Психолого педагогическое сопровождение в детском саду темы. Этапы индивидуального сопровождения ребенка в доу. Целенаправленная систематическая совместная работа психолога, педагога и воспитателей по предупреждению возможных социально-психологических и пс

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ

Борзило Лилия Вениаминовна

Педагог-психолог

МДОУ - Детский сад

Комбинированного вида №58

«Красная шапочка» г. Нерюнгри,

Республика Саха (Якутия)

Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям. Важнейшими видами деятельности специалистов являются профилактика различных нарушений здоровья и развития детей, а также просвещение взрослых по вопросам сопровождения ребёнка с нарушениями эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. Основной смысл просвещения и сопровождения заключается в том, чтобы знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребёнка, популяризовать и разъяснять результаты исследований, формировать потребность в знаниях и желание использовать их в воспитании ребёнка или в интересах развития собственной личности.

При взаимодействии с детьми происходит постепенное психологическое развитие ребенка. Пространство вокруг ребенка начинает расширяться: в него включаются другие люди, животные. Жизнь ребенка не стоит на месте, он каждый день узнает, что - то новое. И для того чтобы ребенок развивался необходимо присутствие взрослого, который поможет раскрыть все тайны такого большого мира.

Основной целью работы с детьми является сопровождение ребенка, как система профессиональной деятельности «команды» специа­листов направленной на создание социально-психологических условий для спешного обучения и развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей.

Работа с детьми строится по следующим направлениям:

Ø Психодиагностика

Ø Психокоррекция

Ø Психопрофилактика

Ø Взаимодействие с педагогами и родителями

Психодиагностика - это изучение индивидуальных особенностей лич­ности ребенка:

1. Диагностика индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивиду­ального подхода и разработки оптимальной стратегии корригирующего воздействия;

2. Диагностика динамики изменений в психофизи­ческом, сенсорном и личностно-социальном развитии ре­бенка при реализации целостного коррекционно - разви­вающего процесса;

3. Выявления причин возникновения проблем в развитии и обучении;

4. Определения сильных сторон личности, ее резервных воз­можностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы.

Психодиаг­ностика должна являться основой для построения воспитательного образовательного процесса в ДОУ, каждое заключение должно обязательно содержать анализ возможных причин и рекомендации.

Структура и формы:

Система психодиагностической работы строит­ся следующим образом. В начале учебного года проводится экспресс-диагности­ка уровня психического развития детей от 2 до 6 лет. На основе углубленной диагностики стро­ится коррекционно-развивающая работа.

Диагностическое обследование детей подготови­тельной группы проводится два раза в год. Повторное диагностическое обследование этих детей проводится в апреле, чтобы иметь возможность, отследить динамику в развитии, а так же оказать допол­нительную помощь дошкольникам с низким уров­нем готовности к обучению в школе.

Обязательно:
1. Обследование детей второй младшей группы (2-3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
2. Диагностика воспитанников средней группы с целью определения актуального уровня психического развития для организации и координации работы в старших группах.
3. Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.

4. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно:

Ø По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям я провожу углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическое обследование ребенка в детском саду, так же проводится по просьбе воспитателя, родителя заинтересованного в понимании индивидуальных особенностей ребен­ка и получении советов по работе с ним. Перед обследованием проводится беседа с воспитателем, где выясняется, как воспи­татель оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в воспитании и обучении. Далее собираются первоначальные сведения о семье ребенка. Предварительное наблюдение за ребенком в группе его общение с другими детьми и воспитателем, поведение и выполнение зада­ний на занятиях, соблюдение режимных моментов помо­гает мне создать представление о ребенке, найти пути установления контакта с ним и наиболее продуктивно пост­роить психологическое обследование.

Диагностика осуществляется в форме плано­вой или диагностики по запросу родителей, воспи­тателей и администрации ДОУ и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консуль­тирования родителей и воспитателей, психокоррекции, организации работы психолого-педагогического кон­силиума.

Исследование ребенка, направлено на постепенное изучение целостной картины

раз­вития ребенка:

1) анализ информации, полученной в первичной беседе с роди­телями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребенке лиц;

2) беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих этапах развития ребенка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социаль­но-бытового плана;

3) сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);

Результатом анализа данных обследования должно стать представление не о количественном уровне развития той или иной функции, а об общем типе поведения ребенка. Только целостный психологический портрет дает возможность вы­работать рекомендации для родителей и воспитателей.

Психокоррекция

Целью данного направления является содействие полноценному психическому и личнос­тному развитию, а так же создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Психокоррекция это - это систематическая рабо­та с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, направленная на специфиче­скую помощь этим детям, а так же развивающие групповые и индивидуальные заня­тия по результатам обследования и просьбе воспитателя, родителя затрудняющегося самостоятель­но решить какую-либо обучающую проблему.

Структура и формы:

В развивающей работе я ориентируюсь на средневозрастные нормы развития детей, для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития, который может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Так же я осуществляю коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием всех специалистов ДОУ.

Обязательно:
1. Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
2. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных, средних групп с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных).

3. Занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;

4. Групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в эмоциональной и познавательной сферах);

5. Индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в эмоциональной и познавательной сферах);

Дополнительно:

Ø Проведение занятий с детьми других возрастных групп (по запросу родителей, педагогов).

Ø Проведение занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

Ожидаемые результаты:

При правильном подборе необходимого диагностического материала, игр и упражнений предполагается улучшения, устранения имеющихся нарушений у детей, а так же повышения уровня развития детей. При взаимодействии с детьми используется принцип от простого к сложному, содержание расширяется и углубляется. Поэтому любой ребенок может в своем индивидуальном темпе развивать свои познавательные способности, обучаться навыкам общения, умению сотрудничать, понимать свои и чужие эмоции.

Т.к. занятия строятся в доступной, игровой форме, интерес поддерживается на протяжении всего занятия. Во время занятий дети сидят, стоят в кругу, что создает ощущение целостности, психологический комфорт и облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. Программы содержат ряд конкретных технологий, и четкое следование которым позволяет добиться положительных результатов.

Психопрофилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Для улучшений самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Это не просто налаживание более тесной связи с семьей, а такие формы, как посещение родителями группы в любое время, при­сутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, празд­никах, днях рождениях.

Взаимодействие с родителями обычно начина­ется с ознакомительной беседы при принятии ребенка в дет­ский сад. В беседе вы­являются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, их пожелания к работе воспитателей, предпо­лагаемая степень участия в работе учреждения, устанавли­ваются партнерские, доброжелательные отношения родите­лей с педагогами и специалистами. Мы приглашаем родителей с детьми, посмотреть детский сад, будущую группу, показываем оснащение сада (учебный и игро­вой материал), площадку для прогулки и т. д. Такая демон­страция удовлетворит детское любопытство и поможет ро­дителям почувствовать себя более уверенно, ощутить свою причастность к происходящему в детском саду.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Обязательно:
1. Работа по адаптации детей к условиям новой социальной среды:
2. Анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

3. Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

4. Информирование педагогов и родителей о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

5. Осуществляется просвещение родителей и педагогов по вопросам обучения детей, решает по их просьбе частные проблемы ребенка в обуче­нии и подготовке его к школе, разрабатывает для родителей и педагогов индивидуализированные программы их занятий с ребен­ком в домашних условиях;

6. Проводится работа по просьбе родителей и педагогов - индивидуальная диагностика умственного развития ребенка, его индивидуальных особенностей;

7. Обеспечивается психологическая поддержка родителям, име­ющих детей с проблемами в развитии, и поведении;

Дополнительно:
1. Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.

2. Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

Структура и формы:

Основным средством профилак­тики отношений в развитии детей служит инфор­мированность родителей, педагогов, повышение их психоло­го- педагогической культуры.

В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям и педагогам, должны входить:

Возрастные особенности детей;

Условия, необходимые для полноценного психологического развития;

Готовность к школе и т. д.

Другими словами, родители и педагоги должны получать своевременную информацию об актуаль­ном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.

Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений.

В рамках реализации данного направления необходимо заботиться о создании психологичес­ки благоприятного климата в ДОУ, комфортных условий для участников образовательно-воспита­тельного процесса: детей, педагогов и родителей.

Важной профилактической процедурой в рабо­те является сопровождение периода адап­тации поступающего в ДОУ ребенка. Решение этой проблемы, как и любой другой, требует комплексного подхода. Медицинский персонал занимается сбором полно­го анамнеза администрация и психолого- педагогическая служба информиру­ют родителей об особенностях адаптации дошколь­ников, отслеживают сам процесс привыкания ребенка и корректируют его при необходимости. Важно, что­бы вновь поступающие дети приходили постепенно, тогда педагог сможет уделить им достаточно внимания, тем самым облегчить процесс привы­кания.

Наиболее удачной формой работы с семьей является родительский клуб, где в отличие от собраний общение основано по схеме назидательно-поучительной, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованно­сти. В клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями или педагогами.

Понимая степень занятости родителей, также используют­ся такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Почта доверия», выпуск бюллетеней, мини журналов. Для всех членов се­мьи предоставляется возможность с помощью короткой запис­ки высказать свои сомнения по поводу развития ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п.

Благодаря налаживанию сотрудничества педагогов и родителей постепенно определяется ведущая проблема в семье, которую взрослые считают наиболее важной при­чиной, мешающей им заниматься с ребенком. Затем показыва­ются возможности ее решения. Как правило, именно эта причина вызывает ведущее нарушение в структуре педагогического процесса, которое выражается в виде выпадения или дисфунк­ции какого-либо компонента воспитания.

(Слайд 1)

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.

Душа – то, чем люди пишут стихи и чем их понимают.

/Марина Цветаева/

В настоящее время определены Федеральные государственные требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада.

(Слайд 2) Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.

В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родовыми травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), неврозами и неврозоподобными состояниями.

Именно психолого-педагогического сопровождения дошкольников в МДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.

(Слайд 3) Исходя из этого основной целью психологической службы ДОУ, является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной.

(Слайд 4) В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи, решаемые психологической службой:

1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста и каждого ребенка;

2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.;

3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;

4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

(Слайд 5) Психолого-педагогическое сопровождения воспитательно-образовательного процесса охватывает работу с детьми, родителями и педагогами.

(Слайд 6) Систему психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в ДОУ можно представить в виде горы, в основании которой находится такое направление работы как психодиагностическое сопровождение. На основе его и строится коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое сопровождение, необходимое для того, чтобы достичь вершины горы. Вершиной горы является психологическое просвещение, которое направлено на формирование психологического здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов.

(Слайд 7) Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ являются:

Психодиагностическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса: изучение процесса адаптации детей при поступлении в ДОУ, диагностика склонностей и способностей детей с целью выявления талантливых детей, диагностика психологического здоровья дошкольников, диагностика готовности к школе ;

Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности;

Психопрофилактическое и здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: профилактика нарушений поведения, коммуникативной сферы, формирование жизненных навыков;

Психологическое просвещение и консультирование: формирование психологической культуры детей, родителей и педагогов.

Организованная таким образом работа позволяет обеспечить оптимальное физическое, соматическое, психологическое здоровье ребенка.

(Слайд 8) Психологическая диагностика осуществляется в форме плановой диагностики или диагностики по запросу администрации, педагогов, родителей. В течение адаптационного периода ведется наблюдение за поведением детей в младших группах, которое показывает, как протекает привыкание детей к новым условиям, освоение нового пространства. Проводится анкетирование родителей для выявления расхождений в поведенческих проявлениях ребенка в семье и детском саду. Для выявления динамики уровня адаптированности детей к детскому саду проводится сравнительный анализ диагностирования в начале и в конце адаптационного периода.

Диагностика школьной готовности проходит в 2 этапа: в начале учебного года (октябрь) и в конце (апрель).

(Слайд 9) Для обследования применяются следующие методики:

  • Ориентировочный тест определения школьной зрелости Керна-Йерасека;
  • Вербальная часть (Я. Иерасек) (конец года);
  • Психосоциальная зрелость (С.А. Банков) (начало года);
  • «Графический диктант» (Д.Б.Эльконин);
  • Мотивационная готовность (Л.А.Венгер) (конец года).

Углубленная диагностика детей, показавших низкий уровень готовности к школе, а также детей, испытывающих трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, осуществляется по материалам для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях автора Забрамной С.Д.

Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу индивидуально. Педагоги вторых младших групп и первых младших групп заполняют «Карты наблюдения» на начало и конец адаптации, в средних, старших и подготовительных группах воспитателями заполняются «Карты оценки эмоционального состояния ребенка в группе».

Родители заполняют анкеты на предмет адаптации ребенка к ДОУ, готовности к школе, анкеты по оценке нервно-психического состояния ребенка. На основании заполнения данных анкет готовятся консультации в информационные папки в каждой группе.

(Слайд 10) Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для решения этой задачи с детьми раз в неделю проводятся групповые занятия по развитию эмоционального мира с использованием программы В.М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников» с учетом особенностей каждого возрастного этапа. (Слайд 11) Для профилактики дезадаптации осуществляется психологическое сопровождение ребенка в условиях дошкольного учреждения: групповые и индивидуальные игры и занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения, взаимодействия со взрослыми и сверстниками, формирования идентичности с коллективом. Проводится индивидуальная работа по профилактике дезадаптации, в которой используются игры с водой и песком с целью установления контакта с ребенком. Выявляются такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии.

(Слайд 12) Индивидуальная коррекционно-развивающая работа ведется по следующим направлениям: (Слайд 13) работа с агрессивными детьми (сказкотерапия), с детьми с гиперактивностью (программа Сиротюк А.Л., программа Арцишевской И.Л.), тревожными, застенчивыми детьми (Г.Б.Монина, Е.К.Лютова), работа по развитию школьно-значимых функций («Ступеньки к школе» Безруких М.М.).

