Что должен уметь ребенок в 4 месяца таблица. Развитие ребенка: четвертый месяц жизни

Прошел еще один месяц жизни маленького человека, за этот небольшой период произошло много изменений, получено немало новых навыков. Поэтому меняется и распорядок дня, так как он должен соответствовать новым потребностям ребенка. Так же, как ранее он включает в себя кормления, прогулки, развивающие игры, гигиенические процедуры и массаж. Меняются только временные промежутки.

Примерный распорядок для четырехмесячного малыша

Распорядок дня грудничка в 4 месяца, как правило, уже вырабатывается легко. Можно предложить примерный график, но при этом следует учитывать, что для каждого малыша он будет немного разным. По этой причине не стоит соблюдать его очень строго, так как индивидуальные особенности каждого младенца будут вносить свои коррективы.

  1. С 6 и до 8 часов утра после пробуждения идет первое кормление, умывание и гигиенические процедуры. После этого можно проделать легкую гимнастику в сочетании с воздушными ваннами.
  1. От 8 и до 10 утра – сон.
  1. С 10 и до 12 – второе кормление, активное бодрствование проведением упражнений, массажа, игр для ускорения развития, совместимое с общением.
  1. С 12 до 14 часов рекомендуется совершить прогулку, лучше всего ее совместить со сном.
  1. С 14 до 16 – третья трапеза, активная игра, занятия для развития, прогулка по квартире.
  1. 16-18 часов – вечерний моцион, совмещенный со сном или знакомством с внешним миром.
  1. От 18 и до 21 идет четвертое кормление, игра и купание.
  1. С 21 до 22 желательно подготовить малыша ко сну.
  1. В 22 или 22.30 ночное кормление.
  1. С 23 до 6 – ночной отдых.

Ребенок в 4 месяца режим дня не должен соблюдать досконально, но есть моменты, которые следует обязательно учитывать:

  • промежутки между кормлениями должны составлять четыре часа;
  • длительность дневного сна – около шести часов, разделенных на три части.

Особенности питания

Режим 4 месячного ребенка на грудном вскармливании несколько отличается от расписания малыша-искусственника. И в первую очередь это касается самого вскармливания. При кормлении грудью дополнительный прикорм не требуется, так как материнское молоко в полной мере перекрывает все потребности в питательных веществах. А сокращение частоты кормлений связано с тем, что за один раз младенец высасывает большее количество молока, чем ранее.

В сутки норма потребления молока у четырехмесячного грудничка составляет до 1000 мл, а одна порция приравнивается к 200 мл. Поэтому режим 4 месячного ребенка на искусственном вскармливании также подразумевает приготовление в одной бутылочке 200 мл смеси.

Для искусственников в 4 месяца вводится первый прикорм. Некоторые специалисты считают, что лучше всего с этой целью использовать кефир, немолочные каши или творог. Но большинство педиатров считают, что лучшим прикормом являются соки и пюре из овощей, а затем и фруктовые. Питание 4 месячного ребенка на искусственном вскармливании с добавлением прикорма может чередоваться с большими промежутками, поскольку переваривание в этом случае проходит несколько медленнее.

Обязательным моментом во введении прикорма является наблюдение за реакцией малыша. Еда не должна вызвать у него негативных эмоций. Начинать следует с одной маленькой ложечки, а потом постепенно довести объем до 150 мл. Как только это произойдет, одно кормление полностью замещается прикормом, а остальные четыре осуществляются таким же способом, что и ранее.

При недостаточном количестве молока у матери используется смешанное вскармливание. В таком случае схема питания в четыре месяца должна включать 500 мл грудного молока, 400 мл смеси и 150 мл прикорма.

Сон у малыша в 4 месяца

В возрасте четырех месяцев у малыша сохраняется высокая потребность в сне. Ему требуется для полноценного отдыха около 16 часов за сутки, но режим сна несколько меняется из-за увеличения времени бодрствования.

В норме ребенку нужно отдыхать около 10 часов в ночное время и шесть часов днем, которые следует разделить на три. Однако такое правило не следует соблюдать строго, некоторым детям по-прежнему необходимо спать не менее четырех раз в день, а многие прекрасно себя чувствуют, если спять один раз в день. Есть крохи, которые просыпаются по ночам и каждые три часа просят еду.

Именно в этот период могут возникать у малыша проблемы со сном. Кризис сна в 4 месяца заключается в том, что малыш становится беспокойнее, меньше спит, капризничает, часто просыпается по ночам. И это не всегда связано с каким-либо заболеванием. Зачастую такое явление отмечается в результате интенсивного роста организма и его перестройки во взрослое состояние.

Что можно сделать:

  1. Постараться приспособится к новым условиям, и помочь малышу в этом. Например, если он плохо спит в ночное время, можно уложить его немного позднее, в этом случае придется его развлекать, пока он не спит. Это поможет ему проспать оставшееся время до утра.
  1. Обязательно уделять малышу максимум внимания. Доброжелательность и поддержка очень важны для него в период интенсивного роста организма.
  1. Следует сделать свободное время вашего ребенка как можно более занимательным. Чем активнее он проведет свое время, тем лучше и крепче будет спать.

Игры для развития

Период бодрствования теперь занимает около восьми часов, и это время следует заполнять гигиеническими процедурами, общением, гимнастикой, но основную часть времени должны занимать развивающие игры для детей 4 месяцев.

Полезно с малышом совершать экскурсии по квартире. В этом время он должен ознакомиться с предметами и их названиями. Подойдя к каждой вещи с ребенком, нужно громко и отчетливо, несколько раз называть данный предмет. Все это постепенно откладывается в памяти, что со временем станет заметным. В этот период достаточно произнести наименование уже знакомого предмета, и крошка будет поворачивать голову в его сторону.

Еще чем заниматься с ребенком в 4 месяца? Очень полезно ставить ему для прослушивания красивую музыку, а еще лучше негромко хлопать ладошками в ритм для вырабатывания чувства такта. Рекомендуется также покружиться с грудничком на руках.

Можно уже в этом возрасте давать книжки с яркими большими картинками, сопровождать просмотр пояснениями. Необходимо читать стихи и потешки, рассказывать сказки.

Как играть с ребенком в 4 месяца? С целью развития тактильных ощущений следует давать маленькому игрушки, различные по цвету и фактуре. Очень важно все игрушки обрабатывать и мыть, так как они часто оказываются у маленького исследователя во рту, и могут занести инфекцию. На сегодняшний день существует множество приспособлений, помогающих в развитии малыша. Это – развивающие коврики и развлекательные центры для развития органов зрения, слуха и мелких сенсорных способностей.

Когда ребенку 4 месяца, то развитие и уход за девочкой не слишком сильно отличается от ухода за мальчиком. Единственное, что следует строго соблюдать – подмывание следует производить по направлению спереди назад. Нарушение этого правила могут привести к тому, что может возникнуть цистит или даже пиелонефрит. Не исключен занос инфекции и в половые органы.

Развитие ребенка в 4 месяца, мальчик это или девочка, проходит приблизительно одинаково. Только у мальчиков отмечается несколько больший набор веса и рост, по сравнению с младенцами женского пола.

