Конспект родительского собрания «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Консультация (младшая группа) на тему: Конспект родительского собрания в первой младшей группе. Тема: «Игры, развивающие познават

Цель:

Задачи:

1. Расширение знаний родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 2-3 лет.

2. Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей.

3. Показ на практике примерных заданий для развития познавательных процессов детей 2-3 лет.

Место проведения : музыкальный зал

Предварительная работа:

1.Изготовление развивающих пособий и дидактических игр.

3.Подготовка слайдовой презентации «Игры, развивающие познавательную активность ребенка младшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в первой младшей группе

Тема: «Игры, развивающие познавательную активность ребенка

младшего дошкольного возраста»

Цель: Формирование представлений родителей о развитии познавательных процессов детей 2-3 лет.
Задачи:

  1. Расширение знаний родителей об особенностях формирования познавательных процессов у детей 2-3 лет.
  2. Влияние развивающих игр на познавательное развитие детей.
  3. Показ на практике примерных заданий для развития познавательных процессов детей 2-3 лет.

Место проведения : музыкальный зал

Предварительная работа:

1.Изготовление развивающих пособий и дидактических игр.

3.Подготовка слайдовой презентации «Игры, развивающие познавательную активность ребенка младшего дошкольного возраста»

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на нашем очередном родительском собрании, которое посвящено теме: «Игры, развивающие познавательную активность ребенка младшего дошкольного возраста».

– Что же такое познавательная активность ? Как вы думаете?

Ответы родителей : желание ребенка узнать, что – то новое.

Что делают дети, когда хотят узнать, что – то новое?

Правильно, дети, задавая вопросы, проявляют любопытство, интерес, выражая тем самым любознательность.

Как вы считаете, надо ли развивать познавательную активность у детей?

Ответы родителей: да

Для чего?

2 слайд. Познавательная активность нужна для более успешного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Если у ребенка будет развита познавательная активность, то активно будет развиваться речь .

3 слайд. Если у ребенка развита речевая и познавательная активность, то он в дальнейшем на занятиях:

  • Внимательно слушает собеседника, дополняет ответы, замечает неточности.
  • Постоянно отвечает
  • Стремится узнать что – то новое
  • Прислушивается к указаниям, замечаниям взрослого по поводу содержания и форм речевого высказывания.
  • Стремится заинтересовать слушателей (говорит спокойно, интонационно, выразительно).

4 слайд . В повседневной жизни речевая и познавательная активность проявляется в том, что

  • Ребёнок может поддержать разговор со взрослым
  • Пересказывает сказки, любит рассматривать картинки.
  • Проявляет желание выступать на утренниках, спектаклях.
  • Проявляет любознательность ко всему, что его окружает.

Всё это способствует в дальнейшем успешной учёбе в школе.

5 слайд. Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни.

Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

6 слайд. Особенности развития детей 2-3 лет:

Работать с детьми 2-3 лет сложно, но очень интересно.

В два-три года стремительно развивается познавательная активность . Малыш без конца задает вопросы взрослым. Его интересует абсолютно все.

Интенсивно развиваются

Ощущение, Восприятие, Внимание, Память, мышление

С ощущением ребенок уже рождается – это первая форма познания окружающей действительности.

С ощущений начинается развитие человека.

Различают пять основных видов ощущений:

1.Вкусовые

2.Тактильные

3.Обонятельные

4.Зрительные

5. Слуховые

7 слайд . В психических процессах ведущая роль отводится восприятию.

Восприятие в раннем возрасте, это освоение основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины. При восприятии предмета, малыш, как правило, выделяет те признаки, которые его привлекли больше всего.

8 слайд . Внимание – это один из сложных познавательных процессов.

Если нет внимания, то все напрасно. Концентрация внимания в раннем возрасте непроизвольная. Если понравился вид деятельности, то ребенок увлекается.

9 слайд. Особенности развития внимания у детей раннего возраста:

В раннем возрасте внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.

Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания.

10 слайд. Память в раннем возрасте непроизвольна, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый год жизни –становятся годами первых детских воспоминаний.

