Если грудной ребенок не хочет спать. Почему младенцы не любят засыпать

Почему новорожденный не спит весь день – вопрос, возникающий у многих молодых мам. Стоит ли обращаться к врачу? Как нужно в таком случае поступать? Ответ на этот вопрос неоднозначный и зависит от многих факторов.

Баю-бай должны все дети: польза сна для младенца

Головной мозг и нервная система, появившегося на свет, малыша продолжают свое развитие. Непривычные раздражители помогают освоиться в новой обстановке. Незрелый мозг перерабатывает информацию небольшими порциями и нуждается в постоянном отдыхе. В этом кроется причина продолжительного сна.

Если малыш зевает, капризничает и трет кулачками глазки, он хочет спать – пора ему помочь. Легкое покачивание и колыбельная всегда помогают.

Разберемся, сколько должен спать днем новорожденный. говорят о следующем: первые дни грудничок может бодрствовать между кормлениями 15-30 минут. Общая длительность сонного состояния достигает 20 часов в сутки.

Каждые 30-40 дней взросления уменьшают его суточную потребность в отдыхе примерно на час. С 9 месяцев и до года дневная норма – 1 раз по 2 часа или 2 раза по часу-полтора.

Грудным детям очень важно много спать – хронический недосып может затормозить развитие и рост малыша .

Такой режим не является обязательно закономерным. Часто бывает, что грудничок мало спит днем. Периоды бодрствования при этом непостоянны, не оставляют времени для других занятий, отнимают много сил у матери.

6 причин тревожного сна

На протяжении первого года жизни причины, по которым днем, могут быть разными. Самые простые и частые – упущения по :
1
Мокрый подгузник. Мокрые пеленки неприятны большинству маленьких детей. Они мешают им крепко заснуть не только днем, но и ночью. нужно менять вовремя.
2
Опрелость. по недосмотру матерей появляется в складках ножек, подмышками, за ушками. Со временем в этих местах появляется беспокоящий зуд.
3
Неудобное положение в кроватке. Подвернувшаяся рука, кисть, слишком мягкая или жесткая кроватка не способствуют засыпанию. читайте в этой статье, а какой нужен матрас для грудничка – здесь.
4
Духота в помещении. Легкие грудничка нуждаются в постоянном притоке свежего воздуха. Нехватка кислорода в непроветренном помещении, редкие прогулки – все отражается на дневном отдыхе.
5
Подмерзание. – 20-23 градуса. Терморегуляция тела у грудничка несовершенна. К тому же, холодный воздух, поступающий в легкие, остужает тело, даже если малыш хорошо укрыт. Не рекомендуется укладывать младенцев на улице при температуре ниже 10 градусов.
6
Нехватка грудного молока. Спать на голодный желудок способны новорожденные до 2 месяцев. Если младенец не просыпается 4 часа, надо разбудить его для кормления.

Став постарше, новорожденный мало спит днем, если не наелся. Признаки, по которым можно определить, что ребенку не хватает молока мы описываем в статье по .

Более серьезные причины, из-за которых грудничок не спит весь день, связаны со здоровьем.

Если новорожденный просыпается каждые 5-7 минут, а бодрствует более 5-6 часов, то у него явные нарушения сна

Это могут быть:

  • кишечные колики;
  • вздутие живота;
  • перекорм;
  • отит;
  • насморк, почитайте как промыть нос грудничку ;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • высокая температура;

Каждый симптом имеет свои проявления, которые надо научиться различать, чтобы младенцы могли спать днем.

Михайленко О.И., врач-невролог, Городская клиническая больница № 34, г. Новосибирск

Режим нужен. Признак здоровой нервной системы – стремление к режиму. Для ребенка его соблюдение является крайне важным.

Если мама с первых дней будет стараться придерживаться , то в дальнейшем малыш будет засыпать строго по часам без малейших усилий мамы. При этом он будет спать крепко и сладко.

6 признаков нарушения сна

Каждая причина имеет свои проявления, которые надо научиться различать, чтобы младенцы могли спать днем.
1
Проблемы с животом. Если грудничок плохо спит днем после кормления, то это может быть следствием перекорма. Такое случается на первых двух месяцах, пока желудок не растянулся до нужного объема. Слишком жирное молоко (после орехов, сгущенного молока) затрудняет опорожнение кишечника, вызывает скопление газов. Характерные признаки: твердый, немного вздутый живот, срыгивание. Поможет ли Плантекс с проблемами живота, можно узнать .
2
Простудные заболевания в виде отита, насморка не дадут заснуть и взрослому человеку. Если при нажатии на ушко грудничок реагирует вздрагиванием или плачем, то это означает первые признаки воспаления среднего уха. Малыш не умеет спать с открытым ртом. Если забит носик, он будет постоянно просыпаться.
3
Высокое ВЧД – это сильные головные боли. Провоцирующим фактором скачков давления является резкая смена погоды. Метеочувствительность грудников и без того повышена, а при таком заболевании им еще труднее.
4
Аллергия. Употребление в пищу кормящей матерью , заканчивается зудящими кожными высыпаниями. Сыпь появляется в первую очередь на щеках, сгибах рук, ног, ягодицах.
5
Температура. Один из признаков температуры за 37,5 градусов – повышенная возбудимость. Выброс адреналина делает грудников беспокойными. По этой причине новорожденный не спит весь день, если ему не .
6
Прорезывание зубов. Если , а кулачки все время находятся во рту, скорее всего причиной тревожного сна является . Облегчить состояние младенцу помогут охлаждающие гели для детских десен.

