Традиционная одежда ногайцев в XIX-начале XX века. Традиционная одежда ногайцев Мужская одежда ногайцев

Традиционная мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широким шагом, верхней рубахи, куртки-безрукавки (къыспа), кафтана (еленъ), бешмета и черкески (у богатых), бурки (ямышы), обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока, ткани, меха (борьк), поясного ремня. Зимой надевали шубы из овчины (бедные) или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля (богатые). Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, латы, шлем, щит, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины XVII века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.

Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху (ич коьйлек), различные типы платьев (зыбын, къаптал и др.), шубы (тон), шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений. В настоящее время молодое и среднее поколение женщин носит городскую, старшее, особенно сельские, - нередко традиционную одежду.

В XIX веке существовали две формы семьи: большая (патриархальная) и малая. Быт большой, в меньшей степени малой семьи был строго регламентирован. Взаимоотношения строились на нормах адата (обычного права) и шариата (система мусульманского права), что способствовало сохранению авторитарной структуры семьи, неполноправию женщины и младших мужчин.

Развит фольклор: богатырские поэмы (Ахмед сын Айсыла, Копланлы батыр, Эдиге, Мамай, Манаша, Аманхор и др.), обрядовая поэзия (родильные, свадебные, трудовые и другие песни, песни-оплакивания), лирические дестаны (Боз йигит, Козы-Корпеш, Боян Слу и др.), казацкие песни (къазакъ йырлары), сказки, легенды, анекдоты, пословицы, поговорки, загадки.

Большое развитие получили музыкальный фольклор, хореография, а также народные игры и спортивные состязания (борьба, скачки и др.). Разработан народный календарь, развиты народная медицина и ветеринария. Сохранялись элементы традиционных верований, связанные с культами природы.

Правильная ссылка на статью:

Канокова Ф.Ю. — Комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев // Человек и культура. - 2017. - № 1. - С. 80 - 87. DOI: 10.7256/2409-8744.2017.1.21521 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21521

Комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев

Другие публикации этого автора

Аннотация.

Предметом настоящего исследования является комплекс мужского и женского традиционного костюма ногайцев, в котором отражены черты характерные как для кочевого, так и для оседлого образа жизни этноса. На сегодняшний день исследуемый вопрос характеризуется недостаточной степенью изученностью, он практически не представлен в музеях и национальном быту, а основной визуальный материал представляют зарисовки и гравюры путешественников, фотоснимки XVIII-XX в. Данное исследования проводится с целью заполнения образовавшегося пробела. В работе использованы общие и частные методы культурологического и искусствоведческого исследования, в связи с дисперсным проживанием ногайцев применен метод полевой этнографии. В исследовании впервые выявляются не только локальные особенности, но и общие черты, характеризующие ногайский костюм как явление цельное, монументальное, имеющее общую конструктивную и композиционную систему. Проведенное исследование призвано получить дальнейшее развитие в реконструкции костюмов для музейных коллекций и сценических вариаций.


Ключевые слова: ногайцы, костюм, убранство, орнамент, цвет, ювелирные украшения, верхнее платье, вышивка, головной убор, серебро

10.7256/2409-8744.2017.1.21521


Дата направления в редакцию:

28-12-2016

Дата рецензирования:

24-12-2016

Дата публикации:

03-04-2017

Abstract.

The subject of this research is the complex of male and female traditional costume of Nogais, which reflects the characteristic features of nomadic or sedentary lifestyle of the ethnos. Currently, the examined question is insufficiently studied; it is practically not represented in museums or national life, and the main visual material consists in sketches and impressions of the travelers, as well as photo images of the XVIII-XX centuries. This research is conducted for closing such gap. The work applies the general and specific methods of culturological and art review; the method of field ethnography is used due to the disperse dwelling of the Nogais. This article is first to determine not just the local peculiarities, but also common features that characterize the Nogai costume as an integral and monumental phenomenon that has common constructive and compositional system. This research is called to acquire further development in reconstruction of costumes for the museum collections and stage variations.

Keywords:

Embroidery, overcoat, jewelry, color, ornament, decoration, costume, Nogais, headgear, silver

Традиционный костюм любого народа является важнейшим источником сведений о его происхождении, культурных связях и эстетических идеалах. Формы костюма менялись в зависимости от уровня производительных сил и смены социального устройства общества, творчески перерабатывались и приспосабливались к внутренним потребностям этноса. Эти закономерности нашли яркое отражение и в традиционном костюме ногайцев, который складывался из разных культурных компонентов, аккумулируя в себе черты, характерные как для кочевого, так и для оседлого образа жизни. Обладая самобытными формами, ногайский костюм имел локальные особенности, выделяющие его в отдельный комплекс.

Изучение традиционного костюма ногайцев представляет весьма сложную задачу, которую призвано решить настоящее исследование. Сложность в решении поставленной задачи обусловлена, во-первых, дисперсным проживанием отдельных этнических групп ногайцев, во-вторых, недостаточной изученностью обозначенной проблемы в обширной литературе. Одежда ногайцев практически не представлена в музеях, не используется она и в национальном быту. Основной визуальный материал представляют зарисовки и гравюры путешественников и фотоснимки XVIII-XX вв., что значительно ограничивает хронологические рамки исследования (верхняя граница обозначена серединой XVIII в., а нижняя - началом ХХ в.).