11 слайд. Мышление – это высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. т.е ребенку нужно предмет потрогать, понюхать, рассмотреть. Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей раннего возраста новыми впечатлениями,

Учитывая все возрастные особенности детей проводятся занятия, направленные на развитие познавательной активности.

Интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает ребенку знания. Информация, преподнесенная увлекательно и эмоционально, в доступной форме соответственно возрасту, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес.

12 слайд . Поэтому одной из форм развивающего воспитания и обучения являются развивающие игры. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают.

В процессе работы мы используем разнообразные развивающие игры. Некоторые из них сделаны своими руками. Часть игр представлены на слайдах.

13,14,15,16,17

Вот небольшой перечень игр и упражнений для развития познавательной активности детей.

Мозаика - игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Пазлы – красочные картинки развивают внимание, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Шнуровки – они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви.

Игры с пуговицами, бусинами - нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький.

Игра с крупой - перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.

Подбери по форме, цвету – Игра, которая поможет малышам закрепить знания о форме и цвете предметов, а также развить зрительное восприятие и произвольное внимание, логическое и наглядно-образное мышление.

«Узнай, что в мешочке?» - Игра развивает мелкую моторику и мышление; закрепляет активный словарь малыша и развивает воображение.

Геометрические вкладыши, матрешки – игры, для развития мелкой моторики, усовершенствования координации движений, знакомства с основными геометрическими фигурами и понятиями «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник».

Игра с прищепками – Прикрепляем к шаблонам недостающие детали – к солнцу лучики, к моркови ботву, к ежу иголки. Игра направлена на развитие у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.

В основном ребенку даются простые знания о том, что можно наблюдать рядом. Немало внимания уделяется сюжетно ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра является средством воспитания ребенка и средством его психологической реабилитации. Ведь можно проиграть проблемную ситуацию и найти ее решение в процессе игры.

Мы играем в Дочки-матери, Шоферы, Больница.

18 слайд. И если вы думаете, что ребёнок в детском саду только кушает, спит, играет, то вы очень ошибаетесь – дети кроме этого, в течение дня заняты сложной деятельностью – они постоянно чему-то обучаются, узнают что-то новое, учатся быть трудолюбивыми, дисциплинированными, и так как это всё проходит в виде игры, для детей этот процесс проходит безболезненно и незаметно. Слайды 19,20,21,22,23,24,25

26 слайд. Итак, организуя среду и создавая условия в детском саду, дома, для развития детей, а именно, игры и упражнения, пальчиковые разминки, направленные на развитие сенсомоторики, проводимые в системе с самого раннего возраста, развивают детей всесторонне, стимулируют скорейшее развитие речи, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д.

Развитие ребенка – это задача общества, но только совместная работа воспитателей и родителей дают наиболее благоприятные условия для развития полноценного и счастливого человека для общества.

К концу учебного года мы видим значительные результаты нашей работы – дети успешно прошли адаптацию, многому научились.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Игры, развивающие познавательную активность ребенка в младшем дошкольном возрасте Родительское собрание в первой младшей группе НРМ ДОБУ «Центр развития ребенка – детский сад «Родничок» Подготовила: Григорян Наталья Борисовна Воспитатель I квалификационной категории

Познавательная активность - это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.

ЕСЛИ У РЕБЕНКА РАЗВИТА РЕЧЕВАЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ТО ОН В ДАЛЬНЕЙШЕМ НА ЗАНЯТИЯХ: Внимательно слушает собеседника, дополняет ответы, замечает неточности Постоянно отвечает Стремится узнать что – то новое Прислушивается к указаниям, замечаниям взрослого по поводу содержания и форм речевого высказывания. Стремится заинтересовать слушателей (говорит спокойно, интонационно, выразительно).

В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РЕЧЕВАЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТОМ, ЧТО Ребёнок может поддержать разговор со взрослым Пересказывает сказки, любит рассматривать картинки Проявляет желание выступать на утренниках, спектаклях Проявляет любознательность ко всему, что его окружает ВСЁ ЭТО СПОСОБСТВУЕТ В ДАЛЬНЕЙШЕМ, УСПЕШНОЙ УЧЁБЕ В ШКОЛЕ!