Способности и навыки в четырех месячном возрасте

Развитие малыша не стоит на месте, рассмотрим подробнее, что умеет делать ребенок в 4 месяца:

  1. Хватание перестает быть рефлекторным и становится произвольным и осознанным. Теперь малыш сжимает кулачок только в том случае, когда сам хочет взять предмет. Это большой прогресс, так как у него возникает первая тренировка управления движениями собственного тела и начинается развитие координации.
  1. Еще что ребенок делает в 4 месяца? Он не просто рассматривает предмет в свое руке, но и делает какие-то движения (стучит, трогает пальцем отдельные детали, тянет в рот). Правда, в связи с тем, что мышечная система у него еще развита слабо, происходит это пока не продолжительное время.
  1. Если в три месяца младенец мог уже переворачиваться на животик, то теперь он умеет занимать прежнее положение. И это вынуждает родителей держать его под постоянным присмотром, либо перекладывать на пол, чтобы не допустить падения с кровати. Новыми движениями ребенок становится способен добираться до интересующих его предметов.
  1. На спине грудничок начинает приподнимать голову с плечами, как будто при попытке сесть. Поэтому у многих родителей возникает вопрос о том, можно ли сажать ребенка в 4 месяца. Современные специалисты-ортопеды выступают категорически против такого раннего высаживания, до тех пор, пока малыш не будет садиться самостоятельно. При этом нельзя использовать для опоры мягкие предметы. Место высаживания и все опоры должны быть жесткими.
  1. Из положения лежа на животике малыш начинает делать попытки ползти. Он приподнимает тазовую часть, и перебирает ножками. У некоторых детей получается в этом возрасте передвигаться «по-пластунски». Для того чтобы развивать желание и умение ползать, перед малышом на некотором расстоянии можно выкладывать яркие и интересные для него игрушки.
  1. Зрение изменяется в лучшую сторону, и если ранее ребенок мог только видеть предмет на расстоянии 70 см, то теперь он способен рассматривать то, что находится от него в пределах 3 – 3,5 метров. Поэтому он уже свободно разглядывает комнату или пейзаж за окном.
  1. Слух начинает воспринимать многие звуковые оттенки, музыку, ловить их эмоциональную окраску. Но, несмотря на это, самым приятным для него сохраняется звук материнского голоса.
  1. Вместе с этим начинают формироваться зачатки речи. Он может произносить отдельные слоги, пытаясь повторить артикуляцию взрослого. На высоте положительного эмоционального состояния происходит самый интенсивный «разговор». В некоторых случаях малыш сам может выступать в качестве инициатора общения.
  1. В четыре месяца кроха уже четко делит всех людей на «своих» и «чужих». Своими он считает тех, кого видит чаще всего. Нередко он начинает плакать или капризничать в присутствии постороннего. Для того чтобы попасть в категорию «своих», следует хотя бы показываться на глаза ребенка один раз в два дня. Это необходимо потому, что долговременная память в данном возрасте еще не слишком развита.

Проблемы малышей в четыре месяца

Одной из наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются родители, является нарушение сна. Ее решение уже был описано выше.

Не так часто, но иногда появляются признаки прорезывания зубов у грудничка 4 месяца:

  • десна становятся красными и отекают;
  • возникает сиперсаливация;
  • возможно появление кисловатого запаха во рту из-за раздражения слизистой;
  • в некоторых случаях у малыша опухают щечки;
  • ребенок постоянно тянет в рот твердые предметы и грызет их;
  • у него появляется плаксивость, нарушается сон и аппетит.

Поскольку такие явления могут сопровождать некоторые заболевания, то при их возникновении следует сразу обратиться к лечащему педиатру.

Отказ от грудного кормления

Наряду с кризисом сна довольно часто бывает такая ситуация, когда малыш отказывается от грудного кормления, и мамы вынуждены по этой причине его прекращать. Какие же причины могут лежать в основе отказа от груди малыша в четырехмесячном возрасте? Это, прежде всего, переходный период с повышением чувствительности к условиям проживания. Малейшее нарушение в правилах организации питания, или резкое изменение распорядка может привести к тому, что ребенок перестанет брать грудь.

Есть и другие объяснения такому явлению:

  1. Заболевания. Часто воспалительные процессы в носу, горле или ухе доставляют малышу сильный дискомфорт, и процесс сосания и глотания весьма болезнен. Если начать вовремя лечение, то аппетит восстановится. Такие же неприятные ощущения могут доставлять воспаление десен или поражение полости рта грибком.
  1. Может быть неудобной поза, в которой проходит кормление. Особенно часто это бывает при мышечном гипертонусе, который встречается у детей после родовой травмы. В любом случае, следует либо поменять положение ребенка, либо устранить причину.
  1. Отказом может служить и раннее прорезывание зубов. Но это временное явление, и оно проходит в течение нескольких дней.
  1. Иногда причиной становится качество молока. В случае, когда у матери избыточная лактация малыш захлебывается молоком и постоянно его отрыгивает. При недостатке молока ребенок усиленно сосет грудь, но при этом остается голодным. Если же при этом начинает его кормить искусственной смесью из соски, то он совершенно теряет интерес к материнскому молоку.
  1. Ребенок изучает активно окружающим мир, и начинает отвлекаться на внешние раздражители. Решением проблемы становится кормление в отдельном посещении при отсутствии посторонних лиц и звуков.
  1. Иногда отказ малыша от груди в 4 месяца происходит в результате того, что одна из них не использовалась некоторое время по назначению (в силу болезненности при появлении трещины или лактостаза).

Предлагаем посмотреть видео о развитии и уходе за ребенком в 4 месяца:

При отказе малыша от грудного молока следует помнить, что в этом возрасте у него нет лучшей возможности получать все необходимы элементы, поэтому следует проявить терпение и настойчивость.

Первый год жизни ребенка - наиболее насыщенный как в плане развития эмоций, интеллектуального роста, так и в физическом аспекте. На первом году жизни воспринимать малыша как объект для кормления, мытья и сна нельзя. С ним необходимо играть, ведь в это время закладываются основные механизмы поведения человека как личности. Малыш учится разным способам эмоционального, морального и физического реагирования на внешние раздражители и события.

В 4 месяца малыш кажется совсем маленьким и беззащитным, однако это не мешает ему активно исследовать окружающий мир и развиваться огромными темпами

Обучение в большой степени происходит по методу импринтинга, то есть ребенок неосознанно запоминает, а в будущем копирует поведение значимых взрослых, в первую очередь родителей - об этом им нужно помнить при демонстрации тех или иных реакций в присутствии младенца. Мозг - не мышца, но нуждается к «накачке», как и физическое тело, только тренируясь, он совершенствуется. Развивающие игры – один из основных способов развития интеллектуальной сферы детей.

Что можно развить с помощью игры у 4-х месячного малыша?

  • хватательные движения;
  • тактильные ощущения;
  • мышечный корсет и, как следствие, умение держать голову, а в будущим садиться, вставать, ходить;
  • органы осязания и соответствующие им мозговые центры;
  • эмоциональную сферу.

В 4 месяца ребенку очень нужны игрушки, ведь время бодрствования увеличивается - уже можно с пользой развлечь малыша, поиграть с ним дома, предложив занятия для развития тела и ума. К четырем месяцам кроха должен научиться брать то, что вкладывают ему в руку, хватать предметы в поле его зрения (если он может до них дотянуться), способен различать неодинаковые поверхности. Кисти рук должны быть задействованы как можно больше и чаще, тогда занятия легко проводить в домашних условиях, они позволяют «убить не двух, а трех зайцев»:

  • совершенствуют тактильные возможности;
  • стимулируют центры в мозге, связанные с ладонной поверхностью руки, а это большая часть мозга;
  • задействуют биологически активные точки, которые нормализуют работу внутренних органов.

Разрешайте малышу трогать самые разные предметы, грызть их, перебирать, тогда он будет расти смышленым. В возрасте 4 месяцев малыш нуждается в массаже и упражнениях, которые позволят ему держать голову - для этих целей ребенка надо выкладывать на животик.


Упражнения по мелкой моторике - основа развития малыша в этом возрасте

Какие игрушки предложить крохе?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

  • удобные для хватания;
  • подходящие для грызения;
  • достаточно крупные и имеющие разную форму;
  • яркие, желательно присутствие всех цветов радуги;
  • с аудио-эффектами (погремушки, шуршалки, бубенцы, пищалки и т.д.).