(Слайд14) Психологическое просвещение направлено на формирование психологической культуры всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогов, которое заключается в формировании жизненных навыков, профилактике дисгармоничного развития.

(Слайд 15) Консультативная работа с воспитателями младших групп проводится по вопросам течения адаптации детей, особенностям развития, протеканию кризиса 3х лет, где они получают рекомендации по формированию игровой культуры ребенка и снятию эмоционального напряжения. Родителям в этих группах даются рекомендации по смягчению адаптационного периода. В средних, старших и подготовительных группах проводятся консультации для педагогов и родителей в начале и конце учебного года по результатам диагностики психологического здоровья детей. Также в подготовительных группах родители и воспитатели на консультациях по результатам диагностики готовности к школе в начале и конце учебного года получают необходимые рекомендации по развитию школьно-значимых функций.

Психологическое просвещение, т.е. приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. (Слайд 16) Психологическое просвещение проходит в нашем дошкольном учреждении в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, а также в виде информационных папок для родителей «Страничка психолога», информационного стенда «Уголок психолога» и блоке информации на сайте детского сада.

(Слайд 17) Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению воспитательно – образовательного процесса и индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:

  • Поставленные цели и задачи реализуются
  • Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем
  • Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых
  • Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы
  • Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.

(Слайд 18) Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации.

(Слайд 19) И прав был В.А. Сухомлинский, когда сказал: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

I этап. Постановка проблемы

Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/нео­боснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.

Уровни адекватности запроса могут различаться:

Жалоба полностью необоснованна, главная проблема - в
личностных особенностях родителей, воспитателей или неадекватности их восприятия;


во взаимоотношениях со взрослыми (родителями и воспи­тателями);

Жалоба обоснованна, главная причина поведения ребенка -
в нарушении межличностных отношений в семье;

Жалоба обоснованна, проблема связана с психическим раз­витием ребенка или межличностными отношениями, наи­более ярко проявляющимися в домашних условиях;

Жалоба обоснованна, преобладающие проблемы наиболее ярко проявляются вне семьи (в детском саду).

Затем происходит выдвижение гипотезы относительно причин и характера проблемы, заставившей обратиться к пси­хологу. Это происходит в процессе сбора экспертной информа­ции о дошкольнике и базовой диагностики.

В результате оказываются возможными:

Дифференциация нормы и патологии психического разви­тия ребенка;

Определение состояния психологического здоровья ре­бенка;

Выявление зоны актуального и ближайшего развития ре­бенка;

Изучение особенностей личности;

Выявление содержания внутреннего конфликта.

II этап. Уточнение проблемы

В начале данного этапа проводится психолого-педагогиче­ский консилиум. Его задачами являются:

Дифференциальная психологическая диагностика с целью
выявления психологической структуры нарушения и вы­бора в соответствии с этим оптимальной стратегии коррегирующего воздействия ребенка;

разработка стратегии комплексного сопровождения ре­бенка.

В ходе разработки стратегии сопровождения осуществля­ется выбор:

а) направлений коррекционно-развивающего воздействия на ребенка (коррекция поведения, нарушений психологического развития и др.);

б) сферы психологического воздействия на социум (коррек­ция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).



Параллельно начинается работа по консультированию пе­дагогов, администрации, родителей (с осуществлением социаль­но-диспетчерской деятельности педагога-психолога в ДОУ ком­бинированного и компенсирующего видов), которая позволяет создать оптимальные условия для осуществления системной подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Значительная доля рабочего времени педагога-психолога при этом отводится анализу результатов комплексного сопровож­дения развития ребенка в ДОУ и просвещению педагогов и родителей.

III этап. Решение проблемы

Данный этап начинается с динамической диагностики раз­вития ребенка, которая позволяет определить:

Уровень его воспитуемости и обучаемости;

Потенциалы микро- и макросреды, позволяющие оптимизи­ровать процесс комплексного сопровождения развития ре­бенка.

Параллельно осуществляется корректирующий контроль - уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего и психотерапевтического воздействия на ребенка и его среду.

Заканчивается данный этап работы контрольным конси­лиумом. В это время осуществляется анализ и оценка:

Катамнеза ребенка;

Организационно-методического обеспечения образователь­ного и коррекционного процесса в ДОУ;

Организации взаимодействия с родителями и их обучения.



Рефлексия деятельности педагога-психолога, которая завер­шает весь цикл его работы, направлена на определение соответ­ствия результатов поставленным целям работы (текущим, ито­говым, отдаленным) и выявление факторов, препятствующих его эффективной работе.

Рассмотрим последние подробнее.

Факторы, препятствующие эффективной работе

На протяжении всех этапов работы педагога-психолога он сталкивается с определенными проблемами и «соблазнами».

Так, для I этапа работы, первичной и вторичной диагности­ки, определения адекватности запроса родителей и воспитате­лей, типичными будут следующие проблемы:

1. Проблемы, связанные с ошибками, возникающими в про­цессе социальной перцепции родителей и воспитателей, обра­щающихся за помощью к психологу: ошибкой «ложного согла­сия», «эффектом ореола», ошибкой «средней тенденции» и др.

2. Проблема «замусоренности» диагностического поля пси­хологов недостаточно апробированным инструментарием, в некоторых случаях - некорректностью его применения.

С другой стороны, может появиться соблазн спекуляции на отсутствии общепринятых критериев оценки эффективности консультационной работы. Как известно, консультация должна быть прогностичной, то есть ориентированной в будущее, -полноценно оценить качество работы психолога можно лишь через некоторое (иногда довольно длительное, если речь идет о детях с отклонениями в развитии) время. Поэтому некоторые из психологов, сославшись на отсутствие четких критериев эффективности, могут работать недобросовестно и заявлять, что только «время покажет», насколько качественна их помощь ребенку или взрослому.

3. Проблемы, возникающие вследствие нарушения принци­па конфиденциальности полученной психологом информации.

Материал, полученный психологом в процессе его работы с детьми, воспитателями или родителями на основе доверитель­ных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни психолога, ни психологическую науку. В этом случае речь идет о соблюдении принципов этики работы педагога-психолога, или этического ко­декса. Согласно ему, на этапе диагностики психолог должен:

Соблюдать принцип добровольности участия в психологи­ческих процедурах 1 (работа допускается только после по­лучения согласия родителей детей в ней участвовать и раз­решения администрации ДОУ на проведение исследований);

Использовать процедуры и техники, не ущемляющие досто­инства участников образовательного процесса;

Предоставить возможность всем участникам образователь­ного процесса отказаться от продолжения работы на любом ее этапе.

1 Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, про­возглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.

