхности слоя папье-маше. При этом образуются заплечики, .

После того как каждая из частей изделия подсохнет, на её края по всему контуру при помощи карандаша или ножа переносят со створки формы линию шва. Деталь осторожно извлекают из створки формы и окончательно просушивают. Затем выравнивают и зачищают рашпилем края изготовленной детали до намеченной указанным выше способом линии шва. Если требуется более высокая точность подгонки друг к другу отдельных частей изделия из папье-маше, то плоскости швов зашлифовывают стеклянной бумагой.

Если шов между отдельными частями изделия лежит в одной плоскости, то сглаживание его поверхности удобно производить на листе стеклянной бумаги, уложенной на стол лицевой стороной вверх. Извлечённую из формы и просохшую часть изделия в этом случае укладывают всей поверхностью шва на шлифовальную бумагу и притирают до тех пор, пока не будет обеспечена хорошая пригонка к соседним частям.

Сушка отформованных частей изделий из папье-маше производится в тёплом, сухом помещении. Каждое изделие подсушивают сначала в форме, затем их осторожно извлекают из форм и сушат, развешивая на верёвках или раскладывая на досках.

Слишком быстрое просушивание деталей из папье-маше при высокой температуре обычно приводит к короблению, которое затрудняет сборку изделия и портит общий его вид.

Высушенные и подогнанные друг к другу части изделий из папье-маше склеивают горячим столярным клеем.

Отделка изделий из папье-маше

Когда изделие просушено и отдельные его части склеены между собой, все швы и изъяны на его поверхности шпаклюются при помощи специальной деревянной или стальной лопаточки — шпателя или простого ножа клеевой или масляно-клее-вой шпаклёвкой. Зашпаклёванное изделие снова хорошо просушивается, швы и ненужные выступы зачищаются ножом или рашпилем, после чего вся поверхность его сплошь шлифуется стеклянной бумагой или куском пемзы.

Для сплошных покрытий приготовляют более густую шпаклёвку, чем для заделки отдельных изъянов и швов.

Для шпаклевания изделий из папье-маше можно применять шпаклёвки следующего состава:

1. Клеевая шпаклёвка

Мела молотого просеянного, желательно отмученного............... . . ... 20 частей

Клея столярного................ 5 »

Сиккатива................... 1 часть

Мел замешивают водой до получения густого теста, прибавляют густой клеевой раствор и, не переставая мешать, нагревают. После того как получится совершенно однородная кашица, добавляют сиккатив и, тщательно размешивая, снова подогревают.

Желательно использовать эту шпаклёвку, пока она не остыла.

Готовят эту шпаклёвку так же, как и описанную выше. Хорошие результаты даёт добавление в эти шпаклёвки небольшого количества тёртой масляной краскк.

Лака масляного — до получения шпаклёвки нужной густоты.

Эта шпаклёвка быстро сохнет и отличается высокой прочностью.

Для того чтобы поверхность изделий из папье-маше была прочнее, а окраска их сочнее и ярче, а также для снижения расхода краски и лака при окончательной отделке изделий, последние предварительно огрунтовывают, т. е. покрывают тонким слоем грунтовки.

2. Масляно-клеевая шпаклёвка

Мела молотого просеянного

Клея столярного.....

Олифы. . .......

8 частей 3 части 1 часть

3. Лаковая шпаклёвка

Мела молотого просеянного Белил цинковых тёртых.

3 части 1 часть

Простейшей и особенно доступной при работе с детьми грунтовкой для папье-маше является очень густой крахмальный клейстер, который заваривается обычным способом и состоит из двух частей картофельного крахмала и пяти-шести частей воды. Если из-за недостатка воды клейстер не заварится, его подогревают на кипящей водяной бане, пока раствор не станет густым, прозрачным и однородным. Крахмальный грунт наносится, как правило, руками.

Простую для изготовления шпаклёвку получают по рецепту:

клея столярного плиточного........... 8 частей

воды.................«25 »

мела молотого просеянного — до получения грунта густоты сметаны.

