Когда грудной ребенок начинает держать головку. Во сколько месяцев дети начинают держать голову

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Сразу после рождения малыш выглядит очень беспомощным и практически не умеет управлять своим телом. В силу своего врожденного хватательного рефлекса он может цепляться ручками за опору, например – за руки родителей. Остальные навыки в движениях и поддержании положения тела кроха приобретает в течение последующих месяцев жизни.

А когда ребенок начинает держать голову? Такой вопрос волнует всех родителей: по этому достижению малыша можно судить о развитии его опорно-двигательной системы.

Формирование навыка в поддержании положения головы связано с развитием мышц шеи, образованием шейного изгиба позвоночника (у новорожденных позвоночный столб абсолютно ровный) и происходит в несколько этапов:

1 Родители могут заметить на второй-третьей неделе жизни новорожденного, что при выкладывании на животик он начинает приподнимать головку, но удержать положение кроха еще не способен.

2 Спустя пару месяцев малыш сможет удержать головку в приподнятом положении, лишь под острым углом и не более минуты. Нужно поддерживать кроху, чтобы он не совершал резких движений и «не клевал носом».

3 Примерно к грудничок умеет поднимать не только головку, но и плечи. Все еще необходима подстраховка со стороны взрослых, так как при неосторожных движениях кроха может травмироваться.

4 В возрасте около 4 месяцев многие дети уверенно удерживают головку, способны поворачивать ее влево-вправо, а в положении лежа поднимают верхнюю часть туловища.

Не для всех малышей справедлива такая схема развития, возможно как ускорение процесса, так и его замедление.

Педиатр всегда контролирует, во сколько месяцев ребенок начинает держать голову и как долго может сохранять положение. Если формирование навыка затягивается или происходит слишком быстро, он может назначить специальные процедуры.

Интересно! Развивающие игры с ребенком до 6 месяцев

Когда недоношенный ребенок начинает держать голову

Малыши, которые родились преждевременно, в первые месяцы заметно слабее, чем те, которые родились вовремя. Это понятно, ведь в их организме еще не успели завершиться процессы подготовки к самостоятельной жизни в новой среде.

Такие детки на втором месяце жизни еще не начинают приподнимать головку.

Во сколько недоношенные дети начинают держать голову – зависит от степени недоношенности. Но в среднем после 4 месяцев этот навык уже начинает проявляться, а полноценно поддерживать положение и поворачиваться влево-вправо малыши начинают примерно к 6 месяцам.

Если ребенок рано начал держать голову

Некоторые новорожденные начинают поднимать головку самостоятельно в очень раннем возрасте. Родителей в таком случае волнует вопрос: а не вредно ли это для позвоночника и в целом для опорно-двигательной системы?

Головка грудничка слишком тяжелая для того, чтобы он смог удержать ее в вертикальном положении в таком раннем возрасте. А это значит, что на скелет и мышцы действует большая нагрузка, которая может привести к нарушению развития.

Оказывается, у детей, которые начинают активно поднимать головку уже в 4-6 недель, могут быть проблемы со здоровьем. Нередко врачи связывают такое явление с повышением внутричерепного давления.

Если родители заметили, что навык появляется слишком рано, им стоит обратиться к доктору. Малышу могут быть назначены специальные процедуры и лечебный массаж.

Если малыш долго не начинает держать головку

Наступает третий, четвертый месяц, а кроха все еще не начал держать головку в вертикальном положении? Тогда нужно идти к педиатру, невропатологу. Врачи должны осмотреть малыша и определить причину нарушения.

Проблема может крыться в неправильном питании, слабости шейных мышц, наличии родовых травм.

Доктор может назначить специальную лекарственную терапию, лечебный массаж, чтобы ребенок начал держать голову. Исправить такое положение могут ортопедические подушки. Если проблема в недостатке питательных веществ, может понадобиться докорм с помощью специальных детских смесей.

Интересно! Как правильно пеленать новорожденного: уроки, видео

Что делать, чтобы ребенок начал держать голову

Пока малыш не начнет контролировать положение головки самостоятельно, ее поддерживают, когда берут новорожденного на руки.

Такие меры безопасности нужны для того, чтобы не повредить шейный отдел позвоночника и не потянуть мышцы, если грудничок случайно запрокинет головку назад. Подобные травмы могут усложнить формирование навыка и развитие опорно-двигательной системы.

