Ребенок беспокойный после. Беспокойные младенцы: в чем причина и что делать. Близость с мамой

Грудничок беспокойно спит

Всем известно о том, что дети растут во сне, при этом восстанавливая силы, восполняют потери энергии. Когда ребёнок спит, его организм полноценно развивается и в случае нарушения сна маленького человека возможно возникновение негативных последствий. Долгий сон новорожденных детей является совершенно нормальным явлением и говорит оно о том, что ребёнок развивается правильно. Однако весьма распространённым явлением бывает нарушение сна у новорожденных детей. Такое, как правило, случается по причине возникновения проблем с развитием организма младенца, способных в будущем оказать отрицательное влияние на состояние его здоровья.

Почему грудничок беспокойно спит

Беспокойный сон грудного ребёнка может быть связан с нарушениями его режима питания или прочими неприятностями. Это может быть какая-нибудь болезнь, нарушение его бытовых условий.

К причинам беспокойного сна грудного ребёнка можно отнести такие факторы:

  1. Очень часто беспокойство во время сна грудничка вызывается причиной, которую народные целители называют «подкожной щетинкой», другое официальное название - лануго. Так называют мелкие волоски, которыми покрыто тело новорожденного младенца. Когда ребёнку исполнится две недели, щетинки выпадают и на их местах вырастают нормальные луковичные волоски. В это время кожа младенца может зудеть, что и становится причиной беспокойного сна.
  2. Ребёнок может беспокойно спать от жары, при этом он потеет, его кожа становится красной и высыхают слизистые. Следует открыть форточку, напоить малыша и увлажнить комнату.
  3. Беспокойство ребёнка может быть вызвано и холодом. В этом случае его кожа приобретает синюшный оттенок, руки, ноги и спина холодеют. Ребёнка следует согреть и одеть.
  4. Плохой сон ребёнка может быть спровоцирован неудобной либо грязной постелью и грязной одеждой. Малыш начинает кричать и на его коже может остаться след от пуговицы или шва. Следует осмотреть его и заменить ему одежду.
  5. Громкие вечеринки никак не способствуют крепкому сну малыша. Родителям следует определиться в том, что для них важнее - собственное веселье или здоровье их ребёнка.
  6. Спать ребёнку может мешать запор. В этом случае он тщетно тужится и перебирает ногами, живот его становится твёрдым, стул редким, а кал твердеет и приобретает тёмный оттенок. Перед кормлением ребёнка следует подержать на животике, а спать уложить в позе лягушки на животе. Кормить его надо только специальными смесями, поить слабокипячёной водой. Можно мазать анус детским кремом и поставить специальные свечи

Что делать ночью с беспокойным грудничком

У грудничков ещё не произошло чёткого распределения между режимами сна и активного бодрствования. Тем не менее, с течением каждого месяца его биологические ритмы всё более становятся схожими с нашими. Для того, чтобы грудничок по ночам не испытывал беспокойство, следует принять меры к предотвращению дискомфорта и неприятных ощущений, которые он может начать испытывать.

Очень важно своевременно производить замену подгузника, следить за состоянием влажности воздуха в помещении и не допускать повышение температуры в детской комнате свыше 22 градусов по Цельсию и не опускалась ниже 18 градусов по той же шкале. В том случае, если ребёнок станет испытывать неудобства во время сна, разбудить его можно будет достаточно легко.

Ребёнку следует установить нормальный дневной режим. Перед отходом к ночному сну у ребёнка должно быть не менее четырёх подряд часов бодрствования. Если ребёнок не спит в дневное время, следует занять его каким-нибудь активным делом, подразумевающим физическую нагрузку, однако при этом не следует его переутомлять. Не получая никакой физической нагрузки, ребёнок будет плохо спать по ночам.

Ребёнка следует учить засыпать самостоятельно, для чего его нужно укладывать в кроватку и не носить на руках, укачивая. Приученные к рукам дети имеют сложности с самостоятельным засыпанием. Ребёнка следует учить спать в его комнате.

Грудничок беспокойный во время кормления

Кормление грудью представляет собой большую науку и очень часто бывает так, что протекает не совсем гладко. При кормлении ребёнок может проявлять беспокойство, плакать и капризничать. Невзирая на то, что ребёнок и мать наделены природой определёнными рефлексами, им необходим определённый опыт для того, чтобы кормление проходило гладко и спокойно. Особенное значение при кормлении имеет поза, в которой оно производится. Нередко случается так, что беспокойное поведение грудного ребёнка объясняется нарушениями при кормлении.

Причины беспокойства грудничка во время кормления

На протяжении первых нескольких недель после рождения ребёнка он и мама постепенно привыкают друг к другу и маме многое бывает неясно в поведении её малыша. Очень часто она не понимает, по какой причине ребёнок проявляет беспокойство во время кормления и не ест. Тому может быть множество объяснений, речь о которых пойдёт ниже.

  1. Первое, что может прийти в голову кормящей маме, это нехватка у неё грудного молока. Самой большой сложностью при этом является тот факт, что очень часто мама не знает сколько молока получает её ребёнок, сколько молока ему необходимо и сколько его у неё вообще. Для того, чтобы найти ответы на все эти простые вопросы, следует сделать несколько простых действий:
  • прежде всего, проследить за тем, как ребёнок справляет нужду и сделать правильные выводы. Если по истечении шести дней мама получает шесть мокрых подгузников, следовательно, молока ребёнку хватает;
  • абсолютно нормально проводить кормления часто. На протяжении первых нескольких недель жизни малыша ему необходимо от восьми до двенадцати кормлений грудью на протяжении суток. В начале, скорее всего, маме надо будет постоянно держать при этом ребёнка на руках, поскольку несколько часов он будет просить есть постоянно, после чего засыпать на несколько часов. После того, как он научится эффективно сосать, количество кормлений начнёт уменьшаться;
  • необходимо постоянно отслеживать вес ребёнка. Через две недели малыш должен восстановить свой первоначальный вес, после чего на протяжении трёх месяцев набирать не менее 200 граммов в течение недели.