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Ощущение С ощущением ребенок уже рождается – это первая форма познания окружающей действительности. С ощущений начинается развитие человека. Различают пять основных видов ощущений: 1.Вкусовые 2.Тактильные 3.Обонятельные 4.Зрительные 5. Слуховые

Восприятие Восприятие в раннем возрасте, это освоение основных сенсорных эталонов цвета, формы и величины. В раннем возрасте (к 3 годам) восприятие носит предметный характер, т. е свойства предмета (цвет, форма, величина) на отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. Формируется восприятие мира: форма: круг, квадрат; величина: маленький, большой; цвет - 4 основных цвета: красный, желтый, синий, зелёный

Внимание Внимание – это один из сложных познавательных процессов. Если нет внимания, то все напрасно. Внимание состоит из четырех свойств: концентрация; у стойчивость; п ереключение; распределение. Концентрация - это степень сосредоточенности сознания на одном и том же предмете, объекте деятельности. Концентрация внимания в раннем возрасте непроизвольная. Если понравился вид деятельности, то ребенок увлекается.

Особенности развития внимания у детей раннего возраста: В раннем возрасте внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Появление нового предмета вызывает переключение внимания. .

Возрастные особенности памяти у детей раннего возраста: Память в раннем возрасте непроизвольна, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый год жизни –становятся годами первых детских воспоминаний.

Мышление Мышление – это высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Виды мышления: 1. Наглядно-действенное – познание с помощью манипулирования предметами – игрушками. 2. Наглядно-образное – познание с помощью представлений предметов, явлений. 3. Словесно-логическое – познание с помощью п онятий, слов, рассуждений. В развитии внимания формируется наглядно-действенное мышление (оно является ведущим до 3 лет). Больше никакого мышления не формируется. Ребенок думает с помощью рук.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА – ЭТО ЗАДАЧА ОБЩЕСТВА, НО ТОЛЬКО СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ДАЮТ НАИБОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЛНОЦЕННОГО И СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ОБЩЕСТВА


Задачи: обратить внимание родителей на познавательный аспект развития детей; ознакомить родителей с играми, позволяющими развить познавательные способности ребёнка.

Форма проведения: обучающий тренинг.

Подготовительная работа: разработать памятки, в которых записано содержание каждой познавательной игры.

Ход собрания

1. Презентация.

В современных условиях чрезвычайно важна задача учителя добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Исходя из этого, в настоящее время основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов.

Поэтому система работы с дошкольниками (УМК "Гармония") по подготовке их к школьному обучению включает формирование познавательных способностей (восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи). Так как чем лучше развиты у ребёнка эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит лёгкость и эффективность его в будущем учения.

Существуют специально разработанные игры, направленные на развитие этих процессов. Чтобы добиться наибольших результатов вы можете тоже играть в них со своими детьми. Мы построим наше собрание так:

  • проиграем некоторые из них,
  • обменяемся впечатлениями по содержанию игр.

2. Обучающий тренинг.

Родители делятся на группы. Всем группам раздаются памятки с играми. Идёт подготовка в течении 10 минут. Затем каждая группа проводит свои игры со всеми участниками собрания

Игра "Запоминаем, рисуя".

Цель: развитие памяти.

Ведущий заранее готовит список из 20 слов: солнце, стол, цветок, арбуз, карандаш, мяч, книга, линейка, морковь, птица, гвоздь,лампочка, конфета, телевизор, дерево, ножницы, яблоко, телефон, кольцо, чайник.

Ведущий последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трёх. За это время участники должны успеть каким угодно рисунком зарисовать для запоминания названное слово. Пусть рисунок будет не совсем понятен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку назвать слова. Кто запомнил больше слов тот и выиграл.

Игра "Числа".

Цель: развитие внимания.

Играющие встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: "Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т.к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры"

Можно предложить другой вариант задания. Игру можно проводить не один раз.

Игра "Измеряем на глазок".

Цель: развитие восприятия величины предметов. Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.

Хороший глазомер пригодится в жизни каждому человеку.

Ведущий предлагает учащимся посмотреть внимательно на какой-либо предмет.

По 2-3 человека из каждой команды зарисовывают контуры данного предмета на доске в полную величину.