Почему кроха не спит и плачет

Малыш не может рассказать, что его беспокоит. О том, что где-то болит, маме можно догадаться по таким внешним признакам, как плохое засыпание, плач.

Когда грудничок не спит днем и при этом плачет, то это вызывает серьезную тревогу. Беспокойство и плач вызывают:

  • больной живот;
  • проблемы с ушами;
  • головные боли;
  • прорезывание зубов.

Эти болезненные проявления не дают успокоиться. Грудничок становится капризным, плаксивым. Хочет спать, но просыпается от боли.

Иногда младенец не спит днем по причине перевозбуждения нервной системы. Громкая музыка, шум, разговоры, яркий свет – факторы, влияющие на самочувствие маленького человека . Младенцы чувствительны к внешней обстановке, к самочувствию матери. Нервозность матери передастся младенцу и станет причиной беспокойства и плача.

Когда новорожденный не спит весь день без видимого повода, капризничает, то надо обратить внимание на взаимоотношения в семье и распорядок жизни в доме.

Помоги мне, мама

Внимательное, чуткое отношение к малышу поможет матери определить, почему грудничок не спит днем. Дальнейшие ее действия будут направлены на устранение помех и источников тревог:

Кроха нуждается в маминой любви с самого первого дня своего рождения, поэтому на руках у мамы и спится лучше
  1. При подозрении на простуду, температуру без врачебной помощи не обойтись.
  2. С насморком можно справиться, изменив положение тела на наклонное. Сопли не будут скапливаться в носовом проходе, что облегчит дыхание.
  3. Кишечные колики очень болезненны. Облегчение принесет массаж животика, теплая пеленка в качестве компресса, положение на животе. Как сделать массаж от коликов, читайте .
  4. Дефекация для грудничка – процесс не простой. Тугой живот – свидетельство запора. Надо помочь младенцу, прижав ножки к животу (если не сидит), подержать на руках (старше 6 месяцев).
  5. Аллергический зуд обостряется в тепле. Доступ прохладного воздуха, ванночки с чередой – средства для временного снятия приступа, позволяющие поспать днем.
  6. Отечные десна, слюна – симптомы прорезывания первых зубов. Самый острый период длится от недели и больше. В это время дети беспокойны ночью и днем. Специальные обезболивающие мази, массаж десен, прикус холодных предметов помогают преодолеть болезненные явления. Здесь мы дополнительно рассказываем .

Слепенков А. В., врач-невролог, медицинский центр «Алан-клиник», Ижевск

Длительное укачивание на руках (час и более) может говорить о неврологических нарушениях. Например, о внутричерепном давлении.

Доказано, что покачивания нормализуют состояние ликвора (мозговой жидкости), снимают головную боль.

Необходимо обязательно показаться неврологу, если ребенок плохо засыпает, беспокойно спит или постоянно просыпается и отказывается от кормлений.

Иногда новорожденный не спит весь день и постоянно просит есть. Первая причина – нехватка питания. Для ее определения надо взвесить грудничка до и после кормления, чтобы узнать количество съеденного молока. Затем сравнить со средними нормативами для этого возраста, при необходимости ввести прикорм.

Другое объяснение – рефлекторное. Процесс сосания успокаивает нервную систему . Если детей что-то беспокоит, то так заглушается боль или обретается спокойствие и ощущение безопасности.

Бывает и так, что здоровый, бодрый грудничок спит по 30 минут днем. Главный показатель – самочувствие и настроение малыша. Нет жалоб на аппетит, набирает вес, в хорошем настроении – достаточно такой продолжительности сна или не хватает двигательной активности.

Спи, моя радость, усни

Чтобы малыш крепко спал, иногда достаточно отрегулировать температуру воздуха в комнате, укрыть малыша потеплее или, наоборот, не укутывать

Режим помогает формированию условных рефлексов у детей с грудного возраста.

Для самых маленьких – укачивание после приема пищи. Укачивание благоприятно сказывается на состоянии младенца. Ритмичные движения, близкий контакт, спокойная мелодия создают ощущение безопасности.