В том случае, если мама продолжает пережимать по поводу нехватки молока у неё, ей есть смысл обратиться к специалисту по лактации для того, чтобы получить все необходимые консультации и советы по части увеличения количества молока у женщины, если это ей необходимо.

  1. Ребёнок может вести себя беспокойно при набухании груди у матери, которое может иметь место на протяжении первых нескольких недель после родов. Для уменьшения набухания следует руками сцедить немного молока и грудь станет мягче, после чего ребёнку будет легко её брать. Очень много молока сцеживать не стоит, поскольку это может вызвать его выработку. Для уменьшения отёка и болезненных ощущений следует прикладывать к груди холодные компрессы.
  2. Если у матери плоские соски, ребёнок также может проявлять беспокойство при кормлении. Чтобы устранить явление, следует надевать особые накладки между кормлениями. Вытягиванию сосков способствует включение молокоотсоса до прикладывания ребёнка к груди. При этом включается молочный поток, способствующий тому, что ребёнок перестанет плакать и начнёт есть.
  3. Кроме этого, ребёнок может беспокоиться по причине его неправильного положения на груди. Малышу и его маме может быть неудобно потому, что оказывается малое давление на грудь, в результате чего происходит нарушение потока молока. Если ребёнок очень нервный, лучше всего применять положение кормления, при котором ребёнок помещается сбоку от мамы и прикладывается к ближайшей груди или прикладывается к груди горизонтально. В этих положениях удобно следить за положением головы малыша. Таким образом получается хорошо направлять ребёнка к груди и удерживать его в этом положении. Он вдавливается носом и подбородком в материнскую грудь и начинает лучше сосать, если мать крепко его держит.
  4. Почти у всех детей встречаются различные формы выражения желудочно-пищеводного рефлюкса. Такое название носит состояние, характеризуемое неполным сформировыванием сфинктера, что вызывает недостаточное перекрывание им входа в желудок. В результате происходит частичный возврат части молока с желудочным соком в пищевод, обуславливающее возникновение изжоги. Впечатления достаточно неприятные, для их устранения у грудного ребёнка следует поддерживать вертикальное положение его тела.

Возможно возникновение рефлюкса при проведении кормления. Его можно избежать, если поддерживать ребёнка в вертикальном положении и делать перерывы во время выполнения кормления. С ростом ребёнка происходит укрепление его мускулатуры и проявления рефлюкса постепенно сходят на нет. Если же имеют место нарушения режима кормления малыша по причине возникновения рефлюкса, следует обратиться к врачу, ввиду серьёзности ситуации.

  1. Возможно развитие на сосках матери дрожжевой инфекции - молочницы. При этом соски приобретают ярко красный оттенок и начинают зудеть, после окончания процесса грудного кормления в них начинается неприятное жжение. В этом случае при кормлении ребёнок может быть несколько более беспокойным, чем обычно. При возникновении молочницы женщине следует обратиться к врачу для прохождения специального курса лечения. Его необходимость объясняется тем, что инфекция имеет грибковое происхождение и может быть опасна как для организма матери, так и для её ребёнка.

Беспокойство новорожденного ребёнка может объясняться рядом причин. Ниже приведены некоторые из них.

  1. Почти все новорожденные дети страдают метеоризмом. При питании ребёнка происходит запуск рефлекторного выделения газов, необходимого для устранения из организма объектов его жизнедеятельности. Быстрое их выделение препятствует возникновению запоров.

Для прохождения грудного молока через пищеварительную систему младенца требуется совсем немного времени, поскольку материнское молоко легко переваривается. При сосании груди ребёнком нередко можно слышать весьма характерные звуки. Невзирая на то, что газы наблюдаются практически у всех детей, некоторые переносят их лучше других. Своё влияние на процесс накладывает и время суток, в которое происходит кормление, причём метеоризм наиболее отчётливо проявляется в конце дня. Ребёнок может не хотеть отпускать материнскую грудь, что только усиливает метеоризм. По мере развития малыша проблема отступает.

  1. В самом начале процесса кормления молоко матери имеет высокое содержание сахара - лактозы. Это так называемое «переднее» молоко, вырабатываемое в первую четверть часа грудного кормления. Если и дальше продолжать кормить ребёнка той же грудью, вырабатывается «заднее» молоко. Оно нейтрализует лактозу в силу обогащённости жирами, в силу чего происходит понижение уровня образования газов. Метеоризм может усиливаться в силу переизбытка лактозы от большого количества поступающего переднего молока.

Если малыш ещё не научился хорошо сосать грудь, он может начать давиться материнским молоком. При этом он может бросить грудь и начать нервничать и кричать. В этом случае маме следует, сильно надавив на грудь, сцедить поток молока, после чего снова приложить к ней своего малыша. Можно сцеживать молоко до начала кормления, для того чтобы удостовериться в возможности остановить его выброс до того, как ребёнок возьмёт грудь. Грудничка следует кормить из положения под мышкой. Когда малыш немного вырастет, он сможет самостоятельно вести контроль рефлекса выброса молока, находясь в любом положении при кормлении.

Теперь, когда вы познакомились с этой уникальной личностью, как вы будете обращаться с ребенком, имеющим высокие потребности? Чтобы понять, как следует ухаживать за этими особыми детьми, сначала нужно понять, почему дети ведут себя беспокойно. Все очень просто: дети ведут себя беспокойно по тем же причинам, что и взрослые. Им больно, физически или эмоционально, или же они нуждаются в чем-то. Имеется огромный спектр типов плачущего ребенка. У более спокойного края находится ребенок, который плачет, чтобы его взяли на руки, но легко успокаивается и испытывает удовлетворение, когда его держат на руках. Другую крайность представляет ребенок, которому больно, - неутешно плачущий ребенок, получающий ярлык «страдающий коликами».