Ведущий оценивает результаты, сравнивая рисунки с предметом.

За почти точное воспроизведение - 5 баллов.

За увеличение или уменьшение предмета почти вдвое очки не начисляются.

Если ведущий отмечает небольшую разницу между предметом и его изображением, каждая команда получает 3 балла.

Игра "Дорисуй".

Цель: развивать воображение.

Каждому игроку раздаются карточки с нарисованными окружностями, нужно каждый круг дорисовать до воображаемого предмета.

3 группа:

Игра "Длинный и короткий".

Цель: развитие логического мышления.

Ведущий называет животное, а игроки соответствующие части тела.

  1. У зайца длинные...
  2. У жирафа длинная шея...
  3. У цапли длинный...
  4. У слона длинный...
  5. У козы длинные...
  6. У зайца короткий...
  7. У слона короткий...
  8. У козы короткий...
  9. У кенгуру короткие...
  10. У девочки короткая...

Игра: "Найди лишнее".

Цель: развитие мышления.

  1. Помидор, капуста, яблоко, огурец, редис.
  2. Книга, журнал, тетрадь, пенал, газета.
  3. Роза, гвоздика, астра, берёза, пион.
  4. Шар, кубик, апельсин, яблоко, мяч.

3. Подведение итогов.

Что понравилось(или не понравилось)?

Что полезного узнали?

Пригодится ли вам данная информация?

4. Рефлексия. Обмен мнениями.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Огонёк»

Красноярский край, г.Дивногорск

Конспект родительского собрания

на тему «Как поддерживать познавательную активность ребенка»

Подготовила: воспитатель I категории

Терскова Елена Геннадьевна

Старшая группа «Звездочки»

Дивногорск, 2017г.

Цель: расширить представления родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

    Способствовать приобретению родителями практических знаний и навыков по развитию познавательной активности у детей.

    Дать практические рекомендации родителям по развитию познавательной активности у детей.

План проведения:

    Вступительное слово по теме воспитателя.

    Презентация

    Теоретическая информация

    Рефлексия

Материал:

    Экран

    Мультимедийная установка

Предварительная работа:

    Написать тему и эпиграф

    Поместить в родительский уголок консультацию по теме «Как поддерживать познавательную активность ребенка»

    Подготовить презентацию по материалам собрания

    Продумать вопросы и ответы.

Ход собрания.

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Д.Лессинг.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей. Это не только формирование умственных способностей дошкольников, но и развитие познавательной активности, умения целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность.

Скажите, пожалуйста, какими бы вы хотели видеть своих детей? (сильными, спортивными, успевающими, богатыми)

Хорошо! Вы все качества отметили верно, а еще мы хотим, чтобы дети наши были смышлёными, любознательными, догадливыми, предусмотрительными, остроумными, сообразительными – одним словом умными. Умен тот, кто умеет мыслить.

Что значит мыслить? (Иметь свое мнение, уметь компетентно отвечать на вопросы).

А как вы считаете, умным легче вырасти ребёнку, которому помогли научиться мыслить? Или тому, кто научился самостоятельно воспринимать информацию, рассуждать и делать выводы? (тому, кому помогали учиться мыслить).

Правильно! А как вы понимаете термин «познавательная активность»? (Ответы родителей).

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Социальная среда – условие, от которого зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень ее развития определяется индивидуально – психологическими особенностями и условиями воспитания.

Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.

Познавательная активность – активность, проявляемая в процессе познания, когда ребенок готов принимать информацию и углубить свои знания не только в образовательном учреждении, но и самостоятельно, дома. Поэтому необходимо поддерживать, развивать познавательный интерес у дошкольников, создавая основу для успешного обучения в школе.

Известный психолог, М. С. Якиманский считает, что познавательная активность зависит от опыта самого ребёнка, который обеспечивает ему не только осознанное усвоение нового материала, но и его преобразование.

Щербакова Е. И. предложила показатели познавательной активности дошкольников:

1. Увлеченность изучением материала (сосредоточенность, внимание).

2. Явно выраженное стремление выполнять разнообразные, особенно сложные задания.