Причиной нарушения сна у ребенка до года может быть разный способ подготовки ко сну . Один раз носят на руках, другой – сразу укладывают в кроватку. В вопросе укладывания спать во всем должна быть стабильность и однообразие ритуалов.
Рекомендации, как уложить грудничка днем:

  • проветрить детскую комнату;
  • уменьшить освещение (опустить шторы, жалюзи);
  • приглушить звук;
  • покачать 5-10 минут на руках;
  • спеть колыбельную или ласково поговорить.

Такие приемы, применяемые в одно и тоже время, в одной последовательности, помогут наладить дневной отдых малыша.

Шипилова А.В., врач-невролог, ООО «Клиника семейная», г. Москва

Длительный плач в течение нескольких дней, когда не получается отвлечь внимание и успокоить, говорит о необходимости обследования.

Чем раньше будет выявлена патология, тем быстрее и легче излечится.

Родители должны понимать, что халатное отношение к здоровью ребенка может привести к очень серьезным последствиям. Да и нервы мамы будут в порядке, когда причина нездорового сна будет устранена и малыш наконец-то начнет крепко спать.

Заключение

Подоплекой к тому, почему новорожденный не спит весь день, могут быть объективные и субъективные факторы. Объективные – патологические явления. К ним относятся аномалия внутричерепного давления, простуда, аллергия. Субъективные – нарушение гигиенических требований, дневного распорядка. Только устранив причину, можно наладить спокойный здоровый сон малыша.

Как понять, почему плачет недавно родившийся ребенок?

Срочно вызывать врача или удастся справиться своими силами?

Эти вопросы часто задают молодые мамы на форумах и в социальных сетях.

Причина — в незнании правил поведения. Младенец учится жить в новом пространстве. У родителей нет опыта общения с незнакомцем. Узнайте, как понять младенца, что предпринять для облегчения его страданий. Научитесь подстраиваться друг под друга.

Отчего может плакать малыш недельного возраста? Причины и рекомендации

Новорожденным детям свойственно привлекать внимание окружающих криком: по-иному выражать свои потребности они не умеют. Плач младенца — это проявление реакции организма на боль, голод или страх.

Сложнее определить причину крика у малыша до одного месяца. Это период активной адаптации организма к новой для новорожденного ребенка среде. Чем старше несмышленыш, тем легче определить источник беспокойства. После насыщения одномесячный ребенок засыпает на 1,5- 2 часа. У накормленного младенца меньшего возраста нередко появляются другие причины для плача (например, колики).

В зависимости от характера и темперамента, каждый малыш по-своему проявляет недовольство. Есть темпераментные дети, которые на незначительный дискомфорт реагируют десятками децибел крика. Иное дело — тихони. Терпеливые крохи сосредоточены на себе и не стремятся завладеть вниманием окружающих людей. Частая реакция интровертов — кряхтение и хныканье.

Дополнительная помощь — чтение «языка» тела младенца:

  • сгибание и разгибание ног;
  • размахивание руками;
  • движения мышц лица.


Плач ребенка: что делать для преодоления истерики?

Многих мам волнует вопрос: «Надо ли брать малышей на руки?». Ответ зависит от приспособляемости младенца и причины недомогания. Если источник дискомфорта не устранен, бесполезно успокаивать ребенка.

Проверенная временем методика - взять младенца на руки, и покачивая, спеть колыбельную. Как вариант, поставить музыку в стиле “релакс”, мелодичную классику. Малыш быстро заснет. Обратная сторона проблемы - младенец учится манипулировать взрослыми людьми.

Обязательное условие для прекращения крика — ровный настрой. Родителям категорически запрещается кричать, грозить и размахивать руками. В этом случае естественная реакция крохи — усиление плача, повышение внутричерепного давления и температуры.

Неполный перечень мотивов для крика:

  1. голод;
  2. метеозависимость;
  3. переполнение впечатлениями или недостаточность;
  4. неподходящие условия для сна и бодрствования;
  5. халатное отношение к родительским обязанностям;
  6. невнимание, усталость и неуверенность молодых родителей;
  7. ощущения крохи, вызванные болезненными проявлениями:
  • недоразвитостью некоторых органов: желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), крайней плоти;
  • аллергическими реакциями на коже, порезами, вывихами, ранами;
  • послеродовыми осложнениями;
  • наследственностью.

Как понять причину по звукам плача младенца возрастом до одного месяца?

Существует несколько методик, изучающих плач новорожденных детей. Специалисты наблюдали за поведением малюток в домашних условиях. Крики исследовали на устойчивость, длительность, раздражительность, частоту звуков. Интересное наблюдение: у новорожденных мальчиков и девочек характерных отличий не обнаружено.

Типы плача младенца

  • хныкающий: прерывистый, монотонный; сразу видно, что ребенок тужится, чтобы производить звуки;
  • призывный: по характеру тонов похож на хныкающий, но плачет кроха без видимых усилий;
  • жалобный: тихий, непрерывный, надрывный, кряхтящий звук;
  • интенсивный: мощный, громкий, нередко начинается с низкого тембра, по нарастающей переходит к высоким звукам, нередко — с захлебываниями.