Дети беспокоятся, чтобы приспособиться

Находясь в матке, еще не рожденный ребенок чувствует себя в своем окружении идеально комфортно. Возможно, у него больше никогда не будет дома, в котором ребенок будет ощущать такую же гармонию - невесомость, постоянная температура и все питательные потребности автоматически и бесперебойно удовлетворяются. В целом, в матке все отлично организовано.

Рождение внезапно разрушает эту организацию. В течение месяца после рождения ребенок пытается заново обрести это ощущение организованности и вписаться в жизнь вне матки. Рождение и адаптация к послеродовой жизни заставляют проявиться темперамент ребенка, ведь он впервые вынужден делать что-то, чтобы его потребности были удовлетворены. Он вынужден действовать, как-то вести себя. Если ему голодно, холодно или страшно, он кричит. Он должен сделать усилие, чтобы получить то, что ему требуется, от обеспечивающего ему заботу окружения. Если его потребности просты и он может без труда получить то, что ему нужно, он получает название «легкий ребенок»; если приспособиться ему не так легко, его именуют «трудным». Он не чувствует себя комфортно. Беспокойные дети - это дети, которые чувствуют себя неуютно и которые не хотят мириться с тем уровнем заботы, который им дают. Им нужно больше, и они кричат, чтобы получить это.

Тоска по утробе

Другая причина, по которой плачут дети, заключается в том, что им недостает того окружения, которое у

них когда-то было, - матки. Ребенок ожидает, что жизнь будет продолжаться как раньше, но все оборачивается неправильно, и у ребенка появляется ощущение, что все неправильно. Ребенок хочет адаптироваться к своему новому окружению и имеет огромное желание чувствовать себя комфортно. Конфликт между желанием получить комфорт и невозможностью его добиться приводит к внутреннему стрессу и внешнему его выражению в так называемой капризности. Своим беспокойным поведением ребенок умоляет тех, кто ухаживает за ним, помочь ему найти то, что даст ему почувствовать себя хорошо, нечто вроде: «Отдайте мне назад мою утробу», пока он еще не стал достаточно взрослым, чтобы придумать собственные способы самоуспокоения.

Сразу же после рождения ребенка положили на теплый мамин живот, мамина грудь дала ему физическую и эмоциональную подпитку, днем родители носят его, плотно прижав к себе, в сумке, а ночью, опять же, тесно прижимают к себе. Ребенку не приходится беспокоиться. Все, что давала ему матка, по-прежнему здесь, и рождение лишь изменило форму выражения взаимоотношений.

А что же с ребенком, попадающим в мир, который дает ему иной уход? Взамен теплого и знакомого тела он получает пластиковый ящик в детской палате. Вместо теплой груди он получает силиконовую соску. Вместо постоянного физического контакта и частых кормлений он остается лежать в ящике, а на руки его берут и кормят строго по расписанию. Нарушается даже его сон. Вместо теплого тела, к которому он привык за девять месяцев в матке, он получает этот пластиковый бокс. У него два выбора. Он может удовлетвориться этой низкопробной «маткой» и стать «хорошим ребенком», или же он может протестовать, заявляя, что его новый дом ему не по вкусу. Чем больше он кричит, тем больше его берут на руки и носят. Чем больше он кричит, тем чаще его кормят. Он приучается требовать, чтобы получать кормление «по первому требованию». В первый же или второй день пребывания в детской палате ему присваивают название «суетливый». По ночам он кричит до тех пор, пока, от отчаяния, родители не берут его к себе в кровать. Наконец, через несколько недель крика во имя приспособления, ребенок понимает, что крик - это тоже способ выжить. Это единственный язык, который может обеспечить ему уровень заботы, который ему могли бы дать автоматически, прежде чем он потребовал его. Этот ребенок, жертва, как мы называем это, синдрома плохого начала, суетиться приучен жизнью.

Концепция уровня потребностей

Всем младенцам нужно, чтобы их брали на руки, кормили, гладили, а также оказывали чуткую заботу всеми прочими способами, но некоторым нужно больше, чем остальным, и некоторые младенцы выражают свои потребности сильнее. Именно тогда, когда мы пытались понять, почему некоторые из наших детей вели себя иначе, хотя получали тот же уровень заботы, мы пришли к концепции уровня потребностей. По нашему мнению, каждый ребенок имеет определенный уровень потребностей, удовлетворение которых позволяет ребенку достичь своего потенциала, эмоционально, физически и интеллектуально. Логично также предположить, что каждый ребенок рождается с соответствующим темпераментом, чтобы быть в состоянии дать знать о своем уровне потребностей.

Предположим, у ребенка средние потребности, которые должны быть удовлетворены, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Он плачет лишь очень немного, а окружающие берут его на руки и укачивают ровно столько, чтобы контролировать беспокойное поведение ребенка. Его можно было бы окрестить «легкий ребенок». Предположим, ребенку нужно, чтобы его подолгу держали на руках. Он продолжает плакать, когда его кладут, поэтому добивается, чтобы его держали на руках больше - как если бы он требовал, чтобы его перевели из второго класса в первый. Этот ребенок получает ярлык «требовательный». Но оказавшись в первом классе (его много носят на руках, часто кормят, с ним

{неразлучны днем и ночью), он плачет все меньше и меньше. Теперь он там, где ему хорошо, и больше нет необходимости плакать. Оба ребенка нормальны, оба гармонично вписываются в окружающий мир, и один не лучше, чем другой. У них просто разные уровни потребностей и соответствующий темперамент, призванный помочь им добиться их удовлетворения.