Игрушки для малыша в 4 месяца должны быть подходящими по размеру к его ручке, удобными для хватания и удержания, то есть с кольцами, относительно небольшого диаметра, погремушки. К этому возрасту у ребенка начинают активно резаться в зубы, поэтому все, что вы дадите крохе, будет во рту (рекомендуем прочитать: ). Соответственно, на игрушках не должно быть бумажных наклеек или снимаемого лака, который он сгрызет, размер должен быть таким, чтобы малютка не мог их проглотить. Хотя бы часть игрушки должна легко входить в рот малыша. Далеко не все дети активно грызут прорезыватели, многие используют для «чесания» десен совершенно неподходящие для этого предметы: детские ложечки, пластиковые крышки от банок с водой и т.п.

В 4 месяца игрушки можно давать в ручку малыша или подвешивать над кроваткой так, чтобы он мог дотянуться до них рукой - это могут быть резиновые, пластиковые игрушки (зверушки, которые можно называть малышу) или детали от крупного конструктора (параллелограмм, куб, шар и т.д).


Милые забавные игрушки над кроваткой - не просто декор детской комнаты, они помогают малышу развиваться и отлично влияют на мелкую моторику

Общие правила проведения развивающих игр

Общие правила для проведения любой игры с ребенком в 4 месяца сводятся к готовности малыша к ним. Он должен быть:

  • здоровым;
  • сытым;
  • бодрым, а не сонным;
  • удобно одетым и в чистом подгузнике.

Доктор Комаровский подчеркивает, что дети 4-5 месяцев голод терпеть не могут, поэтому отвлечь малыша интересным занятием на долгое время не получится - голодный ребенок играть не захочет (рекомендуем прочитать: ). Не стоит также развлекать младенца, который хочет спать - это принесет больше вреда, чем пользы.

Игры для развития эмоциональной сферы и слуха

«Чтение в лицах» поможет занять малыша во время бодрствования и наладить с ним контакт на уровне передачи эмоций тоном, подстегнет к развитию первых речевых навыков. Для этой игры мама укладывает малыша в кроватку и читает ему сказку с обилием диалогов. Читать следует в лицах, выразительно, сопровождая мимикой те или иные аспекты эмоционального состояния героев. Малыш будет прислушиваться к голосу мамы, научаясь дифференцировать интонации. Со временем он будет гулить в ответ.

Следующая игра - «бубенцы» , очень проста в исполнении. Для этого маленькие колокольчики или погремушки привязывают к рукам (ногам) крохи с помощью ленточек или нетугих резинок. Двигая ручками, малыш будет задействовать игрушку, своим звоном привлекающую его. Во-первых, таким образом, он учится понимать, где его ручки (ножки), во-вторых будут тренироваться звуковые сенсоры и понимание, что именно его движения вызывают музыкальные звуки. Есть и другие игры, с которыми можно ознакомиться на видео.

Игры для развития движений

Упражнения и массаж в форме игры не только укрепят мышцы малыша, уберут гипертонус, но и порадуют ребенка. Начинают упражнения с предварительного массажа - он заключается в поглаживаниях ручек, ножек, животика. Затем делают 3 раза перекрещивания ручками и ножками. Полностью упражнение повторяют 5 раз, потом поочередно поджимают ножки крохе. Далее синхронно поднимают и опускают обе руки малыша, попеременно поднимают, и опускают руки ребенка. Упражнение делают по 5 раз каждое, комплекс повторяют еще раз в полном объеме.


Игры на кроватке и массаж способствуют физическому развитию малыша (подробнее в статье: )

Заниматься с малышом подобным образом можно дважды в день. Если кроха не хочет, сопротивляется каждому движению, напрягая ножки, отложите игру на другое время.

Игра для развития тактильных ощущений

Развивающая игра в узелки , скорее всего, заинтересует малыша и поможет развитию его тактильных навыков, а также простимулирует хватательные движения. Для ее проведения понадобится тесьма или ленточка с завязанными на ней узелками. Общая длина ленты 0,4 м, узелки завязывают каждые 0,1 м.

Подготовленную ленту дают в руку ребенку, затем ее потихоньку тянут, давая малышу почувствовать узелок. Движения должны быть плавными, чтобы не поранить кожный покров малютки. Важно добиться понимания малыша и его реакции на наличие узелков. В четыре месяца он вполне способен осознать происходящее. Если упражнение не приносит видимой пользы сразу, не бросайте его - со временем эффект будет.

Развивающая игра с ребенком 4-х месяцев вполне может быть интересной и полезной для укрепления отношений и налаживания взаимного понимания.

Четвёртый месяц – время больших перемен в плане антропометрических показателей, и нервно-психического развития. Остались позади первые волнения и бессонные ночи, связанные с коликами, трудностями кормления. Развитие ребенка в 4 месяца идёт ускоренными темпами. В данный период он учится познавать окружающий мир, с любопытством изучает увиденное, услышанное, попробованное на ощупь .

На языке педиатров данное словосочетание означает физические параметры тела. Оценка состоит из измеренного роста, веса и частично окружности тела.

  • В четыре месяца жизни малыш растёт медленнее более раннего периода. Постепенно сглаживается разница между окружностью головы и груди. Как вы помните, голова у новорождённых непропорционально большая.
  • Масса тела увеличивается на 750 г. , а в целом, весит малютка в четыре месяца на 2 950 г больше момента рождения. Рост увеличивается на 2.5 см , окружность груди – на 20 мм , головы – на 15 мм .

Постепенно совершенствуется и нервная система, формируются новые умения, навыки. Вырабатывается режим: днём кроха бодрствует, а ночью спит. Правда, ночной сон пока с пробуждениями. Но есть дети, начинающие уже в возрасте 4–5 месяцев спать всю ночь, не просыпаясь на кормление.

Несколько слов о прививках

В 4-месячном возрасте предстоит сделать несколько прививок (в поликлинике по месту жительства всегда имеется календарь профилактических прививок, принятый в регионе). Необходимо к ним подготовиться: сдать анализы, пройти специалистов. Избегайте очагов инфекций, места скопления большого количества людей (магазины и т. д.).

Накануне и после прививки следует измерить температуру. Делать термометрию следует ещё в течение 4–5 дней после укола. Следите за местом инъекции и за самочувствием крохи. В случае любых недомоганияй вызовите врача.

После прививки 2–3 дня нельзя купать малыша и выходить на прогулки.

Кормление малыша и правила ухода

Малютке, находящемуся на грудном вскармливании, необходимо давать грудь столько раз, сколько он попросит. Но не следует забывать о прибавке массы тела. Когда всё идёт по плану, то прикорм не нужен (даже если календарь питания говорит об обратном). Нет надобности и во фруктовых соках. Лучше всего маме постепенно включать их в свой рацион, следя за отсутствием аллергии у грудничка.

Младенцу же с недовесом начинаем вводить прикормы. Во избежание аллергии желательно сначала попробовать овощное пюре, а потом идти по плану питания. Но следует избегать продуктов, являющихся заведомо аллергенными: фрукты и овощи ярко-красного, оранжевого цвета, цитрусовые.

Детям, находящимся на искусственном вскармливании прикорм вводим согласно правилам: фруктовые соки, фруктовое пюре, овощное пюре, каши. Вначале порции совсем маленькие – всего несколько капель. Постепенно увеличиваем объем. Но надо внимательно следить за реакцией ребенка, стулом. В случае склонности к запорам, рекомендуется ввести в рацион груши, сливы, гречневую и овсяную каши.

Какое бы питание ни было, лучше, самим готовить ему еду. Намного полезнее свежие овощи и фрукты со своего огорода, с грядки. Каши аналогично — готовить самим. Главное – класть в блюда соли и сахара меньше обычного. Со временем стоит начинать добавлять чуть-чуть масла: сначала растительного, потом сливочного.

Уход за ребёнком в 4 месяца неизменен с рождения: тщательное соблюдение гигиены, своевременное купание (летом – ежедневно, зимой – реже).