Характер крика зависит от причины.

  1. Плач от голода начинается с хныканья ребенка. При отсутствии реакции — увеличивается громкость и уменьшается по частотности. На последней стадии — крик переходят в непрерывный рев.
  2. Плач от боли — жалобный, если недомогание слабо выражено, — хныкающий. У внезапно начавшейся боли тембр и громкость — интенсивные. Иногда плач переходит в истеричную фазу. От родителей требуется немедленная реакция, если плач внезапно прекращается, — это тревожный сигнал, требующий реагирования родителей. Лучше — вызвать скорую помощь.
  3. Плач от страха начинается со звуков верхнего регистра: громких, нередко — сразу с захлебыванием.
  4. Плач от дискомфорта, не связанного с болью, — хныкающий.

Что делать, когда новорожденный малыш часто кричит?

В моде - рекомендации придерживаться строго режима: по часам вставать, кормить, гулять, купать. Этому учат в школах молодым мам, советуют при выписке из роддома, пишут в книгах и СМИ. Много руководств, объясняющих причины поведения малыша. На практике молодые родители сталкиваются с нерезультативностью рекомендаций.


Организм человека — сложная система, у каждого человека — со своими особенностями. Рекомендации педиатров составлены на основании статистики. Поведение конкретного ребенка отличается от действий сверстников. Родители должны учитывать наработки педиатров, но делать окончательные выводы — с учетом индивидуальности младенца.

Как большинство младенцев сообщают о голоде, несоответствии условий, опрелости, коликах?

Проявления голода у новорожденного младенца

Частая причина недоедания крохи — отсутствие опыта у родителей. Организм темпераментного ребенка с хорошей наследственностью требует много энергии. У болезненного и тихого младенца двигательная активность ниже, потребность в материнском молоке выражена слабее.

К причинам недоедания относят скудность молокоотделение. Мамам важно вовремя выявить причину плача, добавив в рацион питания искусственные смеси. Еще один источник плача - обильное срыгивание молока во время или после кормления.

Младенец проявляет голод поведением:

  • издает звуки, напоминающие ворчание;
  • начинает капризничать;
  • переходит в громкому и практически непрерывному плачу.

Характерные признаки плача: новорожденная кроха открывает рот и слегка причмокивает губами.

Существует два метода проверки.

  1. Приложить к губам лежащего в коляске ребенка согнутый мизинец. Если малыш голоден, об этом сообщит его беспокойное поведение, поворачивание головы в разные стороны, вытягивание корпуса вслед за пальцем.
  2. Когда мать берет ребенка на руки, младенец беспокойно ищет грудь.

Климатические условия

У взрослых людей кожный покров — это барьер, который препятствует перегреву или переохлаждению. У младенцев функция теплообмен — в стадии формирования. Грудные дети остро реагируют на любое изменение температуры.

Одни малыши хорошо переносят жару, но чувствительны к прохладе, другие — наоборот. Один из «барометров» для определения температурных параметров — запястье новорожденного ребенка.

К характерным признакам переохлаждения относятся: сначала — жалобный плач, затем — возникновение икоты. Икота периодически переходит во всхлипывающий плач.

Внешний вид кожи — бледный. При прикладывании ладони — ощутимое охлаждение кожи ребенка.

У новорожденного младенца, который перегрелся, багровеет кожа. Инстинктивно новорожденный ребенок сучит ногами и машет руками. Если младенец спеленутый, — начнет изгибаться. Проявления перегрева — громкий захлебывающийся плач.

Некоторые грудные дети от рождения метеозависимые. Они остро реагируют на явления, к которым малыш, в силу малого жизненного опыта, не приспособился:

  • оттепели на мороз;
  • жары на прохладу.

Немаловажны показатели: сила ветра, давление, влажность воздуха.


Опрелости у новорожденного малыша

Частая причина плача — мокрые подгузники. Об опорожнении желудка (или мочевого пузыря) новорожденный ребенок сообщает кряхтением, который постепенно переходит в интенсивный крик. Если родители недостаточно быстро реагируют, возникают раздражения в промежности, на ягодицах и складках ног. Чтобы унять зуд, младенец тянет к попе и расчесывает половые органы.

Признак мокрых пеленок: ребенок изгибается, ерзает по постели, пытаясь переместиться на другое место. Если руки свободные, — хватает складки или края пеленки.

  • вместо многоразовых подгузников использовать марлю, хлопчатобумажные пеленки, старые простыни;
  • после каждого опорожнения мочевого пузыря (или желудка) — смазывать раны и опрелости специальным кремом или лечебным препаратом.

Если раздражения кожи заметны, но раны не появились, — применять специальные подгузники (с биопрепаратами), предназначенные для ночного отдыха.