На II этапе работы, разработки и реализации программы психологического сопровождения ребенка, в работе педагога-психолога встречаются следующие соблазны и проблемы:

1. Соблазн власти. Известно, что у психолога имеется мно­го возможностей сделать людей зависимыми от себя. Кроме того, это может сочетаться с заблуждениями о «всесильности» психолога в решении всех проблем воспитания и обучения
детей в детском саду и вопросов повышения профессионализ­ма педагогических кадров. Воспитатели и другие педагоги­ческие работники ДОУ обычно очень настороженно относятся к тем психологам, которые начинают их «учить» тому, в чем
педагоги чувствуют себя более компетентными, поэтому воз­никает проблема отторжения психолога от педагогического коллектива.

2. Соблазн «самокрасования» на работе, когда психолог ис­пользует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей.

Особенно это опасно, когда выливается в самоуверенный дилентантизм в коррекционной работе. Кроме того, такие недо­статки в работе дошкольной психологической службы, как центрация психологов на диагностической функции, вместо про­филактической, пропедевической и коррекционной, только уси­ливает это. С другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на обращающихся к психологу людей тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении «производить впечатле­ние» найти такую «золотую середину», чтобы оказаться фасилитатором и координатором работы всего педагогического кол­лектива ДОУ и родителей детей.

3. Соблазн следования «методическим модам», когда в по­гоне за самыми последними новинками в практической психо­логии консультант тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них.

Для того, чтобы данную проблему преодолеть, необходимо учитывать следующие принципы работы психолога.

Принцип профессиональной компетентности: психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по кото­рым он профессионально осведомлен и наделен соответствую­щими правами и полномочиями. Психолог не должен переда­вать сложные психологические методики неподготовленным специалистам, а также использовать методики, которыми в долж­ной степени не владеет.

Принцип адекватности применяемых методик: они долж­ны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образо­ванию, состоянию детей и взрослых условиям эксперимента. Этот принцип сочетается с принципом: «Не навреди!» (или «прин­цип ненанесения ущерба испытуемому»). При этом организа­ция работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию или социальному положению детей, родителей и воспитателей.

Принцип профессионального общения психолога и испы­туемого. Психолог должен владеть методами психологическо­го воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у ребенка и взрослого чувство удовлетворения от общения с психологом.

Принцип разделенной ответственности психолога. В отли­чие от ответственности обычных людей (неспециалистов), психо­лог не должен всю ответственность брать на себя. Его задача более сложная: постепенно сформировать чувство ответственности и готовность к ней у приходящих к нему людей. Сам психолог должен отвечать только за саму организацию такой помощи, а не за принимаемые другими участниками образовательного процес­са решения. С другой стороны, психолог может способствовать осознанию ребенком, воспитателем, родителем того, что каждый из них сам является причиной своих достижений.

Для III этапа (анализ и оценка результатов работы с целью осуществления корректирующего контроля) характерны сле­дующие проблемы.

1. Проблемы разработки программ индивидуального пси­
хологического развития ребенка исходя из представлений о сред­
нестатистической и функциональной норме.

К понятию среднестатистической нормы относится та категория детей, которые выполняют диагностические задания на 85-100% уровне успешности. При этом важно учитывать качественные критерии анализа данных: принятие задания, способ выполнения, обучаемость ребенка, отношение к резуль­тату.

К понятию функциональной нормы относятся дети, кото­рые относительно хорошо приспосабливаются к социуму и об­ладают достаточным уровнем социально-психологической адап-тированности, чтобы не выделяться среди других детей.

При этом социально-психологическую адаптированность (термин армянского психолога А. А. Налчаджана) можно оха­рактеризовать как такое состояние взаимоотношений между личностью и группой:

Когда ребенок без длительных внешних и внутренних кон­фликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятель­ность 1 и удовлетворяет свои основные потребности 2 ;

При этом он в полной мере отвечает ожиданиям, которые
предъявляет к нему социум (по возрасту, полу, социально­му статусу).

1 С 1 до 3 лет: предметную; с 3 до 7 лет - игровую и моделирующие,
экспериментальные виды деятельности.

2 С 1 до 3 лет: потребность в компетенции как свободном владении
средствами, или потребность действовать самому; с 3 до 7 лет: потребность
в социальном соответствии, «быть, как взрослый».

3. Проблемы предвзятого отношения педагога-психолога к детям (родителям, воспитателям), связанные с нарушением принципа беспристрастности психолога. Данный принцип нуж­ дается в особом комментарии. Л. А. Петровская, анализируя
подход к проблеме К. Роджерса, пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта, как «безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду, что она относится к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения.

Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств без риска потерять уважение психолога, терапевта».

3. Проблемы согласования мнения психолога с точкой зре­ния других специалистов (или проблемы выработки единого подхода к осуществлению дальнейшей коррекционно-развивающей работы).

Данные проблемы следует решать, опираясь на принцип ува­жения себя и своих коллег, их права на профессиональное твор­чество и самостоятельный выбор методов работы. Критика и дискуссии должны проводиться аргументировано и тактично. Недопустимым является выяснение отношений между колле­гами и сотрудниками в присутствии детей и их родителей.

4. Соблазн работать «вразнос», забывая о своем здоровье и об интересах своих родных и близких. Например, психолог ДОУ, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнитель­ные встречи с родителями или воспитателями и т. д. Это ос­ложняется тем, что работа психологов в детском саду итак обыч­но осуществляется в режиме «скорой помощи».

Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда пси­холога приводит его самого в психиатрическую больницу. По­этому, как говорила на своих лекциях известный психотера­певт А. С. Спиваковская, «психолог не должен глубоко погру­жаться в проблемы клиента», если он не обеспечил свои «тылы», которые позволили бы ему «выйти» из проблем кон­сультируемого человека и «вернуться в свое нормальное состо­яние».

Задания для самоконтроля

1. Назовите основные этапы деятельности педагога-психоло­га, работающего в ДОУ.

2. Выделите основные уровни адекватности запроса родите­лей и педагогов, обращающихся к психологу за помощью по поводу проблем воспитания, развития и обучения ребенка.

3. Перечислите основные сферы психологического воздей­ствия на окружающую ребенка среду.

4. Объясните, в чем заключается основная цель психологи­ческого воздействия на ребенка и его окружение.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА 1

Сначала обратимся к регламентирующим отчетную дея­тельность психолога документам.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ИНСТРУКТИВНОМУ ПИСЬМУ МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 01.03.99 № 3 ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Педагоги-психологи, работающие в образовательном учреждении,

образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологи­-

психологи­ческой и медико-социальной помощи, ведут учет проводимой работы по следующим формам 2:

1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения
(Форма № 1).

2.Заключение по результатам проведенного психодиагностическо­го исследования (Форма № 2).

3.Журнал консультаций психолога (Форма № 3).

4.Журнал учета групповых форм работы (Форма № 4).

5.Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы № 5,
5А, 5Б, 5В).

6.Программа работы педагога-психолога с группой (Формы № 6, 6А).

7.Коррекционная работа (Форма № 7).

8.Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма № 8).

10.Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма № 10).

11.Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной
методической службы (Форма № 11).