Сон у деток в 4 месяца составляет приблизительно 15 часов в сутки. Из них в ночное время – 10 часов, остальное, поделённое на несколько частей – в дневное. Конечно же, нормы условные, каждый ребенок индивидуален. Сколько кроха хочет спать, столько он и проспит, вы ничего не поделаете. Учитывайте наличие индивидуальной потребности в сне, ребенок способен чувствовать себя хорошо, поспав днём всего 2–3 часа.

Важна выработка режима: укладываться спать и вставать в одно время. И кроха легче уснет, и вы спланируете свои дела во время «тихого часа».

Оценка нервно-психического развития

Важный показатель – нервно-психическое развитие (навыки грудничка в конкретном возрасте). Оценивается несколько важных параметров.

  • Прежде всего, в четвёртый месяц жизни угасают и исчезают безусловные рефлексы новорождённых (хватательный, опоры, шаговые, Моро, ползания), пропадает гипертонус рук. Наличии их в 4 — 4.5 месяца, скорее всего, потребует лечения и обследования. Здесь нужно подключать врачей: педиатра и невролога.
  • Общие движения – малютка должен уметь переворачиваться с живота на бочок и на спинку, со спины на живот, и, опираясь на ручки, приподнимать грудь и голову. Если он ещё не умеет переворачиваться, то стоит его немного «подстегнуть», подвесив к бортику кроватки игрушку. Попытка взять игрушку потребует тянуться к ней и переворачиваться на бочок. Все движения ребенок совершает из любопытства, ведь ему хочется увидеть мир вокруг себя. Родители ему помогают, перемещая «лежанку» в разные места. Иногда даже кладут малютку на пол, проверив, нет ли сквозняков.
  • Движения рук становятся точными и чёткими: он в состоянии брать, точнее, ловить заинтересовавший предмет, подолгу удерживать его, ощупывать. Маленький человек начал координировать свои движения. Но ещё нет целенаправленности движений рук: он случайно касается погремушки, а потом пытается ее поймать. Для более активного развития над ним вешаются яркие игрушки (в кроватке). Необходимо покрепче закрепить верёвочку, держащую погремушки, исключив неудобства для ребенка.
  • Малыш во время кормления трогает материнскую грудь (бутылочку). А когда ротик свободен, он начинает тянуть в него свой пальчик – начинается знакомство со своим телом.
  • В свой 4-й месяц грудничок ярко проявляет эмоции, на радость родителям. У него мама ассоциируется с приятными ощущениями, ласковым голосом, нежностью и любовью. Потому, увидев её, малыш начинает улыбаться, разговаривать, и у него появляется «комплекс оживления». Он громко хохочет во время игры со взрослыми, улыбается, когда с ним разговаривают и гладят его. Недовольный кроха хнычет, призывая маму обратить на него внимание. Плач у него уже не рефлекторный, а вполне осознанный. У плача есть серьёзная причина. Умеет выражать обиду, страх, любопытство, радость. На незнакомого человека реагирует хныканьем либо плачем. Способен запомнить человека, появляющегося 2 раза в неделю, и каждая встреча на данном этапе, как в первый раз.
  • У вашего ребенка развивается зрение – он рассматривает яркие предметы, различает объём, цвет и форму. Следит за движущимися предметами. Он вполне узнаёт близких. Но при виде мамы, к примеру, с другой причёской или в очках, он не узнает её. Реакция будет соответствующей.
  • Развивается и слух. При резком звуке младенец ищет источник, поворачивая голову в разные стороны. Отличает знакомые голоса от незнакомых. Самое время приобщить его к музыке, подходящая мелодия не только развивает музыкальный слух, но и влияет на мозговую деятельность.
  • Развивается и речь. К концу четвертого месяца малыш подолгу гулит. Произносит звуки (сначала гласные), слоги и старается повторять за взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с детьми: медленно, меняя выражение лица, чётко выговаривая каждый звук. И, говорить следует спокойным голосом, нежно и ласково. Необязательно выделять обучению время: допустимо делать всё «по ходу дела». Например, на прогулке называть все предметы, встречающиеся вам. А дома разглядывать картинки и называть изображенные предметы. Обращайте внимание и на речь вашего малыша: повторяйте за ним, обучая кроху подражанию. Когда он уже станет осознанно повторять за вами, начинайте проговаривать новые звуки (сначала гласные, затем согласные).
  • Мышление. Младенец понимает причинно-следственные связи. Например, увидел мамину грудь – значит, скоро покормят; увидел погремушку – значит, следует ее взять и погреметь и т. д.

Примечание: не слушайте советы говорящих, что детей в таком возрасте нужно подсаживать. Раньше, да, так и поступали, особенно с мальчиками. Сейчас нормы, возраста начала сидения, изменились кардинально. Дети должны сесть с окрепшими мышцами: на 5-й месяц, и в полгода и даже позже вне зависимости от пола. На раннем подсаживании — мышцы слабые, создаётся нагрузка на позвоночник, отсюда – проблемы с осанкой, боли и т. д.

Показатели из списка условны, в случае отклонений, не паникуйте. Все дети развиваются по-разному. При настороженности — лучше проконсультируйтесь с врачом. Важно помнить, отклонение иногда наблюдается и у недоношенного: отставание и в физическом, и в нервно-психическом развитии. Но имея хороший уход и любящих родителей, он быстро догонит своих сверстников.

Помощь в развитии

Полноценному развитию ребенка способствуют:

  • Общение и разговоры. Не обязательно создавать ситуации специально, допустимо просто носить малютку с собой и постоянно комментировать свои действия, разговаривать с ним.
  • Погремушки – яркие, содержащие не более 3–4 цветов. Пестрота кроху лишь утомит.
  • Различные игры: «Ку-ку» (вы прячетесь за своими ладонями), «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки», «Коза рогатая» и т. д. Главное –проявление интереса у крохи (подробности на видео). Неплохая мысль – устроить импровизированный кукольный театр: детям нравится следить за зверюшками, у каждого из них своя интонация, тембр и ритм. В дальнейшем они будут пытаться воспроизводить услышанные звуки.
  • Книги. Младенцы с удовольствием слушают сказки, прочитанные с интонацией и мимикой. Стоит купить специальные обучающие издания, подходящие по возрасту. Очень полезны стихи. Доказано: детки, слушающие читаемые родителями стихи в юном возрасте, обладают хорошей памятью и слухом, им легко даются иностранные языки.
  • Массаж и гимнастика (основные движения на фото).

В отношении приспособлений типа ходунков, прыгунков – их применять ещё рано по причине неокрепших мышц позвоночника и спины, не готовых к нагрузке. Лучше подождать до 6 месяцев.

Очень популярны развивающие детские коврики. Изготавливаются даже дома, из кусков поролона и ткани. Должно получиться наподобие матраца. А «оснащают» изделие чем угодно. Например, пришить пуговицы, бусинки, кусочки тканей, различных по фактуре и т. д. Коврики – не только развлечение, но и тренировка мелкой моторики, влияющей на мозговую деятельность.

Растите здоровыми!

На протяжении 4 месяца жизни быстрыми темпами совершенствуются движения крохи, его восприятие окружающего. Общение со взрослыми становится более содержательным.

Постепенно ослабевает гипертонус мышц рук и ног – движения становятся более свободными и целенаправленными. Малыш, который в первые месяцы жизни мог страдать от колик, становится более спокойным, реже капризничает. Это и создает предпосылки для «рывка» в развитии ребенка.

Маленький непоседа

К 4 месяцам кроха осваивает много новых движений. С каждым днем они становятся все более разнообразными. Одним из важнейших двигательных навыков, которыми малыш овладевает в этот период, является умение переворачиваться со спины на живот и обратно. Кроха проделывает этот «трюк» в несколько этапов: сначала он, вытягиваясь в струнку, переворачивается со спины на бок, затем на живот и обратно – с живота на спину. Помогите ребенку стать более ловким с помощью следующих упражнений.