Плач от коликов

Колики — это боли в виде спазм, на которые новорожденный ребенок реагирует плачем. Характерны для детей с рождения до 3-4 месяцев. При кормлении малыш заглатывает воздух. Младенец много ест: ферменты не успевают переварить всю поступающую в желудок пищу. Образуются газы. По мере адаптации организма, количество и качество ферментов начинает соответствовать массе пищи.

У каждого ребенка есть характерные признаки и период возникновения колик. У одних детей — это ранее утро, других — днем, третьих — в вечернее время При коликах большая часть младенцев бросает грудь и начинает кричать.

Внешние проявления беспокойства от колик: покраснение кожи, громкий захлебывающийся крик. Освобожденный от пеленки, младенец сильно энергично размахивает ногами и руками.

Способ успокоения — в нахождении положения, которое новорожденному ребенку приносит облегчение, Один ребенок успокаивается в классической позе: лежа в горизонтальном положении на руках у матери. Иные — предпочитают положение «столбиком» (когда головка младенца покоится на плече у родителя или опирается о подбородок).

Хороший результат: положить новорожденному ребенку на живот что-то теплое, например, поглаженную пеленку или теплую грелку. Как вариант, обвязать вокруг корпуса шерстяной платок.

Это наиболее вероятные причины, объясняющие постоянный плач детей в возрасте до 1-3 месяцев. Родителям необходимо:

  • изучать наработки специалистов;
  • наблюдать за состоянием новорожденного ребенка;
  • регулярно советоваться со своим педиатром.

Для детей от 1 года до 3 лет.­ Игровой набор для использования в автомобиле.­ Состоит из интерактивной подвески с изображением фермы (крепится на спинку переднего сиденья,­ перед ребенком) и детского руля с панелью сенсорного управления.­ «Ферма» воспроизводит световые и звуковые эффекты…

Что это означает?

Если это ваш первый ребенок, то этот вопрос будет вас особенно волновать. Ребенок растет, и вы становитесь опытнее. Вы уже можете узнать по характеру плача, что нужно ребенку, да и у него самого становится все меньше причин для плача.

Когда ребенок плачет, вы думаете про себя: «Не голоден ли он? Не болен ли? Может быть, он мокрый? Может быть, у него болит животик или он просто капризничает?» Родители забывают о самой главной причине плача – усталости. Что касается перечисленных вопросов, то на них легко найти ответ.

Однако плач ребенка не всегда можно объяснить указанными причинами. После 2 недель у новорожденных (особенно первенцев) появляются ежедневные периоды плача, которые можно называть как угодно, но объяснить очень трудно. Если ребенок регулярно плачет в одно и то же время во второй половине дня или вечером, мы говорим, что у ребенка колики (если у него боли, газы и его живот пучит) или период раздражительного плача (если его не пучит). Если ребенок плачет и днем, и ночью, то мы вздыхаем и говорим, что он беспокойный ребенок. Если его отличает крайняя раздражительность, мы говорим, что он сверхвозбудимый ребенок. Но мы не знаем причин разных типов поведения новорожденных. Мы знаем только, что такое поведение для них типично и постепенно исправляется обычно к 3 месяцам. Возможно, все эти типы поведения – вариации одного и того же состояния. Можно только смутно чувствовать, что первые 3 месяца жизни ребенка являются периодом приспособления его несовершенных нервной и пищеварительной систем к внешнему миру. У одних детей этот процесс проходит легко, у других трудно. Главное, помните, что постоянный плач в первые недели после рождения – явление временное и не означает, что ребенок болен.

Голод?

Кормите ли вы ребенка по относительно строгому расписанию или «по требованию», скоро вы будете знать, в какое время он особенно голоден, а в какое время он просто рано просыпается. Если в предыдущее кормление ребенок выпил совсем немного молока и проснулся на 2 часа раньше положенного времени, то, возможно, он плачет от голода. Но не обязательно. Часто ребенок выпивает гораздо меньше молока, чем обычно, и спит все 4 часа до следующего кормления.

Если ребенок выпил обычное количество молока и проснулся с плачем через 2 часа, то очень маловероятно, что причина его плача – голод. (Если он проснется с криком через час после последнего кормления, наиболее вероятная причина – газы.) Если он проснулся через 2,5-3 часа, попробуйте покормить его, прежде чем вы примете другие меры.

Когда ребенок плачет от голода, мать прежде всего думает, что у нее не хватает грудного молока или, если ребенок вскармливается искусственно, что ему недостаточно его порции коровьего молока. Но это не происходит неожиданно, в один день. Начинается обычно с того, что ребенок в течение нескольких дней полностью выпивает все молоко и ищет ротиком еще. Он начинает просыпаться с плачем немного раньше, чем обычно. В большинстве случаев ребенок начинает кричать от голода сразу после кормления только после того, как он несколько дней просыпался немного раньше для следующего кормления. В соответствии с растущими потребностями ребенка в питании увеличивается и запас грудного молока. Более полное и частое опорожнение груди стимулирует большую выработку молока. Разумеется, вполне вероятно, что на короткое время количество грудного молока может резко уменьшаться из-за усталости или беспокойства матери.