На сегодняшний день, традиционный костюм различных этнических групп ногайцев, его убранство и аксессуары, фрагментарно рассмотрены в работах современных этнографов, историков и этнолингвистов - это коллективный труд «Ногайцы» , монографические исследования С. Ш. Гаджиевой и Р. Х. Керейтова , статьи Э. Ш. Идрисова , С. А. Кукаевой , А. У. Акбердиевой . В вышеперечисленных источниках, костюм рассматривается как часть этнической истории и бытовой культуры этноса, изучается лексика традиционной одежды, при этом отсутствует художественная характеристика и искусствоведческий анализ ее основных элементов, несущих визуальную информацию, закодированную в форме конструктивных элементов, архаичных знаках и цветовых формулах.

Данная статья является попыткой впервые рассмотреть комплексы традиционной мужской и женской одежды ногайцев с искусствоведческой точки зрения, выделив характерный образ для создания полноценной картины, характеризующий ногайский костюм как явление цельное, монументальное, выдержанное в единой цветовой гамме и орнаментальном ключе.

Для решения поставленной задачи в исследовании использованы общие (системный, компаративный, типологический) и общие (исторический, семиотический, герменевтический) методы искусствоведческого и культурологического исследования, а для более глубокого раскрытия изучаемого вопроса применен метод полевой этнографии (экспедиции проведены в регионы компактного проживания отдельных этнических групп ногайцев - Ставропольский край, Астраханская область, Республики Дагестан, Карачаево-Черкесия).

При изучении вышеперечисленного материала, возникла необходимость провести классификацию костюмного комплекса ногайцев по этногруппам, в результате, выделены караногайский, кубанский, карагаш-ногайский и юртовский типы.

Каждый тип имеет локальные особенности, которые наиболее ярко проявились в технологии исполнения декора убранства и аксессуаров. Фактически, на формирование указанных отличий повлияли территориальные границы, взаимосвязи с соседями, близость торговых путей. К примеру, кубанские ногайцы, соседствуя с черкесами, абазинами и карачаевцами, в ювелирных украшениях предпочитали распространенные у соседей техники филиграни и зерни, их изделия отличались большей ажурностью и изяществом. В декоре платья они использовали золотную вышивку, в декоре головных уборов - галуны. Юртовские ногайцы, расселенные на территории Астраханской области, раньше всех этногрупп начали вести оседлый образ жизни, что обусловило быстрый рост материального благосостояния данной группы. В украшениях юртовцы использовали жемчуг, бирюзу, вышивку производили дорогими нитками, покупали привозное кружево и тесьму. Их одежда отличалась дороговизной ткани, обилием аксессуаров и богатством отделки. Костюм карагаш-ногайцев, проживающих по соседству с юртовцами, также изобиловал дорогими серебряными украшениями, в декоре платья и аксессуаров преобладали широкие галуны, вышивка производилась шелковыми и золотыми нитями. По обилию ювелирных украшений костюм карагаш-ногайцев схож с костюмом караногайцев, отличия проявлялись в оформлении верхнего платья - у караногайцев оно прошивалось мелкой стежкой, а у карагаш-ногайцев - орнамент выкладывался галунами. Несмотря на отличия, декор и аксессуары выполнены в едином стиле, имеют четкую локализацию на костюме и знаковую функцию. Общим является и крой нательной и верхней одежды, цветовые предпочтения, семантика орнамента. Для выявления общей структуры необходимо подвергнуть анализу художественные и конструктивные особенности формирования каждого компонента комплексов традиционного мужского и женского костюма ногайцев.

Комплекс традиционного мужского костюма ногайцев.

Мужская одежда, изначально, была приспособлена к образу жизни кочевого скотовода, а с --начала XIX в. - оседлого крестьянина.

В комплекс традиционного мужского костюма ногайцев входят: нательная одежда (широкая и длинная рубаха, штаны), верхняя одежда (длинный кафтан, халат, штаны, черкеска), головные уборы (нижние и верхние), обувь.

Нижняя одежда была представлена нательной рубахой и штанами. Вплоть до середины XIX в. нижняя рубаха туникообразного покроя была общераспространенной у всех этнических групп ногайцев. От туникообразных рубах соседних народов, она отличалась длиной и шириной - свободная, длиной до колен, с широкими и длинными рука-вами - она никогда не подпоясывалась. Некоторое распространение получила рубаха с разрезом на правой стороне груди. На обрядовых свадебных рубахах воротник делали отложным. Со второй половины XIX в. в обиход входят рубахи современного покроя - со скошенными плечами и круглыми проймами, обычно с отложным воротником .

Основным материалом для мужских рубах был домотканый белый холст или пестрядь, которые, с распространением фабричных тканей заменяются преимущественно ситцем и сатином. Белые домотканые рубахи украшались вышивкой, тесьмой, стежкой или позументом. Из сплетенной вручную тесьмы изготавливали пуговицы.