3. Желание продолжить занятие (нередко такие дети сами являются инициаторами игры, совместной познавательной деятельности со взрослыми.

4. Проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижении результата, осуществление контроля.

5. Использование знаний в самостоятельной деятельности (игре, труде, конструировании).

6. Обращение к воспитателю с вопросами, направленными на познавательный интерес.

В таких случаях дети достигают цели не интуитивно, а осознанно, способны объяснить, как выполнили действие и почему именно так.

Уважаемы родители, скажите, как вы осмыслили термин «познавательная активность» (Активность, проявляемая в процессе познания, выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить её, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на вопросы, в проявлении элементов творчества).

В дошкольном учреждении образовательная деятельность направлена на формирование целевых ориентиров дошкольника: развитие любознательности, интереса к изучению выбранной темы, формирование активного и доброжелательного взаимодействия с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач. Одной из наиболее эффективных форм работы с детьми по развитию познавательной активности является исследовательская деятельность. Она делает дошкольников активными участниками образовательного процесса, становится инструментом их саморазвития. Исследовательская деятельность позволяет изучить большой объём информации, провести через все виды детской деятельности. Особенно ключевым моментом является возможность изучения той или иной темы в свободной деятельности.

Прежде всего, расширяются знания ребёнка о различных областях действительности. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Отдельно стоит отметить, что уже в дошкольном возрасте ребёнок приобретает навык публичного предъявления своих мыслей, выраженных в конкретном продукте.

Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Именно эти качества необходимы для успешного обучения в школе.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование или исследовательская деятельность.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Последовательность детского экспериментирования.

Родителям представлены слова на слайде: выдвижение гипотезы, проверка предположения, целеполагание, проблемная ситуация, формулировка вывода, новая гипотеза

Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Показывается слайд с правильным ответом:

Проблемная ситуация.

Целеполагание.

Выдвижение гипотез.

Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы , реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Следующей формой развития познавательной активности является – решение проблемных ситуаций. Практика показала, что перспективным и важным является проблемно – поисковый метод обучения дошкольников. В процессе решения проблемной ситуации происходит обучение ребенка путем использования известных способов действия, перенесенных в незнакомые условия. Нередко для получения ответа требуется открытие нового способа, в этом случае ребенок может идти путем проб. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными (обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). Все это дает основание для утверждения возможности приобщения дошкольников к элементам творческой деятельности. Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не столько определенные знания, сколько умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.

Как стимулировать активность ребенка? Как малыша воспитать инициативным?
От некоторых родителей можно услышать, что их дети каждый день часами смотрят телевизор, никогда не заглядывают в книгу и часто не знают, чем себя занять. Однако есть и такие дети, у которых не хватает времени на то, чтобы воплотить в жизнь все свои задумки. Откуда у них такая тяга к активным действиям? Дети, умеющие ставить цели и достигать успеха, часто получают первоначальный опыт от общения с родителями. Важно вовремя поддержать их в этом стремлении. Как это сделать?

Мы советуем, давайте детям возможность выбора (при выборе игрушки, блюда на обед и т. п.), внимательно наблюдать за ребёнком с целью определения его предрасположенностей, помогать детям открывать мир, не навязывая ему свои интересы, давать детям возможность добиваться успеха (используя настольные игры и разнообразные занятия), поощрять ребёнка, если он выражает своё мнение, не гасить его инициативу, приучать детей самим принимать решения, как бы не хотелось предупредить ошибки.

Не допускайте пассивности детей, поощряйте активную деятельность и творчество.

Предприимчивому ребенку свойственны качества: активность, инициативность, увлеченность, практичность, стойкость к неудачам, аналитический склад ума, интуиция, энергичность.

Взгляните на своего ребенка со стороны и определите, какие качества предприимчивого человека у него уже имеются, а какие следовало бы потренировать.

При этом стоит помнить, что нашим детям приходится получать образование, строить свою жизнь и карьеру в других условиях, чем нам. Значит, могут понадобиться и совсем новые качества для достижения успеха.

Сценарий родительского собрания в детском саду по теме: «Растим любознательных»

Цели:

Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

Форма проведения:

Круглый стол.