Мне бы хотелось суммировать сказанное выше следующим образом. Если ребенок отчаянно плачет в течение 15 минут или больше и если прошло более 2 часов со времени последнего кормления или даже менее 2 часов, а в предыдущее кормление ребенок выпил совсем мало молока, покормите его. Если он уснет удовлетворенный, значит вы угадали его желание. Если он заплакал меньше чем через 2 часа, выпив обычную порцию молока в последнее кормление, то вряд ли он плачет от голода. Дайте ему поплакать минут 15-20, если вы можете это выдержать. Попробуйте успокоить его соской-пустышкой. Если же он плачет все сильнее, то попробуйте накормить его. Это не принесет ему вреда. (Не переводите ребенка на искусственное вскармливание, как только вам покажется, что у вас стало мало молока. Если он плачет от голода, все равно дайте ему грудь.)

Не болен ли он?

Самые частые заболевания в младенчестве – простуда и кишечные болезни. Их признаки известны: насморк, кашель или жидкий стул. Другие заболевания встречаются крайне редко. Если ваш ребенок не только плачет, но и выглядит необычно, измерьте его температуру и обратитесь к врачу.

Не плачет ли ребенок от того, что он мокрый или грязный?

Очень немногих детей беспокоят мокрые или грязные пеленки. Большинство детей просто не замечает этого. Однако ребенку не повредит, если вы лишний раз смените пеленку, когда он заплачет.

Не расстегнулась ли булавка в его пеленке?

Это происходит один раз в 100 лет, но вы должны проверить, чтобы успокоиться.

Не болит ли у него животик?

Попробуйте помочь ребенку отрыгнуть воздух, даже если он сделал это раньше – возьмите его на руки и подержите вертикально, как правило ребенок отрыгивает воздух через 10-15 секунд.

Не избалован ли он?

Вопрос об избалованности встает только после 3-месячного возраста. Я думаю, можно не сомневаться, что в первый месяц ребенок еще не успел стать избалованным.

Устал?

Если ребенок слишком долго бодрствует или, если он долго находится среди незнакомых людей или в незнакомом месте, или, если родители слишком долго с ним играли, то это может явиться причиной его нервной напряженности и раздражения. Вы ожидаете, что он устал и скоро уснет, а вместо этого он, наоборот, никак не может уснуть. Если родители или незнакомые люди пытаются успокоить ребенка, продолжая играть и разговаривать с ним, то это только ухудшит дело.

Некоторые дети так уж устроены, что никак не могут уснуть спокойно. Они так устают к концу каждого периода бодрствования, что их нервная система напрягается, создавая своего рода барьер, который дети должны преодолеть, прежде чем уснуть. Таким детям плач просто необходим. Некоторые дети плачут сначала громко и отчаянно, а затем либо неожиданно, либо постепенно плач стихает и они засыпают.

Итак, если ваш ребенок плачет в конце периода бодрствования после кормления, то сначала предположите, что он устал, и положите его в кровать. Пусть он поплачет 15-30 минут, если это ему необходимо. Одни дети засыпают лучше, когда их оставляют одних в кроватке; к этому нужно приучать всех детей. Но другие дети успокаиваются скорее, когда их тихонько качают в коляске или двигают их кроватку вперед и назад (если у нее есть колеса), или носят их на руках, лучше в затемненной комнате. Можно время от времени помогать ребенку уснуть таким образом, когда он особенно устал, но не изо дня в день. Ребенок может привыкнуть к такому способу засыпания и не захочет засыпать без укачивания, что рано или поздно начнет вас раздражать.

Беспокойные дети

У большинства новорожденных, особенно у первенцев, в первые недели бывает хотя бы несколько приступов сердитого плача. Некоторые дети особенно много и сердито плачут либо иногда, либо большую часть времени. Эти периоды сердитого плача чередуются с периодами необыкновенно глубокого сна, когда разбудить ребенка просто невозможно. Мы не знаем причины такого поведения; быть может, причина в несовершенстве пищеварительной или нервной системы. Такое поведение не означает заболевания и со временем проходит, но для родителей это очень тяжелое время. Можно попробовать несколько способов успокоить такого ребенка. Попытайтесь дать ему соску-пустышку, если ваш врач не возражает. Попытайтесь туго пеленать его. Некоторые матери и опытные няни считают, что беспокойные дети чувствуют себя гораздо лучше в маленьком пространстве – в небольшой корзине или даже в картонной коробке, выложенной изнутри одеялом. Если у вас есть коляска или колыбелька, попробуйте покачать ребенка перед сном, может быть, легкое движение успокоит его. Езда в машине чудодейственно усыпляет беспокойных детей, но вся беда в том, что дома все начинается сначала. Ребенка может успокоить грелка. Попытайтесь также усыпить его музыкой.