Упражнение «Кручусь – верчусь» . Положив малыша спинкой на ровную поверхность, покажите ему любую яркую игрушку, перемещая вправо или влево, чтобы ребенок потянулся за ней. Вот он уже и на боку. Проведите игрушку над головой, вновь заинтересовав кроху. Пусть он постарается перевернуться на животик. Если самостоятельно не получается, помогите ему, слегка подтолкнув в нужном направлении. Вот ребенок перевернулся на живот. Пусть наградой за приложенные усилия станет игрушка, за которой он так усердно тянулся. Дайте крохе рассмотреть и потрогать ее. Таким же образом побуждаем малыша переворачиваться обратно – с живота на спину.

Упражнение «Качели» . Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Повторите движения несколько раз. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность крохе по?новому увидеть окружающий мир.

Следующее упражнение поможет укрепить мышцы ног, подготовить кроху к ходьбе.

Упражнение «Потанцуем?» . Держите ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или пола (но не ставьте его на ножки!). Малыш при этом будет совершать пружинящие движения ногами, как бы пританцовывая. Можно напевать веселую пестушку: «Попляши-попляши, наши ножки хороши! Вот как! Вот как! И вот эдак и вот так!»

В этом возрасте ребенок уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе. Он опирается на предплечья, пытаясь дотянуться одной рукой до игрушки. Лежа на спине, кроха может поднимать голову и подтягивать подбородок к груди.

Упражнение «Дотянись и возьми» . Следует учить ребенка брать предмет из разных положений: на спине, на боку, на животе. Причем не стремитесь дать малышу игрушку или другой заинтересовавший его предмет по первому требованию – пусть кроха постарается дотянуться до него самостоятельно. Благодаря этому упражнению укрепляются мышцы рук, спины и живота: создается основа для овладения навыками ползания.

Двигательные упражнения удобно выполнять на полу, постелив теплый коврик или одеяло. Тогда мама будет спокойна: как бы малыш ни вертелся – он не упадет и не ударится.

К четырем месяцам у младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Сначала, пытаясь схватить и удержать игрушку в ручках, малыш совершает много лишних движений: пробует схватить ее одной и двумя руками, открывает рот, промахивается. Вскоре движения становятся более ловкими и точными. Кроха не только захватывает игрушку, но и пробует ощупать ее.

Отработку навыков захватывания и удерживания предметов можно осуществлять таким образом.

Упражнение «Две игрушки» . Данное занятие, как и предыдущие, требует неоднократного повторения. Предложите ребенку две удобные для захвата игрушки. Это могут быть погремушки на стержне или кольце-держателе, два шарика и т.?д. Вначале вложите малышу в каждую руку по игрушке. Когда малыш освоит навык удержания предметов, можно в шутливой форме отнимать их у крохи и давать вновь. Через некоторое время, выполняя это упражнение, добивайтесь того, чтобы кроха самостоятельно дотягивался и брал игрушки. Гирлянды из игрушек можно подвешивать уже не над грудью ребенка, а на расстоянии его вытянутой руки – пусть тянется к предметам и захватывает их, прилагая мышечное усилие.

К концу четвертого месяца кроха не только хорошо удерживает игрушку в ручках, но и пробует ее на ощупь. Овладение ощупывающими действиями руки – важное достижение этого периода. Одновременно с развитием тактильной чувствительности совершенствуется мелкая моторика, осваиваются первые способы манипулирования предметами.

Упражнение «Сожми – разожми» . Покажите малышу резиновую игрушку, удобную для захвата рукой (не слишком тугую, имеющую округлую форму и небольшой размер, подходящий для маленьких ручек). Ребенок берет игрушку в ручку и сжимает ее. Резиновая игрушка издает звук и этим привлекает внимание малыша, он пытается снова сжать ее. Если кроха не может догадаться сжать игрушку самостоятельно, помогите ему, взяв ручку ребенка в свою.

Сжимая и разжимая ладошки, кроха тренирует мышцы пальчиков, развивает осязание, укрепляет кисти рук.

В этом возрасте умение пользоваться руками становится все более совершенным. Малыш осваивает новый способ взаимодействия с предметом: хватает ручкой и, разжав пальчики, роняет предмет. К концу четвертого месяца ребенок может усвоить другой способ – брать игрушки, которые предлагает взрослый, а затем с силой их выбрасывать. Таким образом малыш познает новые способы действий с предметами.

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ней начинают звенеть, качаться или вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Развиваем восприятие

Важнейшее место в психическом развитии малыша этого возраста занимает развитие осязания, зрительного и тактильного восприятия, слуховых ощущений.

Овладение ощупывающими действиями рукой помогает крохе познавать мир через тактильные ощущения. Малыш начинает сопоставлять кожные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

Упражнение «Такие разные игрушки» . Для занятия понадобится 4–5 игрушек, выполненных из разных материалов: дерева, ткани (разной фактуры), пластика, металла, резины и т.?д. Каждый предмет должен быть небольшого размера, удобным для обхвата рукой и осязания. Предлагайте малышу по очереди каждую игрушку: пусть он дотянется до нее, схватит ручкой и начнет ощупывать. Когда интерес к игрушке у ребенка ослабнет, предложите ему следующую игрушку и т.?д. Осязание разных по фактуре поверхностей развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

Затем можно предложить крохе предметы, разнообразные по форме, весу (тяжелый – легкий), величине (больше – меньше). Во-первых, вы обогатите развивающую среду малыша, а во-вторых, дадите ему новые тактильные ощущения, способствующие развитию осязания и мелкой моторики.

Информации из внешнего мира хватает малышу для получения зрительных впечатлений: кроха рассматривает все, что попадает в его поле зрения. Особенно внимательно он присматривается к новым предметам и тем объектам, которые обеспечивают сочетание зрительных и слуховых ощущений.

На этом этапе активно развивается слуховое восприятие. Малыш умеет различать звуки, интонации, голоса мамы и других близких, прислушивается к ним. Детские песенки, классическая музыка, мамино пение также способствуют развитию слухового восприятия. Музыка может использоваться как фон для других занятий, а может стать средством самостоятельных упражнений.

Упражнение «Мир звуков» . Можно познакомить кроху с новыми для него звуками, например звуками простых музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, колокольчик). Следите только, чтобы звуки были не слишком громкими, чтобы не напугать ребенка. Познакомьте малыша с новым предметом по примерной схеме: показ – действие – объяснение. То есть сначала дайте крохе возможность рассмотреть предмет, потрогать его, ощупать. Затем приведите инструмент в действие: пусть малыш прослушает новые звуки. А потом объясните ему, что это за предмет. Повторив последовательность действий еще раз, вы закрепляете полученное знание о новом звуке и предмете, который этот звук производит. Постепенно ребенок обретает способность соотносить образ предмета, его название со звучанием.

Четырехмесячный малыш любит разглядывать свое тело – ручки, ножки. Он сводит руки вместе и подолгу может рассматривать их. Можно уже на этом этапе начинать изучение тела.

Упражнение «Чей это носик?» . Возьмите ручку ребенка в свою и дотроньтесь до носа крохи со словами: «Чей это носик? Это носик (имя малыша)». Затем до своего носа: «А это мамин носик». Также покажите крохе его ручки, ножки – можно погладить их, пощекотать. Такая тактильная стимуляция в сочетании со словесными комментариями помогает ребенку соединять зрительные, тактильные и слуховые ощущения, обеспечивая целостное восприятие.

Четырехмесячный малыш начинает проявлять любопытство. Он поворачивает голову в сторону источника звука, разворачивает корпус или вытягивает шею, чтобы получше рассмотреть предмет. В поле его внимания могут одновременно находиться до 3 игрушек.