Для большей прочности этой грунтовки можно добавить в неё:

олифы..................... 1 часть

лака масляного................ 1 »

белил цинковых тёртых............. 1 »

Если грунт оказывается настолько жидким, что слой его, нанесённый на поверхность изделия, просвечивает, то следует добавить в грунтовку мела. В слишком густую грунтовку добавляют клеевую воду.

В условиях работы кружка «Умелые руки» может найти применение прочная и водоупорная казеиновая грунтовка следующего состава. Обыкновенный творог, приготовленный из снятого молока, обдают кипятком, отжимают в чистой тряпке и высушивают в духовке. Полученную массу измельчают в ступке в порошок, в который добавляют от двух до пяти процентов нашатырного спирта. Для придания грунтовке большей эластичности в массу добавляют 1—2% глицерина, после чего всё разводится олифой до густоты сметаны и хорошо размешивается. Полезно добавить в полученную грунтовку немного тёртых цинковых белил.

После того как нанесённый на поверхность изделий грунт хорошо высохнет, её слегка прошлифовывают мелкозернистой стеклянной бумагой и окрашивают.

Для окрашивания и раскрашивания изделий из папье-маше, изготовляемых детьми, чаще всего применяют масляные краски, наносимые обыкновенно в два или даже три слоя. Для раскрашивания масок, театральной бутафории, макетов и других изделий из папье-маше в масляные краски добавляют очищенный скипидар. Увеличение прочности покрытия при отделке масляными красками может быть достигнуто добавлением в краску (при нанесении послед-
него её слоя) небольшого количества светлого масляного лака.

Хорошие, после чего месят глиняное тесто, пока оно не перестанет прилипать к рукам и будет хорошо сохранять приданную форму. При проведении небольших по размерам и ответственных работ рекомендуется добазлять в глину сырое растительное масло.

Пластилин для изготовления мелких моделей можно приобрести в магазинах канцелярских товаров, но нетрудно изготовить и своими силами по следующему простому рецепту:

воска натурального............... 60 частей

сала свиного топлёного. 40 »

скипидара........ . . 100 »

краски минеральной сухой, тонко измолотой........... 30 »

крахмала картофельного............ 125 *

Воск, сало и скипидар осторожно расплавляют на небольшом огне в эмалированной посуде. Понемногу, при непрерывном

Папье-маше обращает на себя внимание оригинальностью и универсальностью. Достаточно иметь много никому не нужных газет, и в домашних условиях из простого материала можно изготовить красивые вещи, легкие и очень прочные. Как делать папье-маше из газеты, будет рассмотрено ниже.

Немного истории

Папье-маше - это особенная, имеющая однородный состав масса, полученная из газет или иных отходов из бумаги с добавлением клея.

В переводе с французского "папье-маше" означает "жеваная бумага". Впервые данную массу применили во Франции в XVI веке, изготовляя куклы. И только во время правления Петра I папье-маше появилось в России. А в начале XIX века массу из бумаги стали использовать в промышленных целях.

Методики приготовления массы

Как делать папье-маше из газет своими руками? Массу для изготовления изделий можно приготовить следующим образом:

  1. Первый способ заключается в применении послойной технологии. Маленькие полоски или кусочки бумаги наклеивают на подготовленную заранее гипсовую или глиняную основу. Бумажные кусочки клеят в хаотичном порядке друг на друга, создавая до ста слоев. Очень важно, чтобы детали были промазаны клеем с двух сторон, что придает поделке прочность. После каждых наклеенных 3-4 слоев изделие необходимо просушивать.
  2. Второй способ, как делать папье-маше из газет. Массу для изделия изготовляют из бумажной мякоти. Газету или бумагу рвут на мелкие части и заливают на десять часов горячей водой. После этого полученную массу снова нагревают для полного разрушения волокон. Воду сливают через дуршлаг, а бумажную массу с помощью миксера ВЗбивают, получая однородный состав. В полученную смесь добавляют клейкую массу (клей или клейстер). После этого получается пластичная масса, с которой легко работать.
  3. Третий способ чаще всего применяют в промышленных условиях. Картонные листы, промазывая клеем, кладут друг на друга и плотно прессуют. Затем вырезают изделие, шлифуют и наносят краску. Эту технологию применяют для изготовления прочных элементов.