Сверхвозбудимый ребенок

Это необычайно нервный и беспокойный ребенок. Его мускулы не в состоянии полностью расслабляться. Он сильно вздрагивает при малейшем шуме или когда меняет положение. Например, если ребенок лежал на спине и перевернулся на бок или если тот, кто его держит, неожиданно его двигает, он может подпрыгнуть от испуга. Такой ребенок обычно не любит купаться в первые 2 месяца. Сверхвозбудимый ребенок также может страдать от газов или регулярно сердито плакать. Для сверхвозбудимых детей необходимо создать спокойную обстановку: тихая комната, минимум посетителей, негромкие голоса, медленные движения при уходе за ними. Обмывать и перепеленывать такого ребенка нужно на большой подушке (в непромокаемой наволочке, чтобы он не перекатывался. Держите его запеленутым большую часть времени. Кладите его на животик в маленькую постельку со стенками: в коляску, колыбельку или в ящик. Врачи часто прописывают успокоительное для новорожденных.

Колики в первые 3 месяца

и регулярный сердитый плач. Эти два состояния обычно взаимосвязаны и их признаки схожи. Колики – это резкая боль в кишечнике, вызванная газами, которые пучат животик ребенка. Он поджимает ножки или вытягивает их и напрягает, пронзительно кричит и иногда выпускает газы через задний проход. Во втором случае ребенок отчаянно плачет в течение нескольких часов ежедневно в одно и то же время, хотя он хорошо питается и ничем не болен. У одних детей возникают боли от газов, у других – просто регулярная потребность ежедневно сердито кричать, а у третьих – и то, и другое вместе. Все эти состояния начинаются через 2-4 недели после рождения и обычно проходят к 3 месяцам, причем во всех случаях самое худшее время бывает от 18 до 22 часов.

Вот типичная история: в родильном доме матери сказали, что у нее спокойный ребенок, а через несколько дней после того, как его привезли домой, он вдруг раздражается сердитым плачем, который продолжается 3-4 часа без передышки. Мать меняет ему пеленку, переворачивает его, поит его, но все это помогает лишь на минуту. Часа через два ей кажется, что ребенок голоден, потому что он пытается засовывать в рот все, что придется. Мать дает ему молока, которое он сначала жадно пьет, но быстро бросает и опять начинает кричать. Иногда этот душераздирающий крик продолжается весь перерыв от одного кормления до другого, после чего ребенок «чудом» успокаивается.

У очень многих новорожденных бывает всего несколько таких припадков в первые месяцы, но у некоторых детей в первые 3 месяца эти припадки крика бывают каждый вечер.

У одних новорожденных газы и периоды сердитого плача бывают очень регулярно, например от 18 до 22 или от 14 до 18 часов, а в остальное время они спят, как ангелы. У некоторых других новорожденных эти периоды бывают более продолжительными, даже до половины дня или, что гораздо хуже, до половины ночи. Иногда ребенок начинает беспокоиться еще днем, а к ночи плач усиливается или наоборот. Боли от газов (колики) чаще всего начинаются после кормления, либо сразу же, либо через полчаса. Помните, что от голода ребенок кричит перед кормлением.

Мать страдает, слыша плач своего ребенка, и думает, что у него серьезное заболевание. Ее поражает, что ребенка совсем не утомляет долгий плач. Нервы матери крайне напряжены. Самое удивительное, что ребенок, который много плачет, прекрасно развивается физически. Несмотря на многие часы крика, он продолжает прибавлять в весе, причем ускоренными темпами. Он ест с аппетитом, быстро поглощая свою порцию и требуя еще. Когда ребенок страдает от газов, мать прежде всего думает, что причина этого в питании (искусственном или грудном). Если ребенок на искусственном вскармливании, мать спрашивает врача, не изменить ли ей состав молочной смеси, как у ребенка соседей. Изменения в питании изредка действительно приносят некоторое облегчение, но в большинстве случаев ничего не дают. Совершенно очевидно, что качество питания – не главная причина газов. Почему же ребенок нормально усваивает всю пищу, кроме одного кормления, и плачет только по вечерам? Колики (боли от газов) бывают и от грудного, и от коровьего молока. А иногда причиной их считают апельсиновый сок.

Мы не знаем основной причины колик или регулярного сердитого плача. Возможно, виной является периодическая напряженность несовершенной нервной системы ребенка. Некоторые из таких детей бывают почти постоянно сверхвозбуждены (см. раздел 250). Тот факт, что ребенок обычно плачет по вечерам, указывает на усталость как на одну из причин. Многие новорожденные до 3 месяцев крайне возбуждены перед тем, как уснуть. Они не могут уснуть, не покричав пронзительно хотя бы немного.