Чтобы помочь грудничку натренировать мышцы шеи, врачи рекомендуют выкладывать его на животик примерно с третьей недели (когда заживает пупочная ранка). Оказавшись в таком положении, кроха рефлекторно начинает поворачивать головку набок (чтоб не задохнуться – срабатывает инстинкт самосохранения). Этот процесс всегда нужно контролировать и помогать новорожденному, когда ему еще тяжело поворачиваться.

Лучше заниматься такими упражнениями на более-менее твердой поверхности (например, жестком диване), накрытом одеялом или детской пеленкой. Полезно выкладывать кроху на животик до кормления и после купания. После того, как грудничок покушал, нужно выждать не менее часа: в таком положении его будет тошнить.

Не стоит злоупотреблять занятиями, начинать следует с одной минуты, постепенно увеличивая время. Если во время упражнения кроха капризничает, его нужно заинтересовать игрушкой.

Можно выполнять простые гимнастические упражнения, чтобы ребенок начал держать голову: выкладывать кроху на большой мяч лицом вниз и слегка раскачивать его (желательно участие двух взрослых для повышения безопасности).

Полезно класть грудничка на руку лицом вниз и поднимать в воздухе, как самолетик. Главное – не совершать резких движений, которые могут его испугать или травмировать. Подробнее читайте о гимнастике для малышей в нашей статье на сайте moe1.ru.

Когда молодые родители впервые остаются с новорожденным одни, сразу же возникает множество вопросов.

Один из них - когда новорожденный начинает держать голову?

Это не случайно, так как матери приходится постоянно брать малыша на руки, чтобы покормить, успокоить, искупать.

Слабенькие мышцы шеи не способны удержать головку, и маме нужно быть очень осторожной.

Почему мамы переживают о том, когда новорожденный начнет держать голову

Волнение молодых родителей понятно. Да, сразу после рождения головка малыша напоминает бутончик на слабом стебельке: без поддержки клонится во все стороны. Но это совершенно нормально, и волноваться ни к чему.

Во-первых, нервозность матери мгновенно передается крохе, и он превращается из ангела в капризулю.

Во-вторых , у каждого человеческого младенца есть определенный график взросления: физического, нервного, психомоторного, эмоционального. Поэтому придется подождать, прежде чем с гордостью явить миру уверенно держащего голову румяного карапуза.

А вот брать младенца на руки в первые дни и недели жизни нужно действительно очень осторожно. Нежную головушку нужно придерживать ладонью, чтобы защитить от травмирования. Прежде чем беззащитный малыш научится самостоятельно удерживать головку, ответственность за его здоровье несут взрослые.

Дело в том, что при резком отклонении головы в ту или другую сторону могут быть серьезно повреждены шейные позвонки. Ребенок не может контролировать мышцы, а потому не имеет возможности удержать головку за счет их силы. Поэтому «болтание» головки недопустимо. Укачивая малыша или проводя гигиенические процедуры, кормя или укладывая в кроватку, мама должна нежно поддерживать головку. Резкие отклонения, рывки недопустимы.

Но не все так страшно: инстинкты у младенцев очень сильны, а «запасу прочности» может позавидовать любой взрослый в расцвете лет. И это еще одна причине не волноваться особенно о том, когда новорожденный начнет держать головку. Всему свое время. Адаптационные механизмы уже запущены, иначе младенец бы просто не смог преодолеть трудную дорогу из маминого животика на свет божий.

Обратите внимание: если новорожденного через несколько дней после родов выложить на живот, он рефлекторно повернет голову в сторону. Это работает замечательный инстинкт самосохранения, благодаря которому умный организм крохи сам знает, что делать, чтобы не возникло механическое удушье. Так что не переживать нужно, а с радостью следить за чудесным ежедневным изменением малыша.

Между прочим, если малыш слишком рано «порадует» мать самостоятельным удерживанием головки в вертикальном положении, это на самом деле повод срочно обратиться к детскому неврологу. Так может проявляться повышенное внутричерепное давления, причиняющее младенцу сильный дискомфорт и требующее неврологического лечения.