Материал для папье-маше

Работа с папье-маше начинается с подготовки материала. Начинающим заниматься этим видом рукоделия лучше всего использовать газету, потому что это сырье всегда есть под рукой, прекрасно размокает, а изделие получается прочным. Для работы подойдут и другие быстроразмокающие материалы:

  • бумажные салфетки;
  • туалетная бумага;
  • упаковка от яиц;
  • картон (простой и гофрированный).

В качестве клеевого состава используют готовый клей, чаще всего это ПВА, который разбавляют водой в равных частях. Иногда для домашнего творчества применяют клейстер, сваренный из муки или крахмала. Правильную густоту такого состава подбирают в зависимости от вида поделки и имеющегося опыта работы с ним.

Как делать папье-маше из газеты, рассмотрим ниже. Для работы необходима форма и масло, желательно растительное, которым требуется смазать внешнюю поверхность, чтобы не допустить приклеивания массы к основе. Для внешнего оформления пригодятся лак и акриловые краски. Иногда вместо краски смешивают гуашь с клеем ПВА в равных количествах. Это удобно тем, что приготовленный состав можно легко смыть с поделки, пока не произошло его полное высыхание, а после высушивания отсутствует размывание даже при покрытии другими слоями.

Как делать папье-маше из бумаги и газет?

Работу начинают с приготовления клейстера. В отдельной посуде кипятят небольшое количество воды. В емкости смешивают 2-3 ложки крахмала или муки с холодной водой, пока не получится жидкая однородная масса. В кипящую воду тонкой струйкой вливают полученный раствор и продолжают кипятить до загустения. Густота клейстера будет зависеть от количества положенной муки или крахмала. Для работы вместо клейстера можно использовать и клей. Для его приготовления достаточно клей развести таким же количеством воды и тщательно перемешать для образования однородной массы.

После приготовления клейстера приступают к приготовлению бумаги или газет, разрывая их на мелкие кусочки. Это кропотливый труд, от которого зависит последующая работа над поделкой. Мелко порванный материал заливают горячей водой и оставляют его настаиваться на несколько часов. Слив излишки жидкости через сито, бумагу миксером измельчают и доводят ее консистенцию до однородной массы. Такая техника используется всегда и не зависит от используемого материала.

Полученный состав перемешивается с клеем до образования массы, подобной пластилину. После этого готовую смесь кладут в полиэтиленовый пакет и помещают в прохладное место, чтобы она вылежалась.

Папье-маше с применением газетного материала

  • Перед началом изготовления поделки на рабочем месте постелить целлофановую пленку или газеты, чтобы не запачкать поверхность, так как клей трудно отмыть.
  • Для прочности изделия необходимо делать большое количество слоев (особенно это важно при изготовлении тарелок).
  • Работать следует в перчатках, чтобы не испортить кожу рук и исключить возможность прилипания изделия к ним.
  • Не бояться экспериментировать, только так можно найти удобный материал для работы.
  • Как правильно делать папье-маше из газеты? Ее следует рвать руками, без использования ножниц, только в этом случае нарушается связь волокон, а масса становится однородной.
  • Для легкого снятия изделия с формы не забыть покрыть ее поверхность маслом.
  • Для того чтобы изделие было белого цвета, достаточно только последние два слоя сделать из белой бумаги. По окончании работы поделку можно выкрасить в совершенно любой цвет. Покрытие лаком сбережет изделия от влаги.
  • Делать следующий слой следует только после просыхания предыдущего.
  • Покраску производить после окончательной просушки изделия.

Как делать папье-маше из газеты? Техника выполнения для начинающих

Техника папье-маше - достаточно широкая тематика для творчества. Существует несколько различных приемов по изготовлению поделок. Самым простым из них является оклейка формы кусочками газеты. Это самый подходящий прием для начинающих.