Чувство единства

Требовательная малышка, которая «кричит, стоит мне лишь спустить ее с рук», нуждается в том, чтобы чувство единства с матерью не кончалось. До рождения эта малышка была едина с матерью. После рождения мать знает, что ребенок теперь представляет собой отдельного человека, но ребенок себя отдельным не чувствует. Ребенок по-прежнему нуждается в том, чтобы чувствовать себя связанным с матерью, и рождение изменило лишь форму выражения этой связи. Этот ребенок будет протестовать или вести себя беспокойно, если его неразлучность с матерью нарушена. Ему требуется продлить это единство еще некоторое время, и, к счастью, у него есть способность требовать этого. Если потребности этого ребенка услышаны и удовлетворены, он чувствует себя комфортно: он находится в гармонии с окружающим миром. Он чувствует, что все хорошо. Когда ребенок чувствует, что все хорошо,

его темперамент меньше проявляет себя, и он становится «хорошим» ребенком.

Приклеенный или оторванный

Матери часто говорят об этом чувстве единства, выражаясь так: «Мой ребенок словно приклеен ко мне». Они также используют слово «оторванный» для описания того, как их дети словно рассыпаются, когда теряют это чувство единства со своим окружением. Нэнси, мать, которая долго и упорно работала над установлением крепкого контакта со своим имеющим высокие потребности ребенком, как-то сказала нам: «Когда мой ребенок чувствует себя оторванным и словно бы рассыпается на кусочки, теперь я чувствую, что могу собрать кусочки и снова склеить его воедино. Это была долгая, суровая борьба, но я наконец начинаю получать проценты со своего вклада».

Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет Уильям и Марта Серз

Беспокойные дети

Беспокойные дети

Трое наших первых детей были настолько спокойны, что мы только удивлялись, откуда столько шума вокруг трудных детей.

Но вот появилась Хэйден, которая перевернула наш относительно мирный дом вверх ногами. Она и знать не хотела то, что годилось для других детей. В ее словаре не было слова «правило», если дело касалось сна и пищи. Она все время должна была находиться на руках и у груди, буйствовала, оставаясь одна, и успокаивалась, как только ее брали на руки. Игра в «передай ребенка» стала любимой в нашем доме: Хэйден могла часами спать, если ее, как эстафетную палочку, передавали из рук в руки. Уставала Марта – дочь брал я. Пользовались мы и лоскутным держателем, но не всегда.

Когда мы пытались сделать столь необходимый для нас перерыв, Хэйден кричала без умолку. Девизом семьи стало: «Куда бы ни шли Марта и Билл, Хэйден идет с ними». Дочь не отставала от нас ни днем, ни ночью, и дневные баталии ночью отнюдь не сменялись перемирием. Она категорически не признавала детскую кроватку и засыпала, да и то не всегда, только в постели родителей, ощущая тепло нашего тела. Кроватка, в которой до этого выросли трое наших детей, вскоре оказалась в гараже. Единственной закономерностью поведения Хэйден было отсутствие всяких закономерностей. То, что помогало в один день, не годилось на следующий. Мы постоянно искали новые способы, как ублажить ее, а она предъявляла все новые требования.

Наши чувства к Хэйден были так же беспорядочны, как и ее поведение. Иногда мы симпатизировали друг другу, а чаще, будучи утомлены, сердились и досадовали.

Если бы это был наш первый ребенок, мы могли бы считать виноватыми себя и ломать голову над тем, что мы делаем не так. Но к тому времени мы были уже опытными родителями и знали, что дело не в нас. Вскоре нас стали одолевать разными советами: «Вы носите ее слишком много», «Вы ее портите – дайте ей накричаться», «Она из вас веревки вьет». Но мы отстаивали свой стиль воспитания, продолжая придерживаться того, что работало и казалось нам правильным. Урок N 1 для тех, кому приходится воспитывать ребенка такого типа: «Ребенок кричит из-за своего темперамента, а не потому, что вы плохие родители».

Уже через несколько недель после рождения Хэйден мы осознали, что нам достался необычный ребенок, с особенными запросами, и отношение к нему должно быть особым; такую заботу мы твердо решили обеспечить. Но как? Мы сочли, что Хэйден будет лучше, если мы отнесемся к ней с наибольшей чуткостью и творчески. Но для этого требовалось терпение.

Ребенок с большими запросами

Наша первая проблема состояла в том, что мы не знали, как назвать поведение Хэйден. Нам не нравились обычные термины «трудный» и «шумный» ребенок. В них было что-то враждебное и унизительное. Кроме того, они подразумевают, что с одним, а то и с двумя партнерами в дуэте ребенок – родитель что-то не в порядке: что-то не так с ребенком или родитель плохой. Нам это не подходило. В оценке поведения Хэйден мы придерживались нашего стиля заботливого отношения к детям и просто говорили: «У нее высокий уровень потребностей». Мы слышали, что многие родители именно так расценивали притязания подобных детей. Но однажды блеснул свет: «Давай назовем ее ребенком с повышенными запросами». Некоторое время мы пользовались этим термином, потом стали применять его и по отношению к другим подобным детям, он прижился, и мы на нем остановились. В этом термине заключался ключ к нашему пониманию Хэйден.

«Ребенок с повышенными запросами» – и этим все сказано. Это понятие точно раскрывает, и почему эти дети так много требуют, и как надо к ним относиться. Оно точное, необидное и звучит обнадеживающе, снимает вину с родителей и дает признание таким детям. Родители шумных детей, вам уже не стало чуточку легче?

«Она перерастет это», – уверяли друзья. И да, и нет. С тех пор, как мы определили поведение Хэйден и соответственно построили свои отношения с ней, нам стало легче. Но ее потребности с возрастом не уменьшались – они просто изменялись. Хэйден из грудничка с повышенными запросами превратилась в девочку с большими запросами, потом – в подростка с неменьшими притязаниями. Она медленно отвыкала от мест, где чувствовала себя уютно, – от кровати, груди, рук. Но все же отвыкла. Как мы этого добились? Чуткостью.

Сейчас, четырнадцать лет спустя, Хэйден стала глубоко чувствующей, творческой личностью, у которой, как говорят, «жизнь бьет ключом». Она добра и внимательна к другим, включая нас.