Нижние штаны по покрою представляют собой широко известную поясную одежду тюркоязычных народов, полу-чившую в этнографической литературе название «штаны с широким шагом». Они были приспособлены для верховой езды.

Верхней одеждой служил длинный кафтан или узкий, длиною до колен, камзол, с характерным воротником - стойкой и застежками. Бытовала легкая, без подкладки, верхняя одежда. Шили ее, как правило, из льняных или конопляных тканей домашнего производства, длиной чуть ниже колен. Зимний кафтан иногда изготавливали из шкур жеребят, который кроился так, чтобы вдоль спины и по рукавам сохранялись швы.

Неотъемлемой частью костюма ногайцев считалась черкеска. Ее подпоясывали ременным поясом. В более ранний период ногайские мужчины пользовались и матерчатыми поясами - кушаками .

Носили стеганый халат туникообразного покроя, иногда несколько халатов носили вместо шуб. В ненастную погоду поверх одежды надевали суконный плащ, зимой - длинную шубу с крытым верхом или нагольный овчинный тулуп. Характеризуя шубы астраханских ногайцев, С. Г. Гмелин отмечал, что один тип «подобен верхним кафтанам, с тем только различием, что рукава у них цельные и длиннее, а с другой российским тулупам» .

Мужские головные уборы делились на следующие домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка - она имела полусферическую форму и обычно ее шили из четырех клиньев. Для сохранности формы и из гигиенических соображений ее простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Использование при пошиве разнообразных тканей и приемов орнаментации (в основном геометрический и растительный орнамент) давало возможность ремесленникам создавать бесконечное множество их вариаций. Яркие выши-тые золотошвейной гладью тюбетейки предназначались для молодежи, а более скром-ные для стариков.

Поверх тюбетейки надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (типичная для ногайцев массивная меховая шапка). Часть национальной интеллигенции в конце XIX в., следуя тогдашней моде подражания турецким традициям, начала надевать фески. Среди мусульманского духовенства было распространено ношение чалмы.

На босую ногу ногайцы надевали суконные чулки и вязаные из шерстяных ниток носки. Из верхней обуви наиболее распространенной была кожа-ная и валяная. Кожаная обувь широко бытовала у зажиточной части сельчан и духовенства. Одно-тонные черные сапоги, сшитые из мягкой кожи - носили как мужчины, так и женщины, только, у последних, сапожки были покороче и без отворотов. При выходе из дома надевали короткую кожаную обувь на твердой подошве, а зимой — полуваленки. Бытовали и сапоги на твердой подошве .

Из низкой кожаной обуви более обыденной и повсе-дневной были калоши. На ноги в сенокос надевали поршни. Зимой повсеместно носили валенки.

Комплекс традиционного женского костюма ногайцев.

Комплекс традиционного женского костюма ногайцев окончательно сложившийся к XIXв., представляет продукт, сочетающий в себе функциональные и технологические характеристики, придающие ему самобытность и оригинальность. В нем нашли отражение как возрастные, так и социальные различия - богатые женщины украшали одежду дорогой вышивкой, носили золотые и серебряные ювелирные украшения, изготовленные на заказ местными ювелирами, им были доступны импортные ткани, такие как китайский и индийский шелк, льняные русские полотна, золотые нити, шелковые нити и шнурки. С XIX в. к ногайцам начали проникать фабричные ткани, одежда и обувь из России, такие как батист, бархат, диагональ, атлас, кружево, тесьма и атласные ленты . Бедные слои населения обходились домоткаными тканями, носили одежду из грубого сукна, войлока и дешевых тканей. Одежду шили вручную женщины, они «… занимались домашними работами и сообразными их полу рукоделиями: ткали ткани для собственного потребления и для продажи сукна, серебряные галуны, всякого рода одежду и обувь», писал И. Бентковский .

Ярче всего своеобразие ногайского традиционного костюма проявляется в таких характеристиках как многослойность, антропность, эстетичность, функциональность и удобство.

По своей комплекции и конструкции женский ансамбль весьма интересен, в него входили такие элементы, как нижняя и верхняя одежда, головные уборы, украшения и аксессуары, обувь.

Женская нательная одежда состояла из нижней и верхней рубахи, корсета и штанов. Проанализировав все виды рубах, сменявших друг друга, но одновременно сосуществовавших во временном отрезке, начиная с XVIII в., можно выделить следующие основные типы:

Туникообразная рубаха, имеющая перекидное плечо, длинный широкий рукав, пришитый к стану по прямой линии с ластовицей;

Рубаха с выкроенными проймами и сшитым плечом, была уже в плечах, на рукавах, доходящих до кисти, делали обшлажок или по краю продергивали резинку. На груди рубахи посередине делали прямой разрез, застегивающийся у горла на одну пуговицу. Вырез оформляли по шее, иногда с небольшой стоечкой;

Праздничная рубаха - отличалась не только качеством материала, но и длиной, иногда и покроем рукавов, который делали очень длинным или с оборкой, пришитой у локтя.