Что происходит в первые два месяца жизни новорожденного

В первые дни жизни движения новорожденного построены на рефлексах. Все мамы знают: если прикоснуться в щечке малыша, он тут же повернет голову в эту сторону, а если вложить в крохотную ладошку палец, сразу же схватит его всеми пальчиками. Попытка приподнять новорожденного впервые дни жизни из положения лежа, держа за ручки, закончится запрокидыванием головы. В первые дни ребенок не умеет ни удерживать голову, ни переворачиваться. Он почти все время спит (до 20 часов в сутки), просыпаясь изредка для того, чтобы поесть. Когда новорожденный начинает держать голову?

На то, чтобы делать осознанные движения или научиться контролировать мышцы, уйдет какое-то время. Психофизическое развитие у каждого ребенка индивидуально, но в целом уже к трем неделям жизни младенец, которого выложили на животик, будет делать все более уверенные попытки приподняться поднять головушку. Буквально на несколько секунд это ему будет удаваться.

В месяц новорожденный хорошо прибавляет в весе и уже умеет какое-то время удерживать голову в вертикальном положении. Удерживание продолжается буквально 5-10 секунд, но и это уже серьезный прогресс.

К полутора месяцам младенец сможет упорно держать голову, лежа на животике и глядя вверх под углом в 45 градусов. Продержаться в таком сложном положении малыш сможет примерно минуту. Пока рано ждать, когда новорожденный начнет держать головку более свободно и в течение более длительного времени.

Со второго месяца жизни мышцы новорожденного крепнут настолько, что уже способны удержать голову без запрокидывания в течение минуты. Если двухмесячного кроху положить на живот, он без труда будет поворачивать голову на голос взрослого, приподниматься на ручках, удерживая и голову, и грудь. В этот период новорожденный уже различает близких по голосам, с удовольствием реагирует на яркие предметы, пытаясь схватить и удержать их.

С девяти недель вопрос о том, когда новорожденный начнет держать голову, уже не так тревожит родителей. Большинство малышей, перешагнувших двухмесячный рубеж, уже умеют удерживать голову на одном уровне с туловищем без запрокидывания. Правда, мышцы шеи и спины еще очень слабые и быстро устают. Подстраховка взрослого после минуты «свободного плавания» обязательна.

Когда новорожденный начнет держать голову уверенно?

В три месяца жизни младенец уже неплохо управляется со своими ручками, ножками, телом и головой. Подготовленные малыши, с которыми мамы занимаются физкультурой, уже научились переворачиваться на бок из положения лежа. Они с интересом наблюдают за происходящим вокруг них, тянут в рот пальцы и все предметы, которые удалось схватить. Ребенку нужно общение, и он с удовольствием «разговаривает» с родителями, гулит.

В трехмесячном возрасте новорожденный на руках у взрослого способен держать голову вертикально уже довольно долго, в течение пяти минут. Можно совершить с ним настоящее путешествие, которое вызовет бурю восторга. Важно не забывать про подстраховку.

Если выложить кроху на животик, он будет пытаться приподняться на руках. А если потянуть его за ручки из положения лежа на спинке, то голова не запрокинется, а останется на одной оси с телом. Долго удержаться в таком положении для грудничка тяжеловато, но для ежедневных тренировок такие подъемы будут в самый раз.

Когда новорожденный начинает держать головку уверенно? С четырех месяцев продолжительность удерживания головы становится все дольше. Малыш легко поднимает головку, даже лежа на спине. К пятому месяцу опасения мамы полностью рассеиваются, и она поддерживает младенца скорее по привычке, чем всерьез опасаясь травмы.

В шесть месяцев можно совершенно не опасаться за состояние шейных позвонков и растянутые мышцы. Физически ребенок к этому возрасту становится сильным и уже похож на хрестоматийного карапуза. Полугодовалый ребенок не только уверенно держит голову, но и с интересом вертит ею по сторонам. Малыш поворачивает и наклоняет голову в разные стороны, оглядывается, услышав заинтересовавший его звук или отыскивая взглядом игрушку.

Когда стоит беспокоиться, что новорожденный не держит голову?

Новорожденного малыша еще в родильном доме осматривает педиатр. Опытный врач сразу заметит все особенности развития крохи. Если же маму что-то настораживает, то уже после выписки из роддома она может обратиться к участковому врачу-педиатру. В том числе и по поводу того, когда новорожденный начинает держать голову.