Вот чему нас научила Хэйден:

– Дети бывают шумными прежде всего из-за своего темперамента (в смысле их общей тенденции вести себя именно так), а не по вине родителей.

– У каждого ребенка есть определенные потребности, которые необходимо удовлетворять. Забота о ребенке позволяет обеим заинтересованным сторонам (родителям и детям) в своих отношениях раскрыть все лучшее, что у них есть. – Нужно принять как должное, что у детей с повышенными запросами необычный темперамент и они требуют особой заботы. Дочь научила нас быть более чуткими, что помогло нам и в работе, и в отношениях с людьми и в семье.

Чему мы научили Хэйден:

– Те, кто о ней заботятся, внимательны к ее потребностям.

– Она сама представляет собой ценность (это нормально – иметь запросы).

– Она окружена теплом и доверием.

Мы изучили разные мнения по поводу того, почему ребенок шумит и что с этим делать; это примеры и из нашей практики, и взгляды многих сотен родителей. Вот средства, которые в большинстве случаев помогают.

Особенности ребенка с повышенными запросами

Чтобы удостовериться, наградил ли вас Господь именно этим типом ребенка, познакомьтесь с тем, какие черты, по мнению родителей, отличают детей с высокими запросами. «Сверхчувствительность» . Такие дети придают большое значение обстановке. Их сразу начинают беспокоить изменения в привычной и уютной среде, и они не приемлют их. Они легко пугаются днем и плохо спят по ночам. Эта чувствительность помогает им глубоко привязываться к внимательным и заботливым родителям, но они с неохотой принимают чужаков и нянек. У них разборчивый вкус и ясное сознание. Эта чувствительность, которая вначале причиняет много неудобств, впоследствии может сослужить хорошую службу. Такие дети способны на глубокую привязанность.

«Я просто не могу уложить его» . Таким детям не свойственно мирно лежать в кровати и ждать (как большинству других), что на руки их возьмут, только чтобы покормить и поменять пеленки. Движение, а не покой – вот их стиль жизни. Эти дети вечно на руках или на груди, они редко соглашаются подолгу находиться в кроватке.

«Не может сам успокоиться» . Способности к самоуспокоению за такими детьми не водится. Родители сообщают: «Он сам не может расслабиться». Колени матери – его стул, грудь отца – его ложе, грудь матери – средство для успокоения. Эти дети очень разборчивы по отношению к успокаивающим игрушкам, заменяющим мать, и часто отвергают их. Это требование высокого качества к «утешителю» впоследствии заставляет личность тяготеть не к вещам, а к людям, и стремиться установить с ними близость и взаимопонимание.

«Напряженность» . «Он все время находится на взводе», – заметил уставший отец. Дети с высокими запросами вкладывают массу энергии во все, что бы они ни делали. Они громко кричат, смеются до упаду и тут же начинают протестовать, если их вовремя не покормили. В силу того что они все глубже чувствуют и сильнее на все реагируют, они способны крепко привязываться и очень переживают, если отношения разрушаются. Такие дети потом, похоже, становятся энтузиастами. Но какие бы ярлыки им ни приклеивали, скучными их никто не назовет.

Ребенок с высокими запросами – божий дар или божье наказание?

Однажды мы сравнили темпераменты наших малышей и поняли, что у детей с повышенными запросами есть многое, что работает на них. Посмотрите, какой ребенок получает больше внимания и вообще больше берет от жизни? С детьми с высокими запросами нянчатся больше, потому что они требуют этого.

Они занимают больше места в жизни родителей и больше их времени, так как таких детей ни с кем не оставишь. А кто получает больше ласки, больше времени проводит в комфорте – на груди или в теплой постели родителей? Эти дети путешествуют по жизни первым классом. Каких малышей лучше знают родители, к каким они вынуждены подходить наиболее творчески? Ответы вы знаете сами. И усилия родителей таких детей вознаграждаются.

«Хочет, чтобы с ним нянчились все время» . Чаще всего расписание кормления чуждо сознанию такого ребенка. Он требует, чтобы его кормили каждые 2–3 часа, и может подолгу блаженно посасывать грудь. Они не только чаще питаются, но и сосут дольше. Эти дети медленно отвыкают от груди, и иногда их приходится кормить грудью до второго, а то и третьего года жизни.

«Часто просыпается» . «И почему таким детям всего нужно побольше, только не сна?» – вздыхала одна мама. Они действительно часто просыпаются ночью и редко балуют родителей, засыпая днем, хотя дневной сон им, как и другим малышам, необходим. Вам может показаться, что над этим ребенком непрерывно горит лампочка, которую очень сложно потушить. Может быть, поэтому, когда они подрастают, их называют «яркими», «блестящими» детьми.

«Неудовлетворен и непредсказуем»

Настал момент, и вы поняли, чего ребенок от вас хочет, но готовьтесь к тому, что завтра придется начать поиски сначала. Одна мама говорила: «Именно тогда, когда я считаю, что переиграла его, он снова берет верх». Какой-то комплекс успокаивающих мер может помочь один раз, но на следующий день он уже не годится.

«Слишком активны» . Эти дети, когда их держат на руках, много вертятся, пытаясь найти наиболее удобное положение. Кормление осложняется тем, что они все время норовят изогнуться назад и выскользнуть из ваших рук. «Для него вообще не существует неподвижного положения», – сказал один папа. Когда вы держите такого ребенка, то чувствуете, как напряжены его мускулы.

«Истощает все силы» . Кроме своей энергии, которую ребенок вкладывает во все, что ни делает, он использует и энергию родителей. «Он меня просто изматывает», – постоянная жалоба родителей.

«Невозможно удержать» . Это относится к наиболее трудным детям с повышенными запросами, которые не приемлют такого испытанного средства, как пребывание на руках. В то время как большинство детей на руках млеют и устраиваются поудобнее, эти норовят изогнуться, брыкаются, вырываются. Обычно малыши успокаиваются, когда их берут на руки, а эти очень долго не могут найти удобную позу, но рано или поздно находят ее, если мама старается помочь и предлагает уютное безопасное гнездышко из своих рук.