Для развития зрительного восприятия предлагайте крохе яркие игрушки контрастных цветов – теперь ребенок сосредоточенно рассматривает любой предмет, попавший к нему в руки. Играйте с крохой, показывая ему разнообразные предметы: бусы, часы, ложки. Совершайте прогулки по квартире, обращая внимание малыша на предметы, находящиеся в комнатах. Предоставьте ребенку возможность как следует рассмотреть заинтересовавший его предмет, помогите дотянуться до него, дотронуться ручкой. Можно выкладывать ребенка животиком на яркий разноцветный коврик – пусть он рассматривает рисунки и трогает их пальчиками, предлагать для просмотра детские книжки из разнообразных материалов и с четкими картинками.

В этом месяце появляется первый интерес к зеркалу.

Упражнение «Гляделки» . Подойдите с малышом на руках к большому зеркалу. Привлеките внимание к его и своему отражению: покажите ушки, носик, ручки, указывая на ребенка и на его зеркальное отражение. Состройте отражению смешную рожицу, высуньте язык – кроха замирает, внимательно рассматривая выражение маминого лица в зеркале, может тянуться к нему.

Учимся понимать друг друга . Речевые проявления малыша стали более активными. В его голосовой репертуар добавились новые звуки: протяжные гласные и сочетание гласных и согласных звуков («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»). Кроха начинает лепетать, получая удовольствие от собственного голоса. В целях развития голосовых реакций необходимо поддерживать положительное эмоциональное состояние: чаще улыбайтесь малышу, пойте песенки, разговаривайте с ним. Разговор с ребенком проводите с большим эмоциональным подъемом, много раз подряд повторяйте его имя, короткие рифмованные строки, меняя интонацию и громкость.

Речь маленького ребенка формируется по подражанию речи взрослого. Поэтому следует быть внимательным к тому, что и как вы говорите. Произносите слова медленно, четко проговаривая их и правильно называя предметы. В этот бессловесный период кроха, объединяя зрительные и слуховые ощущения, начинает соотносить образ предмета с его названием.

Упражнение «Угадай, что звенит?» . Позвените колокольчиком или погремушкой вне поля зрения ребенка, побуждая его поворачивать головку или туловище и взглядом отыскивать предмет. Похвалите малыша, когда он зафиксирует взгляд на этом предмете. Дайте его рассмотреть, потрогать, ощупать. Такое упражнение помогает крохе научиться по звуку определять местоположение предмета. А взаимодействие звуковых и зрительных стимулов оказывает благоприятное действие на развитие слухового восприятия, что очень важно для развития речи.

Упражнение «Как зверята разговаривают?» . Приготовьте игрушки-животные или книжку с их изображением. Показывая на животное, назовите его и произнесите звуки, имитирующие речь этого зверька. Например, «Посмотри, это утка. Как крякает утка? Кря-кря. А это мышка. Она тоненько пищит. Пи-пи».

Упражнение «Передразнивание» . Разговаривая с малышом, улыбайтесь ему и подражайте тем звукам, которые он начинает произносить. Тем самым вы способствуете увеличению голосовой активности крохи, побуждаете его взаимодействовать с вами. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами, тем самым тренируя речевой аппарат.

Благоприятное действие оказывает массаж пальчиков и рук малыша. Раздражение рецепторов на кончиках пальцев стимулирует работу тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь. Поэтому чем лучше будет развита мелкая моторика ребенка, тем быстрее он заговорит.

Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это. Кроха усваивает названия предметов, это способствует накоплению пассивного словарного запаса. Во время игры и бодрствования ребенка комментируйте свои действия, обязательно разговаривайте с ним, привлекайте внимание к игрушке словами, например: «Посмотри, что это у меня. Ах, какая игрушка!». Пытайтесь встретиться с крохой взглядом, обменяться улыбками, смейтесь вместе с ним. Кроме развития речевых навыков, это способствует формированию у младенца сопереживания, привязанности к близкому взрослому.

Пробуем на вскус

Малыш тянет в рот свои кулачки, игрушки, зажатые в руке, жует рукава кофточки – буквально все, что попадется под руку. Следует помнить – это не вредная привычка, а способ познания окружающего. Работа рецепторов языка обеспечивает крохе вкусовые ощущения. На начальном этапе прорезывания зубов эти действия помогают снять неприятные ощущения, обильное слюноотделение и зуд в деснах. Следите за тем, чтобы игрушки и другие предметы, с которыми взаимодействует ребенок, были чистыми. Также надо оценить предлагаемые ребенку игрушки с точки зрения возможности отделения мелких частей, так как ребенок может их проглотить.

Смейтесь на здоровье!

Важной особенностью данного периода является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой – родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, он сам отыскивает взглядом лицо взрослого, улыбается, лепечет и заставляет взрослых улыбаться ему в ответ. Малыш может с интересом рассматривать других людей, пытается гулить, по-своему «разговаривать» с ними.

Также негативным эмоциональным состоянием кроха дает вам понять, что ему что-то не нравится. Он может заплакать, когда вы прерываете игру.

Уже в этом возрасте достаточно сложная эмоциональная организация заставляет ребенка подыскивать поведенческие стереотипы, поэтому особенно важно создать для малыша спокойную психологическую обстановку. Психологический климат в семье должен быть положительным, иначе ребенок вырастет неврастеничным, капризным, плаксивым.

Играя с малышом, чаще хвалите, одобряйте его, разделяйте его радость по поводу пусть даже небольших достижений. Глядя на взрослого и выделяя его действия, обращенные к себе, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. В этот период формируется чувство доверия к окружающему. Благодаря эмоциональной привязанности к близким людям у ребенка закладывается чувство уверенности в себе, формируется позитивное отношение к окружающему миру.

Важные достижения четвертого месяца

  • ребенок может переворачиваться со спины на живот или с живота на спину;
  • уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе;
  • фокусирует взгляд на предметах;
  • захватывает ручкой игрушку, рассматривает ее или тащит в рот;
  • может произвольно держать игрушку, трясти и двигать ее;
  • проявляет интерес к зеркалу, подолгу рассматривая свое отражение;
  • по звуку определяет местоположение предмета;
  • произносит новые лепетные звуки и звукосочетания («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»);
  • звонко смеется, когда с ним общаются или когда его щекочут;
  • с удовольствием произносит новые звуки и подражает различным интонациям;
  • усложняются эмоциональные реакции (удовольствие, недовольство, смех и т.д.).
11 голос, средняя оценка: 3,82 из 5

Развитие ребенка в 4 месяца жизни направлено, прежде всего, на совершенствование эмоций. Он чувствует себя намного лучше физически, проблемы периода адаптации, колики отошли на задний план. Теперь малыш увлеченно познает самого себя, учится контактировать с папой и мамой, старается активно познавать мир. Задача родителей – помочь ему в этом непростом деле. Развитие мальчиков и девочек в таком раннем возрасте не слишком отличается, чему не следует удивляться. Различия между полами проявляются разве что в показателях роста и массы, и то не всегда.

Физическое развитие малыша

В 4 месяца особой разницы между физическим развитием детей обоих полов нет. Разве что мальчик может быть чуть крупнее и быстрее поправляться чем девочка. В среднем грудничок набирает за этот месяц 600 грамм, весит 6,2-6,8 кг., почти в два раза больше, чем новорожденный. Растет малыш по-прежнему очень интенсивно, он вытягивается приблизительно на 2 см. Средний рост четырехмесячных детей 62-65 см. Показатели физического развития детей могут быть разными, чему не следует удивляться. Ведь каждый малыш развивается по своему собственному плану, почему ваш должен быть обязательно похож на других. Многое зависит от генетики, в каких условиях живет грудничок, какой у него рацион.