Для поделок берется тонкая и мягкая бумага, которая хорошо впитывает воду. Самым доступным материалом являются старые ненужные газеты. Они рвутся на мелкие части, и ими обклеивают готовую форму, в качестве которой может служить тарелка, шарик или ваза. Начинающим мастерам готовые модели следует выбирать самые простые. Ведь после окончательной оклейки и просушки оболочку придется разрезать, чтобы снять с формы. Со сложных фигур убирать поверхностный слой весьма затруднительно. После снятия он аккуратно склеивается, разукрашивается и лакируется.

Надо отметить, что первый газетный слой, предварительно смоченный в воде, просто накладывается на модель. Все последующие слои приклеиваются на клейстер или клей ПВА. Перед поклейкой следующего слоя надо просушить предыдущий. Готовую поделку раскрасить красками, имеющими акриловую основу, так как они долговечны. Для сохранности изделия делают лаковое покрытие. Как делать папье-маше из газеты начинающим? Надо работать с простыми вещами, постепенно усложняя технику и задействуя сложные формы по мере приобретения опыта.

Опыт предыдущих поколений

Очень старый вид рукоделия популярен тем, что максимально прост в исполнении. Он не требует особого художественного таланта, все делается легко и просто. Все что нужно сделать - это найти основу, с которой будет снята точная копия. Изделие обернуть пленкой и оклеить мелкими кусочками газеты. Рассмотрим более подробно, как делать папье-маше из газеты. Пошаговая инструкция:

  1. Взять простое изделие, имеющее несложную форму.
  2. Обернуть его пищевой пленкой.
  3. Измельчить газету. Для сложной формы изделия требуются более мелкие кусочки бумаги, чем для простой.
  4. Клей развести водой 1:1. Нанести на изделие до шести слоев, промазанных клеем бумаги так, чтобы был небольшой нахлест между кусочками.
  5. Последний слой промазать клеем ПВА, не добавляя воду. Изделие хорошо просушить.
  6. Канцелярским ножом разрезать по вертикали оболочку и аккуратно вытащить форму.
  7. Разрез заклеить скотчем, накладывая его поперек, а поверх приклеить кусочки газеты.
  8. Хорошо просушить изделие.
  9. Окрасить готовое изделие по своему усмотрению.
  10. Для прочности сверху нанести слой лака.

Изготовление тарелки

Любые поделки из папье-маше могут служить для украшения дома и быть прекрасным подарком для знакомых и близких людей. Рассмотрим, как делать из газеты папье-маше тарелки.

Для работы потребуется:

  • любая тарелка;
  • клей ПВА, он лучше всего подходит в этом случае;
  • газета, порванная на мелкие кусочки;
  • блюдце с водой.

Пошаговая инструкция:

  1. Тарелку завернуть в мягкую полиэтиленовую пленку, чтобы после окончания работы можно было легко снять поделку.
  2. Смочить газетные кусочки водой и наложить их так, чтобы они повторяли форму тарелки. Внутреннюю часть не надо обклеивать. Не следует и загибать края.
  3. Появившиеся пузырьки воздуха удалить, для этого вывести их к краю кусочка газеты.
  4. После готовности первого слоя смазать его клеем. Кусочки газеты больше не придется смачивать, если клей немного развести водой.
  5. После каждых 3-4 слоев сделать передышку для просушки изделия. Слои следует тщательно разглаживать пальцем, смоченным в клее, чтобы удалить все пузырьки воздуха.
  6. При обнаружении воздуха в ранее приклеенных слоях их надо проколоть иглой, надавить и замазать клеем.
  7. Далее продолжать наносить следующие слои. Чем их больше, тем прочнее тарелка.
  8. После готовности изделия просушить его, аккуратно обрезать края и снять с формы.
  9. Верхний слой хорошо смазать мастикой по дереву, а потом покрасить белилами для легкого нанесения любой краски.

Шар из папье-маше

Было рассмотрено выше, как делать папье-маше из газеты.