Если к четырем-пяти месяцам ребенок не в состоянии удержать головку, то его нужно срочно показать неврологу. Причины могут быть следующие:

Малыш родился недоношенным и просто отстает в развитии. Организм со временем восстановится, ничего страшного не происходит;

Младенцу не хватает питательных веществ, и поэтому он серьезно отстает в развитии. Нужно пересмотреть диету новорожденного с учетом возможного постоянного недоедания;

При рождении малыш получил родовую травму;

У новорожденного диагностируется мышечный парез шеи, слабый тонус мышц или кривошея;

Ребенок страдает от неврологической патологии;

Мама не занимается с малышом грудничковой гимнастикой, не выкладывает на животик.

После осмотра невролог назначит терапию. Обычно это сочетание лечебного массажа, медикаментозного лечения и особой гимнастики. Массаж для ребенка может стать настоящим спасением от многих неврологических проблем. Но доверять можно только опытным массажистам, которые работают именно с грудничками. Возможно, понадобится 2-3 курса, чтобы полностью избавиться от патологии.

Не стоит бояться лекарств. Врач назначает их не для того, чтобы «залечить» ребенка, а чтобы помочь его организму адаптироваться, чтобы облегчить симптомы дискомфорта и восстановить мышечную активность.

Что касается лечебной гимнастики, то ее мама может делать сама. Врач даст схему занятий, а дальше - все в любящих материнских руках.

Как научить новорожденного держать голову?

Чтобы помочь новорожденному с первых дней жизни развиваться правильно, родители должны освоить несколько нехитрых правил ежедневного ухода за крохой. Подготовленной маме не придется ломать голову над тем, когда новорожденный начинает держать головку, ведь все процессы физического развития будут соответствовать возрасту.

Нужно обязательно между кормлениями выкладывать новорожденного на живот уже с третьей недели жизни. Мало того, что это очень полезно для нормальной работы кишечника, так еще и заставляет малыша напрягать спинку и шею в попытке рефлекторно приподняться. Тренированный ребенок будет отлично держать голову уже к двум-трем месяцам.

Малышу нужен ежедневный массаж, пренебрегать им ни в коем случае нельзя. Ласковые поглаживания успокаивают, растирание мышц делает их более эластичными и сильными. Массаж развивает силу, укрепляет здоровье в общем и нервную систему в частности. Схему массажа можно найти в любой книжке по уходу за новорожденным.

Отлично укрепляет мышечный каркас купание. Новорожденному можно купить специальный круг, который будет удерживать головушку над водой. Плавая, малыш получит не только колоссальное удовольствие, но и укрепит мышцы. Кроме того, плавание гарантирует малышу (а значит, и кормящей маме) длительный ночной отдых.

С двух месяцев очень полезно носить кроху на руках в вертикальном положении. Разумеется, обязательно придерживая головку руками. Это тоже отличная и безопасная тренировка мышц шеи.

Еще одна очень полезная поза - горизонтальное положение тела на руке у мамы животиком вниз. Другой рукой нужно придерживать шею и голову, чтобы избежать рывков и удерживать прямое положение.

Помните главное: ребенок обязательно начнет держать голову, и переживать по этому поводу не стоит. Все малыши развиваются по-разному. Но если к полугоду мышцы шеи остаются слабыми, нужно обязательно обратиться к врачу.

Во сколько ребенок начинает держать голову знают многие родители. Это возраст от 2 до 4 месяцев. Как правильно обращаться с ребенком, пока у того не развиты мышцы шеи и как ускорить их развитие?

Новорожденный ребенок не может держать голову. Молодой маме сразу объясняют как правильно держать ребенка, чтобы случайно его не травмировать. Но с каждым днем малыш становится все крепче, особенно, если его родители соблюдают рекомендации педиатров.

А главная, основная рекомендация - это выкладывание ребенка на живот в период бодрствования. Не нужно бояться, что ребенок задохнется, упершись носиком в поверхность, на которую его положили. Этого не произойдет. Здоровый ребенок сразу переворачивает головку на бок. Но если ребенок лежит на спине, и попробовать его из этого положения подтянуть к себе за ручки, головку он приподнимать не будет сам. Ребенок начинает держать головку лежа на животе с 2 месяцев , сначала просто периодически ее поднимает, но с каждой неделей все дольше и дольше удерживает.