По итогам года педагоги-психологи представляют аналитический отчет о своей работе (Форма № 10) руководителю образовательного уч­реждения и руководителю муниципальной психологической службы.

2 Формы составлены на основании практического опыта регионов и
апробированы региональным центром социально-психологических иссле­дований и диагностики Самарской области.

Данный отчет включается в отчетную документацию образова­тельного учреждения. Руководитель психологической службы муни­ципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма № 11) руководителю муниципального органа управления об­разованием и руководителю психологической службы региона.

Итак, согласно Приложению к Инструктивному письму МинобразованияVРФ от 1.03.1999 № 3, основными (обязатель­ными) формами отчетности педагога-психолога являются:

План работы;

Заключение по результатам проведения психолого-педаго­гического обследования (по требованию других лиц выда­ется только в неполном объеме);

Журнал консультаций;

Журнал учета групповых форм работы;

Карта психолого-педагогической и социальной помощи ре­бенку;

Программа работы педагога-психолога с группой;

Аналитический отчет о работе педагога-психолога за год;

Аналитический отчет руководителю муниципальной мето­дической службы.

Педагог-психолог специализированного дошкольного учреж­дения ведет следующую документацию:

Карту психологического обследования ребенка;

Журнал планирования и учета групповых занятий;

Журнал планирования и проведения индивидуальных за­нятий;

Планы работы с семьей ребенка;

Программы групповой работы;

Перспективный план работы на год и на квартал;

Отчет о результатах психологической работы за год.

Вся документация педагога-психолога хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т. п.) и может быть предъявлена по запросу профильных спе­циалистов системы образования. На основании этих докумен­тов психолог может давать рекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющим; делать выписки во внешние орга­низации по запросу родителей.

Рассмотрим подробнее основные формы отчетности педа­гога-психолога в соответствии с этапами его работы и знаком­ства с детьми, родителями и сотрудниками ДОУ.

Первый этап работы педагога-психолога

На ПМПК 1 представляются следующие документы:

Свидетельство о рождении ребенка (предъявляется);

Заключение психолого-медико-педагогического консилиу­ма образовательного учреждения, в котором ребенок обуча­ется (представляется в муниципальную ПМПК), или - му­ниципальной ПМПК (представляется в региональную ПМПК);

Подробная выписка из истории развития ребенка с заключе­ниями врачей: педиатра, невропатолога, сурдолога, офталь­молога, ортопеда (при необходимости получения дополнитель­ной медицинской информации о ребенке ПМПК направляет
запрос соответствующим медицинским специалистам). При
отсутствии на местах перечисленных специалистов первич­ное медицинское обследование проводят специалисты ПМПК;

Педагогическое представление (характеристика);

Письменные работы по русскому (родному) языку, матема­тике, рисунки и другие результаты самостоятельной про­дуктивной деятельности ребенка.

Иногда психологу приходится сталкиваться с клинически­ми диагнозами детей, которых родители или воспитатели при­водят на ПМПК. В этом случае необходимы базовые медицин­ские знания, позволяющие декодировать «первичные диагно­зы» детей, указанные в виде шифров в справках от невропатолога или психоневролога.

1 Примерное положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

F80-Р89 - Расстройства психологического (психического) раз­вития

F80.0 - Специфическое расстройство артикуляции (дислалия)

F80.1 - Расстройства экспрессивной речи (общее недоразви­тие речи, моторная алалия)

F80.2 - Расстройства рецептивной речи (сенсорная алалия)

F80.81 - Задержка речевого развития, обусловленная социаль­ной депривацией

F81.0 - Дислексия

F84.4 - Умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями

F84.5 - Синдром Аспергера

F90 -F98 - Эмоциональные расстройства и расстройства пове­дения

F90.0 - Нарушение активности и внимания

F90.1 - Гиперкинетические расстройства поведения

F90.8 - Другие гиперкинетические расстройства (микромоз­говая дисфункция (ММД))

F90.9 - Неуточненное гиперкинетическое расстройство

F91.0 - Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи

F91.1 - Несоциализированное расстройство поведения

F91.2 - Социализированное расстройство поведения

F91.9 - Нарушение поведения неуточненное

F92 - Смешанные нарушения поведения и эмоций

F92.0 - Депрессивное нарушение поведения

F92.8 - Другие смешанные нарушения поведения и эмоций

F92.9 - Смешанные расстройства поведения и эмоций неуточ­ненные (шизофрения, эпилепсия, РДА и др.)

Р93.0 - Тревожные расстройства у детей, вызванные разлу­кой

F93.1 - Фобическое тревожное расстройство в дошкольном возрасте

F93.2 - Социально тревожные расстройства в дошкольном возрасте

F93.3 - Нарушение вследствие сиблингового соперничества

F93.8 - Другие эмоциональные расстройства в дошкольном возрасте

F93.9 - Эмоциональное нарушение в дошкольном возрасте неуточненное

F94.0 - Элективный мутизм

F94.1 - Реактивное расстройство привязанностей в дошколь­ном возрасте (нарушение социальной взаимосвязи с эмоцио­нальным расстройством, боязливость, настороженность, агрес­сия, самоагрессия, переживание страдания)

F94.2 - Нарушение привязанностей в дошкольном возрасте по расторможенному типу

F94.8 - Другие нарушения функционирования в дошкольном возрасте (недостаточная социальная компетентность)

F95 - Тики (отдельных мышечных групп)

F95.1 - Хронические моторные тики и вокализмы

F95.2 - Комбинирование вокализмов и множественных мо­торных тиков (синдром Жилль де ла Туретта)

F95.8 - Другие тики (лица, конечностей)

F95.9 - Тики неуточненные (негрубо и непостоянно)

F98.0 - Энурез неорганической природы

F98.1 - Энкопрез неорганической природы

F98.4 - Стереотипные двигательные расстройства (раскачи­вания тела, конечностей, кусание ногтей и сосание пальцев, са­моповреждающие действия)

Р98.5 - Заикание

Необходимо заметить, что знание диагнозов должно помо­гать психологу в процессе подбора и уточнения методик пер­вичной диагностики, но никак не служить поводом для их об­суждения как с родителями, так и с администрацией ДОУ: пси­холог не имеет права разглашать подобные диагнозы и/или использовать их против ребенка и его родителей.

В качестве одного из вариантов поведения в проблемной ситуации, требующей «обнаружения» диагноза ребенка, психо­лог может помочь в определении:

Уровня нарушения (нейрофизиологического, психологиче­ского и педагогического)и

Социального вектора его проявления (личность ребенка, ро­дителя, воспитателя, сверстника).

В ПМПК ведется следующая документация:

Журнал записи на ПМПК;

Журнал учета детей, прошедших обследование;

Карта развития ребенка с протоколами, заключениями спе­циалистов и окончательным коллегиальным заключением;

При наличии диагностики целых коррекционных групп -
данные предварительного и окончательного заключения;

Список специалистов и расписание их работы;

Нормативные документы соответствующих федеральных
органов по работе с детьми с отклонениями в развитии.