«Требовательность» . Дети с высокими запросами требуют много и имеют достаточно воли, чтобы получить свое. Посмотрите, как по-разному два ребенка, протягивая к вам руки, просят, чтобы вы взяли их. Обычно ребенок, если его просьбу проигнорируют, опускает руки и занимает сам себя игрой. Но не таков малыш с повышенными запросами. Он не смирится с тем, что его не услышали, будет кричать и требовать до тех пор, пока не добьется своего.

Будьте готовы к такой особенности и не слушайте вредных советов типа «Он вас подминает под себя». Представьте себе на минуту, что произойдет, если ребенок с повышенными запросами не будет требователен. Если у него есть острая потребность в чем-либо, но недостает силы характера, чтобы заявлять о ней до тех пор, пока ему не пойдут навстречу, это может даже помешать ему нормально развиваться. Требовательность у детей с повышенными запросами – предвестник сильной воли в будущем.

Утомившиеся родители часто спрашивают: «Сколько же будут продолжаться эти выходки и что из него вырастет?» Не спешите загадывать, каким человеком вырастет ваш ребенок. Некоторые трудные дети со временем меняются на 180° как личности. Но в основном потребности малыша не уменьшаются, а только видоизменяются. И все же хотя вначале ранние проявления их личности удручают родителей, по мере развития ребенка многие, если пользуются нашим методом, меняют свою оценку поведения ребенка, в ней начинают преобладать такие слова, как «смелый», «заинтересованный», «яркий». Те же самые качества, которые вначале доставляли родителям столько хлопот, теперь приобретают положительное значение и для детей, и для родителей, но только в том случае, если высокие запросы в свое время были распознаны и не остались без ответа. Энергичный младенец может стать творческим ребенком, чувствительный малыш превратится в способную сострадать личность, т. е. сможет отдать гораздо больше, чем требовал.

Из книги Азбука безопасности в чрезвычайных ситуациях. автора В. Жаворонков

Из книги Детская йога автора Андрей Иванович Бокатов

Из книги Ваш ребенок. Все, что вам нужно знать о вашем ребенке - с рождения до двух лет автора Уильям и Марта Серз

Из книги В плену иллюзий автора Фёдор Григорьевич Углов

5.4 Дети-родители 1. Принимайте своих детей такими, какие они есть, благодаря тому, что они такие, они попали на Землю.2. Родители, ребенок - это то, чего вам не хватало в жизни, его качества - ваши достоинства и недостатки.3. Мы ругаем больше всего тех, кто ближе к нам, кто

Из книги Компьютер и здоровье автора Надежда Васильевна Баловсяк

Как дети растут Начиная наше путешествие по этапам развития ребенка с момента его рождения до 2 лет, обратимся к нескольким основным принципам, которые помогут вам лучше понимать вашего ребенка и наслаждаться его индивидуальными особенностями.Карты ростаНа каждом Из книги Радужное сыроедение автора Михаил Новиков

ДЕТИ В БОЛЬНИЦЕ Когда ваш ребенок должен быть госпитализирован, я рекомендую родителям оставаться с ребенком насколько это возможно, и ухаживать за ним. Ребенок нуждается в близком присутствии родителя, когда он болен и когда находится в незнакомом месте. Родители -

Из книги Нарушение углеводного обмена автора Константин Монастырский

Дети Слабые и тщедушные дети, но не от недостатка питания, а вследствие недостаточного усвоения - Силицея.Золотушные и рахитичные дети с большой головой; открытые роднички и швы; сильный пот на голове, которую нужно держать в тепле посредством закутывания; большой живот,

Из книги Вегетарианская кухня автора Элга Боровская

Скрофулезные дети Сильное желание мяса у скрофулезных детей - Магнезия

Из книги Медики, изменившие мир автора Кирилл Сухомлинов

Родители и дети Ваши дела могут не идти, в вашей жизни могут быть проблемы, потому что вы не принимаете своих детей. Вы ставите себя выше их, считаете себя умнее, образованнее, опытнее. Считаете, что родили их, поэтому они ниже, а вы выше, они бесправны, а вы правы во всем, что

Из книги автора

Из книги автора

5.1. Здоровыe дети – светлое будущее, a больные дети? Здоровый ребенок – ваше светлое будущее, больной – ваш беспросветный кошмар… Судя по здоровью детей наших друзей, знакомых, читателей и пациентов, в русской общине в США всегда всё «круче», в том числе – проблемы со

Вот в семье появился маленький нежный «комочек», который время от времени пищит, проявляя недовольство. Неопытные мамы при малейшем плаче начинают нервничать, гадая, почему так себя ведет беспокойный ребенок в 1 месяц, и чем ему помочь.

Причины беспокойства месячного ребенка

Малыш только пришел в этот мир и пытается в нем адаптироваться. Еще не налажены нервная и пищеварительная системы – пока единственные органы чувств, через которые новорожденный общается с внешним миром.

Беспокойный месячный ребенок своим плачем доставляет неудобства родителям в ночное время. Хотя в этом возрасте физиологические периоды бодрствования сводятся к 15 мин, все остальное время младенец обычно спит. Для него еще не существует разграничений на суточные фазы, и отсутствует восприятие времени.

Единственный доступный способ наладить контакт с окружающим миром – это звуковой сигнал. Но беспокойный ребенок в 1 месяц умеет только плакать – это естественное состояние, позволяющее привлечь к себе внимание.

Почему плачет месячный малыш:

  • первая мысль, которая возникает у мамы – младенец голоден;
  • из-за несовершенства системы пищеварения новорожденного беспокоят колики;
  • частой причиной является дискомфорт – малыш мокрый и ему холодно, либо, наоборот, он перегрелся;
  • иногда неудобства доставляют одежда или неправильно надетые подгузники.
    Новорожденный лежит в неудобной позе, а самостоятельно перевернуться еще не в состоянии;
  • болезнь же становится причиной непрерывного (почти истеричного) плача.