Неотъемлемой частью костюма, вне зависимости от сословной и возрастной принадлежности, являлись штаны. Только девочки до семи лет могли носить длинную рубаху, не одевая при этом штаны, но это скорее было признаком бедности. Шили штаны с широким и узким шагом, подвязывали шнурком, продетым по поясу, к низу штаны сужались. Штаны были прямыми доходили до щиколоток или до пят. Между штанинами вставлен очень большой клин ромбической формы. Верхние углы клина доходили до обшивки у пояса, в два других - почти до низа штанин. Штаны с узким шагом имели книзу сужающиеся слегка выкроенные штанины, между которыми вшивался небольшой клин в форме трапеции. Внизу штанины свободно, редко закладывались в сборку, что делало шаг менее ограниченным. Штаны шили, как правило, из тонких тканей (ситец, бязь) светлых цветов. Женские штаны по названию и покрою не отличались от мужских. В XIX в. праздничные, особенно свадебные штаны, шили из шелка .

Кафтан - обязательный элемент одежды девушки и женщины, который существовал до конца XIX в., часто исполнял роль верхней одежды. Кафтанчик надевали поверх рубахи под распашное платье. Таким образом, он был виден лишь частями: грудь с металлическими застежками, передние полы (в разрез платья) и нижняя часть рукавов, в тех случаях, когда платье имело короткие или разрезные рукава. По своему покрою, назначению и системе застежек кафтанчик был предназначен для того, чтобы туго схватывать и стягивать фигуру от плечей до талии. Застежки представляли собой продолговатые металлические пластинки, одна из которых кончалась петлей, а другая полушаровидным выступом. При застегивании кафтанчик туго натягивался.

Женскую верхнюю плечевую одежду, надеваемую поверх рубахи или кафтанчика, называют термином «платье». До XIX в. наиболее характерным покроем женского платья у ногайцев и сопредельных народов был покрой типа мужской черкески. Нарядное выходное платье шили из богатых тяжёлых тканей: бархата, плотного шелка.

Праздничное платье ногайки из состоятельной семьи представляло собой довольно сложную по крою и способам украшения одежду. Его можно разделить на два типа: платье молодой (незамужней) девушки и платье замужней женщины.

Костюм замужней женщины отличался многими элементами от наряда молодой девушки, такими как: головной убор (женщина могла носить только платки и шали, в редких случаях до рождения первенца носила шапочку). В платье замужней женщины отсутствовали украшения из серебра и вышивки (кроме пояса и серебряных нагрудных застёжек), цветовая гамма была более сдержанной, предпочтения отдавались более тёмным тонам; у взрослых и пожилых женщин преобладали черные, коричневые цвета.

Весьма разнообразны по форме и отделке головные уборы, которые можно условно разбить на три группы:

Головные уборы типа шапок;

Головные уборы типа мешочков;

В изготовлении головных уборов мастерицы использовали мех, бархат, сукно, шелк, бязь - словом все, что имелось под рукой. Узоры были яркие, четкие, хорошо читаемые на фоне ткани, техника исполнения отличалась высоким мастерством, синтезировала вышивку, плетенку. Такая отделка придавала шапкам нарядный, праздничный вид. Художественные достоинства головных уборов ногаек заключались в выразительности вышиваемых узоров растительного происхождения, а также самой формой, насыщенностью колорита, разнообразием фактуры, придающей шапкам живописность, где декор подчинялся конструкции и форме изделий. Как и в свадебном, праздничном костюме на головном уборе такого назначения, ногайки с большим вкусом подвешивали различные ювелирные украшения, монеты.

Важной составляющей частью ногайского традиционного женского костюма издревле были украшения. По назначению и способу ношения ювелирные изделия ногайских женщин подразделяются на украшения малых и крупных форм, которые в свою очередь классифицируются на головные, шейные, нагрудные, поясные и наручные . На ногайских украшениях меньше черневого декора и больше свободного пространства, они не перенасыщены орнаментально, но в этом аскетизме есть особая изысканность, подчеркиваемая крупными вставками из драгоценных камней.

Народное искусство ногайцев XIII-XV в., как и поздний ногайский фольклор - предания, поверья, сказки содержало много интересных религиозных поверий, символов, полных глубокого значения. Вера в различные сверхъестественные силы отражена в произведениях ногайского искусства. После введения мусульманства продолжали еще долго носить изделия, служившие по прежнему «оберегами», эти миниатюрные вещицы, изготовленные из серебра, одновременно были принадлежностями женского наряда, их носили постоянно в виде нагрудного украшения на цепочке, одеваемой на шею.

Рассмотрев комплексы традиционного мужского и женского костюма ногайцев и его художественное оформление, можно прийти к выводу о том, что общая тенденция ногайского искусства, обусловленная монументальностью форм, минимального содержания декора и преобладанием фона, нашла отражение и в одежде. Данные локальные отличия выделяют костюмы ногайцев среди костюмных комплексов сопредельных народов, являются чертами, характерными для традиционного ногайского костюма в целом, что, безусловно, указывает на факт этнической идентичности, самобытности и индивидуальности стиля.