План проведения:

Вступительная часть собрания.
Прослушивание и обсуждение ответов детей.
Решение педагогических ситуаций.
Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».
Показ детьми сценки «Почему».
Обсуждение вопроса о подключении родителей к процессу познавательного развития детей данной группы.
Подведение итогов собрания. Принятие решений.

Ход мероприятия:

Подготовительный этап

Провести анкетирование родителей (смотри приложение).
Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить вместе с детьми в виде индивидуальных открыток).
Оформить с детьми на занятиях памятки «Как отвечать на детские вопросы» (Смотри приложение).
Распечатать памятки для родителей по развитию любознательности.
Подготовить с детьми сценку «Почему».
Написать на листе ватмана обращение к родителям (Смотри приложение).
Опросить детей, записать ответы на вопросы (смотри приложение).

Организационный этап

Пока родители собираются, тихо звучат записи песен: «То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом.

Вступительная часть собрания

Ведущий:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.

Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …
Любопытство:
Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

Прослушивание и обсуждение ответов детей.

Ведущий:

Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей) Послушайте, пожалуйста, ответы детей. (слушается запись ответов детей. Приложение.)

Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Обсуждение вопросов.

Решение педагогических ситуаций.

Ведущий:

Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Вопросы:

1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).
Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»
Обсуждение возможных вариантов ответов.
Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает как она называется.
Обсуждение.
Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.
Обсуждение.

Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»

Ведущий:

У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки оформили наши дети и очень хотели, чтобы вы с ними познакомились.
Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?
Многие из советов, конечно же проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)

Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок. Вы загадали загадку:

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже.
Тем дождик ближе.

Ребенок ответил: «туча».

Будете ли вы удовлетворены ответом?
Какие вопросы ему зададите?

Уважаемые родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках, аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.
- Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).
Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.
- Какого вы мнения? (обсуждение).
Ну а сейчас дети покажут нам свою сценку.

Показ детьми сценки «Почему»

Ведущий:

Сын пришел к отцу с вопросом.

Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?

Отец:

Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.

Ведущий:

Сын вернулся вскоре …

А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?

Отец:

После, некогда, отстань!

Ведущий:

Снова сын пришел к папаше …

Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?

Ведущий:

А в ответ сверкнула вспышка:

Отец:

У меня свои дела!

Ведущий:

И, вздохнув побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:

Отец:

Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?

Ведущий:

В самом деле, почему?

Обсуждение ситуации.

Ведущий:

Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе. Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.

Обсуждение вопроса помощи группе в плане познавательного развития.

Ведущий:

Пожалуйста, подумайте:
Что можно сделать для наших детей?
Кто из членов ваших семей может принять участие в организации встреч с детьми?

Обсуждение.

А теперь, если вы подумали, то отметьте, пожалуйста, на плакате то, что вы выбрали, напишите время встречи и фамилию.

Подведение итогов собрания. Чаепитие.

Приложение

Анкета для родителей «Познавательные интересы»

Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания?
Чем интересуется ваш ребенок больше всего?
Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания используя различные средства информации?
Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?
К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?
Широк или узок круг интересов ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?
Что делается в семье для развития интересов ребенка?
Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?
Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

Памятка для родителей по развитию любознательности

Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.
Не раздражайтесь из-за них на ребенка.
Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
Проводите в семье различные конкурсы.
Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.
Проводите постоянные прогулки на природу.
Мастерите с детьми поделки из природного материала.
Поощряйте экспериментирование детей.
Читайте детям природоведческую литературу.

Любите своего ребенка!

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

Вопросы для детей

Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?
Чем вы любите заниматься больше всего? Почему?
Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Повестка дня:

  1. Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте – старший воспитатель.
  2. Характеристика возрастных возможностей – педагог-психолог.
  3. Родители – гиды на пути познания – воспитатель.
  4. Мини-анкетирование родителей.

Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить с вами о познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста. Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта, что очень важно для успешной подготовки детей к школе.

Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находится у него перед глазами. Дошкольник пытается объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности. Примерно с пяти лет начинается расцвет идей маленьких философов о происхождении луны, солнца, о сходстве разных животных, о нравах растений и пр.