Беспокойный ребенок в 1,5 месяца, наделенный чувствительной нервной системой, плачет из-за неприятных ощущений тактильного характера. Раздражать может даже мягкая подушка. Некоторые дети неуютно чувствуют себя в большой кроватке, как бы «нутром» ощущая свою незащищенность.

Что делать, если сон месячного грудничка беспокойный?

В первый месяц жизни малыш проявляет беспокойства неосознанно, иногда ворочаясь и вскрикивая во сне без причины. Поэтому кидаться к младенцу при первых же позывных не обязательно, но если плач малыша слишком настойчив и длится более 10 мин, на него реагируют.

  • сначала проверяют, сух ли карапуз и комфортно ли ему. При обнаружении причины, ее устраняют;
  • если младенец голоден, то его успокоит дополнительный сеанс кормления, ведь на этом этапе еще не выработался четкий режим;
  • когда причина кроется в коликах (а это вполне естественно для месячного грудничка), мама постарается облегчить страдания.

Иногда достаточно просто дать малышу соску-пустышку или несколько глотков теплой водички (успокоительного чая), или перевернуть его на другой бочок, чтобы он и дальше спал спокойно. Очень беспокойный грудной ребенок 1 месяца быстро затихает на руках у мамы, если она его немного покачает.

Когда ни одно из средств не дает результата, и младенец не успокаивается, лучшее решение - вызвать врача. Возможно, причина кроется в начинающейся болезни.

Не зная точного диагноза, самолечение проводить не рекомендуется.

Иногда может беспокойный сон у ребенка продлиться до 11 месяцев. Это свидетельствует либо о сверхчувствительности малыша, либо о развившейся привычке привлекать к себе подобным образом внимание мамы. В первом случае понадобится консультация врача и использование успокоительных средств. Вторая ситуация требует поведенческой коррекции (и здесь придется набраться терпения).

Беспокойный сон у новорожденного – это стандартная ситуация на первом месяце жизни, но оставлять без внимания ее не стоит. Ведь на фоне обыденных причин не всегда можно заметить зарождение серьезной проблемы.

Беспокойный сон ребенка – частый повод для волнений родителей. Кроха всю ночь вертится, ненадолго засыпает, но сон его некрепкий, тревожный, нарушить его может любой шорох. Что происходит с малышом? Опытные родители со стажем, как правило, хорошо ориентируются в потребностях своего чада, но даже у них порой возникают вопросы, связанные с беспокойным сном малыша.


Причины

Причин может быть несколько. Как физических, так и психологических.

  • Ребенок беспокойно спит ночью, если он начинает заболевать. Болезнь еще не проявила себя на физическом уровне, и внешне малыш вполне здоров. Но он уже чувствует недомогание, и заранее начинает беспокоиться. Если крохе уже 5 месяцев и более, то причиной для тревожного сна могут стать режущиеся зубки. В любом случае, есть смысл показать карапуза педиатру, чтобы не пропустить начала заболевания.
  • Плохой сон может быть вызван повышенным внутричерепным давлением. Обнаружить эту проблему и назначить лечение может только врач. Беспокойный сон у маленького ребенка может быть и следствием серьезных заболеваний – энцефалопатии, рахита или опухоли головного мозга. Не дают нормально спать отиты, дисбактериоз, а также различные инфекционные заболевания. Поэтому поиск причины тревожного сна стоит начинать с посещения доктора, чтобы исключить болезнь.


  • У новорожденных до 3-5 месяцев частая причина беспокойного сна малыша - кишечные колики. Микрофлора кишечника карапуза еще недостаточно сформирована, к тому же его организм еще только адаптируется к самостоятельной жизни. Эти процессы сопровождаются усиленной выработкой газов. У малыша «пучит» животик, особенно сильно – в вечернее время и ночью. Едва задремав, кроха просыпается, пронзительно кричит, багровеет, поджимает ножки к животику. Облегчить ему неприятные ощущения можно с помощью различных капель и сиропов на основе симетикона, укропной воды, газоотводной трубочки.
  • Малыш может плохо спать, если он замерз или ему жарко. Немало молодых родителей, наслушавшись «добрых» советов, стремятся не избаловать младенца, поэтому лишний раз стараются не брать его на ручки, а к совместному сну в одной постели с ребенком многие мамы и папы вообще относятся отрицательно. А зря. Поскольку кроха может беспокоиться из-за того, что чувствует себя «оторванным» от мамы. А ему необходим физический контакт с ней. Кроме того, ночью температура тела несколько понижается, и малыш нуждается в том, чтобы его согрели мамины руки. Другая крайность – малышу жарко или душно. Мамы боятся простудить ребенка, поэтому плотно закрывают окно в комнате, кутают кроху.

Помещение, где спит младенец, обязательно следует проветривать. Температура в нем в идеале должна быть около 19-20 градусов при влажности воздуха 50-70%. Это наиболее комфортные условия для маленького человека.


  • Еще одна причина для беспокойного сна – голод. Возможно, малыш не наелся в предыдущее кормление, и в этой ситуации не нужно отказываться от ночных кормлений. Нуждаться в ночном приеме пищи ребенок может до 6 месяцев. После этого возраста, как утверждают детские врачи, у ребенка нет физиологической необходимости кушать среди ночи.

Крохи, которые находятся на грудном вскармливании, могут испытывать голод, если молоко мамы недостаточно питательное. Пересмотрите свой пищевой рацион. А также обратитесь к педиатру с просьбой провести контрольное кормление со взвешиванием ребенка до приема пищи и после, чтобы определить, сколько съедает карапуз. Если ему не хватает вашего молока, доктор может разрешить «прикорм».