Не только мастерство, нечто гораздо большее хранится в этих костюмах - между нитей, филигранных переплетений, драгоценных камней. Это особый дух бытия, неимоверная сила, успевающая за мгновенье охватить любого зрителя, способная перенести его в далекое прошлое - в этом есть непреходящая сила, как народного костюма, так и декоративно-прикладного искусства в целом.

Библиография

.

Акбердиева А. У. Ювелирное искусство ногайцев // Ногайцы: XXI век: История. Язык. Культура. От истоков – к грядущему. Материалы Второй Международной научно-практической конференции. – Черкесск, 2016. - С. 473 - 473.

.

Бентковский И. В. Историко-статистическое обозрение инородцев-магометан, кочующих в Ставропольской губернии. Ногайцы. Ч. 1 / И. В. Бентковский. – Ставрополь, 1883. - С. 85.

.

Гаджиева С. Ш. Материальная культура ногайцев в XIХ – начале ХХ в. / С. Ш. Гадиева. – М. : Наука, 1976. - С. 86 - 180.

Создано 14.09.2017

14 сентября 2017 года старший научный сотрудник Литературного музея М. Ю. Лермонтова с.Парабоч Лариса Даудова провела «Музейный урок» для учащихся 9 класса МБОУ «Воскресеновская СОШ» из цикла занятий «Традиции национальной женской одежды народов России» на тему: «Традиции женской одежды ногайцев». Цели: сохранение и развитие самобытной культуры ногайского народа. Задачи: популяризация традиций национальной женской одежды ногайцев».

Ногайская одежда – богатое историческое и этнокультурное наследие народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях и культурных связях ногайцев. География расселения народа от Иртыша до Дуная стала причиной бытования различных региональных особенностей в женской одежде. Различия стали проявляться со времени распада Золотой Орды, когда ногайцы оказались разбросанными на территории нескольких государств: (Крымского, Астраханского, Казахского, Сибирского ханств, Ногайской Орды). Эти различия особенно усилились во второй половине Х1Х в. Контакты между разными частями народа ещё более ослабели, и некоторые группы ногайцев попали под культурное влияние народов Северного Кавказа.

Наиболее самобытным является женский костюм ногайцев северо-западного Прикаспия. Национальный костюм ногайцев складывался в течение многих веков. Он характеризовался чертами, типичными как для кочевого, так и для оседлого образа жизни народа. Одежду у ногайцев шили вручную женщины. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешёвых тканей. Женский костюм по покрою аналогичен мужскому. Штаны по своему покрою были близки мужским. Они доходили до щиколоток, где суживались. Поверх штанов носили рубаху. На нательную рубаху надевали короткий шелковый кафтан. Его шили в талию, и он плотно облегал фигуру. Чтобы было удобно работать, часто шили без рукавов. Принадлежностью верхней одежды был передник, который хозяйка надевала для домашней работы. Непременным элементом женского костюма является головной убор. Традиционные женские головные уборы разнообразны: девичий головной убор состоял из шапочки плотной ткани на подкладке с мехом. К свадьбе невеста надевала накидку в форме косынки, которая была нашита бисером и монетами. Изменение социального статуса девушки после свадьбы отражалось в одежде: молодая женщина начинала носить белый платок.

Основным материалом для изготовления женской обуви служили кожа и шерсть. Из войлока делали узорные чулки. Они были рабочими и праздничными. Летом носили различные чувяки. Существовала обувь типа башмак: красные или чёрные башмаки, которые надевали на сапоги. Для женского костюма существовали различные украшения, подвешивающиеся или пришивающиеся на спину, пояс украшали круглыми серебряными бляшками. Наравне с ним носили шейные украшения из серебра, монет и жетонов.

Традиционный костюм любого народа является важнейшим источником сведений о его происхождении и культурных связях. Формы костюма менялись веками. В социальном и культурном развитии ногайского и других народов России произошли коренные изменения. Наметилось неуклонное вытеснение ногайского костюма из повседневного быта одеждой европейского покроя.

В настоящее время Шелковском муниципальном районе проживают 3650 ногайцев, в основном в сёлах Сары-Су и Воскресеновском. Для исторического сохранения ногайской этнокультуры в районе функционирует ногайский фольклорный Центр, успешно развивается художественная самодеятельность.

Мероприятие прошло с презентацией слайдов и демонстрацией личного костюма учащейся Тенгисбаевой Регины.

Национальная одежда - богатое историческое и этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она даёт представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях, культурных связях, географии расселения народа.

В основе национального костюма ногайцев – элементы одежды древних кочевников. Многие его черты сложились в эпоху саков, сарматов, гуннов, асов, кыпчаков. Ногайское орнаментальное искусство напрямую восходит к образцам, найденным в курганах сакского, сарматского, гуннского, а также золотоордынского времени.



Так как ногайцы, будучи степняками, воинами, большую часть времени проводили на коне, одежда отражала особенности кочевого образа жизни. Так, сапоги имели высокие голенища, штаны были широкого кроя для удобства верховой езды, капталы и шепкены были с запáхом и с открытой грудью, различные виды головных уборов учитывали климатические особенности летнего и зимнего времени года и т.д.