Четвертый месяц жизни характеризуется появлением новых физических навыков у малыша. Он уже переворачивается с живота на спинку и обратно. У одних детей это получается сделать уже в начале месяца, у других – в конце. Мальчики иногда переворачиваются быстрее, чем девочки, но далеко не всегда. Ни в коем случае нельзя оставлять в этом возрасте ребенка одного на большой кровати, чтобы он не перевернулся, и не упал. Лежа на животе карапуз уверенно держит голову, иногда закидывает ее назад, приподнимется не только на локтях, но и на ладошках. Если взять его за ручки и подтянуть, малыш может сесть. Надолго сажать его не стоит, мышцы спины у крохи еще не окрепли. Когда ребенка берут под мышки, он встает на носочки и пробует отталкиваться.

Гипертонус на руках к четырем месяцам почти исчез, на ножках еще сохраняется. Ладошки малыша уже не зажаты в кулачки, а почти всегда открыты. Он может хлопать, уверенно засовывать пальчик в рот. Детям в этом возрасте уже получается самостоятельно хватать игрушки удерживать в течение тридцати секунд. Большинство умеет играть с подвеской, они ударяют по игрушке ручкой и внимательно смотрят, пока игрушки не остановятся. Это один из первых навыков активного познания мира. Лежа на спине ребенок может достаточно высоко поднять ножки. В положении на животе малыш пытается ползти. Правда у половины получается двигаться не вперед, а назад. Когда вы берете малыша на ручки, он старается активно «помогать», сильно напрягает и старательно подтягивает свое тело, иногда аж потеет от напряжения.

Итак, подобьем итог, какие физические навыки свойственны четырехмесячным детям. Вот чему они уже научились:

  • Большинство умеют переворачиваться со спины на живот и наоборот
  • В положении на животе опираются на ладошки и поднимают туловище, уверенно держат головку
  • Садятся, если их подтянуть за ручки
  • Отталкиваются ножками от поверхности, когда их держат в вертикальном положении
  • Умеют хватать игрушки и удерживать их пол минуты
  • Играют с подвесками
  • Высоко поднимают ножки, лежа на спине
  • Пытаются ползать на четвереньках, если лежат на животике
  • Активно помогают маме, когда та берет их на ручки

Зрение, слух и речь четырехмесячного ребенка

К четырем месяцам жизни у детей завершается формирование органа зрения. Они четко видят не только предметы, которые находятся на расстоянии 30-40 сантиметров от них, но и те, что расположены на отдалении в 3,5 метра. Правда фокусировать взгляд на дальних ракурсах детям еще не получается. Четырехмесячный ребенок учится различать цвета, больше всего его интересуют яркий контрастные игрушки и картинки. Малыш поворачивает голову и умеет переводить взгляд на 180 градусов, особенно хорошо это получается в вертикальном положении. Кроха уверено следит глазами за разными предметами, провожает их взглядом. Взяв в руку игрушку, ребенок сначала оценивает ее взглядом, лишь потом тянет в рот. Он также различает лица мамы, папы бабушки и реагирует на появление близких улыбкой. Начинают интересовать малыша движущиеся объекты, чего не было раньше. Он с удовольствием следить за электрическими паровозиками, машинами, домашними животными, старшими братиками и сестричками.

Слух у ребенка 4 месяцев также совершенствуется, становится почти таким же, как у взрослых. Он уже умеет определять источник шума и поворачивает туда голову. Правда перед этим на несколько секунд задумывается, мозг анализирует полученную информацию. Малыш начинает различать голоса мамы и папы. Четырехмесячным детям очень нравится слушать самих себя, они экспериментируют со звуками, гулят то тише, то громче, издают громкие крики.

Иногда ребенок несколько секунд мычит, потом лепечет, агукает и опять замолкает. Все это развивающая игра, не следует пугаться. Очень интересно груднички реагируют на музыку. Веселая мелодия у них вызывает возбуждение, а спокойная наоборот, успокаивает. В этом возрасте дети начинают разделяться на визуалов и аудиалов. Первые лучше воспринимают зрительные образы, вторые — слуховые. Существует стереотип, что девочки воспринимают мир ушами, а мальчики глазами. На самом деле это не так, тип восприятия абсолютно не зависит от пола. Чему ребенок будет отдавать предпочтение, звукам или образам, зависит исключительно от его индивидуальных особенностей.

Развитие слуха у ребенка в 4 месяца жизни идет параллельно с развитием речи. Дети могут не только агукать и произносить простые открытые гласные «а», «о», а начинают соединять их с согласными. Прежде всего они учатся произносить звуки «м», «п», «б». Иногда у них получается сказать слово «мама», «папа» или «баба», но чаще получаются слоги «бо», «ма», «хе», «ый». В детском лепете уже начинают просматриваться особенности языка, на котором разговаривают родители. Ребенок начинает активно общаться с родителями. Он с радостью «отвечает» маме, реагирует на ее интонации, хоть слов еще не понимает. Если общение внезапно прекратить, малыш заходится плачем. Чужих людей он пока не боится, увидев нового человека проявляет к нему интерес и пытается «заговорить». Речевое развитие мальчика может быть более медленным, чем девочки. Хотя на четвертый месяц это еще не так заметно.

Подведем основные достижения малыша в возрасте четырех месяцев, которые связаны с развитием слуха и зрения. Вот чему успели научиться детки:

  • Видеть предметы на расстоянии 3,5 метров
  • Хорошо различать яркие и контрастные цвета
  • Следить за движущимися объектами
  • Менять угол зрения на 180 градусов
  • Определять источник шума и поворачивать туда голову
  • Различать голоса родителей, их интонации
  • Правильно реагировать на разные типы музыки
  • Произносить более сложные звукосочетания
  • Детям нравится общаться со взрослыми, они сами проявляют инициативу.

Умственное и эмоциональное развитие малыша

Развитие у ребенка 4 месяцев эмоций и умственных способностей идет очень бурно. Он учится устанавливать связи между зрительными, слуховыми образами и последующими событиями. Например, многим детям становится понятно, что вид маминой груди означает еду. Они быстро успокаиваются, увидев сосок, даже до того, как возьмут его в рот. Эмоции ребенка становятся намного богаче, он умеет не только улыбаться, но и заливисто смеяться, чему несказанно радуются родители. Бурно проявляет радость при появлении мамы или папы, так же бурно реагирует на их внезапное исчезновение. Возбуждается при виде любимой игрушки, домашнего животного, звуках веселой песенки. Часто визжит и рычит от удовольствия, активно машет ручками и ножками. С помощью погремушки или колокольчика можно легко отвлечь малыша, добиться, чтобы он перестал плакать.

Потребности ребенка на четвертый месяц становятся более разнообразными, чем раньше. Он сигнализирует не только о том, что хочет пить и есть, писать и какать. Сейчас он капризничает, так как ему скучно, малыш проявляет любопытство при виде новых игрушек, интересуется новыми незнакомыми звуками.

Кроха начинает реагировать на свое имя, по-разному воспринимает голоса мамы и папы. В 4 месяца детям нравятся активные игры. Они радуются, если их подбрасывают, кружат, занимаются гимнастикой. Еще больше малышам нравится общаться со взрослыми, даже не совсем знакомыми. В этом возрасте они еще плохо различают своих и чужих, страх перед незнакомцами придет чуть позже.

У ребенка в 4 месяца жизни начинается интенсивное развитие памяти. Он может узнавать предметы и игрушки, которые видел минуту назад. Кроха уже хорошо знает всех, кто живет вместе с ним (папу, маму, бабушку), но больше всего привязан к маме. Себя и ее он еще воспринимает как единое целое, потому постоянно нуждается в тактильном, голосовом контакте. Визуальный образ мамы у ребенка связан с тем, как она выглядит, с одеждой и прической. Потому при смене цвета волос или в новом платье малыш ее может не узнать. Детям нравится изучать свое собственное тело, это занимает большую часть их времени. Малыш часто играет собственными ручками и ножками, ощупывает носик, губки, животик, сосет пальчики, трет глазки, пытается затянуть в рот ножку. Можно тихонечко понаблюдать за крохой, пока она вас не видит. Вы сможете лучше узнать, чему малыш уже научился.