Если речь идет о диагностике как одном из направлений комплексной работы педагога-психолога в ДОУ, а не общей за­дачи работы целой «команды специалистов», то здесь тоже су­ществуют определенные формы отчетности. Они делятся на предварительные (таблицы с указанием наиболее часто исполь­зуемых диагностических методик), промежуточные (протоко­лы и карты обследования и т. д.) и итоговые (психолого-педаго­гические характеристики на детей, заключения и т. д.).

Методики как индивидуальной, так и подгрупповой форм диагностики педагог-психолог выбирает по своему усмотрению. В процессе диагностирования, как правило, их применяется несколько. Поэтому рекомендуется иметь отдельную форму регистрации наиболее часто применяемых методик.

Существует много хорошо разработанных методик диагно­стики эмоционального, познавательного и личностного разви­тия дошкольников, поэтому мы не будем на них подробно оста­навливаться. Достаточно будет упомянуть такие книги, как: Бугрименко Е.А., ВенгерЛ.А. и др. «Готовность детей к

школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов»;

Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. «Словарь - справочник по
психологической диагностике»;

Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонард Э. И. «Отбор детей в
специальные дошкольные учреждения»;

«Дети-сироты: консультирование и диагностика развития» /
Под ред. Е. А. Стребелевой;

«Диагностика и коррекция психического развития дошколь­ников»/ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько;

ЗабрамнаяС.Д. «Наглядный материал для психолого-пе­дагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях»;

«Клинико-педагогическое изучение детей со сложным де­фектом»/ Под ред. М. С. Певзнер, Т. В. Розановой;

ЛурияА. Р. «Высшие корковые функции человека»;

Марцинковская Т. Д. «Диагностика психического развития
детей. Пособие по практической психологии»;

Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. «Диагностика
нервно-психического развития детей первых трех лет жизни»;

«Психолого-педагогическая диагностика развития детей
дошкольного возраста»/ Под ред. Е. А. Стребелевой;

Урунтаева Г. А., Афонъкина Ю.А. «Практикум по детской
психологии. Пособие для студентов пед. институтов, учащих­
ся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада»;

ХудикА.В. «Диагностика детского развития: методы ис­следования»;

Чиркова Т. И. «Психологическая служба в детском саду»;

ШванцараИ. «Диагностика психического развития».

Протокол обследования ребенка оформляется в виде таб­лицы с указанием следующих пунктов.

Разделы: Работа с дошкольниками

Психолого-педагогическое сопровождение следует понимать как взаимодействие ребенка и взрослого в практической деятельности, направленной на развитие.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

  1. Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
  2. Сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Позиция психолога позволяет ребенку реально оценивать ситуацию и собственное положение в детском саду.
  3. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
  4. Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.

Позиция психолога, педагогов в соответствии с этими принципами, позволяет быть рядом с ребенком в сложных, переломных периодах, чутко реагировать на проблемы с учетом изменений.

Этот метод требует от нас не воздействия на ребенка, а взаимодействия с ним, веры во внутренние силы и возможности. Основными приоритетами сегодня выступают личностно – ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, забота о его эмоциональном благополучии.

Возникает вопрос, как организовать свою деятельность, чтобы не навредить ребенку, а психологически помочь ему, сохраняя привычный круг общения с близкими окружающими его взрослыми, войти в мир более широких и сложных социальных отношений, найти себя в этом мире?

Как предупредить возможные нарушения в психическом и личностном развитии ребенка и организовать развивающую среду?

Работая в данном учреждении в течении продолжительного времени, я обратила внимание на то, что существенно выделяются следующие проблемы:

  • разорванность в требованиях;
  • решение собственных проблем педагога за счет детского коллектива;
  • неспособность детей глубоко понимать, чувствовать, переживать.

Чтобы приступить к решению этих проблем я изучила литературу: Н.В. Пилипко “Приглашение в мир общения”, “Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками”, К. Фопель “Как научить детей сотрудничать”, В.В.Ветрова “Уроки психологического здоровья”, В.Алямовская “Ясли – это серьезно”. Изучив и проанализировав литературу, пришла к выводу, пересмотреть и изменить содержаниесвоей работы. Создала творческую группу, в которой вошли активные педагоги. Четыре года мы успешно работаем в этом направлении. Меня не может не радовать тот факт, что перестраиваются и другие сотрудники детского сада. Из собственного опыта работы я понимала, что нельзя заниматься сопровождением детей и быть изолированным от семейвоспитанников. Поэтому я задумалась о том, как мне приобщить родителей? Простое агитирование и “созывание” не поможет. И тогда я решила расширить свое поле деятельности.

Четко определила цель и задачи.

Цель: Способствовать созданию благоприятных условий для взаимодействия ребенка и взрослого.

  • развивать в детях умение чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
  • Углубить содержание работы по самораскрытию и самореализации педагогов.
  • Установить равноправные, партнерские отношения с семьями воспитанников.

Определила основные субъекты психологического воздействия:

  • дети;
  • педагоги;
  • родители;

Планируя практические коррекционно – развивающие занятия с детьми, я опираюсь на опыт детей, учитываю их возможности, интересы, потребности; состояние здоровья. Для того, чтобы детям было уютно, комфортно, я разработала собственную структуру ведения занятий, подобрала, систематизировала серию игр, упражнений. В играх дети постигают социальные отношения, проигрывают непонятные и проблемные ситуации, выражают собственные реакции на все, что особенно затронуло ребенка, поразило его, заставило размышлять.

Они оказывают благоприятное воздействие на малоконтактных, агрессивных, робких, застенчивых детей.

Так, например, Маша С. Испытывала трудности в общении, была замкнута, робка, неуверенна, не могла обратиться к сверстникам, не умела поддержать разговор. В процессе организованного взаимодействия со сверстниками у Маши нормализовались взаимодействия с малой группой детей, появились устойчивые дружеские связи. Девочка стала проявлять себя активней. У нее появился интерес не только к себе, но и к окружающим. Постоянное включение в театрализованные игры помогли. Маше самореализоваться, самораскрыться. Через год она играла в спектаклях ведущие роли.

Паша Л. – агрессивный, не контролировал свои поступки, эмоции. Проигрывая созданные ситуации, Паша учился принимать решения сам. У него чаще стали проявляться положительные реакции на приглашение взрослого. На следующим этапе взаимодействия мальчика со сверстниками, более широко проявилось дружелюбие, так как в играх ему приходилось делать добрые поступки.

Дима Н. – интеллектуальное развитие выше нормы. Проблемы были в особенностях поведения ребенка. Он никогда громко не смеялся, играл только там, где не было других людей. После продолжительного времени занятий в состоянии мальчика отметила положительную динамику: у Димы появился интерес к совместной игре, умение работать сообща, улучшилось взаимодействие “ребенок – взрослый”, улучшилась речь, слуховое внимание. У него появился эмоциональный тонус. Он впервые громко засмеялся во время игры.