В изготовлении лучших образцов национальной одежды ногайцев использовались высококачественные материалы из стран Востока и Запада. Действовавший в течение столетий торговый Шёлковый Путь проходил через все регионы проживания средневековых ногайцев – Бахчисарай, Сарай Бату, Сарай Берке, Хаджи-Тархан, Сарайчик. Так, археологические находки XIV-XVI вв. на территориях исторического расселения ногайского народа позволяют говорить о тканях, коже, костяных и металлических элементах одежды из Китая, Индии, Персии, Генуи, Египта.





Лучшие сукна и другие ткани, кожа, шкура высших сортов шли на изготовление одежды богатых слоёв населения. Богатые женщины украшали одежду дорогими вышивками, носили золотые, серебряные украшения. Бедняки носили одежду из грубого сукна и дешёвых тканей.

Мужская одежда


Нательная рубаха - ишки коьйлек [ işki kөylek ] . Рубаха доходила до колен, заправлялась в шаровары, иногда носилась навыпуск.

Штаны - ыстан [ ıstan ] были с широким шагом, характерным для многих народов.

На рубаху надевали куртку-безрукавку - кыспа [қıspa], куьрте тон . Безрукавку обычно надевали во время работы по хозяйству.

Летней верхней одеждой у мужчин служил каптал (қaptal). У некоторых народов ногайский каптал получил название бешмета . Мужчины, независимо от возраста, носили длинные капталы. Герой лирической поэмы XIX века «Карайдар и Кызыл-Гуль» с сожалением поёт: «Кызыл каврак капталым кыска болган тизимнен» («Мой красный изношенный каптал [стал короток и] уже не достаёт до колен»).





Принадлежностью лёгкого верхнего мужского костюма у ногаев был также шепкен [ şepken ] .

Верхнюю мужскую одежду дополняла длинная бурка (ног. буьрке [ bürke ]) . Бурка защищала от дождя и снега, холода и жары.

А вот как очевидец описал наряд «князя мангытовских ногаев» мурзы Измаила Алиева: «На нём была из коричневого сукна шапочка (бюрк ), с соболиным околышем, чёрный шёлковый галстук, матерчатый бешмет (кафтан ) тонкого сукна, коричневого цвета (чебкен ), кругом обложенный серебряною вытканною тесьмою, как бордюркою; такого же сукна панталоны (шалвар ) и с такими же серебряными под чернью и позолотою пуговками и пряжечками висела шашка (кынжал ) с серебряною рукояткою, чернью, позолотою и серебряным темляком» .





Пояса


Важным атрибутом верхней мужской одежды являлся поясной ремень белбау . Он был узким, с металлической пряжкой и ременными подвесками с металлическими пластинками, гравированными чернью и золотом. Археологические раскопки в регионах расселения средневековых ногайцев обнаружили богатейшие образцы золотых и серебряных наборных ремней белбау. Изготовленные из благородных металлов наборные бляшки украшены зооморфным и растительным орнаментом, изображением тамг. Качество поясов показывает высокий уровень мастеров эпохи Золотой Орды.

Наряду с ремнём пользовались кушаком (ног. кусак [ қusaқ ] ). Это была скатанная или сложенная двухметровая полоса шёлковой ткани.





Мурза Измаил Алиев,

князь мангытовских ногаев ("Лев Кубани")

Шапки


У причерноморских ногайцев Д. Шлаттер зафиксировал «три головных убора:


ят боьрк – буквально значит «шапка для сна».

аьдетли боьрк – обрядовая шапка

кулак боьрк – меховая шапка, «шапка-ушанка».


Носили также кругловерхую шапку из бараньей шкуры, крытую сукном, под ней иногда – маленькую шапочку (ног. аракшын ).


Невысокая каракулевая шапка называлась ногай борк , а шапка повыше и пошире кверху – бухары борк .

Практичными головными уборами кочевника-ногая были зимние шапки тымак и малакай .

Летом носили так же войлочную шляпу - кийиз боьрк с круглой тульей и широкими полями, украшенную по тулье шнурком. Носили шляпы чаще мужчины пожилого возраста.

В дождливую и снежную погоду ногаи надевали на голову баслык .

Разнообразной была и мужская обувь


Самой распространённой обувью в широких слоях населения был ыдырык [ıdırıқ].

Из сафьяна или хрома шили чувяки на твёрдой подошве - баьпиш .

Носили бапиш с кожаными чулками мес . Мес делали из жёлтого или красного сафьяна, украшали серебряной или золотой тесьмой.

Носили также сапоги из верблюжьей, воловьей или коровьей кожи с загнутым носком. Из войлока изготовляли уйык и шорап [şorap].

Распространённым видом обуви у ногайцев были кожаные сапоги (ног. былгары этик ) на каблуке различной высоты

В повседневной культуре ногаев широко бытовали также туфли и домашняя мягкая обувь из кожи, мягкие сафьяновые сапоги без каблуков иш этик , которые носили с калошами - кауш [қauş].