Итак, подведем итог, чему научился ребенок в 4 месяца:

  • Начинает понимать самые простые причинно-следственные связи
  • Расширяется гамма чувств, ребенок испытывает страх, любопытство, радость, обиду
  • В эмоциональном плане малыш делает большой скачок
  • Активно изучает собственное тело
  • Узнает по лицу и голосу близких, выделяет, в первую очередь, маму
  • Посторонних людей воспринимает пока без страха, но с некоторой настороженностью
  • Происходит активное развитие памяти.

Не следует постоянно заглядывать на женский форум или расспрашивать постоянно знакомых мам, чему научились их дети. Особенности развития ребенка в 4 месяца очень индивидуальные. Разным детям свойственны разные навыки, потому грести всех под одну гребенку не стоит. Мальчики и девочки не слишком отличаются друг от друга в этом.

Особенности ухода за четырехмесячным ребенком

Основу кормления четырехмерного ребенка по-прежнему составляют смеси и грудное молоко. Ребенок ест 5-6 раз на протяжении дня, иногда один или два раза просыпается ночью или ранним утром, чему не стоит удивляться. Дети много энергии тратят на развитие и рост, так что выдержать длительный ночной перерыв в еде еще на способны. Насчет времени введения прикорма, существуют разные мнения. Старая таблицы рекомендует уже в этом возрасте давать младенцам фруктовые соки, каши или овощные пюре. Новые правила утверждают, что детям на грудном вскармливании прикорм нужно вводить не раньше шести месяцев, а малышам на смеси – в 5-5,5 месяца. Какой режим питания и прикорма выбрать, лучше подскажет ваш педиатр. Он проведет осмотр ребенка и на его основе примет решение. Также у врача можно попросить качественные материалы, касающиеся питания ребенка первого года жизни.

Прикармливать ребенка необходимо тогда, когда у мамы мало молока. В таком случае ребенок часто встает и кричит ночью, просит есть каждые 1,5-2 часа днем. Если приложить его к груди, пьет молоко очень жадно. В качестве первого прикорма может выводится каша безмолочная, гречневая или рисовая. Манная и овсяная противопоказаны для питания младенцев, так как содержат глютен, а кукурузная слишком грубая для малыша. Овощное пюре можно делать из кабачка, тыквы, капусты цветной. Из фруктов детям дают яблочко, резаный и протертый банан. Соки и компот подойдут любые, кроме цитрусовых, нежелательны также красные ягодки. Они содержат многие витамины, которых вскоре будет не хватать малышу. Прикорм вводят очень маленькими порциями на протяжении двух недель. Первая порция должна составлять не больше половинки чайной ложечки, с постепенным доведением до 100 миллилитров. Меню для дополнительного кормления надо подбирать индивидуально, следить чтобы на продукты не возникла аллергия.


Отправить

Потребность во сне на четвертый месяц около 15 часов. Приблизительно 10 часов ночью и три раза по 1,5-2 часа днем. Укладывать кроху спать надо в период от семи до девяти вечера. Некоторые детки ночью еще просыпаются, чтобы поесть, это нормально. Но есть и те, которые спокойно спят до утра. В комнате, где спит ребёнок должно быть тихо, ни в коем случает не держите, и не включайте там телевизор или компьютер. Иначе малыш будет беспокойный, станет ворочаться во сне, а утром проснется уставшим и капризным, а истерики вам ни к чему. Желательно установить распорядок сна днем, укладывать малыша в кроватку в одно и то же время. Если грудничок отказывается заснуть, можно включить ему тихую спокойную музыку или спойте колыбельную. Для хорошего сна и нормального аппетита важны прогулки. Вывозить на улицу малыша надо не меньше двух раз, желательно утром и вечером.

По-прежнему важен уход за кожей ребенка. Следует вовремя менять подгузники, каждые 2-3 часа, пользоваться качественной детской косметикой. Ежедневное купание сейчас превращается в настоящее развлечение. Купите крохе специальные игрушки для ванной, удлините немножко время водных процедур, чтобы он мог с ними поиграть.

Одежда малыша должна быть из натуральных тканей, без лишних швов. Важно, чтобы она не сковывала движений, и не мешала, размер должен соответствовать возрасту. Длинные завязки, рюши и пуговички малышу ни к чему, одежда должна быть в первую очередь функциональной. Устраивайте ребенку несколько раз в день воздушные ванны, положите голенького на кровать и поиграйте. Это не только полезно для кожи, но и закаляет младенца, помогает лучше развивать двигательные навыки. На четвертый месяц малыш лысеет, пугаться не следует, просто пушковые волосы сменяются обычными.

Занятия с ребенком в 4 месяца

Чтобы развитие ребенка на 4 месяце шло правильно, с ним нужно заниматься. Чему можно его научить в этом возрасте? Когда малыш бодрствует, кладите чаще его на живот. Он будет укреплять мускулы шеи и спины, сможет более активно рассматривать мир вокруг. Попробуйте стимулировать ползанье. Положите игрушку в некотором отдалении от ребенка, пусть пробует дотянуться. Если кроха еще не научилась переворачиваться, помогите овладеть этим навыком. Когда малыш лежит на спине, заложите ему одну ножку на другую и медленно переверните на бок. В том же положении подложите руку ему под спину и покачиваете из стороны в сторону. Уложите ребенка на бок и легонечко подтолкните, чтобы он сам попробовал повернуться. Младенец не должен сразу же повторить то, чему вы пытаетесь его научить. Наберитесь терпения, через несколько дней он сам удивит вас новыми умениями.

Активные игры очень полезны для периода четырех месяцев. Попробуйте поднимать малыша вверх и опускать вниз, кружить. Некоторым детям такое упражнение очень нравится. Гимнастика и зарядка пока пассивная, разгибание и сгибание ручек, разведение ножек «велосипедик». Можно пробовать подтягивать малыша на руках, чтобы он понемногу садился. Но долго в таком положении держать его нельзя. Возьмите кроху под мышки, в вертикальном положении детки активные прыгунки, им нравится пружинить на полусогнутых ножках. Для развития моторики пальцев играйте с карапузом в «тоси-тоси», перебирайте его пальчики, давайте в руки игрушки разной формы, с подвижными деталями. Вечером обязательно делайте расслабляющий массаж, чтобы малыш хорошо засыпал.

У малыша в 4 месяца уже довольно хорошо развито зрение, они различают основные цвета. Потому показывайте им картинки, на которых нарисована фигура, цифра или буква. Играйте с исчезающими предметами, медленно удаляйте игрушку с поля зрения ребенка, потом возвращайте ее на место. Почаще включайте ребенку музыку, читайте книги, детские стихи, перед сном обязательно спойте колыбельную. Очень важны занятия для развития речи. По несколько раз в день «разговаривайте» с малышом». Говорите простые слова, слоги с разными интонациями, повторяйте речевые упражнения несколько раз в день. Необходимо всегда проявлять радость и хвалить крошку, когда у него получится повторять за вами звуки. Если вы чем-то занимаетесь с ребенком, комментируйте все свои действия словами. Тогда развитие речевых навыков пойдет у него намного быстрее.

Правильный режим кормления, развитие и уход за ребенком, очень важны, ведь в первый год малыш может многому научиться. Но единственно правильный рецепт, чему и как стоит учить младенца в раннем возрасте, пока не известен. Намного важнее установить с ним теплый эмоциональный контакт и психологическое взаимопонимание. Чему бы вы не учили кроху, радуйтесь даже его малейшим успехам. Хвалите малыша, он постоянно должен слышать положительные отзывы. Позитивные интонации в голосе поддержат и ободрят его, станут прекрасным стимулом для новых свершений. Постарайтесь, чтобы коляска с малышом всегда была рядом с вами, даже если вы занимаетесь собственными делами. Обязательно снимайте первые месяцы жизни карапуза на видео, чтобы потом он мог сам посмотреть на себя маленького.