Шар изготовить в домашних условиях не составит большого труда. Для этого потребуется: газета, воздушный шарик, клейстер и кисточка. А далее необходимо выполнить следующие действия:

  • нарезать ножницами или порвать руками из газеты полоски шириной около 2,5 см;
  • надуть воздушный шарик нужных размеров;
  • газетную полоску обмакнуть в клей и удалить с нее излишки клеевой смеси, проведя пальцами сверху донизу;
  • положить ее на шар и тщательно разгладить;
  • шар полностью покрыть полосками и оставить его до полного высыхания;
  • шарик проколоть и аккуратно вытащить через небольшое отверстие;
  • раскрасить его по своему усмотрению.

Особенности работы

Главным условием для получения красивой и аккуратной вещи является высококачественная сушка и выдерживание пропорций.

При сушке изделие не следует трогать руками, передвигать, вонзать острые предметы для установления готовности. Сырые поделки из папье-маше нельзя сжимать или ронять. Изготовлять поделки лучше на подносе, стекле или доске, чтобы не повредить их при перемещении. Случайно изделие может разбиться, тогда его досушивают, склеивают и на стыке шлифуют дефекты.

Заключение

Вначале бумажную массу использовали только для изготовления кукол, но по прошествии времени из нее начали создавать посуду, игрушки, сувенирные изделия, элементы для декорирования. Папье-маше нашло широкое применение в театральном мире, из него делают различные муляжи. Инструкция, как делать папье-маше из газеты, подробно описана выше.

Папье-маше по-французски значит «рваная бумага». Рукоделие это заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Это несложно, но требует терпения и аккуратности.

Для работы необходимы: большой стол, который обязательно надо застелить газетами или клеенкой. Тряпка для вытирания рук от клея. Обойный клей (который разводят, следуя указаниям на коробке) или клейстер (развести крахмал в чуть теплой воде и размешать до густоты сметаны. Продолжая помешивать, понемногу осторожно доливать кипяток до тех пор, пока не получится прозрачная, очень густая жидкость, похожая на кисель. Дать клейстеру остыть.). Клейстер нельзя долго хранить. Лучше всего варить каждый раз свежий клейстер.

Если предполагается, что форма, которую будут оклеивать, останется внутри изделия, ее смазывают клеем. Если же форму придется потом извлекать, надо смазать ее вазелином и клеить первый слой бумаги на него.

В этой технике газету разрывают только руками и ни в коем случае не режут ножницами.

Бумагу разрывают на маленькие кусочки и оклеивают ими всю поверхность формы. Смазывают первый слой бумаги клеем и наклеивают второй слой. Чтобы не запутаться, где какой слой, для второго слоя можно взять бумагу другого цвета. Таким образом оклеивают форму несколькими слоями бумаги.

Куски бумаги могут быть и крупнее. Но в этом случае сначала опускают куски в миску с клеем, дают им намокнуть и мнут в руках. Только тогда большие куски бумаги плотно покроют поверхность формы, собираясь в складки. Складки хорошенько разглаживают руками. В этом случае форму не надо предварительно смазывать клеем.

Ничего нельзя делать с изделием (снимать с формы или красить) до тех пор, пока оно окончательно не высохнет. В зависимости от величины оно сохнет 1 — 2 суток. Сушат изделия при комнатной температуре. При сушке на батарее они могут потрескаться. А потом его можно украшать: раскрашивать, наклеивать аппликации и пр. На такой поверхности лучше всего ложится гелиевая ручка, очень хорошо — акварель и туш, более- менее нормально — маркер.