Особенно эффективной формой занятия, где используются указанные игры и упражнения, я считаю “Минуты общения”. Здесь дети на практике применяют накопленный опыт по взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

Из своих наблюдений я заметила, что дети успешнее “учат друг друга”, чем слушают объяснение взрослого. Поэтому так важно, чтобы Сопровождающий Взрослый сумел “на равных” войти в деятельность детей. Лишь тогда мы, взрослые, можем пытаться направить эту деятельность (как бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед нами.

В проводимых мною тренинговых занятиях родители, воспитатели, администрация являются активными участниками. Им дается возможность поставить себя на место ребенка и проанализировать собственную реакцию – чувства, мысли, возможное поведение. Взрослые становятся ближе к детям, лучше их понимают, проживают вместе с ними.

Систематические встречи детей со взрослыми, сопровождающими его развитие, позволяют дошкольникам открыто высказываться, выговариваться, выплескивать эмоции, делиться мыслями, впечатлениями, чувствами. При этом исчезает страх быть неправильно понятым взрослым, появляется очень важное чувство доверия. Дети свободно задают вопросы, обсуждают информацию и подвергают ее сомнению, делают собственные выводы, воображают, мыслят, ведут диалог. Хочу с уверенностью сказать, что я создаю максимальные условия для самореализации, самораскрытия, не только личностных, но интеллектуальных, творческих возможностей детей.

Определенным навыкам ребенок обязательно научиться. А вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить – этому обучиться сложнее; когда сформированы подобные умения, в учебной деятельности ребенок также становиться успешнее, активнее развиваются познавательные психические процессы, ярче результат.

Способствуя созданию наиболее благоприятных условий развивающей среды, я обращаю особое внимание на тесное сотрудничество с педагогами.

С активной группой коллег я провела ряд теоретических семинаров, где обсуждались вопросы по данной проблеме. В результате обсуждения мы пришли к единому мнению: очень важно обеспечить как объективные, так и субъективные предпосылки для создания эмоционального благополучия и комфорта.

С целью создания объективных предпосылок необходимо:

  • весь практический материал располагать на доступных для детей местах, стимулируя их свободную деятельность;
  • центры развития использовать гибко, так чтобы дети могли самостоятельно изменять, структурировать в соответствии с собственными потребностями.

Крайне важен и рост профессионального мастерства всех субъектов, влияющих на развитие дошкольника. В частности, педагогу необходимо:

  • уметь выделить личностные качества ребенка и, ориентируясь на них, сопровождать воспитательно-образовательный процесс;
  • уметь сотрудничать с другими членами коллектива

Анализируя работу теоретических семинаров, я разработала схему взаимодействия всех педагогов детского сада.

Итогом деятельности активной группы является создание модели психолого – педагогического сопровождения и разработка схемы личностно – ориентированного взаимодействия педагогов с детьми.

Переработка, обсуждение карт индивидуального развития ребенка, которые используем на психолого-медико-педагогическом консилиуме. Он проходит два раза в год. Основная задача консилиума – наметить маршрут индивидуального развития детей, и помочь пройти его.

Помимо указанной работы я систематически провожу тренинговые занятия, индивидуальные консультации, собеседование, анкетирование, совместные практические занятия со всем педагогическим коллективом.

Проводимые занятия в форме психологического тренинга дали возможность развить у педагогов эмптатию, т.е. способность понимать состояние другого человека, мысленно ставить себя на его место и собственно действовать, самореализовываться, самораскрываться. Тренинг “Познай себя”/. В одном из упражнений “Какой я” участники говорили о личностных качеств друг друга. Один педагог услышал некоторые прямые высказывания в свой адрес. Она приняла их без излишних обид, но после этого у педагога произошли некоторые изменения не только во взаимоотношениях с педагогами, но и в отношении с детским коллективом.

Педагог с высоким интеллектуальным уровнем, с широким кругозором, внедряющий инновационные технологии, испытывала трудности в тренинговых играх. На нескольких занятиях я предложила ей быть наблюдателем а затем она стала участником. Проблема ее была в неумении устанавливать контакт с другими людьми. Через некоторое время педагог высказала свое мнение: “Ни за что не поверила бы, что тренинг может так сблизить”.

Таким образом, вся работа способствовала созданию профессиональной общности педагогов, ориентировала на дальнейшее развитие социального партнерства, сотрудничества, и тесного взаимодействия педагогов друг с другом, например, в практике театральной студии.

Мною были даны рекомендации по индивидуальному подходу к каждому ребенку, участвующему в спектакле, на основе изучения личностных особенностей. Руководитель театральной студии чутко и внимательно прислушалась к моим советам при распределении ролей и отработке их содержания. Воспитатель этой группы оказывала эмоциональную поддержку. Актеры чувствовали общую доброжелательную атмосферу.

Организованная и систематическая работа с педагогами дала возможность ближе понимать внутренний мир ребенка и его проблемы

Из бесед с родителями, анкетирования и наблюдения я выяснила, что каждый родитель желает, чтобы его ребенок был окружен атмосферой любви и понимания, а сотрудники были компетентны и доброжелательны в общении с детьми и взрослыми. Для родителей важно, чтобы педагог мог подробно и заинтересованно рассказать о ребенке, выделить его особенности, достижения, лучшие качества. Я понимала, что моя работа может быть по – настоящему результативной лишь в том случае, если родители будут являться его активными помощниками и единомышленниками.

Возникли новые формы работы с родителями: семинары, тренинги, индивидуальные консультации, совместные практические занятия, конференции, клуб “Молодая семья”, адаптационная группа “Мать и дитя” и т.д.

Наиболее продуктивны в этом плене практические занятия совместно с родителями. Хорошо зарекомендовал себя семейный клуб “Молодая семья”, где я являюсь руководителем. Вот уже пять лет он плодотворно работает. Это не просто лектории для родителей, интересующихся воспитанием своих детей, – это заинтересованный диалог двух сторон.

Потребность в психолого-педагогических знаниях велика, будь то молодые родители, которые привели к нам своего первенца, или родители со стажем, ожидающие рождения второго. Обсуждения темы “Ждем ребенка”, “В семье растет ребенок”, “Как подготовить ребенка к детскому саду” и.т.д., мы решаем те проблемы и находим ответы на те вопросы, которые в данный момент злободневны и значимы для родителей. Заинтересованность родителей в судьбе ребенка и детского сада позволила нам обсуждать совместную деятельность, вносить коррективы, оценивать эффективность взаимодействия.

На проводимых родительских конференциях используют опыт семейного воспитания. Эта работа освещает ежегодно в местной газете.

Отрадно говорить о том, что за последние годы значительно вырос уровень педагогического сознания родителей, которые интересуются не только возрастными особенностями, но и проблематикой развития ребенка.

Важно то, что родители, получая консультации и помощь специалистов, еще и общаются друг с другом.