Однако носить ребенка, совсем не поддерживая его головку, желательно не ранее 4 месяцев. Вместе с этим важнейшим навыком, появляются и другие - ребенок учится сидеть и ползать, становится все более любопытным и самостоятельным в своих передвижениях. В 4 месяца ребенок приподнимает лежа на животе не только голову, но и всю верхнюю часть тела.

Тревогу следует бить, если ребенок не начал держать голову уверенно к 6 месяцам. Если речь не идет о недоношенном малыше, то, наверняка, что-то не в порядке... Важно как можно раньше выявить патологию и начать ее лечение. А в этом помогут два врача - ортопед и невролог. Некоторым малышам для нормального развития необходим массаж и гимнастика.

Тревогу должен вызвать и тот факт, что ребенок держит голову не прямо, а как бы склоняя набок. Это так называемая кривошея . При постановке такого диагноза обычно прописывают курс лечебного массажа. Чтобы избежать кривошеи, родители должны следить за положением ребенка во сне. Известно, что новорожденных нужно укладывать спать только на бок. И обязательно чередовать - класть то на один бок, то на другой.

Когда новоиспечённой мамочке в роддоме впервые приносят малыша, она стремится понять, когда ребёнок начинает держать голову самостоятельно, поскольку боится навредить ему своими неосторожными движениями. Ведь неокрепшие мышцы шеи ещё не совсем способны удерживать головку младенца.

Необходимо понять, в какие сроки формируется данный навык, чтобы вовремя обнаружить вероятные проблемы, проконсультироваться с доктором и подумать над тем, как можно помочь маленькому человечку укрепить соответствующие мышцы шеи.

Одним из первых признаков правильного развития детей является умение самостоятельно держать головку. И даётся это умение вашему крохе совсем непросто. Ведь для выполнения элементарного, по мнению взрослых, действия приходится затрачивать колоссальное количество энергии.

Первые позывы самостоятельно удержать головку происходят ещё на третьей или четвёртой неделе после рождения, но длится этот процесс всего несколько секунд. Хотя родителей радует уже сам факт того, что освоение нового навыка началось, и с каждым днём будут заметны его улучшения.

Примерно в 2-3 месяца новорождённый может сам удерживать голову лёжа на животике, но происходит это около 1 минуты, дальше малыш кладёт голову обратно, давая ещё не до конца окрепшей шее отдохнуть.

Около трёх месяцев после рождения ребёнок может сам держать головку, когда его держат в вертикальном положении.

К четырём месяцам ребёнок уже должен сам уверенно держать голову, поворачивая её в стороны, чтобы рассмотреть всё вокруг. Когда малыш лежит на животе, он должен стараться приподнимать голову и плечи, опираясь на ручки.

Если ребенок недоношенный, тогда к данному возрасту нужно прибавить такое количество недель, которое он должен был провести в утробе матери и пересчитать данные сроки.

Как проверить уровень развития навыка

Родители, впервые беря ребёночка на руки, должны постоянно создавать опору для головки, это может быть локтевой сгиб, плечо или ладошка, главное — не допускать запрокидывания головы. Когда ребёнок начнёт держать её самостоятельно, риск навредить крохе резко снижается.

В 3-4 месяца малыши обычно уверенно держат головку. Если при этом происходят лёгкие покачивания головой, это вполне допустимо. Но не стоит забывать о некоторой подстраховке малыша, ведь управлять верхней частью туловища, как взрослый, он ещё не может.

Если же кроха в данном возрасте совсем не умеет держать голову, можно пройти несложный тест, чтобы убедиться в отсутствии патологии.

  1. Уложите ребёнка на спину на кровати или , затем потихоньку подтяните его за ручки, усаживая на попу.
  2. Когда малыш сидит, его голова должна остаться в прямом положении около 30-40 секунд. Допускаются лёгкие покачивания головой.
  3. Положите малыша обратно на спину, а затем снова подтяните за ручки, дав зависнуть ему в наполовину сидячем положении.
  4. Если ребёнок удерживает свою голову на уровне линии хребта хотя бы несколько секунд, это также вариант нормы.

Если проделывать данные манипуляции в течение дня, то через пару дней родители заметят явные улучшения в умении малыша держать головку.

Многие родители задаются вопросом, когда ребёнок должен уже точно держать голову сам. Большинство специалистов считают, что в возрасте 4 месяцев грудничок уже должен овладеть этим навыком, но при условии, что он полностью доношен и не родился раньше времени.