Папье-маше можно также изготовить из бумажной массы. Этот способ дает больший простор для фантазии. Из нее можно лепить, ее можно прессовать или лить в формы. Для папье-маше из бумажной массы понадобятся: газеты, большая миска, клей ПВА, клейстер, кружка, сито, миксер. Мелкие кусочки газеты положить в большую кружку или кастрюльку, залить их водой и подождать, пока газеты размокнут. Переложить размокшие газеты небольшими порциями в миксер и размешать так, чтобы получилась однородная масса. Если миксера нет, можно залить газеты горячей водой и через 3 часа размешать их руками до получения однородной массы. Откинуть массу через сито и дать воде стечь. Переложить массу в миску и добавить 1 столовую ложку обойного клея (клейстера) и 1 столовую ложку клея ПВА. Все вместе хорошо вымесить. Добавить еще клея, пока масса не начнет немного липнуть к рукам. Массу нужно хранить в холодильнике, в полиэтиленовом пакете. Если при хранении масса станет слишком жидкой, ее следует отжать и добавить еще немного клея.

Папье-маше для детей. Пошаговые инструкции с фото

Кукла в технике папье-маше своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Автор: Репешко Людмила Петровна, учитель начальных классов, МОУ "Оленовская школа № 1 Волновахского района", пгт. Оленовка, Донецкая область. Описание материала: Мастер-класс для взрослых и детей. Назначение: Кукла для выступлений на празднике. Цель: Изготовить чудо-куклу для приколов. Задачи: - Вызвать интерес к изготовлению "живых" кукол. - Развивать воображение и любовь к искусству. Материалы: банка, подсолнеч...

Мастер - класс с пошаговыми фото "Изготовление тарелочки в технике папье-маше"Предлагаю вашему вниманию мастер - класс по изготовлению тарелочки в технике папье - маше. Папье - маше это наиболее простая техника изготовления предметов с помощью бумаги и клейстера. Родиной считается Китай, где была изобретена бумага. Существует два варианта техники папье - маше. Первый предусматривает варку эластичной массы из бумаги и клейстера. Второй, который применим сегодня, основан на наклеивании кусочков...

Создание снежной бабы. Мастер - класс с пошаговым фото. Мастер-класс будет полезен воспитателям ДОУ, родителям, детям дошкольного возраста и творческим людям. Цель Развивать творческие способности детей. Задачи: 1. Знакомство и освоение новой техникой при изготовлении объемной игрушки. 2. Воспитывать интерес к творчеству. 3. Развивать мелкую моторику. 4. Закреплять навыки работы с клеем (клейстером) Для работы нам понадобиться: - газеты и любая д...

Мастер-класс с пошаговым фото «Сова своими руками»Выполнила: Минеева Полина, ученица 2 класса, 8 лет, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл Руководитель: Севодняева Эльвира Николаевна, учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Виловатовская средняя общеобразовательная школа» Горномарийского района Республики Марий Эл Цели: познакомить с технико...

Поделка в технике папье – маше и квиллинг для детей 5-6 лет «Цветущая планета». Пошаговая инструкция с фото Автор: подготовительная группа Руководитель: Самонкина Елена Александровна воспитатель МБДОУ ЦРР – д\с «Оленёнок» п. Нижний Куранах РС (Якутия) Описание: предлагаем вашему вниманию мастер-класс по изготовлению красивой поделки в технике папье – маше и квиллинг. С такой поделкой могут справиться дети 5-6 лет. Данную работу можно применять в кружковой работе, для совместной творческо...

Как сделать грибы в технике папье-маше своими руками Автор: Косарева Наталья Николаевна, студентка КОГПОБУ СКП и СО. Описание и назначение. Этот мастер – класс несомненно будет интересен как воспитателям детских садов, педагогам дополнительного образования, родителям и всем творческим людям. Муляжи грибов могут быть использованы в качестве наглядного материала для показа на занятии, как атрибуты для аттракционов или при оформлении осеней композиции, для проведения дидактических игр, так и...

Ангелочек в технике папье-маше своими руками. Пошаговая инструкция с фотоАвтор: Попова Елена Анатольевна, воспитатель МБОУ гимназия "УВК №1" детский сад г.Воронеж Цель:изготовление Ангелочка Задачи:1. Развитие навыков и умений в работе с бумагой, развитие мелкой моторики рук; 2. Развитие детского воображения, художественного и пространственного мышления; 3. Создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха Материалы и оборудование: бумага, клей, стакан. краски,...