Лечение колик

Самое главное, родители должны понять, что газы – обычное явление у новорожденных, что они не причиняют ребенку вреда (наоборот, дети, хорошо прибавляющие в весе, чаще страдают от газов) и что к 3 месяцам или раньше это пройдет, не оставив и следа. Если родители найдут в себе силы спокойно отнестись к крику ребенка, то половина проблемы уже решена. Для сверхвозбудимых детей нужен спокойный образ жизни, тихая комната, нежность и неторопливость в уходе, негромкие голоса, отсутствие посетителей. Не играйте бурно с таким ребенком, не щекочите его, не ходите с ним гулять в шумные места. Ребенок, страдающий коликами, также нуждается в ласке, в улыбке, в обществе родителей, как и другие дети, но с ним нужно обращаться особенно осторожно. Матери следует чаще показывать такого ребенка врачу. Врач может назначить успокоительное. Правильно прописанное лекарство не принесет ребенку вреда и не привьет ему привычку к успокоительным средствам, даже если ими пользоваться в течение нескольких месяцев.

Если нет возможности посоветоваться с врачом, попробуйте домашнее средство – соску-пустышку. Обычно это оказывается очень эффективным успокоительным средством, но некоторые родители и врачи не одобрят соски-пустышки.

Ребенок, страдающий газами, чувствует себя лучше, лежа на животе. Еще большее облегчение вы ему принесете, положив его животиком на колени или на грелку и поглаживая его по спинке. Температуру грелки следует проверять внутренней стороной запястья. Грелка не должна обжигать вашу кожу. Оберните грелку пеленкой или полотенцем, прежде чем положить ее на ребенка.

Если боли от газов невыносимы, то клизма из теплой воды принесет ребенку облегчение. Это средство следует применять не регулярно, а только в особо тяжелых случаях и по назначению врача. Можно ли брать ребенка на руки, качать его или носить на руках, если он плачет от газов? Даже, если это его успокоит, не приведет ли это к избалованности? В наше время уже не боятся избаловать ребенка, как раньше. Если ребенок плохо себя чувствует и вы его утешите, он не потребует утешения, когда он будет чувствовать себя хорошо. Если маленького ребенка успокаивает укачивание или ношение на руках – пойдите ему навстречу. Однако, если на руках он все равно плачет, то лучше его не носить, чтобы не приучать к рукам.

Особенно нервные дети должны находиться под тщательным наблюдением врача. Большинство из них быстро поправляется, но первые 2-3 месяца – очень тяжелое время и для них, и для родителей.

Родителям тяжело с беспокойным, сверхвозбудимым, страдающим газами или раздражительным ребенком

Часто, когда берешь такого ребенка на руки, чтобы его успокоить, он сначала замолкает на несколько минут, а затем начинает плакать с новой силой. При этом он бьет руками и ногами. Он противится вашим утешениям и даже как будто сердится на вас за это. В глубине души вам больно и обидно. Вам жалко ребенка (по крайней мере вначале). Вы чувствуете себя беспомощной. Но с каждой минутой ребенок злится все больше, и вы тоже не можете не рассердиться на него в глубине души. Вам становится стыдно, что вы сердитесь на такого крошку. Вы стараетесь подавить свой гнев, и это приводит к большему нервному напряжению ребенка.

Ничего удивительного, что вы сердитесь в такой ситуации, и вам незачем этого стыдиться. Если вы признаетесь, что рассердились, и попробуете отнестись к этому с юмором, то вам будет легче пережить этот период. Кроме того, помните, что ребенок совсем не сердится на вас, хотя он сердито плачет. Он еще не знает, что вы личность и что он тоже личность.

Если вам не повезло и ваш ребенок много плачет, несмотря на все усилия врача и ваши, вы должны подумать и о себе. Может быть, вы по складу характера спокойный, уравновешенный человек и не волнуетесь, убедившись, что ребенок не болен и что вы сделали для него все возможное. Но многие матери буквально сходят с ума и доводят себя до изнеможения, слыша плач ребенка, особенно если он первенец. Вы обязательно должны найти возможность уходить из дома и от ребенка на несколько часов хотя бы 2 раза в неделю (или даже чаще, если это возможно).

Вам, конечно, неудобно просить кого-то остаться с ребенком. Вы думаете: «Почему я должна навязывать своего ребенка другим людям. Кроме того, я все равно будут волноваться о нем». Вы не должны относиться к этому небольшому отдыху как к удовольствию. И для вас, и для ребенка, и для вашего мужа важно, чтобы вы не дошли до изнеможения и депрессии. Если вам некого найти себе в замену, то пусть ваш муж посидит с ребенком 2-3 раза в неделю, пока вы пойдете в гости или в кино. Ваш муж тоже должен проводить один или два вечера в неделю вне дома. Ребенку не нужны сразу два слушателя в лице обеспокоенных родителей. Пусть к вам приходят в гости друзья. Помните, все, что помогает вам сохранять душевное равновесие, что отвлекает вас от беспокойства о ребенке, в конечном счете помогает и ребенку, и всей семье.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.