Если ребёнок к этому возрасту совсем не умеет самостоятельно держать голову и происходит её запрокидывание, немедленно обратитесь к педиатру за консультацией для установления причины. Скорее всего, после осмотра педиатр перенаправит вас к неврологу.

Причин, по которым ребёнок не способен самостоятельно удерживать голову, довольно много. Рассмотрим самые распространённые.

Кривошея

Заметить кривошею у ребёнка родителям не всегда удаётся. Если же ваш малыш постоянно поворачивает головку только в одну сторону, а при смене положения головы начинает капризничать и сопротивляться, возможно, у ребёнка именно эта патология. В таком случае нужно незамедлительно обратиться к неврологу, он проведет осмотр и скажет, что нужно делать дальше.

Причинами кривошеи становятся врождённые аномалии, какая-либо родовая травма, сон только на одном боку, развитие других неврологических заболеваний на фоне данной патологии.

Лечение болезни таково.

  1. Массаж. Чем раньше у ребёнка обнаружили кривошею, тем быстрее и проще пройдёт период восстановления мышц шеи при лечении массажем.
  2. Физиопроцедурный метод лечения (парафинотерапия, электрофорез).
  3. Сон на . Сделайте так, чтобы ребенок не поворачивал голову во сне на одну сторону, лучше пусть головка смотри прямо.
  4. Плавание. Занятия и упражнения в воде – прекрасный способ не только расслабить шею, но и оптимизировать тонус всех групп мышц ребёнка.

Гипертонус

При гипертонусе ребенок мало и плохо спит, много и часто срыгивает, капризничает при появлении каких-либо раздражителей. Кроме этого, ноги и руки сильно прижаты к телу, а чтобы выпрямить их, необходимо приложить много усилий.

Невролог проверяет выраженность гипертонуса по рефлекторным тестам, и если диагноз подтверждается, назначается терапию. Обычным лечением считается массаж, плавание, электрофорез, но в самых крайних случаях врач может назначить медицинские препараты, которые расслабляют мышцы.

Гипотонус

Это заболевание также диагностируется неврологом, но и сами родители, возможно, заметят, что мышцы ребенка сильно расслаблены. При разведении ручек и ножек в разные стороны малыш не будет оказывать никакого сопротивления.

Редкое выкладывание ребёнка на живот и чрезмерная опека

При постоянном лежании на спине у ребёнка отсутствует тренировка шейных мышц и шейного отдела позвоночника, вследствие этого он поздно научится самостоятельно удерживать голову прямо.

Также не стоит постоянно поддерживать головку крохи, дайте ему возможность самому держать голову, а вы только страхуйте его.

Обязательно нужно помогать малышу навыку удержания головки.

Остаётся понять, как же научить ребёнка держать голову.

Сделать это довольно просто, так как заниматься этим можно, одновременно играя с малышом.

Выкладывайте ребенка на живот до кормления или через час после него.

Начинать нужно уже с 2-3-й недели жизни.

Продолжительность таких сеансов начинается с 1 минуты, затем родители увеличивают это время по мере взросления крохи.

Мама должна тщательно следить за грудничком, иначе он может случайно скатиться и упасть на пол.

При этом не стоит волноваться, что ребёнок может случайно задохнуться, – здоровый малыш обязательно повернет голову на бок, ведь это инстинкт самосохранения.

Если малыш капризничает при такой процедуре, попробуйте отвлечь его внимание яркой погремушкой, также можно спеть ему весёлую песенку или погладить спинку, ручки и ножки.

Нужно обязательно проводить сеансы массажа, для этого необязательно ехать в поликлинику, мама может делать поглаживания самостоятельно. Предварительно следует посоветоваться со специалистом, который даст советы и рекомендации. В сети также есть множество подробных видео-уроков этой полезной процедуры.

Также не лишним будет приобрести гимнастический мяч (фитбол). При выкладывании на мяч животом вниз ребёнок будет ощущать определённый дискомфорт и инстинктивно начнёт поднимать голову вверх.

Заключение

Помогая своему ребенку укреплять мышцы, вы избегаете многих проблем впоследствии. Когда ребёнок начинает держать голову самостоятельно, вы можете пробовать высаживать его на подушки, в положении полулежа. Теперь уже можно перестать тревожиться, что кроха будет запрокидывать головку на бок или «клевать» носом.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.