Мастер-класс «Новогодний сувенир» с пошаговыми фото изготовления поделки из подручных материалов.Украшение для елки своими руками. Сувенир-подарок. Новогодний декор. Автор: Чугунова Татьяна Николаевна, воспитатель МБУ «Школа № 26», структурное подразделение детский сад "Тополек", г.о. Тольятти. Описание: данный МК предназначен для старших воспитанников дошкольных учреждений и младших школьников, воспитателей ДОУ, учителей начальной школы, родителей. Назначение: Украшение для елки, новогодний...

Мастер-класс по лепке для старших дошкольников (папье-маше). Тема: ЖирафПо результатам исследований А.Ю.Прищепка и Н.Ф.Яришевой, изобразительное искусство, и в частности лепка, является эффективным средством для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к письму, изучение формы предмета, его величины, строения, цвета, назначения. Под технологией лепки мы понимаем владение детьми инструментом, способами лепки. Это понятие охватывает также и развитие глаза, руки, их согласованную работу. Технол...

Мастер-класс для детей дошкольников по лепке из бумаги (папье-маше) Тема: «Елочка».Лепка имеет большое значение для детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. У маленького ребёнка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Вос...

Мастер-класс "Большое Кinder-яйцо в технике папье-маше"Автор: Иванова Виктория Олеговна, воспитатель МДОУ "Детский сад комбинированного вида №156" г. Саратова Назначение. Данный мастер-класс будет интересен и полезен для воспитателей детских садов, родителей, для педагогов различных сфер образования. Предназначен для взрослых людей и дошкольников (6-7 лет). Данный сувенир станет незабываемым подарком для любого малыша, поскольку внутри яичко получается полым, и туда может поместиться некоторое...

Новогодние игрушки своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фотоМастер-класс по лепке (папье-маше) Тема: Новогодние игрушки Мастер-класс направлен как на детей, так и на взрослых. Однако большее предпочтение отдаю детям. Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно развиваются м...

Театральный реквизит «Самовар» своими руками Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дом детского творчества" с. Молчанова Томской области Мастер класс предназначен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, технологии, воспитателям, обучающимся от 13 лет и выше. Уважаемые коллеги! В предыдущем мастер классе мы научились делать театральный реквизит «Самовар» из папье-маше. Посмотреть мастер класс можн...

Театральный реквизит «Самовар». Мастер-класс с пошаговыми фото Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дом детского творчества" с. Молчанова Томской области Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер класс по изготовлению театрального реквизита «Самовар». Он предназначен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, технологии, воспитателям, обучающимся от 13 лет и выше. В 2016 году, при восста...

Как сделать яблоки своими руками руками поэтапно с фото Наливные яблочки. Театральный реквизит своими руками.Автор: Крутенкова Алёна Дмитриевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДО "Дом детского творчества" с. Молчаново Томской области Мастер класс предназначен педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, технологии, воспитателям, обучающимся от 10 лет и выше. Цель: создание театрального реквизита «яблочки». Задачи: - разработать театр...

Первые ростки папье-маше взошли во Франции в начале XVI века и использовались для изготовления прекрасных кукол.

Со временем, эта техника стала применяться для производства табакерок, подносов, игрушек, подсвечников, зеркальных рам, декоративной лепнины.

Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» либо «рваная бумага» .

Существует два способа создания изделий из папье-маше.

Первый — это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.

Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями, этот вид ещё называют маширование.

Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.

Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками, можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.

Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж . Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.

Масса для папье-маше

Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.

Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа. После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито, надо сцедить излишки воды и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам. Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.

Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.

Клейстер для массы можно приготовить следующим образом: смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков. Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения. Затем снять с огня и дать остыть. Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.

Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются. Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.

Маширование

Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы. Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.

Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.

Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами, исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии. В зависимости от того каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное). Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.

Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления. Варится клейстер, так же как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом: крахмал, разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны. Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость. После остывания, клейстер готов к работе. Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.

Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.

Маленькие детали, доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.

Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.

На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.

Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.

Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.