Оружие


Мужскую одежду дополняло оружие - савыт и воинские доспехи. Боевое снаряжение ногайцев было лёгким.

Ногайский кочевник был вооружён

Луком (яй ) со стрелами (ок ),

Мечом (кылыш ),

Боевым топором (балта )

И копьём (суьнъги , найза ).

Имелись красиво отделанный колчан (кылшан [қılşan]) для стрел,

Шлем (тувлыга ),

Украшенный орнаментом саадак (ног. саадак) – футляр для боевого лука.




Женская одежда


Обширная география расселения ногайцев от Иртыша до Дуная стала причиной бытования различных региональных особенностей в женской одежде. Различия стали проявляться со времени распада Золотой Орды, когда ногайцы оказались разбросанными на территории нескольких государств (Крымского, Астраханского, Казахского, Сибирского ханств, Ногайской Орды). Эти различия особенно усилились во второй половине XIX вв., когда контакты между разными частями народа ещё более ослабели, и некоторые группы ногайцев попали под культурное влияние народов Северного Кавказа.


Наиболее самобытным является женский костюм ногайцев северо-западного Прикаспия. Тем не менее, в основных чертах традиционный женский костюм оставался единым вплоть до первых лет Советской власти.



Верхняя одежда


Штаны (ыстан [ıstan]) по своему покрою были аналогичны мужским. Штаны доходили до щиколоток, где они суживались.

Поверх штанов носили туникообразную рубаху (коьйлек ). Нательная рубаха (ишки коьйлек ) шилась без стоячего воротника, полы не доходили до колен.

На платье-рубаху надевали короткий шёлковый кафтан (зыбын ). Его шили в талию, и он плотно облегал фигуру. Чтобы было удобнее работать, зыбын часто шили без рукавов.

Другой верхней одеждой было длинное распашное платье (шыба [şıba]).

Ещё одной верхней одеждой был женский каптал (қaptal ). Добротный женский каптал имеет на груди десять узорчатых призматических серебряных узоров.




Головные уборы


« Ногайские женщины «никогда не ходят с открытой головой» , – писал Г. Ананьев.


Традиционные женские головные уборы разнообразны. Изящен был девичий головной убор. Он подразделялся на уборы:


oтакыя - шапочка из плотной ткани на подкладке и отороченная мехом. Сверху на такыя были нашиты серебряные украшения, монеты.

oкундыз борк [қundız bөrk]

oока борк - была распространена у кубанских ногайцев и частично – у ногайцев из территориальных подразделений джембойлук, етисан, етишкуль. Поверх неё женщины носили платки.

oБлизка к ней по форме шапочка кырым борк («крымская шапочка»), больше распространенная у ногайцев в Крыму.




Н.Ф. Дубровин писал, что девушки до замужества вместо тастара носят меховые шапочки с красными верхушками.

Урок 10. 7 класс кубановедение

Материальная культура кочевников. Жилища, одежда, тради­ционная кухня ногайцев.

Цель: познакомить с материальной культурой ногайцев.

Задачи:

Воспитательная: формировать чувство толерантности и сопричастности с другими народами.

Развивающая: навыки работы с учебником, составление конспекта и схем.

Образовательная: познакомить с жилищем, одежной и кухней ногайцев, и понять, что на складывание материальной культуры ногайцев влиял их кочевой образ жизни.

Оборудование: учебник, доска, схемы, компьютер, проектор , экран.

Новые термины: арба, байгуш.

Форма урока: урок – путешествие.

Ход урока.

Мы с вами отправимся в гости к нашим соседям: ногайцам, но в прошлое время. И познакомимся с их материальной культурой, а так же поймём, что повлияло на её формирование.

Жилище.

Вопросы учащимся : нам с вами уже известны некоторые особенности жилища ногайцев.

Что служило жилищем ногайцев? (юрты)

Где располагался очаг? (В центре юрты находился очаг)

Какая функция у очага? (обогрев и приготовление пищи)

Чем устилали пол и стены? (коврами богачи, а бедняки войлоком и циновками)

Учитель: Но ваши знания нужно расширить: юрта была двух типов: разборная и неразборная. Юрту обычно устанавливали жен­щины. Разборная кибитка ставилась на земле, а неразборная крепи­лась на двухколёсной арбе (ногайская кибитка). В такой кибитке размещались все члены семейства, не прерывавшие своих занятий во время перекочёвки. Здесь же находились предметы быта, а также куры и собаки.

Подобное жилище было хорошо для лета , но зимой оно плохо защищало от стужи и страшной степной вьюги. В это время в ки­битку, где с трудом помещалось семейство ногайца, загонялись те­лята, бараны, козы. Крупный скот, лошади и верблюды оставля­лись на произвол судьбы. Нередко гибли целые стада, и из богатого ногаец в одночасье превращался в байгуша (нищего).

Юрты устанавливали рядами. В каждом ряду жили выходцы из одной большой семьи.