  • «Искусственники» часто при кормлении заглатывают много воздуха, это создает ложное ощущение сытости. Голод снова возвращается, когда карапуз расслабляется и пытается заснуть. Поэтому малышам, питающимся адаптированными смесями, обязательно нужно давать отрыгнуть воздух после еды. Небольшие срыгивания при этом – вариант нормы. Соска на бутылочке должна нравиться бутузу, быть удобной. Одни крохи предпочитают латексные, другие –силиконовые соски. Подберите своему малышу тот вариант, который он воспримет сам наилучшим образом.


Причина беспокойного сна может крыться и в нарушении режима дня. К примеру, малыш хорошо выспался днем, или вообще перепутал день и ночь. Следует привести режим крохи в соответствии с его возрастными потребностями.

  • Малыш в возрасте от 1 до 3 месяцев нуждается в 17-20 часах сна в сутки.
  • Потребности в сне для детей в возрасте 6 месяцев- 14 часов в сутки.
  • В 1 год ребенок должен спать не менее 13 часов в сутки.
  • В 2 года суточная потребность во сне – 12,5 часов.
  • В 4 года малыш должен спать не менее 11 часов в сутки.
  • В 6 лет потребность во сне- 9 часов.
  • В 12 лет подростку необходимо 8,5 часов сна в сутки.

Советы от популярного педиатра по улучшению качества сна малышей в следующем видео.

К нарушениям ночного сна у детей приводит и недостаток витаминов. А также малыши очень метеочувствительны – они реагируют на перепады атмосферного давления, на осадки, причем нередко «предчувствуют» их.

Психологи утверждают, что беспокойный сон малыша может быть обусловлен возрастными особенностями. Дело в том, что структура сна у детей в 2 месяца и в 2 года – разная. С рождения и до 1 года поверхностный сон у крохи преобладает над глубокой фазой, именно поэтому малыши часто просыпаются. Только одни снова легко засыпают самостоятельно, а другим требуется помощь родителей.

Бывает, что спокойный кроха начинает просыпаться и беспокойно ворочаться к 7-9 месяцам жизни. В этом возрасте у малыша появляются первые психологические проблемы, мешающие спать нормально, – это страх оказаться вдали от мамы. Если родители спят в одной комнате с малышом, то ощущения беззащитности ребенок не будет испытывать и подобные ночные тревожные пробуждения постепенно сойдут на нет.


В 2-3 годам сон может стать тревожным и беспокойным из-за развития воображения малыша. Он уже умеет фантазировать, именно на этот возраст приходится появление ночных кошмаров, страха темноты. Справиться с этим помогут уютный ночник у кроватки малыша, любимая мягкая игрушка, которую он может брать с собой в постель.

Еще один «критический» возраст – 6-7 лет. В это время сон ребенка может нарушаться из-за переживаний, связанных с началом обучения в школе.

В любом возрасте дети очень чувствительны к психологическому климату, который царит в вашем доме. Если там часто ссорятся, нервничают, переживают, это обязательно скажется на качестве сна ребенка, причем не с лучшей стороны.


Создайте своему малышу спокойную, мирную домашнюю атмосферу

Беспокойный сон может быть и «отголоском» врожденных особенностей характера малыша, его темперамента. Известно, что дети-холерики спят хуже, чем дети-флегматики, а детям–сангвиникам тяжелее просыпаться по утрам. К каждому ребенку требуется индивидуальный поход с учетом всех его личных особенностей и общих факторов, влияющих на качество сна.

Последствия дефицита сна для детей

Если проблему беспокойного ночного сна ребенка игнорировать, довольно скоро малыш начнет страдать от недосыпания. Дефицит сна отразится на всех функциях его организма. В первую очередь возникают нарушения в нервной системе. Затем даст «сбои» гормональный фон. Дело в том, что гормон роста СТГ (соматотропин) лучше вырабатывается у детей именно во время сна. Если ребенок недосыпает, у него возникает нехватка гормона роста, и, как следствие, он медленнее растет и развивается не только физически, но и интеллектуально.

Другой «ночной» гормон - кортизол помогает организму справляться со стрессом. Если ребенок мало спит, уровень кортизола у него занижен, а значит, психика крохи становится уязвимой.

Хронический недосып снижает умственные и интеллектуальные способности ребенка, таким малышам тяжело дается обучение, у них выраженные проблемы с памятью.


Обязательно отрегулируйте сон малыша, дабы избежать проблем с будущим развитием ребенка

Как наладить сон ребенка?

Если беспокойный ночной сон вашего ребенка - не исключение, а, скорее, уже правило, нужно обратиться к педиатру. Он посоветует способ улучшить сон малыша, учитывая возрастные особенности.

Если причина в заболевании, лечение пойдет на пользу, и малыш начнет спать нормально.

Если ребенок здоров, то «выровнять» его сон можно своими силами.

  • Хорошо помогает купание перед отходом ко сну, легкий успокаивающий массаж. В воду, в которой купается малыш, можно добавить несколько капель валерианы или пустырника.
  • Вечером лучше избегать повышенной активности, все шумные игры и развивающие занятия с ребенком старайтесь устраивать в дневное время. Взбудораженный карапуз по определению не может спать крепко.
  • Не забывайте, что малышу важны прогулки. Дети, с которыми мало гуляют, чаще других страдают нарушениями сна. Если погода и сезон позволяют, устраивайте небольшие вечерние прогулки.
  • Постельное белье в кроватке малыша должно быть только их натуральных тканей, матрас - ровным и в меру мягким (оптимальный вариант – ортопедический матрас), а подгузник – проверенным, качественным и надежным. Дети до 2 лет в подушке не нуждаются.


Наладить ночной сон помогают особые ритуалы. Придумать их может каждая мама с учетом потребностей своего ребенка. В моей семье это обязательное прочтение одной сказки после купания перед сном. Сделайте свой ритуал обязательным. Что бы ни случилось, его следует неукоснительно выполнять. Это позволит малышу довольно быстро понять, чего он него хотят родители, и он будет ждать наступления событий в определенном порядке. Это снижает уровень стресса, делает отход ко сну более мягким и плавным.