Однако в дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира качественно отличается от восприятия взрослого. Ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т. е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Свое мгновенное восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Ребенок 4-6 лет рассуждает так, как если бы неодушевленные предметы и объекты природы обладали сознанием и душой.

Ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира. Он как бы растворен в мире и не различает, что принадлежит ему, его психике и сознанию, а что от него не зависит. Эту особенность детского мышления, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, великий психолог Пиаже назвал эгоцентризмом. Он характеризовал эгоцентризм как состояние, когда ребенок рассматривает весь мир со своей точки зрения, которую он не осознает, и поэтому она выступает как абсолютная. Ребенок еще не догадывается, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему представляется.

Эгоцентрическая позиция ребенка, открытая Ж. Пиаже, убедительно показывает, что внешний мир не действует на человека непосредственно, а наши знания о мире – не простой отпечаток внешних событий. Наши представления являются продуктом нашей позиции, нашего сознания, что необходимо учитывать и иметь в виду.

Характеристика возрастных возможностей

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие включает в себя развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства и признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. У ребенка возникают категории величины, цвета, пространственных отношений.

Память ребенка становится произвольной и целенаправленной, благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре. Перестраивается воображение. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в этом возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжает развиваться экспериментирование с новым материалом и моделирование.

При этом ребенок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значим для развития творчества дошкольника сам процесс поисковых преобразований. Моделирование осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др.

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки.

В дошкольном возрасте ярко проявляются 2 категории знаний:

  1. Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач.
  2. Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях.

Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначении предметов дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания.

В результате у детей формируются обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности. Все это – одна из важнейших основ его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Родители – гиды на пути познания

Родительство дает особый смысл жизни. Статус родителей – особый, и большинством людей он воспринимается как счастье.

Младенец требует много забот, тщательного ухода. Чем старше становится ребенок, тем больше он представлен самому себе. Но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой – не меньше младенца требует внимания. Часть родителей завышают возможности ребенка: ну как ты этого не понимаешь? Сколько раз повторять? Часто не учитываются возрастные особенности ребенка. Так, родители больше склонны воздействовать через речь, а лучше – подключить игру, показ, действие.

Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Как часто «в сердцах» и «от души» воспитываем детей, проявляя свою беспомощность!

Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают! Ребенок внимательно наблюдает за родителями:

  • Как и с кем они разговаривают;
  • Как относятся к людям, к работе, к животным;
  • Чем увлекаются, что любят и не любят;
  • О чем рассказывают, какими словами, с какими интонациями;

Родители для ребенка до 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:

  • О чем говорят родители с детьми;
  • Как родители организуют режим детей;
  • Как и за что поощряют, наказывают;
  • Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят или разрешают смотреть и др.

Ребенку необходимы разумные пределы самостоятельности и риска. Дети, воспитывающиеся в ситуации «повышенной безопасности», в школьные годы проявляют меньший познавательный интерес, интеллектуально пассивнее.

В нашем МДОУ работает команда специалистов, готовых помочь родителям в поисках методов развития эмоциональной и познавательной сфер ребенка.

Мини-анкетирование родителей

Попробуйте ответить на вопросы мини-анкеты:

  1. Как часто ваш ребенок задает вопросы познавательного характера?
  2. Всегда ли вы стараетесь достоверно ответить на детские вопросы?
  3. Любит ли ваш ребенок смотреть познавательные телепередачи?
  4. Как ваш ребенок относится к книгам?
  5. Как часто вы читаете своему ребенку?
  6. Посещаете ли вы с ребенком библиотеку, музей, парк?
  7. Любит ли ваш ребенок экспериментировать со снегом, водой, песком и т. д.?

В заключение хочется сказать, что только последовательная и целенаправленная работа значительно расширит детский кругозор, активизирует их познавательные интересы. Постепенно дети смогут выявлять в окружающем мире связи и отношения, что очень важно для полноценной подготовки их к школьному обучению.

Решение родительского собрания:

  1. Стараться создавать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей.
  2. Поддерживать тесный контакт с педагогами группы по развитию познавательных способностей детей.
  3. Всегда отвечать на детские вопросы познавательного характера.
  4. Учитывать познавательные и интересы своих детей.
  5. Читать познавательную литературу.