Задание учащимся: итак с юртой мы познакомились, а теперь распределите нам места как гостям. Прочитайте учебник с. 46 п.1 Заполнить схему. (Места в юрте распределялись с учётом пола и возраста. На самой почётной - северной - стороне сидел глава семьи. Место женщин - всегда с восточной стороны. Место мужчин - с западной. Мужчины, входя в дом, не могли повесить спой колчан на женской стороне. Хозяйка, или старшая жена, должна была сидеть в правой части кибитки, то есть слева от мужа.)

Учитель: переход к оседлости привёл к строительству постоянных жи­лых домов. Первые сведения о таких домах относятся к середине XVI века. Жилища причерноморских ногайцев были сделаны из тонких стволов деревьев, обмазаны тиной, грязью и покрыты ка­мышом. Вместо стёкол в ранний период натягивали высушенный бычий пузырь. Преобладали дома с двумя комнатами и одной при­хожей. Большие семьи имели 3-4-комнатные дома. В прихожей обычно хранили кухонную утварь. Здесь же стояла печь с дымарём из обмазанного глиной хвороста.

Одежда. С жилищем познакомились, теперь одежда.

Национальный ногайский костюм, как и костюм лю­бого народа, складывался в течение многих веков. Он был xopoшo приспособлен как для кочевого, так и для оседлого образа жизни.

Задание: мальчики читают с. 46-47 и описывают мужской костюм , а девочки читают с. 47-48 и описывают женский.

Примерный ответ : одежда бедняка шилась из просто­го материала, без особой отделки. Верх­нюю одежду дополняла длинная бурка из тонкого войлока с широкими плеча­ми. Она защищала от дождя и снега, холода и жары. Зимой поверх лёгкой одежды наде­вали шубы. Шили их из волчьих, ли­сьих, беличьих, овечьих шкур, из ка­ракуля.

Важным атрибутом верхней муж­ской одежды являлся поясной ре­мень. Он был узким , с металлической пряжкой и ремёнными подвесками с гравированными чернью или золотом металлическими пластинками. На по­псе висел нож или кинжал в красных или чёрных сафьяновых ножнах. Наряду с ремнём пользовались кушаком.

Разнообразны были головные уборы. Изготовлялись они из меха, войлока или ткани. Ногайцы всех возрастов носили шапки из овчины. Летом - также войлочную шляпу с круглой тульей и широкими полями, украшенную по тулье шнурком. Мужчины, как правило, брили голову, носили бороды.

Мужскую одежду дополняли воинские доспехи и оружие. Ко­чевник был вооружён луком со стрелами, топором и копьём. Бога­тые; имели мечи. Первые ружья у ногайцев появились в середине XVII века.

Женский костюм долгое время был близок к мужскому ; затем стали появляться различия в крое, материалах, отделке. Основу костюма женщины, как и мужчины, составляли штаны и рубаха. На нательную рубаху женщины надевали верхнюю, которую носили вместо платья. На неё - кафтан. Ниже бёдер иолы кафтана расходились. Воротник был стоячий. Застёгивался кафтан при помо­щи петель. У богатых кафтаны украшались золотой вышивкой и галуном. Другой верхней одеждой было распашное платье , длинное, с облегающим лифом. На рукава (длинные, откидные) праздничных платьев пришивали подвески. Обязательным элементом праздничной одежды был узорчатый (у богатых - расшитый сере­бром) пояс. Головные уборы отличались разнообразием. Однако по­верх шапки женщины носили кисейные покрывала, оберегавшие лица от нескромных взглядов. В холодную погоду надевали чал­му - длинный кусок материи, туго обёртываемый вокруг головы.

Украшения были преимущественно серебряными, золотые встречались редко.

3. Кухня.

Употребляли ногайцы мясо - молочные блюда, мясо (говядину, баранину, конину) варили, вялили или коптили. Готовили бешбармак (мясо с лап­шой), кавардак (жареное мясо с луком), шашлык, колбасы, пель­мени, варили уху. Популярны были каши , различные виды сыров, пироги, яичница, инкал (род галушек). Из напитков употребля­лись ногайский чай с добавлением молока, сметаны, перца, соли, кумыс, айран, буза и др.

ЗАДАНИЕ: Составить меню гостями зачитать.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ Молодцы, а теперь ответьте на вопросы.

Жилище ногайцев? (юрта)

Как располагались места в юрте? (М – на Севере глава, все остальные на западе, Ж на Востоке. от мужа справа)

Когда появились дома у ногайцев? (в 16 веке)

Важный атрибут М одежды? (пояс и оружие)

В чём схожесть М и Ж костюма? (имеется кафтан и брюки)

Чем одежда богатого ногайца отличалась от одежды бедного? (шилась из простого материала без отделки)

Популярные в нашем обществе блюда? (шашлык, пельмени, айран).

НА ЭТОМ ПУТЕШЕСТВИЕ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ.

ВЫВОД УРОКА: как мы видим с вами, кочевой образ жизни наложил отпечаток на материальной культуре ногайцев: это и особое жилище и форма одежды и даже пища. НО именно всё это и является отличительной и особенной частью культуры ногайцев от других народов С.Кавказа.

Подведение итогов команд.

Д/З§8, составить рассказ «Я в гостях в ногайской семье».