Я, как психолог, считаю очень важным моментом вхождения ребенка в новые социальные условия, т.е. адаптацию к условиям детского сада. Это и явилось главной идеей в организации группы кратковременного пребывания. Пять лет эта группа функционирует в нашем детском саду. Родители с детьми посещают 3 раза в неделю дошкольное учреждение. В работе используется разработанная схема “Адаптация к условиям детского сада”.

Продолжением этой идеи было открытие в этом году адаптационной группы ясельного возраста “Мать и дитя”. Эта группа, создаваемая на три месяца (апрель, май, июнь), необычно тем, что ребенок приходит вместе с мамой, и все мероприятия, которые мы проводим для малыша, идут в присутствии родителей. Они знакомятся с педагогическим коллективом, видят, какие условия созданы в нашем детском саду, какое здесь отношение к детям, повышают свою психолого-педагогическую культуру, обсуждают вопросы, касающиеся индивидуального развития ребенка.

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению позволила обеспечить успешное решение поставленных задач. Руководитель детского сада, все педагоги активно поддерживали и развивали идеи сотрудничества в своей деятельности. На педагогических совещаниях, семинарах, психолого-медико-педагогических консилиумах живо обсуждались возникающие проблемы и коллегиально вырабатывались конструктивные решения.

На родительских собраниях, конференциях, семейных клубах рассматривались проблемы гармоничного взаимодействия с детьми.

Анализ полученных данных позволяет сделать выводы, что такие методы и приемы работы позитивно изменили:

  • уровень личностного, интеллектуального развития детей, посещающих детский сад;
  • количество родителей, заинтересованных быть активными партнерами в реализации задач ДОУ;
  • профессиональный уровень педагогического коллектива;
  • сам подход к ребенку не как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия.

Методические обобщения личного опыта доказывают благоприятное воздействие на ребенка и взрослых разработанных мероприятий, представленных в данной работе.

Считаю, что изложенные материалы достаточно актуальны и их можно использовать в типовых, специальных детских учреждениях по психолого-педагогическому сопровождению.


Основные принципы сопровождения развития ребенка: рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;рекомендательный характер советов сопровождающего: ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями, педагогами, близким окружением;




Непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;непрерывность сопровождения: ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы; сопровождение прекращается, если проблема решена или подход к ее решению очевиден; дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска, например хронически больной ребенок, ребенок-сирота, должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;


Мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов;мультидисциплинарность сопровождения предполагает согласованную работу команды специалистов, включенных в единую организованную модель и владеющих единой системой методов; автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения.автономность: специалисты автономны от давления извне в ситуациях принятия решения.






Консультативно-проективный этап (обсуждение со всеми заинтересованными лицами вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности, выбор методов, распределение обязанностей по реализации решения, определения сроков исполнения и возможности корректировки планов);




Рефлексивный этап (осмысление результатов деятельности по решению проблемы, он может быть заключительным в решении индивидуальной проблемы; или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении).




Социальной ситуацией развития каждого конкретного ребенка, т.е. специфическим сочетанием внешних социальных условий и его внутренних процессов развития (например, особенностями семейной микросреды, условиями жизни, спецификой воспитания и обучения в образовательном учреждении);


























Модель психолого-педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста Цель сопровождения состоит в том, чтобы создать психолого- педагогические условия для оптимизации хода психического развития ребенка, а также обеспечить профилактику нарушений процесса социализации.Цель сопровождения состоит в том, чтобы создать психолого- педагогические условия для оптимизации хода психического развития ребенка, а также обеспечить профилактику нарушений процесса социализации.




Задачи сопровождения развития ребенка раннего возраста: стимулирование развития свойственных возрасту психологических новообразований, а также предпосылок тех психических функций и видов деятельности, которые будут развиваться в дошкольном возрасте;стимулирование развития свойственных возрасту психологических новообразований, а также предпосылок тех психических функций и видов деятельности, которые будут развиваться в дошкольном возрасте;


Обеспечение формирования психических функций, определяющих в данном возрасте продуктивное взаимодействие с окружающим;обеспечение формирования психических функций, определяющих в данном возрасте продуктивное взаимодействие с окружающим; содействие становлению адаптивного поведения в разнообразных социальных ситуациях.содействие становлению адаптивного поведения в разнообразных социальных ситуациях..




Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в изменяющихся условиях и сохранение своего психофизического благополучия.






Новые условия, характеризующие ДОУ, можно условно разделить на три группы: 1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия со взрослым.1. Условия, связанные с новой организацией взаимодействия со взрослым. 2.Условия, связанные с новой организацией среды.2.Условия, связанные с новой организацией среды. 3. Условия взаимодействия с ровесниками.3. Условия взаимодействия с ровесниками.




Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр.), так и социальных (доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами. Для успешной адаптации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, пище и пр.), так и социальных (доверительных контактах и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т.п.), в новой среде и новыми средствами.


Принципы организации взаимодействия с ребенком: педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка;педагогическое воздействие следует за направлением внимания ребенка; используются естественные, повседневно возникающие ситуации;используются естественные, повседневно возникающие ситуации;


Приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство;приоритет косвенного влияния через правильно организованную обстановку, пространство; усвоение правил протекает в игровой форме;усвоение правил протекает в игровой форме;


Обучение и воспитание включено во взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.обучение и воспитание включено во взаимодействие ребенка и взрослого с учетом естественных образцов общения ребенка и родителей.














Задачи предыдущего раздела программы при их освоении включают в последующий раздел при введении новых задач;задачи предыдущего раздела программы при их освоении включают в последующий раздел при введении новых задач; знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;знакомые игровые ситуации включают в бытовые процессы;




За единицу взаимодействия с ребенком игру можно повторять несколько раз, но прекращать до того, как у него к ней пропал интерес; при желании ребенка игра возобновляется;за единицу взаимодействия с ребенком игру можно повторять несколько раз, но прекращать до того, как у него к ней пропал интерес; при желании ребенка игра возобновляется;




При повседневном использовании игр учитывают состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.при повседневном использовании игр учитывают состояние ребенка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.


Требования к организации образовательного пространства: определение достаточного места для ходьбы, бега, игры с мячами, каталками; создание комплекта предметов для торможения отрицательных эмоций; соединение игровых уголков с реальными бытовыми ситуациями;









Каждая методика изложена по схеме: название, в котором отражается ее цель;название, в котором отражается ее цель; алгоритм ее проведения;алгоритм ее проведения; обработка данных с выделением параметров, их градаций; их шкальные оценки в виде баллов;обработка данных с выделением параметров, их градаций; их шкальные оценки в виде баллов; диагностики;диагностики;














Список используемой литературы: 1). Афонькина Ю.А. Психолого- педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста. – М.: АРКТИ, – 80 с. 2).Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / авт.-сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, – 188 с.


3).Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», – 80 с. 4).Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, – 392 с.


5).Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник (Методические рекомендации). – М.: МГПУ, – 140 с. Автор фотоматериалов: Ефимова С. Н.